Пещеры христианской традиции в историко-культурном развитии России XVII – начала XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, доктор наук Степкин Виталий Викторович

  • Степкин Виталий Викторович
  • доктор наукдоктор наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 541
Степкин Виталий Викторович. Пещеры христианской традиции в историко-культурном развитии России XVII – начала XXI вв.: дис. доктор наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2022. 541 с.

Оглавление диссертации доктор наук Степкин Виталий Викторович

Введение

Глава 1. Развитие христианской традиции подземножительства на Русской равнине

1.1. Пещерные монастыри Русской равнины XI - начала XVII вв

1.2. Пещеры на территории российских монастырей в XVII - начале XXI вв

1.3. Региональные особенности размещения пещер в европейской части России

Глава 2. Пещерные монастыри и храмы на территории Среднерусского Белогорья в XVII - начале XXI вв

2.1. Классификация монастырей и пещерных комплексов. Характерные черты планиграфии подземных храмов

2.2. История пещерных монастырей Среднерусского Белогорья

2.3. Лабиринты донских пещер как отражение переноса сакрального пространства христианских паломнических центров и духовной традиции

исихазма

Глава 3. Пещерокопательство в религиозной традиции населения Среднерусского Белогорья в XVII - начале XXI вв

3.1. Мотивация создания культовых пещер. Пещерокопательство как попытка воплощения в жизнь русской народной утопии

3.2. Реконструкция процесса сооружения культовых подземелий

3.3. Отношение органов власти к народной традиции создания и почитания культовых подземелий

3.4. Восприятие пещеры в традиционной и современной народной культуре

Заключение

Библиография

Приложение А. Карта: «Культовые пещеры ХШ1-ХХ вв. в европейской части России»

Приложение Б. Внутренние виды пещер Киево-Печерской Лавры и Гнилец-кого монастыря

Приложение В. Карта: «Культовые пещеры ХУП-ХХ вв. на территории монастырей Русской православной церкви в европейской части России

Приложение Г. Карта: «Экстенсивность паломничеств в 1884 г.»

Приложение Д. Планы и виды пещер Афонской Закубанской пустыни

и Сканова монастыря

Приложение Е. Дивногорские ландшафты

Приложение Ж. План и внутренние виды пещерного комплекса в урочище

Большие Дивы

Приложение И. Основные типы подземных сооружений Украины

(по А.Б. Авагяну и Т.А. Бобровскому)

Приложение К. Планы и виды пещер у с. Костомарово и с. Шмарное

Приложение Л. План пещер Псково-Печерского монастыря

Приложение М. Планы пещерных храмов Подонья

Приложение Н. Планы и внутренние виды пещер Холковского монастыря ... 476 Приложение П. Планы и внутренние виды пещер у с. Старая Криуша и у

с. Селявное

Приложение Р. План и внутренние виды пещер у с. Колыбелка

Приложение С. Планы и виды Белогорского пещерного монастыря

Приложение Т. Планы и виды пещер у с. Семейки и у с. Гороховка

Приложение У. План и виды Дивногорского монастыря. Урочище Малые

Дивы

Приложение Ф. Виды и план пещер Шатрищегорского монастыря

Приложение Х. Элементы Пути Скорби в Ново-Иерусалимском и Валаамском монастыре

Приложение Ц. Виды и план Калачеевской пещеры и улиц Старого города в

Иерусалиме

Приложение Ш. План и виды пещер Усть-Медведицкого монастыря

Приложение Щ. План и виды Валуйской пещеры

Приложение Э. Внутренние виды Римских катакомб

Приложение Ю. Виды и планы Новой Костомаровской, Галиевской и Мигу-

линских пещер

Приложение Я. План и виды пещер у с. Караяшник, у с. Новохарьковка и с.

Новобелое

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пещеры христианской традиции в историко-культурном развитии России XVII – начала XXI вв.»

Введение

Актуальность темы. В настоящее время на территории европейской части России насчитывается 96 пещер, созданных в русле аскетической христианской традиции подземножительства в период XVII - начала XXI вв. Несмотря на столь значимый объем памятников историко-культурного наследия, можно констатировать их малую изученность. Археологи традиционно рассматривают более древние объекты раскопок, историки чаще обращают внимание на материалы более доступной среды обитания. При этом в целом феномен народной религиозности является устойчивым объектом научного интереса мировой и отечественной социально-гуманитарной мысли на протяжении долгого времени. На сегодняшний день собран и проанализирован богатейший материал, раскрывающий проблемы народной веры и обрядности крестьянской повседневности в ее фольклорно-этнографических, мифологических, социально-психологических, исторических и иных аспектах проявления, но отсутствует приложение накопленного методического опыта к пещерной тематике. В связи с этим, изучение культовых подземелий представляет собой актуальною задачу исторического исследования на стыке интересов различных наук.

Изучение пещеростроительства также раскрывает на новом материале процессы колонизации юга России, взаимодействие различных социальных групп населения, политические аспекты, отражающие столкновение в ходе модернизации различных институтов российского общества.

Рассмотрение представленных в работе пещер актуально не только в строго научном, но и прикладном, рекреационном аспекте. В настоящее время Белогор-ский, Валуйский, Дивногорский, Костомаровский и Холковский пещерные монастыри являются туристическими и паломническими центрами не только регионального, но и федерального значения. Несоответствие степени изученности пещер и их растущей значимости для населения рождает многочисленные мифы относительно их прошлого. Данная работа, на наш взгляд, будет способствовать их

преодолению на пути формирования объективной картины исторической действительности.

Актуальность темы определяется также разрушением целого ряда пещер в результате эрозионного и антропогенного воздействия. Уже сегодня мы можем говорить о возможности изучения целого ряда подземелий только по письменным источникам и воспоминаниям очевидцев. Утрачиваются входы в пещеры в результате оползневых процессов, теряются архитектурные элементы внутреннего убранства под рукой современных вандалов. Если культовые пещеры не изучать сегодня, то завтра это будет сделать достаточно сложно, а порой и невозможно.

Объект исследования: история культового пещеростроительства, осуществляемая в русле христианской традиции на территории Среднерусского Бе-логорья в XVII - начале XXI вв.

Предмет исследования: изучение комплекса факторов, способствующих появлению, развитию и осмыслению пещерного подвижничества в рамках народного православия и официальных церковных институтов как историко-культурного феномена.

Степень изученности темы. Историографию проблемы можно разделить на три периода: дореволюционный - до 1917 г., советский (1917-1991 гг.), современный (после 1991 г.).

Дореволюционный период. Историография изучения культовых подземелий Среднерусского Белогорья насчитывает около двух с половиной столетий. Уже в 60-е гг. XVIII в. Дивногорские пещеры попадают в поле зрения академической экспедиции, которую возглавлял Самуэль Готлиб Гмелин. В 1769 г. он не только произвел осмотр достопримечательностей вокруг Дивногорского монастыря, но и оставил после себя краткое описание располагавшихся здесь пещер и меловых останцов-див1.

1 Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трех царств естества. Ч. 1. Путешествие из Санкт-Петербурга до Черкасска, главного города донских казаков в 1768 и 1769 годах. СПб., 1806. С. 144-145.

Дальнейшее изучение донских пещерных памятников связано с зарождающимся краеведением. В Воронежской губернии его основателем по праву считается Евфимий Алексеевич Болховитинов, выдающейся русский историк, библиограф и общественный деятель, ставший впоследствии Киевским митрополитом. В 1800 г. вышла в свет его книга «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии»1. На страницах этой работы достаточно много внимания уделяется описанию монастырей Воронежской епархии с их храмами и встречающимися подземными комплексами. Это одно из самых ранних и достаточно объективных исследований, которым в дальнейшем пользовались многие ученые.

В исследовании подземных древностей края свою роль сыграл и Воронежский губернский Статистический комитет, образованный в 1835 г. для ведения местной административной статистики. К концу XIX в. Статистический комитет наладил регулярное издание «Памятных книжек Воронежской губернии». На их страницах мы находим публикации по истории монастырей, имеющих в своем составе подземные комплексы. Так, например, в «Памятной книжке на 1863-1864 гг.» помещена достаточно подробная справка о Дивногорском монастыре архи-

л

мандрита Макария (Миролюбова), скрывающегося за инициалами А.М.

Внимания заслуживает также очерк члена Статистического комитета Александра Матвеевича Правдина, посвященный развитию женского монашества в крае, вышедший в «Памятной книжке» на 1901 г. Одним из редакторов «Памятных книжек Воронежской губернии» был Степан Егорович Зверев. С 1884 по 1891 гг. секретарем Статистического комитета был известный историк и археолог Леонид Борисович Вейнберг.

1 Болховитинов Е. Историческое, географическое и економическое описание Воронежской губернии. Воронеж: Типография Губернского Правления, 1800.

2 Захарова Е. Ю., Кондратьева С. К. Архитектурные и археологические памятники Див-ногорья (история изучения) // Труды музея-заповедника «Дивногорье». Вып. 2. Воронеж, 2011. С. 17.

Правдин А. М. Женские монастыри Воронежской епархии в XIX в. // Памятная книжка Воронежской губернии на 1901 год. Отдел III Научно-литературный. Воронеж, 1901. С. 1-38.

Важную роль в изучении пещеростроительства на Дону сыграла Воронежская Ученая архивная комиссия (ВУАК), основанная в 1900 г. Ее активными членами являлись С. Е. Зверев, Е. Л. Марков, Л. М. Савелов, В. Н. Тевяшов, М. П. Трунов, и др. Комиссия занималась упорядочением архивного дела, организовывала археологические раскопки и разведки, издавала свои «Труды», в которых, в частности, увидела свет в 1902 г. работа Владимира Николаевича Тевяшова «Пещерные монастыри Острогожского уезда». Работа В. Н. Тевяшова являлась одним из первых серьезных исследований, в которых делалась попытка, проанализировав историю Шатрищегорского, Дивногорского и Белогорского пещерных монастырей, ответить на вопросы, связанные с хронологией этих памятников. Наиболее древними Тевяшов считал пещеры в Больших Дивах, т. к., по его мнению, они были созданы жителями Маяцкого городища. Последний этап пещеростроитель-ства, по мнению Тевяшова, закончился с отменой крепостного права в 1861 г., т. к. «крепостное право поставляло главный контингент <...> вольных тружеников, уходивших в пещеры и скрывавшихся в них от невольного рабства»1.

Особо следует выделить деятельность Воронежского церковно-археологического комитета, имевшего научное иллюстрированное издание «Воронежская Старина», выходившее с 1901 г. На страницах этого издания в 19071910 гг. выходит в свет объемная работа одного из активных сотрудников комитета Павла Васильевича Никольского: «Монашество на Дону». Он отмечает тесную связь между колонизацией края в XVII в. различными группами служилого населения и образованием православных обителей. В результате этого формировалось «своеобразное право патроната со стороны своих устроителей и покровителей, и история монастырей отразила на себе своеобразные черты истории и быта каждого элемента населения», что позволяет выделить монастыри донских казаков, монастыри полковых казаков и монастыри черкасские. Павел Васильевич описывает, с привлечением новых источников, историю обителей (в том числе пещерных - Шатрище и Дивногорье), делает акцент на их экономической дея-

1 Тевяшов В. Н. Пещерные монастыри Острогожского уезда // Труды Воронежской Ученой архивной комиссии. Вып. 1. Воронеж, 1902. С. 73.

тельности и приходит к выводу о том, что невысокий уровень материального достатка монастырей объясняется отсутствием необходимого количества трудовых ресурсов на многочисленных земельных наделах. Политика правительства в XVIII в., как отмечает Никольский, «подрывала и то благосостояние, какое было достигнуто монастырями в XVII веке. Вследствие этого некоторые монастыри оскудели в середине XVIII в. Екатерининская реформа естественным образом привела к закрытию 17 монастырей в Подонье, в том числе пещерных. При этом, «одновременно с этим закрытием наблюдается оживление аскетических стремлений не только в некоторых монастырях, но и среди мирян, причем подвижничество не повело к отрицанию мира, а к могучему нравственному влиянию на мир. Выразителем такого подвижничества явился св. Тихон Задонский и его духовное содружество, которые дали начало старческому направлению в придонском монашестве»1.

Для нас особенно важно, что отдельный очерк в рамках работы П. В. Никольского посвящен развитию народного пещерокопатетельства на Дону в XIX в. В этом очерке, написанном с широким привлечением новых архивных данных, освещалось создание Дивногорских, Шатрищегорских и Белогорских пещер в XIX в., делалась попытка разобраться в причинах развития пещеростроительства в этот период. Среди факторов, способствующих созданию подземелий, Никольский выделял благоприятные топографические условия (выходы на поверхность меловых отложений) и почитание среди населения подвига основателей Киево-Печерской Лавры3.

Необходимо также отметить работу П. В. Никольского: «Успенский Дивно-горский монастырь. Исторический очерк» и исследования, помогающие в целом понять исторический контекст развития Воронежской епархии: «Переписные кни-

1 Никольский П. В. Монашество на Дону. Гл. VI: Святитель Тихон Задонский и его подвиги. Гл. VII: Старчество в Задонском монастыре. Гл. VIII: Положение монастырей в первой четверти XIX века(1797-1825) // Воронежская Старина. Вып. 8. Воронеж, 1909. С. 179.

2 Никольский П. В. Монашество на Дону в XIX веке. Очерк 1. Пещерокопательство в XIX в. // Воронежская Старина. Вып. 9. Воронеж, 1910. С. 149-181.

3 Там же. С. 180.

ги Воронежской епархии монастырским вотчинам», «Разработка истории Воронежской епархии (критико-библиографический обзор)»1.

Исследованию экономического положения монастырей Воронежской земли посвящена работа члена Воронежского церковно-археологического комитета Сергея Николаевича Введенского: «Сведения о Воронежском архиерейском доме и монастырях Воронежской епархии по ведомостям Коллегии экономии 1739-1741

Л

гг.» . Им же было опубликовано исследование «Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при святителе Митрофане», раскрывающее исто-

-5

рию становления воронежской церковной кафедры .

В 1916 г. в «Воронежской Старине» выходит материал председателя Воронежского церковно-археологического комитета Тихона Митрофановича Олейникова, описывающий Валуйские пещеры4. Т. М. Олейников - автор целого ряда статей по истории Воронежской епархии, наиболее известная из которых - «Воронежский архиерейский дом в XVII-XVШ вв.»5

В конце XIX в. пещерные памятники Воронежской губернии начинают привлекать внимание представителей зарождавщейся в России науки археологии. На XII археологическом съезде (1902 г.) Л. М. Савелов сделал доклад, в котором фигурировал пещерный памятник у с. Коротояк6. На этом же съезде краеведом и археологом Михаилом Павловичем Труновым было сделано сообщение в отделении

1 Никольский П. В. Успенский Дивногорский монастырь. Исторический очерк. Воронеж, 1904; Никольский П. В. Переписные книги Воронежской епархии монастырским вотчинам // Воронежская Старина. Вып. 2. Воронеж, 1903. С. 211-222; Никольский П. В. Разработка истории Воронежской епархии (критико-библиографический обзор) // Воронеж. епарх. ведомости. 1901. № 4. С. 121-126; № 5. С. 178-191; № 6. С. 231-246.

2 Введенский С. Н. Сведения о Воронежском архиерейском доме и монастырях Воронежской епархии по ведомостям Коллегии экономии 1739-1741 гг. // Воронежская Старина. Вып. 7. Воронеж, 1908. С. 45-56.

Введенский С. Н. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при святителе Митрофане // Воронежская Старина. Воронеж, 1903. Вып. 3. С. 73-93.

4 Олейников Т. М. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь // Воронежская Старина. Вып. 14. Воронеж, 1916. С. 186-262.

5 Олейников Т. М. Воронежский архиерейский дом в XVП-XVШ вв. // Воронежская Старина. Вып. 12. Воронеж, 1913. С. 159-401.

6 Савелов Л. М. Коротоякский уезд Воронежской губернии в археологическом отношении // Труды Двенадцатого археологического съезда в Харькове, 1902 г. / Под ред. Графини Уваровой. Том I. М., 1905. С. 163.

Церковных древностей по поводу археологических изысканий недавно умершего археолога-любителя Д. М. Струкова1. Исследовав в конце XIX в. пещерные памятники Дона и Оскола в районе сел Белогорье, Холки, Шмарное, хутора Дивно-горье, а также города Калач, Дмитрий Михайлович Струков обнаружил в них помещения, которые по своему устройству напомнили ему раннехристианские храмы. Этот факт позволил Струкову выдвинуть предположение, что первые пещеры появились в донском регионе еще в первые века нашей эры. Надо заметить, что данные Струковым датировки пещер не нашли поддержки среди научной обще-ственности2. Но в целом, его идеи о распространении христианства на Дону в раннее время перекликались с позицией священника Степана Егоровича Зверева -историка-краеведа, активного сотрудника всех дореволюционных воронежских краеведческих обществ и организаций. Им еще на Х Археологическом съезде был сделан доклад «Следы христианства на Дону в домонгольский период» .

Не обошел своим вниманием пещерные монастыри и секретарь Воронежского губернского Статистического комитета археолог и краевед Леонид Борисович Вейнберг. В 1891 г. вышла в свет его работа «Очерк замечательнейших древностей Воронежской губернии». На страницах работы, среди описываемых древностей, фигурируют и пещерные памятники Дивногорского, Шатрищегорского и Белогорского монастырей4. Особая ценность работы заключается в приложении к ней рисунков Е. Л. Маркова. Описание указанных выше «замечательнейших древностей» содержится также в работе Г. М. Веселовского, посвященной досто-

1 Трунов М. П. К материалам для определения возникновения пещерных храмов Воронежской губернии по рукописным работам, оставшихся после смерти художника-археолога Д. М. Струкова. Реферат на XII Археологическом съезде. Рукопись / Воронежский областной краеведческий музей (ВОКМ). Личный фонд С. Н. Замятнина.

2 Журнал заседаний ВУАК 15 мая 1902 г.: сообщение М. П. Трунова «О пещерных храмах Воронежской губернии - по неизданным документам Д. М. Струкова» // Труды Воронежской Ученой архивной комиссии. Вып. 2. Воронеж, 1902. С. VIII.

3 Зверев С. Е. Следы христианства на Дону в домонгольский период // Труды Десятого археологического съезда в Риге, 1896 г. Том. I. М., 1899. С. 316-326.

4 Вейнберг Л. Б. Очерк замечательнейших древностей Воронежской губернии: монография. Воронеж, 1891.

примечательностям Острогожского уезда1. Внимание в своей работе Веселовский уделил и Гороховской пещере.

Наибольшее внимание археологов было привлечено к Дивногорской группе пещер. Это объясняется, прежде всего, соседством с Дивногорскими пещерами другого археологического памятника - Маяцкого городища, которое начало исследоваться археологами достаточно рано. В 1907 - 1909 гг. археологом Н. Е. Макаренко обследуется Дивногорская группа пещер2. Им делается описание, зарисовки и фотографии некоторых участков подземных сооружений. При этом Макаренко проводит параллели с другими известными в России и на Украине пещерными комплексами. Не обошел своим вниманием Макаренко и останцовые формы рельефа - дивы, расположенные поблизости от пещер. Он делает их фотографии и краткое описание. Вопрос с датировкой пещерных памятников Макаренко оставляет открытым.

В отличие от Макаренко, археолог А. А. Спицин, обследовав пещеры в Больших Дивах, делает попытку их датировки и определения культурной принад-лежности3. По его мнению, «ничего не препятствует признать Маяцкие пещеры предположительно аланскими, как и др. донские, а с ними и донецкие». В Маяц-ком городище Спицин видел «остатки монастыря с церковью», созданного аланами. Он также замечает, что «население Дона и Донца есть иранское племя, которое в разное время носило название сарматов, алан, роксолан, ясов». Надо заметить, что, познакомившись с работой А. А. Спицина, исследователь И. Стратонов согласился с его датировкой памятника, определив ему, однако, иную культурную принадлежность4. По мнению Стратонова, пещеры были созданы славянскими племенами. Это предположение близко к мнению В. Н. Тевяшова.

1 Веселовский Г. М. Город Острогожск (Воронежской губернии) и его уезд. Воронеж,

1867.

Макаренко Н. Е. Археологические исследования 1907-1909 годов // Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 43. СПб, 1911.

Спицын А. А. Историко-археологические разыскания. I. Исконные обитатели Дона и Донца // Журнал Министерства народного просвещения. 1909. Январь. С. 68-79.

4 Stratonov I. Die Krim ihre Bedeutung fur die Christianisierung der Ostslaven // Kyrios. Vierteljahresschrift fur Kirchen - und Geistesgeschichte Osteuropas. Konigsberg, 1936. S. 381-395.

Помимо А. А. Спицина и В. Н. Тевяшова, гипотезу о наличии непосредственной связи между пещерами Больших Див и Маяцким городищем поддерживал Владимир Николаевич Майнов1. По мнению Майнова, многочисленные пещеры, расположенные в районе Маяцкого городища, выполняли фортификационную функцию, и попасть в них можно было через систему подземных ходов прямо с городища. Выходы из пещер, расположенные на склоне долины, предназначались, по мнению Майнова, «для выбрасывания «навалов» <...> и <...> в качестве амбразур для стрелков». Майнов считал, что городище могло быть создано либо половцами, либо русскими. Исследователь также видел фортификационное назначение и в ряде других пещерных памятников.

Помимо археологов и краеведов, пещерные памятники привлекали к себе внимание известных писателей. Так в 40-е годы XIX в. Дивногорский пещерный монастырь посетил Григорий Петрович Данилевский, оставивший на страницах Журнала Министерства Народного Просвещения красочное описание этого памятника . Другой писатель-краевед, Евгений Львович Марков, совершая неоднократные поездки по берегам Дона, делает описание Дивногорской группы пещер,

-5

а также Белогорских подземелий в форме путевых заметок . Эти заметки не только высоко художественны, но и дают массу интересных научных фактов. Причем Марков не просто делает описание увиденного, а пытается, как исследователь, делать интерпретации, привлекая для этого широкий круг источников.

Как мы уже могли заметить, историей пещерных памятников интересовались исследователи из духовного сословия. Помимо упомянутого уже Е. А. Бол-ховитинова, окончившего свой жизненный путь в сане митрополита, и священника С. Е. Зверева, в печати появляются работы священников А. С. Кременецкого, Ф. Никонова, Я. Тимофеева, игумена Петра (Васильева), архимандрита Димитрия (Самбикина) и др.

1 Майнов В. Н. Остатки засечно-сторожевой линии в пределах Воронежской губернии // Древняя и новая Россия. 1975. № 5. С. 68-69.

2 Данилевский Г. П. (Г. Д.). Дивногорск (очерк из путевых заметок) // Прибавление к Журналу Министерства народного просвещения. 1853 (ноябрь). С. 6-18.

Марков Е. Л. Белогорские пещеры // Русский вестник. 1892. Т.1. С. 265-277; Марков Е. Л. Поездка в Дивногорье // Русский вестник. 1891. Т. 214. С. 128-182.

Александр Степанович Кременецкий, начав свой жизненный путь с простого священника, закончил его уже в сане архимандрита известного воронежского Митрофановского монастыря. Его перу принадлежало обширное литературное наследие. В 1912 г. выходит в свет его книга, посвященная истории Дивногорско-го монастыря1. На ее страницах содержится немало интересной информации по истории пещерной обители. При этом автор книги не просто публикует сведения, известные ранее, но и пытается провести свое исследование, касающееся времени возникновения монастыря. По его мнению, Дивногорский монастырь имел свои истоки еще в XI в. Другой известный в среде краеведов архимандрит Димитрий (Самбикин), описывая целый ряд пещерных памятников2, в отличие от Кременец-кого, считал временем возникновения Дивногорской обители XV-XVI вв. В 1914 г. в «Воронежских епархиальных ведомостях» вышла статья священника И.

-5

Набивача «В скиту Валуйской обители» , в которой он в художественной форме описывал пещеры данного монастыря. Большую ценность для нас представляют работы священника Федора Никонова4. Благодаря им, мы можем узнать подробности, касающиеся социальных аспектов пещерокопательства в XIX в., лучше понять истоки этого явления и разобраться во взаимоотношениях пещерокопателей с представителями официальных светских и духовных властей.

Писали об истории своей обители и непосредственно сами их настоятели. Так в 1897 г. выходит в свет небольшая брошюра, написанная игуменом Белогор-ского монастыря Петром (Васильевым), посвященная основательнице пещер Марии Шерстюковой5. Об истории Белогорских пещер писал и другой представитель

1 Кременецкий А. Успенский Дивногорский монастырь, находящийся в Воронежской губернии, и его святыня: Сицилийская чудотворная икона Божией Матери. Воронеж, 1912.

2 Самбикин Д. И. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Вып. 1-4. Воронеж, 1884-1886.

3 Набивач И. В скиту Валуйской обители // Воронежские епархиальные ведомости. 1914. № 34. С. 911-916.

4 Никонов Ф. Быт и хозяйство малороссов в Воронежской губернии // Памятная книжка Воронежской губернии на 1870-1871 гг. Воронеж, 1871. С. 246-273; Никонов Ф. О благочестивых обычаях и религиозных учреждениях, существующих у жителей Воронежской Епархии // Воронежский литературный сборник. 1861. Вып. I. С. 321-372.

5 Васильев П. Мария пещерокопательница. Павловск, 1897.

духовного сословия, о. Яков Тимофеев1. Кроме того, по истории Белогорских пещер вышел целый ряд монографий, особое место среди которых, по степени изложения научного материала, занимает работа Н. Креховецкого2.

Не оставили своим вниманием во второй половине XIX - начале ХХ вв. пещерные памятники периодические духовные и светские издания. Так, в некоторых номерах «Воронежских Епархиальных ведомостей» появляются статьи, посвященные истории Кременских, Алексеевских, Гороховских и Алферовских пещер (№ 6, 1868; № 13, 1875; № 10, 1884; № 14, 1891). А в «Воронежских Губернских ведомостях» публикуются материалы по истории пещер у сел Гороховка (№ 16, 1863), Губарево (№ 2, 1869), Костенки (№ 68, 1869), Белогорье (№ 73, 1869). В 1911 г. на страницах «Воронежского Телеграфа» появляются сведения о пещере близ села Семилуки (№ 114, 1911).

Подводя итог дореволюционных исследований в Воронежском крае, надо заметить, что наибольший интерес к пещерным памятникам проявляется в конце XIX - начале XX вв. Этот процесс был связан с развивавшимся историческим краеведением и археологией. Исследования этого периода сводились, как правило, к осмотру памятника и краткому описанию некоторых его частей, с широким привлечением в дальнейшем архивных материалов. Помимо этого, такие исследователи как Н. Е. Макаренко, Е. Л. Марков, Д. М. Струков, делали зарисовки и фотографии некоторых участков подземного лабиринта.

Наибольший интерес ученых того времени вызывала история действующих в то время пещерных обителей. Так, наибольшее количество опубликованных материалов приходится на Дивногорские и Белогорские пещеры. В это время впервые начинают ставиться вопросы о причинах распространения пещерокопатель-ства в Воронежском крае.

Если говорить о дореволюционных исследованиях культовых пещер в других регионах России, то здесь необходимо отметить меньшее количество публикаций. Это объяснимо недостаточным развитием здесь пещеростроительства, что

1 Тимофеев Я. Белогорские пещеры. Воронеж, 1869.

2

Креховецкий Н. Белогорские пещеры. Воронеж, 1878.

повлекло за собой также отсутствие работ обобщающего характера, изучающего данный феномен. Как правило, мы встречаемся с публикациями об отдельных подземельях и их основателях. Так, например, в конце XIX - начале XX вв. выходят работы, в которых описывается жизненный путь основателей пещер: в скиту Троицкой Сергиевой Лавры - схимонаха Филиппа (Хорева), в Царицыне - иеромонаха Илиодора (Труфанова), в Усть-Медведецком монастыре - игуменьи Арсении (Сребряковой)1.

Как и в Воронежской губернии, пещеры в других регионах России попадают в поле зрения Статистических комитетов и Ученых архивных комиссий. Так, в Памятной книжке Курской губернии на 1888 г. мы читаем материал о Холковских пещерах2, в Трудах Саратовской Ученой архивной комиссии упоминаются подзе-

-5

мелья, которые молва приписывала старообрядцам и разбойникам . В дореволюционный период различные Епархиальные ведомости печатают материал о разви-

4

тии пещерничества в своих епархиях .

Советский период. Революционные события 1917 г. на долгое время прервали исследования в области развития пещерных памятников. На наш взгляд, исключение пещер из объектов научного исследования было связано, прежде всего, с идеологическими соображениями, т. к. история этих памятников тесно переплеталась с историей христианства. Пещеры не просто перестают изучаться, они подвергаются запустению и частичному разрушению при закрытии связанных с ними монастырских комплексов. Не способствовал изучению пещер и тот фактор,

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Степкин Виталий Викторович, 2022 год

- 524 с.

326. Чистович И. А. Очерк истории западнорусской церкви: в 2 частях. Ч. 1 монография / И. А. Чистович. - СПб.: тип. Департамента уделов, 1882. -220 с.

327. Шацкий Е. Утопия и традиция: монография / Е. Шацкий. - М.: Прогресс, 1990. - 456 с.

328. Шевченко Ю. Ю. Осколки Готской митрополии: финал христианских пещерных комплексов в Подонье / Ю. Ю. Шевченко // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. - 2011. - № 3. - С. 244-274.

329. Шевченко Ю. Ю. Христианские пещерные святыни: в 2 томах. Т. 1. Часть 1. Древнейшие истоки и распростанение пещерных святынь в христианской традиции: монография / Ю. Ю. Шевченко. - LAP - LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 526 c.

330. Шевченко Ю. Ю. Христианские пещерные святыни: в 2 томах. Том 1. Часть 2. Христианские пещерные святыни: монография / Ю. Ю. Шевченко. - LAP

- LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 581 c.

331. Шенников А. А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв: монография / А. А. Шенников. - Л.: Наука, 1987. - 139 с.

332. Шкаровский М. В. Истинно-православные в Воронежской епархии / М. В. Шкаровский // Минувшее. Исторический альманах. - Вып. 19. - М.; СПб.: Atheneum-Феникс, 1996. - С. 320-356.

333. Шкаровский М. В. Катакомбное движение / М. В. Шкаровский // Большая российская энциклопедия. - Т. 13. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - С. 308-309.

334. Шлегель А. А., Рукин М. Д., Мазур И. И. Средневековые паломничества к Святой земле в текстах пилигримов: монография / А. А. Шлегель, М. Д. Ру-кин, И. И. Мазур. - М.: Академия Тринитаризма, 2013. - 308 с.

335. Шутова В. В. Рисунки и надписи подземных каменоломен в контексте культуры юга России конца XIX - начала XX веков / В. В. Шутова // Спелестоло-гический ежегодник РОСИ. - Вып. 2. - М.: РОСИ, 2001. - С. 206-250.

336. Щепанская Т. Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) / Т. Б. Щепанская // Русский Север. К проблеме локальных групп. -СПб.: МФЭ РАН. 1995. - С. 110-176.

337. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.: монография / Т. Б. Щепанская. - М.: Индрик, 2003. - 528 с.

338. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов: монография / К. Г. Юнг. - М. - Минск: АСТ; Харвест, 2005. - 400 с.

339. Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность: монография / В. С. Юркевич. - М.: Просвещение, 2000. - 136 с.

340. Яворская С.Л. «Шумаевский крест» и кальвария царя Алексей Михайловича / С. Л. Яворская // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. - М.: Индрик, 2006. - С. 706-739.

341. Aarne A. Verzeichnis der Maerchetypen / A. Aarne. - Helsinki: Suoma-laisen Tiedeakatemian Toimituksia, 1910. - 206 с.

342. Agapov I., Leontev M. Artificial Christian religious cave «Skanovo» in the Penza Region, Russia / I. Agapov, M. Leontev // Proceedings of International Congress of Speleology in Artificial Cavities Hypogea 2015, Italy, Rome, march 11/17, 2015. -Rome, 2015. - Р. 319-322.

343. Alston, George Cyprian. Way of the Cross / Alston, George Cyprian // The Catholic Encyclopedia. Vol. 15. - New York: Robert Appleton Company, 1912. 22 Jun.

2016 // - URL: http://www.newadvent.org/cathen/15569a.htm (date de communication 15. 05. 2017). - Access mode: free.

344. Багалш Д. I. Iсторiя Слобщсько! Украши / Д. I. Багалш. - Харюв: Основа, 1990. - 258 с.

345. Березяк В. В. Бушанський скельний рельеф / В. В. Березяк // Архео-лопя. -1994. -№3. -С. 113-121.

346. Берест Р. Еволющя середньовiчного чернечого житла (XI-XVII ст. на землях украшського Прикарпаття / Р. Берест // Археолопчш дослiдження Львiвського унiверситету. Вип. 11. - Львiв, 2008. - С. 95-115.

347. Берест Р. Середньовичш монастирi Прикарпаття та Украшських Карпат / Р. Берест // Фортеця: збiрник заповедника «Тустань». Кн. 2. - Львiв: Колiр ПРО, 2012. - С. 437-447.

348. Бобровский Т. Шдземш споруди Киева вщ найдавшших часiв до сере-дини XIX ст. (спелео-aрхеологiчний нарис) / Т. Бобровский. - Кш'в: АртЕк, 2007. - 176 с.

349. Винокур I. C. До^женя Бушанського скельного комплексу / I. C. Винокур // Археолопя. -1994. -№3. - С. 123-135.

350. Винокур I. С. Результати дослщженъ скельного храму в Бушi / I. С. Винокур // Проблеми юторн та археологи давнього населення Украшсько! РСР: тези доп. ХХ Респ. Конф., Одеса, жовт. 1989. - К., 1989. - С. 41-42.

351. Винокур I. С., Горшнш П. А. Бакота. Столица давньоруського Пониззя / I. С. Винокур, П. А. Горшнш. - Камянецъ-Подшьський: Центр Подшлезнавства, 1994. — 362 с.

352. Gunko A., Kondratyeva S. Artificial Caves of Divnogorye (Russia) / A. Gunko, S. Kondratyeva // Proceedings of International Congress of Speleology in Artificial Cavities Hypogea 2015, Italy, Rome, march 11/17, 2015. - Rome, 2015. - Р. 469475.

353. Gunko A., Kondratyeva S., Stepkin V. Artificial caves in chalk outcrops in the Don basin / A. Gunko, S. Kondratyeva, V. Stepkin // Proceedings of International

Congress of Speleology in Artificial Caves Hypogea 2017, Cappadocia, Turkey, 6/10 March 2017. - Cappadocia, 2017. - P. 461-467.

354. Gunko A., Stepkin V., Kondratyeva S. Cave temples in the Don region, Russia and Ukraine / A. Gunko, V. Stepkin, S. Kondratyeva // Proceedings of International Congress of Speleology in Artificial Caves Hypogea 2017, Cappadocia, Turkey, 6/10 March 2017. - Cappadocia, 2017. - P. 468-474.

355. Dolotov Y. Classification of artificial underground structures / Y. Dolotov // Proceedings of International Congress of Speleology in Artificial Cavities Hypogea 2015, Italy, Rome, march 11/17, 2015. - Rome, 2015. - Р. 440-454.

356. Durand G. Les structures anthropologiques de l'imaginaire / G. Durand. -Paris: Dunod, 1984. - 535 p.

357. Карпович В. Скальний монастир у Po3rip4i / В. Карпович // Записки чина св. Василия Великого. Т.3. - Львiв,1930. - С. 562-573.

358. Кшах Г.Г. Вельямша Рутського «Правила для монахiв чину св. Василiя Великого» / Г. Г. Кшах // Записки ЧСВВ. - Жовква, 1924. - Т. 1. №1 - С. 59-76.

359. Кушнарев С. К вопросу о монастырской колонизации Среднего По-осколья в XVII в. (на примере Валуйского Успенского Николопристанского монастыря) / С. Кушнарев // Вюник Чершпвського национального педагопчного ушверситету. Серiя: 1сторичш науки. - 2014. - Вип. 123. - С. 21-28.

360. Ломачинська I. Монастирi мiж духом i свггом / I. Ломачинська // Лю-дина i свгг. - 1999. - № 11-12. - С. 45-48.

361. Шкггенко М. М. 1ерототя печеp Кшвсько1 Лаври в контекст образу парадигми «Древо Життя» / М. М. Нштенко // Могилянськ читания. 2012. Збiр-ник наукових праць. Традицп печерних монастырських комплекшв в Украх'ш та Схиднш Еврош. Проблеми вивчення, збереження та музеефшацп. - Киев: Нащо-нальний Киeво-Пeчерський юторико-культурний заповедник, 2013. - С. 24-32.

362. Пастернак Я. Археолопя Украши / Я. Пастернак. - Торонто: Наук. т-во iменi Шевченка, 1961. - 788 с.

363. Пломеницька О, Пломеницька Е. Скельш монастирi Середнього Под-шстров^: вивчення на основi Михайлiвського монастиря в с. Бакота (юнец XI ст.).

[Матерiали Мiжнародного семiнару «Культова наскельна арх^ектура у цившзци пiвденно-схiдноi Европи»] / О. Пломеницька, Е. Пломеницька // Sud-Est (Ки-шинiв). - 1997. - №4 (30). - С. 36-41.

364. Рщуш Б. Печерш монастирi Поднiстровя: Проблеми дослiдження та да-тування / Б. Рщуш // Середньовiчна Европа: погляд з кшця ХХ ст. Матерiали нау-ковоi конференцп 16-18 березня 2000 р. - Чершвщ: Золотi литаври, 2000. - С. 4651.

365. Rickert, John. Stations of the Cross: An imitative devotional exercise conducted at Lamb of God Lutheran Church Spartanburg, South Carolina / Rickert John // Gardner-Webb University. - URL: https://digitalcommons.gardner-webb.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredir=1 &article=1006&context=divinity_ etd (date de communication 15. 05. 2017). - Access mode: free.

366. Sandys G. Relation of a journey begun an: Dom: 1610 / G. Sandys. - London, 1621. - 332 p.

367. Stepkin V. V. Caves in Divnogorye and Belogorye: monastic and folk tradition in the river Don caves construction / V. V. Stepkin // Proceedings of International Congress of Speleology in Artificial Cavities Hypogea 2015, Italy, Rome, march 11/17, 2015. - Rome, 2015. - Р. 351-354.

368. Stratonov I. Die Krim ihre Bedeutung fur die Christianisierung der Ostslaven / I. Stratonov // Kyrios. Vierteljahresschrift fur Kirchen - und Geistesgeschichte Osteuropas. Konigsberg, 1936. - S. 381-395.

369. The Holy Land. Oxford Archaeological Guides. General Editor: Barry Cun-liffe / Oxford University. - New York: Oxford University Press, 2008. - 551 р.

370. Черевко I. А., Куциба В. О. До^ження мшрокшмату та шженерно-геолопчних умов Ближшх печер з метою визначення оптимальних умов експлуа-тацп та збереження / I. А. Черевко, В. О. Куциба // Дива печер лаврских. - Кшв: Нащональний Киево-Печерський юторико-культурний заповедник, 2011. - С. 225237.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

Карта: «Культовые пещеры ХУП-ХХ вв. в европейской части России»

Рис. 1. Культовые пещеры ХУП-ХХ вв. в европейской части России. Автор В. В. Степкин, 2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) Внутренние виды пещер Киево-Печерской Лавры и Гнилецкого монастыря

Д

1

2

Рис. 2. Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры: 1 - аркосолии с мощами святых; 2 -келья затворника; 3 - погребальная крипта. Фото В. В. Степкина, 2012 г.

Рис. 3. Варяжские пещеры Киево-Печерской Лавры: 1 - общий вид; 2 - «трон» вырубленный в породе; 3 - кресты на сводах. Фото В. В. Степкина, 2012 г.

Рис. 4. Гнилецкие пещеры: 1 - вход; 2 - келья; 3 - изображение креста на стене. Фото В. В. Степкина, 2012 г.

Рис. 5. Гнилецкие пещеры: 1 - крипта; 2 - ход с акосолиями. Фото В. В. Степкина, 2012 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)

Карта: «Культовые пещеры ХУП-ХХ вв. на территории монастырей Русской православной церкви в европейской части России»

Рис. 6. Культовые пещеры ХУП-ХХ вв. на территории монастырей Русской православной церкви в европейской части России. 1. Псково-Печерский Успенский монастырь. 2. Серафимовский скит Белогорского монастыря. 3. Черниговский скит Троицко-Сергиевой Лавры. 4. Саровская Успенская пустынь. 5. Сушкинский Никоновский монастырь. 6. Сканов Троицкий монастырь 7. Сердобская Сергиево-Алексеевская пустынь. 8. Мойский Троицкий монастырь. 9. Бузулукский Преображенский монастырь. 10. Николаевский монастырь. 11. Холковский Троицкий монастырь. 12. Скит Валуйского Успенского Николаевского монастыря. 13. Семилук-ский Преображенский монастырь. 14. Дивногорский Успенский монастырь. 15. Шатрищегорский Преображенский монастырь. 16. Костомаровский Спасский монастырь. 17. Белогорский Воскресенский монастырь. 18. Каменно-Бродский Троицкий монастырь. 19. Усть-Медведицкий Преображенский монастырь. 20. Кремен-ской Вознесенский монастырь. 21. Свято-Духов монастырь. 22. Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь. 23. Михайловская Афонская Заку-банская пустынь. Автор В. В. Степкин, 2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное)

Карта: «Экстенсивность паломничеств в 1884 г.»

Рис. 7. Карта: «Экстенсивность паломничеств в 1884 г.». РГИА, Ф. 835, Оп. 4, Д. 155, Л. 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д (справочное)

Планы и виды пещер Афонской Закубанской пустыни и Сканова монастыря

О 5 10 15 20 25 30 35 40 м

Рис. 8. План пещеры Михайло-Афонской Закубанской пустыни. Топографическая съемка: М. Сохин, А. Парфенов, 2004 г. Дополнения и корректировка выполнена И. Агаповым в 2010-11 гг.

Рис. 9. План пещер Сканова Троицкого монастыря Пензенской области. Топографическая съемка: М. Леоньтьев, В. Кладов, 2011-2014 гг.

Рис. 10. Алтарная часть пещерного храма Антония и Феодосия Киево-Печерских в Скановом Троицком монастыре. Фото В. В. Степкина, 2011 г.

Рис. 11. Виды пещер в Скановом монастыре: 1-2 - ходы пещеры; 3 - пещерный храм. Фото В. В. Степкина, 2011 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (справочное)

Дивногорские ландшафты

1

Рис. 12. Виды с натуры дивногорских ландшафтов: 1 - урочище Большие Дивы; 2 - урочище Шатрище. Рисунок пером Е. Л. Маркова, кон. XIX в.

Рис. 13. Дивногорские ландшафты: 1 - меловой останец-дива в урочище Большие Дивы; 2 - меловой останец-шатрище в урочище Шатрище. Фото М. Леонтьева, 2010 г., 2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (справочное) План и внутренние виды пещерного комплекса в урочище Большие Дивы

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЛИСКИНСКИЙ РАЙОН МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК"ДИВНОГОРЬЕ"

ПЕЩЕРНЫЙ КОМПЛЕКС В БОЛЬШИХ ДИВАХ

О 2 4 8М

Съемка: Е.Квашиной, 1989г. Корректировка: 2011г.

Рис. 14. План пещерного комплекса в Больших Дивах. Съемка Е. Квашиной, 1989 г. Корректировка А. А. Гунько, 2011 г.

Рис. 15. Внутренние виды пещер в урочище Большие Дивы: 1 - храм Сицилийской иконы Божией Матери; 2 - аркосолий. Фото В. В. Степкина, 2014 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ И (справочное)

Основные типы подземных сооружений Украины (по А. Б. Авагяну и Т. А. Бобровскому)

ш

ммшши

2

Рис. 16: 1 - основные «архитектурные» типы подземных сооружений Украины (по А. Б. Авагяну и Т. А. Бобровскому); 2 - основные типы планировки пещерных монастырей (на примере памятников Украины по Т.А. Бобровскому). А - с. Илов Львовской обл; Б - с. Бобрица Черкасской обл.; В1 - урочище Церковщина Киевской обл.; В2 - пгт Сатанов Хмельницкой обл..; Г - с. Бако-та Хмельницкой обл.; Д - Троице-Ильинский монастырь, г. Чернигов

1

ПРИЛОЖЕНИЕ К (справочное)

Планы и виды пещер у с. Костомарово и с. Шмарное

Рис. 17. Планы Костомаровских пещер Воронежской области. Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2011 г.

Рис. 18. Костомаровские пещеры: 1 - останцы-дивы у входа в пещеры; 2 - алтарь храма Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Фото В. Степкина, 2011 г.

Рис. 19. Костомаровские пещеры: 1 - Спасский храм; 2 - храм Серафима Саровского. Фото В. В. Степкина, 2016 г.

Рис. 20. Внутренние виды Костомаровских пещер: 1-3 - пещера «Покаяния»: ход, современное оформление одного из участков, место принятия исповеди. 4 - келья. Фото В. В. Степкина, 2011 г.

Рис. 21. План Шмарненской пещеры Белгородской области. Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2014 г.

Рис. 22. Пещера у с. Шмарное: 1 - вход, фото В. В. Степкина, 2007 г.; 2 -храм, фото из архива А. Э. Рамазанова, 2011 г.

I

1

Рис. 23. Пещера у с. Шмарное: 1 - исихастерий, фото из архива А. Э. Рамаза-нова, 2011 г.; 2 - надпись у входа в храм, фото В. В. Степкина, 2007 г.

Рис. 24. Внутренние виды пещеры у с. Шмарное. Фото В. Степкина, 2007 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Л (справочное)

План пещер Псково-Печерского монастыря

Рис. 25. План пещер Успенского Псково-Печерского монастыря в Псковской области. Компьютерная обработка - И. Агапов, 2013 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ М (справочное)

Планы пещерных храмов Подонья

Рис. 26. Пещерные храмы Подонья: 1 - храм прп. Антония и Феодосия Святогор-ской Лавры; 2 - храм Рождества св. Иоанна Предтечи Святогорской Лавры; 3 -храм прп. Алексия, человека Божия Святогорской Лавры; 4 - храм Живоначаль-ной Троицы Холковского монастыря; 5 - храм Игнатия Богоносца скита Валуй-ского монастыря; 6 - храм Шмарненской пещеры; 7-8 - храмы Калачеевской пещеры; 9 - храм Старокриушинской пещеры; 10 - храм Сицилийской иконы Божьей Матери Дивногорского монастыря; 11 - храм Рождества Иоанна Предтечи Дивногорского монастыря; 12 - храм Селявинской пещеры. Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2010-2015 гг.

Рис. 27. Пещерные храмы Подонья: 1 - храм Колыбелкинской пещеры; 2 - храмы Спаса Нерукотворного и Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Костомаровского монастыря; 3 - храм Серафима Саровского Костомаровского монастыря; 4 - храм Александра Невского Белогорского монастыря; 5 - храм Семейкинской пещеры; 6 - храм Гороховской пещеры. Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2010-2015 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ Н (справочное)

Планы и внутренние виды пещер Холковского монастыря

Рис. 28. Пещеры Холковского Троицкого монастыря. Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2014 г.

Рис. 29. Резные меловые иконы в храме Живоначальной Троицы Холковского монастыря. Фото В. В. Степкина, 2016 г.

Рис. 30. Холковские пещеры: 1 - горнее место в храме Живоначальной Троицы; 2 - ход к пещерному храму. Фото В. В. Степкина, 2007 г., 2016 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ П (справочное)

Планы и внутренние виды пещер у с. Старая Криуша и у с. Селявное

Рис. 31. Пещеры у с. Старая Криуша. Топографическая съемка под руководством М. Леонтьева, 2015 г.

Рис. 32. Внутренние виды пещер у с. Старая Криуша: 1-3 - пещера № 1; 4 -пещера № 2. Фото В. В. Степкина, 2015 г.

Рис. 33. План пещеры у с. Селявное.

Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2013 г.

Рис. 34. Внутренние виды пещеры у с. Селявное: 1 - алтарь; 2 - неф; 3 - вход в келью. Фото В. В. Степкина, 2011 г.

Рис. 35. Граффити в пещере у с. Селявное. Фото В. В. Степкина, 2011 г.

Рис. 36. Настенные надписи карандашом в пещере у с. Селявное. Фото В. В. Степкина, 2011 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Р (справочное)

План и внутренние виды пещер у с. Колыбелка

Рис. 37. План пещер у с. Колыбелка.

Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2011 г.

Рис. 38. Пещеры у с. Колыбелка: 1 - начало хода в естественной трещине мелового массива; 2 - горнее место в алтаре храма. Фото В. В. Степкина, 2014 г.

Рис. 39. Пещеры у с. Колыбелка: 1-2 - икона и нанадпись 50-х гг. XX в; 3 -ход; 4 - современное граффити. Фото В. В. Степкина, 2014 г.

Рис. 40. Пещеры у с. Колыбелка. Современные предметы культа с информационными надписями. Фото В. В. Степкина, 2014 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ С (справочное)

Планы и виды Белогорского пещерного монастыря

I

Рис. 41. Белогорский Воскресенский монастырь. Фото начала XX в.

Рис. 42. Выходы мела у Белогорского монастыря. Фото В. Степкина, 2015 г.

Рис. 43. План Белогорских пещер. Чертежник Федор Ермаков, 1858 г. РГИА, Ф. 796, Оп. 147, Д. 1841, Л. 15.

Рис. 44. План Белогорского пещерного комплекса. Топографическая съемка под руководством А.А. Гунько, 2012-2013 гг.

2

Рис. 45. Белогорские пещеры: 1 - храм Александра Невского; 2 - храм Святого Духа. Фото В. В. Степкина, 2010 г., 2016 г.

Рис. 46. Белогорские пещеры. Малая Цветная комната до струкции. Фото В. В. Степкина, 2001 г., 2016 г.

и

после рекон-

2

КГ

ИДО.

М|Ьае1 Ьеоп 2012 styx-speleo.ru

1

Рис. 47. Внутренние виды Белогорской пещеры. Фото М. Леонтьева, 2012 г.

Рис. 48. Белогорская пещера: 1 - храм Александра Невского до реконструкции; 2 - способ вырубки хода в конце XIX в.; 3-4 - оформление коридоров. Фото В. В. Степкина, 2001 г., 2015 г., 2010 г., 2016 г.

2

3

\ \ \

^ вход

105\ \ г\ \ /

\о2 хЬ 0 1 2 М

Рис. 49. Белогорская пещера: 1 - усыпальница Марии Шерстюковой, фото М. Леонтьева, 2012 г.; 2 - кресты на потолке нижнего яруса накопченные свечой, фото В. В. Степкина, 2013 г.; 3- план вновь открытой части Белогорского пещерного комплекса, топосъемка А. Гунько, 2012 г.

1

Рис. 50. Находки конца XVIII в. во вновь открытой части Белогорского пещерного комплекса: 1-2- фрагменты разрушенного киотного креста; 3 - тесло; 4 - обувь. Фото В. В. Степкина, 2007 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Т (справочное)

Планы и виды пещер у с. Семейки и у с. Гороховка

Рис. 51. План пещеры у с. Семейки.

Топографическая съемка под руководством М. Леонтьева, 2012 г.

I

Рис. 52. Настенная надпись карандашом в пещере у с. Семейки. Фото В. В. Степкина, 2014 г.

Рис. 53. Пещера у с. Семейки: 1 - вход; 2 - ход на верхний ярус. Фото В. В. Степкина, 2013 г.

Рис. 54. Пещера у с. Семейки: 1 - аналой в келье; 2 - антропоморфная ниша в келье; 3 - храм. Фото В. В. Степкина, 2011-2013 гг.

тЛШ \\шт

21

Рис. 55. Пещера у с. Семейки, оформление отдельных участков лабиринта. Фото В. В. Степкина, 2013 г.

Рис. 56. Гороховская пещера. Топосъемка И. Агапов, И. Хлебалин, 2008 г.

Рис. 57. Гороховская пещера: а-г - прорисовка граффити в кельях у входа в пещеру; д - фото надписи на стене пещеры, 2014 г. Автор В. В.Степкин

0 2 см

0 2 см

0 2 см

0 3см

0 2 см

Рис. 58. Гороховская пещера. Прорисовка крестов в кельях у входа в пещеру. Автор В. В.Степкин

Рис. 59. Гороховская пещера. Граффити кораблей. Фото В. Степкина, 2007 г.

Рис. 60. Гороховская пещера: 1-2 - храм, фото М. Леонтьева, 2010 г.; 3 - алтарь храма, фото В. В. Степкина, 2007 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ У (справочное)

План и виды Дивногорского монастыря. Урочище Малые Дивы

Рис. 61. Останцы-дивы в урочище Малые Дивы со следами антропогенного воздействия. Фото М. Леонтьева, 2018 г., фото В. В. Степкина, 2011 г.

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЛИСКИНСКИЙ РАЙОН СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ДИВНОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПЕЩЕРНЬ'й р мдпыу пмпду

к

Съемке: Гумьхо А.А., Кирша А.В., Гунько О.Г.. Кондратьева С.К., Волкова Т.М., Панкратова ПЛ.. Степкин В В.. Коечное А., 2011г.

Рис. 62. Пещерный комплекса в Малых Дивах. Топосъемка под руководством А. А. Гунько, 2011 г. Станции Крестного Пути: Преторий Пилата; 2) Место встречи Христа с Матерью; 3) Место встречи Христа с Симоном Кирияни-ном; 4) Место встречи Христа с благочестивыми женщинами; 5) Место, где солдаты бросали жребий об Его одежде; 6) Голгофа; 7) Кувуклия с Гробом Господним. Автор легенды Крестного Пути В. В. Степкин, 2017 г.

Рис. 63. Внутренний вид пещерного храма Иоанна Предтечи в урочище Малые Дивы. Фото В. В. Степкина, 2001 г.

Рис. 64. Пещерный храм Иоанна Предтечи в урочище Малые Дивы: 1 -общий вид до реконструкции; 2 - общий вид после реконструкции; 3 -горнее место; 4 - клирос. Фото В. Степкина: 1 - 2001 г., 2-4 - 2011-2014 гг.

Рис. 65. Крестный Путь в Малых Дивах: 1 - ступени Голгофы; 2-4 -Кувуклия. Фото В. В. Степкина, 2011 г.

Рис. 66. Пещеры в Малых Дивах: 1 - Крестный Путь; 2 - первая станция Крестного Пути; 3 - надпись на стене. Фото В. В. Степкина, 2011 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ф (справочное)

Виды и план пещер Шатрищегорского монастыря

1

3

Рис. 67. Пещерный комплекс в урочище Щатрище: 1- вид на алтарь в пещерном храме, фото М. П. Трунова конца XIX - начала XX в.; 2 - пещерный ход, фото 2007 г.; 3 - топосъемка под руководством А. А. Гунько, 2019 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Х (справочное)

Элементы Пути Скорби в Ново-Иерусалимском и Валаамском монастыре

Рис. 68. Внутренние виды в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря: 1 - Кувуклия; 2 - Камень миропомазания. Фото В. В. Степкина, 2016 г.

Рис. 69. Валаамский монастырь: 1 - вход в Кувуклию в храме Андрея Первозванного Воскресенского скита; 2 - современное оформление места Моления о чаше в Гефсиманском скиту. Фото В. В. Степкина, 2016 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ц (справочное)

Виды и план Калачеевской пещеры и улиц Старого города в Иерусалиме

г"

л «

- ь

\

> МУР

» - ' 1 г

4 Кг?

4 *

2

Рис. 70. Калачеевская пещера: 1 - вход в начале XX в.; 2 - план, топографическая съемка А. А. Гунько, 2012.

Наложение номеров станций Виа Долороза - В. В. Степкин, 2018 г.

Рис. 71. Пилястры в Калачеевской пещере: 1-2 - фото В. Степкина, 2015 г.; 3а-3в - рисунок П. В. Халтурина, 2004 г.

Рис. 72. Фрагмент плана Иерусалима с нумерацией станций на улице Виа Доло-роза. Оксфордский археологический путеводитель по Святой Земле

Рис. 73. Калачеевская пещера: 1 - Крестный Путь; 2 - станция Крестного Пути -Голгофа. Фото В. В. Степкина, 2018 г.

Рис. 74. Храм в Калачеевской пещере: 1 - общий вид; 2 - алтарь. Фото В. В. Степкина, 2018 г.

Рис. 75. Калачеевская пещера: 1-2 - часовня к востоку от первой станции. Фото А. М. Бойко, 2018 г.

Рис. 76. Калачеевская пещера: 1-2 - изображение креста и шестилипестковой розетки в часовне к востоку от первой станции; 3 - изображение креста в районе третей станции; 4 - помещение к юго-востоку от шестой станции. Фото А. М. Бойко, В. В. Степкина, 2018 г.

Рис. 77. Калачеевская пещера: 1- четырнадцатая станция (?); 2-3 - ниша в нижней части коридора к западу от восьмой станции. Фото В. В. Степкина, А. М. Бойко, 2018 г.

Рис. 78. Калачеевская пещера: 1 - 3 - внутренние виды помещений. Фото В. В. Степкина, 2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ш (справочное)

План и виды пещер Усть-Медведицкого монастыря

Рис. 79. План пещер Усть-Медведицкого монастыря в Волгоградской области. Топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2016 г.

Рис. 80. Станции Крестного Пути в пещерах Усть-Медведицкого монастыря. Фото В. В. Степкина, 2016 г.

Рис. 81. Пещеры Усть-Медведицкого монастыря: 1-2 - почитаемый камень с изображением коленей и ладоней; 3 - станция Крестного Пути. Фото В. В. Степкина, А. А. Гунько, 2016 г.

Рис. 82. Пещерный храм Усть-Медведицкого монастыря: 1 - вид на Царские врата; 2 - алтарь. Фото В. В. Степкина, 2016 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Щ (справочное)

План и виды Валуйской пещеры

. БЕЛГОРОПСКАЯ ОБЛАСТЬ ВАЛУЙСКИЙ РАЙОН

ВАЛУИСКИИ ПЕЩЕРНЫЙ КОМПЛЕКС (ХРАМ ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА)

/У^С «ЛИ ЯЛ4МЛ [

11 ^

21

Рис. 83. Валуйская пещера: 1 - план, топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2014 г.; 2 - внутренний вид, фото В. В. Степкна, 2016 г.

1

Рис. 84. Валуйская пещера: 1 - лестница на вершину холма; 2 - извилистый ход лабиринта. Фото В. В. Степкна, 2016 г.

Рис. 85. Валуйская пещера: 1-2 - ходы

; 3-4 - келья. Фото В. Степкна, 2016 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Э (справочное)

Внутренние виды Римских катакомб

Рис. 86. Римские катакомбы: 1-2 - аркосолии и локулы в катакомбах св. Кал-листа; 3 - аркосолии в катакомбах св. Себастьяна. Фото В. Степкина, 2015 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ю (справочное)

Виды и планы

Новой Костомаровской, Галиевской и Мигулинских пещер

1

Рис. 87. Новая Костомаровская пещера: 1 - общий вид местности, фото В. В. Степкина, 2010 г.; 2 - план, топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2012 г.

/

• ■ *

у.

2

3

1

Рис. 88. Новая Костомаровская пещера: 1 - общий вид; 2 - вход; 3 - создатель пещеры И. В. Ляховской за работой. Фото В. В. Степкина, 2010 г.

1

2,

Рис. 89. Галиевская пещера: 1 - план, топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2013 г.; 2 - погребальная ниша. Фото В. В. Степкина, 2013 г.

Рис. 90. Старая Мигулинская пещера: 1 - родник; 2-5 - оформление стен и сводов граффити. Фото В. В. Степкина, 2013 г.

1

21

Рис. 91. Старая Мигулинская пещера, оформление стен граффити. Фото В. В. Степкина, 2013 г.

Рис. 92. Новая Мигулинская пещера, граффити. Фото В. В. Степкина, 2013 г.

О1Л0

I Дг1

L ^^

Jfb

\

4

1

Рис. 93. Новая Мигулинская пещера, граффити. Фото В. В. Степкина, 2013 г.

3

Рис. 94. Новая Мигулинская пещера, граффити. Фото В. В. Степкина, 2013 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Я (справочное)

План и виды пещер у с. Караяшник, у с. Новохарьковка и с. Новобелое

Рис. 95. Пещера у с. Караяшник, топографическая съемка под руководством А. А. Гунько, 2014 г.

Рис. 96. Пещера у с. Новохарьковка: 1 - вход в келью; 2 - граффити. Фото В. В. Степкина, 2007 г.

Рис. 99. Граффити в меловых пещерах: 1-2 - изображения крестов и надпись на стенах пещеры у с. Новохарьковка; 3 - изображения крестов в пещере у с. Новобелое. Фото В.В. Степкина, 2007.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.