Условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Амубуттаева, Патимат Мирзаевна

  • Амубуттаева, Патимат Мирзаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 167
Амубуттаева, Патимат Мирзаевна. Условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2014. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Амубуттаева, Патимат Мирзаевна

СОДЕРЖАНИЕ

3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты использования воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе

1.1. Теоретические аспекты изучения воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе

1.2. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе приобщения к памятникам архитектуры

1.3. Характеристика национального своеобразия архитектурных памятников и их использование в воспитании дагестанских школьников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Реализация воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе

2.1. Основные направления и этапы использования воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебном процессе

2.2. Пути повышения эффективности использования воспитательного потенциала

архитектурных памятников в учебной деятельности

2.3. Анализ реализации воспитательного потенциала средствами памятников архитектуры в учебном процессе

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

/

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Воспитание духовно развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и современной педагогической науки и практики. Принципы воспитания как основополагающие требования и ценностные ориентации определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания человека, общее направление его осуществления, стили взаимодействия воспитателя и ученика. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству социально активной, общественно значимой личности.

Сегодня особенно остро ощущается необходимость в существенном обновлении и совершенствовании процесса воспитания и нравственно- эстетической ориентации учащихся, приведения их в соответствие с традициями и культурой народа.

Ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединения его моральных ценностей, политической и экономической стабильности является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Как отмечено в концепции «Национальная идея может строиться только на основе культурных ценностей, сформированных на протяжении веков.

В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» также акцентирует внимание на необходимость приобщения школьников к культуре, искусству изучения памятников архитектуры в процессе учебы, отмечается необходимость воспитания и развития внутреннего творческого потенциала учащихся через понимание и осмысление языка изобразительного искусства, отражающего общечеловеческие ценности: доброту, любовь к красоте, гармонии.

В решении данной проблемы особая роль принадлежит воспитательному потенциалу художественно-эстетического наследия национальной культуры, воплощенного в памятниках архитектуры. Благодаря своим специфическим

возможностям памятники искусства и культуры, в частности архитектуры, создают особенные условия для приобщения школьников к культурному наследию народа и могут выступать в качестве ценностного ориентира при реализации воспитательного потенциала в учебном процессе.

На современном этапе становления и развития педагогического образования идея воспитания человека в контексте культуры определяется в качестве важного фактора, что глубоко и содержательно рассматривается в исследованиях Е.В. Бондаревской, Э.В. Ильенкова, E.H. Ильина, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, И.Б. Котовой, Т.П. Мальковой, В.Я. Нечаева, В.И. Разумного и др.

H.A. Бердяев, М.М. Бахтин, П.Ф. Флоренский и др. рассматривают культуру как антропологический феномен, когда личность выступает в качестве эпицентра культуры. На их концепции основывается идея культуросообраз-ного образования.

Существенное значение в рассматриваемом вопросе имеет изучение научной литературы по проблемам развития и воспитания детского творчества, в частности работы JI.C. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.Б. Эльконина и др. Использование результатов, полученных этими авторами, позволяет всесторонне проанализировать важность и уникальность воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Проблема формирования мировоззрения, воспитания нравственно- патриотических, эстетических чувств: гуманизма, бережного отношения к наследию прошлого своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию рассматривались В.В. Алексеевой, Х.Х-М. Батчаевой, Н.К. Гаврюшиным, А.Ф. Гольдштейном, A.B. Иконниковым, Е.В. Квятковским, Б.Т. Лихачевым, Б.М. Неменским, В.И. Плужнико-вым.

Большой интерес для нашего исследования представляли данные, полученные специалистами эстетического воспитания школьников в процессе их обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: А. Д.

Алехиным, Г.В. Бедой, B.C. Кузиным, М.М. Байрамбековым, Т.С. Комаровой, A.M. Магомедовым, Б.М. Неменским, С.П.Ломовым, Е.Е. Рожковой, H.H. Ростовцевым, И.М.Раджабовым, Е.В. Шороховым, Т.Я. Шпикаловой.

В своем исследовании мы опирались также на труды ученых, которые рассматривают: своеобразие функционирования предметно-архитектурной среды, особенности ее восприятия учащимися школ (И.А. Бартенев, С.Ю. Болотова, 3. Гидион, В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов, Г.В. Есаулов, A.B. Иконников и др.); роль архитектурной среды в воспитании и развитии творческого воображения, художественных способностей учащихся школ (С.Ю. Болотова, И.Б. Ветрова, Д.Н. Садыгалиев, В.А. Шпильченко и др.).

Для раскрытия теоретических основ изучения архитектурных памятников в общеобразовательных учреждениях нам важно было рассмотреть сущность и значение реализации воспитательного потенциала в учебном процессе.

Анализ философской, культурологической и, главным образом, психолого-педагогической литературы позволил вскрыть противоречия между:

• потребностью школ республики в кадровом пополнении учителями, способными эффективно осуществлять реализацию воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе и стереотипностью художественной подготовки учащихся школ в процессе приобщения ребенка к ценностям архитектуры;

• возможностями использования потенциала памятников архитектуры в воспитательном процессе и отсутствием необходимых условий и системы занятий по организации учебной деятельности в школах республики;

• необходимостью создания адаптивной воспитательной среды, учитывающей индивидуальные художественные способности учащихся и отсутствием информационно-методического обеспечения, способного осуществить реализацию воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Существование данных противоречий позволило выделить проблему

исследования, суть которой в раскрытии и обосновании условий реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Анализ деятельности школ свидетельствует, что реализация воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе до сих пор не нашла достойного места в учебных программах. Преподаватели дисциплин эстетического цикла не в полной мере используют педагогический и воспитательный потенциал памятников архитектуры в учебном процессе.

Реализация в учебном процессе воспитательного потенциала памятников архитектуры имеет важное социально-педагогическое значение и сегодня приобретает теоретическую значимость и практическую актуальность. Эти положения послужили определяющим фактором при выборе темы исследования: «Условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и средства, обеспечивающие эффективность реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - условия, средства, формы и методы реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебно- воспитательном процессе.

Гипотеза исследования: реализация воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе станет эффективной, если:

• рассматривать памятники архитектуры как важный фактор учебно-воспитательной деятельности учащихся;

• выявить содержание и педагогическое значение воспитательного потенциала архитектурных памятников и определить формы и методы его реализации в учебном процессе;

• выявить и обосновать педагогические условия, способствующие pea-

лизации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

• развивать интерес школьников к усвоению эстетических и нравственных понятий путем анализа образцов архитектурных памятников в процессе учебно-творческой работы.

Задачи исследования:

1. Выявить методологические, психолого-педагогические проблемы изучения воспитательного потенциала памятников архитектуры.

2. Сформировать у школьников нравственно-эстетические, этнические представления об образцах архитектурных памятников.

3. Охарактеризовать национальное своеобразие архитектурных памятников Дагестана для использования его в воспитании школьников в учебном процессе.

4. Создать оптимальные условия, пути и средства для использования воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебном процессе.

5. Разработать и экспериментально проверить условия, формы и методы, способствующие реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры.

Методологической основой исследования являются философские категории (Ю.Б. Бореев, М.С. Каган, В.И. Разумный, В.К. Скатерщиков) об общей связи и взаимной обусловленности явлений, творческой сущности личности (В.В. Ванслов, В.С.Кузин, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, Б.М. Немен-ский, В.А. Сухомлинский), выступающие субъектом духовной и материальной культуры в художественном и образном отражении реальности; ведущие разработки педагогов эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (B.C. Кузин, Т.С. Комаров, Б.Т. Лихачев, Д.М. Маллаев, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, А.Некрасова, И.М. Раджабов, Т.Я. Шпикалова и др.)

Теоретическую основу исследования составляют концепции и идеи,

раскрывающие сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, B.C. Ильин, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский), культурно-историческая теория развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн), учение о единстве национального и общечеловеческого (H.A. Бердяев Я.А. Коменский, С. И. Миропольский, К.Д. Ушинский, и др.).

Методы исследования:

• теоретический анализ исторической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования памятников архитектуры в воспитании и развитии личности школьников в учебном процессе;

• опытно-экспериментальная работа (анкетирование, беседа, опрос, видеозапись, фотографирование), статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников.

Научная новизна исследования заключается в:

• определении места и роли, выявлении сущности воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

• разработке условий приобщения школьников к системе уроков по изучению памятников архитектуры в учебном процессе;

• разработке серии наглядных пособий с учетом особенностей архитектурных памятников Дагестана, способствующих реализации воспитательного потенциала в учебном процессе;

• экспериментальной проверке и доказательстве эффективности системы уроков ИЗО по реализации воспитательного потенциала образцов архитектурных памятников;

• обосновании параметров, уровней и критериев, позволяющих выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса школьников к памятникам архитектуры в учебном процессе.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

• определении педагогических условий реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

• разработке форм и методов использования учебно-методического комплекса по изучению архитектурных памятников;

• выявлении и научном обосновании идеи эстетического воспитания на примерах памятников архитектуры.

Практическая значимость исследования заключается в:

• определении условий, разработке и внедрении методических пособий, системы занятий, поурочных разработок, творческих заданий и других средств, форм и методов, способствующих реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры;

• возможности применения материалов настоящего исследования в художественно-эстетическом воспитании учащихся других регионов Российской Федерации.

Экспериментальная база исследования - общеобразовательные учебные заведения: СШ № 36 и № 16 г. Махачкалы, СШ № 5 г. Дербента, СШ № 6 г. Каспийска Республики Дагестан. Исследованием были охвачены учителя изобразительного искусства, 300 учащихся 5-6 классов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2014год в три этапа:

• па первом этапе (2006-2008гг.) в ходе теоретического анализа психолого-педагогической, философской и методической литературы определены проблема, предмет, гипотеза и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлены предполагаемые условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

• па втором этапе (2008-2010гг.) наряду с подготовкой научно-методической и экспериментальной базы исследования, проводились основные серии эксперимента, в результате чего выявлялись наиболее важные педагогические условия и средства реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе;

• на третьем этапе (2010-2014гг.) определялись и научно обосновывались педагогические условия реализации воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе, обобщались результаты экспериментальной части исследования, были сформулированы выводы и рекомендации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; использованием в образовательно-воспитательной деятельности школы комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось представлением и обсуждением основных результатов исследования на заседаниях кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, участием в работе научно-практических конференций Дагестанского государственного педагогического университета в 2009-2014 гг. по проблемам развития художественно-педагогического образования Республики Дагестан. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах № 36, №16 г. Махачкалы, № 5 г. Дербента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитательный потенциал архитектурных памятников, выраженный в национальном колорите народов Дагестана: художественно- изобразительных стилях, специфических деталях, строительных материалах, несущих в себе ценностно-содержательную, познавательную и эстетико- воспитательную информацию. ;

2. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебно-воспитательном процессе региональных общеобразовательных школ (организация педагогического процесса по овладению культурным, художественно - эстетическим опытом народа, его ду-

ховным, познавательным и бытийно-практическими компонентами через ознакомление детей с памятниками архитектуры; овладение стилевыми особенностями памятников архитектуры, его региональной спецификой; сотворчество детей и взрослых по распознанию архитектурных памятников, его социальной, педагогической, эстетической значимости)

3. Средства, формы и методы использования воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебно-познавательной и воспитательной работе с учащимися: цикл эстетических дисциплин; система занятий; комплекс учебно-методических пособий и т.д.

4. Критерии и уровни, оптимально обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к произведениям архитектуры: наличие интереса к искусству архитектуры; способность к восприятию ценностных ориентаций архитектурных памятников; понимание и осмысление национальных особенностей, присущих памятникам архитектуры Дагестана.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Теоретические аспекты изучения воспитательного

потенциала памятников архитектуры в учебном процессе

В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативных документов.

Принципы воспитания, как основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, определяют цели, стратегию, содержание и методы воспитания, общие направления его осуществления, стиль взаимодействия воспитателя и воспитанника. При этом принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности.

В целом воспитание, как социальный институт, обладая универсальными характеристиками, имеет более или менее существенные содержательные различия, связанные с этноконфессиональным составом, историей развития, социально-экономическим уровнем, .типом политической организации и культуры того или иного общества.

Воспитание, как социальный институт, является объектом изучения ряда областей знания.

Философия рассматривает онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о его высших целях и ценностях.

В настоящее время формируется новое педагогическое мышление, адекватное зарождающемуся новому цивилизованному (глобальному) мышле-

нию. Новая методология и философия воспитания связаны с усилением гуманистического и гуманитарного аспектов в образовании, его воспитывающей функции, переходом к интегративному подходу к ребенку, учету его индивидуальных особенностей и интересов, переходом от экстенсивных технологий, ориентированных на репродуктивное воспроизводство знаний, к интенсивным технологиям обучения. Эти идеи полно и глубоко реализуются сегодня в авторских школах Ш.А. Амонашвили, B.C. Библера, В.А. Кара-ковского, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга, в моделях развивающего и личностно-ориентированного образования Е.В. Бондарев-ской, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, В.В. Серикова, И.С. Якиманской. В них осуществляется поиск новых концептуальных подходов к воспитанию, его нового содержания, технологий и методов развития его гуманистического потенциала. В разрабатываемых моделях воспитания подчеркивается неразрывная взаимосвязь между чисто когнитивными и эмоционально-ценностными процессами, определяющими целостное видение мира и одновременно гуманистическое отношение к нему, утверждается идея ценности и уникальности человеческой личности.

Сегодня обсуждаются различные модели построения духовно-нравственного воспитания на всех уровнях и во всех аспектах их реализации; достаточно четко определились несколько подходов к воспитанию, однако, все обсуждаемые модели едины в цели: усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Осуществляемое в системе образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание обучающимся помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Воспитание, как первосте-

пенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития будущих специалистов.

Согласно программно-нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «О культуре в РФ», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») российское образование должно решать колоссальные задачи, среди которых обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. В значительной мере эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательным и образовательным процессами в нашей стране. Вместе с тем, контент-анализ государственной нормативно-правовой базы воспитания показывает, что разработчики документов исходят из различных теоретических представлений о воспитании и образовании, определяют меры по развитию воспитания на основе отличающихся друг от друга концептуальных подходов, трансформируют в социально-педагогическую практику принципы воспитания.

Наметившаяся тенденция возврата интереса общества к общекультурным ценностям памятников архитектуры и зодчества несет в себе богатейшие возможности воспитательного потенциала гуманистической личности человека с конкретными взглядами, ценностным ориентиром, моралью к его национальным культурно-художественным традициям.

Зодчество, а также связанные с ним искусства, является одной из граней художественной культуры. В аспекте психолого-педагогической проблемы воспитательного потенциала образцов архитектуры, зодчество не только приобретает важное значение, оно еще играет значимую роль в контексте становления ценностного и мировоззренческого ориентиров общества и конкретной личности. Акцентируя внимание на эстетическо-художественные

свойства памятников зодчества, всемирная история культуры свидетельствует о том, что архитектуре принадлежит одно из важных мест в процессе формирования патриотических чувств к национальной культуре.

Памятники истории и культуры вобрали в себя духовную и нравственную мудрость народа, традиционные художественные принципы, утвердив в изысканной красоте форм собственную этическую систему и реальную сущность предметов окружающей среды.

Необходимо отметить, что в настоящее время распространено мнение, утверждающее, что архитектура на современном этапе утратила доминирующую роль, переложив смыслообразующие начала на виды пластических искусств: скульптуру, живопись, графику, в которых с большей наглядностью проявляется сюжетно-содержательное начало художественного познания.

Архитектура (лат. агскНесШга от др. греч. - старший, главный и др.-греч. - строитель, плотник) - искусство проектирования и строения зданий и сооружений, комплексов. В соответствии с современными эстетическими воззрениями общества и техническими возможностями, архитектура создает материально организованную среду, которая необходима людям для их жизнедеятельности.

Архитектура, будучи видом искусства, состоит в сфере духовной культуры, выражая общественные идеи в художественных образах, эстетическим образом формирует окружение индивида. Историческое развитие общества определяет типы и функции сооружений (здания, формирующие открытые пространства, сооружения с внутренним организованным пространством, ансамбли сооружений), художественный строй архитектурных сооружений, конструктивные технические системы. Архитектурная организация пространства различных населенных пунктов, создание поселков и городов, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны технические, функциональные, эстетические начала (польза, прочность, красота). Если функции и назначение

архитектурного сооружения определяют его объемно-пространственную структуру и план, то строительная техника - экономическую целесообразность, возможность и конкретные средства его создания. Образное и эстетическое начало архитектуры органично связывается с ее социальной функцией, проявляясь в формировании конструктивной и объемно-пространственной структуры сооружения. Выразительными средствами архитектуры являются тектоника, ритм, композиция, синтез искусств, пропорции, масштаб, пластика объемов, фактура и цвет материалов и др.

Архитектурные сооружения, служащие для практического использования, являются и произведениями искусства. Представления об архитектуре, о задачах её воспитательного потенциала в процессе формирования патриотических чувств школьников к памятникам культуры и искусства в учебном процессе позволяет судить о том, как внешний облик своего города воздействует на творческое мировоззрение личности.

Архитектура состоялась вследствие общественной потребности в ней. Для начального периода истории человеческого общества характерны различные бытовые и трудовые процессы, протекавшие под открытым небом т.е. в естественном природном пространстве, в простых шалашах и естественных убежищах. Впоследствии человек научился возводить постройки. Сооружая здания, он создает архитектурное пространство, ограниченное не только стенами и крышей, но и организованное, т.е. задается нужная форма. Главной задачей архитектуры является организация пространства для процессов человеческой жизнедеятельности. Сооружения, постройки, здания, возведенные с целью "организации пространства для разнообразных процессов социальной деятельности людей (быт, труд, культура), - представляют собой один из элементов искусственной предметной среды.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Амубуттаева, Патимат Мирзаевна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М: Просвещение, 1985.

2. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М., 1995.

3. Алиев М.Г. Архитектурный стиль и православно-культовые памятники на территории Дагестана. Махачкала, 2005. 40 с.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

5. Арабов И. А. Формирование нравственности учащихся как важнейшая задача школы // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. М., 2006. Вып. 8. С 13-19.

6. Арнольдов Л.И. Национальные культуры: современное видение. М: МГИК, 1992.

7. Артамонов М.И. Древний Дербент // Сб. «Советская археология». Вып. 8. М.-Л, 1946. С. 41-44.

8. Атаев Д.М., Гаджиев К.К. Путеводитель по Дагестану. Махачкала, 1965.

146 с.

9. Бакланов Н.Б. Архитектурные памятники Дагестана. Вып. 1. Л., 1931.

120 с.

10. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов.художник, 1981.

П.Бартольд В.В. Новое известие о стенах Дербента // Записки вост. отд. Рус.археолог.. Т. 22. Вып. 1. 1913. С. 13-19 с.

12. Бартольд В. В., Ориентировка первых мусульманских мечетей. Соч. Т. 6. М., 1966. 537 с.

13. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. М., 1931. 25 с.

М.Белогуров А.Ю., Белогурова Л.Н. Теоретико-методологические проблемы поликультурного воспитания в стратегии модернизации российского образования // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004г.: в 2 ч. Волгоград: Перемена, 2005. Ч. 1. 406 с.

15. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981. -

16. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обра-

зования. Ростов-на-Дону, 2000.

17. Буров А.И. Системный подход к эстетическому воспитанию // Эстетиче-

ское воспитание в школе. М., 1980.

18. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории.

М.: Изобразительное искусство. 1983.

19. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989.

20. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1999.

21. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы.

М.: Просвещение, 1982.

22. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.

23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1967.

24. Гаджиев Б.И. Ворота в горы Дагестана. Махачкала, 1966. 52 с.

25. Гаджиев М.Г. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. Махачка-

ла, 1969. 62 с.

26. Гаджиев М.Г., Даудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древ-

нейших времен до XV в. Махачкала, 1997.

27. Гейбатова-Шолохова З.А., Гейбатов С.Г. Махачкала на рубеже двух сто-

летий. Махачкала, 2007. 192 с.

28. Гоголь Н.В. Об архитектуре нашего времени. Соч. Т.8. М., 1952. 173 с.

29. Голицын С.М. Сказания о белых камнях. М., 1980. 220 с.

30. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М., 1966.

31. Гольдштейн А.Ф. Архитектурные памятники Кайтага. Махачкала, 1969.

320 с.

32. Гольдштейн А.Ф. Башни в горах. М., 1977.

33. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. М., 1979. 146 с.

34. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами ис-

кусств и действительности. М.: Педагогика, 1986. 124 с.

35. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение,

1985.

36. Гурлев И., Хан-Магомедов С., Малкин Г. Дербент. Путеводитель по го-

роду и окрестностям. Махачкала, 1976. 56 с.

37. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического

экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989.

38. Давидич Т.Ф. Стиль как язык архитектуры. Харьков: Изд-во Гуманитар-

ный центр, 2010. 336 с.

39. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М., 1966. 320 с.

40. Дебиров П.М. Архитектурная резьба Дагестана. М., 1966. 132 с.

41. Дебиров П.М. Народные традиции в современном монументальном искусстве Дагестана. В сб.: Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана. Махачкала, 1982.

42. Дмитриева H.A. Античное искусство. М., 1984.

43. Дорогова JI.H. Художественная культура. Понятия. Термины.

М., 1978.

44.Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность. М., 1975.

45. Измайлова Б., Канарш В. Искусство Дагестана. Махачкала, 1961. 122 с.

46.Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана. Махачкала, 1966. 124 с.

47. Искусство Кубачи. Сост. A.A. Иванов. JL, 1976. 208 с.

48. История Дагестана. T.l. М., 1968.

49. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии

искусства. JL, 1980.

50. Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. JL,

1961.

51. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры Дагестана. М., 1971. 224 с.

52. Камбулатов М.Г. Развитие художественной культуры младших школьни-

ков средствами произведений дагестанских художников. Автореф. дисс...канд. пед. наук. Махачкала, 2010. 22 с.

53. Касумов H.K. Город, переживший века. Дербенту - 5000 лет / Автор-

составитель Н.К. Касумов. Махачкала, 2006. 136 с.

54. Козлов В.И. Взаимосвязь этического и эстетического в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций будущих учителей начальных классов средствами изобразительного искусства // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. С. ст. Вып. 6. М.: МПГУ, 2005. С. 23-39.

55. Козлов В.И., Борисов В.Ю. Эстетическая культура учителя и процесс эстетического воспитания школьника // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. С. Статей. Вып. 7. М.: МПГУ, 2009. С. 219-232.

56. Козубский Е.И. История города Дербента. - Темир-Хан-Шура, 1906. 520

с.

57. Комаров A.B. Об укреплениях Дербента и о Кавказской стене // Труды V

Археол. съезда в Тифлисе. М., 1887. С. 14-19 с.

58. Краткий словарь по эстетике. Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просве-

щение, 1983.

59. Кричко В.А. Архитектурные современники прошлого. М., 1988. 160 с.

60. Крючков Е.М. Приобщение школьников к художественной культуре

средствами культовых и мемориальных сооружений (На материале

Республики Дагестан). Дисс....канд.пед.н. Махачкала, 2004. 178 с.

61. Кудрявцев A.A. Великий город на Каспии (Дербент в эпоху феодализма)

Махачкала, 1982. 252 с.

62. Кудрявцев A.A. Город не подвластный векам. Махачкала, 1976. 178 с.

63. Кудрявцев A.A. Древний Дербент. М.: Наука, 1982. 122 с.

64. Кудрявцев A.A. Дербенту 5000 лет. Махачкала, 1995. 230 с.

65. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальных классах. М.: Просвещение, 1984. 318 с.

66. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.:

Просвещение, 1977. 207 с.

67. Кушаев H.A. Эстетическое воспитание младших школьников средствами

искусства. М., 2001. 124 с.

68. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. 4.2. М.,

1968.

69.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г.

70.Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, 1973. 48 с.

71. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. 368 с.

72. Лихачев Б.Т.. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.

73. Ломов С.П. Мы приняли вызов массовой культуры // Московский жур-

нал. 01.01.1999. С. 12-13

74. Любимова Г.Н., Хан-Магомедов С.О. Народная архитектура Южного Да-

гестана. Табасаранская архитектура. М., 1956. 124 с.

75. Любимова Г.Н. Культовые постройки агульских селений горного Даге-

стана // Сб. Памятники культуры. Исследование и реставрация. Вып. 3. М., 1961.

76. Магомедов A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана. Махачкала,

2005. 340 с.

77. Магомедов A.M. Художественные традиции и их использование в эстети-

ческом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 86 с.

78. Магомедов A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана. Махачкала:

Изд. дом «Народы Дагестана», 2005. 340 с.

79. Магомедов Д.М. Профессиональное искусство Дагестана. М., 1972. 144

с.

80. Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. Махачкала, 1997.

81. Магомедов М.Г., Шихсаидов А.Р. Калакорейш. Махачкала, 2000.

82. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала, 1970. 210 с.

83. Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, 1961. 234 с.

84. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1971. 324 с.

85. Магомедова Э.М. Традиции эстетического воспитания. Махачкала, 1986.

122 с.

86. Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI

веке // Актуальные проблемы специального образования. Вып. 2. Махачкала, 2003. 144 с.

87. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и

становление. Махачкала: Даг.кн.изд., 1989. 64 с.

88. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачка-

ла, 1989. 346 с.

89. Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М., 1974. 182 с.

90. Махачкала. Фотоальбом / Автор вступительной статьи Э.Ю. Заманов. М.:

Советская Россия, 1978.

91.Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1997.

92. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. 210 с.

93. Мовчан Г.Я. Старый аварский дом. М., 2001.

94. Мовчан Г.Я. Предварительные заметки о типологии жилища народов На-

горного Дагестана. - «Краткие сообщения Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая». Вып. 4. M.-JL, 1948.

95. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобр. ис-

кусство, 1983. 343 с.

96. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9

кл. М., 1995. 134 с.

97. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспита-

ния. М.: Просвещение, 1987. 253 с.

98. О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразо-

вательного учреждения. Решение коллегии Мин. Образования Российской Федерации. М., 1995.

99. Овсянникова Ю.М. Рассказы об архитектуре. М., 1985. 120 с.

100. Омаров 0.10. Морские ворота Дагестана. Махачкала, 1973. 120 с.

101. Османов A.M. Мой край Дагестан. М.: Мысль, 1979.

102. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева H.A. М., 1986.

103. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 220 с.

104. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. Казань, 1976. 234 с.

105. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы // Научн. рук. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. 32 с.

106. Промптов Ю. По горам и аулам Дагестана. Махачкала, 1941. 32 с.

107. Пруцын О.И. Город и архитектурное наследие. М., 1980.

108. Раджабов И.М. Народное искусство и художественное творчество в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников Дагестана // Сборник научных трудов по вопросам теории и методики преподавания декоративного и изобразительного искусства. Махачкала, 1999.

109. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

110. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998.

111. Репринцев A.B. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование. Курск, 2000.

112. Репринцев A.B. Учителю об эстетическом воспитании подростков. Курск, 1998.

113. Реутская И.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников // Формирование национального самосознания в процессе художественного образования. Карачаевск, 2008.

114. Семенюк ЕЛО. Анализ памятников культуры на уроках культурологиче-

ских дисциплин в школе // Вестник УМС АГПУ. 2000. № 3. С. 139-142.

115. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983.

116. Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствознания. М., 1974.

117. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М: Педагогика, 1986. 150 с.

118. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. 205 с.

119. Скугарев В.К. Синтез монументально-декоративного искусства и архи-

тектуры Дагестана (Традиции и современность). В сб.: Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана и современность. Махачкала, 1979.

120. Соловьева НА. Национальное и интернациональное в архитектуре (на примере гор.Махачкалы). В сб.: Взаимодействие национальных художественных культур в условиях совершенствования социализма. Махачкала, 1986. С. 106-112.

121. Спасский П. Дербентские укрепления // Изв. Азербайджанского комитета охраны памятников старины, искусства и природы. Вып. 4. Тетр. 2. Баку, 1929. С. 23-29.

122. Спорышева Е.Б. Роль культуры и искусства в историческом образова-

нии современных школьников // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. С. Статей. Вып. 7. М.: МПГУ, 2009. С. 368-372.

123. Спорышева Е.Б. Место и роль интегрированного курса искусств в сис-

теме эстетического воспитания и развития школьников // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. С. Статей. Вып. 7. М.: МПГУ, 2009. С. 375-378.

124. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.

М., 1990.

125. Терещенко H.A. Анализ тенденций развития образовательной области

«искусство» на современном этапе // Вопросы истории, теории и мето-

дики преподавания изобразительного искусства. С. Статей. Вып. 7. М.: МПГУ, 2009. С. 381-385.

126. Тихеева Е.И. Развитие детей раннего и дошкольного возраста. - Мл

Просвещение. 1981. 102 с.

127. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т., М., 1939. Т. 1.

128. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Вестник практической психологии образования. 2010. № 4. С. 9-16

129. Френ Х..Д. О надписях города Дербента // Труды и летописи О-ва истории и древностей российских. Вып. 8. М., 1837. С. 14-19.

130. Хан-Магомедов С.О. Дербент. М., 1958. 58 с.

131. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979. Искусство. 283 с.

132. Хан-Магомедов С.О. Лезгинское народное зодчество. М., 1969. 234 с.

133. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана.

Махачкала, 1984. 147 с.

134. Хан-Магомедов С.О. Ханский дворец в Дербенте // Памятники культуры. М., 1961. №3. С. 45-56.

135. Хан-Магомедов С.О. Стены и башни Дербента // Архит. Наследство. М., 1963. Вып. 17. С. 23-28.

136. Хан-Магомедов С.О. Джума-мечеть в Дербенте // Сов. Археология. 1970. №1. С. 23-28 с.

137. Хан-Магомедов С.О. Раннесредневековая Горная стена в Дагестане // Сов. Археология. 1966. № 1. С. 14-19.

138. Хан-Магомедов С.О. Народное жилище Южного Дагестана и некоторые вопросы национальных особенностей советской архитектуры. В сб.: Искусство Дагестана. Махачкала, 1965. С. 126-128.

139. Ханыков H.B. О некоторых арабских надписях в Дербенте и Баку // Труды вост. отд-ния археол. О-ва. Ч. 2. СПб., 1856. С. 23-29.

140. Харитонов М.Г. Народная культура воспитания во внеучебной деятельности учащихся этнопедагогических классов. М., 1994.

141. Цаль H.H. Историческое наследие и его роль в образовательном процес-

се и художественном воспитании // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. С. Статей. Вып. 7. М.: МПГУ, 2009. С. 401-402.

142. Шарапова H.H. Гуманистический подход в воспитании // // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. Тр. И материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004г.: в 2 ч. Волгоград: Перемена, 2005. 4.1. С. 83.

143. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969. 44 с.

144. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. 320 с.

145. Шихсаидов А.Р. Рассказы по истории Дагестана. Махачкала, 1981.56 с.

146. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Ученые записки ИИЯЛ. Т. III. Махачкала, 1957.

147. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969.

148. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1977. 112 с.

149. ШпикаловаТ.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1979. 190 с.

150. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.

151. Эстетическое воспитание в школах искусств: Книга длучите ля: Из опыта работы / Сост. П.В. Халабузарь. М., 1988.

152. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. Под ред. Б.Т. Лихачева. М., Педагогика, 1980. 242 с.

153. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя.-М., Просвещение, 1983. 126 с.

154. Юсупов М.С, Магомедов И.М. Махачкала вчера, сегодня, завтра. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. 182 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.