Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сидорова, Маргарита Ивановна

  • Сидорова, Маргарита Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 188
Сидорова, Маргарита Ивановна. Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Мурманск. 2006. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сидорова, Маргарита Ивановна

Введение.

Глава 1. Теоретическое исследование концертмейстерской компетентности в профессиональном формировании будущего учителя музыки

1.1. Понятие и сущность компетентности.

1.2. Характеристика профессиональной компетентности педагога

1.3. Специфика концертмейстерской компетентности учителя музыки

Глава 2. Опытпо-эксперпмепталыюе исследование эффективности комплекса педагогических условий в формировании концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки

2.1. Изучение комплекса педагогических условий, способствующих развитию концертмейстерской компетентности студе нто в-м узы канто в.

2.2. Выявление уровня сформированное™ концертмейстерской компетентности у студентов музыкально-педагогического отделения.

2.3. Внедрение комплекса педагогических условий в логику учебпо-воспитательного процесса с целью развития и совершенствования компонентов концертмейстерской компетентности педагога-музыканта.

2.4. Динамика развития концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки»

Проблема глобализации актуализирует процессы сближения стран и народов, усиление их взаимодействия. Влияние этих тенденций ощущает и образование, что сопряжено с соответствующим профессиональным развитием педагогов.

Профессия учителя музыки требует от педагога, кроме системы знаний, личностного самовыражения в речевом действе, владения музыкальным инструментом, что способствует реализации общегуманистической идеи - диалогу культур. В контексте современной парадигмы образования одной из ключевых проблем педагогической науки является процесс формирования профессиональной компетентности учителя, в том числе концертмейстерской компетентности учителя музыки.

Изучение современных психолого-педагогических исследований (В.А. Адольф, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И:А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, O.E. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.В. Рыжаков, Ю.Г. Татур, А.П. Тряницына, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) свидетельствует о компетентностном подходе, развитии компетенций в условиях модернизации отечественного образования.

Ряд исследований посвящен проблеме профессионально-педагогической компетентности, сущность которой рассматривается с позиций функционально-деятельностного, аксиологического, личностно ориентированного, системообразующего подходов (И.Ю. Алексашина, В.Н. Введенский, В.Г. Воронцова, М.Н. Карпетова, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, О.М. Мутовкина, Е.И. Панина, Г.С. Сухобская, Н.Ф. Талызина и др.).

В вопросах подготовки учителей музыки к предстоящей профессиональной деятельности накоплен фундаментальный исследовательский опыт, который составляют монографии и диссертации о системе специальных знаний, умений и навыков, личностных качествах, входящих в профессиограмму педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, А.Н. Зимина, А.Г. Менабени, Е.В. Николаева, М.И. Ройтерштейн, Г.П. Стулова, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, J1.B. Школяр и др.).

В ракурсе исследуемой проблемы существенное значение имеют работы в области музыкознания и музыкальной психологии, касающиеся исполнительства (Б.В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, A.JI. Готсдинер, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Теплов, В.Н. Холопова и др.).

Специальных исследований, рассматривающих проблему формирования концертмейстерской компетентности учителя музыки, в настоящее время нет. Имеются отдельные музыковедческие, исполнительские и педагогические версии. В некоторых исследованиях освещаются отдельные аспекты компетентности, например, умение читать нотный текст с листа (А.Д. Алексеев, JI.A. Баренбойм, P.A. Верхолаз, К.А. Цатурян и др.); умение музыкального редактирования (А.Б. Гольденвейзер, М.Д. Корноухов и др.); специфика работы аккомпаниатора с солистом (K.JI. Виноградов, JI.M. Живов, Е.М. Шендерович и др.) и т.д.

В свете настоящего исследования определенный интерес представляет диссертация Д.А. Науказ, в которой впервые в полном объеме рассматривается комплекс профессионально значимых концертмейстерских умений и навыков учителя музыки и предлагается инновационная методика их формирования.

При несомненной значимости перечисленных и других работ по данной проблематике, недостаточно освещенными остаются некоторые существенные вопросы. К ним относятся теоретические представления о сущностной природе и специфике концертмейстерской компетентности; обоснование педагогических условий, которые способствуют целесообразному и эффективному формированию данного феномена в профессиональной вузовской подготовке учителя музыки.

Анализ вузовских программ для музыкально-педагогических факультетов показал, что учебные дисциплины, решающие задачи расширения музыкального кругозора или обучения исполнительству, в совокупности не дают целостного представления о том, как неодушевленная звуковая материя под руками исполнителя или концертмейстера превращается в одухотворенную форму выражения музыкального образа.

В то же время количество часов, отведенных, согласно стандарту высшего профессионального образования, на изучение дисциплины «Концертмейстерский класс», не соответствует в полной мере ни личным, ни профессиональным потребностям будущих учителей музыки. Сталкиваясь с реальной исполнительской практикой, многие студенты испытывают значительные трудности в реализации имеющихся у них знаний, оказываются неспособными к созданию долговременных программ профессионального роста и самосовершенствования.

Таким образом, существуют противоречия: между актуальностью, высокой практической значимостью формирования концертмейстерской компетентности учителя музыки и недостаточной разработанностью в психолого-педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике данной интегративной способности педагога-музыканта; между необходимостью целенаправленного формирования концертмейстерской компетентности в профессиональной подготовке учителя музыки и отсутствием соответствующих научно обоснованных педагогических условий как средств ее реализации.

Указанные противоречия очерчивают проблему исследования -определение педагогических условий, способных в практике вузовской подготовки целесообразно и эффективно формировать концертмейстерскую компетентность будущего педагога-музыканта в соответствии с ее сущностной природой и спецификой.

С учетом актуальности исследования и неразработанностью данного вопроса и была определена тема исследования - «Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки».

Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки.

Объект исследования - процесс формирования концертмейстерской компетентности студента-музыканта в условиях педагогического вуза.

Предмет исследования - педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки.

Гипотеза исследования: формирование концертмейстерской компетентности учителя музыки будет проходить более эффективно, если:

- при изучении психолого-педагогических и специальных (музыкальных) дисциплин у студентов развиваются мотивационный, информационный, операционный, музыкально-психологический и профессионально-личностный компоненты концертмейстерской компетентности, которые определяют ее поступательное развитие и совершенствование;

- реализован комплекс психолого-педагогических, организационных и музыкально-дидактических условий;

- в логике учебно-воспитательного процесса осуществляется междисциплинарная интеграция на содержательном и психологическом уровнях;

- разработана система обучения концертмейстерской деятельности студентов-музыкантов, направленная на формирование профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительского искусства.

Определение объекта, предмета, цели и гипотезы исследования позволило сформулировать следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы формирования концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки в психолого-педагогической науке и опыте работы отечественных педагогических вузов.

2. Охарактеризовать сущностную природу, структуру и специфику концертмейстерской компетентности студента-музыканта.

3. Выявить уровни и динамику концертмейстерской компетентности студентов-музыкантов.

4. Изучить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки; опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

5. Разработать и адаптировать систему обучения концертмейстерской деятельности студентов-музыкантов, обучающихся в педагогическом вузе.

Методологической основой исследования явились культурологический (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и др.), творческий (Т.А. Барышева, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, B.C. Мерлин, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Я.А. Пономарев, A.B. Торопова и др.); личностно ориентированный (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Г.М. Цыпин и др.) подходы.

Теоретическую основу исследования составляют положения компетентностного подхода в отечественном образовании (В.А. Адольф, В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, М.В. Рыжаков и др.); исследования, рассматривающие профессиональную компетентность в ракурсе подготовки специалистов (В.Г. Воронцова, И.А. Колесникова, Г.С. Сухобская, Н.Ф. Талызина и др.); концепции методологии музыкального образования (Э.Б.

Абдуллин, М.Ш. Бонфельд, E.B. Николаева, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова, Л.В. Школяр и др.); теория музыкального мышления (М.Г. Арановский, A.C. Соколов, А.Н. Сохор и др.); психологические аспекты музыкальной формы (Б.В. Асафьев, JT.A. Мазель, В.Н. Холопова и др.); концепции исполнительской педагогики (JT.A. Баренбойм, Е.И. Кубанцева, Г.Г. Нейгауз, А.И. Николаева и др.).

Реализация поставленных задач потребовала использования группы методов исследования: теоретические (изучение и анализ эстетико-философской, исихолого-педагогической, музыковедческой и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ действующих в педагогическом вузе программ), эмпирические (обобщение педагогического опыта, наблюдение, тестирование, экспертная оценка и самооценка, организация и проведение педагогического эксперимента).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета. В проведенном исследовании в общей сложности участвовало 68 студентов, обучающихся по специальности «музыкальное образование», 20 человек из числа которых составили экспериментальную группу.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1999-2001 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, выбор темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; подготовка и проведение констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап (2001-2003 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы по формированию концертмейстерской компетентности будущих учителей, уточнение рабочей гипотезы, накопление и анализ фактического материала.

Третий этап (2003-2005 гг.) - проведение контрольного среза по изучению эффективности педагогических условий, подведение итогов, анализ результатов исследования, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнена содержательная трактовка понятий «профессионально-педагогическая компетентность», «концертмейстерская компетентность» применительно к процессу профессиональной подготовки учителя музыки; дана характеристика компонентов концертмейстерской компетентности - мотивационного, информационного, операционного, музыкально-психологического, профессионально-личностного;

- разработана диагностическая методика оценки уровней концертмейстерской компетентности;

- выявлен комплекс условий, способствующих формированию концертмейстерской компетентности - психолого-педагогических (ориентация учебно-воспитательного процесса в концертмейстерском классе педагогического вуза на становление и развитие у студентов профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительской деятельности; перевод будущего учителя музыки с позиции объекта воспитания и обучения на позицию субъекта педагогической деятельности; осознание и понимание потенциальными специалистами важности развития и совершенствования концертмейстерской компетентности как необходимого элемента профессионального развития и как неотъемлемого компонента качественной профессиональной подготовки к будущей музыкально-педагогической деятельности); организационных (создание художественно-эстетической среды на уровне вуза, факультета, отделения; освоение будущими учителями музыки практики концертмейстерской работы; осуществление межпредметных связей на содержательном и технологическом уровнях); музыкальнодидактических (множественность и вариативность учебно-педагогического репертуара студентов; оптимальное сочетание эффективных методов и приемов, отражающих специфический характер концертмейстерской деятельности педагога-музыканта);

- разработана и опытно-экспериментальным путем проверена система формирования концертмейстерской компетентности студентов, направленная на успешное осуществление их музыкально-исполнительской деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке сущностной, специфической и уровневой характеристики концертмейстерской компетентности как интегрированной способности педагога-музыканта, а также в определении психолого-педагогичёских, организационных и музыкально-дидактических условий развития этой способности в профессиональной вузовской подготовке.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- разработанная и апробированная система формирования концертмейстерской компетентности позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки учителей музыки;

- программа экспериментального учебного курса «Школьный концертмейстер используется в Мурманском государственном педагогическом университете;

- методика оценки уровней концертмейстерской компетентности может использоваться в диагностике профессионального уровня учителей музыки и педагогов дополнительного образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается наличием в исследовании методологической базы, соответствующей его цели и задачам, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, подтвердившей результативность ее положений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концертмейстерская компетентность является интегративной способностью личности педагога-музыканта, которая обеспечивает готовность и успешность осуществления им аккомпаниаторско-исполнительской деятельности в общеобразовательной школе.

2. В структуру концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки входят пять компонентов: 1) мотивационный - формирование у студентов заинтересованного, эмоционально-ценностного отношения к собственной музыкально-исполнительской практике; 2) информационный - усвоение будущим специалистом системы знаний о сущности музыкально-педагогической деятельности; 3) операционный -овладение студентом системой обобщенных музыкальных и частных концертмейстерских умений; 4) музыкально-психологический - знание психологии музыкального восприятия, художественного и исполнительского творчества, развитие исполнительских способностей; 5) профессионально-личностный - формирование и развитие у потенциальных специалистов профессионально значимых музыкально-личностных и нравственно-волевых качеств.

3. В процессе музыкальной подготовки в педагогическом вузе реализация комплекса условий - психолого-педагогических (ориентация учебно-воспитательного процесса в концертмейстерском классе педагогического вуза на становление и развитие у студентов профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительской деятельности; перевод будущего учителя музыки с позиции объекта воспитания и обучения на позицию субъекта педагогической деятельности; осознание и понимание, потенциальными специалистами важности развития и совершенствования концертмейстерской компетентности как необходимого элемента профессионального развития и как неотъемлемого компонента качественной профессиональной подготовки к будущей музыкально-педагогической деятельности); организационных (создание художественно-эстетической среды на уровне вуза, факультета, отделения; освоение будущими учителями музыки практики концертмейстерской работы; осуществление межпредметных связей на содержательном и технологическом уровнях); музыкально-дидактических (множественность и вариативность учебно-педагогического репертуара студентов; оптимальное сочетание эффективных методов и приемов, отражающих специфический характер концертмейстерской деятельности педагога-музыканта) - способствует формированию концертмейстерской компетентности будущих учителей.

Апробация п внедрение результатов исследования осуществлялись на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета в процессе занятий со студентами, обучающимися по специальности «музыкальное образование»; обсуждались на кафедрах педагогического проектирования и образовательных технологий, музыкального образования Мурманского государственного педагогического университета; международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002); ежегодных научно-практических конференциях преподавательского состава и аспирантов Мурманского государственного педагогического университета (1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.); межрегиональных научно-практических конференциях - «Художественная культура: личность, творчество, досуг» (Мурманск, 2004), «Тенденции и перспективы музыкального и художественного образования в XXI веке» (Мурманск, 2005); через публикацию научно-исследовательских и методических материалов; путем внедрения учебного курса «Школьный концертмейстер» в практику работы факультета культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сидорова, Маргарита Ивановна

Заключение

1. Проведенное исследование вскрывает ряд существенных аспектов в проблеме подготовки студентов музыкального отделения факультета культуры и искусств к предстоящей профессионально-педагогической деятельности и позволяет внести дополнительные данные в решение этого вопроса.

2. Определению новых аспектов данной проблемы способствовало выявление основных теоретических положений работы. Процесс обучения студентов аккомпаниаторско-исполнительской деятельности в педагогическом вузе представлен как процесс формирования и развития концертмейстерской компетентности будущих учителей.

3. В результате теоретического анализа был сделан вывод, что концертмейстерская компетентность является интегральным понятием, обозначающим возможность (способность) потенциального специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях музыкально-исполнительской деятельности.

4. В структурном отношении концертмейстерская компетентность будущего учителя музыки представлена мотивационным, информационным, операционным, музыкально-психологическим и профессионально-личностным компонентами, которые определяют ее

• поступательное развитие и совершенствование.

5. Экспериментальным путем подтверждена педагогическая целесообразность и эффективность реализации в процессе аккомпаниаторско-исполнительской подготовки студентов-музыкантов комплекса психолого-педагогических, организационных и музыкально-дидактических условий, способствующих развитию концертмейстерской компетентности потенциальных педагогов.

6. Сравнение результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза позволило сделать следующие выводы: число студентов с оптимальным уровнем концертмейстерской компетентности выросло с 20 до 45%, с достаточным уровнем - с 20 до 40%, а удельный вес студентов с допустимым уровнем снизился с 60 до 15%.

7. В процессе опытно-экспериментальной работы выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась и поставленные задачи решены.

Вместе с тем следует отметить, что рассматриваемая проблема, в силу своей сложности и многогранности, не может быть ограничена рамками одного исследования. Перспективными представляется дальнейшее изучение вопроса формирования и развития концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки в психолого-педагогическом, искусствоведческом и методическом контекстах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сидорова, Маргарита Ивановна, 2006 год

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.: Акдемия, 2004. - 336 с.

2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1989. 139 с.

3. Абдуллина O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976. -№1.- С. 76-84.

4. Авизашвили М.Д. Проблема педагогической подготовки кадров в условиях музыкального вуза: Дисс. . д-ра пед. наук. Тбилиси, 1988. -322 с.

5. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога. М.: ГМПИ, 1981.-80 с.

6. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. - 272 с.

7. Ананьев Б.Г. Задачи современной психологии искусства // Художественное творчество. Л.: Наука, 1982. - С. 246-251.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2. - М.: Педагогика, 1980.-288 с.

9. Ю.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.-236 с.

10. П.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 567 с.

11. Апраксина O.A. Очерки по истории художественного образования в советской школе. М.: АПН РСФСР, 1956. - 224 с.

12. З.Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту // Музыкальное воспитание в школе. / Сост. O.A. Апраксина. М., 1982. -Вып. 15.-С. 32-43.

13. Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - С. 56-77.

14. Арсланова М.Н. Формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя средствами вузовской книги: Дисс. . канд. пед. наук. Уфа, 2002. - 205 с.

15. П.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

16. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

17. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1986. -422 с.

18. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Д.: Музыка, 1973. - 144 с.

19. Базикова A.A. Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях: Дисс. . канд. пед. наук. Тамбов, 2002. - 170 с.

20. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. - №2. - С. 14-22.

21. Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.

22. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М. - Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-ние, 1973. - 270 с.

23. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб: Изд-воРГПУ, 1999.- 140 с.

24. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М.: Академия, 2002. - 416 с.

25. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие видов искусств (литература, музыка, изобразительное искусство) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.-М., 1998.- 19 с.

26. Беляева Л.С., Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. -Мурманск: МГПИ, 2000. 83 с.

27. Бенюмов М.И. О специфике художественных средств музыканта-исполнителя: Дисс. . канд. искусствоведения. М., 1984. - 225 с.

28. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964.-220 с.

29. Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе? // Школьные технологии. 2002. - №1. - С. 3-19.

30. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2003. - №4. - С. 41-45.

31. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. -2001.-№9.-С. 87 -96.

32. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.

33. Бирмак A.B. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. -144 с.

34. Блажина Т.Н. Подготовка будущего учителя музыки к художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. - 188 с.

35. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 173 с.

36. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Изд-во Academia, 2002. - 320 с.

37. Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Из-во АПН РСФСР, 1959. - 347 с.

38. Бодина Е.А. К вопросу об эстетической сущности исполнительства // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. -М.:МГЗПИ, 1980.-С. 20-31.

39. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. - №10. - С. 8-14.

40. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - №4. - С. 29-36.

41. Борисов П.П. Компетентностио деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №j. - С. 58-61.

42. Бочкарев JI.J1. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М., 1981. - 27 с.

43. Бочкарев JI.J1. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997.-352 с.

44. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Дисс. . канд. искусствоведения. - Д., 1972. -163 с.

45. Варникова О.В. Формирование у студентов профессиональных умений. -Пенза: ГАСА, 1998. -33 с.

46. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании.-2003. -№4.-С. 21-31.

47. Верхолаз P.A. Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1961. - 20 с.

48. Вершинина В.И., Дубенский Ю.П., Ждан H.A. Специфика межпредметных связей в высшей школе // Наука и школа. 2000. - №4. -С. 6-11.

49. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-415 с.

50. Виноградов K.JI. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / Сост. М.А. Смирнов. М.: Музыка, 1998. -С. 156-179.

51. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. -479 с.

52. Выготский JT.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

53. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. Вестник МГУ, серия 14. Психология. - М., 1979. - №4. - С. 54-63.

54. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1970. - С. 3-130.

55. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальном произведением. М.: Музыка, 1981.- 143 с.

56. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей. М.: Музыка, 1968.-96 с.

57. Горецкая Н.В. Комплексный подход к педагогической практике студентов музыкальных вузов (на материале исполнительских кафедр): Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1993. 143 с.

58. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Издательство международной академии пед. наук, 1993. - 192 с.

59. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.

60. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. - 238 с.

61. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. -№1. -С. 29-39.

62. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (печатается по изданию 1881 г.): В 4 т. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - Т. 2. - 779 с.

63. Даутова О.Б. Христофоров C.B. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования // Инновации и образование: Сборник материалов конференции. Вып. 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 304-309.

64. Дахин А.Н. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. 2003. - №2. - С. 113-120.

65. Добудько A.B. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: Дисс. . канд. пед. наук. Самара, 2000. -163 с.

66. Дранишников В.В. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. Мурманск: МГПИ, 2002. -234 с.

67. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. 1998. - Т. 19,-№2.-С. 61-70.

68. Зимина А.Н., Рычкова H.A. Музыкальное воспитание детей в России: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. Мурманск: МГПИ, 2002.-67 с.

69. Зимняя H.A. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

70. Зимняя H.A. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. - 384 с.

71. Ильин B.C. Формирование личности школьника. Целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.

72. Искакова Ж.Ж. Специфика подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития (На материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана): Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1997. 154 с.

73. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 Музыкальное образование. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 208 с.

74. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. -192 с.

75. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. - 288 с.

76. Карелин А.Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе обучения в классе фортепиано: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1996. 144 с.

77. Карнаухова Т.И. Формирование умений подбора по слуху и транспонирования в процессе инструментальной подготовки учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 177 с.

78. Карнаухова Т.И., Муцмахер В.И. Роль интеллектуальных и волевых факторов в воспитании слухового самоконтроля // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. научных трудов. Свердловск: СГПИ, 1987. - С. 38-44.

79. Квасница З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1970. - 243 с.

80. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1990.-48 с.

81. Киселев А.Ф. О модернизации общего образования // Библиотечка журнала «Вестник образования». 2001. - №6. - С. 4-10.

82. Кисель Н.В. Информационная компетентность учителя как условие эффективного управления образовательным процессом: Дисс. . канд. пед. наук. Калуга, 2002. - 178 с.

83. Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: ЛГУ, 1973. — 150 с.

84. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. -№2.-С. 14-21.

85. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. -Т. II. Способности. Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 186 с.

86. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963. - 200 с.

87. Колесникова Л.И. Совместное проектирование образовательного процесса педагогического колледжа как фактор развития профессиональной компетентности его преподавателей: Дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 2002. - 184 с.

88. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.

89. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Наука и школа. 2003. - №1. - С. 3-19.

90. Корноухов М.Д. Формирование готовности к редактированию нотного текста у учащихся-музыкантов в процессе обучения: Дисс. . канд. пед. наук.-М., 2003.- 156 с.

91. Костогрыз Т.А. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1996. -18 с.

92. Костюк А.Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Под ред. А.Г. Костюк. Киев: Радянська школа, 1986. - С. 17-32.

93. Кочеков В.Ф. Формирование музыкально-педагогических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе: Дисс. . канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.- 169 с.

94. Кочкова Т.Ю. Дифференцированный подход в эстетическом воспитании студентов педагогических институтов: Дисс. . канд. пед. наук. Ульяновск, 1994. - 247 с.

95. Круль П.Ф. Комплексное сочетание игры с пением как условие профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1991. -17 с.

96. Крюкова И.А. К вопросу о реализации и углублении межпредметных связей в процессе концертмейстерской подготовки // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: МГПИ, 1978. - С. 2033.

97. Крюкова И.А. Развитие концертмейстерских навыков в работе над школьным песенным репертуаром педагога-музыканта // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: МГПИ, 1978. - С. 3342.

98. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. JL: Музгиз, 1961. -72 с.

99. Кубапцева Е.И. Концертмейстерская подготовка студентов в системе музыкально-педагогического образования // Музыка в школе. 2002. -№1.-С. 42-46.

100. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб! пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002. 192 с.

101. Кубапцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. №5. - С. 52-56.

102. Кузьменко P.O. Формирование системообразующих элементов педагогического мастерства будущего учителя музыки общеобразовательной школы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1991.-24 с.

103. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. - 111 с.

104. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JI.: Знание, 1985.-32 с.

105. Кузьмина Н.В., Гинецианский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. 1982. - №3. - С. 63-66.

106. Курышев Е.В. Формирование исполнительских умений как компонент профессиональной подготовки студентов музыкантов музыкально-педагогических факультетов: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1985.-229 с.

107. Лазарев B.C., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика. -1999.-№6.-С. 12-18.

108. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. - №1. - С. 27-38.

109. Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. - №5. - С. 3-12.

110. Лебедева Е.В. Подбор по слуху в концертмейстерском классе: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов музыкально-педагогических факультетов. Мурманск: МГПУ, 2004. - 66 с.

111. Левитес Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. -320 с.¿%

112. Лейтес Н С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. -2003.-№4.-С. 13-18.

113. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279 с.

114. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

115. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.-Т. 1.-391 с.

116. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.

117. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. - №2. - С. 7-11.

118. Лобанова H.H., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетнтность педагога. Самара - Санкт-Петербург, 1997. - 106 с.

119. Лобова Л.Г. Педагогическое воздействие на процессы самоорганизации внутренних ресурсов студентов при работе над музыкальным произведением: Дисс. канд. пед. наук. Липецк, 2001. -185 с.

120. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

121. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. - 157 с.

122. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. - №8. - С. 82-88.

123. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.

124. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -190 с.

125. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

126. Мартынова JI.H. Задачи концертмейстерского класса в профессиональной подготовке студентов музыкально-педагогического факультета // Активизация учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете. Куйбышев: КГПИ, 1983. - С. 89-96.

127. Мартынова JI.H. Развивающее обучение и пути совершенствования урока концертмейстерского класса // Специфика и совершенствование инструментальной подготовки на музыкально-педагогическом факультете. Куйбышев: КГПИ, 1985. - С. 81-87.

128. Матвеева К.П. Роль предмета «Школьная песня» в подготовке учителя музыки // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. научных трудов. -Свердловск: СГПИ, 1987. С. 84-90.

129. Матюшкин A.M. Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М.: АПН СССР, 1985. - 160 с.

130. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

131. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

132. Меситова М.П. Формирование дидактических умений интегративного характера в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. Тула, 2002. - 172 с.

133. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. - 272 с.

134. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. - 299 с.

135. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. -1997,-№4.-С. 28-38.

136. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-200 с.

137. Михайлова Л.Б. Художественно-педагогическая интерпретация песенного репертуара как компонент профессиональной деятельности учителя музыки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

138. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. М.: Академия, 2001. - 232 с.

139. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

140. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. М., 1989. -32 с.

141. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

142. Назаров А.Ф. Формирование основ музыкально-импровизационного мастерства в процессе профессиональной подготовки учителя музыки //

143. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов: СГПИ, 1982. - С. 56-62.

144. Найденышева Г.Е. Межпредметные связи как фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1990.-136 с.

145. Науказ Д.А. Совершенствование. концертмейстерской подготовки учителя. Теоретические и методические аспекты: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1998.142 с.

146. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987. -238 с.

147. Никифорова В.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. - 155 с.

148. Овчарова C.B. Педагогические основы преодоления противоречий при подготовке учителя музыки (На материале преподавания фортепиано): Дисс. . канд. пед. наук. Липецк, 2001. - 177 с.

149. Огородников И.Т. Актуальные проблемы исследований педагогической подготовки учителей в высшей школе // Советская педагогика. 1975. - №2. - С. 87-94.

150. Одинокова И.Н. Развитие творческих сторон личности студента в процессе обучения элементам композиции: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1985.-21 с.

151. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. - 900 с.

152. Оробинский A.M. Информационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза: Дисс. . канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. - 172 с.

153. Осипова Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1974. - 195 с.

154. Оснач В.П. Организационно-педагогические условия непрерывного музыкального образования: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1996. 184 с.

155. Падалка Г.Н. Музыкально-эстетическое воспитание студентов педагогического института в процессе их индивидуального фортепианного обучения: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1970. -21 с.

156. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. - 368 с.

157. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

158. Писаренко Ю.Г. Совршенствование процесса упражнения в профессиональной подготовке учащегося-музыканта (На материале работы фортепианных классов): Дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1995.-267 с.

159. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1984. - 183 с.

160. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.

161. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера. М.: Музыка, 1974. - С. 88-110.

162. Приходько В.И. Музыкальная фактура и исполнитель. Харьков: Фолио, 1997,-208 с.

163. Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России. М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 63 с.

164. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. -М.: Дрофа, 2001,-288 с.

165. Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования (На материале изучения педагогических дисциплин): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Хабаровск, 1998. - 21 с.

166. Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров. Социально-педагогические и психологические аспекты. / Сост. С.Г. Вершловский, Г.С. Сухобская. СПб.: ИОВ РАО, 1994. - 133с.

167. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.

168. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-Пресс, 2005. - 279 с.

169. Пустовит В.И. Формирование распределенного внимания в процессе профессиональной подготовки учителя-музыканта: Дис. . канд. пед. наук.-Минск, 1981.- 188 с.

170. Равен Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. - 395 с.

171. Радомская П.Л. Формирование исполнительских способностейучителя музыки в процессе профессиональной подготовки: Дисс.канд. пед. наук. Ровно, 1983. - 226 с.

172. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.-141 с.

173. Развитие творческой одаренности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. 160 С;

174. Рапацкая Л.А, Левчук Л.Э. Системность общехудожественных знаний как проблема музыкальной педагогики // Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки. М.: МПГУ, 1993.-С. 14-22.

175. Рапацкая Jl.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991. 196 с.

176. Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано. Л.: Музгиз, 1963. -36 с.

177. Резник H.A., Павлова O.A. Визуальная музыкальная грамота. Выпуск 3: Сборник визуальных дидакт. материалов для учителя и ученика. -СПб.: Информатизация образования, 2002. 73 с.

178. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2001. 112 с.

179. Романова Л.Л. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной деятельности учителя музыки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1992. - 17 с.

180. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т. 1.-331 с.

181. Рубан А.И. Формирование аккомпаниаторских навыков у студентов-баянистов музыкально-педагогических факультетов: Дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1983. - 166 с.

182. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1990. -720 с.

183. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. №4. - С. 20-23.

184. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М. Л.: Музыка, 1964.- 187 с.

185. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. - №3. - С. 29-32.

186. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994,-№5-С. 16-21.

187. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для препод, и студ. пед. учеб. заведений. М.: Институт практической психологии, 1997. - 104 с.

188. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.: Знание, 1989.-64 с.

189. Синенко В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. - №5. -С. 45-51.

190. Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа. 2000. - №4. - С. 50-56.

191. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

192. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2002. - 512 с.

193. Словарь иностранных слов. 12-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1985. - 608 с.

194. Смирнова Л.А. Принципы отбора учебного материала для профессиональной подготовки учителя музыки: Дисс. . канд. пед. наук. -Киев, 1990.- 196 с.

195. Соколова C.B. Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей дошкольной педагогики // Начальная школа плюс До и После. 2003. - №9. - С. 47-50.

196. Солянкина Н.Л. Компетентность как задача повышения квалификации педагогов в ИПК РО // VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»:

197. Материалы конференции: В 5 т. Т. 3: Педагогика и психология. -Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003.- С. 189-192.

198. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 192 с.

199. Старобинский C.JI. Методика стиле-слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности / Программа повышения квалификации учителей-специалистов по предмету «Музыка» / Сост. Г.П. Сергеева. М., 1995. - С.22-48.

200. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения на музыкальном инструменте (на материале учебной работы в классе баяна и аккордеона): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1989. - 177 с.

201. Стоянова Г.И. К проблеме музыкальности // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: Материалы III международной научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М., 1996. - С. 86-87.

202. Сулейманов Р.Ф. Психологические особенности чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами: Дисс. . канд. психол. наук. СПб, 1994. - 136 с.

203. Сэт Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1973. -21 с.

204. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. - №3. - С. 20-26.

205. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Школьные технологии. 2002. - №5. - С. 42-56.

206. Тенюкова Г.Г. Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

207. Тенютина Е.Д. Научно-теоретическая компетентность учителя и ее влияние на характер результатов обучения: Дисс. . канд. пед. наук. -СПб, 1999.-224 с.

208. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

209. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

210. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985. - 329 с. -Т.2. - М,: Педагогика, 1985. - 359 с.

211. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-534 с.

212. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования // Aima mater. Вестник высшей школы. 2003. - №2. - С. 7-12.

213. Тимошенко Н.П. Формирование педагогических умений и навыков у студентов музыкально-педагогических факультетов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1992. - 22 с.

214. Трудков A.M. Профессиональная культура учителя музыки: Учебное пособие. Мурманск: МГПУ, 2005. - 138 с.

215. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1991. 163 с.

216. Ускова Д.H. Композиция как педагогическое средство развития интерпретирующей способности педагога-музыканта: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. - 26 с.

217. Усова A.B., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений М.: Знание, 1987. - 80 с.

218. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. - 516 с.

219. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. - №8. - С. 34-41.

220. Цыпин Г.М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. O.A. Апраксина. Вып. 10. - М.: Музыка, 1975. -С. 71-85.

221. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1978. - 361 с.

222. Черкес-Заде М.Н. Формирование педагогических умений и навыков в процессе учебно-воспитательной практики // Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1978.-С. 105-124.

223. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

224. Чугунов Е.В. Феномен исполнительской готовности в теории и практике обучения музыке: Дисс. . канд. пед. наук. М., 2001. - 158 с.

225. Шадриков В.Д. Введение в психологию (способности человека). М.: Логос, 2002.-159 с.

226. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2003. -№8.-С. 26-31.

227. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. -М.: Музыка, 1987. 187 с.

228. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996. - 206 с.

229. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1987.-60 с.

230. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. - 432 с.

231. Шишов С.Е, Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?// Стандарты и мониторинг в образовании. -2002.-№2.-С. 58-62.

232. Шмалько Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации (На материале работы в классе фортепиано): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. - 134 с.

233. Шульпин С.Е. Этическая компетентность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дисс. . канд. пед. наук.-Курган, 1999.- 183 с.

234. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. - 124 с.

235. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. -Л.: Просвещение, 1967. -266 с.

236. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.