Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Галкина, Вера Львовна

  • Галкина, Вера Львовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 243
Галкина, Вера Львовна. Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Чебоксары. 2002. 243 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Галкина, Вера Львовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы создания творческой лаборатории учителя музыки

1.1. Сущность и содержание педагогического творчества современного учителя

1.2. Творческая лаборатория в системе совершенствования профессионального мастерства учителя.

1.3. Научно-методические основы творческой лаборатории учителя музыки.

ГЛАВА 2. Научно-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории

2.1. Опыт работы передовых учителей музыки по созданию творческой лаборатории.

2.2. Современное состояние и система подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

2.3. Педагогические условия подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории»

Педагогический труд во все времена был творческим, ведь основное его назначение - сотворение, созидание личности, развитие, утверждение человеческого в человеке. Кроме того, деятельность педагога осуществляется в постоянно изменяющихся ситуациях, требует учета всех условий, всегда разных. В настоящее время педагогу особенно нужно быть готовым к переменам, которые становятся неотъемлемым признаком нашего времени. Изменчивость можно назвать характерной чертой всей современной общественной жизни. Стремительно меняющийся мир, глобализация экономики и политики, новые педагогические технологии - все это требует новых подходов к содержанию образования и подготовке педагогических кадров.

В настоящее время изменился взгляд на профессиональную квалификацию педагога, который на протяжении веков выступал перед учащимися в роли источника знаний. Знание своего предмета перестало быть основным признаком профессионализма педагога, его квалификации. Как отмечает Н. В. Кузьмина, в обществе появилось много образованных людей, которые владеют знаниями не хуже педагога. Знание учителем предмета является само собой разумеющимся, но еще не характеризует его профессиональную квалификацию. Функция информатора-передатчика содержательной стороны знаний в какой-то мере сохранилась и сейчас, однако ее нельзя считать основной. Ведь современный учащийся еще до поступления в школу, а впоследствии и помимо нее, может получать необходимую информацию из книг, журналов, газет, кино, радио- и телепередач. И все это педагог может использовать в своей деятельности, компенсируя ограниченность своих возможностей активностью и поисковыми возможностями самих учащихся. Современный учитель обязан не только передать новым поколениям опыт предыдущих, вооружить своих учеников знаниями, но и сформировать у них потребность в постоянном обновлении, привить навыки самообразования, готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще не встречались. В Законах Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) подчеркивается, что современной школе нужен учитель, обладающий не только высокой профессиональной компетентностью и педагогическим мышлением, но и способный творчески решать сложнейшие педагогические задачи, оперативно принимать решения и находить оптимальные пути их реализации. Следовательно, очевидна необходимость творческого, новаторского характера образования, ключевой фигурой которого является учитель.

Обладая крепкой профессиональной базой, современный учитель должен иметь представление о творческом характере своего труда, быть подготовленным к педагогической деятельности как к творческому процессу, обладать значительным личностным, профессиональным и творческим потенциалом. Профессионализм педагога обнаруживается, как отмечает Н. В. Кузьмина, главным образом в том, что он знает, как учить и воспитывать, как переводить учащегося из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи [116. С. 22]. Нестандартный подход к решению педагогических задач, их оригинальное и высокоэффективное решение учителем, обогащение теории и практики воспитания и обучения называют педагогическим творчеством.

Практика показывает, что каждый учитель имеет свой особый стиль профессиональной деятельности, а учитель-творец, исследователь - собственную лабораторию. На основе анализа, переосмысления имеющейся научной и методической информации он создает свою методику преподавания, творчески адаптируя имеющиеся технологии обучения к конкретным обстоятельствам, дополняя и обогащая собственными находками, собственным видением путей решения той или иной педагогической проблемы.

Но чтобы творить, создавать новое, учителю необходимо развивать и совершенствовать свои творческие способности, существенную роль в выявлении и развитии которых может сыграть высшая школа. Необходимость формирования творческой личности в стенах вуза была осознана достаточно давно. Творчество как компонент формирования личности учителя должно присутствовать на всех этапах ее становления, стать ведущим системообразующим компонентом учебно-воспитательного процесса. Сформировать творческую индивидуальность учителя музыки, готовность к осуществлению художественно-педагогического процесса как творчества, заложить основы создания творческой лаборатории педагога-музыканта — актуальная задача высшего музыкально-педагогического образования. И эту работу необходимо начинать как можно раньше, так как известно, что способности не только проявляются, но и формируются в соответствующей деятельности (Б.М. Теплов). Именно во время учебы в вузе у будущего учителя музыки имеются наиболее благоприятные условия для успешной интеграции теории и практики, анализа передового опыта и достижений науки, собственной профессиональной, включающей в себя кон-цертно-исполнительскую и исследовательскую, деятельности.

Вопросам совершенствования профессионально-творческой подготовки учителя в психолого-педагогической литературе посвящено значительное количество исследований.

Проблемам творчества в деятельности учителя уделяли внимание В.И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Ю. Л. Львова, Н.Д. Никандров, Н. Ю. Посталюк.

Подготовка будущих учителей к творческой деятельности была исследована Ю. К. Бабанским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, В. Г. Максимовым, Н. Д. Никандровым, Я. А. Пономаревым, М. М. Поташником, В. А. Сластениным и другими.

М. Я. Виленский, Е. А. Климов, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Г.С. Сухобская занимались исследованием закономерностей развития профессионально значимых качеств личности учителя.

Совершенствование педагогической техники и технологии как важнейшее направление педагогического творчества рассматривалось в работах В. П. Беспалько, М. В. Кларина, М. И. Махмутова, Г. К. Селевко, М. А. Чошанова, Н. Е. Щурковой и других.

Педагогические основы «художественной дидактики» раскрыты Д. Б. Кабалевским, Б. М. Неменским, Л. М. Предтеченской.

Вопросам совершенствования музыкально-педагогических технологий, урока музыки как художественно-педагогического произведения посвящены работы Л. В. Горюновой, А. Пиличяускаса, Н. А. Терентьевой, Е. С. Юдиной и других.

Теоретико-методические аспекты профессиональной подготовки, содержание, условия и пути формирования личности будущих учителей музыки исследовали Э. Б. Абдуллин, Ю Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Ар-чажникова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. В. Челышева, Л. В. Школяр и другие.

Вместе с тем недостаточная разработанность педагогических условий подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории приходит в противоречие с объективной логикой и реальными потребностями школьной практики.

Это и определило выбор темы исследования, проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие подготовке будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории?

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования - система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Гипотеза исследования: повысить качество подготовки выпускников музыкально-педагогического факультета педвуза к созданию творческой лаборатории учителя музыки возможно, если обеспечить:

• четкую профессионально-творческую ориентацию всех блоков дисциплин музыкально-педагогического факультета на подготовку будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории;

• создание творческой атмосферы (через совместную учебную, концертную, практическую, досуговую деятельность, соучастие, сотрудничество, сотворчество преподавателей и студентов в процессе различных видов творческой деятельности), являющейся основой всей системы подготовки будущих учителей музыки к профессионально-творческой деятельности;

• использование в учебном процессе и при организации самостоятельной работы студентов активных методов обучения, системы специально разработанных практических заданий творческого содержания;

• внедрение спецкурсов и спецпрактикумов, способствующих вооружению будущих учителей музыки знаниями, умениями, навыками и опытом профессионально-творческой деятельности, современными педагогическими технологиями;

• широкое использование возможностей педагогической практики по изучению студентами передового опыта создания творческой лаборатории учителя музыки, по формированию у них соответствующих умений и навыков, по организации творческой деятельности школьников;

• создание оптимальных условий для развития творческого потенциала студентов, накопления опыта творческой деятельности через привлечение их к концертно-исполнительской, научно-исследовательской деятельности, участию во внеаудиторных занятиях творческого характера (концерты, конкурсы, КВН, игры и т. п.).

С учетом объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и содержание педагогического творчества учителя общеобразовательной школы как основы создания творческой лаборатории;

- определить роль и место творческой лаборатории учителя в системе совершенствования его профессионального мастерства;

- провести анализ современного состояния подготовки учителей музыки к созданию творческой лаборатории;

- выявить, теоретически и экспериментально обосновать, практически реализовать педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории.

Методологическую основу исследования составили диалектическая теория познания, рассматривающая познание как активно-творческий процесс; теория личностно-деятельностного и системного подхода к процессу подготовки специалиста; теория творческого саморазвития личности; исследование проблемы развития творческого потенциала личности в процессе продуктивной (творческой) учебной деятельности; современные концепции образования.

Теоретическую основу исследования составили:

- концепции формирования личности учителя (Л. Г. Арчажникова, Л. М. Лузина, В. Г. Максимов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. Ю. Поста-люк, В. А. Сластенин);

- положения личностно ориентированного подхода в педагогическом процессе (В. И. Андреев, В. А. Сластенин, Н. Г. Осухова, Л. М. Лузина);

- теория контекстного обучения в подготовке специалистов в высшей школе (А. А. Вербицкий);

- технологический подход к обучению (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко);

- концепции психологии и социологии музыкального искусства (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. А. Школяр, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов);

- теории музыкально-эстетического развития личности (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. В. Горюнова, А. Пиличяускас, Н. А. Терентьева, Л. В. Школяр и другие);

- идеи художественной дидактики (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-теоретической литературы по исследуемой проблеме; обобщение передового педагогического опыта; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта; анализ результатов творческой учебно-практической деятельности будущих учителей музыки; наблюдение; анкетирование; интервьюирование; беседа, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Базой исследования являлись: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, опыт работы школьных учителей музыки и преподавателей педвуза, опыт работы соискателя в качестве учителя музыки (15 лет), преподавателя музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (5 лет).

На различных этапах исследования в нём принимали участие 112 студентов, 37 преподавателей, 58 учителей музыки общеобразовательных школ Чувашской Республики.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1989-1999 гг.) - констатирующий, включал в себя изучение и анализ психолого-педагогической литературы, уточнение понятийного аппарата, определение степени разработанности исследуемой проблемы, разработку программы исследования, определение рабочей гипотезы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, изучение общего состояния процесса подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории, изучение уровня готовности будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории при обычной системе подготовки; поиск возможностей музыкально-педагогического факультета для подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Второй этап (1998-2002 гг.) - формирующий, связан с выявлением и реализацией педагогических условий, позволяющих повысить качество подготовки выпускников музыкально-педагогического факультета педвуза к созданию творческой лаборатории учителя музыки.

Третий этап опытно-экспериментальной работы (2001-2002 гг.) — аналитико-обобщающий, включил в себя работу по обобщению материала, собранного на формирующем этапе, его анализу и формулировке соответствующих выводов, оформлению диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• уточнено понятие «творческая лаборатория учителя» в контексте нашего исследования;

• определено содержание подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории;

• разработаны критерии оценки и показатели уровней готовности студентов музыкально-педагогического факультета к созданию творческой лаборатории учителя музыки;

• выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, позволяющие повысить качество подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработана и апробирована программа спецкурса «Творческая лаборатория учителя музыки»;

- разработан и апробирован учебно-методический комплекс - «профессионально-методический портфель» выпускника музыкально-педагогического факультета;

- материалы исследования могут быть использованы преподавателями педагогических вузов, колледжей, училищ, учителями музыки.

Достоверность результатов исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала; комплексным использованием методов научного исследования, адекватных его предмету; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента; возможностью повторения эксперимента; математической обработкой полученных эмпирических данных.

На защиту выносятся:

1. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории в системе высшего профессионального образования.

2. Критерии оценки и уровни готовности будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем обсуждения на Всероссийской научно-практической конференции «Современный урок музыки» в 1989 г. (г. Чебоксары), республиканских научно-практических конференциях по вопросам музыкальной педагогики в 1992, 1995, 1999 гг., научных сессиях аспирантов и докторантов 41 НУ им. И. Я. Яковлева, опубликования материалов исследования в сборниках научных трудов, научного руководства работой методического объединения учителей музыки Ленинского района г. Чебоксары, практической деятельности в качестве учителя музыки и методиста школы-гимназии № 4 г. Чебоксары в течение 15 лет.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Галкина, Вера Львовна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Изучение опыта работы учителей музыки, собственный опыт работы автора в качестве учителя музыки доказывают необходимость подготовки учителей музыки к созданию творческой лаборатории в стенах педвуза. Опытно-экспериментальная работа показала, что некоторая готовность к созданию творческой лаборатории у студентов за годы учебы в педвузе формируется, однако при отсутствии целенаправленной и систематической подготовки уровень готовности весьма невысок.

Результативность подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к созданию творческой лаборатории учителя музыки обеспечивается реализацией в образовательном процессе музыкально-педагогического факультета системы такой подготовки, состоящей из взаимосвязанных компонентов: цели, задач, содержания, форм и методов работы.

В ходе исследования были определены, обоснованы и реализованы педагогические условия, позволяющие повысить уровень готовности студентов к данной деятельности.

Результаты опытно экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования. Общий уровень готовности студентов к созданию творческой лаборатории учителя музыки на контрольном этапе эксперимента значительно выше, чем на констатирующем.

Заключение

Проведенное нами исследование по проблеме «Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории» подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать следующие выводы.

1. Творчество, являясь сложнейшим феноменом человеческой культуры, высшей формой мышления, деятельностью, обогащающей опыт человечества, в которой содержится источник пробуждения внутренних сил личности, мощный источник ее саморазвития, должно непременно присутствовать в педагогическом процессе как условие его эффективности, объективная профессиональная необходимость деятельности педагога, сущностная характеристика его профессионализма.

Сущность педагогического творчества заключается в обогащающем теорию и практику воспитания и обучения поиске нестандартных, наиболее рациональных путей решения педагогических задач, в оригинальном и высокоэффективном их решении, проектировании, создании на основе уже достигнутого наукой и практикой своего опыта.

Поскольку способность к творчеству содержится в каждом человеке, необходимо в процессе профессионально-педагогической подготовки учителя использовать эту реальную возможность развития творческих способностей, обучения творчеству. Подготовка к учительской профессии должна осуществляться с учетом творческого характера этой деятельности, весь учебно-воспитательный процесс должен формировать у студентов отношение к избранной профессии как к творчеству, развивать творческий потенциал будущего учителя.

2. На пути профессионального становления учитель проходит различные стадии, достигая того или иного профессионально-творческого уровня. На высшем уровне профессионализма учителя, который многими учеными характеризуется как исследовательский, учитель должен владеть основными методами научного исследования, уметь проектировать и создавать свой опыт, что позволяет ему подняться до экспериментальной науки. Активное участие в методической работе учитель-исследователь сочетает с самостоятельной экспериментально-исследовательской работой по одной из актуальных психолого-педагогических или дидактико-методических проблем. В этой работе он задействует весь арсенал педагогических средств, использует целый комплекс дидактического, наглядного материала и технических средств обучения, без которых учителю трудно и даже невозможно выйти на создание собственной авторской технологии обучения и воспитания, тем более системы учебно-воспитательной работы. Важным условием совершенствования профессионального мастерства учителя является его деятельность по созданию творческой лаборатории.

3. Под творческой лабораторией мы, вслед за другими учеными, подразумеваем деятельность учителя по проектированию и организации учебно-воспитательного процесса (от замысла до воплощения), поиску оптимальных методов, форм и средств обучения, «доводки» и апробации идей (своих и заимствованных), в ходе которой вынашивается, формируется, строится и рождается урок, являющийся, по мнению многих ученых и практиков, квинтэссенцией педагогического творчества. Творческая лаборатория учителя-мастера — это и работа учителя по формированию индивидуального стиля деятельности, выработки профессионального «почерка», совершенствованию профессионально значимых качеств и свойств личности. Она включает в себя: учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; личностно-профессиональную (психологическую, теоретическую, практическую) готовность учителя; процесс рождения и успешной реализации творческого замысла в практике.

4. Создание творческой лаборатории учителя - процесс длительный, это работа не одного года. На каждом этапе профессионального роста на первый план выходит то или иное направление творческой лаборатории.

На первом этапе работы молодого специалиста происходит освоение им необходимых приемов, техник и технологий, осознание своих возможностей выполнения профессиональных норм, индивидуальных особенностей; он испытывает первые затруднения в работе и необходимость их преодоления; явно ощущается недостаток в учебно-методическом обеспечении учебно-воспитательной деятельности учителя, начинается работа по преодолению этого пробела.

На следующем этапе учитель выявляет особенности учебно-воспитательного процесса того учебного заведения, в котором он работает, соотнося с ними свою профессионально-творческую деятельность. Происходит целенаправленное и сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, утверждение индивидуального стиля, основательный профессионально-методический рост.

Для третьего этапа деятельности учителя характерны авторские находки, усовершенствование собственного труда, модернизация, видоизменение приемов учебно-воспитательной работы. Направление деятельности от внешне эффектных форм и приемов обучения переключается на содержательную сторону. Учителем выявлены проблемные участки в учебно-воспитательном процессе - направления его творческой деятельности. Он не просто внедряет чей-то опыт, а создает свой, стремится проектировать и создавать свою систему работы.

Наконец, этап, для которого характерно не просто создание, а полноценное функционирование творческой лаборатории как системы, все компоненты которой взаимосвязаны.

Исходя из характеристик профессионально-творческих уровней и этапов деятельности учителя, данных учеными, наблюдений и анализа деятельности учителей, собственного опыта мы выявили четыре уровня деятельности учителя по созданию творческой лаборатории: репродуктивный, творчески-репродуктивный, творческий и исследовательско-творческий.

Чем быстрее переходит учитель с уровня репродуктивного к творчески-репродуктивному и более высоким, тем более полно ощущает он удовлетворение от профессиональной деятельности, испытывает чувство самореализации. Задержка, «торможение», долгое пребывание на низшем уровне профессионализма часто, как показывает практика, не приводит к развитию педагогического творчества вообще и происходит из-за недостаточной готовности к педагогической деятельности как к творческой, неумении создавать собственную творческую лабораторию. В свою очередь, пройти по возможности быстрее, а то и вовсе миновать репродуктивный уровень позволяет определенная подготовка к созданию творческой лаборатории учителя, которую необходимо осуществлять в стенах педвуза.

В ходе исследования нами было выявлено, что в подготовке будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории отсутствуют системность, целостность и целенаправленность в работе по формированию у студентов готовности к созданию творческой лаборатории; недостаточно используются возможности интеграции знаний по различным дисциплинам; наблюдается недостаточный уровень сформированности профессиональных идеалов, эталонов, ориентировочных основ педагогической деятельности, представлений о роли педагогического творчества в ней у значительной части студентов; в работе преподавателей преобладают традиционные формы, средства и методы обучения студентов; недостаточно используются возможности внеаудиторной работы и педагогической практики в подготовке студентов МПФ к созданию творческой лаборатории учителя музыки.

5. Творческая лаборатория учителя музыки имеет свои характерные особенности, обусловленные спецификой предмета «Музыка», профессио-граммой педагога-музыканта.

Музыка как учебный предмет представляет образовательную область «Искусство», особая художественно-творческая природа которой обусловливает «художественную» дидактику. Следовательно, принципы и методы, раскрывающие его специфику, должны опираться на законы искусства.

Основой создания творческой лаборатории учителя музыки является является базовая программа «Музыка», созданная под руководством Д.Б. Кабалевского, в которой впервые были сформулированы принципы и методы художественной дидактики, определены требования к современному уроку музыки как уроку искусства. Сложность и фундаментальность задач, поставленных программой, их результативное решение потребовали от учителя музыки овладения комплексом знаний, умений, а также использования различных дидактических средств для решения задач учебно-воспитательного процесса. Всё перечисленное относится к основным компонентам творческой лаборатории учителя музыки. Это актуализирует подготовку будущих учителей к её созданию, совершенствование процесса этой подготовки.

6. Наше исследование показало, что на музыкально-педагогическом факультете педагогических вузов ведется определенная работа по подготовке студентов к профессионально-творческой деятельности, имеется положительный опыт формирования у будущих учителей музыки готовности к созданию творческой лаборатории. Она включает в себя следующие элементы: формирование опыта творческой музыкально-исполнительской деятельности студентов; формирование и развитие мотивационной сферы, педагогической направленности личности будущих учителей; побуждение к творческой познавательной активности студентов; создание на факультете демократичной, творческой среды; организацию самостоятельной работы студентов через систему индивидуальных заданий творческого характера, научно-исследовательскую деятельность студентов.

В ходе исследования были определены содержание подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории, разработаны показатели и критерии готовности студентов к этой деятельности. Основными показателями эффективности работы вуза по подготовке будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории являются:

• профессиональная готовность (теоретическая и практическая);

• личностная (психологическая) готовность;

• готовность к созданию учебно-методического комплекса;

• творческая готовность (творческий потенциал, способность к творческому решению педагогических задач).

Теоретический анализ научной литературы и опытно-экспериментальная работа позволили нам выявить и обосновать педагогические условия, позволяющие повысить качество подготовки выпускников музыкально-педагогического факультета педвуза к созданию творческой лаборатории учителя музыки. Основными из них являются:

• ориентация всех блоков дисциплин музыкально-педагогического факультета на подготовку будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории;

• создание творческой атмосферы через сотрудничество преподавателей и студентов в процессе различных видов творческой деятельности, являющейся основой всей системы подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории;

• использование в учебном процессе и при организации самостоятельной работы студентов активных методов обучения, системы специально разработанных практических заданий творческого содержания («Профессионально-методический портфель»);

• внедрение в образовательный процесс спецкурса «Творческая лаборатория учителя музыки» и музыкально-педагогического практикума, способствующих вооружению будущих учителей музыки знаниями, умениями, навыками и опытом профессионально-творческой деятельности, современными педагогическими технологиями;

• оптимальное использование возможностей педагогической практики по изучению студентами передового опыта создания творческой лаборатории учителя музыки, по формированию у них соответствующих умел ний и навыков, по организации творческой деятельности школьников;

• привлечение студентов к концертно-исполнительской, научно-исследовательской деятельности, участию во внеаудиторных занятиях творческого характера (концерты, конкурсы, КВН, игры и т. п.) с целью развития их творческого потенциала.

7. Опытно-экспериментальная работа показала, что создание этих условий способствует совершенствованию подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к созданию творческой лаборатории учителя музыки, формированию у них умения выявлять и творчески решать художественно-педагогические задачи, развитию творческого потенциала, гуманистической профессиональной направленности, возникновению потребности в самообразовании и творческом саморазвитии, потребности в творческой деятельности и др.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы. Дальнейшему совершенствованию профессионально-творческой подготовки будущих учителей музыки, на наш взгляд, будет способствовать изучение таких проблем, как роль педагогической практики в подготовке будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории; изучение возможностей дисциплин, входящих в циклы: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, дисциплины предметной подготовки; возможности интеграции различных дисциплин в процессе профессионально-творческой подготовки будущих учителей музыки и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Галкина, Вера Львовна, 2002 год

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

2. Абдуллина А. А. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыки. Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1994. — 187 с.

3. Абдуллина О. А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России — 1996. -№ 1. — С. 73-78.

4. Абдуллина О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. -№ 3. - С. 35-39.

5. Аверина Т. А., Аверин Н. А. Педагогическая практика: опыт и перспективы // Педагогика. 1991. - № 10. - С. 93-96.

6. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.

7. Азаров Ю. П. Педагогическая интуиция // Народное образование. -1966.-№ 8.-С. 86.

8. Алибекова Г. 3., Рудковская А. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 56-60.

9. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 236 с.

10. Амирова С. С., Мосолов В. М., Сечина Г. П., Сухорукова Н. И. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. 1993. -№.5.-С. 49-52.

11. Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань: Изд-во казанского университета, 1993. - 251 с.

12. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

13. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.

14. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. 224 с.

15. Апраксина О. А. Музыка в воспитании творческой личности // Музыкальное воспитание в школе / Сост. O.A. Апраксина М.: Музыка, 1975.-Вып. 10.-С 20-26.

16. Апраксина O.A. О праве учителя-музыканта на эксперимент. // Музыкальное воспитание в школе / Сост. O.A. Апраксина М.: Музыка, 1978 —Вып. 13. — С. 66-76.

17. Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе.1983.-№ 1.-С. 30-35.

18. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.

19. Арчажникова Л. Г. Подготовка будущего учителя музыки //Советская педагогика. 1980. - № 7. - С. 99-103.

20. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки. — М.: Просвещение,1984.- 124 с.

21. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М. — Л., 1965. 149 с.

22. Асафьев Б. В. Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца десятых — начала тридцатых годов. М. — Л.: Музыка, 1967. -300 с.

23. Афанасьев Е. И. Методика организации конкурсов // Воспитание школьников. 2001. - №3. - С. 18-24.

24. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982.-192 с.

25. Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -С. 367-378.

26. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

27. Баренбойм Л. А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР / Сост. Л. А. Баренбойм Л.: Советский композитор, 1977.-С. 5-57.

28. Барышникова 3. А., Романов Л. Я. Труд учителя музыки: художественно-педагогическое творчество // Педагогика. — 1995. — №2.-С.31-33.

29. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д., 2000.-413 с.

30. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Собрание сочинений. Т. 2. Париж, 1989.-320 с.

31. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 190 с.

32. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. — М., 1961. -618с.

33. Богданова Р. Такие уроки нам нравятся // Народное образование, 1990. -№ З.-С. 123-125.

34. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. — с. 49-58.

35. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1981. 96 с.

36. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. — №.3. - С. 19-22.

37. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. — М., 1968. 464 с.

38. Бондаревский В. О педагогическом творчестве и опасности дилетантизма // Народное образование. 1988. - № 6. - С. 76-80.

39. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала // Советская педагогика. -1989.-№8.-С. 89-94.

40. Браже Т. Г. Слагаемые профессионализма // Учитель. 2001. — № 2. — С. 59-62.

41. Бурая Л. Музыка прекрасная работа // Искусство в школе. - 1993. -№5.-С. 26-30.

42. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; Под ред. В. И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988. 239 с.

43. Введение в специальность: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др. — М.: Просвещение. — 208 с.

44. Вендрова Т. Е. Пусть музыка звучит. М., 1990. - 96 с.

45. Вендрова Т. Е., Критская Е. Д. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. 1994. - №3. - С. 9-21.

46. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1991. - 207 с.

47. Весна Е. Б., Киселева О. О. Профессионально-педагогическая практика в школе. М.: Московский психологический социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 80 с.

48. Виленский М. Я., Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя. — М., 1993. — 115 с.

49. Воспитание музыкой / Под ред. Т. Е. Вендровой. М.: Просвещение, 1991-205 с.

50. Выготский JI. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

51. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. — М.: Просвещение, 1991 -96 с.

52. Гарунов М. Развитие творческой самостоятельности специалиста // Высшее образование в России. 1997. - № 4. - С. 83-86.

53. Герасимов С. В. Когда учение становится привлекательным // Педагогика. 1993. - № 2. - С. 51-54.

54. Гнатюк Н. П. Мир увлечённых людей. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

55. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М: Педагогика, 1972. -160 с.

56. Горюнова JI. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. -1988.-№2.-С. 7-17.

57. Гродзенская Н. JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77 с.

58. Гуревич С. А. В лаборатории ученика. М., 1978. - 96 с.

59. Гуревич С. А. В лаборатории учителя. М., 1975. - 74 с.

60. Давыдова М. А., Агапова И. А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины. М.: Рольф, 2001. - 288с.

61. Демакова И.Д. Должность или призвание. М.: Просвещение, 1991. -159 с.

62. Дидактика средней школы. / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982.-319 с.

63. Дмитриева JI. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. уч. заведений -М.: Академия, 1988 240 с.

64. Едунов С. М., Праслова Г. А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. СПб: Изд-во СПбГУПМ, 2001. -140 с.

65. Журавлев В. И. и др. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 602 с.

66. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.

67. Загвязинский В. И. Развитие педагогического творчества учителя. — М., 1986.-40 с.

68. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980. — 96 с.

69. Загузов Н. И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). — М., 1993. — 114.с.

70. Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи. — Ярославль: Академия развития, 2000. 240 с.

71. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Официальные документы в образовании. 2000. - № 14. - С. 2-59.

72. Закон Чувашской Республики «Об образовании» // Чаваш ен. 1997. -№9-10.-С. 1-8.

73. Замалетдинов И. С., Богдашевский Р. Б. О некоторых перспективах изучения и совершенствования познавательно-творческой деятельности личности и группы // Психологический журнал. 1984. - Т. 5. — №5.-С. 13-17.

74. Занина Л. Проверка знаний или поиск истины? // Высшее образование в России. 1999. - № 2. - С. 93-96.

75. Зверева Н. М. Развивается творческая самостоятельность. Вестник высшей школы. 1983. - № 5. - С. 70-72.

76. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

77. Зиновкина М., Креативная технология образования Высшее образование в России. - 1999. -№ 3. - С. 101-104.

78. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984. - 144 с.

79. Иванов В. Ф. Психологические основы творческого труда. Чебоксары, 1995.-30. с.

80. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

81. Ивановская С. Н. Как рождается урок музыки // Искусство в школе. -1997. -№ 1. С. 21-24; № 2. - С. 23-26, 58.

82. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990 - 207 с.

83. Ильина Е. К. К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. 1987. — Вып. 17. — С. 67-70.

84. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -206 с.

85. Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни / Сост. Е. Д. Критская, Г. А. По-жидаев М., 1995. - 189 с.

86. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.-189 с.

87. Кабалевский Д. Б. О творческой свободе учителя // Музыка в школе. — 1984.-№4.-С. 7-9.

88. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательных школ // Программы средней общеобразовательной школы. Музыка: 1-3 классы. — М., 1990. — С. 1-31.

89. Кабалевский Д. Б. Требование времени // Музыка в школе. 1983. -№ 1.-С.2-8.

90. Кадобнова И. В., Усачева В. О., Школяр JI. В., Кузьмина О. В. Искусство слышать. М.: Радуница, 1994. - 36 с.

91. Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. — М.: Высшая школа, 1990. 303 с.

92. Казенина М. По программе ли урок? // Музыка в школе. 1990. - № 4. -С. 24-30.

93. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: МГУ, 1983.-256 с.

94. Каникулы: игра, воспитание: О пед. руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя / Под ред. О. С. Газмана. — М.: Просвещение, 1988.-160 с.

95. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.-М., 1977.-95 с.

96. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 140 с.

97. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: АРЕНА, 1994. - 222 с.

98. Коменский Я. А. Великая Дидактика. Избр. пед. соч.:— М., 1955. -С. 164-391.

99. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе // Искусство в школе. -1991.-№. 1.-С. 8-15.

100. Корнилов В. А. Новые подходы к педагогическому образованию // Педагогика. 1990. - № 6. - С. 76-81.

101. Коротов В. М. Идущему на первые уроки. М.: Педагогика, 1977. -88 с.

102. Коршунов А. М., Шаповалов В. Ф. Творчество и отражение в историческом познании. — М.: Издательство Московского университета, 1984.-192 с.

103. Кравчук П. Ф. Формирование развитой творческой личности студента: Философский, социологический и методологический анализ. Киев, 1984.

104. Кравчук П. Ф., Гондза JI. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор формирования творческих способностей // Советская педагогика. 1983. - № 1. - С. 68-70.

105. Краевский В. В. Преподавание как творческая деятельность учителя // идактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М., 1975.-С. 297-318.

106. Красильникова М. С. Идеи Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования // Искусство в школе. — 1996. — № 2. -С. 16-21.

107. Красильникова М. С. Фундамент тематизма новой программы // Музыка в школе. 1983.-№ 1.-С. 13-18.

108. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.

109. Критская Е. Д. Творческое отношение учителя к новой программе «Музыка» // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. А. Апраксина М.: Музыка, 1975. - Вып. 16. - С 20-26.

110. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. - 325 с.

111. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 224с.

112. Кузнецова Л. В. Художественная культура родного края. 1-3 кл. -Чебоксары: Клио, 1996. 40 с.

113. Кузнецова Л. В. Чувашская музыка. Чебоксары, 2000. - 48 с.

114. Кузовлев В. П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика. -2000.-№ 1.-С. 52-57.

115. Кузьмина Н. В. Способность, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -32 с.

116. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1967. - 183 с.

117. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. - № 2. - 21-30.

118. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. — Москва.: Просвещение, 1990. 159 с.

119. Левин В. А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 64с.

120. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М.: Знание, 1984.-79 с.

121. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981.- 186 с.

122. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

123. Лузина Л. М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: Изд-во ФАН, 1986. - 95 с.

124. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. - 126 с.

125. Лук А. Н. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1990. -С. 142-168.

126. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976. - 636 с.

127. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1980. 192 с.

128. Львова Ю.Л. Как рождается урок. М.: Знание, 1976. - 62 с.

129. Львова Ю.Л. Педагогические этюды: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 61 с.

130. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания / Сочинения в семи томах. М.: Изд-во академии пед. наук, 1958. — т. 5. - С. 103-224.

131. Максимов В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. . докт. пед. наук. М., 1994. -35 с.

132. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. — 1995. № 6. - С. 55-63.

133. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. -192 с.

134. Матейко А. Условия педагогического труда. Пер. с польского. — М., 1970.-303 с.

135. Матюшкин А. М. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. - Т. 5. - № 1. - С. 2738.

136. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.

137. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. — М.: Педагогика, 1991.-136с.

138. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977.-240 с.

139. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М., 1975.-367 с.

140. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

141. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе.- 1995. № 2. - 64-65.

142. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия. -М.: Музыка, 1976. —256 с.

143. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. — М.: Советский писатель, 1969. 446 с.

144. Мейлах Б.С., Высочина Е. И. Новое в изучении художественного творчества. М.: Знание, 1983. - 64 с.

145. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста (к вопросу о гуманитаризации образования) // Высшее образование в России. — 2000. -№5.-С. 19-25.

146. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М., 1979. 254 с.

147. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. - 148 с.

148. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986.-160 с.

149. Музыкальное образование в школе / Под ред. JT. В. Школяр. М.: Академия, 2001. - 232 с.

150. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. - 104 с.

151. Найденышева Г. Об искусстве вести урок // Музыка в школе. 1990. -№4.-С. 18-19.

152. Наумов Н. Важное условие совершения урока // Народное образование. 1987. - № 4. - С. 52-54.

153. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Советский композитор, 1975. 528 с.

154. Неменский Б. М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 19-24.

155. Неменский Б. М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. 1991. — № 3. - С. 10-17.

156. Немова Н. Через копирование к творчеству // Директор школы. -1999. -№3.~ с. 21-26.

157. Никандров Н. Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы. — 1983. № 8. - с. 26-31.

158. Новиков А. М. Как работать над диссертацией? М.: Эгвес, 1999. -104 с.

159. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 111 с.

160. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1961. - 900 с.

161. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 158 с.

162. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Я. Зязюна. М., 1989.-302 с.

163. Осухова Н. Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. - № 3-4. - С. 53-57.

164. Павлов И.В. Каков он, современный урок? // Народная школа. 1998. -№ 1.-С. 1-6.

165. Пайгусов А. И. Что такое интегрированный урок? // Народная школа. -1994.-№5.-С. 78.

166. Панкевич Г. И. Искусство музыки. — М.: Знание, 1987. 110 с.

167. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 640 с.

168. Педагогическая культура современного учителя / Под ред. В. Г. Максимова. — Чебоксары, 1997. 282 с.

169. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М: Педагогика, 1988. -472 с.

170. Пиглицина Е. Ю. Энциклопедия детских праздников. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 320 с.

171. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 212 с.

172. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. -576 с.

173. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-250 с.

174. Попков В. А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов // Педагогика. 1998. - №8. - С. 51-54.

175. Попов В. Возможности креативной педагогики в условиях перехода к информационному обществу // Aima mater: Вестник высшей школы. -1999. -№3.- С. 23-28.

176. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. -399 с.

177. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. - 200 с.

178. Поташник M. М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. - 80 с.

179. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочными методическими разработками). 5-8 классы. М.,1990. - 204с.

180. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочными методическими разработками). 1-3 классы. М.: Просвещение, 1990.- 160 с.

181. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя (круглый стол) // Вопросы психологии. 1987. - № 5. - С. 94-111.

182. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. - 752 с.

183. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Автор-составитель Вю А. Миже-риков. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

184. Раченко И. П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1989 - 238 с.

185. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

186. Рыбникова М. А. Учителя средней школы // На распутье. М., 1917.

187. Савотина H. А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. -№ 1. - С. 58-61.

188. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

189. Сенько Ю. В. Учебный процесс: сотврчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 40-45.

190. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. -М.: Изд. Центр «Академия», 1998. 136 с.

191. Сизова JI. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. М: Институт практической психологии, 1997. - 104 с.

192. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1996. -192 с.

193. Симонов В. П. Педагогическая практика в школе. М.: Московский психологический социальный институт, 2000. — 180 с.

194. Синенко В. Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. - №. 5 -С. 45-51.

195. Скаткин M. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. - 96 с.

196. Скаткин M. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. - 206 с.

197. Сластенин В. А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и наука. 2000. - № 1. - С. 37-38.

198. Сластенин В. А. Современные подходы к подготовке учителя // Педагогическое образование и наука. 2000. - № 1. - С. 44-51.

199. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.

200. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Педагогика. — 1991. № 10. — С. 79-84.

201. Сластенин В. А., Подымова В. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. - 223 с.

202. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

203. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992. - 740 с.

204. Сокольников Ю. П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. М. — Белгород: БГУ, 1997. -31 с.

205. Сокольникова Н. Искусство в школах России // Искусство в школе. — 1994.-№4.-С. 30-33.

206. Спутник учителя музыки / Под ред. Т. В. Челышевой. М.: Просвещение, 1993.-240 с.

207. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций. — М., 1998.-368 с.

208. Суслова Н. Благодаря предмету «Музыка» // Директор школы. 1998. - № 6. - С. 57-61.

209. Суслова Н. Формула музыкального успеха // Директор школы. — 1998. -№ 8. -С. 39-42.

210. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1981. — Т.З.-С. 7-204.

211. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1981. - Т.2. - 384 с.

212. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1981. - Т.1. - С. 25-266.

213. Тарасевич Н. Н. Обретение педагогического мастерства // Педагогика. -1990.-№11.-С. 73- 78.

214. Татарникова Н. С. Организационно-педагогические основы совершенствования деятельности педагога-воспитателя в системе непрерывного образования. Дис. . канд. Пед. наук. Нижний Новгород, 1998. -210 с.

215. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий // Избранные труды: В 2-х т.-М., 1985.-Т. 1.-С. 14-41.

216. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М., 1990. - 184 с.

217. Торрес Роза Мария. Реформа образования невозможна без реформы подготовки учителей // Преподаватель. 1999. - № 6. - С. 32-41.

218. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М: Педагогика, 1987. - 160 с.

219. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч.: в 2-х т.- М.: Педагогика, 1974. Т.1. - С. 343-357.

220. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Официальные документы в образовании. 2000. - № 14. - С. 60-103.

221. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1980. - 444 с.

222. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 840 с.

223. Фортунатов Н. М. Творческий процесс Л. Н. Толстого как «опыт в лаборатории» // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. - 752 с.

224. Харкин В. Н. Педагогическая импровизация: Теория, методика. М., 1992.-159 с.

225. Харламов И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. 1992 - № 7-8. - С. 11-15.

226. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2000. - 519 с.

227. Цветкова А. Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей // Педагогика. 1997. - № 1. - С. 56-58.

228. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М: Интерпракс, 1994. - 384 с.

229. Челышева Т. В. По пути новой программы // Музыка в школе. 1983. - № 2. - С. 19-21.

230. Чепуров В.Н. Музыка в школе. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

231. Шакуров Р. X. Творческий рост педагога. М., 1985. - 80 с.

232. Шатуновский В. JI. Возможности интенсификации // Вестник высшей школы. 1987. - № 6. - С. 47-49.

233. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М.: АПН РСФСР, 1963. - 168 с.

234. Шацкая В.Н. Музыкально — эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. - 200 с.

235. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. М.: ACADEMIA, 2001. - 208 с.

236. Школяр JI. В. Музыка в опасности // Искусство в школе. — 1996. -№ 1. С. 7-10.

237. Школяр JI. В. Обновление содержания музыкального образования II Искусство в школе. 1995. - № 2. - С. 59-60.

238. Школяр JI. В., Школяр В. А., Критская Е. Д. и др. Музыкальное образование в школе. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 232 с.

239. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах. М.: Мирос, 1993. -128 с.

240. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.-336 с.

241. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества: Монография. М.: Высшая школа, 1989. - 193 с.

242. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности учителя. -М., 1967. -178 с.

243. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для пед. институтов. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

244. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250. с.

245. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М., 1994. - 96 с.

246. Юдина Е. И. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Виконт, 1994. - 104 с.

247. Якиманская И. Я. Развивающее обучение. М., 1979. - 144 с.

248. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.

249. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

250. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод, пособие. — М.: Просвещение, 1974. 128 с

251. ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ1. ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:1.свойства и характеристики, определяющие гуманистическую,профессионально- педагогическую и познавательнуюнаправленность личности учителя:1. требования к его психолого-педагогической подготовке;

252. I объем и состав специальной подготовки;1. содержание методической подготовки по специальности.Iгуманистическая направленность

253. I. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:назначение специалиста

254. Сферами деятельности специалиста являются:• преподавательская;• научно-методическая;• социально-педагогическая;• культурно-просветительская.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.