Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гиёсиев, Мехридин Ильёсидинович

  • Гиёсиев, Мехридин Ильёсидинович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Курган-Тюбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 185
Гиёсиев, Мехридин Ильёсидинович. Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курган-Тюбе. 2009. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гиёсиев, Мехридин Ильёсидинович

Введение.

Глава 1. Проблемы обучения и воспитания в системе педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья.

1. Становление и развитие воззрений мыслителей персоязычных народов в период раннего средневековья.

2. Зарождение идей межпредметных связей, интегрированного и дифференцированного обучения в педагогических воззрениях таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья.

3. Состояние системы образования персоязычных народов в X и первой половине XI века.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Обоснованность педагогических воззрений в творчестве таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века.

1. Педагогические взгляды Абулкасыма Фирдоуси о формировании мышления (интеллекта), патриотизма, морали и других качеств личности подрастающего поколения.

2. Особенности формирования интеллектуального потенциала личности в произведениях Абушукура Балхи и других мыслителей X и первой половины XI века.

3. Система воспитания личности в назидательных произведениях таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века.

4. Типизация педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей и их трансформация в современную национальную педагогику.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике»

История развития таджикской педагогической мысли, тесно связанная с развитием науки, педагогическими учениями и теорией воспитания X первой половины XI века, является важным этапом развития педагогических • 1 наук. 1

Данный период представлен трудами великих мыслителей и ученых, идеи которых приобрели мировую известность. К их числу относятся Закарийя Рози, Абунаср Фараби, Котиби Хоразми, Авиценна, Абурайхан Беруни. В этих учениях нашли достойное отражение передовые мысли греческих и китайских ученых, разработаны теоретические основы науки своего времени -науки о воспитании - педагогики.

После утверждения и распространения исламского халифата-содержание и структура воспитания и обучения значительно изменились. Школа приобрела новые функции и направления мусульманской коннотации. Наряду с этим в школах и вообще в процессе воспитания и обучения сохранялись и продолжались прежние исторические традиции с оттенками исламской теории воспитания. Исходя из этого, можно считать весьма-важными педагогические воззрения данной эпохи, которые воплощают в себе высокие моральные нормы и ценности древнеиранской и исламской цивилизации.

Литература всегда являлась отражением социальной, экономической, политической и культурной жизни народа. Именно в литературных произведениях мы можем найти ценные и идеальные идеи о воспитании, обучении, культуре и морали. Величайшие ученые и мыслители разных исторических времен, создавая мировые произведения, в центр внимания ставили проблему воспитания и обучения подрастающего поколения. «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси, являясь историческим эпосом персоязычных народов, представляет собой описание исторического опыта и высоких моральных ценностей. Данное произведение составляет основу педагогической мысли персоязычных народов, в том числе и таджикского народа. Именно поэтому целесообразным является всестороннее изучение «Шахнаме» Фирдоуси, наряду с произведениями других авторов Х-Х1 вв.

В прозаических произведениях Х-Х1 вв. настоятельно говорится о проблемах обучения и воспитания подрастающего поколения. Их анализ и обобщение выявляют структуру и содержание педагогических воззрений того времени. Изучение истории народа и использование его прогрессивного педагогического опыта являются одним из основных направлений развития современной, национальной системы воспитания и обучения. «На нынешнем этапе, когда одной из важнейших задач в жизни нашего общества является развитие процесса формирования и укрепления самопознания и национального единства, особенно остро ощущается потребность народа нашей страны в возрождении и восстановлении исторической памяти, культурных и научных памятников прошлого нашего народа. В связи с этим, особое значение приобретают изучение и исследование идей выдающихся представителей науки и культуры нашего прошлого, от ариев до Саманидов, от Средних веков до периодов новой и новейшей истории. Несомненно, в работе по изучению истории богатой культуры нашего народа велика роль учёных, поэтов, писателей и преподавателей вузов страны, ибо именно они в первую очередь вносят ценный вклад в изучение наследия наших предков»1.

Воспитание полноценного члена общества, человека нравственного -одна из важнейших задач современной системы образования. Сегодня в нашем демократическом обществе все большее значение приобретает личная ответственность человека перед собой и обществом, уровень его нравственного долга и совести, совершенствование человеческой личности.

Одновременно с выработкой определенных моральных требований, позитивное регулирование людей предполагает внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждой личности. Эта задача

1 Эмомали Рахмон. Общество и миссия интеллигента. Выступление на встрече с представителями интеллигенции страны. 20 марта 2009 года. решается обществом в процессе нравственного воспитания, начиная с детских лет.

Воспитание полноценного человека в современной таджикской педагогике основано на твердом фундаменте древнейших педагогических воззрений наших предков, одним из величайших источников этой педагогики является священная книга древних арийцев - «Авеста». Священная «Авеста» велика и знаменита такими крылатыми словами, как «добрая мысль, доброе слово, доброе дело», которые содержат в себе высокую общечеловеческую нравственную мораль. Об этом уместно говорится в книге академика Б.Г. Гафурова: «Роль человека в зороастризме определяется концепцией свободного выбора, обоснованной уже в «Гатах» Заратуштры. Человек выбирает между добром и злом, и его действие имеет определяющее значение в ходе мировой борьбы доброго и злого начала. Основным долгом человека по содействию доброму началу в борьбе со злом считалось, прежде всего, не исполнение молитв и обрядов, которым зороастризм, особенно на ранних этапах развития, не придавал решающего значения, а справедливый образ жизни, предписанный истинной верой: «добрая мысль, доброе слово, доброе дело - вот чем человек борется со злом» (42, 77-78).

Зороастризм был распространен на территории Центральной Азии в VIII-VI вв. до нашей эры и сохранялся до арабского нашествия. В качестве продолжения и толкования величайшей идеи Заратуштры были созданы такие произведения, как «Пандномаи Зардушт» («Наставления Заратуштры»), «Бундахишн» («Мироздание»), «Датастан минуи хирад» («Суждение высшего разума»), «Динкарт» («Догматы веры»), «Ардавирафнамак» («Книга о праведном Вирафе»).

История педагогической мысли таджикского народа в современной педагогике и по сей день требует полной всеобъемлющей научно-обоснованной разработки. Советская педагогика не обращала должного внимания на исторические аспекты образования и воспитания, так как она была педагогикой пролетарского класса. Именно поэтому советская педагогика рассматривала педагогические идеи прошлого с точки зрения классового деления общества, в результате чего происходило одностороннее толкование и, соответственно, исследование истории развития педагогических воззрений. Сегодня возникла необходимость объективного и всестороннего анализа и исследования педагогических воззрений таджикского народа в различные исторические эпохи, а именно в 1Х-Х1 вв. В последнее время данная проблема рассматривается в работах таджикского ученого и педагога М.Лутфуллоева (79).

Работы, посвященные истории педагогических воззрений таджикского народа, состоят из трех групп. К первой группе относятся произведения, в которых рассматриваются научно-теоретические аспекты педагогических воззрений таджикского народа, его исторические этапы развития. Ко второй относятся те работы, в которых исследуются и интерпретируются проблемы, методы и пути воспитания и образования в историческом аспекте. Третья группа работ состоит из учебников и учебных пособий, в которых приводится литература 1Х-Х1 вв. как средство обучения и воспитания.

О педагогических воззрениях таджикского народа и их историческом развитии на материале литературных исторических источников Х-Х1 вв. был опубликован ряд статьей и книг ученого-педагога М.А.Орифи. К числу его работ можно отнести такие статьи и публикации, как «Первые оригинальные педагогические книги на таджикском языке в XI веке» и «Рудаки -основоположник педагогической мысли таджикского народа» (24, 25). Эти работы являются первыми научными разработками в области исследования педагогических взглядов таджикского народа.

М.А.Орифи является первым ученым в истории таджикской педагогики, который обратился к истокам педагогических взглядов нашего народа. Им опубликованы такие статьи, как «Педагогические идеи Абдурахмана Джами», «Просветительские и педагогические мысли Ахмада Дониша», «Педагогические мысли Садриддина Айни» (106; 107; 108; 109), а также книги об историческом развитии педагогических воззрений нашего народа на таджикском и русском языках под названием «Из истории педагогической мысли таджикского народа» (в двух частях, 1Х-Х1 вв.), в которых рассматриваются основные направления, исторические этапы развития педагогической мысли таджикского народа (105, 22, 23). Автор, в основном опираясь на идеи Рудаки, Авиценны и Фирдоуси, раскрывает основы педагогических взглядов наших предков. Однако здесь не учитываются другие аспекты развития педагогики и системы образования и воспитания в целом.

В 1994 году опубликована брошюра под названием «Педагогические взгляды таджикского народа в ХУ1-ХУ11 веке», автором которой является А.Пахлавонов. Брошюра написана на таджикском языке. Автору удалось выявить и интерпретировать основные проблемы исследуемой темы.

К таким же источникам можно причислить и другие исследования, в которых рассмотрены основные вопросы развития педагогических воззрений таджикского народа. В трудах М.Лутфуллоева «Педагогика милосердия» (77) и «Возрождение педагогики Аджама» (79), «Педагогические идеи А. Джами» С.Кадырова, «Педагогические идеи просветителей таджикского народа» Ш.Шаропова, «Становление и развитие педагогического образования в Таджикистане» Х.Джонназарова, «Поэзия Рудаки, воспевающая идеи добра и человечности», «Авиценна - величайший гуманист эпохи саманидов» И.Х.Каримовой выявлены важные моменты развития таджикской педагогики, а также проблемы образования и воспитания в целом. В последние годы появилась работа М.К.Каримовой «Деятельность и педагогические мысли С.Айни» (64), которая является ещё одним достижением таджикской педагогики последних лет.

Относительно методики преподавания в таджикской педагогике опубликовано достаточно большое число книг, статей и монографий. По методике преподавания таджикской литературы учеными написано много учебников, книг и статей. В 2001 году таджикскими учеными Т.Мировым, Ш.Исломовым, К.Ходжаевым было издано учебное пособие «Методика преподавания таджикской литературы» (93), в котором речь идет о методах преподавания литературы классического периода.

Н.Маъсуми опубликовал книгу «Методика преподавания таджикской литературы в 5-8 классах» (86). Книга «Материалы по методике преподавания литературы» в двух частях была выпущена М.Козиджоновым (69; 70). Также были изданы коллективные сборники по методике преподавания таджикской литературы (38, 100, 101). Ш.Хусейнзаде в своих статьях отмечает некоторые основные моменты методики воспитания и обучения (100).

Таджикские ученые-педагоги А.Вахобов и М.Козиджонов в книге «Изучение литературы в школе» приводят краткие сведения из истории изучения литературы, где даются яркие примеры односторонней оценки и анализа дореволюционной педагогики советскими педагогами. Авторы книги положительно оценивают то, что классическая педагогика предпочитает в образовании и воспитании единство знаний и действий: «Важная особенность идей наших классиков, поэтов и ученых прошлого заключается в том, что они высоко ценят те знания, которые претворяются в жизнь. Примером такой ценной интерпретации являются идеи великого просветителя классического периода - Носира Хусрава» (38, 21).

Методы обучения в литературе X и первой половины XI вв. в более обобщенном и всеобъемлющем виде приведены в учебном пособии Г. Мирзоева «Изучение истории таджикской литературы в 8 классе», в котором даётся высокая оценка идей представителей классической литературы о воспитании и обучении (91). В научном исследовании А.Абдувалиева «Изучение творчества Фирдоуси» (на таджикском языке), высоко оцениваются идеи Фирдоуси о воспитании, знаниях и поступках человека (1).

Творчество поэтов 1Х-Х1 вв. всесторонне анализируется в книге видного ученого, литератора, педагога Ш.Хусейнзаде «Таджикская литература в 8-м классе». Автор, высоко оценивая творчество поэтов этого периода, пишет: «Поучительные высказывания, похвала разуму и мудрости, знанию и воспитанию в произведениях поэтов и прозаиков этого периода занимают наиважнейшее место. В X веке Рудаки был одним из первых поэтов, который высказывал поучительные слова в целях воспитания и учил человека добру. Его произведение «Калила и Димна» в стихотворной форме воплощает ценные идеи о воспитании и нравственности. После Рудаки его идеи продолжали развивать Абушакур Балхи, Абулкосим Фирдоуси и др.» (147, 58). О высокой ценности и достоинствах литературы данного периода говорится в книгах и учебниках, написанных А.Афсахзодом, Ш.Тагоевым, Ш.Насридциновым (28). Однако в этих книгах недостаточно полно освещаются проблемы истории таджикской педагогики и развития педагогических воззрений таджикского народа.

Проблемы обучения, воспитания и вообще школы классического периода частично рассмотрены в исследованиях по истории таджикско-персидской литературы таких авторов, как А.Е. Крымский, Ш. Нуъмони, Е.С. Бертельс, X. Мирзозода, Ш. Розизода, 3. Сафо и др. Более полно эти проблемы рассмотрены в книге Мухаммадризо Хаджи «Исламская история и цивилизация эпохи Саманидов» (97, 301-364).

В основе исследований современных ученых, таких, как М. Арипов (Орифи), М.Лутфуллоев, Х.С. Афзалов, С. Кадыров, X. Джонназаров, И.Х. Каримова, Ф. Шарифов, Ш. Шаропов (Республика Таджикистан), Ю. Азаров, В.Александров, В. Сластенин, С. Рубинштейн, Б. Буева, JI. Смирнов, Ф. Талызин и других лежат педагогические идеи мыслителей X — первой половины XI века.

Таким образом, вышеуказанные исторические факты в области исследования педагогических воззрений предков настоятельно требовали всесторонней разработки проблемы: «Педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века и их трансформация в современной национальной педагогике».

Актуальность исследования связана с потребностями общественной практики и предопределена следующими факторами:

- необходимостью практического осмысления сущности исследуемого вопроса, познаний сущностной стороны педагогических воззрений, отраженных в творческом наследии таджикско-персидских мыслителей Х- первой половины XI века;

- необходимостью совершенствования общественных отношений, развития и обновления нашего общества, что невозможно без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала, обращенного к человеку, внимания к его реальному облику, потенциальным возможностям и потребностям;

- методологическим и научно-практическим значением разрабатываемой темы в условиях современного светского общества.

Объект исследования - педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века.

Предметом исследования является анализ состояния и развития педагогических взглядов в поэмах, эпосе и прозе таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI вв.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать и дать целостную характеристику системы педагогических воззрений, показать историю становления и развития, состояние системы образования таджикского народа X - первой половины XI века.

Гипотеза исследования заключается в том, что исследование системы педагогических воззрений предков будет целостным (в том случае) если:

- всесторонне исследовать теоретические основы системы педагогических взглядов предков;

- определить системообразующие элементы межпредметных связей, интегрированного и дифференцированного обучения в педагогических воззрениях таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья;

- выявить основные идеи религиозной и светской науки в воспитании человеческой личности.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленной целью ставились следующие задачи:

- изучить социально-исторические и социально-культурные предпосылки возникновения и развития педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века;

- определить вклад поэтов и ученых разных отраслей науки в развитие и совершенствование системы образования X и первой половины XI века;

- выявить особенности педагогической системы в этических поэмах X первой половины XI века, а также в трудах современных ученых, посвященных формированию интеллектуальных способностей подрастающего поколения;

- проанализировать своеобразную педагогическую систему поэмы «Шахнаме» Фирдоуси и реализацию его педагогических взглядов во многих научных исследованиях по проблеме воспитания личности;

- определить методические основы зарождения идей межпредметных связей, интегрированного и дифференцированного обучения в педагогических воззрениях таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья;

- проанализировать различные направления развития педагогических воззрений данного периода;

- разработать и обосновать типизацию основных направлений развития педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей X - первой" половины XI века.

Методологической основой исследования являлись положения философии, социологии, психологии, истории, педагогики, культурологи, а так же фундаментальные научные труды таджикско-персидских мыслителей X и первой половины XI века. Кроме того, использованы «Концепция национального образования Республики Таджикистан» (2003г.), Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), и все директивные документы правительства Республики Таджикистан, касающиеся системы образования.

Основное исследование проходило в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе - 1998-2001г.г.- изучались и всесторонне анализировались имеющиеся архивные и историко-литературные материалы; литературно-педагогические антологии; энциклопедические словари; научные труды поэтов, писателей и ученых, имеющие непосредственное отношение к исследуемой проблеме не только таджикского, но и других народов, начиная с начала X века по настоящее время.

На втором этапе - 2002-2005гг.- основное внимание было уделено систематизации педагогических идей по исследуемой проблеме. При систематизации основное внимание было сконцентрировано на педагогической взаимосвязи основных элементов систем педагогических взглядов по формированию высоких нравственных качеств подрастающего поколения.

На третьем этапе - 2006-2009 гг. - проведен анализ и типизация педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей средневековья и их трансформация в современную национальную педагогику. Систематизированы и обобщены результаты исследования, даны рекомендации, сформулированы общие выводы, и оформлены в виде диссертационной работы.

Методы исследования:

- изучение и выявление архивных материалов и первоисточников по исследуемой проблеме;

- сравнительно-исторический, теоретический анализ, методы изучения документов; критическое осмысление и обобщение литературных и публицистических источников, систематизация выявленных исторических факторов;

- обобщение богатого педагогического наследия таджикско-персидских мыслителей начала X и первой половины XI века, а также новаторов и ученых последующих периодов;

- выявление логической взаимосвязи систем педагогических взглядов и их значимое влияние на формирование ценных качеств личности, начиная с X века по настоящее время.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- исследовано и обобщено большое количество фактического материала, начиная с антологии педагогической литературы до энциклопедий не только таджикского народа, но и других народов;

- раскрыты и проанализированы системы педагогических воззрений, выраженные в таких литературных шедеврах, как: «Авеста», «Калила и Димна», «Синдбаднаме», «Офариннаме», «История Табари», «Пирузнаме», «Донишнаме», «Духовная медицина», «Рохат-ул-наме», «Шахнаме» и др.;

- проведена типизация педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века и определен их вклад в педагогическую науку.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:

- раскрыты характерные особенности педагогических идей, возродившихся на базе философских знаний Древней Греции в мусульманских обществах Ближнего и Среднего Востока;

- определение взаимосвязи педагогических учений древних и средневековых цивилизаций;

- всесторонне изучены процессы развития педагогических идей средневековья и их трансформация в современную национальную педагогику;

- всесторонне изучена история развития таджикской средневековой науки о воспитании, что способствует дальнейшему изучению таджикско-персидской средневековой педагогики, в особенности науки о воспитании в Х-Х1 вв.;

- материалы данной диссертации могут быть использованы при исследовании истории развития педагогической мысли таджикского народа, при создании учебников по общей педагогике, вузовских учебников и учебных пособий, хрестоматий и в ходе чтения спецкурсов по истории педагогики.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологией системного подхода, системой примененных методов при решении поставленных задач, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе.

Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялась:

- на методических и теоретических семинарах кафедры педагогики Таджикского национального университета;

- на ежегодных научно-практических конференциях Таджикского национального университета, посвященных «Дню науки»;

- на ежегодных республиканских и международных научно-практических конференциях Таджикского национального университета, Кургантюбинского государственного университета имени Насира Хусрава;

- на лекционно-практических занятиях по предмету «История педагогики таджикского народа и история педагогики мировой культуры» Таджикского национального университета, Кургантюбинского государственного университета имени Насира Хусрава.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- характеристика системообразующих педагогических идей в истории становления и развития средневекового Востока;

- поэтапный анализ состояния системы образования и развития педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей в Х- начале XI века;

- логическая взаимосвязь литературных источников (поэм, эпоса, прозы) с другими науками в системе педагогических взглядов, способствующих формированию ценных качеств в личности подрастающего поколения;

- методические основы зарождения идей межпредметных связей, интегрированного и дифференцированного обучения в педагогических воззрениях таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья;

- типизация педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей средневековья и их трансформация в современную национальную педагогику.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 184 страницах. В тексте имеется 2 таблицы. Список литературы насчитывает 159 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гиёсиев, Мехридин Ильёсидинович

Выводы по 2 главе

На современном этапе общественного развития особое значение приобретают вопросы формирования всесторонне развитой гармонической личности. Неотъемлемая часть этой большой программной задачи -совершенствование содержания образования. Эффективность решения этой проблемы в определенной степени зависит и от того, насколько умело и творческие используются прогрессивные идеи педагогических систем прошлого.

Одна из главных задач состоит в том, чтобы из огромного фонда общественных идей, нравственных норм и культурных традиций отобрать то, что может и должно быть использовано для более качественного воспитания подрастающего поколения.

Большой вклад в развитие мировой культуры внесли народы Средней Азии. Среди выдающихся деятелей многовековой среднеазиатской культуры достойное место занимают такие ученые-просветители, как Фараби, Авиценна, Беруни, Рудаки, Фирдоуси, Балхи и многие другие мыслители. Все они внесли неоценимый вклад в сокровищницу всего культурного наследия, несмотря на феодальный гнет и противодействие реакционного духовенства.

Великие мыслители и прогрессивные педагоги выдвинули немало идей, критическое изучение которых способствуют развитию педагогической науки и обогащению истории педагогики.

Исследование научного творчества таджикско-персидских мыслителей начала X - первой половины XI века, по праву признанного историками мировой науки эпохой Восточного Ренессанса свидетельствует о том, что их педагогические взгляды составляли в свое время прочный фундамент научного образования и воспитания, основанный на достижениях прогрессивной мысли. Научное наследие таджикско-персидских мыслителей начала X - первой половины XI века в области астрономии, математики, геодезии, физики, философии, педагогики, воспитания, истории, минерологи было предметом всестороннего изучения многих отечественных и зарубежных ученых.

Систематическое исследование педагогического наследия таджикско-персидских мыслителей начала X - первой половины XI века, перевод их трудов на европейские языки и комментирование начинается со второй половины прошлого столетия. Признание их трудов во всем мире говорит о том, насколько велик вклад средневековых таджикско-персидских мыслителей в общечеловеческую науку и культуру. Их имена стоят в одном ряде с именами таких ученых, как Птолемей, Леонардо да Винчи, Коперник, Ломоносов и другие.

В настоящее время написано большое количество книг, научно-критических статей, специальных исследований, в которых анализируется вклад таджикско-персидских мыслителей средневековья в различные отрасли естествознания.

Изучение педагогического наследия таджикско-персидских мыслителей начала X - первой половины XI века показало, что всесторонний анализ их идей возможен лишь при условии освещения той эпохи, в которой они жили и творили, своеобразие и противоречия которой отразились на мировоззрениях мыслителей и их научной деятельности.

X начало XI века - это период острых социальных столкновений и междоусобных войн. Великие умы были не только свидетелями, но и активными участниками важнейших исторических и политических событий. Бурные политические события не смогли воспрепятствовать появлению огромных достижений в области науки и культуры, во многом определивших развитие цивилизации.

В большинстве произведений того времени содержатся интересные мысли по вопросам философии социологии, педагогики, психологии и других наук. Большой научный интерес представляют взгляды таджикско-персидских мыслителей о процессах познания и мышления, речи, ощущения, разума зрительного восприятия и запоминания.

В трудах таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века много идей, свидетельствующих об их интересе к процессу обучения и воспитания. Их философские, литературные и научные труды оказали большое влияние на развитие науки и просвещения не только средневекового Востока, но и многих стран Европы.

Заключение

Человечество всегда уделяло первостепенное внимание изучению научного наследия предыдущих исторических эпох. Как только вырабатывались оригинальные идеи и концепции, они и, соответственно, их авторы становились предметом пристального внимания и всестороннего исследования. Особую актуальность приобретает изучение истории педагогической мысли в переломные периоды развития общества, когда предстоит осуществить правильный выбор общественного пути развития, опирающегося на национальные традиции, накопленное предыдущими поколениями идейно-духовное наследие. В этом и заключается суть преемственности в историческом процессе, как объективной закономерности культурно-исторического развития человеческого общества, благодаря чему духовный прогресс выступает как связь между его определенными этапами и ступенями. Одним из важнейших каналов по передаче исторического опыта, приобщения к духовному наследию является история развития педагогических воззрений - «одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества», в которой сконцентрирован громадный опыт многих поколений мыслителей, занимавшихся исследованием проблем обучения и воспитания. Этот опыт принадлежит не только прошлому, по различным каналам он вливается в современность, оказывая заметное воздействие на общественные процессы, эволюцию педагогической теории и практики.

Таким богатейшим опытом располагает история педагогической мысли средневекового мусульманского Востока, в том числе персидско-таджикская ее ветвь, изучение и использование которой особенно актуально в современном Таджикистане, когда чрезвычайную остроту приобрела сейчас проблема дальнейшего эволюционирования общества на основе предыдущего духовного наследия, национально-культурных традиций. Исследуя современное эволюционирование арабо-мусульманской цивилизации, А.Малашенко, в частности, пишет, что «. у каждого народа есть свое право выбирать тот путь развития, который отвечает его историческому наследию, соответствует его традициям, культуре» (85). Этим правом вправе воспользоваться таджикский народ, располагающий неисчерпаемым идейно-культурным наследием. Это особенно важно сейчас, когда распад СССР и образование суверенной таджикской государственности еще больше актуализировали изучение духовного наследия прошлого, что может, несомненно, позитивно способствовать выбору самостоятельного и независимого пути обновления общественной жизни и ее прогрессирующему развитию с применением многовековых передовых традиций.

Парадоксально, что эта же задача и с не меньшей остротой десять веков назад волновала предков таджиков - Саманидов - основателей таджикской государственности. «В противоположность Тахиридам, Саманиды понимали, -пишет по этому поводу Е.Э. Бертельс, - что без возрождения старых культурных традиций невозможно и обеспечение прочной независимости их государства» (33). Если досаманидское наследие было злободневным в X веке, то точно также, но уже с учетом культурных традиций последующих исторических эпох, оно волнует современное таджикское государство, что еще более актуализирует его усвоение и применение в нынешней жизни.

Однако следует заметить, что духовное наследие таджикского народа, умственный и теоретический опыт предыдущих его поколений не есть явление сугубо национальное, нужное и полезное только Таджикистану. Напротив, национальное, будучи важнейшим фактором общественного развития, не сводится к национально-специфическому, этнографическому, экзотическому, а представляет собой явление, включающее, помимо особенного, и общее, что объединяет нации. Таджикское классическое наследие уже давно стало и продолжает становиться достоянием многих народов мира (в частности, Рудаки, Фирдоуси, Фараби, Авиценну, Хайяма, Хафиза и др. знает вся Европа, а прозаические произведения раннего средневековья, будучи переведенными на многие языки, превратились в шедевры мировой литературы), содействуя, тем самым, процессу взаимодействия и взаимообогащения культур. В этом смысле усвоение педагогического наследия каждого народа благоприятствует синтезу их положительного опыта, что является залогом дальнейшего процветания современной цивилизации. Ярким подтверждением общечеловеческой направленности педагогического наследия таджикского народа является то, что широкое применение традиционного предыдущего опыта способствует прогрессу Таджикистана, в целом, всех населяющих его наций и народностей, а не только таджиков.

Говоря об актуальности изучения педагогического наследия прошлого, следует обратить внимание на следующий немаловажный момент. Он обусловлен ролью и значением ислама на средневековом Востоке, который, будучи частью духовной культуры мусульманских стран, проник почти во все сферы жизни людей, в том числе философию, политику, педагогику, право и мораль. В этом своем качестве религия стала на средневековом мусульманском Востоке неотъемлемым компонентом духовного наследия в целом. Поэтому игнорирование религиозных традиций в то же время означает отказ от национального, либо его одностороннее усвоение. Данное обстоятельство имеет существенное значение для нашего исследования. Дело в том, что восточная поэтическая мысль в лице Рудаки, Фирдоуси, Хайяма, Хафиза, Хусрава и многих других была непосредственным проявлением гуманизма и свободомыслия на мусульманском Востоке, исходя из чего, а также руководствуясь идеологическими соображениями, при социализме их творчество и стало предметом изучения исследователей.

Что касается школы восточных прозаиков, то она изучена по сей день недостаточно, а ее педагогические аспекты не исследованы вовсе. И здесь дело не только в том, что многие произведения раннесредневековой прозы стали достоянием читателей в последние десятилетия. Просто мыслителей-прозаиков мусульманского Востока педагогическая наука однозначно относила к феодально-аристократическому течению педагогической мысли, строго придерживавшемуся религиозных устремлений.

Однако объективный анализ ранней средневековой прозы убедительно доказывает, что ее представители, придерживаясь аристократической теории правления, защищали принцип учета интересов подданных при управлении, главную цель которого видели в обеспечении всеобщего блага; выступая за авторитарные методы властвования, одновременно требовали от шаха быть милосердным и великодушным по отношению к народу; считая правильной формой государства теократическую монархию, в то же время отдавали предпочтение светскому правлению в сравнении с тиранией и т.д.

Мыслители раннесредневекового мусульманского Востока внесли ощутимый вклад в развитие не только персидско-таджикской, но и мировой педагогической мысли в целом. Несмотря на то, что они, высказывая свои педагогические воззрения, руководствовались, в основном, теологическими принципами, тем не менее, смогли выдвинуть и обосновать ряд передовых идей и мыслей, не утративших своей актуальности в современной жизни. Их сердцевину составляет идея гуманизма и справедливости, по поводу и в связи с которой были сформулированы основные педагогические воззрения:

- гуманизм, справедливость, мужество, наука (знания), красота, здоровье;

- патриотизм, ум, наука (знания), любовь, вера в будущее, гуманизм, справедливость, честность, миролюбие;

- красота, справедливость, этика, правдивость, ценность человека, воспитание;

- обучение, основанное на единстве мира, учет наклонностей в обучении, наука в жизни человека и общества, гуманизм, справедливость, человек и вселенная, место человека на земле;

- сознательность, наглядность, системность и последовательность, научная обоснованность обучения, связь теории с практикой, требования к учебнику;

- человек и его здоровье, семья, роль семьи и школы в воспитании и обучении, подготовка к общественной жизни, выбор профессии, учет умственных и психологических возможностей детей в обучении и воспитании;

- теория совершенства человека, физическое и духовное воспитание, этическое учение, учет психологических особенностей, искоренение плохих человеческих качеств;

- формирование личности, этическое учение, равенство, справедливость.

Изучение этих и других педагогических идей и положений таджикскоперсидских мыслителей имеет огромное научное значение, поскольку является важным фактором теоретико-познавательного процесса в области педагогики. С одной стороны, знакомя современного читателя с уровнем педагогического знания мусульманского раннего средневековья, а с другой -показывая ту роль, которую сыграла педагогическая мысль того периода в развитии педагогической науки. Оно имеет также большое значение для идейного воспитания студентов и профессиональной подготовки педагогов, ибо воспитывает чувство уважения к духовным ценностям предыдущих эпох, приобщает молодое поколение к гуманистическим традициям. Это особенно важно в современном таджикском обществе, совсем недавно пережившем страшные потрясения, которые негативно сказались на сознании и психологии жителей Республики, включая молодежь и студенчество. В этом смысле идеи таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья о справедливости, миролюбии, красоте, правдивости, ценности человека и их этические учения имеют огромное воспитательное значение, и являются своего рода средством возрождения качеств, присущих таджикскому народу. Значимость их усвоения не может ограничиваться только пределами Таджикистана, потому, что межнациональные конфликты, братоубийственные гражданские войны, к большому сожалению, стали характерными к концу XX века. Печальный опыт Таджикистана, Югославии, Закавказья, Афганистана воочию убеждает нас в полезности изучения передового духовного наследия всех народов, что реально может способствовать поступательному развитию государств без войн и конфликтов.

Помимо войн современному человечеству реально угрожают также глобальный экологический кризис, возникновение все новых экологических зон бедствия, вызывающих массовые заболевания населения, резкое снижение жизненного уровня во многих регионах, а также рост преступности, приобретение ею международного характера, функционирование международных террористических организаций и многое другое. Эти и подобные им реалии современной жизни требуют для их предотвращения объединения усилий всех народов мира, и их направления в конструктивное русло. Одним из каналов сближения народов является изучение и усвоение всеми ими духовного наследия человечества, что способствует укреплению дружбы и добрососедства между людьми. Этому способствует сама суть накопленного ранее духовного наследия, которая, включая компоненты культуры многих предыдущих поколений, в свою очередь, становится идейной базой дальнейшего эволюционирования общественной мысли. Не случайно, к примеру, идеи Аристотеля нашли поддержку у философов и мыслителей средневекового Востока, а затем посредством их трудов снова распространились в Европе. Такой оттенок весьма характерен и для педагогических взглядов таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья, которые формировались и развивались на базе зороастрийских, древнеиранских, древнегреческих идей и традиций, являясь в этом качестве синтезом позитивного опыта многих поколений мыслителей. С другой стороны, они послужили идейной основой дальнейшего развития педагогической мысли эпохи зрелого и позднего средневековья, которая, в свою очередь, через творчество Джами, Саади и других передала унаследованный богатейший опыт другим народам и регионам. В этом смысле, усвоение педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья весьма актуально, так как способствует сближению разных народов, укреплению дружбы между ними.

Не столько самобытность, сколько общечеловеческое значение педагогического наследия делает актуальным его изучение в современном мире. Общечеловеческое в национальном наследии предопределено, в свою очередь, характером и своеобразием самой жизни людей, состоящей, по И.Гердеру, в следующем: «На земле нет ни четырех или пяти рас, ни взаимно исключающих друг друга разновидностей. Различия цвета кожи переходят одни в другие; формы различаются по происхождению; а в целом все это -лишь оттенки одной большой картины, которая простирается через все земные пространства и времена» (43).

На современном этапе развития общества возникла острая необходимость в переосмыслении общечеловеческих ценностей путем преодоления старых стереотипов мышления. Если в условиях господства марксистско-ленинской идеологии приверженность того или иного мыслителя к теологическим принципам исследования служила поводом его отнесения к реакционному, не достойному изучения, течению, то теперь, при политическом и идеологическом плюрализме доступны познание идей и взглядов любого мыслителя, независимо от его верности исламу, либо, наоборот, отхода от него. В этом смысле целесообразно изучение педагогического наследия таджикско-персидских мыслителей раннего средневековья, которые строго следовали мусульманским канонам.

Изучение воззрений, взглядов и идей мыслителей прошлого актуально и тем, что оно служит целям защиты предыдущего духовного опыта от всевозможных негативных тенденций, обесценивания позитивных достижений классического наследия. Чем глубже и фундаментальнее будет усвоен духовный, творческий материал предыдущих поколений, тем лучше и надежнее он сохранится для будущих потомков.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: 1) Применительно к условиям того времени на мусульманском Востоке существовала своя педагогика, построенная на довольно прочной основе. Но подобно тому, как основа всей культуры Востока была заимствована у культур таких народов, как греки, римляне, персы, индусы и китайцы, так и основа его педагогики была заимствована у них же; но эта основа сильно проникнутая идеологией Ислама, превратилась в особую педагогику Востока, благодаря тем дополнениям и преобразованиям, новым теориям и учениям, которые произвели ученые и педагоги самого Востока.

2) Основная цель таджикско-пкрсидской средневековой педагогики: подготовить людей в духе исламской религии к светской жизни и вместе с тем пригодных для государственной деятельности. Эта цель состоит также в открытии тех путей, которые необходимы для достижения каждой личностью "вечного счастья".

3) Ее основной принцип: закон эволюции и прогресса, бесконечная вера в силу воспитания и влияния воспитания на развитие человека.

4) Таджикско-персидская педагогика раннего средневековья является авторитарной.

5) Вопрос наследственности в педагогических воззрениях таджикско-персидских мыслителей занимает довольно важное место.

6) Духовное и физическое воспитание в педагогике Востока рассматриваются как две половинки одного дела - воспитания человека.

7) Основное дидактическое правило таджикско-персидской педагогики: обучение должно идти практическим и опытным путем.

8) Таджикско-персидская педагогика построила теорию воспитания и заложила основы современной национальной (и не только) дидактики и методики.

9) Эпоха наибольшего усиления и оживления таджикско-персидской педагогики - это период Х-Х1 веков. Этот же период является периодом наивысшего расцвета воспитания, просвещения и литературы. Существовавшие в этом же XI веке в Нишапуре (Иран) такие университеты, как "Низамия", в котором обучалось до 6 тысяч человек студентов, тоже оказали большое влияние на развитие педагогики Востока. Такую же роль играли университеты и на западной стороне мусульманского государства, т.е. в нынешней Испании. После этого в XII и XIII веках развитие и совершенствование педагогических воззрений таджикско-персидских мыслителей продолжили такие великие мыслители, как Омар Хайям, Ибн-Туфаил, Аверроэс (умер в 1193 году), Мухитдин Ибн-Араби, а в XV веке выходит на путь деятельности Ибн-Хальдун.

10) В XX веке вместо восточных педагогических мыслей на мусульманский Восток проникает европейская педагогика.

История школы и воспитания эпохи средневековья занимает особое место в истории человеческой цивилизации. В эту эпоху получили развитие качественно иные, чем в пору античности, типы образовательного процесса, парадигмы педагогической мысли. Хотя существование средневекового воспитания и обучения в различных регионах мира по времени не совпадало, для него были характерны общие черты.

Средневековое общество еще тяготело к воспитанию поколений, ограниченных сословными регламентациями, обучению репродуктивного свойства. В то же время в нем зарождались иные тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социальных и культурных нормативов. В целом, однако, воспитание и обучение носили отчетливо сословный характер и готовили человека к деятельности в определенной социальной среде. Преодолеть подобную заданность было крайне сложно. Будучи тесно связанной с античной эпохой, школа и воспитание в средневековье стали, тем не менее, определенной альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций.

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод о том, что литература, поэзия и другие предметы всегда являлись отражением социальной, экономической, политической и культурной жизни народа. Поэтому как в литературных, так и в других произведениях мы находим ценные и идеальные мысли о воспитании, обучении, культуре и морали. Воспитание полноценного человека в таджикской педагогике стоит на твердом фундаменте древнейших педагогических воззрений наших предков.

Таким образом, развитие литературы, поэзии и других наук в начале X и первой половине XI вв. явилось ведущим элементом формирования истории педагогической мысли не только таджикского народа, но и других народов, имеющих непосредственное отношение к проблеме воспитания высоконравственной личности.

Среди множества проблем, которые призвана, решать современная система образования, наиболее актуальна проблема формирования личности, ее индивидуальности. Невозможно построить демократическое государство, обеспечить достойную жизнь его гражданам, если не научить людей понимать друг друга, уважать культуру других народов, гордиться своими традициями и достоинствами, но не в ущерб общечеловеческому опыту. Социальная, образовательная и культурная политика любого государства должна стимулировать становление идентичности индивида.

Сегодня нужны новые подходы к организации национальной системы образования, основанной на целесообразной, научно-обоснованной трансформации педагогических воззрений наших предков в современную педагогику. В связи с этим большое внимание в работе уделено зарождению идей межпредметных связей, интегрированного и дифференцированного обучения, содержащихся в педагогических трудах таких мыслителей, как: Рудаки, Фирдоуси, Носир Хусрав, Авиценна и др. Сегодня исследованием этих проблем занимаются ведущие ученые-педагоги нашей страны:

- межпредметные связи — Б.Кадыров,

- интегрированное обучение - Ф. Шарифов,

- дифференцированное обучение - У. Зубайдов.

Успех всех звеньев образовательного процесса будет определяться внедрением новых педагогических технологий, изменением взаимоотношений педагогов и учащихся, изменением атмосферы обучения, обеспечением психологического комфорта, свободы выбора и действий, ситуации успеха для каждого учащегося.

Особенностью образования в современных условиях является его непрерывность для всех членов общества. При этом общество начинает играть все большую роль в приобретении знаний людьми для последующей их жизни. Это ставит перед системой образования задачу научить человека «учиться».

В связи с этим мы считаем необходимым: а) концептуально обосновать и трансформировать педагогические воззрения таджикско-персидских мыслителей в современную национальную педагогику; б) разработать и внедрить новые педагогические технологии; в) теоретически обосновать методику инновационной деятельности; г) провести переподготовку и повышение уровня профессионализма преподавателей.

На основании проведенного исследования и сделанных выводов можно сформулировать следующие рекомендации:

- духовные и материальные ценности, прогрессивные теории и уникальная форма творческого мышления народа должны служить источником подлинного социального прогресса в работе по совершенствованию личностных качеств учащихся;

- по-новому и объективно трансформируя гуманистические идеи, необходимо приобщить к творческому мышлению учащихся в изучении творчества и произведений наших предков;

- содержание изучаемой темы обосновывать с ценностями исторически заложенных в интеллектуальном потенциале таджикского народа таких философско-этических категорий, как духовность, свобода и мужество, что их возрождение будет содействовать определению подлинного и полноценного менталитета таджикского народа;

- методом убеждения доводить до сознания учеников справедливость и социальную значимость общечеловеческих ценностей, заложенных в творчестве наших предков, и соответствующих им поступков.

Всесторонний анализ педагогического наследия таджикско-персидских мыслителей X - первой половины XI века дает нам право сказать, что эти ученые выражали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии, сохраняя свою актуальность и до наших дней. Анализируя педагогические идеи прошлого, можно заметить, что многие мыслители намеренно излагали свои мысли назидательно, в форме народных афоризмов. Это особенно характерно для творчества Рудаки, Фирдоуси, Балхи и других. Великие педагогические эпосы великих мыслителей - ученых и философов Древнего Востока, Передней и Средней Азии легли в основу традиций воспитания современного поколения людей, проживающих на этих континентах. Основы этих традиций, их принципы составляют суть исторических и нормативных документов, посвященных идее воспитания и обучения. Все современные образовательные системы стран Востока, нашедшие закрепление в нормативно-правовых актах, строятся на основе дидактических воззрений древности.

Мы исследовали и обобщили лишь некоторые из аспектов богатейшего научного наследия выдающихся таджикско-персидских мыслителей X -первой половины XI века. Многие их идеи и взгляды, в том числе и педагогические, сохраняют свое значение и в наши дни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гиёсиев, Мехридин Ильёсидинович, 2009 год

1. Абдувалиев А. Изучение творчества Абулкасима Фирдавси. -Душанбе: изд. Ирфон, 1966. -68 с.

2. Абдуллох ибн Мукаффаъ. Большая и маленькая этика. Перевод Мухаммад Вахиди Гулпайгонй. Техрон, 1375.-133 с.

3. Абуали Мискавейхи Рози. Практическая наука. Перевод доктора Абулкосими Имоми. Т. 1 Тегеран: изд. Суруш, 1369.-544 с.

4. Абулкосим Фирдавси. Шахнаме. /Под ред. Жул Мул. -Тегеран: изд. Бехзод, 1375. -824 с.

5. Абулкосим Фирдавси. Шахнаме. Т. 1. -Душанбе: Ирфон, 1964.-468с.

6. Абулкосим Фирдавси. Шахнаме. Т.З.- Душанбе: Ирфон, 1964. -526с.

7. Абулкосим Фирдавси. Шахнаме. Т. 4.-Душанбе: Ирфон, 1965.-406 с.

8. Абулкосим Фирдавси. Шахнаме. Т. 7.-Душанбе: Ирфон, 1966.-652 с.

9. Абулкосим Фирдавси. Шахнаме. Т. 8.-Душанбе: Ирфон, 1966. 572 с.

10. Абулмаоли Насруллои Мунши. Калила и Димна. С комментариями Сайд Мухаммада Фарзон. /Под ред. Мухаммада Равшан.-Тегеран: изд. Ашрафи, 1337. -538 с.

11. Абумансур Мотуридии Самарканди. Назидание. //Наследие Саманидов. Составитель Носирджон Салимов.-Ходженд: изд. Свет просвещения, 2001. С. 293-306.

12. Авзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX -начале XX вв.: автореф.дисс.докт.пед.наук. -М., 1992.

13. Авиценна. Избранные произведения. Т. 1. Душанбе: Ирфон, 1980.479 с.

14. Авиценна. Избранные философские произведения. -М., 1980. -551 с.

15. Авиценна. Пирузнаме. Душанбе: Маориф, 1980.-102 с.

16. Авиценна. Семейное воспитание. //Избранные произведения. Т. 2. -Душанбе: Ирфон, 1980. С. 13-28.

17. Айни С. Собрание сочинений. Т. 4, б.-Душанбе: Таджикгосиздат. 1962.-414 с.

18. Айни С. Старая школа. //Айни С. Собрание соч. Т. 3. -Душанбе: Таджикгосиздат. 1963. С. 51-92.

19. Андреев В.И. Педагогическая этика. Центр информационных технологий. Казань, 2003. 130с.

20. Античные риторики. М.: Изд.-во МГУ, 1978.

21. Антология таджикской поэзии. М.: 1956.

22. Арипов М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Часть I. (IX- XI в.в.) Душанбе: изд. Ирфон, 1962.-180 с.

23. Арипов М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа Часть П.-Душанбе: изд. Ирфон, 1965.-190с.

24. Арипов М.А. Первые оригинальные педагогические книги на таджикском языке в XI веке. Доклады АПН РСФСР, 1961, №6. С.121-129.

25. Арипов М.А. Рудаки-основоположник педагогической мысли таджикского народа. Доклады АПН РСФСР, 1962, №5. С. 152-163.

26. Атахонов Т., Лутфуллоев М., Шарифов Ф. Педагогические очерки (учебное пособие). Душанбе, 2005.

27. Афзалов X., Рахимов Б. История педагогики таджикского народа.

28. Афсахзод А. Тагоев Ш., Насриддинов Ш. Таджикская литература. Учебник для 8-го класса. Душанбе: изд. Маориф, 1988. -336 с.

29. Ахмад Тафаззули. История доисламской литературы Ирана. /Составитель Жола Омузгор. Тегеран: изд. Сухан, 1376. -452 с.

30. Балами Абуали Мухаммад ибн Мухаммад. История Табари. -Душанбе: Ирфон, 1992. -655 С.

31. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана //В.В.Бартольд. Сочинения. Часть II. -М: ИВЛ, 1963. С. 169-392.

32. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. М: «Наука», 1988. -557 с.

33. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. М: ИВЛ, 1960. -555 с.

34. Биография и творчество поэтов в 3, 4, 5 веках хиджры. Тегеран: изд. Енус, 1370. -704 с.

35. Брагинский И.С. 12 Миниатюр. -М.: Художеств, лит., 1976. -302 с.

36. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М.: «Наука», 1974.-494с.

37. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ. 1968.

38. Ваххобов А. Козиджонов М. Изучение литературы в школе. Пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов и учителей таджикского языка и литературы. Душанбе: изд. Маориф. 1987.-192 с.

39. Восифи Зайниддин Махмуд. Интересные рассказы. Замечания и глоссарий Александра Болдырева. Т. 1. -М.: изд. Литература Востока. 1961. С. 673-1352.

40. Гафуров Б. Краткий курс истории таджикского народа. Т. 1. -Сталинабад, 1947.

41. Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. 1. -Душанбе: изд. Ирфон, 1998. -701 с.

42. Гафуров Б. Таджики. Кн. 1. М., 1983.

43. Гердер И.Г. Избр. соч. -М. 1959. С.231.

44. Деххудо. Словарь. Т. 1. -Тегеран, 1328.

45. Джонназаров X. Становление и развитие педагогического образования в Таджикистане (1917-1941 гг.): Автореф.дисс.докт.пед.наук. -Душанбе, 1996.46. Евангелие от Матфея, 22.

46. Жемчужины прозы. Т. 1. Избранные сочинения персидско-таджикской прозы. X-XIII века. -Душанбе: Ирфон, 1987. -558 с.

47. Забехулло Сафо. История литературы Ирана и в ареоле персидского языка. VII-VIII вв. хиджры. Т. 3. -Тегеран: изд. Фирдавси, 1378. -704 с.

48. Забехулло Сафо. История литературы Ирана и в ареоле персидского языка. Т. 1. -Тегеран: изд. Фирдавси, 1378. -716 с.

49. Забехулло Сафо. История литературы Ирана. Т. 1. Заключение 1, 2 томов «Истории литературы Ирана». Тегеран: изд. Амира Кабира, 2535. -428 с.

50. Закон Республики Таджикистан об образовании. Душанбе, 1999.

51. Занд М. По поводу народных традиций в таджикской литературе УШ-1Х веков. Сталтнабад: ж. Красный Восток, 1953. №6.

52. Зарринкуб Абулхусайн. История Ирана. Тегеран: изд. Амири Кабир, 1368. -685с.

53. Зверьев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981.

54. Ибн Туфайл. Роман о Хай сын Якзана. //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 1Х-Х1У вв. /Сост. С.М.Григорян и А.В.Сагадеев. -М.: Самоэкгиз, 1961. -632 с.

55. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991.-312 с.

56. Истахри Абуисхак Ибрагим. Профессии и страны. Комментарии Эраджа Афшор. Тегеран: изд науки и культуры, 1368. -356 с.

57. Кадамалии Сарроми. От цвета розы до боли колючки. Стихотворные формы «Шахнаме». Тегеран: изд. науки и культуры, 1368. -1087 с.

58. Кадыров С. Выбор подростком вида будущей трудовой деятельности как важнейшая социальная и психолого-педагогическая проблема.// Профориентационная работа с подростками. Душанбе, 1990.

59. Кадыров С. Научная основа правового и экономического воспитания учащихся на современном этапе. // Мат.-лы респ.науч.-прак. конфр. «Научные основы подготовки педагогических кадров для средних и высших школ». Душанбе: Сино, 2000.

60. Кадыров С. Теоретические основы проблем межпредметных связей // Мат.-лы межд. науч.-теор.конфр. (Модернизация учебно-воспитательной работы в процессе межпредметных связей). Душанбе: Сино, 2004.

61. Кайковус Унсурмаоли. Кабуснаме. Душанбе: изд. Маориф, 1970. -192 с.

62. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикских школ.: автореф. дисс.докт.пед.наук. -Душанбе, 2000.

63. Каримова М.К. Педагогическая деятельность и идеи Садриддина Айни. -Ходжент: изд. Р.Джалила, 1995. -54сах.

64. Кирабаева Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха Средневековья). М., 1981.

65. Ковалёв С.И. Марксизм-ленинизм и формирование нового человека. М.: Педагогика, 1973.

66. Кодиров К. История педагогической мысли таджикского народа. Душанбе, 1998.

67. Кодиров К. Педагогика и дидактика суфизма, Душанбе, 2000.

68. Козиджонов М. Материалы по методике преподавания литературы. Ч. 1 . Сталинабад, 1955. -108 с.

69. Козиджонов М. Материалы по методике преподавания литературы. Ч. 2 . Сталинабад, 1956.-112сах.

70. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.

71. Концепция национальной таджикской школы. Душанбе, 1995.

72. Котиби Хоразми, Мухаммад ибни Ахмад ибни Юсуф ал-Хори Мафотехулулум (энциклопедист). Вена, 1895.

73. Краткий русско-таджикский словарь педагогических терминов (составитель Н.Турсунов). Душанбе, 1979. -101 с.

74. Крымский А.Е. История Персии, ее литературы и дервишской теософии: Новое издание, переработанное совместно С.К.Фрейдманом. -М., 1909. -196 с.

75. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Советская педагогика, 1966.

76. Лутф М. Педагогика милосердия. Душанбе, 1994.-48 с.

77. Лутфуллоев М. Букварь (изучение письменности предков для 3-4 классов). Тегеран, 1995.

78. Лутфуллоев М. Возрождение педагогики Аджама. Душанбе: изд.1. Дониш, 1997. -150 с.

79. Лутфуллоев М. Гуманистическая педагогика. Душанбе, 1994.

80. Лутфуллоев М. Книга наставлений Аджама. Душанбе, 2004.

81. Лутфуллоев М. Независимость Таджикистана и современное образование. Душанбе, 2006.

82. Лутфуллоев М. Независимый Таджикистан и вопросы воспитания. Душанбе, 2005.

83. Майсарии Хаким. Врачебные науки (издано в 367-370 гг. хиджры). Подготовлено к изданию Баротом Зинджони. Тегеран, 1336.

84. Малашенко А.В. В поисках альтернативы (арабские концепции путей развития). М., 1991. - С. 198.

85. Маъсуми Н. Методика преподавания литературы в 5-8 классах. Методические советы учителям. Сталинабад, 1952.

86. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., «Наука», 1966, 460 с.

87. Мирбобоев А.К. Из истории учебных заведений эпохи Абуали ибн Сино. //Абуали ибн Сино и его эпоха. Душанбе: Дониш, 1980.

88. Мирзоев А. Тринадцать статей. Душанбе: изд. Ирфон, 1977.- 287 с.

89. Мирзоев Абдулгани. Абуабдулло Рудаки. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1958. -437 с. (на персидском языке).

90. Мирзоев Г. Изучение истории таджикской литературы в 8 классе. -Душанбе: изд. Маориф, 1982. -95 с.

91. Мирзозода X. История таджикской литературы, (с древнейших времен до XIII века). Кн. 1 (1). -Душанбе: изд. Маориф, 1987. -487 с.

92. Миров Т., Исломов Ш, Ходжаев К. Методика преподавания таджикской литературы. Душанбе: изд. Маориф, 1991.- 254 с.

93. Мировая география. Текст Касымова. Душанбе: изд. Дониш, 1983.132 с.

94. Муваффакуддин Абумансур Али ал-Хирави. Естественная правда. Переписано Асадом Туси в 447 году хиджры. Копии письменного наследия. -Тегеран, 1344. -97 с.

95. Мухаммад Авфи. Трактат «Лубобулалбоб». На основе издания профессора Брауна, с введением и комментариями Мухаммада Казвини, исследованиями Сайида Нафиси и перевод с английского на персидский Мухаммада Аббоса. Ч. 1. -Тегеран. 1361. -1034 с.

96. Мухаммад Ризо Хаджи. История и исламская культура эпохи Саманидов. Тегеран: Сборник статей. 1378. -726 с.

97. Наршахи Абубакр Мухаммад ибн Джафар. История Бухары. -Душанбе: Знание, 1970. -118 с.

98. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе, 2006.

99. Некоторые актуальные вопросы обучения языку и литературе. Сборник статей. Душанбе, 1975. -136 с.

100. Некоторые вопросы обучения литературе в школе. Сборник статей. -Душанбе, 1968. -50 с.

101. Некрасов H.A. Собрание стихотворений: Т.П. М.: 1949.

102. ЮЗ.Носир Хусрав. Избранные сочинения. Т. 1. Душанбе: Ирфон, 1991.637 с.

103. Обидов И. Краткий очерк истории образования таджикского народа. Душанбе, 1965.

104. Орифи М. (Арипов). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Душанбе: изд. Ирфон, 1962.

105. Орифи М. Некоторые педагогические идеи А. Дониша. //Советская школа, 1953, №1.

106. Орифи М. Некоторые педагогические идеи Абдуррахмона Джами. // Советская школа, 1964,№12.

107. Орифи М. Некоторые педагогические идеи Ахмада Дониша. //В помощь учителям заочного обучения. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1949.

108. Орифи М. Некоторые педагогические идеи Садриддина Айни. // В помощь учителям заочного обучения. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1949.

109. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории.1. М. .-Мысль, 1971.

110. Пахлавонов А. Педагогические взгляды таджикского народа в XVI-XVII веке. Душанбе, 1994.

111. Пахлавонов А. Педагогические мысли таджикского народа в XVI-XVII вв. Автореферат диссертации доктора педагогических наук (13.00.01)-Душанбе, 1995.-42 с.

112. Педагогика =Pa'dagogik (совместный труд Академии пед. наук СССР и Академии пед. наук ГДР; Редкол.). Г. Нойер (гл. ред.) и др. М.: Просвещение, 1978. -511с.

113. Педагогика высшей школы: Учебно-методическое пособие. Казань: изд. Казан, ун-та, 1985. -192с.

114. Педагогика, народное образование, психология (Ответственный редактор А.Абдувалиев). -Душанбе, 1972. -36 с.

115. Педагогика. Под общей редакцией Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1996. -648 с.

116. Педагогика. Учебное пособие для педагогических институтов. Под редакцией Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. -608с.

117. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. - М., 1965.-911с.

118. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов в 2 книгах, книга 1.-М, 1999. -574с.

119. Поэзия современников Рудаки. Сталинабад: Таджикгосиздат. -1958. -407 с.

120. Поэты эпохи Саманидов. Душанбе: изд. Адиб, 1999. -142 с.

121. Пятьсот хадисов. Назидания пророка ислама Мухаммеда. Душанбе: изд. «Фарханг», 1996. -60 с.

122. Рази Абубакр. Духовная медицина.-Душанбе: Ирфон, 1990. -88 с.

123. Рази Абубакр Мухаммад ибн Закариё. Избранные сочинения. -Душанбе: изд. Адиб, 1989. -157 с.

124. Риёсидцин Мухаммад Ромпур. Словарь Риёса. Т. 1.- Тегеран, 1342.

125. Ризозода Шафак. История литературы Ирана. Тегеран, 1369. -423с.

126. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: изд-во АН. СССР, 1957.

127. Рудаки Абуабдулло. Творчество Рудаки. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1958.

128. Рудаки. Собрание сочинений Рудаки. Сборник наследия Абуабдулло Джафар бини Мухаммад Рудаки. Комментарии Манучехра Донишпажу. -Тегеран, 1374. -127 с.

129. Рустамов К. История методики обучения таджикскому языку в школе. Душанбе, 2001.

130. Садыков М. Система подготовки студентов к организации физического воспитания школьников. Худжанд, 2002.

131. Скаткин М.Н. О тесной связи обучения с производительным трудом.//Школа и производство. 1960. - № 5.

132. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976.

133. Смирнов Г.Л. К вопросу о комплексном подходе к воспитанию. // Советская педагогика. 1976 - № 12.

134. Современный словарь по педагогике. Современное слово. Минск, 2001.

135. Содиков А. Нравственные идеи восточных мыслителей. Душанбе: изд. Ирфон, 1989.

136. Султонов У. Философские, социальные и нравственные идеи Ибн Сино. Душанбе, 1979.

137. Толстой JI.H. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989.

138. Турсунов А. Возрождение Аджама. Душанбе, 1984.

139. Усмонов М.Н. «Шахнаме» Фирдавси и его значение в истории таджикской литературы. //Красный Восток, 1955, №2.

140. Фараби Абунаср. Социально-политические трактаты. Алма-Ата, 1973.

141. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

142. Хакимов Н. Традиционная система музыкального воспитания таджиков. Ученые записки Худжандского государственного университета, 2002, №4, с.52-68.

143. Ходизода Р. Рассказы «Калила и Димна». // «Калила и Димна». На основе «Анвори сухайли» Хусайна Воизи Кошифи. Душанбе: изд. Ирфон, 1966, с. 3-20.

144. Хусейнзода Ш. Абдувалиев А., Мирзоев Г. Родная литература: Для VIII (VII) класса. Душанбе: изд. Маориф, 1984. -272 с.

145. Хусейнзода Ш. Таджикская литература в 8-м классе. Душанбе: изд. Маориф, 1982,-271 с.

146. Цветник художеств. Избранные сочинения персидско-таджикской поэзии. IX-XIII века. Т. 1. -Душанбе: Ирфон, 1974. -432 с.

147. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 1999.

148. Шаропов Ш. Педагогическая система подготовки старшеклассников к труду в условиях Республики Таджикистан: автореф.дисс.докт.пед. наук. -Алмааты, 1996.

149. Шаропов Ш. Форма реализации межпредметных связей в процессе учебной и внеучебной деятельности. // Мат.-лы межд.науч-теор.конфр. (Модернизация учебно-воспитательной работы в процессе межпредметных связей). Душанбе: Сино, 2004.

150. Шиблии Нумони. Восточная поэзия или история поэтов и литературы Ирана. Перевод Мухаммадтаки Гелони. Тегеран: изд. Ошно, 1367. 300 с.

151. Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Душанбе, 2002.

152. Эмомали Рахмон. Образование важнейший инструмент государственности и спасения нации. Омузгор, 1.01.2006.

153. Эмомали Рахмон. Ответственность за будущее нации. Душанбе, 2003.

154. Эмомали Рахмон. Патриотизм и национальное самосознание. Душанбе, 1999.

155. Эмомали Рахмон. Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1999. 132 с.

156. Югай А.Х. Аспектный подход к экологическому воспитанию студентов педвуза.// Материалы межд. науч-практ. конфр. (Проблемы воспитания студентов). Душанбе, 1996.

157. Якубшоев Ю. Таджики. Душанбе, 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.