Подготовка студентов факультета начальных классов к воспитательной деятельности на ценностях этнопедагогики (на примере республики Дагестан) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Алирзаев, Зияд Мукаилович

  • Алирзаев, Зияд Мукаилович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 166
Алирзаев, Зияд Мукаилович. Подготовка студентов факультета начальных классов к воспитательной деятельности на ценностях этнопедагогики (на примере республики Дагестан): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2010. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алирзаев, Зияд Мукаилович

Введение.

Глава 1. Исторические корни воспитания подрастающего поколения на традиционных ценностях этнопедагогики в поликультурном (многонациональном) обществе.

1.1. Социально-философские основы традиционной культуры воспитания подрастающего поколения на ценностях этнопедагогики.

1.2. Содержательная сущность традиционного воспитания в этнопедагогике Дагестана.

1.3. Особенности использования традиционных ценностей народов Дагестана в формировании культуры межличностных, межнациональных отношений.

Глава 2. Организационные условия подготовки студентов к воспитательной работе на основе ценностей народной педагогики Дагестана.

2.1. Духовность и нравственность народов Дагестана и их отражение в содержании этнокультурной подготовки студентов факультета начальных классов.

2.2. Формирование профессиональной компетенции студентов к интеграции по использованию наследия этнопедагогики в образовательном процессе.

2.3. Особенности реализации ценностей этнопедагогической культуры в условиях многонациональности

Республики Дагестан.:.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка студентов факультета начальных классов к воспитательной деятельности на ценностях этнопедагогики (на примере республики Дагестан)»

В современном обществе под воздействием происходящих социально-экономических перемен на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение. Это касается всех сторон жизни народа, в том числе традиционных ценностей и опыта воспитания и обучения подрастающего поколения.

Взаимосвязь явлений и событий, определяющих жизнь личности в обществе и сохранение ценностей этнокультуры, является в настоящее время важнейшей проблемой.

Этнопедагогический подход к решению задач в развитии общества зависит от совершенствования форм и средств взаимоотношения природы и социальной среды, в том числе и природы самой личности. Следствием такого подхода и являются процессы общественные, позволяющие не только переустраивать общество в целом, но и перевоспитывать самого человека. При этом особую задачу в решении гуманистической направленности личности выполняет народная педагогика. Огромна и значима роль этнопедагогики, которая является величайшей ценностью, служит возвышению и облагораживанию, развивает духовно-нравственный потенциал в человеке, способствует осознанию и пониманию общественных целей социального значения собственной деятельности, формирует толерантные отношения к окружающему миру.

В условиях современного реформирования общественных отношений происходит трансформация и подходы к пониманию идеалов, ценностей традиционной культуры народов.

Социологические исследования молодежного электората показывают на наличие у современной молодежи безразличия и крайне отрицательное отношение к тем ценностям, которые и формировались веками, и были незыблемыми. Особую тревогу у общества вызывают взаимоотношения между людьми различных национальностей, в том числе и в детской, молодежной среде. Социально-экономические условия современного российского общества определяет и негативные состояния: страх перед будущим, незащищенность от проявлений антиобщественных отношений, отчужденность, неуважительность во взаимоотношениях сверстников и взрослых, нарушения традиционного уклада жизни - разрушают моральные принципы, заложенные в ценностях традиционной культуры, этнопедагогике народа.

Роль воспитания как всеобщей вечной категории жизни общества и развития личности, его необходимость делают традиционную многовековую педагогическую культуру, мудрость народной педагогики, исследуемой эт-нопедагогикой, самыми актуальными из современных историко-педагогических, теоретико-педагогических и практических проблем. Истории известно, что нивелирование этнической стороны воспитания привело целый ряд народов на грань катастрофы, в отдельных случаях - потеря лучших национальных свойств приобрела необратимый характер. Однако такой жестокий историко-социальный опыт физического, духовного истребления народов, по определению Г.Н. Волкова, неожиданно обернулся в определённой мере естественным этнопедагогическим экспериментом, доказавшим жизненность и созидательную силу народной педагогики, демонстрируя, тем самым, что этнопедагогика является по своей сущности педагогикой национального спасения малых народов.

Таким образом, такое противоречие между назревшей потребностью отражается к традиционной педагогической культуре и отсутствие систематизации идей, опыта этой культуры обусловили выбор темы диссертационного исследования по проблеме подготовки студентов факультета начальных классов к воспитательной деятельности на ценностях этнопедагогики (на примере Республики Дагестан).

В правоустанавливающих документах Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании»1, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года2 заложены основные гумани

1 Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30.07.1992, № 30, ст. 1797

2 Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р стические принципы развития образования на приоритете национальных и общечеловеческих ценностей. Кроме того, концепцией предусмотрен значительный спектр вопросов, связанных с тем, что «обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечение устойчивого, динамического развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой». В национальной доктрине образования1 довольно чётко прописаны цели современного российского образования: «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.»; «. сохранение поддержки этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры».

Основополагающей линией развития российского государства является сохранение и возрождение духовно-нравственных основ многонационально-сти с учётом традиций, культуры всех наций и национальностей. Национальное своеобразие российского общества, его поликультурность служит основой, создающей условия для развития и формирования личности, гражданина государства на ценностях и традициях гуманистических предпосылок. Особое место в этнопедагогике занимают этнопедагогические проблемы в воспитании молодёжи. Национальные педагогические традиции, их возрождение способствует тому, что личность сможет соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, почитать родителей. Изучение, знание, уважение национальной культуры и особенностей народного быта, обычаев, нравов, обрядов актуальны во все времена. Однако особую актуальность эта проблема приобретает в современной жизни России, так как сохранение исторической равноправной дружбы между народами служит целям мира и духовно-культурному становлению личности.

Этнопедагогическая проблема народов, населяющих территорию Республики Дагестан, была всегда актуальна. В связи с происходящими измене

1 Одобрена постновлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 ниями в обществе появилось и иное отношение к традиционным взглядам на семейный, общественный уклад в жизни всех народов Дагестана. Передача народных традиций из поколения в поколение, взаимосвязь через традиции старших с младшими продолжает быть одной из острых проблем современного воспитания и образования.

В современной жизни мы наблюдаем недостаточность знаний у детей культуры своего народа и сопредельных народов, в том числе русской культуры, истории государства российского и Дагестана, этнокультурных традиций народов, населяющих республику. Настоящая проблема прослеживается и в толерантности как в целом по республике, так и в отдельных национальных сообществах. Это, в свою очередь, приводит к потере ценностей «родной земли», её предков, потере бережливости прошлого и, как следствие, теряются общечеловеческие ценности.

Усвоение педагогического опыта воспитания, где закономерностью были единство человека и природы, где более всего ценились родители, семья, народные традиции, обычаи, обрядовые, в том числе и культовые события, также способствует решению проблемы толерантности в поликультурном обществе.

Для народов Дагестана главными гуманистическими ценностями являлись достоинство, здоровье, дружба, труд, честь, уважение старших. Применение народных заповедей в условиях современных преобразований и в обществе и в педагогической (этнопедагогической) науке - одно из оптимальных и необходимых условий формирования личности, духовно-нравственных качеств, толерантности каждого обучающегося в школе, вузе.

Многое в этнопедагогическом смысле воспитания содержится в трудах древних учёных: Аристотеля, Конфуция, Демокрита, Т. Кампанеллы, Сократа, Платона и др.

Значительное внимание этнопедагогическим проблемам и изучению этого направления уделено в трудах С.А. Арутюновой, М.М. Бахтина, К.А. Гельвеция, А.И. Герцена, А.А. Гусейнова, А. Дистервега,

H.H. Карамзина, Я.А. Коменского, Г.И. Песталлоци, JT.H. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Опыт разных представителей Дагестана подтверждает важность этно-педагогики в формировании личности не только школьника, но и молодёжи в целом.

В своём исследовании мы опирались на работы учёных, педагогов, рассматривающих культурологические проблемы воспитания детей и молодёжи на ценностях традиционной культуры народов: А.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, А.Ш. Гашимова. Дагестанские традиции, проблемы толерантности рассмотрены в трудах учёных: А.Г. Агаева, С.С. Агишириновой, С.Ш. Гаджиевой, М.М. Ихилова, Э.Ф. Кисриева, P.M. Магомедова, М.М. Магомедханова, А.Н. Нюдюрмагомедова, Г.А. Сергеевой, М.Ш. Ризанхановой.

Практическое применение в работе с молодёжью, учащимися образовательных учреждений ценностей традиций дагестанских народов изучены учёными З.М. Магомедовой, A.M. Магомедовым, Ш.А. Мирзоевым, P.M. Пашаевой, JI.C. Смирновой и др.

Значительный вклад в разработку этнопедагогики толерантных отношений среди народов Дагестана внесли ученые И.В. Гребенников, C.B. Ковалев, Т.Н. Петрова, Н.Я. Соловьев, З.Д. Гасанов, B.JI. Титаренко. Весомый вклад в теоретическую разработку проблем дагестанской этнопедагогики внёс Г.Н. Волков. Над этой проблемой работают Б.Ш. Алиева, А.Н. Нюдюр-магомедов.

Актуальность исследования. Радикальное изменение духовно-нравственной парадигмы российского общества, вызванное комплексом сложнейших социально-экономических проблем двух последних десятилетий, вызывает озабоченность педагогической общественности, ученых-этнографов, социологов, психологов. В связи с этим по-особому раскрываются сущность и особенности этнопедагогики, являющейся, по мнению академика Г.Н. Волкова, педагогикой спасения национальных и общечеловеческих ценностей культуры, и прежде всего с сохранением исторической духовной преемственности между всеми поколениями этноса, сохранением каждого этноса как уникальной духовной и толерантной общности.

Решение этой проблемы, как доказывают ученые, связано с включением в национальную систему образования на всех уровнях традиционной культуры воспитания. Каждый народ России имеет свою многовековую культуру. Стремление каждой народности определить свою роль, место в духовно-нравственном и материальном развитии общества, определении национального самосознания, понимании важности нравственных ценностей на основе этнической идентичности является особо важным в условиях формирования толерантного самосознания, в том числе и через социальную сферу, в первую очередь через систему образования. Анализ научной литературы, психолого-педагогических и социологических исследований показал, что проблема подготовки будущих педагогов на ценностях этнокультуры в вузах системно не исследована, а рассматривалась в контексте проблемы формирования профессионально-педагогической направленности.

Между тем в образовательной сфере к настоящему времени назрел ряд противоречий:

- между возросшими требованиями к формированию профессиональной культуры учителя на основе идей народной педагогики и недостаточной разработанностью данного направления в педагогической науке;

- между признанием необходимости использования идей этнопедагоги-ки в процессе подготовки педагогических кадров и недостаточным психолого-педагогическим обоснованием данного требования;

- между объективной потребностью общественной и образовательной практики в актуализации идей народной педагогики, необходимости их применения в практической педагогической деятельности и неоднозначной трактовкой в науке данного феномена.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что проблема подготовки будущего учителя в педагогических вузах на основе идей народной педагогики актуальна.

Цель исследования - раскрытие и апробация организационно-педагогических условий подготовки студентов факультета начальных классов к реализации методов и средств этнопедагогики в воспитательной работе.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования - подготовка будущих педагогов к реализации ценностей этнопедагогики в воспитательной работе.

Гипотеза исследования - подготовка учителя в современном национальном вузе будет эффективной, если она будет организована с учётом ценностей народной педагогики и особенностей становления и развития национальной культуры и системы воспитания.

Задачи исследования:

- определить сущность, специфику и значимость ценностей этнопедагогики для воспитания молодёжи в национальных регионах;

- выделить концептуальные основания построения подготовки студентов к воспитательной работе на основе принципов этнопедагогики;

- разработать и внедрить в учебный процесс вуза и обосновать эффективность спецкурсов по интегрированию ценностей этнопедагогики с современными педагогическими технологиями воспитательной работы;

- разработать и апробировать систему мониторинга сформированности у студентов вуза этнокультурных ценностей.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, а также философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности явлений; теории системного, деятельностного, культурологического подходов к процессу профессиональной подготовки специалистов и концептуальные положения о целостности педагогического процесса.

Научная новизна исследования:

- воссоздана целостная картина многовековых традиций и обычаев народов Дагестана и раскрыт их гуманистический характер в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения;

- разработаны и обоснованы эффективные технологии использования народных традиций в духовно-нравственном воспитании учащихся;

- определены эффективные условия профессиональной подготовки, способствующие формированию у студентов факультета начальных классов умений использования ценностей традиционной культуры народа в организации воспитательной работы в национальных школах;

- выявлены структурные компоненты этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях (идентификация студентов в культуре нации и интеграция с другими культурами, формирование у студентов толерантных установок к представителям других культур.

- определены критерии сформированности у студентов этнокультурных ценностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет теорию и практику педагогического образования концепцией и технологиями этнопедагогической подготовки будущих учителей в поликультурном обществе: углубляет понимание процесса создания педагогических условий, позволяющих повысить эффективность этнопедагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности, дополняет известные в теории профессиограммы этнопедагогическим компонентом компетентности педагогов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и выводы позволят существенно улучшить практику этнопедагогической подготовки учителей к профессиональной деятельности в условиях многонационального региона. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий для преподавателей и студентов педвузов.

Методы исследования

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретический, исторический анализ социально-философской, научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме; социометрические методы исследования — анкетирование, интервьюирование учащихся, студентов, родителей, преподавателей; осмысление собственных учебно-методических разработок по проблеме; ретроспективный анализ учебной деятельности студентов по выявлению формирования профессиональной компетентности ценностями традиционной культуры.

Этапы исследования

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе - в процессе поисковой работы (2003-2004 гг.) была изучена степень разработанности проблемы подготовки будущего учителя как субъекта педагогической деятельности, проводились изучение, анализ философской; психолого-педагогической, этнографической, социологической, научной литературы, диссертационных исследований.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2005-2007 гг.) - связан с изучением потенциала образовательного процесса филиала вуза. На данном этапе разрабатывались спецкурсы и программы индивидуальных занятий как со студентами педагогического университета непосредственно в филиале вуза, так и в процессе педагогической практики студентов со школьниками в общеобразовательной школе.

На третьем обобщающем этапе - (2007-2009 гг.) - проводилась систематизация^ обобщение результатов ретроспективного анализа полученных данных. На этом этапе были определены психолого-педагогические условия освоения ценностей этнопедагогики студентами, скорректированы задачи, гипотеза исследования; обобщены результаты, которые внедрялись в практику; систематизировались теоретические выводы и разрабатывались практические рекомендации, а также проводилась обработка и анализ полученных данных, оформление результатов работы в виде кандидатской диссертации.

Экспериментальная база исследования: Дербентский и Железновод-ский филиалы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», а также средние общеобразовательные школы №№3, 15 г.Дербента, средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дагестанских Огней, средние общеобразовательные школы сс. Нижнего Джалгана, Верхних Митагов. Исследованием было охвачено свыше 400 респондентов, более 200 учащихся школ городов и селений, более 300 студентов Дербентского и Железноводского филиалов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», 54 преподавателя вузов, 28 руководителей и учителей школ.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными и методологическими позициями, реализующими культурологический, этнопе-дагогико-ориентированно-деятельностный подходы к решению поставленной проблемы; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам, логике; репрезентативностью полученных результатов; сопоставлением результатов с практикой подготовки учителей в условиях филиала вуза.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- расширение профессиональной подготовки студентов факультетов начальных классов педвузов средствами и методами этнопедагогики значительно повышает компетентность будущих учителей в организации воспитательной работы в школах;

- более эффективными педагогическими условиями подготовки педагогических кадров в филиале вуза на этнокультурных ценностях являются: создание духовно-насыщенной образовательной среды; использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей; организация педагогических тренингов отработки национального характера; расширение содержания подготовки спецкурсами с этнокультурными ценностями; организация педагогической практики в школах;

- уровень готовности студентов к организации воспитательной работы в национальной школе на основе ценностей этнопедагогики, показатели понимания и оценки ценностей народной культуры (критерии и показатели оценки) сформированности этнокультурных ценностей у студентов педагогического вуза;

- объективными критериями оценки уровня готовности студентов к воспитательной работе в национальных школах являются: профессиональная компетентность в использовании ценностей этнопедагогики в интеграции с современными педагогическими технологиями в учебно-воспитательной работе; позитивное отношение к себе и родному народу, доброжелательное, толерантное отношение к окружающим людям; сформированность устойчивого интереса и положительной мотивации к усвоению традиций и истории своего этноса; постоянное этнокультурное самообразование, и самосовершенствование; овладение знаниями об общечеловеческих и национальных ценностях;

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации апробированы на научно-практических конференциях Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова (Москва, 2005 г.), Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева (г. Чебоксары, 2005 г.), на всероссийских Шолоховских чтениях (г. Железноводск, 2006 г.), конференции «Инновационные проблемы дошкольного образования» (Москва, 2007 г.). Результаты работы использованы и представлены автором на педагогических чтениях работников образования городов Дербент, Дагестанские Огни, Избербаш (2005-2006 гг.). Результаты исследования были внедрены в работу образовательных учреждений города Дербент, школы № 4,18, г.

Дагестанские Огни, школа № 5, Башкирского государственного педагогического университета.

Результаты исследования отражены в научных статьях и монографии. Всего опубликовано семь научных работ, в т.ч. шесть статей и одна монография общим объемом 3,5 п.л. Одна статья опубликована в журнале ВАК.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 167 источников, 8 таблиц и одну схему.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Алирзаев, Зияд Мукаилович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в условиях общественных, экономических, политических и социальных катаклизмов возникает опасность нарушения целостности личности, потери человеческой индивидуальности в ходе приспособления к постоянно меняющимся и усложняющимся обстоятельствам. Также оказывают большое влияние на жизнь и культуру проживающих на ее территории этносов и общественные изменения, которые происходят в России. Формирование этнокультурных ценностей личности в обществе позволяет сопоставить национальный характер одного этноса с аналогичными чертами других этносов и позволяет объективно оценить проявления этнических свойств и качеств личности как внутри самой этнической общности, так и в межнациональном общении.

Общеизвестно, что общество формирует нормы морали и поведения, формы существования, отношения между людьми в семье, в вузе, в иной окружающей человека социальной среде:

Студенты в процессе социального взаимодействия развивают свои пег дагогические свойства и способности, которые необходимы им для жизни в социуме и формирования ценностных ориентации. Человека можно считать зрелым не тогда, когда он достиг определенного возраста, а тогда, когда он может участвовать в жизни своего социального окружения благодаря умению принимать на себя ответственность и контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами. Это умение приобретается благодаря процессу адаптации человека к изменяющимся условиям существования общества.

Изменения, произошедшие в конце XX века в политической, социальной, экономической сферах вызвали трансформацию структуры этноса, как в позитивном, так и в негативном плане. К позитивным изменениям можно отнести более широкое знакомство с другими культурами, заимствование у них определенных положительных качеств. К негативным изменениям следует отнести разрушение своей этнической идентичности, самосознания, утрату культурных и национальных ценностей.

Известно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, нравами, обычаями. Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, по их мнению, для их собственного этноса и для чужих народов, и нередко подобные характеристики совпадают. Но, с другой стороны, подобные характеристики иногда просто произвольны.

Социализация - это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти.

Такие факторы социализации студентов как культура, этнос, региональные условия, являются важнейшими составляющими формирования этнокультурных ценностей.

Сохранение, возрождение и развитие этнокультурных ценностей актуальная задача, составная часть проблемы выживания этноса. Мы живем в эпоху, когда этнокультурное своеобразие сопоставимо с условиями жесточайшей проверки этнокультурных ценностей на прочность. Сильнее будут этнокультурные ценности, сильнее будет этнос. Будут жить эти ценности -будет жить этнос.

Этнос характеризуется всегда множеством признаков, он представляет собой сложный комплекс исторически сложившихся особенностей. Человек создавал этнокультурную среду, в которой он следовал законам развития биосферы, природы и общества, при этом он существовал в освоенных им природных условиях.

Ценности, которые мы воспринимаем как специфические особенности национального характера - это продукт определенных исторических условий и культурных влияний. Они производны от истории и изменяются вместе с нею.

Система образования превращает общечеловеческие ценности в конкретные, узнаваемые в этнокультурном наследии ценности. Обращение к народному педагогическому опыту, философскому, этнокультурному наследию - важное условие развития культуры своего народа и мировой цивилизации, которое создает благоприятные предпосылки для гуманизации образования, для нравственного совершенствования личности, а также для сохранения, обогащения и развития этнической культуры.

Современной системе образования предстоит сбалансировать отношения между тенденциями, ориентированными на культуру других этносов, общество в целом и на конкретного человека как представителя определенной этнической культуры, для этого проводится политика гуманизации образования. Система образования должна всегда функционировать с опережением, то есть улавливать тенденции социальных изменений и готовить педагогов и подрастающее поколение к грядущим изменениям.

Основным принципом современной системы образования должен быть принцип восприятия культуры собственного народа через родной язык, затем восприятие культуры соседних народов и, в конечном итоге, понимание мировой культуры. Современное общество нуждается в четко сформулированной национальной идее. В связи с тем, что мы живем в многонациональной республике, необходима научно-обоснованная национальная политика, которая бы охватывала все стороны жизни человека и была бы ориентирована на процесс формирования этнокультурных ценностей.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно заключить, что поставленные в нем задачи решены, гипотеза исследования получила свое подтверждение. Итогом исследования явились следующие выводы:

1. Проведенное исследование показало, что для оптимального формирования этнокультурных ценностей студентов как профессиональное качество будущего учителя национальной школы необходимо провести изучение той среды, которая является фактором социализации личности. Сущность этой среды состоит в сочетании приспособления и обособления студентов условиях конкретного общества.

2. Анализ научной и методической литературы показал, что формирование ценностей как фактор социализации в том или ином этносе имеет особенности: усвоение своего национального языка; возобновление традиций своего этноса; поликультурное образование. Результатом является приобщение студентов к культуре своего народа, принятие ее ценностей, норм, традиций и моделей поведения.

3. Особенность современной социальной среды - полиэтничность. В результате взаимодействия в полиэтнической среде подрастающее поколение сталкивается с разнообразием культурного окружения, с системой ценностей другого народа.

4. Полиэтническая образовательная среда приводит к успешной адаптации, предполагающей овладение богатствами другой этнокультуры без ущерба для ценностей собственной, а также поддерживает диалог культур, в котором ни одна культура не может претендовать на право единственно правильного миропонимания.

5. Для эффективного межэтнического взаимодействия и успешного формирования этнокультурных ценностей в полиэтнической среде большое значение приобретают знания о культуре, традициях и обычаях других народов; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к иным точкам зрения и ценностям, отличающихся от собственI ных; умение налаживать взаимодействие с членами различных этнических общностей, проявлять толерантность. I

6. Разработанная и апробированная нами модель основанной на серии

9 факультативных спецкурсов в Дербентском филиале МГТУ им. М.А. Шолохова, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, критерии, содержание, методы, средства народной педагогики позволяют совершенствовать работу по формированию этнокультурных ценностей у будущих педагогов в системе вузовского образования.

7. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования показал, что эффективному формированию национально-культурных традиций и ценностей способствует создание целого ряда педагогических условий:

- реализация в вузе профессионально-ориентированного и комплексного подходов в процессе формирования этнокультурных ценностей;

- включение в образовательный процесс вуза спецкурсов этнокультурной направленности;

- создание духовно-насыщенной образовательной среды;

- использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей, способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, самобытности, традиций.

8. Основными критериями и показателями сформированности этнокультурных ценностей у будущих педагогов в системе вузовского образования являются: уважительное отношение студентов к традициям, нормам и ценностям представителей других этнических групп; толерантное отношение к себе и родному народу, доброжелательное отношение к окружающим людям; сформированность устойчивого интереса и положительной мотивации к усвоению традиций и истории своего этноса; постоянное этнокультурное самообразование и самосовершенствование; овладение знаниями национальных общечеловеческих ценностей; сформированность у будущих педагогов таких этнокультурных ценностей, как природа, семья, учеба, язык, труд, народные традиции, религия и т.д.

5 Проведенное нами исследование показало, что все его задачи решены и поставленная цель достигнута. Выдвинутая нами гипотеза в ходе экспериментальной работы полно и обоснованно доказана. Материалы настоящего научного исследования апробированы и используются в практике высшей профессиональной школы.

Мы считаем, что на данном этапе наше исследование завершено. Однако оно не исчерпало все аспекты этой сложной проблемы, связанной с этнокультурными особенностями социализации личности в поликультурной среде. Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с динамикой единства межэтнической идентификации и обособления, влиянием социального окружения на формирование этнической идентичности, особенностями и противоречиями межнациональных контактов, возникновением и урегулированием межэтнических конфликтов, формированием этнической толерантности в рамках высших учебных заведений.

Перспективным и интересным направлением в педагогических исследованиях, по нашему мнению, может стать решение проблемы раннего формирования этнокультурных ценностей личности в многонациональной среде, начиная с дошкольного образовательного учреждения.

Общим выводом проведенного исследования является утверждение автора о перспективности данной проблемы и необходимости ее дальнейшей конкретной научно-исследовательской разработки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алирзаев, Зияд Мукаилович, 2010 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991. - С. 19.

2. Абдуллаева З.Б. Роль социально-культурной среды как фактора обновления содержания образования // Влияние качества образования и обучения на формирование личности. Махачкала: ДГПУ, 2004. - С.68-72.

3. Абдульханова-Славская, К.А. деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336с.

4. Авраменко О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. Елец, 2001. - С.12.

5. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин, XIX начало XX века. -М.: Наука, 1978.- С.34.

6. Айзенк, Г. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел: учебное пособие. М.: Изд. Харвест ТОО, 2003. - 168с.

7. Акопов, Г.В. Ментальность: провинциальная ментальность современной России (опыт междисциплинарных исследований) / Г.В. Акопов, Т.В. Иванова // Мир психологии. 2002. - № 1. - с 224-237.

8. Алибеков М.А. Адаты кумыков. Махачкала: Книжное издательство, 1995.- С. 25.

9. Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX начало XX в). - Махачкала: Книжное издательство, 1992. - 118с.

10. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. ДомШ. Амонашвили, 1996.

11. Аморкина, Е. Ценности толерантности в среде современных школьников // Народная школа. 2004. - № 4. - с. 40-42.

12. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.

13. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 606 с.

14. Андреева, Г.М. Конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности // Социальная психология в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. А.Л. Свенцицкий. СПБ.: Питер,2000.-с. 315-337.

15. П.Андреева, Г.В. Психология социального познания: учеб. Пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. - 243с.

16. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сласте-нина. М.: Академия, 2001. - 264с.

17. Анисимов, С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии 20 века (очерк истории) // Вестник МГУ. 1994. - № 1. - с 34.

18. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию: учеб. пособие: М.: народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993 . -202с.

19. Арсалиев, Ш.М-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы / Ш. М-Х. Арсалиев; под ред. В.А. Сластенина. -М.: Магистр, 1996.- 131с.

20. Арутюнов, С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. -М.: 1972.-с. 274.

21. Арутюнян, С.М. Наука и ее психологический склад. Краснодар, 1966. - 232с.

22. Арутюнян, С.М. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса. //Сов. этнография. 1983. -№ 2. - с.22-32,

23. Арутюнян, С.М. Социально-психологические факторы соц. национальных отношений.// Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972.-с117-138.

24. Арутюнян, Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987. - 303с.

25. Арутюнян, Ю.В. Опыт социально-этнического исследования // Советская этнография.- 1968 г. № 4. - с 3-13.

26. Арутюнян, Ю.В. Изучение культурного взаимодействия народов СССР. М.: Наука, 1973г. - 13с

27. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М. : Высшая школа, 1980. - 156 с.

28. Асланов, И.П. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным коллективом учащихся: Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1965. 190с

29. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. : МГУ, 1990. - 368 с.

30. Асмолов А. Г. Непройденный путь от культуры полезности к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. М., 1992.- С. 53.

31. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. - 191с.

32. Асмолов, А.Г. Психология личности. -М.: 1990. 186с.

33. Афанасьев В.Г. О системном подходе в воспитании //Сов. педагогика. №2, 1991.-С. 39.

34. Афанасьев, И. Н. Эпоха и личность: формирование и изменение этнического характера. Москва-Чебоксары, 2004. - 226 с.

35. П.Афанасьев, И. Н. Этнический характер и детерминирующие условия среды / И. Н. Афанасьев, В. А. Алексеев. Чебоксары, 2003. - 214 с.

36. Афанасьев, И. Н. Этнический характер и проблема толерантности (психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии) / И. Н. Афанасьев, Т. Н. Петрова. Москва-Чебоксары, 2005. - 220 с.

37. Баграмов, Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.: - Наука, 1973. -204 с.

38. Баймурзина, В. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие / отв. ред. Т. Н. Петрова. Чебоксары, 1999. - С. 30-33.

39. Башиева, Ж. Д. Из опыта балкарского и кабардинского народов по воспитанию молодежи в духе мира // Поликультурное образование в современной России. Пятигорск : Издательство ПГЛУ, 1997. - С. 4-9.

40. Барышников E.H., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах СПб., 1996.- С. 17.

41. Белинская, Е. П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформация идентификационных структур в современной России / под ред. Т. Г. Стефаненко. М. : Московский общественный научный фонд, 2001. - С. 30-54.

42. Бромлей Ю.В. Человечество это народы. - М.: Наука. - С.86.

43. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса.- М.: Наука, 1983. 411с.

44. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1978. - 103 с.

45. Булавкина, О. В. Особенность этнических стереотипов русских учителей по отношению к детям разных этногрупп // Прикладная психология. 2002.-№ 4. -С. 28-33.

46. Бурыкин, А. А. Этнос, ландшафт, имя (историко-этнографические аспекты изучения ономастического пространства региона) // Этнос, ландшафт, культура: материалы конференции. СПб.: Европейский дом, 1999.-С. 108-113.

47. Василькова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики, М., 1982, с. 3.

48. Верещагин, В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток, 1988. - 318 с.

49. Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 2000.- С. 10.

50. Волков, Т.Н. Советская педагогика, 1989, № 7, с. 102.

51. Волков, Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентации у студентов педвуза. М.: МГПИ, 1983.

52. Волков, Г. Н. Идея совершенного человека в народной педагогике // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие / отв. ред. Т. Н. Петрова. Чебоксары,1999.-С. 8-16.

53. Волков, Г. Н. История образования и педагогической мысли / Г. Н. Волков, А. Б. Панькин. М. : ООО «Большая медведица», 2005. - 254 с.

54. Волков, Г. Н. Педагогика любви: избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. М. : Магистр-Пресс, 2002. - 460 с.

55. Вульфов, Б. 3. Словарь педагогических ситуаций : учимся воспитанию. М. : Педагогическое общество России, 2001. - 192 с.

56. Вундт, В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа / В. Вундт. М. : Институт психологии РАН, 1998. - С. 201-231.

57. Гаджиев А.Г. Этническая антропология Дагестана. М.: Полиздат, 1963.- С. 65.

58. Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы (XIX нач. XX века). -М.: Наука, 1989.-С. 26.

59. Гаджиев, А.К. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов на Дону, 1982. -341с.

60. Гасанов, 3. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика : автореф. дис. . доктора пед. наук. М.,2000.-73 с.

61. Гасанова С.С. Проблема соотношения духовно-нравственной позиции и диалога культур в поликультурном образовательном пространстве // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2004. - №12. - С.133-137.

62. Гершунский, Б. С. Менталитет и образование. М.: Институт практической психологии, 1996. - 144 с.

63. Гершунский, Б. С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993. - 194 с.

64. Григорьев, Г. Н. Продолжение идей школы И.Я.Яковлева в Чувашском68.госпедуниверситете // И.Я.Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе / научн. ред. Т. Н. Петрова.

65. Чебоксары : ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 2003. С. 3-9.

66. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: 1994. - 527с.

67. Гумилев, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М. : Экопрос, 1993.-560 с.71 .Гусейнов Я.М. Обычаи лезгин. Махачкала, 1991. - С. 36.

68. Дагестанский фольклор детям / Под ред. Гасановой Р.Х. Махачкала,1994.- С. 11.

69. Даргинцы // Возрождение. Махачкала, 1998. - №4. - С.64.

70. Даутова, Г. Поликультурные ориентиры в образовании // Высшее образование в России. 2004. - № 9. - С. 81-83.

71. Дашдамиров, А.Ф. Национальные моменты индивидуального сознания: автореферат дис. канд. философ, наук. М., 1968.

72. Дашдамиров, А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности общественных отношений. // Вопросы философии. -1973.-№4.-с131-140.

73. Декоративное искусство Дагестана. М.: Советский художник, 1971.- С. 28.

74. Дряхлов, Н. И. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра / Н. И. Дряхлов, В. А. Давыденко // Социологические исследования. 1997. - №7.-С. 143-149.

75. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.,1995.-218 с.

76. Емельяненко, Т. В. Методы межкультурных исследований ценностей // Социология. 1997. - № 9. - С. 32-54.

77. Иваненков, С. П. Социализация молодежи в современных условиях : автореф. дис. . доктора филос. наук. М., 1999. - 45 с.

78. Иваненков, С. Социализация молодежи и перспективы развития образования / С. Иваненков, А. Кусжанова // Россия XXI. 1995. - № 9-10. -С. 60-69.

79. Изиева, А. М. Этноориентированное образование в контексте общечеловеческих ценностей в современной национальной школе// Педагогический процесс в поликультурной школе : сб. научн. тр. / научн. ред.И. В. Павлов. М.-Чебоксары, 2002. - С. 27-29.

80. Исламшина, Т. Г. Дифференциация ценностных ориентации студентов / Т. Г. Исламшина, О. А. Максимова // Социологические исследования. 1999. -№6.-С. 132-136.

81. Калиниченко, О. В. Особенности этнической идентичности корейцев и русских в условиях межэтнического взаимодействия (на материале студентов педагогического вуза) // Прикладная психология. 2002. - № 1.-С. 68-84.

82. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.:Новая школа, 1993.-80 с.

83. Карамзин, Н. М. История государства Российского: в 3 т. М.: Издательство ACT, 2004. - 2016 с.

84. Кожанова М.Б. Этнопедагогическая основа содержания дошкольного образования: Учебно-методическое пособие / М.Б. Кожанова. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2005.- С. 52.

85. Кожанова, М. Б. Уровень готовности педагогов к осуществлению регионально-этнической направленности содержания процесса воспитания // Вестник ОГУ 2005. - № 2. - С. 104-109.

86. Кожахметова, К. Ж. Теорико-методологические основы казахской этнопедагогики : автореф. дис. . доктора пед. наук. Алма-Аты : АТУ, 1998. - 68 с.

87. Кокомбаев, К. С. Этнические особенности социальной среды и формирование личности: автореф. дис. канд. соц. наук. СПб., 1995. - 16 с.

88. Козлов, В.Н. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса.// Сов. этнография. -1983. №2.

89. Козлов, В.Н., Шеленов Г.В. Национальный характер и проблема его исследования. // Сов. этнография. 1972. - №2.

90. Коменский, Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения : в 2 т / Я. А. Коменский. М. : Педагогика, 1982. - С. 242-476.

91. Кон, И. С. К проблеме национального характера // История и психология / под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. М. : Наука, 1971. -С. 122-158.

92. Кон, И. С. Ребенок и общество. М., 1988. - 128 с.

93. Кон, И. С. Социология личности. М., 1967. - 201 с.

94. Коростелева, А. А. Формирование духовных ценностей старшеклассников : автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.

95. Крылова, Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования : десять концепций и эссе : вып. 3. М.: Инноватор, 1995. - С. 67-103.

96. Кузнецов, А. Г. Динамика ценностных ориентации российской молодежи : автореф. дис. доктора социол. наук. -М., 1995. 34 с.

97. Кузнецова, И. Ю. Общечеловеческие ценности в процессе образования // Культура, искусство, образование. Краснодар : Издательство КГУКИ, 1998. - С. 84-86.

98. Кузнецова, JI. В. Гражданское воспитание в национально-культурной среде // Педагогический процесс в поликультурной школе : сб. научн. тр. / научн. ред. И. В. Павлов. М.-Чебоксары, 2002. - С. 1319.

99. Кукушкин B.C., Столяренко А.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов на /Дону: Феникс, 2000. - С. 29.

100. Куликова, С. А. Экспериментальное исследование ценностных ориентации студентов // Педагогический процесс в поликультурной школе : сб. научн. тр. / научн. ред. И. В. Павлов. М.-Чебоксары, 2002. -С. 119-121.

101. Культура и быт народов Северного Кавказа. / Под ред. В.К. Гар-дамова. -М.: Наука, 1967. -343с.

102. Левикова, С. И. Место в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность. 2001. - № 4. - С. 178-188.

103. Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара : Издательство СИУ, 1997. - 85 с.

104. Лопухова, О. Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. 2001. -№ 5. -С. 73-79.

105. Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Махачкала, 1999.- С. 70.

106. ИЗ. Магомедов, Г.И., Шурпаева, М.И. Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан: теория и практика Махачкала: НИИ педагогики, 2003. - 384 с.

107. Магомедов, P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975, с. 20

108. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - С. 5.

109. Магомедова З.М. Культура и традиции Дагестана. Махачкала: ДГПУ, 1997.- С. 9.

110. Макаев, В. В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, JI. Л. Супрунова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-8.

111. Макатов И.А. Ислам и национальные традиции. Махачкала, 1981, с 11.

112. Марычева, Е. П. Педагогические условия формирования гуманистических ценностей в процессе обновления содержания гуманитарного образования : автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2002. - 23 с.

113. Медведев. Н.П. Национальная политика России. М.: 1993.

114. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - С. 67.

115. Мирзоев Ш.А. Этнопедагогические условия формирования мно-гокуль-турной толерантности // Поликультурное образование на Северном Кавказе. Мат. междун. конференции. Махачкала - Пятигорск, 2000.-С.50-51.

116. Мудрик, А. В.Социальная педагогика. М. : Академия, 2000. -194 с.

117. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX 90-гг XX в.) / под ред. 3. И. Равки-на. - М. : ИТО и ПРАО, 1997.-411 с.

118. Никандров, Н. Д. Воспитание ценностей: российский вариант. -М.: Магистр, 1996. 147 с.

119. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. - № 4. - С. 3-8.

120. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. - 204 с.

121. Новиков A.M. Национальная идея России. М., 2000.- С. 18.

122. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. М., 1997. - 390 с.

123. Панькин, А. Б. Этнокультурная коннотация образования // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки : материалы международной научной конференции / отв. ред. Г. М. Борликов. -Элиста : АПП «Джангар», 2003.-С. 59-74.

124. Парагульгов, М. Б. Межкультурная коммуникация в контексте образовательной системы: формирование поликультурной компетенции педагога // Образование в современной школе. 2004. - № 3. - С. 13-15.

125. Петрова, Т. Н. Этнопедагогический диалог культур народов Среднего Поволжья // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова. 2005. - № 2. - С. 52-56.

126. Пиаже, Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. СПб. : Питер, 2003.-160 с.

127. Равкин, 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (Концепция исследования) // Педагогика. 1995. - № 5. - С. 87-90.

128. Ратанова, Т. А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино-Балкарии) / Т. А. Ратанова, А. А. Шогенов // Психологический журнал. 2001. - Т.22. - № 3. -С. 37-48.

129. Розенберг, P. JI. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе (К проблеме социального согласия) : автореф. дис. . канд. филос. наук.-М., 1995.-24 с.

130. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления / под ред. К. А. Абульхановой-Славской и др.. -М. : Институт психологии РАН, 1996. 98 с.

131. Русскова, Г. Г. Кризис духовных ценностей // Сборник тезисов и докладов преподавателей и аспирантов. Чебоксары : Салика, 1998. -С. 92.

132. Русскова, Г. Г. Ценностные аспекты современного гуманитарного образования // Вестник Чебоксарского филиала государственного социального университета. 2001. - № 2(5). - С. 38-47.

133. Сажина, Н.М. Методология и технология подготовки профессиональных педагогов в вузе. М., 0000. - 163 с.

134. Сазонова, О. С. Этнопедагогическая рефлексия педагога-психолога // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова. 2005. - № 2. - С. 65-78.

135. Саракуев, Э.А. Введение в этнопсихологию : учеб пособие / Э. А. Саракуев, В. Г. Крысько. М. : Владос, 1996. - 342 с.

136. Саидов Т.Г. Традиции творят человека. Махачкала, 1994.- С. 52.1441 Саидова И.О., Нюдюрмагомедов А.Н. Традиции и свобода ребенка. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.- С. 47.

137. Саламов, Б.С. Горские народы: расцвет и сближение. Орджоникидзе: Иристон, 1975. - 298с.

138. Саламов, Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе: Иристон, 1968.- 137с.

139. Селиванова Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования //Моделирование воспитательных систем, теория практике / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995.- С. 62.

140. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования. -М.: ИЦ «Академия», 2004. 256 с.

141. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учебник. М. : Институт психологии РАН, 2000. - 320 с.

142. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Полииздат, 1976. 315с.

143. Тайчинов, М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999. - № 2. - С. 30-35.

144. Тайчинов, М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М., 1999.

145. Традиционный фольклор народов Дагестана. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1991.- С.94.

146. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения. М. : Просвещение, 1968. - 557 с.

147. Фомичева, Т. В. Образовательные ценности молодежи М. : Изд-во МГСУ,2003.-189с.

148. Фрейд, 3. Психология и защитные механизмы. М. : Педагогика, 1993. -140 с.

149. Харитонов, М. Г., Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. М. : Ассоциация «Народная педагогика», 1994. -110с.

150. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы. Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2004. - 330 с.

151. Хорак, И. Ценностные ориентации молодежи / Й. Хорак, И. Ва-чек // Народное образование. 1995. - № 8-9. - С. 114-116.

152. Цавкилов, Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик: Эльбрус, 1962.-226с.

153. Этнопсихологические проблемы развития личности. / Отв. ред. A.C. Байрамов. Баку, 1985. - 140 с.

154. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / под ред. В. С. Собкина. М. : Центр социологии образования РАО, 1998. -268 с.

155. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Кравченко А.И. Социология : хрестоматия. М. : Академия, 1997. - С. 231-248.

156. Ядов, В. А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. В 2 кн. М. : Академия, 1994.-С. 18-34.

157. Якубов З.Я. Использование этнопедагогики в воспитании школьников. Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2000.- С. 34.

158. Яницкий, М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентации : автореф. дис. . доктора псих. наук. Новосибирск, 2000. - 41 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.