Педагогические условия творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Мустафа Шахразад Махмуд

  • Мустафа Шахразад Махмуд
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 204
Мустафа Шахразад Махмуд. Педагогические условия творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Воронеж. 2012. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мустафа Шахразад Махмуд

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологические аспекты творческо-профессиональ-ного становления будущего учителя изобразительного искусства

1.1. Творческо-профессиональное становление личности учителя как психолого-педагогическая проблема

1.2. Сущность и специфика творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства

1.3. Модель творческо-профессионального становления будущего учителя

изобразительного искусства

Выводы по первой главе

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование творческо-профессио-нального становления будущего учителя изобразительного искусства в образовательном процессе вуза

2.1. Педагогические условия творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по второй главе

Заключение

Литература

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства»

Введение

Актуальность исследования. Качественные преобразования современного общества ориентируют высшую школу на модернизацию образовательного процесса, обеспечивающего развитие индивидуальности каждого студента, раскрытие его сущностных сил, умение принимать нестандартные решения во всех сферах профессиональной деятельности. Ускорение темпов развития системы образования предъявляет повышенные требования к учителю как субъекту деятельности, носителю национальной культуры, общечеловеческих ценностей, инициативы, способного к самопознанию, самовоспитанию, готового целенаправленно развивать у себя личностные, творческие и профессиональные качества.

В этих условиях важно ориентировать будущего учителя изобразительного искусства не только на научно-педагогическую и специальную подготовку, но и на развитие ее творческо-профессиональной составляющей, которая является базой для развития художественно-творческого потенциала, постоянного профессионального роста, творческой самореализации в различных видах художественной деятельности, актуализации полихудожественного подхода к образованию и совершенствованию процесса обучения, а также педагогической практики студента-художника.

Способность человека видеть, чувствовать и откликаться на красоту окружающего мира многие ученые связывают с достижениями во многих сферах, в том числе образовательной, художественно-профессиональной. Творческо-эстетическое начало в человеке определяет способ взаимодействия с миром и ориентирует художественное педагогическое образование на то, чтобы человек в процессе обучения становился, по мысли Г. Гегеля, не столько «живым произведением искусства», сколько «самопроизведением».

Анализ содержания государственных образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ высшего художественного образования выявил смещение акцентов в сторону общекультурных и профессиональных компетенций. Содержание обучения студентов-художников абсолютизирует

рационально-логические формы познания, тем самым разрушает художественно-творческий компонент в целостном педагогическом процессе. Формы и методы обучения ориентируются на утилитарные функции художественно-эстетических объектов в качестве способов усвоения узкоспециальных знаний и умений. При этом незначительное внимание уделяется повышению эффективности развития личностных и творческо-профессиональных качеств личности студента-художника, активизации внутренних ресурсов и творческого потенциала субъектов образовательной деятельности и, главное, слабо выявляются внутренние связи данного процесса с творческим саморазвитием личности. Этим самым закрываются возможности поиска студентом новых смыслов и ценностей в художественно-эстетической деятельности. В связи с этим актуализируется потребность творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в образовательном процессе вуза.

Степень разработанности проблемы. Базовыми для нашего исследования являются философские теории, раскрывающие проблему человека, его сущности, творческой активности, которые представлены в работах М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, В. Франкла, М. Хайдеггера и др. Изучение вопросов творчества, раскрытие закономерностей творческого процесса, реализация творческого потенциала были предметом исследований психологов: А. Аль-Сеид, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, A.A. Мелик-Пашаева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др.; искусствоведов: В.Ф. Асмуса, С.Х. Раппопорта, А.Н. Сохора и др.; педагогов: H.H. Волкова, Д. Гюписа, А.Н. Малюкова, Н.К. Шабанова и др. Отдельными аспектами профессионально-личностного становления специалиста в процессе обучения занимались A.A. Вербицкий, М.Я. Виленский, Е.Ф. Зеер, П.И. Образцов, A.C. Петелин, В.А. Сластенин, И.Д. Чечель, Е.В. Шорохов и др. Теории и практики организации учебно-воспитательного процесса были посвящены исследования Н.М. Борытко, Н.И. Вьюновой, O.P. Жоголевой, Н.К. Сергеева, В.А. Сластенина, О.В. Юдаковой и др.

Проблемы формирования творческой личности раскрыты в трудах A.A. Аронова (о ценностных основах профессионального образования); Л.С. Зориловой (о значении творчества в профессиональном развитии личности; М.Н. Юрьевой (о профессионально-творческом становлении студента-хореографа); Л.В. Вахтель (о формировании творческого стиля деятельности).

Различными аспектами подготовки будущих учителей изобразительного искусства занимались такие ученые как А. Аль-Рикаби, Г.В. Беда, Е.Е. Иконников, Т.М. Кожагулов, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, А.Г. Плахотников, Н.М. Сокольникова, X. Хамис, Н.К. Шабанов, Т.Я. Шпикалова.

Приведенный анализ научных трудов показывает, что до настоящего времени остается не разработанной модель творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в образовательном процессе вуза; не определены педагогические условия и принципы ее реализации; не выявлены критерии и диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень изучаемого явления.

Анализ проблемы исследования позволил выявить следующие противоречия:

- между возросшими требованиями современного образования к повышению творческо-профессионального уровня будущего учителя изобразительного искусства и традиционной программой подготовки учителя в системе художественного образования;

между значимостью творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства и отсутствием педагогической модели данного процесса в системе высшего образования;

- между инновационным творческим характером деятельности учителя изобразительного искусства и доминированием методов обучения, ориентированных на репродуктивное мышление.

Выявленные противоречия обусловили научную задачу исследования, которая заключается в определении педагогических условий и разработке

модели творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в образовательном процессе вуза на основе реализации программы «Педагогическая интерпретация произведений изобразительного искусства и художественного творчества студента» и авторского курса «Творческое развитие студента в процессе художественно-творческой деятельности на примере последовательного обучения рисунку».

Объект исследования — творческо-профессиональное становление учителя.

Предмет исследования — педагогические условия творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в образовательном процессе вуза.

Цель исследования — выявить и обосновать педагогические условия, разработать и экспериментально апробировать модель творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Объект, предмет и цель исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1. Раскрыть содержание структурных компонентов творческо-профессионального становления студента-художника.

2. Определить специфические особенности творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в образовательном процессе вуза.

3. Разработать модель творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

4. Определить и обосновать совокупность педагогических условий эффективного творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в образовательном процессе вуза.

5. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации модели творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в образовательном процессе вуза.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой творческо-

профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства будет эффективным, если:

раскрыто содержание структурных компонентов творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, которые способствуют пониманию сути данного процесса в вузе;

- определены специфические особенности творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, что позволит учесть современные требования к учительской профессии;

разработана модель творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, которая является основой организации образовательного процесса в вузе;

- определена и обоснована совокупность педагогических условий творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, способствующая высокому уровню профессиональной подготовки.

Методологическую основу диссертационного исследования составили:

- идеи о самоценности личностной неповторимости человека, понимания его самореализации как главной ценности существования (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, C.JI. Франк и др.);

- положения философской и педагогической антропологии о целостном подходе к изучению человека (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.Г. Ражников, М. Шелер и др.);

- ведущие положения феноменологического подхода (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.);

- системно-деятельностный подход (П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев, И.Ф. Исаев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Садовский, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Э.Г. Юдин и др.);

- личностно-ориентированный подход (H.A. Алексеев, C.B. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- средовый подход (Г.С. Батищев, Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлова, A.B. Мудрик и др.);

культурологический подход (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Е.В. Шорохов и др).

Теоретическую основу диссертационного исследования составили:

- представления о целостном педагогическом процессе (B.C. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Н.К. Сергеев, М.Н. Скаткин и др.);

- положения о формировании личностных и профессиональных качеств студента в процессе вузовской подготовки (A.B. Белошицкий, Н.И. Вьюнова, Т.А. Дронова, Е.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Э.П. Комарова, А.К. Маркова, Б.М. Неменский, A.C. Петелин, Н.К. Шабанов, В.Е. Шукшинов и др.);

- основы психологии творчества и развития творческих способностей (А.Аль-Саид, Д.Б, Богоявленская, Л.В. Вахтель, Л.С. Выготский, Е.П. Крупник,

A.A. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев и др.);

- идеи о роли искусства, культуры и творчества в духовно-эстетическом развитии личности (Н. Аль-Салти, М.М. Бахтин, Е.Я. Басин, С.С. Брикунова, Д. Гюпис, М.С. Каган, В.П. Крутоус, X. Хамис и др.);

- теоретические аспекты художественного образования (A.M. Аль-Рикаби, Г.В. Беда, В.В. Бондарева, P.A. Гильман, И.А. Ивахнова, Е.П. Кабкова,

B.C. Кузин, Б.М. Неменский, А.Г. Плахотников, H.H. Ростовцев, Л.Г. Савинкова, Б.П. Юсов).

Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих методов исследования:

Теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой, научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование.

Эмпирические: наблюдение, опрос (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты, ранжирование, шкалирование, статистическая обработка результатов исследования с помощью %2 Фишера.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного

педагогического университета и на факультете изобразительного искусства Багдадского университета. В общей сложности в эксперименте приняли участие 101 студент (48 студентов Багдадского университета и 53 студента Воронежского университета) и 8 педагогов.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2008 по 2012 гг.

Первый этап (2008-2010) включал выбор и осмысление темы исследования; изучение и анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы и опыта работы педагогов на факультете изобразительного искусства; формирование противоречий, проблемы, определение объекта, предмета, цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

Второй этап (2010-2011) — разработка модели, обоснование педагогических условий, проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий и формирующий этапы эксперимента.

Третий этап (2011-2012) —- обобщение, анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; уточнение и формулирование выводов и положений; оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- на основе сложившейся в педагогической науке методологических подходов определены структурные компоненты творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства (культурно-знаниевый, деятельностно-творческий, рефлексивно-оценочный), функции (мотивационная, деятельностная, креативно-творческая, эмоционально-волевая, рефлексивная) и уровни творческо-профессионального становления личности студентов (репродуктивный, достаточный, творческий);

- определены специфические особенности творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства: ситуация художественного диалога; культурно-образовательная среда вуза; доминирующая художественно-эстетическая направленность личности; формирование художественно-творческого самовыражения в образовательном

процессе; психолого-педагогическая поддержка;

разработана модель творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, состоящая из взаимосвязанных блоков: концептуальный блок, содержащий цели (личностные, профессиональные), подходы (системно-деятельностный, личностно-ориентированный, средовый, культурологический), принципы (поликультурности, творческой активности, субъектности, включение национальной культуры в образовательный процесс, вариативности и преемственности образовательного процесса); содержательно-процессуальный блок, включающий содержание, формы, методы, средства, условия; функциональный и диагностико-результативный блок, включающий этапы, критерии, показатели, уровни и результат исследования;

- определена и обоснована совокупность педагогических условий, способствующая творческо-профессиональному становлению будущего учителя изобразительного искусства: создание развивающей культурно-образовательной среды; коэволюционная деятельность студента и педагога как взаимопродуктивное сотрудничество; наличие готовности будущего учителя изобразительного искусства к непрерывному саморазвитию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы обогащают развитие теории общего и художественного образования, дополняя, систематизируя и конкретизируя знания о специфических особенностях творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в образовательном процессе вуза; разработанная модель творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства является теоретической основой построения образовательного процесса в вузе; научно обоснованная совокупность педагогических условий творческо-профессионального станов-ления будущего учителя изобразительного искусства способствует эффективности его профессиональной подготовки; теоретические результаты исследования представляют собой общепедагогическую значимость и могут применяться при

разработке рабочих программ, учебных пособий в различных учреждениях художественного образования, культуры и искусства.

Практическая значимость исследования определяется разработкой и внедрением педагогической программы «Педагогическая интерпретация произведений изобразительного искусства и художественно-творческой деятельности студентов» и авторского курса «Творческое развитие студента в процессе художественно-творческой деятельности на примере последовательного обучения рисунку», направленных на развитие личностных и профессионально значимых качеств студента. Разработанные тестовые диагностические методики позволяют глубоко и надежно оценивать и корректировать уровни творческо-профессионального становления, формировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям изобразительного искусства, развивать художественные способности и художественно-творческую самореализацию студента в образовательном процессе вуза.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в организации инновационной учебно-воспитательной деятельности учреждений среднего и высшего художественного образования, а также в системе дополнительного образования, повышения квалификации педагогов, психологов, работников в области образования, культуры и искусства.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов диссертационного исследования обеспечиваются целостным подходом и теоретико-методологической обоснованностью исходных положений; применением взаимодополняющих методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования; объективным анализом полученных результатов, подтвержденных методами статистической обработки данных; сопоставляемостью полученных данных с практикой обучения в вузе; преемственностью результатов, полученных на различных этапах эксперимента; многолетним опытом преподавательской деятельности диссертанта в вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческо-профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства рассматривается как специфический вид профессиональной подготовки специалиста, целью которой является развитая творческая личность, способная совершать личностные действия, ориентироваться в ценностях и смыслах жизни, быть профессионально компетентной, свободной и творчески активной в области педагогики искусства.

Структурными компонентами творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства выступают: культурно-знаниевый (совокупность базовых знаний в области художественно-педагогического образования, развитость профессионально значимых качеств, способность к освоению, сохранению и приумножению художественных ценностей); деятельностно-творческий (способности к овладению различными видами художественной деятельности, умение учиться перерабатывать информацию, овладевать методами и технологиями познавательной, творческой, художественной, информационной, коммуникативной деятельности, стремление к творческому саморазвитию и самообразованию); рефлексивно-оценочный (анализ и самооценка художественно-творческой деятельности, способность к творческому восприятию и эмоционально-ценностному отношению к окружающей действительности).

2. Особенности творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства включают:

- ситуацию художественного диалога;

- культурно-образовательную среду вуза;

- доминирование художественно-эстетической направленности личности студента;

- формирование художественно-творческого самовыражения студента в процессе художественно-педагогического образования;

- психолого-педагогическую поддержку творческо-профессионального

становления будущего учителя изобразительного искусства.

3. Модель творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства включает:

Концептуальный блок — цель — творческо-профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства;

- подходы — системно-деятельностный, личностно-ориентированный, средовый, культурологический;

- принципы — поликультурности, творческой активности, субъектности, включение национальной культуры в образовательный процесс, вариативности и преемственности образовательного процесса.

Содержательно-процессуальный блок — содержание субъект-субъектного взаимодействия педагога и студента в учебной, художественно-творческой, исследовательской деятельности и реализация программы «Педагогическая интерпретация произведений искусства и художественно-творческой деятельности студентов»;

- формы: лекции-визуализации, проблемные задания, обучения в сотрудничестве, занятия с использованием средств мультимедиа и интернет-ресурсов и др.;

- методы: рисование по образцу, по памяти, по воображению, иллюстрации, демонстрации, копирование, метод художественного обобщения, моделирования художественно-творческой деятельности, методы проблемного обучения и др.;

- средства: художественный фонд факультета, УМК специальных дисциплин, мультимедиа, базы учебно-производственной практики, выставочные залы и др..

Функциональный блок — функции творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства:

- мотивационная: устойчивая потребность в учебно-познавательной, профессионально-педагогической, художественно-творческой деятельности;

- деятельностная: развитие различных способов художественно-

творческой, учебно-познавательной деятельности;

креативно-творческая: развитие способности к художественно-творческой и профессионально-педагогической деятельности;

эмоционально-волевая: эмоционально-ценностное отношение к художественному творчеству, умение довести до логического конца творческий замысел;

- рефлексивная: познание себя, анализ и самооценка своей художественно образовательной деятельности.

Диагностико-результативный блок: этапы творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства: диагностический, развивающий, аналитический;

- критерии и показатели: когнитивный - профессионально значимые качества личности учителя изобразительного искусства, самостоятельность и глубина суждений в области изобразительного искусства; деятельностный — стремление к овладению различными видами художественной деятельности, способность к саморазвитию и самообразованию, самооценка творческой деятельности; креативный — эмоционально-ценностное отношение к искусству, рефлексия художественно-творческой деятельности, способность к творческому восприятию объектов;

- уровни творческо-профессионального становления личности студента — будущего учителя изобразительного искусства: репродуктивный, достаточный, творческий;

- результат — повышение уровня творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

4. Совокупность педагогических условий творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства:

создание развивающей культурно-образовательной среды, способствующей профессионально-познавательной и социально-культурной деятельности будущего учителя изобразительного искусства, предназначенной для свободного развития личности студента и направленной на творческо-

профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства;

коэволюционная деятельность студента и педагога как взаимопродуктивное сотрудничество, способствующее консолидации творческого потенциала для свободного познания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности);

- наличие готовности будущего учителя изобразительного искусства к непрерывному саморазвитию, которое инициируется внешними воздействиями и внутренними ресурсами и осуществляется в контексте культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в 9 публикациях автора, в том числе в трех публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Апробация результатов осуществлялась в выступлениях на конференциях: международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования: подходы и перспективы (Воронеж, 2010), «Актуальные проблемы современного образования» 9-я международная научно-практическая конференция (Воронеж, 2011); на семинаре для аспирантов и магистров (Елец, 2011, Воронеж, 2012); в ходе обсуждения на кафедре общей и социальной педагогики ВГПУ, кафедре изобразительного искусства ВГПУ, кафедре изобразительного искусства Багдадского университета, кафедре живописи Воронежской государственной академии искусств; в ходе использования результатов исследования в учебном процессе Воронежского государственного педагогического университета.

Глава I. Теоретико-методологические аспекты творческо-профессиональиого становления будущего учителя изобразительного искусства

1.1. Творческо-профессиональное становление личности учителя как психолого-педагогическая проблема

Процесс изучения вопросов творческо-профессионального становления личности учителя в образовательной среде вуза является сложным, многонаправленным, противоречивым. Исследование данных вопросов осуществлялось по следующим направлениям: анализ подходов к исследованию проблемы становления личности в процессе художественно-профессиональной подготовки, выявление роли художественно-педагогического образования в развитии личности студента, определение педагогических условий творческо-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мустафа Шахразад Махмуд, 2012 год

Литература

1.Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография / JI.B. Абдалина. - M.: Изд-во РГСУ, 2008. - 327 с.

2. Абедалхамед Ш. Творческий процесс в искусстве портретной живописи / Ш. Абедалхамед. - Кувейт : Изд-во Аль-Рисаля, 1987. - 279 с.

3. Агостон М.А. Теория цвета и ее применение в искусстве в дизайне / М.А. Агостон, пер. с англ. канд. физ-мат. наук И.В. Пеновой. - М. : Мир, 1982. -181 с.

4. Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев. - М. : Изобразительное искусство, 1974. - 172 с.

5. Алексеев С.С. Цветоведение / С.С. Алексеев. - М. : Искусство, 1952. -

148 с.

6. Аль-Рикаби A.M. Формирование творческого самовыражения в процессе художественного образования в педагогическом вузе. Дисс. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2010. - 171с.

7. Аль-Салти Н.С. Психология творчества / Н.С. Аль-Салти. - Амман: Из-во «Дар Альмесир», 2010. - 136 с.

8. Аль-Салти Н.С. Учение, связанное с мозгом / Н.С. Аль- Салти. -Амман, Иордания : Изд-во «Дар Альмесир», 2004. - 224 с.

9. Аль-Хусейни Н. Истоки видения в искусстве / Н. Аль-Хусейни. -Бейрут : Изд-во Маркез Аль-араби лиссакафа ва Аль-элюм, 1982. - 201 с.

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Д., 1968. -

225 с.

11. Андреев A.A. Место искусства в познании мира / A.A. Андреев. - М. : Политиздат, 1980. -255 с.

12. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творчексой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд. Казанского ун-та, 1998. - 288 с.

13.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

14. Анохин П.К. Философские аспекты теории функций систем:

избранные труды / П.К. Анохин. - М. : Наука, 1978. - 400 с.

15. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анциферова.- М. : Наука, 1981. - 188 с.

16. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. - М., 1994.- 352 с.

17. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М. : Арена, 1994. -210 с.

18. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление / В.Г. Афанасьев. -М. : Изд-во политической литературы, 1981. - 432 с.

19. Басин Е.Я Творчество и эмпатия / Е.Я. Басин // Вопросы философии. -№2.- 1987.-С. 54-65.

20. Басин Е.Я. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е.Я. Басин, В.П. Крутоус.- М. : Гардарики, 2007. - 287 с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М. : Искусство, 1986. - 421 с.

22. Бахтин М.М. Эстетика современного творчества / М.М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1979. - 179с.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1986.-445 с.

24. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. - М. : Просвещение, 1981. - 239 с.

25. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит / Г.В. Беда. - Краснодар: Краснодарский ун-т, 1967. - 184 с.

26. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда: методологическая неизбежность современной теории и практики воспитания и обучения / Е.П. Белозерцев // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы Междунар. научно-практич. конференции 24-25 апреля 2008 г. Воронеж : ИПЦ ВГУ. - 2008. - Часть I.-С. 48-53.

27. Белошицкий A.B. Личностно-профессиональное становление

офицеров в военном вузе: учебное пособие / A.B. Белошицкий. -Воронеж, ВВВАИУ, 2008. - 328 с. - С. 31.

28. Бердяев H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. - М. : Республика, 1993.- 383 с.

29. Бердяев H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев. - М., 1993.

30.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. -М.:Педагогика, 1989. - 169 с.

31.Библер B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) / B.C. Библер // Вопросы философии. - 1993. - №5. - С.75-93.

32. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Богоявленская Д.Б.. - М. : Изд. Центр «Академия», 2002. - 320 с.

33. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993. -32 с.

34. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондареская, C.B. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Тв. центр «Учитель», 1999. - 560 с.

35. Борев Ю.А. Эстетика: Учебник / Ю.А. Борев. - М. : Высшая школа, 2002.- 511 с.

36. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. - 216 с.

37. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов в вузе / Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. - 120 с.

38. Брикунова С.С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования. Дисс... кан. наук / С.С. Брикунова. - Ростов-на Дону, 2005, - 169 с.

39. Бубер М. Два образа веры / М.Бубер. - М., 1995. - 464 с.

40. Булгаков О.М. Разработка рейтинговой оценки специалиста в процессе его подготовки / О.М. Булгаков, С.Н. Тростянский, Д.А. Ковалевский.

- Воронеж: Воонежский и-т МВД России, 2008. - 53 с.

41. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. -М„ 1990. - 192 с.

42. Ван Гот В. Письма / В. Ван Гог. - М.; Л. : Искусство, 1996. - 602 с.

43.Варфоломеев В.М. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем: уч. пособие / В.М. Варфоломеев. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 208 с.

44. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / A.C. Роботова, И.Г. Шапошникова и др. - М. : Академия, 2000. - 208 с,

45. Вершиловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя / С.Г. Вершиловский. -М. :3нание, 1983. - 118 с.

46. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: ключевые, понятия, термины, акутальная лексика / С.М. Вишнякова. - М. : НМУС ПО, 1999. - 538 с.

47. Военная дидактика: учебник —- 2-е изд. / Под общ. ред. В.Г. Михайловского. - М. : ИД «Куприянова»,2010. - 503 с.

48. Волков H.H. Восприятие картины / H.H. Волков. - М. : Просвещение, 1976.-С. 32.

49. Волков H.H. Цвет в живописи / H.H. Волков. - М. : Искусство, 1984. -

320 с.

50.Воронин Ю.А. Компьютеризация физико-математической подготовки учителя технологии: дисс.... д-ра пед. наук / Ю.А.Воронин - Воронеж: ВГПУ, 2003. -421 с.

51. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1980. -

412 с.

52. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. / Л.С. Выготский. - М., 1982. - С. 437-454.

53.Вьюнова Н.И. Соотношение психологических и педагогических проблем в практико ориентированной университетской образовательной среде /

Н.И. Вьюнова // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях. Часть. 1. - Воронеж: ВГУ, 2008. -314с.

54. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности / О.С. Газман // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы / Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романова. - М. : Педагогика, 1989. - С. 4-15.

55. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман // новые ценности образования. Вып.2. - М., 1995.

56. Гальмук H.A. Педагогические условия личностно-профессионального становления специалиста социальной сферы в системе СПО: Дисс. ... канд. пед. наук / H.A. Гальмук. - Воронеж, 2008. -201 с. - С. 38.

57. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии / П.Я. Гальперин. - М. : Наука, С. 236-277.

58. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин. - М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1959. - 208 с.

59. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов / В.А. Ганзен. - Л. : ЛГУ, 1974. - 152 с.

60. Геворкян A.M. Формирование слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования. Дисс. ... канд. пед. наук / A.M. Геворкян. -Воронеж, 2009. -205 с.

61. Геворкян М.М. Интернациональное воспитание в процессе межнационального поликультурного диалога: монография / М.М. Геворкян. -Воронеж: ВГПУ, 2007. - 187 с.

62. Гегель. Эстетика. Т. 3 / Гегель. - М.-Л., 1962. - С. 332-338.

63. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М. : Школа-пресс, 1995. - 448 с.

64. Гете И. Статьи и мысли об искусстве / И. Гете. - М.; Л. : Искусство, 1936. - 410 с.

65. Гете И. Трактат о цвете (Избранные соч. по естествознанию) / И. Гете. -М., 1957.- 553 с.

66. Голубева O.J1. Основы композиции / O.J1. Голубева. - М. : Изобразительное искусство, 2001. - 120 с.

67. Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция / Н.В. Гончаренко // Психология художественного творчества: хрестоматия. - С. 346-367.

68. Гюпис Д. Обучающее искусство и выражение окружающей среды / Д. Гюпис // «Аль-Руаг-Багдад» иракский журнал. - Багдад : Изд-во «Изобразительное искусство», 1980. - №9. - 48 с.

69. Даниэль С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве / С.М. Даниэль. - Спб. : Искусство-СПб, 2002. -304с.

70. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, Эффективность и ... неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. -№4.-С. 21-26.

71.Дронова Т. А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущего педагога в образовательной среде вуза / Т.А. Дронова. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института : Воронеж : Изд-во НПО «МОДЕК», 2007. - 368 с.

72. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, J1.A. Кандыбович. - Мн. : Хорвеск; М. : ACT, 2001. - 576 с.

73. Зеер Э.Ф. Психология становления личности инженера-педагога / Э.Ф. Зеер. - Свердловск: Изд-во СИПИ, 1987. - 188 с.

74.Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. у-та, 2000. - 258 с.

75. Зорилова JI.C. Духовный идеал личности: теория, история, современные проблемы формирования / JT.C. Зорилова. - М., 1999. - 559 с.

76. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства / Л.А. Ивахнова. - Омск: ОмГПУ, 2003. - 130 е., ил.

77. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 375 с.

78. Каган М.С. Проблема «Запад-Восток» в культуре: взаимодействие художественных культур / М.С. Каган. - М. Наука, 1994. - 158 с.

79. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М.С. Каган. - М. : Политиздат, 1974.- 328 с.

80. Каган М.С. Эстетика как философия науки / М.С. Каган. - Спб.: ТООТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

81. Кандинский В.В. О духовном искусстве / В.В. Кандинский. - Л. : Фонд «Ленинградская галерея», 1990. - 48 с.

82. Кант И. Сочинения Т. 6 / И. Кант. - М. : Просвещение, 1966. - 466 с.

83. Каптерев П.Ф. Дидактический очерк. Теория образования / П.Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. -М. : Педагогика, 1982. - 704 с.

84. Карпов А.В. Рефлексивность как психологическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // психологический журнал. - 2003. -№5. - С. 45-57.

85. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника / Е.А. Кибрик. - М. : Искусство, 1984. - 255 с.

86. Климов Е.А. Введение в психологический труд / Е.А. Климов. - М., 1988.-306 с.

87. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для бакалавров высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - 2-е изд., стер. - М. : Изд. Центр «Академия», 2005. - 176 с.

88. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2005, -448 с.

89. Кожагулов Т.М. Развитие живописных умений студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов. Дис. ...канд. пед. наук / Т.М. Кожагулов. - Омск, 2007. - 114 с.

90.Кондаков H.И. Логический словарь-справочник / Н.И.Кондаков. -М. -.Наука, 1975.-720 с.

91. Кончаловский П.П. Художественное наследие / П.П. Кончалоский. -М. : Искусство, 1954. - 544 с.

92. Кочаловский П.П. Мысли о художественном творчестве / П.П. Кончаловский. - М., 1964. - С. 27.

93. Котова И.Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И.Б. Котова, E.H. Шиянов. - Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. - 130 с.

93. Котова И.Б. Философия основания современной педагогики / И.Б. Котова, E.H. Шиянов. - Ростов-н/Д: РГПУ, 1994. - С. 24.

94. Кошелева В.Л. М. Хайдеггер: феноменологическое осмысление современной культуры и проблем образования / В.Л. Кошелева // Философия образования для XXI века. - М. : Логос, 1992.-С. 117-130.

95. Кравков C.B. Цветовое зрение / C.B. Кравков. - М. : АН СССР, 1961. -

176 с.

96. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. -244с.

97. Краевский В.В. Моделирование в педагогической психологии / В.В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике. - М., 1988. -99 с.

98. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ / В.В. Краевский. - М. : Просвещение, 1997. - 264 с.

99. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 496 с.

100. Крымов Н.П, Художник и педагог. Статьи. Воспоминания / Н.П. Крымов. - М. : Изобразительное искусство, 1989. - 224 с.

101. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии — 1981. - №2. - С. 42-48.

102. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества / B.C. Кузин. - М. :

Просвещение, 1982. - 256 с.

103. Кузин B.C. Психология. Учебник. 4-е изд. / B.C. Кузин. - М. : АГАР, 1999.- 304 с.

104. Кульневич C.B. Менеджмент профессионального самоопределения / C.B. Кульневич. - Воронеж: ВГПУ, 1998. - 194 с.

105. Кульневич C.B. Педагогика личности / C.B. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. - 160 с.

106. Кульневич C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: монография / C.B. Кульневич. - Воронеж: ВГПУ, 1997. - 230 с.

107. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография / Под ред. проф. И.Ф. Исаева. - Белгород: Из-во БГУ, 1999. - 151 с.

108. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н.Кулюткин.- М. : Наука, 1981. - 111 с.

109. Левитан K.M. Личность педагога: становление и развитие / K.M. Левитан. - Саратов : СПГУ, 1991. - 188 с.

110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М. : Политиздат, 1975. - 345 с. - С. 45.

Ш.Леонтьев А.Н. Личность в психологии искусства / Творчество в искусстве — искусство в творчестве / А.Н. Леонтьев / под. ред. Л. Дорфмана и др. - М. : Наука: Смысл, 2000. - С. 69-80.

112. Ловенфельд В. Искусство в средних школах / В. Ловенфельд. - Нью-Йорк : Изд-во «Джон Уилли и Соне». - 380 с.

113. Лукьянов Б.Г. Эстетическая оценка искусства. Сущность и критерии / Б.Г. Лукбянов. - М. : Знание, 1977. - 62 с.

114. Майор Ф. Высокий образовательный замысел / Ф. Майор, С. Тангян // Педагогика. - 1996. - № 6. - С. 3-18.

115. Макаренко A.C. Собрание сочинений в 7 т. / A.C. Макаренко. - М. : АНРСФСР, 1958-1959.

116. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие

личности / А.Н. Малюков. - Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1999. - 256 с.

117.Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.-308 с.

118. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тесты.- М. : Педагогика, 1994. - С. 38-51.

119. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /

A.M. Матюшкин. - М. : Педагогика, 1972,- 186 с.

120. Махди Акиль. Эстетический вопрос / Акиль Мехди. - Багдад : Изд-во Джамает Аль-фенани Аль-ташкилийин Аль-иракиин, 2007. - 326 с.

121. Мацкайлова O.A. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования: монография / O.A. Мацкайлова, под. ред. Н.М. Борытко. - М. : АПК и ПРО, 2009. - 332 с.

122. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: учеб. пособ. пединститутов / Л.Г. Медведев. - М. : Просвещение, 1986. - 159 с.

123. Меккия М. Рисунок в аббасидскую эпоху / М. Меккия. - Багдад, Ирак : Изд-во «Дар Аль- Шуун Аль-Текафия», 1972. - 70 с.

124. Мелик-Пашаев A.A. К проблеме «общего» в художественно-творческой одаренности человека. Искусство знания и психология художественного творчества / A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявленская. - М., Наука, 1988. - 352 с.

125. Мелик-Пашаев A.A. Мир художника / A.A. Мелик-Пашаев. - М. : Поргресс-Традиция, 2000.

126. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. - М. : Знание, 1981. - №1. - 95 с.

127. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /

B.C. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 216 с.

12 8.Мещерякова И.С. Профессионально- личностное становление студентов -будущих юристов в условиях практико- ориентированного обучения: дисс.... Канд. пед. наук / И.С.Мещерякова - Воронеж: ВГПУ, 2008. -

181 с.

129. Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 45-48.

130. Михайлов A.M. Искусство акварели: учеб. пособие / A.M. Михайлов. - М. : Изобразительное искусство, 1995. - 200 с.

130. Морозова Т.В. Диагностика успешного учителя / Т.В. Морозова. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 160 с.

131. Йеменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Йеменский. - М. : просвещение, 1987.

132. Йеменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Йеменский. - М. : Просвещение, 2007. - 255 с.

133. Немов P.C. Психология: словарь-справочник. В 2 ч. / P.C. Немов. - М. : Владос-Пресс, 2003. - Ч. 1. - 304 с.

134. Нечаев H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе / H.H. Нечаев. - М. : МГУ, 1985. - 113 с.

135. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / A.M. Новиков.- М. : Эгвес, 2000. - 272 с.

136.Новикова Т.Г. Педагогические основы проектирования в образовании /Т.Г.Новикова // Инновационные процессы в образовании: теория и практика. -М. : АПК и ПРО, 2001. -С. 61-80.

137. Обухов А.Н. Натюрморт / А.Н. Обухов. - М. : Галарт, 2002. - 215 с.

138. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и сочетаний / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. - М., 2006.

139. Осмеркин A.A. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников / A.A. Осмеркин; под. общ. ред. А.Ю. Никита. -М. : Сов. Художник, 1981.- 399 с.

140.Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: Соврем. Слово, 2005. - 720 с.

141. Петелин A.C. Модель профессионально-личностного становления учителя музыки: монография / A.C. Петелин, Е.А. Петелина. - Воронеж : ВГПУ, 2004.- 120 с.

142. Петелин A.C. Профессионально-личностное становление учителя музыки : монография / A.C. Петелин. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 320 с.

143. Петелина Е.А. Процесс формирования профессионально-творческой активности студентов-хормейстеров: Монография / Е.А. Петелина. - Воронеж: ВГПУ, 2005.- 142 с.

144.Петрова Г.И. К вопросу о построении модели непрерывного образования немецкого населения Сибири / Г.И.Петрова, О.М.Паринко // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании. Томск: Б/и, 1996.-С. 156 -159.

145. Петровский A.B. Личностно-развивающее взаимодействие / A.B. Петровский, В.К. КаКалиненко, И.Б. Котова. - Ростов н-Д: РГУ, 1993. - 112 с.

146. Пешкова Н.Г. Взаимодействие и интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла и эмоционально-творческое развитие личности ребенка. Теория и практика преподавания предметов гуманитарного цикла на интегративной основе / Н.Г. Пешкова. - Ростов-на-Дону: Изд-во ИПК ПРО, 1983.

147. Платон. Пир / Платон. Пер с древнегречесткого С.К. Аптп. - Спб. : Б-ка «Звезды», 1992. - 63 с.

148. Плахотников А.Г. Применение методов развивающего обучения в подготовке студентов факультета художественного образования. Дис ... канд. пед. наук / А.Г. Плахотников. - Курск, 2005. - 213 с.

149. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. - М. : Знание, 1982.

150. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие / Я.А. Пономарев. - М. : Просвещение, 1957. - 321 с.

151. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики / Я.А. Пономарев. - М., 1976. - 235 с.

152. Попов JI.M. Психология самостоятельного творчества студентов / Л.М. Попов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. - 237 с.

153. Психологический словарь / авт.-сост. Копорулина, М.Н. Смирнова, И.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под. общ. Ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 640 с.

154. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн. : Харвест, 2003. - 752 с.

155. Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990.-431 с.

156. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 2-е изд. / Н.Э. Радлов. - Л. : Искусство, 1938. - 82 с.

157. Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо. - Спб., 1901.

158. Рид X. Искусство и образование / X. Рид // пер. Тауфика Абдель Фаттаха. - Каир: Изд-во ун-та Аль-Каир, 1970. - 674 с.

159. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. -Ростов-на-Дону:РГПУ, 1996. - 128 с.

160. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М. : 1994. - С. 409-422.

161. Ростовцев H.H. Академический рисунок: учебник для студ. худож-граф. фак. Пединститутов. 3-е изд., доп. и перераб. / H.H. Ростовцев. - М. : Просвещение, Владос, 1995. - 239 е., ил.

162. Ростовцев H.H. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ. худож-граф. фак. пединститутов / H.H. Ростовцев. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с.

163. Рубинштейн С.Л. Основы психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1935. -С. 372.

164. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -Спб., Питер Ком, 1999. - 720 с.

165. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве / Е.И. Савостьянов. - М. : Изобразительное искусство, 1977. - 311 с.

166. Садовский В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. — М. : Наука, 1974. — 277 с.

167. Салих К.Х. Творчество в искусстве / К.Х. Салих. - Багдад : Изд-во Аль-Рашид, 1981.- 148 с.

168. Сальман Хасен. Свобода художника / Хасен Сальман. - Бейрут : Изд-во Дар Аль-тануир леттебеа, 1983. - 171 с.

169. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы / И.Г. Сапего. - М. : Сов. художник, 1984. - 304 с.

170. Сартр Ж. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж. Сартр // Сумерки богов. -М, 1989.-С. 323-328.

171. Семенов И.Н. Рефлексия в организации мышления и саморазвития личности / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1983. - №2. -С. 35-42.

172.Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В.Сериков //Педагогика, 1999.-№ 5: С. 11-16.

173. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: К разработке дидактических концепций / В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. - №5. - С. 16-21.

174. Сериков В.В. Личностный подход в образовании / В.В. Сериков. -Волгоград: ВГПИ, 1994. - 127 с.

175. Сериков Т.Н. Образование: аспекты системы образования / Г.Н.Сериков. - Курск, 1997. - 464 с.

176. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

177. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин. - М. : Академия, 2003. - 192 с.

178. Сластенин В.А. Общая педагогика:В 2-х частях / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов, - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1, -С.13.

179. Сластенин В.А. Технология развития творческого стиля педагогической деятельности / В.А. Сластенин. - М.: МПГУ, 2000. - С. 449-460.

180. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М., 1976. - С. 22.

181. Слободчиков В.И. Психология человека: введение в психологию субъектности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М. : Школа-пресс, 1995. - 384 с.

182. Словарь философских терминов / науч. ред. Проф. В.Г. Кузнецова. -М. : Инфра-М, 2005. - XVI, 731 с.

183. Современный психологический словарь / под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Спб. : Прайм-Еврознак, ООО ВКТ Владимир, 2008. - 409 с. - С. 48.

184. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн. : Современное слово. 2001. - 928 с.

185. Современный словарь-справочник по искусству / науч. рук. Сост. A.A. Мелик-Пашаев. - М. : Олимп: ООО Фирма «Издательство ACT», 1999. -816 с.

186. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учеб. пособ. для студ. пед.вузов. / Н.М. Сокольникова. - М. : Академия. 1999. - 386 с.

187. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и цветодидактике / М.О. Сурина. - М., Ростов-на-Дону: Март, 2003. - 340 с.

188. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия / Б.М. Теплов. - М. : Учпедгиз, 1947. - 325 с.

189. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М. : АНЫ РСФСР, 1961.- 536 с.

190.Толстов С.Н. Психолого-акмеологический анализ образовательной готовности организаторов здравоохранения / С.Н. Толстов. - Иваново: Изд-во ИГУ, 2002. - 200 с.

191. Туник Е.Е. Психология творческого мышления Креативные тесты / Е.Е. Туник. - Спб.: СпбУПМ, 1997.

192. Фаворский В.А. О композиции. О рисунке / В.А, Фаворский. -Фрунзе: Киргистан, 1966. - 77 с.

193. Фальк P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / P.P. Фальк.- М. : Сов. Художник, 1981.- 225 с.

194. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

195. Философский энциклопедический словарь. - М. : Инфра-М, 2006. -

576 с.

196. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990.- 286 с.

197. Хайдеггер М. Время и бытие : статьи и выступления / М. Хайдеггер. - М. : Республика, 1993.С.42 - 447 с.

198. Хамис Хамди. Художественный вкус / Хамди Хамис. - Бейрут : Изд-во Маркез Аль-араби лиссакафа ва Аль-элюм, 1975. - 152 с.

199. Хельми Амира. Эстетика / Амира Хельми. - Багдад : Изд-во Аль-Шууна Аль-Сакафие, 1972. - 108 с.

200. Хогарт В. Анализ красоты / В. Хогарт. - Л., М. : Искусство, 1958. -

338 с.

201. Храмышкина Р.Н. Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов. Автореф. дис. ... кан. пед. наук / Р.Н. Храмышкина. - Магнитогорск, 2001. - 24 с.

202. Хуторской A.B. Современная дидактика:Учебник для вузов / A.B. Хуторской. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с.:ил.

203. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов / Д.В.Чернилевский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.

204. Шабанов Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе / Н.К. Шабанов. - М., 1995.

205. Шагал М. Моя жизнь / М. Шагал / Пер. с франц. Н.С. Мавлевич.

Послесловие, коммент. H. В. Апчинской. - М. : Эллис Лак, 1994. - 208 с.

206. Шияиов E.H. Взаимосвязь онтологических и феноменологических подходов в теоретико-педагогических исследованиях / E.H. Шиянов, C.B. Бобрешов // Педагогика. -М., 2006. - №6. - С. 10-19.

207. Шорохов Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. - M : Просвещение, 1986. - 207 с.

208. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / B.C. Щербаков. - М. : Просвещение, 1969. - 271 с.

209. Щуркова Н.Е. Новые характеристики современного воспитания / Н.Е.Щуркова // Педагог. - №1. [URL документ]. <http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_l/acticltt.html>.

210. Эстетическое воспитание школьников / под. Ред. А. Бурова, Б. Лихачева. - М. : Педагогика, 1974.

211. Юлпатова Е.Ю. Диалог в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижёров хора. Автореф. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Юлпатова. - Волгоград, 2011. - 26 с.

212. Юнг К. Феномен духа в искусстве в искусстве и науке / К. Юнг. - М., 1992.-293 с.

213. Юон К.Ф. О живописи / К.Ф. Юон. - М., Л. : Изогиз, 1937. - 207 с.

214. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей / Б.П. Юсов, - М.: Компания Спутник+, 2004. - 253 с.

215. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2000. - 112 с.

216. Яковлев В.Н. О живописи / В.Н. Яковлев. - М. : Изд-во акад. Художеств СССР, 1951. - 80 с.

217. Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. - М. : Знание, 1971. - 46 с.

218. Левин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М., 2001. - 365 с.

219. Abdul Muhsin, Hussam: Assignment in painting plastic between the concept of heritage and contemporary, Faculty of arts, Baghdad 1988.

220. Adwards, A: Statistical methods, (6 th ed.) The free pree, New York 1988.

221.A1-Agaa, Wasmaa Hasan: Abstract realism in contemporary paintings, Faculty of arts, Baghdad, 1996.

222. Al- Saeed, Shaker Hasan: European art history, Technical institutes foundation, Baghdad, 1975.

223. Al-Saied, Abdul Halim Mahmud: Creativity and personality- Study of psychology, House of knowledge, Egypt, 1971.

224. Al-Maleegy, Dr. Mohammed Ali: Innovation and motivation of expression of the artist, Arab house of books, Tripoli, Libya, 2000.

225. Aref, Mohammed: The art of hand- painting, Technical institutes foundation, Baghdad, Iraq, 1980.

226. Boject D. Dissen En La Psichologic Clinique / D. Boject. - Universite De, Bordeaux, Bordeaux. - 1981. - 156 c.

227. Driver R., Bell B. Students thinking and the learning of science. A constructivist // Science in science education. Vol.13. - P.443-445.

228. Freguson, G: Statistical analysis in psychology and education, (6 th Ed) Mc Graw & Hill, London, 1989.

229. Gaffar, Dr. Nurri: Assignment in the field of science and art, Baghdad

1979.

230. Kevin, W. Bernthal, P. Job/role competency practices survey report, Development Dimensions International. - 1998.

231. Pichard E, The competent manager: a model for effective performance, Sohn Wiley& Sons, - 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.