Поэтический мир Николая Гумилёва: "Огненный столп" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Смагина, Ольга Александровна

  • Смагина, Ольга Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 227
Смагина, Ольга Александровна. Поэтический мир Николая Гумилёва: "Огненный столп": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Смоленск. 2000. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Смагина, Ольга Александровна

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 1. СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КНИГИ.

§ 1. Частотный словарь.

§ 2. Семантические поля.

§ 3. Сопоставление "субъекта" поэтического мира книги

Огненный столп" с "субъектом" восьми поэтических книг Гумилёва и творчества русских поэтов Х1Х-ХХ вв

§ 4 Тема огня.

ГЛАВА 2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА КНИГИ.

§ 1 Количественное соотношение разных видов тропов в книге "Огненный столп".

§ 2 Парадигмы образов книги "Огненный столп".

§ 3 Особенности реализации парадигмы X существо в книге

Огненный столп".

ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИЯ КНИГИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтический мир Николая Гумилёва: "Огненный столп"»

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Огненный столп" - последняя прижизненная книга Н.С. Гумилёва, вышедшая в свет в августе 1921 года, незадолго до его гибели, стала, по мнению многих рецензентов, критиков и исследователей, вершинным достижением поэта. Наиболее восторженный отзыв принадлежит В. Пясту: " «Огненный столп» - книга классического значения. В ней прекрасны каждая страница, строка и слово" [1]. Образцом уверенного мастерства называет книгу Н. Оцуп [2]. В диссертации о творчестве Гумилёва, написанной Оцупом спустя 30 лет с момента гибели поэта, "Огненному столпу" дается еще более высокая оценка: "Исключительное качество стихов, собранных в этой книге, доказывает, что автор достиг высшей степени совершенства" [3]. Г. П. Струве в статье "Творческий путь Гумилёва" пишет: "Два последних сборника Гумилёва <-.>, то есть «Костер» (1918) и «Огненный столп» (1921) - вершина его творчества. Они свидетельствуют о неуклонном совершенствовании его мастерства и столь же неуклонном внутреннем росте и показывают, какие возможности таились в поэте, жизнь которого оборвалась так трагично и рано" [4]. Современные исследователи творчества Гумилёва единодушно признают "Огненный столп" высшим достижением Гумилёва-поэта. Так, Вяч.Вс. Иванов в статье о поэтическом мире Гумилёва пишет: " «Огненный столп» и примыкающие к нему стихи неизмеримо выше всего предшествующего" [5].

Огненный столп" вывел Гумилёва на новый уровень творчества. Качественные изменения произошли в его поэтике. Сам Гумилёв чувствовал, что стоит на пороге нового этапа творчества [6]. Как нечто качественно новое книга была воспринята и критиками: так, С. Бобров отмечал, что в этой книге Гумилёв впервые подошел к трагедии человека, приблизился к заповедной зоне поэзии [7]. "Гумилёв, вообще не любивший говорить о себе, на этот раз, как бы предчувствуя свой близкий конец, дал нам заглянуть в свою душу и сам нарисовал перед нами свой духовный образ",-писал Н.Минский в рецензии на книгу [8]. Стремление осмыслить глубинные процессы собственной духовной жизни и жизни всего человечества, его связи с Космосом, Богом обусловило сложность семантики книги, её философский характер. Это почувствовали ещё первые рецензенты "Огненного столпа": "Н.С. Гумилёв не хотел, чтобы его принимали за философа. Между тем вряд ли среди русских, да и мировых, поэтов-философов par excellence, вряд ли у кого-нибудь найдутся такие, т.е. сказанные ясно и точно, глубокие мысли, как в триптихе «Душа и тело» <.>" [9]. А.И. Павловский считает, что "Огненный столп" - книга по преимуществу философской лирики, свидетельствующая о сложившейся лирико-философской концепции бытия [10]. В смысловой ткани книги сложным образом переплетаются элементы библейско-христианских, масонских, теософских, антропософских, ницшеанских и других религиозных и философских учений [11], образы и мотивы различных мифологий.

Материалом для нашего исследования послужило первое издание книги "Огненный столп", вышедшее в 1921 году в Петрограде в издательстве "Petropolis". В дальнейшем при цитировании стихотворений из книги "Огненный столп" в круглых скобках указывается номер страницы этого издания. Нами исследованы рукописи стихотворений, входящих в данную книгу, находящиеся в РГАЛИ (альбом "Стихотворения 1919г.", ф. № 147, on. 1, ед. хр. № 4-5) и в "Отделе рукописей и редких книг" РНБ (рукописный сборник "Персия", ф. № 124, собрание П.Л. Вакселя, ед. хр. № 1397).

Последняя по времени библиография отечественной литературы о Гумилёве, охватывающая период с 1905 по 1988 годы, насчитывает 540 наименований [12]. Это количество увеличивается в "Дополнительных материалах к библиографии работ о Н.С. Гумилёве (1988-1990)" Ю.В. Зобнина и С.Л.Слободнюка до 686 наименований [13]. Много работ вышло за границей на русском и иностранных языках. Они составляют значительную часть библиографии В. Крейда [14] - первой подробной библиографии работ о Гумилёве. Большое количество работ о Гумилёве появилось после

1990 года. Среди них - книги биографического характера, статьи, диссертации.

Огненный столп" принадлежит к числу наиболее исследуемых книг поэта. Всю литературу о нем можно разделить на несколько групп: 1) рецензии на книгу; 2) статьи, посвященные книге в целом; 3) работы, посвященные отдельным стихотворениям книги; 4) работы общего характера о творчестве Гумилёва, в которых содержатся главы, разделы, посвященные "Огненному столпу"; 5) работы, посвященные отдельным проблемам творчества Гумилёва, в которых есть сведения об "Огненном столпе" или отдельных стихотворениях, входящих в него; 6) работы, посвященные отдельным проблемам русской литературы, в которых содержатся значительные упоминания об исследуемой книге, сюда мы относим и работы компаративного характера, сопоставляющие творчество нескольких поэтов. Охарактеризуем кратко каждый раздел.

1) Книга "Огненный столп" получила широкий отклик в критике. Всего насчитывается 8 рецензий [15]. В целом книга была охарактеризована положительно и даже восторженно, о чем нами было сказано выше. Впрочем, некоторые критики не нашли в книге ничего хоть сколько-нибудь замечательного, ограничились перепевами об экзотической романтике и "Музе Дальних Странствий" [16].

2) Книга в целом исследуется только в двух статьях - в статье Е.П. Мстиславской "Последний сборник Н.С. Гумилёва "Огненный столп" (к проблеме содержательной целостности)" [17] ив статье Э. Сампсона "In the Middle of the Journey of Life. Gumilev's Pillar of Fire" [18], которые характеризуются нами в главе о композиции книги.

3) Эта группа наиболее обширна. Абсолютное большинство работ посвящено "Заблудившемуся трамваю" [19], особая тема здесь - характеристика художественного пространства и времени, эта проблема рассматривается в статьях Э. Русинко и И. Мазинг-Делич [20]. Внимания заслуживают содержательные статьи Р. Эшельмана о "Душе и теле" и "Слове", раскрывающие их религиозно-мистическое содержание [21]. Предметом подробного анализа стали "восточные" стихотворения книги. Особо следует отметить статьи М. Баскера о "Пьяном дервише" [22].

4) Уже первая значительная работа, "долгое время остававшаяся основополагающей для поколений гумилёвоведов" [23], - статья Ю. Вер-ховского "Путь поэта" содержит важные замечания о поэтике "Заблудившегося трамвая", наметившего новые пути развития поэзии Гумилёва, довольно подробный анализ поэмы "Звездный ужас" - "самого значительного и цельного", по мнению Верховского, произведения Гумилёва. Наблюдения Верховского о поэтике "Заблудившегося трамвая" поддерживаются и дополняются в первой диссертации о творчестве Гумилёва - диссертации H.A. Оцупа, который находит для неё название - поэтика "наложения планов" и впервые открывает её истоки - труды Анри Бергсона, тем самым заложив основу большой темы в науке о Гумилёве - влияние философии Бергсона на творчество поэта [24]. Отдельная глава посвящена "Огненному столпу" в книге С.Л. Слободнюка "Н.С. Гумилёв. Проблемы мировоззрения и поэтики", первом монографическом исследовании о поэте, вышедшем после долгих лет замалчивания, где автор выделяет ряд значительных черт художественного мира книги: его сложность, сочетаемость в нем многих культурных традиций, важную роль системы оппозиций и т.д., однако с некоторыми выводами исследователя, например, о том, что "Огненный столп" является апофеозом дьявольского начала в лирике поэта, согласиться сложно. Глава, посвященная "Огненному столпу", содержится в диссертации Н.В. Лущик "Эволюция лирического мира Н. Гумилёва". По мнению исследовательницы, центральным психолого-философским комплексом художественного мира "Огненного столпа" становится комплекс "пространства - времени - памяти", где категории реального мира - Пространство и Время - в проекции на личность вступают в сложные отношения между собой и синтезируются в категории памяти [25].

5) Пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о религиозно-философских основах творчества Гумилёва. Особая тема - Гумилёв и оккультизм - подробно исследуется H.A. Богомоловым [26]. Ему удалось показать значительную роль оккультных учений в творчестве Гумилёва, в том числе в книге "Огненный столп". Влияние масонства на творчество Гумилёва исследуется в статье М. Йовановича [27]. В связи с проблемой "Гумилёв и примитив" рассматривается Ш. Греем поэма "Звездный ужас" [28]. Тема, привлекающая особое внимание исследователей, - Гумилёв и Восток. В контексте этой темы в статьях Р.Д. Тименчика, С.Л. Слобод-нюка, Е.К. Чудиновой рассматриваются "восточные" стихотворения "Огненного столпа" [29].

6) В статьях компаративного характера, сопоставляющих творчество Гумилёва с творчеством других поэтов, нередко содержатся ценные замечания о книге, являющейся предметом нашего исследования. Среди работ такого рода выделяется несколько направлений, наиболее важные из них -Гумилёв и Мандельштам, Гумилёв и Блок. Тематические переклички стихотворений "Слово", "Звездный ужас" с текстами Мандельштама рассматривает в своей статье И. Винокурова [30]. Влияние творчества Блока на поэзию Гумилёва не раз отмечалось исследователями. Важные тематические переклички стихотворений "Огненного столпа" с текстами Блока отмечаются в статье Вяч.Вс. Иванова о поэтическом мире Гумилёва [31]. В статье Л. Аллена "Литературные реминисценции из Гоголя у Пастернака и Гумилёва" подробно исследуется пласт гоголевских реминисценций стихотворения "Заблудившийся трамвай" [32]. Статья Р.Д. Тименчика "Символика трамвая в русской поэзии" включает гумилёвский образ трамвая в парадигму образа трамвая в русской поэзии [33]. Кроме названной в обзоре, литература по отдельным проблемам творчества Гумилёва приводится в начале глав второй и третьей.

Несмотря на обилие работ об отдельных стихотворениях "Огненного столпа", о книге в целом, нет таких, где она исследовалась бы монографически, рассматривалась бы как система взаимосвязанных элементов, хотя опыт такого исследования одного из циклов Гумилёва - "К синей звезде" - существует [34].

Название нашей диссертации - "Поэтический мир Николая Гумилёва: «Огненный столп»". Термин "поэтический мир", или "художественный мир" [35], относится к числу так называемых "мягких терминов". Нам не удалось встретить ни одного четкого определения данного понятия. Каждый исследователь конкретизирует его содержание в зависимости от стоящей перед ним задачи. Однако анализ ряда работ позволяет выявить ядро проблематики, связанной с изучением поэтического мира. Это - поэтическая семантика. "Творя свой мир, поэт пользуется определенным, характерным именно для него кругом лексики, отражающей понятия, предметы, вещи, их качества, оценки и характеристики, состояния, действия, отношения и связи, в которых они находятся. Поскольку <.> все то, из чего состоит художественный мир, выражено в ясных категориях - именах существительных, прилагательных и глаголах, то исследователь художественного мира поэта вправе обратиться к семантическому анализу <.>" [36]. Известно также высказывание Ю.М. Лотмана: "Каждый текст имеет свой мир, грубым, но адекватным слепком которого является его словарь. Перечень лексем текста - это предметный перечень его поэтического мира. Монтаж лексем создает специфическую поэтическую картину мира" [37]. Очевидно, что первым этапом исследования поэтического мира должно стать изучение лексического состава произведения. Приемом, позволяющим сделать это с максимальной точностью и полнотой, является составление и анализ частотных словарей. Однако частотный список дает представление только о словарных значениях лексем, в то время как слово в поэтическом тексте не равно самому себе, оно "заражается" значениями соседних слов, изменяется под влиянием контекста, наконец, изменяет значение посредством поэтических тропов. Исследование того, какие отношения возникают между словами в поэтическом тропе, может стать следующим этапом изучения художественного мира поэта. На вопрос, как строится поэтический мир того или иного произведения, отвечает анализ композиции.

Не существует систематического анализа тематической и образной систем книги "Огненный столп", основанного на точных методах. Мы произвели исследование, объединившее несколько методик: а) методику составления и анализа частотных словарей; б) методику исследования поэтических образов, основанную на выявлении их парадигм (инвариантов), разработанную Н.В. Павлович. Описание названных методик мы поместили в начало параграфов первого и третьего главы первой и параграфа второго главы второй. Не существует также композиционного анализа книги, основанного на данных тематического, образного, метрического анализов стихотворений.

Цели работы. 1. Описать структуру поэтического мира последней прижизненной книги Н.С. Гумилёва. С помощью составленного нами частотного словаря выявить и осмыслить основные темы книги. Данные частотных словарей других книг поэта позволяют рассматривать "Огненный столп" в контексте всего поэтического творчества Гумилёва, а данные частотных словарей книг других поэтов - в контексте русской поэзии Х1Х-ХХ вв.

2. Описать образную систему книги. Выделить наиболее продуктивные парадигмы и рассмотреть особенности реализации некоторых из них. Сравнить наиболее продуктивные парадигмы образов "Огненного столпа" с ключевыми парадигмами русской поэзии, что позволит сделать выводы, с одной стороны, о творческой индивидуальности автора, с другой, - о следовании определенной поэтической традиции.

3. Проанализировать композицию книги, основываясь на данных тематического, образного и метрического анализов стихотворений.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации опубликованы. Всего по её проблемам насчитывается 6 публикаций. По материалам диссертации были сделаны доклады на ежегодных научных студенческих и аспирантских конференциях, проводимых кафедрой истории и теории литературы Смоленского государственного педагогического университета (1996, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.), на межвузовской конференции "А. Ахматова и Н. Гумилёв в контексте русской литературы XX века. Третьи ахматовские чтения" (1999 г.) в Тверском государственном университете. Доклады в соавторстве были представлены на международных научных конференциях "Лингвистическая и прикладная поэтика в системе современных наук" (Санкт-Петербург, 1998 г.) и "Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: итоги исследования в XX веке" (Смоленск, 1999 г.).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списков источников и литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Смагина, Ольга Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Составленный нами частотный словарь книги "Огненный столп" выявил её основные темы. Первым в нем стоит слово небо, занимающее в словарях других книг поэта места от 27 (ПК) до 9 (ЖА). Небо в поэтическом мире "Огненного столпа" Гумилёва выступает как абсолютное воплощение верха, истинной духовности, к которой стремится лирический герой, место обитания Высшей силы, Бога. Важную роль в книге играет космическая образность. Млечный Путь, Зодиак отождествляются с садом, хором, с помощью этих образов Гумилёв показывает, что небо в его художественном мире является пространством гармоническим, упорядоченным. В разделе словаря образов "Свет и тьма" больше образов о звездном свете, они играют важную роль в стихотворении "Звездный ужас".

В группу наиболее частотных слов входят также лексемы глаза, слово, душа, рука, тело, мир, человек, сердце, видеть. Лексемы, обозначающие орган зрения человека и сам процесс зрительного восприятия мира, встречаются в числе частотных слов восьми книг поэта, Гумилёв на протяжении всего творчества последовательно подчеркивает важность этой темы. В "Огненном столпе" глаза наделяются важнейшей функцией: с их помощью человек может устанавливать контакт с высшей силой.

Бог устанавливает контакт с человеком с помощью слова. Тема слова приобретает в "Огненном столпе" необычайную значимость, слово выступает как сакральная категория, творчество ставится в прямую зависимость от Бога. На образном уровне значимость данной темы подчеркивается тем, что слово, являясь одним из самых частотных оснований сопоставления, отождествляется с драгоценным, живыми существами, пламенем.

Небо является "верхним" элементом в контрастной паре небо - земля, которая строится по модели верх - низ. Данная модель является главной в книге, так строится большинство контрастных пар, выделенных нами в книге и в группе наиболее частотной лексики: слово - число, Бог - человек, жить - умереть, дети - старики и т.д. Важнейшим для семантики книги является противопоставление тела и души, которое берет начало в книге

Колчан", но в полную силу звучит лишь в "Огненном столпе", причем в отличие от "Колчана" данное противопоставление приобретает здесь особый оттенок. Оно единственное из перечисленных противопоставлений не строится по модели верх - низ; душа и тело оказываются уравнены в правах перед высшей категорией - духом. Важность противопоставления души и тела на образном уровне подчеркивается тем, что данные категории являются самыми частотными основаниями сопоставления в тропах, где в качестве образа сопоставления выступает человек. Подобные образы подчеркивают то, что обе эти составляющие человека стремятся подменить, заместить его.

Целиком на контрасте строятся такие стихотворения книги, как "Память", "Слово", "Душа и тело", "Канцона вторая", "Подражанье персидскому", "Шестое чувство", "Звездный ужас", в остальных случаях контраст участвует в организации семантики фрагментов стихотворений.

Конраст является ведущим композиционным принципом исследуемой книги. Контраст как доминанта композиции дает возможность автору обнажить внутренние противоречия как основу мировосприятия. Книга делится на две части, противопоставленные друг другу.

1) По характеру метрической организации: стихотворения первой части целиком написаны классическими метрами, во второй появляются и начинают преобладать метры неклассические.

2) По экспрессивно-эмоциональному тону: первая часть носит более спокойный, медитативный характер, во второй части происходит резкое омрачение тем и мотивов.

3) По характеру конфликта: если в первой части это прежде всего конфликт внутрений, т.е. конфликт между душами одного человека ("Память") или между душой и телом ("Душа и тело"), то во второй части конфликт переносится вовне: здесь внимание сосредоточено на противостоянии человека и стихий, по большей части враждебных по отношению к нему, - времени, любви, смерти.

4) По особенностям локализации той или иной темы. Так, тема противопоставления души и тела присутсвует только в первой части книги: она появляется уже в первом стихотворении - "Памяти", достигает своего апогея в "Душе и теле", в "Шестом чувстве" непримиримые враги - дух и плоть - объединяются в муках рождения органа для шестого чувства. По мнению исследователей, наиболее устойчивыми темами "Огненного столпа" являются темы любви и смерти. В первой и второй частях книги они ведут себя совершенно по-разному. Если в первой части смерть выступает по большей части как категория абстрактная, как естественный, хотя и вызывающий страх, конец земного пути человека (последний катрен "Памяти"), то во второй части - как результат вмешательства в его жизнь темных сил, это почти всегда насильственная смерть. В книге существует два полюса отношения к любви и женщине. Стихотворения, в которых любовь воспринимается как чувство духовное, возвышающее человека, где высказывается отношение к женщине как к высшему существу, в которых Гумилёв приближается к воспеванию Вечной Женственности, в основном локализуются в первой части книги. Наоборот, во второй части в основном представлены тексты, где высказывается противоположный взгляд на любовь и женщину, где любовь представляется как чувство плотское, греховное, связанное с языческими и демоническими мотивами. На образном уровне в тропах, где женщина сравнивается с валькирией, кометой, находит отражение именно этот аспект образа женщины.

Сознание лирического героя постоянно колеблется между добром и злом, телесным и духовным, христианством и язычеством, напряжение между этими полюсами сознания становится одним из основных структурных стержней книги. В основе лирического сюжета книги лежит история жизненного пути - точнее, работы самосознания лирического героя. Моделью для изображения пути лирического героя становится духовный путь самого поэта, отсюда автобиографический характер многих стихотворений, появление в числе важнейших темы памяти. С темой памяти, проблемой преемственности культуры связана тема, проводимая лексемой дети (которая также впервые появляется в числе наиболее частотных слов), хотя часто отношения отцов и детей складываются сложно, их культурные ценности оказываются на противоположных полюсах. Используя темы, образы, мотивы, принадлежащие к различным культурным традициям, Гумилёв включает свою книгу в культурный ряд всего человечества. "Огненный столп" является ярким примером обращения Гумилёва к "семантической" поэтике, дающей возможность разворачивать самые разнообразные системы восприятия, опирающиеся на разные коды. Установка на множественность прочтений дается уже в названии книги, в зависимости от контекста разные оттенки значения, порой прямо противоположные, приобретает тема огня, появляющаяся в названии. Общее значение, которое приобретает в книге огонь - знак метаморфоз, одним из видов которых является оборотничество. Данный мотив, важный для всего творчества Гумилёва, является одним из центральных мотивов "Огненного столпа".

В группу наиболее частотной лексики входят три слова, обозначающие временные категории (день, ночь, год), что подчеркивает важность данной темы для книги. Проблему времени поэт пытается решить, опираясь на философию времени Анри Бергсона, которая лежит в основе поэтики "наложения планов", достигающей своего высшего проявления в стихотворениях "Заблудившийся трамвай" и цыган".

Роль пространственных ориентиров играют в книге имена собственные. Художественное пространство книги неоднородно. Пространства Севера и Востока, которые сближаются по своим сакральным функциям, противопоставлены пространствам Юга и Запада. Несмотря на общее противопоставление земного и небесного пространтсв в книге, пространство Востока иногда приобретает черты мира верха и сближается по этому признаку с пространством небесным.

Слова с наибольшей частотностью принадлежат к тематической сфере "Человек", другая значимая часть наиболее употребительной лексики -слова, принадлежащие к тематической сфере "Природа". Постепенно ближе к концу частотного списка появляются слова, принадлежащие к понятийным сферам "Вещи" и "Культура". Анализ словаря образов показывает, что в исследуемой книге больше всего образов о человеке (53), немного меньше о природе (49), от этих двух понятийных сфер значительно отстают понятийные сферы "Вещи" (11) и "Культура" (9). Человек и природа стоят на первом месте в поэтическом мире Гумилёва. Количественная разница между этими тематическими сферами незначительна. Природное и человеческое уравновешивают друг друга на всем протяжении творчества Гумилёва. Корни этого явления лежат в мировоззрении Гумилёва, считавшего человека органической частью целого, звеном в системе мироздания, всеобщего жизненного порыва. На образном уровне это выражается в обилии тропов, в которых человек и его органы сравниваются с животными и растениями, тем самым устанавливается связь между человеком и природой.

Устойчивая третья позиция семантического поля "Вещи" на всем протяжении творчества Гумилёва подтверждает известный тезис о вещности акмеистической поэтики.

Значимой для тематики последней прижизненной книги поэта является семантическая группа "Религия". Слова, принадлежащие к данной тематической сфере, приближаются к центру поэтического мира Гумилёва: лексема Бог относится к сфере наиболее частотных в семи книгах поэта, в "Жемчугах" занимает первую позицию. В словаре Гумилёва, единственном из рассматриваемых (21 частотный словарь русских поэтов), среди самых частотных встречаются слова крест, серафим.

Анализ распределения лексики по семантическим полям показал, что поэтический мир Гумилёва с первой до последней книги не претерпел значительных изменений. Во всех книгах, за исключением двух, сохраняется следующий порядок расположения семантических полей: "Человек", "Природа", "Вещи", "Культура". Такая структура поэтического мира характерна для поэзии Ахматовой, Пастернака, Петровых. Количественные данные показывают, что по отражению различных сторон действительности книга "Огненный столп" близка к поэзии Блока, Ахматовой, Пастернака ("Сестра моя жизнь" и "Когда разгуляется").

Сопоставление частотного словаря книги "Огненный столп" со словарями других книг поэта и со словарями русских поэтов Х1Х-ХХ вв. с помощью рангового корреляционного анализа по Спирмену дало следующие результаты. Отрицательной корреляции между словарями книг Гумилёва не наблюдается. Имеется либо сходство, либо независимость организации семантики. Словарь ОС статистически значимо коррелирует со словарями РЦ, ЖА, ЧН и КН, причем коэффициенты корреляции возрастают от книги к книге. Словарь ОС больше коррелирует с книгами среднего, акмеистического периода. Наиболее близкой к ОС оказывается книга КН, / с ней исследуемую нами книгу связывает множество тематических, образных, сюжетных параллелей. Словари книг Гумилёва коррелируют, причём при высоких коэффициентах корреляции, со словарями книг романтиков XIX в - Лермонтова, Баратынского, Фета, Тютчева. Результаты показывают, что по крайней мере в области тематики акмеисты, Гумилёв в том числе, как и символисты, ориентировались на романтическую традицию XIX века. Видимо, это одна из точек соприкосновения акмеистов и символистов, которая объясняет наличие высоких коэффициентов корреляции словарей книг Гумилёва и словарей книг символистов, более всего К. Бальмонта и 3. Гиппиус. Словари книг Гумилёва слабо коррелируют со словарями Блока и А. Белого. К. Бальмонт и 3. Гиппиус принадлежат к старшему поколению модернизма, к декадентам; Блок и А. Белый - ко второму поколению, к собственно символистам. Акмеисты, как это обыкновенно бывает в истории литературы, отталкивались от непосредственных предшественников - А. Белого и Блока и через их головы больше тяготели к декадентам. Словари книг Гумилёва надежно коррелируют со словарями книг других акмеистов - Ахматовой и Мандельштама, особенно это касается книг среднего, акмеистического периода - ЧН и КН.

Исследование образной системы книги на уровне тропов показало, что она берет истоки в мировоззрении поэта и наиболее общих положениях акмеистической поэтики. Абсолютное преобладание автологического эпитета, небольшое количество "чистых" метафор, когда в тексте присутсвует только образ сопоставления, предпочтение тропов с сильной степенью отождествления понятий (сравнений, отождествлений), что соответствует требованию "большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме", выдвинутому Гумилёвым в статье "Наследие символизма и акмеизм", свидетельствует о том, что Гумилёв в "Огненном столпе" стремится не к "романтическому ^ преображению мира", основным приемом которого, по замечанию В.М. Жирмунского, служит метафора, а к изображению мира, его объектов по большей части такими, каковы они есть, их реальных качеств, не нуждающихся в наделении их другими качествами, в "оправдании извне".

В качестве правого элемента тропа в исследуемой книге чаще всего выступает понятие "существо", самые разнообразные понятия отождествляются с живыми существами - людьми или животными. Так что парадигма X -» существо является наиболее частотной парадигмой в книге (53), причем чаще всего с существом отождествляются существа же (6), их органы (17), а также чувства и память (6), свет (8), слово (4). Реализация названной парадигмы в конкретных образах зависит от конкретной задачи семантического или стилистического характера.

Сравнение наших данных о наиболее частотных парадигмах исследуемой книги и данных Павлович, полученных ею для всей русской поэзии и для текстов шести авторов (Бунина, Кушнера, Вознесенского, Твардовского, Исаковского, Конецкого) показывает, что большие парадигмы, продуктивные для всей русской поэзии и для текстов шести авторов, по большей части являются продуктивными и для "Огненного столпа", то же можно сказать и о темах образов. Однако понятия внутри больших парадигм распределяются Гумилёвым оригинально, малые парадигмы, продуктивные для исследуемой книги, редко оказываются продуктивными для всей русской поэзии и текстов шести авторов. Таким образом, следуя традиции в целом, в частном Гумилёв от неё отходит.

Самой распространенной семантической группой эпитетов в книге "Огненный столп" являются цветовые эпитеты. Анализ их употребления показывает, что они участвуют не только в создании определенного колорита, но и в семантической организации стихотворений, дополняя и углубляя их смысл.

Сочетание нескольких методик исследования дало возможность рассмотреть поэтический мир книги в его целостности как систему взаимосвязанных элементов. Подобно тому как Гумилёвым устанавливаются смысловые связи между различными явлениями окружающего мира, осуществляется тесное взаимодействие между различными уровнями организации книги: между тематикой, образами и метрикой. Поэтический мир книги предстает как удивительно цельный и монолитный. Стихотворения, образующие метрические комплексы, как правило, оказываются связанными между собой по семантике. Только в единственном случае МК представляет собой совершенно эклектичное образование с точки зрения тематики. Метрика играет важную смысловую роль, выполняя следующие функции: 1) смена размера маркирует переход от одной темы к другой при начале нового МК; 2) выявляет контраст тематически близких текстов, по-разному трактующих одну и ту же тему ("Канцона первая" и "Канцона вторая"); 3) некоторые размеры постоянно сопровождают в книге определенные темы, скрепляя отдельные стихотворения и МК. Это касается двух разновидностей пятистопного хорея, сопровождающего в книге темы пути в реальном и аллегорическом планах, размышления о жизни и смерти, тему любви, а также пятистопного ямба, который сопутсвует в книге теме противопоставления души и тела, духовного и телесного. Неклассические метры в целом (не считая верлибра в "Моих читателях") подчеркивают мрачный колорит стихотворений второй части, сопровождают темы насильственной смерти, греховной любви, противостояния человека и враждебной ему стихии.

Несмотря на то, что окружающий мир воспринимается Гумилёвым как глубоко противоречивый, в итоге поэту удается прийти к гармонии.

123

Преодоление мирового хаоса, мировых противоречий связывается поэтом с обретением Бога; об этом "Память" и "Звездный ужас", "Пьяный дервиш" и "Молитва мастеров". Только вера в существование абсолюта дает человеку надежду на иную, лучшую жизнь, приводит к покою и преодолению страха смерти. "Огненный столп" - книга об обретении Бога -является поэтическим завещанием Гумилёва, его вестью миру.

124

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Смагина, Ольга Александровна, 2000 год

1. Гумилёв Н. Путь конквистадоров. - СПб.: Тип. P.C. Вольпина, 1905.

2. Гумилёв Н. Романтические цветы. Париж: Danzig, 1908.

3. Гумилёв Н. Жемчуга. -М.: Скорпион, 1910.

4. Гумилёв Н. Чужое небо. Третья книга стихов. СПб.: Аполлон, 1912.

5. Гумилёв Н. Колчан. Пг.: Гиперборей, 1916.

6. Гумилёв Н. Костер. Пг.: Гиперборей, 1918.

7. Гумилёв Н. Фарфоровый павильон. Пг., 1918.

8. Гумилёв Н. Шатер. Ревель: Библиофил, 1921.

9. Гумилёв Н. Огненный столп. Пг.: Petropolis, 1921.

10. Гумилёв Н.С. Собрание сочинений: В 4т. Под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова. Вашингтон: Изд-во кн. магазина Victor Kam-kin, Inc., 1962-1968.

11. Гумилёв Н.С. Неизданные стихи и письма. Paris: YMCA-PRESS, 1980.

12. Гумилёв Н.С. Неизданное и несобранное. Сост., ред. и коммент. М.Баскер и Ш. Греем. Paris: YMCA-PRESS, 1986.

13. Гумилёв Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1988.

14. Гумилёв Н. Стихи. Поэмы. Тбилиси: Мерани, 1989.

15. Гумилёв Н. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1989.

16. Гумилёв Н. Стихи. Письма о русской поэзии. М.: Худож. лит., 1989.

17. Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990.

18. Гумилёв Н.С. Собрание сочинений: В Зт. М.: Худож. лит., 1991.

19. Гумилёв Н.С. Собрание сочинений: В 4т. Репринтное воспроизведение вашингтонского издания под ред. проф. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова 1962-1968 гг. М.: ТЕРРА-TERRA, 1991.

20. Гумилёв Н.С. Carmina ab auctore selecta. СПб.: Изд-во Дм. Була-нин, 1994.

21. Гумилёв Н.С. Полное собрание сочинений: В 10т. Т. 1-3. М.: Воскресенье, 1998-1999.

22. Гумилёв Н. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2000.1. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

23. Блок A.A. Собрание сочинений: В 8 т. М. - Л.: ГИХЛ, 1960-1963.

24. Мандельштам О.Э. Полное собрание стихотворений. СПб.: Академический проект, 1997.

25. В списке источников мы приводим издания, непосредственно использованные нами в работе, а также, с нашей точки зрения, наиболее значимые. Наименования приводятся в хронологическом порядке.1. ЛИТЕРАТУРА

26. Аврааменко А.П. Н.С. Гумилёв // Русские писатели. Биобиблиографический словарь. М.: Просвещение, 1990. - С.235-237.

27. Аллен Луи. У истоков поэтики Н.С. Гумилёва. Французская и западноевропейская поэзия // Николай Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. - С. 235-252.

28. Аллен Л. Н.С. Гумилёв и русская литература // Гумилевские чтения: Материалы международной конференции филологов-славистов 15-17 апреля 1996 г. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного ун-та профсоюзов, 1996. - С. 108-111.

29. Аллен Л. "Заблудившийся трамвай": комментарий к строфам // Аллен Л. Этюды о русской литературе. Л.: Худож. лит., 1989. - С. 113-144.

30. Аллен Л. Литературные реминисценции Гоголя у Пастернака и Гумилёва // Аллен Л. Этюды о русской литературе. Л.: Худож. лит., 1989. -С. 144-157.

31. Аничков Е. Новая русская поэзия. Берлин: Изд-во И.П. Ла-дыжникова, 1923.

32. Арсеньев Н. Несколько слов о поэзии акмеистов // Записки русской академической группы в США. 1972. - Т. VI. - С. 46-48.

33. Артюховская Н.И. Акмеизм и раннее творчество Анны Ахматовой: Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1982.

34. Ахматова А. Самый непрочитанный поэт. Записки А. Ахматовой о Н. Гумилёве. Публ., сост. и примеч. В.А. Черных // Новый мир. -1990,-№5.-С. 219-223.

35. Баевский B.C. Частотная структура лексики А. Вознесенского ("Антимиры", лирика) // Баевский B.C. Стих русской советской поэзии. -Смоленск, 1972.-С. 102-145.

36. Баевский B.C. "У каждого метра есть своя душа" (Метрика Н. Гумилёва) // Н. Гумилёв и русский Парнас: Материалы научной конференции 17 19 сентября 1991 г. - СПб., 1992. - С. 67-74.

37. Баевский B.C. Пастернак-лирик: Основы поэтической системы. Смоленск: Траст-имаком, 1993.

38. Баевский B.C. Николай Гумилёв мастер стиха // Николай Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. - СПб.: Наука, 1994. -С. 75-103.

39. Баевский B.C. История русской поэзии: 1730-1980 гг. Компендиум. Смоленск: Русич, 1994.

40. Баевский B.C. История русской литературы XX века. М.: Языки русской культуры, 1999.

41. Баевский B.C., Романова И.В., Самойлова Т.А. Темы и вариации русской литературы XIX-XX веков. (В печати).

42. Барабаш Ю. Двойной портрет: Евген Меланюк и Николай Гумилёв: сходное в несходном // Вопросы литературы. 1997. - № 6. - С. 123152.

43. Баскер М. Гумилёв, Рабле и "Путешествие в Китай": к прочтению одного протоакмеистического мифа // Н. Гумилёв и русский Парнас:

44. Материалы научной конференции 17 19 сентября 1991 г. - СПб., 1992. -С. 5-22.

45. Баскер М. О "Пьяном дервише" Н. Гумилёва // Вестник русского христианского движения. 1991. - № 162-163.

46. Баскер М. Стихотворение Н. Гумилёва "Пьяный дервиш": Творческий генезис и метапоэтика текста // Филология Philologica. - 1994. - № 3. - С. 46-53.

47. Баскер М., Вахитова Т.М., Зобнин Ю.В., Михайлов А.И., Прокофьев В.А., Филиппов Г.В. Примечания // Гумилёв Н.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М.: Воскресенье, 1998. - С. 325-476.

48. Баскер М., Вахитова Т.М., Зобнин Ю.В., Михайлов А.И., Прокофьев В.А., Филиппов Г.В. Примечания // Гумилёв Н.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. М.: Воскресенье, 1998. - С. 201-317.

49. Баскер М., Вахитова Т.М., Зобнин Ю.В., Михайлов А.И., Прокофьев В.А., Филиппов Г.В. Примечания // Гумилёв Н.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т.З. М.: Воскресенье, 1999. - С. 279-443.

50. Белецкий A.A. Слова и числа // Ученые записки Смоленского педагогич. ин-та. Смоленск: СГПИ, 1996. С. 243-246.

51. Беренштейн Е.П. Концепция культуры Николая Гумилёва // Литературный текст: Проблемы и методы исследования (III). Сборник научных трудов. Тверь, 1997. - С. 95-105.

52. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. S. 1.: Духовное просвещение, 1991.

53. Благой Д.Д. Александр Блок и Аполлон Григорьев // Благой Д.Д. Три века. Из истории русской поэзии XVIII, XIX и XX веков. М., 1933.

54. Бобров С. Н. Гумилёв Огненный столп // Красная новь. 1922. № 3. - С. 262-265.

55. Богомолов H.A. О текстах // Н. Гумилёв Стихи. Письма о русской поэзии. М.: Худож. лит., 1989. - С. 435-436.

56. Богомолов H.A. Гумилев и оккультизм // Богомолов H.A. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 1999.-С. 113-144.

57. Богомолов H.A. Читатель книг // Гумилёв Н.С. Собрание сочинений: В Зт. Т.1. М.: Худож. лит., 1991. - С. 5-20.

58. Богомолов H.A. Примечания // Гумилёв Н.С. Собрание сочинений: В Зт. Т.1. М.: Худож. лит., 1991. - С. 477-577.

59. Богомолов H.A. Оккультные мотивы в творчестве Гумилёва // Н. Гумилёв и русский Парнас: Материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 г. СПб., 1992. - С. 47-50.

60. Богомолов H.A. Оккультные мотивы в творчестве Гумилёва // De Visu. 1992. - № 0. - С. 46-51.

61. Богомолов H.A. Гумилёв и оккультизм: продолжение темы // Новое литературное обозрение. 1997. - № 26. - С. 181-200.

62. Богомолов H.A. Об одной "фракции" Цеха поэтов // Slavica Hel-singiensia 16, Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia V. Helsinki, 1996. -C. 176-177.

63. Богомолов H.A. Читатель книг // Литература первой трети 20 в.: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск: Водолей, 1999. - С. 52-80.

64. Борецкий М.И. Художественый мир и частотный словарь поэтического произведения (на материале античной басни) // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 37. - 1976. - № 5. - С. 453-461.

65. Бронгулеев В.В. Посредине странствия земного. Документальная повесть о жизни и творчестве Николая Гумилёва. М.: Мысль, 1995.

66. Брюсов В. Н. Гумилёв. Путь конквистадоров // Н.С. Гумилёв: pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1995. - С. 343.

67. Быченкова Ю.А. Сложные тропы традиционной и оригинальной структуры в лирике Ахматовой 1909-1921гг. // Русская филология. Ученые записки СГПУ. Смоленск: СГПУ, 1999. - С. 81-87.

68. Быченкова Ю.А. Частотные словари лексики поэтических книг А.А. Ахматовой "Вечер" и "Четки". Компьютерная распечатка.

69. Вагин Е. Поэтическая красота и миропереживание Н. Гумилёва // Беседа. 1986. - № 4. - С. 172-190.

70. Ван дер Варден Б.Л. Математическая статистика. М., 1960.

71. Василевская Л.И. О приемах коммуникативной организации ранней лирики Н. Гумилёва // Изв. РАН. Серия литературы и языка. -Т. 52. 1993. -№ 1. - С. 51-58.

72. Вейдле В. Петербургская поэтика // Гумилёв Н.С. Собрание сочинений: В 4т. Т. 4.-М.: ТЕРРА TERRA, 1994. - С. V-XXXVI.

73. Верховский Ю.Н. Путь поэта // Н.С. Гумилёв: pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 1995. - С.505-549.

74. Веселовский А.Н. Из истории эпитета // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. - С. 59-75.

75. Винокурова И. Гумилёв и Мандельштам. (Комментарии к диалогу) // Вопросы литературы. 1994. - № 5. - С. 293-302.

76. Воронович В.Н. Отечественная литература о Н.С. Гумилёве (1905-1988): материалы к библиографии // Н. Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. - С. 632-655.

77. Гаспаров М.Л. Тактовик в русском стихосложении XX века // Вопросы языкознания. 1968. - № 5. - С. 79-90.

78. Гаспаров М.Л. Русский трехударный дольник XX в. // Теория стиха. Л.: Наука, 1968. - С. 59-106.

79. Гаспаров М. Л. Современный русский стих. М.: Наука, 1974.

80. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М: Наука, 1984.

81. Гаспаров М.Л. Блок в истории русского стиха // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 3. О стихе. М.: Языки русской культуры, 1997. -С. 449-468.

82. Гаспаров М. JI. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М.: Наследие, 1995. - С 363-395.

83. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.

84. Г.К. Н.Гумилёв. Шатер. Стихи. Издание цеха поэтов. 1921. 42 стр. Его же. Огненный столп. Petropolis. Петербург. 1921. 47 стр. // Библиографические листы русского библиологического общества. 1922. - Лист II. - С. 20.

85. Голенищев-Кутузов Н. Мистическое начало в поэзии Н. Гумилёва // Россия и славянство. -1931.-29 авг. С. 3.

86. Голлербах Э.Ф. Н.С. Гумилёв. "Огненный столп" // Вестник литературы. 1921. - № 10. - С. 9.

87. Голлербах Э.Ф. Путеводитель по Африке // Жизнь искусства. -1921.-30 авг.

88. Голованова Г.П. Наследие Лермонтова в советской поэзии. -Л., 1978.

89. Горбачев Г. Письма из Петербурга // Горн. 1922. - Кн. 2. -С. 131-134.

90. Горбачев Г. Очерки современной русской литературы. -Л., 1924.

91. Городецкий С. Акмеизм // Энциклопедич. словарь "Гранат". I доп. т. 1929. - С. 289-294.

92. Греем Ш. Гумилёв и примитив // Н. Гумилёв и русский Парнас: Материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 г. СПб., 1992. -С. 29-30.

93. Григорьев А.Л. Акмеизм // История русской литературы. Т. 4. -Л., 1983.-С. 689-711.

94. Грякалова Н.Ю. Гумилёв и проблемы эстетического самоопределения акмеизма // Н. Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. - С. 103-123.

95. Гумилёвские чтения. Вып 2. - Wien, 1984. (Wiener slawistischer Almanach; Sbd. 15).

96. Давидсон А. Муза странствий Николая Гумилёва. М.: Наука, 1992.

97. Дегтярёва Н.С. Художественное пространство лирики К. Бальмонта (1894-1903) и поэтов-романтиков (Ф Тютчева и П.Б. Шелли): Дипломная работа. Смоленск, 1998.

98. Делич И. Николай Гумилёв // История русской литературы. XX век: Серебряный век. М.: Прогресс Литера, 1995. - С. 488-501.

99. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научных работ. М.: Русский язык, 1991.

100. Десятов В.В. "Блудный сын", проводник в интегральный мир Николая Гумилёва // "Вечные" сюжеты русской литературы: "Блудный сын" и другие: Сборник научных трудов. Новосибирск, 1996. - С. 114-122.

101. Десятов В.В. Фридрих Ницше в художественном и экзистенциальном мире Николая Гумилёва: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Томск, 1995.

102. Дудин М. "Мир лишь луч от лика друга." // Смена. 1988. -№ 3. - С. 21-22.

103. Елоева Л.Т. Метафора в творчестве Н. Гумилёва. Дис. канд. филол. наук. М., 1999.

104. Енишерлов В.П. Жизнь и стихи Николая Гумилёва // Николай Гумилёв. Стихи. Поэмы. Тбилиси: Мерани, 1989. - С. 5-15.

105. Жизнь Николая Гумилёва: Воспоминания современников. Сост., коммент. Ю.В. Зобнина, В.П. Петрановского, А.К. Станюковича. -Л.: Международный фонд истории науки, 1991.

106. Жирмунский В.М. Два направления в современной лирике // Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Л., 1929.

107. Жирмунский В.М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.

108. Жирмунский В.М. К вопросу об эпитете // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, 1977. С. 355-361.

109. Жирмунский В.М. Поэтика Александра Блока // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. - С. 205-237.

110. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975. - С. 433-535.

111. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Н.С. Гумилёв: pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 1995. - С. 397-427.

112. Жукова М.Ю., Жуков К.А. Польско-французская тематика в стихотворении Н. Гумилёва "Заблудившийся трамвай" // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 2. История, языкознание, литература. 1994. -Вып. З.-С. 632-655.

113. Загузов Н.И. Теоретико-методические аспекты оформления резуль-татов дисертационных исследований по филологическим наукам. Фило-логия Philologica. - 1994. - № 3. - С. 58-60.

114. Зенкевич М. Н. Гумилёв. Огненный столп // Саррабис. 1921. -№3.-С. 12; подп. "МЛ

115. Зобнин Ю.В. Философские основы творчества Н.С. Гумилёва: Дис. канд. филол. наук. СПб., 1992.

116. Зобнин Ю.В. "Заблудившийся трамвай" Н.С. Гумилёва: К проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста // Русская литература. 1993. - № 4. - С. 176-192.

117. Зобнин Ю.В. Кантианские мотивы в творчестве Н.С. Гумилёва (К вопросу о генезисе акмеистической эстетики) // Философские проблемыискусствоведения, теории и истории культуры: Сборник научных трудов. -СПб., 1994.-С. 50-58.

118. Зобнин Ю.В. Комментарии // Н.С. Гумилёв: pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного инта, 1995. - С. 604-667.

119. Зобнин Ю.В., Слободнкж С.Л. Дополнительные материалы к библиографии работ о Н.С. Гумилёве (1988-1990) // Н. Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. - С. 655-660.

120. Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка: Поэтический мир Н. Гумилёва // Взгляд: Критика. Полемика. Публикации. М.: Сов. писатель, 1988. -Вып. 1.-С. 336-362.

121. Иванов Г. О поэзии Н.Гумилёва // Летопись Дома литераторов. -1921.-Xol.-C. 3.

122. Ивлева И.Д. Мотив "прапамяти" в поэзии Н. Гумилёва // PHI-LOLOGIA. Рижский филологический сборник. Вып. I. Русская литература в историко-культурном контексте. Рига: Латвийский университет, 1994. -С 112-114.

123. Ильинский О. Основные принципы поэзии Гумилёва // Записки русской академической группы в США. 1986. - № 19. - С. 373-397.

124. Итин В. Н. Гумилёв. "Огненный столп" // Сибирские огни. -1922,-№4.-С. 197.

125. Ичин К. Межтекстовой синтез в "Заблудившемся трамвае" Гумилёва // Н. Гумилёв и русский Парнас: Материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 г. СПб., 1992. - С. 92-97.

126. Ичин К. Циклус "Плава звезда" Hmcmiaja Гумильова. Бео-град, 1997.

127. Йованович М. Гумилёв и масонское учение // Н. Гумилёв и русский Парнас: Материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 г. -СПб., 1992.-С. 32-46.

128. Казак В. Акмеизм // Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.: РИК "Культура", 1996. - С. 7.

129. Казак В. Н.С. Гумилёв // Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.: РИК "Культура", 1996. - С. 121.

130. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994.

131. Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика А. Ахматовой и О. Мандельштама: Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 1997.

132. Кленовский Д. Оккультные мотивы в русской поэзии нашего века // Грани. 1953. - № 20. - С. 129-137.

133. Клинг О. Стилевое становление акмеизма: Н. Гумилёв и символизм // Вопросы литературы. 1995. - № 5. - С. 101-125.

134. Колосова С.Н. Семантика цвета в творчестве Н.С. Гумилёва // IX Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры: Материалы научной конференции. М., 1997.

135. Колосова С.Н. Николай Гумилёв: прозаик и поэт: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1998.

136. Конькова О.С. Поэтические функции грамматических форм русского глагола (на материале лирики Н. Гумилёва): Дис. канд. филол. наук.-М., 1998.

137. Корнель П. Пути к раю. СПб.: Азбука, 1999.

138. Королькова A.B. Алфавитно-частотный и частотный словари комедии A.C. Грибоедова "Горе от ума". Смоленск: СГУ, 1996.

139. Костевич Н.Е. Акмеизм и поэтическое наследие Н.С. Гумилёва: Автореф. дис. канд. филол. н. Минск, 1997.

140. Краткая литературная энциклопедия: В 9т. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

141. Крейд В. Гумилёв: Библиография. Orange (Conn.): Antiquary, 1998.

142. Кроль Ю.Л. Об одном необычайном трамвайном маршруте // Русская литература. 1990. - № 1. - С. 208-218.

143. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Последние римляне // Кузьмина-Караваева Е.Ю. Избранное. М.: Сов. Россия, 1991. - С. 189-208.

144. Левин Ю.И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах // Структурная типология языков. М.: Наука, 1966. - С. 199216.

145. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивь-ян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. - V. 7-8. - С. 47-82.

146. Лекманов O.A. Книга стихов как "большая форма" в русской поэтической культуре начала века. О.Э. Мандельштам "Камень": Дис. канд. филол. наук. М., 1995.

147. Лекманов O.A. Книга об акмеизме. Ученые записки Московского культурологического лицея № 1310. Серия "Филология". Вып. 4. -1998. -№3.

148. Лейкина Я. В. Частотный словарь поэтической лексики З.Н. Гиппиус. Компьютерная распечатка.

149. Лотман Ю.М. Анализ художественного текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПБ, 1996. - С. 18-252.

150. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПБ, 1996. - С. 565-594.

151. Лукницкая В.К. Материалы к биографии Н. Гумилёва // Николай Гумилёв. Стихи. Поэмы. Тбилиси: Мерани, 1989. - С. 15-73.

152. Лукницкая B.K. Н. Гумилёв: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л.: Лениздат, 1990.

153. Лукницкий П.Н. Acumiana: Встречи с Анной Ахматовой. Т. 2. -Paris: Ymca-press, 1991.

154. Лунц Л. Цех поэтов // Книжный угол. 1922. - № 8. - С. 48-54.

155. Лущик Н.В. Эволюция лирического мира Н. Гумилёва (1914 -1921 гг.): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1994.

156. Маковский С. Николай Гумилёв (1886-1921) // Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. М.: Вся Москва, 1990. - С. 45-72.

157. Маковский С. Николай Гумилёв по личным воспоминаниям // Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. М.: Вся Москва, 1990.-С. 73-103.

158. Мартынов И.Ф. Два акмеизма: К истории поэтической дискуссии о творчестве Фра Беато Анджелико // Вестник. Париж, Нью-Йорк, Москва. Le messager: Орган русского студенческого христианского движения. - 1986. - № 148. - С. 108-122.

159. Материалы к частотному словарю языка Пушкина. Проспект. -М.: Изд-во АН СССР, 1963.

160. Мещеряков Н.Л. Волна мистики // Печать и революция. 1922. - № 2. - С. 32-43.

161. Минский H. Н.С. Гумилёв "Огненный столп" // Новая русская книга. 1922. - № 1. - С. 14-16.

162. Минский Н. "Огненный столп" // Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. М.: Вся Москва,1990. - С. 169-172.

163. Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991.

164. Минц З.Г. Строение "художественного мира" и семантика словесного образа в творчестве А. Блока 1910-х гг. // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб.: Искусство - СПБ, 1999. - С. 540-542.

165. Минц З.Г., Аболдуева Л.А., Шишкина O.A. Частотный словарь "Стихов о Прекрасной Даме" А. Блока и некоторые замечания о структуре цикла // Труды по знаковым системам III. Ученые записки Тартуского унта. -Тарту, 1967. С. 209-316.

166. Минц З.Г. Лирика Александра Блока. Лирика "первого тома" (1898-1904) // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб.: Искусство -СПБ, 1999.-С. 12-45.

167. Минц З.Г. "Снежная маска" "Фаина" - "Вольные мысли" // Минц 3. Г. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. - СПб.: Искусство -СПБ, 1999.-С. 99-179.

168. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2т. М.: Рос. энциклопедия, 1994.

169. Мочульский К.В. Классицизм в современной поэзии // Современные записки. 1922. - Кн. XI. - С. 368-379.

170. О Гумилёве. Из дневников Павла Лукницкого // Литературное обозрение. 1989. - № 6. - С. 82-90.

171. Одоевцева И.В. Так говорил Гумилёв // Русская мысль. — 1971. — 23 сентября. С. 6.

172. Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. "Печальну повесть сохранить." -М.,1987.

173. Офросимов В. Н. Гумилёв "Огненный столп" // Руль. - 1922. -№554.-С. 2-3.

174. Оцуп H.A. О Н. Гумилёве и классической поэзии // Цех Поэтов. Пг., 1922. - Кн. 3. - С.45-47.

175. Оцуп H.A. Предисловие // Гумилев Н.С. Избраное. Paris: Libr. des cinq continents, 1959. - С. 8-30.

176. Оцуп H.A. Николай Гумилёв // Оцуп H.A. Литературные очерки. Париж. 1961. - С. 18-54.

177. Оцуп Н. Н.С. Гумилёв // Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. М.: Вся Москва, 1990. - С. 173-181.

178. Оцуп H. Николай Степанович Гумилёв // Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. М.: Вся Москва, 1990. - С. 183-199.

179. Оцуп H.A. Николай Гумилёв. Жизнь и творчество. СПб.: Logos, 1995.

180. Павлова JI.B. Парадигмы 1907 года: "Ярь" С. Городецкого и "Эрос" Вяч. Иванова: Дис. канд. филол. наук. Смоленск: СГПИ, 1994.

181. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.

182. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: В 2-х т. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

183. Павловский А.И. Николай Гумилёв // Николай Гумилёв. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1988. - С. 5-62.

184. Павловский А.И. Николай Гумилёв: лицо и маски // Н. Гумилёв. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2000. - С. 5-56.

185. Панкеев И.А. Николай Гумилёв. М.: Просвещение, 1995.

186. Панкеев И.А. Издания произведений Н.С. Гумилёва: Типологический анализ и принципы редакторской подготовки: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1996.

187. Панкратова О.В. Эволюция образов-символов в поэтическом наследии Н.С. Гумилёва: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1997.

188. Папля Э. Homo peregrinans в лирике Н. Гумилёва // Nikolaj Gu-milev, 1886 1986: Papers from the Gumilev Centenary Symp. Ed., with an in-trod. by S. D. Graham. - Oakland (Calif.): Berkeley Slavic Specialties, 1987. -C. 215-222.

189. Плетнев P. Н.С. Гумилёв (1886-1921): С открытым забралом // Н.С. Гумилёв: pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 1995. - С. 582-591.

190. Плетнев P.B. Н. Гумилёв // История русской литературы XX века. Englewood (N.S.): Перспектива, 1987. - С. 114-118.

191. Пяст Вл. Н.С. Гумилёв. Огненный столп. Петрополис. Петроград. 1921 г. // Цех Поэтов. Пг., 1922. - Кн. 3. - С. 71-74.

192. Полякова C.B. Источник одного образа из "Заблудившегося трамвая" Гумилёва // Н. Гумилёв и русский Парнас: Материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 г. СПб., 1992. - С. 98.

193. Размахнина В. Серебряный век. Очерки к изучению: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во Красноярского пед. ин-та, 1993.

194. Романова И.В. Семантическая структура "Стихотворений Юрия Живаго" в контексте романа и лирики Б. Пастернака: Дис. канд. филол. наук. Смоленск: СГПИ, 1997.

195. Романова И.В. Частотный словарь "Стихотворений Юрия Живаго" Б.Л. Пастернака // Русская филология. Ученые записки СГПУ. -Смоленск: СГПУ, 1997. С. 28-55.

196. Руднев П.А. Опыт семантического анализа монометрической и полиметрической стиховых структур на метрическом уровне // Труды по русской и славянской филологии XXI. Ученые записки Тартуского ун-та. -Тарту, 1963. Вып. 306. - С. 297-312.

197. Руднев П.А. Метрический репертуар А.Блока // Блоковский сборник II: Труды Второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества A.A. Блока. Тарту, 1972. - С. 218-267.

198. Сапогов В.А. Поэтика лирического цикла А.Блока: Авто-реф.дис. канд. филол. наук. М., 1967.

199. Симфония, или Алфавитный указатель к Священному писанию. Корнталь: Свет на Востоке, 1971.

200. Симченко О.В. "Память" как лейтмотив в творчестве А. Ахматовой: Многообразие идейно-художественых аспектов: Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1985.

201. Слободнюк С.Л. Поэтика символистов в произведениях Н. Гумилёва // Проблемы развития русской литературы XIX-XX вв.: Тезисы научной конференции молодых ученых и специалистов 18-19 апреля 1990 г. -Л., 1990.-С. 35-36.

202. Слободнюк С.Jl. Н.С. Гумилёв. Проблемы мировоззрения и поэтики. Душанбе: Сино, 1992.

203. Слободнюк С.Л. Николай Гумилёв: Модель мира. (К вопросу о поэтике образа) // Николай Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. - С. 143-164.

204. Слободнюк С.Л. Элементы восточной духовности в поэзии Н.С. Гумилёва // Николай Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. - С. 164-186.

205. Слободнюк С.Л. "Дьяволы" Николая Гумилёва (от "Пути конквистадоров" к "Огненному столпу") // Слободнюк С.Л. "Идущие путями зла.": Древний гностицизм и русская литература 1880-1930 гг. -СПб.: Алетейя, 1998.-С. 185-286.

206. Смелова М.В. Роль христианства в картине мира Н.С. Гумилёва // А. Ахматова, Н. Гумилёв и русская поэзия начала XX века: Сборник научных трудов. Ахматовские чтения. Тверь: ТГУ, 1995. - С. 27-35.

207. Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н.С. Гумилёва: Дис. канд. филол. наук. Тверь, 1998.

208. Спиваковский П. "Индия Духа" и Машенька ("Заблудившийся трамвай" Н.С. Гумилёва как символистско-акмеистическое видение) // Вопросы литературы. 1997. - № 5. - С. 39-54.

209. Струве Г. Гумилёв // Россия и славянство. 1931. - 29 авг. - С. 3.

210. Струве Г.П. Творческий путь Гумилёва // Гумилёв Н.С. Собрание сочинений: В 4т. Т. 2. M.: ТЕРРА - TERRA, 1994. - С. V-XL.

211. Тагер Е.Б. Модернистские течения в русской литературе и поэзии межреволюционного десятилетия (1908-1917) // Тагер Е.Б. Избранные работы. М.: Сов. писатель, 1988. - С. 344-466.

212. Тарановски К. Руски дводелни ритмови. Београд, 1953.

213. Тарановский К. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 372-403.

214. Тарановский К. Очерки о поэзии О. Мандельштама // Таранов-ский К. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 13208.

215. Терапиано Ю. Н.С. Гумилёв 1886-1921 // Русская мысль. 1971. - 23 сент. - С. 7.

216. Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме (I) // Russian Literature. -1974.-V. 7-8.-С. 23-46.

217. Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме (II) // Russian Literature. -1977. Y.3. - С. 281-300.

218. Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме (III) // Russian Literature. -1981.-№ IX.-C. 175-189.

219. Тименчик Р.Д. "Над седою вспененной Двиной." // Даугава. -1986.-№ 8.-С. 115-121.

220. Тименчик Р.Д. Н. Гумилёв и Восток // Памир. 1987. - № 3. -С. 123-136.

221. Тименчик Р.Д. К символике трамвая в русской поэзии // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. - № 21. - С. 135-143.

222. Тименчик Р.Д. Н.С. Гумилёв // Русские писатели 1800 1917. Биографический словарь. Т.2. - М.: Большая рос. энциклопедия; Фианит, 1992. — С. 53-57.

223. Тименчик Р.Д. Комментарии // Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990. - С. 283-365.

224. Толстоус О.И. Частотный словарь поэтической лексики К.Ф. Рылеева. Компьютерный распечатка.

225. Томашевский Б.В. Стих и язык: Филологические очерки. М. -JL: Худож. лит., 1959.

226. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-пресс, 1996.

227. Томашевский Б.В. Стилистика. Учебное пособие. Д.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983.

228. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка: Статьи. М., 1965.

229. Уразов H.H. Стих Н.С. Гумилёва: Автореф. дис. канд. филол. наук. Алматы: Алматинский гос. ун-т им. Абая, 1997.

230. Федоров В.В. Поэтический мир как литературная категория: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Донецк, 1988.

231. Фоменко И.В. Об анализе лирического цикла (на примере стихов Б. Пастернака "Петербург") // Принципы анализа литературного произведения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - С. 171-178.

232. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. -Тверь: ТГУ, 1992.

233. Фридлендер Г.М. Н.С. Гумилёв критик и теоретик поэзии // Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. - М.: Современник, 1990. - С. 5-44.

234. Фридлендер Г.М. "Шестое чувство" Н.С. Гумилёва и A.A. Блока // Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. "Серебряный век". СПб., 1995.-С. 436-455.

235. Фролова Н.Г. Метрический репертуар Николая Гумилёва: Дипломная работа. Смоленск, 2000.

236. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Изд-во поли-тич. лит., 1990.

237. Ходасевич В. Гумилёв и Блок // Ходасевич В. Колеблемый треножник. М.: Сов. писатель, 1991. - С. 323-334.

238. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1997.

239. Хомчук Н.И. Гумилёв Н.С. // Лермонтовская энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. С 123.

240. Цивьян Т.В. Материалы к поэтике А. Ахматовой // Труды по знаковым системам III. Ученые записки Тартуского ун-та. Тарту, 1967. -С. 180-208.

241. Цуриков Н. Гумилёв и его заветы // Русская мысль. № 144. -1971.-23 сент.-С. 4.

242. Черненькова О.Б. Черты типологического сходства в поэтике Г.Р. Державина и Н.С. Гумилёва // Творчество Г.Р. Державина. Специфика. Традиции: Научные статьи, доклады, заметки. Тамбов, 1993. - С. 232-237.

243. Чудинова Е.К. К вопросу об ориентализме Н. Гумилёва // Филологические науки. 1988. - № 3. - С. 9-15.

244. Чупринин С. Из твердого камня. Судьба и стихи Н. Гумилёва // Октябрь. 1989. - № 3. - С. 196-202.

245. Шамонин A.M. Книга лирики Б.Л. Пастернака "Когда разгуляется". Комментарий: Дипломная работа. Смоленск: СГПИ, 1992.

246. Шаповалов Б.С. Частотный словарь послевоенной лирики А.Т. Твардовского // Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. 1999 год. Смоленск: СГПУ, 1999.-С. 206-248.

247. Шаповалов Б.С. Частотные словари стихотворений B.C. Высоцкого и книг A.A. Ахматовой "Белая стая", "Подорожник". Компьютерная распечатка.

248. Шаховская 3. О Гумилёве // Русская мысль. 1971.- 23 сент.1. С. 6.

249. Ширяев Б. Религиозные мотивы в русской поэзии. Брюссель, 1960.-С. 47-48.

250. Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика. Сборник по теории поэтического языка И. Пг., 1919. - С. 101-114.

251. Шнейберг J1.Я., Кондаков И. В. Рыцарь на час. (Н. Гумилёв. Лирика последних лет) // Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицина. М.: Высшая школа, 1997. - С. 73-117.

252. Эльзон М.Д. ".Гласят: «Зеленная»." (из комментариев к "Заблудившемуся трамваю") // Гумилевские чтения: Материалы международной конференции филологов-славистов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного ун-та профсоюзов, 1996. - С. 278-279.

253. Эльзон М.Д. Примечания // Николай Гумилёв. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1988. - С. 537-606.

254. Эльзон М.Д. Примечания // Н. Гумилёв. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2000. - С. 611-698.

255. Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века: Очерки. СПб.: Максима, 1997. - С. 2549.

256. Эткинд Е. Единство "Серебряного века" // Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века: Очерки. СПб.: Максима, 1997. - С. 924.

257. Эшельман Р. Гумилёвское "Слово" и мистицизм // Русская мысль. 1986. - 29 авг. - С. 9.

258. Basker М. Lermontov and Gumilev: Some Biographical Parallels // Mikhail Lermontov: Commemorative Essays (1991). Birmingham, 1992. -P. 10-11.

259. Eshelman R. "Dusa i telo" as a paradigm of Gumilev's Mystical Poetry // Nikolaj Gumilev, 1886 1986: Papers from the Gumilev Centenary Symp. Ed., with an introd. by S. D. Graham. - Oakland (Calif.): Berkeley Slavic Specialties, 1987.-P. 102-132.

260. Eshelman R. Nikolaj Gumilev and Neoclassical Modernism: The Metaphysicsc of Style. Francfurt am Main; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien: Lang, 1993. (Slavische Literaturen; Bd. 3).

261. Harris J.J. Acmeism // Handbook of Russian Literature. Ed. by Victor Terras. New Haven and London: Yale University Press, 1985. - P. 3-8.

262. Harris J.J. Gumilyov N.S. // Handbook of Russian Literature. Ed. by Victor Terras. New Haven and London: Yale University Press, 1985. -P. 188-189.

263. Kjetsaa Geir. A Norm for the Use of Poetical Language in the Age of Puskin: A Comparative Analysis. Oslo, 1983. - P. 13-14, 29-32.

264. Masing-Delic I. The Time Space Structure and Allusion Pattern in Gumilev's "Zabludivsijsja Tramvaj" // Essays in Poetics. - 1982. - V. 7. - № 1.

265. Mickiewicz D. Apollo and Modernist Poetics // Russian Literature Triquarterly. 1971. - № 1. - P. 226-261.

266. Nilsson N.A. The Dead Bees: Notes on a Poem by Nikolaj Gumilev // Orbis Scriptus: Dmitrij Tchizewskij zum 70. Geburstag, 1966.

267. Rusinko E. Lost in Space and Time: Gumilev's "Zabludivsijsja Tramvaj" // Slavic and East European Journal. 1982. - V. 26. - № 4. - P. 383402.

268. Rusinko E. Acmeism, postsymbolism, and Henry Bergson // Slavic Review. 1982. - V. 41. - № 3.

269. Rusinko E. Adamism and Acmeist Primitivism // Slavic and East European Journal. 1988. - V. 32. - P. 84-97.

270. Sampson E. Gumilev: A Selected, Annotated Bibliography // Slavic and East European Journal. 1968. - V. XII. - № 2. - P. 433-434.

271. Sampson E. In the Middle of the Journey of Life. Gumilev's Pillar of Fire // Russian Literature Triquarterly. 1971. - № 1. - P. 283-295.

272. Sampson E.D. Dol'niks in Gumilev's Poetry // Russian Language Journal. 1975. - Spring.

273. Schwarzband S. Aleksandr Blok and Nicolaj Gumilev // Slavic and East European Journal. 1988. - V. 32. - P. 373-389.

274. Slonim M. From Chekhov to the Revolution. Russian Literature 1900-1917. -N. Y. Oxf. Univ. Press, 1962.

275. Thompson E.M. Some Structural Patterns in the Poetry of Nicolaj Gumilev // Die Welt der Slaven. 1974. - V. 19-20. - P. 338-348.

276. П(4) Л(7) С(1) КП(2) ПП(1) ПМ(2) СЛ(1) ЗТ(2) ПР(2) ДП(2) ЗУ(6, с "не" 1) П(1) ПМ(1) ЛД(1) ММ(1) ЗУ(12)

277. Л(1)ДТ1(1)ДТН(1)ПП(2) ПМ(1) 0(1) ДП(2) ЗУ(7) П(1) С(6) ДТШ(1) ПП(3) МЧ(1) ЗУ(2)1. П(4)Л(2)ДТ1(3)ДТН(1)1. ДТШ(1) ЛД(1) ЗУ(1)

278. П(1) Л(2) ПП(1) ШЧ(1) 0(1)

279. УЦ(3) ПД(1) ПР(1) МЧ(1) ЗУ(1)1. П(3)ДТ1(1)ДТ11(3)ДТШ(1)1. ЗТ(1) УЦ(1) ПР(2)1. П(2)С(1)ДТ1(1)КП(2)ПД(5)

280. СЛ(1)ЗТ(1)УЦ(1)ПД(1)ЛД(1) МЧ(2) ЗУ(4)

281. ЗТ(1) 0(1) УЦ(1) ЛД(1) ДП(1)1. ЗУ(5, с "не" 2)

282. П(1) ЗТ(2) УЦ(4) ПД(1) ДП(1)1. ЗУ(1)

283. П(1, с "не") Л(1) К1(1) ЗТ(2) ЛД(1)ДП(1)ЗУ(2)13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.