Организационно-педагогические условия начальной профессиональной подготовки специалистов художественно-строительного профиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Гребенщиков, Евгений Федорович

  • Гребенщиков, Евгений Федорович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Таганрог
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 176
Гребенщиков, Евгений Федорович. Организационно-педагогические условия начальной профессиональной подготовки специалистов художественно-строительного профиля: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Таганрог. 2010. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гребенщиков, Евгений Федорович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ „ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В

ХУДОЖЕСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНОМ Л1ЩЕЕ

1.1 Исторйко-педагогический экскурс становления и развития художе-ственного;образования и его традиций

1.2. Теоретико-педагогические условия и принципы начальной профессиональной подготовки специалистов художественно- • . строительного профиля . . .—.. ■

1.3. Этапы и методы начальной профессиональной подготовки будущего квалифицированного специалиста .;.;.

Г.4; Выводы: пошервой главен.;.

ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ (■■ ;

ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССРЮНАЛЫ-ЮЙ 1 ПОДГОТОВКИ СПЕЩ^АЛИСТОВ РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ

2; 1. Подходы к построению структуры профессиональной подготовки ' кадров рабочей профессии художественно-строительного профиля1.!

2.2. Модель профессиональной подготовки кадров рабочей профессии художественно-строительного профиля.

2.3. Опыт реализации экспериментальной модели в образовательном процессе художественно-строительного лицея.;.

2.4. Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические условия начальной профессиональной подготовки специалистов художественно-строительного профиля»

Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящее время обостряется потребность общества в непрерывном совершенствовании систем образования и, в частности, начальной профессиональной подготовки специалистов художественно-строительной направленности с развитыми художественно-творческими способностями, обладающих профессиональными умениями и навыками, широкой эрудицией, способных к творческой трудовой деятельности. Возрастающий спрос на таких специалистов всех уровней - от рабочего, до имеющего высшее образование, - актуализировал потребность в реорганизации учреждений начального профессионального образования (НПО) художественно-строительного профиля посредством построения новой системы непрерывного профессионального образования, активизирующей развитие художественно-творческих способностей учащихся и повышающей уровень профессиональной подготовки рабочих различных профессий для строительных организаций. Уже сложившаяся практика деятельности НПО является результатом перестроечных процессов не только в обществе в целом, но и в профессиональной подготовке специалистов художественно-строительного профиля, которые проходят зачастую стихийно, без достаточного научно-педагогического обоснования изменений с учётом новых социально-экономических условий, нередко в отрыве от производства, с недостаточным использованием традиций и самобытности национального художественного искусства.

Степень разработанности проблемы. Становление и развитие начальной профессиональной подготовки художественно-строительной направленности в настоящее время является одной из важных проблем отечественной системы профессионального образования (Мухаметзянова Г.В., 1998; Осоргин E.JL, 2000; Решетников О.П., 2008; Рогов Е.И., 2003; Соколова М.С., 2002 и др.), поскольку возникают принципиально новые требования к качеству и эстетике строительства. Основные направления совершенствования системы начального профессионального образования находят свое отражение в научных исследованиях: философов (Еерасимов Г.И., 2005; Попов В.В., 2006; Щеглов B.C.,2006), психологов (Асмолов А.Г., 2005; Крылов A.A., 2005; Максимов JI.K., 2003; Талызина Н.Ф„ 2003), раскрывающих механизмы овладения знаниями, умениями- и навыками; педагогов (Бабанский Ю.К.,1999; Батышев С.Я., 1999; Сергеева Н.К., 2006; Сериков В'.В:,'2007), дающих теоретико-методологическое обоснование образовательной^деятельности обучающихся; ученых, представляющих педагогическое направление начальной профессиональной подготовки (Давыдкина В.В'., 2004; Данилина P.A., 2001; Логинов В.М., 2000 и др.), рассматривающих различные аспекты подготовки кадров рабочих профессий. Показано, что основными факторами начальной профессиональной подготовки специалистов и организации профессиональной деятельности являются: привитие норм трудовой деятельности, как важного компонента в профессиональном становлении будущего квалифицированного рабочего; изучение форм организации и методов проведения образовательной деятельности учащихся; занятия в учреждениях дополнительного образования; активное участие обучаемых в, общественно-образовательных и культурно-массовых мероприятиях, в конкурсах на1 лучшую профессию. Это известные факторы обеспечения успешности НПО, но их реализация затрудняется следующими противоречиями.

С одной стороны, повышаются требования к качественной подготовке выпускников НПО с художественно-эстетическим профилем в контексте которых разрабатываются: государственный образовательный стандарт НПО, сквозные учебные планы и учебные программы, альтернативные учебники по I предметам НПО художественно-эстетического цикла, а с другой стороны, явно ощущается недостаток преподавательских кадров, особенно с художественным образованием, имеющих опыт практической деятельности на предприятиях строительного производства. Кроме того, следует отметить, что в период перестроечных процессов в стране большинство профессионально-технических училищ были ликвидированы, опытные кадры педагогов ушли на работу в других сферах, материально-техническая база учебных заведений утрачена: Это в значительной степени снижает качество подготовки молодых специалистов и эффективность работы учебно-воспитательных заведений НПО. Развитию художественно-творческих спосббностей учащихся в немалой степени препятствуют и разрушение прежних обычаев, традиций; художественных ценностей, и крайне медленное создание новых.

Профессиональная подготовка специалистов с развитыми художественно-творческими способностями - длительный процесс, который начинается с раннего детства-и продолжается вплоть до получения высшего профессионального образования, на- практике же все ещё не отработана преемственность между ступенями- системы, образования. Сама же система непрерывного профессионального^ образования^ (школа с. углубленным: изучением прикладного искусства»- лицей; НПО) недостаточно интегрирована с производством.

Еще недавно профессиональная подготовка специалистов определялась, госзаказом государственных предприятий ж организаций. С изменением- социального и экономического курса страны (государственного и негосударственного сектора экономики) возникла потребность-в диверсификации системы образования, что противоречит задачам повышения качества подготовки, отвлекая от них внимание всего персонала НПО. Поэтому при подготовке специалиста, наряду с реализацией необходимых качественных нововведений, возникла необходимость реализации экономической составляющей рыночных отношений и учёта новых потребностей рынка труда.

Вышеуказанные противоречия* и необходимость их разрешения, непосредственно определяют проблему исследования, заключающуюся в научно-обоснованном поиске организационно-педагогических условий, форм, методов, средств и методик подготовки в современных социальных условиях квалифицированных рабочих кадров, способных выполнять сложную техническую, художественную работу, обладающих соответствующими'развитыми творческими способностями, ориентированных на сохранение историко-культурного наследия страны, как вектора общественного развития.

Решение этой проблемы ^составляет цель, исследования.

Объе1сг исследования — начальная профессиональная;подготовка специалистов- художественно-строительного- профиля в новых социально-экономических условиях.

Предмет: исследования - организационно-педагогические условия совершенствования начальной профессиональной подготовки .специалистов художественно-строительного профиля;

Гипотеза-! исследования: уровень, профессиональной подготовки кадров с рабочими профессиями художествённо-строительного профиля заметно повысится; если: . , . '

- , будут. определены; теоретико-педагогические предпосылки совершенствования системы начальной* профессиональной; подготовки специалистов с развитыми художественно-творческими! способностями; (сущность, структура; функции, условия); \

- будет разработана, модель начальной профессиональной, подготовки специалистов; рабочих профессий, ориентированная на развитие профессиональных художественно-творческих способностей посредством реализации, содержания образования (учебные планы, учебные программы) на основе выполнения государственного стандарта образования НПО и с учетом саморазвития, самосовершенствования учащихся, и отвечающая требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности обучения и воспитания учащихся;

-будут выявлены, обоснованы и реализованы организационно-педагогические условия экспериментальной апробации, совершенствования и реализации разработанной модели. ,

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования для доказательства выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования.

Теоретические задачи: .

- на основе'анализа существующих педагогических исследований^ области построения и совершенствования систем НПО разработать теоретико-педагогическое обоснование путей совершенствования начальной профессиональной подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях с учётом^ необходимости» использования непрерывного художественно-строительного профессионал ьного; образования;

- выявить совокупность художественно-творческих способностей .личности, обеспечивающих возможность профессиональной художественно-строительной ориентации будущего специалиста; :

- подобрать методику, определяющую структурно-функциональные и информационно-содержательные связи между различными формами занятий,. обеспечивающих последовательность формирования у будущих« квалифицированных рабочих .умений: и> навыков профессиональной- трудовой .деятельности;: - ■ ,

- разработать и теоретически обосновать модель начальной профессиональной подготовки специалиста художественно-строительного профиля; .

- разработать критерии определения эффективности модели начальной профессиональной подготовки квалифицированных кадров рабочей профессии.

Эмпирические задачи:

- апробировать разработанную модель начальной профессиональной подготовки специалиста художественно-строительного профиля; - опираясь на результаты исследования разработать практические рекомендации повышения эффективности начальной профессиональной подготовки специалиста в художественно-строительном лицее;

- осуществить сравнительный анализ функционированияновой модели начальной профессиональной подготовки специалистов и традиционной;.

Методологическая основа исследования:

- философские теории познания и деятельности (Г.И. Герасимов, В.В. Попов, Б.С. Щеглов и др.);

- системно-целостный подход к развитию личности, формирующей свои художественно-творческие способности на основе идей современной дидактики развивающего обучения (J1.B. Занков, В.В. Давыдов, Я.Б. Элько-нин, Л.П. Саксонова, О.Г. Радомская и др.);

- личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, З.И. Равкин, E.H. Шия-нов);

- системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования в интеграции с производством (A.A. Андреева, В.М. Логинов, Н.М. Таланчук, Ю.А. Кустов, В.Н. Мещеряков, Е.М. Торшилова и др.);

- концепции профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров художественного профиля (С.Я.Батышев, Г.В.Мухаметзянова, О.А.Ковалева и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

- теоретические положения общей и социальной педагогики, педагогической психологии, по проблемам начального профессионального образования, предпрофильной и профильной подготовки учащихся в средней школе (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.);

- педагогические разработки проблемы художественного воспитания (Г.В. Лабунская, Б.П. Юсов, A.A. Мелик-Пашаев, Е.М. Торшилова, A.A. Дмитриева, H.A. Кушаев и др.);

- теоретические основания начальной профессиональной подготовки специалиста в сфере НПО (Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, В.М. Логинов) и развития творческих способностей в процессе гуманитарно-художественного воспитания и обучения (И.В.Марченко, В.В.Давыдкина, Р.А.Данилина и др.);

- теоретические обоснования инновационных технологий обучения учащихся по специальным дисциплинам НПО и изобразительному искусству (B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, JI.B. Школяр, Л.Г. Савенкова и др.).

Методы* и.методики исследования: теоретический анализ источников информации, анализ и синтез теоретического и опытно-экспериментального материала, изучение и обобщение опыта преподавательской работы; анкетирование, наблюдение, беседы, опытно-экспериментальная работа, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ их результатов; апробация опытно-экспериментальных материалов, обеспечивающих на практике эффективность модели начальной профессиональной" подготовки специалиста, методы математической статистики и современных информационных технологий.

Экспериментальная« база исследования и, контингент испытуемых: художественно-строительный лицей № 5 п. Иноземцево, Ставропольского края, гимназия' № 1 п. Иноземцево, Иноземцевская средняя» общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла; научным исследованием охвачено 148 педагогов, мастеров ПО и 652'человека из контингента обучаемых.

Этапы исследования. Исследование состояло из трех основных этапов, проводившихся в течение 2000 - 2010 годов и различавшихся по характеру решаемых задач и методам их решения. На первом, подготовительном, этапе исследования (2000 - 2002 г.г.) осуществлялось теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования, анализ педагогической практики художественного образования. Результатом первого этапа исследования была разработка методологических положений - актуальность, цели, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования. Составление рабочей программы и выбор методов экспериментальной работы. На втором, основном, этапе (2003 -2007г.г.) осуществлялась следующая экспериментально-исследовательская работа. Проводился констатирующий эксперимент с целью изучения сложившейся педагогической теории и практики художественного образования учащихся. По результатам исследования была разработана модель системы непрерывного художественного образования, её программное обеспечение, создан план и проведен» формирующий эксперимент, направленный на совершенствование и выявление эффективности разработанной модели'начальной профессиональной подготовки^ посредством развития художественно-творческих способностей» учащихся, оценивания результативности роста мастерства и условий< сопряжения с производством. На третьем, заключительном, этапе исследования (2008 - 2010г.г.) осуществлялась корректирование педагогического обеспечения развития «художественного творчества учащихся, всистеме художественно-строительного образования, апробацияшолучен-ных данных, обработка результатов- экспериментальной, работы, внедрение полученных результатов в-практику, оформление.диссертационной работы. В. процессе исследования^ диссертант выступал в роли- организатора учебно-воспитательного процесса-и. педагога — непосредственного-участника начальной профессиональной подготовки-квалифицированных' рабочих кадров .художественно-строительного профиля.

Теоретическая значимость, результатов исследования состоит: в развитии теоретических основ- формирования^ начальных профессиональных навыков специалистов художественно-строительного профиля на основе интеграции общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственных (профессиональных) практик; в определении критериев и уровней-сфор-мированности навыков профессиональной деятельности у выпускников учреждения НПО.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определены и научно обоснованы организационно-педагогические условия, совершенствования начальной- профессиональной подготовки специалиста. в художественно-строительном лицее и развития, художественно-творческих способностей учащихся-в системе непрерывного художественного образования; 11 ' ■ ■ / , ■ . V- "

- разработана и апробирована модель, раскрывающая этапы 1 гачальной профессиональной! подготовки, специалистов» и развития; художественно-творческих способностей«! учащихся ' в системе: «средняя, школа - лицей ■НПО»;"'" ••:' '.■•■:'■■

- разработана двухуровневая система непрерывного профессионального образования:, средняя«школа-(профильная: подготовка)*- лицей- НПО (начальная, профессиональная подготовка- специалистов^ рабочих профессий); ориентированная, на развитие художественно-творческих способностей? учащихся;, основанная? на принципе инновационного; опережающего ^ образования в подготовке рабочих кадров;

- разработаны методические материалы и рекомендации-. по развитию художественно-творческих способностей учащихся в.условиях непрерывного образования;« инте]фации1С производством;- ■'.;:

Существенность;отличий! шновизне; научных, положений'от результат тов; полученных другими-авторами^ заключается?^следующем:,, - обоснована возможность, создания организационно-педагогических условий совершенствования начальной профессиональной подготовки специалиста. в художественно-строительном лицее и развития • художественно-творческих способностей* учащихся в системе непрерывного художественного образования;

- в качестве структуры организации совершенствования начальной профессиональной подготовки специалиста в художественно-строительном лицее предложена проблемно-ориентированная модель, раскрывающая'этапы начальной профессиональной подготовки специалистов и развития- художественно-творческих способностей учащихся в системе «средняя школа - лицей НПО»;

- разработаны конкретные методики достижения цел ей,, доставленных, в исследовании. . ; .,

Практическая значимость исследования - определяется тем; ,что содержащиеся в нем теоретико-педагогические положения и разработанные научно обоснованные рекомендации функционирования учебно-воспитательного комплекса системы непрерывного художественного образования обеспечивают начальную профессиональную подготовку и развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством интеграции содержания, форм и методов обучения со строительным производством и рынком труда.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается: научной обоснованностью исходных теоретических положений (по философии, педагогике, психологии, теории профессионально-художественного образования) и их непротиворечивостью; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического исследования; репрезентативностью эмпирического материала исследования; корректностью математической и статистической обработки экспериментальных данных; внедрением полученных результатов в практику работы художественно-строительного лицея НПО и средней школы.

На защиту выносится следующие положения:

1. Высокое качество профессиональной подготовки квалифицированных рабочих обеспечивается наиболее эффективно в условиях непрерывной системы начального профессионального образования целенаправленным педагогическим воздействием в русле его исторических традиций и ценностей, в оптимальном сочетании теоретической и практической подготовки на учебно-производственной базе учебного заведения НПО и строительного производства при совместной и комплексной деятельности педагогов, художников-наставников, мастеров художественно-производственного обучения.

2. Содержательное и структурно-функциональное сопряжение учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий и материалов и организации учебного процесса в интеграции с производством обеспечивают повышение качества профессиональной подготовки специалистов в НПО посредством целостности, непрерывности, вариативности и целенаправленности педагогического воздействия.

3. Модель реализации организационно-педагогических условий начальной профессиональной подготовки специалистов, состоящая из логически связанных между собой функционально-дидактических компонентов, обеспечивает успешность начального профессионального образования художественно-строительного профиля и отвечает требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности подготовки квалифицированных рабочих кадров, способствуют становлению их профессиональной компетентности.

4. Эффективность начальной профессиональной подготовки специалиста обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

- использование двухуровневой модели системы непрерывного профессионального образования средняя школа (профильная подготовка) - лицей НПО (начальная профессиональная подготовка);

- установление структурно-функциональных и информационно-содержательных связей между учебным художественно-строительным заведением и строительной организацией;

- ориентацией системы непрерывного профессионального образования на созидательную творческую трудовую деятельность и развитие художественно-творческих способностей посредством реализации содержания общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственно-профессиональных практик, государственного стандарта образовании НПО, применения профессионально-деятельностного подхода с учетом самосовершенствования и саморазвития учащихся лицея;

- обеспечением синтеза знаний, практических умений и навыков, направленных, на реализацию субъектно-объектного взаимодействия преподавателей, мастеров ПО, с учащимися и специалистами - наставниками строительного производства, осуществляемого в контексте органического сопряжения учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий' и материалов;

- организацией учебного процесса на* основе интеграции с художественно-строительным производством;

- выявлением* приоритетности общепрофессиональных функций (теоретической и практической), обеспечивающих успешность реализации педагогических принципов: открытости, доступности, интегративности и вариативности, которые способствуют профессиональному и жизненному самоопределению личности будущего специалиста.

Личный вклад автора в разработку теоретической и реализацию'экспериментальной,части исследования заключается в.том, что:

- сформирована теоретико-методологическая база-исследования, опирающаяся < на философские теории познания и деятельности, системно-целостный подход к развитию личности, личностно-деятельностный' подход, системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования, концепции^ профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров художественного профиля;

- теоретически обоснованы и разработаны организационно-педагогические условия совершенствования начальной профессиональной подготовки специалиста в художественно-строительном лицее и развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

- определены этапы и базы экспериментального исследования, последовательность исследовательских процедур;

- экспериментальным путем, на основе разработанной модели, раскрывающей этапы начальной профессиональной подготовки специалистов и развития художественно-творческих способностей учащихся в системе «средняя школа - лицей НПО», доказана эффективность разработанных организационно-педагогических условий;

- дана научная интерпретация полученным экспериментальным результатам, сформулированы ключевые выводы исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается^ соблюдением общенаучных и конкретно-методологических принципов педагогического исследования, многообразием, источников информации, использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, длительной экспериментальной апробацией и проверкой выдвинутых гипотез, большим личным организационно-педагогическим опытом.

Публикации. По теме диссертационного исследования'опубликовано 12 научных-статей, из них. две в журналах, рекомендованных ВАК РФ-для публикации результатов- кандидатских диссертаций, и* учебно-методическое пособие по спецкурсу «Технология*художественной электросварки» - общим авторским объемом'в 6,56 усл. п.л.

Апробацияивнедрение результатов^исследования« .

Основные идеи, результаты и выводы исследования, были представлены на ежегодных научно-практических конференциях Таганрогского государственного педагогического института (2006-2009г.г.); Второй' Международной научно-практической конференции 24-27 ноября 2006г., «Таганрогская гимназия в истории России: к 200-летию со дня основания, г. Таганрог, Россия; межвузовской научно-практической конференции «Социализация и воспитание студенческой молодежи» 20-22 октября 2007г., г. Ростов-на/Дону; Всероссийской научно-практической конференции «Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования» 28-29 ноября 2008г., г. Таганрог; первой Международной научно-практической Интернет-конференции «Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития» 14-28 февраля 2008г., г. Таганрог; выступлениях автора по проблематике диссертационного исследования на городских и районных педагогических семинарах-совещаниях учителей (г. Железноводска, Ставропольского края). Внедрение результатов осуществлено в учреждениях НПО, использованных в качестве базы исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав; заключения, включающего выводы, практические рекомендации к использованию основных результатов диссертации и перспективы дальнейшего изучения проблемы; списка использованной литературы из 144 источников (из которых 5 — на немецком языке); 8-ми приложений. Работа иллюстрирована 14-ю таблицами и 8-ю рисунками. Основной объем диссертации составляет 149 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Гребенщиков, Евгений Федорович

2.4. Выводы но второй главе

Анализ педагогической литературы показывает, чтосоставление тестов определения, художественно-творческих способностей^ предполагает выявление уровня задатков, как природных особенностей учащихся [108]. В опытно-экспериментальной работе диагностирования художественно-творческих способностей мы придерживались положений направленных на выявление задатков, потенциальной предрасположенности-к эстетической деятельности учащихся. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы , показывает,. что реализация намеченной программы нашего исследования, определение педагогических условий, без создания которых, по нашему мнению, было сложно, а порой и невозможно осуществлять развитие художественно-творческих; способностей учащихся; осуществлялась в рамках теоретико-методологического обоснования проблематики.

Построенная модель начальной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих с развития художественно-творческих способностями представляет собой трехуровневую систему:

- первый уровень включает в себя социально-профилирующую подготовку учащихся. Он охватывает период школьного образования с художественным уклоном, общего среднего (9 летнего) образования или среднего (полного) общего образования с изучением предметов художественно-эстетического цикла;

- второй уровень — включает в себя начальную профессиональную подготовку специалистов НПО художественно-эстетического профиля;

- третий уровень - включает в себя уровень начальной профессиональной подготовки специалиста НПО, переподготовки и повышение квалификации.

Работы учащихся по лепке, живописи, рисунку оценивались на ежегодных творческих отчетах, лучшие работы учащихся участвовали в выставках «Юные мастера России», Ставропольского края и фестивалях ЮФО. Тесты на понимание художественного произведения включал картины, написанные разными по уровню профессиональной подготовки и исполнительского мастерства авторами. Отобранные картины группой экспертов подбирались близкие по сюжету, равных размеров. Испытуемому предлагалось выбрать ту или иную картину и обосновать свой выбор по определенным критериям: композиции, цветности, перспективы, соотношения частей изображения.

Основными средствами диагностики начальной профессиональной подготовки рабочих кадров и развития художественно-творческих способностей учащихся в нашем исследовании являлись:

- методика педагогического консилиума реальных учебных возможностей учащегося (Ю.К. Бабанский);

- метод экспертных оценок опытных художников, преподавателей художественно-эстетического цикла средних школ, детских художественных школ и студий« ИЗО, лицея (ИХСЛ) Вспомогательными средствами диагностики развития художественно-творческих способностей учащихся являлись:

- анкетирование учащихся средних общеобразовательных школ, сту-дентов-колледжа и института;

- собеседование с преподавателями художественно-эстетического цикла, художниками, мастерами производственного художественного обучения;

- оценки художественных изделий, работ учащихся представленных на выставках специалистами и,общественностью.

Для психолого-педагогического изучения учащихся» использовались следующие методы: анализ документов; анкетирование; индивидуальное собеседование с учащимся.

Результаты психолого-педагогического »изучения учитывались наряду с данными психологического и,психофизиологического исследования привнесении педагогического корректирования путей* и способов развития,художественно-творческих способностей школьника.

К числу признаков, свидетельствующих о наличии общих и специальных художественно-творческих способностей у школьника, можно отнести:

- высокую, успеваемость ученика и особенно по художественно-эстетическим предметам;

- трудолюбие и прилежание ученика;

-высокий уровень культурного и эстетического развития;

- мотивация к художественно-эстетическому искусству, увлечение рисованием, лепкой;

- быстрое усвоение учебного материала и реализация воспринятой информации в рисунке, чертеже;

- наличие хорошего глазомера, различения цветности.

Анализ результатов экспериментальных данных свидетельствует о высоком уровне развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях целенаправленной работы начальной профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий.

В экспериментальных исследованиях принимали участие учителя^Ино-земцевской школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Майолика» (1-11 класс) В.П. Шелепов; E.H. Левкина, Н.В. Ванчуркина, №А. Савина;

Народные художественные промыслы» с учащимися 5 -7 классов учителя Г.Г. Середин, Е.А. Борисова;

Изобразительное искусство» с учащимися 1-11 классов E.H. Левкина, H.MS. Туляшева, Е.В. Хватова

Анализируя результаты внедрения региональной модели непрерывного профессионального образования, эксперты отмечают необходимость поиска эффективных, оригинальных и надежных способов, обучения и воспитания^ молодежи. Заслуженный' учитель Российской Федерации, преподаватель Иноземцевского (Художественно-строительного лицея>В. Сивов отмечает, что для сохранения^ традиций народного» промысла, его дальнейшего развития и реализации модели непрерывного* профессионального образования* необходимо, чтобы процесс дальнейшей, разработки такой региональной модели осуществлялся с преимущественной опорой, на собственные ресурсы, традиции, возможности.

Как показывают приведенные выше данные, проводимой нами опытно-экспериментальной работы, результативность достаточно высока. В течение последних трех лет все учащиеся, которые обучались в системе непрерывного образования на разных уровнях, построенной на теоретико-методологической базе по развитию художественно-творческих способностей учащихся, показывали высокую профессиональную художественную подготовку. Это свидетельствует о педагогической валидности теоретических расчетных данных и полученных результатов на практике, а также о высокой результативности рекомендованной системы непрерывного образования, как фактора развития художественно-творческих способностей учащихся.

136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая направленность начальной профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий и развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается, с одной) стороны,теоретико-педагогическим обоснованием форм, методом, средств и методикой художественного воспитания, с другой, потребностью производства, рынка труда в специалистах с художественным образованием. Эффективность развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается в системе непрерывного образования посредством выбора типа» учебного заведения, содержания обучения, применением современных инновационных технологий:

Формирование художественно-творческих способностей' осуществляется на основе индивидуальных природных задатков и с учетом индивидуальных особенностей психофизиологического развития учащихся.

Организация учебно-воспитательного процесса строится«в системе непрерывного начального профессионального образования с учетом принципов соответствия потребностей учащихся в развитии художественно-творческих способностей и возможностей теоретической и практической^ реализации, обусловленных постепенным переходом от простого к сложному, от репродуктивной деятельности к продуктивной и творческой деятельности.

Успешность начальной профессиональной подготовки будущих специалистов и развитие художественно-творческих способностей осуществляется успешно при условии формирования положительной мотивации школьников, органического сочетания теоретической подготовки с практической самостоятельной работой и получением конечного положительного результата. Это достигается посредством трудолюбия, усидчивости, работоспособности учащихся в выполнении заданий оптимальной трудности, дозированием с высоким уровнем творческих требований со стороны педагога-.

Таким образом, разработанные в исследовании педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся представляют собой как целостную совокупность мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов системы непрерывного образования, охватывающие данный образовательный процесс от целевых установок до сформированной с профессиональными художественными умениями и навыками и творчески развитой личности студента. Следовательно, данная технология является концептуальной, эффективной, системной, комплексной, что подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.

Данное диссертационное исследование не может претендовать, на завершенное научное описание всех аспектов такого сложного и многогранного процесса начальной профессиональной подготовки рабочих кадров с развитыми художественно-творческими способностями учащихся в условиях непрерывного образования. К важнейшим проблемам, требующим* дальнейших исследований, следует отнести разработку теоретико-педагогических основ технического рисунка, живописи, композиции, архитектуры в развитии художественно-творческих способностей учащихся; разработке диагностических методик и критериев определения художественных и творческих способностей учащихся; применения современных инновационных технологий совершенствования учебно-воспитательного^ процесса художественно-эстетического цикла; разработке путей создания сквозных, интегративных учебных планов и учебных программ всех уровней системы непрерывного художественного образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гребенщиков, Евгений Федорович, 2010 год

1. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.

2. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. - 256 с.

3. Аминов H.A. Диагностика педагогических способностей. /Под ред. М.Р.Гинзбурга. М. - Воронеж, МОДЭК, 1997. - 80 с.

4. Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. - 156с.

5. Апполон Изобразительное и декоративное искусство, архитектура. /Под ред. А.М.Кантора. -М.: Эллис Лак, 1997. 775 с.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Академия, 2007. - 528 с.

7. Арутюнов В.В., Волковысский И.В., Кадария, Ф.Д., Шепелев Е.М. Управление персоналом. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. 448 с.

8. Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры. /Под ред. B.C. Кукушина. Ростов-на-Дону: Новый бизнес, 2004. -264 с.

9. Ахметзянов М.Г. Формирование художественно-эстетических ориентации старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы. Автореферат докт. дисс. М.: МПГУ, 1996. - 31 с.

10. Бабанский Ю.К. Избр. пед. труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

11. Бине А. Измерение умственных способностей. Пер. с фр./А. Бине. -СПб.: Союз. 2006.-431 с.

12. Большой, психологический словарь./Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. СПб, Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.15: Борытко? Н:М:. Диагностическая деятельность педагога. М;:. Академия, 2006. 288 с.

13. Винокурова Н.К. Развитие;творческих способностей учащихся М.: Центр «Под. поиск», 1999. - 144 с.

14. Витрувий: Десять.книг об архитектуре, под. ред: А. К. Габричевского; М;гВсесоюзш,академ;.архитек1уры.Т.:г. 1936ь—332'.с::. •

15. Выгодский Л; С. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. — 573 с. ■ \'л-! ' ■•■.■■■.'."

16. Вульфсон С.И: Уроки,профессионального творчества. М.: Академия, 19991-160х. ' ' . ; , ' "'.'■". :: •

17. Выожек Т. Логические игры,.тесты, упражнения для-усиления концентрации внимания,- увеличения объема памяти^ развития пространственного воображения, повышения скорости; мышления, расширения;, творческого потенциала. М.: Эксмо, 2003. - 296 с.

18. Гарантии качества образования. /Под общ. ред. Ф.Д. Демидова, М;Ф. Королева. М.: РАГС, 2006. - 237 с.

19. Гребенюк О.С., Гребешок Т.Б. Теория- обучения. М.: Владос-Пресс, 2003. - 384 с:

20. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Современные образовательные теории. М.: Университетская книга, 2004. - 256 с.

21. Герасимов Г.И. Трансформация образования социокультурный потенциал развития российского образования. - М.: Изд-во Соц.-гум: знания, 2005.-311 с.

22. Давыдкина В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства. Автореферат канд. дисс. -М.: ИХО РАО, 2004.

23. Данилина P.A. Гуманитарно-художественное воспитание» как приоритетное направление современной образовательной школы. Автореферат канд. дисс. М.: ИХО РАО, 2001.

24. Джуринский А. IT. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999.-200 с.

25. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. — М.: Владос-Пресс, 2004. 400 с.

26. Жуков В'.И. Российские реформы: социология, экономика, политика. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. - 508 с.

27. Занков JI.B. Избр. педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.424с.

28. Зиновьев В.В. Комплексная информатизация общего среднего и среднего профессионального образования в городском социуме. — Казань, Автореф. канд. дисс. 2004. 18 с.

29. Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Материалы пед. чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии» (Москва 4-9 февраля 2002г) /ред.-составитель Л.Г. Савенкова. М.: ИХО РАО, 2002. - 356 с. •

30. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Материалы Межд. конф. «Искусство и дети: Проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке». Ред.-составитель Л.Г. Савенкова. М.: ИХО РАО, 2003. 275 с.". ■ 1415 ■

31. История художественного образования в России XX века (в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного, творчества детей и подростков). Т. 1.-М.: Педагогика, 2002^ 474 с.

32. История художественного;образования,в России (проблема культуры XX века). Под ред. Н.Н;ФоминойШ:: Изд. дом PAOj 2003.-445 с.

33. История русского искусства: в 3-х томах. Т.1. /Под ред.,MiM. Раковой и И.В. Рязанцева. — М:: Изобразительное искусство, 1991. 508 с.

34. Коменский Я.А. Избр. пед соч.: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-656с. ' \ ' 7.

35. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: 1977. . ■43; Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 319 с., ил.

36. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. Что и как преподавать в современной школе. М.: Академия, 2001. - 120 с.

37. Кустов Ю.А. Преемственность профессионально-технической, и высшей школы. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; 1990. - 120 с.

38. Красная книга культуры./Сост.В.Л. Рабинович. М.: Искусство, 1989. -423 с.

39. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, 1999.- 384 с.

40. Кроль В.М. Психология и педагогика. — М-: Высшая школа; 2001. —319 с.

41. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М.: АПК и ПРО, 2002. - 24 с.

42. Ковалева O.A. Формирование художественного мышления подростков в условиях общеэстетического отделения ДШИ. Автореферат канд. дисс. М.: НИИ эстетического воспитания РАО, 1995.

43. Кубе А.Н. История фаянса. Берлин: Госизд-во РСФСР, 1923. - 128с.

44. Лазарев B.C. Системное развитие школы. — М.: Пед. общество России, 2002.-304 с.

45. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли. М.: Гардарики, 2003. - 603 с.

46. Лебедев O.E. Управление образовательными системами. — М.: Университетская книга, 2004. 136 с.

47. Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. -М.: АПН СССР, 1988. 203 с.

48. Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высш. школа, 1989.360 с.

49. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-305 с.

50. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. -М.: МОДЭК, 2003.-463 с.

51. Лисов В.И. Совершенствование управления территориальной образовательной системой: Организационно-экономические и информационные аспекты. М.: Академия, 2003. - 368 с.

52. Линскотт К. Акварель. Первые шаги. М.: Апрель ACT, 2004. - 35с.

53. Логинов В., Скальский Ю. И ваши дни благословенны. ./Из истории российской керамики. М.: Алгоритм, 2001. - 336 с.•■•;. . ' •■•■.■. .143 . .;■•'.■''■■•'•.■■"' '

54. Мудрик А.В. Социальнаяшедагогикаи--М-:: Академия; 2007. 224»с.

55. Музыка 0; А: Ценностно-оценочный фактор в; контексте;, социоси-. нергетической парадигмы.- Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та^ 2006. 40 с.

56. Музыка О.А., Попов В;В:: Н6стнеклассичёская; наука:: концепции современного естествознания. Таганрог, Изд-во Таганроге; гос. педv ингта;>-376с. . ^ ■'. '•.':'.■; '' ■■ ■•'.

57. Мухаметзянова Г.В. Методология проектирования и развития сисг темы среднего: профессионального; образования- в ре

58. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. Под ред А.П.Фомичева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 361 с.

59. Новиков A.M. Методология образования М., Педагогика, 2002.-320 с. .71'. Образование, которое мы можем потерять. Сб. статей. Под ред. В.А. Садовничего. М.: МГУ 2002. -288 с.

60. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной! школе. 2-е изд. - М.: Флинта-Наука, 2002. - 88 с.

61. Педагогические основы проектирования, образовательных систем нового типа. /Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб; Образование, 1995. - 171 с.

62. Педагогический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 530 с.

63. Перспективы развития системы непрерывного образования. /Под ред. Б.С. Гершунского, М.: Педагогика, 1990'. - 224 с:

64. Проблемы непрерывного' профессионального образования: региональный аспект: Материалы региональной научно-практической' конференции.-М., 1997.-224 с.

65. Попова О.С. Русская^ народная керамика. Гжель. Скопин. Дымково. М.: Всесоюзн. кооперат. изд., 1957. - 131 с.

66. Попов В .В., Щеглов Б.С.Теория рациональности (неклассический* и постнеклассический подходы). Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006: - 320 с.

67. Приобщение детей и юношества к истокам традиционной народной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде. Сб.статей. Архангельск: АО ИППК РО, 2001. - 120 с.

68. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 384 с.

69. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной* психологии. Под общей ред. A.A. Крылова; С.А. Маничева. СПб, Питер, 2004. - 560 с.

70. Программы факультативных занятий для средней-школы с углубленным изучением изобразительного искусства (7-10-е классы). М.: НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1985. — 16 с.

71. Педагогика. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. - 576с.

72. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкаеистого. М.: Пед. общество России, 2003.-608 с.

73. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, E.H. Шиянов, М.: Академия, 1998. - 512 с.

74. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом. -М.: Просвещение, 1982. 160 е., ил.

75. Пути модернизации лицейского образования: воспитательное* взаимодействие в-образовательном процессе (Материалы пед. чтений 11 апреля 2003г.) /Под. ред. В.В. Зайцева. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. - 212 с.

76. Радомская О.И. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий. Автореферат канд. дисс. М.: ИХОР АО, 2004.

77. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура. М.: Владос, 1 1998.-607 с.

78. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Владос, 2004.-480 с.

79. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М.: Владос-Пресс, 2003. 333 с.

80. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. - 239 е., ил.

81. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. /Под ред. A.M. Прохорова. Т.1. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. 670 с.

82. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. /Под ред. A.M. Прохорова. Т.2. ~М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. 675 с:

83. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А.Сухомлинского. -М.: Педагогика, 1991. 112 с.

84. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, 2004. - 224 с.

85. Рубинштейн JI.C.Основы общей психологии: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.

86. Саксонова Л.П. Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа. Ав-тореф. канд. дисс. Тольятти, 1997.

87. Сафонцев-С.А. Образовательная квалиметрия в-системе повышения квалификации. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — 160 с.

88. Симановский А.Э. Развитие способностей к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: МОДЭК, 2003. - 271 с.

89. Советский фарфор. Под ред. A.B. Луначарского * и др. М.: Мос-ковск .худ. изд-во, 1927. - 48 с.

90. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию М.: Академия, 2003. - 192 с.

91. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2004. - 576 с.

92. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. - 304с.

93. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

94. Сергеев A.A. Учебный натюрморт. М.: Искусство, 1955. - 64 с.

95. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. Ч.З. Обнинск, 2001. - 80 е.: цв. ил.

96. Управление; инновационной? деятельностью! ю опытно-экспериментальной* работой' в муниципальной; системе образования Рамен-ского района. Сб. метод.-управл. материалов. /Под ред. Т.А. Сергеевой, Н.М. Уваровой. Раменское, методкабинет, 2001. - 96 с.

97. Тестирование детей. /Автор-сост. В.Богомолов. Ростов н/Д: Феникс. 2005.-352 с.

98. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. /Под общей ред. Е. Белозерцева. -М.: Роман-газета, 1994. 192 с.

99. Ушинский К.Д. Избр. педагогические сочинения в 2-х*, т. /Под ред. А.И.Пискунова. Т.2. Педагогика, 1974.-438 с.

100. Федоров С.А., Семенова М.Н. Изобразительное искусство. IV класс. М.: Просвещение, 1970. - 160 с.

101. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Изида, 2004. - 339 с.

102. Шамова Т.И.,. Давыденко: Т.М., Шибанова Г.Н. Управление обра-зовательными-системами; М:: Академия; 2002. - 384 с. .128; Шадриков ВЩ; Деятельность !и? способности; — М.: «Логос», 1994. -320 с. . ' ". . , ; ' ' '

103. Шадриков В .Д. , Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. -Ml: Педагогика; 1990. 176-с:

104. Шапарь В.Б. Практическая психология: Инструментарий:,- Ростов н/Д: Феникс, 2004. 768 с. , • ' ; ;

105. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. -М;,1999. 288 с. '-Wv • ' ".

106. Школа и учитель в зеркале модернизации образования. Сб: науч-но-метод; работ: /Под ред.,В-В: :Сёрикова; ТВ. Черниковой. М.: Межд. пед. академия, 2003. -320 с. . , ;

107. Щербаков B.C. Изобразительное искусство:Обучение и творчест-, во.-М.: Просвещение, 1969. -272 с. ' .

108. Ходырева Е.А. Становление индивидуальности школьника в: поликультурной образовательной среде. Автореф. дисс. доктора пед. наук Киров, 2006. - 42 с.

109. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х/г. / Под ред. С.Я; Батышева: Т.2 М;, АЛО, 19Я9. - 4 • .

110. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. /Под-ред. С.Я. Багышева. Т.З. М.: АГЮ, 1999. - 490 с. ••

111. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение ^в;совре-менной.школе.-М.: /Сентябрь, 1996:-96;с. /138; Яподский Б.Г. Основы технического творчества: Тольятти, Форум, 1996. - 152 с.'

112. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. - 224 с.

113. Arbeitsgruppe Bildungsbericht: Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. Ein biberblick fi>r Eltern, Lehrer und Schbler. Vollständig bberarb. Und erweiterte Neuausgabe, Reinbek bei Hamburg (Rowohlt) 1990.

114. Klingberg, Lothar: Lehrende und Lernende im Unterricht. Zu Didaktischen Aspekten ihrer Positionen im UnterrichtsprozeB (bberarb. Fassung von Klingberg 1987) Berlin (Volk und Wissen) 1990 (Klingberg 1990).

115. Klingberg, Lothar: Diesterweg bber Unterrichtsmethode. In: Pfldagogik und Schulalltag, 45. Jg., 9/1990, S. 705-718 (Klingberg 1990).

116. Roth, Leo (Hrsg.): Pedagogik. Handbuch fbr Studium und Praxis. Mbnchen (Ehrenwirth) 1991.

117. Wallrabenstein, Wulf: Offene Schule Offener Unterricht. Ratgeber fi>r Eltern und Lehrer. Reinbek bei Hamburg (Rowohlt) 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.