Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гафурова, Дилором Джаборовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гафурова, Дилором Джаборовна
ВВЕДЕНИЕ.стр. 3
ГЛАВА I. КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА XV В. И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЗАЙНИДДИНА ХУСАЙНА ВОИЗА КОШИФИ
§ 1 . Состояние культуры и просвещение эпохи Зайниддина Хусайна
Воиза Кошифи.стр. 14
§ 2. Жизнь и педагогическое наследие Зайниддина Хусайна
Воиза Кошифи.стр. 26
§ 3. Основные источники формирования педагогических взглядов Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи.стр. 45
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ ЗАЙНИДДИНА ХУСАЙНА ВОИЗА КОШИФИ
§ 1. Общие проблемы воспитания и обучения в наследии
Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи.стр. 62
§ 2. Об умственном, нравственном и этическом воспитании.стр. 72
§ 3. О трудовом и профессиональном воспитании.стр. 107
§ 4. О дружбе и взаимопомощи.стр.113
§ 5. Об учителе и этике общения.стр. 119
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке2010 год, доктор педагогических наук Ходжаев, Курбан Таирович
Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони2006 год, доктор педагогических наук Абдурахимов, Кудратулло Саидович
Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах Имама Азама2012 год, кандидат педагогических наук Собиров, Хайридин Мирзошарифович
Идеи воспитания в трудах Имама Мухаммада Газали2006 год, кандидат педагогических наук Алиев, Мирзоали Таварович
Педагогические взгляды Носира Хусрава и их реализация в условиях современного общества Таджикистана2010 год, кандидат педагогических наук Сидикова, Зухра Кадыровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические взгляды Зайниддина Хусайна Воиза Кошифи в контексте современных проблем воспитания»
Актуальность темы. В современных условиях развития Таджикистана понимание своеобразия национальной культуры, целостное восприятие богатства духовных ценностей своего народа невозможно без глубокого изучения проблем образования и педагогической мысли прошлого. Возрастающий интерес к таджикскому педагогическому наследию прошлого обусловлен вполне осознанной необходимостью восполнить пробел в объективном научном исследовании, имеющем особое значение в развитии национальной культуры и концептуальном осмыслении того, что было внесено выдающими персидско-таджикскими мыслителями в развитие педагогики.
Подобные исследования способствуют формированию целостного и объективного представления о характере и направленности педагогических поисков в интеллектуальной среде мыслителей прошлых столетий, что может оказаться полезным в решении современных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения.
Суверенное таджикское общество после приобретения независимости идёт по пути строительства демократического, правового и светского государства. В этих условиях стремительно растёт национальное самосознание и тяга к своим идейным истокам. И, как отметил Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, «.только через познание исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений. И нам, таджикам, с приобретением политической независимости, важно проанализировать своё давнее и ближайшее прошлое, вынести уроки из истории, определить своё место и роль в мировом сообществе».[110, 3233].
В этом плане раскрываются «белые пятна» в истории общественно-культурной жизни таджикского народа, в связи с чем возникла возможность взглянуть по-новому на наше духовное наследие и культуру, образование и воспитание.
История - память народа, черпая из неё мудрость, он получает новую силу для социального развития и продвижения в будущее. В этом отношении особый интерес вызывает наследие одного из наиболее ярких представителей персидско-таджикских мыслителей Хусайна Воиза Кошифи.
Разработанные мыслителем основные принципы воспитания и обучения являются мощным стимулом в формировании национальной культуры, совершенствовании школьного образования и воспитания.
Исследование данной проблемы позволит расширить и обогатить курс истории педагогики и образования в республике. Очевиден тот факт, что формирование сознания подрастающего поколения без учёта национального и культурного наследия народа может оказать обратное влияние на этот процесс.
Вместе с тем изучение литературно-педагогического наследия Хусайна Воиза Кошифи проливает свет на многие стороны воспитания и обучения средневекового восточного общества. Как один из выдающихся моралистов XV в. в своих произведениях он раскрывает внутренний мир человека и даёт важные рекомендации по его воспитанию. Не случайно о его творчестве восторженно отзывались многие выдающиеся персоязычные мыслители, а его имя и произведения включались в многочисленные литературные антологии, а также школьные учебники независимого Таджикистана. Кроме того, его педагогическое наследие о воспитании подрастающего поколения оказало огромное влияние на литературно-педагогические мысли последующих персоязычных мыслителей.
Степень научной разработанности проблемы. В научно-исследовательской литературе персоязычных народов имеется, давняя историческая традиция изучения жизни и творчества выдающихся мыслителей прошлого, в том числе Хусайна Воиза Кошифи. Интерес к литературно-педагогическому наследию мыслителя проявился ещё при его жизни. I
О нём писал общественный деятель, великий визирь Алишер Навои, историк Хондамир, писатели и поэты Фахриддин Али Сафо, Абдуллах Кабули, Ходжи Халиф, Мухаммад Сурайа, Мирза Сафо и другие. В своих работах указанные мыслители .пытались проанализировать некоторые аспекты жизненного пути и литературно-педагогической деятельности Кошифи, при этом особое внимание уделяя разработке литературных канонов поэтики и прозы, а также его проповеднической и ораторской деятельности и т.д.
Кроме того, в новой научной литературе проделана определённая научно-исследовательская работа по анализу литературного творчества Хусайна Воиза Кошифи. Заслуживающими внимания для разработки данной темы являются научные труды востоковедов Э.Брауна, Е.Э. Бертельс, Б.Гафурова, Е. Блоше, А. Деххуда, Р. Джафарийана, С. г
Нафиси, М. Муини, Р. Мусулмонкулова, М.Л. Рейспера, 3. Сафо, Расула Ходизаде, Курбона Восе, Ч. Шеффера, Э. Эдварда, Г. Эте, М. Ахмедова, Д. Хушкадамова и других.
Эти учёные в своих работах проанализировали общественно-политическое и литературно-культурное развитие персоязычных народов; определили общие и специфические особенности правления династии Тимуридов; попытались вникнуть в историю культуры и общественно-политической мысли этого периода и выявили специфические особенности развития литературного творчества мыслителей этой эпохи, повлиявшие на процесс воспитания и обучения молодого поколения.
В Таджикистане значительный вклад в изучение литературно-педагогического творчества Хусайна Воиза Кошифи, этики и педагогики, в целом педагогических идей прошлых мыслителей, внесли З.В. Вазиров, М.К. Мирбобоев, М. Ахмедов, К. Восе, Д. Хушкадамов, X. Авзалов, Б. Рахимов, М. Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, Б. Кодиров, С. Сулаймони и др.
В работе 3. В. Вазирова «Очерки социальной философии калама и футуввата» рассматриваются проблемы нравственности в. «Футувватномаи Султони» («Книга благородства султанов») Хусайна Воиза Кошифи. Придерживаясь принципов морально-нравственного воспитания человека, в особенности людей труда, он рассматривает проблемы свободного, разумного, современного воспитания человека, а также принципы гуманизма, благожелательности, уважения учителя-наставника, родителей, родственников и друзей со стороны последователей футуввата (совершенных и благородных джентльменов). [39, 21].
В книге М.К. Мирбобоева «Этика Джалолиддина Давони» автор даёт краткий обзор философско-этических воззрений Кошифи, касающихся проблем счастья, совершенствования человека, справедливости, а также нравственных качеств правителя. Исследователь справедливо замечает, что Кошифи, «опираясь, на богатые социально-этические воззрения прошлого, разрабатывает этику правителей, царей, пронизанную идеями гуманизма. Своим учением мыслитель преследует цель улучшить жизнь бедняков, простого народа и благоустроить страну. Путь и средства к этому он видит, прежде всего, в просвещении, в нравственном совершенствовании царя, в строгом соблюдении им и государственными деятелями справедливых принципов». [39, 23].
Давлат Хушкадамов в своей работе «Этическое учение Хусайна Воиза Кошифи» анализирует некоторые аспекты философско-этического учения мыслителя. Автор дал анализ таким важным аспектам этики Кошифи, как: сущность, принципы, нормы, идейные истоки, а также их воплощение в условиях социально-экономической политики, правовой и культурной жизни персоязычных народов Мовероуннахра, Хорасана и Ирана. Исследователь справедливо пишет, что «наряду с общими проблемами философии, политики, поэзии и суфизма большое значение поэт-мыслитель придавал разработке проблем этики».[150, 138].
В литературном исследовании М. Ахмедова впервые проанализированы художественные произведения Хусайна Воиза Кошифи и показано их место в становлении персидско-таджикской художественной прозы, в особенности в развитии ритмизированного и рифмованного стиля в повествовательной литературе. [23].
В кандидатской и докторской диссертации Курбона Восе проанализировано течение джавонмарди в пресидско-таджикской литературе. На основе достоверных литературных, исторических и философских источников авто£ выявляет сущность программы и концепции джавонмарди в произведениях мыслителей Средневекового Востока, в том числе Хусайна Воиза Кошифи. [40].
В работах учёных - педагогов X. Авзалова, Б. Рахимова, М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода и других бегло анализируются вопросы педагогического наследия Хусайна Воиза Кошифи.
Безусловно, все перечисленные труды представляют особый интерес, ибо в них дана характеристика жизненного и творческого пути Хусайна Воиза Кошифи, описаны отдельные страницы его биографии, частично обозначены основные проблемы научных изысканий мыслителя, освещены отдельные аспекты его философских и педагогических воззрений.
Несмотря на это, анализ историко-педагогической литературы, периодических педагогических изданий, диссертационных исследований даёт основание утверждать, что до настоящего времени не было выполнено самостоятельного исследования, рассматривающего педагогические идеи Кошифи.
Противоречие между значимостью данной проблемы для современной педагогической теории и практики и недостаточной её разрешённостью в научной историко-педагогической литературе определило выбор темы диссертационного исследования — «Педагогические идеи Хусайна Воиза Кошифи».
Целью исследования является анализ, обобщение и оценка педагогического наследия Хусайна Воиза Кошифи, выявление основных педагогических идей мыслителя и определение их значимости в развитии педагогической науки Таджикистана.
Объект исследования - процесс определения педагогических идей в трудах Кошифи.
Предмет исследования - педагогические взгляды и идеи Кошифи и их использование в современной общеобразовательной школе.
В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза: объективная оценка педагогических идей Кошифи в деле обогащения и совершенствования учебно-воспитательной работы в школе. На основе педагогических идей мыслителя разработать концепцию национального школьного образования и обучения современной школы, а также повысить уровень учебно-воспитательного процесса в современных условиях республики.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой рабочей гипотезой сформулированы следующие задачи исследования: проанализировать и выявить историческое, социально-экономическое, политическое и культурное состояние, а также литературные истоки формирования и развития педагогических идей Хусейна Воиза Кошифи;
- показать влияние мыслителя на процесс воспитания и развития педагогической мысли последующих веков;
- раскрыть и показать особенности педагогических взглядов Кошифи, оказавших влияние на воспитание и обучение подрастающего поколения;
- определить вклад Хусайна Воиза Кошифи в развитие национальной педагогики и наметить пути дальнейшего изучения и использования его педагогических идей с учётом требований современной образовательной системы.
Методами и методологической основой исследования явились положения, разработанные в трудах известных отечественных и зарубежных философов, востоковедов, педагогов, посвящённые диалектическому единству анализа и синтеза, как способов познания, роли принципа историзма в изучении современной постановки вопроса о специальном подходе к организации процесса воспитания и обучения, а также основополагающие законы, концепции и стандарты образования Республики Таджикистан, предполагающие изучение и использование наследия предшественников.
Источниковедческую базу исследования составили:
1. Литературно-педагогические труды Хусайна Воиза Кошифи в оригинале и в переводе, в особенности «Анвори Сухайли» («Свет Канопуса»), «Ахлоки Мухсини» («Мухсинова этика»), «Футувватномаи Султони» («Книга благородства султанов») и другие.
2. Фундаментальные труды литературоведов, философов, историков и педагогов М. Ахмедова, Курбона Восе, Р. Мусулмонкулова, 3. Вазирова, Д. Хушкадамова, М. Мирбобоева, В. В. Бартольда, Е. Э. Бертельс, Б. Гафурова, М. Орифи, А. Измайлова, М. Лутфуллоева, X. Авзалова, Б. Рахимова, А. Пахлавонова, К. Кодирова, Б. Кодирова, А. Нурова и других посвящены как педагогическим идеям Кошифи в целом, так и таджикскому народу, в частности.
3. Антологии таджикской поэзии, энциклопедия персидско-таджикской прозы, Таджикская советская энциклопедия и др.
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа, каждый из которых имеет определённые цели и задачи:
Первый этап (2004-2005 гг.) - ознакомление с научными материалами, отражающими состояние педагогической мысли таджиков в эпоху Тимуридов. Основное внимание было обращено на изучение истории общественно-политического, культурного и педагогического состояния XV в. и теоретическое обоснование изучаемой проблемы.
На втором этапе (2005-2006 гг.) были выявлены идейные истоки формирования и развития педагогических идей Кошифи на основе изучения его произведений; изучены литературно-педагогические, этические, и политические взгляды и мысли отечественных учёных и предприняты попытки восполнить пробелы, существующие в изучении педагогических идей в наследии таджикско-персидских мыслителей прошлых столетий и т.д. Анализ и оценка педагогических идей Кошифи позволили выделить ряд рекомендаций по воспитанию и образованию современной молодёжи.
На третьем этапе (2007-2009 гг.) обобщались и систематизировались результаты научно-исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по исследованию.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые в истории таджикской педагогики:
-даётся целостный анализ педагогических идей одного из знаменитых мыслителей таджикского народа - Хусайна Воиза Кошифи;
-раскрыто значение наследия Кошифи в развитии национальной педагогической мысли таджикского народа;
-определены роль и место педагогических учений Кошифи в воспитании современной молодёжи;
-выявлены гуманистические и рационалистические идеи Кошифи о воспитании человека.
Теоретическая и практическая ценность исследования заключается в том, что оно даёт возможность обогатить теорию и практику современной педагогической науки; доказана обоснованность проблемы, методологические положения исследования при этом подтвердили гипотезу и ведущие идеи научной работы.
Результаты исследования могут быть применены при разработке соответствующих тем лекционных курсов по общей педагогике, этнопедагогике, истории педагогики, методики воспитательной работы, спецкурсов, спецсеминаров, тематики курсовых и дипломных работ, при создании нового поколения школьных учебников, учебных пособий по истории школы и педагогики, а также в воспитательной работе со школьниками и студентами. Достигнутые результаты исследования, рекомендации и выводы были применены в деятельности общеобразовательных школ городов Куляба, Душанбе, в Кулябском государственном университете имени Абуабдулло Рудаки, Таджикском государственном институте языков имени Сотима Улугзода, некоторыми зарубежными учёными, чьи работы посвящены творчеству Кошифи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Всестороннее и глубокое изучение творческого наследия великих мыслителей, их педагогических идей дают возможность учесть их индивидуальные особенности и нравственные позиции в контексте созданных и написанных ими художественных произведений, которые, в свою очередь, окажут позитивное влияние на процесс обучения и воспитания, качественное повышение уровня образовательного пространства.
2. Творческое наследие и педагогические идеи Хусайна Воиза Кошифи представляет огромный интерес для анализа и рассмотрения состояния культуры и просвещения эпохи великого мыслителя. Его жизненный путь и педагогические идеи отражают основные тенденции состояния и развития его времени, видения великого мастера художественного слова и мудрого наставника в формировании и развитии духовной жизни и культуры иранских народов.
3. Творческое использование педагогических идей Хусайна Воиза Кошифи имеют неоценимое значение в практике учебной и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях страны, ибо они вытекают из нравственных постулатов и воззрений человека - поэта, писателя, мыслителя и мудреца. Его творческое наследие способствует воспитанию подрастающего поколения • в духе благородства, взаимопомощи и взаимовыручки, оказания поддержки в трудные минуты жизни человека.
4. Рекомендации великого мыслителя о методах воспитания и обучения, безусловно, являются важной предпосылкой для научно обоснованного подхода к решению многих актуальных и жизненно важных проблем воспитания и образования.
Достоверность и обоснованность результатов научной работы обеспечены изучением значительных литературных источников по истории, философии, литературным и педагогическим наукам. Научные материалы и выводы диссертационной работы внедрены в практическую деятельность общеобразовательных школ и педагогических вузов республики, а также применяются при чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей, что свидетельствует об актуальности данной научной работы и т.д.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в научных статьях и книгах автора, а также обсуждались в 2005-2009 гг. в НИИ педагогических наук Академии образования Республики Таджикистан, на кафедрах педагогики и психологии Кулябского государственного университета имени Рудаки и Таджикского государственного института языков имени Сотима Улугзода. Результаты исследования в виде сообщений и докладов излагались на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава названных вузов.
Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Содержание диссертации изложено на 151 странице компьютерного набора. Библиографический список насчитывает 161 наименование.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Проблемы нравственности в "Шахнамэ" Абулкосима Фирдавси1998 год, кандидат философских наук Атоев, Атоулло Мухторович
Педагогическое наследие Садриддина Айни о воспитании подрастающего поколения2012 год, кандидат педагогических наук Ниёзов, Акбар Нематович
Педагогические взгляды Джалолиддина Руми и Абрахама Маслоу относительно проблемы совершенного человека: сравнительный анализ2012 год, кандидат педагогических наук Шариат Богири Мухаммад Махди
Педагогические взгляды таджикско-персидских мыслителей XII-XIII вв. на формирование совершенного человека2006 год, кандидат педагогических наук Файзалиев, Джума Холович
Реформаторские взгляды Ахмада Дониша в обновлении системы образования в Бухарском эмирате: XIX и начало XX веков2012 год, кандидат педагогических наук Хайдаров, Авсамад Алифбекович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гафурова, Дилором Джаборовна
Выводы по второй главе
Анализ творческой деятельности и педагогических идей великого мыслителя XV века Хусайна Воиза Кошифи показал, что его философско-нравственные воззрения сыграли положительную роль в развитии истории педагогической мысли персоязычных народов. Его педагогическое творческое наследие о воспитании и обучении подрастающего поколения свидетельствует о богатстве его идей и разностороннем таланте. Наряду с общими проблемами философии, политики, поэзии и суфизма большое значение мыслитель придавал разработке общих проблем воспитания. В своих произведениях «Футувватномаи Султони», «Ахлоки Мухсини», «Калила ва Димна» или «Анвори Сухайли» вопрос о воспитании человека занимает центральное место.
Продолжая традиции предшественников, мыслитель на первое место вдвигает умственное и нравственное воспитание человека. По мнению Кошифи, человек благодаря своему разуму укрепляет свои нравственные позиции в обществе. Некоторые вопросы и проблемы морально-нравственного формирования человека решаются весьма оригинально, в пользу свободного воспитания. Условием успешной деятельности человека является нравственное совершенствование каждого индивидуума, в том числе руководителя, джавонмарда (рыцаря, джентльмена), простолюдина, что способствует развитию и процветанию мусульманского общества; учитывая внутреннюю «человеческую душу» и её воспитание Кошифи выдвигает значительные требования и правила к умственному и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Одним из эффективных требований к формированию умственно - нравственного воспитания, по мнению Кошифи, является приобщение подростков и молодёжи к книгам, к различным произведениям мыслителей, писателей и учёных.
Кошифи в своих педагогических идеях заключает, что каждый человек, если он хочет быть умным и нравственно воспитанным, обязан соблюдать такие важные нравственные принципы, как справедливость, мужество, благочестие, мудрость, преданность, дружба, верность, милосердие, набожность, чуткость, твёрдость и другие. Соблюдение этих принципов свидетельствуют о высоком нравственном воспитании человека. I
Мыслитель в своих литературно-педагогических произведениях значительное внимание уделяет трудовому воспитанию и профессиональной подготовке подрастающего поколения. По глубокому убеждению Кошифи труд возвышает человека, а безделье 1 унижает его.
Возвышая роль и место труда в формировании человека, он считает его основным источником жизни и вечности человечества. г
В своём наследии Кошифи уделяет особое внимание простому народу, ремесленникам, труженикам, и, напротив, осуждает тунеядцев, бездельников, дармоедов, других паразитов общества, которые живут за счёт других. Старание к овладению профессией, по мнению мыслителя, приносит каждому человеку счастье, радость и другие жизненные блага. Кошифи особое внимание уделял воспитанию чувства дружбы, товарищества и взаимопомощи человека. По глубокому убеждению мыслителя, .дружба имеет несколько условий, которые люди обязаны выполнять. По мнению Кошифи, тот, кто имеет ум и знание, тот не способен на дурные поступки, ум и знания не позволяют, чтобы люди жили не соблюдая законов братства, дружбы и товарищества. Кошифи в своих трудах всесторонне воспевает истинного друга и взаимопомощь людей.
Педагогические идеи Хусайна Воиза Кошифи об учителе и I ученике представляют большой педагогический интерес. Кошифи в своих трудах рекомендует, чтобы каждый воспитанник в процессе своей деятельности внимательно слушал наставления своего учителя и воспитателя. Он был убеждён, что без наставлений учителя и воспитателя молодое поколение не добьётся положительных результатов в жизни. Именно учитель и воспитатель указывают путь ученику, помогают ему овладевать полезными профессиями. Одним словом он является путеводителем на жизненном пути воспитанника.
Кошифи в «Футувватномаи Султони» большое внимание уделял этике общения. В этой книге этому вопросу выделено шесть глав. Мыслитель - в каждой из этих глав подробно описывает значение этических норм поведения и общения человека. Важнейшим моментом в них является культура речи человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогические воззрения Хусайна Воиза Кошифи являются весьма разнообразными и многогранными и, по словам одного из исследователей его произведений, мыслитель высказал своё мнение почти обо всех о важнейших вопросах жизни.
Они охватывают широкий круг проблем, в них можно найти ответы на многие вопросы нравственности. Педагогические взгляды Зайниддина Кошифи богаты советами, наставлениями, мудростью, имеют великую воспитательную силу и играют огромную роль в воспитании добрых нравов.
Педагогические учения Кошифи и в наше время не потеряли свою теоретическую и практическую ценность. Особенно в такие дни, когда наше общество охватывает не только экономический, но духовный и моральный кризис, полезные советы мыслителя имеют особое значение.
Педагогическое учение Кошифи по своему содержанию гуманистично, оно с самого начала и до конца пронизано идеями человеколюбия. По его мнению, каждый человек должен творить добро и приносить пользу людям. Если человек, напротив, постоянно и преднамеренно причиняет людям и обществу зло, он должен быть отвергнут и презираем. Мыслитель приходит к выводу, что если человек будет проявлять справедливость и скромность, будет менее упрям и назойлив в отношениях с другими людьми, то он в большей степени будет уважаем ими. Если он добавит к этому благородство, искренность и сострадание по отношению к ним, то без сомнения заслужит их любовь. Но именно эти два качества: справедливость и скромность - и есть два плода добродетельного и благородного образа жизни.
В целбм все нравственные явления и моральные качества Кошифи рассматривает через призму разума. С его точки зрения, разум создаёт добронравие человека, помогает ему подавить страсти, преодолеть злонравие, достичь цели и счастья. Все нравственные принципы и моральные качества Кошифи рассматривает именно через призму разума и приходит к выводу, что действия, поступки и деяния, не согласующиеся с его требованиями, аморальны. Благодаря своему разуму человек, живя общественной жизнью, естественно, развивает в себе и укрепляет свои нравственные наклонности, полезные для поддержания необходимой ему общественности.
Благодаря разуму, подчёркивает Кошифи, человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, основу своей деятельности, свой внутренний духовный мир, свои ощущения и интеллектуальные способности, определяет истинность знания.
В основе педагогического воззрения Кошифи о совершенствовании человека лежат такие понятия, как мудрость, активность, благодарность, терпение и т.д., которые составляют сумму определённых нравственно — моральных норм и требований. В рамках этих категорий мыслитель совершенствование человека связывает с процессом воспитания, при котором человека учат воспринимать всё то положительное, что способствует воспитанию его хороших, ценных нравственных качеств. Через воспитание человек учится различать и отделять истинное от ложного. По его мнению, воспитание формирует у человека нравственное сознание, правильное представление как о положительных, так и об отрицательных качествах, о природе человека, о его душевных силах, о смысле его жизни и деятельности, способствует наслаждению жизнью, избавлению от страданий и 1 достижению счастья. Он считает, что педагог должен обладать такими качествами, как справедливость, гуманность, единство слова и дела.
Моральный долг мыслитель видел в объяснении людям их обязанностей служить общему делу, интересам народа, в разработке и распространении культуры общения, которая должна основываться на благосклонном и дружественном взаимоотношении. Его задача -разъяснить и доказать людям необходимость добронравия и пагубности злонравия. Воспитывать в них стремление к добродетели, к усвоению профессии как основы благополучия и счастливой жизни, взаимопомощи как основы личного счастья и общественного порядка. С точки зрения мыслителя, каждый воспитатель должен учитывать духовные обстоятельства ученика, быть наблюдательным, разумным и предусмотрительным в области формы обучения и на пути воспитания. В основе педагогического такта Кошифи лежит следующая деятельность воспитателя: интерес и любовь к воспитанникам, увлечённость педагогической профессией, психологическая и педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт и воображение; организаторские способности; он должен быть справедливым, общительным, требовательным и настойчивым; иметь выдержку и откровенность, духовные, прежде всего, познавательные, потребности и интересы, интеллектуальную активность и т.д.
В педагого-дидактическом учении Хусейна Воиза Кошифи большое внимание уделяется педагогам — воспитателям. По его мнению, для обучения и воспитания человечества роль и ответственность педагога очень велика. Педагог, прежде всего, должен анализировать и оценивать состояние реально существующих социально — педагогических явлений, причин, условий характера и возникновения и развития, прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки воспитанника, управлять поведением, дисциплиной и активностью своих питомцев. Кроме того, педагог должен для выработки высоких качеств у людей и хорошего воспитания стараться от всей души, учить верности и уверенности.
Он должен, кроме своей дисциплины, ещё усвоить психологию, философию; логику, мудрость, методы обучения, такт и педагогическое искусство, чтобы понимать и представлять настроение, физиологию, обстоятельства и состояние воспитанника, уметь сравнивать, сопоставлять и действовать в данной ситуации.
По указаниям и рекомендациям мыслителя, учитывая внешнее состояние и духовную природу воспитанника, при обучении и воспитании очень важны взаимопонимание, подходящие отношения и стабильность знаний.
С точки зрения мыслителя, если воспитатель имеет полную информацию о жизненных обстоятельствах своих учеников, то он I достигает больших успехов: во-первых, обучение и воспитание быстрее и успешнее действует на учеников, во-вторых, имеет возможность держать ученика под контролем, в результате чего тот вырастает умным, разумным, зорким и послушным. 1
Мыслитель ставит на высокий уровень позицию и место преподавателя, его личность в обществе. Преподаватель должен быть авторитетным, уважаемым, почётным в обществе, его должны знать как человека разумного и благородного.
Хусейн Воизи Кошифи большое внимание уделяет приобретению знаний. По его мнению, в морально - нравственном развитии человека первостепенное значение имеет знание. Он считает, что знание и образование являются важнейшими качествами, определяющими достоинства человека. Призывая к приобретению знаний, Кошифи подчёркивает, что человек должен принести пользу своими знаниями. По его мнению, овладение знаниями - не самоцель, ибо приобретённые человеком знания должны приносить пользу обществу, должны быть использованы в единой жизни, они должны способствовать улучшению всей его практической деятельности, облагораживанию его поведения и поступков. По его мнению, для того, чтобы стать разумным человеком, необходимо, прежде всего, учиться. Под невеждой он подразумевает тех людей, которые не были осведомлены о науке, а старались лишь преумножить богатство. Кошифи в своих произведениях проявляет глубокое уважение к человеческому разуму, спору в достижении передовой науки и культуры своей эпохи, стремлении связать теорию и практику, прежде всего, рационально обосновать возможности разрешения всех социальных проблем, возникающих в различных ситуациях. Согласно Кошифи, при определении достоинства нельзя исходить из сословного происхождения человека, критерием его следует избрать разум и знание. По его мнению, человеку даны от природы задатки, к какой-либо науке, искусству, ремеслу и если их постоянно развивать, то человек сможет достигнуть совершенства. Следовательно, под природным умом подразумеваются задатки человека, которые даны человеку при рождении, то есть талант. А благоприобретение в его трактовке — это источник знания, с его помощью человек познаёт сущность вещей и достигает истины, отличает добро от зла, прекрасное от безобразного. .
С точки зрения мыслителя, учёба и умножение науки и знаний не имеет определённого времени и границ. Разумный человек не должен ни одной минуты своего времени проводить даром. Кошифи считает приобретение знаний высшим занятием человека.
В педагогическом учении Кошифи проблемы выслушивания советов мудрецов считаются одним из более подходящих путей и способов воспитания детей. Мыслитель одно из свойств воспитания видит в беседе и слушании опытных и разумных стариков. Поэтому он советует детям уважать их, участвовать в беседах, учить жить и как вести себя, чтобы не застрять в паутине пороков.
В педагогическом воззрении Хусайна Воиза Кошифи огромное место занимают вопрос уважения родителей, наставников, учителей, умных и разумных людей, этики общения, трудового воспитания подростков и молодёжи, принципов добродетели и справедливости, выбора профессии, дружба и товарищество и т.д. Он требует, чтобы дети везде и всегда уважали своих родителей и заботились о них.
В педагогическом учении Кошифи совершенный, образованный человек тот, который уважает своих родителей и заботится о них, трудится, имеет свою профессию, занят своими делами, чтобы приносить пользу и себе и другим. Мыслитель видит средство и путь воспитания совершенного человека в труде, в овладении профессией и ремеслом.
По его мнению, профессиональное воспитание позволяет человеку лучше понять себя: свои способности, нравственное состояние, направленность интересов. Профессиональное воспитание является I способом самопознания и трудовой закалки, создаёт основу для овладения любой профессией в будущем. I
Зайниддин Кошифи в своём педагогическом мышлении большое внимание уделяет вопросам воспитания, дружбы и товарищества между людьми. Он считает принципы дружбы и товарищества одним из необходимых условий в воспитании и жизни высоконравственного человека. По его мнению, важнейшими условиями проявления этих человеческих отношений являются общность интересов, единомыслие, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимопомощь в беде и полезных для общества делах.
Из педагогического учения о добродетелях Кошифи следует, что человеку необходимо стремиться к добродетели и воздерживаться от пороков, так как добродетель способствует добру, а порок - злу. Цель нравственной жизни совершенного человека заключается в непрерывной борьбе добродетели с пороками, добра со злом. По мнению мыслителя, добро воплощается в добрых делах, и добрые дела I способствуют не только нравственному совершенствованию личности, но и достижению удовлетворённости.
Анализ педагогического наследия Хусайна Воиза Кошифи ещё раз свидетельствует о том, что автор для всестороннего воспитания человека затрагивает во многом занятость человека в жизни, правила поведения и человеческое отношение. Во всех его отношениях мыслях и взглядах, которые отражены в области воспитания, можно представить высококачественное совершенствование человека. Сущность высказываний этого опытного воспитателя в том, что человек должен во всех сторонах своей жизни и занятости быть высоконравственным и морально воспитуемым.
Педагогико - дидактические произведения Кошифи освещают всю совокупность нравственных вопросов, волновавших средневековое общество и не потерявших силу общечеловеческого, глобального характера, свою ценность и в нашей динамичной, полной противоречий социально - культурного порядка эпохе. Среди них - проблема I человека и совершенствование его моральных устоев, вопросы о нравственных силах человека, значение разума и знания в моральном совершенствовании, об отрицательных моральных качествах, таких как гнев, эгоизм, зависть, ложь, скупость, обжорство, пьянство и изыскание путей и средств избавления от них. В его произведениях много говорится об этике педагога, о сущности человека, о взаимопомощи как условии существования человеческого сообщества и прогресса человеческой морали.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гафурова, Дилором Джаборовна, 2010 год
1. Абу Х,омид ал-Разоли. Кимиёи cao дат. - Душанбе: Ирфон, 2008.432 с.
2. Абурайхрн Берунй. Осорулбак;ия. Душанбе: Ирфон, 1990. - 430 с.
3. Абуабдулло Рудакй. Ашъор.-Душанбе: Ирфон, 1990. 221 с.
4. Абуалй Ибни Сино. Осори мунтахаб, Душанбе: Ирфон, 1983. -Ч, .1 .-381с.
5. Абуалй Ибни Сино. Осори мунтахаб, Душанбе: Ирфон, 1985. 4¡.2.-- 558.С
6. Абуалй Ибни Сино. Осори мунтахаб, Душанбе: Ирфон, 1985.-4^.3.-447 с.
7. Абдулфазл Байхаки. История Масъуда/ Перев. с перс., введение, коммен. и примечание А.К. Аредса. М.: Наука, 1969. - 1008 с.
8. Адабиёти форсу точ;ик дар асрдои XII-XIV.-. Душанбе: Дониш, 1976. -K;.l.-347 с.
9. Авеста в истории и культуре Центральной Азии. — Душанбе: Сурушан, 2001.-400 с.
10. Антология таджикской мысли таджикского народа / Сост: Лутфуллоев М., Сулаймони С., Афзалов X. Душанбе: Матбуот, 2009. - 448 с.
11. П.Афзалов X., Радимов Б. Таърихи педагогикаи халкд точ;ик. -Душанбе: Маориф, 1994, 190 с.
12. Айнй С. Восифй ва хулосаи «Бадоеъ ул вак,оеъ»// Куллиёт.-Душанбе: Ирфон, 1977.-4i.13.-450 с.
13. Алишер Навой. Мач;олисуннафоис. Техрон, 1357. - 450 с.
14. Арабзода Н. Х,икмати амалии Саъдй. Душанбе: Ирфон, 1981. -69 с.
15. Арабзода Н. Авдцадои ахлокии Саъдй. Душанбе: Дониш, 1988. -180 с.
16. Арипов М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Душанбе: Ирфон, 1965. -4.II 190 с.
17. Афсахзод А. Адабиёти форсу точик дар нимаи дувуми асри XV. -Душанбе: Дониш, 1987. 450 с.
18. Афсах,зод А. Тахдввули афкори Абдурадмони Ч,омй. Душанбе: Дониш, 1987.-285 с.
19. Асимов М., Диноршоев М. Ибн Сино и его роль в развитии мировой цивилизации. //ИбнСина (Авиценна) Избранные философские произведения. -М.: Наука, 1980.
20. Ах,мадов М. Ахлоки хдмида ва дастури давлатдорй: аз нигох,и Хусайн Воизи Кошифй. Душанбе: Маориф ва фархднг, 2006.- 249 с.
21. Ах,мадов М. Насри ахлокй-тарбиявии Хусайн Воизи Кошифй: Дастури таълимй ба ёрии омузгорон ва донишчуёни факултет^ои филологии мактабх,ои олии Тоцикистон. Иборат аз 3 кием. -Душанбе, 1994. 85 с.
22. Ахмедов М. Этическая художественная проза Хусайна Воиза Кошифи. Автореферат доктора философических наук. Душанбе, 2003.-53 с.
23. Ах,мадов М. Х,аёт ва мероси илмию адабии Хусайн Воизи Кошифй. //Чанд мулох,изах,ои адабй// Мацмуаи илмй. Ч^. 82-Душанбе, 1973.40 с.
24. Балъамй М. Таърихи Табарй. Душанбе: Ирфон, 1992. - 655 с.
25. Бартольд В.В. Персидская культура и её влияние на другие страны.
26. Соч. в 9 томах. М.: Наука, 1966. С. 174-188.
27. Бах,ор, Мухдммад Такй. Сабкшиносй. -Тех,рон, 1370 .
28. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература// Избранные труды. М.: Наука, 1965. - 498 с.
29. Бертельс Е.Э. История персидско таджикской литературы// Избранные труды.-М.: Восточная литература, 1960. - Т. I .-556 с.
30. Бехруз М.Х. Хусейн Воизи Кошифи и его произведения эпистолярного жанра (XIV-XV вв.). Автореф. канд. дисс. М., 1970. -23 с.
31. Болдырев А.Н. Зайнидцин Восифи. Сталинабад, 1957. - 350 с.
32. Богоудинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. -Сталинабад, 1960. 322 с.
33. Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литературы. М.: Наука, 1972. - 524 с.
34. Брагинский И.С. От Авесты до Айни. Душанбе: Ирфон, 1981. -256 с.
35. Браун Э. Таърихи адабиёти Эрон. Тех,рон, 1963. - 448 с.
36. Вазиров З.В. Социально-политические и нравственно-религиозные учения в философской системе футуввата: дисс.канд.философ.наук. -Душанбе, 1981. 164 с.
37. Вазиров З.В. Социально-политическое учение калама. Душанбе: Ирфон, 1993.-78 с.
38. Вазиров З.В. Очерки социальной философии калама и футуввата. -Душанбе: Дониш, 1991. 276 с.
39. Восиев К^. Номаи чавонмардй. Душанбе: Ирфон, 1996. - 142 с.
40. Восеъ Курбон. Чахор китоби насри цавонмардй. Душанбе: Адиб, 2002. - 45 с.
41. Восиев К. Художественное отражение джавонмарди в персидско-таджикской поэзии X-XII вв Автореферат кандидатский диссертации. -Душанбе, 1978. - 27 с.
42. Восифи 3. Бадоеъулвакоеъ. Душанбе: Маориф, 1967.
43. Гершунский Б.С. Философия образовании. М., 1998.-480 с.
44. Газзолй . Насихдтулмулк. Душанбе: Ирфон, 1993. - 141 с.
45. Гафуров Б.Г. Таджики, древнейшая, древняя и средневековая история. 2-е изд. - Душанбе: Ирфон, 1989. - 480 с.
46. Гафуров Б.Г. Краткая история таджикского народа. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1947. - 212 с.
47. Еафуров Б.F. Точикон. Таърихи кддимтарин, кадим, асри миёна ва давраи нав. Душанбе: Ирфон, 1998. - 1112 с.
48. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв.-М., 1960.-330 с.
49. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966. - 352 с.
50. Деххудо A.A. Лугатнома. -Техрон: Суруш, 1336. -С.190-191.
51. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М.: Наука, 1982. - 180 с.
52. Занд М. Шесть веков в словах. // Очерк о персидско-таджикской слове. М., 1964. - 252 с.
53. Забехулло Сафо. Таърихи адабиёти Ирон. Техрон, 1971. - Ч,. 1-2 716 с.
54. Забехулло Сафо. Таърихи умумиакдй дар тамаддуни исломй. -Техрон, 1958.-^.-1.-451 с.
55. Зарринкуб Абдулхусайн. Таърихи Ирон. Техрон, 1979. - 685 с.
56. Звезды поэзии. Душанбе: Адиб, 1988. - 515 с.f
57. Измайлов А.Э. Народная педагогика. //Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991.-256 с.
58. Имом Газолй. Кимиёи саодат. Техрон, 1995. - 402 с.
59. Ислам в истории народов Востока. М.: Наука, 1981. - 195 с.
60. История всемирной литературы. М.: Наука, 1983. - 583 с.
61. Истины. Изречения персидского и таджикского народов, их поэтов, мудрецов. М.: Наука, 1968. - 320 с.
62. Каримов У. Афкори икдисодй аз даврони Зардушт то охири замони Сомониён. Душанбе, 1999. - 319 с.
63. Кайковус Унсурмаолй. Крбуснома. Душанбе: Маориф, 1979. -191с.
64. Крдиров К.Б. Таърихи афкори педагогии халки точик: аз ахди кадим то зухури ислом. Душанбе: Ирфон, 1998. -233 с.
65. Кодиров К. Педагогика и дидактика суфизма. Душанбе, 2000. -168 с.
66. Кодиров К. История таджикской философии. Душанбе: Маориф, 1998.-272 с.
67. Кодиров К. Суфийско-нравственные поучения Джалолидцина Руми. Душанбе: Маориф, 2000. - 27 с.
68. Коран /Перевод и комментарий И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986. - 727 е.- 2-е изд
69. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. - 496 с.
70. Кошифи Хусайн Воиз. Анвори Сухдйлй. Берлин: Матрик, 1986 -395 с.
71. Кошифи Хусайн Воиз. Аррисолат алкалимата фи ахрдисун-нубуввийята/ Бо тасх,ех, ва таълики Сайд Чдлолидцини Мухадис. -Техрон, 1955. 320 с.
72. Кошифи Хусайн Воиз. Ахлоки Мухсинй. Техрон, 1978. - 180 с.
73. Кошифи Хусайн Воиз. Лубби лубоби Маснавй. Техрон, 1978. - 39 с.
74. Кошифи Хусайн Воиз. Футувватномаи Султонй/ Бо эхтимоми Мухаммад Чдфъари Махчуб. Техрон, 1992. - 249 с.
75. Кашифи Камал ад-Дин Хусайн Ва'из. Бадаи ал-афкар фи санаи ал-аш'ар /Изд. текста, предис. примеч. Иказатели Р. Мусульманкулова. -М.: Наука, 1977.-310 с.
76. Кошифи Хусайн Воиз. Футувватномаи Султонй. Ахлокд Мухсинй. Рисолаи Х,отамия. Душанбе: Адиб, 1991. - 320 с.
77. Кошифи Хусайн Воиз. Калила ва Димна. -Душанбе: Адиб. 1989.
78. Крымский А.Е. История Персии, её литературы и дервишекой теософии. М., 1914-1917. - Т. I .-503 с.
79. Кубесов А.К. Педагогическое наследие ал-Фароби. Алмаата: Мектеп, 1989.- 137 с.
80. Кулматов Н. Этические взгляды Саади. Душанбе: Дониш, 1968. -128с.
81. Курбон Восеъ. Литература джавонмарди X-XV вв. Душанбе: Дониш, 1995.-430 с.
82. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. — Спб. 1909.-281 с.
83. Лутфуллоев М. Эхёи педагогикаи Ацам. Душанбе, 1997. - 148 с.
84. Массе И. Ислам. М., 1963. -332 с.
85. Мехрин Аббос. Тасаввуф. Техрон, 1956. - 84 с.
86. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1996. - 456 с.
87. Мирзоев А. Абуабдулло Рудакй. Сталинабад, 1958. - 230 с.
88. Мирзозода X. Таърихи адабиёти тоцик. Душанбе: Маориф, Китоби 1-2.- 1989. - 442 с.
89. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. Душанбе: Дониш, 1992.- 190 с.
90. Мирбобоев М.К. Учебные и научные Центры Ближнего и Среднего Востока. Душанбе: Ирфон, 1981. - 164 с.
91. Мустафокулов Р. Предисловие к книге Бехруз М.Х.,// Муин М. Фарханги форси. Т. VI. - Техрон: Амири Кабир, 1993. - С. 1526.
92. Мутаххарй М. Низоми ахлокд. Душанбе, 1999. - 350 с.
93. Мухаммад Балъамй. Таърихи Табарй. Душанбе: Ирфон, 1992. -655 с.
94. Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандизма. Душанбе: Дониш, 1991.-230 с.
95. Мухаммадходжаев А. Теология суфизма. Душанбе: Дониш, 1990. -117 с.
96. Мухаммад бини Хасан Насриддини Туей. Ахло^и Носирй. -Техрон, 1374 х-- 619 с.
97. Муъминзода Т. Зардушт ва оини у. Душанбе, 1997. - 138 с.
98. Набиев А. Фикрхои педагогии Шайх Муслихиддини Саъдии Шерозй. Хуцанд, 1995. - 33 с.
99. Наршахй. Таърихи Бухоро. Душанбе: Дониш, 1979. - 118 с.
100. Наср Сайд Х,усайн. Илм ва тамаддун дар ислом. Техрон, 1972. -412 с.
101. Низомулмулук. Сиёсатнома. Душанбе: Адиб, 1989.-200 с.
102. Нуриддинов F. Акддах,ои педагогии Саъдии Шерози. Душанбе, 1974.-53 с.
103. Нуров А. Арзишх,ои миллию умумибашарй, заминах,ои пайдоиш, инкишоф ва накдш онх,о дар тарбияи инсон. Душанбе: Ирфон, 2003.- 183 с.
104. Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе: Дониш, 1973.-135с.
105. Отахонов Т. Лутфуллоев М. Шарифов Ф. Очеркх,ои педагогй. -Душанбе, 2005. 226 с.
106. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Среднего Востока. //Сб. науч. трудов. Под ред. К.И. Салимовой. -М., АПН СССР, 1988. 198 с.
107. Пахдавонов А. Педагогическая мысль таджикского народа в XVI-XVII вв. Душанбе, 1995. - 213 с.
108. Педагоги за национальное возрождение: Вопросы истории, теории и практики. Бишкек, 1991. - 168 с.
109. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веке. ЛТУ, 1966. - 400 с.
110. Раджабов М. Абдурахман Джами и таджикская философия XV веке. -Душанбе: Ирфон, 1968. 320 с.
111. Рах,монов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1996. - С.32-33.
112. Ш.Расулов Д. Инъикоси масъаладои таълиму тарбия дар «Крбуснома»-и Кайковус. Кулоб, 1996. - 67 с.
113. Рашшод М. Фалсафа аз огози таърих. Душанбе: Ирфон, 1990. - 478 с.
114. Рейснер М.Л. Эволюция классической газели на фарси (X-XV века). -М.: Наука, 1989. 221 с.
115. Религия и общественная мысль стран Востока. М.: Наука, 1974. -336 с.
116. Ризозода Ш. Таърихи адабиёти Ирон. Техрон, 1369 д. - 423 с.
117. Ризозода Ш. Таърихи адабиёти форси. Техрон, 1942. - 648 с.
118. Рипка Я.Н. История персидской и таджикской литературы. М.: Прогресс, 1970. - 440 с.
119. Саади А. Педагогические мысли Востока. Казань, 1927. - 31 с.
120. Саади Мушрифидцин. Бустан/ Перев. с перс. В. Державина и А. Старостина. М, Госполитиздат, 1962. - 452 с.
121. Саади. Гулистан. М.: Наука, 1957. - 321 с.
122. Саади Муслихидцин. Избранное/ Перев. Е.Э. Бертельса и К. Липескерова. Сталинабад, Таджикгосиздат, 1954. - 284 с.
123. Саади. Бустан. Лирика. М.: Наука, 1962. - 321 с.
124. Саъдии Шерози. Куллиёт. Душанбе: Адиб, Ч.1 .-1988.
125. Сайд Нафиси. Таърихи назму наср дар Ирон ва дар забони форсй. Ч,. 1. Техрон, 1344 х- - 485 с.
126. Сангинова Э. Акидахои педагогии Абдурахмони Ч,омй. Душанбе, 1974.-146 с.
127. Сатторов А. Аристотель и таджикско-персидская литературная мысль (1Х-ХУ вв.). Душанбе: Адиб, 2002. - 70 с.
128. Сиясатнаме. (Книга о правлении везира XI столетия Низамулмулька. Перевод, введение и изучение памятника и примечание профессора Б.Н. Заходера). Душанбе: Шарки озод, 1998. - 205 с.
129. Содиков А. Акддахои ахлокди мутафаккирони Шарк,. Душанбе: Ирфон, 1989.- 144 с.
130. Сухамлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч. Т.З, -М., 1983
131. Сухамлинский В. А. Сердце отдаю детям// Избранное педагогическое сочинение. М., 1971. Т.1.
132. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. -448 с.
133. Сулаймонй С. Педагогикаи ислом: пойгохи дар низоми омузишу парваришии Ирон. Душанбе: Ирфон, 2008. - 250 с.
134. Тагирджанов А.Т. Описание таджикских и персидских рукописей-Ленинград: ЛГУ, 1962. 514 с.
135. Турсунов А. Эх,ёи Ацам. Душанбе: Дониш, 1984. - 205 с.
136. Тиллашев Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи ученных-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья. Ташкент: Фан, 1980. - 144 с.
137. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 6, АПН РСФСР.
138. Файзалиев Дж.Х. Педагогические взгляды таджикско-персидских мыслителей XII-XIII вв. на формирование совершенного человека: Дисс. канд. пед. наук. Душанбе, 2006. - 165 с.
139. Филыпинский И.М. Проблемы периодизации истории литературы народов Востока. — М.: Восточная литература, 1968. — 450 с.
140. Фрай Р. Наследие Ирана. М.: Наука, 1972. - 468 с.
141. НО.Ходжаев К.Т. Педагогические взгляды Унсурмаоли, Кайковус и Носира Хусрава. Душанбе: Ирфон, 2009. - 204 с.
142. Хофизи Шерози. Куллиёт. Душанбе: Адиб, 1988.
143. Хуррамов З.К. Идеи гуманной педагогики в творчестве классиков таджикской литературы. Душанбе, 1999. — 242 с.
144. Ходизода Р. Аз гузашта ва х,озираи адабиёти тоцик. Душанбе: Ирфон, 1974. - 143 с.
145. Ходизода Р. Тасаввуф дар адабиёти тоцик. Душанбе, 1999. - 152 с.
146. Х,одизода Р. Х,икояти «Калила ва Димна» дар китоби Хусайн Воизи Кошифй Калила ва Димна. Душанбе: Адиб, 1999. - 230 с.
147. Хандамир. Таърихи Хдбибуссияр. Тех,рон, 1951. - 625 с.
148. Хандамир. Равзатуссафо. Техрон, 1967. Т. VII .-520 с.
149. Хусайн Воиза Кошифи и его произведения эпистолярного жанра (XIV-XV вв.). М.: Наука, 1977. - 235 с.
150. Хушкадамов Давлатцадам. Этическое учение Хусайна Воиза Кошифи. Душанбе: Адиб, 2003. - 131 с.
151. Хушкадамов Давлаткадам. Этическое учение Хусайна Воиза Кошифи: дисс. канд. философ, наук. Душанбе, 2004. - 158с.149t
152. Чалоян В.К. Восток-Запад. Преемственность в философии античного и средневекового общества. 2-е изд., исправление и дополнение. - М.: Наука, 1979. - 375 с.
153. Чахор китоб. Душанбе: Адиб, 1990. - 92 с.
154. Ч,алолиддини Румй. Маснавии маънавй. Душанбе, 2002. - 670 с.
155. Шарифов X. Услуб ва камолоти сухан. Душанбе: Ирфон, 1985. -176 с.
156. Шаймухамбетова Г. Б. Введение. Проблемы этики в философических учениях стран Востока. М.: Наука, 1986. - 185 с.
157. Шамолов А. А. Сравнительный анализ этики Абухамида Газали и Насриддина Туси. Душанбе, 1994. - 180 с.
158. Шамиссо Сирус. Анвои адабй. Техрон, 1376 х,. - 328 с.
159. Ширози С. Отрывки из «Гулистана». Душанбе: Маориф, 1985. - 198 с.
160. Шерози С. Куллиёт. Душанбе: Ирфон, 1983. - 668 с.
161. Эте X. Таърихи адабиёти форсй. Техрон, 1959. - 361 с.
162. Якин Гулом Х,айдар. Айёрон ва кокоёни Хуросон дар чорсуи таърих. . -Кобул, 1989.-333 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.