Особенности смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Полякова, Ольга Осиповна
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Полякова, Ольга Осиповна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Основные направления исследования ценностно-смысловой сферы личности
1.2 Общая характеристика субъектного подхода в психологии к исследованию личности
1.3 Психологическая характеристика ценностно-смысловой позиции личности
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ
2.1 Роль субъектных факторов в структуре индивидуального сознания
2.2 Типологические особенности смыслового понимания
ГЛАВА 1П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Теоретическое обоснование экспериментального исследования
3.2 Результаты экспериментального исследования личностных особенностей смыслового понимания
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Особенности социальных представлений у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции2006 год, кандидат психологических наук Соболев, Станислав Иванович
Ценностно-смысловая сфера и особенности саморегуляции личности на различных стадиях наркотизации2010 год, кандидат психологических наук Серебрякова, Мария Евгеньевна
Формирование рефлексивной позиции учителя как субъекта педагогической деятельности в образовательном процессе вуза2008 год, кандидат педагогических наук Романова, Юлия Владимировна
Ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта2011 год, доктор психологических наук Салихова, Наиля Рустамовна
Особенности смысловых центраций монозиготных близнецов2008 год, кандидат психологических наук Крылова, Александра Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции»
Актуальность темы исследования. В ситуации ломки социальных стереотипов и набирающих силу новых социокультурных тенденций растет интерес к исследованию содержания индивидуального сознания личности, все более значимыми становятся проблемы обретения смысла жизни и личностного становления. Долгое время психология развивалась преимущественно в рамках естественнонаучной парадигмы и фактически вне поля психологических исследований оставались такие важные интегративные характеристики, как личност-ностные смыслы и ценности, свобода, ответственность, нравственность. «Традиционная психология вообще не располагает понятиями, в которых этические категории могут быть раскрыты», - писал А.Н.Леонтьев. В современной психологии рационалистическое миропонимание, ориентированное на постижение объективных законов природы преимущественно естественнонаучными методами сменяется признанием важности субъективного понимания мира, субъективных фокусировок сознания, возрастает значимость ценностных и смысловых контекстов человеческого бытия.
Ценностно-смысловая сфера личности, является важнейшим компонентом структуры личности. Усваиваясь индивидуальным сознанием, ценности и смыслы интересны психологии не только как универсальные категории, но и как индивидуальные психологические особенности личности. Универсальные ценности, такие как, например, Истина, Добро, Красота, неизбежно преломляются в индивидуальном сознании, обретая личностный смысл, и каждый человек по своему трактует прекрасное, истинное и доброе, вырабатывая собственную позицию по отношению к ценностям. Проблема личностного отношения к действительности, выработка собственных смыслов становится важным направлением психологических исследований.
Несмотря на активизацию интереса к личностно-смысловой сфере, до сих пор не решена проблема комплексного подхода к исследованию смыслового понимания: существует терминологическая неопределенность концептуального аппарата, не выработана единая точка зрения на содержание и структуру личностных особенностей смыслового понимания, мало изучены механизмы и факторы формирования, развития и функционирования смыслового понимания.
Таким образом, осознание недостаточности теоретической и практической разработки проблемы личностных особенностей смыслового понимания, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения.
Состояние изученности проблемы. Ценностно-смысловая сфера личности достаточно хорошо исследована и в отечественной, и в зарубежной психологии. Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах К.А. Абульхановой, А.Г. Асмо-лова, Б.С. Братуся, А.В. Брушлинского, Г.А. Вайзера, Ф.Е. Васшпока, А.А. Во-лочкова, Л.С. Выготского, Д.Н. Завалишиной, Б.В. Зейгарник, Е.А. Климова, Е.В. Корниловой, Д.А. Леонтьева, К.Муздыбаева, Г. Оллпорта, М.Рокича, С.Л.Рубинштейна, В.Ф. Сержантова, А.В. Серого, В. Франкла, Л.Ф. Шестопа-лова, М.С. Яницкого и др. Проблемы индивидуальных характеристик смыслового понимания разрабатываются в экзистенциальной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй), а также в психотерапии (Ф.Е. Васшпок, А. Лэнгле).
В рамках субъектного подхода проведены исследования индивидуального сознания (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, Н.А. Коваль), интенционально-сти субъекта, интерпретации мира и самого себя субъектом на основе ценностно-смысловой позиции (А.В. Брушлинский, Л.Ф. Бурлачук, В.В. Знаков, Н.Б. Михайлов, Р. Нисбет, Л. Росс, А.Н. Славская), философско-психологического понимания контекста (М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет, В.П. Зинченко), обыденного сознания (Э.А. Гассин, И. Джидарьян, С. Московичи, К. Муздыбаев, В.В. Суб-ботский, Т.Н. Ушакова), ценностно-смысловых аспектов мышления (А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, В.В. Селиванов),
Несмотря на то, что ряд авторов указывали на ценностную обусловленность смыслового понимания, не раскрыты психологические характеристики смыслового понимания личности в зависимости от типа ценностно-смысловой позиции/Кроме того, отсутствует общепризнанный понятийный аппарат:.наряду с понятием «ценностно-смысловая позиция» (В.В. Знаков), используются схожие по содержанию термины: «жизненная позиция» (К.А. Абульханова), «ценностная направленность» (А.А. Волочков), «ценностная позиция» (Ким-берг), «жизненное отношение» (Е.Б. Старовойтенко), «смысловая позиция» (Г.М. Кучинский), «смысловая установка» (Д.А. Леонтьев), «центральная позиция личности» (Я. Гудечек) и др. Многие авторы указывали на типологический характер ценностно-смысловой позиции, однако, пока нет описания психологических характеристик типов последней. Можно отметить проблему терминологической неопределенности понятий «смысл», «смысловое понимание», пока не выработана единая точка зрения на содержание и структуру личностных смыслов. Не смотря на то, что известно о влиянии ценностно-смысловой позиции на формирование смыслов, характер этого влияния пока не изучен.
Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.
Предметом исследования являются психологические особенности смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции.
Целью исследования является определение влияния ценностно-смысловой позиции на особенности смыслового понимания.
Гипотеза исследования. Психологические особенности смыслового понимания должны соответствовать типу ценностно-смысловой позиции личности, поскольку смысловое понимание является ценностно-обусловленным. Ценностно-смысловая позиция отражается в ценностно-смысловой сфере в ценностном и смысловом аспектах. Ценностный аспект может быть описан содержанием и особенностями структурной организации системы ценностей личности, смысловой — может быть раскрыт в личностных особенностях смыслового понимания. При этом тип ценностно-смысловой позиции определяется характером субъект-объектных отношений.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретико-методологические основы изучения ценностно-смысловой позиции личности.
2. Описать психологические характеристики ценностно-смысловой позиции личности.
3. Выявить психологические характеристики смыслового понимания в соответствии с типами ценностно-смысловой позиции.
4. Провести экспериментальное исследование личностных особенностей смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции.
Теоретической и методологической основой исследования являются: 1) субъектный подход к анализу психики (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, В.А. Барабанщиков, К.В. Бардин, А.В. Брушлинский, A.JI. Журавлев, В.В. Знаков, Ю.А. Индлин, Т.А. Ребеко, C.JI. Рубинштейн, В.В. Селиванов, Е.А. Сергиенко, А.Н. Славская и др.), рассматривающий человека как субъекта - на высшем уровне активности, целостности, автономности во всей совокупности своих качеств и свойств, находящийся в онтологическом единстве с миром и способный ценностным образом регулировать свою жизнь. Такое понимание позволяет преодолеть жесткое разделение когнитивной и личностной сфер в психологическом исследовании; 2) антропологический подход в психологических исследованиях (В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), подразумевающий учет интегративности и контекстуальности развития психики; 3) методологические основы психологии смыслового понимания (М.М. Бахтин, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, Я. Гудечек, В.В. Знаков, В.П. Зинченко, А.Ф. Лосев, В.А. Пономаренко, С.Л. Рубинштейн, А.В. Серый, А.Н. Славская), учитывающие ценностный характер смыслового понимания; 4) концепция социальных представлений С. Московичи, в которой социальные представления, представляя собой субъектные отражения ценностей в индивидуальном сознании, конструируют реальность субъекта.
Традиционно понимание в психологии рассматривалось как мыслительная процедура, направленная не на получение нового знания, а на приписывание смысла знанию, полученному в результате мыслительной деятельности. . В конце XX в. в гуманитарных науках зародилась тенденция изучать понимание в более широком научном контексте - не только как познавательный феномен, но и как экзистенциальный — как способ бытия человека в мире, поиски им смысла жизни (Х.Г. Гадамер, П. Рикер и др). Понимание - универсальная способность человека, реализующаяся в способах его бытия.
В психологии эта позиция связана, прежде всего, с развитием субъектного подхода, важным методологическим положением которого является значительное расширение представлений об активности. В отличие от понятия «деятельности», где делается акцент на операционально-динамическую, орудийную и социальную нормативность, в понятии «активность» отражена способность субъекта к выходу за пределы заданных условий жизнедеятельности (инициатива, творчество, поиск, преодоление и т.п.). Активность - типичный для данной личности, обобщенный ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее жизненных потребностей (К.А. Абульханова). Вследствие человеческой активности Мир (в рубинштейновском понимании) представляет собой бытие, изменяемое действиями субъекта, который, находясь внутри бытия и обладая психикой, сам творит свою жизнь в мире и понимает его.
Еще Б.Г. Ананьев указал на «ценностно-ориентированное» мышление, включающее множество уровней обобщения, раскрывающее индивидуальные контексты, интеллектуальный, нравственный уровень субъекта, осмысляющее жизненный факт. Важнейшим параметром определения смысловых систем сознания является его ценностный план. Ценностность есть важнейшая характеристика сознания. Способность личности ценностно-мировоззренчески интерпретировать действительность обеспечивается не только особенностями сознания, но и экзистенциальностью, выражающейся в непосредственном способе жизни личности, ее способе приобщения к бытию, что проявляется в ценностно-смысловой позиции личности (ЦСП). Понимание ЦСП определено определением В.В. Знакова: это система конструктов, отражающих субъективное отношение «Я-Мир» и оказывающих решающее влияние на формирование смысла фактов, событий и т.д. Это мировоззренческая позиция субъекта, определяющая понимание мира, поиск и порождение разнообразных смыслов. Е.Б. Старо-войтенко также определяет ЦСП как жизненное отношение, которое человек. должен открыть в себе, превратить в реальность «Я», перевести в действительность конкретных жизнеоотношений, наполнить смыслом поступков и жизненных действий. В организации системы ценностных ориентаций смысловые представления выполняют функции принятия или отрицания определенных ценностей, определения их значимости.
Для решения поставленных задач использовались такие методы и методики, как библиографический анализ, групповой письменный опрос с помощью специальной анкеты для выявления типа ценностно-смысловой позиции, методика ситуаций с неоднозначным нравственным выбором, методика психосемантического шкалирования (А.Е. Граменицкий Д. Пибоди, А.Г. Шмелев), статистические методы анализа данных, факторный анализ («Statistica 5.5»).
Достоверность и надежность выводов исследования обеспечивалась адекватностью используемых методик целям и задачам исследования, методологической обоснованностью комплекса методов, сочетанием количественного и качественного анализа, использованием методов математической статистики, теоретических и эмпирических методов исследования и репрезентативностью выборки испытуемых.
Научная новизна исследования. Впервые осуществлен анализ содержания, структуры и функций ценностно-смысловой позиции, выделены индивидуально-психологические особенности эгоцентрического, интеллектуального и рефлексивного типов ценностно-смысловой позиции; проведено психологическое исследование влияния ценностно-смысловой позиции на характеристики смыслового понимания личности, описаны на основе теоретического анализа психологических работ и экспериментально показаны психологические характеристики смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции личности.
Теоретическая значимость. Полученные результаты дополняют научные представления о смысловом понимании, расширяют теоретическую и эмпирическую базу психологии личности за счет описания содержания и структурной организации ценностно-смысловой сферы у лиц с.различными типами ценностно-смысловой позиции. Важным в теоретическом плане является вывод о влиянии типа ценностно-смысловой позиции личности на постигающую способность индивидуального сознания, что позволяет описать особенности смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции. Полученные данные представляют интерес с позиции развития представлений о содержании и структуре ценностно-смысловой сферы личности, а также о ценностно обусловленных особенностях смыслового понимания.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут применяться при организации профессиональной подготовки специалистов в вузах, особенно специалистов гуманитарной и общественной направленности, что должно найти отражение в спецкурсах «Основы субъектного подхода в психологии», «Психология понимания», «Психологические особенности духовного развития личности». Использованные диагностические методики могут быть использованы при разработке диагностического инструментария для выявления типа ценностно-смысловой позиции, на основе чего возможно дальнейшее исследование иерархической соподчиненности типов ЦСП и условий, механизмов и факторов, способствующих формированию того или иного типа, т.е. личностному развитию субъекта. Полученные данные о влиянии ЦСП на смысловое понимание необходимы практическим психологам, которые должны рефлексировать момент расхождения объективного значения ситуации с индивидуальными интерпретациями, привносящими в эту ситуации новый смысл.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Различие в сформированное™ ценностно-смысловой позиции проявляются в ее ценностном аспекте, а именно в содержании и структурной организации системы ценностей личности. Для эгоцентрической ценностно-смысловой позиции характерно отсутствие целостности вследствие того, что структурная организация системы ценностей представляет собой разрозненную совокупность отдельных эгоцентрических ценностей, на которые ориентируется личность. Для ценностно-смысловой позиции интеллектуального типа также характерно отсутствие целостности вследствие раздвоения системы ценностей как со стороны ее структурной организации, так и со стороны ее содержания: в теоретической сфере жизненных отношений личность ориентируется на целостную согласованную систему общечеловеческих ценностей, а в жизненно-практической сфере - на разрозненную совокупность эгоцентрических ценностей. Для рефлексивного типа ценностно-смысловой позиции характерно единство, основанное на целостной согласованной системе экзистенциальных ценностей.
2. Смысловой аспект различий в сформированное™ ценностно-смысловой позиции проявляется в характере постигающей способности индивидуального сознания, раскрывающиеся в особенностях смыслового понимания. Каждому типу ценностно-смысловой позиции соответствует определенный тип смыслового понимания, условно обозначенный как I, П и 1П.
3. В индивидуальном сознании личности с I типом смыслового понимания отражаются лишь отдельные стороны субъект-объектных отношений в соответствии с эгоцентрическими целями, основанными на гедонистических потребностях личности. При этом личность не способна к содержательной рефлексии субъект-объектных отношений интеллектуального и рефлексивного характера.
В индивидуальном сознании личности с П типом понимания на основе редукции в индивидуальном сознании экзистенциальных субъект-объектных отношений к интеллектуальным происходит интеллектуализация рефлексии. По сравнению с пониманием I типа происходит расширение постигающей способности сознания как относительно системы ценностей, так и относительно различных аспектов каждой ценности. Личность со II типом смыслового понимания способна к содержательной рефлексии эгоцентрических и интеллектуальных ценностей, однако не принимает первые, подвергая их рефлексивной оценке. Интеллектуальная рефлексия обеспечивает содержательный характер смыслового понимания субъект-объектных отношений эгоцентрического и интеллектуального характера, но приобретает эмпирический характер относительно понимания экзистенциальных субъект-объектных отношений.
Личность с III типом смыслового понимания характеризуется целостностью и диалогичностью смыслового понимания, основанного на содержательной рефлексии экзистенциальных субъект-объектных отношений целостного бытия в его единораздельной и целесообразной структуре. Происходит расширение постигающей способности индивидуального сознания относительно как числа ценностей, так и отдельных аспектов каждой ценности. Личность проявляет содержательную рефлексию ценностей, имеющих эгоцентрический, интеллектуальный и экзистенциальный характер, но на основе рефлексивной оценки не принимает первые два типа, отрицая их истинность. Постигающая способность обеспечивает содержательный характер смыслового понимания субъект-объектных отношений эгоцентрического, интеллектуального и экзистенциального характера.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в открытой печати в виде статей, а также отражены в докладах автора на Международных научно-практических конференциях: «XXI век: Россия и запад в поисках духовности» (Пенза, 2003), «Теоретические и прикладные проблемы психологии» (Пенза, 2003), «Интеграция региональных систем образования» (Саранск, 2003), Всероссийских научно-практических конференциях: «Теория и методика непрерывного профессионального образования» (Тольятти, 2003), «Системы воспитания: теория и практика» (Саранск, 2003), «Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами развития» (Саранск, 2003), Международных научно-практических конференциях «Человек в эпоху цивилизационного слома и становления нового исторического пространства» (Москва, 2004), «Нравственность и религия» (Пенза, 2004), «Феномен развития в науках о человеке» (Пенза, 2004), «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Развивающийся человек в пространстве культуры: психология гуманитарного знания» (Тула, 2004), «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2005), Международной научно-практической, конференции «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний» (Пенза, 2005).
Публикации результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, общим объемом 3,41 п.л., в том числе лично автора -1,62 п.л.
Эмпирическую базу исследования составили студенты Мордовского госуниверситета им. Н.П.Огарева (204 чел), которые в ходе первой серии эксперимента были разделены на три группы: 78,8% испытуемых с эгоцентрическим типом ценностно-смысловой позиции, 19% - с интеллектуальной, 2,2% - с рефлексивной. Впоследствии для дополнения третьей группы выборка расширена на 8 чел., обладающих рефлексивным типом ЦСП.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 185 страницы машинописного текста, 4 рисунка, 10 таблиц, 5 приложений. Библиографический список использованной литературы включает в себя 263 источника.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Развитие смысловой сферы личности учителя в системе повышения квалификации2009 год, кандидат психологических наук Мишенина, Галина Владимировна
Экзистенциальные диалоги как фактор ценностно-смыслового развития личности старшеклассника в образовательном пространстве школы2006 год, кандидат педагогических наук Шоган, Екатерина Владимировна
Психологические условия становления ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции2008 год, кандидат психологических наук Перелыгина, Ирина Владимировна
Психология субъектополагающего взаимодействия2012 год, доктор психологических наук Осмина, Елена Викторовна
Развитие интеллекта как основание личностно-профессионального становления студентов2013 год, доктор психологических наук Иванова, Валентина Петровна
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Полякова, Ольга Осиповна
Выводы и результаты настоящей работы дают возможность предложить в качестве перспектив исследование факторов, условий и механизмов формирования того или иного типа ценностно-смысловой позиции субъекта и перехода от одного типа к другому, а также дальнейшую разработку диагностического инструментария для выявления типов ценностно-смысловой позиции и типов смыслового понимания. Кроме того, необходимо изучение личностных и социокультурных особенностей смыслового понимания в его экзистенциальном и когнитивном аспектах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
В настоящей работе представлена попытка исследования личностных особенностей смыслового понимания у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции. Диссертационное исследование проведено на основе субъектного подхода, рассматривающего человека как субъекта во всей совокупности качеств и свойств, находящегося в онтологическом единстве с миром и способного ценностным образом регулировать и осуществлять свою жизнь, объективировать себя в ней. Понятый таким образом субъект способен индивидуальным способом интерпретировать, понимать, наделять смыслами мир. Субъектный подход рассматривает человека целостно в многообразных отношениях с миром - как гнсеологических, так и онтологических, позволяя преодолеть в психологическом исследовании разделение когнитивной и личностной сфер.
В диссертационном исследовании рассмотрены психологические характеристики отношения субъекта и объекта познания в процессе взаимодействия субъекта с миром, дана психологическая характеристика ценностно-смысловой позиции личности и на основе теоретического анализа психологических работ выделены основные характеристики трех типов ценностно-смысловой позиции - эгоцентрической, интеллектуальной и рефлексивной.
Отечественные психологические теории, развиваемые в русле традиций онтологизации сознания (А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, В.П.Зинченко, В.В.Знаков, С.Л. Рубинштейн и др.), а также концепция интерпретации А.Н. Славской и концепция социальных представлений С. Московичи позволили рассмотреть роль субъектных факторов в структуре индивидуального сознания субъекта и показать, что субъект не просто мыслит окружающую действительность, но и ценностно-мировоззренчески понимает ее, создавая тем самым собственный субъективный мир, что отражается в ценностно-смысловой сфере субъекта.
Экспериментальное исследование подтвердило положение о ценностном характере смыслового понимания: ценностно-смысловая позиция, отражающая субъективное отношение «Я - Мир», оказывает влияние на понимание мира, формирование смыслов фактов, событий. Показана связь характера смыслового понимания с типом ценностно-смысловой позиции личности.
Таким образом, проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие общие выводы, подтверждающие гипотезу и основные положения работы.
1. В ценностном аспекте типологические особенности трех типов ценностно-смысловой позиции (ЦСП) - эгоцентрической, интеллектуальной и рефлексивной отражаются в содержании системы ценностей личности и ее структурной организации, проявляясь как различия в сформированное™ ЦСП. Для структурной организации эгоцентрической ЦСП характерно отсутствие согласованности и целостности, система ценностей распадается на разрозненную совокупность отдельных эгоцентрических ценностей. Для системы ценностей интеллектуального типа ЦСП характерно раздвоение со стороны ее структурной организации и содержания системы ценностей: в теоретической сфере личность ориентируется на целостную согласованную систему общечеловеческих ценностей, а в жизненно-практической сфере - на разрозненную совокупность эгоцентрических ценностей. Для системы ценностей рефлексивного типа ЦСП характерно единство, основанное на целостной согласованной системе экзистенциальных ценностей.
2. В смысловом аспекте различия в сформированности ЦСП проявляются - в постигающей способности сознания, раскрывающейся в особенностях смыслового понимания. Особенности смыслового понимания I типа соответствуют ЦСП эгоцентрического типа, особенности смыслового понимания П типа - интеллектуальному типу ЦСП, особенности смыслового понимания П1 типа -рефлексивному типу ЦСП.
3. Для личности со смысловым пониманием I типа характерно отражение в индивидуальном сознании только отдельных сторон субъект-объектных отношений в соответствии с эгоцентрическими целями, основанными на гедонистических потребностях личности. При этом постигающая способность сознания носит содержательный характер в сфере эгоцентрических субъектобъектных отношений, но приобретает эмпирический характер относительно смыслового понимания интеллектуальных и экзистенциальных субъект-объектных отношений.
У личности со смысловым пониманием II типа обнаруживается расширение постигающей способности сознания как относительно системы ценностей, так и относительно различных аспектов каждой ценности. Интеллектуальный характер рефлексии обеспечивает содержательный характер относительно смыслового понимания эгоцентрических и интеллектуальных субъект-объектных отношений, но приобретает эмпирический характер относительно смыслового понимания экзистенциальных субъект-объектных отношений.
Смысловое понимание III типа характеризуется целостностью и диало-гичностью, оно основано на содержательной рефлексии экзистенциальных субъект-объектных отношений целостного бытия в единораздельной и целесообразной структуре. Происходит рост числа рефлексируемых ценностей и аспектов каждой ценности. В сознании ценности рефлексируются в целостности всех своих аспектов. Личность способна к содержательной рефлексии эгоцентрических, интеллектуальных и эгоцентрических ценностей, но не принимает как истинные ценности первых двух типов, подвергая их рефлексивной оценке. Постигающая способность сознания обеспечивает содержательный характер смыслового понимания эгоцентрических, интеллектуальных и экзистенциальных субъект-объектных отношений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Полякова, Ольга Осиповна, 2005 год
1. Абульханова К.А Новое в психологии профессионализма// Психол. журн., 1997, №4. -С. 142-144.
2. Абульханова К.А. Психология и сознания личности// Избр. психол. труды. М., Воронеж, 1999.-322 с.
3. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения// Психол. журн., 1999, №5. С. 5-14.
4. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. АВ.Брушлинского, М.И. Воловиковой. -М.: ПЭРСЭ, 2002. С. 34-50.
5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
6. Абульханова-Славская К.А. Роль категории субъекта в отечественной психологии// Антология современной психологии конца 20 века. Ежегодник. Российское психологическое общество. Том 7. - Выпуск 3. - Казань, 2001. - С. 13-20.
7. Абульханова-Славская К. А Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
8. Абульханова К.А Проблемы исследования индивидуального сознания/ К.А Абульханова, М.И. Воловикова, В.А Елисеев// Психол. журн., 1991, №4. С. 27-40
9. Агафонов AJO. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.-296 с.
10. Ю.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2000. 338 с.
11. П.Александров И.О. Комплексное исследование структуры индивидуального знания/ И.О. Александров, Н.Е. Максимова, А.Г. Горкин и др.// Психол. журн., 1999, №1.- С. 49-69.
12. АндрееваГ.М. Психология социального познания-М.: Аспекг-Пресс, 2000.-288 с.
13. Андронов В. П. Психология профессионального мышления Саранск, 2000- 206 с.
14. М.Анцыферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода// Психология личности: Личность и ее жизненный путь. -М.: Наука, 1990. С. 7-18.
15. Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности//Психол. журн., 1981, №2. -С.8-18.
16. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: Жизненный мир личности и «техники» ее бьггия// Психол. журн., 1993, №2. С.3-16.
17. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы)// Психол. журн., 1999, №3,- С. 5-17.
18. Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития//Психол. журн., 1999, №1. С. 6-19.
19. Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие// Психол. журн.,1997, №5. С.7 - 19.
20. Барабанщиков В.А. Б.ФЛомов: системный подход к исследованию психики// Психологический журнал, 2002, №4. С.27-38.21 .Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. - 512 с.
21. Барабанщиков В.А. Онтологическое основание перцептивного процесса// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. AJ3 .Брушлинского, М.И. Воловиковой. -М.: ПЭРСЭ, 2002. С. 182-219.
22. Бардин К.В. Начала субъектной психофизики/ К.В. Бардин, Ю.А.Индлин. В 2-хч.М., 1993.-288 с.
23. Батшцев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л.Рубинштейна//Вопросы философии, 1989, №4. С.96-109.
24. Багищев Г.С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека С.Л.Рубинпггейна// Философские науки, 1989, №7. С.26-36.
25. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники//Ежегодник 1984-1985. -М.: Наука, 1986. -С. 32-91.
26. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. -М.: Худ. лит-ра, 1986. 541 с.
27. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Советский писатель, 1963. -364 с.
28. Башинова С. Н. Разработка методики диагностики сформированное™ профессионального мьппления у учащихся педагогических училищ будущих воспитателей: Дис. к. п.н. - Казань, 1998. -155 с.
29. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов/ Е.П. Белинская, О.А Тихомандрицкая. -М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
30. Бердяев Н.А Новое средневековье. -М.: Феникс, 1990. 82 с.
31. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: ДЭМ, 1990.-388 с.
32. Березина Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа// Психол. журн., 1999, №5. С.27-37.
33. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. - 312 с.
34. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества// Вопросы психологии, 1999, №2.-С.35-41.
35. Бодал ев А. А Опыт психологической характеристики людей, достигших личностного акме// Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы I-П симпозиумов). М.: Рос. психол. об-во, 1997. — С. 33-39.
36. Братусь Б. С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 1988. 301 с.
37. Братусь Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века// Вопросы психологии, 1993, №1. С. 6-13.
38. Братусь Б. С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М: Менеджер, Роспедагенство, 1994. - 60 с.
39. Братусь Б.С. Российская психология на перепутье// Начала христианской психологии. М: Наука, 1995. - С.31-56.
40. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский// Вопросы психологии, 2001, №4. С.3-13.
41. Брушлинский А. В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мьппления// Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. - С.5-49.
42. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики// Психол. журн., 2000, №6. С. 5-11.
43. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Наука, 1979. - 324с.
44. Брушлинский А В. О критериях субъекта// Психология индивидуального и группового субъекта. М: ПЕРСЭ, 2002. - С.9-33.
45. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. Статья первая, 1991, №6. - С. 3-11; Статья вторая, 1992, №6. - С.3-12; Статья третья, 1993, №6. - С.3-16;
46. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Издательство ИП РАН, 1994.-248с.
47. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб: Алетейя, 2003. - 230 с.
48. Брушлинский А.В. Психология субъекта// Психол. журн., 2003, №2. С.7-14.
49. Брушлинский А. В. Психология субъекта как психология созидания// Антология современной психологии конца 20 века Ежегодник. Российское психологическое общество. Том 7. - Выпуск 3. - Казань, 2001. - С.20-27.
50. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М.; Воронеж, 1986.-422 с.
51. Брушлинский А. В. Философия и психология: СЛ.Рубинштейн и С.Л.Франк// Психол. журн., 1999,№6. -С. 6-12.
52. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990. - 212 с.
53. Бурлачук Л.Ф. К психологической теории ситуации/ Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайлова // Психол. журн., 2002, №1. С. 5-17.
54. Вайзер Г. А. Психологические аспекты смысла жизни и акме VI симпозиум// Психол. журн., 2000, №6. - С. 96-101.
55. Вайзер Г. А. Смысл жизни и возраст// Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: Рос. психол. о-во, 1997. - С. 91-109.
56. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. -192 с.
57. Введенский Р.Б. Основания христианской антропологии// Начала христианской психологии. -М.: Наука, 1995. С. 106-122.
58. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. - С. 61-344.
59. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников// Вопросы психологии, 1987, №2. С. 40-47.
60. Воловикова М.И. Личность как субъект становления нравственного и правового сознания// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. АВ.Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЭРСЭ, 2002. - С.329-351.
61. Воловикова М. И. «Педагогический идеализм» как основа развивающего обучения//Психол. журн., 1999, №2. С. 130-131.
62. Воловикова М. И., Ребеко Т. А. Соотношение когнитивного и морального развития// Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. -М: Наука, 1990. С. 81-87.
63. Воробьев С.Л. Онтологические образы психологии// Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995. - С.80-105.
64. Выготский Л.С. Мышление и речь: Педагогика, 1996. 412 с.
65. Выготский Л.С. Психология развития человека. -М.: Эксмо, 2003. — 1136с.
66. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М: Республика, 1994. - 368 с.
67. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М: Республика, 1997.-495 с.
68. Гассин Э.А Психология прощения// Вопросы психологии, 1999, №4. С. 93-103.
69. ГвардиниР. Конец нового времени//Вопросы философии, 1990, №4. -С. 127-163.
70. Гладышев Г. М Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога: Дис. к пед. н. Оренбург, 2000. - 204 с.
71. Горская Г. Б. Контекстные детерминанты субъектности личности// Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В.В.Знакова и З.И. Ря-бинкиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - С. 178-190.
72. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности// Психол. журн.,1998, №6. С. 20-27.
73. Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998. - 88 С.
74. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986.-240 с.
75. Джемс У. Психология. -М.: Педагогика, 1991. 322 С.
76. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания// Психол. журн., 2000, №2. С. 40-48.
77. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1995. - 160 с.
78. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей// Психол. журн., 1991, №2. -С.94-104.
79. Доблаев JI. П. К вопросу о формировании профессионального психологического мышления у студентов// Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Материалы Всерос. конф. JI.: Изд-во ленинградского ун-та, 1973. - С. 10-11.
80. Дубов И.Г.Моральная детерминация поведения в обыденном сознании различных групп населения/ Дубов И.Г., Хвостов АА// Вопросы психологии, 2000, №5,- С.87-99.
81. Духовность, художественное творчество, нравственность// Вопросы философии, 1996, №2.-С. 3-40.
82. Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. -М.: Академический проект, 2001. 736 с.
83. Дюран Б., Оделл Г. Кластерный анализ. -М.: Статистика, 1977. 128 с.
84. Запорожец АВ. Избранные психологические труды. T.L-M.: Педагогика, 1986.-422 С.
85. Здравомыслов АГ. Потребности, интересы, ценности. -М., 1986.-222 с.89.3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. - 128 с.
86. Зеньковский В.В. Единство личности и проблема перевоплощения// Христианство и индуизм (сборник статей). М.: Свято-владимирское издательство, 1992.-С. 116-143.
87. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М., 1993.-224 с.
88. Зинченко В. П. Г.Г. Шлет и М.М. Бахтин (оппоненты или единомышленники?)// Вопросы психологии, 1999, №6. С. 110-118.
89. Зинченко В. П. «К главному идешь пятясь»// Антология современной психологии конца 20 века. Ежегодник. Российское психологическое общество. Том 7. - Выпуск 3. - Казань, 2001. - С. 126-155.
90. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации// Вопросы психологии, 1993, №4. С. 5-19.
91. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы психологии, 1991, №2.-С. 16-36.
92. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (Читая О. Мандельштама)// Вопросы психологии, 1992, №5-6. С. 44-53.
93. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании// Вопросы философии, 2002, №2.-С. 119-136.
94. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994. 304 с.
95. Зинченко В. П. Человеческий интеллект и технократическое мышление// Коммунист, 1988, №3. С. 96-104.
96. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры// Вопросы психологии, 1998, №3. С. 104-114.
97. Знаков В. В. «Истина» и «правда» в христианстве и психологии понимания/ В.В. Знаков, И. А Романова.// Психологический журнал, 1998, №6. С. 61-71.
98. Знаков В. В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания//Вопросы психологии, 1994, №2. С. 55-63.
99. Знаков В. В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях// Психол. журн., 1999, №2. -С.54-65.
100. Знаков В. В. Макиавеллизм и феномен вранья// Вопросы психологии, 1999, №6.-С. 59-65.
101. Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении// Вопросы психологии, 2002, №6. С.45-54.
102. Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования// Психол. журн., 2000, №5. С. 16-22.
103. Знаков В.В. Половые, тендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы// Психол. журн., 2004, №1. С. 41-51.
104. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М: Институт психологии РАН, 1994,237 с.
105. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия// Психол. журн., 2000, №2. С.7-15.
106. Знаков В. В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания// Психол. журн., 1993, №1.- С. 32-43.
107. Знаков В. В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М: Институт психологии РАН, 1993. -116 с.
108. Знаков В. В. Проблема понимания правды в этике И. Канта, нравственной философии В. С. Соловьева и современной психологии// Психол. журн., 1997, №4.-С. 3-14.
109. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия// Психол. журн., 2003, №2. С.29-38.
110. Знаков В. В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности// Психол. журн., 1993, №5. С. 13-23.
111. Знаков В. В. Самопознание и самопонимание// Антология современной психологии конца 20 века. Ежегодник. Российское психологическое общество. -Том 7. Выпуск 3. - Казань, 2001. - С.298-306.
112. Знаков В.В. Самопознание субъекта/ В.В.Знаков, Е.А. Павточенко// Психол. журн., 2002,№1.-С. 31-41.
113. Знаков В.В. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания высказывания в межличностном общении// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А.В .Брушлинского, МИ. Воловиковой. М.: ПЭР-СЭ, 2002. - С. 144-160.
114. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: МОДЭК- 2003. - 208 с.
115. Ильичева И.М. Психология духовности. -М.: МПСИ, 2002. -144 с.
116. Климов Е.А. Об образе мира у представителей разнотипных профессий// Психологическое обозрение, 1995, №1. С. 26-30.
117. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал, 1993, №4. С. 130-136.
118. Климов Е.А. Социальная перцепция: объяснение и понимание// Развитие социально-перцептивной компетентности личности. -М: РАГС, 1998. С.24-29.
119. Коваль Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дис. д-ра психол. наук. -М., 1997. 464 с.
120. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. -М.: Республика, 1997. 240 с.
121. Кун Т. Научные революции как изменение взгляда на мир// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 369 - 372.
122. Кун Т. Структура научных революций. М: Издательство «Прогресс», 1975. -288 с.
123. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии//Психол. журн., 1990, №5. — С. 135-158.
124. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. -М: Наука, 1980.-257 с.
125. Леонтьев А.А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность). М: Смысл, 2001.-392 с.
126. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1975.-304 с.
127. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М.: Изд-во МГУ, 1972 - 575с.
128. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. -17 с.
129. Леонтьев Д.А. Художественная компетентность как характеристика личности/ Леонтьев Д.А., Ломакина Д.А.// Эмоции, творчество, искусство: тезисы докладов международного симпозиума. Пермь: ПГИИК, 1997. - С.64-65.
130. Лепский В.Е. Научное и социокультурное значения рефлексивного движения в России/ Лепский В.Е., Задорожнюк И.Е. // Психол. журн., 2002, №1. С. 135-139.
131. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности.-М., 1989.-С. 6-23.
132. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-448 с.
133. Ломов Б.Ф. Системность в психологии.-М.; Воронеж: АПСН, 1996- 384 с.
134. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн.1-М.: Искусство, 1992.-656 е.; Кн.2-М: Искусство, 1994.-604с.
135. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения М.: Мысль, 1998. - 750 с.
136. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. - 288 с.
137. Маркова А. К. Психология профессионализма. -М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.-308 с.
138. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 322 С.
139. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейгер, А.А. Пузырея. М, 1982. - С. 108-118.
140. Меньчиков Г. П. Духовная реальность человека: анализ философско-онтологических основ. Дис. д.ф.н. Казань, 1999.-433 с.
141. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь: ПГПИ, 1990. 110 с.
142. Миллер С. Психология развития: методы исследования. 2-е международное издательство, 2002. 464 с.
143. Мировоззренческая культура личности (философские проблемы формирования). Киев: Наукова думка, 1986. - 296 с.
144. Моисеева JI. В. Развитие аксиологического потенциала личности студента-юриста: Дис. к. пед. н. Оренбург, 1999. - 235 с.
145. Морозов СМ. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности. М.: Смысл, 2002. -118 с.
146. Моросанова В.И. Категория субъекта: методология исследования// Вопросы психологии, 2003, №2. С. 140-144.
147. Московичи С. Век толп. -М., 1996. 486 с.
148. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд// Психол. журн., 1995, №1. С. 3-18; №2. - с. 4-15.
149. Муздыбаев К. Измерение надежды (статья вторая) // Психол. журн., 1999, №4. С. 26-35.
150. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов// Психол. журн., 2000, №4. -С.5-21.
151. Муздыбаев К. Психология ответственности. JL: Изд-во «Наука», 1983. - 240 с.
152. Муздыбаев К. Феноменология надежды (статья первая)// Психол. журн., 1999, №3.- С. 18.-27.
153. Муздыбаев К. Эгоизм личности// Психол. журн., 2000, №2. С.27-39.
154. Мусхелишвили H.JL, Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ// Вопросы психологии. -1997. №3.- С. 79-91.
155. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.
156. Ничипоров Б. Времена и сроки. Очерки онтологической психологии. Книга первая. -М., 2002. 200 с.
157. ОлпортГ. Личность в психологии-М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1998.- 268с.
158. Олпорт Г. Принцип "редукции напряжения" // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - С. 106-107.
159. Ортега-и-Гассет X. История как система//Вопросы философии. 1996. - №6. -С. 79-103.
160. Пашаев С.Ш. Наука и нравственное воспитание. -М.: Высш. шк., 1984. 152 с.
161. Пелипенко А.А. Рождение смысла//Мир психологии, 2001, №1. С. 21-26.
162. Петров И.Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия// Мир психологии, 2001,№1. С. 26-34.
163. Пибоди Д., Шмелев АГ., Андреева М.К., Гременицкий АЕ. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс культурный аспект// Вопросы психологии, 1993, №3. С. 101-109.
164. Пископпель А.А От традиционных ценностей к уникальным смыслам// Вопросы психологии, 2001, №6. С. 103-119.
165. Поваренков Ю.Р. Профессиональное становление личности. Дис. . д. псих. н. Ярославль, 1999. - 359 с.
166. Полани М. Личностное знание. -М.: Прогресс, 1985. 344 с.
167. Пономаренко В. А. В праведности жизни смысл нашего предназначения// Антология современной психологии конца 20. Ежегодник Российское психологическое общество. - Том 7. - Выпуск 3. - Казань, 2001. - С. 117 -126.
168. Пономаренко В. А. Одухотворение профессиональной подготовки// Антология современной психологии конца 20 века. Ежегодник. Российское психологическое общество. Том 7. - Выпуск 3. - Казань, 2001. - С.148-156.
169. Пономаренко В. А. Психологическое очищение// Психол. журн., 1994, №3. С. 146-157.
170. Пономаренко В. А Психология духовности профессионала. М.: Российская академия образования, 1997.-295 с.
171. Проблемы нравственного воспитания студентов: сб. статей/ Под ред. В. П. Агафонова. -М: «Высш. школа», 1977.-216 с.
172. Проблемы субъекта в психологической науке// Под ред. А.В.Брупшинского, М.И,Воловиковой, В.Н.Дружинина. -М., 200. 420 С.
173. Ребеко Т.А Прототипический образ «Я»// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А.В.Брупшинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЭРСЭ, 2002. - С.352-365.
174. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. -М., 1995. 596 С.
175. Рикер П. Конфликты интерпретации. М., 1995. - 628 С.
176. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии//Психол. журн., 2001, №1'. -С.102-112.
177. Росс JL, НисбетгР. Человек и ситуация. -М.: Аспект Пресс, 1999.-430 с.
178. Рубинштейн СЛ. Избранные философско-психологические труды. М., 1997. -668 С.
179. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии: В 2 т.- М: Педагогика, 1989. -Т. I.-488 е.; Т. П.-328 с.
180. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. -М.: НаукаД973.- 423 с.
181. Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 476 с.
182. Рыжков В. А. К вопросу о структуре смысла жизни// Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: Рос. психол. о-во, 1997. -С. 195-196.
183. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств// Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В.В.Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - С. 45-57.
184. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В .АДдова. Ленинград: Наука, 1979.-264 с.
185. Селиванов В.В. Вклад АВ.Брупшинского в понимание психологической природы мышления//Психол. журн., 2003, №2. С.107-113.
186. Селиванов В.В. Мышление и бытие субъекта// Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В.В.Знакова и З.И. Рябинкиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - С. 146-159.
187. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А.В.Брушлинского, М.И. Воло-виковой. -М.: ПЭРСЭ, 2002. С.310-328.
188. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. М. - Смоленск, 2000.-292 с.
189. Сергиенко Е.А. Современное состояние исследований когнитивных процессов// Психол. журн., 2002, №2. С. 19-35.
190. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект// Проблема субъекта в психологической науке. — М. 2000. - С. 184-203.
191. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. - 360 с.
192. Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в сорве-менной России// Вопросы психологии, 2000, №5. С. 48-56.
193. Скотникова И.Г. Субъектная психофизика: результаты исследований// Психол. журн., 2003, №2.-С.121-131.
194. Славская АН. Личность как субъект интерпретации. М.: Феникс, 2002. - 240 с.
195. Славская А.Н. Роль субъекта в создании и интерпретации авторской концепции// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А.В.Брупшинского, М.И. Воловиковой. -М.: ПЭРСЭ, 2002. С.161-181.
196. Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации// Психол. журн., 1999, №6. С. 13-23.
197. Слободчиков В Л Реальность субъективного духа// Начала христианской психологии/ Под ред. Б.С. Братуся и СЛ. Воробьева. М: Наука, 1995. - С. 122-138.
198. Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития/ В Л. Слободчиков, Е.И. Исаев// Вопросы психологии, 1998, №6. С. 3-17.
199. Современная западная социология: Словарь. -М, 1990. 432 с.
200. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. T.I. М.: Мысль, 1990. - 892 с.
201. Старовойтенко Е.Б. Духовные влияния как основа воспитания и саморазвития личности// Психол. журн., 1992, №4. С. 95-98.
202. Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты). -М.: МПСИ, 2001. 326 С.
203. Субъект, познание, деятельность: К 70-летию В.А.Лекгорского. М.: Канон, 2002.-288 с.
204. Тарасова Л.Н. Исследования личностных парадигм. Методическое пособие. -Саранск, 2000.-92 С.
205. Тарасова Л. Н. Нравственно-психологические аспекты духовного развития личности. Дис. к. ф. н. -Саранск, 1997.- 212 с.
206. Тихомиров O.K. Психология мышления: учебное пособие. М.: МГУ, 1984. -224 с.
207. Тхвостов А.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования)// Вестник Московского Университета. Сер. 14, Психология, № 3. -С. 3-13.
208. Тышкова М. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности// Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. -М.: Наука, 1990.-С. 61-70.
209. Улько Е.В. Субъект интерпретации ситуаций социального взаимодействия// Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В.В.Знакова и З.И. Рябинкиной. -М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 294-316.
210. Ушакова Т.Н. и др. Слово в действии. СПб. - 2000. - 426 с.
211. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/ Под ред. И.С.Енюкова. -М.: Финансы и статистика, 1989. 215 с.
212. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. М., 1996. - 208 с.
213. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.-М.,1986.-632 с.
214. Флоренская Т.А. Диалог как духовно развивающееся общение (диалогические принципы общения в работе учителя)// Учителю об экологии детства/ Под ред. В.И. Панова, В.М. Лебедевой. -М.: ЦКФЛ РАО, 1996. С. 96-104.
215. Флоренская Т.А. Диалог в работе христианского психолога//Начала христианIской психологии. -М.: Ннаука, 1995. С. 194-204.
216. Фоменко Г.Ю. Принцип целостности бытия личности// Субъект, личность и психология человеческого бытия/ Под ред. В.В.Знакова и З.И. Рябинкиной. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 160-177.
217. Франк С.Л. Духовные основы общества. -Mi: Республика, 1992. 511 с.
218. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Рреспублика, 1997. - 479 с.
219. Франк С.Л. Этика нигилизма// Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции, (репринтное издание 1909 г.) -М., 1990. С. 175-210.
220. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогрес, 1990. - 368 с.
221. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивносги. М, 1994. - 447 с.
222. Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.: АСТ-ЛТД, 1998. 574 с.
223. Хазиев B.C. Философское понимание истины// Философские науки, 1991, №9. -С. 54-60.
224. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1990. - 632 с.
225. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге.-М.:«Высшая школа», 1991. 192с.
226. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ/ Общ. ред. Г.В. Бурменской. М., 1993. - 480 с.
227. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991.-137 с.
228. Чудновский В. Э. Смысл жизни как психологическая реальность// Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М: Рос. психол. об-во, 1997. -С. 14-22.
229. Шабельников В.К. Психология души. М.: Академия, 2003. - 240 с.
230. Шадриков В.Д. Деятельность и способности-М: Изд. корпорация «Логос», 1994. -320 с.
231. Шадриков В.Д. Духовные способности. -М.: Магистр, 1996. -322 С.
232. Шадриков В.Д, Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-436 С.
233. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн., 1982, № 5. С. 135-145.
234. Шкуратов В.А. Историческая психология. -М.: Смысл, 1997. 505 с.
235. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религииМонологи.-СПб.:Алетейя, 1994.-524с.
236. Шосгром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск,1992. 128 с.
237. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. ПЛ. Гальперина, А.Н. Жцан.-М., 1992.-364 с.
238. Эльконин Б. Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. -144 с.
239. Юнг К.Г. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. 276 с.
240. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. - 342 с.
241. Юнг К. Психологические типы. Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 656 с.
242. Якиманская И.С. А.В.Брушлинский: путь исследователя// Психол. журн., 2003, №2. С.87-94.
243. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. -М: «Класс», 1999.-406 с.
244. Ясперс К. Общая патопсихология. -М.: Практика, 1997. -1056 с.
245. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. М: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999.- 238 с.
246. Anerson J.R. The structure of cognition. L.:Oxf. UP., 1983. - 304 p.
247. Bowers K.S. Situationism in psychology// Psychological Rewiev,1973, V.80 P.307-336.
248. Braun B. Development of self-knowledge and the process of individuation// Polish Psychological Bulletin. 1988. - Vol.19. - No.3-4. - P.249-256. Howard L.P., Templeton W.B. Human spatial orientation. -N.Y.: Wiley, 1966. - 328 p.
249. Damon W., Hart D. The Development of Self-understanding from Infancy trough Adolescence// Child Development, 1982, Vol.53, No.4. P.841-864.
250. Koch S. The nature and limits of psychological knowledge: lessons of a century qua «science»// A centuiy of psychology as science. Wascington: АРА, 1992. —P.75-97.
251. Kohlberg L. Moral stages and moralization// Moral Development and behavior. L., 1976.-322 p.
252. Magnusson D. A psychology of situations// Toward a psychology of situations. An interaction perspective. Hillsdale (N.Y.): Erlbaum, 1981. - P.9-32.
253. MontadaL. Entwicklungspsychologie. Ausgabe, 1996. -BLTZ,4.
254. Moscovici S. The phenomenon of social representation. Eds. R.M. Farr and S. Moscovici. Cambridge, 1984. - 363 p.
255. Neisser U. Five Kinds of self-knowledge//Philosophical Psychology, 1988, No.l.- P.35-59.
256. Norman D.A., Rumelhart D.E.Expl oration in cognition- N.Y.:Freeman, 1975 217p.
257. Piaget J. Moral judgment of the child. -L., 1977. 399 p.
258. Schoeneman T.J. Repons of the sources of self-knowledge// Jornal of personality, 1981, No.3. -P.284-293.
259. Frank L. Time Perspective// The J. of Soc.Philosophy, 1939, V.4. P.293-312.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.