Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Павличенко, Алексей Васильевич

  • Павличенко, Алексей Васильевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 180
Павличенко, Алексей Васильевич. Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Хабаровск. 2001. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Павличенко, Алексей Васильевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Развитие самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами, как философско-психологическая и педагогическая проблема.

1.1. Философско-психологические аспекты развития самопознания личности школьника средствами восточных единоборств.

1.2. Педагогические основы развития самопознания детей подросткового возраста, занимающихся восточными единоборствами.

1.3. Анализ состояния работы по организации занятий восточными единоборствами со школьниками в Хабаровске и Хабаровском крае

Глава 2. Обеспечение педагогических условий развития самопознания ф учащихся средствами восточных единоборств в детско-юношеском спортивном объединении.

2.1. Расширение контекста жизнедеятельности подростков, занимающихся восточными единоборствами.

2.2. Организация субъект-субъектных отношений в детско-юношеском спортивном объединении.

2.3. Использование групповых и индивидуальных форм занятий восточными единоборствами.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств»

Актуальность исследования. Современная система образования и воспитания, находящаяся в стадии реформирования, принимает как изначальную основу своей деятельности идею саморазвития личности. Воспитание целостной личности, обладающей тонким миро- и самопониманием, способной гармонично сосуществовать с окружающим миром, быть свободной, творческой и продуктивной в этом сосуществовании, одновременно осознавая ответственность за те смыслы, которые определяют собственную деятельность и ее результаты, немыслимо вне гуманистически ориентированного процесса воспитания.

В духовном созревании, успешном саморазвитии человека определяющую роль играет процесс самопознания. В этой связи возрастает необходимость и актуальность психолого-педагогического осмысления проблем, связанных с организацией такой воспитательной работы, которая бы всячески стимулировала, поощряла активизацию самопознания детей. Эффективным пространством организации такого воспитательного процесса можно считать детско-юношеские спортивные объединения, составляющие значительную часть российской системы физического воспитания. Однако в области современной физической культуры и спорта сегодня ярко обозначают себя проблемы, связанные с духовным созреванием личности. Доминанта спортивной направленности, то есть преобладание стремления к высшим достижениям, результатам чисто внешнего характера подминает под себя человекосозидаю-щие, духовно-творческие функции физической культуры.

Очевиден тот факт, что данные проблемы не являются единичными и присущими лишь спортивному движению, а представляют собой отражение процессов в обществе в целом. Освоение и присвоение детьми культурных ценностей взрослого мира происходит в нестабильной социальной, политической, экономической, экологической, психологической обстановке, когда в ходе смены типов духовной культуры разрушаются традиционные ценности общества, негати виру ется нравственная атмосфера, а возникший духовный вакуум заполняется национализмом, экстремизмом, утилитарной, чисто прагматической идеологией.

Восточные единоборства как одно из направлений современного российского физкультурно-спортивного движения также не избежали этого недостатка. Между тем обращение к восточным единоборствам не как к виду спорта, а как к специфическому виду искусства позволяет значительно расширить сферу их воспитательных возможностей и использовать как эффективную систему личностного саморазвития, включающую стремление к реализации как физических, так и духовно-нравственных потенциалов человека. Это подчеркивает характер восточных единоборств не как спортивной дисциплины, что более характерно для западной цивилизации, а как боевых искусств, пути духовно-нравственного самовосхождения, бесконечного самопознания.

Самопознание как главный человекосозидающий механизм, как условие морально-нравственного становления, духовного саморазвития личности представлено в работах философов Востока и Запада (Г. Гегель, И. Кант, Конфуций, Дж. Локк, Сократ, Л. Фейербах и др.). В качестве важного условия самоосвобождения человека самопознание рассматривали Н,А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, К. Маркс, Э. Фромм и др.

Самопознание как наобходимое условие возвышения человека над самим собой, веры в себя-лучшего, в свою безграничность представлено в творчестве Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др.

Роль самопознания в раскрытии и реализации сущностных сил человека отражена в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.С. Арсеньева, Г.С. Батищева, JI.H. Когана, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьева, В. Франкла и др.

Рассматривая роль самопознания в поиске и овладении человеком своей «сущностью», «истинной природой», мы обратились к творчеству восточных мыслителей древности (Лао-цзы, Лин-цзы, Чжуан-цзы и др.) и современности (А.Говинда, В.Кью-Кит, Д.Сасаки, Д.Т.Судзуки, К.Сэкида, Ч.Трунгпа и др.), отечественных (А. Б. Орлов), а также западных психологов, исследующих эту проблему и использующих в своих работах идеи восточной философии (Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др).

Более глубоко и полно понять психологические аспекты восточных методов саморазвития человека нам помогли работы западных и восточных психологов и психотерапевтов, исследующих терапевтические возможности восточного психотренинга, сходство и различие тех психологических феноменов, которые проявляются во время различных видов медитативной практики, с одной стороны, и во время сеансов психотерапии, с другой (Д. Брэндон, Р. Дасс, А. Камм, Д. Корнфилд, М. Миюки, Д. Нидлмэн, Э. Подвол, Д. Уэлвуд и др.).

Выразить свою точку зрения в полемике о целесообразности использования восточных единоборств как средства физического и духовного совершенствования личности россиянина нам помогли исследования историков-востоковедов (Н.В. Абаев, JI.C. Васильев, А.А. Маслов, Р.Х. Блис, Р. Бенедикт, А. Уотте), работы отечественных и зарубежных философов, историков, культурологов, рассматривающих различные аспекты диалога культур Востока и Запада (P.M. Бекк, В.И. Вернадский, Ю.Г. Волков, Б.П. Вышеславцев, П.Я. Гонтмахер, Н.И. Дубинина, М.И. Светачев, JI.A. Степашко, П. Рассел и др.), работы исследователей, изучающих сходство и различие целей и средств саморазвития личности в восточных единоборствах (И.А. Воронов, В.М. Смирнов) и славянских ратоборческих системах (А.К. Белов), исследования, раскрывающие медико-биологические (Л.П. Гримак) и валеологические (А.Г. Щедрина) возможности восточных единоборств, а также их возможности в развитии нравственных качеств (И.А, Черкашин).

Рассматривая самопознание в структуре других компонентов саморазвития личности, мы опирались на исследования JI.H. Куликовой и ее научной школы.

В качестве опоры при выделении подросткового возраста как сензи-тивного для развития самопознания мы использовали работы отечественных психологов (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.А. Крутецкий и др.) и педагогов (А.С. Белкин, В.А. Караковский, Н.К. Крупская, А.Н. Тубельский и др.).

Психологическое значение среды развития и деятельности как источника материала и системы отсчета для познания ребенком самого себя и саморазвития нам помогли осознать работы Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П.И. Зинченко, И.С. Кона, JI.H. Куликовой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др.

Педагогические аспекты «средового воспитания» как наиболее естественного для ребенка пути вхождения в воспитательный «поток» в процессе социализации разрабатываются Ю.С. Мануйловым, Л.И. Новиковой, Н.И. Селивановой, JI.A. Пиковой, O.JI. Подлиняевым, Н.В. Тимофеевой, E.J1. Федотовой и др. Понимание сути педагогической работы как организации равноправного, субъект-субъектного общения педагога с учеником представлено в исследова-4 ниях многих отечественных ученых - психологов и педагогов (Ю.П. Азаров,

Н.А. Березовин, Н.Н. Быстрова, JI.A. Иванова, Э.И. Киршенбаум, Я.Л. Коло-минский, В.Н. Мясищев, М.Н. Невзоров, В.Н. Никитенко, А.В. Петровский,

A.Г. Петрынин, A.M. Печенюк, И.И. Рыданова, Н.Е. Щуркова и др.).

В практической и теоретической части нашего исследования мы опирались на методику коллективного творческого воспитания и детского общественного движения в русле педагогики сотрудничества, явившейся основой ^ деятельности ряда педагогов (И.Д. Аванесян, JI.B. Алиева, Ш.А. Амонашвили,

B.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.К. Григорова, И.П. Иванов, В.А. Караков-ский, В.В. Ковров, М.Е. Кульпединова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик,

C.Д. Поляков, К.Д. Радина, Н.Е. Седова, C.JI. Соловейчик, Е.Н. Сорочинская, В.А. Сухомлинский, Е.В. Титова, Т.В. Трухачева, А.Н. Тубельский, Н.П. Царева, С.А. Шмаков и др.).

В настоящее время, когда увеличивается количество детей и юношей, занимающихся восточными единоборствами в России, и, в частности, в Хабаровске и в Хабаровском крае, все более актуальной становится необходимость задействовать ценностный, духовно-творческий потенциал данного вида физической культуры, что может оказать существенное влияние на саморазвитие современной молодежи. Рассмотреть возможные пути вхождения восточных ^ единоборств в систему школьного физкультурного образования, внешкольной физкультурно-спортивной работы, а также в качестве регионального компонента физкультурного образования нам помогли работы В.К. Григоровой,

A.С. Дорошенко, В.П. Каргаполова, A.M. Кузнецова, Т.В. Лузиковой,

B.И. Ляха, Г.И. Мызана, В.А. Нестерова, С.Е. Оправхата, Л.Ю. Поповой, В.И. Столярова и др.

Однако, несмотря на достаточную разработанность отдельных вопро-Ф сов развития самопознания детей и юношей, в педагогической литературе не уделено должного внимания созданию для этого педагогических условий. Тем более нераскрытым является вопрос о возможностях развития самопознания детей подросткового возраста, занимающихся восточными единоборствами.

Это и обусловило выбор проблемы исследования, которая состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями восточных единоборств как средства развития самопознания детей подросткового возраста и недостаточной разработанностью теории и практики их реализации.

Исходя из актуальности проблемы развития самопознания детей, занимающихся восточными единоборствами, а также из ее недостаточной теоретической и практической разработанности, мы избрали для своего исследования тему: «Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств».

Объект исследования: личностное развитие подростков на занятиях восточными единоборствами.

Предмет исследования: совокупность педагогических условий активизации и развития самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами.

Цель исследования: научно обосновать комплекс педагогических условий, способствующих развитию самопознания подростков средствами восточных единоборств.

Задачи исследования:

1. Определить воспитательные возможности восточных единоборств как одного из путей развития самопознания подростков, выявить и обосновать педагогические условия, способствующие этому процессу на занятиях восточными единоборствами.

2. Обосновать критерии развития самопознания подростков.

3. Разработать научно-методические рекомендации по педагогическому обеспечению развития самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами.

Гипотеза исследования:

Восточные единоборства представляют собой уникальное средство личностного самопознания, включающего стремление к реализации как физических, так и духовно-нравственных потенциалов человека, воспитание целостной личности, обладающей тонким миро- и самопониманием.

Процесс активизации развития самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами, будет проходить успешнее и эффективнее, если соблюдаются следующие педагогические условия:

-воспитательный процесс направлен на расширение контекста жизнедеятельности ребят в детско-юношеском спортивном объединении;

-взаимодействие педагога-тренера по восточным единоборствам с воспитанниками строится на основе субъект - субъектных отношений;

-организация воспитательной работы с подростками основана на единстве педагогических форм, сочетающих специально разработанные индивидуальные и групповые занятия.

Методологической основой исследования является совокупность философских, психологических и педагогических гуманистических представлений о сущности человека, о возможностях его самопознания и саморазвития в соотнесении с идеями восточных философских школ, лежащими в основе восточных боевых искусств, а также данные о психологических особенностях и специфических характеристиках самопознания и саморазвития детей подросткового возраста, о педагогическом потенциале восточных единоборств.

В работе использовались различные теоретические и эмпирические методы исследования, адекватные его целям и задачам: синтез философских, исторических, психолого-педагогических, методических знаний о процессах развития элементов «само» структуры личности; наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование; опытно-экспериментальная работа; тренинги, практикумы, игры (спортивные, ролевые, комплексные) и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

-обобщены и проанализированы сложившиеся в философии, психологии и педагогических науках представления о смысле, сущности и механизме развития самопознания подростков;

-представлена педагогическая концепция, в которой определены основные факторы (сензитивность подросткового периода, педагогические возможности восточных единоборств как культурной среды и детских объединений как социальной среды жизнедеятельности и саморазвития ребенка, наличие у подростка положительной мотивации к занятиям восточными единоборствами, творческая активность подростков, вдохновляющая личность педаго-га-фасилитиатора), условия (расширение контекста жизнедеятельности подростка, организация воспитательного процесса на субъект-субъектной основе, сочетание групповых и индивидуальных форм организации воспитательного процесса), предпосылки (приобретение и обогащение личностного опыта подростков, усиление субъективной значимости самопознания подростка, углубление диалога учащегося и учителя-фасилитатора, развитие межличностных взаимоотношений в детско-юношеском объединении), критерии (суждения подростка о системе своих ценностных ориентаций в контексте занятий восточными единоборствами и жизнедеятельности детского сообщества; стремление самостоятельно использовать в самопознании умения и знания, полученные на занятиях; изменение ряда личностных показателей: приобретение и усиление интернального локуса контроля, повышение самооценки, снижение уровня тревожности) развития самопознания подростка на занятиях восточными единоборствами; выявлены закономерности (чем шире контекст жизнедеятельности подростка, тем богаче его личностный опыт, материал для самопознания; чем в большей степени воспитательный процесс выстраивается на гуманистической основе, тем выше субъективная значимость самопознания подростка; чем глубже межличностный диалог ученика и учителя, тем активнее самопознание подростка) и принципы (обогащения личностного опыта учащихся, субъективной значимости самопознания подростка, углубленного общения учителя и ученика) педагогического руководства этим процессом;

-обоснована педагогическая целесообразность, возможность и необходимость использования занятий восточными единоборствами в качестве одного из средств развития самопознания подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: -выявлены и обоснованы конкретные педагогические условия развития самопознания школьника средствами восточных единоборств;

-разработаны формы организации жизнедеятельности в детско-юношеском спортивном объединении, способствующие развитию самопознания личности подростка;

-отражена целесообразность использования восточных единоборств в качестве средства духовно-физического саморазвития личности российского подростка.

Достоверность теоретических положений, выводов и рекомендаций, представленных в диссертационном исследовании, обеспечивается его теоретико-методологическими основаниями; анализом философских и психолого-педагогических работ зарубежных и отечественных авторов; опорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования; анализом полученных результатов, нашедших свое выражение в разрешении противоречий, обозначенных в проблеме исследования; шестилетним опытом исследователя в качестве педагога-экспериментатора, учителя физической культуры средней школы индивидуального развития личности «Алые паруса» г. Хабаровска, руководителя и наставника секции рукопашного боя детско-юношеского объединения «Кугуар» при кафедре физического воспитания Дальневосточной академии государственной службы г. Хабаровска, клуба рукопашного боя «Юность» г. Хабаровска, детского общественного объединения «Скауты Хабаровска», а также опытом проведения выездных семинаров в детско-юношеском спортивном клубе «Восток» г. Комсомолька-на-Амуре и в детско-юношеском оздоровительно-образовательном центре «Созвездие» Краевого государственного учреждения «Хабаровское краевое объединение детско-юношеских оздоровительно-образовательных центров».

Положения, выносимые на защиту:

-восточные единоборства как часть физической культуры со своими культурными, философскими, мировоззренческими, психолого-педагогическими особенностями и оригинальной системой психофизического тренинга являются мощным средством саморазвития и самопознания личности российского подростка;

-для развития самопознания подростка важно расширение контекста его жизнедеятельности в детско-юношеском спортивном объединении, в результате чего обогащается индивидуальный личностный опыт ребенка, расширяется сфера видов деятельности, которыми он овладевает, приобретается и обогащается материал для самопознания;

-другим важным условием активизации и углубления самопознания подростков на занятиях восточными единоборствами выступает выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений наставника и воспитанника, которые способствуют стремлению личности последнего опираться на свой внутренний мир, более полно осознавать свой собственный личный опыт, что востребует и повысит субъективную значимость самопознания;

-третьим условием создания системы воспитательной работы, ведущей к активизации самопознания учащихся, является сочетание индивидуальных и групповых форм занятий.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились через представление темы в различных формах научно-практической деятельности. Разные аспекты ее содержания докладывались на научных конференциях кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета (1998—2001 гг.); на городских и краевых научно-практических конференциях по дополнительному образованию, детскому и молодежному движению (1998—2001 гг.).

База и организация исследования:

1. Секция рукопашного боя детско-юношеского объединения «Кугуар» при кафедре физического воспитания Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск, 1996 -1998 гг.).

2. Спортивный клуб «Восток» (г. Комсомольк-на-Амуре, 1998-2001 гг.).

3. Спортивный клуб «Юность» (г. Хабаровск, 1998-2001 гг.).

4. Средняя школа индивидуального развития личности «Алые паруса» (г. Хабаровск, 2000-2001 гг.).

5. Детско-юношеский оздоровительно-образовательный центр «Созвездие» Комитета по молодежной политике администрации Хабаровского края (2000-2001 гг.).

6. Детское общественное объединение «Скауты Хабаровска» (20002001 гг.).

В целом исследование проводилось в течение 6 лет (1996-2001 гг.). Опытной работой было охвачено 600 школьников и 50 педагогов.

Этапы исследования:

На первом этапе (1996-1998 гг.) изучалась методическая литература, осуществлялось знакомство с опытом проведения занятий восточными единоборствами.

На втором этапе (1998-2000 гг.) проводился анализ философской и психолого-педагогической литературы; разрабатывалась педагогическая концепция; осуществлялись констатирующий и развивающий эксперименты в детско-юношеском спортивном клубе «Восток» г. Комсомольска-на-Амуре, в секции рукопашного боя спортивного клуба «Кугуар» г. Хабаровска, в секциях рукопашного боя, карате и таэйквондо спортивного клуба «Юность» г. Хабаровска, средней школе индивидуального развития личности «Алые паруса» г. Хабаровска, средней школе № 12 г. Хабаровска.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) был завершен анализ литературы, уточнялась и дорабатывалась концепция развития самопознания детей в условиях школы и детско-юношеских спортивных объединений; был закончен развивающий эксперимент в средней школе индивидуального развития личности «Алые паруса», в спортивном клубе «Юность» г. Хабаровска и детском общественном объединении «Скауты Хабаровска» (средняя школа № 12 г. Хабаровска); обобщались результаты опытно-экспериментальной работы; подводились итоги; уточнялись теоретические и практические выводы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Павличенко, Алексей Васильевич

Выводы и факты, полученные в результате нашей работы, делают возможным дальнейшее осмысление и исследование различных аспектов развития самопознания детей средствами восточных единоборств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенной нами исследовательской работе были изучены и проанализированы возможности педагогического содействия развитию самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами в детско-юношеском спортивном объединении. Актуальность изучения этой темы объясняется большими педагогическими возможностями занятий восточными единоборствами в развитии самопознания личности и в то же время слабой изученностью и практической освоенностью проблемы.

В теоретической части нашего исследования, обратившись к анализу философско-психологической и педагогической литературы, мы определили, что самопознание представляет собой процесс, лежащий в основе и определяющий направление и интенсивность личностного саморазвития человека, глубину и широту охвата изменений личности в этом процессе. Это путь интеллектуального и морального проникновения человека в свое «Я», в свой внутренний мир, благодаря чему и возможно саморазвитие.

Самопознание ориентировано на самопонимание, осознание человеком своей автономии, раскрытие им своей сущности как разумно-нравственного существа, то есть носит ценностный, социально-нравственный характер. Самопознание связано с осознанием и овладением человеком собственной свободой и ответственностью за нее, с обнаружением и реализацией своей «сущности», истинного «Я», своих потенциалов, сил и смыслов существования.

Рассмотрение научных представлений о внутреннем строении процесса самопознания позволяет резюмировать, что этот процесс, во-первых, не однороден, так как представлен двумя основными подпроцессами: сбором информации о самом себе (акты интро- и ретроспекции) и обработкой этой информации (акты самоанализа, самосравнения и самооценивания), которые в своем взаимодействии являются механизмом образования и обогащения самосознания личности, ее «Я»-концепции.

Во-вторых, протекание процесса самопознания в единстве составляющих его подпроцессов носит диалогичный характер, то есть представляет собой внешний диалог человека со средой, социумом и внутренний диалог с самим собой. Если внешний диалог обусловлен объективной выделенностью человека из окружающей его среды и необходимостью эффективной адаптации к ней, к ее смыслам, то внутренний диалог обусловлен субъективным разделением сознания и самосознания человека, то есть обособлением «Я-объекта» и «Я-субъекта» и необходимостью реализовать свои сущностные силы, потенциалы путем построения и осуществления собственных индивидуальных смыслов.

Внешней и внутренней сферам диалога в процессе самопознания соответствуют разнонаправленные, но одинаково естественные для человека способы его поведения. Во-первых, это активное включение в деятельность во внешней среде, общение с другими людьми, в результате чего приобретается информация для самопознания. Во-вторых, уединение, отстранение от мира, «уход в себя» для обработки информации о себе, саморефлексии.

Соответственно, развитие самопознания мы рассматриваем, прежде всего, как расширение сферы жизнедеятельности, в контексте которой личность познает себя; как углубление внутренней сферы самопознания личности, включая ее неосознанные части, что возможно лишь при снятии или ослаблении действия механизмов психологической защиты; как осознание важности и принятие необходимости познавать себя, то есть развитие мотивации к самопознанию, повышение его интенсивности.

Изучение научной литературы позволило выделить следующие условия, необходимые для развития самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами в детско-юношеском спортивном объединении: расширение контекста жизнедеятельности подростка; организация субъект-субъектных отношений в коллективе; сочетание групповых и индивидуальных форм занятий с детьми.

С целью выявления трудностей и недостатков педагогической работы, препятствующих развитию самопознания подростка в детско-юношеском спортивном объединении, нами был проведен констатирующий эксперимент в ряде спортивных клубов Хабаровска и Хабаровского края.

В ходе эксперимента было выявлено, что активизация и развитие самопознания детей организованы в работе спортивных клубов слабо и носят случайный, нецеленаправленный характер. В качестве главной причины подобного положения вещей мы определяем следующую: педагогическая работа в детско-юношеских спортивных объединениях ведется в большей степени в спортивном направлении. Это, во-первых, не позволяет более полно использовать возможности организации среды с целью введения ребенка в другие, неспортивные, но обладающие мощными педагогическими возможностями сферы социальной и культурной жизни. Во-вторых, несмотря на, в целом, благоприятный психологический климат, наблюдаемый в исследуемых клубах, замкнутость на спортивной подготовке не позволяет осуществить подлинное сотрудничество детей и взрослых. В-третьих, отмеченная замкнутость проявляет себя и в использовании групповых и индивидуальных форм занятий, почти полностью посвящая их спортивной подготовке и не позволяя более полно использовать возможности таких занятий для активизации самопознания учеников.

Наша теоретическая и практическая работа в рамках преобразующего эксперимента основывалась на анализе восточных единоборств не как вида спорта, то есть деятельности, цель которой состоит в подготовке к участию в соревнованиях, достижении наивысшего результата в них, а как особого вида искусства, направленного на духовно-физическое саморазвитие человека, на взращивание в себе целостной личности, способной понимать себя и окружающий мир, гармонично сосуществовать с ним, быть свободной, творческой и продуктивной в этом сосуществовании, одновременно осознавая ответственность за те смыслы, которые определяют собственную деятельность, и за ее продукты.

Руководствуясь таким видением сущности процесса духовно-физического саморазвития в восточных единоборствах, мы получили возможность более качественно наполнить конкретным содержанием педагогическую работу в рамках выделенных нами условий, способствующих развитию самопознания подростков, занимающихся восточными единоборствами в детско-юношеском спортивном объединении.

В частности, в рамках первого условия нами были организованы разнообразные коллективные творческие дела, позволяющие нашим воспитанникам входить в различные сферы социального и культурного бытия с целью приобретения ими богатого личностного опыта в разнообразных видах жизнедеятельности, накопления запаса впечатлений, переживаний, воспоминаний о своем поведении, ощущениях в различных практических ситуациях. Особенностью содержания реализующих данное условие дел выступало выведение воспитательного процесса в детско-юношеском спортивном объединении из рамок лишь спортивной работы. В результате осуществления данного условия в экпериментальной группе выявлена более высокая, чем в контрольной, динамика изменений таких показателей, как уровень субъективного контроля и уровень ценностно-ориентационного единства группы.

Для проверки второго условия воспитательный процесс в детском коллективе был выстроен нами на субъект-субъектной основе, что означало равноправие субъектов деятельности объединения, когда эта деятельность представлена как сотрудничество педагога и воспитанников, а их общение -интерактивно, проникнуто взаимным уважением и доверием и протекает в условиях благоприятного психологического климата, в атмосфере безусловного, безоценочного принятия друг друга. Важным моментом в реализации данного условия выступило создание подвижной, чуткой к воздействию ребенка, восприимчивой к его инициативе среды, что повысило для подростка субъективную значимость опоры на свой собственный внутренний мир в ситуациях свободного выбора, оценки ситуации и соотнесения ее с оценкой собственных сил. В результате учета данного условия в экпериментальной группе выявлена более высокая, чем в контрольной, динамика изменений таких показателей, как уровень самооценки личности, уровень ситуационной (реактивной) и личностной тревожности и уровень субъективного контроля.

При обсновании третьего условия нами были задействованы, наравне с групповыми, также и индивидуальные формы проведения занятий восточными единоборствами. Групповые занятия позволили обеспечить спланированное, систематическое освоение подростками теоретических и практических знаний из области восточных единоборств, касающихся целей и средств духовно-физического самовзращивания личности, а также способствовать их общему культурному развитию, взрослению. Индивидуальные занятия позволили более качественно выстроить межличностные отношения, интимизиро-вать и углубить общение воспитанника и педагога. Кроме того, смещение акцента в индивидуальной работе со спортивной подготовки на содействие целостному духовно-физическому саморазвитию ученика в сочетании со своевременной, оперативной обратной связью с ним педагога, что позволило последнему более точно учитывать и ориентироваться в индивидуальных особенностях подростка и опыте его саморазвития, способствовало насыщению и повышению эффективности процесса передачи воспитаннику того духовного багажа, носителем которого является педагог. В результате выполнения данного условия в экпериментальной группе выявлена более высокая, чем в контрольной, динамика изменений способностей к самонаблюдению и самоанализу, суждений подростков об осознании ими важности, жизненной необходимости познания себя как условия и предпосылки дальнейшего личностного роста, стремления использовать полученные на занятиях знания об особенностях строения внутреннего мира человека и методах его развития в своем личностном самопознании и саморазвитии.

Подводя итоги диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы:

1) Восточные единоборства, представляя собой систему целостного духовно-физического саморазвития личности, ориентируют ребенка не только на достижение физического совершенства, но, прежде всего, на овладение высокими культурными, гуманистическими ценностями, на соотнесение себя с ними в процессе самопознания и на дальнейшее самоизменение, самодостраивание на их основе.

2) Расширение контекста жизнедеятельности подростка в детско-юношеском спортивном объединении обогащает индивидуальный личностный опыт подростка, расширяет сферу видов деятельности, которыми он овладевает, что обогащает материал для самопознания.

3) организация субъект-субъектных взаимоотношений между взрослыми и детьми как равноправными участниками детско-юношеского объединения, когда педагоги готовы к сотрудничеству с детьми, содействуя комфортности межличностных отношений, создавая подвижную, чуткую к воздействию подростка, отзывчивую к его запросам среду, в которой он реально является субъектом своей жизни и может влиять на деятельность своего объединения, способствует стремлению ребенка проявлять свою субъектность, опираться на собственный внутренний мир, чувства и переживания в освоении окружающего мира и себя самого, повышает актуальность, субъективную значимость самопознания для ребенка, одновременно ослабляя действие психологических барьеров, защит, способствует углублению самопознания.

4) Организация воспитательной работы, основанная на сочетании индивидуальных и групповых форм занятий, способствует углублению межличностного общения педагога с учеником, позволяет учителю наладить эффективную обратную связь с воспитанником, полнее задействовать свой личностный потенциал в работе с подростком и возможности последнего применять знания, полученные на занятиях, для собственного самопознания.

Таким образом, восточные единоборства в качестве боевых искусств как системы саморазвития личности, в которой неразрывно связаны возможности физического и духовного самостановления человека, могут быть использованы в российской системе физкультурного образования и воспитания.

Во-первых, анализ философских, психологических и педагогических источников показал, что знания, представленные в восточных единоборствах и касающиеся целей, методов и средств духовно-физического саморазвития человека, не являются сугубо этническими, узконациональными, а напротив, носят универсальный, интернациональный характер. Во-вторых, развитие восточных единоборств в России, а в частности, в Дальневосточном регионе, приобретает важное значение для диалога культур Востока и Запада, а также для установления и укрепления культурных связей и добрососедских отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Павличенко, Алексей Васильевич, 2001 год

1. Абаев Н.В. Психофизические упражнения у-шу.- Улан-Удэ, 1989.

2. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

3. Абульханова-Славская К.А. Проблема саморазвития субъекта деятельности И Психол. журн. 1993. - № 4.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

5. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

6. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.

7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.,1996.

8. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития М.: ИВА, 1996.

9. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы М.: Топкал, 1994.

10. Ю.Алиева Л.В. Детское движение «живое дело внешкольного воспитания» //

11. Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Березиной,- М.: Педагогическое общество России, 2001.

12. Амонашвили LLI.A. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990.

13. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Амонашвили, 1996.

14. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., Воронеж, 1996.

15. Арсеньев А.А. Подросток глазами философа // Искусство в школе. 1995. -№2.

16. Арсеньев Н.С. Духовные силы в жизни русского народа // Русские философы. Конец XIX середина XX века. Антология. - М., 1993.

17. Асмус В.Ф. Платон. М.: «Мысль», 1975.

18. Ассаджоли Р. Психосинтез / Пер. с англ. М, 1997.

19. Байбородова JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.

20. Барановский В.В., Кутырев Ю.Н. Айкидо и карате. М., 1993.

21. Батаршев А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. М.: Дело, 1999.

22. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопр. филос. 1995. - № 3.

23. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопр. филос. — 1995.-№3.

24. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988.

25. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

26. Белов А.К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие.- М.,1992

27. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций,- М.: Изд- во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. Часть 1.

28. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.: «Книга», 1991.

29. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

30. Березовина Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975.

31. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. СПб.: «Университетская книга». М.: ACT,1996.

32. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры.- М., 1991.

33. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

34. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1996.

35. Бойко В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания // Советская педагогика. 1988.- № 2.

36. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.,2001.

37. Борисова JI.A. Воспитание в детских и молодежных общественных объединениях. Чебоксары, 1998.

38. Бороздина JI.B., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психол. 1992.-№ 1.

39. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психологии.-1992.- № 3-4.

40. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

41. Бубер М. Два образа веры.- М., 1995.

42. Буддизм. Четыре благородных истины.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2000.

43. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Высш. шк., 1988.

44. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.

45. Вентцель К.Н. Проблема космического воспитания // Вентцель К.Н. Свободное воспитание,- М.,1993.

46. Вентцель К.Н. Проблема космического воспитания // Пед. альманах, 1993.-№2.

47. Вербицкий А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: МИМЛИНК, 2000.

48. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977,

49. Возвращение в Беллиору: Материалы программы «От игры к самовоспитанию». - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.

50. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995.

51. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания // Журнал практического психолога. 1996.- № 2.

52. Вон Кью-Кит. Энциклопедия Дзэн / Пер. с англ. А. Гарькавого. М.: Ф АИР-ПРЕСС, 1999.

53. Воронов И.А. Секретные боевые искусства Старого Китая. СПб.: Б&К, 2000.

54. Восточные единоборства / Авт.-сост. М. Гутин. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000.

55. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие.- М., 2000.

56. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. В 6 т.- М.,1983. Т. 3.

57. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Собр. соч. В 6 т. М.,1989. -Т.1.

58. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. М.: Республика, 1994.

59. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство // Вопр. филос. 1996.-№ 5.

60. Гегель. Сочинения. М., 1959. - Т. 4.

61. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1977. - Т. 3.

62. Говинда Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1993.

63. Гол ас Т. Руководство к просветлению для ленивых. Камден Бенарес. Дзэн без учителя / Перев. с англ. К.: «София», Ltd. 1996.

64. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса,-Ленинград, 1988.

65. Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.

66. Григорова В.К., Дудкина Н.И. Детское движение в Хабаровске. -Хабаровск, 1999.

67. Григорова В.К., Печенюк A.M. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: Учебное пособие к спецкурсу.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.

68. Григорова В.К., Попова Л.Ю. Программа скаутской подготовки "Я расту".-Хабаровск.,2001.

69. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.

70. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989.

71. Гурова Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания.-М., 1989.

72. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

73. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия: Пособие для студ. вузов. ~ Минск: Бел. Фонд Сороса: «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997.

74. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт, 1981.

75. Джемс У. Психология в беседах с учителями. СПб.: Питер, 2001.

76. Диханова Л.Г. Руководитель детского общественного объединения.-Екатеринбург, 1999.

77. Долин А.А., Маслов А.А. Истоки У-ШУ. -М., 1990.

78. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо традиция воинских искусств. - М.: Наука, 1990.

79. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал.- 1993.- № 4.

80. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию и проблема воспитательных отношений школьников / Под. ред. Т.Н. Мальковской. М, 1980.

81. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания.- М.,1990.

82. Изучение культур славянских народов / Под ред. П.Н. Федосеева.-М., 1987.

83. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

84. История боевых искусств. Неизвестный Восток / Под ред. Г.К. Панченко.-М., 1996.

85. Иоко Бек Ш. Дзен в любви и работе.- Киев, 1996.

86. Кабуш В.Т. Внешкольные учреждения и организация досуга детей // Проблемы школьного воспитания.-1996.- № 1.

87. Кабуш В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества.-Минск, 1994.

88. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание.- Минск, 1998.

89. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

90. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

91. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1991.

92. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М.,1994.

93. Кант И. Соч. в 6-ти томах.- М., 1966. Т.6.

94. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

95. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

96. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьной воспитательной системы. М.: Новая школа, 1996.

97. Кацуки С. Практика Дзэн / Пер. с англ. Бишкек: МП «Одиссей», 1993.

98. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М.: Мысль, 1982.

99. Кессиди Ф.Х. Сократ М.: «Мысль», 1988.

100. Классическая буддийская философия. СПб.: Изд-во «Лань», 1999.

101. Ковров В.В. Самореализация подростка в общественном объединении.-Дис. . канд. пед. наук,- М.,1996.

102. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие // Вопр. филос. 1994. - №12.

103. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям или практическая психология на каждый день.- М.: Новая школа, 1993.

104. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский.- М.: Педагогика, 1988.

105. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

106. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Внутри души и снаружи: Психотерапевтические этюды. Минск: Выш. шк., 1998.

107. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1999.

108. Корнфилд Д. Современные буддийские мастера. М., 1993.

109. Коробкина Н.Е. Педагогические условия саморазвития личности старшеклассника во временном детско-юношеском объединении: Дисс. . канд. пед. наук.- Хабаровск, 2000.

110. Коротаева Е.В. Директор учитель - ученик: пути взаимодействия // Библиотека журнала "Директор школы". - 2000.- № 5.

111. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974.

112. Кости и плоть дзэн. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

113. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.- соц. специальностей вузов Волгоград: Комитет по печати, 1996.

114. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. Блауберга И.В., Пантина И.К. М.: Политиздат, 1979.

115. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1986.

116. Крутецкий В.А., Лунин П.С. Психология подростка.- М.: Просвещение, 1963.

117. Куликова Л.Н. Воспитай себя. М., 1991.

118. Куликова Л.Н. Взаимосвязь саморазвития и общения личности в воспитательной системе. Хабаровск, 1996.

119. Куликова Л.Н. Гуманизация воспитания как активизация личностного саморазвития.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.

120. Куликова Л.Н. Гуманизация образования как гуманизация мира // Теория и практика гуманизации образования.- Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2000.

121. Куликова JI.H. Общение как фактор взаимосвязанного саморазвития личности и детского сообщества // Личность в воспитательной системе учебного заведения.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1993.

122. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.

123. Куликова Л.Н. Современные подходы к воспитанию школьников // Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях.-Хабаровск, 1994.

124. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Уч.- метод, пособие для учителей.- М., 2000.

125. Лао-цзы. Дао дэ цзин. СПб., 1999.

126. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991.

127. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М., 1975.

128. Лейтес Н.С. П.Ф. Каптерев как психолог детства // Вопр. псих. 1998.-№4.

129. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

130. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.,1988.

131. Лу Куан Ю. Секреты китайской медитации. К.: РПО «Полиграфкнига», 1994.

132. Лузикова Т.В. Восточные единоборства как региональная составляющая профессионального образования педагогов в области физической культуры и спорта: Дисс. . канд. пед. наук.- Хабаровск, 2000.

133. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): Монография. М.: Изд-во УДН, 1989.

134. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986.

135. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.

136. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. B.C. Хелемендик М.: Политиздат, 1988.

137. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления.- М., 1993.

138. Мантатов В. В. Психологические основы буддизма. Новосибирск, 1986.

139. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика ненасилия.- М.,1993.

140. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории -СПб.: Изд-во «Лань», 1997.

141. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- М., 1977. Т. 1.

142. Мартынов А.В. Исповедимый путь. М.: Прометей, 1990.

143. Масатоши Итиро. Техника нунчаку. Кэндо-путь меча / Пер. с англ. -Одесса: СП «ДРАККАР». Калининград: «Российский Запад», 1992.

144. Маслов А.А. Небесный путь боевых искусств. Духовное искусство китайского у-шу. СПб., 1995.

145. Маслов А.А. Рисунки на воде. История и классика Чань-буддизма. М., 1999.

146. Маслов А.А. Синъицюань: Единство формы и воли. М.,1994.

147. Маслоу А. Новые рубежи развития человека // Современ. психология: теория и практика. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.

148. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

149. Мир человека. Хрестоматия для учащихся ст. классов. М.: Интерпракс, 1995.

150. Монтень М. Опыты. Избранные главы / Пер. с фр. М.: Правда, 1991.

151. Мотков О.И. Психология самопознания личности. М.,1993.

152. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997.

153. Мызан Г.И. Регионализация в системе физкультурного образования // Эволюция и революция. Опыт и уроки мировой и российской истории: Материалы международной научной конференции 22-24 сентября 1997 г. -Хабаровск, 1997.

154. Мызан Г.И. Физкультурное образование: региональные проблемы.-Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996.

155. Мызан Г.И., Дорошенко А.С. Физическая культура: теоретические основы: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998.

156. Мясищев В. Н. Психология взаимоотношений. М., Воронеж, 1996.

157. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

158. Невзоров М.Н. Школа жизни (антропоориентированный педагогический процесс).- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.

159. Невзоров М.Н. Эволюционный взгляд на проектирование личностно-ориентированного образования // Эволюция и революция. Опыт и уроки мировой и российской истории: Материалы Международной научной конференции 22-24 сентября 1997 г.- Хабаровск, 1997.

160. Немов Р.С. Психология: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Общие основы психологии.- М., 1997. Кн.1.

161. Немов Р.С. Психология: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Психология образования.- М., 1997. Кн.2.

162. Никитенко В.Н. Основы педагогики: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1995.

163. Никитенко В.Н. Теория и практика в профессии учителя: Учеб. пособие к спецкурсу. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1988.

164. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. Дубна: Феникс+, 2001.

165. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник / Пер. с нем. Мн.: ООО «Попурри», 1997.

166. Новикова Л.И. Воспитательная система учебного заведения: концептуальные подходы // Под ред. Куликовой Л.Н.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1993.

167. Оранский И.В. Восточные единоборства. М.: Советский спорт, 1990.

168. Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант // Вопр. псих.-1999.- № 2.

169. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. псих.- 1995.-№ 2.

170. Орлов А.Б. Только ли интериоризация? // Вопр. псих.- 1991.- № 2.

171. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.

172. Основы психологии. Практикум / Ред.- сост. Л.Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону, 2000.

173. Павлов И.П. Мозг и психика / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

174. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь: «Урал-Пресс Лтд», 1993.

175. Педагогика развития. Межвузовский сборник научных трудов. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.

176. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского М.: Просвещение, 1983.

177. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания. -М., 1993.

178. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.

179. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.

180. Петрынин А.Г., Печенюк A.M. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением,- Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001.

181. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопр. псих.-1999.- № 2.

182. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

183. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания.

184. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

185. Подлиняев О.Л., Федотова Е.Л., Косогова А.С. Некоторые проблемы становления личности в педагогике: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИППУ, 1997.

186. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики.- М., 1993.

187. Поляков С.Д. О новом воспитании // "Педагогика и психология".- 1990.2.

188. Практическая психология для преподавателей М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

189. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Педагогика, 1987.

190. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича. -М.: Прогресс, 1988.

191. Проблемы воспитания и образования: Хрестоматия для студентов пед. вузов / Под ред. Л.Н. Куликовой: в 2-х ч. Хабаровск, 1996. - Ч. 1.

192. Проблемы воспитания и образования: Хрестоматия для студентов пед. вузов / Под ред. Л.Н. Куликовой: в 2-х ч.- Хабаровск, 1996. Ч. 2.

193. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.- М., 1993.

194. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: Пособие для школьных психологов / Под общ. ред. И.В. Дубровиной -М.: Издательский центр «Академия», 1995.

195. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Под ред. В.А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995.

196. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.М. Николаенко.-М.,2001.

197. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина.- М., 1996.

198. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. А.А. Реана СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

199. Психология личности в трудах отечественных психологов. /Сост. и общая ред. J1.B. Куликова СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

200. Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Пер. с англ. Н.В. Бока. Минск: «Вида-Н», 1998.

201. Радина К.Д. Функции взрослого в детском объединении,- Кострома, 1993.

202. Радина К.Д. Детское движение и школа: проблемы и перспективы // Несторонний взгляд. М.,1992. - № 2.

203. Радина К.Д. Наука о детском движении: концепция, состояние, перспективы развития. //Теория, история, методика детского движения / Под ред. Т.В. Трухачевой. М.,1998.- № 4.

204. Радина К.Д. Пространство сегодняшней жизни ребенка: гуманизм -новая идеологическая основа детского движения. // Теория, история, методика детского движения / Под ред. Т.В. Трухачевой.- М.,1999. № 5.

205. Радугин А.А. Философия: Курс лекций.- М., 1997.

206. Раевская Н.Е. Психология и педагогика.- СПб.: «Альфа», 2001.

207. Развитие личности в детском общественном объединении / Под ред. М.Е. Кульпединовой. М.: Ассоциация исследователей детского движения, 1994.

208. Райгородский Д.Я. Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. - Т.1.

209. Райгородский Д.Я. Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. - Т.2.

210. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997.

211. Ри Д. Интеграция восточной и западной психотерапии // Журнал практического психолога.-1996.- № 3.

212. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

213. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001.

214. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999.

215. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

216. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе : Учеб. пособие.- М., 2000.

217. Россия-Китай: история и современность: сборник научных статей.-Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.

218. Ростопшин П.Н. Психология и педагогика.- М., 2000.

219. Роузен Д. Дао Юнга / Пер. с англ. Д. Палец. К.: «София», Ltd., 1997.

220. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

221. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т.- М., 1989. Т.1.

222. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т.- М., 1989. Т.2.

223. Рухманов А.А. Познать себя. М.: Мол. Гвардия, 1981.

224. Рыданова И.И. Основы педагогики общения.- Минск, 1998.

225. Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 1999.

226. Савилов В.А. Кэндо путь к мужеству и благородству: Кн. для учащихся ст. классов. -М.: Просвещение, 1992.

227. Самоценность детства и детская культура: Материалы Республиканской науч.-практ. конференции / Под ред. В.В. Позднякова.- Минск, 1999.

228. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. Петропавловск-Камчатский, 1995.

229. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас: Учебное пособие.- Петропавловск-Камчатский, 1995.

230. Седова Н.Е. Педагогику сотрудничества на службу обновляющейся i школе: Учебно-методическое пособие.- Петропавловск- Камчатский, 1991.

231. Селиванова H.J1. Воспитательная система школы.- М.: Знание, 1989.

232. Сидоркин A.M. Пособие для начинающих робеспьеров. М.: Знание,1990.

233. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. псих. 1986.- № 6.

234. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. О чем мы спорим? // Вопр. псих.1991.-№2.

235. Словарь практического психолога / Сост.С.Ю.Головин.- Минск, 1997.

236. Смирнов В.М. Работа с личным составом ОВД: воспитательные и психологические аспекты. М.: ГУ ВНИИ МВД России, 2000.

237. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе.- М.,2000.

238. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову.- М., 1990.

239. Соловьев B.C. Красота в природе. Смысл любви // Русский космизм: Антология философской мысли.-М., 1993.

240. Сорокин П.В. Организованная спортивность // Аргументы и факты.-2001.-№24.

241. Сорочинская Е. Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Ростов-на-Дону, 1996.

242. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. З.И. Васильевой.-Ленинград, 1989.

243. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.- М., 1972.

244. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие.- Минск, 1998.

245. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Московский психологический институт: Флинта, 1999.

246. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

247. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

248. Столяров В.И. Проект СпАрт и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России // Теор. и практ. физ. культ.- 1994.- № 3.

249. Страхова Л.М. Роль эмоционального поведения учителя в формировании и диагностике учебной деятельности школьников // Формирование и диагностика учебной деятельности школьников: Межвузовский сборник. -Волгоград, 1990.

250. Судзуки Д. Основы Дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Бишкек: МП «Одиссей», 1993.

251. Судзуки Д.Т. Наука Дзен Ум Дзен.- Киев: Пресса Украши, 1992.

252. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина.- М., 1971.

253. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника.- М., 1976.

254. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива: Избр. произв.: В 5-ти т.- Киев, 1979.- Т. 1.

255. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М., 1979.

256. Тесова Е.Г. Выполни себя: программно-методические рекомендации по подготовке подростков к самовоспитанию,- Минск, 1999.

257. Тимофеева Н.В. Самореализация личности дошкольника в обучении как педагогическая поблема: Дис. . канд. пед. наук.-Хабаровск, 1999.

258. Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети (проблема взаимодействия). М.,1997.

259. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг: в 2-х ч. М., 1991. -Ч. 1.

260. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг: в 2-х ч. М., 1991. -Ч. 2.

261. Уотте А. Путь Дзен. Киев: София, 1993.

262. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под. ред. В.А Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И Соколовой.- М., 1999.

263. Файдыш Е.К. Состояние сознания. Минеральные Воды: Кавказская здравница, 1993.

264. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дис. док. пед. наук. Иркутск, 1998.

265. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: восточные теории личности. М., 1994.

266. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентирован-ной психологии. Дайджест.- М., 1996.

267. Фейербах Л. Избранные философские произведения.- М., 1975.- Т. 1.

268. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., Воронеж, 1996.

269. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.

270. Фомин В.В., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока.- М.: Молодая гвардия, 1990.

271. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.

272. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / Перев. с англ. М.: Педагогика, 1993.

273. Френе С. Избранные педагогические сочинения / Сост. Б.Л. Вульфсон -М.: Прогресс, 1990.

274. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.

275. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.

276. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович Л.А. Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М., 1988.

277. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998.

278. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Пер. с англ. Д.Н. Дудинский. Минск: ООО «Попурри», 1998.

279. Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник / Пер. с нем. / Под ред. А.Л. Доброхотова.- М., 1991.

280. Харламов И.Ф. Педагогика.- Минск, 2001.

281. Хироаки Сато. Самураи: история и легенды / Пер. Котенко Р.В. СПб.: Евразия, 1999.

282. Хрестоматия по педагогике. / Под ред. З.И. Равкина.- М.: Просвещение, 1976.

283. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского М.: Просвещение, 1987.

284. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. / Сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин М.: Гардарика,. 1997.

285. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.

286. Хэйуорд Д. Путь воина Шамбалы: практическое руководство / Пер. с англ. Т. Науменко. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.

287. Хэйхо Кадэн Сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча / Пер. А.Б. Никитин. СПб.: Евразия, 1998.

288. Цветков Э.А. Мастер самопознания, или погружение в Я.- СПб: Лань, 1996.

289. Целостность педагогического процесса как условие и результат гуманизации школы как воспитательной системы // Сб. материалов городской науч.-практ. конф. /Ред. Л.Н. Куликова. Хабаровск, 1996.

290. Цзен Н.В. Психотренинг. Игры и упражнения М., 1989.

291. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, 1995.

292. Цымбаленко С.Б., Щеглова С.Н. Кто они, подростки девяностых? (Социологический портрет современного детства).- М.: 1995.

293. Черкашин И.А. Воспитание нравственных качеств юношей, занимающихся восточными единоборствами: Автореф. дисс. . канд. пед. наук, Якутск, 1999.

294. Чжань Чжень Цзы. Практика Дзен.- Красноярск: Белый остров, 1993.

295. Чжуан-цзы / Пер. с кит. Л. Позднеевой. СПб.: Амфора, 2000.

296. Что такое дзэн? // Сборник / Пер. с англ. Львов: Инициатива, К.: Airland, 1994.

297. Штроо В.А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопр. псих.-1998.-№4.

298. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен «И-цзин».- М., 1993.

299. Щедрина А.Г. Пропаганде физической культуры научную основу // Теор. и практ. физ. культ.- 1991.- № 3.

300. Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы // Очерки по философии образования. М.,1993.

301. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000.

302. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993.

303. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М., Воронеж, 1996.

304. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,1996.

305. Эррикер К. Буддизм / Пер. с англ. JI. Бесковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

306. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.,1991.

307. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

308. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. М.: Практика, 1997.

309. Russel P. The global Brain: Speculation on the Ivolutionary heap to Planetary Consiousness. Los Angeles, 1983.

310. Spino M. Mind/body running program.- N.Y., 1979.

311. Suzuki D.T. Zen and Japanese culture. L.: Rutledge and Paul, 1959.

312. Watts A. The Way of Zen. N.Y.: Pantheon, 1957.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.