Освоение стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами в классе фортепиано тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Цзинь Хао
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат наук Цзинь Хао
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы стилевого анализа музыкального классицизма в классе фортепиано
1.1. Понятие стиля в научной литературе. Музыкальный классицизм
и его воплощение в фортепианной музыке
1.2. Стилевой анализ как педагогическая категория
1.3. Педагогические условия освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами
в классе фортепиано
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами в классе фортепиано
2.1. Формы и методы освоения стилевого анализа
музыкального классицизма в классе фортепиано
2.2. Задачи, этапы и результаты опытно-экспериментального
исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Освоение методики комплексного анализа музыкальных произведений студентами-бакалаврами из Китайской Народной Республики в классе фортепиано2023 год, кандидат наук Юе Цзин
Педагогическая роль фортепианных транскрипций на традиционном материале в современном музыкальном образовании Китая2023 год, кандидат наук Сы Цзяюй
Педагогическое наследие Карла Черни как источник развития навыков игры на фортепиано в музыкально-образовательном пространстве Китая2024 год, кандидат наук Ли Чженьюй
Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур2012 год, кандидат наук Ван Хань
Формирование жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа в процессе обучения игре на музыкальном инструменте2023 год, кандидат наук Заболоцкая Анна Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Освоение стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами в классе фортепиано»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Модернизация российского высшего музыкально-педагогического образования, начавшаяся в конце ХХ1 века, обуславливает поиск наиболее эффективных путей обучения студентов на начальной стадии их профессионального становления. В полной мере это относится к студентам-бакалаврам из Китайской Народной Республики, где к настоящему времени сложились свои исполнительские и музыкально-педагогические традиции. Вместе с тем стремление китайской молодежи получить образование в России свидетельствует о развитии культурного диалога между нашими странами и углублении интеграционных процессов в сфере подготовки музыкантов-профессионалов, в том числе в области педагогического образования. Ряд китайских специалистов считают приоритетным для будущих учителей музыки освоить методологию и методики российского музыкально-педагогического образования, сохранившего ведущие позиции в современном мире.
За последние два десятилетия педагогика высшего музыкально-педагогического образования как наука также претерпела существенные изменения. В числе современных тенденций — формирование нового научного направления, связанного с проблемами профессиональной подготовки китайских студентов-музыкантов в российских вузах. Педагогические исследования в данной области, в том числе работы китайских специалистов, отражают разные методологические подходы к указанной проблеме. Так, ряд авторов, исходя из идеи глобализации современного мира, предполагают необходимым соединять в методиках обучения принципы и методы, сложившиеся в науке Китая и России. Другие исследователи считают приоритетным освоение китайскими студентами всего богатства российской истории, теории и методики музыкального образова-
ния, поскольку китайская педагогика еще не накопила достаточного научного и методического опыта преподавания ряда специальных музыкальных дисциплин.
На наш взгляд перспективным методологическим подходом к решению проблем профессиональной подготовки китайских студентов-музыкантов является опора на российскую научно-педагогическую школу с учетом специфики студенческой аудитории из Китайской Народной Республики. Этот подход позволит решать задачи обучения китайских студентов, исходя из теории и практики российского музыкального образования и его исследовательской базы, формирующей понятийный аппарат специальных музыкальных дисциплин, среди которых важное место занимает класс фортепиано.
Исполнительская подготовка будущих учителей музыки в классе фортепиано всегда являлась важнейшей задачей профессионального педагогического образования. Стратегическая цель исполнительской подготовки заключается в формировании у студентов способности сохранять и передавать своим ученикам высокие эстетические, художественные и духовные ценности, а также исполнительские эталоны, накопленные в классическом фортепианном искусстве на протяжении столетий его развития. Вместе с тем в настоящее время педагоги-пианисты сталкиваются с проблемой существенных изменений в восприятии и исполнительской стилевой трактовке классического музыкального наследия (в том числе музыки классицизма), характерного для современного студенчества. Это положение распространяется и на студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики, процесс обучения которых в фортепианном классе предполагает глубокое постижение замысла композитора в контексте определенного музыкально-исторического стиля.
Художественно-убедительная интерпретация фортепианного произведения, созданного в русле музыкального классицизма, является достаточно сложной задачей инструментальной подготовки китайских студентов в силу ряда причин как объективного, так и субъективного характера. К объективным причинам следует отнести отсутствие целенаправленного освоения европейской фортепианной классики в предшествующий вузу этап музыкального облучения, а также недоста-
точное владение европейскими языками (английский, немецкий) и русским языком, что препятствует изучению необходимой музыковедческой литературы, освещающей теорию музыкальных стилей. Среди субъективных причин можно выделить достаточно ограниченный индивидуальный опыт стилевого анализа исполняемой фортепианной музыки. С этих позиций освоение стилевого анализа с целью убедительной интерпретация исполняемого классического музыкального произведения становится наиболее важной проблемой профессиональной подготовки китайских студентов в фортепианном классе педагогического университета. Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий:
• между возросшими требованиями к профессиональной музыкально-исполнительской подготовке выпускников российских педагогических университетов и недостаточной разработанностью технологий и методов работы со студентами из Китайской Народной Республики;
• между реальными возможностями успешного освоения музыкального классицизма фортепианной музыки китайскими студентами-бакалаврами и отсутствием научных разработок, создающих теоретическую и методическую базу для стилевого анализа;
• отсутствием взаимосвязи между музыковедческими представлениями о стилях классической фортепианной музыки («барокко», «классицизм» и др.) и реализацией стилевых особенностей музыкального классицизма в исполнительской практике китайских студентов-бакалавров. Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в разработке теоретических основ, педагогических условий, форм и методов изучения музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами в классе фортепиано.
Актуальность и недостаточная разработанность теории и методики указанной проблемы явились основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Освоение стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами в классе фортепиано».
Степень научной разработанности проблемы. Проблема стилевого анализа музыкальных произведений соприкасается с широким кругом научных положений, идей и теорий, составляющих научную область исследования стиля как эстетической, художественной и собственно-музыкальной категории. Определенное значение для данного исследования представляют труды, посвященные общим проблемам стиля В. В. Виноградова, М. К. Михайлова, М. Ф. Лосева, А. Н. Сохора. Исследованию музыкальных стилей посвящены работы Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, А. В. Михайлова, Е. В. Назайкинского, С. И. Савенко, С. С. Скребкова, В. Н. Холоповой, Е. М. Царевой. Существенную роль в разработке проблемы музыкального стиля играют публикации, отражающие вопросы исполнительской интерпретации стилей музыкальных произведений. В российской исполнительской и педагогической традиции эта проблема тесно связана с положением о правильном стилевом «прочтении» музыкального текста в русле допустимого или недопустимого «соавторства» композитора и исполнителя (А. Г. Рубинштейн, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, Л. В. Николаев и др.). Ряд важных выводов об исполнительской трактовке фортепианных произведений с точки зрения стиля содержатся в работах А. Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма, Г. Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна, С. Е. Фейнберга.
С педагогической точки зрения категорию музыкального стиля рассматривали А. Д. Алексеев, Ю. Б. Алиев, А. Я. Карелин, М. Д. Корноухов, Е. Д. Критская, А. В. Малинковская, Т. Г. Мариупольская, А. И. Николаева, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, С. Л. Старобинский, И. Б. Эдуардова. Фундаментальным трудом, посвященным изучению взаимосвязи категорий «стиль» и «личность» на основе семиотического подхода, является исследование А. И. Николаевой «Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки», в котором выдвинуто положение о том, что понимание музыкального стиля является основной задачей педагогического процесса.
Анализ научных трудов, посвященных изучению стиля в музыке и его осмыслению в теории и практике музыкального образования, позволил прийти
к выводу: авторами, исследующими категорию музыкального стиля, были определены как общие, так и некоторые частные подходы к трактовке указанного феномена. Однако проблема освоения стилевого анализа музыкального классицизма в классе фортепиано требует специального изучения, учитывающего направленность профессиональной подготовки будущих учителей музыки в российском педагогическом университете.
Цель исследования — теоретическое и методическое обоснование стилевого анализа как основополагающего фактора профессиональной подготовки китайских студентов-бакалавров в классе фортепиано; разработка и внедрение методики стилевого анализа музыкального классицизма в учебный процесс педагогического университета.
Объект исследования — процесс музыкально-педагогической подготовки китайских студентов-бакалавров в классе фортепиано в российском университете.
Предмет исследования — теория и методика освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами в классе фортепиано.
Указанная цель исследования потребовала решения следующих задач:
• изучить понятие стиля в искусствознании, музыкознании и педагогике музыкального образования;
• на основе обобщения исследовательских подходов обосновать стилевой анализ как педагогическую категорию;
• определить педагогические условия, способствующие освоению стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами;
• обосновать формы и разработать комплекс специальных методов освоения стилевого анализа музыкального классицизма в классе фортепиано;
• проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность выдвинутых теоретических положений и разработанной методики освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами.
Гипотеза исследования: процесс освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами в классе фортепиано будет более эффективным, если:
• уточнить понятие «стилевой анализ» как педагогической категории и определить место стилевого анализа в содержании музыкально-педагогической подготовки китайских студентов-бакалавров;
• разработать теоретическую модель освоения стилевого анализа китайскими студентами-бакалаврами;
• выявить педагогические условия, способствующие освоению стилевого анализа музыкального классицизма в классе фортепиано и разработать диагностический инструментарий для проведения экспериментального исследования;
• апробировать разработанную методику освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами в фортепианном классе в условиях экспериментального исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили педагогические теории содержания обучения и концепции высшего музыкально-педагогического образования, искусствоведческие и музыковедческие работы, обосновывающие понятия «художественный стиль», «музыкальный стиль», «художественный стиль в музыке», а также работы в области музыкального обучения и исполнительства, а именно:
• выводы классической советской и российской дидактики о содержательных основах процесса обучения (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин);
• концептуальные положения теории и методики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, И. С. Аврамкова, О. А. Апраксина, Л. С. Майковская, А. В. Маленковская, А. И. Николаева, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, А. В. Торопова, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова);
• теории стиля в художественном и музыкальном творчестве (Б. В. Асафьев, Г. М. Арановский, В. В. Виноградов, М. Ф. Лосев, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, М. К. Михайлов, Е. В. Назайкинский, С. С. Скребков,
A. Н. Сохор, В. Н. Холопова, Е. М. Царева);
• выводы музыковедов о стилевых характеристиках европейского музыкального классицизма (Б. В. Асафьев, Ю. В. Келдыш, Л. В. Кириллина,
B. Д. Конен, Т. Н. Ливанова, К. К. Розеншильд, Т. В. Чередниченко);
• положения об интерпретации музыкального (художественного) стиля в исполнительской фортепианной практике А. Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма, А. Б. Гольденвейзера, М. Д. Корнаухов, А. Е. Майкопара, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза, А. А. Николаева, Г. М. Цыпина,
C. Е. Фейнберга, А. Шнабеля;
• результаты теоретических и опытно-экспериментальных исследований в области истории, теории и методики преподавания фортепианного искусства (Е. В. Гордеева М. А. Гореева, Н. М. Кузнецова, А. А. Мингажев, Б. Б. Миронов, В. Г. Семыкин, П. А. Хазанов).
Понятие «стилевой анализ», по смыслу совпадающее с процессом анализа художественного стиля в музыке, имеет многогранную научную трактовку. Генезис понятия следует искать в культурологических, искусствоведческих и музыковедческих исследованиях, раскрывающих механизмы аналитического рассмотрения художественного стиля и музыкального стиля. Для культурологических и искусствоведческих трудов стиль — одна из фундаментальных научных категорий универсального уровня употребления. Вне стиля трудно понять историю художественной культуры, соотношение различных национальных художественных традиций и эволюцию искусства как продукта человеческой деятельности.
Учитывая указанные выше противоречия, затрудняющие освоение фортепианной музыки классицизма китайскими студентами, мы выдвинули ряд теоретических положений, позволяющих уточнить понятие «стилевой анализ» как педагогической категории в контексте содержания музыкального образования.
Положение первое. Многогранное употребление понятия «стиль» в разнохарактерной исследовательской литературе, которое достаточно давно из научного термина превратилось в обиходное слово, существенно ограничивает возможности дефиниции стилевого анализа как педагогической категории. Это обстоятельство предопределяет как уточнение, так и определенное ограничение в употреблении данного понятия в контексте педагогического процесса, направленного на профессиональную подготовку китайских студентов-музыкантов.
Положение второе. Из фигурирующих в науке словосочетаний «музыкальный стиль», «стиль в музыке», «художественный стиль в музыке», «стиль музыкального произведения» и др. при обучении китайских студентов стилевому анализу следует исходить из понятия «музыкальный стиль». Это позволит избежать терминологической путаницы в учебном процессе, поскольку многие китайские студенты не могут уловить сложные нюансы русского музыковедческого языка.
Положение третье. Стилевой анализ может иметь как общую культурологическую (эстетическую) характеристику, применимую при изучении музыки любой эпохи и национальной принадлежности, так и более узкое значение, взаимосвязанное с конкретным музыкальным стилем. В первом случае такой анализ в большей мере опирается на знание внешних, как правило — исторических условий рождения музыкального стиля. Однако ограничение общей характеристикой не позволит разработать методику стилевого анализа в классе фортепиано. Поэтому для исследования педагогических условий и методов освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами необходима педагогическая конкретизация самого понятия «стилевой анализ» с учетом не только искусствоведческой (эстетической), но также музыковедческой и исполнительской функций музыкального стиля.
Опираясь на указанные положения, отражающие методологический подход к изучению категории «стилевой анализ», мы можем предложить следующую его характеристику. Под стилевым анализом мы понимаем педагогический процесс, направленный на целостное постижение определенного музыкального стиля. Стилевой анализ в контексте проблемы освоения музыкального классицизма ки-
тайскими студентами-бакалаврами состоит из трех этапов. Первый этап — музыкально-исторический. Второй этап — музыкально-теоретический. Третий этап — исполнительский.
Поэтапность стилевого анализа не исключает интегративного взаимодействия выделенных педагогических действий. Очевидно, что педагог, придерживаясь общей схемы стилевого анализа, будет выстраивать свою работу, исходя из художественно-образных и технических особенностей изучаемого в классе фортепиано музыкального произведения и профессиональных данных студента.
В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования:
• анализ специальной литературы в области истории искусства, истории музыки, анализа музыкальных произведений, теории и методики преподавания фортепиано, педагогике музыкального образования;
• обобщение и моделирование;
• беседы, наблюдение, анкетирование;
• количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
• педагогический эксперимент.
Базой исследования явился институт музыки, хореографии и театра Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2017 г. по 2020 г. в несколько этапов, а именно:
Первый этап (2017-2018 гг.) характеризуется работой над источниками в областях наук, имеющих отношение к изучению истории музыкальной культуры и анализу категории музыкального стиля. Одновременно с этим анализируются труды по педагогике музыкального образования, теории и методике фортепианного исполнительства. На данном этапе были сформулированы исходные методологические позиции настоящей работы — цель, задачи, рабочая гипотеза, а также основополагающий понятийный аппарат. Начиная с первого этапа, изу-
чался и обобщался опыт работы преподавателей фортепианных классов с китайскими студентами-бакалаврами.
С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике работы педагогического университета и получения эмпирического материала, необходимого для разработки теории и методики стилевого анализа в классе фортепиано, проводилось анкетирование: преподавателей фортепиано, обучающих китайских студентов-бакалавров (12 респондентов), китайских студентов-бакалавров педагогического университета (32 респондента), китайских студентов-магистрантов, обучающихся по специальности «Педагогическое образование» (21 респондент). Параллельно с анкетированием создавалась программа опытно-экспериментальной работы и диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать процесс освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами в классе фортепиано. На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент.
Второй этап (2018-2019 гг.) складывался из теоретической и экспериментальной работы. Теоретическая работа была направлена на выявление педагогических условий и методов стилевого анализа, направленного на освоение музыки классицизма в классе фортепиано. Экспериментальная работа основывалась на внедрении в учебный процесс теоретической модели стилевого анализа музыкального классицизма, направленного на профессиональную подготовку китайских студентов-бакалавров в классе фортепиано. На данном этапе был проведен формирующий эксперимент в выделенной экспериментальной группе китайских студентов-бакалавров.
Третий этап (2019-2020 гг.) был посвящен завершению формирующего и контрольному экспериментам. На данном этапе проводилась систематизация результатов исследования, подводились его итоги, оформлялся окончательный вариант текста диссертации.
Научная новизна исследования: • уточнено педагогическое содержание понятия «стилевой анализ», рассматриваемое как поэтапный процесс, интегрирующий музыкально-
исторические и музыкально-теоретические знания с исполнительской интерпретацией изучаемого музыкального произведения;
• разработана модель стилевого анализа в классе фортепиано, включающая цель, принципы и формы обучения, средства достижения поставленной цели и критерии освоения музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами;
• выявлены педагогические условия, способствующие успешному освоению методики стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами (интеграция содержания курса «История зарубежной музыки» и курса «Фортепиано», способствующая освоению методологических основ музыкального классицизма; освоение интонационных особенностей музыкального классицизма, закономерностей формы, гармонии, мелодики, ритмики в процессе рождения музыкально-образных представлений; индивидуально-дифференцированный подход к процессу обучения в классе фортепиано; организация педагогической мини-лаборатории «Музыкальный классицизм», предназначенной для практикума по выполнению творческих заданий, направленных на формирование у китайских студентов-бакалавров опыта педагогической интерпретации произведений музыкального классицизма);
• разработан диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровень освоения поэтапного стилевого анализа китайскими студентами-бакалаврами и включающий показатели, критерии оценок, опросники, задания. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны
основы поэтапного стилевого анализа музыкального классицизма как педагогического процесса, обеспечивающего эффективность профессиональной подготовки китайских студентов-бакалавров в классе фортепиано: цель, задачи, компоненты содержания и формы обучения, а также комплекс специальных методов обучения в условиях мелкогрупповых занятий (метод погружения в контекст музыкального классицизма как явления стиля эпохи, метод интегративного сочетания словесных пояснений и исполнительского показа, метод музыкально-образных обобщений)
и в процессе индивидуального урока (метод формирования понятийного аппарата стилевого анализа фортепианной музыки, метод исполнительского освоения музыкально-теоретических установок музыкального классицизма, метод сравнения собственной интерпретации изучаемого произведения с эталонными критериями исполнения музыки венских классиков, метод «контекстной» подготовки к публичному исполнению произведения музыкального классицизма).
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы и методические разработки позволят повысить результативность профессионального обучения китайских студентов-бакалавров по программе российского музыкально-педагогического образования. Методика поэтапного стилевого анализа может использоваться при освоении фортепианной музыки других стилей (например, романтизма). Материалы исследования полезны для работы в исполнительских классах различных музыкальных инструментов, а также в вокальном классе. При соблюдении методических рекомендаций, данных в диссертации, ее результаты и выводы могут быть использованы для работы в инструментальных классах музыкальных учебных заведений Китайской Народной Республики.
Личный вклад соискателя:
• проанализировано понятие музыкального классицизма в научной литературе;
• изучено и уточнено понятие «стилевой анализ» как категории педагогики музыкального образования; создана теоретическая модель учебного процесса, способствующая освоению стилевого анализа в процессе фортепианной подготовки будущих учителей музыки из Китайской Народной Республики;
• исследованы педагогические условия, формы и методы освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами;
• проведена опытно-экспериментальная работа по апробации теоретических положений и разработанной методики освоения стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами в классе фортепиано. Достоверность результатов исследования обеспечивается: методологической обоснованностью исходных теоретических, музыкально-исторических
и педагогических положений; полнотой рассматриваемого объекта изучения, представленного в единстве культурологической, музыкально-теоретической и исполнительской характеристик; применением аналитического инструментария, адекватного цели и задачам диссертации; общей логикой исследования; применением теоретических и эмпирических методов анализа в их совокупности; наличием экспериментальной базы, сопоставимостью теоретических положений с результатами экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось путем их внедрения в процесс профессионального обучения китайских студентов-бакалавров в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Изложение основных теоретических положений содержится в 5 публикациях автора, из них 3 опубликованы в журналах, входящих в перечень научных изданий ВАК РФ. Выводы диссертации содержаться в докладах на международных научно-практических конференциях: «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (Москва, 2017 г.), «ИСКУССТВО. ПЕДАГОГИКА. КУЛЬТУРА» (Санкт-Петербург, 2020 г.), «Педагогика и искусство в современной культуре» (Санкт-Петербург, 2020 г.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности китайскими студентами-бакалаврами в российском педагоическом университете2021 год, кандидат наук Пэн Иньлай
Особенности воспитания культуры фортепианного интонирования в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза2023 год, кандидат наук Маряч Анастасия Юрьевна
Интеграция современных методов российской фортепианной педагогики в образовательный процесс музыкальных учебных заведений КНР2024 год, кандидат наук Су Цзюнь
Репертуарный компонент обучения юного пианиста в современном Китае2021 год, кандидат наук Кан Юньюй
Фортепианное творчество С. Прокофьева в учебно-образовательном процессе на музыкальном факультете педвуза: на материале учебной работы в фортепианном классе2009 год, кандидат педагогических наук Усманова, Елена Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цзинь Хао, 2022 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки / Э. Б. Абдуллин. — Москва: МИРОС, 1992. — 72 с.
2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. — Москва: Просвещение 1983. — 111 с.
3. Абдуллин Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин. — Москва: Академия, 2002. — 272 с.
4. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. Изд. 3-е, испр. и доп. / Э. Б. Абдуллин — Москва: ГРАФПРЕСС, 2010. — 272 с.
5. Абдуллин Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин. — Москва: Лань, Планета музыки, 2014. — 368 с.
6. Абдуллин Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Э. Б. Абдуллин. — Москва, 1991. — 38 с.
7. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — Москва: Академия, 2004. — 335 с.
8. Абдуллин Э. Б. Методика музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева; под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. — Москва: Музыка, 2006. — 336 с.
9. Аврамкова И. С. Музыкально-педагогическое образование в контексте культуры XXI века / И. С. Аврамкова //Методологические проблемы современного музыкального образования: материалы международной научно-практической конференции 11-13 апреля 2011 года. — Санкт-Петербург: Изд-во Политех. ун-та, 2012. — С. 3-5.
10. Аврамкова И. С. Этика ответственности в совершенствовании отечественной системы высшего профессионального музыкального образования / И. С. Аврамкова. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — 220 с.
11. Аврамкова И. С. Формирование этики ответственности в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта: автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук / И. С. Аврамкова. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. — 54 с.
12. Аврамкова И. С. Искусство пианизма в музыкально-информационном поле XXI века / И. С. Аврамкова // Университетский научный журнал № 34 (филологические и исторические науки, археология и искусствоведение), 2017. — С. 55-60.
13. Аврамкова И. С. Формирование стилевого мышления у студентов музыкально-педагогических институтов и факультетов (на примере фортепианной музыки Белы Бартока) / И. С. Аврамкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17. — № 1
(146). — С. 124-131.
14. Аврамкова И. С. Феномен коммуникации в российской общей и музыкальной педагогике: исторический аспект / И. С. Аврамкова // Научное мнение. — 2018. — № 2. — С. 63-73.
15. Аврамкова И. С. Новые образовательные технологии и их перспективы в музыкальной педагогике / И. С. Аврамкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17. — № 2
(147). — С. 103-112.
16. Аврамкова И. С. Влияние культуры Западной Европы на отечественное музыкальное искусство XX века в контексте межкультурной коммуникации / И. С. Аврамкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17. — № 2 (147). — С. 85-94.
17. Айзенштадт С. А. К проблеме духовного лидерства в фортепианных школах дальневосточного региона / С. А. Айзенштадт // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 382. — С. 775-800.
18. Айзенштадт С. А. О некоторых особенностях фортепианного интонирования представителей музыкальной культуры стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония) в контексте языковых закономерностей / С. А. Айзенштадт, А. В. Харуто // Музыкальная академия. — 2013. — № 1. — С. 118-125.
19. Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя / А. Д. Алексеев. — Москва: Музыка, 1991. — 95 с.
20. Алекссев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / А. Д. Алексеев. — Москва: Музыка, 1991. — 104 с.
21. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства : учебник. В 3-х ч., ч. 1 и 2 / А. Д. Алексеев. — 2-е изд., доп. — Москва: Музыка, 1988. — 415 с.
22. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 3-е, доп. / А. Д. Алексеев. — Москва: Музыка, 1978. — 289 с.
23. Алексеева Л. Л. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Л. Л. Алексеева. — Москва, 2009. — 49 с.
24. Алиев Ю. Б. Музыкальное воспитание / Ю. Б. Алиев // Музыкальная энциклопедия. — Т. 3. — Москва: Сов. энциклопедия, 1976. — С. 755-762.
25. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск, 1990. — 560 с.
26. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства / Б. Г. Ананьев // Художественное творчество. — Ленинград, 1982. — С. 236-242.
27. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — Москва: Наука, 1977. — 380 с.
28. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Ленинград: Издательство ЛГУ, 1969. — 339 с.
29. Андреев В. И. Место искусства в познании мира / В. И. Андреев. — Москва: Политиздат, 1980. — 255 с.
30. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
31. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М. Г. Арановский. — Москва: Композитор, 1998. — 343 с.
32. Аронов А. А. Динамика и артикуляция в фортепианных произведениях Бетховена / А. А. Аронов // Как исполнять Бетховена: сборник статей. — Москва: Классика-ХХ1, 2004. — С. 140-162.
33. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки: книга для учителя / Л. Г. Арчажникова. — Москва: Просвещение, 1984. — 111 с.
34. Арчажникова Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Л. Г. Арчажникова. — Москва, 1986. — 37 с.
35. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс: книга 1-2 / Б. В. Асафьев. — Москва: Музыка, 1971. — 376 с.
36. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — Москва, Ленинград: Музыка, 1965. — 151 с.
37. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — Москва: Мысль, 1976. — 158 с.
38. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — Москва: Педагогика, 1989. — 558 с.
39. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — Москва: Педагогика, 1982. — 192 с.
40. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта / Е. и П. Бадура-Скода. — Москва: Музыка, 2011. — 463 с.
41. Базиков А. С. Педагогические условия формирования положительного отношения учащихся к музыкальным занятиям: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А. С. Базиков. — Москва: 1997. — 19 с.
42. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. — Ленинград: Музыка, 1974. — 338 с.
43. Баренбойм Л. А. Л.В. Николаев — основоположник ленинградской пианистической школы / Л. А. Баренбойм // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников, письма. — Ленинград: Советский композитор, 1979. — С. 46-49.
44. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. А. Баренбойм. — Ленинград: Музыка, 1969. — 288 с.
45. Баренбойм Л. А. Музыкальное образование / Л. А. Баренбойм // Музыкальная энциклопедия. — Т. 3. — Москва: Советская Энциклопедия, 1976. — С. 763-787.
46. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. — Москва: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. — 192 с.
47. Белик А. А. Культурология: Антропология теории культур: учебное пособие / А. А. Белик. — Москва: Издательство РГГУ, 2004. — 239 с.
48. Бергер Л. Г. Соответствие полифонического и гомофонного музыкальных стилей пространственным концепциям искусства / Л. Г. Бергер. Москва: Искусство. 1979. — 481 с.
49. Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке / Н. А. Бергер. — Санкт-Петербург: КАРО, 2004. — 368 с.
50. Беркман Т. Л. Методика обучения игре на фортепиано / Т. Л. Беркман. — Москва: Просвещение, 1977. — 97 с.
51. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. — Москва: Педагогика, 1976. — № 4. — С. 69-80.
52. Большой энциклопедический словарь / главный редактор А. М. Прохоров. — Москва: «Большая российская энциклопедия», 1997. — 1434 с.
53. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 2000. — 352 с.
54. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — 3-е изд. — Москва: Политиздат. 1981. — 399 с.
55. Бо, Сюй. Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХ1 веков: исполнительские достижения и система обучения / С. Бо // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2011. — № 1. — С. 55-61.
56. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. — Москва: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. — 352 с.
57. Бурдиян Л. И. Высшее музыкальное образование: проблемы и перспективы приобщения к болонскому процессу / Л. И. Бурдиян // Педагогика и психология образования. — 2018. — № 1. — С. 71-83.
58. Галишникова Е. М. Концептуальные основы подготовки будущих специалистов в системе дополнительного профессионального образования / Е. М. Галишникова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — № 4 (12). — Красноярск, 2012. — URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/galishnikova.pdf.
59. Варламов Д. И. Исследование коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в условиях профессионального образования / Д. И. Варламов // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2014. — № 2 (6). — С. 106-120.
60. Васильченко, Е. В. Китайская музыка / Е. В. Васильченко // Музыкальный энциклопедический словарь / главный редактор Г. В. Келдыш. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — С. 250-251.
61. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств / Г. Велифлин, перевод А. А. Франковский. — Москва: Юрайт, 2018. — 296 с.
62. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения / Г. Вельфин. — Санкт-Петербург: Издание Брокгауз-Ефрон, 1912. — 390 с.
63. Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ / А. В. Вицинский. — Москва: Классика-ХХ1, 2004. — 98 с.
64. Вопросы фортепианной педагогики: сборник статей / редакция В. Натансона. — Выпуск 1-4. — Москва, 1963, 1967, 1971, 1976.
65. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — Т. 1-4. — Москва: Педагогика, 1981-1984.
66. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. — Москва: Педагогика, 1987. — 344 с.
67. Гайдай П. В. Индивидуально-дифференцированный подход в подготовке учителя музыки в классе фортепиано: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / П. В. Гайдай. — Москва: 2003. — 189 с.
68. Гайдай П. В. Роль традиционной музыкальной культуры в развитии фортепианного искусства Китая / П. В. Гайдай // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 3. — С. 61-64.
69. Гайдай П. В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая / П. В. Гайдай // Гуманитарный вектор. — Чита, 2011. — № 1 (25). — С. 25-28.
70. Галишникова Е. М. Концептуальные основы подготовки будущих специалистов в системе дополнительного профессионального образования / Е. М. Галишникова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — № 4 (12). — 2012. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-podgotovki-buduschih-spetsialistov-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya.pdf.
71. Гареева М. А. Художественные компоненты смысловой организации фортепианных сонат В. А. Моцарта: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / М. А. Гареева. — Москва: 2017. — 30 с.
72. Гареева М. А. Структурно-семантический феномен героя как атрибут театральности в тематизме фортепианных сонат Моцарта / М. А. Гареева // Проблемы музыкальной науки. — 2017. — № 2. — С. 118-126.
73. Гетьман В. В. Образование в сфере искусства как социокультурный феномен / В. В. Гетьман // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы VII Международной научно-практической конференции. — Москва: МПГУ, 2016. — С. 29-40.
74. Гольденвейзер А. Б. Статьи. Материалы. Воспоминания / А. Б. Гольденвейзер. — Москва: Музгиз, 1969. — 164 с.
75. Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве: сборник статей и материалов / Н. И. Голубовская. — Ленинград: Музыка, 1985. — 143 с.
76. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. — Москва: Классика — XXI, 2010. — 188 с.
77. Грушко Г. И. К проблеме исследования музыкального стиля / Г. И. Грушко // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2009, №108. — С. 218-222.
78. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. — Москва: Педагогика, 1972. — 423 с.
79. Даниэль С. М. Европейский классицизм / С. М. Даниэль. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003. — 304 с.
80. Дидактика средней школы: учебное пособие / под редакцией М. Н. Скаткина. — Москва: Просвещение, 1982. — 319 с.
81. Дорошенко С. И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование: монография / С. И. Дорошенко. — Владимир: ВГПУ, 1999. — 212 с.
82. Дуганова Л. П. Диалог как принцип организации межличностного взаимодействия и общения / Л. П. Дуганова // Искусство педагогики — Педагогика искусства: сборник научных трудов / составитель и научный редактор Т. В. Челышева . — Вып. 1. — Москва: АПК и ПРО, 2002. — 212 с.
83. Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры / Е. В. Дуков. — Москва: Классика-XXI, 2003. — 254 с.
84. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т.: [Т. 6, доп.]. Искусство / редактор тома М. Л. Титаренко и др.; главный редактор М. Л. Титаренко. — Москва: Восточная литература, 2010. — 212 с.
85. Зинченко В. П. Проблема личности в контексте культурно-исторического подхода: размышления психолога / В. П. Зинченко // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2013. — № 3 (23). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-lichnosti-v-kontekste-kulturno-istoricheskogo-podhoda-razmyshleniya-psihologa.
86. История зарубежной музыки. Музыка французской революции XVIII века. Бетховен. — Москва: Музыка, 1967. — 443 с.
87. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В. А. Кан-Калик. — Грозный, 1976. — 286 с.
88. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Часть III. Поэтика и стилистика / Л. В. Кириллина. — Москва: Композитор, 2010. — 376 с.
89. Кирнарская Д. К. Классическая музыка для всех: западноевропейская музыка от григорианского хорала до Моцарта / Д. К. Кирнарская. — Москва: Слово, 1997. — 270 с.
90. Клочкова Т. И. Методика освоения музыкальных стилей в процессе теоретической подготовки учителя музыки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т. И. Клочкова. — Москва: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — 23 с.
91. Коган Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. — Москва: Классика-XXI, 2004. — 204 с.
92. Коган Г. М. У врат мастерства / Г. М. Коган. — Москва: Классика-ХХ1, 2004. — 136 с.
93. Корнаухов М. Д. К проблеме актуализации феномена интерпретации в современном музыкально-педагогическом образовании / М. Д. Корнаухов // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2013. — № 1. — С. 103-110.
94. Корнаухов М. Д. Интерпретация музыкальных произведений — от теории к практике / М. Д. Корнаухов // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2016. — №3 (15). — С. 81-96.
95. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Xудожественные идеи европейской музыки XVII — XX вв. / А. Ю. Кудряшов. — Санкт-Петербург: Лань, 2010. — 432 с.
96. Кукушин В. С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. С. Кукушкин. — Москва, Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. — 224 с
97. Левик Б. В. История зарубежной музыки. Вторая половина XVIII века. Выпуск второй / Б. В. Левик. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961. — 295 с.
98. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — Москва: Педагогика, 1981. — 186 с.
99. Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. Исследование / Т. Н. Ливанова. — Москва: Музыка, 1977. — 528 с.
100. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — Москва: Наука, 1979. — 360 с.
101. Лихачев Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. — Москва: Просвещение, 1983. — 256 с.
102. Лихачев Д. С. Избранные работы в 3-х томах / Д. С. Лихачев. — Т.1. — Ленинград: Xудожественная литература, 1987. — 656 с.
103. Ли Чжэн, Красовская Е. П. К проблеме исполнительского освоения произведений С. В. Рахманинова студентами Китайской Народной Республики на
фортепианных занятиях / Ли Чжэн, Е. В. Красовская // Творчество С. В. Рахманинова в исполнительской подготовке педагога-музыканта: материалы Международной научно-практической конференции. — Москва: МПГУ, 2018. — С. 157-163.
104. Ли Чжэн, Красовская Е. П. К проблеме исполнительского освоения европейской программной музыки студентами Китайской Народной Республики на фортепианных занятиях / Ли Чжэн, Е. П. Красовская // Музыкальное искусство и образование: Вестник кафедры ЮНЕСКО. — 2017. — № 1 (170). — С. 115-125.
105. Ло Чжихуэй. Зарождение и развитие концертной жизни европейского образца в Китае / Ло Чжихуэй // Научное мнение. — Санкт-Петербург, 2015. — № 4. — С. 152-154.
106. Лю Минхуэй. Теоретико-методическая модель освоения студентами Китайской Народной Республики творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте / Лю Минхуэй // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017. — № 1 (17). — С. 77-99.
107. Ма Да, Чэнь Ясянь. Философия современного музыкального образования / Да Ма, Ясань Чэнь // Шанхайское музыкальное издательство. — 2010. — 174 с.
108. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. — Москва: Музыка, 1979. — 534 с.
109. Маккинон Л. Игра наизусть / Л. Маккинон. — Москва: Классика-XXI, 2009. — 148 с.
110. Малинковская А. В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая проблема: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / А. В. Малинковская. — Москва: 1995. — 46 с.
111. Малинковская А. В. Исполнительско-педагогическая школа как явление музыкальной культуры и образования / А. В. Малинковская // Вестник кафед-
ры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете «Музыкальное искусство и образование». — 2013. — № 1. — С. 94102.
112. Малинковская А. В. Музыкальное искусство и образование: Вестник кафедры ЮНЕСКО. — 2014. — № 2 (6). — С. 106-120.
113. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н. Максимова. — Москва: Просвещение, 1984. — 143 с.
114. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. — Дубна: Феникс, 1999. — 256 с.
115. Малявин В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. — Москва: Астрель, 2000. — 632 с.
116. Мариупольская Т. Г. Основные черты русских музыкально-исполнительских традиций: исторические и теоретические аспекты / Т. Г. Мариупольская // Музыкальное искусство и образование: Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. — 2013. — № 1. — С. 103-110.
117. Мартинсен К. А. Методика индивидуального обучения игры на фортепиано / К. А. Мартинсен. — Москва: Классика — XXI, 2003. — 120 с.
118. Марченко И. П. Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва, 1999. — 20 с.
119. Мейлах Б. С. Философия искусства и «художественная картина мира» / Б. С. Мейлах // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. — Ленинград: Наука, 1986. — С. 13-25.
120. Мельничук Е. А. Художественный образ и его воссоздание музыкантом-исполнителем / Е. А. Мельничук, Г. М. Цыпин // Нижегородское образование. — 2015. — № 2. — С. 102-107.
121. Мельничук Е. А. Организационные особенности работы над воссозданием художественного образа в музыкально-исполнительском классе /
Е. А. Мельничук // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2016. — № 2 (14). — С. 137-143.
122. Мельничук Е. А. Процесс воссоздания художественного образа в музыкально-исполнительском классе: методические рекомендации / Е. А. Мельничук // Наука и школа. — 2016. — № 4. — С. 106-111.
123. Миронов Б. Б. Современные требования в области подготовки специалистов музыкально-инструментального искусства / Б. Б. Миронов // Молодой ученый. — 2014. — № 8. — С. 830-832.
124. Михайлов М. К. О понятии стиля в музыке / М. К. Михайлов // Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 4. — Москва, Ленинград: Музыка, 1965. — С. 16-28.
125. Михайлов М. К. Стиль в музыке / М. К. Михайлов. — Ленинград: Музыка, Ленинградское отделение, 1981. — 264 с.
126. Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке. — Москва: Музыка, 1984. — Ленинград: Музыка, 1990. — 280 с.
127. Музыкальная энциклопедия / главный редактор Ю. В. Келдыш. — Т. 1-6. — Москва: Советская энциклопедия, 1973-1982.
128. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие / Е. В. Назайкинский. — Москва: ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
129. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. — Москва: Музыка, 1988. — 254 с.
130. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — Москва: Музыка, 1988. — 258 с.
131. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961. — 319 с.
132. Немыкина И. Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: учебное пособие / И. Н. Немыкина. — Свердловск: СГПИ, 1988. — 64 с.
133. Немыкина И. Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / И. Н. Немыкина — М., 1982. — 177 с.
134. Немыкина И. Н. Содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / И. Н. Немыкина. — Москва, 1997. — 40 с.
135. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. — 2008. — № 9. — С. 3-12.
136. Николаева А. И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / А. И. Николаева — Москва: МПГУ, 2004. — 52 с.
137. Николаева А. И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: монография / А. И. Николаева. — Москва: Прометей, 2003. — 352 с.
138. Николаева А. И. Категория стиля и музыкальная педагогика / А. И. Николаева. — Москва: «Музыка и время», 2003. — № 11 . — С. 12-17.
139. Николаева А. И. Работа над фортепианными произведениями В. А. Моцарта в исполнительском классе педагогического вуза: методические рекомендации. — Москва: МПГУ, 2002. — 13 с.
140. Николаева А. И. К проблеме понимания музыкального стиля: монография / А. И. Николаева. — Москва: МПГУ, 1999. — 61 с.
141. Ню Яцянь. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ню Яцянь. — Москва, 2009. — 21 с.
142. Ню Яцянь. Принципы целостного педагогического процесса в фортепианно-исполнительском классе / Н. Яцянь // Вопросы совершенствования профес-
сиональной подготовки педагога-музыканта: сборник научных трудов. — Вып. 14. — Москва: 2008. — С. 56-64.
143. Ню Яцянь. Некоторые проблемы и противоречия в обучении пианистов в ВУЗах КНР на современном этапе / Н. Яцянь // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: сборник научных трудов. — Вып. 15. — Москва: 2009. — С. 148-152.
144. Осеннева М. С. Кросс-культурный подход к освоению китайскими студентами музыкально-педагогических технологий по овладению первоначальными навыками чтения с листа в классе фортепиано / М. С. Осеннева // Музыкальное искусство и образование: вестник кафедры ЮНЕСКО. — 2018. — №1 (21). — С. 167-178.
145. Педагогика / под редакцией Ю. К. Бабанского. — Москва: Просвещение, 1983. — 608 с.
146. Провозина Н. М. Формирование музыкально-исторических знаний студентов педагогических институтов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва: 1982. — 16 с.
147. Психологический словарь / под редакцией В. В. Давыдова и др. — Москва: Педагогика, 1983. — 448 с.
148. Психология процессов художественного творчества / ответственный редактор Б. С. Мейлах и Н. А. Xренов. — Ленинград: Наука, 1980. — 285 с.
149. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. — Москва: Музыка, 1989. — 141 с.
150. Рапацкая Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Л. А. Рапацкая. — Москва: МГЗПИ, 1991. — 36 с.
151. Рапацкая Л. А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия / Л. А. Рапацкая, А. А. Ивахненко // Теория и практика общественного развития. — М., 2015. — № 8. — С. 220224.
152. Савшинский С. И. Пианист и его работа / С. И. Савшинский. — Ленинград: Советский композитор, 1961. — 157 с.
153. Семыкин В. Г. Одночастная фортепианная соната XIX — первой половины ХХ столетия: композиционно-драматургические аспекты: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения /
B. Г. Семыкин. — Москва, 2017. — 24 с.
154. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. — Москва: Педагогика, 1980. — 144 с.
155. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей /
C. С. Скребков. — Москва: Музыка, 1973. — 448 с.
156. Смирнов М. А. Гилельс — педагог / М. А. Смирнов // Вопросы фортепианного искусства. — Москва, 1968. — Вып. 2. — С. 153-172.
157. Способин И. В. Музыкальная форма: учебник. — 7-е изд. — Москва: Музыка, 1984. — 400 с.
158. Стенина О. Ю. Система подготовки пианиста-профессионала в средне-специальных музыкальных учебных заведениях России / О. Ю. Стенина // В мире науки, искусствоведения и культурологии: сборник статей по материалам LXX междунарародной научно-практической конференции № 3 (70). — Новосибирск: СибАК, 2017. — С. 11-15.
159. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под редакцией В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — Москва: Педагогика, 1983. — 352 с.
160. Телегина Н. О. Проблема художественной интерпретации в исполнительской и педагогической деятельности музыканта / Н. О. Телегина, Е. Р. Сизова // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 4 (47) — С. 216-218с.
161. Телегина Н. О. Развитие у музыкантов-исполнителей умений художественной интерпретации в процессе фортепианной подготовки в вузе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н. О. Телегина. — Екатеринбург, 2014. — 23 с.
162. Телегина Н. О. Результаты опытно-поисковой работы по развитию умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки / Н. О. Телегина / Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 4 (47). — С. 221-223.
163. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А. В. Торопова. — Москва: МПГУ, 2008. — 198 с.
164. Торопова А. В. HOMO MUSICUS в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. Монография / А. В. Торопова. — Москва: Граф-Пресс, 2008. — 286 с.
165. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. — Москва: Клас-сика-ХХ1, 2003. — 340 с.
166. Федорович Е. Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Е. Н. Федорович. — Москва, 2001. — 43 с.
167. Федорович Е. Н. Русская пианистическая школа как педагогический феномен: монография / Е. Н. Федорович. — Москва: Директ-Медиа, 2014. — 278 с. — URL: httpsV/kartaslov.ra/книги.
168. Фейгин М. С. Музыкальный опыт учащихся / М. С. Фейгин // Вопросы фортепианной педагогики. — Москва: Музыка, 1971. — 36 с.
169. Фейнберг С. Е. Мастерство пианиста / С. Е. Фейнберг. — Москва: Музыка, 1978. — 231 с.
170. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. — Москва: Музыка, 1969. — 516 с.
171. Хазанов П. А. Психолого-педагогические проблемы воплощения художественного образа в процессе обучения музыканта-исполнителя // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2014. — № 3 (7). — С. 80-87.
172. Холопов Ю. Н. Мелодия / Ю. Н. Холопов // Музыкальная энциклопедия. — Т. 3. — Москва: Советская энциклопедия, 1976. — Стб. 512-529.
173. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. — Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2014. — 320 с.
174. Хуан Сяньюй. Система музыкального образования в Китае / Сяньюй Хуан // Вестник Санкт-Петербургского государственного педагогического университета культуры и искусств. — 2012. — № 2. — С. 155-159.
175. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.
176. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования. Современная дидактика: учебной пособие. — Изд. 2-е перераб. — Москва: Высшая школа, 2007. — С. 159-182.
177. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Хуторской. — Москва: Академия, 2008. — 256 с.
178. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебной пособие / Ю. А. Цагарелли. — Санкт-Петербург: Композитор, 2008. — 368 с.
179. Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Г. М. Цыпин. — Москва, 1977. — 360 с.
180. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. — Москва: Советский композитор, 1988. — 384 с.
181. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г. М. Цыпин. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. — 320 с.
182. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика / Г. М. Цыпин. — Белгород: Белгородская областная типография, 2007. — 412 с.
183. Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики / Г. М. Цыпин. — Тамбов, Москва, Санкт-Петербург, Баку, Вена: Нобелистика, 2008. — 246 с.
184. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника: учебное пособие / Г. М. Цыпин. — Москва: Академия, 1999. — 192 с.
185. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. — Москва: Просвещение, 1984. — 178 с.
186. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности / Г. М. Цыпин. — Москва: Академия, 2003. — 368 с.
187. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры / Т. В. Чередниченко. — Москва: Издательство АЛЛЕГРО-ПРЕСС, 1994. — 175 с.
188. Чжан Цзюнь. Основные этапы в музыкальном образовании Китая ХХ века / Чжан Цзюнь // Культура. Образование. Педагогика искусства / Сборник научных трудов. — Выпуск 4. — Москва, 2007. — С. 118-125.
189. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». — № 8. — Москва: Знание, 1988.
190. Щербакова А. И. Аксиология музыкально-педагогического образования / А. И. Щербакова. — Москва: МПГУ, 2001. — 423 с.
191. Щербакова А. И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта / А. И. Щербакова. — Москва: Граф-Пресс, 2007. — 338 с.
192. Эдуардова И. Б. Музыкальный стиль и интонационно-стилистический анализ как объект изучения / И. Б. Эдуардова // Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи. — ХХ1 век. — Кострома: КТУ им. Н. А. Некрасова, 2002. — С. 28-34.
193. Эдуардова И. Б. Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва, 2002. — 21 с.
194. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. — Москва: Высшая школа, 1982. — 222 с.
195. Юдин А. П. Специфика учебной работы над освоением китайскими студентами фортепианных произведений русских композиторов XIX — первой половины ХХ вв. / А. П. Юдин // Проблемы и перспективы современного музыкального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. — Москва: Ритм, 2016. — С. 87-92.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.