Педагогические условия самореализации художественно-творческого потенциала студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Базылев, Олег Степанович
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Базылев, Олег Степанович
Введение.
Глава 1. Теоретические основы проблемы самореализации художественно-творческого потенциала
1.1. Состояние проблемы самореализации художественно-творческого потенциала личности.
1.2. Моделирование процесса самореализации художественно-творческого потенциала.
1.3. Педагогические условия самореализации художественнотворческого потенциала студентов.
Выводы по теоретической части исследования.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по самореализации художественно-творческого потенциала студентов
2.1. Цели, задачи, этапы и методы экспериментальной работы.
2.2. Методика самореализации художественно-творческого потенциала студентов в художественно-творческой деятельности
2.3. Состояние процесса самореализации творческого потенциала студентов ХГФ в образовательной деятельности
Выводы по экспериментальной части исследования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Развитие творческой самореализации личности студента в декоративно-прикладной деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Вандышева, Ольга Викторовна
Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах2002 год, кандидат педагогических наук Карамова, Клара Хакимовна
Творческая самореализация будущего педагога-художника в процессе профессиональной подготовки в вузе2004 год, кандидат педагогических наук Чеглякова, Наталья Леонидовна
Развитие творческого компонента деятельности студентов педагогического профиля в процессе обучения скульптуре (лепка, пластическая анатомия, композиция)2006 год, кандидат педагогических наук Кузьмин, Николай Аливер-Юлианович
Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе2010 год, кандидат педагогических наук Аль-Рикаби Азиз Мезал
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия самореализации художественно-творческого потенциала студентов»
Процесс жизнедеятельности в современном обществе требует переосмысления подходов к самому процессу становления специалиста любой профессиональной ориентации, так как эффективность деятельности непосредственно зависит от реализации творческого потенциала личности. Поэтому проблема самореализации художественно-творческого потенциала личности выступает доминирующим фактором её профессионального становления. В процессе самореализации художественно-творческого потенциала личность оценивает и развивает свои профессиональные потребности, интересы, способности, что, безусловно, способствует его реальной социализации в профессиональной и творческой среде.
Изучение сущности и механизмов развития художественно-творческого потенциала личности, анализ педагогических условий, мотивирующих студента к самореализации в художественно-творческой деятельности, представляют для педагогической науки и практики актуальную проблему.
Весьма актуальна поднятая проблема в образовательных учреждениях, специализирующихся на традиционно-творческих направлениях, в частности таких, где в настоящее время осуществляется переход на подготовку профессиональных художников, специалистов, для которых социализацией является самореализация в художественно-творческой деятельности.
Следует отметить, что в педагогике и психологии (как отечественной, так и зарубежной) незначительно количество специальных работ, посвященных вопросам самореализации личности будущего художника. Исследователи акцентируются лишь на отдельных теоретических аспектах, хотя данная проблема весьма значима именно в педагогической практике.
Такие понятия, как «развитие творческого потенциала личности», «творческая самореализация» прочно вошли в систему общечеловеческих ценностей. Поэтому возникла необходимость активизировать теоретические исследования в направлениях, связанных с развитием потенциала личности в художественно-творческой деятельности. Естественно, проблема эта не нова, однако, высшая школа и в настоящее время практически склонна к активному применению методик, рассчитанных на усвоение студентами определённого ассортимента знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять, на том или ином профессиональном уровне формальные программные задания по живописи, рисунку и даже композиции.
Кроме того, анализ состояния проблемы развития художественно-творческого потенциала студентов позволил выявить противоречия между:
• потребностью общества в специалистах с высоким уровнем развития художественно-творческого потенциала, на основе которого они будут осуществлять профессиональную деятельность, и недостаточной разработанностью вопросов, раскрывающих его развитие во время обучения в вузе;
• стремлением студентов к самореализации художественно-творческого потенциала и невозможностью её осуществления без достаточного запаса знаний и опыта;
• необходимостью развития художественно-творческого потенциала студентов и недостаточной методической готовностью педагога к постановке и решению задач художественно-творческого характера;
• невозможностью жёсткой регламентации, алгоритмизации, технологизации процесса самореализации художественно-творческого потенциала и необходимостью следования определённым нормам и правилам оценочной характеристики.
Поиск оптимальных путей разрешения данных противоречий определил формулировку темы исследования: «Педагогические условия самореализации художественно-творческого потенциала студентов».
Объект исследования — профессиональная подготовка студентов в университете.
Предмет исследования - самореализация художественно-творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности самореализации художественно-творческого потенциала студентов.
Гипотеза исследования - самореализация художественно-творческого потенциала студентов ХГФ в процессе профессиональной подготовки протекает эффективно в том случае, реализуются следующий комплекс педагогических условий:
• создание среды, благоприятствующей раскрытию художественно-творческого потенциала студентов и самореализации их как художников;
• мотивация студентов на активное участие в художественно-творческой деятельности, их ориентация на восприятие продуктов художественного творчества с точки зрения художника и зрителя;
• организация своевременного и объективного получения информации о процессе самореализации художественно-творческого потенциала студентов посредством самодиагностики и публичной экспертной оценки во время просмотров художественного творчества
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. выявить состояние исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования;
2. разработать модель самореализации художественно-творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки;
3. выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность самореализации художественно-творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки;
4. опираясь на результаты исследования, разработать методическое обеспечение самореализации художественно-творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки.
Общей теоретико-методологической основой являются: теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.); теория субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория творчества (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, М.М. Бахтин, Дж. Гильфорд, С.С. Гольдендрихт, В.А. Крутецкий, Я.А. Пономарев, В.П. Ушачев и др.); теория педагогического творчества (В.А.Беликов, В.И. Загвязинский, И.Ф.Исаев, Т.Е. Климова, Н.Д. Никандров и др.); теория художественного творчества (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Я. Зись, М.С. Каган, Б.П. Юсов и др.); концепция развития творческого потенциала личности в системе высшего образования (Р.А. Гильман, А.В. Москвина, В.Г. Рындак, и др.); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.Н. Занков, Д.Б. Элько-нин, И.С. Якиманская и др.); теория формирования личности в процессе общего и профессионального образования (В.И. Андреев, Г.Г. Гранатов, И.Ф. Исаев, Н.В.Кузьмина, О.В. Лешер, и др.).
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику, этапы и методы исследования, которое проводилось с 2000 по 2005 год в три этапа.
На первом, поисково-теоретическом, этапе (2000-2001 гг.), определялся круг вопросов, охватывающих проблему самореализации художественно-творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки, анализировалась литература по данной проблеме, накапливался и анализировался личный опыт работы в данном направлении. Это позволило сформулировать исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу, спроектировать модель исследуемого процесса и в первом приближении определить педагогические условия ее эффективного функционирования. На этом же этапе была разработана и апробирована программа диагностики уровня подготовленности студентов к самореализации художественно-творческого потенциала. На данном этапе использовались следующие методы: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, моделирование); эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент), методы математической статистики.
На втором, поисково-эмпирическом, этапе (2001-2004 гг.) уточнялось содержание компонентов модели самореализации художественно-творческого потенциала студентов, экспериментально определялся комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования, анализировались ход и результаты формирующего эксперимента. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, формирующий эксперимент); методы математической статистики.
На третьем, заключительном, этапе (2005 г.), анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику учебно-методические рекомендации. Основные методы этапа: качественный и количественный анализ результатов исследования, методы компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• разработана модель самореализации художественно-творческого потенциала студентов, содержание которой подчинено периодам развертывания, развития и актуализации данного потенциала в ходе профессиональной подготовки студентов;
• теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность самореализации художественно-творческого потенциала студентов в ходе профессиональной подготовки;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• уточнена трактовка понятия «художественно-творческий потенциал студента», определены содержание, структура, уровни проявления и механизмы его самореализации в процессе профессиональной подготовки студентов;
• уточнены принципы организации процесса самореализации художественно-творческого потенциала студентов в ходе профессиональной подготовки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано научно-методическое обеспечение процесса самореализации художественно-творческого потенциала студентов: методические пособия, программа спецкурса по основам композиции, комплекс композиционных задач семантического, синтаксического и прагматического характера, программа диагностики уровней готовности студентов к самореализации художественно-творческого потенциала. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы высших учебных заведений и системе повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук; применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных студентов; количественным и качественным анализом данных, полученных на разных этапах исследования. На защиту выносятся:
1. Модель самореализации художественно-творческого потенциала студентов, содержание которой подчинено периодам развертывания, развития и актуализации данного потенциала в ходе профессиональной подготовки студентов, а реализация осуществляется на принципах признания самоценности личности, индивидуализации, противоречия, возрастных возможностей, самовыстраивания.
2. Комплекс педагогических условий эффективности процесса самореализации художественно-творческого потенциала студентов, включающий:
• создание среды, благоприятствующей раскрытию художественно-творческого потенциала студентов и самореализации их как художников;
• мотивация студентов на активное участие в художественно-творческой деятельности, их ориентация на восприятие продуктов художественного творчества с точки зрения художника и зрителя;
• организация своевременного и объективного получения информации о процессе самореализации художественно-творческого потенциала студентов посредством самодиагностики и публичной экспертной оценки во время просмотров продуктов художественного творчества.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством отчетов на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета и кафедры методологии образования и естествознания Магнитогорского государственного университета, методических семинарах факультета изобразительного искусства и дизайна Омского государственного педагогического университета, факультета эстетического воспитания Шуйского государственного педагогического университета, художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного университета, филиала художественно-графического факультета в г. Сибай Башкортостана, в форме тематических выступлений на научно-общественной конференции «Наследие Рерихов», научно-практической конференции «Профессия - художник ДПИ», выступлений на ежегодных научно-практических конференциях МаГУ; межрегиональных и региональных научных конференциях.
Структура диссертации.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, содержащего 189 источников, и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Развитие художественно-творческой деятельности студентов вуза средствами декоративно-прикладного искусства2011 год, кандидат педагогических наук Козлякова, Надежда Владимировна
Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования2001 год, доктор педагогических наук Гильман, Римма Акимовна
Профессионально-творческая самореализация будущих учителей музыки в воспитательной среде педагогического вуза2008 год, кандидат педагогических наук Егорова, Наталья Васильевна
Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов2001 год, кандидат педагогических наук Храмышкина, Раиса Николаевна
Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием: на примере курсов "Художественное оформление школы" и "Дизайн школьной среды"2008 год, кандидат педагогических наук Пилюгин, Роман Васильевич
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Базылев, Олег Степанович
Выводы к экспериментальной части исследования
Вторая глава диссертации включает в себя обоснование логики и содержания педагогического эксперимента, техники и методики педагогической диагностики действенности условий, способствующих самореализации художественно-творческого потенциала студентов в художественно-творческой деятельности, анализ и обобщение результатов исследования.
Экспериментально-исследовательская часть работы, состоящая из лабораторной и полевой, проводилась, следуя методам педагогической диагностики. Лабораторная часть исследования включала в себя составление на основании современной научно-педагогической теории модели самореализации художественно-творческого потенциала студентов в художественно-творческой деятельности. Полевая часть представляла собой комплекс исследований в форме целевой диагностики заказчиков на образовательные услуги вуза проведённых, с целью определения уровня действенности наличной организации процесса САмореализации художественно-творческого потенциала студентов в самостоятельной деятельности.
Применённый нами способ комплектации респондентской группы обеспечил доминантную реализацию степени участия образовательного учреждения в самореализации художественно-творческого потенциала личности студента.
Комплекс исследований включил в себя целевую диагностику по направлениям:
• изучение социальных параметров студенческого коллектива, как среды, определяющей генеральное направление самореализации художественно-творческого потенциала личности;
• изучение ценностной ориентации студентов;
• изучение уровня развития у студентов креативности как черты личности, определяющей уровень самореализации её художественно-творческого потенциала;
• изучение мотивации участия студентов в творческом образовательном процессе как фактора, определяющего динамику самореализации художественно-творческого потенциала;
• изучение образовательной среды как социального пространства, внутри которого происходит практическое формирование условий, обеспечивающих процесс самореализации художественно-творческого потенциала личности.
Исходя из того, что ни одна стандартная методика не удовлетворяла полностью требованиям нашего исследования, при разработке инструментального обеспечения процедуры диагностики, возникла необходимость значительной адаптации их содержательной и методической части в расчете на исследуемый контингент.
Материалы, полученные в результате целевого исследования были подвергнуты статистической обработке и анализу, который позволил нам сформировать информационные блоки об уровнях художественно-творческого потенциала студентов и их ценностно-мотивационной ориентации. Данная информация была сопоставлена со средовой характеристикой факультета и динамикой развития профессиональных качеств, способствующих саморазвитию потенциала студентов в художественно-творческой деятельности.
Временной период, соответствующий времени обучения в вузе, мы воспринимаем как актуальный период, так как именно это является отслеживаемой
частью процесса самореализации художественно-творческого потенциала личности.
Анализируя средовую характеристику, мы сделали вывод о том, что актуальным для факультета является противоречие между стремлением студентов к самореализации художественно-творческого потенциала и недостаточной методической готовностью педагогов к постановке и решению творческих задач.
В результате традиционно сложившейся на факультете оценочной системе, приоритетно развивающимся в среде студентов, склоняющихся более к восприятию общечеловеческих, чем профессиональных ценностей, становится эмоциональный принцип, побуждающий студентов к самореализации художественно-творческого потенциала. Достаточно высокий уровне эмоционального принципа, может привести к подмене творческой деятельности, как динамично развивающегося процесса, созданием эффектных, но не глубоких по содержанию творческих работ, что противоречит самому принципу самореализации художественно-творческой деятельности.
В результате выполнения опытно - экспериментального исследования системы педагогических условий, способствующих процессу самореализации художественно-творческого потенциала личности, была проверена гипотеза исследования и сделаны следующие выводы:
1. Результаты констатирующего эксперимента доказывают, что процесс обучения в вузе происходит недостаточно эффективно для самореализации художественно-творческого потенциала личности в художественно-творческой деятельности. Для активизации процесса самореализации художественно-творческого потенциала личности студентов в художественно-творческой деятельности необходимо создать специальные условия.
2. Обучающий эксперимент показал, что процесс самореализации художественно-творческого потенциала личности на основе разработанной модели протекает более успешно, если учебно-воспитательный процесс основывается на комплексе педагогических условий, способствующих эффективности протекания этого процесса.
3. Выделенный нами комплекс педагогических условий является необходимым и достаточным для эффективного процесса самореализации художественно-творческого потенциала личности.
4. Результаты распределения студентов по уровням развития творческих способностей в экспериментальной группе показывают более высокий уровень самореализации художественно-творческого потенциала личности, что подтверждает эффективность рекомендуемых условий развития.
5. Высокая эффективность процесса самореализации художественно-творческого потенциала личности в художественно-творческой деятельности обеспечивается единовременной реализацией комплекса выявленных педагогических условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было установлено, что проблема самореализации художественно-творческого потенциала студентов в ходе профессиональной подготовки является одной из актуальных в педагогической теории и практике, требующей своего дальнейшего осмысления.
В процессе исследования определены структура, содержание и механизмы самореализации художественно-творческого потенциала студентов. Установлено, что художественно-творческий потенциал как интегративное личностное образование имеет сложную содержательную структуру, включающую эмотив-ный, когнитивный, конативный и рефлексивный компоненты, многоуровне-вость проявления, динамический характер развития и самореализации. Разработана модель самореализации художественно-творческого потенциала студентов в ходе профессиональной подготовки, содержание которой интегрирует целевой, организационный, функциональный и результативный компоненты, отражает стадии развертывания, развития и актуализации художественно-творческого потенциала студентов и реализуется на принципах признания самоценности личности, индивидуализации, противоречия, возрастных возможностей, самовыстраивания.
Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективности процесса самореализации художественно-творческого потенциала студентов, включающие:
- создание среды, благоприятствующей раскрытию художественно-творческого потенциала студентов и самореализации их как художников;
- мотивация студентов на активное участие в художественно-творческой деятельности, их ориентация на восприятие продуктов художественного творчества с точки зрения художника и зрителя;
- организация своевременного и объективного получения информации о процессе самореализации художественно-творческого потенциала студентов посредством самодиагностики и публичной экспертной оценки во время просмотров продуктов художественного творчества.
Диагностика результатов доказала, что функционирование модели самореализации художественно-творческого потенциала студентов в ходе их профессиональной подготовки наиболее эффективно при комплексной реализации педагогических условий.
Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса самореализации художественно-творческого потенциала студентов в ходе их профессиональной подготовки (методические пособия, программа спецкурса по основам композиции, комплекс композиционных задач семантического, синтаксического и прагматического характера, программа диагностики уровней готовности студентов к самореализации художественно-творческого потенциала).
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. В то же время проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено в следующих направлениях: изучение интенсивности формирования опыта оптимизации процесса самореализации художественно-творческого потенциала личности в условиях интегративных курсов, создающихся на стыке существующих дисциплин; разработка пакета диагностических программ готовности студента к художественно-творческой деятельности в соответствии со спецификой деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Базылев, Олег Степанович, 2005 год
1.А. Деятельность и психология личности. — М.: Мысль, 1991.-299 с
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
3. Андреев В.А. Интенсификация творческой деятельности студентов.- Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. 165 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. 566 с.
5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 566 с.
6. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1994. 237 с.
7. Анохин П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы. -М.: Наука, 1978. 198 с.
8. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования //Психологический журнал. 1980. Т 1. № 2, с. 47-56
9. Аристотель. Собрание сочинений. М., 1975. Т. 1. С. 223-233.
10. Аристотель. Поэтика // Соч. в 4-х т., М., 1984. - 518 с.
11. Арнаудов М. Психология литературного творчества / Пер. с болг. М.: Прогресс. 1970. 654 с.
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. / Пер. с англ. — М.: Прогресс. 1974.-390 с.
13. Арсеньева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.-с. 67-87.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.1. М.: МГУ, 1981.-104 с.
15. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. - 367 с.
16. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. - 192 с.
17. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984. - 218 с.
18. Бахтин М.М. Эстетика творчества. — М.: Педагогика. — 1979. 421 с.
19. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. -Челябинск: Издательство ЧГПИ. «Факел», 1995. 141 с.
20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
21. Богданов И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития. — Тольятти, 1996. 228 с.
22. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону.: Изд-во Ростовского университета. 1983. - 100 с.
23. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Уч. пособие для студентов высш. учебных заведений. — М.: «Академия», 2002. — 312 с.
24. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа — просто устойчивое словосочитание // Педагогика, № 3, 1998. — С. 36-42.
25. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 135 с.
26. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968. - 144 с.
27. Большой энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. 1981.- 1680 с.
28. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
29. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.
30. Валеев Г.Х. Проблемы образования на современном этапе. Соликамск: Изд-во СГПИ, 1995. - 356 с.
31. Васильева З.И. Нравственное воспитание в учебной деятельности / Научно-методическое пособие для студентов педагогических институтов и учителей школ. Л: ЛГПИ, 1073. - 135 с.
32. Вильчек В.И. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1089. 20 с.
33. Волков И.П. Учимся творчеству. М.: Педагогика, 1982. - 86 с.
34. Выготский Л.С. Избранные сочинения. М., 1964. - 279 с.
35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., Союз, 1997.-96 с.
36. Гегель. Г. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. — М.: Мысль, 1975-695 с.
37. Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек. 1996. - № 4. - С. 5-21.
38. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа Пресс, 1995. 448с.
39. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Мысль, 1988. 162 с.
40. Гильман Р.А. Творческое развитие личности в художественно-педагогической деятельности: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -221 с.
41. Гильман Р.А Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Дис. доктора пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 378 с.
42. Гильфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965. С. 256-280.
43. Глуховская Е.С. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1977. — 234 с.
44. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явления подражания. -М.: Наука, 1994.-117с.
45. Голдендрихт С.С. Диалектика и теория творчества. М.: Изд-во МГУ. 1987.- 198 с.
46. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. — 305 с.
47. Гончарова Т.В. Педагогические условия развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета: Дис.канн. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 184 с.
48. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 195 с.
49. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923. -348 с.
50. Давыдов В.В. Учебная деятельность: Состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 5-14.
51. Даниленко Л.Д. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность. Дис. канд. пед. наук. — СПб, 1997.
52. Долгушина Т.Н. Развитие иноязычного потенциала студентов технического университета: Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2003. -144 с.
53. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. — 1994. -№4.-С. 83-93.
54. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: БГУ, 1978. — 176 с.
55. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. - № 4. — С. 74-84.
56. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии. 1989, № 6. С. 100-108.
57. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
58. Занков Л.Н. Диалектика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. - 175 с.
59. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности учителей. — М.: УЦ «Перспектива», 1998. 112 с.
60. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М., 1986.
61. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. / Автотореф. дис. доктора пед. наук. — М., 1996. 31 с.
62. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество // ВНИИ искусствознания. -М.: Искусство, 1987. — 252 с.
63. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. — Киев, 1977.-246 с.
64. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: куль-торологический подход. Учебное пособие. Москва-Белгород: Изд-во БГУ, 1999.-224 с.
65. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. - 204 с.
66. Каган М.С. Эстетика, как философская наука. СПб, 1997. - 431 с.
67. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) М., Политиздат. 1974. 328 с.
68. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность, как творческий процесс. Исследования субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога. — Грозный. 1976. — 328 с.
69. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993. - 72 с.
70. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание. Вос-питание!». — М.: Педагогика. 2000 г. — 186 с.
71. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Искусство, 1961. - 264 с.
72. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика. — 1984. № 1. — 117-122 с.
73. Климова Т.Е. Педагогическая диагностика: Учеб. пособие.- Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000.- 126 с.
74. Ковалёв А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
75. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988.- 192 с.
76. Колесникова Е.В. Эстетическое самовоспитание и развитие творческого потенциала будущего инженера. Автореф. канд. фил. наук. Киев, 1989.- 19с.
77. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. Дис. канд. пед. наук. —М., 1994. 272с.
78. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
79. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
80. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Дис.канд. пед. наук. Пермь: ПГПУ, 2000. — 121 с.
81. Корчак Я. Правила жизни // Педагогическое наследие. М., 1990. - 232 с.
82. Коршунов A.M. Познание и деятельность. — М.: Политиздат, 1967. — 127 с.
83. Кочетов А.И. Педагогическое исследование: Учебное пособие для аспирантов, студентов-дипломников, учителей. — Рязань, 1975. 178 с.
84. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Дис. докт. фил. наук. Курск, 1992. — 268 с.
85. Крутецкий В.А., Балабасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. — М., Просвешение, 1991.- 109 с.
86. Куганов А.В. Молодой специалист: путь к творческой зрелости. М.: Наука. 1987. 157 с.
87. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ. 1970. 113 с.
88. Лазурский А.Ф. Классификация личностей.—Л., 1924.-156 с.
89. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии., 1994 г. 312 с.
90. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.- 279 с.
91. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1987.-304 с.
92. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-116с.
93. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.
94. Лешер О.В. Педагогические основы воспитания и развития личности. -Челябинск: Чел.ГУ. 1995. 186 с.
95. Лебедев А.К. Об абстракционизме в искусстве. — М., Изд-во АХ СССР, 1963.- 166 с.
96. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: 1978.-216 с.
97. Лук А.Н. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1990. — С. 175190.
98. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976. - 144с.
99. Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя. М., «Просвещение», 1980.
100. МанохаИ.П. Человек и его потенциал. — К.,1995. — 218 с.
101. Марков В.Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности // Мир психологии: Научно-методический журнал. М., 2000. - № 1. - С. 250-261.
102. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений 2-е изд. — М., - Т. 23.
103. Маркович Д.Ж. Социальная экология. -М., 1991. 124 с.
104. Мартынюк И.О. Творческий потенциал инженера: условия и факторы реализации. — Киев, 1988. 123 с.
105. Маслоу А. Самоактуализация. Пер. с англ. // Психология личности: Тексты.-М., 1982.-234 с.
106. Матейко А. Условия творческого труда: Перевод с польского. М., Мир, 1970.-300 с.
107. Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 1989. № 6. - С. 29-34.
108. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе (на примере создания монопрофильного лицея): Дис. канд. пед. наук. 13. 00. 01. СПб., 1995.-210 с.
109. Мерцалова Т.А. Педагогическое обеспечение самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы. Дис. канд. пед. наук. — М., 1996. 152 с.
110. Мастера искусства об искусстве // Под ред. А.А. Федорова-Давыдова и Г.А. Недошивина. М.: Искусство, 1970. 568 с.
111. Морозов А.П., Коптев А.П. Научно-техническое творчество. Творческая стратегия инженера-изобретателя. Учебное пособие. Магнитогорск: МГМА, 1998.- 116 с.
112. Морозов А.П., Сёмкин И.Г. Условия научно-технического творчества: Учебное пособие. Магнитогорск: МГМА, 1998. 132 с.
113. Москвина А.В. Литературное творчество учащихся. Монография (Издание второе, дополненное). -М.: «Педагогический вестник», 2003. -140с.
114. Москвина А.В. Педагогические условия развития литературно-творческих способностей учащихся художественного училища: Дис. канд. пед. наук. Оренбург: ОГПУ, 1999. - 219 с.
115. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассники о них самих. -М.: Просвещение, 1990. 191с.
116. Мюрже А. Сцены из жизни богемы. М.: Художественная литература, 1963.-456 с.
117. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1969. - С. 63-73.
118. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 3. Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: Просвещение. 1995. — 256 с.
119. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. — М.: высшая школа, 1978. 279 с.
120. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. 155 с.
121. Новосёлова А.С. Педагогические рекомендации по руководству самовоспитания школьников с учётом их уровня готовности. Пермь: ПГПИ, 1987.-68 с.
122. Овчинников В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. — Л., 1974. 108 с.
123. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом Р.Ж. Сер. Науковедение, 1968. № 4. С. 68-73.
124. Ориентация и деятельность школьников // Под ред. Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой. М.: Прометей, 1991. - 160 с.
125. Парандовский Я. Алхимия слова. -М.: Правда, 1990. 86 с.
126. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999. - 219 с.
127. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., Наука. 1972. - 147 с.
128. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972, - 216 с.
129. Пономарёв Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. — М.: Наука, 1988. С 21-25.
130. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М.: Знание, 1987.-80 с.
131. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. — М.: Педагогика, 1983.- 144 с.
132. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / Под редакцией B.C. Рахманина. Воронеж: Изд-во ВГУ. 1990. 160 с.
133. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990. № 1.-С. 164-168.
134. Романенко Н.М. Воспитание у будущих учителей основ творческого подхода к педагогической деятельности. Автореф. канд. пед. наук. -Волгоград, 1991. - 17 с.
135. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — В 2 т., Т.2. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
136. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. 141 с.
137. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
138. Рубинштейн С.Л. Направленность личности. // Основы общей психологии.-СПб, 1988.-С. 518-531.
139. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография. — М.: Педагогический вестник, 1997. 224 с.
140. Ряховских Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развитиятворческого потенциала будущего учителя: Дис. канд. пед. наук.- Оренбург: ОГПУ, 1998. 213 с.
141. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала личности в учебно-воспитательном процессе. Пермь, ПГПУ, 1999. - 168 с.
142. Семёнов И.Н. Проблема психологии рефлексии и педагогика творчества. // Творчество и педагогика. — М. Наука, 1988. 176 с.
143. Серова Г.Г. В.Е. Савинский художник и педагог: Монография. - М.: Изобразительное искусство, 1983, - 144 е., ил.
144. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.- 114 с.
145. Ситников М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Дис. канд. пед. наук. Белгород, 1995. — 214 с.
146. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопросы психологии. 1986. - №6. - С. 14-22.
147. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс. 1995. 384 с.
148. Слободнюк Е.Г. Ценностные ориентации как фактор профессионального становления личности будущего учителя: Диссертация кандидата педагогических наук. Магнитогорск: МГПИ, 1999. - 153 с.
149. Советов А.В. Развитие проектировочного мышления методом категориально-нормативного анализа решения проектно-творческих задач // Мысли о мыслях. Т.1. Новосибирск, 1995, - С. 132-148.
150. Созонов В.П. Педагогическая система на основе потребностей человека // Классный руководитель. 1998 г. № 3. С 26-30.
151. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: Т.Ц. Сфера, 2002. — 160 с.
152. Сухомлинский В.А. О воспитании, М., 1973. -270с.
153. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. Избр. пед. соч. в 5 т. Т4.-Киев, 1979.
154. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996.-272 с.
155. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Издательство МГУ, 1975.-344 с.
156. ТепловБ.М. Психология.-М., 1951.-326 с.
157. Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенезиса субъекта творческого труда. Автореф. док. дис. М.: МГУ, 1995. 36 с.
158. Узнадзе Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Наука, 1969.-213 с.
159. Уразова А.К. Педагогическое управление как фактор развития творческого потенциала подростка: Дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 1998. — 273 с.
160. Успенский Б.А. Поэтика композиции. — М.: Искусство, 1970. 315 с.
161. Ушачёв В.П. Творчество в системе образования:. М.: Прометей, 1995, -219с.
162. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Т 2. М., 1974.- 382 с.
163. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. Том 1. М., 1988. С. 194-256.
164. Фаустова Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях. -М.: НИИВО. 1985. 40 с.
165. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М.: Искусство, 1966.-286 с.
166. Фролов И.Г. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. - 555 с.
167. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. -М., 1916. 118 с.
168. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990. -112 с.
169. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 224 с.
170. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ «Эксперимент». 1997. - 267 с.
171. Шацкий С.Т. Работа для будущего: книга для учителя. М., 1989. — 222 с.
172. Шамова Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой. — М.: АПНЦИТП, 1992.-64 с.
173. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. № 1. — 2002. - С. 236-245.
174. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1972. — 164 с.
175. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // В кн. Педагогика и логика. М., 1993. С. 16-200.
176. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 186,- 144 с.
177. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Просвещение, 1994.-117 с.
178. Юревич С.Н. Организационные требования к профессионально-творческой деятельности в условиях современной школы. Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск.: МГПИ. 1998. - 134 с.
179. Юнг К.Т., Нойман Э. Психоанализ и искусство: BAKJIEP, 1996. 306 с.
180. Юсов Б.П. Три уровня художественного воображения: три мира жизни, три пути художественного творчества // Культура. Искусство. Образование. Смоленск: СГИИ, 1999. - С. 246-249.
181. Левин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. 365 с.
182. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
183. Якобсон П.М. Психология творчества. М., 1971. 41 с.
184. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: Флинта. 1997. 224 с.
185. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. — 1985. № 6. — С. 14-26.
186. Allport G.W. Patterns and growth in personaiiti. N.Y.: Holt, Rinehart a. Winston, 1961. XIV-593 p.
187. Spearman Ch. The abilities of men. L., 1927. - 321 p.
188. Susan Kreuter Szabo Der Selbsering in der humanistishen Psihologie von A. Maslow und C. Rodgers / Peter Lang - Franfurt an Main. Bern. New York. Paris. 1994.- 139 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.