Педагогические технологии использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хамитов, Илшат Миргалиевич
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хамитов, Илшат Миргалиевич
Введение.
Глава 1. Историко-теоретические основы использования традиций народной педагогики в подготовке учителей
1.1. Исторические предпосылки использования народного опыта воспитания в педагогических учебных заведениях.
1.2. Возможности использования традиций народной педагогики в условиях непрерывного педагогического образования.
Глава 2. Технологии использования традиций народной педагогики в условиях непрерывного педагогического образования (на курсах повышения квалификации)
2.1. Методы применения народного опыта воспитания в процессе учебной деятельности слушателей курсов повышения квалификации.
2.2. Формы использования традиций народной педагогики во внеаудиторной работе со слушателями.
2.3. Педагогические технологии подготовки слушателей к использованию традиций народной педагогики в образовательном процессе школы.
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию традиций народной педагогики на курсах повышения квалификации учителей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы1999 год, доктор педагогических наук Харитонов, Михаил Григорьевич
Этнопедагогическая подготовка учителя технологии: На народных трудовых традициях калмыков2000 год, кандидат педагогических наук Беляева, Балюта Иринденевна
Подготовка и переподготовка учителей изобразительного искусства в условиях возрождения этнохудожественной культуры адыгов: В контексте изучения традиционно-прикладного искусства1999 год, кандидат педагогических наук Ланин, Александр Михайлович
Программно-целевое моделирование содержания непрерывного образования преподавателей средних профессиональных педагогических учебных заведений1999 год, кандидат педагогических наук Матвеева, Светлана Ефимовна
Этнопедагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях2008 год, кандидат педагогических наук Юдина, Елена Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические технологии использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей»
Актуальность исследования. Педагогические традиции как социально-историческое богатство народов в нынешних условиях приобретают особый смысл. С одной стороны, новое время призвано возрождать, сохранять и обогащать прогрессивные традициии народов, населяющих тот или иной регион. С другой - приобщение новых поколений наших соотечественников к этим ценностям есть тот вклад в историю, который придает им устойчивость, надежность, непрерывность. Народная педагогика, содержащая в себе надежно проверенные временем и историческим отбором традиции человечества, представляет сегодня для многих этносов России предмет социальной востребованности и актуальности.
В настоящее время мы являемся свидетелями острейшего противоречия между стремительным раскрепощением общественного сознания (в первую очередь сознания молодого поколения) и не менее стремительной девальвацией гуманитарного знания, призванного сыграть нравственно-стабилизирующую роль в обществе. Одним из ключевых направлений выхода из этого кризиса должно стать повышение социально-культурного и мировоззренческого статуса учебных дисциплин в процессе формирования национальной культуры и национального самосознания молодежи.
В решении этой проблемы значительная роль принадлежит образовательным учреждениям, которые призваны восстановить этнокультурные и этносоциальные функции. Наверное, пришло то время, когда учитель снова должен нести культуру в массы, но не массовую, а народную, так как на этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального самосознания народа большое практическое значение приобретает проблема нравственного воспитания молодежи на традициях народной педагогики. Подтверждением этому могут служить слова академика, доктора педагогических наук, профессора Г.Н.Волкова: "Очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания, на педагогическую концепцию в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является условием и национального возрождения. Это основа основ" (118, с.45).
Изучение состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях, анализ программ по учебным дисциплинам, учебно-тематических планов курсов повышения квалификации, беседы с ведущими преподавателями, родителями показали, что педагогический опыт народа, его средства, формы и методы воспитания еще не стали полностью предметом серьезного внимания как при подготовке учителей, так и при повышении квалификации педагогических кадров.
Обращение к теории вопроса показывает, что значение народного педагогического наследия в воспитании детей подчеркивали К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Насыри. В современных исследованиях проблемам народной педагогики посвящены работы Г.Н.Волкова (28, 29, 30, 31, 32, 33), В.Ф.Афанасьева (6), Я.И.Ханбикова (182, 183, 184), З.Г.Нигматова (122, 123, 124, 125, 126, 127, 128), Р.А.Низамова (114, 129), А.Ф.Хинтибидзе, Ф.Х.Арутюнян, А.Ш.Гашимова, А.И.Шорова (198), А.Э.Измайлова (71), Г.Г.Мунзук (112), К.Ш.Ахиярова (9), В.И.Баймурзиной (11), Х.Х.Батчаевой (12). В них освещаются педагогические воззрения отдельных народов, дается детальный анализ фольклора, обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым.
Оценка педагогического наследия, выяснение его соотношения с педагогической культурой настоящего и будущего татарского народа продолжает оставаться одной из важнейших проблем. За последние двадцать лет появились исследования по использованию традиций татарской народной педагогики в гуманистическом (З.Г.Нигматов) (122, 124), эстетическом (С.И.Раимова) (148), патриотическом и интернациональном (Г.В.Мухаметзянова) (113), нравственном (Р.А.Низамов) (114, 129), физическом (Э.Х.Галиев) (44, 45) воспитании. В работе Н.Х.Халитовой раскрываются особенности использования народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов (181). Анализ научно-педагогической литературы показывает, что во всех работах объектом педагогического воздействия являются главным образом учащиеся общеобразовательной школы, а не студенты педагогических институтов и не учителя, пришедшие на курсы повышения квалификации.
В настоящее время отсутствуют диссертационные исследования, посвященные использованию народного опыта воспитания в подготовке учителей в высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации.
Вместе с тем, освоение народного опыта воспитания и внедрение его в практику способствовало бы достижению положительных результатов и в вопросах повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной необходимостью использования народного опыта воспитания в процессе переподготовки учителей на курсах повышения квалификации и неразработанностью педагогических технологий использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей.
Отсюда проблема исследования: каковы педагогические технологии использования традиций народной педагогики на курсах повышения квалификации педагогических кадров?
Цель исследования: выявить потенщтльные воспитательные возможности традиций народной педагогики и разработать педагогические технологии их использования в процессе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров.
Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогических кадров.
Предмет исследования: педагогические технологии использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей с целью подготовки их к практической деятельности.
В нашей гипотезе мы предположили, что результативность подготовки учителей в процессе организации курсов повышения квалификации повысится, если будут разработаны:
4- технология специальной подготовки профессорскопреподавательского состава института к использованию традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей;
4 технология формирования содержания подготовки слушателей в области народной педагогики; вариативные личностно- и социально-ориентированные технологии использования традиций народной педагогики в процессе аудиторной и внеаудиторной подготовки слушателей;
4- специальные формы и методы обучения, позволяющие формировать знания и опыт практической деятельности по применению народных традиций в образовательном процессе школы.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание и выявить возможности использования народных традиций, обычаев в прогрессе повышения квалификации педагогических кадров.
2. Разработать критерии, выявить уровень знаний и методической подготовленности слушателей курсов повышения квалификации по использованию традиций народной педагогики.
3. Разработать педагогические технологии использования народных традиций в процессе повышения квалификации педагогических кадров.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности использования народных традиций на курсах повышения квалификации и в практике учреждений образования.
Методологической основой являются положения философской науки о роли народа в создании духовной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций и их роли в жизни народа, о своеобразии и самобытности педагогических культур различных народов, о воспитании средствами народной педагогики.
В своей работе мы опирались на концептуальные идеи историко-педагогических исследований по этнопедагогике (С.М.Абрамзон, В.Ф.Афанасьев, К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, А.Э.Измайлов, З.Г.Нигматов, К.Д.Ушинский, Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров), дидактические концепции формирования личности (Д.В.Вилъкеев, М.И.Махмутов, Н.А.Половникова, М.Н.Скаткин), формирование гуманности (Л.А.Волович, Э.И.Моносзон, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов), психологии личности (В.В.Давыдов, Р.С.Немов, А.О.Прохоров, С.Л.Рубинштейн), социальной психологии управления (ААЛеонтьев, А.В.Петровский, Р.Х.Шакуров, Ю.А.Шерковин).
Такой подход к исследованию определил выбор методов при ведущей роли педагогического эксперимента: изучение и анализ философской, исторической, социологической, психологической литературы по проблемам исследования; педагогическое наблюдение за деятельностью преподавателей с целью изучения состояния проблемы в практике работы школ и курсов повышения квалификации; анкетирование, интервьюрование преподавателей, классных воспитателей, родителей; беседы с целью выяснения их отношения к проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта работы школ и его анализ.
Собственный опыт работы диссертанта в качестве учителя, заместителя директора, заведующего лабораторией народной педагогики и анализ учебно-тематических планов дали возможность осознать актуальность избранной проблемы, рассмотреть ее с различных позиций.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап (,1991-1992 гг). Сбор, анализ, систематизация эмпирического и теоретического материала по исследуемой проблеме; осмысление и анализ понятийного аппарата. Изучалась научно-педагогическая, психологическая литература, накапливался фактический материал, определялись исходные позиции, намечались цель, гипотеза и задачи исследования; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (1993-1996 гг). Проводился формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза, уточнялись исходные данные положения исследования; ■ читались лекции и проводились семинары, конференции для учителей и воспитателей, участвующих в экспериментальной работе; разрабатывались новые спецкурсы по проблемам народной педагогики; составлялись анкеты, тесты, вопросники с целью изучения уровня знаний и мотивов слушателей курсов по вопросам народной педагогики. В эксперименте принимали участие 284 учителя, в том числе 64 учителя начальных классов, 72 - татарского языка, 70 - технологии, 78 - физической культуры.
Работа велась в естественных условиях, когда диссертант работал заведующим лабораторией народной педагогики Института непрерывного педагогического образования города Набережные Челны и имел возможность в повседневных ситуациях экспериментировать с гипотетическими предположениями.
Третий этап (1997-1999 гг). Систематизировались и обобщались материалы формирующего эксперимента, осуществлялось литературное оформление диссертационного исследования, начиналось внедрение результатов эксперимента в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:
Ф раскрыты особенности образовательного процесса на курсах повышения квалификации с целью выявления возможностей использования в них прогрессивных народных традиций;
Ф выявлены и обоснованы педагогические условия использования народного опыта воспитания на курсах повышения квалификации педагогических кадров;
Ф разработаны критерии определения уровня знаний и методической подготовленности слушателей курсов повышения квалификации по проблемам использования народной педагогики в образовательном процессе;
Ф разработаны научно-обоснованные технологии использования народного опыта воспитания в процессе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров с целью подготовки их к применению в практической деятельности.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в составлении учебно-тематических планов курсов повышения квалификации, ориентирующих слушателей на использование народной педагогики в практической деятельности; разработке и внедрении технологий использования народного опыта воспитания в процессе повышения квалификации педагогических кадров, которые позволяют проводить целенаправленную работу по переводу слушателей курсов на более высокий уровень знания народных традиций, способствуют сохранению и развитию традиций национальной культуры.
Выводы и рекомендации могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей, а также в практике подготовки будущих педагогов, в процессе организации педагогической практики студентов.
На защиту выносятся:
4- совокупность критериев (интеллектуальных, мотивационных, поведенческих) определения уровней знаний по народной педагогике у слушателей курсов и сформированности методических умений по их использованию; педагогические технологии использования традиций народной педагогики в содержании курсов повышения квалификации; формы и методы подготовки слушателей к использованию традиций народной педагогики в образовательном процессе школы.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования докладывались и обсуждались на международных и республиканских научно-теоретических и научно-практических конференциях (г.Казань, 1994, 1995, 1997 гг.); на заседаниях ученого совета Института непрерывного педагогического образования города Набережные Челны (1997 г.) и Казанского государственного педагогического университета (1999 г,), на августовских совещаниях учителей РТ (1994-1999 гг.).
Разработанный диссертантом спецкурс "Народная педагогика и ее роль в организации образовательного процесса" читается на всех курсах повышения квалификации в Институте непрерывного педагогического образования города Набережные Челны и используется в практике подготовки будущих учителей в Набережночелнинском педколледже и пединституте.
Достоверность и объективность результатов исследований обеспечиваются методологическими положениями, основанными на устоявшихся и общепризнанных идеях философов, социологов, педагогов и психологов, разрабатывающих проблемы народной педагогики; прогнозированием тенденций развития школы в новых социально-экономических, культурно-национальных условиях; проведением многолетней опытно-экспериментальной работы по внедрению идей народной педагогики в организацию образовательного процесса школ; использованием комплекса эмпирических и теоретических методов исследования; целенаправленным системным анализом массовой практики и передового опыта, а также выводов, полученных в ходе исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики: Из опыта школ Республики Татарстан2006 год, кандидат педагогических наук Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович
Подготовка сельских школьников к семейной жизни на основе традиций татарской народной педагогики2006 год, кандидат педагогических наук Мухаметзянов, Рамиль Рафаилович
Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников: На материале республики Калмыкия2000 год, кандидат педагогических наук Мургаева, Светлана Ивановна
Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической культуре Северо-Западного Кавказа2004 год, доктор педагогических наук Айбазова, Марина Юсуфовна
Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе: на примере Республики Саха (Якутия)2005 год, доктор педагогических наук Семенова, Александра Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хамитов, Илшат Миргалиевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Огромная сложность решения проблемы нравственного оздоровления общества поставила перед институтом задачу более активного использования всех средств, форм и методов нравственного воспитания, особенно народной педагогики. Развитие личности, ее нравственности наиболее активно проходит в деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, морально-этических, духовных ценностей средствами народных традиций, в которых зафиксированы "исторически сложившиеся нормы и принципы отношения, взаимоотношения, утвердившиеся в социуме" (137, с.473).
В диссертации проанализированы теоретические и историко-педагогические основы использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей. Раскрыты возможности использования традиций народной педагогики в условиях непрерывного педагогического образования. Изучено современное состояние использования народных традиций в педагогике. Сделан вывод о том, что целенаправленная реализация народных традиций в организации учебного процесса на курсах повышения квалификации приводит к заметному повышению эффективности этого процесса.
Следует отметить, что исследования по совершенствованию курсовой подготовки и периодизации в развитии системы повышения квалификации начались только в 70-е годы, однако эти работы в значительной степени были идеологизированы, поэтому в них нет ни слова о народных традициях.
Наиболее актуальные исследования в системе повышения квалификации стали проводиться с конца 80-х годов. Мы считаем важным исследовать народные традиции как средство повышения эффективности курсовой подготовки педагогических кадров. Это поможет использовать все лучшее из истории, перенести из прошлого в настоящее и будущее оправдавшие себя на практике содержание, организацию и формы повышения квалификации и на этой основе экспериментально разработать целую систему последипломного образования педагогических кадров по проблемам народной педагогики.
В исследовании определены основные источники народной педагогики, методы и приемы использования народных традиций на курсах повышения квалификации. В нем широко использовался педагогический опыт татарского народа, сохранившийся в традициях, обычаях, в устном народном творчестве.
Исследование традиций татарской народной педагогики в образовательном процессе показало их эффективность в современных условиях.
Опытно-экспериментальная работа выявила педагогические пути целостного использования опыта традиций народной педагогики на курсах повышения квалификации учителей.
Следует отметить, что высокая эффективность народной педагогики - в ее конкретном воздействии на личность. Отсюда и естественность включения педагогических идей народа в образовательный процесс курсов повышения квалификации. Использование народного опыта воспитания в институте способствует передаче учителям всего богатства знаний, которое было накоплено народом на протяжении всей его истории.
Здесь изложены методы изучения уровня знаний слушателей курсов повышения квалификации; проанализированы ход и результаты эксперимента; раскрыты педагогические условия, цели, задачи, формы, методы, мониторинг - т.е. технологии использования народных традиций.
При выделении уровней мы руководствовались следующими критериями:
Интеллектуальный критерий, отражающий всестороннюю информированность личности. Его показателями являются объем знаний слушателей о народных традициях, их система и глубина.
Мотивационный критерий, показывающий уровень отношений слушателей к народным традициям, к их возрождению. Его показатели - ведущие цели, намерения и мотивы поступков слушателей курсов повышения квалификации.
Поведенческий критерий - поступки учителей-слушателей курсов, совершаемые в соответствии с народными традициями: умение использовать народные традиции в работе с учащимися, родителями; их восприятие, чувства, культура.
С учетом этих критериев условно были выделены три уровня развития знаний слушателей курсов повышения квалификации в вопросах народной педагогики: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень развития у слушателей проявляется в знании ими основных принципов и идей народной педагогики, в умелом использовании средств и факторов народной педагогики в образовательном процессе.
Средний уровень развития у слушателей курсов проявляется в неполном знании ими основных принципов и идей народной педагогики, они используют средства народной педагогики не систематически.
Низкий уровень характеризуется тем, что слушатели курсов повышения квалификации слабо разбираются в идеях этнопедагогики и на низком методическом уровне используют их в своей работе.
Помимо учебной деятельности в повышении эффективности курсовой подготовки педагогических кадров огромную роль играет внеаудиторная работа, в которой Институт непрерывного педагогического образования города Набережные Челны совместно с управлением образования выступает в роли организатора.
Внеаудиторная работа включает различные аспекты: нравственно-эстетический, профессионально-педагогический, общекультурный. Она способствует формированию организационных умений работника образования.
16. Трудовые традиции народов и их значение в воспитании школьников.
17. Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику.
18. Дидактические условия идей народной педагогики в учебном процессе.
19. Народная педагогика в организации системы общественного воспитания.
20. Формирование гражданственности у школьников на основе народной педагогики.
Вопросы, связанные с экспериментом, рассматривались, анализировались на заседаниях кафедры, ученого совета. В практику работы вошли семинары, научно-практические конференции, круглые столы по вопросам использования и изучения основ народной педагогики. Введены оригинальные формы работы по накоплению теоретического материала по эт-нопедагогике народов мира.
Основными результатами исследования явились следующие выводы: 1. Отношение к использованию народных традиций в педагогической теории и практике было неоднозначным. В исследовании дана периодизация изучения педагогики народов:
• До 1917 года. Этот этап характеризуется отсутствием внимания в педагогике к проблемам народных традиций. В то же время различные религии довольно основательно изучали и использовали в своих учениях о воспитании идеи народной педагогики, наследие народной мудрости.
• 1917-1950 гг. Этап создания социалистической педагогики. Появились отдельные работы, обратившие внимание на практические аспекты народной педагогики. В них определялись роль и значение народной педагогики как средства передачи культурного наследия одним поколением другому поколению.
Послекурсовые творческие связи лаборатория стремится сформировать через организацию школы молодого исследователя и предложения отдельным слушателям такой тематики курсовых работ, которая может лечь в основу исследовательской деятельности по проблемам народной педагогики. В исследовании дана тематика работ, предложенная слушателям в 1998-99 учебном году:
1. Использование народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения.
2. Гуманизация педагогического процесса на основе народной педагогики.
3. Использование народной педагогики в семейном воспитании.
4. Народная мудрость о роли личности старших в семье.
5. Некоторые проблемы воспитания учащихся средствами музыкального фольклора.
6. Нравственное воспитание учащихся на народных традициях.
7. Народная музыка - источник нравственных начал.
8. Традиции гуманных отношений татарского народа.
9. Деятельность классного руководителя по гуманизации внутри коллективных отношений школьников.
10. Педагогическое управление гуманистическим воспитанием школьников.
11. Содержание гуманного отношения человека к человеку и его роль в воспитании гармоничной личности.
12. Национальные промыслы и ручные ремесла в современной школе.
13. Особенности ориентации школьников на национальные виды труда.
14. Народный идеал человека. Методы и средства народного воспитания.
15. Фольклор в трудовом воспитании детей.
• 1950-1990 гг. Этап активного исследования учеными историко-педагогических аспектов народной педагогики. Появились диссертации, монографии, сборники по отдельным вопросам педагогики народов. Исследования, в основном, носили историко-педагогический характер. Не обращалось внимания на применение идей, средств народной педагогики в практике обучения и воспитания.
• С1990 года. На данном этапе наблюдается повышение интереса педагогов к научно-методическим исследованиям содержания, средств народной педагогики и разработке методики ее применения на практике. Издаются новые монографии, сборники трудов, проводятся научно-практические конференции, вводится изучение основ народной педагогики в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации при ИПК, создаются научные лаборатории по исследованию проблем народной педагогики, защищаются новые диссертации. Результатом научно-методических исследований, распространения прогрессивных идей народной педагогики является активное внедрение их в опыт работы школ, гимназий и других учебных заведений.
2. Выделены наиболее существенные циклы деятельности по подготовке учителей к использованию народных традиций в образовательном процессе:
Первый цикл включает в себя создание подсистемы допрофессио-нальной подготовки к учительской профессии, включающей педагогические классы, базирующиеся на народных традициях, формирование и отбор контингента студентов педучилищ, пединститутов, создание лекториев для старшеклассников, проведение недель педагогической науки и этнопедагогшси, психолого-педагогических олимпиад, педагогических чтений по народной педагогике.
Второй цикл - профессиональное обучение. Этот цикл предполагает перестройку и модернизацию системы высшего педагогического образования с учетом идей народной педагогики.
Третий цикл посвящен профессиональному становлению учителя, связанному со спецификой его практической деятельности, - это самоопределение его в период первого года работы.
В налаживании предметно-методической помощи молодым учителям большая роль принадлежит ИПК, РМК, которые все чаще пересматривают свою работу в соответствии с запросами этого нетрадиционного для них контингента. В практику работы многих ИПК входит организация целевых выездов бригад специалистов для изучения конкретных условий труда начинающих учителей и поиска передового педагогического опыта, который может быть использован для развития и совершенствования мастерства новичков.
Четвертый цикл - это создание подсистемы последипломного образования учителя, ориентированного на формирование индивидуального стиля творческой продуктивной деятельности педагога на основе народной педагогики.
3. Процесс повышения квалификации педагогических кадров имеет огромные возможности использования народных традиций. Подготовка учителя к его практической деятельности, уровень его квалификации зависят от качества приобретаемых знаний по проблемам народной педагогики, владения профессиональными умениями и навыками, понимания сущности образовательного процесса на традициях народной педагогики. Однако первоначальный анализ проведенных курсов повышения квалификации показал наличие ряда существенных недостатков:
• курсы повышения квалификации ведутся в решках старого подхода;
• содержание учебно-ттаттеских планов носит недифференцированный характер, формируется без учета стажа педагогической работы обучаемых и специфики их деятельности;
НРК в структуре планов, оставаясь весьма незначительным, менялся в зависимости от общественно-политической ситуации в стране.
4. В связи с необходимостью подготовки педагогических кадров как носителей ценностей народной педагогики диссертантом составлены новые учебные планы и авторские программы, отвечающие следующим требованиям:
• использование народной педагогики прежде всего должно способствовать формированию духовных ценностей ("народный опыт воспитания формирует определенные духовные ценности каждого ребенка. ");
• использование идей народной педагогики должно способствовать "добыванию знанийПри этом они "не просто помогают узнать предмет, а помогают становиться людьми", "развивается личность в целом";
• должно вызывать необходимость развития эмоциональной сферы ребенка ("устное народное творчество - это эмоциональный язык. Он очень нужен детям.");
• народная педагогика должна возвышать ребенка, помогая ему "взглянуть на мир другими глазами
• учителю необходима специальная профессиональная подготовка, чтобы использовать идеи и принципы народной педагогики в учебно-воспитательном процессе;
• народные традиции используются учителем в школе, но он не знает методики.;
• очень важно использовать идеи народной педагогики в своей работе, но я не могу делать это профессионально.,;
• необходимы специальные занятия по использованию средств народной педагогики для того, чтобы их использовать в практической работе.;
• использовать народный опыт воспитания учителю профессионально трудно, и этому его нужно учить .;
• педагог должен быть хорошо подготовлен к использованию народных традиций в своей работе, этих знаний у него, к сожалению, не хватает,.;
• многого не знают и не умеют; чтобы быть хорошим педагогом, нужно овладеть методикой использования народных традиций.
5. Для подготовки учителей к их использованию народных традиций в практической деятельности целесообразно учитывать стаж обучаемых, специфику их деятельности и рост национального самосознания слушателей. В результате этого подхода обеспечивается:
• наиболее полная дифференциация образовательного процесса и его задач по специальным курсам;
• возможность оптимального учета особенностей народных традиций в содержании специальных курсов;
• возможность осуществления содружества со школами и гимназиями.
Все это в совокупности способствует подготовке учителя нового типа, обладающего высокой профессиональной культурой, базирующейся на традициях народной педагогики, воспитывает у слушателя потребность в постоянном повышении своей квалификации по проблемам народной педагогики, в реализации своих возможностей в практической деятельности.
6. Эффективность подготовки учителя к использованию народных традиций в практической деятельности в немалой степени определяется тем, насколько в этой подготовке представлен национально-региональный компонент. Исследование позволило установить, что социально-педагогическая логика включения и использования национально-регионального компонента в процесс повышения квалификации учителей обуславливает ряд условий и факторов, при которых данный процесс оптимизируется. В частости, это достигается, если:
• определен уровень отношений к ценностям и традициям родной и других национальных культур;
• реализуются все источники воспроизводства личностного потенциала учителя, определяемого требованиями стандарта последипломного педагогического образования;
• в реализации интеграции народных традиций в образовательный процесс задействованы все специальные курсы с их инфраструктурами;
• актуализируется многоуровневая модель включения педагога во взаимодействие, предполагающая передачу ему жизненно важных ценностей народной педагогики, знаний, опыта.
7. Необходима интеллектуализация процесса приобщения слушателей к этнопедагогическим знаниям, усвоение ими идей, согласно которым этнопедагогика является современным развитым методологически и информационно-фондированным научным знанием. Наиболее подготовленных слушателей курсов повышения квалификации целесообразно включать в самостоятельное исследование таких проблем, как:
• этнопедагогика как наука;
• народные традиции воспитания в наследии классиков педагогики;
• сокровища народной педагогики;
• связь обучения и воспитания с трудом и жизнью в системе народной педагогики;
• нравственное воспитание в традициях народного воспитания;
• национальное и интернациональное в опъипе народной педагогики;
• народные традиции в практике семейного воспитания и др. Таким образом, вышеназванные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что в ходе исследования разработаны педагогические технологии использования народных традиций в процессе повышения квалификации педагогических кадров с целью подготовки их к практической деятельности, так как в нем:
4 раскрыты особенности образовательного процесса на курсах повышения квалификации с точки зрения определения возможностей использования в них прогрессивных народных традиций; Ф выявлены и обоснованы педагогические условия использования народного опыта воспитания на курсах повышения квалификации педагогических кадров; 4 разработаны критерии определения уровня знаний и методической подготовленности слушателей курсов повышения квалификации по проблемам использования народной педагогики в образовательном процессе;
4 разработаны научно-обоснованные технологии использования народного опыта воспитания в процессе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров с целью подготовки их к применению в практической деятельности.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в составлении учебно-тематических планов курсов повышения квалификации, ориентирующих слушателей на использование народной педагогики в практической деятельности; разработке и внедрении технологий использования народного опыта воспитания в процессе повышения квалификации педагогических кадров, которые позволяют проводить целенаправленную работу по переводу слушателей курсов на более высокий уровень знания народных традиций, способствуют сохранению и развитию традиций национальной культуры.
В заключение следует указать, что в ходе исследования доказана необходимость и возможность использования народных традиций на курсах повышения квалификации в практической деятельности Института непрерывного педагогического образования города Набережные Челны.
Мы надеемся, что полученные в ходе настоящего исследования выводы об использовании народных традиций в процессе повышения квалификации педагогических работников могут быть использованы преподавателями других институтов повышения квалификации и учителями школ в практической деятельности, а также в процессе организации педагогической практики студентов.
Концепция интеграции народной педагогики в образовательный процесс, теоретическая модель ее внедрения в процесс повышения квалификации, представленная нами в данной диссертации, несомненно перспективна. Исследование, естественно, не претендует на решение всего комплекса проблем подготовки учителей к использованию народной педагогики в практической деятельности. Требуется и дальнейшее изучение данной проблемы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хамитов, Илшат Миргалиевич, 2000 год
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -140 с.
2. Алексин А. Поговорим о человечности. М.: Политиздат, 1964, -48 с.
3. J. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань, 1998. - 318 с. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль, 1979. - 74 с.
4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. Экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. - 68 с.
5. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 94 с.
6. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988. - 284 с.
7. Азбука нравственного воспитания. /Под ред. А.И.Каирова, О.С.Богдановой. 3-е. изд. - М.: Просвещение, 1985. - 238 с.
8. Э. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996. - 242 с.
9. Батчаева Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1993. - 23 с.
10. Бабанский К.Ф. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 87 с.
11. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ: Бурят, кн.изд-во, 1971. - 56 с.
12. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., Академия педагогического образования, 1995. -72 с.
13. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М: Педагогика, 1989. - 208 с.
14. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. //Педагогика. 1996. - № 1. - С.9-12
15. Блягоз Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. - 16 с.
16. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе. Наб.Челны, 1995. - 70 с.
17. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
18. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1980. - 190 с.
19. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983. -158 с.
20. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. Минск, Народная асвета, 1983. - 141 с.
21. Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании/Под ред. А.Г.Хрипковой, А.Монизовой, И.В.Гребенникова. Москва, 1978. - 176 с.
22. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов. Казань, 1992. - 108 с.
23. Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания. Казань, 1994. -141 с.
24. Виноградов B.C. Народная педагогика. Иркутск: Вост. - Сиб. Отд. РГО, 1926. - 30 с.
25. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. -264 с.
26. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. -34 с.
27. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 375 с.
28. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. - 334 с.
29. Волков Г.Н. Педагогу великому имя народ. (О народной педагоги-ке)//Народное образование. - 1989,- № 4. - С. 18-20
30. Волков И.П. Цель одна дорог много. - М.: Просвещение, 1990. -156 с.
31. Вопросы повышения квалификации работников образования. Сборник научно-методических трудов РИПКРО. М.: 1993. - 124 с.
32. Вопросы воспитания: Системный подход/Под ред. Л.И.Новиковой. -М.: Прогресс, 1981. -118 с.
33. Вопросы методики изучения учащихся/Под ред. В.Я.Яковлева. -Тамбов, 1970. 64 с.
34. Выготский JI.C. Проблемы общей психологии: в 6 томах, М.: Педагогика, 1982. - Т.2 -354 с.
35. Высшая школа в условиях суверенитета Татарстана: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Наб.Челны, 1994. - 146 с.
36. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
37. Габдуллин Г.Г. Курс лекций по педагогике. Школоведение. Казань, 1997.-232 с.
38. Гавриловец К,В, Воспитание человечности. Минск, 1985. - 182 с.
39. Гаврилов А.Г. Гуманизм сегодня. М.: Знание, 1974. - 86 с.
40. Гайфуллин В.Г. Право на эксперимент //Народное образование. -1993.-№ 4.- С.13-15
41. Галеев Э.Х. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1973. - 19 с.
42. Галеев Э., Ханбиков Я. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя. 2-ое изд., перераб. и доп. - Казань: Таткнигоиз-дат, 1985. - 76 с.
43. Гиппенрейтр Ю.Б. Общаться с ребенком как? М.: Масс Медиа, 1995. - 240 с.
44. Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель-властитель дум. М.: Просвещение, 1991. - 174 с.
45. Гончаров Н.К. Педагогическая система Н.К.Ушинского. М.: Педагогика, 1974.
46. Государственная программа Республики Татарстан: О сохранении, изучении и развитии языков народов РТ. Принята 20 июля 1994г. -//Магариф. 1994. - № 11. - С.2-5
47. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
48. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Молодая гвардия, 1988. - 223 с.
49. Гуткина Л.Д. и др. Организация воспитательной работы в школе. -М.: 1996. 80 с.
50. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань: Таткнигоиздат, 1990. - 108 с.
51. Давлиев И.А., Нигматов З.Г. Верить и жить. Казань: Таткнигоиздат, 1989. - 79 с.
52. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 234 с.
53. Даль В.И. Пословицы русского народа.- М.: ННИ, 1994. 616 с.
54. Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1989. - 35 с.
55. Диагностика успешности учителя/Со ст. Морозова Т.В. М., 1997.94 с.
56. Доржиева М.Д. Народные традиции трудового воспитания у бурят. Новосибирск: Буряткнигоиздат, 1980. - 59 с.
57. Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика: Учебник для педагогических училищ. 5-е изд., испр., доп. М.: Учпедгиз, 1950. - 256 с.
58. Жерносек И.Ф., Маслов В.И. Непрерывное повышение квалификации педагогических кадров//Советская педагогика. 1984. - № 7.ш С.64-68
59. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. -239 с.
60. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Ро-спедагенство, 1995. - 184 с.
61. Закон Российской Федерации "Об образовании". М.: Ком. по науке и нар. обр., 1992. - 25 с.
62. Закон Республики Татарстан "Об образовании". Казань, Таткни-^ гоиздат, 1993. - 28 с.
63. Залялиев Ш.Ш. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях во внеклассной работе в условиях сельской татарской школы: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1974. - 18 с,
64. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности /Педагогика. 1992. - № 11. - 23 с.
65. Заирбек Е.С. и Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха. -СПб, 1995. 64 с.
66. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997. - 320 с.
67. Зубайраев A.JI. В познании национального и общечеловеческого нет мелочей //Советская педагогика. -1991. № 1. -104 с.
68. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 252 с.
69. Из истории татарского народного искусства: Сборник статей/Отв. ред. Валеева Сулейманова Г.Ф. - Казань, 1995. - 143 с.
70. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.-97 с.
71. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. - 112 с.
72. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студент тов пединститутов. М.: Просвещение, 1984. - 496 с.1. V т
73. Имамов В. Сает-Батыр: Исторический роман. Наб.Челны: Изд. КамАЗ, 1994. - 496 с.
74. Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983. - 25 с.
75. История педагогики как учебный предмет. М.: Роспедагенство, 1996. - 230 с.
76. Исмагилова С.Г. Голбакчада туган тел. (на тат. яз.) Рекомендации, материалы для воспитателей детских садов. Елабуга, 1997. - 80 с.
77. Исхаков Д.М. Татары. Наб.Челны: Изд-во КамАЗ, 1993. - 64 с. ^ 81. Казыханов B.C. Уроки нравственности. - Наб.Челны, 1997, - 104 с.
78. Какиева JI.X. Непрерывное образование преподавателей педагогических училищ//Советская педагогика 1989. - № П.- С.86-89
79. Кашапов Г.Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Екатеринбург, 1996. - 216 с.
80. Каюм Насыри. Книга о воспитанности. Казань: Таткнигоиздат, 1994. - 134 с.
81. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы/Под ред. В.Г.Анушкина. СПб, 1996. - 122 с.
82. Козырева А.Ю. Лекции по педагогики и психологии творчества. -Пенза, 1994. 338 с.
83. Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан, -Казань, Таткнигоиздат, 1993. 29 с.
84. Концепция развития татарского просвещения/Щанорама. 1992. -№ 6, - С.15-30
85. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. М., 1997. - 320 с.
86. Концепция и программа татарского гимназического образования/Общее руководство Ю.С.Тюнникова, Ф.Ф.Харисова. Наб. Челны, 1994. 23 с.
87. Конаржевкий Ю.А., Долгова В.И. О критериях эффективности ФППК организаторов народного образования//Советская педагогика. 1985. - № 7. - С.70-74
88. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
89. Конституция Республики Татарстан. Казань.: Таткнигоиздат, 1993. -117 с.
90. Конкина В.Э. Традиции воспитания. М.: Знание, 1975. - 104 с.
91. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Корниеьпсо. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярушевского. М.: Политиздат, 1985. - 408 с.
92. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-и т. ТЛ/Под ред. А.М. Арсеньева, Н.К.Гончарова, П.В.Руднева. М.: Педагогика, 1978,-Т.1.-368 с.
93. Краткий словарь по философии/Под ред. Блауберга И.В., Пантана И.К. 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. - 431 с.
94. Крашенинникова Б,А. Шаг навстречу. М.: Просвещение, 1988, -141 с.
95. Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. -157 с.
96. Куриленко Т.М. Воспитание нравственности. Задачи и упражнения. Минск: Народная асвета, 1983. - 144 с.
97. Кузьмин М.Н. и др. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования/Кузьмин М.Н., Сусоколов А.А., Бацын В.К., Ешич М.Б. М.: 1994. - 57 с.
98. Курзина И. А. Передовой педагогический опыт в системе повышения квалификации работников образования: Дис.канд. пед. наук. М., 1995. - 164 с.
99. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его знание: страницы истории педагогической мысли. М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
100. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. М., 1997. - 80 с.
101. Луначарский А.В. О воспитании и образовании/Сборник АПН СССР. М.: Педагогика, 1976. - С.22-23
102. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Харьков, 1978. - 630 с.
103. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.: ИнтелТех, 1994. -244 с.
104. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990. 192 с.
105. Мапшии Б.Г. Нетрадиционная педагогика, М., 1994. - 96 с.
106. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. - 184 с.
107. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1990. - 21 с.
108. Мухаметзянова Г.В. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся в процессе эстетического воспитания. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980. - 216 с.
109. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа: Пособие для учителей, преподавателей и учащихся. -Казань, 1994. 112 с.
110. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. -М.: Просвещение, 1984. 98 с.
111. Народное искусство в воспитании детей/Под ред. Т.С.Комаровой. -М.; 1997.-208 с.
112. Народная педагогика основа воспитания / Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Под ред. З.Г.Нигматова. - Казань: КГПИ, 1993. - 126 с.
113. Национальная школа: Концепция. Цели и приоритеты содержания образования. М., 1994. - 31 с.
114. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1990. -301 с.
115. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1994. - 576 с.
116. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.И. Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике (на тат. языке). Казань, 1996. - 143 с.
117. Нигматов З.Г. Воспитание социалистической гуманности у школьников. Казань, 1987. - 128 с,
118. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.И. Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике. Казань, 1996. - 182 с.
119. Нигматов З.Г. Гуманизация школьных традиций // Народное образование. 1984. - № 3. - С.46-48
120. Нигматов З.Г. Дисциплина явление нравственное. Дело всех и каждого. - Казань: Таткнигоиздат, 1985. - С.59-79
121. Нигматов З.Г. Использование советских традиций в воспитании учащихся: Учебное пособие. Казань: Изд-во КГПИ, 1985. - 87 с.
122. Нигматов З.Г. Традиции семейного воспитания // Народное образование. 1986. - № 1. - С.82-84
123. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1980. - 205 с.
124. Низамов Р.А. Педагогические раздумья. Казань: Магариф, 1994. -95 с.
125. Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. М., 1995. - 191 с.
126. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1983. - 940 с.
127. Орлова А.П. Национальной школе опыт народной педагоги-ки//Советская педагогика. -1991. - № 7. - С.88-91
128. Педагогические традиции народов и современная школа. Материалы секции республиканской научно-практической конференции "Школа и национальное согласие". Казань, 1996. - 120 с.
129. Педагог пришел учиться. Методические рекомендации для системы повышения квалификации педагогических кадров. М., 1995. - 73 с.
130. Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику: Тезисы докладов международной научно-практической конференции/Под ред. Нигматова З.Г. Заинек, 1995, - 200 с.
131. Педагогика / Под редакцией Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
132. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1995. - 602 с.
133. Пидкасистый П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 184 с.
134. Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания школьников. М., Просвещение, 1989. - 174 с.
135. Погребняк Л.П. Педагогические основы подготовки работников рай(гор)оно к инспектированию управления воспитательной работой в школе (при обучении на ФПКК ОНО): Дис. канд. пед. наук. -Москва, 1988.- 185 с.
136. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразрвания. М.: Высшая школа, 1990. - 141 с.
137. Портнов М.П. Азбука школьного управления. Москва.: Просвещение, 1991.- 192 с.
138. Попова М.И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. Красноярск, 1993. - 104 с.
139. Подласый М.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. - 632 с.
140. Примерное содержание воспитания школьников/Под ред. И.С.Марьенко. 5-е изд., перераб.и доп. - М.: Просвещение, 1984. -144 с.
141. Проблемы повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Тезисы докладов в 3-х частях/Сост. Л.М.Аболин, В.Ф.Габдулхаков, Р.Х.Гильмеева. Казань, ИПКРО, 1993. - 154 с.
142. Предки о воспитании юных / Сост. Г.П.Веселов и др. М., 1994. -64 с.
143. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1973. - 19 с.
144. Рахимов А.З. Психодидактика. Уфа, 1996. - 208 с.
145. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М, Просвещение, 1982. - 142 с.
146. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова. М. Педагогика, 1973. - 422 с.
147. Рудне В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л.: Лениздат, 1979. -73 с.
148. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г.Н.Джибладзе. М.: Педагогика, 1984. - 333 с.
149. Савин Н.В. Методика преподавания педагогики. М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
150. Салимова Я.Х. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников на традициях русской и башкирской народной педагогики: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1996. - 184 с.
151. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1993. - 23 с.
152. Сахипова Р.А. Народные традиции заботливого отношения к людям. Наб.Челны, 1997. - 104 с.
153. Сахипова Р.А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1996. - 23 с.
154. Сафаров Н.А. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана. Ташкент: изд-во Фан, 1987. - 103 с.
155. Сироткин Л.Ю. Теория и практика формирования социально-устойчивой личности учащихся: Дис. доктора пед. наук. Казань, 1993. - 213 с.
156. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 192 с.
157. Силистрару Н.В. Этнопедагогика молдаван: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1997. - 28 с.
158. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979. - 94 с.
159. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С.JI.Соловейчик, 6-е изд. М.: Политиздат, 1975. - 270 с.
160. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. Киев: Рад. школа, 1978. - 48 с.
161. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1977. -242 с.
162. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978. -34 с.
163. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982. - 158 с.
164. Толковый словарь татарского языка / Под ред. Л.Т.Махмутовой, М.Г.Мухаммадиева, К.С.Сабирова и др. В 3-х томах. Казань: Таткнигоиздат, 1977. - 832 с.
165. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисова Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1994. -88 с.
166. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань: Таткнигоиздат, 1984. - 144 с.
167. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского. М.: Педагогика, 1987.- 156 с.
168. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. ТЛ/Сост. С.Ф.Егоров. М: Педагогика, 1989. - 804 с.
169. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.4/Сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1988. - 756 с.
170. Фахретдинов Р. Насихат//Магариф. 1992. - № 6. - С.5-7
171. Фельдтенштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978. - 92 с.
172. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В.Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. - 538 с.
173. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. - 158 с.
174. Фрадкин Ф.А., Богомолова Л.И. Введение в педагогическую специальность. М.: Сфера, 1996. - 60 с.
175. Фукс К. Казанские татары: краткая история города Казани. Репринтное воспроизведение. - Казань: Фонд ТЯК, 1991. - 153 с.
176. Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1995. - 23 с.
177. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: пособие для студентов и аспирантов / Под ред. Р.А.Низамова. Казань, 1975. - 158 с.
178. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Таткнигоиздат, 1967. - 164 с.
179. Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа. Казань: КГПИ, 1975. - 184 с.
180. Харисов Ф.Ф., Харисова Л.А. Игра средство воспитания. -Наб.Челны, 1994. - 98 с.
181. Харисов Ф.Ф. и др. Тэрбия эшен планлаштыру. (на тат. яз.) Харисова Л.А., Тюнникова С.М., Хасанова Г.Ф. Казань, 1993, - 60 с.
182. Харисова Л.А. Национальная культура в содержании образования. -Казань, 1995. 78 с.
183. Харисов Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры. -Казань, 1999. 126 с.
184. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.
185. Хузиахметов А.Н. Главная цель воспитание личности. - Казань, 1996. - 44 с.
186. Худоминский П.В. Совершенствовать систему повышения квалификации учителей // Советская педагогика. 1988. - № 6. - С.41-45
187. Червонная С.М. Искусство Татарии. М.: Искусство, 1987. - 352 с.
188. Червонная С.М. Художники Советской Татарии. Казань: Таткни-гоиздат, 1984. - 464 с.
189. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992. - 64 с.
190. Шамардин В.М., Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. М., 1991. - 160 с.
191. Шаймарданов Р.Х., Сибгатуллина А.Г., Сибгатуллин Р.Г. Татарская народная педагогика (на тат. яз.). Наб.Челны, 1996. - 32 с.
192. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. -208 с.
193. Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика. Майкоп: Краснодарское кн. изд-во, 1989. - 193 с.
194. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. -181 с.
195. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. - 174 с.
196. Школа и национальное согласие. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Выпуск! Казань, 1996. - 189 с.
197. Школа и национальное согласие. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Выпуск II. Казань, 1996. - 276 с.
198. Шмаков С. А. Каникулы. М.: Новая школа, 1994. - 156 с.
199. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком. М.: Знание, 1979. - 79 с.
200. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997. - 77 с.
201. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей у народов Восточной и Юго-восточной Азии. М.: Наука, 1978. - 154 с.
202. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. - 58 с.
203. Яковлева Т.В. Проблемы использования текстов по народной педагогике в процессе подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 22 с.
204. Ямбург Е.А. Эта "скучная" наука управления. М., 1992. - 64 с.
205. Яновская М.Б. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
206. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
207. ТЕМА 1. Введение. Основные понятия.
208. Предмет изучения народной педагогики.
209. Основные понятия:. Этнопедагогика. Народная педагогика. Воспитание. Образование. Обучение.
210. Примерные темы для выступлений
211. Классики о народной педагогике и её роли в воспитании подрастающего поколения.
212. Народная педагогика и современная национальная школа.
213. Народная педагогика и проблемы совершенствования образовательного процесса.
214. Примерные темы для исследований
215. Народная педагогика как объект изучения педагогического краеведения.
216. Использование народных традиций в преподавании педагогических дисциплин.
217. ТЕМА 2. Методы и средства воспитания народной педагогики.
218. Понятие о методах воспитания. Обусловленность методов воспитания целями, принципами обучения, содержанием учебного предмета, возрастными и индивидуальными особенностями, педагогическими и историческими традициями.
219. Вербальные методы (разъяснение, совет, просьба, одобрение, уговор и т.д.).
220. Методы морального воздействия (обычаи, запреты, упрек, поверье, проклятие, моления и др.).
221. Методы эмоционального воздействия.
222. Личный пример основной метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность.
223. Условия оптимального выбора эффективного применения методов народного воспитания в образовательном процессе.
224. Основные понятия. Методы воспитания. Методы словесного воздействия. Методы морального воздействия. Методы эмоционального воздействия. Поощрения и наказания. Формы и средства воспитания.
225. Примерные темы для выступлений
226. Использование народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения.
227. Формирование личности на основе взаимосвязи народных и общечеловеческих ценностей.
228. Примерные темы для исследований
229. Методы воспитания в педагогической науке и народной педагогике.
230. Народные средства воспитания в педагогике татарского народа.
231. ТЕМА 3. Совокупность татарской народной педагогики.
232. Межпредметные связи. История развития народа. Литература. Искусство. Культура. Этнография.
233. Примерные темы для выступлений
234. Родной язык и его место в татарской народной педагогике.
235. Особенности быта, языка, культуры, просвещения татарского народа.
236. Ислам и современное просвещение.
237. Татарские просветители: Щ.Марджани, К.Насыри, Х.Фаезханов, Ш.Культаси, М.Акмулла, Н.Исанбет и др.
238. Примерные темы исследований
239. Использование наследия народной педагогики в формировании профессиональной культуры учителя.
240. Использование татарских народных традиций в организации образовательного процесса.
241. Использование истории религии в образовательном процессе.
242. К.Насыри и татарская народная педагогика.
243. ТЕМА 4. Устное народное творчество в народной педагогике.
244. Виды устного народного творчества. Воспитательное воздействие колыбельных песен. Детский фольклор. Отражение воспитательного идеала и цели народной педагогики в сказках. Роль народных песен в нравственном и эстетическом воспитании.
245. Основные понятия. Устное народное творчество. Детский фольклор. Идеал. Эстетика. Нравственность.
246. Примерные темы для выступлений
247. Воспитание любви к Отечеству посредством народных песен.
248. Роль и место подвижных народных игр в воспитании.
249. Воспитательный потенциал колыбельных песен.
250. Примерные темы для исследований
251. Устное народное творчество в преподавания предметов.2, Роль народных песен и танцев в воспитательном процессе.
252. ТЕМА 5. Народная педагогика о семейном воспитании.
253. Роль семьи в воспитании детей. Основные идеи воспитания совершенного человека. Задачи родителей в воспитании ребенка. Семейные традиции воспитания. Усиление связей между школой и семьей в образовательном процессе.
254. Основные понятия. Семейное воспитание. Семейные традиции.
255. Примерные темы для выступлений
256. Дружба в семье главное условие в воспитании ребенка.
257. Личный пример родителей в семейном воспитании.
258. Трудовое воспитание в семье.
259. Примерные темы для исследований
260. Традиции воспитания в татарской (русской, чувашской, азербайджанской и т.п.) семье.
261. Роль народной педагогики в воспитании детей в семье.
262. Использование семейных традиций и обычаев в воспитании детей.
263. ТЕМА 6. Народная педагогика о нравственном воспитании.
264. Мировоззрение татарского народа основа теории и практики нравственного воспитания. Базисные понятия морали. Нравственность, мораль, этика.
265. Цели и задачи нравственного воспитания. Воспитание гуманистической морали, патриотизма, уважительного отношения к старшим.
266. Нравственный идеал татар. Идея о совершенном человеке. Содержание нравственного воспитания. Основные формы и методы нравственного воспитания. Формирование нравственных чувств и идеалов.
267. Гостеприимство, долг, честь, патриотизм, сознательная дисциплина -важнейшие нравственные качества личности.
268. Основные понятия. Мораль. Этика. Нравственное воспитание. Гуманность. Патриотизм. Долг. Честь. Стыд. Совесть. Приличие. Порядочность.
269. Межпредметные связи. История развития народа. Этнография. Литература. Фольклор. Религия.
270. Примерные темы для выступлений
271. Татарская народная педагогика о воспитании в детях уважения к женщине.
272. Роль родного языка в нравственном воспитании.
273. Мудрые заповеди народной педагогики.
274. Примерные темы для исследований
275. Нравственное воспитание детей средствами народного искусства.
276. Народоведческие основы нравственного воспитания детей до-ппсольного (школьного) возраста.
277. ТЕМА 7. Народная педагогика об эстетическом воспитании.
278. Основные понятия: Эстетика. Эстетическое воспитание. Красота. Внутренняя культура.
279. Межпредметные связи:. Культурология. История. Философия. Искусствоведение. Фольклор.
280. Примерные темы для выступлений
281. Народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи.
282. Национальная песня как художественное воплощение народной педагогики.
283. Влияние народного искусства на развитие творческой самостоятельности детей.
284. Примерные темы для исследований
285. Воспитание любви к народной музыке.
286. Проблемы воспитания учащихся средствами музыкального фольклора.
287. ТЕМА 8. Трудовое воспитание как основная цель традиционной культуры татар.
288. Труд источник жизни и межличностных отношений. Развитие потребности к труду. Эстетика труда. Взгляды татар на трудовое воспитание. Особая роль трудового воспитания в татарской народной педагогике.
289. Основные виды хозяйствования татар: земледелие, скотоводство, пчеловодство, резьба, ткачество.
290. Народные праздники как форма контроля мастерства. Участие детей в общественно полезном производительном труде. Основные понятия: Труд. Ремесло. Хозяйство. Трудовое воспитание.
291. Примерные темы для выступлений
292. Средства стимулирования в трудовом воспитании.
293. Тема трудового воспитания в устном народном творчестве
294. Роль трудовых праздников в жизни народа.
295. Примерные темы для исследований
296. Татарские народные традиции в трудовом воспитании подрастающего поколения.
297. Использование прогрессивных традиций русского народа в трудовом воспитании детей.
298. ТЕМА 9. Физическое воспитание неотъемлемая часть народного воспитания.
299. Цели и задачи воспитания в представлении народа. Идеал физически совершенного человека. Национальные виды спорта: конный спорт, бег, прыжки, лыжи, плавание, татарская национальная борьба. Народные подвижные игры, игры с мячом.
300. Факторы, влияющие на физическое развитие и здоровье детей. Празднества как средство физического совершенствования личности. Национальная борьба (кереш), скачки основные виды соревнований.
301. Основные понятия:. Физическое воспитание. Физическое развитие. Физическая культура. Соревнование. Спорт.
302. Межпредметные связи: Возрастная психология. Возрастная физиология и школьная гигиена. Медицина. История. Этнография. Фольклор.
303. Примерные темы для выступлений
304. Взаимосвязь трудового и физического воспитания в народной педагогике.
305. Использование народных игр в физическом воспитании.
306. Примерные темы для исследований
307. Вопросы трудового и нравственного воспитания в народной педагогике
308. Пути повышения эффективности использования подвижных игр в учебной работе по физической культуре.
309. ТЕМА 10. Использование прогрессивных традиций народного воспитания в практике образовательного процесса.
310. Примерные темы для выступлений
311. Проблемы национального и интернационального в народной педагогике.
312. Использование прогрессивных идей народной педагогики в гуманизации образовательного процесса.
313. ТЕМА 11. Использование идей народной педагогики в работе с родителями.
314. Пути и средства использования семейных традиций и обычаев в воспитании детей. Использование прогрессивных традиций народной педагогики в пропаганде педагогических знаний среди родителей.
315. Примерные темы для выступлений
316. Использование традиций этнопедагогики в работе с родителями.
317. Роль и место народных традиций в воспитании девочек (мальчиков).
318. Примерные темы для исследований
319. Семейные традиции и обычаи как средство воспитания.
320. Пути использования семейных традиций в воспитании подрастающего поколения.
321. ТЕМА 12. Использование народного опыта воспитания в образовательном процессе.
322. Посещение воспитательных мероприятий, уроков, классных часов. Анализ планов образовательного процесса школы, изучение опыта работы по использованию традиций в воспитании учащихся.
323. Примерные темы для выступлений
324. Защита планов-конспектов уроков и сценариев праздников с использованием идей и принципов народной педагогики.
325. Учебный план повышения квалификации для учителей-предметниковп/п Циклы дисциплин Кол-во часов Ответственный1. Инвариантная часть
326. Культурологический блок. 12
327. Психо-физиологический и педагогический блок. 96
328. Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьников. 24
329. Психолого-педагогические основы решения учебных задач. 54
330. Современные дидактические системы 183. Специальность 100
331. Альтернативные учебно-методические комплексы 12
332. Дисциплины по специальности 88
333. Начальное сведение о компьютере 121. П. Вариативная часть 121. Спецкурсы по выбору:
334. Коллективные способы обучения12. Психотренинг 13. Конфликтология 14. Компьютер + предмет 15. Логика 16. Риторика 17. Экология человека
335. Народная педагогика 12 Хамитов И.М.19. Аномальные дети 2. Специфика учреждения 3. Категория учителя 1. ИТОГО: 2321. Консультации 101. Экзамен 151. ВСЕГО: 257
336. Учебный план квалификационных курсов учителей технологиип/п Циклы дисциплины Кол-во часов Ответственный1 Инвариантная часть
337. Культурологический блок 12
338. Психо-физиологический и педагогический блок
339. Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьников 18
340. Психология формирования трудовых навыков школьников 24
341. Управление учебной деятельностью школьников на уроках технологии 24
342. Предметное содержание технологии 1361. П. Вариативная часть 1. Спецкурсы по выбору:
343. Технология обработки материалов12. КСО 13. Конфликтология
344. Народная педагогика 18 Хамитов И.М.1. ИТОГО: 2261. Консультации 101. Экзамен 151. ВСЕГО: 251
345. Базисный учебный план повышения квалификации работников общеобразовательных учреждений (классный воспитатель)п/п Цикл дисциплин Количество часов Подразделение, ответственный1. Инвариантная часть
346. Культурологический блок 12
347. История Татарстана, татарского народа и его культура.
348. Формирование политической культуры.
349. П. Психолого-физиологический и педагогический блок дисциплин
350. Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьника 24
351. Основы психологии личности и общения 66
352. Народная педагогика и ее место в образовательном процессе 24
353. Технологии воспитания (традиции и инновации) 60
354. Основы здорового образа жизни 36
355. Содержание и формы организации жизнедеятельности детского коллектива 187. Введение в должность 221. ВСЕГО: 2441. Ш. Вариативная часть 121. Спецкурсы по выбору 1. ИТОГО: 256
356. Учебный план повышения квалификации учителей начальных классов
357. Циклы дисциплин Количество Ответственный1.Инвариантная часть
358. Культурологический блок 12
359. Психо-физиологический и педагогический блок.
360. Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьников 24
361. Современные дидактические системы начального образования (традиции, инновации) 14
362. Альтернативные учебно-методические комплексы по предметам 1141. УМК по математике 361. УМК по русскому языку 24
363. УМК по чтению и татарской детской литературе 18 + 121. УМК по естествознанию 6
364. УМК предметов эстетического цикла и других альтернативных предметов 181. ИТОГО: 2221П. Вариативная часть по 301. Спецкурсы по выбору: 11. Художественный труд и ИЗО
365. Народная педагогика 30 Хамитов И.М.13. Экология человека 14. КСО 15. ТРИЗ 16. Риторика 17. Валеология 1. ИТОГО: 2521. Консультации 101. Экзамен 15x21. ВСЕГО: 292
366. Базисный учебный план повышения квалификации работников дошкольных учреждений (узких специалистов)п/п Цикл дисциплины Количество часов Преподаватели1. Инвариантная часть
367. Культорологический блок 12
368. Психо-физиологический и педагогический блок 78
369. Основы взаимодействия мышления, психофизиологии и поведения школьников 24
370. Психолого-педагогические основы организации ведущей деятельности дошкольников в разных воспитательно-образовательных системах 54
371. Теория и методика по специальности 60
372. Организация и формы работы узких специалистов (музыкальные руководители и воспитатели по физической культуре в дошкольном учреждении 30
373. Методы и приемы музыкального (физического) воспитания и обучения 301. П. Вариативная часть
374. Историей татарского народа:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить4. Татарской музыкой:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
375. Творчеством татарских художников:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
376. Фольклором татарского народа:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
377. Татарскими народными играми:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
378. Татарскими народными обрядами:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообгце не интересуюсь• затрудняюсь ответить
379. Татарскими народными танцами:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
380. Татарскими народными песнями:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить11. Татарским театром:• очень интересуюсь• интересуюсь• мало интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить1. Анкета 2
381. Как Вам кажется, достаточно ли знаете татарскую литературу?• абсолютно достаточно• достаточно• скорее недостаточно• затрудняюсь ответить Русскую литературу?• абсолютно достаточно• достаточно• скорее недостаточно• затрудняюсь ответить
382. Насколько Вы интересуетесь событиями, связанными с национальнымипроблемами в Татарстане?• очень интересуюсь• интересуюсь• вообще не интересуюсь• затрудняюсь ответить
383. Руководствуетесь ли Вы в своей повседневной деятельности, поступкахнормами, правилами поведения своего народа?• да• нет• затрудняюсь ответить
384. Часто ли Вы посещаете татарские спектакли?• реже, чем раз в год• раз или два раза в год• несколько раз в год• раз в месяц• чаще, чем раз в месяц• затрудняюсь ответить
385. Как часто Вы бываете на концертах?• реже, чем раз в год• несколько раз в год• раз в месяц• чаще, чем раз в месяц• затрудняюсь ответить
386. Часто ли Вы посещаете концерты татарской музыки?• реже, чем раз в год• несколько раз в год• раз в месяц• чаще, чем раз в месяц• затрудняюсь ответить
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.