Патриотическое воспитание школьников на занятиях по тематической композиции: в системе дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Дубровин, Виктор Михайлович

  • Дубровин, Виктор Михайлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 128
Дубровин, Виктор Михайлович. Патриотическое воспитание школьников на занятиях по тематической композиции: в системе дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 128 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дубровин, Виктор Михайлович

Введение.

Глава 1. Научно - педагогические основы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного искусства

1.1. Значение изобразительного искусства в патриотическом воспитании школьников.

1.2. Тематическая композиция в процессе эстетического и патриотического воспитания школьников.

1.3. Критерии оценки композиционных работ школьников. 40 Выводы первой главы

Глава 2. Пути повышения эффективности патриотического воспитания учащихся художественной школы средствами композиционной работы на основе регионального компонента

2.1. Типичные пробелы в патриотическом воспитании на занятиях по изобразительному искусству констатирующий эксперимент).

2.2. Научно-теоретические принципы обучения школьников патриотическому воспитанию на занятиях по композиции.

2.3. Методика патриотического воспитания школьников на занятиях по композиции (формирующий эксперимент). 77 Выводы второй главы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Патриотическое воспитание школьников на занятиях по тематической композиции: в системе дополнительного образования»

В условиях коренной перестройки и реформирования общественно -политического и экономического устройства страны, одним из важнейших направлений государственной политики является задача духовного возрождения нации, формирование национального самосознания, любви к своему Отечеству. Но духовное возрождение человека невозможно без постановки и решения ряда новых задач в области патриотического, нравственного, духовного воспитания подрастающего поколения. В этой связи возникает необходимость поиска наиболее эффективных методов и форм воспитания, в том числе, и в области эстетического воспитания и художественного образования детей.

Значительную роль в решении этих вопросов играют занятия художественным творчеством и, в частности, изобразительным искусством, где задачи создания художественного образа напрямую зависят от мировоззрения, гражданской позиции и уровня духовно- нравственного состояния личности. Наиболее действенным средством формирования молодого человека в процессе занятий изобразительным искусством, являются уроки композиции на основе регионального компонента. На наш взгляд, именно работа над композицией с учётом исторических, культурных, духовных традиций своего региона, малой Родины, должна стать наиболее эффективным, действенным средством патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и юношества не только в области среднего образования, но и в системе дополнительного образования, обладающей широкой сетью специализированных учебных заведений - художественных школ, школ искусств, Домов и Центров детского творчества.

Проблемы патриотического, нравственно- эстетического воспитания детей всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Теоретико-методические основы решения данной проблемы заложены в трудах O.A. Апраксиной, Ю.К.Бабанского, О.С.Богданова, В.П,Вахтерова, Н.А.Ветлугиной, Е.К.Квятковского, Б.Т.Лихачёва, И.С.Марьенко, Н.Д.Никандрова, А.В.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого, К.Д.Ушинского.

Вопросы теории, методики и практики художественного образования, эстетического и патриотического воспитания школьников средствами изобразительного искусства содержатся в работах А.Д.Алёхина,

Н.Н.Анисимова, Н.С.Боголюбова, Т.С.Комаровой, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, С.П.Ломова, Н.Н.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и других известных педагогов и методистов.

Психологическое обоснование роли использования средств искусств в эстетическом, нравственном и патриотическом воспитании школьников раскрываются в работах психологов М. Н.Афасижева, М.И.Божович, Н.Н.Волкова, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, П.М.Якобсена.

Теоретические и методические рекомендации по проблемам композиции содержатся в работах Н.Н.Волкова, А.Д.Гончарова, В.И.Костина, В.А.Фаворского, Е.В.Шорохова и других.

Разработка научных основ преподавания композиции в школе, учреждениях дополнительного образования проведена в учебных программах и книгах Л.С.Выготского, Е.И. Игнатьева, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева,

С.П.Ломова, Б.М.Неменского, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой,

А.П.Яшухина и других.

Для совершенствования методов преподавания композиции большое значение имеет опыт педагогической деятельности известных художников и педагогов: А.Дейнеки, Б.В.Иогансона, Е.А.Кибрика, П.Д.Корина, И.Е.Репина, В.А.Савинского, Д.Н. Кардовского, В.А.Фаворского.

Нами изучен ряд кандидатских диссертаций, в которых рассматриваются вопросы патриотического, духовно- нравственного и эстетического воспитания учащихся средних школ средствами изобразительного искусства в процессе иллюстрирования сказок регионов России, тематического рисования на основе национального фольклора, в области декоративно- прикладного искусства. Это кандидатские диссертации Б.Б.Азимова, Е.Б.Довлетшиной, С.Г.Ванишевой. Н.А.Коханик,

Н.М.Сокольниковой, Е.Б.Никулиной.

Исследование показало, что обращение к фольклору, истории и быту своего края служит эффективным средством патриотического воспитания детей, достойно широкого применения в практике художественного образования на всей территории России. В тоже время, как показал анализ литературы, в исследуемой нами области имеются нерешённые проблемы.

И как результат - целое поколение молодых людей выросло с ослабленным чувством национального достоинства, низкими званиями исторических и культурных традиций нашего общества. Среди значительной части молодежи заметны такие качества, как отсутствие гражданственности, патриотизма, доброжелательности, взаимопомощи и чуткости во взаимоотношениях. Но «. не любить Отечество и предпочитать ему другие государства столь же низко и неблагодарно, как не любить родителей своих, оказывая привязанность к посторонним лицам, непричастным к рождению и воспитанию». (64; 336). Проводимые в настоящее время реформы призванные возродить Россию, по нашему мнению, не должны иметь в своей основе далекие для нашего общества идеи и нравы, характерные для других стран. Глубоко чуждые природе русского народа, традиционно ориентированного на духовность, нравственность, гуманизм, они не могут стать фундаментом для выхода стран из кризиса, тем более ее будущего.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Патриотизм в нашей стране - не что-то искусственно придуманное, навязанное нам извне. Это своеобразная народная идеология, корнями уходящая в глубину истории. Он был свойственен российскому образованию, культуре задолго до возникновения современной государственности, независимо от политических, идеологических, организационных установок и катаклизмов.

В тяжелые годы лихолетья, когда все силы государства были направлены на защиту отечества, с небывалой силой в народных массах поднималась волна гордости и любви к Родине, обострялись чувства самопожертвования и ответственности перед современниками и будущими поколениями. Все это нашло свое подтверждение в литературе, изобразительном искусстве, кинематографе, музыке. Первые литературные произведения Руси «Слово и полку Игореве», «Задонщина», повести А.С Пушкина, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, В.Д. Иванова, романы JI.H. Толстого, героические полотна в живописи В.М. Васнецова, В.И.Сурикова, П.Д. Корина, A.A. Дейнеки, образы Ивана Грозного, Александра Невского, Федора Ушакова в кинематографе — стали не только классикой культуры, но и носителями духовной силы русского народа. Любовь к стране, родному краю, ее истории и быту красной нитью приходит в пейзажах, жанровых композициях А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, М.В. Нестерова, ИИ. Левитана, И.Е.Репина, C.B. Иванова и др. В полный голос тема любви к Родине прозвучала в музыкальных произведениях М.П. Мусоргского, П.И.Чайковского, А.П. Бородина, Д.Д. Шостаковича, Г.В.Свиридова и многих других замечательных композиторов, писателей, художников — творцов и патриотов обогативших русскую культуру, поставивших ее в один ряд с великими мировыми достижениями цивилизации.

В то же время, это священное для многих поколений слово - опошлили так, что оно потеряло изначальный смысл. Стало забываться, что патриот — человек с глубоким чувством ответственности за себя, свою семью и близких, свой город, страну. Он не имеет ничего общего со своим врагом — националистом, ибо патриотизм, основывается на любви и созидании, а национализм — на ненависти и тяги к разрушению. «Следует бережно относиться к традициям. Каждое новое поколение обязано усвоить, что приходит в этот мир не для того, чтобы в очередной раз отречься от прошлого, а затем, чтобы внести свою лепту в историческую сокровищницу своего народа, приумножить своими делами наследство предшествующих поколений. «Иваны не помнящие родства» лишены прошлого и будущего. Об этом следует помнить, когда в очередной раз вносятся поправки в различные исторические исследования, учебники и программы, адресованные школьникам». (80; 22-23).

Духовное возрождение нации невозможно без постановки и решения ряда новых задач в области патриотического, нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения. Значительную роль в решении этих вопросов играют занятия художественным творчеством и в частности, -изобразительным искусством, где задачи создания художественного образа напрямую зависят от мировоззрения и уровня духовно — нравственного состояния личности. Наиболее действенным средством формирования молодого человека в процессе занятий изобразительным искусством, являются уроки композиции, обладающие широким кругом возможностей. На наш взгляд, именно работа над композицией должна стать наиболее эффективным, действенным средством патриотического и духовно -нравственного воспитания. Большинство научных разработок в области детского художественного творчества ограничиваются изучением практики работы в общеобразовательных учебных заведениях, детских садах и, практически, не затрагивается такой значительный пласт в эстетическом воспитании и художественном образовании, как учреждения дополнительного образования, где обучаются дети, имеющие склонность к художественному творчеству. Учреждения дополнительного образования обладают огромным педагогическим потенциалом и их влияние на формирование и развитие личности ребёнка трудно переоценить.

Многие исследования по интересующей нас проблеме написаны в советский и постсоветский периоды развития нашего общества и не в полной мере отвечают реалиям современности. В диссертациях последнего периода недостаточно отражена политика государства в области патриотического воспитания подрастающего поколения и её реализация в эстетическом воспитании и художественном образовании. Часто авторы ограничиваются исследованиями в вопросах методики обучения, рассматриваются проблемы духовно - эстетического характера. В тоже время, воспитание патриотических, гражданских чувств, носит второстепенный характер, несмотря на приоритетность этой задачи в современном воспитательном процессе.

Знакомство с диссертационными исследованиями в интересующей нас области заставляет сделать вывод, что:

- изобразительное искусство занимает одно из ведущих мест и играет важную роль в системе духовно- нравственного воспитания;

-проблема патриотического воспитания средствами изобразительного искусства недостаточно раскрыта в научно- методической литературе;

-постановка патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования, художественных школах, не соответствует времени.

Анализ нынешнего положения в этой области, практический опыт работы с детьми различных возрастных категорий, позволяет нам выявить значительные противоречия между возросшими требованиями к воспитанию гармонично развитой личности современного школьника и существующей системой воспитания, в которой недостаточно использованы духовно-нравственные, эстетические ценности, присущие стране, своему региону. С учётом этого противоречия нами была определена тема исследования, проблема которой формулируется следующим образом: каково методическое, организационное, творческое обеспечение патриотического, духовно- нравственного воспитания учащихся учреждений дополнительного образования в процессе работы над тематической композицией на основе регионального компонента. Актуальность проблемы определяется тем, что её нерешённость оказывает на весь комплекс воспитательных задач негативное влияние, что в результате отрицательно сказывается при формировании личности молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь.

Цель исследования. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные формы и методы работы при выполнении композиции на основе регионального компонента и её влияния на процесс патриотического и духовно- нравственного воспитания школьников.

Объект исследования. Процесс патриотического, духовнонравственного воспитания учащихся художественной школы в ходе работы над тематической композицией с региональной направленностью.

Предмет исследования. Пути, методы и средства повышения эффективности патриотического, духовно- нравственного воспитания учащихся в процессе работы над тематической композицией.

Гипотеза исследования. Патриотическое воспитание школьников будет проходить более успешно, если процесс обучения композиции строить на комплексном выполнении учащимися системы постепенно усложняющихся заданий, освоения технических и формальных возможностей, а также изучения исторического и культурного наследия, традиций народа, в том числе, прошлого и настоящего своей малой Родины. Предлагаемая методическая система, включает в себя: а) цели и задачи, содержание занятий по композиции, которые будут проходить на региональной основе; б) дидактические принципы, формы и методы работы, методические приёмы обучения и воспитания; в) средства обеспечения всех учебных, воспитательных и развивающих процессов на занятиях, средств наглядности и др.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены задачи исследования.

1) Изучить и обобщить передовой опыт педагогической и творческой работы Краснопресненской детской художественной школы Центрального окружного управления образования г. Москвы за период 1940- 2008г.г. по патриотическому воспитанию учащихся средствами изобразительного искусства при работе над композицией с региональной направленностью.

2) Раскрыть возрастные и индивидуальные особенности формирования патриотических чувств, понятий и представлений у учащихся в процессе работы над композицией.

3) Разработать наиболее эффективные приёмы и методы обучения при изучении произведений искусства отечественных мастеров. Определить объём и направленность литературного, исторического, культурного материалов на патриотическую тему, характер, условия и степень их участия в процессе обучения композиции.

4) Изучить влияние данного материала на расширение кругозора, развитие патриотических качеств, на повышение художественных достоинств композиции.

5) Ознакомиться с состоянием преподавания композиции в контексте изучаемой проблемы в практике работы учреждений дополнительного образования.

6) Разработать методическую систему по композиции: «Историческая композиция», «Тематическая композиция», «Пейзажная композиция».

7) Осуществить анализ творческой деятельности школьников (рисунков), разработать систему оценок результатов труда.

8) Разработать систему интеграционных связей и мероприятий в рассматриваемой проблеме, формы внешкольной работы.

9) Разработать и экспериментально проверить методическую систему по использованию процесса работы над композицией в патриотическом воспитании учащихся. Провести мастер - классы.

Методологической основой исследования явились разработки ведущих педагогов, учёных, психологов, искусствоведов, художников- педагогов по вопросам мировоззренческого, духовно- нравственного, патриотического и эстетического воспитания детей, опыт работы ведущих учителей.

Для решения поставленных задач и проверке выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:

- изучение и анализ философско - эстетической, искусствоведческой, психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- анализ учебных программ и планов,, методик по изобразительному искусству;

- изучение системы и передового опыта лучших учителей в системе дополнительного образования (КДХШ), художников - педагогов;

- анализ содержания коллекции музея художественной школы;

- анкетирование учителей и учащихся, с целью выявления основных проблем в области патриотического и духовно- нравственного воспитания;

- психолого — педагогический развивающий эксперимент;

- общий и индивидуальный анализ результатов деятельности учащихся в результате работы над тематической композицией.

Базой для исследования послужили учреждения дополнительного образования Департамента образования и Департамента культуры города Москвы: Краснопресненская детская художественная школа, детская художественная школа Северного окружного управления образования, художественная школа №1 им.В.Серова, центры и Дома детского творчества Центрального округа города Москвы. Исследования проводились в три взаимосвязанных этапа.

Этапы исследования.

Первый этап: 1990-2003г.г. — во время работы в художественной школе сбор эмпирического, творческого и документального материала, изучение искусствоведческой, философской, научно - методической литературы по проблеме исследования. Изучение и систематизация опыта работы Краснопресненской детской художественной школы за её семидесятилетнюю историю, роли композиционной работы в ее общей системе образования и воспитания.

Второй этап: 2004 - 2007г.г. - анализ опыта работы художественной школы по рассматриваемой проблеме. Разработка методик по проведению занятий с учетом полученного опыта. На базе художественных школ проведение опытно - экспериментальных занятий. Анализ существующей системы организации занятий по композиции в русле исследования. Третий этап: 2007-2009г.г.- формирующий и сравнительный этапы эксперимента, систематических материалов, анализ результатов исследования и оформление материалов по проблеме исследования.

Экспериментальная работа проводилась как непосредственно самим диссертантом, так и экспериментаторами — педагогами изобразительного искусства художественной школы: О.Ф.Филипповым, A.A. Зуевым, Т.Д. Жигуленко, С.И. Черняковым и др. Помощь в области межпредметных связей (изобразительного искусства и литературы, поэзии) оказала директор детско — юношеского центра «Пресня» H.A. Васильева. Помощь в работе и выпуске печатных изданий о творчестве детей оказали: редакция журнала «Юный художник», Управление образования Центрального округа города Москвы, Управа «Пресня». В рамках исследования диссертантом была проведена аналитическая работа, как члена жюри на Российских и международных выставках детского творчества, в том числе общероссийского движения «Одаренные дети».

Исследовательская и экспериментальная работа, как в классе, так и внеклассной работе проводилась по разработанной диссертантом программе и методике.

В классах использовалась методика обучения учащихся, направленная на активное и продуктивное овладение ими знаниями и умениями в области изобразительного искусства, на максимальное развитие их эстетических интересов, художественных образов, познавательной активности в том числе знаний исторического прошлого и настоящего своей малой Родины, являющейся основой для развития духовно — нравственных и патриотических чувств.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) Систематизирован и обобщён опыт работы одной из ведущих художественных школ страны в патриотическом воспитании учащихся с использованием композиционной работы на региональной основе.

2) Разработана теоретически значимая методическая система, которая была апробирована в ряде художественных школ г. Москвы и была внедрена в учебный процесс.

3) Разработаны основные критерии в оценке духовно- нравственного и патриотического воспитания: наличие оценочных суждений школьников в отношении духовно- нравственных ценностей, отношение к своим поступкам, их осмысленность в выборе и выполнении работы, наличие знаний истории, культуры, традиций своего региона (Москвы), страны.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании и проверке путей повышения патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся с помощью внедрения разработанной в диссертации эффективной методической системы с использованием исторических, бытовых, литературных материалов регионального характера на занятиях по композиции.

Практическая значимость исследования состоит в возможности широкого применения результатов диссертационного исследования в учебном процессе не только в художественных школах, но и других учреждениях дополнительного образования со студийной формой обучения. Предлагаемая система не требует дополнительных часов и может органично входить в существующие планы и программы, как по композиции, так и при работе с натуры. Предложенные формы эффективны во внешкольной работе, при организации мероприятий с использованием интеграционных связей на основе синтеза искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования получили одобрение на научно- теоретических и практических конференциях МГЛУ, заседаниях кафедры рисунка и графики МГЛУ, на методических совещаниях художественной школы.

Ряд материалов по исследуемой проблеме был опубликован в теоретическом и научно- методическом журнале «Воспитание школьников», журнале «Юный художник», монографии «Воспитай в себе художника)/, в изданном альбоме «Москва сквозь призму веков», материалах международных конференций.

На защиту выносится: методическая система использования регионального компонента при работе над тематической композицией, направленная на более эффективное развитие художественно — творческого потенциала учащихся системы дополнительного образования, использования всех механизмов художественного образования и эстетического воспитания в деле патриотического воспитания учащихся, повышения их гражданской активности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Дубровин, Виктор Михайлович

Выводы: Сравнительный анализ результатов экспериментальных групп и контрольного класса показали, что в среднем учащиеся экспериментальной группы, имея средний балл 31, на 30% более качественно выполнили творческое задание, чем учащиеся контрольной группы -21 балл (таблица № 5,6).

Примером композиции, решенной с учетом поставленных задач, с ярок выраженным эмоциональным настроем, наполненной неподдельной любовью к историческому прошлому Родины, служит тематическая композиция ученика 9 класса Александра Елисеева «Базар на Красной Площади». (Рис. I). Автором взят сюжет из истории старой Москвы, когда Красная Площадь являлась местом широкой торговли, куда со всей страны и далеких заморских стран съезжался торговый люд, что бы «купить и продать, других посмотреть и себя показать».

Композиция решена с учетом основных формальных признаков в организации изобразительного пространства, имеет ярко выраженный композиционный центр. Не смотря на большую насыщенность деталями, изображение, с точки зрения колористического и тонального решения, П

Экспериментальные группы (9^, 101 классы) ■ 60

Контрольная группа (9-, 10® класс) отличается цельностью. Обращает на себя внимание прекрасное знание автором исторического материала, жизни и быта людей средневековой Руси. Изображение храма Василия Блаженного органично входит в эмоциональный и пластический строй работы, дополняет праздничность момента, визуально объединяет многочисленную пеструю толпу москвичей.

С большой теплотой и любовью к наследию предков, уникальным историческим, культурным и духовным памятникам Родины обращается в своем творчестве ученица 10 класса Татьяна Карягина. (Рис. 2). Пейзаж Новодевичьего монастыря, решенный в мягких, теплых тонах сепии, отличается грамотным пластическим решением и заключает в себе строгую величавость и духовную наполненность архитектурного ансамбля.

Композиция выполненная с использованием натурных зарисовок и экскурсий в музеи, построена на основе фронтального изображения с четко организованной ритмикой, где силуэты соборов великолепно дополняются мягкими формами деревьев, плавным движением облаков. Решение данной задачи говорит о высокой степени духовности, мировоззренческой и творческой зрелости юного художника, осмысленности в создании художественного образа.

Высокими патриотическими чувствами наполнена графическая композиция ученика 10 класса Голубева Владимира «Битва с поляками у стен Кремля». (Рис. 3). Автора взволновали трагические события Смутного времени, борьбы русского народа за свободу и независимость. Драматизм ситуации великолепно решается за счет динамичного противостояния двух сил: темного, приземленного начала в изображении польских завоевателей и светоносной, божественной силы русских воинов - защитников Отечества. Выполнению работы предшествовала большая, кропотливая подготовительная работа по сбору изобразительного и исторического материалов, что нашло свое подтверждение в удивительно точно и подробно переданных образах воинов, историзме самого сюжета.

Несомненно, знакомство с экспонатами музея истории Москвы, Исторического музея, изучение творчества русских художников, работавших в области исторического жанра, чтение литературных произведений, натурные зарисовки, явились отличным фундаментом в творческой работе с акцентированной патриотической направленностью.

В ходе исследования удалось установить, что психологическими факторами влияющими на высокое качество творческой работы, ее внутреннее эстетическое и духовно - нравственное содержание, является: чувственно - эмоциональное восприятие окружающей действительности, знание исторического и культурного материалов, ясность постановленной задачи и стремление ее решить, активная жизненная позиция ученика, стремление самореализоваться в композиции, высказать свое отношение к теме. Одновременно, повысился интерес школьников к истории Москвы, России, архитектурным памятникам родного города, ее окрестностям. Для многих были открыты новые, не известные ранее, страницы культуры: литературные произведения, музеи, музыкальные произведения, расширившие общий кругозор, заставившие по-новому взглянуть молодых москвичей на окружающую действительность, почувствовать себя частью общего русского, московского духовного пространства. В ходе работы учащиеся активно общались между собой, обсуждали, как сами композиции, так и процесс их выполнения. Для ряда учащихся экспериментальные работы послужили основой создания новых произведений, представленных позднее на конкурсе «Юные таланты Московии», выставках. Так ученики экспериментального 10 класса Елена Шеина и Алексей Кулаков стали дважды Лауреатами этого престижного конкурса.

Содержание экспериментальной работы.

В ходе обучающего эксперимента был проведен ряд занятий с учащимися

10- классов (53 школьника): уроки - беседы, выполнение тематических композиций с патриотической направленностью, встречи с художниками — ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии в музей, по историческим и культурным местам Москвы. Уроки — беседы: военно - патриотическая тема в произведениях русских и советских художников»; героическое прошлое нашей Родины»; образ матери в произведении русских художников»;

Москва- прошлое и настоящее».

Москва - столица нашей Родины».

Конспект урока - беседы «Москва — столица нашей родины» (3 часа).

Выбранный метод — беседа, в ходе которой используются следующие учебно - методические и наглядные пособия: иллюстрации с произведений русских художников; слайды и видео материалы; звуковое сопровождение (отрывки музыкальных произведений советских композиторов о Москве); фотоматериалы.

В беседе решаются следующие и учебные и воспитательные задачи: развить художественное эмоциональное восприятие произведений искусства, развить аналитические качества, умение анализировать; воспитать эстетический вкус, интерес к работе над Московской тематикой в целом над композицией, любовь к истории культуре Родного края; на примере изобразительного искусства рассмотреть, как патриотическая тема решается у мастеров.

В рамках урока учащиеся должны уметь: узнавать автора картины (скульптуры), стиль художника; узнавать место события и историческую эпоху; анализировать, с помощью каких изобразительных средств художник раскрывает художественный образ.

Учащиеся должны знать: последовательность работы художника над композицией; условия, влияющие на результативность и качество работы; материалы, используемые художниками.

Средства обучения:

Для учителя- доска или лист бумаги, мел, уголь, фломастер, жирный карандаш, эпидиаскоп, диапроектор.

Для учащихся - альбом, тетрадь, карандаш, ручка.

Материалы обеспечения: подборка книг, альбомов по искусству и культуре. Ход урока.

Объявление темы урока.

Учитель: ведет разговор (рассказ) о Москве, ее истории, основных этапах ее развития о героических периодах в ее развитии, какое место она занимает в становлении российской государственности. Как эта тема рассматривается в изобразительном искусстве, культуре. Показывается изобразительный материал, осуществляется анализ произведений.

Учащимся дается задание дома подготовить короткое сообщение, связанное с любым периодом в развитии Москвы (на 3-5 минут), которое нашло отражение в творчестве художников. Учащимся предлагается ответить на вопросы: какие художники отразили в своем творчестве Москву? кого из русских живописцев можно назвать «Летописцем старой Москвы?» Почему? кто из художников советской эпохи воспел красоту новой Москвы, жизнь москвичей? Почему?

Как вы оцениваете современную Москву, ее оформление? Почему? и т.д.

Для закрепления материала перед следующих уроком по композиции предлагается учащимся посетить Музей Москвы, Г.Т.Г., выполнить зарисовки исторических мест Москвы и т.д.

От организации, творческого умелого проведения занятий полностью зависит решение задач обучения и воспитания. Каждый урок в ходе выполнения задания должен быть цельным, законченным и в тоже время являться частью всей методической системы заданий, связанных общей целью и задачами данной темы.

Примерный план выполнения композиции по теме: «День Победы».

Цель задания.

Развитие творческих способностей, композиционного мышления учащихся. Воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству через раскрытие темы борьбы народа с немецко - фашистскими захватчиками средствами изобразительного искусства. Усвоение правил и законов перспективы и цветоведения, формальных признаков композиции. Создание художественного образа. Материал - гуашь, бумага 1А листа Количество учебных часов - 8.

Выполнение данной композиции ввиду ее сложности, требует от учащихся максимальной концентрации творческих и временных усилий. Ход работы разбивается на несколько стадий. 2 У стадии занятия школе

Вводная, стадия установочная

Сбор материала, форэскизы

Систематизация материалов. Работа над эскизом

Работа в размере материале

Заканчивание работы под руководством учителя домашние занятия часы

План - конспект занятия по композиции.

Вид занятия: Работа над тематической композицией. Тема урока:

Выполнение тематической композиции «День Победы». Введение в тему композиции.

Цель занятия:

Раскрытие темы композиции. Определение последовательности ведения работы, характер сбора изобразительного, фото и литературного материалов. Раскрытие темы на примере отечественных художников.

Оборудование: а) Для учителя. Репродукции картин художников, фотографический материал. Технические средства: магнитофон с записью музыки Д. Шостаковича, С.Прокофьева, песен военного времени и стихами А.Твардовского, К. Симонова, О. Бергольц, Диапроектор или эпидиаскоп, слайды с картин художников. б) Для учащихся. Тетрадь для записей, бумага Уг листа, ручки, карандаши.

Количество часов -2 (2 урока по 45 мин)

План занятия: 1 .Организационная часть -3-5 мин.

2. Сообщение материала -105 мин.

3. Завершение занятия — 10 мин.

Ход занятия: Урок смешанного типа с применением технических средств обучения; начинается с прослушивания фрагментов героической симфонии Д. Шостаковича. Преподаватель раскрывает тему через борьбу народа с фашистскими захватчиками, обращает внимание на то, через какие трудности прошлось пройти к победе.

Раскрывается роль работников культуры и искусства в победе, участие их в концертах на фронтах, выпуске плакатов в окна РОСТа, выпусках газет, листовок с рисунками и карикатурами захватчиков. Особое внимание уделить плакату Тоидзе «Родина - мать зовет». В боях принимали участие многие художники. В перерывах между боями выполняли натуральные зарисовки в окопах, на передовой. Показывают репродукции с фронтовых зарисовок Н. Жукова, В.Лисогорского, Б. Неменского. Многие художники -фронтовики награждены орденами, медалями. Есть и Герои Советского Союза.

Затем раскрывается героика подвига народа через показ батальных сюжетов в произведениях Ю. Непринцева, А. Дейнеки, М. Грекова, Купрыниксов. Жизнь и быт народа в период В.О.В. нашло отражение в творчестве А. Пластова, Б. Неменского, А.Лактионова, О. Верейского. В процессе просмотра и анализа произведений приглушенно звучат песни и стихи военного и поствоенного времени: В. Исаковского, Н. Богословского, А. Суркова, М. Блантера, Б. Окуджавы.На экране идет показ патриотических полотен П. Корина. Звучит фрагмент кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Затем включается эпидиаскоп (или диапроектор). Музыка (приглушенная) продолжает звучать, и начинается показ произведений студии военных художников им. М.Грекова. Проводится анализ композиционного решения темы, методы и приемы, способствующие созданию художественного образа. В ходе анализа педагог на доске или листе бумаги схематично показывает принципы композиционного построения изображения на плоскости, обращает внимание учащихся на основные законы композиции, используемые авторами, которые влияют на создание выразительного художественного образа.

В последней трети занятия учащимся ставятся задачи (учащиеся записывают их в тетрадь):

1. Определиться с сюжетной линией композиции.

2. Продумать, насколько она соответствует эмоциональному состоянию личности и техническим (учебным) возможностям.

3. Собрать изобразительный, литературный, фотографический материал, необходимый для конкретной работы.

4. В выходной день с родителями (или самостоятельно) посетить один из музеев: Вооруженных сил, Парк Победы, Истории Москвы, с целью ознакомления с творчеством художников, документами, реликвиями, вооружением и атрибутикой военного времени. Выполнить натурные зарисовки.

5. Дома самостоятельно разработать несколько вариантов форэскизов по теме и принести их на следующее занятие по композиции. В конце занятий педагог отвечает на вопросы, определяет тему следующих занятий, что необходимо принести для работы. Звучит песня М. Тухманова «День Победы». Учащиеся приводят класс в порядок.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дубровин, Виктор Михайлович, 2009 год

1. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: 2000.

2. Кибрик Е. Об искусстве и художниках М.: 1961. Соколова Н. Купрыниксы. М.: 1975. Михайлов А. Павел Корин. М.: 1965.

3. Куманев Г.А. 1941 1945. Краткая история, документы, фотографии М. 1983.

4. Патриотическое воспитание во внеклассной работе.

5. К сожалению, иногда приходится слышать мнение отдельных родителей и педагогов, что эти встречи скучны и не нужны, что ветераны обижаются на недостаточное внимание к ним со стороны детей.

6. Ступень 1-я. На этом этапе определяется тема, которая предлагается к обсуждению с ветеранами. Например: Воины — художники на фронтах Великой Отечественной войны.

7. В нашем случае, был подготовлен короткий слайдфильм с произведений советских художников Студии военных художников им. М. Грекова.

8. Ступень 4-я. Для проведения встречи важно подготовить учебный класс: оформить стены репродукциями с картин, карту Европы и т.д. Это оживит рассказ ветерана, поможет ему в выступлении.

9. В конце встречи, художник ознакомился с творческой работой учащихся, в том числе композиционной работой, дал ряд ценных советов.

10. В нашем случае, результатом творческой встречи, стал подъем активности школьной творческой работы. Качество композиций на тему «Оборона Москвы» значительно улучшилось.

11. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны способствуют формированию духовных, нравственных установок, патриотических и гражданских позиций личности школьников. Они прививают чувство гордости, любви к своему Отечеству, своей истории.

12. Москва в изобразительной летописи московских художников и т.д. Результатом встреч могут быть тематические композиции с идейной направленностью.

13. Альбом «Москва сквозь призму веков» нашел свое достойное место в школьных библиотеках многих учреждений образования, стал хорошим методическим и иллюстративным материалом для учителей изобразительного искусства, москвоведения.

14. Результаты формирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

15. В работе патриотического воспитания школьников необходимо использовать опыт передовых учреждений художественного образования детей прошлых лет, в том числе Краснопресненской детской художественной школы г. Москвы.

16. Разработанные методические системы показали свою эффективность, что отразилось на качестве творческих работ участников эксперимента, возросших гражданских, моральных, духовно-нравственных качествах детей.

17. Сравнительный анализ результативности выполнения тематической композиции с патриотическим содержанием показал тридцати процентное улучшение показателей экспериментальных классов в сравнении с контрольной группой учащихся.

18. Важное место в формировании устойчивых патриотических качеств играли проведенные внеурочные мероприятия: беседы, встречи, экскурсии в музеи и по историческим местам Москвы.

19. Результаты теоретического исследования и опытно — экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

20. На констатирующем этапе выявлено, что у большинства из опрошенных детей эмоционально — чувственная сфера развита не достаточно, духовные потребности находятся на формирующей стадии.

21. На формирующем этапе диссертационного исследования за основу взяты духовные, нравственные ценности общества, культуры и искусства.

22. Использовался опыт русских художников, их творчества, в которых содержатся уроки духовности и патриотизма.

23. Использование опыта Краснопресненской детской художественной школы в композиционной работе на основе регионального компонента показало высокую творческую и воспитательную результативность, необходимость ее применения в становлении творческой личности.

24. Методическая система способствовала активному формированию устойчивых патриотических и эстетических качеств личности учащихся, которыми они могут руководствоваться в дальнейшей жизни.

25. Предложенная методическая система дала положительную апробацию в трех детских художественных школах Москвы, ряде центров детского творчества, что позволяет предложить ее использование в других учреждениях дополнительного образования.

26. Список использованной литературы.

27. Акварель и рисунок второй пол. XIX нач. XX века. В собр. ГТГ. Альбом. М.: 1988.-270., ил.

28. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М.: Искусство, 1982.-419с., ил.

29. Алехин А.Д. Когда начинается художник: кн. для учащихся. М. ."Просвещение, 1994.- 160с.

30. Алёшин А.Б. Реставрация станковой живописи России: Развитие принципов и методов. JL: Художник РСФСР, 1989,-160.,илл.

31. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. 2т. М.: Искусство, 1967. -214с.

32. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М.: Искусство, 1966.-187с., ил.

33. Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: АПН РСФСР, 1956. -223с.

34. Арнхейм Б.Р. Новые оценки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. -352с.

35. Асмус Б.Р. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. -235с.

36. Бальзак О. Собрание сочинений, т. 13. М.: 1956

37. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Искусство, 1981. -156с.

38. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -470с.

39. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. М.: Советский художник, 1940.-158с., ил

40. Боголюбов A.C. Военно — патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства. Книга для чтения. Искусство и военно — патриотическое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1975.-334с.

41. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -467с.

42. Бочаров Г., Выголов В. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. М.: Искусство, 1969.-176с.

43. Бринкман А.Э. Пластика и пространство. М.: Советский художник. 1935.-80с., ил.

44. Бродский Б. Вслед за героями книг. М.: Детская литература, 1962.-119с.

45. Быков А. Организационно педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. //Воспитание школьников №5. 2006.

46. В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры 18-19 в.в. М.: Искусство, 1979.- 400с.

47. Вазари, Джорджо. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев. (Пер.с итал. А.Венедиктова). СПб.: Азбука-Классик, 2004.-672с., ил.

48. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. -437с.

49. Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Сост. Ярославцев Н.Д. М.: Искусство, 1987, -226с., ил.

50. Ветлугина H.A. Художественный образ и детское творчество.// Художественное творчество и ребёнок. М., 1972с.22-36.

51. Виннер A.B. Материалы и техника живописи советских мастеров. Очерки. М.: Искусство, 1958.-204с., ил.

52. Военная одежда русской армии. М.: Воениздат, 1994.-382с., ил.

53. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1969.

54. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.-320с., ил.

55. Восприятие и воображение. Эксперимент исследования. II сборник статей под ред. Игнатьева E.H. М.: 1963. -368с.

56. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2е изд. М.: Искусство, 1967. -96с.

57. Выготский Л.С. Психология искусства. Под ред. Иванова В.В. 2е изд. М\: Искусство, 1968.- 576с.

58. Гиляровский В.А. Москва и москвичи: Очерки. Минск, Высшая школа, 1980. -350с.

59. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. Пособие для преподавателей. М.: Логос, 1994.- 214с.

60. Гинзбург H.H., Чистяков П.П. и его педагогическая система. М.: Искусство, 1940. -240с.

61. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебник. М.: Сварог и К, 2008.-144с.,ил.

62. Голубкина A.C. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М.: Советский художник, 1983.-420с., ил.

63. Гольштейн О.Л. Зодчество. Книга для учащихся старших классов под ред. Яралова. М.: Просвещение, 1979, -445с.

64. Гончаров А. О композиции.//Художник, 1981, № 6.

65. Горощенко Г.Т. Основы композиции. М.: 1935.

66. Давлетшина А.Х. Патриотическое воспитание учащихся шестилетнего возраста средствами искусства. Автореф. диссерт. канд. пед. наук. М.: 1987.

67. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4х т. т.З. М.: Русский язык, 1989.

68. Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М.: Искусство, 1970.-120с.: ил.

69. Дейнека A.A. Учись рисовать. Беседы с изучающими рисование. М.: Изд. Академ, худ. СССР, 1961, -224с.

70. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.- 620с.

71. Дмитриева H.A. Вып.1: Краткая история искусства. Вып. 1 .Очерки.-5-е изд.- М.: Искусство, 1985.-319с., ил.

72. Дмитриева Н.В. О тебе радуется. Сказания о святых чудотворных иконах Богоматери. М.: Издание литерат.худож. журнала «Встреча». 2002.-257с.,илл.

73. Долгополов И.В. Рассказы о художниках. В 2х т. Т. 2. М.: Изобразительное искусство, 1983. 732с., ил.

74. Достоевский Ф. М. Письма, т. 4. М.: Искусство, 1959.

75. Ефанов В.П. Умение сочинять, образно передавать мысли. Проблемы композиции. Сборник научных трудов. М.: Искусство, 2000. -292с.

76. Живопись 1920-1930. М.: Советский художник, 1988. -250с., ил.

77. Звонцов В.М. Офорт. Учебное пособие. М.: Искусство, 1971.-117.,ил.

78. Земенков Б.С. Памятные места Москвы: Страницы жизни деятелей науки и культуры.-М.: Моск. рабочий, 1959.-512с.,ил.

79. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Л-д.: Художник, 1971.

80. Золотов А.И., Сопоцинский О.И. Русское искусство. История. Очерки. М.: Советский художник, 1963.-216с., ил.

81. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.- 39с.

82. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2е изд., доп. М.: Учпедгиз, 1961.- 224с.

83. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Учебное пособие для Вузов. М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2007.-208с.

84. Из истории реализма в русской живописи. Альбом. М.: Искусство, 1982.-208с.,ил.

85. Изобразительное искусство. Программы 1-9 кл. М.: Просвещение, 1996.

86. Иконников А.В.Архитектура Москвы, 20в.- Моск. Рабочий, 1984,-224с., ил.

87. Иллюстрированная энциклопедия мод. Атрия, 1987.-608с., ил.

88. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. 19481954 г.г. т.2. М.: Искусство, 1992.

89. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Искусство, 1993.

90. Иоанн Митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Изд- во JI.C. Яковлевой.1994.-349с.

91. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М.: Советский художник, 1952.

92. Иогансон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. О композиции. М.: Изд. Академ, худ. СССР, 1959.- 28с.

93. Искусство и военно — патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1975.- 334с.

94. Искусство и дети. Материалы XV международной конференции. «Ребёнок в современном мире.» СПб., Издат-во Политехи, ун- та, 2008.-374с.

95. Историки античности. В 2т. Пер. с др. греч. М.: Правда, 1989.- 624с.

96. История Москвы. Краткий очерк. М.: Наука, 1974.-515с., ил.

97. Каган М.С. Начало эстетики. М.: Искусство, 1994.- 211с.

98. Как гражданин России. Альманах ВООПиК. М., 1997.-190с.

99. Калашникова В. Московские тайны. М.: Бел. город, 2003.- 47с.

100. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Искусство, 1992.

101. Карамзин Н.М. Избранное. М.: Детская литература, 1990.- 399с.

102. Кеменов B.C. В.И. Суриков. Историческая живопись 1870-1880 г.г. М.: Искусство, -367с., ил.

103. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Изд. Академ, худ. СССР, 1961. с. 199-223.

104. Кибрик Е.А. Обыкновенные законы композиции в изобразительном искусстве. Проблемы композиции. Сборник научных трудов. М.: Искусство, 2000.- 292с.

105. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К.,1998.-502с., ил.

106. Киселев А.Ф. Выбор.// Педагогика № 9. 2008.

107. Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. Вступит, статья Медушевского. М.: Прометей, 1991,- 334с.

108. Князева В.П. Н.К. Рерих. JI-д.: Искусство, 1963, -172с., ил.

109. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат.,1989.- 254с.

110. Кондаков А.И. Духовно-нравственное воспитание в современной России.// Педагогика № 5, 2006.

111. Кондаков А.И. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.// Педагогика № 9, 2008.

112. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобразительное искусство,1990.- 607с.

113. Коханик H.A. Нравственно-эстетическое воспитание школьников в процессе иллюстрирования сказок регионов России. Автореф. канд. пед. наук. М., 2003.

114. Кочик О .Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1979.- 148с.

115. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве: Учебное пособие для студентов ВУЗов.- М.: ВЛАДОС, 2006.-120.,ил.

116. Крамской И.Н. Письма. Статьи. М.: Искусство, 1965-1966.-132с.

117. Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989.- 423с., ил.

118. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1964.- 543с.

119. Кривцун O.A. Эстетика. Учебник. М.: Аспект пресс, 1998.- 430с.

120. Круглов Ю.Г. Крепкая память народа. // Юный художник № 9, 1990. с. 3.

121. Крымов Н.П. Художник и педагог. М.: Искусство, 1989.-264с., ил.

122. Кудрявцев М.П. Москва третий Рим. Историко — градостроительное исследование. М.: Сол. систем, 1994.- 256с.: ил.

123. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.- 142с.

124. Кузин B.C. Психология. Учебник, Зе изд., перераб. .и дополн. М.: АГАР, 1997,- 304с.

125. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. М.: Наука, 1970.- 173с.: ил.

126. Куманев Г.А. 1941-1945. Краткая история, документы, фотографии. М.: Политиздат, 1983.

127. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.- 208с.

128. Латынин Л.Ф. Образы народного искусства. М.: Знание, 1983.- 48с.

129. Латышева Г.П. Москва и Московский край в прошлом.- М.: Моск.рабочий, 1973 .-232с.

130. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. М.: Сов. художник, 1979. -270с., ил.

131. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.- 280с.

132. Лихачев Д.С. Экология культуры. Статья. Альманах ВООПиК. Памятники отечества. М.: 1997.-190с.

133. Ломов С.П. Живопись. Учебник.З-е изд.,перераб.и доп. М.: АГАР,2008.-232с.,ил.

134. Луначарский A.B. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1941.- 542с.

135. Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний. М.: Искусство, 1980.- 275с.

136. Ю.Макаренко A.C. Воспоминания гражданина. М.: Просвещение, 1988. 304с.: ил.

137. Ш.Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. 159с.: ил.

138. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1986.-183с.

139. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1966-1970. в 7т.

140. Матафонов B.C. А.Ф. Пахомов. Монография. М.: Изобразительное искусство, 1981. -256с., ил.

141. Материалы и техника рисунка. Уч. пособие. М., 1983.—93.,ил.

142. Махмудов А.Т. Нравственно — эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству (по материалам школ Узбекистана). Дис. канд. пед. наук. М., 1995.- 156с.

143. Мелик — Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.- 96с.

144. Мемориальный музей космонавтики. Живопись, графика. Каталог. М., 1965.

145. Милова М., Ревзин В. Прогулки по Москве. Архитектурные зарисовки. М.: Московский рабочий, 1988.- 398с.

146. Мифология. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. Мелетинский Е.М., 4е изд. М.: Бол. Российская энциклопедия, 1998.- 736с.

147. Михайлов А. Павел Корин. М.: Искусство, 1965.-234с., ил.

148. Монахиня Иулиания. Труд иконописца. Св. Троицко Сергиева Лавра, 1959.-84с., ил.

149. Моран Анри. История декоративно — прикладного искусства, пер. с фр. М.: Искусство, 1982.- 577с., ил.

150. Морозов A.C. Вдоль торговых рядов.//Московский журнал.-2002.-№1.-С.50-55.

151. Москва- Париж. Каталог. Т. 1-2. М.: Мин. культуры СССР, 1987.

152. Москва православная: Церковный календарь. История города и его святых. Благочестивые обычаи: (В 12-ти т.) Т.1.-М.: Изд-во «ИНТО», 1993,-432с., ил.

153. Московская изобразительная Пушкиниана. Альбом. М.: Изобр. искусство, 1986. -367с., ил.

154. Московский летописец. Сборник, выпуск 1. М.: Моск. рабочий, 1988.-352с.: ил.

155. Музей Тропинина В.А. и московских художников его времени. Л-д.: Художник РСФСР, 1987.- 215с., ил.

156. Муравьёва Т.В. Москве посвящается: Москва в работах русских художников.- М.: Моск. учеб. Москвоведение.2004.-120с., ил.

157. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981.- 190с.

158. Немировская М.Н. Акварель и рисунок 18 в. пер. половины 19 в.в. собрании Г.Т.Г. Альбом. М.: Изобр. искусство, 1982. -163с., ил.

159. Нестеров М.В. Из писем. JI- д.: Искусство.-450с., ил.

160. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России. // Педагогика № 9, 2008.

161. Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд. МГУ, 1972. -54с.

162. Никодеми Г.Б. Масляная живопись: Общие сведения, материалы, техника: Практическое пособие.- М.: Эксмо, 2004.-144.,ил.

163. Никулина М. Нравственно — эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций. Дис. канд. пед. наук, 2000. -177с.

164. Никулина H.H. Золотой век нидерландской живописи. Альбом. М.: Искусство, 1982.-398с.,ил.

165. Нилус С. Великое в малом. Изд-во Св. Троицко- Сергиевой Лавры, 1992.-334с.

166. Новгородская икона XII-XVII веков. Альбом. Л-д.: Аврора, 1970.-ил.

167. Новикова М.Н. Искусство и образ. М.: Высшая школа, 1974.- 176с.

168. Образ твой Москва. Москва в русской и советской живописи. Альбом. М.: Моск. рабочий, 1983.

169. Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.

170. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.-921с.

171. Олимпийские мгновения. Альбом. М.: Планета, 1980.

172. Осетров Е.И. Твой Кремль. 2-е изд. испр. и доп.- М.: Малыш, 1977.-128с.,ил.

173. Основы эстетического воспитания. Учебное пособие. Под ред. Дремова. М.: Высшая школа, 1975.- 327с.

174. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика. М.: Советский художник, 1966.- 104с., ил.

175. Павлова E.B. A.C. Пушкин в портретах. М.: Моск. художник, 1989.-169.,ил.

176. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М.: Искусство, 1989. -279с.

177. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М.: Искусство, 1989.351с.

178. Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай город. М.: Искусство, 1982.-351с.

179. Памятники искусства Советского Союза. Москва и Подмосковье. Справочник. М.: Сов. художник, 1984.-582с.

180. Панорама Искусств № 4. М.: Советский художник, 1981,- 429 е.: ил.

181. Парамонов A.B. Дмитрий Налбандян. Альбом. М.: Искусство, 1976.-236с.,ил.

182. Паранюшкин Р.В. Композиция. Учеб.пособие для студентов высших и спец. учебных заведений и учащихся худож. школ. Ростов на Дону: Феникс, 2001.-79с., ил.

183. Парфёнов И.А. Летние праздники старой Москвы. //Народное творчество.-2006.-№3-с.59.

184. Петинова Е.Ф. H.A. Тропинин. Л-д.: Худ. РСФСР, 1987. -216с.: ил.

185. Плакат в борьбе за мир. Альбом. М.: Сов. художник, 1985.-239с.,ил.

186. Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны. М., 1980.-316с.

187. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших пед. уч. заведений. М.: Просвещение, изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432с.

188. Поленов Ф. Подвиг жизни. // Юный художник № 7, 1994.- с. 10-11.

189. Проблемы композиции. Уч. пособие. М.: Изобр. искусство, 1998.- 290с.

190. Программно методические материалы. Изобразительное искусство, 5-9 классы. Сост. Кузин B.C., Сиротин В.И. М.: Дрофа, 1998.- 320с.

191. Программы общеобразовательных учреждений изобразительного искусства, 1-9 классы. Авт. Кузин B.C. и др. М.: Атар, 1990. -160с.

192. Прогулки по старой Москве. Из коллекции Музея Истории города Москвы. Альбом. М.: Интербук бизнесс, 1996.-64с.,ил.

193. Проезжая по Москве. Россия XVI-XVII веков глазами дипломатов. Мемуары. М.: Международные отношения, 1991.- 368с.

194. Репин И.Е. Далекое близкое. М.: Искусство, 1953.- 520с.

195. Рерих Н.К. О вечном. М.: Политиздат, 1991.- 462с.: ил.

196. Ривкин Б.И. Малая история искусств. М.: Искусство, 1972.- 356с.

197. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа. Уч. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение,1981.- 191с.: ил.

198. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974.- 245с.

199. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисования. Учебное пособие для студентов худ.- граф. фак. пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.- 176с.: ил.

200. Рощин С.П. Живопись. Основы теории и практики. Уч. пособие. М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. -215с.

201. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. О мышлении и путях ее исследования. М.: Изд. Ак. наук СССР, 1958.- 147с.

202. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М.: Искусство, 1984.-240с.

203. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в.в. М.: Наука,1982.- 589с.

204. Сапожников А.П. Полный курс рисования. 2е изд. М.: АЛЕВ, 1997.-160с.

205. Сарьян М.С. Все должно быть связанно с землей. Декоративное искусство СССР, № 11, 1961.

206. Сидоров A.A. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. М.: Искусство, 1969. -250с., ил.

207. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона, Зе изд. М.: Политиздат, 1975. 392с.182. «Слово о полку Игореве» в гравюрах В.А. Фаворского. Рисунки. Эскизы. Гравюры. М.: Искусство, 1987.- 258с., ил.

208. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно — творческой активности учащихся 1-7 классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. -16с.

209. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Уч. пособие. М.: Изд. Центр Академия, 1999.- 448с.

210. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Мысль, 1988.-448с.

211. Соловьев B.C. Русская культура. М.: Белый город, 2004,- 356с.: ил.

212. Спирин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.- 303с.

213. Стародуб К.В. От Кремля до Садовых: Путеводитель по лит. местам Москвы. М.: Моск. рабочий, 1984.-255с.,ил.

214. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси.-М.:Рос.Раритет,1992.-80с.Хочешь знать Россию- побывай в Москве.//Воспитание школьников.-2006.-№8.-с.69-75.

215. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск, Народная Асвета, 1978.- 287с.

216. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.-164с.

217. Тимошкина Н. Хочешь знать Россию- побывай в Москве.//Воспитание школьников.-2006.-№8.-с.69-75.

218. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -543с.

219. Толстой JI.H. Собрание художественных сочинений. Т. 10. М., 1991.

220. Три века. Россия от смуты до нашего времени. Историч. альманах под ред. В.В. Калашко. Т. 1-6. Изд. ГИТИС, Патриот, 1991.

221. Унковский A.A. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1983. 63с.: ил.

222. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.З. М.: Педагогика, 1989.

223. Ушинский К.Д. Сочинения в 8ми томах. Т 8. Человек как предмет воспитания. Опыт антропологии. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. -774с.

224. Филякова Е.Г. Святые земли Московской. Моск. учебник.: Москвоведение,2004.-88с.,ил.

225. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. -164с.

226. Чайковская О.Г. Как любопытный скиф. Русский портрет и мемуаристика второй пол. 18 века. М.: Книга, 1990.- 295с.

227. Шацкий С.Г. Бодрая жизнь.Т 1. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. с.1-43.

228. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979.- 303с.

229. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975.- 72с., ил.

230. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. М.: Просвещение, 1978. -159с.

231. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979. -192с.

232. Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. -271с.

233. Щукина Г.И. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. -383с.

234. Юонн К.Ф. О живописи. Л-д.: Изогиз, 1937. -282с.

235. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников. Дис. доктора пед. наук. М., 1984. -256с.

236. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.- 46с.

237. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. М.: Гардарика, 2000. -464с.

238. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись: Учеб. для студентов худ.- граф. фак. пед. ин- тов.-2-е изд. перераб.и доп.-М.: Агар:Рандеву-АМ,1999.-229с.,ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.