Эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к художественному текстилю тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Аглабова, Инга Магомедовна

  • Аглабова, Инга Магомедовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 190
Аглабова, Инга Магомедовна. Эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к художественному текстилю: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2014. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Аглабова, Инга Магомедовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТИЛЮ ДАГЕСТАНА

1.1. Эстетическое воспитание школьников средствами текстиля

как основная психолого-педагогическая проблема

1.2. Традиционный и современный текстиль народов Дагестана в эстетическом воспитании школьников

1.3. Характеристика основных школ художественного текстиля

народов Дагестана

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Содержание, условия, формы и методы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к художественному текстилю народов Дагестана

2.2. Приобщение школьников к различным видам художественного текстиля в учебно-воспитательной работе

2.3. Пути повышения эффективности реализации педагогического потенциала художественного текстиля в эстетическом воспитании

школьников

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к художественному текстилю»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в обществе особенно отчетливо осознается необходимость использования духовных и культурных ценностей в социально-образовательной практике. Важнейшим фактором духовного, художественного и эмоционального развития становится эстетическое воспитание, которое можно определить как способность формирования определенного эстетического отношения к действительности. Модернизация российской системы общего образования предполагает разработку и реализацию новых подходов к решению задач образования и воспитания личности учащихся.

Согласно программно-нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ»; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») сегодня российское образование решает колоссальные задачи, среди которых обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; разностороннее своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности; формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений, трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции; обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда и т.д. Именно в этом контексте мы рассматриваем проблему эстетического воспитания подрастающего поколения, учащихся школ в процессе приобщения к народному декоративно-прикладному искусству, в частности к художественному текстилю.

Приобщение учащихся к художественному текстилю Дагестана может выступить как эффективное средство в воспитании молодежи в духе

уважения к местным национальным художественным традициям. Занятия художественным текстилем могут стать благоприятной почвой для развития специальных качеств учащихся школ. Они доступны с раннего детского возраста и имеют значительный учебно-творческий, эстетический потенциал в воспитании школьников.

Анализ деятельности школ свидетельствует, что народное декоративно-прикладное искусство, в частности художественный текстиль, до сих пор не нашло достойного места в учебных программах, преподаватели дисциплин изобразительного цикла не в полной мере используют их педагогический, творческий потенциал в процессе эстетического воспитания школьников.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных форм, путей и методов преодоления и корректировки недостаточной степени обращения учащихся к национальной культуре, в частности к художественному текстилю, а также важностью создания необходимых педагогических условий для эстетического воспитания школьников средствами художественного текстиля.

В последние годы научный интерес к проблеме художественного текстиля в эстетическом воспитании учащихся школ существенно возрос.

Теорию эстетического воспитания в разные времена успешно развивали в своих исследованиях ведущие специалисты, представители эстетики, такие как М.С. Каган, Ю.Б. Бореев, В.К. Скатерщиков и др., а также прогрессивные отечественные педагоги, искусствоведы, психологи: Д.Б. Кабалевский, В.В. Ванслов, Б.Т. Лихачев, B.C. Кузин, Б.Н. Неменский, В.А. Сухомлинский, A.C. Макаренко, Ю.К. Бабанский, М.Л. Скаткин, И.Я. Лернер, В.А. Сластетин и др., то есть те, кто рассматривал искусство действенным воспитательным средством, как важный компонент в жизни детей.

В отечественной науке достаточно широко рассматривались катего-

рии эстетического: эстетическое восприятие (О.Н. Органова, A.B. Запорожец, П.М. Якобсон, В.Н. Самохин, В.В. Давыдов, К.С. Островский, A.A. Мелик-Пашаев, Е.П. Крупник, A.A. Люблинская, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Мордовская), эстетические потребности (В.Н.Банников, И.И. Джидарьян).

Весомый вклад в разработку теории и методики преподавания изобразительного искусства внесли труды таких ученых, как М.М. Байрамбе-ков, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Д.М. Маллаев, Б.М. Неменский, H.H. Ростовцев, И.М. Раджабов, Н.М. Сокольникова, A.C. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова.

Особый интерес в аспекте изучения и познания народного искусства и художественного текстиля Дагестана представляют фундаментальные исследования русских и дагестанских ученых в области археологии, искусствоведения и этнографии, среди которых Д.М. Атаев, Н.Б. Бакланов, Г.Г. Газимагомедов, П.М. Дибиров, A.A. Иванов, Э.В. Кильчевская, М.М. Маммаев, С.Д. Ханмагомедов, М.М. Шилинг, С.Ш. Гаджиева, Д.А. Чирков.

В плане возрождения национально-художественной культуры особый научно-методический интерес представляют работы дагестанских ученых-педагогов, таких как М.М. Байрамбеков, С.М. Гаджимурадов, Ш.А. Мирзоев, Т.К. Гамзатова, Д.М. Маллаев, A.M. Магомедов, И.М. Раджабов, Т.Н. Казилов, O.K. Рашидов и др.

Особенности художественного текстиля и его роль в деле воспитания художественного и эстетического вкуса молодого поколения изложены в работах Э.В. Кильчевской, A.C. Иванова, Э.Г. Аствацатурян, Д.А. Чиркова, П.М. Дибирова, М.М. Маммаева, Ш.С. Гаджиевой, Ф.А. Гаджа-ловой, Г.А. Сергеевой и в ряде других публикациях.

Однако с сожалением приходится констатировать, что на сегодня нет фундаментальных научных работ, в которых художественный текстиль рассматривался бы как средство эстетического воспитания и указывались бы пути использования его богатых и выразительных эстетических

средств декоративности, основывающихся на многовековом опыте народа. Кроме того, недостаточно учитывается стабильность многовекового культурного развития, преемственность поздних и ранних художественных эстетических традиций. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, посвященной вопросам эстетического воспитания, позволил нам выявить существующие противоречия между разработанным теоретическим аспектом данной проблемы и отсутствием систематизированного подхода к нему - в практике учебных учреждений наблюдается отсутствие целенаправленной работы по эстетическому воспитанию школьников путем использования средств искусства текстиля.

Актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к произведениям художественного текстиля и недостаточной разработанностью теоретических основ обозначенной проблемы в науке.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

- наличием объективной потребностью современного общества в учителях эстетического цикла, эффективно осуществляющих эстетическое воспитание школьников;

- высокой социальной значимостью произведений художественного текстиля в эстетическом воспитании школьников и неадекватными современными условиями;

- наличием научной теории процесса эстетического воспитания школьников и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса воспитания учащихся путем использования средств художественного текстиля Дагестана.

Эти противоречия позволили выделить проблему исследования, которая заключается в выявлении эффективных условий и средств организации эстетического воспитания школьников. Недостаточная изученность возможностей использования педагогического потенциала художественно-

го текстиля в эстетическом воспитании школьников с учетом современных реалий определила выбор темы данного исследования «Эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к художественному текстилю».

Объект исследования - эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Предмет исследования - условия, средства, пути и методы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к художественному текстилю Дагестана.

Цель исследования - выявить и научно обосновать, экспериментально проверить условия, формы и методы эстетического воспитания школьников посредством приобщения к художественному текстилю Дагестана.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к художественному текстилю Дагестана станет более эффективным, если:

- произвести диагностику современного состояния опыта наследия национальной эстетической культуры, исходя из основных традиционных закономерностей художественного текстиля как основного вида народного декоративно-прикладного искусства;

- в процессе учебно-воспитательной деятельности усилить внимание учащихся на усвоение нравственных художественно-эстетических понятий путем анализа произведений художественного текстиля, отражающих эстетическую сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, искусство народов Дагестана;

- осуществить учебный процесс, реализуя основные средства, формы, методы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к искусству текстиля Дагестана;

- обеспечить включение учащихся в практическую художественно-творческую деятельность в процессе эстетического воспитания школьников;

- использовать в учебном процессе уроки ИЗО на примере художественного текстиля, с учетом вариативности видов художественного текстиля, способствующие эстетическому воспитанию школьников.

Задачи исследования:

• изучить и дать анализ взаимосвязи эстетической культуры и проблемы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к художественному текстилю народов Дагестана;

• выявить особенности эстетического воспитания школьников средствами народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана в аспекте изучения художественного текстиля как актуальной психолого- педагогической проблемы;

• определить роль эстетического потенциала традиционного и современного художественного текстиля народов Дагестана в эстетическом воспитании школьников;

• разработать содержание, условия, средства, пути, формы и методы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к текстилю народов Дагестана;

• экспериментально проверить эффективность реализации педагогического потенциала искусства художественного текстиля в эстетическом воспитании школьников.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов (В.К.Скатерщиков, М.С.Каган, Ю.Б.Бореев, В.И. Разумный), психологов, педагогов по проблеме переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника (Б.Т.Лихачев, А.Г. Асмолов, Ю.П.Зинченко, А.П.Леонтьев, В.В.Ванслов, А.С.Макаренко, В.А. Сухом-линский, Д.Б.Кабалевский, Б.Н.Неменский, В.С.Кузин), представляющие базисную основу эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную природу, духовную ценность и место искусства в культуре, педагогов по гуманитарно-целостным подходам (Н.М. Борытко,

В.С.Ильин, В.В.Сериков), компетентностными (A.B. Хуторской, Р.Х. Гильмеева), личностно-ориентированные, деятельностные, задающие па-радигмальные ориентиры исследования эстетического воспитания на образцах художественного текстиля.

Теоретическую основу исследования составили:

- идея гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амона-швили, А.Т.Асмолов, Н.И.Киященко, И.Я.Лернер, А.А.Мелик-Пашаев, М.Н. Скаткин, В.А.Сухомлинский и др.);

- идея образовательно-воспитательного процесса в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах выдающихся русских философов Бердяева H.A., Бахтина М.М., Флоренского П.Ф., и др., а также Бондаревской Е.В., Ильина E.H., Кагана М.С., Киященко Н.И., Разумного В.И., Котовой И.Б., Нечаева В.А. и др.;

- актуальные проблемы развития теории и практики изобразительной деятельности учащихся, их художественного образования и эстетического воспитания в трудах таких ученых и методистов, как Н.Н.Ростовцев, B.C. Кузин, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, М.М.Байрамбеков, Д.М.Маллаев, H.H. Анисимов, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова, Б.П.Юсов, И.М.Раджабов и Др.

Такие авторы как А.Л. Бугаева, И. Я. Шоров, Б.О. Кадыров, Б.Б. Шейхова, З.М. Магомедова, В.Ф. Афанасьев, Ш.А. Мирзоев в своих трудах осветили следующие вопросы: функции и суть народных традиций, содержание этнической педагогики, методика реализации эстетических и этнических художественных традиций в воспитательном процессе.

Методы исследования:

анализ теоретической, методологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, а также соответствующих научных исследований в области эстетического воспитания школьников на основе изучения художественного текстиля;

- изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования художественного текстиля в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и других инновационных школ;

- опытно-исследовательская работа, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, студентами, работниками народного образования, апробация методических рекомендаций и наглядных учебно-методических пособий;

- педагогический эксперимент, состоящий из поискового, констатирующего и формирующего этапов, статистическая обработка данных;

- самоанализ результатов творческой деятельности учащихся.

Базой исследования явились средние школы № 10, 31 г. Махачкалы

и сельские общеобразовательные школы с. Акуша и с. Бутри Акушинского района, было задействовано более 300 учеников 4-6 классов.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (2008-2009 гг.) уточнялась тема, предмет и задачи исследования, изучались литературные источники, шел сбор материала по изучаемой проблеме.

На втором этапе (2009-2011 гг.) на основе данных первого этапа исследования был проведен ряд экспериментов для выявления наиболее эффективных форм и методов обучения для наиболее полного приобщения школьников к художественному текстилю Дагестана как части декоративно-прикладного искусства Дагестана.

На третьем этапе (2011-2014 гг.) в ходе проведенных экспериментов, сбора данных по проблеме исследования были проанализированы и систематизированы полученные результаты, сформулированы выводы, завершены основные положения, оформлена диссертация.

Научная новизна исследования:

- изучены и анализированы состояние и опыт использования материала искусства художественного текстиля в практике работы общеобразовательных школ республики;

- выявлены условия и особенности процесса эстетического воспитания школьников средствами художественного текстиля;

- выявлен воспитательный, эстетический потенциал художественного текстиля, отразившийся в задачах эстетического воспитания школьников;

- созданы и экспериментально проверены содержание, условия на примере уроков декоративно-прикладного искусства, способствующие эстетическому воспитанию школьников посредством приобщения к произведениям художественного текстиля;

- определены основные средства и методы, разработаны критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности художественных знаний и глубины интересов учащихся к национальной художественной культуре в процессе изучения искусства текстиля;

- создано учебное пособие, методические разработки уроков, способствующие эстетическому воспитанию школьников средствами художественного текстиля;

Теоретическая значимость исследования заключается в:

- научно-теоретическом обосновании необходимости использования уроков декоративно-прикладного искусства, средств по произведениям художественного текстиля в практике эстетического воспитания школьников.

- выявлении и обосновании дидактических условий эстетического воспитания школьников на базе ознакомления учащихся с произведениями художественного текстиля.

Практическая значимость исследования состоит в:

- создании и внедрении педагогических условий и уроков ИЗО на примере декоративно-прикладного искусства по эстетическому воспитанию школьников в процессе приобщения к художественному текстилю, в котором художественный текстиль дагестанцев выступает как важная часть приобщения школьников к национальной эстетической культуре;

- предложении учителям дисциплин эстетического цикла учебно -методических, наглядных пособий и методических рекомендаций к ним;

- издании пособия по совершенствованию эстетического воспитания школьников средствами художественного текстиля;

- возможности использования материалов данного исследования в других регионах России с учетом своих особенностей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Традиционный и современный текстиль народов Дагестана, адекватно отражающий потребность учащихся в личностном и эстетическом развитии школьников.

2. Содержание, условия, средства, формы и методы приобщения школьников к искусству художественного текстиля, как существенного компонента эстетического воспитания школьников.

3. Художественно-эстетическая ценность в познании произведений художественного текстиля (уникальность, подлинность, историческая значимость).

4. Критерии, позволяющие выявить знания, глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре, в частности к художественному текстилю Дагестана.

Апробации и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в основных материалах конференции «Методология художественно-педагогического образования в глобальном социокультурном пространстве» 26-27 января (Москва, 2011 г.), в материалах Республиканской межвузовской научно- практической конференции по актуальным проблемам межкультурной коммуникации (Махачкала, 2012 г.). Автор с докладами и сообщениями выступал на научных конференциях, посвященных проблемам обучения и воспитания школьников, а также на кафедре методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета. Основные положения исследования апробировались и внедрялись в практику обучения изобрази-

тельному искусству в школах с. Акуша и с. Бутри Акушинского района и школах № 10, № 31 г. Махачкалы. Автором издано учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графических факультетов «Художественный текстиль Дагестана в эстетическом воспитании школьников».

Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью теоретических и методологических положений, репрезентативностью выборки исследуемых, использованием объективных, соответствующих задачам методов исследования, опытно-экспериментальной работе в школах с соответствующей научно-методической базой и потенциалом педагогических кадров, результативность которых подтверждена методами исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТИЛЮ ДАГЕСТАНА

1.1. Эстетическое воспитание школьников средствами текстиля как основная психолого-педагогическая проблема

Воспитание - неотъемлемая часть образовательного процесса. Система воспитания интегрирует все формы и виды обучения, социально полезной деятельности в целостный образовательный процесс, обеспечивающий удовлетворение индивидуальных потребностей детей, их личностное развитие и социализацию.

Педагогический труд и педагогическое общение, стиль поведения и деятельности педагога, его красноречие являются эпицентром эстетического. А значит, правомерно утверждать, что существует эстетика педагогической деятельности как интегрированное гуманитарно- профессиональное явление, возникшее и функционирующее на стыке эстетики, этики, психологии и педагогики.

Важность осознания роли эстетического воспитания в педагогическом процессе современной образовательной школы свидетельствует о необходимости расширения границ искусства в учебном заведении, а именно, от искусства двигаться, петь, строить, рисовать, лепить - к искусству творчески мыслить, чувствовать, жить.

Школа широко раскрывает особенности человеческой культуры во всем своем многообразии, качественно формирует свое особое индивидуальное мироощущение, закладывает прочные основы нравственности и духовности, воспитывает творческое отношение к жизни, труду. При этом возникает вопрос, какие задачи ставит перед собой эстетическое воспитание?

Глобальной целью является формирование творческого отношения

человека к окружающей его действительности, поскольку сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии различных эстетических явлений. Одной из более конкретных задач является формирование эстетической потребности. Ее можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. В данном случае необходимо обратить внимание на два важных компонента, это: 1) широта и кругозор эстетической потребности (способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности); 2) качество эстетической потребности, выявляемое на уровне художественного вкуса и идеала на уроках трудового обучения в школе. Значение эстетического воспитания в становлении личности огромно и это вряд ли кем оспаривается. Тем не менее, остановимся на этом чуть подробнее. Прежде чем говорить об особенностях эстетического воспитания, необходимо, на наш взгляд, дать определение термину «эстетика». Итак, эстетика (от греческого - чувствующий, чувственный) - философская наука, которая изучает сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного взаимоотношения человека и окружающего его мира, а также область художественной деятельности людей. В XVIII веке эстетика как особая дисциплина вычленяется в трудах Баумгартена, который ввел термин «эстетика» для обозначения «науки о чувстве, знании». Немецкий философ И. Кант отмечает эстетику как науку о правилах чувственности вообще. Такие философы-материалисты, как Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский считали в свое время, что объект эстетики как науки есть прекрасное. Подобная категория и стала основой системы эстетического воспитания.

П. Валери указал на одну из функций эстетики - функцию воспитания человеческих чувств, человеческой чувствительности. Соприкасаясь с прекрасным в искусстве или действительности, человек обретает желание как можно чаще повторять подобие встречи. Его ощущения, его чувства формируются на желание и ожидание подобных встреч. Они, чувства, развиваются в результате общения с прекрасным.

Другая важнейшая эстетическая функция - воспитательная. Она состоит в формировании восприимчивости человека к искусству и всему прекрасному, существующему в природе и произведениях человека. Каждая эпоха, придавая большое значение воспитанию новых поколений, выделяла ту или иную ветвь в искусстве как наиважнейшую в деле воспитания. В Античности особое значение придавали музыке, в эпоху Возрождения — живописи, в XIX в. - литературе. В педагогике эстетическое воспитание связывают с высвобождением спонтанной экспрессии детей. Эстетическое воспитание часто связывают только со сферой чувств и отделяют от интеллектуального воспитания. Цель его - развитие воображения, осуществляемое через личное эстетическое переживание.

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего общего воспитания, базирующегося на опыте, который приобрел ребёнок, и придает данному опыту свежее звучание с позиции прекрасного. Эстетическое воспитание — это «процесс совместной деятельности воспитанников и педагогов, направляющийся в сторону формирования эстетической культуры школьников» [179. С. 27].

Подобный процесс, безусловно, является органически и жизненно необходимым компонентом общей системы воспитания.

Эстетическим воспитанием можно с уверенностью назвать научно обоснованный и практически осуществленный полный комплекс разнообразных педагогических мероприятий, обеспечивающий гармоническое всестороннее художественное развитие как духовных, так и физических сил человека. Подобная формулировка, по мнению Г. Джибладзе, «точно выражает природу и сущность эстетического воспитания. Отсюда вытекает функция эстетического воспитания, т.е. умение создавать эстетическое, творить прекрасное» [53, 17].

Результаты социологических, психологических и педагогических исследований Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, Е.К. Чухмана, Б.П. Юсова, свидетельствуют, что снижение качества эстетического воспитания обу-

чающихся наблюдается, как правило, в 5-8-х классах общеобразовательной школы. Что же является причиной такого явления? Ученые считают, что все дело в противоречии между потребностью подростков в идеале и недостатком у них специальной подготовки к полноценному и всестороннему восприятию прекрасного.

Полагаясь на устоявшуюся практику воспитательной работы, мы обычно выделяем такие структурные компоненты эстетического воспитания, как эстетическое образование, которое закладывает ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности, а также художественное воспитание в его художественно-практическом и образовательно-теоретическом выражении. Последнее формирует художественную культуру личности в общности практических навыков, знаний, ценностных ориентаций и разнообразие вкусов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Аглабова, Инга Магомедовна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдульханова-Славская К.А. Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты) / К.А. Абдульханова-Славская. -М., 2001. - 128 с.

2. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин / С.С. Агаширинова. - М., 1978. - 328 с.

3. Аглабова И.М. Традиционный и современный текстиль народов Дагестана как средство эстетического воспитания школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3; ЦКЬ:1Шр:/Лу\у\у.5с1епсе-есЗисайоп.щ/ЮЗ-бЗЗЗСдата обращения: 27.06.2012). (Входит в «Перечень...»).

4. Аглабова И.М. Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана как средство эстетического воспитания школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 4. - С. 83. (Входит в «Перечень...»).

5. Аглабова И.М., Раджабов И.М. Художественный текстиль Дагестана в эстетическом воспитании школьников // Пособие. - Махачкала, 2012.

6. Адухов М.Д. Истоки духовных ценностей в Дагестане // Педагогика. - 2004. - № 9. - С. 89-91.

7. Айдамиров А.З. К вопросу о факторе воздействия искусства и культуры на формирование новой личности // Художественное творчество Дагестан и молодежь. - Махачкала, 1991. - С. 45-48.

8. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 126 с.

9. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. — Махачкала, 2006.-375 с.

10. Алимова Б.М. Кайтаги. XIX - начало XX в. - Махачкала, 1998. -232 с.

11. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево: Домашнее рукоделие. —

М., 2004. - 88 с.

12. Амиров А.К. Задачи и содержание работы школы по трудовому воспитанию школьников // Наука и молодежь. Сб. статей молодых ученых по гуманитарным проблемам. — Махачкала, 2002. - С. 23-26.

13. Бабанский Н.З. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1962. - 112 с.

14. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству: (на материале искусства народов Дагестана): автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / М.М. Байрамбеков. М., 2001.-36 с.

15. Байрамбеков М.М. Центр эстетического воспитания «Радуга» г. Махачкалы // Воспитание школьников. - 2009. - № 10. - С. 26-29.

16. Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент: Методика обучения учащихся начальной школы - Махачкала, Издательство НИИ педагогики 2001. - 116 с.

17. Байрамбеков М.М., Гаджимурадов С.М. Уроки народного искусства в начальной школе. - Махачкала, 2000. - 92 с.

18. Баширов A.C. Искусство Дагестана. -М.: Ранион, 1981. - 124 с.

19. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно- прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1975. - 92 с.

20. Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Чч. I-III. -Казань, 1849, 1850, 1852. - 224 с.

21. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. -М.: Знание, 1981.-234 с.

22. Бесараб В. Вначале был ковер... // Новое дело. 2009. № 21 (905). 29 марта. - С. 9.

23. Богатеева З.А. Откроем детям мир изобразительного искусства: учебно-методическое пособие. - Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - 96 с.

24. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированно-

го образования. - Ростов н/Д., 2000. - 242 с.

25. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография.- Волгоград, 2000. - С. 225

26. Булатова A.A. Лакцы, историко-этнографическое исследование (19-20 вв.). - Махачкала, 2000. - 234 с.

27. Буцковский A.M. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей, 1812 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. - М., 1958. - 212 с.

28. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. -М.: Изобразительное искусство. 1983. - 256 с.

29. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. -М.: Советский художник, 1974. - 124 с.

30. Вопросы теории и методики преподавания декоративно-прикладного и изобразительного искусства: Сборник научных трудов ДГПУ. - Махачкала, 1999. - 242 с.

31. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. - 136 с.

32. Гаджалова Ф.А. Народная вышивка Дагестана. — Махачкала, 2005. - 126 с.

33. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. - М.: Наука, 1981. -149 с.

34. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историческое прошлое, культура и быт. -

I

Махачкала, 2000. - 124 с. '

35. Гаджиева С.Ш. Материальная культура даргинцев. - Махачкала, 1967. -382 с.

36. Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. - Махачкала, 1989. - 182

t

с.

37. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1-4 кл. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. - 42 с.

38. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. - 126 с.

39. Гамезо М.В., Петрова В.А., Орлова В.М. Возрастная и педагогическая психология. Издание второе - М.: Педагогическое общество России, 2003-512 с.

40. Гамзатова С.Р. Ковер - путешественник // Дагестанская правда. 2009. 19 февраля.-С. 5.

41. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об этике. - М., 1982. -212 с.

42. Гильман P.A. Художественная роспись тканей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003. - 182 с.

43. Гильмеева Р.Х. Школа: как фактор национально-культурного возрождения // Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. Казань, 1996.- С.53-54.

>

44. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

45. Гончарук А.Ю. Педагогия эстетического развития школьника в век образованности и профессионализма граждан России: библиография. -М., 2000.- 133 с.

46. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991.-242 с.

47. Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М.: Просвещение, 1985.-212 с.

48. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. - СПб., 1993.

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1989.-212 с.

50. Дамаданова С.Р. Традиции и современность в декоративно-

прикладном искусстве Дагестана // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - № 6. - С. 12-14.

51. Дамаданова С.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства (на материале Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С.Р. Дамаданова. - Махачкала, 2004. -23 с.

52. Декоративное искусство Дагестана. Альбом // Автор-составитель Д.А. Чирков. - М.: Советский художник, 1971. - 134 с.

53. Джибладзе Г.Н. Принцип эстетического воспитания. - Тбилиси: Государственный университет, 1968. - 414 с.

54. Емельянова О.В. Развитие творческих способностей учащихся детских художественных школ средствами декоративно-прикладного искусства (художественная вышивка): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.12 / О.В. Емельянова. -М., 2009. - 16 с.

55. Жужлева А. Секрет дагестанских мастериц // Черновик. 2008. 7 ноября. - С. 9.

56. Зись А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. - М.: Искусство, 1975. - 212 с.

57. Иванов A.C. Ковроделие Дагестана. - М., 1955. - 128 с.

58. Игнатьев Е. Н. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1961. - 142 с.

59. Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана. Сб. статей / Отв. ред. Магомедов Д.М. - Махачкала, 1982. - 212 с.

60. Изабакаров Г.Б. Основы кубачинского искусства. Изд. 2-е., допол. -Махачкала, 1992.

61. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов / Сост. Г.Г. Виноградова. М., 1990. - 212 с.

62. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. Программа с краткими методическими рекомендациями. - М., 1990. — 82 с.

63. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный про-

цесс). -М., 1984.-С. 144

64. Ильин М.А. О понимании художественных традиций // ДИ СССР. - 1960.-№3.-С. 13-18.

65. Исследование проблемы психологии творчества / Отв. ред. Я.А.Пономарев. -М.: Наука, 1983.-134 с.

66. Исмаилов Г. Вышивки-покрывала селений Усиша и Зилмук // Проджи. Про дагестанскую жизнь. - 2007. - № 7. - С. 12.

67. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1957.-212 с.

68. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. Роль духовной культуры в развитии личности. - Л.: Знание, 1979. - 234 с.

69. Каган М. С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 320с.

70. Каган М.С. Эстетика и прикладное искусство // ДИ СССР. - 1958. -№ 1.-С. 14-21.

71. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997. - 342с.

72. Кадыйрова Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства. Дисс. ...канд. пед. наук. - Казань, 1999. - 144 с.

73. Казилов Г.Н. Дагестанский народный орнамент: Методические разработки по декоративному рисованию на основе орнамента изделий дагестанского прикладного искусства. Часть I. - Махачкала, 1991. - 134 с.

74. Казилов Г.Н. Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры: На материале Республики Дагестан. - Ростов-на-Дону, 2000. - 236 с.

75. Казилов Г.Н. Ворсовые ковры Дагестана. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989.-128 с.

76. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана (От времени присоединения к России до наших дней). - М.: Наука, 1971. - 326 с.

щихся средней общеобразовательной школы на профессии народных художественных промыслов. - М., 1980. - 112 с.

78. Квятковский Е.В. Исследование художественных интересов школьников. - М., 1974. - 124 с.

79. Кильчевская Э.В. Искусство народов Дагестана. Народное декоративное искусство РСФСР. - М., 1957. - 246 с.

80. Кильчевская Э.В., Иванов A.C. Художественные промыслы Дагестана. -М., 1969.-212 с.

81. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959. - 322 с.

82. Кияшенко Н.И. Эстетика - философская наука. - М., 2005. - 324 с.

83. Коган JI. Н. Художественная культура и художественное воспитание. - М.: «Знание», 1979. - 422 с.

84. Кожинов В. Размышления о главной основе отечественной культуры // Встреча. - 1996. - № 9. - С. 28-31; № 10. - С. 37-40.

85. Коваленковские чтения - 97. Музей и школа. Воспитание искусством: Материалы науч.-практ. конф. / Науч. ред. Ю.П. Солодовников. - Краснодар, 1997. - Вып. 4.-108 с.

86. Комарова Т.С. Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. -С. 13-18.

87. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Издательский дом «Зимородок», 2006. - 418 с.

88. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999.-240 с.

89. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 234 с.

90. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. -М.: Просвещение, 1984.

91.Кушева E.H. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в

XVI -XVII. -М., 1963.-264 с.

92. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. - М., 1999. - 128

с.

93. Лихачев Б. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

94. Магомедов А.Д. Формы и методы передачи традиционного мастерства в художественных промыслах Кубачи // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник научных трудов НИИХП. - М., 1990. - С. 106-116.

95. Магомедов А.Д. Традиционное художественное ремесло. - Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1999. - 122 с.

96. Магомедов A.M. Художественные традиции и их использование в эстетическом воспитании школьников. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. — 86 с.

97. Магомедов A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана. — Махачкала: Изд. дом «Народы Дагестана», 2005. - 340 с.

98. Магомедова A.M. Вышивка шелком и золотом// URL:http://vmw.cotton.ru/cgi-bin/vestnik/article.pl?id=27285

99. Магомедов Д.М. Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941. -М., 1987. -320 с.

100. Магомедханов М. Мягкая валюта Дагестана //URL:http://www.vesiikavkaza.ru/articles/tourism/sites/l 152.html 2.05.2009.

101.Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы специального образования. — Вып. 2. - Махачкала, 2003. - 144 с..

102. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки становления. - Махачкала, 1989. - 268 с.

103. Маркграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. - М., 1982. - 128 с.

104. Мелик-Пашаев A.A. Для чего нужно искусство в школе? // Пу-

ти модернизации начального и среднего образования. - Вып. 6. - М., 2002. -С. 34-38.

105. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.): Программы (экспериментальные). - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

106. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала, 1992.-224 с.

107. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. - Махачкала, 1997. -168 с.

108. Миркиев Г.М. Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на материале Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.М. Миркиев - Махачкала, 2006.-22 с.

109. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2003. - 124 с.

110. Мухидинова П.М. Роль народно-художественных промыслов в воспитании эстетической культуры школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 2. - С. 8-12.

111. Народное творчество как мир целостности: Альбом. — М.: Советская Россия, 1987. - 126 с.

112. Некрасова М.А. О развитии традиции в художественных промыслах // Искусство. - 1971. -№ 12. - С. 23-28.

113. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство, 1983. - 146 с.

114. Некрасова М.А. .Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. - М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.

115. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 244 с.

116. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., 1992. - 422 с.

117. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. — М.: Просвещение, 1975.-412 с.

118. Никитич JI.A. Эстетика. - М.: Юнити, 2003. - С. 439.

119. Обозрение Российских владений за Кавказом. - СПб., 1888. IV. -С. 184-185.

120. Омаров М.М. Художественная керамика для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. - Махачкала, 2000. - 78 с.

121. Островский Г.С. К проблематике народного искусства Северного Кавказа // В кн.: Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. - Карачаевск, 1971.-С. 13-19.

122. Очерки истории советского искусства Дагестана. - М., 1987. -322 с.

123. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы; Сборник документов и материалов. - М.: Политиздат, 1984. - 84 с.

124. Пиралов A.C. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. -СПб.,1913. — 112 с.

125. Плюхин В.У. Творчество. У истоков гражданственности: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1989. - 128 с.

126. Пожидаев В.П. Деревообделочное производство в ауле Унцу-куль: Историко-этнографический очерк. — Махачкала, 1931. — 72 с.

127. Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М., 2002. - 312 с.

128. Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. -М.: Сов. художник, 1985.-232 с.

129. Проблемы народного искусства // Сб. статей / отв. ред. М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1982. - 214 с.

130. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - Изобразительное искусство и черчение; Для педагогических университетов и институтов. - М.: Флинта: Наука, 2000. - С. 5.

131. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальные классы (1-3 кл.). - М.: Просвещение, 1985. - 24 с.

132. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (4-6 кл.).- М.: Просвещение, 1985. - 32 с.

133. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: 46 классы. - М.: Просвещение, 1985. - 42 с.

134. Психология рисунка и живописи: вопросы психологического исследования формирования образа // Отв. ред. Е.И. Игнатьева. - М.: Издательство АПН СССР, 1954. - 218 с.

135. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.12 / И.М. Раджабов. - М., 1998. - 53 с.

136. Раджабов И.М. Примерные разработки иллюстрированно-календарного плана по изобразительному искусству для 1 -6 классов и методические указания к ним. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.

137. Раджабов И.М., Дамаданова С.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства: Анализ и интерпретация произведений дагестанских художников. - Махачкала: ДГТУ, 2008. - 152 с.

138. Раджабов И.М., Гамзатова Г.К., Декоративно-прикладное творчество в системе художественно-эстетического образования. - Махачкала, 1999.

139. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997.

140. Рамазанова Э.А. Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: / Э.А. Рамазанова. — Махачкала, 2002.-21 с.

141.Рашидов O.K., Дамаданова С.Р. Художественная вышивка народов Дагестана // Международный журнал экспериментального образова-

ния. - 2009. - № 6. - С. 53-55.

142. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1980. - 172 с.

143. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка / Учебное пособие. - М.: Изобр. искусство, 1988. - 184 с.

144. Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности. — М., 1922.- 112 с.

145. Русско-дагестанские отношения в XVII - первой четверти XVIII в.: Сборник документов. - Махачкала, 1958. - 232 с.

146. Салтыков А.Б. Неотложные задачи высшей школы декоративного

*

искусства. Избранные труды. - М., 1962. - 126 с.

147. Свидерский П.Ф. В горах Дагестана. - Петровск, 1903. - 64 с.

148. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999. - С. 272

149. Система эстетического воспитания в школе // Под редакцией Ю.К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. - 479 с.

150. Современная культура и быт народов Дагестана. - М.: Наука, 1971.-214с.

151. Современное эстетическое образование и воспитание: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. ст. -М.: Арзамас: АГПИ, 2004. -239 с.

152. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-234 с.

153. Солончук Н.М. Эстетическая культура личности и пути ее формирования. -Махачкала, 1996. -242 с.

154. Сохачевская В.В. Художественный текстиль. Материаловедение и технология. - М., 2010. - 126 с.

155. Султанова М.К. Традиционный женский костюм Дагестана // http://dargo.ru/publ/2-1 -0-227

хачкала: Дагест. гос. пед. ун-т, 1995. - 27 с.

157. Ташлицкая Э.Н. Дагестанские безворсовые ковры. - Махачкала,

1967.- 128 с.

158. Тихонов Д.И. Описание Северного Дагестана» (1796 г.) / ИГЭД. -М., 1958.-С. 130-133.

159. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М., 1999. - 234 с.

160. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащегося старших классов. - М.: Просвещение, 1985.-212 с.

161. Харин А. С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы // Начальная школа. - 2001. -№ 6. - С. 59-62.

162. Хорунжая И.О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде // Человек и образование. - 2008.-№ 2. - С. 69-72.

163. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1988. - 234 с. t

164. Хуторской A.B. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - С. 63

165. Ченсинер Р. Кайтаг. Искусство текстиля из Дагестана. - Лондон, 1993.-426 с.

166. Чирков Д.А. Декоративное искусство Дагестана.-М., 1971.-146 с.

167. Чухман Е.К. Искусство в развитии интеллекта и творческих способностей школьников // Проблемы совершенствования системы эстетического воспитания детей: Педагогика и народное образование: Обзорн. инф. / Ред. Днепров Э.Д. и др. - М.: ННИИ ОП АПН СССР, 1979. - № 3. - С.7-13.

М.: Просвещение, 1985. - 234 с.

169. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество / Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. - М.: Просвещение, 1969. - 322 с.

170. Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. - Л.: Художник РСФСР, 1982.-324 с.

171. Шиллинг Е.М. Кайтаги // Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана. - Махачкала, 1996. - С. 75-92.

172. Шиллинг Е.М. Изобразительное искусство народов Горного Дагестана. Доклады и сообщения исторического фак-та МГУ. Кн. 9. - М., 1959.-146 с.

173. Шилинг Е. М. Кубачинцы и их культура. - М., 1949. - 166 с.

174. Шиллинг Е.М. Ковроткачество Дагестана // Советская этнография. - 1936. - № 4. - С. 23-28.

175. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. - 2-е изд. - М., 1979. - 256 с.

176. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во 2 классе / Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984. - 232 с.

177. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.12 / Т.Я. Шпикалова. - М., 1988. -456 с.

178. Шурпатов И. Напольная книга Дагестана // Деньги. - 2005. - № 17. - С. 11.

179. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и музыки на уроках русского языка и литературы: методические рекомендации / Н.И. Пьянкова, Е.О. Гайская, Л.А. Ходякова, Г.А. Обернихина. -М.: Academia. 2001.-126 с.

180. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития

школьников. - М., 1984. - 126 с.

181. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. - 172 с.

182. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.-174 с.

183. Якобсон П.М. Проблема психологии эмоций. В кн. «Психологическая наука в СССР». Т.2. - М., 1960. - 182 с.

184. Ярыгина H.A. Декоративно-прикладное искусство как средство

* 1

1

эстетического воспитания дошкольников // Дети, в школу собирайтесь! -2008.-№4.-С. 3-19.

t

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.