От кибернетических автоматов к искусственной жизни: теоретические и историко-культурные аспекты формирования цифровой культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Галкин, Дмитрий Владимирович

  • Галкин, Дмитрий Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Томск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 270
Галкин, Дмитрий Владимирович. От кибернетических автоматов к искусственной жизни: теоретические и историко-культурные аспекты формирования цифровой культуры: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Томск. 2013. 270 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Галкин, Дмитрий Владимирович

Содержание

Введение

1. Введение в исследования цифровой культуры

1.1 Цифровая культура: от кибернетических автоматов до искусственных организмов

1.2 Подходы к исследованию цифровой культуры

1.3 Понятие о цифровой культуре

1.4 Технологический императив и медиа-логика цифровой культуры

1.5 Генезис цифровой культуры: историко-культурный анализ

2. Современная цифровая культура

2.1 Персональный компьютер - универсальный медиум

2.2 Интернет и цифровая идентичность

2.3 Искусственный интеллект, роботы и киборги

2.4 Эволюция кода: программное обеспечение

2.5 Жизнь на экране: видеоигры и виртуальная реальность

2.6 Техно-художественные гибриды: арт-автоматика или технологическая поэма

3. Технологический императив: социально-политические и этические противоречия цифровой культуры

3.1 Интерактивность: анатомия взаимодействия

3.2. Автоматический порядок: транспарентность против частной жизни

3.3 Автомат в хорошем обществе: гипериндивидуализм и виртуальная община

3.4 Глобальные развлечения: частная собственность и культурная самобытность

3.5 Технологическая зависимость: эмоции, аддикции и насилие

4. Живое из неживого: горизонты искусственной жизни

4.1 Адаптируюсь, следовательно, живу: жизнеподобное поведение

4.2 Живое отчужденное: знаковые модели ИЖ

4.3 Жизнь в силиконе: «сильная» ИЖ и проблема гиперкреативности

4.4 Границы автономии: структурная эволюция и критерии релевантности

4.5 Невозможная жизнь: техно-био-твари и биологический синтез ИЖ

4.6 Живое-безумное? Искусственный интеллект и цифровая душа

4.7 Интерпретации возможной жизни: аналогия против онтологии

4.8 Искусство искусственной жизни: технологический мимесис и Science Art

Вавилонская башня искусственной жизни (вместо заключения)

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «От кибернетических автоматов к искусственной жизни: теоретические и историко-культурные аспекты формирования цифровой культуры»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Философские и культурные исследования процессов информатизации и культурной динамики второй половины XX века стоят, с одной стороны, перед методологической необходимостью определения специфического предмета исследования и, с другой, неизбежностью вхождения в междисциплинарный диалог с иными дисциплинами и подходами. Именно в этом контексте современные исследователи вводят новые поисковые термины и понятия, такие как «киберкультура», «виртуальная культура», «сетевая культура». К числу таких концептуальных нововведений принадлежит и термин «цифровая культура», в котором, по существу, происходит содержательная встреча, с одной стороны, попыток осмыслить те тенденции, то влияние, которое оказывают цифровые технологии на различные социальные и культурные практики, а с другой - тех социальных и культурных условий, в которых подобный вариант развития технологий стал возможен (здесь речь, безусловно, должна идти и об анализе определенных культурных установок и предпосылок, на которых цифровая культура основана).

Осознание того факта, что цифровые технологии играют сегодня ключевую роль в самых разнообразных областях жизни современного человека и тотально проникают в быт, общение, бизнес, политику, культуру в виде артефактов, инструментов взаимодействия, основных интерфейсов с реальным миром, воплощая ценности прогресса, рациональности, функциональности, эффективности, свободы и самореализации, заставило исследователей говорить о формирующейся цифровой культуре. В нашем исследовании мы предлагаем рассматривать цифровую культуру в динамике между предшествующей культурой индустриальных технологий и последующей культурой искусственной жизни.

С другой стороны, актуальность проблематики и исследований в данном направлении обусловлена необходимостью критической рефлексии культурных процессов, происходящих в современных обществах в контексте развития и под влиянием цифровых технологий. Формирующаяся «цифровая культура» требует проверки технологий на их культурную состоятельность и ценность в аспекте анализа фундаментальных проблем трансформации культуры и общества. Прежде всего, эти вопросы касаются того, что в данной работе рассматривается как ценностные дилеммы цифровой культуры - те противоречия, вокруг которых формируется повестка дня общественно-политических дискуссий: защита авторских прав и распространение контрафактной продукции в Интернет, свобода выражения и ограничения «непристойного контента» с использованием цифровых

технологий производства и распространения в аудиовизуальной продукции, формирования системы тотального электронного надзора и слежения за частной жизнью граждан и другие не менее конфликтные проблемы.

В историческом контексте, актуальность предлагаемого исследования неразрывно связана с конкретным временным периодом, рамки которого охватывают период после Второй мировой войны до первого десятилетия XXI века. Интенсивность технологических и социокультурных изменений, произошедших в этот период, в существенной мере определяют не только исследовательский интерес, но и масштабы необходимой исследовательской работы. В этой связи можно считать актуальным и анализ той исторической конфигурации факторов, благодаря которой сформировалась цифровая культура, и изучение феноменов цифровой культуры, и работу с гипотезами о дальнейшей динамике цифровой культуры, в частности - о перспективах культуры искусственной жизни. Вопрос о том, почему именно эти культурные формы появились и стали доминирующими именно в этот исторический период, остается одним из главных вопросов теории и истории культуры.

С точки зрения теории, остается актуальной дискуссия, развитие аргументации и теоретико-методологических позиций различных подходов к изучению связи культурной динамики и технологий. Прежде всего, речь идет о дискуссии между технологическим детерминизмом и культурным детерминизмом. Так, первый предлагает аргументы относительно того, что технологии есть своего рода рок, доминантная причина социокультурных изменений, и именно ее действие мы наблюдаем и будем далее наблюдать в современной цифровой культуре. Эти идеи легко подхватываются в популярных дискурсах и превращаются в расхожие представления, рекламные образы, политические лозунги. Культурный детерминизм, в свою очередь, декларирует историко-культурную обусловленность развития технологий и видит в них социальные конструкты, характерные для определенного типа обществ и исторических обстоятельств. Таким образом, основная проблематика изучения становления цифровой культуры оказывается в плоскости противоречий культурного и технологического детерминизма, включая поиск более сложных конфигураций этих идей в диалоге с другими подходами. Признавая силу и значимость аргументации в обоих случаях, мы занимаем по отношению к ней критическую позицию и пытаемся найти оригинальное разрешение. Необходим комплексный междисциплинарный анализ существующих подходов к изучению и интерпретации цифровой культуры в ее связи с общей динамикой культурных процессов (пост)современности. В данной работе представлены как результаты, так и перспективы

дальнейшей исследовательской работы. Это касается как изучения цифровой культуры, так и тенденций формирования культуры искусственной жизни.

Проблема исследования

Проблематика данного исследования связана с двумя моментами. Во-первых, это противоречие, возникающие между культурным и технологическим детерминизмом (на него мы уже указали выше). В первой трактовке технологии выступают продуктом определенных культурных и исторических условий. Во второй они являются практически независимым фактором, определяющим культурные изменения. Таким образом, цифровая культура будет, либо результатом действия совокупности культурных факторов (породивших многообразие феноменов), либо суммой технологий, изменяющих жизнь современных обществ. Возможное некритическое «разрешение» противоречия в одну или другую сторону приводит, например, не только к различным спорным теоретическим выводам, но и порождает различную идеологизированную аргументацию (либерального толка -технологии как прогресс, «левого» толка - технологии как угроза).

Во-вторых, проблематика работы связана с поиском динамического понятия о цифровой культуре. Пытаясь рассуждать в историческом и структурно-описательном ключе о культурных феноменах, современниками которых мы являемся, мы оказываемся в ситуации, когда любое теоретическое обобщение наталкивается на неразрешимость относительно будущего, которое уже завтра может существенно скорректировать выводы. Именно поэтому одним из основных элементов нашего исследования является гипотеза о том, что должно последовать за цифровой культурой.

Степень разработанности проблемы

Все многообразие современных исследований и интерпретаций цифровой культуры можно представить в системе координат нескольких теоретических подходов, которые ориентируют и направляют теоретический дискурс, а также фиксируют основную проблематику и противоречия, связанные с пониманием культурной динамики и ее логики.

В ряде влиятельных теоретических направлений, стоящих на позициях технологического детерминизма (например, неоэволюционизм в антропологии, классический постиндустриализм в социологии), развитие технологий определяется как ключевой фактор культурной и социальной динамики, как сила, порождающая и преобразующая общество и культуру. Здесь необходимо упомянуть влиятельные идеи американского антрополога Л.

Уайта 1 , который предложил концепцию развития культуры, поставив его в жесткую зависимость от объема производимой энергии и технологических средств производства. Не чужд техно-детерминизма и классический марксизм (анализ динамики промышленной революции и стадий индустриальных преобразований напрямую связаны с конкретными технологическими решениями для разных отраслей), а также его последователи (например, концепция «культуриндустрии» и эстетической теории В. Беньямина).

Классическим примером технологического детерминизма является теория медиа М. Маклюэна. В том, что материальная и структурная основа технологий детерминирует как привычки мышления, так и социокультурную динамику убеждают нас немецкий теоретик медиа и культуры Ф. Киттлер, а также французские философы и историки техники Ж. Симондон и Б. Стиглер (следует в русле метафизики М. Хайдеггера). Эту же проблематику развивает еще один французский теоретик и историк технологий П. Вирильо. Позиция технологического детерминизма лежит в основе трансгуманизма (например, исследования и проекта Н. Бострома). Влиятельную версию трансгуманизма с опорой на жесткую аргументацию технодетерминистского толка предложил американский теоретик и изобретатель Р. Курцвайль . Показательный пример техно-детерминизма - фундаментальные работы американского робототехника, теоретика и визионера X. Моравека.

В теории технологического детерминизма важен не только анализ механизмов детерминации, но и их ценностный аспект. Примером может служить дискуссия о механизмах электронного надзора в работах Д. Лайона и Р. Уайтекера, или о влиянии видеоигр на аудитории игроков и общественные проблемы в исследованиях С. Андерсона и Э. Кафаи. Данный подход не чужд и философско-эстетическому дискурсу. В работах П. Вайбеля мы находим подробный анализ того, как технологические системы подрывают основы классической эстетики. Критический аспект технодетерминизма присутствует в исследованиях П. Вирильо (неизбежность катастроф), А. Назаретяна (цивилизационные кризисы).

Теоретики культурного детерминизма провозглашают технологии частью культуры, а не независимой переменной со своим автономным развитием: как отмечает Р. Уильяме3, конкретные технологии появляются в конкретных исторических условиях и отражают нужды людей, живущих в этих условиях. Теория и методология культурного детерминизма имеет богатую историю и фундаментальное для современного гуманитарного знания содержание. Например, в культурной (социальной) антропологии этот подход представлен в

1 Уайт JI. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация

культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 439^465 (Культурология 20 век).

2 Kurzweil R. The Singularity is Near. When Humans Transcend Biology. Penguin Books, London, 2005

3 Williams R. Television: Technology and Cultural Form. New York: Schocken Books, 1975

6

трудах Ф. Боаса, А. Кребера, Б. Малиновского, А. Радклиф-Брауна. Этот принцип лежит в основе влиятельного направления исследований, получившего название «медиаархеология» и такими его представителями как Э. Хухтамо и Д. Парикка4.

Для нашего исследования, с точки зрения постановки проблемы технологического и культурного детерминизма, представляется очень важной социологическая традиция исследования науки и технологий, получившая название Science and Technology Studies (STS) и .связанная с именами таких социальных теоретиков, как JI. Виннер, Б. Латур, Т. Пинч, С. Вулгар, Т. Хьюз, Э. Пиккеринг. В российской философии науки и истории техники близкие STS аргументы развивают такие исследователи, как В. Горохов, О. Столярова, Д. Булатов.

Среди всего многообразия подходов и теорий особый интерес представляют историко-культурные исследования. В данном исследовании автор во многом опирался на работу британского историка Ч. Гира «Цифровая культура»5. Автор данного исследования во многих пунктах согласен с методологией Ч. Гира и опирается на ее основные методологические принципы, эвристический потенциал и содержательные выводы. Однако по целому ряду вопросов, касающихся как методологии и анализа предпосылок формирования цифровой культуры, так и ее феноменологии, а также вопросов ценностей и будущих тенденций трансформации цифровой культуры, в данном исследовании представлена альтернативная точка зрения.

Во-первых, нам представляется важным преодоление противоречий культурного и технологического детерминизма в пользу новой интегральной теории. Во-вторых, необходимо целостное и комплексное рассмотрение феноменов цифровой культуры с учетом их исторического становления и присущей им конвергенции. В-третьих, для анализа цифровой культуры принципиальное значение имеет исследование ценностных дилемм, которые и характеризуют ее специфику. Кроме того, цифровую культуру следует рассматривать как исторический этап, за которым следует и который вынашивает следующий шаг - культуру искусственной жизни. Примером поиска подобного теоретического синтеза можно считать не только такие общесоциологические работы, как книги М. Кастельса, но и более специальные исследования, посвященные конкретным технологическим разработкам.

Негативные последствия и эффекты развития технологий становятся основой критического подхода (который по сути близок культурному детерминизму). Критическая теория, ставит под вопрос саму идею прогресса как насаждаемой правящими элитами

4 Huhtamo Е, Parikka J. (eds.) Media Archeology: Approaches, Applications and Implications. University of

California Press (Berkeley and Los Angeles), 2011

5 Gere С Digital Culture. Reaction Books. London, 2002

идеологии во имя господства и контроля над ресурсами. Обсуждается проблематика так называемого цифрового неравенства, например, в работах, М. Бауэрлейн, П. Норрис6. Интересно, что сам термин «цифровая культура» вошел в научный оборот через «левых» критических теоретиков7.

Критический тон исследований цифровой культуры во многом был задан работами канадских представителей критической теории А. Крокером, М. Крокер и М. Вайнстайном8. Ж. Бодрийяр - один из самых влиятельных теоретиков конца XX в. - объединяет технологический детерминизм и критическую теорию в анализе тотальной медиатизации современных обществ.

Еще одна влиятельная интеллектуальная традиция, получившая название постструктурализма, также усиливает позиции культурного детерминизма и предлагает рассматривать культуру как текучее, нестабильное пространство дискурсов (к числу которых относятся и идеологии), подчиненных логике текстовых форм. Этот подход связан с именами таких теоретиков, как М. Фуко, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Р. Барт. Необходимо понимать сложность функций и сочетаний дискурсивных практик в меняющемся мире, где" все постоянно течет, усложняется и требует новых средств для освоения окружающего мира.

Нельзя однозначно утверждать, что логика культурного генезиса технологий ниспровергает технологический детерминизм. Скорее необходимо искать продуктивного критического диалога с аргументами последнего в самой его решительной форме, поскольку сила и значение этих аргументов чрезвычайно велики.

Технологический детерминизм является весьма серьезной теоретической базой для изучения цифровой культуры на уровне материальных артефактов и их роли в организации социального взаимодействия. Конечно, этот подход малоадекватен в обсуждении смысловых (ментальных) и духовных (ценностных) аспектов цифровой культуры. Однако, с точки зрения нашей методологии эти подходы вполне взаимодополняемы в той трактовке цифровой культуры, которую мы предлагаем.

Что касается исследований искусственной жизни, то здесь существует большое количество разноплановых работ. Например, сам термин «искусственная жизнь» впервые использует американский искусствовед Дж. Бернем, рассуждая о влиянии кибернетики на современную скульптуру. В конце 1980-х разрабатывается математическая и философская методологии искусственной жизни в рамках исследований Института Санта Фе (США): среди основных теоретиков К. Лэнгтон, М. Бедо, Дж. Холланд. Под влиянием этих идей

6 Baueriem M The Digital Divide: Arguments for and Against Facebook, Google, Texting, and the Age of Social

Network Cambridge: MIT Press, 2011, Norris P Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the

Internet Worldwide (Communication, Society and Politics). Cambridge: Cambridge University Press, 2001

7 Reading Digital Culture. Ed. by David Trend. Blackwell, 2001

8 Kroker A , Weinstein A Data Trash: The Theory of Virtual class. New York: St. Martin's Press, 1994

8

появилось немало работ в области систем искусственного интеллекта, среди которых выделим тексты Дж. Мейера и С. Уилсона, П. Маеса, Р. Брукса.

В отечественной традиции исследования в этой области связаны с работами М. Цетлина, В. Турчина и В. Редько. Здесь же следует отметить работы выдающихся российских математиков М. Гаазе-Рапопорта и Д.Поспелова. Важной философской предпосылкой этих исследований можно назвать эволюционную концепцию развития интеллекта.

Значительный вклад в философскую разработку антропологических и этических проблем технологической конвергенции вносят работы российских философов В. Степина, Д. Дубровского, И. Алексеевой, В. Аршинова, П. Тищенко, М. Пронина, Б. Юдина.

Среди зарубежных работ культурологического характера хотелось бы выделить фундаментальные исследования о развитии технологического искусства - книги М. Уитлоу «Метатворение: Искусство и искусственная жизнь»9 и С. Уилсона «Информационное искусство»10, в которых прослеживается развитие технологического искусства, включая эксперименты художников с искусственной жизнью. Оба автора вплотную подходят к гипотезе о культуре искусственной жизни, однако не формулируют ее.

Среди отечественных работ, безусловно, выделяются два больших сборника статей зарубежных и российских авторов под общей редакцией Д. Булатова". В этих антологиях достаточно четко прослеживается идея пост-цифровой культурной динамики, связанной с технологиями манипуляции живыми тканями. Это наиболее близкий нашему исследованию отечественный проект, в котором, однако преимущество отдано обсуждению художественных практик, отсутствует общая методология исследования и не прослеживается последовательно та динамика культурных изменений, которая представлена в нашей работе.

Общий анализ представленных русскоязычных материалов по теме показывает, что наше исследование представляет собой совершенно новый для отечественной исследовательской традиции подход к изучению связи культурной динамики и технологий. Проблематика цифровой культуры и искусственной жизни в контексте теории и истории обсуждается крайне недостаточно и фрагментарно. По сути, в отечественной культурологической традиции помимо нескольких отдельных статьей (например, в специальном тематическом выпуске Международного журнала исследований культуры Российского института

9 Whitelaw М Metacreation: Art and Artificial Life. MIT Press (Leonardo books): Cambridge-London, 2004

10 Wilson S Information Arts. Intersections of Art, Science and Technology. MIT Press (Leonardo), CambridgeLondon, 2002

11 BIOMEDIALE. Современное общество и геномная культура / Сост. и общ. ред. Дмитрия Булатова. Калининград- КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004; Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии. Т. 1-2 / Сост. и общ. ред. Дмитрия Булатова, книга+ 2 DVD-ROM - коллекция фильмов. Калининград: КФ ГЦСИ, 2009 (Т.1), 2013(Т.2)

культурологии) и описательных работ нет ни одной крупной монографии, в которой проблематика цифровой культуры и искусственной жизни выступала главным предметом анализа.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является культурная динамика второй половины XX - начала XXI века, связанная с развитием информационных технологий, их использованием в различных областях и теми ценностными противоречиями, возникающими в этой динамике.

Исследуемым предметом выступает гипотеза о формировании цифровой культуры и ее дальнейшей трансформации в культуру искусственной жизни в контексте интерпретаций технологического и культурного детерминизма.

Опираясь на аналогию из истории, мы можем проиллюстрировать наш тезис и сказать, что как когда-то в ХУ-ХУИ вв. печатная культура пришла на смену письменной, цифровая культура сегодня замещает печатную и намечает горизонты культуры искусственной жизни. Чтобы понять и описать эту трансформацию, необходимо понять, каким потенциалом для такого перехода обладает цифровая культура.

Диссертационное исследование имеет несколько важных ограничений. В качестве эмпирического материала в этой работе серьезное место занимает анализ феноменов цифровой культуры и конкретных технологических разработок, а также современное технологическое искусство, которому уделяется много внимания не столько потому, что это подразумевается одним из распространенных значений слова «культура», сколько по причине той исключительной роли, которую играло и продолжает играть технологическое искусство в исследуемых нами вопросах.

Данное исследование не является прогнозом или футурологической спекуляцией (что совершенно не исключает диалога и в этом контексте), а представляет собой попытку зафиксировать некоторую тенденцию культурной динамики в своего рода «расширенном настоящем». Развитие цифровой культуры рассматривается как процесс секулярный и проблематика религии и культуры не рассматривается (за небольшим исключением в заключительном разделе работы). Однако проблемам идеологической детерминации культурной динамики уделено более серьезное внимание, что неразрывно связано с проблематикой Модернизма как идейной основы технологического развития и дискуссиях о постмодернизме как критической рецепции прогресса в (пост)современном «мире без истины». В стороне также осталась проблематика мультикультурализма и этнокультурных процессов без выхода за рамки анализа культурной динамики западноевропейской цивилизации, однако, безусловно, признаем это направление как одно из перспективных в

исследованиях цифровой культуры. В задачи данного исследования не входил и сбор аргументов «за» или «против» научно-технического прогресса (однако эта тематика присутствует в некоторых разделах работы).

По ряду причин в работе уделено особое внимание технологическому искусству. Во-первых, цифровые компьютерные технологии играют колоссальную роль в современном культурном производстве - и в массовом, и народном, и элитарном. Во-вторых, изучение культурной динамики неразрывно связано с тем, как художники предвосхищают социокультурные изменения каким-то даже им самим не вполне понятным образом. Об этом совершенно в ницшеанском духе прекрасно сказал канадский теоретик и историк культуры М. Маклюэн, назвав искусство системой раннего обнаружения того, что нас ожидает в грядущем.

Цель и задачи исследования

Цель данного диссертационного исследования - обоснование гипотезы о том, что во второй половине XX века формируется цифровая культура и происходит далее ее трансформация в культуру искусственной жизни.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Сформулировать общий контекст исследования через экспозицию подходов к проблеме, их сравнительный анализ и введение рабочего понятия о цифровой культуре.

2. Проанализировать культурно-исторические и теоретические аспекты генезиса цифровой культуры в контексте основной гипотезы.

3. Представить цифровую культуру через ее ключевые феномены и их потенциал для формирования культуры искусственной жизни.

4. Рассмотреть аксиологические аспекты цифровой культуры через ключевые ценностные противоречия.

5. Проанализировать истоки идей искусственной жизни, включая связь с цифровой культурой, и ввести представление об искусственной жизни как «идеальном объекте» в контексте основной гипотезы.

Методологическая основа исследования

В соответствии с перечнем сформулированных задач в работе используются следующие методы:

1. Историко-культурный и культурно-генетический анализ. Данная методология дает возможность исследования феноменов культуры и факторов культурных изменений в локализованной исторической перспективе с опорой на привлечение эмпирического

материала и создает основу для использования метода фиолософско-аксиологического анализа через выявление ценностных противоречий, характеризующих культурную динамику.

2. Сравнительный анализ. Благодаря этому методу мы получаем возможность прояснить формулировку проблемы исследования на основании сравнения различных подходов, выделяя основные положения, достоинства и недостатки их аргументации. К методу сравнительного анализа тесно примыкает контекстуальная интерпретация - метод, позволяющий провести экспликацию различных подходов к исследованию проблемы.

3. Анализ структур опыта, предложенный М. Фуко. Оригинальная философская и историко-культурная методология французского философа открывает широкие горизонты для изучения культурных изменений и исторические конфигурации опыта в формате «знания - власть - формы субъективности».

4 Введение базовых аксиоматических оснований. Данный метод, имеющий важное значение для математики и логики, в данном случае используется нами для введения и экспликации базовых принципов философского характера, которые определяют содержательную сторону исследования.

5. Выдвижение и развитие гипотезы также используется нами как методологическое основание исследования, предполагающее акцент на содержательную проработку фундаментального теоретического предположения и создающее основу философской экспликации основных понятий.

Новизна научных результатов и положения, выносимые на защиту

Положения, выносимые на защиту в данном диссертационном исследовании, формулируются в отечественной литературе впервые и обладают высоким уровнем новизны как для историко-культурных исследований, так и для теоретической культурологии. В частности, впервые вводится систематическое понятие о цифровой культуре и предлагается гипотеза о ее дальнейшем развитии в культуре искусственной жизни, проводится анализ генезиса и феноменов цифровой культуры, рассматривается становление технологического искусства через оригинальную концепцию техно-художественной гибридизации, разрабатывается понятие об искусственной жизни.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Галкин, Дмитрий Владимирович, 2013 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Адорно Т. Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 2003.

2. Анненков Ю. Театр до конца // Дом искусства. - Пб., 1921. - № 2 - С. 59-73.

3. Барбур И. Этика в век технологии. - М., 2001.

4. Бедо М. Исследование гипертворчества человека с помощью технологии искусственной жизни // Biomediale. Современное общество и геномная культура. Государственный центр современного искусства (Калининградский филиал) -Калининград: Янтарный спас, 2004. - С. 216-227.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999.

6. Бенъямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М.: Медиум, 1966.

7. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVII вв. Т. 2: Игры обмена. - М: Прогресс, 1988.

8. Булатов Д. Технобиологическое произведение искусства // Диалог искусств, 2010. №2-С. 17-28

9. Булатов Д. Новое состояние живого: к вопросу о технобиологическом искусстве // Гуманитарная информатика. Вып. 6. - Томск, Издательство ТГУ, 2011 - С.48-57

10. Бурлаков И. Homo Gamer. Психология компьютерных игр. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

11. Вайбелъ П. Мир - переписываемая программа? / Пер. с нем, англ. - М: Медиаком, 2011.

12. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - М.: Советское радио, 1958.

13. Вирильо П. Машина зрения. - СПб.: Наука, 2004.

14. Гаазе-Рапопорт М.Г. Автоматы и живые организмы. Моделирование поведения живых организмов. - М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1961.

15. Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов ДА. От амебы до робота: модели поведения. - М.: Наука, 1987.

16. Галкин Д.В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - № 3 (8). - [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://www. culturalresearch.ru/ru/component/content/article/3 6-current/8 6-di gital

П.Галкин Д.В. Бинарный язык и виртуальный дискурс: к философии цифровой культуры // Гуманитарная информатика. - Томск: Изд-во Том ун-та, 2004. Вып. 1. -С. 30-40.

18. Галкин Д. В. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. - Новосибирск, 2000. №1-2. - С. 26-34.

19. Галкин Д.В. Звуки, рожденные из чисел, кибер-театр и компьютерная поэзия: эстетика случайности в кибернетическом искусстве 1950-60-х // Вестник Томского государственного университета. -2009. - № 325. - С. 52-59.

20. Галкин Д.В. Искусственная жизнь как низвержение плоти: стратегии гибридизации // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 370. - С. 44-52.

21. Галкин Д.В. Искусственная жизнь: наука и компьютерные технологии в современном искусстве // Вестник Томского государственного университета. -

2011. - № 350. - С. 74-80. - 0,6 п.л.

22. Галкин Д.В. Границы живого: к проблеме онтологических оснований искусственной жизни // Философия науки. - 2012. - № 4. - С. 49-67.

23. Галкин Д. В. Культура как индустрия: Европейская версия // Европейская культура: XXI век / коллективная монография под ред. проф. Е.В. Водопьяновой. - М.-СПб: Нестор - История, 2013. - С. 256-272.

24. Галкин Д. В. К антропологии индивидуализма: судьбы этики и проблемы морального самоопределения в условиях культурной динамики (пост)Современности // Вестн. Том. гос. ун-та. Июнь 2004. №282. - С. 133-142.

25. Галкин Д.В. Компьютерные игры как феномен современной культуры: исследования техно-художественных гибридов // Гуманитарная информатика. -Томск, 2007. - Вып. 4. - С. 38-50.

26. Галкин Д.В. Методология искусственного интеллекта в контексте гуманитарной информатики // Гуманитарная информатика. - 2012. - Вып. 6. - С. 65-76.

27. Галкин Д.В. О некоторых эпистемологических основаниях искусственной жизни // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. -

2012.-№ 2. -С. 43-51.

28. Галкин Д.В. От вдохновения машинами к искусственной жизни: этапы развития технологического искусства // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2013. -№ 1(9). - С. 29-34.

29. Галкин Д.В. Понять интерактивность: кибернетика в зеркале эстетики // Гуманитарная информатика. - 2010. - Вып. 5. - С. 47-60.

30. Галкин Д.В. Техно-логика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой культуры // Гуманитарная информатика. - 2005. - Вып. 2. - С. 37-61.

31. Галкин Д.В. Техно-художественные гибриды или произведение искусства в эпоху его компьютерного производства (V.1.0) // Гуманитарная информатика. - Томск, Издательство ТГУ, 2007, - Вып. 4. - С. 22-38.

32. Галкин Д.В. Человек в виртуальном бункере: критическая теория виртуальной культуры А. Крокера // Открытое и дистанционное образование. №3^1 (11-12), 2003.-С. 100-105.

33. Галкин Д.В. Цифровая культура: горизонты искусственной жизни. - Томск: Изд-во ТГУ, 2013.-301 с.

34. Галкин Д.В. Эстетика кибернетического искусства 1950-60 годов: алгоритмическая живопись и роботизированная скульптура // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 320. - С. 79-87.

35. Галкин Д. В., Зилъберман H.H. Социальная робототехника в контексте гуманитарной информатики // Открытое и дистанционное образование. - 2012. - № 2(46). - С. 6671.

36. Гибсон У. Нейромант: Фантастический роман / Пер. с англ. Е. Летова, М. Пчелинцева. - М.: Аст; СПб.: Terra Fantastica, 2000.

37. Гир Ч. Цифровая контркультура / пер. Д.В. Галкина // Гуманитарная информатика. Томск, Издательство ТГУ, 2004. Вып. 1. - С.27-45

38. Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре / Министерство культуры РФ и РАН, Гос. ин-т искуствознания. - М., 1997.

39. Горохов В., Грунвалъд А. Каждая инновация имеет социальный характер (Социальная оценка техники как прикладная философия техники) // Высшее образование в России, 2011. № 5. - С. 135-145.

40. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX - начале XX столетия. -М: Логос, 2009.

41. Данилов Ю. А. Джон фон Нейман. - М.: Знание, 1981.

42. Дворко Н., Иоскевич Я., Познин В. Мультимедиа: творчество, техника, технология. Сер. Новое в гуманитарных науках. - СПбГУП, 2005.

43. Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. - М.: Стратегия-Центр, 2007.

44. Ерохин С. Эстетика цифрового изобразительного искусства. - СПб.: Алетейя, 2010.

45. Жмуров Д. Компьютерные игры и подростковая агрессия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://npocmo.info/cg/cg index.html

46. Искусственные иммунные системы / под ред. В. Дасгупта. - М: Физматлит, 2006.

47. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

48. Кафаи Э. Игра и технология. Изменение реалий, новый потенциал // Игра со всех сторон. - М.: Фонд «Прагматика культуры», 2003. - С. 325-339.

49. Каттс О. Фрагменты конструирования жизни - влажная палитра тканевой инженерии // Biomediale. Современное общество и геномная культура. Государственный центр современного искусства (Калининградский филиал). -Калининград: Янтарный спас, 2004. - С. 412-422.

50. Киттлер Ф. Мир символического - мир машины // Логос. 2010. №1 (74). - С. 5-21.

51. Кудрявцев В.Б., Гасанов Э.Э., Подколзин A.C. Введение в теорию интеллектуальных систем. - М.: МАКС Пресс, 2006.

52. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.

53. Кребер А. Избранное: Природа культуры. - М.: РОССПЭН, 2004.

54. Крюгер М. Искусственная реальность: прошлое и будущее // Исследования по философии современного понимания мира. - М., 1995. Вып. 1. - С.115-134

55. Левин Д. Игра, содержащая насилие: о чем она говорит и как на нее реагировать? // Игра со всех сторон. - М.: Фонд «Прагматика культуры», 2003. - С. 170-171.

56. Лири Т. Семь языков Бога / Пер. с англ. - К.: Янус; М.: Пересвет, 2001.

57. Люгер Дж.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. - Киев: Издательский дом «Вильяме», 2003.

58. Макаров ИМ., Лохин В.М., Манько C.B. и др. Искусственный интеллект и интеллектуальные системы управления. - М.: Наука, 2006.

59. Маевский Е. Интерактивное кино? Опыт эстетической прогностики // Иностранная литература. 1995. № 4. - С.98-112

60. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. -Киев: «Ника-Центар», 2003.

61. Маклюэн М. О понимании медиа: эссе о продолжении человека. - М.: Жуковский: 'КАНОН-пресс-Ц', 'Куч-ково поле, 2003.

62. Малиновский Б. Научная теория культуры. - М: ОГИ, 2005.

63. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000.

64. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. A.A. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. - М: ООО «Издательство ACT», 2002.

65. Мартиросян Т.Э. Виртуальная реальность как современная культура коллективного бессознательного // Виртуальные реальности. Тр. лаборатории виртуалистики. Тр. Центра профориентации. - М., 1998. Вып. 4. - С.34-51

66. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2: 1917-1939. - М.: Искусство, 1968.

67. Мигунов А., Ерохин С. Алгоритмическая эстетика. - СПб.: Алетейя, 2011.

68. Мигунов A.C., Ерохин C.B., Галкин Д.В., Гагарин В.Е. Научное искусство: истоки, сущность, терминология (по материалам первой международной научно-практической конференции «Научное искусство», Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 4-5 апреля 2012 года) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2012. - № 6. - С. 96116.

69. Носов H.A. (ред.) Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. - М., 1997.

70. Носов H.A. (ред.) Виртуальные реальности и современный мир // Труды лаборатории виртуалистики. - Вып. 3. - М.: Ин-т человека РАН, 1997.

71. Носов H.A. (ред.) Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. - М.: ИТАР-ТАСС, 1996

72. Носов H.A. Виртуальная психология // Труды лаборатории виртуалистики. - М.: Аграф, 2000. - Вып. 6.

73. Носов H.A. Виртуальный человек: очерки по виртуальной психологии детства. - М.: Магистр, 1997.

74. Носов H.A. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. М.: Путь, 2001. Вып. 15.

75. От моделей поведения к искусственному интеллекту. Сер.: Науки об искусственном. - М.: КомКнига, 2010.

76. Поспелов Д.А. Десять «горячих точек» в исследованиях по искусственному интеллекту // Интеллектуальные системы (МГУ). 1996. - Т. 1, - Вып. 1-4. - С. 47-56.

77. Провензо Ю. Электронно опосредованные игровые ландшафты // Игра со всех сторон. - М.: Фонд «Прагматика культуры», 2003. - С. 339-351.

78. Ручкин В.Н., Фулин В.А. Универсальный искусственный интеллект и экспертные системы. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.

79. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. - M.: SvR-Аргус, 1994.

80. Системы искусственного интеллекта: Практический курс. (Сер.: Адаптивные и системы). - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

81. BIOMEDIALE. Современное общество и геномная культура / Сост. и общ. ред. Дмитрия Булатова. - Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

82. Суперкомпьютерные технологии в науке, образовании, промышленности / Под ред. В.А. Садовничего, Г.И. Савина, В.В. Воеводина. - М.: Изд-во МГУ, 2009.

83. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект: современный подход. - Киев: Изд. дом «Вильяме», 2006.

84. Редько В.Г. От моделей поведения к искусственному интеллекту. 2-е изд., стереотип. Науки об искусственном. - M.: URSS, 2010.

85. Редько В.Г. Эволюционная кибернетика. На пути к теории происхождения мышления. - М.: УРСС, 2005.

86. Редько В.Г. Проблема происхождения интеллекта // Вопросы философии. 2008. № 1-2. - С. 76-83.

87. Розин В. Области употребления и природа виртуальных реальностей // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития: Прил. 3 к вестнику «Аномалия». М.: ИТАР-ТАСС - Ассоциация «Экология непознанного», 1996. - С. 57-69.

88. Россиянов К. Опасные связи: И.И. Иванов и опыты скрещивания человека с человекообразными обезьянами // Вопросы истории естествознания и техники. 2006. № 1.-С.85-112

89. Тетерин С. Медиа-арт в России: старые проблемы и новые решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/index.html

90. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под. ред. Н.А. - Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996.

91. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. - М.: Наука, 1993.

92. Уайт Л. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. - СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 439-465 (Культурология 20 век). b

93. Уитби Б. Искусственный интеллект: Реальна ли Матрица? - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

94. Усманова А. Насилие как культурная метафора [Электронный ресурс]. Журнал «Дистанционный смотритель», 2000. - Режим доступа: http://wwh.nsys.by/klmamen/dist2.html

95. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А.С. Колесникова. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга (Сер. «Аи Рига. Французская коллекция»), 2004.

96. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности: Пер. с фр. С. Табачниковой под ред. А. Пузырея. - М.: Магистериум - Касталь, 1996.

97. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. И.К. Стаф. - М.: ACT МОСКВА, 2010.

98. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. - Киев: Дух и Литера, 1998. - Т. 3.

99. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. - М.: Ad Marginem, 1999.

100. Фуко М. Рождение клиники. - М.: Смысл, 1998.

101. Хейзенга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова. - М.: Прогресс - Традиция, 1997.

102. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. -М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997.

103. Цетлин МЛ. Исследования по теории автоматов и моделирование биологических систем. - М.: Наука, 1969.

104. Чеклецов В. В., Аршинов В.И., Горохов В.Г. Наноэтика - конвергенция этических проблем современных технологий или пролегомены к постчеловеческому будущему? // Эпистемология & Философия науки. № 2. - М.: 2009. - С. 96-111.

105. Чеклецов В. В., Аршинов В.И., Алексеева И.Ю. Технолюди" против "постлюдей": НБИКС - революция и будущее человека // Вопросы философиию - 2013. - №3 - С. 12-21.

106.

107. Шампандар А. Искусственный интеллект в компьютерных играх. Как обучить виртуальные персонажи реагировать на внешние воздействия. - М.: Вильяме, 2007.

108. Шенъе-Жандрон Ж. Сюрреализм Surrealism. - М.: Новое литературное обозрение, 2002.

109. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: Учеб. пособие для студентов. - М.: Гранд, 2004.

ПО. Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии. Т. 1 / Сост. и общ. ред. Дмитрия Булатова, книга+ 2 DVD-ROM - коллекция фильмов. - Калининград: КФ ГЦСИ, 2009.

111. Этциони А. Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. - М: Academia, 1999. - С. 309-337.

112. Ясницкий J1.H. Введение в искусственный интеллект. 2-е изд. - М.: Академия, 2010.

113. 9 evenings reconsidered: art, theatre, and engineering, 1966. - Cambridge: MIT List Visual Art Center, 2006.

114. Abbate J. Inventing the Internet. - Cambridge, MA: MIT. Press, 1999.

115. Anderson C. An update on the effects of playing violent video games // Journal of Adolescent Psychology - 2004. - Vol.27. - P. 41-52.

116. Anderson C. and Dill, K. Video Games and Aggressive Thoughts, Feelings, and Behavior in Laboratory and in Life // Journal of Personality and Social Psychology 2000, Vol.78, No.4, - P.788-805.

117. Armitage J., ed. Paul Virilio: From Modernism to Hypermodernism and Beyond. London: Sage, 2000.

118. Bar-Cohen Y., Hanson D., Marom A. The Coming Robot Revolution: Expectations and Fears About Emerging Intelligent, Humanlike Machines. Springer, 2009.

119. Bauerlein M. The Digital Divide: Arguments for and Against Facebook, Google, Texting, and the Age of Social Network. Cambridge: MIT Press, 2011.

120. Artist and Computer. Edited by Ruth Leavitt. - Creative Computing Press: Morristown, New Jersey, Harmony Books: New York, 1974.

121. Baillie-de Byl, P Programming Believable Characters For Computer Games (Game Development Series). - Charles River Media, 1 edition, 2004.

122. Bedau M. Philosophical Aspects of Artificial Life. In F. Varela and P. Bourgine, eds. Towards A Practice of Autonomous Systems. - Cambridge: MIT Press - P. 494-503.

123. Bauman Z. Life in Fragments: Essay in Postmodern Morality. - Oxford UK and Cambridge USA: Blackwell's, 1995.

124. Bauman Z. Liquid Modernity. - Oxford UK and Cambridge USA: Blackwell's, 2000.

125. Bauman Z. Postmodern Ethics. - Oxford UK and Cambridge USA: Blackwell's, 2000.

126. Bauman Z. Sociological Enlightenment: For Whon? For What? // Theory, Culture and Society. 2000 - SAGE Publications. - London, Thousand Oaks, CA and New Delhi, - Vol. 17(2) - P.71-82.

127. Bedau, M. What is life?// S. Sarkar and A. Plutynski, eds., A Companion to the Philosophy of Biology. - New York: Blackwell, 2007. - P. 455-471.

128. Benfor G., Malartre E. Beyond Human: Living with Robots and Cyborgs. - Forge Books, 2008.

129. Benedetti P., DeHart N. Forward Through the Rearview Mirror: Reflections on and by Marshall McLuhan. - Boston:The MIT Press, 1997

130. Bense, M. The Project of Generative Aesthetics // Cybernetics. Art and Ideas. Ed. by Jasia Riechard. - London: Studio Vista, 1971.

131. Bijker W., Hughes Т., & Pinch T. (Eds.) The Social Construction of Technological Systems: New Directions in the Sociology and History of Technology. - Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1987.

132. Billings C., Grady S. Supercomputers: Charting the Future of Cybernetics. Facts of File. -Inc. New York, 2004.

133. Bolter J.D. The Computer, Hypertext, and the History of Writing. - Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1991.

134. Bolter L.D., Grusin R. Remediation. Understanding New Media. - MIT Press: Cambridge, MA, 1999.

135. Bostrom N. The Future of Humanity // New Waves in Philosophy of Technology, eds. Jan-Kyrre Berg Olsen, Evan Selinger, & Soren Riis. - New York: Palgrave McMillan, 2009.

136. Breazeal C. Designing Sociable Robots (Intelligent Robotics and Autonomous Agents series). - A Bradford Book, 2004.

137. Brown P., Lauder H. Collective intelligence. // S. Baron, J. Field & T Schuller. Social Capital: Critical Perspectives. - New York: Oxford University Press, 2000.

138. Brooks R.A. Cambrian Intelligence: The Early History of the New AI. MIT Press, Cambridge, 1999.

139. Brooks, R.A. The Relationship Between Matter and Life // Nature, Vol. 409, January 18, 2001.- P. 409-411.

140. Brooks, R. A. Flesh and Machines. New York: Pantheon Books, 2002.

141. Brenda D. Cyberpl@y: Communicating online. Oxford/New York, 2001.

142. Burnham J. Beyond Modern Sculpture: The Effects of Science and Technology on the Sculpture of This Century. - George Braziller: New York, 4th Edition, 1975.

143. Bush V. As we may think // Atlantic Monthly. - July 1945 (репринт статьи доступен как электронный ресурс http://web.mit.edu/STS.035/www/PDFs/think.pdf).

144. Calvert, S. Cognitive Effects of Video Games // Handbook of Computer Gama Studies. Ed. by J.Raessens and J.Goldstein. - Cambridge-London: MIT Press (Leonardo), 2005 -P.125-132.

145. Cariani P. Some epistemological implications of devices which construct their own sensors and effectors. In F. Varela and P. Bourgine (ed.), Towards a Practice of Autonomous Systems. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1992.

146. Cariani P. To Evolve an Ear: Epistemological Implications of Gordon Pask's Electrochemical Devices. Systems Research 1993; 10 (3) - C.19-33.

147. Certeau M. The Practices of Everyday Life. Berkeley - Los Angeles; London: University of California Press, 1984.

148. Chaouchi H. The Internet of Things. - London: Wiley-ISTE, 2010.

149. Chabanne H., Urien P., Susini J-F. RFID and the Internet of Things. - London: ISTE, 2011.

150. Charles A. Csuri: Beyond Boundaries, 1963 - present. Ed. By J.Glowski, College of Arts, - Ohio State University, 2006.

151. Communities in Cyberspace / Ed. by Marc A. Smith and Peter Kollock. - Routledge, 1999.

152. Converging Technologies for Improving Human Performance. Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science / Ed. by Mihail C. Roco and William Sims Bainbridge, National Science Foundation, Dordrecht: Kluwer Academic Publishers (Springer), 2003.

153. Craig I. Virtual Machines. - Springer, 2006.

154. Csuri C. Queenly Gestures: A Living Art Object // Leonardo - 1999. - Vol. 32, №4, MIT -P. 270-271.

155. Daniels D. Media —* Art / Art —> Media: Forerunners of media art in the first half of the twentieth century [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.medienkunstnetz.de/ themes/overview_of_media_art/forerunners/

156. Dawkins R. The Blind Watchmaker. - Penguin Books, 1986.

157. Dennett D. Artificial Life as Philosophy // Artificial Life. An Overview / Ed. by Langton, C. - MIT Press: Boston, 5th edition 2000 (1995). - P. 291-293.

158. Dixon S. Digital Performance. A History of New Media in Theatre, Dance, Performance Art and Installation. - Cambridge-London: MIT Press (Leonardo), 2007.

159. Donovan T. Replay: The History of Video Games. - Sussex: Yellow Ant Media, 2010.

160. Emotional and Behavioral Effects of Video Games and Internet Overuse (A-07) // Featured Report, American Medical Association [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.ama-assn.org/ama/pub/category/print/ 17694.html, 2007.

161. Etzioni A. The Limits of Privacy. - New York: Basic Books, 1999.

162. Etzioni A. The Moral Dimension: Toward a New Economics. - New York: The Free Press, 1988.

163. Etzioni A. The New Golden Rule: Community and Morality in a Democratic Society. -New York: Basic Books, 1997.

164. Etzioni A. Next: The Road to The Good Society. - New York: Basic Books, 2001.

165. European Audiovisual Observatory. Statistical Yearbook, Barselona, 1998; Screen Digest. September 1999 - January 2000.

166. Explorations in Art and Technology. Ed. Linda Candy and Ernst Edmonds. London: Springer, 2002.

167. FEEDBACK. Art Responsive to Instructions, Input, or Its Environment. Exhibition Catalogue. March 30 - June 30 2007. LABoral Center for Arts and Creative Industries. Laboral Foundation. Spain.

168. Florida R. The Rise of the Creative Class. 2nd. ed. - New York: Basic Books, 2004.

169. Franke G. Computer and Visual Art // Leonardo. 1971 - Vol.4, No.4. - P.331-338.

170 Galkin D. Collaborative System Design for Innovation and Creativity: From Social Networks to Collective Intelligence // Research. Book of Abstracts. Ed. by R.M.Bichler, S.Blachfellner, W.Hofkirchner, Bertalanffy Centre for the Study of System Science, Vienna, 2012 - P.126-129.

171 Galkin D.V. The hypothesis of interactive evolution // Kybernetes. - 2011. - Vol. 40. -Iss: 7/8, Emerald Publishing, UK-P. 1021-1029.

172 Galkin D. Understanding Interactivity: Artistic Reflections on Cybernetics // Cybernetics and Systems 2008. Ed. Robert Trappl.,Vol. 2. Austrian Society for Cybernetic Studies, Vienna, 2008-P. 126-132.

173 Gere С Digital Culture. London: Reaction Books. 2002.

174 Glaschenko, A., Ivaschenko, A., Rzevski, G., Skobelev, P. Multi-Agent Real Time Scheduling System for Taxi Companies // Proc. of 8th Int. Conf. on Autonomous Agents and Multiagent Systems (AAMAS 2009), Decker, Sichman, Sierra, and Castelfranchi (eds.), May, 10-15, 2009, Budapest, Hungary - P.29-35.

175 Global Hollywood. - London: British Film Institute Publishing, 2001.

176 Grau О Virtual Art: From Illusion to Immersion& - Cambridge: MIT-Press, 2003.

177. Daniel G. Gibson, John I. Glass, Carole Lartigue, Vladimir N. Noskov, Ray-Yuan Chuang, Mikkel A. Algire, Gwynedd A. Benders, Michael G. Montague, Li Ma, Monzia M. Moodie, Chuck Merryman, Sanjay Vashee, Radha Krishnakumar, Nacyra Assad-Garcia, Cynthia Andrews-Pfannkoch, Evgeniya A. Denisova, Lei Young, Zhi-Qing Qi, Thomas H. Segall Shapiro, Christopher H. Calvey, Prashanth P. Parmar, Clyde A. Hutchison III, Hamilton O. Smith, J. Craig Venter Creation of a Bacterial Cell Controlled by a Chemically Synthesized Genome // Science. - 2010. - P. 52-56.

178. Grau O. Virtual Art: From Illusion to Immersion. - Cambridge-London: MIT Press (Leonardo), 2003.

179. Green N. How Everyday Life Became Virtual Mundane work at the juncture of production and consumption // Journal of Consumer Culture. - 2001 - London: Thousand Oaks, CA and New Delhy: SAGE Publications, Vol. 1(1) - P.73-92.

180. Hackel M. (ed.) Humanoid Robots: Human-like Machines. Vienna: I-Tech Eduacation and Publishing, 2007.

181. Hammit F. Virtual Reality. - Backbeat Books, 1992.

182. Hand M. Making Digital Culture: Access, Interactivity and Authenticity. - Hampshire: Ashgate Publishing, 2008.

183. Hauser A. The Sociology of Art. Chicago and London: The University of Chicago Press. 1982.

184. Heim M. The Metaphysics of Virtual Reality - New York: Oxford University Press, 1993.

185. Heim M. Feng Shui of Virtual Worlds // Computer Graphics World. - 2001. - P.19-21.

186. Heim M. Virtual Realism. - Oxford: Oxford University Press, 1997.

187. Hersent O., Boswarthick D., Elloumi O. The Internet of Things: Key Applications and Protocols. - Chichester, West Sussex: Wiley, 2012.

188. Holmes T. Electronic and Experimental Music: Pioneers in Technology and Composition. - New York, London: Taylor & Francis, 2002.

189. Holland J.H. Adaptation in natural and artificial systems. - Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1975.

190. Holland J. Echoing emergence: Objectives, rough definitions, and speculations for Echo-class models // G.A. Cowan, D. Pines and D. Meltzer (Eds.) Complexity: Metaphors, Models and Reality. Reading, MA: Addison-Wesley, 1994 - P.54-77.

191 Huhtamo E., Parikka J. (eds.) Media Archeology: Approaches, Applications and Implications. - Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2011.

192. Jenkins H. Convergence Culture: Where New and Old media collide. - New York and London: New York University Press, 2006.

193. Kent S.L. The Ultimate History of Video Games: From Pong to Pokemon - The Story Behind the Craze That Touched Our Lives and Changed the World (Paperback). - Three Rivers Press; 1st edition, 2001.

194. Kay A. A Personal Computer for Kids of all Ages // Proceedings of the ACM National Conference, Boston, 1972.

195. Keen A. The Cult of The Amateur: How Today's Internet is Killing Our Culture. - Cron Business, 2007.

196. Kittler F.A. Gramophone, Film, Typewriter. - Stanford University Press, Stanford (California), 1999.

197. Kroker A., Weinstein A. Data Trash: The Theory of Virtual class. - New York: St. Martin's Press, 1994.

198. Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence. - Penguin Books; Penguin Bks, 2000.

199. Kurzweil R. The Singularity is Near. When Humans Transcend Biology. - Pinguin Books, London, 2005.

200. Langton, C. G. (Ed.) Artificial Life: Proceedings of An Interdisciplinary Workshop On The Synthesis And Simulation Of Living Systems (Santa Fe Institute Series), Reading, MA: Addison-Wesley, 1989.

201. Langton C. Artificial Life. An Overview. - Cambridge: The MIT Press, 1997.

202. Lanza R.P., Langer R.S., Vacanti J. (Eds.) Principles of Tissue Engineering. Burlington: Elsevier Academic Press, 2007 (3d Edition).

203. Levi P., Kernbach S. (Eds.) Symbiotic Multi-Robot Organisms. Reliability, Adaptability, Evolution. Series: Cognitive Systems Monographs, Vol. 7, 1st Edition., 2010, XXIV

204. Levy D. Love and Sex with Robots: The Evolution of Human-Robot Relationships. Nye York: Harper Collins Perennial, 2008.

205. Levy D. Robots Unlimited: Life in a Virtual Age. - A.K. Peters Ltd., 2005.

206. Langton C. Self-Reproduction in Cellular Automata // Physica D, Elsevier, 1984, N10 -P.135-144.

207. Latour B., Woolgar S. Laboratory Life: The Construction of Scientific Facts. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1979.

208. Laurel B. Computer as Theatre. Addison-Wesley, 1993.

209. Lin P. and Bekey G. (Editors) Robot Ethics: The Ethical and Social Implications of Robotics (Intelligent Robotics and Autonomous Agents series). - Cambridge-Oxford, MIT Press, 2011.

210. Lyon D. The Electronic Eye: The Rise of Surveillance Society. - London: Polity Press, 1994.

211. Lovejoy M. Digital Currents: Art in the Electronic Age. New York: Taylor & Francis, 2004.

212. Lull J. Media, Communication, Culture: A Global Approach. - New York: Columbia University Press, 1995.

213. Maarten H., Lamers Fons J. Verbeek (Eds.) Human-Robot Personal Relationships. Third International Conference, HRPR 2010, Leiden, The Netherlands, June 23-24, 2010. ICST Institute for Computer Science, Social Informatics and Telecommunications Engineering, London: Springer, 2011.

214. Maes P. Modeling Adaptive Autonomous Agents // Artificial Life. An Overview. Ed. by Langton, C.. - MIT Press: Boston, 5th edition 2000 (1995).

215. McLuhan M. War and Peace in the Global Village. 1st Ed.: Bantam, NY; reissued by Gingko Press, 2001.

216. Marchand Ph. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger. Random House, 1989; Vintage, 1990; The MIT Press (Revised edition), 1998.

217. Metaverse Roadmap. Pathways to the SD Web [Электронный ресурс] http://www.metaverseroadmap.org/MetaverseRoadmapOverview.pdf, 2011.

218. Manovich L. The Language of New Media. Cambridge: MIT Press, 2001.

219. Manovich L. Software Takes Command. 2008 [Электронный ресурс] http://softwarestudies.com/softbook/manovich_softbook_l l_20_2008.pdf (режим доступа на 22.05.2013)

220. Meyer J. and Wilson S. (eds.) From Animals to Animats. Proceedings of the First International Conference on Simulation of Adaptive Behavior. - Cambridge, MA: MIT Press, 1991.

221. McCulloch, W.S. & Pitts, W.H. (1943) A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, Bulletin of Mathematical Biophysics, 5. - P.l 15-137.

222. McLuchan M. Understanding Media. The Extension of man. - London-New York: 2001.

223. Menzel P., D'Aluizio F. Robo Sapiens: Evolution of a New Species. - Cambridge: MIT Press, 2001.

224. Miller Т., Govil N., McMurria J., Maxwell R. Global Hollywood. - London: British Film Institute Publishing, 2001. - P. 17-44.

225. Miller S.L. Production of Amino Acids Under Possible Primitive Earth Conditions // Science. - 1953 - Vol.117 Issue 3046. - P. 528-529.

226. Moravec H. Mind Children: The Future of Robot and Human Intelligence. - Harvard University Press, 1990.

221. Moravec H. Robot: Mere Machine to Transcendent Mind. - Oxford: Oxford University Press, 2000.

228. Multimedia: From Wagner to Virtual Reality. K.Jordan & Parke (Eds.), W.W.Norton, New York, 2001.

229. Murray C. The Superman. The Story of Seymour Cray and the Technical Wizards behind the Supercomputer. New York and Toronto: John Wiley & Sons Inc., 1997.

230. Norris P. Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide (Communication, Society and Politics). - Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

231. OMahony M. Cyborg: The Man-Machine. - London: Thames & Hudson, 2002.

232. Pangaro P. Pask as Dramaturg // Systems Research. Vol.10, N3, 1993. - P.245-277.

233. Pask P. A comment, a case history and a plan // Cybernetics. Art and Ideas. Ed. By Jasia Riechard. London: Studio Vista, 1971. - P.76-110.

234. Pask G. Organizational closure of potentially conscious systems. // Autopoiesis: A Theory of Living Organization. M. Zeleny (ed.). - New York: North Holland, 1981.

235. Pfister C. Getting Started with the Internet of Things. Sebastapool, Calif: O'Reilly Media, Inc, 2011

236. Pickering A. The Mangle of Practice: Time, Agency and Science. - Chicago: University of Chicago Press, 1995.

237. Pickering A. The Cybernetic Brain: Sketches of Another Future. University of Chicago Press, 2010.

238. Popper F. From Technological to Virtual Art. - Cambridge-London: MIT Press (Leonardo), 2007.

239. Price D. An Ancient Greek Computer // Scientific American. - Junel959. - P. 60-67.

240. Putnam H. Mind, Language and Reality. Philosophical Papers. - Vol 2. - London: Cambridge University Press, 2nd edition, 1979.

241. Rasmussen S., Chen L., Deamer D., Krakauer D., Packard N., Stadler P., Bedau M. Transition from nonliving to living matter // Science. - 2004. - Vol 303,13. - P.963-965.

242. Ray T.S. An evolutionary approach to synthetic biology: Zen and the art of creating life. Artificial Life 1(1/2). - P. 179-209.

243. Reynolds C. W. Boids Demos // Artificial Life II Video Proceedings. Ed. by C. Langton. Redwood City: Addison-Wesley, 1992. - P. 15-19.

244. Reeves B. & J.Read Total Engagement: Using Games and Virtual Worlds to Change the Way People Work and Businesses Compete. - Boston: Harvard Business School Press, 2009.

245. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. -Cambridge: MIT Press, 2000.

246. Rheingold H. Smart Mobs: The Next Social Revolution. - Smart Books, 2003.

247. Rheingold H. Virtual Reality: The Revolutionary Technology of Computer-Generated Artificial Worlds - and How It Promises to Transform Society. - Simon & Schuster, 1992.

248. Rinaldo K. The Flock // Leonardo. - 1998. - Vol. 31, No. 5, Sixth Annual New York Digital Salon. - P. 405-407.

249. Riskin J. fed.) Genesis Reduxe: Essays in the History and Philosophy of Artificial Life. Chicago: The University of Chicago Press, 2007.

250. Rossbach S., Glaser H. The Artificial Humans. A Real History of Robots, Androids, Replicants, Cyborgs, Clones and all the rest. - Amazon Digital Service, 2012.

251. Rush M. New Media in Art (World of Art). London: Thames & Hudson; 2nd edition, 2005.

252. Scott A.J. A New Map of Hollywood: The Production and Distribution of American Motion Pictures // Regional Studies. - 2002. - Vol. 36.9. - P. 951 -974

253. Soukup C. Building a theory of Multymedia CMC: An Analysis, critique and Integration of computer-mediated communications theory and research // New Media and Society. -2001 - SAGE Publications. London: Thousand Oaks, CA and New Delhy, Vol. 2(4). - P. 407-425.

254. Shapiro A. The Control Revolution: How The Internet is Putting Individuals in Charge and Changing the World We Know. - New York: A Century Foundation Book, 1999.

255. Simondon G. Du mode d'existence des objets techniques. - Paris: Aubier, Editions Montaigne,1958.

256. Sims K. Evolved Virtual Creatures // Future Cinema. The Cinematic Imaginary after Film. Ed. By J.Show and P.Weibel. - MIT Press (Leonardo books): Cambridge-London, 2003 - P.152-155.

257. Stocker G„ Sommerer C. HYBRID - Living in Paradox // HYBRID - Living in Paradox: Ars Electrónica festival 2005. - Linz: Ars Electrónica Centre, 2005.

258. Taylor P. Hackers. - London, New York: Routledg, 1999.

259. Terrence G. Marshall McLuhan: Escape into Understanding: A Biography. - Basic Books, 1997.

260 The Essential Communitarian Reader. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1998.

261. The Conquest of Form. Computer Art by William Latham. Exhibition Catalogue. Arnolfini Gallery, Bristol, December 3 1988 - January 15th, 1989.

262. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities and the Communitarian Agenda. -New York: Crown Publishers, Inc. 1993.

263. Tomlinson J. Globalization and Culture. - London: Polity Press, 2002.

264 Turing A Computing Machinery and Intelligence // Mind. Ocnober 1950. - Vol. LIX, no. 236. - P. 433-460.

265. Uckelmann D., Harrison M., Michahelles F. Architecting the Internet of Things. - Berlin: Springer, 2011.

266. Umpleby S. Fundamentals and history of Cybernetics. World Multi-Conference on Systemics, Cybernetics, and Informatics. - Orlando, Florida, July 16, 2006.

267 Varela F Autonomy and Autopoiesis. In: Rolh G., Schwegler H. (Eds.) Self-organizing Systems. - Campus Verlag, 1981. - P. 14-27.

268. Varela, F., Maturana, H. and Uribe, R. Autopoesis: the organization of living systems, its characterization and a model // Biosystems. - 1974. - Vol. 5. - P.187-196.

269. Varela F.J and Bourgine P. (eds.) Toward a Practice of Autonomous Systems: Proceedings of the First European Conference on Artificial Life. Cambridge: The MIT Press, 1992.

270 Vaidhyanathan S. Copyrights and Copy wrongs. The Rise of Intellectual Property and How It Threatens Creativity. - New York and London: New York University. Press, 2001.

271. Venturelly S. From The Information Economy to The Creative Economy: Moving Culture to the Center of International Public Policy. - Washington, D.C.: Center for Arts and Culture, 2001.

272 Verbeek P-P. Moralizing Technology: Understanding and Designing the Morality of Things. - Chicago: The University of Chicago Press, 2011.

273 Virilio P. Speed and Information: Cyberspace Alarm! // Reading Digital Culture Ed. by David Trend. - London: Blackwell, 2001. - P.23-28.

274. Virilio P. Open Sky. - Lindon-New York: Verso, 1999.

275 Virilio P Speed and Politics: An Essay on Dromology. - Semiotext(e): New York, 1986.

276. Von Neumann J. Theory of self-reproducing automata. - University of Illinois Press, 1966.

277 Virilio P. The Vision Machine. - Bloomington: Indiana University Press, 1994.

278. Virilio P. Bunker Archaeology. - New York: Princeton University Press, 1994.

279. Virilio P. The Art of the Motor. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1995.

280. Virilio P. Pure War. - New York: Semiotext(e), 1997.

281. Virilio P. Politics of the Very Worst. - New York: Semiotext(e), 1999.

282. Virilio P. A Landscape of Events. - Cambridge: MIT Press, 2000.

283. Virilio P. The Information Bomb. - London: Verso, 2000.

284. Virilio P. Strategy of Deception. - London: Verso, 2000.

285. Virilio P. Ground Zero. - London: Verso, 2002.

286. Virilio P. Desert Screen: War at the Speed of Light. - London: Continuum, 2002.

287. Virilio P. Crepuscular Dawn. - New York: Semiotext(e), 2002.

288. Virilio P. Art and Fear. - London: Continuum, 2003.

289. Virilio P. Unknown Quantity. - New York: Thames & Hudson, 2003.

290. Virilio P. Negative Horizon: An Essay in Dromoscopy. - London: Continuum, 2005.

291. Virilio P. Art as Far as the Eye Can See. - Oxford: Berg Publishers, 2007.

292. Virilio P. The Original Accident. - Cambridge: Polity, 2007.

293. Virilio P. Grey Ecology. - New York/Dresden: Atropos Press, 2009.

294. Virilio P. The Futurism of the Instant: Stop-Eject. - Cambridge: Polity, 2010.

295. Virilio P. The Administration of Fear. - New York: Semiotext(e), 2012.

296 Weber R., Weber R. Internet of Things: Legal Perspectives. Berlin: Springer, 2010

297. Wolfram S. A New Kind of Science. - Champaign: Wolfram Media, 2002.

298. Dr. Serge Voronoff Life. A Study of the Means of Restoring Vital Energy and Prolonging Life. - New York: E.P Dutton and Company, 1920.

299. Wallach W., Allen C. Moral Machines: Teaching Robots Right from Wrong. - Oxford: Oxford University Press, 2010.

300. Wands B. Art of the Digital Age. - London: Thames & Hudson, 2006.

301. Warschauer M. Technology and Social Inclusion: Rethinking the Digital Divide. Cambridge: MIT Press, 2004.

302 Weibel P. About Genetic Art // Ars Electrónica Catalogue, 1993 AEC [Электронный ресурс]:

http://www.aec.at/enyarchives/festival archive/festival catalogs/festival_artikel.asp?iProje ctID=8828

303. Weiß M What is Computer Art? An attempt towards an answer and examples of interpretation [Электронный ресурс] Режим доступа: http.V/www.medienkunstnetz.de/themes/generative-tools/computer art/

304. Whitaker R. The End of Privacy: How Total Surveillance is Becoming a Reality. - New Press, 2000.

305. Whitelaw M. Metacreation: Art and Artificial Life. - Cambridge-London: MIT Press (Leonardo books), 2004.

306. Williams R. Television: Technology and Cultural Form. - New York: Schocken Books, 1975.

307. Williams R Keywords: Vocabulary of Culture and Society. Revised edition. - New York: Oxford University Press, 1983.

308. Wilson S. Information Arts. Intersections of Art, Science and Technology. CambridgeLondon: MIT Press (Leonardo), 2002.

309. Zar a O. Managing Collective Intelligence. Towards a New Corporate Governance. Electronic Resource. 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.axiopole.com/pdf/ Managing_collective_intelligence.pdf

310. Zhou Н. The Internet of Things in the Cloud: A Middleware Perspective. - Boca Raton: CRC Press, Taylor & Francis Group, 2013.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.