Педагогические аспекты подготовки будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Маковец, Людмила Анатольевна

  • Маковец, Людмила Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 139
Маковец, Людмила Анатольевна. Педагогические аспекты подготовки будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1997. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Маковец, Людмила Анатольевна

Введение.

Глава I. Педагогические основы формирования навыков самонастроя на творческую деятельность (на материале работы музыкальных отделений педагогических учебных заведений).

§ 1. Научно-теоретические подходы к проблеме оптимизации творческого состояния музыканта в отечественной и зарубежной литературе.

§2. Подготовка учащегося-музыканта к открытому выступлению. Вопросы теории и методики.

§3. Выступление учителя-музыканта перед школьниками: специфика, внешние и внутренние условия, благоприятствующие, либо препятствующие успешности этой деятельности.

Глава II. Пути формирования навыков музыкально-исполнительской деятельности в процессе подготовки будущего учителя-музыканта

§1. Принципы и методы формирования навыков самонастроя (саморегуляции).

§2. Программа экспериментального исследования, анализ и интерпретация полученных результатов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические аспекты подготовки будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией»

Актуальность исследования.

В последние годы в мировой и отечественной науке все более отчетливо проявляется одна существенная тенденция. В самом общем виде она состоит в стремлении исследовать человека (ребенка, подростка, взрослого) в его истинных субъектных качествах, изучить возможности, процессы и условия саморазвития и самораскрытия человека на разных уровнях его бытия, показать активную творческую роль человека в реализации отношений с разными сферами действительности, в построении своей жизнедеятельности.

В общей форме проблема человека как субъекта деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие, отчетливо заявлена в научной литературе теоретико-методического уровня.

Подготовка учителя-музыканта для общеобразовательной школы должна находиться в прямой зависимости от задач музыкально-эстетического воспитания, которые он призван решать. Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие "учитель" и понятие "музыкант", причем каждое из них, в свою очередь, многогранно. Говоря о профессиональной деятельности учителя-музыканта общеобразовательной школы, следует отметить, что в своей повседневной работе ему приходится часто выступать в классе, на концерте, школьных вечерах и пр. Он должен проявлять себя и хормейстером, и лектором, и исполнителем. Эта специфика деятельности учителя-музыканта осуществляется в различных аудиториях - дети, коллеги, родители, и требует наличия у него соответствующих умений и навыков, которые должны отрабатываться еще в педагогических учебных заведениях.

Подготовка будущего учителя музыки к профессиональной деятельности нашла достаточное освещение в научно-методической литературе в разных аспектах. Так, с позиций деятельностного подхода рассматривает эту проблему Г.М.Цыпин; подготовка "широкообразованного педагога, способного. обеспечить творческий характер и целостность всего учебно-воспитательного процесса, реализовать в процессе обучения важнейшие эстетико-воспитательные задачи"(28,26) освещается в работах Е.А.Бодиной; специфику профессиональных качеств учителя-музыканта исследует Н.Л. Белая, Е.Ф.Карпова, Л.Л.Радомская, Э.А.Скрипкина и др.; формирование профессионально-педагогических умений и становление педагогоческого мастерства рассматривают Н.К.Белова, З.В.Румянцева, Э.С.Ткач, Л.И. Уколова. и др. Среди работ, раскрывающих проблему формирования готовности к творческому педагогическому труду в условиях практики в школе, следует выделить исследования Т.С.Кононенко, Т.Ф.Рязановой и др.

Однако, надо отметить, что при всем многообразии аспектов рассмотрения этой проблемы, собственно вопросы подготовки учителя музыки к выступлению перед школьной аудиторией в научно-методической литературе разработаны не достаточно. Попытки найти их решение в сфере профессионального исполнительства не дают результатов в виду самой специфики профессии учителя-музыканта общеобразовательной школы и вытекающих из нее особенностей его исполнительской деятельности. Учителю музыки, в отличие от "чистого" исполнителя-инструменталиста, приходится во время своих выступлений решать еще и педагогические, дидактические задачи, учитывать восприятие конкретной аудитории и пр.

Ориентация на музыкально-художественное развитие учащихся не должна исключать изучения причин, мешающих этому, стоящих на пути оптимизации творческого самочувствия, сознательному овладению "рычагами вдохновения". В частности, подготовка к выступлению диктует необходимость выявления определенных научно обоснованных методов и приемов управления, а также профилактики эмоционального состояния в конкретных педагогических ситуациях, без которых совершенствование музыкально-педагогического процесса и развитие личности не может быть полноценным.

Анализ литературы, а также собственный опыт автора диссертации дают основание считать, что проблема подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности имеет много неразработанных вопросов; в то же время исследования в области педагогики и психологии создают объективные условия для их решения. Сказанное выше определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - разработать научно-педагогические основы формирования у будущих учителей музыки готовности к музыкально-исполнительской деятельности.

Объект исследования - подготовка в музыкально-исполнительских классах (фортепиано) педагогических учебных заведений.

Предмет исследования - процесс формирования готовности будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией.

Гипотеза исследования. Формирование готовности к выступлению перед школьной аудиторией (в классной и внеклассной работе) будет протекать наиболее эффективно, если:

- будет учитываться комплекс внешних и внутренних условий предстоящей деятельности будущего учителя-музыканта;

- специальные педагогические усилия со стороны преподавателя направить на оптимизацию творческого состояния учащегося-музыканта, использовать дидактические средства ранней профилактики и предотвращения возможности возникновения отрицательных форм волнения;

- процесс подготовки будущего учителя-музыканта будет орентиро-ван, наряду с развитием исполнительских умений и навыков, на формирование специальных приемов, способствующих возникновению творческого состояния, необходимого для успешного выступления;-формирование навыков самонастроя и саморегуляции органически включить в учебно-педагогический процесс.

С учетом состояния проблемы в теории и практике, цели, объекта, предмета и гипотезы определены задачи исследования:

1. В процессе изучения психолого-педагогической литературы провести научно-теоретический анализ проблемы подготовки будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией.

2. Выявить природу творческого состояния будущего учителя-музыканта и изучить совокупность внешних и внутренних условий в процессе подготовки к выступлению и во время него.

3. Разработать и экспериментально проверить систему педагогических воздействий, направленных на овладение учащимися необходимыми приемами и методами, оптимизирующими процесс выступления перед аудиторией.

В соответствии со спецификой и характерными особенностями исследования, его методологической основой послужили общетеоретические концепции дидактов ( Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский и др.); положения о природе оптимального самочувствия в творческой деятельности (Б.М.Теп-лов, К.С.Станиславский); в контексте проблемы художественно-творческой деятельности будущих учителей использовались методические постулаты психологов ( А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский) концепция регуляции деятельности (О.А.Конопкин) и саморегуляции (И.Г. Шульц, В.Л.Леви); творческо-педагогическое наследие выдающихся музыкантов ( Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг и др.); концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского.

В исследовании использовались следующие методы : теоретический анализ литературы по проблеме исследования (дидактика, общая и педагогическая психология, музыкознание, философия); изучение передового музыкально-педагогического опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование и интервьюирование, метод экспертных оценок и самооценок, тестирование и видеозаписи; организация обучающего (формирующего) эксперимента.

Научная новизна исследования в следующем:

Подвергается специальному изучению весь комплекс проблем внешних и внутренних условий, связанных с подготовкой будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьниками в классной и внеклассной работе.

Разработан педагогический инструментарий, использование которого призвано помочь учащемуся-музыканту в учебной музыкально-исполнительской деятельности ( система упражнений, комплекс способов и приемов, направленных на оптимизацию творческого состояния).

Теоретически обоснованы принципы педагогического воздействия в целях профилактики и регуляции эмоциональных состояний, а также методические основания для формирования у учащихся навыков самонастроя в конкретных педагогических ситуациях.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы содействуют оптимизации процесса подготовки будущих учителей к музыкально-педагогической деятельности в школе. На основе материалов исследования разработан курс "Педагогическое мастерство учителя-музыканта", где описаны конкретные методы и приемы самонастроя и саморегуляции в процессе подготовки к выступлению перед школьной аудиторией и во время него. Методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти применение в классах специальных дисциплин музыкально-педагогических училищ, в системе повышения квалификации учителей-музыкантов общеобразовательных школ, а также могут быть использованы в курсе "Методика музыкального воспитания".

На защиту выносятся следующие положения:

- выявлен определенный комплекс педагогических воздействий, способный существенно улучшить подготовку учащегося-музыканта к той стороне его профессиональной деятельности, которая связана с открытым выступлением перед школьной аудиторией;

- процесс регуляции эмоциональных состояний учащегося-музыканта в преддверии выступления должен быть объектом постоянного внимания педагога, подготовка же к выступлению, как важной части профессиональной деятельности музыканта, должна проводиться систематически и планомерно;

- оптимальное творческое состояние выступающего не является спонтанным психолого-физиологическим актом, а становится результатом самонастройки и саморегуляции;

- разработанная система эффективных методических приемов и способов направлена на оптимизацию эмоционального состояния как в процессе подготовки к выступлению, так и во время него;

Исследование проводилось с 1993 по 1997 годы и включало в себя несколько этапов .

1 - подготовительный (1993-1994 гг.). В процессе анализа научно-педагогической литературы разрабатывались теоретико-методологические основы концепции исследования, формулировалась его цель, определялись задачи, обрисовывались контуры его экспериментальной части.

2 - основной этап (1994-1996 гг.). Проведение контрольных срезов, определяющих подготовку учащихся-музыкантов к выступлению; первичная обработка полученных результатов. Целенаправленный педагогический эксперимент.

3 - заключительный (1996-1997 гг.). Проверка теоретических и методических положений. Анализ и обобщение результатов исследования, их литературная обработка.

Базой научного исследования явилось Музыкально-педагогическое училище (колледж) г. Красноярска.

Апробация результатов исследования проводилась: в процессе самой опытно-экспериментальной работы; в выступлениях на научно-практических конференциях (Самара-1994, Красноярск-1995, Москва-1996 ); результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории музыкального искусства ИЦЭВ РАО, а также посредством публикаций .

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на широкий круг теоретических источников по теме исследования (психология, педагогика, музыкознание), а также организацией опытно-экспериментальной работы, многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций, возможностью сопоставления полученных результатов, комплексным применением методов исследования.

Внедрение результатов настоящего исследования осуществлялось в процессе практической работы; при чтении лекций в Красноярском институте усовершенствования учителей; теоретические и методические материалы исследования легли в основу программы спецкурса "Педагогическое мастерство учителя-музыканта", разработанного автором диссертации.

10

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Маковец, Людмила Анатольевна

Результаты исследования свидетельствуют о том, что разработанные теоретические основы формирования специальных исполнительских навыков, оптимизирующих процесс выступления учащихся-музыкантов могут служить одним из условий повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей музыки общеобразовательной школы.

Данное исследование раскрывает лишь часть вопросов, связанных с подготовкой будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией и не претендует на раскрытие всей многогранности данной проблемы, а предложенные методы и приемы - на полноту и исключительность. Однако, исследование может служить основой для дальнейших поисков с целью совершенствования навыков оптимизации творческого состояния в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

Заключение.

Экспериментальная система методов содержит в себе значительные возможности совершенствования процесса подготовки учителей музыки, содействует оптимальной профессиональной направленности на специфику общеобразовательной школы, ускорению формирования и развития музыкально-исполнительских способностей, навыков и умений, необходимых учителю музыки.

Полученные в результате проведенного исследования данные подтвердили гипотезу, положенную в основу экспериментального обучения. В ходе исследования удалось осуществить замысел, что привело к предполагаемым результатам экспериментального обучения и тем самым подтвердило его научную обоснованность.

В итоге изучения поставленной проблемы можно сделать следующие выводы:

1. Проблема оптимизации творческого состояния в преддверии открытого выступления является актуальной, многоаспектной, концентрирует в себе многие стороны профессиональной деятельности учителя-музыканта, что ставит ее в ряд основополагающих для воспитания будущего учителя музыки.

2. Оптимальное творческое состояние, ввиду своей двойственной эстетической и психо-физиологической природы, является не только важным фактором осуществления учителем-музыкантом профессиональной деятельности, но становится важным условием развития личности будущего учителя музыки.

3. Методы и приемы педагогического воздействия в процессе обучения должны носить не ситуативный, а преимущественно профилактический характер, осуществляться не ограниченно во времени, а планомерно и систематически в процессе как индивидуальных, так и групповых занятий.

4. Диагностика и учет особенностей эмоционального состояния учащегося-музыканта способствует эффективности управления и регуляции процессом достижения оптимального творческого состояния перед выступлением и во время него.

5. Экспериментально обоснованная комплексная программа подготовки учащегося-музыканта к выступлению, основанная на методах и приемах самонастроя и саморегуляции, доказывает возможность оптимизации творческого состояния. Полученные в ходе проведенного эксперимента данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе уровень составляющих художественность исполнения стал значительно выше, чем в контрольной. Учащиеся-музыканты экспериментальной группы ярче,, увереннее проявляют себя в процессе выступления перед аудиторией и решении музыкально-исполнительских задач. Возрос уровень эмоциональной устойчивости

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Маковец, Людмила Анатольевна, 1997 год

1. Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань, 1987. 261 с. с илл.

2. Абдуллин Э.Б. Методическая подготовка учителя музыки. -М.: Мирос, 1992. 70 с.

3. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки Д.Кабалевского, Л.Горюновой и др. М.: Промитей-МГПУ им. Ленина, 1991.

4. Алексеев А. Себя преодолеть. М., 1985.

5. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М-Л., 1948.

6. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка., 1978. -287с.

7. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. 4.1 и 2.- М.,1988.

8. Алиев Х.М. Ключ к себе. М.: Молодая гвардия, 1990.

9. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.

10. Алякринский Б.С. О талантах и способностях: Очерки о самовоспитании.-М., 1971.

11. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 "Музыка и пение" М. : Проев., 1983. - 224 с. нот. илл.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - Москва.: Просвещение., 1984. - 111 с.

13. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф.дис.докт.пед.наук.- М., 1986. -37 с.

14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1 и 2. М.: Музыка, 1971.-376 с.

15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Издание 2-е. JL: Музыка, 1971. - 376 с.

16. Ауэр JI. Моя школа игры на скрипке: интерпретация скрипичной классики. М.: Музыка, 1965. - 272 с.

17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1977. - 225 с.

18. Баланчивадзе J1.B. Мотивация музыкально-исполнительской деятельности // Вопр. психологии. 1983. - № 6. - С.50-56.

19. Батурин H.A. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопр.психологии. 1984. - № 5. - С. 131-136.

20. Бардас В. Псхология техники игры на фортепиано / ред. Г. Прокофьева.- М., 1928.

21. Баренбойм J1.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.

22. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969.

23. Белая Н.Л. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов в процессе индивидуальных занятий: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1992.- 16 с.

24. Белова Н.К. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками: Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1982. - 16 с.

25. Белухин Д.А. Психотерапия педагогической деятельности. -М., 1992.-46 с.

26. Берлянчик М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя// Психологические и педагогические проблемымузыкального образования. Новосибирск, 1986. - Вып.4. - С.35-55.

27. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности.- Л.:Музыка, 1974. 144 с.

28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

29. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: Эволюция и современная тенденция реализации: Автореф. Дисс.докт.пед.наук.-М., 1992.

30. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии.-Л., 1926.

31. Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии // Психологический журнал. 1986. - № 4 - Т7. - С.138-148

32. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению: Дис. канд. Психол.наук. М., 1974.

33. Бочкарев Л.Л. Эмоции в музыкальной деятельности// Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь,- 1983. С.37-39.

34. Бояринцев В.В. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека// Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. Свердловск, 1989. - 60 с.

35. Вартанян A.B. Возрастные особенности эмоционального состояния учащихся-исполнителей в процессе обучения музыке: Автореф. дисс.канд. психол. наук. Ереван, 1982.

36. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - 415 с.

37. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция в речемыслительных процессах // Психол. Журнал. -1986. № 3. - С.52-61.

38. Вицинский A.B. Психологический анализ работы пианистаисполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР. -1950. -№25. С. 187-215.

39. В мире мудрых мыслей. М., 1962.

40. Волков A.M., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987.

41. Вороханов Б.М. О преодолении нервно-психологического напряжения перед ответственным выступлением музыканта. М., 1978.

42. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки . Межвузовский сб.науч.трудов, МГПУ им. Ленина, 1982.-154 с.

43. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М., 1986.

44. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.5. -М., 196945Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.9. Д., Москва, 1969- 232 с.

45. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.З. -М., 1973.

46. Выготский JI.C. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

47. Ганелин JI.M. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов-исполнителей//Психорегуляция. Алма-Ата, 1973.

48. Гайденко П.П. // БСЭ. Т25. М.: Изд.Сов.Энц., 1976. - С.300301.

49. Геллерштейн С.Г. Действия основанные на предвосхищении и возможности их моделирования в эксперименте // Проблемы инженерной психологии. Вып.4. JL, 1966.

50. Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца. -Тбилиси: Мецниереба, 1985. 162 с.

51. Гинзбург Г.Р. Беседы с A.B. Вицинским (стенограмма) // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1976. - Вып. 4. - С.69-91.

52. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. Методические очерки. М.:Музыка. 1968. - 148 с.

53. Гольденвейзер А.Б.Статьи, материалы, воспоминания.М.: Сов.композитор. 1969,/статья А. Николаева -А.Б.Гольденвейзер-педагог.

54. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Магистр , 1993.-190 с.

55. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961. - 220 с.

56. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Ч.З, М., 1992.

57. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск. 1982.

58. Гурьянов Г.В. Навык и действие// Уч.зап.МГУ ,М., Вып.90,1945.

59. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Дис. д-ра псих. наук. -М., 1985.

60. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1980.

61. Додонов Б.И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность// Художественное творчество.- Л., 1983. -С.205-210.

62. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.272 с.

63. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. Учебное пособие, Проев. М., 1990. -142с.

64. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. -М., 1988.

65. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.,1991.

66. Загвязинский В. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

67. Игумнов И.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста// Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1973. Вып.З.-СЛ 1-72.

68. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. -192 с.

69. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя/ Сост. В.И.Викторов. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

70. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Советский композитор, 1977. - 256 с. С илл.

71. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.// Программа средней общеобразовательной школы: Музыка. 1-3 кл. -М.,1990.

72. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности . М.: МГУ, 1983. - 168 с.

73. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974

74. Ковалев А.Г. Психология личности.- 3-е изд., переаб. и доп.-М.: Просвещение, 1975.

75. Квасница З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Автореф.дисс.канд.пед.наук/ АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения. М., 1970. - 20 с.

76. Клещов С. Волнение на эстраде и методы его устранения// Сов. Музыка. 1936. - № 11. - С.61-65.

77. Коган Г.М. У врат мастерства.- 4-е изд.- М., 1977.- 174 с.

78. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963. - 200 с.

79. Кононенко Т.С. Проблемы педагогического общения в процессе занятий музыкой (На материале работы музыкальноисполнительских классов на музыкально-педагогическом факультете): Автореф.дисс.канд.пед. наук. М., 1989. - 17 с.

80. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. -256 с.

81. Кораблева Н. П.Устойчивость самоконтроля в экстремальных условиях в связи с эмоционально-волевыми особенностями : Дис. канд.пс.н., М., 1993. 16 с.

82. Клецина И.С. Структура личностной саморегуляции как фактор успешности учебной деятельности студентов: Автореф. дисс.канд. психол. наук. С-Пб., 1992.

83. Корчагина Т.Д. Психологическое состояние уверенности в себе в экстремальной ситуации (на примере экзамена) :Автореф. дисс. канд .пс.наук . М., 1988.

84. Крупнов А.И. Активность, направленность и саморегуляция в психологической структуре индивидуальности человека// Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1987. - С-3-15.

85. Кочнев В.И. Понятие сценического самочувствия в системе К.С. Станиславского// Вопр. Психологии. -1990. № 6. - С.95-102.

86. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения / Методологический анализ/. М.: Педагогика, 1977. - 264 с. с илл.

87. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: Изд. ЛГУ, 1967.- 183 с.

88. Кукубаева А.Х. Исследования индивидуальных особенностей моторики и эмоциональности в условиях естественной активности : Дис.канд. психол.наук. -Л., 1979.

89. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М.,1964.

90. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.:1. Педагогика, 1972. 279 с.

91. Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1977.

92. Леви В.Л. Искусство быть собой. Санкт-Петербург, 1993.

93. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей// Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т.7. -М, 1972. -С.223-231.

94. Леонова А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автореф. дисс.докт.пс.наук. -М., 1988.

95. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. -С.232-390.

96. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М. : МГУ, 1972.-572 с.

97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

98. Лесовик Д. Л. Творческая одаренность учителя.-М., Просвещение, 1994.-184 с.

99. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988.- 80 с.

100. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. - 223 с.

101. Майкопар С. Годы учения. М-Л., - гл.5.- 1938.

102. Макуренкова Е. О педагогике В.В Листовой. М.,1991.

103. Матюшкин A.M. Проблемы ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 240 с.

104. Маркова А.К. Психология общения подростка. М., 1975.1. СЗ-16

105. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника.1. М.,1966.

106. Медушевский B.B. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

107. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-268 с.

108. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. -М.: Музгиз, 1963.

109. Мильштейн Я. Мастера советской пианистической школы. Исполнительские принципы К.Н. Игумнова. М.,1961.

110. Мир философии: Кн. Для чтения. В 2-х ч. 4.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы.- М.:Политиздат,1991. -672 с.

111. Миславский Ю.А. Переживание отношений в процессе личностной саморегуляции активности учащихсяЮмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1987. - С.48-52.

112. Моросанова В. О регуляторных факторах успешности трудовой деятельности учащихся средней школы// Новые исследования в психологии. 1988. - № 1. - С.20-24.

113. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. 1-11 классы. М.:Музыка, 1971. - 283 с.

114. Мышкина В.Т. Психологическая готовность к художествено-творческой деятельности (на примере музыкально-исполнительского искусства). Часть 1. -М., 1986.

115. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990.- 104 с.

116. Музыкальное воспитание в современном мире. -М., 1970.

117. Мудрик A.B. Учитель : мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, - 1986. - 160 с.

118. Назайкинский E.B. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

119. Натадзе Р.В. О некоторых факторах выработки установки на основе воображаемой ситуации// Вопросы психологии. 1958.- № 3. -с.43-49.

120. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 2 изд. - М.: Музгиз, 1961. - 317 с.

121. Немов P.M. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3-х книгах. М.: Просвещение.

122. Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете педагогических институтов/ Под редакцией Л.А.Чернышева. Куйбышев, КПИ, 1980. - 120 с.

123. Общая психология. Под редакцией А.В.Петровского. -М., 1986.-С.93-130.

124. Овчинникова О. В., Пунг О.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена// Психологические исследования. Вып.4 -. М., -1973. С.49-54.

125. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1990.

126. Основы педагогического мастерства. /Под ред. И.А.Зязюна/. Киев, 1987.

127. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977.

128. Оценка и лечение исполнительской тревожности у музыкантов. Р.Ф. Психология. -1992.- № 8.- 8П1428.

129. Оя С.М. Психологические вопросы предстартовых состояний// Психология и современный спорт. М., 1973.

130. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.//Собр. соч. -М.,1951 Т.4

131. Паяцявичус И.В. Соотношение индивидуально-типичных характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляциидеятельности: Автореф.дисс.канд.психол. наук.- М., 1981.

132. Пейсахов Н.М. Система понятий теории психического самоуправления// Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. С.5-8.

133. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1974. 253 с.

134. Пейсахов Н.М. Изучение личности студента // Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977. С.57-79.

135. Петрушин В. Музыкальная психология Пособие. "Пассим",1994.-304с.

136. Перельман Н. В классе рояля. Короткие рассуждения. Изд. 3-е, доп-е. - М.: Музыка, 1981. - 95 с.

137. Пианисты рассказывают. Вып.1/ Составитель, редакция и вступительная статья М.Соколова. - М.: Музыка, 1990. - 178 с. с илл.

138. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. //Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.

139. Прыгин Г.С. Проявление автономности и зависимости в осознанной регуляции деятельности: Автореф. дисс. канд.психол.наук. -М., 1983.

140. Психологический словарь/Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М., 1990.

141. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. 478 с.

142. Подготовка будущих учителей музыки в классе основного инструмента к исполнительской практике в школе/ Методические рекомендации по организации работы над музыкальной беседой/ Сост. С.А.Феруз и др. Метрополь, 1992.

143. Пунг Э.Ю. Опыт экспериментального исследования эмоциональной напряженности в ситуации экзамена. Автореф. дис. канд. психол. наук,- М., 1969.

144. Пушкин В.Т. Проблема надежности. -М.: Наука, 1971. -191 с.

145. Радомская J1.J1. Развитие исполнительских способностей студентов музыкально-педагогического факультета: Дисс.канд.пед.н. -М.,1983.

146. Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера :Дисс.канд.психол.наук. М., 1973. 202 стр.

147. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении// Вопр. Психологии. 1988. - N 1. - С.33-41.

148. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором кл./ Под редакцией Л.В.Занкова. М.: Просвещение, 1979. - 160 с. с илл.

149. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Л.-М.: Педгиз, 1989.-756 с.

150. Румянцева З.А. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности: Дисс.канд.пед.наук., -М., 1987.

151. Савшинский С.И.Режим и гигиена работы пианиста. Л.: Сов. Композитор. 1961. -117 с.

152. Савшинский С.И. Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. Л.М., 1950.

153. Скрипкина Э.А. Развитие сознательности и эмоциональности учителей музыки в процессе подготовки в класседирижирования музыкально-педагогического факультета пединститута: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1979.-18 с.

154. Соболева Е.А. Формирование у будущих учителей способностей к нравственно-волевой саморегуляции поведения в воспитательной деятельности. М., 1993.

155. Собчик JI.H. Методы психологической диагностики. М.,1990.

156. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства// Вопросы социологии и эстетики музыки. JL: Советский композитор, 1981. -Вып.2.-С.111-230.

157. Спиркин А.Г. // БСЭ. Т25 - М. Сов.энц. - 1976. - С.331.

158. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума (Послесловие) Гиргинов Г. Наука и творчество: пер. с болг. М.: Прогресс, 1979. -С.337.

159. Спутник учителя музыки. Сост.Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. -238 с.

160. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Соч.: в 8 т. -М., 1954.-Т.2.

161. Станиславский К.С.Моя жизнь в искусстве.Соб.соч.: В 8т.М.,1954 т.1.

162. Стоянов А. Искусство пианиста. -М.: Музгиз, 1958. 147 с.

163. Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента исполнителя//Вопр.психологии. -1983. -№3.

164. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности человека. //Психол.журнал. -1988. -Т.9.- № 5. С.63-70

165. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

166. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 335 с.

167. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961.-536 с.

168. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста/ Методическое пособие. Изд- во Советский композитор, 1989. 144 с.

169. Тихомиров O.K., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности// Вопр. психологии.- 1980. -№ 5. С.23-31.

170. Токина H.H. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов: Изд-во Саратов. Университета, 1972. - 33 с.

171. Уколова Л.И. Самоконтроль в процессе подготовки учителя музыканта : Дис.канд.пед.наук. М., 1992. - 18 с.

172. Ухтомский A.A. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. - 358 с.

173. Учителю о педагогической технике/ Под редакцией Л.И.Рувинского. М.: Педагогика, 1987. - 157 с.

174. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -М.: Советский композитор, 1973. 158 с.

175. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд. М.: Музыка, 1965. - 300 с.

176. Философский энциклопедический словарь / Под ред. .Ф.Ильичев.- М.: Сов.энцикл., 1983.- 839 с.

177. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: МИП "NB Магистр", 1992. - 160 с.

178. Христозов X. Попытка физиологического изучения эстрадного волнения// Вопр.психологии. 1962. - № 2.- С. 19-38.

179. Цагарелли Ю.А. Особенности личности и профессиональная направленность обучения// Прикладная психология в высшей школе. Казань, 1979. - С. 118-137.

180. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дисс.док.пс.наук. Казань, 1989.

181. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки : Дисс.докт.пед.наук. -М., 1977.

182. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности// Проблемы, суждения, мнения. -М.: Интерпракс,1994. 374 с.

183. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Кн. 1. М.: Сов. композитор, 1988.- 384с.

184. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. .Просвещение, 1984.

185. Шацкая В.Н. Музыка в школе.-М., 1963.

186. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

187. Шварц И.Е. Определение степени внушаемости с помощью теста самооценки. Психологическая саморегуляция в педагогическом процессе. Пермь, 1977,- 176.

188. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: Учеб. Пособие.-Пермь, 1971.

189. Шишигина Т.Р. Психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе: Автореферат дисс.канд.пс.наук. Тверь, 1992.-18 с.

190. Шмидт-Шиловская А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Изд-во "Музыка", 1985.-72 с.

191. Шорохов Е.В. Социальная детерминация поведения// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

192. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. - 143 с.

193. Чебышева В.В. Совмещение действий при обучении сложному двигательному навыку //Известие АПН РСФСР. -М.,1958.-Вып.98.

194. Щапов А.П. Этюды о фортепианной педагогике. М.: Музгиз, 1934. - 82 с.

195. Щукин М.Р. Саморегуляция в формировании и структуре индивидуального стиля трудовой деятельности/Щроблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1986. - С.3-14.

196. Школяр В.А. Формирование и развитие у учащихся основ содержательного анализа инструментальной музыки на занятиях фортепиано: Дисс.канд.пед.наук. М., 1994.

197. Щульц И.Г. Аутогенная тренировка. М.: Медицина, 1965.

198. Энгельс И.Л. Формирование субъективных эталонов результата в процессе регуляции деятельности: Автореф. дисс.канд.психол.наук.- М., 1983.

199. Юсов Ю.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990.- 175 с.

200. Якобсон Н.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН СССР, 1961.-216 с.

201. Якобсон Н.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 86 с.

202. De Charms R. Motivation enchancement in education settings// Ames C., Ames R., /Ed./ Research on motivation in education. V.l. N.Y., 1984

203. Csikszentmihalyi M. Emergent motivation and the evolution of the self// Advances in motivation and achievement. V.4. JAI Press. Inc., 1983, P.93-119.

204. The dinamics of intrinsic motivation: a stuudy of adolescents// Research on motivation in education. V.3 N.Y., Academic Press, 1989. P.45-71.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.