Медиаискусство в контексте новейших технологий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, доктор наук Фадеева Татьяна Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 391
Оглавление диссертации доктор наук Фадеева Татьяна Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ МЕДИАИСКУССТВА
1.1 Медиаискусство: аксиоматика и исследовательский инструментарий
1.2 Типология современного медиаискусства: между «гиперреальностью» и «Реальным»
1.3 Специфика современного медиаискусства: вектор на расширение чувственности
ГЛАВА 2 «РАСШИРЕННЫЙ КАДР» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ МЕДИАИСКУССТВА: УСИЛЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ ПОСРЕДСТВОМ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Формообразующие принципы и художественные стратегии «расширенных» экранных искусств
2.2 Медиум виртуальной реальности как новая форма синтеза искусств
2.3 Дополненная реальность: проблема границы между жизнью и искусством
2.4 Нет-арт: интерактивность как вызов для современного коммуникационного общества
ГЛАВА 3 ОБЛАСТЬ ART & SCIENCE: ЯЗЫК, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДОЛОГИЯ
3.1 Art & science как форма «гуманизации» науки и технологий
3.2 Телесность и проблемы posthuman: трансформация Я-концепции
3.3 Живое/неживое («естественное» и «технологическое») в контексте расширенной «агентности»
ГЛАВА 4 «ИСКУССТВЕННОЕ ИСКУССТВО»: АЛГОРИТМИЗАЦИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ АГЕНТ КАК
ХУДОЖНИК
4.1 Алгоритмизация случайности: феномен генеративного искусства в контексте развития «эстетического общества»
4.2 «Искусство как алгоритм»: нейронные сети и проблема авторства
4.3 Искусственный интеллект и критика человеческой рациональности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Медиа искусство: истоки, специфика, художественные стратегии2018 год, доктор наук Югай Инга Игоревна
Американское и европейское видеоискусство 1960-20052008 год, кандидат культурологии Деникин, Антон Анатольевич
"Выразительные возможности монтажа в видеоарте"2018 год, кандидат наук Старусева-Першеева Александра Дмитриевна
Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты2009 год, доктор искусствоведения Познин, Виталий Федорович
Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры: на материале медиаискусства2014 год, кандидат наук Федорова, Ксения Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Медиаискусство в контексте новейших технологий»
Актуальность исследования
Поиск новых форм художественной образности, адекватных проблемам и задачам современности, является актуальной задачей для художников и предметом исследования ученых, специализирующихся на изучении современного искусства и культуры. Развитие выразительных средств искусства находится в прямой зависимости от достижений научно-технического прогресса, поэтому исследования, посвященные взаимному влиянию науки и искусства, приобретают сегодня особое значение. Художники следят за движением научной мысли, апроприируют технологические новации и внедряют их в свои практики. Благодаря этому возникали как отдельные направления в искусстве (например, концептуальные начала неоимпрессионизма с его техникой раздельного мазка сформировались в результате знакомства основателя направления Ж. Сёра с трудами в области оптики и восприятия цвета), так и новые виды искусства, такие как фотография, видеоарт, нет-арт и т.д.
В XXI в. технологии продолжают стремительно развиваться, и это не может не сказаться на искусстве, на формах его презентации, на способах его распространения и тех возможностях, которые новые виды и формы искусства открывают для взаимодействия художника и зрителя. Усложняется и проблематика искусства, вбирая в свой контур широчайший спектр вопросов современности - от экологии до нечеловеческой агентности. В рамках парадигмы Индустрии 4.0 1 продолжают нарастать социокультурные изменения: от автоматизации сферы промышленности и услуг, интернета вещей (1оТ), распространения практик использования искусственного интеллекта до формирования «эстетического общества» (Л. Манович).
1 Подробнее о концепции Индустрии 4.0 см.: Tay, Shu & Te Chuan, Lee & Aziati, A. & Ahmad, Ahmad Nur Aizat. (2018). An Overview of Industry 4.0: Definition, Components, and Government Initiatives. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 10. 14 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/332440369_An_Overview_of_Industry_40_Definition_Components_and_Gove rnment_Initiatives (дата обращения: 27.08.2022).
Современные медиахудожники, обращаясь к актуальным научно-техническим разработкам и дискурсам, экспериментируют с формами и идеями, используя возможности новых технологий как творческую лабораторию для эстетических поисков в рамках новой визуальности и «расширенной чувственности». Сегодняшние поиски форм художественного можно сопоставить с практиками авангардистов начала ХХ в., также стремившихся облечь свои художественные замыслы в новые формы. В.В. Кандинский, подчеркивая связь между выразительными средствами новых форм искусства и тем, что они «транслируют», писал: «"Что" (содержание) уже больше не будет материальным, предметным "Что" миновавшего периода, оно будет художественным содержанием, душой искусства, без которой её тело ("Как") никогда не будет жить полной здоровой жизнью, так же, как не может жить отдельный человек или народ»2.
Помимо формальных экспериментов в современном медиаискусстве актуализируются - точнее, реактуализируются ценности гражданского общества, такие как милосердие, равенство, гуманность. Они «возвращаются», но уже осовремененные новым «материалом». К примеру, художник предлагает зрителю не просто осмыслить идею «парламента вещей» или «агентности животных» (как часть процесса «отстраивания» от парадигмы антропоцентризма), а возможность «встречи» с этими идеями, получившими выражение в конкретной форме. Это открывает для публики широкий спектр дискуссионных вопросов и создает пространство общей рефлексии по поводу нового «жизненного мира». В этом мире становится все более тонкой грань между искусственным и естественным3, его системы все чаще принимают решения автономно, и все больше людей практически постоянно находятся в виртуальном топосе4.
2 Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве. М.: АСТ. 2019. С. 21.
3 Добрякова М., Котельникова З. Социальная укорененность технологий: перспективные направления исследований // Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 6-19.
4 Шестакова И.Г. Новая темпоральность цифровой цивилизации: будущее уже наступило // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 2, с. 20-29. С. 25.
Именно поэтому исследование новейших экспериментальных форм и стратегий медиаискусства актуально как с точки зрения изучения формальных новаций и задач, которые ставят перед собой художники, так и в более широком социокультурном контексте - в контуре нынешнего коммуникационного общества, в котором эти поиски могут быть осмыслены как способ формирования новых культурных «кодов» восприятия и мышления современного человека (по аналогии с «новым видением» Л. Мохой-Надя).
Данное исследование обращается к новейшим практикам медиаискусства с целью выявления тенденций, определяющих современное «новое видение» мира, а также актуальные формы техногенной/медиатизированной чувственности, обусловленной в свою очередь сегодняшним состоянием технонауки и влиянием на социум процесса цифровизации.
Добавим, что термин «коммуникационное общество» подчеркивает значимость средств коммуникации для функционирования современного социума. Так, И.В. Кирия и А.А. Новикова, признанные авторитеты в области критических медиаисследований, отмечают: «Важнейшим в науках о коммуникации является фундаментальное разделение понятий информации и коммуникации»5. Авторы утверждают, что не бывает информации «вообще», она не может быть познана вне материальной формы, т.е. каналов коммуникации. От способа материализации информации во многом зависит ее восприятие, поскольку канал коммуникации «в той или иной мере способен искажать сообщение. В этом смысле информация не отделима от канала, а следовательно, от коммуникации как процесса ее распро странения»6.
Структура работы строится вокруг метафоры «hardware/software». Hardware (устройства и элементы, из которых состоит компьютер, «железо») и software (программное обеспечение, «софт») определяют сегодня повестку исследований в самых разных областях, от нейрофизиологии до сферы современного искусства7.
5 Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. С. 19.
6 Там же. С. 24.
7 Хуэй Ю. Рекурсивность и контингентность. М.: V-A-C press, 2020. С. 348.
Проводя аналогию, hardware можно сравнить с телом или телами, а software -с сознанием. Соответствующие феномены современного искусства в настоящей работе разнесены между главами.
Современный художник работает как с процессами восприятия и мышления зрителя (и использование современных технологий открывает для медиаискусства спектр новых выразительных возможностей), так и с органическими формами жизни, органическим и искусственным телом, проблемами живого и неживого, искусственного и естественного (которые располагаются в фокусе внимания art & science, «научного искусства»), а также с математическими моделями, имитирующими возможности мышления (экспериментируя с возможностью замены органического тела неорганическим устройством и созданием произведений искусства нечеловеческими агентами (автономными системами) - от изображений в калейдоскопе до генерации контента нейросетью).
Часто художник предлагает зрителю опыт новой чувственности, «вшитый» в экономические, культурные, философские дискурсы и проекты (экономика впечатлений, транс- и постгуманизм, экологическая устойчивость 8 , «морфологическая свобода» и пр.), направленные на решение важнейших вопросов современности, включая проблемы экологии, цифрового контроля, агентности и пр., задавая новую систему координат, новые смыслы, актуальные для современного коммуникационного общества.
Метафора «hardware/software» коррелирует с мыслью известного немецкого теоретика медиа Ф. Киттлера, который писал: «Универсальная дискретная машина, как Тьюринг называл свою компьютерную принципиальную схему, сегодня предшествует любому письму и познанию»9. Киттлер указывает на связь между способами мышления и осмысления себя, принятыми в культуре, и технологиями. Так, до изобретения компьютера человеческий мозг не мыслился
8 См.: Белякова И.Г., Милешко А.Л. Искусство и экологическая устойчивость. Формирование экологической идентичности средствами хореографии. Обсерватория культуры. 2020;17(2). С. 187-200.
9 Киттлер Ф. Медиа философии / философия медиа // Философско-литературный журнал «Логос». 2015. №2 (104). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/media-filosofii-filosofiya-media (дата обращения: 18.01.2022).
как ЭВМ. Как только мы начали представлять себе процессы человеческого восприятия и мышления как процессы формализируемые, это открыло возможность автоматизации этих процессов, автоматизации когнитивного, соматического и даже аффективного, что прежде ассоциировалось исключительно с человеческим, а сегодня может быть делегировано машинам.
Именно поэтому соискатель выделяет отдельно алгоритм как особый вид software, который рассматривается в настоящей работе в контексте развития генеративного искусства, в свете усиливающейся сегодня тенденции на де-антропоцентризм (в рамках дискурсах о технологиях, функционирующих без участия человека и выполняющих функции, которые раньше ассоциировались исключительно с человеческой агентностью, например, создание произведений искусства).
Степень научной разработанности проблемы исследования
Медиаискусство является одной из наиболее динамично развивающихся областей современного искусства, однако количество научных исследований, посвященных этой актуальной теме увеличивается непропорционально темпам роста и усложнения корпуса произведений, созданных с помощью новейших технологий. Медиаискусство распадается на множество разнообразных форматов (саунд-арт, биоарт, нет-арт и др.), которые могут смешиваться таким образом, что произведения порой принимают гибридные формы, например, инсталляция на стыке робототехники и синтетической биологии. Это представляет известную сложность для исследования данной гетерогенной области, которую необходимо не столько унифицировать, сколько картографировать, предложить такую «систему координат», которая позволила бы работать с артефактами медиаискусства, опосредованными самыми разными носителями. Это и является одной из ключевых задач настоящего исследования.
Углубление в проблематику исследования показало, что искусство новых медиа анализируется многими учеными с различных точек зрения и эти исследования на текущий момент оказываются разрозненными, поскольку базируются на несхожих базовых установках и методологиях. Соответственно,
можно выделить три группы научных источников о медиаискусстве, каждая из которых сфокусирована на одном из предметных полей, в зоне пересечения которых существует медиаискусство:
- современное искусство;
- медиа;
- новейшие технологии.
Основания для подобной группировки источников можно пояснить следующим образом: искусство новых медиа разворачивается на стыке художественных практик второй половины XX - начала XXI вв. и современной науки и техники. При сопряжении этих специфических предметных полей возникает зона взаимного влияния и синтеза методологий и дискурсов, пространство рекомбинации и смешения идей и подходов, свойственных художникам и ученым. Медиаискусство предстает одновременно и как художественная практика, и как реакция на усиление присутствия медиа в социокультурной повседневности, и как исследовательский процесс. В ходе изучения источников, посвященных проблематике медиаискусства, было обнаружено, что по преимуществу имеет место сфокусированность исследовательского внимания на какой-либо одной из этих трех пересекающихся сфер деятельности - современное искусство, новейшие технологии, медиа10. При этом данные области проблематизируются, как правило, автономно друг от друга, а потому задачей настоящей диссертации стал синтез трех этих составляющих современного медиаискусства.
Тексты, относящиеся к первой группе источников, в которых медиаискусство рассматривается сквозь призму философии и теории современных художественных практик, созданы по большей части искусствоведами и художественными критиками. В основном их авторы либо создают преимущественно антологии произведений медиаискусства, включаемых
10 Понятию «медиа» и различным способам его трактовки будет уделено внимание в параграфе 1.1., а причины того, почему современное искусство оказывается столь тесно связано с технонаучным прогрессом, будут детально проанализированы в главе 3.
в широкую область современного искусства (К. Гровье11, Л. Липпард12), либо останавливаются на отдельных формах и темах медиаискусства (К. Пол 13, М. Раш 14 ). Так, К. Пол посвящает отдельный параграф произведениям виртуальной реальности, однако оставляет за скобками проекты дополненной/смешанной реальности. Ряд авторов исследует развитие искусства новых медиа на примере работ конкретных художников (к примеру, Ф. Поппер в своей книге «От технологического к виртуальному искусству» («From Technological to Virtual Art») анализирует развитие иммерсивного интерактивного искусства новых медиа и подробно разбирает работы таких художников, как Нам Джун Пайк, Джон Маэда и Дженни Хольцер15). Многие исследования посвящены рассмотрению конкретного медиума как феномена в контексте более широкого поля медиаискусства. Так, Дж. Янгблад - теоретик медиа, исследователь экспериментального кино и видеоарта, автор работы «Расширенное кино» 16, уделяет большое внимание вопросу соединения искусства и технологий, выстраивая проблемное поле вокруг перспектив кинематографа будущего. Исследование А.Д. Першеевой «Видеоарт. Монтаж зрителя» 17 посвящено феномену современного видеоарта и его гибридных форматов. Особого внимания здесь заслуживает глава о видеоскульптуре, медиаинсталляции, виртуальной реальности и пр.
Следует отметить, что понятие «медиаискусство» и содержание этого понятия также отличаются у разных исследователей. Так, в рамках данного дискурса наличествуют термины «медиаискусство» (Deniels18), «искусство новых
11 Гровье К. Искусство с 1989. М.: Ад Маргинем, 2019.
12 Lippard L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object from 1966 to 1972 / L. Lippard. Berkeley: University of California Press, 1973. 296 p.
13 Paul C. Digital Art / C. Paul - L.: Thames & Hudson, 2008. 256 p.
14 Rush M. New Media in Art (World of Art) Thames & Hudson; 2nd edition, 2005. 248 p.
15 Popper F. From Technological to Virtual Art (Leonardo Book Series) / Frank Popper. Cambridge: The MIT Press, 2007 - 471 p.: Popper F. Art of the Electronic Age / F. Popper. - L.: Thames and Hudson, 1993. 192 p.
16 Youngblood G. Expanded cinema. P. Dutton & Co., 1970. 444 P.
17 Старусева-Першеева А.Д. Видеоарт. Монтаж зрителя. М.: Т8, Пальмира, 2020.
18 Daniels D. Was war die Medienkunst? // Claus Pias (ed.), Was waren Medien?, Zürich/Berlin: Diaphanes, 2011. P. 5780.
медиа» (Rush19, Манович20), «технологическое искусство» (Popper21). У Поппера несколько позже появляется термин «techno-science-art»22, что, по-видимому, проистекает из необходимости «вместить» все три аспекта указанной междисциплинарной области. Отметим также «информационное искусство» (Wilson23, 2002), «гибридное искусство» (Stocker24, 2005) и пр.
Теоретическими разработками актуальных проблем медиаискусства занимаются П. Вайбель, Ч. Гир, О. Грау, М. Ловджой, Ф. Поппер, М. Трайб (основатель Rhizome) и Р. Яна25, З. Цилински, Р. Эскотт и др.
Российский ученый Д. В. Галкин актуализирует концепцию техно-художественных гибридов26 и рассматривает искусство с позиций его техно-художественной гибридизации. Среди отечественных исследователей проблемами медиаискусства занимались А.Ю. Алексеев, Д.В. Булатов, В.В. Бычков, Б.Е. Гройс, А.А. Деникин, С.В. Ерохин, Я.Б. Иоскевич, Н.Б. Маньковская, А.С. Мигунов, М.Д. Мирошниченко, К.Э. Разлогов, Н.А. Хренов, О.В. Шишко, И.И. Югай и др.
Вторая группа источников включает тексты, где медиаискусство рассматривается как рефлексия роли медиа (масс-медиа) в современной культуре и как концептуализация тех новых структур, которые возникают в коммуникации между людьми, благодаря новым технологиям связи. Сюда входят работы, относящиеся к теории медиа (media studies). Исследованием феномена «сред», или медиа как принципа связи, опосредования и учреждения смысловых связей между агентом и средой занимаются такие ученые, как В. Беньямин, П. Вирилио,
19 Rush M., New Media in Late 20th-century Art, Thames & Hudson, London, 1999.
20 Манович Л.З. Язык новых медиа. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
21 Popper F. From Technological to Virtual Art, MIT Press, Cambridge, Massachusetts. London, England, 2007.
22 Popper F. Technoscience art: the next step // Leonardo Electronic Almanac [Электронный ресурс]. URL: https://www.leoalmanac.org/technoscience-art-the-next-step-by-frank-popper/ (дата обращения 23.07.2022).
23 Wilson S. Information arts: intersections of art, science and technology. The MIT Press, Cambridge, Massachusetts. London, England, 2003.
24 Stocker G., Sommerer C. HYBRID - Living in Paradox // Paradox:Ars Electronica festival 2005. Ars Electronica Centre, Linz, Austria, 2005.
25 Tribe M., Jana R., Grosenick U. New media art. Hong Kong; Köln; London; Los Angeles; Madrid; Paris; Tokyo: Taschen, 2006. 95 p.
26 Галкин Д.В. Техно-художественные гибриды или произведение искусства в эпоху его компьютерного производства (V.1.0) // Гуманитарная информатика. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. Вып. 4. С. 22-38.
К. Вульф, Л. Визинг, Д. Кампер, Ф. Киттлер, М. Маклюэн, Л. Манович, Д. Мерш, Ш. Мюнкер, В. Флюссер, М.Б.Н. Хансен и др. Среди отечественных трудов особого внимания заслуживает сборник «Медиафилософия» 27 , в котором опубликованы важные тексты о теории и философии медиа, а также работы Р.Ф. Авдеева, А.Ю. Антоновского, В.М. Березина, М.А. Корецкой, Е.И. Кузнецовой и др.
Третья группа источников предлагает анализ произведений медиаискусства в контексте развития технонауки. Особого внимания с точки зрения формирования концептуальных основ настоящего исследования заслуживают вопросы философии техники в разработках таких ученых, как Т. Адорно, В. Беньямин, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, П. Энгельмейер, К. Ясперс и др. Отношение к технике в их работах варьируется от технооптимизма до технопессизма.
Во второй половине ХХ в. наблюдается сближение науки, техники и искусства и возникают предпосылки для возникновения такого направления как art & science (у ряда авторов - «сайнс-арт»). Исследованиями этой области медиаискусства в России занимаются В.Е. Гагарин, Д.Х. Булатов, С.В. Ерохин, А.С. Мигунов, В.И. Штепа и др., за рубежом - Дж. Гессерт, Д. Грба (Dejan Grba), Л. Жу, Э. Кац, Д. Нелкин, Л. Спинней, С. Уилсон, Д. Эдвардс, С. Энкер, и др.
Для исследования различных форм медиаискусства использовались специальные научные труды российских и зарубежных ученых: а) расширенных экранных искусств - труды прежде всего Дж. Янгблада, задавшие теоретическую рамку для самого понятия «расширенных экранных искусств», а также В.В. Бычкова, О. Грау, А. Джеузы, Л. Мановича, Н.Б. Маньковской, К.Э. Разлогова, А.Д. Першеевой, Е.В. Сальниковой, О.В. Шишко и др., и каталоги-исследования московского центра МедиаАртЛаб28, работы, опубликованные
27 Савчук В. В., Степанова М. А. Медиафилософия // Границы дисциплины. II. СПб, 2009. 241с.
28 Расширенное кино: каталог-исследование. Сост. Шишко, О., Игнатова, А., Силаева, А., Румянцева, Е. М.: Центр культуры и искусств МедиаАртЛаб, 2011.
Российским институтом исследования искусств29, в которых рассматривается связь искусства и технологий; б) произведений, созданных в области art & science, - работы Д.Х. Булатова, С.В. Ерохина, О.Е. Левченко, Р. Эскотта и др.; в) генеративного искусства и «искусственного искусства» нейросетей -исследования С.В. Ерохина, Р.В. Лукичева, Ф. Галантера, В. Лэтхэма, Р. Эскотта, С. Яшко и др.
Поскольку предмет исследования представляет комплексный многомерный феномен, а сама диссертация с необходимостью носит междисциплинарный характер, то методологический аппарат связан с философией и теорией искусства XX-XXI вв. Работа базируется на ряде концепций, которые разрабатывались структуралистами и постструктуралистами (в частности, концепции симулякра, ризомы, гиперреальности), а также современными философами «нового материализма» (Б. Латур, К. Мейясу, А. Мол и др.). Ключевыми здесь являются понятия гибридности, агентности, телесности, трансгрессии и связанные с ними методологические подходы в теории искусства, эстетике и философии. Этот аппарат применялся не только для контекстуализации исследования, но и для работы с конкретными артефактами, создатели которых опирались на эти идеи.
Анализ работ по проблематике медиаискусства в заявленных выше контекстах (современное искусство, медиа, технонаука) показывает, что большая часть исследований, посвященных узкоспециальным вопросам того или иного предметного поля, вносит существенный вклад в развитие соответствующего научного направления, однако этим работам не хватает системного представления о медиаискусстве как целостном феномене, признания его структурной сложности и неоднородности, расположенности к междисциплинарному анализу. Таким образом, и в зарубежной, и в отечественной литературе предмет исследования освящен недостаточно полно. Настоящее же исследование носит комплексный характер и объединяет различные методологии и нарративные потоки рефлексий о медиаискусстве. Это первое исследование подобного рода.
29 Искусство и новые технологии: Методологические проблемы современного искусствознания / Отв. ред. Я. Б. Иоскевич. СПб.: РИИИ, 2001. Вып. 7. Методологические проблемы современного искусствознания / Отв. ред. Я. Б. Иоскевич. - СПб.: РИИИ, 1995. Вып. 6: Актуальные проблемы художественного восприятия.
Гипотеза исследования
Искусство новейших медиа30 можно представить как саморефлексию технократической современности. Это предположение помогает объяснить как сложность медиаискусства, так и взаимное влияние отдельных его составляющих (медиа), связанных с различными дискурсивными полями современной культуры. Использование современных технологий и превращение их в медиа открывает искусству доступ к актуальным социальным, политическим, культурным проблемам современности, позволяя художникам адекватно реагировать на вызовы, стоящие перед сегодняшним коммуникационным обществом. Работая с различными медиа и модальностями восприятия (визуальной, аудиальной и тактильной и пр.) художник создает синтетический образ, целостно передающий характер и особенности технонаучной современности. Особого внимания заслуживает гуманитарный аспект этого процесса: искусство наделяет «человеческими» смыслами отчужденные от человека процессы, происходящие в науке, бизнесе и политике.
Художник может предложить аудитории произведение искусства как эксперимент или испытание, как критическое авторское высказывание, а также как приглашение к диалогу, даже к сотворчеству, «действуя» в диапазоне от техноалармизма до техноэвдемонизма. Искусство в данных обстоятельствах можно рассматривать как испытательный полигон, позволяющий аудитории познакомиться ближе с последними достижениями научного-технического прогресса, «остранить» их и выработать к ним собственное отношение. С одной стороны, это открывает возможности для критического осмысления предлагаемых научных открытий и выработке этических норм (по вопросам биоэтики, проблемам ИИ (искусственного интеллекта) и т.д.), с другой - позволяет аудитории адаптироваться к стремительно меняющейся реальности, выявляя ключевые тенденции современности, осмысленные в медиаискусстве: от трансформации Я-концепции
30 Под «новыми медиа» традиционно понимаются выразительные средства, возникшие в первой половине - сер. ХХ-го в. (например, видео), а «новейшие медиа» относятся ко второй половине XX - нач. XXI в. (например, цифровое искусство, сетевое искусство и т.д.).
через «расширение» чувственности и переопределение человеческого до изменений представлений об агентности не-людей и автоматизации процессов мышления и сознания, их формализации и делегирования ряда этих процессов машинам.
Объект исследования - ключевые тенденции развития актуального медиаискусства, стратегии современных медиахудожников и выразительные возможности новейших технологий в искусстве.
Предмет исследования - медиаискусство в контексте новейших технологий.
Цель исследования - выявление ключевых тенденций современного медиаискусства, отражающих динамику связи между наукой, техникой и культурой, а также анализ выразительных возможностей медиаискусства, демонстрирующих влияние технологий на процессы мышления и восприятия в современном коммуникационном обществе.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1) уточнить аксиоматику понятия «медиаискусство» и рассмотреть исследовательский инструментарий;
2) представить медиаискусство в контексте развития современного коммуникационного общества, выявить основные направления его развития, предложить типологию современного медиаискусства;
3) определить специфику современного медиаискусства в контексте «старых» медиа, которые меняются под воздействием развития цифровых технологий и других инноваций в парадигме «расширяющейся чувственности»;
4) охарактеризовать состояние «расширенных» экранных искусств и проанализировать их связь с современными социокультурными процессами, включая современные модели аудиовизуальной коммуникации;
5) рассмотреть выразительные возможности виртуальной реальности как медиума современного искусства;
6) выделить художественный потенциал дополненной/смешанной реальности как инструмента в руках художника;
7) представить нет-арт как художественную практику в контексте развития коммуникационного общества в состоянии «постинтернет»;
8) рассмотреть область art & science как форму гуманизации науки и технологий в современной культуре;
9) раскрыть связь технологий и телесности в контексте понятия posthuman/постчеловек (характерного для дискурсов транс- и постгуманизма) в рамках современных художественных практик; выявить стратегии художников, работающих с «медиатизированным» телом;
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Творческое наследие раннего кинематографа в экранном искусстве рубежа XX - XXI вв.2010 год, кандидат искусствоведения Ростовский, Евгений Григорьевич
Художественно-выразительные средства компьютерных игр: типология и эволюция2011 год, кандидат искусствоведения Мошков, Никита Алексеевич
Онтолого-эпистемологический статус цифрового кода: теория медиа и современная визуальная среда2023 год, кандидат наук Путинцева-Арданская Валерия Владимировна
Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-20042005 год, кандидат искусствоведения Гурулев, Игорь Валерьевич
Функции экранных образов в российском театре XXI века2022 год, кандидат наук Краснослободцева Анна Владимировна
Список литературы диссертационного исследования доктор наук Фадеева Татьяна Евгеньевна, 2023 год
- 272 с.
197. Померанц Г. С. Опыт философии солидарности / Г. С. Померанц // Вопросы философии. - 1991. - № 3 - С. 57-66.
198. Попова О. В. Исследование этических проблем генетики в отечественной философской традиции (к истории идеи биотехнологического
конструирования человека) / О. В. Попова // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 3. - С. 21-30.
199. Постправда - истина на рынке // AI News (Новости искусственного интеллекта). - URL : https://ai-news.ru/2019/06/postpravda_istina_na_rynke.html (дата обращения: 29.08.2022).
200. Прогноз научно-технологического развития России : 2030 / под ред. Л. М. Гохберга. - М. : М-во образования и науки РФ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - URL : https://prognoz2030.hse.ru/data/2014/12/25/1103939133/Prognoz_2030_final.pdf (дата обращения: 02.07.2022).
201. Пронькина А. В. Практики тела и телесные практики: опыт определения феноменологических границ / А. В. Пронькина // Общество : философия, история, культура. - 2016. - № 11. - С. 47-49.
202. Разлогов К. Э. Мировое кино. История искусства экрана / К. Э. Разлогов ; Рос. ин-т культурологии. - М. : Эксмо, 2011.- 687 с.
203. Раппапорт А. Г. К пониманию контррельефов Татлина / А. Г. Раппапорт // Wiener Slavistisher Almanach. - Wien, 1982. - Bd. 9. - С. 349-353.
204. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел // Литературный портал. - URL : http://adebiportal.kz/upload/iblock/e56/e56222dcbfd097cc148f6e8e08a41eea.pdf. С. 13 (дата обращения 23.07.2022).
205. Расширенное кино : каталог-исследование / сост. О. Шишко, А. Игнатова, А. Силаева, Е. Румянцева. - М. : Проектное бюро "Легейн" : ООО "Арт Гид", 2011. - 199 с.
206. Раш М. Новые медиа в искусстве / М. Раш. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 255 с.
207. Регев Й. Невозможное и совпадение : О революционной ситуации в философии / Й. Регев. - Пермь : Гиле Пресс, 2016. - 140 с.
208. Рихтер Х. Дада - искусство и антиискусство : вклад дадаистов в искусство ХХ в. / Х. Рихтер. - М. : Гилея, 2014. - 356 с.
209. Роэлоф П. ТворческийИИ (Перевод: AIC.) / П. Роэлоф, В. Симам // CMS Magazine. - URL : https://cmsmagazine.ru/journal/items-creative/ (дата обращения: 29.07.2022).
210. Рубцова Е. В. Художественный смысл в концепции Р. Барта / Е. В. Рубцова // Приволжский научный вестник. - 2012. - № 8 (12). - С. 60-64.
211. Рузавин Г. И. Виртуальность / Г. И. Рузавин // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010.
212. Русский космизм : антология / сост. Б. Гройс. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2015. - 380 с.
213. Савченко Е. Самоорганизованная группа ТТТТТТТТТ. Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой (2020-2021) / Е. Савченко // Выбирая дистанцию : спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена : каталог выставки.
214. Сальникова Е. В. Визуальная культура в медиасреде : современные тенденции и исторические экскурсы / Е. В. Сальникова. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 551 с.
215. Седельник В. Д. Дадаизм и дадаисты / В. Д. Седельник. - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - 551 с.
216. Сироткина И. Е. Сететело : цифровая телесность и кинестезия / И. Е. Сироткина // Теория моды : одежда, тело, культура. - 2019. - № 52. - С. 122-139.
217. Сковородников П. Ю. Искусство нет-арта в глобальной сети интернет на рубеже 80-90-ых годов и сегодня / П. Ю. Сковородников // Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е. В. Арменского. - М., 2019. - С. 247-248.
218. Сколота З. Н. «Воля к виртуальности» в художественном пространстве : от нет-арта к пост-нет-арту / З. Н. Сколота // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 173-177.
219. Слободская А. В. Прекариат и креативный класс: сравнительный анализ паттернов социальной структуры постиндустриального общества / А. В. Слободская // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. - 2018. - № 42. - С. 51-57.
220. Соколов А. Г. Монтаж : телевидение, кино, видео. Ч. 1. / А. Г. Соколов. - М. : Изд. А. Двоников, 2000. - 242 с.
221. Соколова О. В. Междискурсивное взаимодействие в современном социокультурном контексте / О. В. Соколова // Типология дискурсов активного воздействия : поэтический авангард, реклама и PR. - М., 2014. - 2-е изд. - C. 1042.
222. Социология научного знания : науч.-аналит. обзор / Т. В. Виноградова. - М., 1998. - 67 с.
223. Степанов И. В. Войны общества потребления: симулякр или реальность / И. В. Степанов, Т. Г. Стоцкая // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2018. - № 3.- С. 217-224.
224. Степанова А. Когда автор - нейросеть. Как алгоритмы пишут музыку, картины, стихи и сценарии к фильмам / А. Степанова, Г. Чалабова // Рамблер / кино. - URL : https://kino.rambler.ru/other/41798081-kogda-avtor-neyroset-kak-algoritmy-pishut-muzyku-kartiny-stihi-i-stsenarii-k-filmam/ (дата обращения: 20.08.2022).
225. Столярова О. Е. «Сколково»: архитектурные зоны обмена / О. Е. Столярова // Социология науки и технологий. - 2013. - № 4. - С. 132-143.
226. Стрижаков Е. А. История и перспективы развития творческих способностей искусственного интеллекта / Е. А. Стрижаков, М. В. Чирикова // Известия лаборатории древних технологий. - 2019. - № 2 (31). - С. 248-258.
227. Су Ю. О претворении программности в концерте Чжао Цзипина для виолончели с китайским традиционным оркестром «Сон Чжуан Чжоу» / Ю. Су // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2017. - № 1. - С. 27-30.
228. Тарасов И. В. Индустрия 4.0 : понятие, концепции, тенденции развития / И. В. Тарасов // Стратегии бизнеса. - 2018. - №6 (50). - С. 57-63.
229. Таргулов А. Д. Производственное искусство (Производственничество) // Энциклопедия русского авангарда. - URL : https://rusavangard.ru/online/history/proizvodstvennoe-iskusstvo/ (дата обращения: 02.10.2022).
230. Тестов Д. Ф. Deep Dream: из вещества того же, что и сны / Д. В. Тестов // Синий диван : философско-теоретический журнал. - М., 2019. - Вып. 23. - С. 138-151.
231. Тимофеева О. В. Что нас ждет за поворотом к нечеловеческому? / О.
B. Тимофеева // Новое литературное обозрение. - 2019. - № 4 (158). - С. 26-34.
232. Тоискина Н. Н. Проблемы биоэтики на этапе современного развития / Н. Н. Тоискина // Вестник НГУ. Серия: Психология. - 2011. - Т. 5, вып. 2. - С. 9497.
233. Томас Сорацено : на высоте // Артхив. - URL : https://artchive.ru/publications/3595~Tomas_Saratseno_na_vysote (дата обращения: 30.06.2022).
234. Томпсон Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы / Д. Томпсон.
- М. : Центрполиграф, 2010. - 382 с.
235. Тощенко Ж. Т. Прекариат - новый социальный класс / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2015. - № 6. - С. 3-13.
236. Турлюн Л. Н. Компьютерная графика - искусство постмодернизма / Л. Н. Турлюн // Молодой ученый. - 2010. - Т. 2, № 12. - С. 186-189.
237. Турлюн Л. Н. Концептуализм в компьютерном искусстве / Л. Н. Турлюн // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-2.
- С. 258-261.
238. Уварова Т. Б. 2017.04.028. Российская антропология и «онтологический поворот» / отв. ред. Соколовский С. В. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 2016. - 304 с. - (Серия: Инновации в антропологии; вып. 2) / Т. Б. Уварова // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 5: История. - 2017. - № 4. -
C. 161-169.
239. Утегенов Н. Б. Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR) / Н. Б. Утегенов // Universum : технические науки. - 2022. - № 7-1 (100). - С. 23-26.
240. Ученые впервые объединили мозг трех обезьян в «локальную нейросеть» // РИА Новости. - URL : https://ria.ru/science/20150709/1123257121.html (дата обращения: 03.07.2022).
241. Фадеева Т. Е. Синтопическое искусство в контексте современных культурных и социальных конвенций (на материале творчества И. Захарова-Росса) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Т. Е. Фадеева. - Саранск, 2016. - 23 с.
242. Фадеева Т. Е. Формула Й. Бойса «Искусство - все, что лежит под солнцем» и неодадаистическая революция в художественном мировосприятии / Т. Е. Фадеева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1812.
243. Фадеева Т. Е. «Practice as research» : исследовательская и творческая практика в формате постдипломного обучения / Т. Е. Фадеева, Л. А. Алябьева, И. М. Сахно // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2021. - № 4. - С. 91-109.
244. Фадеева Т. Е. Развитие стратегий неодадаизма: по направлению к свободе / Т. Е. Фадеева, А. Д. Старусева-Першеева // Художественная культура. -2019. - № 1. - С. 162-173.
245. Фадеева Т. Е. Сайнс-арт как импульс к развитию высокотехнологичных городов / Т. Е. Фадеева, А. Д. Старусева-Першеева, Д. Г. Давыдов // Городская среда и городское развитие. - Обнинск, 2020. - С. 54-63.
246. Фейгельман А. М. К вопросу об онтологии science-art / А. М. Фейгельман, Д. Ю. Шаталов-Давыдов // Революция и эволюция : модели развития в науке, культуре, обществе. - Н. Новгород, 2019. - С. 131-133.
247. Феррандо Ф. Философский постгуманизм / Ф. Феррандо. - М. : Издат. дом ВШЭ, 2022. - 358 с.
248. Филлипс Л. Дискурс анализ : теория и метод / Л. Филлипс, М. В. Йоргенсен; под ред. А. А. Киселевой. - Харьков : Изд-во Гуманитарного центра, 2004. - 336 с.
249. Философия техники : хрестоматия / сост., ред. и вступ. ст. А. Ю. Внутских. - Пермь, 2012. - 78 с.
250. Флюссер В. За философию фотографии / В. Флюссер; пер. с нем. Г. Р. Хайдаровой. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. - 145 с.
251. Фомина Е. #пронауку : Как российская медиахудожница изучает язык птиц / Е. Фомина // РБК Стиль. - URL : https://style.rbc.ru/amp/news/5b640e069a79478c171b97ac (дата обращения 23.07.2022).
252. Фостер Д. Генеративное глубокое обучение. Творческий потенциал нейронных сетей / Д. Фостер. - СПб. : Питер, 2020. - 336 с.
253. Фостер Х. Искусство с 1900 года : модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа и др. - М. : Ад Маргинем, 2015.
- 816 с.
254. Новая история фотографии. Т.1. / А. Стюарт и др.; под ред. М. Фризо.
- Б. м. : А. Г. Наследников, 2008. - 333 с.
255. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. - M. : Ad Marginem, 1999. - 480 с.
256. Фуко М. Ненормальные : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году / М. Фуко. - СПб. : Наука, 2005. - 431 с.
257. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -СПб. : A-cad, 1994. - 407 с.
258. Фуко М. Что такое автор? / М. Фуко // Воля к истине. - М., 1996. - С.
7-47.
259. Фэн Ш. Заменит ли нас искусственный интеллект? Введение в XXI век / Ш. Фэн. - М. : Ад Маргинем Пресс, ABCdesign, 2019. - 144 с.
260. Хайдеггер М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Время и бытие : ст. и выступления. - М., 1993. - С. 226-227.
261. Хайдеггер М. Строительство Жительствование Мышление / М. Хайдеггер // Журнал фронтирных исследований. - Астрахань, 2020. - Т. 5, № 1 (17). - С 157-173.
262. Харитонович Д. Э. Ремесло. Цехи и миф. Город в средневековой цивилизации Западной Европы : В 4 т. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан / Д. Э. Харитонович. - М. : Наука, 1999. - 345 с.
263. Хаустов Д. C. Лекции по философии постмодерна / Д. С. Хаустов // ВикиЧтение. - URL : https://fil.wikireading.ru/ho4Cry6W9A (дата обращения: 22.08.2022).
264. Ходж А. Н. История искусства : Живопись от Джотто до наших дней / А. Н. Ходж; пер. с анг. О. В. Сергеевой. - М. : Кучково поле, 2017. - 208 с.
265. Хоружий С. С. Род или нерод? Заметки к онтологии виртуальности / С. С. Хоружий. - URL : http://cool-lib.com/b/151260 (дата обращения: 28.07.2021).
266. Хоружий С. С. Синергийная антропология как новый подход к методологии гуманитарного знания / С. С. Хоружий. - URL : http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H (дата обращения: 03.07.2022).
267. Хофман В. Основы современного искусства : введение в его символ. формы / В. Хофман. - СПб. : Акад. проект, 2004. - 554 с.
268. Хуэй Ю. Рекурсивность и контингентность / Ю. Хуэй. - М. : V-A-C Press, 2020. - 400 с.
269. Цыркун Н. А. Smart cinema и реинкарнация кэмпа / Н. А. Цыркун // Наука телевидения 2022. 18 (1). С. 81-109.
270. Чащина С. В. Язык видеоарта Штейны Васюлки / С. В. Чащина // Медиафилософия 1Х. Языки медиафилософии. - СПб., 2013. - С. 137-152.
271. Шамардина Н. В. Некоторые аспекты иконологии отца Павла Флоренского в контексте отечественной традиции изучения иконописи / Н. В. Шамардина // Икона в русской словесности и культуре : материалы конф. - М., 2018. - С. 69-78.
272. Шестакова И. Г. Новая темпоральность цифровой цивилизации : будущее уже наступило / И. Г. Шестакова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - Т. 10, № 2. - С. 20-29.
273. Шишко О. Da-da-net. На фестиваль в домашних тапочках, или Праздник, который всегда с тобой ... Первый фестиваль русских художественных сетевых проектов / О. Шишко // Интернет-Zhurnal.Ru Вестник сетевой культуры. - 1998. - № 1(7). - URL : http://www.zhurnal.ru/7/da_da_net.html (дата обращения: 02.09.2022).
274. Шкуратов В. Историческая психология / В. Шкуратов. - М. : Смысл, 1997. - 505 с.
275. Штрахова А. В. Микробиотический фактор и психика: современные представления о транссистемных связях / А. В. Штрахова, И. Ю. Потороко, Д. Г. Иванова и др. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2017. - Т. 10, № 3. - С. 72-80.
276. Шурипа С. В. Действие и смысл в искусстве второй половины ХХ века / С. В. Шурипа. - М. : Институт проблем современного искусства, 2017. - 343 с.
277. Щетинина С. Ю. Визуальные медиа в мультимедийной инсталляции / С. Ю. Щетинина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 37-1. - С. 188-193.
278. Эйзенштейн С. М. Монтаж. 1938 / С. М. Эйзенштейн // Формальный метод. Антология русского модернизма / под ред. С. Ушакин. - М., 2016. - Т. 1.
279. Элкинс Дж. Почему нельзя научить искусству? / Дж. Элкинс. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2017. - 288 с.
280. Энгельмейер П. К. Философия техники / П. К. Энгельмейер // ALMA MATER. - 1997. - № 3.
281. Эпштейн М. Н. От знания - к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир / М. Н. Эпштейн. - М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 480 с.
282. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис / Э Эриксон. - М. : Прогресс, 1996. - 340 с.
283. Югай И. Медиаискусство : истоки, специфика, художественные стратегии : дис. ... д-ра филос. наук / И. Югай. - СПб, 2018. - 340 с.
284. Юдин Б. Г. Конец частной жизни (Сводный реферат) / Б. Г. Юдин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. - 2015. - № 3. - С. 6-22.
285. Яковлев Б. С. История, особенности и перспективы технологии дополненной реальности / Б. С. Яковлев, С. И. Пустов // Известия Тульского
государственного университета. Серия: Технические науки. - 2013. - № 3. - С. 479-483.
286. Яковлева Е. Л. Вектор движения : гуманизм - постгуманизм -трансгуманизм - техногуманизм - гуманизм / Е. Л. Яковлева // БГЖ. - 2014. - №2 (7). - С. 40-42.
287. Ямпольский М. Б. Экран как антропологический протез / М. Б. Ямпольский // Новое литературное обозрение. - 2012. - № 2 (114). - С. 61-74.
288. Яркова Е. Н. Истоки и смысл спекулятивного реализма: к проблеме генезиса новых онтологий / Е. Н. Яркова // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 471. - С. 93-100.
289. [SIGGRAPH 2019] VR Facial Animation via Multiview Image Translation [видеозапись] // YouTube. - URL : https://youtu.be/IoVP3cMIm_Q (дата обращения: 28.08.2022).
290. «Hands tracking» - «отслеживание движений рук». Сегодня существуют также технологии «full body VR» - технологии отслеживания движений головы, корпуса, рук и ног. Тело становится не столько «инструментом/интерфейсом/средством ввода», сколько способом коммуникации с VR-системой, которая должна предсказать или расшифровать движения пользователя.
291. «Where is where?» Ruehle J. Eija-Liisa Ahtila: Where is where is where... // Walker. - 2010. - URL : https://walkerart.org/magazine/eija-liisa-ahtila-where-is-where-is-where (дата обращения: 21.02.2022).
292. «Мы будем жить в городах с цифровой завесой» // Lenta.ru. - URL : https://rn.lenta.ru/articles/2017/06/02/young/amp/ (дата обращения: 20.08.2022).
293. «Нам нужна целая индустрия сохранения цифровой информации» : Оливер Грау о философии и архивации данных // Theory & Practice. - URL : https://theoryandpractice.ru/posts/10207-oliver-grau (дата обращения: 02.10.2022).
294. Folk-art-net : новые горизонты творчества. От традиции - к виртуальности : сб. ст. - М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. - 200 с.
295. Mediascope : интернетом в России пользуются 80% населения старше 12 лет // Mediascope. - URL : https://mediascope.net/news/1460058/ (дата обращения: 02.10.2022).
296. 3D BIOPRINTER / 3D принтер, печатающий живыми бактериями // Vosq.design. - URL : https://vosq.design/3d-bioprinter (дата обращения: 21.02.2022).
297. Ahmed S. U. Interaction and Interactivity : In the Context of Digital Interactive Art Installation. In: Kurosu, M. Human-Computer Interaction. Interaction in Context / Ahmed S. U. // Lecture Notes in Computer Science. - Springer, Cham, 2018.
- Vol. 10902. - P. 241-257.
298. Ahn Sun J.-G. Experiencing Nature: Embodying Animals in Immersive Virtual Environments Increases Inclusion of Nature in Self and Involvement With Nature / Ahn Sun J.-G., Bostick J., Ogle E., Nowak K., McGillicuddy K., Bailenson J. // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2016. - P. 399-419.
299. Andy Warhol, interviewed by G.R. Swenson. What is Pop Art? // Art News.
- 1963. - URL : https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2018/01/Andy-Warhol-Pop-Art.html.
300. Badiou A. Being and Event. Transl. by Oliver Feltham / Badiou A. - New York : Continuum, 2007. - P. 201-211.
301. Bailenson J. Experience on demand: What virtual reality is, how it works, and what it can do (1 edition) / Bailenson J. - New York : NY: W. W. Norton & Company, 2018. - P. 61-103.
302. Bakker A. Home to Hospital Live Streaming With Virtual Reality Goggles: A Qualitative Study Exploring the Experiences of Hospitalized Children / Bakker A., Janssen L, Noordam C. // JMIR Pediatr Parent. - 2018. - Dec. 13. - URL : https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6716480/ (дата обращения: 26.10.2022).
303. Bakkum D. MEART: the semi-living artist / Bakkum D., Gamblen P., Ben-Ary G., Chao Z., Potter S. // Frontiers in neurorobotics. - 2007.
304. Blain L. Botto, the decentralized AI/human artist, makes its first million / Blain L. // New Atlas. New Technologies & Science News. - URL :
https://technovery.com/botto-deczentralizovannyj-iskusstvennyj-intellekt-hudozhnik-zarabatyvaet-svoj-pervyj-million/ (дата обращения: 21.02.2022).
305. Bockelman P. Factors of Cybersickness / Bockelman, P., Lingum, D. Stephanidis C. // HCI International 2017 - Posters' Extended Abstracts. HCI 2017. Communications in Computer and Information Science. - 2017. - Vol. 714. - URL : https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-58753-0_1 (дата обращения: 21.02.2022).
306. Bohil C. Virtual Reality and Presence / Bohil C., Owen C., Jeong E., Alicea B., Biocca F. // ResearchGate. - 2009. - URL : https://www.researchgate.net/publication/263619590_Virtual_Reality_and_Presence (дата обращения: 03.09.2022).
307. Born G. ART-SCIENCE / Born G., Barry A. // Journal of Cultural Economy. - 2010. - № 3. - С 103-119.
308. Bourdin, Pierre & Barberia, Itxaso & Oliva, Ramon & Slater, Mel. A Virtual Out-of-Body Experience Reduces Fear of Death. PLOS ONE. 12. - 2017. -URL : 10.1371/journal.pone.0169343. https://www.researchgate.net/publication/312167157_A_Virtual_Out-of-Body_Experience_Reduces_Fear_of_Death (дата обращения: 28.08.2022).
309. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development / Bronfenbrenner U. // American Psychologist. - 1977. - № 32. - P. 513531.
310. Bürger P. Theory of the Avant-Garde / Bürger P. - Minneapolis : University of Minnesota Press, 1984. - P. 51-52.
311. Calvert J. What can science and technology studies learn from art and design? Reflections on 'Synthetic Aesthetics' / Calvert J, Schyfter P. // Soc Stud Sci. -2017. - № 47(2). - С. 195-215.
312. Carreira L. Experimental Curating in Times of the Perpetual Beta / Carreira L. // Strategies and Platforms for Online-Based Art. Leonardo. - 2019. - Vol. 52. - № 5. - P. 503 // Project MUSE. - URL : https://muse.jhu.edu/article/736034 (дата обращения: 02.09.2022).
313. Catts O. Towards a New Class of Being : The Extended Body / Catts O., Zurr I. // Artnodes : Intersections Between Arts, Sciences and Technology. - 2006. -Vol. 6.
314. Cava M. della Virtual reality tested by NFL as tool to confront racism, sexism / Cava M. della // USA Today. - 2016. - URL : https://stanfordvr.com/news/2016/virtual-reality-tested-by-nfl-as-tool-to-confront-racism-sexism-usa-today/ (дата обращения: 21.02.2022).
315. Ciresan D. Multi-column deep neural networks for image classification / Ciresan D., Meier U., Schmidhuber J // IEEE Conference on Computer Vision and Pattern Recognition : journal. - 2012. - June. - P. 3642-3649.
316. Clark A. Supersizing the Mind : Embodiment, Action, and Cognitive Extension / Clark A. - Oxford University Press, 2008.
317. Clayton J. One Take: Ian Cheng's Emissaries / Clayton J. // FRIEZE. -URL : https://www.frieze.com/article/one-take-ian-chengs-emissaries (дата обращения 01.05.2022).
318. Connor M. What's Postinternet Got to do with Net Art? / Connor M. // Rhizome. - URL : https://rhizome.org/editorial/2013/nov/01/postinternet/ (дата обращения: 09.12.2022).
319. Daniels D. Was war die Medienkunst? / Daniels D. // Claus Pias Was waren Medien? - Zürich ; Berlin : Diaphanes, 2011.
320. Dastin J. Amazon scraps secret AI recruiting tool that showed bias against women / Dastin J. // Reuters. - URL : https://www.reuters.com/article/us-amazon-com-jobs-automation-insight/amazon-scraps-secret-ai-recruiting-tool-that-showed-bias-against-women-idUSKCN1 MK08G (дата обращения: 20.08.2022).
321. Dyer-Witheford N. Species-beings : For Biocommunism (доклад, представленный на конференции The Historical Materialism : «Many Marxisms», проходившей в Школе восточных и африканских исследований Лондонского университета 7-9 нояб. 2008 / Dyer-Witheford N. - URL : http://www.fims.uwo.ca/people/faculty/dyerwitheford/Species-beings2008.pdf. (дата обращения: 03.07.2022).
322. Elwes C. Video art, a guided tour / Elwes C. - N.Y. : I. B. Tauris, 2005.
323. Fisher M. The Weird and the Eerie / Fisher M. // Amazon.com / Amazon Web Services (AWS). - URL : https://s3.amazonaws.com/arena-attachments/2771308/d00afd8a5090921 c5470a25361 c005e3.pdf? 1537936891 (дата обращения 23.07.2022).
324. Fukasawa M. Long-lasting effects of distrust in government and science on mental health eight years after the Fukushima nuclear power plant disaster / Fukasawa M., Kawakami N., Umeda M., Akiyama T., Horikoshi N., Yasumura S., Yabe H., Suzuki Y., Bromet E. // Social Science & Medicine. - 2020.
325. Galanter P. Generative Art Theory. In A Companion to Digital Art / Galanter P. - 2016. - URL : http://cmuems.com/2016/60212/resources/galanter_generative.pdf (дата обращения: 21.02.2022).
326. Galanter P. What Is Generative Art? Complexity Theory as a Context for Art Theory / Galanter P. // Proceedings of the International Conference on Generative Art. - Milan, 2003. - URL : https://www.philipgalanter.com/downloads/ga2003_paper.pdf (дата обращения: 21.02.2022).
327. Global Digital 2022 : вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях - главные цифры // Sostav. - URL : https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html (дата обращения: 16.10.2022).
328. Grba D. Avoid Setup: Insights and Implications of Generative / Grba D. // Cinema. Leonardo. - 2017. - № 50. - С. 384-393.
329. Hadjeres G. DeepBach: a Steerable Model for Bach Chorales Generation / Hadjeres G., Pachet F., Nielsen F. // ICML : of Proceedings of Machine Learning Research. - 2017. - Vol. 70.- P. 1362-1371. - URL : https://arxiv.org/abs/1612.01010 (дата обращения: 04.08.2022).
330. Haacke H. Condensation Cube. 1963-5 / Haacke H. // Tate. - URL : https ://www. tate. org.uk/art/artworks/haacke-condensation-cube-t 13214 (дата обращения: 27.07.2022).
331. Hayles C. How we Became Posthuman. Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics / Hayles C. - Chicago : The University of Chicago Press, 1999.- 364 с.
332. Herrera F. Building long-term empathy: A large-scale comparison of traditional and virtual reality perspective-taking / Herrera F., Bailenson J., Weisz E., Ogle E., Zaki J. // PLOS ONE. - 2018. - № 13. - С. 0204494.
333. Hoffman H. G. Virtual reality as an adjunctive non-pharmacologic analgesic for acute burn pain during medical procedures / Hoffman H. G., Chambers G. T., Meyer W. , Arceneaux L. L., Russell W. J., Seibel E. J., Richards T. L., Sharar S. R., Patterson D. R. // Annals of behavioral medicine: a publication of the Society of Behavioral Medicine. - 2011. - № 41 (2). - P. 183-191.
334. Hornby G. Automated Antenna Design with Evolutionary Algorithms / Hornby G., Globus A., Linden D., Lohn J. // Collection of Technical Papers. - Space, 2006.
335. How This Guy Uses A. I. to Create Art Obsessed WIRED [видеозапись] // YouTube. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=I-EIVlHvHRM (дата обращения: 27.07.2022).
336. Ian Cheng // Liverpool Biennale. Archive. - 2016. - URL : https://www.biennial.com/2016/exhibition/artists/ian-cheng (дата обращения 01.05.2022).
337. Iannicelli A. M. De Matteo P. Does virtual reality reduce pain in pediatric patients? A systematic review / Iannicelli A. M., Vito D., Dodaro C.A. De Matteo P. // Italian Journal of Pediatrics. - 2019. - № 45. - P. 171.
338. Images tagged "love-motels-for-insects" // BRANDON BALLENGEE. -URL : https://brandonballengee.com/ngg_tag/love-motels-for-insects/ (дата обращения: 11.09.2022).
339. Installation // МоМА: Glossary of art terms. - URL : https://www.moma.org/collection/terms/installation (дата обращения: 28.08.2022).
340. Installation Art // Tate : Art Terms. - URL : https://www.tate.org.uk/art/art-terms/i/installation-art (дата обращения: 28.08.2022).
341. INTERNET.RU // Irational.org. - URL : http://www.irational.org/irational/media/internet.html (дата обращения: 02.11.2022).
342. Jaschko S. Process as aesthetic paradigm: a nonlinear observation of generative art / Jaschko S. // Generator.x conference (23-24 Sept. 2005 г.). - Oslo : Atelier Nord, 2005. - URL : http://www.sujaschko.de/downloads/170/generatortalk (дата обращения: 21.02.2022).
343. JODI, Joan Heemskerk, Dirk Paesmans My%Desktop 2002 // MOMA. -URL : https://www.moma.org/collection/works/193145 (дата обращения: 16.12.2021).
344. Kangdon L. Augmented Reality in Education and Training, Tech Trends / Kangdon L. // New Horizons for learning. - 2002. - № 56 (2).
345. Kittler F. What's New About the New Media? / Kittler F. // Mutations, ed. Rem Koolhaas. - Barcelona, 2001. - P. 58-69.
346. Kriegman S. Kinematic self-replication in reconfigurable organisms /
Kriegman S., Blackiston D., Levin M., Bongard J. // Proceedings of the National
Academy of Sciences. 2021. - № 118. - P e2112672118.
347. Kundalakesi M. A Study of Virtual Reality / Kundalakesi M., Swathi T., Ashapriya B., Sruthi R. // International Journal of Trend in Research and Development (IJTRD). - 2017. - Vol. 4, iss.3. - P. 2394-9333. - URL : http://www.ijtrd.com/papers/IJTRD6672.pdf (дата обращения: 21.02.2022).
348. Lee К. М. Narrative and Interactivity in Computer Games : Motives, Responses and Consequences / Lee К. М., Park N., Jin S.-A., Vorderer P., Bryant J. // Playing video games: motives, responses, and consequences. - Mahwah : Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2006. - P. 259-274.
349. Lyotard J.-F. The Inhuman: Reflections on Time / Lyotard J.-F. - Stanford CA : Stanford University Press, 1991.
350. Malabou C. The Future of Hegel: Plasticity, Temporality, Dialectic / Malabou C., During L. // Hypatia. - 2000. - Vol. 15, №. 4.
351. Malloy K. The effectiveness of virtual reality distraction for pain reduction : A systematic review / Malloy K., Milling L. // Clinical psychology review.
- 2010. // ResearchGate. - URL : https://www.researchgate.net/publication/45536155_The_effectiveness_of_virtual_rea lity_distraction_for_pain_reduction_A_systematic_review (дата обращения: 26.10.2022).
352. Manovich L. Database as a Symbolic Form. Millenium Film Journal. Fall
- 1999. - № 34. - URL : http://www.mfj-online.org/journalPages/MFJ34/Database_FrameSet.html (URL: 30.08.2022).
353. Manovich L. The Aesthetic Society / Manovich L. // Data Publics, eds. Peter Mortenboeck and Helge Mooshammer (Routledge, 2020). - URL : http://manovich.net/index.php/projects/the-aesthetic-society (дата обращения: 21.02.2022).
354. Abramovic's M. The Life - the world's first Mixed Reality performance artwork // Christie's. - URL : https://www.christies.com/features/Marina-Abramovic-The-Life-10193-3.aspx (дата обращения: 28.08.2022).
355. Milgram P. Taxonomy of Mixed Reality Visual Displays / Milgram P., Kishino A. F. // IEICE Transactions on Information and Systems. - 1994. - Vol. E77-D- № 12(12). - P. 1321-1329.
356. Mind the Fungi Art + Science Research Project // Art Laboratory Berlin. -URL : https://artlaboratory-berlin.org/research/mind-the-fungi/ (дата обращения: 11.09.2022).
357. Mirages & miracles // Adrien M., Claire B. Projects. - URL : https://www.am-cb.net/en/projets/mirages-miracles (дата обращения: 03.09.2022).
358. Miroshnichenko A. Extrapolating on McLuhan: How Media Environments of the Given, the Represented, and the Induced Shape and Reshape Our Sensorium / Miroshnichenko A. // Philosophies. - 2016. - № 1 (3). - P. 170-189.
359. Mondloch K. Be Here (and There) Now: The Spatial Dynamics of Screen-Reliant Installation Art / Mondloch K. // Art Journal. - 2007. - Vol. 66, №. 3. - P. 2033.
360. More M. Technological Self-Transformation. Expanding Personal Extropy / More M. - URL : http://www.maxmore.com/selftrns.htm. Originally published in Extropy #10 (4:2), Winter/Spring 1993. (дата обращения: 03.07.2022).
361. Moszynsca A. Sculpture Now / Moszynsca A. - N. Y. : Thames & Hudson, 2013. - 232 p.
362. Nadir L. Invitation to an Insect Rendezvous / Nadir L. // American Scientist. - 2014. - Vol. 102. - P. 146.
363. Nayeri F. Is It Time Gauguin Got Canceled? / Nayeri F. // The New York Times. - URL : https://www.nytimes.com/2019/11/18/arts/design/gauguin-national-gallery-london.html (дата обращения: 22.08.2022).
364. Olewitz C. A. Japanese A. I. program just wrote a short novel, and it almost won a literary prize / Olewitz C. A. // Digitaltrends. - URL : https://www.digitaltrends.com/cool-tech/japanese-ai-writes-novel-passes-first-round-nationanl-literary-prize/#:hHDpSvtJ0_dKbA (дата обращения: 22.08.2022).
365. Oppenheimer R. Video Installation: Characteristics of an Expanding Medium / Oppenheimer R. // Afterimage. - 2007. - Vol. 34, № 5. - P. 14-18.
366. Ortiz-Catalan M. Treatment of phantom limb pain (PLP) based on augmented reality and gaming controlled by myoelectric pattern recognition : A case study of a chronic PLP patient. Frontiers in neuroscience. 8. 24. / Ortiz-Catalan M., Sander N., Kristoffersen M., Hakansson B., Branemark R. // Frontiers. - URL : 10.3389/fnins .2014.00024.
https ://www. frontiersin. org/articles/10.3389/fnins.2014.00024/full (дата обращения: 26.10.2022).
367. Paul C. Digital Art / C. Paul - L. : Thames & Hudson, 2008. - 256 p.
368. Popper F. From Technological to Virtual Art (Leonardo Book Series) / F. Popper. - Cambridge : The MIT Press, 2007. - 471 p.: Popper F. Art of the Electronic Age / F. Popper. - L. : Thames and Hudson, 1993. - 192 p.
369. Popper F. From Technological to Virtual Art, MIT Press / Popper F. -Cambridge ; Massachusetts ; London, 2007.
370. Popper F. Technoscience art: the next step / Popper F. // Leonardo Electronic Almanac. - URL : https://www.leoalmanac.org/technoscience-art-the-next-step-by-frank-popper/ (дата обращения 23.07.2022).
371. Pulkkinen V. The Taming of Matter / Pulkkinen V. // Jalmari Finne and the Typewriter. Textual Cultures Text Contexts Interpretation. - 2020. - № 13. - P. 197228.
372. Quinn B. Fashion Futures / Quinn B. - London : Merrell Publishers Limited, 2012. - P. 222.
373. Ramakrishnan A. Computing Arm Movements with a Monkey Brainet / Ramakrishnan A., Ifft P. J., Pais-Vieira M., Byun Y. W., Zhuang K. Z., Lebedev M. A., Nicolelis M. A. L. // Scientific Reports. - 2015. - Vol. 5. - Article number 10767. -URL : https://www.nature.com/articles/srep10767 (дата обращения: 03.07.2022).
374. Roco M. Converging Technologies for Improving Human Performance / Roco M., Bainbridge W. // Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. - Arlington, 2004.
375. Rush M. New Media in Late 20th-Century Art / Rush M. - London : Thames & Hudson, 2005. - 2 nd edition. - 248 p.
376. Sandberg A. Morphological Freedom - Why We not just Want it, but Need it. / Sandberg A. - URL : http://www.aleph.se/Nada/Texts/MorphologicalFreedom.htm (дата обращения: 03.07.2022).
377. Schwartz J. Museum Kills Live Exhibit / Schwartz J. // The New York Times. - URL : https://www.nytimes.com/2008/05/13/science/13coat.html (дата обращения: 21.02.2022).
378. Sleigh C. Art and science in the UK: a brief history and critical reflection / Sleigh C., Craske S. // Interdisciplinary Science Reviews. - 2017. - № 42-4. - P. 313330.
379. South Korean mother given tearful VR reunion with deceased daughter // Reuters. - URL : https://www.reuters.com/article/us-southkorea-virtualreality-reunion-idUSKBN2081D6 (дата обращения: 21.06.2022).
380. Speicher M.What is Mixed Reality? / Speicher M., Hall B., Nebeling M. // Proceedings of the Conference on Human Factors in Computing Systems. - 2019. - P. 1-15. - URL : https://doi.org/10.1145/3290605.3300767/.
381. STEAM based learning through Contemporary Art and Ecology // Artfully Learning. - URL : https://theartsandeducation.wordpress.com/2017/05/07/steam-art-and-ecology/ (дата обращения: 11.09.2022).
382. Stelarc. Prosthetics, Robotics and Remote Existence: Postevolutionary Strategies. - Leonardo, 1991. - Vol. 24, № 5. - P. 591-595. - URL : https://doi.org/10.2307/1575667
383. Stocker G. HYBRID - Living in Paradox / Stocker G., Sommerer C.// Paradox : Ars Electronica festival Ars Electronica Centre, Linz. - Austria, 2005.
384. Suderburg E. Space, Site, Intervention: Situating Installation Art. -Chicago, 2000.
385. Sulik J. Facing the pandemic with trust in science / Sulik J., Deroy O., Dezecache G., Newson M., Zhao Y., El Zein M., Tuncgenc B. // Humanities and Social Sciences Communications. - 2021. - № 8.
386. Tomás Saraceno, 25 feb 20 jun 2010 // Bonniers Konsthall. - URL : https://bonnierskonsthall.se/en/utstallning/tomas-saraceno/ (дата обращения: 30.06.2022).
387. Tribe M. New media art / Tribe M., Jana R., Grosenick U. - Hong Kong ; Köln ; London ; Los Angeles ; Madrid ; Paris ; Tokyo: Taschen, 2006. - 95 p.
388. Walsh Fergus. Paralysed patients use thoughts to control robotic arm // BBC NEWS. - URL : https://www.bbc.com/news/health-18092653 (дата обращения: 03.07.2022).
389. Warwick K. The Application of Implant Technology for Cybernetic Systems / Warwick K., Gasson M., Hutt B., Goodhew I., Kyberd P., Andrews B., Teddy P., Shad A. // Archives of Neurology. - 2003. - № 60 (10). - P 1369-1373.
390. Wei S.-E. VR facial animation via multiview image translation / Wei S.-E., Saragih J., Simon T., Harley A.W., Lombardi S., Perdoch M., Hypes A., Wang D., Badino H., Sheikh Y. // ACM Transactions on Graphics. - 2019. - Vol. 38, Iss. 4. - P. 1-16. - URL : https://dl.acm.org/doi/10.1145/3306346.3323030 (дата обращения: 21.06.2022).
391. Wharton G. The Challenge of Installation Art / Wharton G., Molotch H. // Principles, Dilemmas, and Uncomfortable Truths. - Amsterdam, 2009. - P. 210-222.
392. Wilson S. Information arts : intersections of art, science and technology / Wilson S. - London : The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 2003. - 945 p.
393. Wolfel M. Staging Location-Based Virtual Reality to Improve Immersive Experiences / Wolfel M., Hepperle D., SieB A., Deuchler J. // EAI Endorsed Transactions on Creative Technologies. - 2020. - № 6. - ResearchGate. - URL : https://www.researchgate.net/publication/339459902_Staging_Location-Based_Virtual_Reality_to_Improve_Immersive_Experiences (дата обращения: 28.08.2022).
394. Young D. Tabula Rasa - Rethinking The Intelligence Of Machine Minds / Young D. // Artnome. - 2019. - URL : https://www.artnome.com/news/2019/9/17/tabula-rasa-rethinking-the-intelligence-of-machine-minds (дата обращения: 20.08.2022).
395. Youngblood G. Expanded cinema / Youngblood G. - P. : Dutton & Co., 1970. - 444 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.