Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Гущина, Оксана Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 226
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гущина, Оксана Александровна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования у студентов этнокультурных ценностей
1.1. Ценности как фактор социализации личности.
1.2. Классификация и источники этнокультурных ценностей.
1.3. Формирование у будущих психологов этнокультурных ценностей в учебно-воспитательном процессе вуза.
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования у студентов этнокультурных ценностей
2.1. Программа и ход опытно-экспериментальной работы.
2.2. Система педагогических условий эффективного " формирования у студентов этнокультурных ценностей.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Выводы по 2 главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Подготовка студентов факультета начальных классов к воспитательной деятельности на ценностях этнопедагогики (на примере республики Дагестан)2010 год, кандидат педагогических наук Алирзаев, Зияд Мукаилович
Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования)2012 год, доктор педагогических наук Карпушина, Лариса Павловна
Формирование готовности студентов педвузов к этноэстетическому воспитанию детей дошкольного возраста2003 год, кандидат педагогических наук Чернова, Марина Владиславовна
Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов: На материале Республики Саха (Якутия)2002 год, доктор педагогических наук Яковлева, Анастасия Николаевна
Формирование этнокультурной компетентности студента2006 год, кандидат педагогических наук Шагаева, Наталья Аркадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования»
Актуальность темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, стоящими перед человеком и перед обществом в целом, необходимостью возрождения национальной культуры этносов, выявления общечеловеческих и этнических ценностей представителей разных народностей, восстановления этнокультурных традиций, которые в настоящее время важны как никогда для развития культуры каждого народа.
Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир [178].
Особое значение имеют исследования состояния личности в условиях радикальных социальных перемен. Наиболее распространенными элементами кризисного мироощущения оказались смирение, принятие вечных ценностей, стойкость, самоирония, объективность.
Современное общество характеризуется неожиданными, резкими, быстрыми и непредсказуемыми изменениями социальной среды. Это происходит на фоне уменьшения индивидуального жизненного ресурса и разрушения систем социальной регуляции поведения. Люди вынуждены готовить себя к непредвиденному, к наибольшему числу возможных вариантов. Опросы, проводимые Н.Ф.Наумовой [133] в последние годы, показали, что массовое сознание по-прежнему ориентируется на ценности социальной справедливости, однако содержание представлений о ней постоянно меняется. Наблюдается также ослабление доверия между людьми, т.е. сужение социального пространства. Активную роль играет макросоциальная атрибуция — индивиды приписывают обществу ответственность за то, что происходит в их собственной жизни [177].
Актуальность темы нашего исследования продиктована в первую очередь глобальными изменениями в социуме. Современный человек оказался в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но и еще не найдены новые, адекватные происходящим в мире переменам ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения.
В переломные периоды жизнедеятельности человека и в периоды радикальных экономических и социальных реформ исключительную актуальность приобретает социализация личности. Смена общественной системы всегда влечет за собой социальную дезорганизацию, и прежде всего утрату ценностных ориентаций и общественных норм, вследствие чего в обществе начинают превалировать негативные тенденции: ослабление социального контроля, отрицание традиционных ценностей, поиск новых кумиров, норм поведения, резкое возрастание количества маргинальных личностей [160, 147].
Обобщенным выражением степени социализации может служить состояние массового сознания, общественное настроение, отражающее готовность принять (или не принять) новые социально-экономические порядки, переносить или не переносить тяготы перехода к ним. Социализация заключается не столько в принятии отдельных элементов, сколько в социальном и психологическом освоении меняющегося типа целостной системы общественных отношений (адаптация к новому строю), а также в социальной и психологической способности пережить чрезвычайную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим (адаптация к переходному кризису) [60].
Конец XX - начало XXI века ознаменовался возрождением интереса к национальной культуре, языку, обычаям, традициям, этнокультурным ценностям и образу жизни. Этнопсихолог Т.Г.Стефаненко [179] объясняет возросший интерес к этнической идентичности и национальным ценностям следующими причинами. Во-первых, это повышение социальной нестабильности современного мира, при этом причастность к этнической общности дает необходимые ориентиры и опору в жизни, выступает в качестве «группы поддержки». Во-вторых, интенсификация межэтнических контактов актуализирует этническую идентичность, так как именно в результате сравнения можно ощутить свою этническую непохожесть [87, 68].
На современном этапе социально-экономического развития и преобразования общества происходят процессы, характеризующиеся стремлением этносов сохранить свою культуру, самобытность, свои традиции и ценности. В настоящее время на передний план государственной политики воспитания выходят национальные духовные ценности. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» в качестве основных выделяет следующие приоритеты:
1) гармонизация национальных и этнокультурных отношений;
2) сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России;
3) сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации.
Пробуждение интереса к культуре других народов связано, очевидно, и с более глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей. А для этого необходима развернутая и разнообразная (литературная, телевизионная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно располагающихся по соседству. Многообразие культурных проявлений, в том числе и в сфере образования, способствует рождению взаимного интереса, толерантности отношений, что подтверждает приоритет культурологического подхода в учебно-воспитательной работе [147, 136].
В Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики обоснована стратегия развития образования и воспитания, требующая возрождения и развития национальной школы. В этой связи важнейшим направлением работы образовательных учреждений Чувашии и других субъектов Российской Федерации является учет национально-региональных особенностей республики, формирование национального мировоззрения, этнокультурных ценностей, учет этнического аспекта социализации личности.
Проблемы национальных особенностей, национального характера, этнических ценностей изучались в философской, психологической, социологической, педагогической, этнографической литературе с античных времен (Геродот, Демокрит, Гиппократ) и до наших дней (Р.Бернс, З.Фрейд, В.П.Зинченко, М.Н.Мамардашвили, Н.М.Лебедева, А.В.Сухарев).
В современной научной литературе проблема изучения ценностей рассматривается в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом и социологическом. Философско-методологические аспекты формирования ценностей представлены в работах В.Ю.Верещагина, И.Д.Калайкова, Б.С.Гершунского, Н.А.Бердяева и др.
Социально-психологические аспекты исследования ценностей стали предметом исследования таких ученых, как А.А.Бодалев, Г.А.Балл, Л.П.Гримак, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, О.С.Газман и др., включая авторов, занимающихся проблемой социализации через ценности (Н.С.Морова, А.В.Мудрик, Г.Н.Филонов, С.П.Иваненков, Л.В.Мардахаев). Педагогические аспекты формирования ценностей рассмотрены в трудах Н.А.Березовина, О.Л.Берак, В.Г.Бочаровой, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной, Н.Д.Никандрова, Б.Т.Лихачева и многих других исследователей.
В современной науке сформировалась необходимая база знаний для решения проблемы формирования этнокультурных ценностей личности, в частности:
- определена сущность национальной, этнокультурной социализации личности (Ш.М.Алиев, Г.Н.Волков, Л.Н.Коган, Б.Т.Лихачев);
- проанализированы ценностные ориентации, их структура, классификация (С.Ф.Анисимов, А.Г.Здравомыслов, В.П.Тугаринов);
- предложен методологический подход к формированию системы ценностных ориентаций (В.М.Богуславский, Б.З.Вульфов, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров);
- разработаны теоретико-методологические основы этнокультурного развития личности и поликультурного воспитания молодежи (Ш.М.-Х.Арсалиев, Г.Н.Волков, К.Ж.Кожахметова, Н.А.Корякина, Л.В.Кузнецова, Т.Н.Петрова, М.Г.Тайчинов); предприняты попытки создания моделей этнопедагогического воспитания (М.Б.Кожанова, Г.А.Никитин, М.Г.Харитонов, М.В.Чернова), проектирования новых образовательных систем и технологий (Г.Н.Григорьев,
A.Б.Панькин) в различных педагогических формах организации учебной и внеклассной работы в высших учебных заведениях.
Для нашего исследования важны также теоретические наработки в рамках так называемых культурологических теорий, которые делают акцент на анализе культурных ценностей (А.И.Арнольдов, В.А.Разумный, Э.Старленд, Н.М.Лебедева, Ф.Клакхорн и т.д.) и образовательных ценностей современной молодежи (В.А.Караковский, Т.В.Фомичева).
Культура как структурный элемент, формирующий систему ценностей и ценностных ориентаций у студентов - будущих педагогов, проанализирован в трудах С.И.Архангельского, И.Ф.Исаева, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, ч*
B.Г.Максимова и др.
Необходимо отметить, что труды многих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, но тем не менее остается недостаточно исследованной проблема формирования этнокультурных ценностей у студентов - представителей разных этносов, которая требует более глубокого изучения и анализа.
Актуальность исследования особенностей национальной культуры, этнических стереотипов и этнокультурных ценностей чувашского и русского этносов состоит в отсутствии современных эмпирических этнопедагогических исследований в данном регионе. Важность подобной работы определяется также возможностью прогнозирования и оптимизации социокультурного взаимодействия народов, живущих на территории Чувашии — чувашей, русских, татар, марийцев и др.
Актуальность темы исследования определяется противоречиями между:
- общими тенденциями к возрождению национальной культуры и недостаточной востребованностью этнокультурного потенциала личности студентов; ценностно-нормативной системой общества и человеческими ценностями, идеалами современных студентов, индивидуальным мироощущением, этническими стереотипами;
- потребностью современного общества в формировании этнокультурных ценностей личности, в возрождении национальных традиций и недостаточной научной разработанностью данной проблемы в педагогической науке.
Выделенные противоречия обусловили необходимость специального исследования, направленного на то, чтобы вывести ряд практических рекомендаций по разрешению создавшейся противоречивой ситуации.
Решение этих противоречий определило проблему нашего диссертационного исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования у будущих психологов этнокультурных ценностей в системе вузовского образования.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования»
В связи с вышеизложенным в диссертации поставлена цель исследования выявить и обосновать педагогические условия, способствующие формированию системы этнокультурных ценностей студентов-психологов в системе вузовского образования.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1. Рассмотреть ценности как фактор социализации личности студентов в высшем учебном заведении.
2. Раскрыть особенности формирования у будущих психологов этнокультурных ценностей в учебно-воспитательном процессе вуза.
3. Разработать и апробировать модель процесса формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования.
4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного формирования у студентов этнокультурных ценностей.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в вузе.
Предметом исследования является процесс формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования.
Всего в исследовании с 1999 по 2006 год приняли участие 142 студента заочного отделения факультета педагогики и психологии Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова» и психологического факультета НОУ «Академия профессионального образования».
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования этнокультурных ценностей студентов в системе педагогического образования будет более эффективным, если создать следующие педагогические условия:
- реализация в вузе личностно-ориентированного и комплексного подходов в процессе формирования этнокультурных ценностей;
- включение в образовательный процесс вуза спецкурсов этнокультурной направленности;
- создание духовно-насыщенной образовательной среды;
- использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей, способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, самобытности, традиций.
Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений реального мира, о роли многонациональной среды в процессе формирования личности, концепции этнопедагогизации образовательного процесса, фундаментальные положения о роли народных традиций и ценностей в обучении и воспитании студентов.
Методологическим ориентиром для нас выступили современные исследования о механизмах становления личности (Д.А.Леонтьев, Б.Д.Эльконин, А.Г.Асмолов, И.С.Кон, В.В.Столин); о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества, современные теории этноса и этнического развития (Г.У.Солдатова, С.А.Арутюнов, И.Н.Афанасьев, В.А.Алексеев, Л.Н.Гумилев, Т.Н.Петрова, В.К.Шабельников); специфика национального влияния на формирование ценностей личности (О.Г.Лопухова, В.А.Ядов, Г.М.Андреева, И.А.Климов, В.А.Караковский, В.А.Сухомлинский); разработка проекта формирования национальных ценностей личности в условиях многонациональной среды (Г.Н.Волков, Б.Н.Филиппов, Е.П.Белинская и др.).
Для выявления этнокультурных особенностей формирования ценностей студентов в системе вузовского образования нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов:
- теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ психологической, педагогической, философской, социологической, этнографической, этнопедагогической и методической литературы по проблеме исследования; моделирование исходных позиций исследования);
- эмпирические (анкетирование, беседа, ранжирование, тестирование, анализ собственного и передового педагогического опыта);
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- математической и статистической обработки данных (описательная статистика, качественный и количественный анализ среднестатистических данных).
Достоверность результатов исследования и обоснованность научных положений и выводов обеспечиваются реализацией проблемы исходных и теоретических и методологических принципов изучения; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; использованием методического инструментария, качественного и количественного анализа полученных данных, применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки; опытом работы соискателя в качестве старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова».
Научная новизна заключается в том, что: разработана модель процесса формирования у студентов этнокультурных ценностей в системе вузовского образования, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат;
- определены показатели сформированности у студентов этнокультурных ценностей (толерантное отношение студентов к традициям, нормам и ценностям представителей других этнических групп; позитивное отношение к себе и родному народу, доброжелательное отношение к окружающим людям; сформированность устойчивого интереса и положительной мотивации к усвоению традиций и истории своего этноса; постоянное этнокультурное самообразование и самосовершенствование; овладение знаниями об общечеловеческих и национальных ценностях; сформированность у будущих психологов таких этнокультурных ценностей, как природа, семья, учеба, язык, труд, народные традиции, религия и т.д.);
- выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования: реализация в вузе личностно-ориентированного и комплексного подходов в процессе формирования этнокультурных ценностей; включение в образовательный процесс вуза спецкурсов этнокультурной направленности; создание духовно-насыщенной образовательной среды; использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей, способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, самобытности, традиций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования и вносят новые элементы в область изучения процессов формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования. В работе выявлены особенности формирования личности студентов в многонациональной среде и выработки у них определенной системы этнокультурных ценностей и традиций. Материалы исследования могут служить основой для проведения дальнейших исследований по данной проблеме.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе исследования внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза модель процесса формирования у студентов этнокультурных ценностей. Разработанная соискателем программа спецкурса «Этнические факторы социализации личности», способствующая формированию этнокультурных ценностей у будущих психологов, может быть успешно использована в практической деятельности педагогов и психологов общеобразовательных и высших учебных заведений.
Результаты исследования могут найти применение при разработке учебных пособий, используемых в работе преподавателей педагогических и гуманитарных вузов, педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, при курсовой переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.
Основные научные идеи исследования используются в учебно-воспитательном процессе Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова», НОУ «Академия профессионального образования» г.Чебоксары.
Хронологические рамки исследования охватывают 1999 - 2006 гг. Оно включало несколько этапов:
Первый этап (1999 — 2001 гг.) - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ отечественных и зарубежных концепций, анализ диссертационных исследований по проблеме исследования. Определение исходных положений исследования, его целей, задач, гипотезы, методов.
Второй этап (2002 - 2003 гг.) - опытно-экспериментальный. В данный период в процессе педагогической деятельности уточнялась и проверялась правильность рабочей гипотезы, изучались личностные качества в процессе социализации, анализировались результаты исследований по формированию этнокультурных ценностей личности студентов, разрабатывалась программа, направленная на формирование национально-культурных ценностей личности в условиях многонациональной среды (на примере Чувашской Республики).
Третий этап (2004 - 2006 гг.) - обобщающий. Внедрение в практику результатов исследования (издание пособий, подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, написание научных статей). Оформление результатов эксперимента в виде кандидатской диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этнокультурные ценности как совокупность ценностей материальной и духовной жизни этноса обуславливают процесс становления и социализации личности, ее восхождение как к индивидуальности, так и к единству со своим народом. Чувашская Республика является полиэтнической средой со сложным национально-территориальным и административным устройством. Стабильность развития современного российского общества во многом зависит от правильного решения этнокультурных проблем с учетом происходящих в мире противоречивых и взаимосвязанных процессов глобализации и национальной идентификации. Стремление к сохранению собственных ценностей, традиций, языка, культуры, этнического самосознания выступает в качестве необходимой формы сохранения и развития этносов.
2. Модель процесса формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в процессе высшего педагогического образования. Вуз выступает одним из основных социальных институтов, осуществляющих процесс этнокультурной социализации личности студентов в окружающей среде. Он призван формировать менталитет, национальный характер, возрождать этнические традиции и ценности, а также осуществлять воспитание исходя из принадлежности студентов к различным национальным группам населения.
3. Совокупность педагогических условий, способствующих формированию национальных ценностей студентов в поликультурной среде. Поликультурное образовательное пространство раскрывает взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей и выступает как среда этнокультурной адаптации студентов. Учебно-воспитательный процесс в вузе рассматривается как процесс освоения студентами этнической культуры в целях формирования толерантности, готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Оптимальными условиями в этом процессе являются: реализация в вузе личностно-ориентированного и комплексного подходов в процессе формирования этнокультурных ценностей; включение в образовательный процесс вуза спецкурсов этнокультурной направленности; создание духовно-насыщенной образовательной среды; использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей, способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, самобытности, традиций.
4. Сформированность этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования может быть определена на основании следующих критериев: оптимизации взаимодействия представителей разных этносов (толерантное отношение к традициям, нормам и ценностям других этносов; позитивное отношение к себе и родному народу как важнейший элемент доброжелательного отношения к окружающим людям); этнокультурной идентификации личности (сформированность устойчивого интереса и положительной мотивации у студентов к усвоению традиций своего этноса; постоянное этнокультурное самообразование); направленности личности с учетом ее ценностей, идеалов, потребностей (овладение студентами достаточно глубокими и обширными знаниями об общечеловеческих и национальных ценностях; сформированность у будущих психологов таких этнокультурных ценностей как природа, семья, учеба, язык, труд, народные традиции, религия).
Указанные тезисы получили развитие, конкретизацию и обоснование в диссертационном исследовании.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования апробированы и внедряются в жизнь в ходе лекционно-практической работы в Чебоксарском филиале ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова».
Промежуточные и итоговые результаты исследования докладывались на II съезде психологов Чувашии «Психология в изменяющейся России» (2002), международных научно-практических конференциях «И.Я.Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе»
2003), «Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде» (2004), межрегиональных и республиканских конференциях «Этнос и личность: исторический путь, проблемы и перспективы развития» (2003), «Современные тенденции развития семьи» (2004), «Психолого-педагогические, медико-социальные аспекты здорового образа жизни» (2004), «Психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии» (2005). Апробация выводов исследования осуществлялась также путем публикации материалов.
Результаты опытно-экспериментальной работы учитывались при написании учебного пособия «Управление педагогической системой «школа»
2004). Разработан и апробирован спецкурс «Этнические факторы социализации личности» (2005) для студентов очного и заочного отделений педагогических и гуманитарных вузов.
Отдельные аспекты исследуемой проблемы обсуждались на заседаниях кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я.Яковлева» и кафедры педагогики и психологии Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова».
Объем и структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений. В диссертации представлено 3 рисунка, 13 диаграмм и 11 таблиц. Список использованной литературы включает 228 наименований, из них 7 на иностранном языке. В конце диссертации представлен дополнительный материал в виде 10 приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование культуры межэтнического общения социального педагога в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Шаглиева, Галина Павловна
Становление этнического самосознания студентов педколледжа2008 год, кандидат педагогических наук Ясюченя, Елена Леонидовна
Становление этнокультурной и общероссийской идентичности субъектов образовательного процесса в учреждениях Северного Кавказа2010 год, доктор педагогических наук Энеева, Лидия Адыхановна
Воспитание этнической толерантности студентов во внеучебное время: на материале Республики Казахстан2011 год, кандидат педагогических наук Утегенов, Жеткерген Мусаевич
Нравственное воспитание младших школьников на традиционных семейных ценностях чувашской диаспоры Республики Башкортостан2011 год, кандидат педагогических наук Яковлева, Раиса Федоровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Гущина, Оксана Александровна
Выводы по 2 главе.
Наше исследование показало, что особенностью этнической социализации чувашского и русского этносов в условиях межэтнического взаимодействия является высокий уровень этнической толерантности.
При помощи методики «локус контроля» Д.Роттера было установлено, что респонденты экспериментальной группы более чувствительны к ситуационным воздействиям окружающей действительности, влиянию на них культуры и ценностей других этносов, межличностных конфликтов.
Чуваши оказались наиболее ответственными за события, происходящие в Чувашской Республике на современном этапе. Они считают себя в силах контролировать свои отношения с другими этносами, относятся терпимее к культуре, традициям, ценностям и языку живущих рядом с ними народностей.
Русские и этнические маргиналы также имеют активную жизненную позицию, независимость и ответственность за себя. Но в отличие от чувашского этноса, разница между экстернальностью (внешняя позиция) и интернальностью (внутренняя позиция) не так велика (у русских разница составляет 0,5; у этнических маргиналов - 0,6; у чувашей - 3,3).
Анализ результатов по методике самоотношения В.В.Столина показал низкий уровень оценки собственного «Я» как носителя определенных этнических признаков. Студенты экспериментальной группы более закрыты для межэтнических отношений и испытывают потребность в самоуважении и создании собственного социально-желательного образа.
Опросник Басса-Дарки показал выраженное проявление агрессии и враждебности. Формы проявления агрессивности могут быть различными - от вербальной агрессии до физической агрессии. Чаще всего враждебность по отношению к другим людям (другой национальности) проявляется в виде раздражения, при малейшем поводе люди склонны к вспыльчивости, резкости, грубости. В некоторых случаях агрессия направлена не только на конкретных людей определенной нации, но и на весь этнос. Результаты исследования выявили косвенную агрессию у этнических маргиналов, которые проявляют взрывы своей ярости посредством крика, топанья ногами. Эти взрывы не обусловлены конкретной ситуацией, а направлены против культуры определенного этноса.
Результаты опросника мотивации достижения указывают на то, что русские и чуваши стремятся к успеху, преодолевают тяготы жизни, предпочитают средний уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску и наоборот. Этнические маргиналы стремятся избегать неудач в любом предприятии, даже если это касается взаимоотношений с окружающими людьми или самоактуализации.
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что практически по всем критериям сформированности этнокультурных ценностей студентов экспериментальная группа имела более низкий уровень. На втором этапе опытно-экспериментальной работы пристальное внимание было уделено направленности формирования ценностей 9 этнических маргиналов, так как исследование показало, что они не отождествляют себя ни с одним этносом, живущем на территории Чувашской Республики. Этнические маргиналы составляют свою собственную социальную группу, в которой царят особые культурные ценности и которой присущи конкретные потребности.
Обобщая результаты проведенного исследования (всех трех этапов, представленных выше), есть основание заключить, что поставленные в нем задачи решены, гипотеза в основном получила подтверждение.
Ведущую роль в адаптации личности в многонациональной среде играют этнокультурные ценности и сознание своего единства и отличия от всех других этносов (национальное самосознание). Кроме того, необходимо учитывать процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм и ценностей определенного этноса, необходимых для успешного функционирования человека в данном поликультурном обществе.
Преподавание спецкурсов «Этнические факторы социализации личности», «Этнопедагогические основы семейного воспитания», «Духовные ценности современной молодежи» и курсов федерального компонента государственного образовательного стандарта, таких как «Регионоведение», «Этнопедагогика», «Этнопсихология» в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях способствует нейтрализации кризиса идентичности; формирует у студентов систему этнокультурных ценностей; национальный менталитет; а также создает благоприятные условия адаптации личности в условиях поликультурной среды.
В результате опытно-экспериментальной работы усилилось стремление представителей разных этносов овладеть идеями народной педагогики, народным искусством, народным творчеством, традициями, обычаями и т.д.
В целом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что построенный на основе предложенной модели процесс формирования национального самосознания и этнокультурных ценностей личности в многонациональной среде в экспериментальной группе идет более эффективно, чем в контрольной группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях общественных, социальных, экономических и политических катаклизмов возникает опасность нарушения целостности личности, потери человеческой индивидуальности в ходе приспособления к постоянно меняющимся и усложняющимся обстоятельствам. Кроме того, происходящие в России общественные изменения оказывают огромное влияние на жизнь и культуру проживающих на ее территории этносов. Исследование формирования этнокультурных ценностей личности в поликультурном обществе позволило сопоставить национальный характер одного этноса с аналогичными чертами характера других этносов, а также объективно оценить проявления этнических свойств и качеств личности как внутри самой этнической общности, так и в межнациональном общении.
Общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы существования, отношения между людьми в семье, в вузе, в иной окружающей человека социальной среде. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении современной молодежи во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению - самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.
Студенты в процессе социального взаимодействия развивают свои психические свойства и способности, которые необходимы им для жизни в социуме и формирования ценностных ориентаций. Человек может считаться зрелым не тогда, когда он достиг определенного возраста, а тогда, когда может участвовать в жизни своего социального окружения благодаря умению принимать на себя ответственность и контролировать свое поведении в соответствии с общепринятыми нормами. Такое умение приобретается в процессе адаптации человека к изменяющимся условиям существования общества.
Важнейшей составной частью социализации личности и процесса передачи молодому поколению накопленного человечеством опыта и знаний должно стать признание естественной и непреходящей ценности опыта разных культур, живыми носителями которых являются представители разных этносов. Изучение этнокультурной социализации личности напрямую связано со сравнительными исследованиями этнических особенностей представителей различных культур и народов, ценностных ориентаций народной культуры, исследованиями этнического сознания, самосознания и этнической идентификации.
В ходе интегрирования личности в этнокультурную среду студент выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В процессе взаимодействия человека с обществом осуществляются развитие, формирование и становление личности, его культуры, мироощущения, менталитета.
Изменения в экономической, социальной, политической сферах в конце XX века вызвали трансформацию структуры этноса, как в позитивном, так и негативном плане. К позитивным изменениям можно отнести более широкое знакомство с другими культурами, заимствование у них определенных положительных качеств. К негативным тенденциям следует отнести разрушение своей этнической идентичности, самосознания, утрату национально-культурных ценностей.
Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга свои поведением, культурой, нравами, обычаями. Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, по их мнению, для их собственного этноса и для чужих народов, и нередко подобные характеристики и самохарактеристики совпадают. Но, с другой стороны, подобные характеристики субъективны, а иногда и произвольны.
В современном мире очевидно, что совершенствование и гармонизация отношений как между отдельными, этнически разными индивидами, так и между этническими группами не завершен, и он требует много времени и усилий. Кроме того, в нынешних современных рыночных условиях появились новые, а где-то обострились старые проблемы, поэтому этническая культура требует самого пристального внимания.
Формирование этнокультурных ценностей осуществляется через такие признаки, как: национальность отца или матери, собственный выбор национальности, социальное положение.
Почти все исследователи выделяют общие национальные признаки народов России — энергичность, гордость, скромность, доброта, великодушие, храбрость. В то же время в российском человеке национальные и этнические черты, суммируясь, порождают совершенно новое качество - общие, интернациональные черты представителей единого человечества.
Современная эпоха общественного развития ставит совершенно новые задачи перед системой образования. Для того чтобы готовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире, необходимо развивать механизмы социализации личности и формировать систему этнокультурных ценностей. Образование уже сейчас должно давать студенческой молодежи не только сумму базовых знаний, но и умение воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые культурные ценности, новые принципы адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Образование должно формировать у них способность к социализации и идентификации.
Современные социокультурные изменения, обновления и активизация национальных систем образования обусловили усиление внимания народов и народностей к своим национальным идеалам, традициям, обычаям, обрядам, языку и т.д.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно заключить, что поставленные в нем задачи решены, гипотеза получила подтверждение. Итогом теоретического и опытно-экспериментального исследования явились следующие выводы:
1. Анализ проведенного экспериментального исследования показал, что для оптимального формирования этнокультурных ценностей студентов необходимо провести изучение той среды, которая является фактором социализации личности. Сущность этой среды состоит в сочетании приспособления и обособления студентов в условиях конкретного общества.
2. Анализ научно-методической литературы показал, что формирование ценностей как фактор социализации в том или ином этносе имеет особенности: усвоение своего национального языка; рекультурация или возобновление традиций своего этноса; выработка единой картины мира у представителей конкретного этноса; поликультурное образование. Результат этнической социализации - приобщение студентов к культуре своего народа, принятие ее ценностей, норм, традиций и моделей поведения.
3. Особенность современной социальной среды - полиэтничность. В результате взаимодействия в полиэтнической среде подрастающее поколение сталкивается с разнообразием культурного окружения, с системой ценностей другого народа, что зачастую обостряет проблему адаптации к данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности.
4. Полиэтническая образовательная среда приводит к успешной адаптации, предполагающей овладение богатствами другой этнокультуры без ущерба для ценностей собственной, а также поддерживает диалог культур, в котором ни одна культура не может претендовать на право единственно правильного миропонимания.
5. Для эффективного межэтнического взаимодействия и успешного формирования этнокультурных ценностей в полиэтнической среде большое значение приобретают знания о культуре, традициях и обычаях других народов; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к иным точкам зрения и ценностям, отличающихся от собственных; умение налаживать взаимодействие с членами различных этнических общностей, проявлять толерантность.
6. Разработанная и апробированная нами модель, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, критерии, содержание, методы, средства, формы обучения, результат, позволяет совершенствовать работу по формированию этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования.
7. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования и результатов опытно-экспериментальной работы показал, что эффективному формированию национально-культурных традиций и ценностей способствует создание целого ряда педагогических условий:
- реализация в вузе личностно-ориентированного и комплексного подходов в процессе формирования этнокультурных ценностей;
- включение в образовательный процесс вуза спецкурсов этнокультурной направленности;
- создание духовно-насыщенной образовательной среды;
- использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей, способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, самобытности, традиций.
8. Основными критериями и показателями сформированное™ этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования являются: толерантное отношение студентов к традициям, нормам и ценностям представителей других этнических групп; позитивное отношение к себе и родному народу, доброжелательное отношение к окружающим людям; сформированность устойчивого интереса и положительной мотивации к усвоению традиций и истории своего этноса; постоянное этнокультурное самообразование и самосовершенствование; овладение знаниями об общечеловеческих и национальных ценностях; сформированность у будущих психологов таких этнокультурных ценностей, как природа, семья, учеба, язык, труд, народные традиции, религия и т.д.
Проведенное нами исследование показало, что все его задачи решены и поставленная цель достигнута. Выдвинутая нами гипотеза в ходе опытно-экспериментальной работы полно и обоснованно доказана. Материалы настоящего научного исследования апробированы и используются в практике высшей профессиональной школы.
В целом, мы считаем, что на данном этапе наше исследование завершено. Однако оно не исчерпало все аспекты этой сложной проблемы, связанной с этнокультурными особенностями социализации личности в поликультурной среде. Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с динамикой единства межэтнической идентификации и обособления, влиянием социального окружения на формирование этнической идентичности, особенностями и противоречиями межнациональных контактов, возникновением и урегулированием межэтнических конфликтов, формированием этнической толерантности в рамках учебных заведений.
Перспективным и интересным направлением в педагогических исследованиях, по нашему мнению, может стать решение проблемы раннего формирования этнокультурных ценностей личности в многонациональной среде, начиная с дошкольного образовательного учреждения.
Кроме того, далеко не разрешены вопросы, связанные с особенностями этнокультурной адаптации личности в городских и сельских условиях, зависимость этнической идентичности от тендерных признаков личности.
Общим выводом проведенного исследования является утверждение автора о перспективности данной проблемы и необходимости ее дальнейшей конкретной научно-исследовательской разработки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гущина, Оксана Александровна, 2006 год
1. Айзенк, Г. Психология : Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел : учеб. пособие. М. : Издательство Харвест ТОО, 2003. - 168 с.
2. Акопов, Г. В. Ментальиость: провинциальная ментальность современной России (опыт междисциплинарных исследований) / Г. В. Акопов, Т. В. Иванова // Мир психологии. 2002. - № 1. - С. 224-237.
3. Алиев, Ш. М. Общечеловеческие ценности как основа развития межэтнических отношений Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.PGLU.ru. - Загл. с экрана.
4. Аморкина, Е. Ценности толерантности в среде современных школьников // Народная школа. 2004. - № 4. - С. 40-42.
5. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. — Казань : Центр инновационных технологий, 2000. 606 с.
6. Андреева, Г. М. Конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности // Социальная психология в трудах отечественных психологов : хрестоматия / сост. А. Л. Свенцицкий. СПб. : Питер, 2000. -С. 315-337.
7. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 2000. - 243 с.
8. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко ; под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2001. - 264 с.
9. Анисимов, С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века (Очерк истории) // Вестник МГУ. 1994. - № 1. - С. 34.
10. Ю.Арнольдов, А. И. Введение в культурологию : учеб. пособие. М. : Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. -202 с. П.Арнольдов, А. И. Марксистско-ленинская теория культуры. - М. : Политиздат, 1984. - 384 с.
11. Арсалиев, Ш. М.-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителяначальной школы / Ш. М.-Х. Арсалиев ; под ред. В. А. Сластенина. М. : Магистр, 1996. - 131 с.
12. З.Арутюнов, С. А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972.-С. 274.
13. Н.Архангельский, С. Й. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М. : Высшая школа, 1980. - 156 с.
14. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. - 368 с.
15. Афанасьев, И. Н. Эпоха и личность: формирование и изменение этнического характера. Москва-Чебоксары, 2004. - 226 с.
16. П.Афанасьев, И. Н. Этнический характер и детерминирующие условия среды / И. Н. Афанасьев, В. А. Алексеев. Чебоксары, 2003. - 214 с.
17. Афанасьев, И. Н. Этнический характер и проблема толерантности (психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии) / И. Н. Афанасьев, Т. Н. Петрова. -Москва-Чебоксары, 2005. 220 с.
18. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М. : Просвещение, 1982. - 192 с.
19. Баймурзина, В. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие / отв. ред. Т. Н. Петрова. Чебоксары, 1999. - С. 30-33.
20. Балл, Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. М. : Педагогика, 1990. - 184 с.
21. Башиева, Ж. Д. Из опыта балкарского и кабардинского народов по воспитанию молодежи в духе мира // Поликультурное образование в современной России. Пятигорск : Издательство ПГЛУ, 1997. - С. 4-9.
22. Белинская, Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. - № 3. - С. 63-71.
23. Белинская, Е. П. Конструирование идентификационных структур личности вситуации неопределенности // Трансформация идентификационных структур в современной России / под ред. Т. Г. Стефаненко. М. : Московский общественный научный фонд, 2001. — С. 30-54.
24. Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев ; сост. Л. В. Поляков. М. : ИМА-Пресс, 1990. - 285 с.
25. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие. Мн. : Новое знание, 2004. - 336 с.
26. Берне, Р. Развитие Я-концелции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. - 414 с.
27. Блонский, П. П. Педология. М. : Владос, 2000. - 288 с.
28. Богуславский, В. М. Скептицизм в философии. М.: Наука, 1990.-272 с.
29. Бодалев, А. А. Личность и общение. -М.: МГУ, 1983. 270 с.
30. Воронина, Л. И. Динамика ценностных ориентаций молодежи : автореф. дис. . канд. филос. наук. Екатеринбург, 1994. - 23 с.
31. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы : пособие. М. : SvR-Apryc, 1994.-208 с.
32. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. - 109 с.
33. Брушлинский, А. В. Психология индивидуального и группового субъекта / А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 368 с.
34. Булавкина, О. В. Особенность этнических стереотипов русских учителей по отношению к детям разных этногрупп // Прикладная психология. — 2002. № 4. -С. 28-33.
35. Бурыкин, А. А. Этнос, ландшафт, имя (историко-этнографические аспекты изучения ономастического пространства региона) // Этнос, ландшафт, культура : материалы конференции. СПб. : Европейский дом, 1999. -С. 108-113.
36. Вызова, В. М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания : автореф. дис. . доктора псих. наук. СПб., 1998. -34 с.
37. Вайнрах, У. Языковые контакты. М., 1972. - 104 с.
38. Верещагин, В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток, 1988. 318 с.
39. Винокурова, У. А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. -Новосибирск, 1992.- 141 с.
40. Волков, Г. Н. Идея совершенного человека в народной педагогике // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие / отв. ред. Т. Н. Петрова. Чебоксары, 1999. - С. 8-16.
41. Волков, Г. Н. История образования и педагогической мысли / Г. Н. Волков, А. Б. Панькин. М.: ООО «Большая медведица», 2005. - 254 с.
42. Волков, Г. Н. Педагогика любви : избранные этнопедагогические сочинения : в 2 т. М.: Магистр-Пресс, 2002. - 460 с.
43. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1974. - 376 с.
44. Волков, Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур). Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1966. - 341 с.
45. Вульфов, Б. 3. Словарь педагогических ситуаций : учимся воспитанию. -М. : Педагогическое общество России, 2001. 192 с.
46. Вундт, В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа / В. Вундт. — М. : Институт психологии РАН, 1998. С. 201-231.
47. Выготский, JI. С. Лекции по психологии. М.: Союз, 2004. - 144 с.
48. Выготский, Л. С. Развитие высших психологических функций. М. : АПН СССР, 1960.-217 с.
49. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. - № 3. - С. 6-33.
50. Гасанов, 3. Т. Воспитание культуры межнационального общения:методология, теория, практика : автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 2000. - 73 с.
51. Геродот. История в девяти книгах. J1. : Наука, 1972. - 549 с.
52. Гершунский, Б. С. Менталитет и образование. М. : Институт практической психологии, 1996. - 144 с.
53. Гершунский, Б. С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993. - 194 с.
54. Гиддингс, Ф. Г. Теория социализации. Киев-Харьков, 1898. - 196 с.
55. Гиппократ. Избранные книги. Т.1. М. : Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1936. - 325 с.
56. Гнатенко, П. И. Национальный характер. Днепропетровск, 1992. - 113 с.
57. Гордон, J1. А. Социальная адаптация в современных условиях // Кравченко А. И. Социология : хрестоматия. М. : Академия, 1997. - 352 с.
58. Григорьев, Г. Н. Продолжение идей школы И.Я.Яковлева в Чувашском госпедуниверситете // И.Я.Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе / научн. ред. Т. Н. Петрова. -Чебоксары : ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 2003. С. 3-9.
59. Гримак, J1. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. -М. : Политиздат, 1989. — 319 с.
60. Гумилев, Jl. Н. Этногенез и биосфера Земли. М. : Мишель и К, 1993. -501 с.
61. Гумилев, Jl. Н. Этносфера: история людей и история природы. М. : Экопрос, 1993.-560 с.
62. Давыдов, В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. - Т. 9, № 4. - С. 22-32.
63. Даутова, Г. Поликультурные ориентиры в образовании // Высшее образование в России. 2004. - № 9. - С. 81-83.
64. Джандильдин, Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата : Издательство Казахстан, 1971. - 304 с.
65. Динамика ценностей населения реформируемой России / отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляев. М., 1996. - 193 с.
66. Дряхлов, Н. И. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра / Н. И. Дряхлов, В. А. Давыденко // Социологические исследования. 1997. -№7.-С. 143-149.
67. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. -218 с.
68. Емельяненко, Т. В. Методы межкультурных исследований ценностей // Социология. 1997. - № 9. - С. 32-54.
69. Есин, А. Б. Введение в культурологию. Основные понятия культурологи в систематическом изложении. М.: Академия, 1999. - 216 с.
70. Иваненков, С. Социализация молодежи и перспективы развития образования / С. Иваненков, А. Кусжанова // Россия XXI. 1995. - № 9-10. -С. 60-69.
71. Идиатуллина, JI. Е. Влияние педагогической поддержки на становление ценностных ориентаций современного подростка // Аспирант и соискатель. -2004.-№4.-С. 132-133.
72. Изиева, А. М. Этноориентированное образование в контексте общечеловеческих ценностей в современной национальной школе // Педагогический процесс в поликультурной школе : сб. научн. тр. / научн. ред. И. В. Павлов. М.-Чебоксары, 2002. - С. 27-29.
73. Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни : учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2001. - 432 с.
74. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. -М. : ИЦ «Академия», 2004. 208 с.
75. Исламшина, Т. Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / Т. Г. Исламшина, О. А. Максимова // Социологические исследования. 1999. - № 6. -С. 132-136.
76. Каган, М. С. Философская теория ценности. СПб, 1997. - 204 с.
77. Калайков, И. Д. Теория отражения и проблема приспособления. М.: Наука, 1986.-144 с.
78. Калиниченко, О. В. Особенности этнической идентичности корейцев и русских в условиях межэтнического взаимодействия (на материале студентов педагогического вуза) // Прикладная психология. 2002. - № 1. - С. 68-84.
79. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. : Новая школа, 1993. - 80 с.
80. Карамзин, Н. М. История государства Российского : в 3 т. М. : Издательство ACT, 2004. - 2016 с.
81. Клакхорн, К. К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб, 1998.-231 с.
82. Климов, И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризисаидентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России / под ред. Т. Г. Стефаненко. М. : Московский общественный научный фонд, 2001. - С. 54-82.
83. Ковалевский, А. П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн Фадлана. -Чебоксары, 1954. 68 с.
84. Коган, JT. Н. «Я думал, чувствовал, я жил.» // Известия Уральского государственного университета. 1997. - № 6. - С. 76-80.
85. Кожанова, М. Б. Уровень готовности педагогов к осуществлению регионально-этнической направленности содержания процесса воспитания // Вестник ОГУ 2005. - № 2. - С. 104-109.
86. Кожахметова, К. Ж. Теорико-методологические основы казахской этнопедагогики : автореф. дис. . доктора пед. наук. Алматы : АГУ, 1998. -68 с.
87. Кокомбаев, К. С. Этнические особенности социальной среды и формирование личности : автореф. дис. . канд. соц. наук. СПб., 1995. - 16 с.
88. Коменский, Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения : в 2 т / Я. А. Коменский. М. : Педагогика, 1982. - С. 242-476.
89. Кон, И. С. К проблеме национального характера // История и психология / под ред. Б. Ф. Поршнева, JT. И. Анцыферовой. М. : Наука, 1971. - С. 122-158.
90. Кон, И. С. Ребенок и общество. М., 1988. - 128 с.
91. Кон, И. С. Социология личности. М., 1967. - 201 с.
92. Коростелева, А. А. Формирование духовных ценностей старшеклассников : автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992. - 16 с.
93. Корякина, Н. А. Духовная культура учителя: подходы, проблемы, находки // Мир образования образование в мире. - 2004. - № 1. - С. 223-227.
94. Крылова, Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования : десять концепций и эссе : вып. 3. — М. : Инноватор, 1995. С. 67-103.
95. Кузнецов, А. Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи : автореф. дис. . доктора социол. наук. — М., 1995. — 34 с.
96. Кузнецова, И. Ю. Общечеловеческие ценности в процессе образования
97. Культура, искусство, образование. Краснодар : Издательство КГУКИ, 1998. -С. 84-86.
98. Кузнецова, JI. В. Гражданское воспитание в национально-культурной среде // Педагогический процесс в поликультурной школе : сб. научн. тр. / научн. ред. И. В. Павлов. М.-Чебоксары, 2002. - С. 13-19.
99. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. - 187 с.
100. Кузьмина, Н. В. Формирование научного стиля мышления студентов / Н. В. Кузьмина, Е. В. Куприна. Режим доступа: http://www.ito.edu.ru. - Загл. с экрана.
101. Куликова, С. А. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций студентов // Педагогический процесс в поликультурной школе : сб. научн. тр. / научн. ред. И. В. Павлов. М.-Чебоксары, 2002. - С. 119-121.
102. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М. : Владос, 1999.-317 с.
103. Левикова, С. И. Место в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность. 2001. - № 4. - С. 178-188.
104. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975.-392 с.
105. Леонтьев, Д. А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999. — 486 с.
106. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М. : Знание, 1980.-96 с.
107. Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара : Издательство СИУ, 1997. - 85 с.
108. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М. : Юрайт-Издат, 2003. 607 с.
109. Лихачев, Б. Т. Простые истины воспитания. — М. : Педагогика, 1983.192 с.
110. Лопухова, О. Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. 2001. - № 5. -С. 73-79.
111. Лосский, Н. О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж : ИМКА-ПРЕСС, 1931. - 135 с.
112. Лурье, С. Демокрит : Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1972. - 593 с.
113. Макаев, В. В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-8.
114. Максимов, В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары, 1996. - 227 с.
115. Мамардашвили, М. К. Наука и ценности бесконечное и конечное. -Режим доступа: http://www.dp5.nj. - Загл. с экрана.
116. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2003. - 269 с.
117. Марычева, Е. П. Педагогические условия формирования гуманистических ценностей в процессе обновления содержания гуманитарного образования : автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2002. -23 с.
118. Матьяш, О. И. О взаимосвязи ценностей и целей в воспитании // Институт-школа : вып. 1. Новокузнецк, 1992. - С. 23-34.
119. Михайлов, Г. Роль жизненных ценностей руководителя в процессе формирования управленческой команды / Г. Михайлов, Р. Гольников // Прикладная психология и психоанализ. 2001. - № 4. - С. 24-32.
120. Михеев, П. А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи // Социологические исследования. 2005. - № 1. - С. 91-94.
121. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время». М. : Знание, 1991. -80 с.
122. Мудрик, А. В.Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. - 194 с.
123. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 187 с.
124. Наумова, Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. - № 2. - С. 13-18.
125. Наумова, Н. Ф. Типология поведения в нестабильном обществе: механизмы устойчивости и неустойчивости // Устойчивость и неустойчивость целостных структур как предмет системного исследования : вып. 1. М., 1994. -С. 121-138.
126. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX 90-гг XX в.) / под ред. 3. И. Равкина. - М. : НТО и ПРАО, 1997.-411 с.
127. Никандров, Н. Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М. : Магистр, 1996. - 147 с.
128. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. - № 4. - С. 3-8.
129. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. - 204 с.
130. Никандров, Н. Д. Цели воспитания на рубеже XXI века. Режим доступа: http://www.eidos.ru. - Загл. с экрана.
131. Никитин, Г. А. Преемственность этнопедагогического наследияк
132. И.Я.Яковлева в подготовке учителей технологии // И.Я.Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе / научн. ред. Т. Н. Петрова. Чебоксары : ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 2003. - С. 187-194.
133. Никольский, Н.В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. Казань : Типолитография КГУ, 1919. - 480 с.
134. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / под ред. 3. И. Равкина. М.: ИТОиП РАО, 1995. - 628 с.
135. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. М., 1997. - 390 с.
136. Орлов, В. В. Соотношение биологического и социального. Пермь, 1981. -301с.
137. Осмоловская, И. М. Ценности личности как фактор формирования базового содержания образования // Дидактические проблемы базовогосодержания образования : сб. науч. тр. / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М. : ИТП и МИО РАО, 1993. - С. 105-113.
138. Основы педагогики / под ред. Б. 3. Вульфова и др.. М. : Издательство УРАО, 1999.-616 с.
139. Палаткина, Г. В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе : монография. Астрахань, 2001. - 166 с.
140. Палаткина, Г. В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. 2003. - № 8. - С. 217-221.
141. Панькин, А. Б. Этнокультурная коннотация образования // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки : материалы международной научной конференции / отв. ред. Г. М. Борликов. Элиста : АПП «Джангар», 2003.-С. 59-74.
142. Парагульгов, М. Б. Межкультурная коммуникация в контексте образовательной системы: формирование поликультурной компетенции педагога // Образование в современной школе. 2004. - № 3. - С. 13-15.
143. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. 528 с.
144. Петрова, Т. Н. Этнопедагогический диалог культур народов Среднего Поволжья // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова. 2005. - № 2. -С. 52-56.
145. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. - № 4. - С. 15-29.
146. Пиаже, Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. СПб.: Питер, 2003.- 160 с.
147. Потехин, А. А. Сочинения : в 10 т. СПб. : Просвещение, 1896.-422 с.
148. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб. : Питер, 2002.-352 с.
149. Равкин, 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (Концепция исследования) // Педагогика. 1995. - № 5. - С. 87-90.
150. Разумный, В. А. Драматизм бытия или Обретение смысла : философско-педагогические очерки. М.: Пихта, 2000. - 556 с.
151. Ратанова, Т. А. Социальная психология : учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Т. И. Дымнова. М.: Альфа, 2003. - 193 с.
152. Ратанова, Т. А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино-Балкарии) / Т. А. Ратанова, А. А. Шогенов // Психологический журнал. 2001. - Т.22. - № 3. -С. 37-48.
153. Розенберг, P. JI. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе (К проблеме социального согласия) : автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 1995.-24 с.
154. Розов, Н. С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. -М.: ИЦ ПКПС, 1993.- 193 с.
155. Российская ментальность : материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 25-53.
156. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления / под ред. К. А. Абульхановой-Славской и др.. М. : Институт психологии РАН, 1996. - 98 с.
157. Рубинштейн, С. J1. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М. : Издательство Академии Наук1. СССР, 1957.-328 с.
158. Рубчевский, К. В. Формы прохождения социализации личности // Психологическая наука и образование. 2002. - № 2. - С. 14-20.
159. Русскова, Г. Г. Кризис духовных ценностей // Сборник тезисов и докладов преподавателей и аспирантов. Чебоксары : Салика, 1998. - С. 92.
160. Русскова, Г. Г. Ценностные аспекты современного гуманитарного образования // Вестник Чебоксарского филиала государственного социального университета. 2001. - № 2(5). - С. 38-47.
161. Сазонова, О. С. Этнопедагогическая рефлексия педагога-психолога // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова. 2005. - № 2. - С. 65-78.
162. Саракуев, Э.А. Введение в этнопсихологию : учеб пособие / Э. А. Саракуев, В. Г. Крысько. М. : Владос, 1996. - 342 с.
163. Сенковский, О. И. Приложение к общей истории гуннов, турков и монголов. Париж, 1824. - 219 с.
164. Сластенин, В. А. Общая педагогика : учебник : в 2 ч. М. : Владос, 2002. -288 с.
165. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования. М. : ИЦ «Академия», 2004. - 256 с.
166. Советова, О. С. Возможности самореализации личности в контексте психологии инноваций // Социальная психология в трудах отечественных психологов : хрестоматия / сост. A. JI. Свенцицкий. СПб. : Питер, 2000. -С. 93-101.
167. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности. М. : Смысл, 1998.-389 с.
168. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. — М. : Издательство Института социологии РАН, 1998. 116 с.
169. Социология : курс лекций / под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферова. -М. : Социально-политический журнал, 1996. 256 с.
170. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учебник. М. : Институт психологии1. РАН, 2000. 320 с.
171. Столин, В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во Московского университета, 1983. - 240 с.
172. Стрелова, О. Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. М.-Хабаровск, 2001. - 186 с.
173. Сухарев, А. В. К вопросу о роли этнической функции системы отношений человека для психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. 1996. - № 4. - С. 81-93.
174. Сысоев, П. В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур : монография. Тамбов : Издательство ТГУ, 2001. - 406 с.
175. Тайчинов, М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999. - № 2. - С. 30-35.
176. Талызина, Н. Ф. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. М. : Издательство Московского университета, 1991. -192 с.
177. Тард, Г. Преступления толпы. М.: Инфра-М, 2004. - 434 с.
178. Татищев, В. Н. История Российская : в 3 т. Т.1. История и основы философии, общественные дисциплины. М. : Издательство ACT, 2005. -568 с.
179. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. М. : Владос, 2002. - 240 с.
180. Тихомандрицкая, О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы / О. А. Тихомандрицкая, Е. М. Дубовская // Мир психологии. 1999. - № 3. - С. 72-89.
181. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды. JL, 1988. - 291 с.
182. Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме. J1.: ЛГУ, 1968. - 124 с.
183. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения. М. : Просвещение, 1968. - 557 с.
184. Филиппов, Б. Н. Реакция на культурный шок // Народное образование. 1994.-№4.-С. 52-56.
185. Филиппов, Ю. В. Ритмы этнической социализации // Мир психологии. -2002.-№3.-С. 118-127.
186. Филиппов, Ю. В. Эмоционально-образная составляющая этнической идентичности и формирования русского этнонационального сознания // Мир психологии. 2003. - №1(33). - С. 198-204.
187. Философский словарь / под ред. И. Т.Фролова. М. : Политиздат, 1986. -590 с.
188. Фомичева, Т. В. Образовательные ценности молодежи М. : Изд-во МГСУ, 2003.-189 с.
189. Фрейд, 3. Психология и защитные механизмы. М. : Педагогика, 1993. -140 с.
190. Фридман, Jl. М. Психология воспитания. М. : ТЦ «Сфера», 2000. -208 с.
191. Фукс, А. А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. -Казань, 1940.-329 с.
192. Фулье, А. Об образовательном значении некоторых учебных предметов // Педагогический сборник. 1891. - № 7. - С. 1-18 ; № 8. - С. 122-135 ; № 9. -С. 186-201.
193. Харитонов, М. Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. -М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. -110 с.
194. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы. Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2004. - 330 с.
195. Харчева, В. Г. Основы социологии. -М.: Логос, 2001. 302 с.
196. Хорак, И. Ценностные ориентации молодежи / И. Хорак, И. Вачек // Народное образование. 1995. - № 8-9. - С. 114-116.
197. Хотинец, В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. - № 5. - С. 60-73.
198. Чернова, М. В. Формирование готовности студентов педвузов к этноэстетическому воспитанию детей дошкольного возраста : автореф. дис. . канд. пед. наук. Чебоксары, 2003. - 24 с.
199. Чувашия в цифрах. Краткий статистический сборник Госкомстата Чувашской Республики / отв. ред. Ю. К. Марков. Чебоксары, 2002. - 106 с.
200. Шабельников, В. К. Демократизация Востока: психологические проблемы // Развитие личности. 1997. - № 1. - С. 84-100.
201. Шабельников, В. К. Психика как функциональная система. Алма-Ата : Мектеп, 1986.-271 с.
202. Шадже, А. Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп, 1996. - 166 с.
203. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения : в 4 т. М. : Просвещение, 1965.-328 с.
204. Шибутани, Т. Социальная психология : учеб. пособие. М., 1969. - 587 с.
205. Шквону, И. К. Формирование нравственных убеждений личности в процессе овладения общечеловеческими и национальными ценностями (на материале изучения гуманитарных предметов в старших классах) : автореф. дис. . доктора пед. наук. Киев, 1991. - 48 с.
206. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. - 189 с.
207. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М. : Тривола, 1995. - 168 с.
208. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования / под ред. В. С. Собкина. М. : Центр социологии образования РАО, 1998. -268 с.
209. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Кравченко А.И. Социология : хрестоматия. М. : Академия, 1997.1. С. 231-248.
210. Ядов, В. А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. В 2 кн. М. : Академия, 1994.-С. 18-34.
211. Яницкий, М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций : автореф. дис. . доктора псих. наук. — Новосибирск, 2000. 41 с.
212. Bronfenbrener, Y. The Measurement of skill in interpersonal perception / Y. Bronfenbrener, J. Harding, H. O. Crallwey. New York, 1958. - 168 p.
213. Erikson, E. H. Identity. Youth and Crisis. N.Y., 1968. - 232 p.
214. Holden, R. Managing people's values and perceptions in multi-cultural organizations // Employee Relations. 2001. - Vol. 23. - № 6. - P. 614-626.
215. Park, R. E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago, 1928. - Vol. 33. - № 6. - P. 881-893.
216. Philips, L. Human adaptation and his failures. Academic Press. N-Y and London, 1969.-385 p.
217. Spiro, M. E. Culture and human nature: The theoretical papers of Milford Spiro. Chicago, 1987. - 310 p.
218. Stonequist, E. V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. New York : Russell & Russell, 1961. - P. 218.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.