Развитие нравственных качеств юношей, занимающихся восточными единоборствами тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Черкашин, Илья Афанасьевич
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Черкашин, Илья Афанасьевич
Введение.77^
Глава 1. Теоретические основы развития нравственных качеств личности
1.1. Нравственность как философская категория.
1.2. Психолого-педагогические основы формирования и развития нравственных качеств личности.
1.3. Влияние занятий спортом на развитие нравственных качеств юношей.
Выводы по главе.
Глава 2. Развитие нравственных качеств юношей средствами восточных единоборств
2.1. Исходные позиции и характеристика опытно-экспериментальной рабртй
2.2. Организационно-педагогическое обеспечение нравственного воспитания юношей в спортивном клубе
2.2.1. Общая характеристика нравственной воспитанности членов спортивного клуба.
2.2.2. Осуществление нравственного просвещения.
2.2.3. Пути и способы совершенствования нравственных качеств личности.
Выводы по главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности подростков в процессе занятий восточными единоборствами2005 год, кандидат педагогических наук Петрыгин, Сергей Борисович
Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление2008 год, доктор педагогических наук Черкашин, Илья Афанасьевич
Этнопедагогические условия формирования целеустремленности у спортсменов-подростков: На примере секций восточных единоборств2004 год, кандидат педагогических наук Колодезникова, Маргарита Герасимовна
Педагогические условия развития самопознания подростков средствами восточных единоборств2001 год, кандидат педагогических наук Павличенко, Алексей Васильевич
Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы2011 год, кандидат педагогических наук Горбунов, Николай Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие нравственных качеств юношей, занимающихся восточными единоборствами»
Нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование его активной гражданской позиции на современном этапе развития общества является одной из основных задач в деле формирования личности человека нового типа. Обществу нужны зрелые личности с оригинальным мышлением, практичностью, развитой способностью к переустройству и обновлению, так как необходимым и достаточным условием исторического прогресса является сам человек со всеми его свойствами и потребностями, формирование которых осуществляется в различных социальных институтах. Это обязывает специалистов усилить внимание к различным аспектам данной многогранной проблемы. Нравственное воспитание включает в себя единство формирования нравственных чувств, убеждений, поведения. Это - воспитание у человека высокой идейности, гражданственности и активной жизненной позиции.
Однако, как свидетельствуют наблюдения, проведенные нами на констатирующем этапе исследования, различные причины социального порядка в стране, а также упущения в школьном и, особенно, в семейном воспитании порождают у некоторой части детей, преимущественно в подростковом возрасте, отрицательные черты характера, выражающиеся чаще всего в нравственной невоспитанности, в слабом волевом развитии, недостатках в развитии черт и качеств личности с пробелами и отклонениями в системе их отношений с другими людьми. Возрастание роли морального фактора в жизни граждан, наблюдающееся несоответствие нравственных качеств определенной части молодежи принятым в обществе нормам, необходимость совершенствования практической постановки этического воспитания молодого поколения свидетельствуют об актуальности осуществляемого нами изучения педагогических основ нравственного воспитания спортсменов в современных условиях.
Общепедагогические проблемы нравственного воспитания изучали многие специалисты-педагоги, как О.С.Богданова, Л.Ю.Гордин, В.Е.Гурин, Э.П.Козлов, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, И.Ф.Харламов, М.И.Шилова, М.Г.Яновская и многие другие. Анализ их трудов и других имеющихся исследований по проблемам нравственного воспитания, дает возможность отметить следующее: актуальность проблемы повышается по мере продвижения общества вперед, выявляя все новые и новые ее аспекты; в силу этого работы многих исследователей не в полной мере удовлетворяют возрастающие запросы практики; остаются слабо изученными особенности нравственного становления определенных социально-демографических групп молодежи.
Нравственным воспитанием молодежи занимаются в учебных заведениях, общественных организациях, в том числе в спортивных секциях и клубах. Тем не менее, как показывают повседневные наблюдения, анализ опыта воспитательной работы в учебных заведениях, в спортивно-оздоровительных клубах, спортивных секциях, нравственный облик некоторой части молодежи еще далек от идеалов, принятых в обществе, не отвечает требованиям высших моральных качеств личности. Зачастую имеют место факты аморального поведения спортсменов и тех, кто занимается в спортивных объединениях.
Одну из причин столь недопустимых явлений мы видим в несовершенстве средств воспитательного воздействия, в нарушении требований комплексного подхода к решению задач воспитания, в неумении результативного использования традиционных способов влияния на молодежь и игнорировании методов, диктуемых временем. В частности, на наш взгляд, недостаточно реализуются возможности нравственного формирования личности молодых людей средствами видов деятельности, которыми они интересуются. Так, по нашему убеждению, во внешкольных учреждениях спортивного профиля, имеющих свою специфику, как гибкость режимов и отношений, опора на индивидуальный интерес, добровольность и свобода выбора школьниками интересующей их спортивной специализации, иной, по сравнению с классно-урочной системой, кодекс отношений между тренерами и учащимися, созданы наиболее благоприятные условия для идейно-нравственного развития учащихся.
В аспекте нашего исследования наибольший интерес представляют работы В.В.Белорусовой, Н.М.Богатыревой, Л.И.Божович, В.Д. Гончарова, М.Г.Казакиной, В.И.Клочковой, В.П.Кочнева, В.И.Молчановой, Г.И.Мызана, Н.А.Некрасова, В.И.Прокопенко, С.А.Пушкарева, Н.Н.Решетень, А.В.Романовой, О.Н.Рута, Н.К.Шамаева и др., в которых раскрываются особенности процесса формирования личности под воздействием физического воспитания и спортивной деятельности, морального становления личности в коллективе, благотворного влияния силы коллектива на личность. Однако в них особо не выделяются специфические возможности отдельных видов спорта на формирование нравственных качеств личности, в частности, нет трудов, отражающих воспитательную деятельность с занимающимися восточными единоборствами. Формы и методы воспитательной работы со спортсменами, занимающимися восточными единоборствами, в частности, кик-боксингом, еще не изучены в полной мере, нет точных критериев нравственной воспитанности спортсменов в их физкулыурно-спор-тивной деятельности, не определены педагогические основы деятельности малых физкультурно-оздоровительных коллективов, спортивных клубов.
Таким образом, налицо объективно существующее противоречие: возрастание роли морального фактора в жизни нашего общества, повышение требований к нравственной подготовке граждан, с одной стороны, и отставание в нравственном становлении от уровня этих требований у определенной части молодежи, с другой. В преодолении указанного противоречия мы видим суть проблемы, в разрешение которой вознамерились внести свой посильный вклад. Это определило тему предпринятого нами диссертационного исследования: «Развитие нравственных качеств юношей, занимающихся восточными единоборствами».
Объектом исследования является процесс организации и осуществления нравственного воспитания физкультурников и спортсменов.
Предмет исследования - педагогические условия формирования нравственно ценных качеств у юношей, занимающихся восточными единоборствами.
Цель исследования - определить организационно-педагогические пути, формы и способы повышения нравственных качеств личности юношей средствами восточных единоборств.
Определяя предмет и цель исследования, мы особое внимание обращаем на категорию молодежи послешкольного возраста, на уровне воспитанности которой прослеживаются недочеты и упущения в нравственном воспитании детей и подростков. По-существу, содержание опытной работы направляется на перевоспитание молодых людей, у которых не сформированы нравственные качества и свойства личности. Это вовсе не значит, что полученные результаты невозможно будет использовать в процессе работы с детьми и подростками, интересующимися физкультурой и спортом, в рамках общеобразовательных учреждений, в спортивных клубах и объединениях подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что совершенствование нравственных качеств личности юношей, занимающихся восточными единоборствами, возможно, когда: N занятия в клубе или объединении по интересам организуются на основе принципов системного и личностно-деятельностного подходов и широкого использования возможностей восточных единоборств в нравственном становлении молодых; содержание занятий включает в себя серию заранее запланированных групповых и индивидуальных непринужденных бесед, обогащающих морально-этические знания юношей;
• содержание, формы воспитательной работы включают в себя систематически и планомерно организованный опыт моральных отношений, навыков и привычек;
• отношения между субъектами, а также технологии педагогического процесса построены с учетом того, что в его центре находится личность, способная к самосозиданию, к духовно-нравственному восхождению, стремящаяся познать и реализовать особенности собственного духовно-физического потенциала.
Цель и гипотеза определяют следующие задачи исследования:
• теоретико-методологическое осмысление нравственного совершенствования личности в современных условиях;
• выявить возможности восточных единоборств в формировании и развитии нравственных качеств личности;
• разработать и опытно-экспериментальным путем определить рациональные педагогические условия (содержание, формы и способы) развития нравственно ценных качеств личности юношей в процессе занятий восточными единоборствами; разработать методические рекомендации и практические предложения по совершенствованию нравственного воспитания юношей в условиях спортивных клубов и объединений.
Методологическую основу исследования составляют теоретические философские и психолого-педагогические положения о принципах и закономерностях нравственного воспитания, о морально-этическом и нравственном саморазвитии личности человека, о путях формирования физической культуры личности, в процессе которых закладываются основы физического и духовного здоровья человека, формируются и развиваются его нравственные качества
В соответствии с предметом, гипотезой и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы, освещающей проблемы нравственного воспитания школьников и молодежи; эмпирические методы - наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, устный опрос, сочинения; изучение и обобщение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа; статистические методы.
Базой исследования явились профессионально-спортивные клубы «Саамер-кик» и «Мохсогол» г.Якутска. Всего в опытно-экспериментальной работе было задействовано 180 человек разных возрастных групп, в том числе 80 человек послешкольного возраста. Опытно-экспериментальное исследование проводилось с 1995 по 1999 гг.
Этапы исследования, диссертационное исследование проводилось с 1994 по 1999 гг. в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1994-1995 гг.) накапливался теоретический и практический материал в процессе анализа общей и специальной научной литературы. Были определены предмет, объект, цель, основные задачи исследования, выдвинута рабочая гипотеза, определены признаки и критерии нравственности, подобраны методики выявления и анализа исследуемой проблемы, разработана программа опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (1995-1998 гг.) были зафиксированы уровни сформированности соответствующих нравственных качеств личности спортсменов, занимающихся восточными единоборствами, в экспериментальных и контрольных группах, выяснялись факторы и условия формирования и развития морально-этических, нравственных качеств личности у молодых людей послешкольного возраста. Была также уточнена гипотеза и несколько скорректирована программа исследовательской работы и осуществлялась опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе (1998-1999 гг.) обобщались и систематизировались полученные данные, обосновывались сущность, содержание и способы нравственного воспитания занимающихся восточными единоборствами в условиях спортивного клуба, осуществлено оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: раскрыты сущность, основные компоненты и признаки нравственности и морально-этического формирования личности в современных политических и социально-экономических условиях;
• выявлены педагогические возможности восточных единоборств в нравственном становлении личности занимающихся ими;
• определены основные социально-педагогические и психолого-педагогические факторы формирования нравственных качеств личности и рациональные педагогические условия организации нравственного воспитания занимающихся восточными единоборствами.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно раскрывает содержание, формы и методы нравственного воспитания спортсменов и занимающихся физкультурой и спортом в условиях малых объединений людей по интересам (в клубах, секциях), содержит практические рекомендации по повышению уровня их нравственного развития. Результаты настоящего исследования могут быть использованы педагогами воспитательных центров и внешкольных учреждений, а также в процессе подготовки и переподготовки тренеров и учителей физического воспитания.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечены общим методологическим подходом к изучению проблем нравственного воспитания, применением методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, личным опытом работы в качестве тренера и руководителя клуба, многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций, реальными позитивными сдвигами уровней сформированности морально-этических, нравственных качеств юношей из экспериментальной группы.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились путем обсуждения на заседаниях кафедры педагогики Якутского госуниверситета, на научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов Республики Саха (Якутия), на семинарах-совещаниях улусного, республиканского масштабов по проблемам развития физической культуры и спорта, на традиционных научных конференциях преподавателей педагогического института ЯГУ.
На защиту выносятся следующие положения:
• нравственность - сложное личностное образование, состоящее из гражданских, чловеческих качеств, проявляющихся в действиях и поступках человека, формирование и развитие которых обусловлено уровнем сформированности и развитости внутреннего сплава психических свойств личности (характера, потребности, интересов, мотивов, целей), что составляет основу содержания нравственного воспитания; возможности восточных единоборств как педагогического средства нравственного воспитания обусловлены их спецификой как вида спорта, содержанием которого является научить человека не только его технике, но и владеть собой, уметь сосредоточиться, достигнуть дисциплины ума и способности управлять своим бессознательным, неукоснительно соблюдать правила и нормы, что способствует при правильной организации педагогического процесса формированию и развитию таких нравственных качеств, как выносливость, выдержка, самообладание, терпимость, уважение личности других людей;
• рациональные условия, пути и способы нравственного воспитания молодых людей, занимающихся восточными единоборствами, заключаются в том, что: а) в соответствии с направленностью данного вида спорта на познание и реализацию особенностей собственного духовно-физического потенциала занимающимся увидеть в нем личность, способную к духовно-нравственному восхождению; б) каждое занятие сопровождается индивидуально-групповыми беседами, обогащающими морально-этические знания, нормы и правила; в) проводится систематическая, целенаправленная работа по обогащению опыта моральных отношений, навыков и привычек в жизнедеятельности занимающихся как в клубе, так и за его пределами.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Нравственно-волевое воспитание подростков средствами восточного единоборства в системе дополнительного образования: на материале занятий кудо2008 год, кандидат педагогических наук Сен, Владимир Дябукович
Педагогические условия развития физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов2008 год, кандидат педагогических наук Гусейнов, Абдула Гусейнович
Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью2000 год, доктор педагогических наук Шамаев, Николай Калинович
Программно-методические основы развития нравственных и физических качеств подростков средствами каратэ-до в системе дополнительного образования2006 год, кандидат педагогических наук Москвин, Николай Геннадьевич
Формирование физической культуры личности сельских подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба2005 год, кандидат педагогических наук Махов, Александр Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Черкашин, Илья Афанасьевич
Выводы по главе
Глава содержит материал опытно-экспериментальной работы, проведенной на основе философско-психологических и педагогических положений и идей нравственного совершенствования личности, морально-этического воспитания людей, разработанных в методологической главе диссертации. Опытная работа имела целью определить рациональные формы, технологии работы с членами клубов для достижения более высоких уровней нравственного совершенствования их личности. Экспериментальную группу составляли 43 человека, так называемых из «группы риска», в том числе 20 человек, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за различные правонарушения.
В процессе опытной работы (в течение 3-х лет; состав стабильный) в результате поиска разных путей и форм нравственного воспитания молодых людей выяснилось:
1. Нравственное воспитание не имеет собственных форм работы, как, например, художественное, трудовое и др. Его идеи, положения реализуются через другие формы и направления воспитательной деятельности.
2. Нравственное воспитание молодых людей послешкольного возраста представляет из себя не формирование каких-то определенных нравственных личностных качеств, а их совершенствование и переделку (последнее скорее связано с перевоспитанием).
3. Содержание нравственного воспитания в условиях спортивного клуба состоит из морально-этического просвещения и самостоятельной социальной деятельности в открытом социуме, составляющих , в комплексе единое целое.
4. Морально-этические знания ребят обогащаются в процессе: регулярно проводимых лекций общественно-политического, социально-экономического, правового и др. содержания; учебно-тренировочных занятий; индивидуально-групповых бесед; диспутов, дискуссий и т.д.
5. Социальная деятельность осуществляется по выбору, интересам членов клуба в различных учреждениях, объединениях людей по интересам, организуемых мероприятиях и т.д. Сердцевину ее составляет духовно-практический опыт молодых людей, направленный на обогащение их внутреннего мира, на осуществление постоянного контакта со своим «внутренним человеком», что создает реальные условия для самосовершенствования, самосозидания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовное возрождение общества непосредственно связано с нравственным совершенствованием личности, раскрытием всех сущностных сил человека, его индивидуальности, личностного потенциала. Изучение проблемы развития и саморазвития личности на философском, психологическом уровне позволило нам определить, что различные философские течения, психологические учения едины в системе общих принципов, идей, которые связаны с центральной проблемой положения личности в мире. В них рассматриваются такие позиции, как существование человека, направленного на сохранение индивидуальности, акцент на внутреннюю детерминацию поведения, противостояние любой форме авторитарности, свобода, требующая от личности большой отваги, связывание человеческого бытия с порывом к творчеству, ответственностью, личностной активностью, которые составили методологическую основу нашего исследования.
Для нашего исследования имели большое значение идеи становления и саморазвития личности в процессе решения жизненных проблем через свободный выбор путей реализации собственной сущности. Разрабатывая педагогические условия нравственного совершенствования молодых людей, мы использовали в исследовании положение о развитии личности как творца своей жизни, что готовит человека к субъектной деятельности, формирует стремление к осмысленным действиям, сознательному выбору позиций, к поступку и ответственности за него.
Определяя пути и содержание нравственного воспитания юношей, мы исходили из философско-психологических законов о том, что человек развивается по своим внутренним законам, выступающим единственным источником всех его потребностей и возможностей - в познании, творчестве, нравственном поведении. В конечном итоге самораскрытие потенциальных возможностей человека зависит от него самого. И для нашего исследования становятся важными идеи развития духовности, самобытности, неповторимости личности в условиях свободы и творчества, что источник, ресурсы развития и самосовершенствования человека заложены в самой личности.
Дальнейшее осмысление изучаемой проблемы проходило при ее исследовании на педагогическом уровне, выделяя такие психологические феномены, как рефлексия, эмоциональная отзывчивость и др., создающие нравственные основы сотрудничества, педагогического взаимодействия, личностного становления подопечных. Анализ теории и практики исследуемого процесса позволил нам определить условия эффективности нравственного воспитания молодых людей, занимающихся спортом:
- повышение их гуманистического потенциала путем нравственно-этического просвещения;
- гуманизация воспитательного пространства в процессе учебно-тренировочных занятий в спортивных клубах;
- организация социально практической деятельности ребят, в которой особое место занимает их духовно-практический опыт, включающий все виды рефлексии.
Выделенные условия составили направление и содержание нравственного воспитания молодых людей в деятельности спортивных клубов. Их проверка в процессе опытно-экспериментальной работы в целом подтвердила основные положения рабочей гипотезы.
Проверка различных форм и способов нравственного просвещения юношей показала рациональность тех из них, которые имеют индивидуально-дифференцированные формы, проводящиеся в комплексе учебно-тренировочных занятий, ненавязчиво, а также направлены на осмысление происходящих изменений в морально-этических взаимоотношениях людей. При этом основу нравственного просвещения составило утверждение в сознании ребят непреходящей ценности общечеловеческой морали, с позиции которой рационально осмысливать происходящее вокруг.
Нравственное воспитание осуществлялось, используя преимущества занятий восточными единоборствами. На первый план выдвигается внутренняя, духовная сторона данного вида спорта, где сосредоточен комплекс таких личностных образований, как терпимость и великодушие, мужественность и гуманность. Все это сочетается с проявлением мужественности и храбрости, силы и ловкости, красоты движений и зрелищности в восточных единоборствах. Нравственное совершенствование личности молодого человека в первую очередь осуществлялось через формирование духовной культуры восточных единоборств, их духовных традиций в процессе учебно-тренировочных занятий. Действенность приобретенных знаний и навыков обеспечивалась их практическим преломлением и использованием в процессе самостоятельной социальной деятельности, организуемой в соответствии с желаниями и интересами самих ребят.
Опытная работа выявила, что нравственно совершенствовать личность молодого человека невозможно через навязывание ему моральных идей, этических норм, нравственных принципов против его воли и желаний. Прежде всего, важно «разбудить» в нем его добродетельные начала, выявить позитивные духовно-нравственные качества. Следующий этап - воздействовать на его сознание, чтобы он сам встал на путь духовного очищения и раскрепощения. Все это ложится в основу самовоспитания, осуществляемого путем включения юноши в духовно-практический опыт, направленный на постижение своего внутреннего «Я». Опыт показал ценность добровольного и творческого участия ребят в различных видах социальной деятельности, в которой они осуществляют преломление общественных ценностей через сознание и самосознание, совершенствуя свои личностные качества.
На основании опытно-экспериментальной работы можно выдвинуть следующие положения организации нравственного совершенствования личности молодых людей, занимающихся восточными единоборствами в спортивных клубах:
- выявление позитивных личностных качеств, заложенных в индивиде «человеческих добродетелей», и опора на них в процессе взаимодействия, контактов, общения;
- изменение приобретенных в опыте социальной жизни негативного направления ценностей, установок, норм и морали через систему учебно-тренировочных занятий по восточным единоборствам, подчеркивая их спортивно-нравственные преимущества, путем педагогически целесообразного нравственного просвещения и через участие в различных видах социальной деятельности;
- организация взаимодействия членов клуба с окружающими людьми, предметами и явлениями социальной жизни, предоставляющего им выбор его содержания, способов и средств, направленного на творение добра и радости, на созидание;
- обеспечение творческого отношения к любому виду социальной работы как к чувственно-предметной деятельности, активизирующей рефлексию, развивающей эмпатийные процессы, на основе которых формируется эмоциональная отзывчивость;
- стимулирование и предоставление молодым людям широкой возможности и способов работы со своим «внутренним человеком» для осознания себя не только как участника и созидателя внешнего бытия, но и как творца эмоционального пространства - важнейшего фактора становления нравственных ресурсов личности: эмоциональной отзывчивости, терпимости, потребности к сорадованию и к сопереживанию, стремления заботиться о другом и т.д.
В целом, проведенное исследование дало возможность обосновать теоретически и подтвердить практически первоначально выдвинутые нами предположения по совершенствованию нравственных качеств личности парней, занимающихся восточными единоборствами. Не совсем подтвердилось положение, выдвинутое нами в процессе опытной работы, о том, что включение молодых людей в духовно-практический опыт, к постижению своего внутреннего «Я» ведет к практике эмоциональной отзывчивости, к рефлексивным способам жизнедеятельности. Как показала наша опытная работа, способность к духовно-практическому опыту развивается, но не у всех. В дальнейшем данная проблема требует более углубленного изучения и с разных позиций.
Естественно, в пределах данной работы не разрешены все вопросы рассматриваемой проблемы, это и не ставилось в ее цели и задачах. Тем не менее, проведенное исследование открывает перспективы для изучения путей гражданского становления, социальной адаптации молодых людей послешкольного возраста и тех, кто находится в так называемой «группе риска», а также для совершенствования подготовки тренеров-педагогов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Черкашин, Илья Афанасьевич, 1999 год
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1986.-334 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 448 с.
4. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -1995,-№ 1.
5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во Дом Ш.Амонашвили, 1995. - 496 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.Бодалева. М.-Воронеж: Инст-т практич.психол., 1996. - 384 с.
7. Андерсон Дж. Думай, пытайся,.развивайся. СПб., 1996. - 87 с.
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казан.унив-та, 1998. - 567 с.
9. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.-264 с.
10. Ю.Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. Т. 14. 1993.-№2.-С. 3-16.
11. П.Анцыферова Л.И. Психология личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 3-11.
12. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 256 с.
13. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. 1993. - № 3. - С. 59-70.
14. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.-Воронеж, 1996. 768 с.
15. Бартенев В.А. Педагогические условия фасилитации социальной адаптации старшеклассников средствами физической культуры. Авто-реф. дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. Ярославль, 1997. -19 с.
16. Батищев Г.С. Не деянием одним жив человек // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С.317-329.
17. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 109-129.
18. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. -№ 3. - С. 103-109.
19. Белорусова В.В., Базунов Б.А. и др. Массовая физическая культура и спорт важнейшие средства формирования активной жизненной позиции советских людей. - М.: ФиС, 1979. - 221 с.
20. Белухин Д.А. Психотерапия педагогической деятельности. М.: МПГУ, 1992.-46 с.
21. Бердяев H.A. О назначении человека М. :Республика, 1993. - 383 с.
22. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. -М.: Книга, 1991. -445 с.
23. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.
24. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
25. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бийск, 1995.
26. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцатый век. М,: Политиздат, 1990. - 413 с.
27. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М.: Изд-во УРАО, 1998.-576 с.
28. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание: философско-этические основы. Воронеж, 1990. - 121 с.
29. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. -М.: Просвещение, 1988.
30. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 199 с.
31. Бодалев A.A. Психология общения. М.-Воронеж: Инст-т практич. психол., 1996. - 256 с.
32. Бодалев A.A., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Советская педагогика: 1991. № 5. С. 11-20.
33. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.-Воронеж: Инст-т практич. психол., 1996. - 256 с.
34. Болдырев Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения. М., 1967. - 70 с.
35. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов-на-Дону, 1976. - 192 с.
36. Бохорский Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъективного отношения к труду. Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд.пед.наук. -М., 1991.
37. Братусь Б.Г. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. - № 1.
38. Брушлинский A.B. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия РАО. М.: Магистр, 1999. С. 30-41.
39. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3-40.
40. Буева Л.П. Гуманизация воспитания в кризисном социуме // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей. М., 1993. - С. 14-17.
41. Бурибаев Б. Содержание и организация нравственного воспитания сельских школьников в спортивном коллективе. Автореф. дисс.на со-иск. учен.степ.канд.пед.наук. Ташкент, 1990. 17 с.
42. Вардомский А.П. Моральная регуляция поведения личности. -Минск: Наука и техника, 1987. 128 с.
43. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Минск: Юнацтва, 1994. - 526 с.
44. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы. Автореф.дисс.на соиск. учен. ст. доктора пед.наук. М., 1987. - 32 с.
45. Вендровская Р.Б. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. М., 1992. - 134 с.
46. Вершловский С. Воспитание активной жизненной позиции. М., 1989.
47. Воинкова З.Г. Формирование научного мировоззрения учащихся. -Иркутск: Изд-во Ирк.госунив-та, 1995. 300 с.
48. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О.С.Газмана. М., 1996. -16 с.
49. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. М.: РАО, 1995. - 87 с.
50. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997. - 288 с.
51. Выдрин В.М. Спорт в современном обществе. М.:ФиС, 1975.
52. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 78-83.
53. Гавриловен К.В. Воспитание человечности. Минск: Народна асве-та, 1985. - 183 с.
54. Гавриловен К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям. Автореф. дисс.на соиск.учен.ст. доктора пед.наук. Л., 1989.-36 с.
55. Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М.: Инноватор, 1995. - 116 с. - С. 3-13.
56. Газман О.С. От авторитарного воспитания к педагогике свободы // Новые ценности образования. Содержание гуманистического образования. Кн. 2. М.: РАО, 1995. - 104 с.
57. Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. - 103 с.
58. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Пед. общ-во России, Ноосфера, 1999. - 272 с.
59. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
60. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. - № 3. С. 43-52.
61. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое //Педагогика. 1998. № 5. С. 42-45.
62. Гомонова Л.Я. Место и роль эмоционально-чувственных элементов в нравственном сознании. Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. фи-лософ.наук. М., 1973. - 22 с.
63. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. 320 с.
64. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред О.С. Газмана, И.А.Костенчука. -М., 1995.
65. Гуманистическая воспитательная система. Вопросы теории / Под ред. Л.И.Новиковой, А.В.Мудрика. Владимир, 1993. - 120 с.
66. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-пресс, 1994. - 314 с.
67. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.:Просвещение, 1988. 136 с.
68. Гусева Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе. Автореф. канд.дисс. Брянск, 1994. - 19 с.
69. Гусинский Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.
70. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Педагогика, 1968.
71. Диагностическая карта нравственной воспитанности учащегося. Методич. рекомендации. Воронеж, 1990. - 36 с.
72. Иванов A.JI. Кик-боксинг. К.: Air Land, 1994. - 310 с.
73. Иващенко Ф.П. Психология воспитания школьников. М., 1996. -128 с.
74. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
75. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.
76. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1991.- 136 с.
77. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика воспитательных систем.- М.: Новая школа, 1996. 160 с.
78. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. —80 с.
79. Каргаполов В,П. Жизненные ориентации школьников, занимающихся спортом // Проблемы физического воспитания школьников Сахалинской области.—Хабаровск: Изд-во ЮСГПИ, 1993. С.34-39.
80. Касаткин В. Болезнь как недостаток культуры // Частная школа. 1995. -№ 5.
81. Квашнина H.A. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности. Пенза: ПГАСА, 1998. - 18 с.
82. Князева E.H., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. - № 2.
83. Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. - № 3.
84. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.- 192 с.
85. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. -Ростов-на-Дону, 1983.
86. Коломинский Я.Л. Воспитание себя. М., 1981.
87. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 339 с.
88. Корнилов А.П. Саморегуляция личности в условиях социального перелома // Вопросы психологии. 1995. - № 2.
89. Коротов В.М. Воспитательные аспекты проектирования процесса // Педагогика. 1997. - № 5.
90. Краснобаева Т.Н. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков 13-14 летсредствами физического воспитания. Автореф. дисс. на соиск. учен.степ.канд.пед.наук. М., 1996. - 24 с.
91. Крупская Н.К. Пед.соч. Т. 5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
92. Куликова JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. - 315 с.
93. Кьеркегор С. Страх и трепет: Этические трактаты. Пер.с нем. М.: Республика, 1993. - 382 с.
94. Лагусев Ю.М. Формирование нравственной культуры личности подростков в любительском объединении спортивного типа. Автореф. дисс. на соиск. учен.степ.канд.пед.наук. М., 1994. - 17 с.
95. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. - 136 с.
96. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
97. Лесгафт П.Ф. Физическое развитие в школе // Собр.пед.соч. Т. 4. -М.:ФиС, 1953.
98. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. - 282 с.
99. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб: Тускарора, 1996. - 175 с.
100. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. -М.: Росс.пед.агентство, 1998. 80 с.
101. Луначарский A.B. Мысли о спорте. М.: Огонек, 1930.
102. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4, 5-9, 10-11 классов общеобразовательной школы. М., 1992.
103. Магомедов Н.М. Методологические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1994. - 40 с.
104. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект Пресс, 1995.-317 с.
105. Макаренко A.C. Соч. Т.5.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
106. Мамардашвили М. Проблемы человека в философии (О человеческом в человеке) / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. -384 с.
107. Массовая физическая культура и спорт важнейшие средства формирования активной жизненной позиции советских людей / Ред. Б.А.Базунов и др. - С.: ФиС, 1979. - 221 с.
108. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс, 1994.-96 с.
109. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. -М., 1996.
110. Минаев Б., Шиян Б. Основы методики физического воспитания школьников. -М.: ФиС, 1990.
111. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: АПН СССР, 1991. - 152 с.
112. Михайлов В.Д. Поднимись над собой. Нравственные аспекты активизации человеческого фактора. Якутск, 1989.
113. Мкртчян A.A. О компенсаторной функции воспитательной системы школы в экстремальных условиях // Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей / Под ред. Л.И.Новиковой. М.: РАО, 1993. - 145 с.
114. Моделирование воспитательных систем: теория практике. - М.: РАО, 1995. - 139 с.
115. Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора или воля к разуму // Вопросы философии. - 1995. - № 9.
116. Мудрик A.B. Развитие социально-педагогической виктимологии как условие гуманизации воспитания // Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей / Под ред. Л.И.новиковой. М.: РАО, 1993. - 145 с.
117. Мудрик A.B. Социализация, воспитание и саморазвитие человека // Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И.Новиковой. М.: РАО, 1993. - С. 15-23.
118. Мысливченко А.Г. Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991.
119. Найн А.Я. Педагогические иновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. № 5. С. 10-15.
120. Никандров Н.Д. Перспективы образования в России // Гуманизация образования. 1998. № 1. - С.3-13.
121. Новиков А.Д. Проблемы теории физического воспитания // Теория и практика физического воспитания. 1966. № 5.
122. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школы. М.: Инноватор, 1996. - 184 с.
123. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред. Н.Б.Крыловой. М.: РАО, 1995. - 114 с.
124. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практика. -М.: Логос, 1995.
125. Петровский В.А. Психология воспитания: пособие для методистов. 2-е изд. М.: Аспект-Пресс, 1995. - 382 с.
126. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
127. Пономарев Н.И. Спорт и социализация личности. М.: ФиС, 1974.
128. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры. -М.: ФиС, 1990.
129. Прокопенко В.И. Этнопедагогические основы физического воспитания. Дисс. на соиск. учен. ст. докт.пед.наук. -М., 1995.
130. Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. М.:Ас-пект-Пресс, 1995. - 152 с.
131. Райзих A.A. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14-15 лет, проживающих в сельской местности. Автореф.дисс.на соиск. учен.степ.канд.пед.наук. М., 1997. -30 с.
132. Розин В.М. Проблема целостного изучения человека // О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. М., 1991. - 384 с.
133. Рудик П.А. Психология. Изд. 2-е. М.: ФиС, 1967.
134. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели» культурного человека // Вопросы философии. 1990. - № 5.
135. Сидоркин А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы // Педагогика. 1996.-№ 2. - С.48-53.
136. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. № 7. С. 14-20.
137. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996 - 479 с.
138. Становление гуманистического мировоззрения личности. М.: РАО, 1994.-223 с.
139. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1998.-320 с.
140. Сухомлинский В.А.Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975.
141. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад.школа, 1973.
142. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1979.
143. Сытин Г.Н. Самоубеждение как средство воспитания и оздоровления личности. М.: Животворящая сила, 1994. - 67 с.
144. Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И.Новиковой и др. М.: РАО, 1993.
145. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. М., 1979.
146. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1996.
147. Уинделл Дж. Дисциплина: 50 надежных способов воспитания детей. Пер. с англ. М.:Авиценна, Юнити, 1996. - 157 с.
148. Усова A.B. Нравственное воспитание учащихся в гуманистически ориентированной школе // Гуманизация образования. 1998. № 1. С. 4852.
149. Ушинский К.Д. Собр соч. Т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
150. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994. Вып. 4. - 68 с.
151. Философия образования для XXI века. Сборн.научн.статей / Под ред. Н.Н.Пахомова, Ю.Б.Тупталова. М.: Логос, 1992. - 204 с.
152. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. - 128 с.
153. Флери М. Физическое и нравственное воспитание ребенка. М., 1900.-237 с.
154. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511с.
155. Фрейд 3. Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997. - 654 с.
156. Фромм Э. Человеческая ситуация. Пер. с англ. М.: Смысл, 1994.-238 с.
157. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. Пер. с нем.- М.: Республика, 1993. 447 с.
158. Харабуга Г.Д. Советская система физического воспитания. Л.: Знание, 1970. - 80 с.
159. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.Просвещение, 1983. - 160 с.
160. Худадов H.A. Психологическая подготовка боксера. М.: ФиС, 1968. - 108 с.
161. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Ком, 1999. - 608 с.
162. Царик A.B. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня и . в 21 веке // Теория и практика физической культуры. 1991. № 1.С. 2-4.
163. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Просвещение, 1983.
164. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. - 320 с.
165. Чехлова З.И. Деятельность основа формирования личности школьника. Автореф. дисс. на соиск. учен.степени докт.пед.наук. -СПб., 1991.
166. Чобитько Н.Г. Воспитание дисциплинированности у старшеклассников в процессе физкультурно-массовой работы. Автореф. дисс. на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. Киев, 1990. - 24 с.
167. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
168. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М. Логос, 1999.- 200 с.
169. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. - 192 с.
170. Шилова М.И. Теория и практика совершенствования процесса воспитания идейно-нравственных качеств личности подростка. Авто-реф. дисс. на соиск.учен.степ.докт.пед.наук. JL, 1985. - 34 с.
171. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
172. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998. - 512 с.
173. Шмачилина C.B. Воспитание старших школьников в нравственной деятельности. Автореф. дисс. на соиск.учен.степ.канд.пед.наук.— Омск, 1996.
174. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.: Изд-во УРАО, 1997.- 100 с.
175. Щедрина А.Г. Пропаганде физической культуры научную основу // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. - С. 6-8.
176. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М.: Педагогический поиск, 1997. 78 с.
177. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
178. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
179. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М., 1986.
180. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: Изд-во Вятск.госпедунив-та, 1998. - 93 с.
181. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.