Отображение метафизических явлений в «Шахнаме» Фирдоуси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Мохаммад, Резо Голам
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат наук Мохаммад, Резо Голам
Содержание
Введение
Глава I. Понятие сверхъестественности и ее связь с мифом и эпосом
1.1. Значение понятия сверхъестественности
1.2. Краткая характеристика мифа и эпоса
1.3. Связь сверхъестественных элементов с мифом и эпосом
Глава II. Особенностей небесных начал
сверхъестественности
2.1. Знание будущего и способы предсказания будущего
2. 2. Предвидение
2 . З.Видение
2.4. Гадание
2. 5. Слово Симург
2. 6. Небесный голос
2. 7. Наследие предшественников
2. 8. Спасительные молитвы (анализ мифологических основ)
2. 9. Ангелы добра
2.10. Проявление Вестника
2. 11. Атмосферные явления
Глава III: Изображение сверхъестественных ахримановых
свойств
3.1. Колдовство
3. 2. Битва с девами (демонами)
3. 3. Сражение с драконом
3.4. Возвращение божественной радости
Глава IV: Сверхъестественные местность, предметы
и деревья
4. 1. Предметы
1
4. 2. Местность и деревья
4. 3. Изумительные явления
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
ЖАНР РАССКАЗА В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХI ВЕКА)2017 год, кандидат наук Шарипова Умеда Рахимджоновна
Эволюция художественного видения образа женщин в персидско-таджикской классической литератруре (на примере творчества Фирдоуси и Низами)2022 год, доктор наук Ашурова Нодира Джумаевна
Поэма "Шахнаме" Фирдоуси как источник по изучению этногеографии, истории и культуры ираноязычных народов2013 год, кандидат исторических наук Омид Шива
Любовно-романтическая поэма в персидско-таджикской поэзии X-XII веков2009 год, доктор филологических наук Абдолов, Назарбек
Поэтика художественного слова в эпосе "Гуругли"2008 год, доктор филологических наук Муродов, Файзали
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отображение метафизических явлений в «Шахнаме» Фирдоуси»
Введение
Актуальность темы. «Шахнаме» Фирдоуси общепризнано величайшим национальным эпосом ираноязычных народов и одним из бессмертных шедевров мировой литературы. Большинство исследователей «Шахнаме» . придерживаются мнения, что в этом произведении нашли свое яркое отображение национальный дух и менталитет иранских народов на протяжении двух исторических отрезков - глубокой древности и послеисламского периода.
Одной из важнейших особенностей этого монументального произведения является многообразие общечеловеческих вечных тем. Для создания глубоких по содержанию и широких по тематическому диапазону произведений Фирдоуси использовал различные приёмы и средства художественного изображения, среди которых, по своей образности и силе поэтического воздействия, выделяются изображения метафизических (сверхъестественных) явлений.
Проблема отображения метафизических явлений в литературе не нова, но используемые в этом процессе элементы, связаны с человеческой судьбой, что является одним из важных составляющих поэм, дошедших до нас из глубокой древности и захватывающих нас своим содержанием.
Сверхъестественность явление не древнее, однако, используемые в ней элементы изображения, связаны с открытиями людей и человеческим воображением, что является одним из важнейших составляющих древнейших и захватывающих своим содержанием поэм, дошедших до нас из далекой старины. Человек испытывает потребность в изумлении и удивлении, изображение же сверхъестественности способствует обеспечению такого состояния. Изображение сверхъестественных элементов способствуют тому, чтобы писатель или поэт, расширяя диапазон своего художественного воображения, затрагивал важнейшие проблемы жизни человека, пускался в
поиски новых путей достижения лучшей жизни и творил невообразимые картины мира. В полном понимании этого слова, картины сверхъестественных явлений в произведении, представляют собой один из художественных приёмов, с помощью которого художник слова, в тончайших нюансах, отображает чувство восхищения и ярости героев, наполняя эпические произведения социальными, нравственными и воспитательными мотивами.
Таким образом, сверхъестественные элементы являются неотъемлемой составляющей эпоса и эпических произведений. Исходя из этого, выявление и классификация сферы сверхъестественности, помогает адресату в более точном восприятии многих подтекстов древних эпических памятников и сверхъестественных деяний героев. Представляется, что отмеченную особенность эпического произведения ощутили еще на начальном этапе ее создания, отчего некоторые авторы эпических произведений, с целью оказания помощи адресату в восприятии содержания произведения, использовали своеобразный путеводитель - обращались к своим читателям в форме интересных воззваний. Такой необходимый путеводитель можно обнаружить в сохранившемся предисловии «Шахнаме» Абумансури. В этом понимании в предисловии данного произведения начертано следующее: «затем были собраны послания царей, отображены их деяния, повествование которых возвеличивает читателя, и он получает от этого пользу. От ситуаций, изображённых в произведении и кажущихся устрашающими, если правильно её распознать, только можно получить пользу и желаемое. «И поднял он эту руку, и там, где Офаридун остановил камень ногой, змеи выползли из плеч Заххока. Этот сказ, по смыслу, был воспринят учёными и мудрецами как действительное, но те, кто противился науке, сочли, что это безобразно и в мире много нераспознанного...» (21, 31)
На данную особенность «Шахнаме» сам великий Фирдоуси обратил внимание таким образом:
^¿Ь ^Ьи А^
о л .А?
V? ллИ^ ^ У* ^ ^
И оставлю я от этого доблестного правителя послание, Которое сохраниться в памяти мира людского. Ты не принимай его как неправду и сказку, Как обычное явление, происходящее во времени. Из него можно вычленить разумом многое, Несмотря на то, что смысл уводят в сторону аллегории (36, 22) 1
Помимо вышеизложенных особенностей, «Шахнаме» Фирдоуси, по своей значимости и нетленности, среди других знаковых произведений персидской литературы, в особенности многочисленных Шахнаме, является уникальным памятником не только персидско-таджикской, но и мировой культуры, нравственно-воспитательным кладезем, который питал, питает и будет питать многие поколения человечества. Также в этом произведении, в поступательном развитии, нашли свое отражение исторические события жизни древних иранцев, их чаяния и мечты, воображения, что сделало его незыблемым и вечным шедевром литературы.
Сверхъестественные явления в составе поэм «Шахнаме», в целом, можно наблюдать в размышлениях относительно двух начал - добра и зла, в процессе изображения места их проявления, относительно предметов, живых существ, деревьев и различных описываемых событий. Прозорливый ученый и мудриц Туса связывает сверхъестественные явления между собой и даёт им своеобразную трактовку.
1 (Здесь и далее подстрочный перевод наш - М.М.)
Обращая внимание на данную проблему, настоящая диссертация преследует цель ознакомить почитателей персидского слова с богатым, культурным наследием и предоставления основы для чтения и исследования в эпосах Ирана. В национальном эпосе Ирана, в особенности в «Шахнаме», разработка сверхъестественных элементов весьма проницательны и являются неотъемлемой частью эпоса и легенд, а в отдельных случаях служат связи и большей зависимости с древними мифами. Основной сущностью сверхъестественности является фантазия, воображение, которое уходит гораздо дальше и глубже границ реальности и особым образом, в соответствии с желаниями и потребностями, изменяет масштабы и виды действительности.
Нация, которая связывает жизнь и смерть, неудачи и победы, грусть и радость, мечту и судьбу с символами и помыслами легенд и мифов, а книгу превозносит как конечную инстанцию, старается изобразить суть стараний и деяний своих предков с наилучшей стороны и в лучших красках. Поэтому, исходя из этой точки зрения, автор задается целью выявить различные грани и стороны сверхъестественности в «Шахнаме». Есть надежда, что, благодаря этому исследованию, большинство национальных легенд и мифов Ирана с большей притягательностью займут реальное достойное положение в литературе.
Степень изученности. Касательно «Шахнаме» и его различных
граней, завершено значительное количество исследований, целостный охват
которых требует специального монографического исследования. Необходимо
подчеркнуть, что специальное литературное исследование метафизических
явлений в «Шахнаме» никем не проводилось, но отдельные замечания,
статьи, относящиеся к тем или иным поэтическим аспектам, встречаются в
трудах, посвященных «Шахнаме», а также при рассмотрении поэм,
написанных последователями великого поэта. Следует отметить, что
важнейшими трудами общего характера о «Шахнаме» и его литературной
6
ценности являются результаты исследований Е. Э. Бертельса, М. Н. Османова, Эте Герман, А. Зарринкуба, Забихуллаха Сафа, Кадамали Сароми, Мухаммадамина Раяхи, Джалола Халики, X. Мирзазаде, X. Шарипова, А. Сатторова и др.
Польский востоковед Ян Рипка еще в 50-ые годы прошлого века подчеркнул метафизические особенности героев «Шахнаме». По его мнению, «мифические герои обладают сверхъестественной силой (главная фигура, Рустам,- гигант), остальные- необыкновенной». Из исследований, посвященных сверхъестественным элементам «Шахнаме» можно отметить высказывание Е. Э. Бертельса. Он в книге «История персидско-таджикской литературы» отмечает: «Обаяние образа Рустама заключается, прежде всего, в том, что поэт, несмотря на все мифические атрибуты (наделенным сверхъестественной силой) этого героя, сделал его глубоко человечным». Заслуживает особого внимания книга доктора Кадамали Сароми - «От цвета цветка до колючек мучений» («J^ ^ d^ jl»), написанная в этом направлении. Другие ученые и литературоведы, такие как Муджтаба Минави, Муртазави Манучехр, Казази Мирджалолиддин, Махджуб Мухаммад Джафар, Мухаммади Мухташам, Нурпише Мухсин, Хумоюн Фаррух Рукниддин, Йаршотер Эхсон, Йахаки Мухаммад Джафар, также высказывали отдельные суждения относительно наличия эпизодов и картин сверхъестественных явлений в «Шахнаме». Более широкий взгляд на наблюдаемые в этом произведении сверхъестественные элементы можно встретить в книге М. Мухтори «Эпос в истории и судьбе нации». По мнению Забехуллаха Сафа, «сверхъестественность является отличительной чертой любого национального эпоса. Эпос, лишенный этой особенности, является искусственным».
Другие иранские ученые, также на основе своих изысканий в этом направлении, высказывались относительно существования
сверхъестественных элементов в «Шахнаме» (101,110, 111, 114, 115, 118, 122,
7
124, 125, 126, 127, 128, 129, 131, 12, 133, 135, 138). В процессе своего исследования автор настоящей работы, опирался на теоретические работы этих ученых.
В 1390 году, по солнечному календарю, со дня создания «Шахнаме» Фирдоуси прошло тысячу лет, то есть годом завершения этого шедевра литературы, признан 389 год хиджри камари (равный 999 году нашей эры) или 400 г. хиджри камари / 1010 г. нашей эры и от последней даты до сегодняшнего дня прошло тысячу лет. Иначе говоря, в начале двадцать первого века, начинается отсчет второго тысячелетия национального эпоса иранских народов. В связи с этой величественной датой в Иране состоялись многочисленные международные симпозиумы и конференции, на которых были представлены большое количество статей, посвященных различным граням вопросов познания Фирдоуси и его «Шахнаме», заслушанные доклады и представленные статьи также были изданы в форме отдельных сборников. В частности, в своем распоряжение мы имеем сборник статей в четырех томах, под названием «Нетленный памятник», изданный на основе материалов международного симпозиума, по случаю юбилея Фирдоуси и его «Шахнаме в двадцатом веке, объемом в 3035 страниц, включающих огромное количество статей (102, 10, 104, 105). Среди статей, включенных в этот сборник, имеются также работы, связанные с темой нашего диссертационного исследования.
В таджикском литературоведении также существуют многочисленные
исследования, касающиеся поэтического мастерства поэта и жанрово-
стилистических особенностей его «Шахнаме». Некоторые из них
перекликаются с темой настоящего диссертационного исследования, в
частности, глубокие по своей научности и аналитичности статьи Ш.
Шукурова, А. Сатторова. Н. Абдолова, А. Рахмонова, Р. Хокироева, X.
Муродиёна, М. М. Шафикаровой. Известный таджикский ученый, X.
Мирзозаде посвятил большой раздел своей монографии «История
8
таджикской литературы» рассмотрению тематики и художественно-эстетическим особенностей «Шахнаме», отдельные выводы и умозаключения, которые напрямую связаны с темой нашего диссертационного исследования [138, 139, 141,148,151, 156,157].
Некоторые литературоведы в русле своих изысканий, посвященных отдельным дастанам «Шахнаме», затрагивают проблемы, рассмотрение которых может способствовать расширению диапазона нашего исследования. К примеру, известный таджикский литературовед, профессор Худой Шарифов в своей статье, под названием «Социальное явление в поэме «Заль и Рудоба» Фирдоуси», упоминает об использовании Абулькасимом Фирдоуси трех элементов эпического произведения в фрагменте, относительно свидания Заля и Рудобы. Согласно его суждениям, можно прийти к выводу, что создание нетленных литературных картин посредством использования элементов сверхъестественного изображения, которые, в свою очередь являются также возбудителями нравственных вопросов, представляют собой наиважнейшие приёмы эпических произведений.
В книгах об истории литературы, принадлежащих перу ученых Ирана, Таджикистана и других зарубежных стран (34, 45, 54, 82, 83, 88, 142, 144, 151) также можно обнаружить заслуживающие внимания научные умозаключения относительно Фирдоуси и его «Шахнаме», которые могут помочь нам в решении задач, поставленных в настоящем диссертационном исследовании. Так, известный таджикский литературовед Х.Мирзозаде, посвятив анализу «Шахнаме» один из самых больших разделов своей книги «История таджикской литературы (с древнейших времен до 13 века)» (151, 305, 485) и, акцентируя свое внимание на мифологических и аллегорических образах «Шахнаме», рассматривает сверхъестественные деяния и поступки Симурга и Рахша, (151,454,460).
Примечательно, что в других книгах, посвященных исследованию истории литературы, также можно встретить интересные и важные мысли и
суждения в контексте рассматриваемой нами темы. В процессе своего исследования и рассмотрения отдельных вопросов, касательно места и роли сверхъестественных элементов изображения в «Шахнаме» Фирдоуси, мы опирались на многие из этих работ.
Таким образом, об этом бессмертном произведении завершено огромное количество исследований на персидском и многих других языках мира. Также данное произведение переведено на различные языки, с арабского на турецкий язык, и затем на многие европейские языки. Однако наше исследование, посвященное выявлению элементов сверхъестественного изображения, рассмотрению путей формирования и проявления его разновидностей в «Шахнаме» хакима Абулькасима Фирдоуси, по сути, является первым в отечественном и зарубежном литературоведении, что до сих пор не было проделано никем в аспекте отдельного монографического исследования.
Цель и задачи исследования. В диссертации намечена цель рассмотрения наличия сверхъестественных элементов в «Шахнаме», с учетом того, насколько они способствуют выявлению просветительских проблем и художественных особенностей языка поэта.
В процессе рассмотрения основных вопросов диссертационного исследования, связанных с выявлением особенностей сверхъестественных элементов в «Шахнаме», внимание автора диссертации было аккумулировано на всестороннем рассмотрении просветительских и художественных особенностей языка поэзии Фирдоуси.
Автор настоящего исследования стремился осуществить анализ
сверхъестественных картин в величественном произведении Хакима
Фирдоуси. В пределах своих возможностей, диссертант также стремился
при необходимости, высказать свои суждения касательно присутствия
сверхъестественных элементов также в таких произведениях, как
«Гаршоспнаме», «Бахманнаме» и «Барзунаме».
ю
Однако главный акцент в исследовании был сделан на вопросах сверхъестественных элементов изображения
Исходя из этой главной цели, в настоящей диссертационной работе решаются следующие задачи:
-Определение понятий -^ЛаН^иЬ» (сверхъестественность), сверхъестественные элементы, эпос и эпическое произведение, которыми мы будем оперировать в процессе исследования данной темы.
-Рассмотрение особенностей эпоса, которые, по мнению исследователя, их можно разделить на четыре подгруппы:
а) особенности в описании характеров героев, их поступков и поведения: битва героя эпоса с богатырем другой стороны, с великанами и чудовищами, путешествия героя, преодоление множества препятствий на своем пути, истребление драконов и т. д. Так как герой эпоса обычно обладает сверхъестественными способностями и силой, будучи из рода богов. В иранском эпосе он обычно живет долго.
б) особенности места и времени событий, отображенных в эпосе. Обычно время и место довольно неопределенны. Иногда упоминается какое-то географическое название, но и оно не всегда понятно.
в) волшебство в эпосе. В такого рода произведениях обычно присутствуют волшебные персонажи, например, Симург, волшебное дерево газ в повествовании о Рустаме и Исфандийаре, воспитание Зала-отца Рустама, Симургом. Кроме того, можно в этот же ряд включить и коня Рустама.
г) особенности поведения в эпосе. Герои и их противники сходятся в рукопашной схватке, особым образом действуют животные и дивы, герой уничтожает страшных животных, неуязвимость героя, возможность говорить с Богом, победные песни и самовосхваления героев, обычно носящие чрезвычайный характер, а также другие удивительные дела, которые лежат в
общем русле логики построения эпоса.
11
-Выявление связи сверхъестественных элементов с эпосом и эпическими произведениями.
-Исследование и рассмотрение характерных черт сверхъестественных элементов, роли предсказания будущего звездочетами, гадания, слов, изреченных птицей Симург, потустороннего голоса, священного парения Симург, преодоления реки, сверхъестественного полета героев, почитания героями живых тварей, перехода сквозь пламя огня, явления священного коня из глубин речных вод, письма, снимающего заговор, полета в небеса и Т.д.
Рассматривая вопрос сверхъестественных элементов или сверхъестественных явлений национального эпоса иранских народов-«Шахнаме» Фирдоуси, предопределяет и другую цель-ознакомление читателей с глубокой связью сверхъестественных картин с эпическим жанром поэзии, в особенности с «Шахнаме», и разновидностями эпических произведений. Таким образом, с уверенностью можно отметить, что сверхъестественные элементы являются необходимой составляющей эпоса, без которых невозможно представить создание эпических произведений.
Другой целью этого исследования является ознакомление читателей с глубокой связью сферы сверхъестественных картин с эпической поэзией, в особенности с «Шахнаме», и разновидностями эпических поэм. В сущности, различные особенности сверхъестественных элементов обеспечивают основу связей с древними мифами. Отсюда можно с уверенностью сказать, что сверхъестественные элементы являются необходимой составляющей эпоса, без совершенных познавательных основ которых невозможно представить процесс создание эпических произведений.
Источники исследования. Базовым источником данного исследования
является «Шахнаме» Фирдоуси в девяти томах, изданное в Тегеране (1997)
под редакцией доктора Сайда Хамидияна. Следует подчеркнуть, что данное
издание было подготовлено к печати на основе научно-критического текста
12
«Шахнаме», и издано в Москве АН СССР. Для более четкого понимания сущности и литературного значения сверхъестественных элементов автор обращался к другим эпическим поэмам, таким как «Гаршоспнаме», «Бахманнаме», «Барзунаме».
Также, при необходимости, в работе были использованы различные толковые словари, научно-исследовательские произведения отечественных и зарубежных литературоведов и востоковедов, посвященные исследованию творчества Фирдоуси и анализу его произведений. Полный список использованных источников приведен в части библиографии.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка всестороннего исследования проблемы метафизических явлений в «Шахнаме» Фирдоуси. Диссертация охватывает новые информации и факты, под новым аналитическим углом зрения относительно научной оценки предмета исследования. В работе широко и всесторонне исследуются аспекты поэтического отображения метафизических явлений в «Шахнаме». Заявленная диссертация по сути представляет собой первый шаг в изучении и рассмотрении сверхъестественных элементов «Шахнаме», с точки зрения характеристики его мифологических основ. В результате проведенного исследования, раскрываются художественно-эстетические и структурные особенности поэмы, где использованы метафизические картины и эпизоды.
Следует также подчеркнуть, что классификация сверхъестественных элементов в той форме и структуре, в которой представлена в настоящей диссертации, до этого ни в одном из вышеназванных исследованиях не осуществлялась.
Методология исследования. В диссертационной работе автор
руководствовался принципами сравнительно-исторического анализа
литературных произведений. Решение отдельных задач, поставленных в
диссертационной работе, потребовало частичного использования метода
13
компонентного анализа, а также местами был использован сопоставительный метод. При анализе данной темы мы опирались на труды Е. Э. Бертельса, Яна Рипки, М. Н. Османова И. С. Брагинского, Ш. Шукурова, X. Мирзозаде, А. Сатторова, Забехуллаха Сафа, Кадамали Сароми, Абдулхусейна Зарринкуба и др.
На защиту выносятся следующие положения:
- определение понятия и функции сверхъестественности и ее связи с мифом и эпосом;
- разъяснение общности мифа и эпоса в истории литературы Ирана;
- анализ связей сверхъестественных явлений с мифом и эпосом;
- описание особенностей небесных начал сверхъестественности в истории персидской литературы;
-классификация метафизических явлений (ахримановые свойства сверхъестественного изображения, сверхъестественные предметы, месторасположения).
- рассмотрение сверхъестественных явлений (священные ангелы, атмосферные явления) в «Шахнаме» Фирдоуси.
Научно-практическая значимость исследования. Научные выводы, рекомендации и предложения относительно различных аспектов исследуемой проблемы, достигнутые в ходе работы над темой, обладают не только теоретической, но и практической значимостью. Кроме того, основная концепция диссертации может быть положена в основу исследований по истории отображения сверхъестественных явлений в литературе. Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании специальных курсов, написании учебников и учебных пособий по истории и теории литературы, хрестоматий для вузов и средних школ по персидско-таджикской литературе.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разбитых на соответствующие разделы, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Понятие сверхъестественности и ее связь с мифом и эпосом
1. 1. Значение понятия «сверхъестественность»
Сверхъестественность в словарях толкуется как что-то необъяснимое естественным образом, чудесное. То есть относящееся к божественной науке. У древних это понятие является одним из направлений теоретической мудрости, методом которой является божественная наука и научная философия, озарением которой является познание пророчества, пророческая миссия. Аристотель эту область познания ставил после науки естествознания и называл метафизикой [68, 7].
Более ясное толкование смысла понятия сверхъестественность можно обнаружить в следующем определении Кадамали Сароми: «общими процессами сверхъестественности, с одной стороны, является выход за черту естественных закономерностей и нарушение логики развития природы, с другой стороны это - неуправляемые творцом явления. Исходя из интеллекта Фирдоуси, можно сказать: сверхъестественные процессы представляют собой процессы, лишенные разума памяти, наряду с умственными процессами.
Так, если естественные деяния исходят от человечества и человек предстает в различных своих проявлениях героем таких событий и явлений, то героями сверхъестественных деяний и поступков являются: Творец, ахриман, дьявол, демоны (дивы), вечные, небеса и рок». [79, 2-41].
Из этого следует, что сверхъестественность является разновидностью литературного произведения, элементы которого присутствуют в предметах реального мира, однако, когда эти элементы, находясь рядом друг с другом, образуют единое целое и уводят нас в сверхъестественный фантастический и волшебный мир, мы начинаем думать о несбыточности этих явлений и в тоже время надеяться на счастливый конец приключений.
Как отмечают исследователи, в определении понятия сверхъестественность, можно черпать полезную информацию и в схожих сюжетах и содержаниях в литературе других народов. Так, на основании полученных результатов Хасан Ибоди отмечает, что «В мифах других древних народов, также наблюдается использование широких сверхъестественных картин, что является одним из важных атрибутов эпических произведений. В качестве примера литература древней Греции изобилует не умещающимися в голове сверхъестественными деяниями помыслами богов. Боги, ахриман, солнце, звезды, послания и осуществляют руководство сверхъестественными процессами и в эпосе Ирана эти неузнаваемые существа являются заместителями богов и множества языческих божеств, как и в мифологии Греции и других народов являются одним из важных составляющих эпоса» [58, 317].
В целом, можно сказать, что « наши традиционные персидские поэмы находятся на службе изображения необычных вещей и явлений, что место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных)». [62, 19] и, что одним из способов создания такого литературного вида, является мастерское использование элементов, относящихся к сверхъестественному изображению.
1. 2. Краткая характеристика мифа и эпоса
В этом разделе первоначально мы коснемся определения мифа, а за тем
перейдем к характеристике эпоса, ибо они переплетаются с друг другом.
Вначале мы попытаемся ответить на вопрос о сущности мифа.
Касательно природы мифа и его литературной значимости завершено
множество исследований, что исключает возможность повторения всех
теоретических суждений. По этой причине, мы остановимся в этой части
своей работы лишь на общей характеристике данного понятия. Так,
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Проблемы создания научно-критического текста «Шахнаме» Абулкасыма Фирдоуси и его научной биографии2018 год, кандидат наук Джургосиев Мулоахмадшо Джургосиевич
Лексика "Шахнаме" Абулькасима Фирдоуси2011 год, доктор филологических наук Касимов, Олимджон Хабибович
Проблемы обогащения эпической традиции в советской поэзии 70-х годов и творчество Мумина Каноата1984 год, кандидат филологических наук Абдуллаев, Сафар
Проблемы сопоставительного анализа персидско-таджикской и английской литератур (на основе творчества А. Фирдоуси и У. Шекспира)2022 год, доктор наук Шозиёева Гулмо Парвонашоевна
СТАНОВЛЕНИЕ ФИРДОУСИВЕДЕНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ (30-40 гг. XX века)2017 год, кандидат наук Шозиёева Гулмо Парвонашоевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мохаммад, Резо Голам, 2015 год
Список использованной литературы.
Литература на персидском и таджикском языке. .1370 ^ (_5-о-Ь р-р-^ * АлЬ ¿уа-Ы *¿у. .1
.1354 .
.1374 —.1 * ^^ ¿¿^ -3
.1369
.1363 о1 ^ЬЬ у£\ Алз* у 1 .5
.1380 -•( Ь-м^! (^-¿¿о ) 4 ¿у .6
.1372 «(^з^у
.1380 ¿Ц^о оОи^^? »¿^¿Э -8
.1370 —( .9
.1366 з С->1хЛкхо — ^ .ХоЛл
.1352
— I-<■■-'-•>• |о1л1й)| ^ ^АЛЛА? <Д-) .....А! ^.^.а" ^ Оио^ЬО
.1344-1339 .^ : ¿1 ^
.1382 к^^л^ ^ oljLtJ.il
.1369 »^-»5" ^ V'"?' ^ ¡^¿^Л^Э .14
.1373
15
.1347 £ ¿и^
•Ь" ^ ^
.1338 4^1 -.»ШлЛ ^ з ^^^ ®ей .19
.1363 кл^-у ¿¿^ .20
сИл!и^"^ ^ jjj ь*и.21
.1356 Чг1^
22.Абулк;осим Фирдавсй. Шох,нома. Иборат аз 9 ч;илд. Ч^илди 1. Тахляи К.Айнй, З.А>форй, Б. Сирус./ Фирдавсй Абулкосим.- Душанбе: Адиб, 1987.- 478 с.
23.Абулк;осим Фирдавсй. Шох,нома. Иборат аз 9 ч;илд. Ч,илди 2. Та^ияи К.Айнй, З.Аэфорй, Б. Сирус./Фирдавсй Абулкосим.- Душанбе: Адиб,
1987.- 480 с.
24.Абулк;осим Фирдавсй. Шохдома. Иборат аз 9 чилд. Ч,илди 3. Тахдяи К.Айнй, З.А^рорй, Б. Сирус./Фирдавсй Абулцосим - Душанбе: Адиб,
1988.- 528 с.
25.Абугщосим Фирдавсй. Шохдома. Иборат аз 9 ч;илд. Ч,илди 4. Тах,ияи К.Айнй, З.Адрорй, Б. Сирус./Фирдавсй Абулкосим - Душанбе: Адиб,
1988.- 408 с.
26.Абулк;осим Фирдавсй. Шох,нома. Иборат аз 9 ^илд. Ч^илди 5. Та^ияи К.Айнй, З.Ахрорй, Б. Сирус./Фирдавсй Абулк;осим.- Душанбе: Адиб,
1989.- 491 с.
27.Абулк;осим Фирдавси. Шох,нома. Иборат аз 9 чилд. Ч^илди 6. Тах,ияи К.Айнй, З.Ахрорй, Б. Сирус./Фирдавсй Абулкосим.- Душанбе: Адиб, 1989.- 552 с.
28.Абулк;осим Фирдавсй. Шохдома. Иборат аз 9 чилд. Ч,илди 7. Тах,ияи К.Айнй, З.Ахрорй, Б. Сирус, А.Девонакулов./Фирдавсй Абулкосим.-Душанбе: Адиб, 1989.- 656 с.
29.Абулк;осим Фирдавсй. Шохдома. Иборат аз 9 чилд. Ч,илди 8. Тахдяи К.Айнй, З.А^рорй, Б. Сирус, А.Девонакулов./Фирдавсй Абулкосим.-Душанбе: Адиб, 1990.- 612 с.
30.Абулкосим Фирдавсй. Шох,нома. Иборат аз 9 чилд. Ч^илди 9. Тахдяи К.Айнй, З.Ахрорй, Б. Сирус, А.Девонакулов. /Фирдавсй Абулкосим -Душанбе: Адиб, 1991.- 495 с.
31.Дурдонах,ои наср. Намунах,ои насри форсу тоник, иборат аз чах,ор Чилд. / Тартибдихдндагон ва мухаррирони масъул Аълохон Афсах,зод, Амрияздон Алимардонов, Ч,обулк;о Додалишоев. - Чилди I.- Душанбе: Ирфон, 1987.- 560 с.
II
.18 ^ »(»1 ^^ .1370 4 »_£15* аЪм ^ ои^^о 4 .32
.1376 < 1,г< —.2 о^З 4 .33
.^о 361 -.1337 -.у&Л) Ь Ал^у 4«сг1.34
1-3....о ^лш <Ъ 4 у) а> оД^О^ ^'".о) 0^1-^1->1.35
280 41379 'Ру> )1-
-.^^Иал О"*"^ 4(^1^1 к^ЛА^Э з i_j.il 4-оЬа1^> с^л^л .36
210 41387 з с^
.1374 »jIJI CHJLÎJJI -.<eüj&Li jó (jlil^JL^j ^ j ^^jjj t^^iejua^co » ¿-¿JJÜ
.1380 tjljl ili|jL¿«-ul ¡(jl^J ¿licita ¿b-uülii i^^lcJueÄfl 4 ¿Jj^Jü ^^1.38 cSj^, ¡jjlj^j — .jLuj «jiojA 6jt)\n..>\ 4«¿LoüjbLi) jii ó^U.,,1» »j^j J^lo^il.39
.131-109 210 .1387 3 oljliiil
.1379 4 oIjLLUI -.y (^J^j Ь <uLa>L¿ 4 o¿lj J^lo-J.40
.1350
-1340 4(_5SÍA^3 (^y^ic (3) ôl^iJb -.»ibbo 5 í^^jjli 0VIL0 »jLíjl.42
.1374
.1362
^¿Ujlj з t^í1^ oljLiJjl -.^jjiil tioL-o 3 ^»aiLLÍ Д-OUALI) ^IÜJILUUJ*- IJjasu 4JVLJ ЛХЛ1.44
. 1381 4 jLiil
41386 oljl iti" il 4......¡JA 4^1 jfyi —¿LoJ>y l^Jb-JoJ CjLj^íI 4(JyJAS
202
.1375 -.¿jlijlc J3¿t¿oí 4<uLaL¿ íJ^OÄä Js ^glfi. 4(_£jLl¿U.46 -81 4I386 4(«1э ¿LoLaLj f^á 4jlj f^-j^ 4L0J JloJX« 4^1 Jj Al
.98
.1362 "ÔIjV —'ùL^ Л <*Sj^-1"-? .48
.1367 4j3J oljLiJol ji jb............4 jl^j.49
.1376 4 elTI OIjLíjjI ~-ob¿' cr^^Ji 1
.1381
.1374 4^1^)1 Ó1^ía3jj -.¿J.«».;.....) L t^jbjlkXolij^j .52
.1375 tyjjut oljLicjl Çy-*" к с у*' — ¿3^® * .iT^o .53
oljLiJjl ^j^fi aj »f^LJ jl (ji^u ù'ji'¿íj^ í«Xej>-l .g" -54
.C* 452 .1377
414 .1387 .ojlas jjS.j j^J (JiuJb 3 ß 3_oLlüLJ y> .^s <_*3lí .55
.1370 »(jl^j -.j^jläj <JbJlji 3 .((jljjjl^- '(Jjl V1'"^') ^зуfi
.1359
. 18 —23 (jö . OJLOJJ . 1383 t^kjjls CJLJ^I 3 ij^J . . ¿^A^ia . ^«sbl .1380.,Js oljliül -.^IfJjl
. 1384 . ¿Leljjj (jikÄjuj 3 CJIxJILW .1372 *'fiy — .^¿jyàjà у.Л 3 ÍUÍOJÜI JÍ (_^JLelj>S .Д*л**) .(jij.62
.1372 tfijA ytJ -.¿,1^ çùj J? .J}b- .(jlibo ^1^.63
b .64
346 .1388 .jfjj "•ts'^' (J^ 'Ч 'f*-"^?- л (jb-jb .65 .1384 . ùjias jJL» aj ajfi o^ßji ¿ir* ^й^'^б
¡jfizsS JOUI ¿¡¿J fiy» j -.Ia ôjljA <_£з-»»1 ji jl ^Lo.íIj ¿jI^jI îôI^âI^o^j .67
.1380 .U ¿¿¿г
. 43 j 26 л!»- .IJ^CAO ¿Lol¡ oiJ
ллимз^а OljLilol :¿)lJ^j ~•
4jsIJ COU iyS\ (_rU .68
204 .1386 .(Js ^iül
oLJILM 3 ^LjI el^¡Lú>3jj CJIjLÍJ-ÍI :¿jl-.(jljjl ü4iU> CJLO^I 3ja1Í 'З^}_)•
70
.1361 i^^jjbjs oUt¿4ij" 3 CjLxJLLxo á^u^uya ~.«CoLubLîi ¿Loi» I-Sjjbijyfílо i^sAjSj OIjLîjjI cSjjÍj -.¿Ljl^p- có-j^ «^-eliftLi .l¿>.72
•С- 378 .1387
-.jliwl y .¿LSLALJ ^J^JLäj З c^o^si^S 4-tjJül jii (J-áS .Lij .73
654 .1386 t^sjbjäj ^j^lc ùjljLiJol ¿S -.^ja*!¡¿jS olS«íul«5 ^^oLLUI ßy JALÍLQ 3 J^j JXSÙ j .74
.1379
.1381 .¿¿iduj OIjL¿JLÍI r^lj^j — .j^-oli <Loli i i—j^S* (jijj-75
76
569 .1385 tjl^j J^j
¿Loj oljLllil ^^tiJaiáV) 3 i^g^y ¿jlj »^Jjluj.77
.1363
liS"
.1347
oljl-t-ul \zSjj¡¿ '¿l^j — .¿LOIÁALÍ ¿b^jliS ^g^lijo S^J ^ 3I 'l_jJbi-oi^el^wj .79
1087 «1388
.1383 oljtí^jl :¿)lgjj Ij (J? j jl »^yLtoJiS i^lj,^ .80
.1378 iöjJOS o Vilo ojjjf lüjJjjl5L¿ ajLJ 'Ó-O^J ^"1^.81
(jcl^ ÜLe^U ¿jf) y l^Lot^l 3 I jjlíí ¿ijlj Ь jxj$> .82
.^s 264+333 «1368 3 J3I i^IajJLS-
'úl/V* 3 •ез**' tS^»^?" OJL^J^I 3 IjjLií» ¿ijb Ь рллЛ «¿соЫс t^LeJu ^Lj-.tt .83
204+268+204 .1368
.1358 *dlS*I oljl .t..".il '.(jlj^j -. JL-^-j^-we « »Lejjue^te à .ti .84
.1370 .¿l^i -.djjil ¿L ¿l^l 85 .1385 »¿IJ -.¿LoLû)Li tSi*»^ 4y*^
.1383 ij^fiOIjUJJI —v1^ 'ô!^ J1^ j-uj <iujLoj> »4ÍI »liLo.87
.1378
"-iSj^ ^jjS b ¿¿y ^j^JАЭ jl tsi'^ í4Í)l ílfl^.89
.^э 672 »1387 1(ja>3¿у .1346 »¿)lj^j el5LîJb :¿,lj^j - -ö'^d' ^jaLjljlaLí »<d)l »LLs .90 .1383 pb- oljLiJJl '-^ß — .^¿jjájS íuLALÍ ^Í.ojjaI » »^jj'.M.J »(_^jli*o.91
t^oU ¿за^ьл ^iSb (j¡J¡i3S' »...(jljL; 3 ¿L jl d5" Д^злло ¿Ы ¡^jj^àjS iJ^oä«
.Ju«j 4j 225 íiásl»- Oljl .t,.o1 660 »1383 »^з!» ^ijity j¿> ^gjljjl >Sjjbj3 3 jJaLol '(^й^-^З
.•^o 186 »1382 »^jijj-uj -.(jVlftj jL^L ^Ы jj 1 o^-b-i »(^j*fi>Lt.94
.Çj^e 344 »1388 ¿LlJ <wiliS") ^L^íi ¿h-ujb jl ¿loLaLí »«wLlá »,_5j3Á¿.95
228 »1388 í^^Jüo ¿ti»J ij^i --(рз^ ^bS) ^obJj ¿h^ob jl ¿uLaLí »«и>1э1э »^3¿¿.96 224 »1388 »«¿^ jü -.¿s
-.(^злж) «_jL5") ^LJj ¿li^ob ol5\\¿¿ jl »«uJoli
»1369
, JLi.98 2^543
»jjlXo OIJULUI 4.......>y¡ '(jlj^J -.(^JjLÜJ (ji-i^í 4j .(0VIL0 ic^oj^ta) 4-oLALÎ> 3 ^у^Л^З.
99
646 »1370
.1351 oIjLíjjI i^jl^j -.^skx^- ^¿it iLpu àu>s>-jj »3jb 3 (V3J '¿j^G^ij .100
.1343 c4Í)l O^Jli i^ls .101
3 LfiS^ '^LS^S^J^ iläJl^jl ^^JLLoJI ¿Aj (jÎoLoA CjVIÍLO S>ß ^jj S" .102
.(jbuuu^-jJL» 3 ¿ll^i-yj ol5Lijl¿ ¡¿IJAIJ -.(^ _ t-äJI) J3I .¿^XJl^*- ^Li--»- (»J^-0
.^s 1041-1 .1390 »(jj^ c^L-jI 3 Ojls ¿ц-i oLJlko ßy> ;3 '(.u^jàj* JIÄJI^I (JJ-eJI ¿¡o (jioLeA OVlio Jjß ^ ¿15" .103
í¿bjy^>3Jj 3 ^Ll***«*! :,jljAlj :d.L;.;.Mj — рз^ ^^LJb?- («j^o
■С*» 2034 - 1042 ,1390
(^L-jI 3 ôjlâ оЫИал ßy»
h¡,7 3 jj¿3»ÍJ .(^^uJjii^S (^«jlftJl^jl JULoJI ¿f-u (jioloA CJVLä-e ¿S-y^s^a) Juj? J^j ¿15" .104
t^jb.ujjv^Ij 3 olS^ijlii :4JLjl*A» — — (je) f^ij-0 JïSà
3036 -2035 .1390 >1 3 <^15 ¿ui oUllLu» 35*^0
h i,7 3 ¿¿3JJ .(^у^з^^З ^lill^l ^LLJI ^jíoLoA C/VlLo OJj? ^jj ¿15" .105
3 (jlL^-j ólüijl^ ¡¿IJAIj - p) fjl^J" ^LJLi- ^^-o jl5*.s
3872-3037 «1390 3 ojls «uJ¡> oUJILxo ßy> .¿I"■■■->зЬ
11^3 .106
jí^ — .(^g-o^ob Jlo^J и^^дЫс (jLoj úl^ 'Ó-*1 .107
íólSíiJtsi CJIJLÍJOI -.^L-LJL-L JU»j>-I ¿L»J>.jl&bj (jiJj^sI »j^ji .108
.1355
. 1368 t^ßjjbjS 3 ^j^Ic oljLiiil -.IÀ-э <ujI ¿toj>y .¿LiUS" »J3JJ! Cy^ß .109 .1375 'jjl^jl ^^JLe ÙLl^JI ¿LojLo Cj|jl.t.".il ¡(jl^-» —.^.OUaIJJ ^.¿.Jk^jj t(j...x...-> t^y^jß .110 . 1370 tßJ* i^jl-.¿LOLALÍ ........... «jlj J^^-jfo í(_£jlj5" .111
(JJL?- Дл^-у ¿j^ 3 (jl^jl 4jL~sl 3 :1a ¿ÜL^ÍI 3 .112
oJúj t^l^jLel -.el^íicl^j^o ^J-JL»- lybaji} 3 t^^fi »4-oLl&Lü (^l^tA^jj ».c5" .113
.1371
.^уэ 389 .1371 ljí^®' .114
¿Ijl olSAíb CiljLí^jl -jij^ y. cíb J¿ íSjfi .(O-l^bo .(^АоЛо .115
.1381
»1379 »(jJ^Jo -'(J-o OJ03 3 ¿Láj j¡l¡j :Jlj »ОиоЛл n£jbjkj> .116
280
390 »1379 i^jit^o ¡(jlj^j — .(^J-o jlj 3 j^j .117
195 »1385 ij^yj^Ia —.^«LLALÍ» 3 »^JJ-^jlo í^^jssja .118 .1371 »j^SioIjLlüI V'"*"
»(^J^jjli lJukJu .119
.1356 «¿I^J elS-iúb -.jlíj^l dJlj íjjb-wjU ¿jl^l »-(в iJ^ .120 .1366 í^fijjbji OliLJb>o fé OLJILlo ¿Uj^jya J^ .121
.£*£> 246 .1385 »(jj^L -.3I 3 is^ä^ß 'tsí1^
.122
ys¿ ^jbjzifi ....(jljlj 3 »iL jl AS" j¿> .^iü злГ t^^zska i^^JLyj .123
.juu ¿и 283 .j¿sl> oljliiil -.(_sjlíjií ^u 0jl-i .1385 .^s-ojli olj^i 3 ¿jbj ^иауй ¿lolliaús .¿lolalí) jù ^j^sjlo »^j^Too .¿lîooj3j .124
. 182 (jö «j3jUlj 00I3 ^оЫ^о! ¿Ijl oljl,...M.".il 3
»Lo^J 3 lju¿> CjIjL¿¿uI —.^¿jJjàjS <LoÜLALÍ> »Сллл>3>ЬJ0I3 .125
.1379
»1387 Í^J^jmj îjjl^j IOUALÍ (^^JOLUJI djjiil^j »(^з^о »о*л>з»1 л>-1з .126
^I.LJI y> ^jl^oA L LJj^^i jfyo OIjULUI ¡(jl^j -.«loUAUJ (_gLpjb^ t^uS^ .127
.1384 ,1л ¿jOuJ f^^ZsS 906 .1377 «j^JsLjI ¡¿^^j J^) is^s^j^ з «^UaLJj .¿>jjJI .¿уЦ^Цл .128 .j^wij 1822 .1377 tjJoU ^¿¡¿jk $ ¿loLAUj .,jjjJI .¿yijjjLoJb .129
560 .1385 tjAsL*»l -.^¿¿•¿з (_aJU ^ .¿1^1 ^JsLjI »(J-jIj ¿1?- .130
•С-9 .131
968 .1386
.1337 '¿Ij-tyj —.(jjlx^lj (jl^jl (jb—jl»i .jJoLlijlj .132 .1337 jiL> з У olSjo — .4-eliALi (jlft (jbLwjb .¿,Lyj>l .^JssLijL .133 .1357-1354
и—i
IzS j-iJ з elSjj з (jljil .¿L-j>I .jJsLijL .134
.1369 у oljL^'.il r^jlj^j — .gyou-vj AJLUJ .IJTIX^J^^O ^g-ljA'.j^j .135 .1354 ч-fу oljlijjl ¡¿JIJ^j (jbjcl iS^'y .136
.Jb o—^ -137
.5 SjLoJj -.1357
138. Абдолов, H Достонх,ои ишщ дар "Шохдома"-и Фирдавсй. /Н. Абдолов.- Душанбе: Сино, 2007.- 180 с.
139. Абдолов, Н. Любовно-романтическое поэма в персидско-таджикской поэзии X-XII веков: дис... канд. филол. наук: 10.01.03/ Абдолов Назарбек. - Душанбе, 2008. - 402 с.
140. Абдолов, Н. Любовно-романтическая поэма в персидско-таджикской поэзии X-XII веков: автореф. дисс. ... канд.филол.наук: 10.01.03/Абдолов Назарбек. - Душанбе, 2009. - 40 с.
141. Бертельс, Е.Э. Избранные труда. История персидско-таджикской литературы / Е.Э.Бертельс.- М.: Изд-во вост. литературы, I960.- 556 с.
142. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики/М.М.Бахтин- М.: Худож. лит. 1975.- 470 с.
143. Брагинский, И.С. Из истории таджикской и персидской литератур / И.С.Брагинский.- М.: Наука, 1972.- 524 с.
144. Бувел, Ч.Т. Таърихи Эрон / Ч.Т.Бувел.- Техрон Интишороти Амири Кабир,-1368.- 848 с.
145. Диловаров, М. Асотир / М.Диловаров //Энсиклопедияи адабиёт ва санъати точик. - Душанбе. 1988. -Ч,. 1. -С. 187-188.
146. Дрезден, М. Мифология древнего Ирана М. Дрезден// Мифология древнего мира/М. 1977.- С. 337-365.
147. Исоматов, М. "Таърихи Табарй"-и Абуалии Балъамй / М. Исоматов.- Душанбе: Сино, 1996.- 135 с.
148. Иванов, В.В. К истории птичьего мифологического эпоса В. В. Иванов// От мифа к литературе/ М. 1993.- С. 21-24.
149. Коровина, В.Я., Введение В.Я.Коровина., В.И. Коровин // Мифы народов мира: в 2-х ч. Ч. 1 / - М., 1996.- 256 с.
150. Мирзозода, X. Таърихи адабиёти точ,ик: (аз давраи кадим то асри XIII). Кит.1 (к;исм I) /Х.Мирзозода- Душанбе: Маориф, 1987.- 488 с.
151. Мусулмониён, Р. Назарияи адабиёт /Р.Мусулмониён.- Душанбе: Маориф, 1990.- 334 с.
152. Османов, М.-Н.О. Фирдоуси. Жизнь и творчество /М.- М.Н. Османов.-М., 1959.- 182 с.
153. Стариков, А.А. Фирдоуси и его поэма "Шахнаме" /А.А.Стариков //Фирдоуси Шах-наме. М., СССР, 1957-Т.1- С. 459-592.
154. Рахдгонов, А. Пиндорх,ои асотирй дар адабиёти точ;икй. /А. Рах,монов.- Душанбе: Диловар - ДДМТ, 1999.- 196 с.
155. Топоров, В.Н. Миф, ритуал, образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное / В.Н.Топоров- М.: Издательская группа Прогресс - Культура, 1995. - 624 с.
156. Шарифов, X. Сухан аз адабиёти миллй:: (Мач;муаи мак;ола^о) / Х.Шарифов - Душанбе, 2009.- 476 с.
157. Шофакирова, P.M. Симои зан-модар дар «Шох;нома»-и Фирдавсй: рисола ... номзад. илми. филол: 10.01.03/ШофацироваР.М.Душанбе, 2004.- 160 с.
158. Шукуров, Ш. "Шах-наме" Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция / Ш.Шукуров.- М.: Наука, 1983.- 175 с.
159. Шукуров, Ш. К проблеме внутренней организации текста "Шах-наме" Фирдоуси / Ш.Шукуров //Проблемы исторической поэтики литератур Востока . - М. 1988.- С. 189-197.
160. Шукуров, Ш. Искусство средневекового Ирана / Ш.Шукуров.-М.: Наука, 1995.-182с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.