ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук ШАХБИЕВА Хулимат Хамидовна

  • ШАХБИЕВА Хулимат Хамидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
ШАХБИЕВА Хулимат Хамидовна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2016. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук ШАХБИЕВА Хулимат Хамидовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность гуманизации образования школьников

1.2. Национально-региональный компонент как средство гуманизации художественного образования школьников

1.3. Особенности гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Содержание, условия и учет особенностей национально-региональных традиций в гуманизации художественного образования школьников

2.2. Гуманизация художественного образования школьников средствами декоративно-прикладного искусства

2.3. Практическая реализация гуманизации художественного образования школьников в учебно-воспитательном процессе

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Интерес общества к общечеловеческим ценностям, к утверждению гуманных ценностей и идеалов как высших уровней развития личности, затронули образовательную политику и практику России. Гуманистическая направленность образования и воспитания изменили представления о целях, содержании, механизмах, делая акцент на возможности трансляции общечеловеческой и национальной культуры. Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема художественного образования, возрождение традиций культуры народов Российской Федерации, особенно традиций разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В Концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяется стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы художественно-эстетического воспитания детей и молодежи. Проблема образования, в частности, художественного образования учащихся школ в процессе изучения национально-региональных традиций является предметом постоянного изучения многих гуманитарных наук.

В настоящее время национальные округа и различные регионы Российской Федерации получили правовые возможности создавать на основе федеральной программы свои варианты учебных программ, учитывающие этническое самосознание, регионально-национальную культуру.

В связи с этим, ставя задачу определения педагогических условий гуманизации художественного образования школьников, считаем необходимым тщательно дифференцировать методы и приемы обучения с учетом сложившихся регионально-национальных традиций, эстетических принципов и стилей народного искусства.

Сказанное подтверждает объективная необходимость эффективно

осуществлять педагогические условия гуманизации художественного образования средствами национально- региональных особенностей культуры своей малой родины.

Культура и искусство чеченского народа самобытна и уникальна. События двух десятилетий негативно отразились на развитии культуры и искусства Чеченской Республики. Большинство объектов культуры было разрушено: Национальная библиотека, Национальный музей, Республиканская детская библиотека и др. Потеряно многое, что связывало народ Чеченской республики с его историей, культурой, памятью о быте предков.

Кризисная ситуация нередко вызывает упадок духовности, и в связи с этим, гуманизация художественного образования школьников средствами национально-региональной культуры и традиций приобретает особую актуальность в школах Чеченской Республики. В национально-региональной культуре сконцентрированы непреходящие гуманистические ценности человечества, родного края, опыт поколения в отношении к окружающему миру. Поэтому сегодня важно обосновать педагогические условия на использование национально-региональных традиций в школах, как основы для гуманизации художественного образования учащихся школ.

Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, связанные с духовной культурой общества, отражены в многочисленных работах философов, социологов, психологов: Альбуханова-СлавскаяК.А., Ануфриев Е.А., Арнольдов А.И., Баллер Н.А., Библер В.С., Буева Л.П., Валеев Д.Ж., Гайсин Ф.А., ГилязитдиновДж.М., Гуревич П.С., Гурова Р.Г., Добреньков В.И., Дорожкин А.М., Елисеев С.Ф., Зеленов Л.А., Каган М.С., Кемеров В.Е., Коган Л.Н., Кон И.С., Кузьмина Н.В., КукаркинА.В.,Кухтевич Т.Н., Пеньков Е.М., Сластенин В.А.

Последние годы в различных кругах российского образования обсуждают проблему гуманизации. Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н.

Толстой, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и другие). Гуманистический потенциал заключает в себе педагогические и психологические принципы, утверждаемые российскими психологами Б.С.Братусь, В.П. Зинченко, Д.М. Маллаевым, В.Т. Кудрявцевым, С.Л.Новоселовой, Т.А. Репиной, Н.Н. Поддяковым, В.Э. Чудновским, И.С. Якиманской и др.

Решению теоретико-методологических аспектов изучения национальных традиций регионов России способствовали культурологические исследования (А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, М.А. Ариарский, А.А. Аронов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Л.Н. Гумилев, И.С. Гуревич, С.Н. Иконникова, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, И.В. Малыгина, В.М. Межуев, А.Я. Флиер и др.).

Новые подходы к данной проблеме с аксиологических позиций общечеловеческих ценностей рассмотрены в работах Л.П.Буевой, Б.С.Гершунского, О.С. Газмана, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др.

Многие педагогические исследования по теории и практике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства разработаны Н.Н. Ростовцевым, С.П. Ломовым, Е.В. Шороховым, В.С. Кузиным, В.В. Корешковым, А.С. Хворостовым, Т.Я. Шпикаловой, И.М. Раджабовым. Обучение декоративно-прикладному искусству

рассматривается, в частности, как обязательная составляющая обучения изобразительному искусству и как гуманистическая направляющая в целом, в целом.

Методика преподавания изобразительного искусства представлена значительными научными исследованиями, обобщен художественный опыт с учетом регионального компонента, что наиболее полно представлено в трудах Е.Н. Губановой, И.М. Раджабова, В.Ф. Канева, С.Ф. Абдуллаева, С.С. Булатова, И.Н. Польнской. В своих исследованиях ученые: В.В. Алексеева, Н.К, Гаврюшин, А.Ф. Гольдштейн, А.В. Иконников, Е.В.

Квятковский, Б.Т. Лихачев, В.И. Плужников отмечали необходимость формирования нравственно-эстетических чувств, гуманизма, привития бережного отношения к наследию своей страны, уважения к результатам человеческой деятельности, художественному, эстетическому созиданию.

К проблемам развития образования средствами национально -региональных традиций в республиках Северного Кавказа обращены исследования, основные положения которых также учтены при разработке авторской методики гуманизации художественного образования школьников к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности (Т.Х.Ахмадова, Ш.М-Х. Арсалиев С.Г. Абдулкадыров, А.А. Абумуталимова,Д.М. Абдуразакова, И.А. Арабов, Х.Х.Батчаева, М.М. Байрамбеков, А.Х. Галазова, Х.Г.Туркаев Х.В., Магидов, З.М. Магомедова, А.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоев, С.М. Омаров, И.М. Раджабов, Э.М. Рамазанова, З.И. Хасбулатова, Т.В. Юсупхаджиева и др.).

Особый научно-методический интерес в плане возрождения регионально-национальной художественной культуры представляют работы таких ученых педагогов, как: В.К. Агарагимовой, Ш.М-Х. Арсалиева, Т.Х. Ахмадова, М.М. Байрамбекова, З.М. Магомедовой, Д.М. Маллаева, Ш.А. Мирзоева, С.Н. Назаровой, И.М. Раджабова, Э.М. Рамазановой, Е.В. Ремневой, Г.К. Гамзатовой, А.М. Магомедова, Т.В.Юсупхаджиева.

В последние годы защищены диссертации, рассматривающие различные аспекты исследуемой нами проблемы (Александрова В.Г., Гаврилин А.В., Гармаш В.Ю., Гусева Н.А., Иванова С.В., Лысенко В.С., Минкуева А.А., Моложавенко В.Л., Никишина И.В., Поснова Г.В, РомашоваС.Н., Соколова Н.Д. и др.

Однако на фоне значительного количества работ исследовавших процесс гуманизации философских, социологических и психолого-педагогических позиций и предлагающих пути его решения, средствами национально-региональных традиций не стало в полной мере предметом специальных исследований. Это направление не нашла должного отражения

и в современной теории гуманизации художественного образования школьников. Пока не систематизирован и не внедрен в школьное образование творческий опыт целых регионов по освоению и использованию национальных художественных традиций в гуманизации художественного образования школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы, учебников и учебных пособий по изобразительной деятельности школьной практики, беседы с учителями чеченских школ показали, что проблема гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций, с использованием их воспитательного потенциала на материале Чеченской республики остается недостаточно изученным и это противоречит объективным запросам художественной практики и логике освоения национально-региональной культуры.

Вместе с тем, большое внимание специалистов привлекает педагогический потенциал, таящийся в воспитательных возможностях воздействия на детей национального искусства и регионально-художественной культуры.

В массовой практике учителя дисциплин эстетического цикла испытывают значительные затруднения в связи с отсутствием методических рекомендаций по гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональной специфики Чеченской республики.

Таким образом, опыт работы в настоящее время, анализ научных подходов к данной проблеме и существующая практика, позволили выявить противоречия между:

- потребностью общеобразовательной школы в изучении культурного наследия народов Чеченской республики и в недостаточной степени использованием особенностей влияния национально-регионального компонента в гуманизации художественного образования школьников;

- позитивной установкой учителей дисциплин эстетического цикла на личностное гуманистическое развитие учащихся на основе учета

национально-регионального компонента и недостаточной разработанностью в педагогической науке специфических вопросов содержания и средств гуманистически ориентированного художественного образования учащихся школ;

- созданием необходимых педагогических условий гуманизации художественного образования учащихся и не разработанностью данных аспектов с учетом влияния и специфики использования национально -регионального компонента;

- необходимостью систематизации работы с учащимися школ, различные виды художественно-творческой деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса учащихся школ и отсутствием научно обоснованных программ, системы занятий, комплекс учебно-методических пособий, средствами национально- регионально традиций и вариативности видов народного декоративно-прикладного искусства.

Вышеперечисленные противоречия обусловили необходимость проблемы исследования, суть которой в разработке и научном обосновании условий и экспериментальной проверке процесса гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций.

С учетом актуальности проблемы, значимости его разрешения для теории практики образования определился выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций».

Объект исследования - процесс художественного образования школьников.

Предмет исследования - педагогические условия гуманизации художественного образования школьников средствами национально -региональных традиций.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и

экспериментально проверить педагогические условия гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций и выявить способы и пути ее реализации.

Гипотеза исследования. Условия гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций приобретает более эффективный характер, если:

- изучать состояние проблемы гуманизации в образовательно-воспитательном процессе школы средствами национально-региональных традиций;

- выявлять сущность и специфику места и роли национально-художественных традиций в гуманизации художественного образования школьников в процессе приобщения к традиционной культуре Чеченской Республики;

- использовать в образовательно-воспитательном процессе исторически сложившиеся национально - художественные традиции, своеобразие национального искусства как основы гуманизации художественного образования школьников;

- определить педагогические условия и средства гуманизации художественного образования школьников с учетом специфики и вариативности видов декоративно-прикладного искусства Чеченской Республики;

- разработать систему занятий, комплект учебно-методических наглядных пособий по изучению особенностей национально-региональных традиций с учетом творческих принципов народного искусства, способствующие гуманизации художественного образования школьников.

Задачи исследования:

- осуществить теоретический анализ и дать оценку современного состояния по проблеме исследования;

- обосновать теоретико-методологические аспекты гуманизации художественного образования и воспитания школьников средствами

национально-региональных традиций Чеченской Республики;

- выявить и определить роль и место национально-региональных традиций в гуманизации художественного образования школьников;

- создать и экспериментально проверить педагогические условия, разработать систему занятий, комплект учебно-методических пособий. определить критерии, показатели и уровни эффективности, способствующие гуманизации художественного образования школьников;

- определить возможности эффективного использования в образовательно-воспитательном процессе школы, особенности национально-региональных традиций, как условия гуманизации художественного образования учащихся.

Методологической основой исследования являются: философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных эстетических традиций различных народов (Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Л.Н. Гумелев, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев); подходы и принципы культуросообразного образования (А. Дистервег, Е.В. Бондаревская, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский);психолого-педагогические идеи о ценности, индивидуальности человека, о подходе к нему как к саморазвивающейся личности (Б.Г. Ананьев, Г.Н. Волков, В.А. Кан-Калик, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский); о гуманизации общества, приоритете духовных ценностей (В.М. Кротов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Шиянов и др.); о взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей в развитии культуры как фактора, определяющего специфические черты воспитания (А.И. Арнольдов, Г.Н. Волков, И.С. Кон, Л.Е.Кертман, З.А. Малькова, В.В. Макаев, Т.Н. Петрова, Л.Л.Супрунова).

Теоретической основой исследования явились: концепция гуманизации современного образования (В.А. Кан-Калик, И.Б. Котова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); концепция гуманизации литературно-художественного образования (Е.В. Квятковский и др.); концепция

гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.); концепция диалоговой позиции субъектов образовательного процесса (М.М . Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер, Е.О. Галицких, В.В. Горшкова, О.Г. Прикот и др.); концепция личностно-ориентированного взаимодействия в образовательном процессе (Е.В. Бондаревская, Н.М. Конжиев, И.Б. Котова, Л.М. Лузина, В.В. Сериков, Р.М. Чумичева, Е.Н. Шиянов и др.);культурологическая концепция духа и духовности человека (Н.А. Бердяев, И.А.Ильин, М.С. Каган, П.Флоренский и др.); культурологическая концепция образования (Э.С. Балер, В.Е Давидович, А.А. Зворыкин, М.С. Каган, Г.Г. Карпов, А.Я. Флиер и др.); концепция воспитания человека культуры (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская и др.); ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Ш.М-Х.Арсалиев, И.М. Раджабов, М.М. Байрамбеков, М.А. Некрасова, Б.П. Юсов, С.П. Ломов, Г.Н. Казилов, Т.Я. Шпикалова, А.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоев).

В данной работе применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, данных этнографии, истории, культуры, искусства и этнопедагогики;

- педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение деятельности школ по гуманизации художественного образования школьников, средствами национально- региональных традиций;

- опытно-экспериментальная работа, опрос, анкетирование, статические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников (эскизы, рисунки, декоративные композиции).

Научная новизна исследования:

1) поставлена и решена актуальная научно-педагогическая задача, связанная с гуманизацией художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций;

2) раскрыта сущность и специфика гуманизации художественного образования школьников в процессе изучения национально-региональных традиций;

3) выявлена и теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена совокупность педагогических условий и средств реализации потенциала национально-региональных традиций в гуманизации художественного образования школьников.

4) предложены методические разработки, комплект УМК, способствующие гуманизации системы художественного образования средствами национально- региональных традиций;

Теоретическая значимость исследования заключается в:

1) научно-теоретическом обосновании необходимости использования в образовательно-воспитательном процессе школы потенциала национально-региональных традиций в практике гуманизации художественного образования учащихся;

2) создании, обосновании, и апробировании педагогических условий, критерий и уровней оптимально обеспечивающие эффективность гуманизации художественного образования школьников как важной сферы приобщения учащихся к национально-региональной культуре;

3) результаты проведенных экспериментальных исследований дополняют теорию и методику художественного образования и эстетического воспитания школьников в частности адаптацию учащихся к культурно-образовательной среде региона и школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) разработанное и апробированное в ходе исследования методическое обеспечение использования национально-региональных традиций позволяет решать задачу гуманизации художественного образования учащихся в школе перевести с проблемной ситуации в область ее практического решения;

2) подготовленное учебно-методическое пособие и систематизированный учебно-методический материал с учетом

особенностей национально- регионального компонента по теме исследования может быть использован в учебном процессе в педагогических заведениях в целях гуманизации художественного образования школьников;

3) теоретические и методические положения, система занятий, учебно -методические пособия, применяемые в исследовании, могут быть использованы учителями дисциплин эстетического цикла, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

База исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе СШ №56г. Грозный, СШ № 3, СШ № 6 г. Аргун и сельской школы с. Мескер-юрт.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе, 2010-2011гг., в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической специальной литературы уточнены проблемы, гипотеза, предмет и задача экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень художественных знаний и интерес учащихся к национально-художественной культуре, определены основные пути поиска по теме исследования.

На втором этапе, 2011-2012гг., подготовлена научно-методологическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее эффективные комплексы педагогических условий и средств, способствующие гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций.

На третьем этапе, 2013-2015гг., обоснованы условия, средства, система педагогических воздействий на гуманизацию художественного образования школьников средствами регионально-национальных традиций, обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогические условия и средства гуманизации художественного

образования школьников с учетом специфики Чеченской республики (социокультурная среда с ее национальными особенностями; личностно-ориентированный характер гуманизации взаимодействия учителя и учащихся на занятиях изобразительной деятельностью; методы и средства, обеспечивающие эффективность воспитательного процесса средствами национально-региональных традиций);

2. Содержание, формы и методы гуманизации художественного образования школьников с учетом особенностей национально-региональных традиций в учебном процессе является оптимальной средой;

3. Комплект учебно-методических пособий с учетом вариативности видов национально-региональных традиций, усиливающая значимость гуманизации образовательно-воспитательного процесса школьников

4. Критерии, показатели и уровни, обеспечивающие эффективность гуманизации художественного образования школьников, имеющие свою специфику и национально-региональные особенности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обусловлена адекватным и последовательным использованием методологических и теоретических основ исследования; применением теоретических, эмпирических методов, методик, технологий обучения, адекватных методу, целям, задачам исследования; апробацией; многосторонним качественным и количественным анализом фактического материала; практическим применением полученных результатов в образовательном процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы автора на базе общеобразовательных школ № 56 г. Грозного, №3 и №6 г. Аргун, с.Мескер-юрт (2011-2012гг.); материалы исследования использовались автором при разработке лекционных и практических занятий для студентов факультета искусств ЧГПИ, программ спецкурсов, в докладах и выступлениях на научно-практических и методических конференциях (2012-2013гг.). Ход и

результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры изобразительного искусства факультета искусства ЧГПИ. На основе материалов исследования изданы методические рекомендации, учебная программа, опубликованы статьи, тезисы, учебные пособия (2013-2015гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность гуманизации образования школьников

Достойный статус России в современном мире обеспечит только такая система образования, на наш взгляд, которая сможет реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры, - система гибкая, открытая по типам образовательных учреждений и образовательным уровням, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям современности. Особенно актуальным представляется необходимость сосредоточить все внимание педагогической науки и практики на человеке, целостной личности и ее возможностях. Акцент в образовании должен быть сделан на развитие интеллектуального, нравственного и духовного потенциалов личности.

Настоятельной потребностью времени является исходная базисная функция образования - гуманистическая, развивающая целостную самостоятельную творческую личность. В статье 2 Закона «Об образовании» указывается на гуманистический характер образования как на один из принципов государственной политики в области образования(1,К 273-Ф3). На эту направленность должны, прежде всего, ориентироваться современные реформы в образовании.

Гуманистические идеалы красоты, добра, справедливости, истины, равноправных отношений между людьми давно заняли постоянное место в золотом фонде человеческой культуры. Вместе с тем о всегда определяли и определяют глубинный смысл благородной деятельности педагогов прошлого и настоящего. Проблема заключается в реализации гуманистических идеалов в современной массовой школе, функционирующей в активно меняющемся мире с глобальными

противоречиями, с угрозой как социального так и экономического кризиса, дегуманизации и отчуждения личности от общественного развития, других людей и сферы труда. В последнее время идеи гуманистической педагогики приобрели в глазах учителей несколько необычный статус. Однако на практике многие учителя отчетливее начинают осознавать, что гуманизация-это не просто лозунг, но и достаточно трудная проблема, о которой много говорится, но которая должным образом не решается. Действительно, чем больше мы говорим о необходимости гуманизации, тем острее проявляются известные школьные беды: потеря у учащихся интереса к учению, неопределенность целей современного образования, падение его престижа, социальное расслоение между различными группами учащихся, возрастание подростковой преступности, утрата моральных норм поведения. Такова ситуация, в которой находится сегодня учитель. Чтобы разобраться в ней, необходимо сделать ее предметом тщательного философско-этического и психолого- педагогического анализа. Для этого мы выберем лишь одну возникающую в процессе реализации идей гуманистической психологии и педагогики проблему - проблему сущности гуманизации образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук ШАХБИЕВА Хулимат Хамидовна, 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абазатов М.А. О вреде пережитков шариата и адатов в Чечено-Ингушетии и путях их преодоления. Грозный, 1963. - 120 с.

2. Абдулвахабова Б.Л.-А. Детская одежда вайнахов XVII- нач. XX вв. -Грозный, 1987. Абдулвахабова Б.Б.-А. Детская одежда вайнахов XVII - начала XIX вв.- Грозный, 1987. - С. 89-97.

3. Аветисян P.P. Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа: Дис. канд. пед. наук. - Владикавказ, 2004. - 149 с.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М: Просвещение, 1985.-174с.

5. Ажиев А.В. Психолого-педагогические аспекты подготовки студентов к формированию авторитетных отношений в педагогической деятельности в условиях Чеченской республики: Автореф. дис. канд.пед наук. - Владикавказ, 2004.

6. Акаев В.Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. - 128 с.

7. Албакова Ф.Ю. Символ в традиционной культуре вайнахов. - М.: ИППК МГУ им М.В. Ломоносова, 1998. - 182 с.

8. Аленина P.A. Социальная природа традиций и их роль в жизни общества: Дисс. канд. филос. наук. - М., 1976. - 176 с.

9. Александрова В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. 2008. - №6. - С. 42-47.

10. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа/В.В. Алексеева - М.: Сов. художник, 1995. - 15с.

11. Алексеева, В.В. Изобразительное искусство и школа / В.В. Алексеева - М.: Сов. Художник,1968. - 286 с.

12. Алиев А. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. - Махачкала, 1968, - 290 с.

13. Алиева Б.Ш. Компетентностный подход к подготовке специалистов в поликультурном пространстве профессионально-образовательного учреждения / Махачкала: ИПЦ ДГУ

14. Алироев И.Ю. Нахские языки и культура. - Грозный, 1978.

16. Алироев И. Ю. Язык, история и культура вайнахов / Ред. И. А. Ирисханов. — Грозный: Чечено-Ингушское объединение «Книга», 1990. — 368 с.

17. Амаева Т.Б. Чеченские малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки и загадки). Дисс. канд. филол. н. Тбилиси, 1985. - 150 с.

18. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Дом Амонашвили», 1996. - 496 с.

19. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С.48.

20. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 63.

21. Антология мировой философии: Возрождение. - Минск; М.: Хар-вест: АСТ, 2001. - С. 19.

22. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1974. - 191 с.

23. Арабов И.А. Формирование нравственности учащихся как важнейшая задача школы// Педагогический процесс: проблемы и перспективы. - М., 2006. - Вып.8. - С 13-19.

24. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: Ист. формы общения народов: мировые культ, контакты, многонац. государство / С. Н. Артановский; - Санкт-Петербург, гос. акад. культуры. - СПб.: СПб ГАК, 1994

- 224 с.

25. Арсалиев Ш. М-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. — М., 1998. - 286 с.

26. Арсалиев Ш.М.-Х. Использование национальной культуры в подготовке учителей начальных классов: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1993. - 200 с.

27. Арсалиев Ш. М-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы. — М., 1996. — 131 с.

28. Арнольдов А.И. Национальная культура: современное видение. Лекция, - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 29 с.

29. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура. (Философия Ф искусства Н.А. Бердяева). - М.: Знание, 1991. - 63 с.

30. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. - Махачкала, 1976. - 127 с.

31. Ахмадов М. Нохчийн г1иллакх-оьздангалла. - Грозный-СПб., 2002.

32. Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в ХУШ- в начале XIX века. -Грозный, 2002.- С.21-24;

33. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца ХУШ века: Учебное пособие. - М.,2001. С. 348-355;

34. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (на материале искусства народов Дагестана): Автореф. дис.докт. пед. наук. Махачкала, 2001. - 36 с.

35. Балицкая И. В., Гуманизация и гуманитаризация высшего образования в США и России как организационно-педагогическая проблема (статья)/ Педагогическое образование в классическом университете: материалы всероссийской научно-практической конференции (10 октября 2002 г.). — Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2004. — С. 14-20.

36. Батчаева Х.Х.-М. Народная педагогика и современная национальная школа. Учеб. Пособие - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2002 - 207с.

37. Батчаева Х.Х. -М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике. Монография: - Казань: Изд-во Казань, ун-та, 2001.- 301 с.

38. Батчаева Х.Х.- М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). — Казань: Изд- во Казань.ун-та. —417с.

39. Батчаева Х.Х.-М., Узденова М.М. Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики. Монография: -Карачаевск. Изд-во: КЧГПУ, 1999. - 145 с.

40. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1971. - С. 179.

41. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1971. - С. 68.

42. Бердяев Н А. Судьба России: книга статей. - М.: Эксмо, 2007 - 638 с.

43. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М.: Книга, 1991. — 446 с.

44. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 384

с.

45. Бердяев H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности// Бердяев Н.А. Судьба России. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; -Харьков: Фолио, 1998. — 736 с.

46. Бердяев H.A. Самопознание: опыт философской автобиографии. -Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. - 413 с.

47. Берулава М.Н.Гуманизация образования:проблемы и перспективы. -Бийск, 1995. - 31с.

48. Берулава М.Н.Некоторые аспекты концепции гуманизации образования. R сб."Гуманизация образовании", вып.1. - Набережные Челны, 1996 - . С.30-44.

49. Берулава М.Н. Современные проблемы гуманизации образования. // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. - № 2.-195с.

50. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996.- № 4. - С.93-97.

51. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педа гогика, 1982. - 287с.

52. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

53. Берже А. П. Чечня и чеченцы // Кавказский календарь на 1860. -Тифлис, 1859. - С. 1-140

54. Бим-бад Б.М. Педагогическая антропология. - М.,1998. С-172.

55. Битарова А.Т. Этикет горских народов Северного Кавказа и его

влияние на воспитание подрастающего поколения. Дисс. . канд.пед.наук. -Владикавказ, 2002. - 182с.

56. Борзенков В., Купцов В. Гуманитаризация современного образования // Коммунист. 1991. -№ 7.- С. 32-41.

57. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России: Авт. дисс. канд. пед. наук. - М., 1997. - 16 с.

58. Болдырева-Вараксина A.B. Гуманизация коррекционно- развивающего обучения в начальных классах массовой школы. - Таганрог: Изд-во -Таганрог, гос. пед. ин-та, 2002. - 51 с.

59. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.-СПб.: Большая рос. энцикл.; Норинт, 2000. 1434 с.

60. Бондарев, П. А. Путь к национальному возрождению / П. А. Бондарев // Народное образование. 1996. - № 10. - С. 36-41.

61. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания учеб. пособие /Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М.- Ростов н/Д, 1999. - 560 с.

62. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - №3 - С. 3743.

63. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов - на Дону,2000. - 351с.

64. Буева, Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия. (Выступление на «круглом столе» «Культура, культурология и образование») / Л.П. Буева // Вопросы философии. - 1997. - №2. - С. 12-16.

65. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Ва-сильцова. - М., 1988. - 137 с.

66. Варисов П., Карапетян Л. Национальные традиции и пережитки прошлого. Махачкала, 1958. - С. 78.

67. Васильчук, Ю.А. Культура и свобода совести, правосознание и дос-

тоинство гражданина. Концепция гуманитарного образования в вузах России /Ю.А. Васильчук // Политическое исследование. 1992. -№3. - С.8-20.

68. Викторова Л.Г., Петрова Л.В. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования условие формирования гуманитарного потенциала личности интеллигента: Монография. - Красноярск: Сиб. гос. технол. ун-т, 1999. - 45 с.

69. Виситаев СБ. Культура и иллюзии (этнокультура и идеологическая борьба). - Грозный, 1988. - 164 с.

70. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары, 1958. -

264 с.

71. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. - М., 1997. - 441 с.

72. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. С. 7.

73. Воронцова В.Г. Гуманизация в образовании: исторический и современный аспект: : Материалы межвуз. науч.-практ. конф. аспирантов, 1314 фев. 1996 г. / Под ред. В. Г. Воронцовой. - СПб.: СПбГУПМ, 1997. - 110 с.

74. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 82.

75. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. Соч., в 6 т., Т.2. -М., 1982-1984.-504 с.

76. Высшее образование в России. 1994. - № 4. - С. 5.

77. Гадаев В.Ю. Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров. - Грозный, 2005.— 238 с.

78. Гармаш В.Ю. Гуманизация и гуманитаризация в условиях образовательной системы школы: Автореф. дис. канд. пед наук. М.: 1996. -17 с.

79. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Пер. с итал. - М., 1986. 394 с.

80. Гапуров Ш.А. Россия и Чечня в первой четверти XIX века - Нальчик, 2003. - 182 с.

81. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. - М.: Педагогика, 1991. - С. 31.

82. Эстетика фольклора : научное издание / В.Е. Гусев ; АН СССР, Инт рус. лит. (Пушкинский дом). - Л.: Наука. - Л. 1967. - 319 с.

83. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: : (В поисках практ.-ориентир. образоват. концепций) - М.: Совершенство, 1998 - 605 с.

84. Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1992. - С. 44.

85. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М., «Педагогика», 1974.- 272 с.

86. Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М.: Просве-щение,1985.-237с.

87. Гуманизация и гуманитаризация образования в вузе: Материалы регион, науч.- метод, конф., 10-11 апр. 2002 г., - Владимир: Владим. гос. ун-т, 2003. - 83 с.

88. Гусева Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Брянск: 1994. - 20 с.

89. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967. - 319 с.

90. Девятова C.B., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-полит, журнал 1995 - № 6. - С.107-115.

91. Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. 2005. - №3.- С.87-109.

92. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей: Исследование и тексты. - М.: Наука, 1972. - 467 с.

93. Далгат Б.К. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом. Известия Ингушского НИИ. Т. 4. Вып. 2. - Орджоникидзе, 1934. С. 53.

94. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дисс. канд. псих. наук. - Л., 1982. - 161 с.

95. Духнович А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей. -М.,1856.- 112 с.

96. Дьяченко Н.В. Преемственность в развитии культуры и культурный прогресс: Учебное пособие. - Харьков, 1984. - 84 с.

98. Журавлёва, О.Н. Проблема гуманитарного обновления содержания современного школьного учебника / О.Н. Журавлёва // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2008. - № 4. - С. 26-31.

99. Журавлёва, О.Н. Гуманитарность как методологический принцип обновления содержания современного образования / О.Н. Журавлёва, Т.Н. Полякова // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых РАО. 2009. - № 1. - С. 9-14.

100. Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. 1990. - № 1. С. 33—50.

101. Ибрагимова З.Х. Чеченская история. Политика, экономика, культура. Вторая половина XIX века - М., 2002. - 447 с.

102. Ибрагимова З.Х. Чеченские кустарные промыслы - С.234-245 // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. - Москва, 19-20 апреля 2005 года. - М., 2006. - 574 с.

103. Иванова С.В. Гуманизация процесса обучения в старших классах (на материале преподавания литературы), м.:Известия, 1998.-85с.

104. Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания. «Вопросы философии», 2007, №10, С.19-28.

105. Иванов СМ. Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни: Авт. дисс. канд. пед. наук. -Чебоксары, 1996. - 17 с.

106. Иващенко Г. А., Блинова Г. А. Гуманизация графической подготовки специалистов технического профиля // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 1/2 (62). - С. 113-117.

107. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Работы разных лет. СПб.:

Библиополис, 2006. С.137.

108. Бестужев-Лада И.В. Поворот школы к человеку.//Народное образование. - М., 1995, № 8-9.- С.120.

109. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей.- Грозный: Ч-Инг Ш. Д. Очерки об абхазском этикете.- Сухуми,1984.

110. Исаев Э. Вайнахская этика. - Назрань,1999.33. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс - М.: Наука, 1980. - 303 с.

111. Каган, М.С. Художественная культура как система / М.С. Каган. // Системный подход и гуманитарное знание. JL: Изд-во Ленинградского унта, 1991.- С. 240-260.

112. Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. - Л.,1961.

113. Казанцева Л. А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования: Монография. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1999. - 135 с.

114. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — М.: НИИВШ, 1977. - 64 с.

115. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учи-теля(недоступная ссылка). — М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

116. Кон И. С. Национальный характер — миф или реальность? // Иностранная литература. 1968. № 9 - С. 228.

117. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. - М., 2002. С.21.

118. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. - М.: ИТПИМИО, 1993. - 135 с.

119. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа: Исследования и материалы. - М.: Изд. вост. лит.,1961. С.223-244. Косвен М.О.Этнография и история Кавказа. - С.155-208.

120. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшегообразования // Вестник Воронеж. госуд. ун-та. Серия

«Проблемы высшего образования». - Воронеж. 2000. № 1. - С.30-37.

121. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобра-зоват. учреждений / B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина. 11-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 110 с.

122. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 кл.: учеб. для общеобра-зоват. учреждений / B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина. 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 111с.

123. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 318с.

124. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 207с.

125. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 154 с.

126. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917 1967 гг.) / Под ред. В.К. Горданова. - М., Наука, 1968. - 348 с.

127. Кукушин В.С. Этнопедагогика. - Москва-Воронеж, 2002.54. Леж-ников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути: философский аспект. Автореф. дисс. д-ра филос. наук. - М., 1996. - 40 с.

128. КириенкоВ. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959. - С.21.

129. Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века - СПб.: Алетейя. - С. 61 - 62.

130. Лебедев О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков: Авт. дисс. канд. пед. наук. - М., 1992. - 24 с.

131. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1983.- С. 319-320.

132. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лер-нер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

133. Ломов С.П. Мы приняли вызов массовой культуры // Московский журнал. 01.01.1999.- С. 12-13.

135. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Современные технологии в спец. образов, и науке в XX в. // Актуаль. пробл. спец. образ. Махачкала, 2005, Вып. 4.- С. 3-8.

136. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев.- М., 1996.- С. 28-36.

137. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев . -Москва : Просвещение, 1985 . -176 с.

138. Магомедов А.М. Художественные традиции и их использование в эстетическом воспитании школьников. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. -86с.

139. Магомедов А.Р. Народности Дагестана. Махачкала, 1990. - С. 38.

140. Мамедов Н.М., Шушарина О.П. Социально-гуманитарное образование: новый взгляд на старую проблему. 1993. - № 3. - С. 69-79.

141 . МамардашвилиМ. К. Мысль в культуре // Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, 2011. - 288 с.

142. Мананикова Е.Н. Гуманизация дидактических отношений учителя с младшими школьниками в учебном процессе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Таганрог: 1998, - 18 с.

143. МаслоуА. Мотивация и личность / Пер. Т. Гутман, Н. Мухиной. -М.: Питер, 2011. - 352 с.

144. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1969. - 228 с.

145. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико методологический анализ). - М.: Мысль, 1983. - 284с.

146. Межидов Д.Д. Мудрость обычая. - Грозный,1989. - 173 с.

147. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. - Грозный: Книга, 1992. - 188 с.

148. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 14 с.

149.Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 11-18.

150. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала, 1986. -124 с.

151. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Программы курса «Подготовка юношей и девушек к жизни»(10-11 классы). Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 57с.

152. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИНШ, 1987. - 22 с.

153. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала,1992. - С.183,210.

154. Михайлов Н.В. Нация как субъект культуры: Дисс. канд. филос. наук. - М., 1994. - 124 с.

155. Морковин В.И. В стране вайнахов. - М.,1969. С- 17-40

156. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. -Москва : Просвещение, 1986. - 160 с.

157. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2003. — 200 с.

158. Некрасов М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство. 1983. - 343с.

159. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 - 9 кл. - М.,1995. С.- 134.

160. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение,1987. - 253с.

161. Новое и традиционное в культуре и быту народов Чечено -Ингушетии. Под ред. З.А.Мадаевой. - Грозный, 1985. - 92 с.

162. Нохрина Н.Н. Качество гуманитарной составляющей в образовательном процессе - социально-педагогическая проблема XXI века / Н.Н. Нохрина // Социально-гуманитарные знания. 2004. - N 5. - С. 270.

163. Нунуев С-Х. Нахи и священная история.- Ярославль,1998.- 554 с.

164. Обще дидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. № 5. с. 3 - 7.

165. Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании: Монография.-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998.-180с.

166. Нюдюрмагомедов А.Н. О специфике информационных технологий в педагогических дисциплинах./ Новые информационные технологии в образовании: Материалы 1-й научной сессии Дагестанского отделения МАИ. Махачкала, 1995.4. Ш.-с.26-29.

167. Нюдюрмагомедов А.Н., Рамазанов М.Б. Структурно-логические схемы и задачи по педагогике.-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997.-120с.

168. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ООО «Большая медведица», - Элиста. 2004. - 272 с.

169. Попов А.Г. Традиции дружбы (к истории народов Чечено-Ингушетии). - Грозный,1962.

170. Полякова Т. С., Кондрашова З. И., Герасимова О. С. «Гуманитаризация школьного образования использование литературы в обучении математике», - издательство РГПУ , 1997.

172. Порфирьева P.A. Гуманизация образования как фактор преобразования общества: на примере средней школы РФ. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М. 1992.

173. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая систе-мология. - СПб.: ТВП, 1995. - 260 с.

174. Поэзия Чечено-Ингушетии.- Грозный,1959.

175. Проблемы фольклора.- М., Наука, 1978.

176. Петракова Т.К. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков.:Дис. док.пед.наук. - М., 2000. - 425 с.

177. Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. С. 207 -

178. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное

искусство и художественный труд. 1-9 классы // Научн.рук. Б.М.Неменский. - М.: Просвещение,1994. -32с.

179. Пряникова В.Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников. - М.: Просвещение, 1987.

180. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

181. Раджабов И.М Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. - М.: Прометей. 1998.

182. Ромашова С.Н. Гуманизация взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1996. -17 с.

183. Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование. - Курск.2000.

184. Реутская И.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников // Формирование национального самосознания в процессе художественного образования. - Карачаевск, 2008.

185. Родыгина Ирина Викторовна. Гуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования школьников: - Луганск, 2000. - 232с.

186. Рогоза P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности. - М.: 1996. - 144 с.

187. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования : (Основания реформы гуманит. образования в высш. шк.): - М.: Исслед. центр по пробл. управления качеством подгот. специалистов, 1992. - 154 с.

188. Розов Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире: Автореф. дис.д-ра филос. наук. - М., 1995. - С. 3.

189. Розов Н. С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Образование в мире на пороге XXI века.- М., 1991.45 с.

190. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1946. - С. 600.

191. Рубцов А.В., Юдин Б.Г. Новые ориентиры гуманитарного образо-

269 с.

193. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. - Орджоникидзе, 1968. -

137 с.

194. Саидов И.М. Чечено-Ингушские карлаги // Советская этнография. 1964.-№2. - Тбилиси, 1971. — С. 107.

195. Собкин В. Гуманизация образования.//Народное образование, 1992, №9-10, С.72-77.

196. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогика, 1971. - 205с.

197. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.

198. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке учителя / В.А. Сластенин // Технология психолого-педагогической подотовки учителя к воспитательной деятельности. - Барнаул, 1996. - С.17-28.

199. Сластенин, В.А. Личность учителя и ее формирование в педагогическом институте / В.А. Сластенин // Вопросы педагогики высшей школы: матер. науч. конф. по вопросам вузовской педагогики. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1969. - С. 9-11.

200. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. - М.:Прометей,1993.. - 200 с.

201. Студенецкая Е.Н. Одежда чеченцев и ингушей XIX-XX вв. // Новое и традиционное в культуре и быту народов Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1985. С. 59-67.

202. Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии. - Грозный -Нальчик, 1997. - С.7-17.

203. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.-М., 1976. - 216 с

204. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.- М ,1990.

205. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. /Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1981.

206. Сухомлинский В.А. Берегите чистоту души ребенка (главы из неопубликованной книги «Педагогическая культура»)// Украина. 1978. -№39.-С. 15-29.

207. Ткаченко Е.В. Гуманизация российского образования // Народное образование, 1995. - № 6. - С. 4 - 9.

208. Толстой Л.Н. Воспитание и образование//Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1989. - С. 205-232.

209. Толстой Л.Н. Воспитание и образование//Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1989. - С. 205-232.

210. Толстых A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996. - №4.— С. 9-13.

211. Труфанов И.П. Культура народов. Д., Лениздат, 1978. - 95 с.

212. Ушинский,К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // УшинскийК.Д. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.И.Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - Т.1. -С. 229-547.

213. Ушинский К.Д.- М. - Киев: Академия пед. наук, 1949. Т.6. 467 с. -С. 125.

214. Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании. - М., 2004. -

С. 5.

215. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 'Об образовании в Российской Федерации //http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

216. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 130.

217. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). М.: Прометей, 1999. - 228 с.

218. Цаль Н.Н. Историческое наследие и его роль в образовательном процессе и художественном воспитании // Вопросы истории, теории, и методики преподавания изобразительного искусства. С.Статей. Вып.7. -М.:МПГУ, 2009. - С. 401-402.

219. Цит. по Соколов П. История педагогических систем. - Сиб. 1916. -С.416.

220. Чарушников В.Д. Проблемы гуманизации современного образования. - Кстово: НФВИУ, 2003. - С. 26.

221. Чахкиев Б.А. Из культурного прошлого Чечено-Ингушетии во второй половине XIX нач. XX веков: Автореф. дис.канд. ист. наук. - Тбилиси, 1986. - 23 с.

222. Чеченский фольклор. - Грозный,1990.- С.135.

223. «Чеченцы: история и современность» / Составление и общая редакция Ю.А. Айдаева. — Москва: Мир дому твоему, 1996. — С. 196-198.

224. Шарапова Н.Н. Гуманистический подход в воспитании // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. И материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004.- Волгоград: Перемена, 2005. Ч.1. - 83 с.

225. Шахбиев С. Судьба чечено-ингушского народа. - Москва, 1996. -

480 с.

226. Шиянов E.H. Развитие личности как стратегия гуманизации образования: : материалы III межрегион, науч. -практ. конф. / под ред. Е. Н. Шия-нова, JL В. Лидак. - Ставрополь, 2000. - 210 с.

227. Шоров И.А. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. - Москва : Просвещение, 1974. - 142 с.

228. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей, 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1979. - 190с.

229. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-

Синтез,1996. - 80 с.

230. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. Под ред. Б.Т. Лихачева. - М., Педагогика, 1980. - 242 с.

231. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. - М., Просвещение,1983.-126 с.

232. Эхов C.B. Гуманизация технологического образования в условиях педагогического университета: постановка проблемы исследования. - СПб.: -Береста, 2002. - 73 с.

233. Ясперс К. Язык Философия языка и семиотика. - Иваново, 1995. -

129 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Орнаментальная композиция в прямоугольнике

ОТоследовательность построения орнаментальной

Орнаментальная композиция в прямоугольнике

последовательность построения орнаментальной композиции в прямоугольнике

Орнаментальная композиция в прямоугольнике

последовательность построения орнаментальной Композиции в прямоугольнику

УТоследователъностъ построения орнамента в щэуге

УТоследователъностъ построения орнамента в к^руге

(Пейоративное решение Чеченского орнамента в круге

последовательность Юекрративное построения решение в

орнамента квадрате

о

ж

{НЧ}

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.