Педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бошук, Галина Анатольевна

  • Бошук, Галина Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 196
Бошук, Галина Анатольевна. Педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2004. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бошук, Галина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ В ВУЗЕ

1.1. Сущность и специфика педагогических основ творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе.

1.2. Психолого-педагогические аспекты основ творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ' ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ В ВУЗЕ

2.1. Структура и содержание концертмейстерской практики в вузе в контексте творческой самореализации личности студента.

2.2. Ход и результаты эксперимента по выявлению педагогических основ творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе»

Социально-педагогические преобразования и гуманизация высшей школы на современном этапе потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в области образования и воспитания. Перспектива совершенствования качества образования исходит из -необходимости подготовить выпускников вуза к активному участию в жизни общества, профессиональной самореализации. Современная практика образования во многом исчерпала традиционные методы обучения, поэтому переход от знаниево-ориентированной парадигмы образования к гуманистической, личностно-ориентированной (Е.В: Бондаревская,

В.И. Загвязинский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) явился исходным моментом определения педагогических основ самореализации личности студента.

Педагогическая наука полагает, что наиболее полно личность раскрывается в профессиональной сфере, в которой можно развить свою индивидуальность, реализовать личностные и профессиональные качества, завоевать авторитет и общественное признание. Основным способом такого проявления выступает самореализация личности.

Важной основой успешной самореализации личности в современном мире является ее способность к творчеству как к процессу, имеющему определенную специфику и приводящему к созданию нового. Поскольку педагогическая деятельность относится к числу профессий, предполагающих творческое сотрудничество педагога и студента, то такое взаимодействие в контексте самореализации личности студента в концертмейстерской практике представляет собой трехсторонний процесс, так как в сотворчестве участвуют педагог, студент и солист (инструменталист или вокалист).

До последнего времени в психолого-педагогической литературе не прослеживалось тесной взаимосвязи между понятиями , «самореализация» и «креативность». Также не уделялось внимания созданию обоснованной методологической и теоретической базы, отражающей содержание учебного процесса в концертмейстерской практике в контексте самореализации личности студента. Как результат - предпринимаемые попытки развития творческой активности студента в концертмейстерской практике не всегда помогали ему самореализоваться, в полной мере использовать собственные внутренние ресурсы. Анализ исследований, посвященных проблеме самореализации личности студента, показал, что данный вопрос не стал еще предметом специального педагогического рассмотрения, а тем более такая его сторона как самореализация личности студента в концертмейстерской практике.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, возрастанием значимости самореализации личности студента в измененных социально-экономических и культурных: условиях, во-вторых, недостатком теоретических исследований, предметом которых являются педагогические основы самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

Это обусловило поиск методологических, теоретических и практических условий самореализации личности студента в концертмейстерской практике в период обучения в вузе. В связи с этим возникла необходимость уточнения и анализа понятий «самореализация личности» и «творчество», которые рассматриваются нами как психологические процессы, создания новых ценностей на основе освоения и развития существующей культуры.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Большое теоретическое и практическое значение для определения основ самореализации личности студента имеют научные труды по психологии А. Маслоу, которого можно назвать первооткрывателем и основоположником проблемы самореализации личности. Его современники и последователи - Г. Олпорт, К.Роджерс, Э. Фромм - дополнили и развили теорию самореализации личности, однако в их исследованиях нет разграничения понятий «самоактуализация» и «самореализация».

В отечественной психологии понятие «самореализация» стало рассматриваться с конца 70-х годов XX века (А.К. Исаев, JI.A. Цырева). Самореализация становится предметом специальных исследований и определяется как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил. В педагогике основное внимание уделяется проблеме самореализации личности школьника, старшеклассника, подростка в учебной и познавательной деятельности (JI.B. Бурая, С.А. Иванов, И.М. Морозова, Е.А. Никитина, Н.А.Омбоева и др.), в учебно-деловой игре (Н.В. Борисова), студенческой молодежи в процессе социальной адаптации (Р.В. Ворович). Вопросам самоактуализации, саморазвития личности студента, самореализации личности в непроизводственной сфере общества посвящены исследования Е.И. Горячевой, И.А. Идинова, Г.А. Медяник и других.

В настоящее время в отечественной психологии и педагогике проблема творческой самореализации личности в контексте жизненного пути рассматривается в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, в системе ценностно-целевых приоритетов образования — в исследованиях Б.С. Гершунского. Вопросами возрастной динамики самореализации личности занимаются JI.A. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко, профессиональной самореализации личности - С.Н. Маслов, О. А. Полищук. Существует несколько психологических школ, которые, полемизируя, дополняют друг друга. В основе исследований ученых российских школ - Свердловской, Санкт-Петербургской, а также ближнего зарубежья — Киевской — лежит изучение феномена самореализации личности и ее эволюции.

В своем исследовании мы во многом опирались на методики и разработки JLA. Коростылевой, в которых раскрываются проблемы и уровни самореализации личности, самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности, в том числе в профессиональной.

Неотъемлемой частью самореализации личности является творческий процесс, поэтому для его изучения мы использовали исследования: Д.Б. Богоявленской о психологии творческих способностей; Я.А. Пономарева о психологии творчества, о фазах творческого процесса; Е.П. Варламовой и С.Ю.Степанова о психологии творческой уникальности человека; А.В. Матюшкина и И.С. Авериной о развитии творческой активности школьников; В.А. Моляко о проблеме психологии творчества и подходах к изучению одаренности; А.А. Мелик-Пашаева о взаимосвязи педагогических и психологических понятий, художественной культуры и искусства; В.И. Петрушина и Г.М. Цыпина о музыкальной психологии;

Проблема самореализации личности имеет множество аспектов изучения, как в теоретическом, так и практическом планах, но не все параметры данной категории раскрыты и изучены. В частности, не решена проблема творческой самореализации личности студента в консерваториях, вузах культуры и искусств, не исследованы педагогические основы самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе.

Проблема исследования заключается в существующем противоречии между потребностью современного вуза в определении педагогических основ, содействующих творческой самореализации личности студента, и отсутствием теоретически разработанных педагогических методик и программ, способствующих реализации этого процесса в концертмейстерской практике. Таким образом, данная, проблема определила тему нашего исследования: «Педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике в вузе».

Объект исследования - процесс музыкально-педагогического профессионального образования студентов.

Предмет исследования — педагогические основы, способствующие творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

Цель исследования — определение и теоретическое обоснование педагогических основ творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ теоретических концепций и методологических подходов к изучению творческой самореализации личности студента.

2. Определить психолого-педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

3. Экспериментально подтвердить выявленные основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

4. Разработать методические рекомендации по содействию творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение, что творческая самореализация личности студента в концертмейстерской практике станет более эффективной, если будет опираться на следующие педагогические основы: определение и учет индивидуально-личностных особенностей студента; использование творческого потенциала личности обучающегося; применение личностно-ориентированного подхода; сотворчество педагога и студента.

Теоретико-методологической основой исследования являются общетеоретические подходы: философские - герменевтический (М.Хайдеггер) и феноменологический (Э. Гуссерль); психолого-педагогические - концепции самореализации личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.П. Варламова, JI.A. Коростылева) и психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев), а также музыкально-теоретические исследования (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.К. Михайлов) и разработки в области музыкального исполнительства (А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, Е.М. Шендерович).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования, изучение нормативных документов, обобщение; эмпирические - педагогические наблюдения и беседы; диагностика на основе анкетирования и тестирования; констатирующий, уточняющий и формирующий эксперименты; математические методы обработки эмпирического материала.

Этапы исследования

На первом этапе (1978-1998 гг.) осуществлялась опытная работа в качестве концертмейстера в Дальневосточном педагогическом институте искусств (г. Владивосток); концертмейстера и преподавателя в Хабаровском училище искусств, в Сахалинском музыкальном училище, в Краснодарском высшем музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова, в Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

На втором этапе (1998-2002 гг.) анализировались результаты опытной работы, изучалась методическая и теоретическая литература, шла разработка проекта, определялась * база эксперимента. В результате был подготовлен и проведен констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) проведены уточняющий и формирующий эксперименты, осуществлены анализ и обобщение их результатов, описаны педагогические технологии, подготовлены отчетные материалы, внесены необходимые корректировки в авторскую программу концертмейстерской практики, внедрены методические рекомендации, оформлены результаты исследования в виде диссертации.

База исследования: кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Дисциплины: концертмейстерский класс и концертмейстерская практика.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнено определение категории «самореализация личности студента», как основополагающей в процессе саморазвития и профессионального становления личности студента в концертмейстерской практике;

- определены педагогические основы и методика, которые содействуют творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

- расширены и обогащены художественно-творческая и технологическая стороны концертмейстерской практики, нашедшие отражение в авторской программе «Концертмейстерская практика».

Теоретическая значимость исследования:

- охарактеризованы четыре уровня самореализации личности студента, диагностика которых обеспечивает дифференцированный подход к обучению студентов в концертмейстерской практике.

- выявлены структура, специфика самореализации; и педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике;

- определена зависимость между уровнями самореализации личности студента, его креативностью и характером мотивации в концертмейстерской практике в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработана, апробирована и внедрена в образовательный процесс профессиональной подготовки пианистов - будущих концертмейстеров программа «Концертмейстерская практика»;

- разработана и экспериментально апробирована методика, содействующая творческой самореализации личности студента, включающая комплекс творческих, проблемных и исполнительских заданий;

- основные положения- и результаты диссертационного исследования используются в процессе профессиональной подготовки концертмейстеров при прохождении концертмейстерской практики.

Достоверность результатов исследования; обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью исследования, многолетней корректной организацией опытно-экспериментальной части исследования, практическим подтверждением основных положений и научным обоснованием полученных в ходе эксперимента результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческая самореализация личности студента в концертмейстерской практике обусловливается педагогическими основами, , которые содействуют развитию творческих способностей, поисковой мотивации, стимулирующей самоосуществление личности в результате гармоничного развития индивидных и социальных потенциалов человека.

2. Специфика творческой самореализации личности студента в, концертмейстерской практике состоит в ее направленности на овладение исполнительским мастерством и осуществлении профессиональных потребностей личности студента, а также в его стремлении к сотворчеству с другими людьми (педагогом, солистами, хором и др.).

Структура творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике включает следующие компоненты:

- когнитивный (самопознание, самооценка) - анализ собственных задатков и способностей, адекватная оценка своих возможностей, осознание студентом потребности в самореализации в качестве концертмейстера;

- поведенческий (самообразование, самовоспитание, саморазвитие) -творческий процесс сознательного личностного становления в профессиональном плане;

- регулятивный (самоконтроль, саморегуляция) — направленность действий студента на оптимальное раскрытие творческого потенциала в концертмейстерской практике.

В соответствии с разработанными критериями можно выделить следующие уровни самореализации личности студента в концертмейстерской практике:

- низкий (пассивно-репродуктивный);

- средний (продуктивный);

- высокий (эвристический);

- высший (креативный).

3. Составной частью педагогических основ творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике являются следующие методы: развитие ассоциативных связей, чувственной и интеллектуальной интуиции; выявление импровизационно-творческих качеств; поэтапное овладение чтением нотного текста с листа, основными принципами чтения и исполнения партитур (для народного и симфонического оркестров); эскизное изучение фортепианной партии; развитие навыков исполнения транспозиции и транскрипции; овладение спецификой труда концертмейстера в различных классах (вокальном, струнных и духовых инструментов); исполнение с транспонирующими инструментами; выработка памяти: на «условности»; чтение ключей «до» (альтового и тенорового).

4. Учебная программа «Концертмейстерская практика» для студентов специальности 050900 — инструментальное исполнительство, разработанная и апробированная автором, способствует адаптации; и творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре музыковедения, композиции и методики музыкального образования. Апробация проходила на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки консерватории КГУКИ, на региональных научно-практических конференциях: «Транснациональные проблемы культуры XXI века» (г, Краснодар, 25-27 декабря 2002 г.), «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (г. Краснодар, 27 ноября 2002 г.), «Многоуровневая система; профессионального художественного образования: современные технологии обучения» (г. Краснодар, 26 марта 2003 г.), «Музыкальное образование Кубани: истоки, традиции, новаторство» (г. Краснодар, 9 апреля 2003 г.), «Междисциплинарность и социокультурное проектирование» (г. Краснодар, 23 апреля 2003 г.), «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (г. Анапа, 11-14 сентября 2003 г.).

Автор участвовал в краевом конкурсе «Лучшая научная и творческая работа аспирантов, соискателей высших учебных заведений Краснодарского края» в 2003 г. и был награжден дипломом первой степени.

Содержание диссертационного исследования отражено в семи публикациях. Внедрение результатов исследования проводилось на базе

Краснодарского государственного университета культуры и искусств, музыкального училища г. Новороссийска.

Поставленные цели, задачи определили структуру работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бошук, Галина Анатольевна

Основные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:;

1. Осуществлен анализ теоретических концепций и методологических подходов к изучению творческой самореализации личности студента.

2. Определены психолого-педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

3. Экспериментально подтверждены выявленные педагогические основы творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

4. Разработаны методические рекомендации по содействию творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике.

5. Разработана, апробирована и внедрена в образовательный процесс профессиональной подготовки пианистов — будущих концертмейстеров программа «Концертмейстерская практика».

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили выдвинутую нами гипотезу- Творческая самореализация личности студента в концертмейстерской практике более эффективна, если опирается на следующие педагогические основы: а) системное изучение и развитие индивидуально-личностных особенностей студента, его познавательных интересов и мотивации поведения; б) диагностику и комплексное развитие творческого потенциала личности студента с использованием тестов и творческих заданий; в) применение в ходе обучения личностно-ориентированного подхода (деятельно-творческий характер, диалогичность, предоставление свободы выбора решений); г) совместное творчество педагога, студента и солиста (участников ансамбля, хора и т. д.).

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов педагогических основ творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике, а свидетельствует о необходимости коррекции данного процесса в вузе. Представляются перспективными два направления дальнейшего исследования: разработка вопроса о соотношении функциональной асимметрии мозга и развития концертмейстерских качеств у студентов различного творческого типа. Кроме того, целесообразно оптимизировать формирование профессиональных мотивационно-смысловых образований в структуре направленности концертмейстера.

В заключение подчеркнем, что дальнейшее исследование творческой деятельности исполнителя, создание установки на целостность постижения и воплощения музыкального произведения, разработка адекватной методики и технологии овладения им являются факторами, определяющими развитие системы образования современного музыканта.

161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной музыкальной педагогике формирование музыканта понимается как целенаправленный процесс, представляющий собой совокупность педагогических воздействий преподавателя и активной; сознательной деятельности студента. Правильная постановка студенту конкретной цели дает ему возможность сконцентрировать усилия на воплощении замысла путем музыкальных действий. А развитость музыкального воображения, чуткое отношение к содержанию произведения подсказывают музыканту и пути для его реализации. С психологической точки зрения образование — это не просто количественное накопление знаний, умений, навыков, а качественное преобразование, содействие развитию музыканта как субъекта учения, воспитания, профессиональной деятельности.

Под творческой самореализацией мы понимаем выявление и осуществление индивидуальных и профессиональных возможностей посредством личностных усилий, сотворчества с другими людьми и социумом в целом. Самореализация - это стремление к совершенствованию, то есть одна из высших потребностей личности, направленная не только на реализацию человеком своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих возможностей, на повышение качества своей деятельности, в основе которой лежат высшие человеческие ценности (Л.А. Коростылева). Самореализация — это процесс реализации самого себя, это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени (И.Б. Дерманова, Л. А. Коростылева). Структура творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике включает следующие компоненты: когнитивный (самопознание, самооценка); поведенческий (самообразование, самовоспитание, саморазвитие); регулятивный (самоконтроль, саморегуляция).

Исходя из концепций Л. А. Коростылевой, Е.П. Варламовой, Д.Б.Богоявленской и других, самореализация личности студента в ходе концертмейстерской практики может обладать четырьмя уровнями: а) низким (пассивно-репродуктивным), уровнем «пассивной типичности»; б) средним (продуктивным), уровнем «активной типичности»; в) высоким («эвристическим» по Д.Б. Богоявленской) уровнем, с привнесением индивидуального своеобразия и творческим отношением; г) высшим, духовным уровнем, уровнем, уникальной личности, достижения «акме». Определена зависимость между уровнями самореализации личности студента, его креативностью и характером мотивации в процессе концертмейстерской практики в вузе.

Материалы теоретического анализа, а также результаты опытно-экспериментальной работы, описанные в данной работе, позволяют сделать вывод, что процесс самореализации личности студента в концертмейстерской практике определяют гностический, мотивационно-ценностный и! деятельно-конструктивный компонент., Мы использовали проблемно-поисковые методы обучения, при которых усвоение знаний, выработка умений осуществляются в процессе частично-поисковой и исследовательской деятельности студента. Эти методы подразделяются на словесные, наглядные и практические. В концертмейстерской практике применяется контекстное обучение, «в котором соединяются предметное и социальное содержание будущего профессионального труда и тем самым; обеспечиваются условия перевода учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста» [90, с. 96]. Таким образом, разработанная методика помогает студенту делать свой выбор, настраивать его жизнь и деятельность на творческое бытие, на самореализацию.

В ходе исследования осуществлен анализ теоретических концепций и методологических подходов к изучению творческой самореализации личности студента, уточнена сущность понятия «самореализация личности» как основополагающая в процессе саморазвития и профессионального становления личности студента в концертмейстерской практике. Анализ хода и результатов эксперимента позволяет утверждать, что в диссертации в достаточной степени решена проблема исследования: а) научно обоснованы и экспериментально выявлены педагогические основы самореализации личности студента в концертмейстерской практике (совокупность содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих профессиональную самореализацию личности); б) разработаны и внедрены методические рекомендации по содействию творческой самореализации личности студента в концертмейстерской практике. Основные положения и результаты диссертационного исследования используются в процессе профессиональной подготовки концертмейстеров, при прохождении концертмейстерской практики на разных ступенях профессионального музыкального образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бошук, Галина Анатольевна, 2004 год

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.

2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. -М.: Музыка, 1978.-С. 61.

3. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2. 2-е изд., доп. / А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1988. - 415 с.

4. Алексей Наседкин: пианист, композитор, педагог / Сост. М.Г. Соколов. -М.: Музыка, 1983. С. 34.

5. Ананьев, Б.Г. Структура личности / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отеч. психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. С. 91-95.

6. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова // Психология личности в трудах отеч. психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - С. 207-213.

7. Аристотель. Сочинения: В 4 Т. / Аристотель: АН СССР. Ин-т философии. — Т. 3 / Вступ. ст. и примеч. И.Д. Рожанский. — М.: Мысль, 1981.- 613 с.

8. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2: Интонация / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1971.

9. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г. Асмолов. Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

10. Ахиезер, А.С. Культурно-психологические проблемы осмысления и «решения» переходных процессов / А.С. Ахиезер // Мир психологии. — 2000. -№3.- С. 38.

11. И. Ахияров, К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров // Педагогика. 2002. - № 3. -С. 50-54.

12. Ашмарин, И.И. Музыкальность как культурогенный феномен («вторая природа» создает «вторые связи») / И.И. Ашмарин // Мир психологии. — 2000. -№3.- С. 136.

13. Баренбойм, JI.A. Фортепианно-педагогические принципы Блуменфельда / JI.A. Баренбойм // Музыкал. педагогика и исполнительство. Л., 1974. -С. 92.

14. Баренбойм, Л. А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы /Л.А. Баренбойм.-Л.: Сов. композитор, 1989.

15. Баркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н. Баркова // Педагогика. 2002. - № 3. - С. 74-77.

16. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н. Батракова // Педагогика. 2002. - № 3. - с. 11-16.

17. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. Сб. избр. тр. / Примеч. С.С. Аверинцева / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

18. Бердяев. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев / Вступ., сост. Л.В. Полякова. М.: Правда, 1989. - С. 282,330,331, 340.

19. Бердяев, Н.А. Самопознание / Сост., предисл., А.В. Вадимова. — М.: Книга, 1991.-С. 207-225.

20. Бережнова, Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании / Е.В. Бережнова // Педагогика. 2001. - №9. - С. 33-39.

21. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке: с доп. Р. Штрауса / Г. Берлиоз / Пер., ред., вступ. статья и коммент. СЛ. Горчакова. М.г Музыка, 1972. - Ч. 1. - 308 с. — 4.2. -541 с.

22. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Р. Хофстедтер. М.: Мир, 1988. - 248 с.

23. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. -С. 172.

24. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. 320 с.

25. Бодалев, А.А. Воспитание и акме (к проблеме структурно-содержательной характеристики развития способности, возможности и действительности акме в онтогенезе) / А.А. Бодалев // Мир психологии. 2000. - № 3. - С. 258-260.

26. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В.А. Бодров // Психологич. исследования проблемы формирования личности профессионала: Сб. науч. трудов. М., 1991L — С. 3-26.

27. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1997.-№4.-С. 11-17.

28. Бондырева, С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство -вуза / С.К. Бондырева // Мир психологии. — 2000. — № 3. — С. 199-204.

29. Борисов, Ю.А. По направлению к Рихтеру / Ю.А. Борисов. М.: Рутена, 2003.-256 с.

30. Борисова, Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.В. Борисова. — Волгоград, 2001.

31. Братусь, Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь // Психология личности в трудах отеч. психологов / Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. С. 130-139.

32. Брылева, Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии: Дис. д-ра культурологических наук/ Л.Г. Брылева.-СПб., 1998.

33. Брянская Ф. Навык игры с листа и принципы его формирования / Ф. Брянская // Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты соц. стран о ф-нойметодике. Сб. статей / Пер. с нем. П. Дорохова и Ж. Согомонян под ред. Г. Балтер. -М.: Музыка, 1981. С. 194-200.

34. Бурая, JI.B. Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства: Дис. канд. пед. наук / JI.B. Бурая. -Белгород, 2002.

35. Валеев, Г.Х. Формулировка новизны исследования / Г.Х. Валеев // Бюллетень ВАК Минобразования России. 2002. - № 4. - С. 25-29.

36. Варламова, Е.П. Психология творческой уникальности человека / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. — М.: Институт психологии РАН, 2002. — 256 с.

37. Ведерникова, JI.B. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию / JI.B. Ведерникова // Педагогика. 2003. — №1,- С. 47-53.

38. Верхолаз, Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа / Р.А. Верхолаз. — М., 1960.-С. 8-11.

39. Вилчек, В.М. Алгоритмы истории / В.М. Вилчек. — М.: Прометей, 1989.

40. Виноградов, К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца / К.О. Виноградов // Музыкал. исполнительство и современность. Вып 1. -М., 1988. С 156—178.

41. Виноградов, К. О работе оперного концертмейстера / К.О. Виноградов // О работе концертмейстера. М.: Музыка, 1974. - С. 111-134.

42. В классе А.Б. Гольденвейзера: Сб. статей / Сост. Д.Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986. - 214 с.

43. Вопросы обучения и воспитания музыканта-профессионала / Под ред. Г.Л. Данилейко, О.С. Виноградова. Горький, 1981.

44. Ворович, Р.В. Творческая самореализация студенческой молодежи в процессе социальной адаптации: Дис. канд. пед. наук / Р.В. Ворович. -М., 2002.-170 с.

45. Выготский, Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. 341 с.

46. Гайдамович, Т.Г. Диалоги с Н.Н. Шаховской / Т.Г. Гайдамович // Музыкал. исполнительство и педагогика. М., 1991.

47. Гаккель, Л.Е. Исполнителю, педагогу, слушателю: Статьи, рецензии / Л.Е. Гаккель. Л.: Сов. композитор, 1988. - С. 125.

48. Гегель Г. Энциклопедия философских наук / АН СССР, Ин-т философии, отв. редактор Е.П. Ситковский. М.: Мысль, 1977. Т. 3: Философия духа. 1977.-471 с.

49. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2002. - № 7.-С. 3-12.

50. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 3-7.

51. Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве: Сб. статей и материалов / Н.И. Голубовская. Л.: Музыка, 1985.- 142 с.

52. Горальский, А. Пути изучения творчества / А. Горальский // Вопросы психологии. 1986. - № 5. - С. 175.

53. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т.О. Гордеева // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - С.47-102.

54. Горин, Ю. К иной парадигме / Ю. Горин, Б. Свистунов // Высшее образование в России. 1999. - № 3. - С. 60-66.

55. Горячева, Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Е.И. Горячева. М., 1996.

56. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документов. Общие требования и правила составления. — Взамен ГОСТ 7.1-76; Введ. 01.01.86. -Переизд. с изм. № 1, принятым в окт. 1999 г. // Стандарты по библиотеч. делу. М.: Изд-во стандартов, 2000. - С. 29-99.

57. ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.12— 77; Введ. 01.07.95. -М.: Изд-во стандартов, 1995.-17 с.

58. Гофман, И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. М., 1961. - С. 176-177.

59. Гримак, Л.П. Общение с собой: начала психологии активности / Л.П. Гримак.-М.: Политиздат, 1991.-С. 25,75, 212, 217, 218,237.61., Гримак, Л.П. Культура психотерапевтическое прикрытие человека / Л.П. Гримак // Мир психологии. - 2000. - № 3. - С. 69.

60. Грот, Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности / Н.Я. Грот // Психология личности в трудах отеч. психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - С. 397-402.

61. Грязнов, Б.С. Логика, рациональность, творчество / Б.С. Грязнов. — М.: Наука, 1982. С.229-251.

62. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука: пер. с нем. / Сост. и примеч. О.А. Сердюкова. Новочеркасск: Сагуна, 1994J - 354 с.

63. Данильчук, Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е.В. Данильчук // Педагогика. 2003. - № 1. - С. 65-74.

64. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

65. Дергачева, О.Е. Автономия и. самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана / О.Е. Дергачева // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — С.103-121.

66. Дроздикова, J1.H. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучения: Дис. . канд. пед. наук / Л.Н. Дроздикова. Казань, 1998. - 206 с.

67. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. М., 2001.

68. Еремеева, В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости / В.Д. Еремеева // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 128-135.

69. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 100-108.

70. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. —160 с.

71. Зак, Я.И. Статьи. Материалы. Воспоминания / Сост. и общ. ред. М.Г. Соколова. М.: Сов. композитор, 1980. - 208 с.

72. Закирова, А.Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания / А.Ф. Закирова // Педагогика. 2004. - № 1. - С. 32-42.

73. Занков, Л.В. Проблемы начального обучения / Л.В. Занков // Сов: педагогика. 1963. - № 11. - С. 30.

74. Зборовский, Г.Е. Социология / Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов. — М.: Интерпракс, 1995.-С. 159-195,269.

75. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика. 2002. - № 3. - С. 16-21.

76. Зимняя, И.А. Научно-исследовательская работа: методология. Теория, практика организации и проведения. Учеб. программа / И.А. Зимняя // Университетская книга. — 1999. № 10. — С. 34-37.

77. Зиновкина, М. Креативная технология образования / М. Зиновкина // Педагогика. 1999. - № 3. - С. 101-104.

78. Иванов, С.А. Педагогические условия самореализации личности учащегося в системе непрерывного образования: Дис. . канд. пед. наук / С.А. Иванов. М., 1998. - 176 с.

79. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыка: подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 264 с.

80. Идинов, И.А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): Автореф. дис. канд. пед. наук. Фрунзе, 1990.

81. Ильин, Е. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

82. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / Ред.-сост. К.Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979. - 168 с.

83. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия / В.А. Канке. М.: Логос, 2000.

84. Карпов, А.О. Научное образование в контексте новой педагогической парадигмы / А.О. Карпов // Педагогика. 2004. - № 2. - С. 20-27.

85. Каяк, А.Б. Психолого-педагогические предпосылки воспитания навыков аккомпанемента / А.Б. Каяк, Е.Н. Потехина // Методич. записки по вопросам музыкал. образования и воспитания: Сб. Владивосток: Изд во ДВГУ, 1985. - С. 24-29.

86. Кладько, С.С. К концепции культуры как системы интеракции нормативно-ценностных пространств / С.С. Кладько // Мир психологии. 2000. — № 3. — С. 49.

87. Коган, Г.М. Работа пианиста. 3-е изд., доп. / Г.М. Коган. — М.: Музыка, 1979.-182 с.

88. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: Академия, 2001.

89. Кон, И.С. Загадка человеческого «Я» / И.С. Кон // Психология личности в трудах отеч. психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - С. 366-372.

90. Коростылева, JI.A. Психология самореализации личности (основные сферы жизнедеятельности): Дис. . д-ра психол. наук / JI.A. Коростылева. СПб., 2001. - 398 с.

91. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее /В.В. Краевский // Педагогика. 2002. - № 1. - С. 3-10.

92. Краевский, В.В. Педагогика на книжной полке и в студенческой тетради / В.В; Краевский // Педагогика. 2003. - № 6. - С. 16-21.

93. Кубанцева. Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.И. Кубанцева. — М.: Академия, 2002. — 192 с.

94. Кудрина, Т.А. Методология и методика диссертационного исследования / Т.А. Кудрина. Краснодар, 2002.

95. Куцев, Г.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики / Г.Ф. Куцев // Педагогика. 2004. - № 3. - С. 1223.

96. Лакин, Г.Ф. Биометрия / Г.Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990.

97. Лебедева, Г.А. Технология обучения педагогическому проектированию / Г.А. Лебедева // Педагогика. 2002. - № 1. - С. 68-75.

98. Лев Наумов: Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной. — М.: РИФ «Антиква», 2002.

99. Левин, И. Основные принципы игры на фортепиано / И. Левин. — М.: Музыка, 1978.

100. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. Т.2. - С. 193.

101. Леонтьев, Д.А. Самоактуализация как движущая: сила личностного развития: историко-критический анализ / Д.А. Леонтьев // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 343 с.

102. Л.Н. Оборин педагог: Сб. статей / Сост. Е.К. Кулова. - М.: Музыка, 1989.-190 с.

103. Лосев, А.Ф. Форма Стиль - Выражение / А.Ф. Лосев. Сост. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1995. -944 с.

104. Лотман, Ю.М. Биография — живое лицо / Ю.М. Лотман // Новый мир. — 1985.-№2.

105. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. М., 1969.-468 с.

106. Львова, Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50-х годов: Автореф. дис. канд. пед.наук/ Е.И. Львова. -М., 1988.

107. Ю9.Малинковская, А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI — XX веков: Очерки / А.В. Малинковская. М.: Музыка, 1990. - 191 с.

108. Маслова, Л.П. Педагогика искусства / Л.П. Маслова. — Новосибирск, 1997.-С. 12.

109. Маслоу, А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты / А. Маслоу.-М., 1982.

110. Маслоу, А. Психология бытия: пер. с англ. / А. Маслоу. М.: Рефл.-Бук: Ваклер, 1997. - 304 с.

111. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. — М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002.

112. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003. — 479 с.

113. Матюшкин, А.В. Развитие творческой активности школьников / А.В. Матюшкин, И.С. Аверина. СПб., 1996.

114. Пб.Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: Исследование / В.В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

115. Медяник, Г.А. Педагогические технологии творческого саморазвития личности студента в процессе педагогической практики: Дис. . канд. пед. наук / Г.А. Медяник. — Тольятти, 2000.

116. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. М., 1981.

117. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная культура: трансляция и (или) порождение / А.А. Мелик-Пашаев // Мир психологии. 2000. — № 3. -С. 84-85.

118. Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек. 2-е изд. / Сост. М.А. Гурвич, Л.Г. Лукомский. — М.: Музыка, 1979.-71 с.

119. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под. ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.

120. Милыптейн, Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я.И. Милыптейн. -М.: Сов. композитор, 1983.

121. Михайлов, М.К. Стиль в музыке: Исследование / М.К. Михайлов. — Л.: Музыка, 1981.-264 е.

122. Могильницкий, В.А. Святослав Рихтер / В.А. Могильницкий. Изд. «Урал LTD», 2000. - С. 119,227, 235.

123. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. — 1994. — №5.

124. Морозова, И.М. Дидактические условия формирования готовности подростков к творческой самореализации в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук/ И.М. Морозова. — Тула, 2002.

125. Мур, Д. Певец и аккомпаниатор / Д. Мур. М.: Радуга, 1987. - С. 6.

126. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

127. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Назайкинский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

128. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. — 5-е изд. / Г.Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1988. - 240 с.

129. Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В. Никандров. -СПб.: Речь, 2003.

130. Никитина, Е.А. Самореализация школьника в учении (теория ипрактика): Дис.канд. пед. наук / Е.А. Никитина. — Саратов, 2002. —235 с.

131. Николаев, А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учеб. пособие / А. Николаев. М.: Музыка, 1980. — 112 с.

132. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.-С. 351-352.135,Олпорт, Г.О. Становление личности. Избранные труды / Г.О. Олпорт // Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - 462 с.

133. Омбоева, Н.А. Педагогические условия самореализации подростков в учебной деятельности: Дис. . канд. пед. наук / Н.А. Омбоева. — Волгоград, 2002.

134. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.

135. Паталаха, К.В. Творческая самореализация школьника в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук / К.В. Паталаха. Екатеринбург, 2002. -187 с.

136. Перельман, Н.Е.В классе рояля/Н.Е. Перельман. Л.: Музыка, 1981. НО.Перминова, Л.М. Логико-дидактический подход к обучению / Л.М.

137. Перминова // Педагогика. 2004. - № 1. - С. 18-25.

138. Петровский, А.В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы / А.В. Петровский // Прогрессивные формы обучения. — Волгоград, 1978. С. 37.

139. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие / В.И. Петрушин. -М.: Владос, 1997.

140. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические произведения / Н.И. Пирогов. -М., 1953.-С. 302.

141. Пистон, У. Оркестровка: Учебное пособие / У. Пистон / Пер. с англ. К. Иванова. М.: Сов. композитор, 1990. - 464 с.

142. Платон. Сочинения: В 3 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. — М.: Мысль, 1971.

143. Платонов, К.К. Психология: Учеб. пособие для инженерно-педагогич. работников / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. М., 1977. - С. 247.

144. Повещенко, Г.И. Об основных задачах класса аккомпанемента в секторе педагогической практики / Г.И. Повещенко // Методические записки по вопросам музыкал. образования и воспитания: Сб. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1985. - С. 44-48.

145. По дольская, В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / В. Подольская // О работе концертмейстера / Под ред. М.А. Смирнова. — М.: Музыка, 1974. С. 88-110.

146. Подуровский, В.М., Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. — М.: Владос, 2001. 320с.

147. Полех, Л. К проблеме импровизационной техники в современном исполнительстве (на примере концертов для валторны В.А. Моцарта) / Л. Полех // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства: Сб. науч. тр. М., 1988. — С. 15-22.

148. Положение о диссертационном совете: Приказ Министерства образования РФ от 07.06.00 № 1707 // Рос. газ. 2000. - 27 июля. - С. 4

149. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденция развития психологич. науки. М.: Наука, 1989. - С. 21-35.

150. Попков, В.А. Избранные проблемы педагогического исследования / В .А. Попков, А.В. Коржуев. М.: Янус-К, 1999.

151. Попов, В.В. Возможности креативной педагогики в условиях перехода к информационному обществу / В.В. Попов // Alma mater. — 1999. № 4. -С. 23-27.

152. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского в 2-х т. — Самара, 2002. Т 1. Зарубежная психология. С. 127, 352, 355, 362, 379-383. Т. 2. Отечественная психология. - С. 48-49, 489.

153. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. . / Под. ред. Г.М. Цыпина. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 368 с.

154. Рапопорт, С. О вариантной множественности исполнительства / С. Рапопорт // Музыкал. исполнительство. Вып. 7. М., 1972.

155. Реан, А.А. Самоактуализация и самотрансценденция личности / А.А. Реан // Психология личности в трудах отеч. психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - С. 297-305.

156. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы / Пер. с англ. О. Кондрашовой. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. 464 с.

157. Розин, В.М. Искусство и художник в контексте культуры и современности (философско-психологические аспекты) / В.М. Розин // Мир психологии. 2000. - № 3 - - С. 128-131.

158. Руденко, В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования / В.Н. Руденко // Педагогика. 2004. - № 1. - С. 42-48.

159. Рудкевич, Л.А. Возрастная динамика самореализации личности / Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко // Психология личности в трудах отеч.психологов / Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - С. 297-305.

160. Рябикииа, З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности / З.И. Рябикина // Психология, проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. О.Г. Кукосяна. — Краснодар, 1997. С. 116.

161. Садовая, В.В. Творческая самореализация учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуализации обучения: Дис. канд. пед. наук / В.В. Садовая. 1999. 177 с.

162. Савшинский, С.И. Работа пианиста над техникой / С.И. Савшинский. — Л.: Музыка, 1968. 108 с.

163. Саранцев, Г.И. Цель, объект и предмет педагогического исследования / Г.И. Саранцев // Педагогика. 2002. - № 7. - С. 13-18.

164. Сергеев, Б.Ф. Парадоксы мозга / Б.Ф. Сергеев. Л.: Лениздат, 1985. — 207 с.- 170. Сериков, В.В. Образование и личность: теория практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. — М.: Логос, 1999.-272 с.

165. Скребков, С.С. Избранные статьи / С.С. Скребков // Ред. сост. Д.А. Арутюнов. - М.: Музыка, 1980. -216 с.

166. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1998: — 512 с.

167. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.-М.: Школа-Пресс, 1995.

168. Смирнов, М.А. Русская фортепианная музыка: Черты своеобразия / М.А. Смирнов. М.: Музыка, 1983. - 336 с.

169. Советова, О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологии инноваций / О.С. Советова // Психология, проблемысамореализации личности: Сб. под ред. JI.A. Коростылевой. — СПб.: Изд-воСПбГУ, 1997.-С. 186-193.

170. Сорокина, Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра: Исследование / Е.Г. Сорокина. -М.: Музыка, 1988. 319 с.

171. Сороковых, Г.В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Г.В. Сороковых // Педагогика. 2004. - № 1. - С. 62-68.

172. Спиридонова, И. А. Влияние локуса контроля на временную трансспективу старшеклассников / И.А. Спиридонова // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — С. 314-326.

173. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. / С. Спрингер, Г. Дейч.-М.: Мир, 1983.-256 с.

174. Стандарты по библиотечно-информационной деятельности / Сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. СПб.: Профессия, 2003. -576 с.

175. Тарасов, Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности / Г.С. , Тарасов // Вопросы психологии, 1990. - № 4. - С. 131-134.

176. Тарасов, Г.С. О психологии музыки / Г.С. Тарасов // Вопросы психологии, 1994. - № 5. - С. 95-99.

177. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Б.М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. Т.1.-328 с.

178. Трофимова, Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика. — 2002.-№2.-С. 42-77.

179. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 07.07.2003 г., с изм. от 23.12.2003 г.) / Собрание законодательства РФ. 2003. - № 35.

180. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — С. 64-71, 410-433.

181. Филиппов, В.М. Модернизация Российского образования / В.М. Филиппов // Педагогика. 2004. - № 3. - С. 3-11.

182. Фоменко, А.Н. «Индивидуация» личности: к современному осмыслению концепции К.Г. Юнга Электронный ресурс. / А.Н. Фоменко. — Электрон. дан. — Режим доступа:, http://www.forlan.ghost.dn.ua/konferenc/fomenko.htm Загл. с экрана.

183. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм / Авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. — М.: Назрань: ACT, 1998. 662 с.

184. Фуртвенглер, В; Из бесед о музыке / В. Фуртвенглер // Исполнительское "" искусство зарубежных стран. Вып. 1. М., 1962. - С. 171.

185. Хайдеггер, М. Тождество и различие / Пер с нем. А. Денежкина. — М.г Гнозис, 1997. -64 с.

186. Хомская, Е.Д. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности (к проблеме психодиагностики) / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.Б. Сироткина // Вопросы психологии, 1988. -№ 2.-С. 147-152.

187. Хрящева, И.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире / Психологич. проблемы самореализации личности: Сб. Вып. .27/ Под. ред. А.А. Реана, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.-С. 171-174.

188. Целковников, Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование / Б.М. Целковников / Отв. Ред. Э.Б. Абдуллин. — М., 1999.-231 с.

189. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблема психологии творчества / Г.М. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

190. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. М., 1994.

191. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие / Г.М. Цыпин. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 192 с.

192. Цырева, JI.A. Самореализация личности как предмет философскогоисследования: Автореф. дис канд. пед. наук / JI.А. Цырева. — М.,1992.

193. Чернышева, Т. Романсы Свиридова в репертуаре концертмейстера / Т. Чернышева // О работе концертмейстера. М.: Музыка, 1974. - С. 74.

194. Шейко, И.П. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги / И.П. Шейко. -М.: Искусство, 1984.

195. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М.Шелер // Мир философии. М., 1991. - С.86.

196. Шендерович, Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога / Е.М. Шендерович. М.: Музыка, 1996. - 206 с.

197. Шендерович, Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора / Е.М. Шендерович. М.: Музыка, 1987.-60 с.

198. Шпиллер> Н. Заметки о формировании вокальной культуры / Н. Шпиллер // Музыкал. исполнительство. Вып. 8. М., 1973.

199. Шульпяков, О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О.Ф. Шульпяков. Л., 1986. - С. 112.

200. Юнусова, В.Н. Творческий процесс в классической музыке Востока: Дис. . д-ра искусствоведения / В.Н. Юнусова. М., 1995. - 274 с.

201. Юнг, К. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лорие // К. Юнг. М.: Университетская книга, 1998. - 718 с.

202. Юнг, К. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. — М.: Назрань: ACT и др., 1998.-397 с.

203. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. - 96 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.