Особенности развития жанра макамы в арабской литературе , XI - XIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.06, кандидат филологических наук Ауэзова, Зифа-Алуа Муратовна
- Специальность ВАК РФ10.01.06
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ауэзова, Зифа-Алуа Муратовна
ОГЛАВЛЕНИЕ;
Введение
Глава 1, Основные аспекты изучения жанра макамы
1.1. Полемика о происхождении и сущности макамы
1.2. Характеристика жанровых свойств макамы
1.3. Вопрос о взаимосвязи макамы с жанрами европейской литературы 3°
1.4. Биографические сведения об авторах классической макамы
1.5. Материал, связанный с последователями ал-Хамаданй и ал-Харйрй
Глава 2. Ал-Хамаданй - ал-Харйрй: формирование жанрового канона макамы 40 Глава 3. Макама в творчестве авторов Х1-ХШ веков
3.1. Макамы Ибн Накийа
3.2. Макамы ал-Ханафй
3.3. Макамы аз-Замахшарй
3.4. "Макама о влюбленных" ат-ТилимсЬнй ^
3.5. Макамы ал-Дмазарй 145 Заключение 170 Приложение П4
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Азии и Африки», 10.01.06 шифр ВАК
Соотношение поэзии и прозы в макамах на иврите XII - XIII вв.2011 год, кандидат филологических наук Парижский, Семен Георгиевич
Трактат Амир Хусрава Дихлави "Эъджази Хусрави" ("Чудо Хусрава") и традиции эпистолярного жанра в истории персидско-таджикской литературы: X - XIV вв.2009 год, доктор филологических наук Мисбохиддини Нарзикул
Становление и развитие жанра рассказа в английской литературе викторианского периода: на материале творчества Ч. Диккенса, У.М. Теккерея, Т. Гарди2009 год, кандидат филологических наук Еремкина, Наталья Ивановна
Классическая музыка Ирана: фундаментальные категории теории и практики2009 год, доктор искусствоведения Шамилли, Гюльтекин Байджан кызы
Беллетристическая книга в литературном процессе последних десятилетий XVIII века2005 год, доктор филологических наук Рожкова, Татьяна Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности развития жанра макамы в арабской литературе , XI - XIII вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Жанр макамы вызывал большой интерес со стороны литераторов и знатоков изящной словесности с самого начала своего существования. Сегодня вопрос о том, воспринимались ли мака-мы Бадй*аз-Замана ал-Хамаданй (969-100?) его современниками как новый жанр, вызывает полемику, вопреки ставшему традиционным мнению о том,что совокупность художественных особенностей именно этих макам стала образцом для сочинений большого числа авторов на протяжении последующих десяти веков.
Термин "макама" существует в арабском языке с древних времен, самые ранние его значения связаны с реалиями кочевой жизни - собрание племени, речь в собрании, произносимая стоя перед слушателями, рассказы о героических подвигах перед обширной аудиторией. В X веке в творчестве ал-Хамаданй этот термин обогащается новым содержанием и обретает определенный композиционный и стилевой канон, что ретроспективно воспринимается как возникновение нового жанра, и после ал-Хамаданй появляется много сочинений, жанр которых обозначается как макама.
Литературоведение обратилось к изучению этого жанра в 19 веке,- возникновению первых исследований о макаме предшествовала их популяризация в предшествующие эпохи: распространение наиболее известных макам, созданных ал-Хамаа^нй и ал-Харйри, включение их в курсы преподавания арабского языка в мусульманских школах, составление многочисленных комментариев к макамам.
Закономерно, что изучение жанра началось с анализа са-
мых распространенных макам,- исследования 19 и начала 20 века связаны с сочинениями ал-Хамаданй и ал-Харири; рассмотрением их стилистических особенностей, сюжетного построения, сопоставления. С середины 20 века начинают появляться исследования, посвященные характеристике жанровых свойств макамы, которые основаны опять-таки на материале указанных сочинений. Значительное внимание литературоведов уделяется проблеме истоков жанра, анализу исторических обстоятельств и эстетических норм в эпоху его возникновения. В ряде исследований проводится сравнение сочинений ал-Хамаданй и ал-Харйрй.
Хорошо известны и изучены макамы авторов 19-20 веков Насыфа ал-Иазыджй (1800-1871) и Мухаммада ал-Мувейлихи (1858-1930), в которых явно прослеживаются традиции ал-Хама-&анй и ал-Харйрй.
Что же касается периода между ал-Харйрй и ал-Иазыджй, да и современников ал-Харйрй, то макамы, созданные в это время, известны значительно меньше. В результате в большинстве исследований, рассматривающих жанровые особенности макамы, все выводы базируются преимущественно на материале макам перечисленных авторов и, соответственно, большинством исследователей жанр рассматривается в том виде, в котором он предстает у этих авторов, то есть прежде всего как плутовская новелла в украшенном стиле,- таким образом, заключения о природе жанра представляются неполными.
Естественно, встает вопрос: произведений, жанр которых обозначается как макама, известно достаточно много, но почему исследователи их обходят? Очевидно, что для полного представления об эволюции жанра необходимо привлечь этот материал. Поскольку в одной работе охватить весь материал не-
возможно, мы ограничиваемся рассмотрением доступных нам макам пяти авторов Х1-ХШ веков, представляющих разные виды трансформации классической макамы, известной по творчеству ал-Хамаданй и ал-Харйрй.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на конкретном материале проследить, каким образом происходила эволюция макамы как отдельного литературного жанра в первые три столетия с момента его возникновения и рассмотреть разновидности трансформации жанрового канона, утвердившегося в мака-мах ал-Хамаданй и ал-Харйрй. Подобное исследование предпринимается впервые.
Задачи и структура исследования.
Научная литература, посвященная жанру макамы, богата и разнообразна. Поэтому мы посчитали необходимым посвятить отдельную главу обзору исследований о макаме, суммируя и сопоставляя различные подходы литературоведов к рассматриваемому жанру и выявляя его "приоритетные" и менее исследованные аспекты.
Вторая глава работы посвящена анализу жанрового канона, сложившегося в самых известных макамах, авторами которых являются ал-Хамаданй и ал-Харйрй. Традиционно при сравнении макам этих авторов основное внимание уделяется стилистической стороне сочинений; одни исследователи отмечают виртуозное владение риторическими приемами ал-Харйрй, "превосходящего" своего предшественника ал-Хамадани, им возражают ценители более "естественного" стиля Бадй' аз-ЗамсГна, На нам взгляд, особого внимания заслуживают сюжеты и композиционные особенности этих макам. Ранее исследование канона в сюжетах и композиции макам ал-Харйрй было проведено 8.А.Долининой ,-
предлагаемое нами структурное сопоставление позволяет, во-первых, установить иерархичность композиционных элементов для макам ал-Хамаданй, во-вторых, проследить, каким образом сюжетная сторона его макам была интерпретирована ал-Харйрй. При проведении сопоставительного анализа в качестве основного критерия выступает соотноиение между риторическим и авантюрным аспектами рассматриваемых макам.
В третьей главе рассматриваются менее известные макамы XI -XIII веков, авторами которых являются: Ибн НЭкийа, ал-Ханафй, аз-Замахшарй, ат-Тилимсанй и ал-Джазарй . Анализируя эти макамы. мы сопоставляли их сюжеты, композицию и стиль с точки зрения соответствия их классическому канону макам ал-Хамаданй и ал-Харйрй. Разделы о каждом собрании макам включают доступные сведения о биографии авторов, общую характеристику всего собрания и анализ отдельных макам. Общие итоги проведенного исследования подводятся в заключении работы.
Материалы исследования.
Поскольку задача нашего исследования в первую очередь историко-литературная, а не текстологическая, мы не обращаемся к рукописям макам, а используем в качестве основного материала исследования доступные издания, В работе над мака-мами ал-Хамаданй мы опирались на издание М/Абдо 1889 г,(переизданного в Бейруте в 1973 г.), макамы ал-Харйрй рассматривались по бейрутскому изданию 1968 г., макамы Ибн Накийа и ал-^анафй - по изданию О.Решера, выполненному в 1913 г. в Стамбуле, макамы аз-Замахшарй - по каирскому изданию С. Р. ал-Фару^й 1894 г., макамы ал-Джазарй - по багдадскому изданию А.М.ас-Салихй 1980 г., "Накама о влюбленных" ат-ТилимсёГ-
ни - по изданию ат-Тихамй аш-Шарйкй с параллельны« переводом на французский язык, выполненному в Оране в 1984 г.
По ходу работы мы считали для себя обязательным обращаться и к различным переводам макам Сем. список использованной литературы), что позволило нам лучше представить трактовку этого жанра в европейской арабистике.
Источником биографических сведений об авторах рассматриваемых макам послужили средневековые арабские биографические словари - Иакута ал-Хамавй, Ибн Халликана, ас-Са&яи-би, ал-Йнбари. Для определения места жанра макамы в литературе своего времени мы обратились к оценке его средневековыми арабскими филологами, использовав сочинения ас-СасГлибй, Ибн ат -Тыктака, ал-Хусрй, ас-Суйутй.
Имена собственные .термины и цитаты на арабском языке даются в транскрипции, принятой в русских научных изданиях (см, И.Ю.Крачковский, Избранные сочинения, т.1, с,7-8). Ссылки на цитируемую литературу приводятся по кодовой системе.
В приложении даны переводы "Макамы о разграблении могилы" Ибн Накийа, первой и второй макам ал-Ханафй, "Макамы о видах благоразумия"с комментарием аз-Замазшари, "Багдадской" макамы ал-Джазарй и список литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Азии и Африки», 10.01.06 шифр ВАК
Генезис и жанровая динамика философско-художественных форм в русской прозе конца XVIII - начала XIX вв.2012 год, доктор филологических наук Коптева, Элеонора Ивановна
Жанровые процессы в прозе А.Г. Битова: 1960 - 1970-е годы2008 год, кандидат филологических наук Гурьянова, Марина Алексеевна
Роман В. Набокова "Дар" как энциклопедия жанров2010 год, кандидат филологических наук Майорова, Галина Владимировна
Повествовательная структура романов А. Дёблина2002 год, кандидат филологических наук Котелевская, Вера Владимировна
Художественное своеобразие чувашской приключенческой прозы2005 год, кандидат филологических наук Савирова, Марина Петровна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Азии и Африки», Ауэзова, Зифа-Алуа Муратовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение макам Х1-ХШ веков показывает, что в этот период необходимой и достаточной характеристикой сочинений, обозначавшихся термином "макама", было наличие ряда элементов, присущих повествованию, способному вызвать интерес в собрании интеллектуалов. Эволюция термина "макама" к моменту появления сочинений ал-Хама-данй прошла ряд взаимосвязанных значений, из которых наиболее распространенными стали "собрание" и "речь в собрании". Сама по себе публичная речь могла охватывать очень широкий спектр тем, от которых зависел ее стиль. Говорить же о жанровых свойствах макамы принято лишь в связи с одной из ее разновидностей, которая заняла значительное место в системе классической арабской литературы.
Началом макамы как особого литературного жанра считаются сочинения ал-Хамаданй, в которых "мака-ма"-речь излагалась письменно, с ориентацией на эстетические нормы современного автору общества и строилась на занимательной фабуле, в центре которой была интересная и красивая речь.
Очевидно, что приоритет риторического аспекта в понимании термина "макама" проявился у ал-Хама^анй как на стилистическом, так и на сюжетном уровнях. Самое яркое новаторство ал-Хамаданй в обращении с этим термином заключается в стремлении придать занимательность "мака-ме"-речи путем обращения к вымышленному авантюрному сюжету в большей части своего собрания.
Необычность конгломерата украшенных речей, оформ-
ленных на письме в стиле "бадй*", и авантюрного сюжета, слияние в одном произведении атрибутов разных иерархических уровней нашли отклик в творчестве ал-Харйрй, в макамах которого замысел ал-Хамад5нй был систематизирован и оформлен в соответствии с четким каноном, оказавшимся наиболее совершенным по гармоничности сочетания риторического и авантюрного элементов среди множества других собраний макам.
Степень разработанности сюжетного построения, в котором изысканность стиля высоких жанров (хутбы, сиры, расаил) уравновешивалась тематической близостью к фольклору, а также тенденция к многогранному отражению действительности (через призму восприятия ее незаурядными героями и стремящимися к объективности рассказчиками) позволяют проводить параллели между классической макамой и классической европейской новеллой.
Все рассмотренные макамы написаны саджем с поэтическими фрагментами - здесь, очевидно, сказалось и влияние сочинений ал-Хамаданй, и стремление следовать популярному в рассматриваемый период стилю "бади*". О понимании термина "макама" лишь в связи со стилистическими принципами сочинений ал-Хамаданй свидетельствуют макамы типа "Великих назиданий" аз-Зама&шарй, в которых содержательный аспект макамы трактуется, по традиции, в самом широком смысле.
В макамах Ибн Накийа и ал-Ханафй влияние макам ал-Хамаданй ощутимее. С точки зрения художественной прозы X—XI вв. одно лишь введение вымышленных персонажей было значительным новаторством: эти авторы пере-
несли в свои маками механизм передачи интересной речи от лица бродяги, но не приняли идеи о сочетании адаба в риторическом мастерстве с нарушением адаба в поведении, что вполне объяснимо с точки зрения литературы XI века. Передача необычного выступления красноречивого оратора
- вымышленного персонажа - лежит и в основе макамы ат-Тилимсанй, представляющей интерес прежде всего риторической украшенностью и содержанием приводимой в ней речи.
Из всех рассмотренных макам только в собрании ал-Джазарй встречаются сюжеты с описанием занимательных плутовских проделок, сопутствующих украшенным выступлениям, но увлечение автора риторической акробатикой нарушает гармонию формы и содержания, присущую макамам ал-Хамаданй и ал-Харйрй,
Очевидно, что после ал-Харйрй в жанре макамы возобладала тенденция к упрощению сюжетно-композиционного построения за счет усиления роли риторического элемента.
По мнению К.Брокельмана (133,114), период между ма-камами ал-Харйрй и Н.ал-йазыджй (Х1Хв.) характеризуется упадком жанра. На наш взгляд, причина столь длительного (по сравнению с расцветом) упадка макамы как новеллистического жанра состоит в слишком раннем ее появлении. Если в европейской литературе становлению классической новеллы предшествовали века развития художественной прозы с такими разнообразными формами как рыцарский и куртуазный роман, предновеллистические жанры
- экземпля, "новеллино", фаблио, шванки, - то макама появляется на ранней стадии формирования арабской худо-
явственной прозы и, по мнении ряда исследователей, становится первым жанром, в который вводится вымысел. Такая разница в стадиальной зрелости отразилась и на судьбах жанров.
Сюжетный уровень классической маканы, связанный с художественным вымыслом, стал для своего времени достижением новым, сложенным благодаря индивидуальному мастерству ал-Хамаданй из многообразия разобщенных мотивов фольклорной литературы, - и поддержанным: через некоторое время ал-Харйри, Более устойчивой в данном случае оказалась тенденция к разработке риторической стороны макамы в дидактическом русле, - в сочетании, успевшем пройти испытание временем и количеством устных и письменных сочинений, и это в конечном итоге возвратило макаму к более традиционному значению термина "макана", связанного с понятием "речь".
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ауэзова, Зифа-Алуа Муратовна, 1993 год
ЛИТЕРАТУРА: Источники:
1.Ал-Анбарй 'Абд ар-Рахман. Нузхат ал-Алибба* фй Табакат ал-*Удаб5'. Stockholm, 1963.
2.Ал-Байхакй. Китаб ал-Махасин ва-Масавй. * *
Ed.Schually, 1902.
3.Ал-Джавзй. МакЭмат ал-Джавзй. Тахкйк М. На*аш. Багдад, 1983,
4.Ал-Джазарй. Ал-Макамат аз-Зайнийа. Тахкйк A.M. ас-Салихй. Багдад, 1980.
5.Ал-Джахиз, Китаб ал-Байан ва -т-Табййн. Багдад,
1961.
6.Аз-Замахшарй,IScac ал-Балага, Каир, 1922-1923.
7. Аз-Замахшарй. Шарх Макамат аз-Замахшарй. Тахкйк М.ал-Фарукй ат-Тараблусй. Каир, 1894.
8.Аз-Замахшарй. Шарх Макамат аз-Замахшари, Тахкйк йусуф Бака'й, Бейрут, 1981.
Э.Йакут ал-Хамавй. Му'днам ал-'Удаба*. Каир, 1938. Ю.Ибн Кутейба. #Уйун ал-АхбЭр. Каир, 1925-1930.
Т.2.
И.Ибн Накийа. Макамат Ибн НЗкийа. // 0. Rescher, Beiträge zur Makaiaen-Litteratur, Istanbul, 1913. P. 123-153.
12.Ибн Тагрйбардй. Ан-Нуджум аз-Захира фй Мулуки Миср ва-л-Кахира. Berkeley, 1910-1932.
13.Ибн ат-Тиктака. КитЭб ал-Фахрй, London, 1921.
14.Ибн Халликан. Вафайат ал-А'йан. Бейрут, 1977.
15.Ал-Калй'АбЗ 'Али. Китаб ал-Амалй. Каир, 1926.
16.Ас-Са'алибй. Иатимат ад-Дахр. Дамаск, 1885.
17.Ас-Сувайдй. Китаб МакамВт ва-л-Амсал ас-Са*ира. Каир ,1 908.
18.Ас-Суйутй. Макамат 'Абд ар-Рахман ас-Суйутй аш-fflä-фи*й. Константинополь, 1904.
19.Ат-Тилимсанй. Макам5т ал-'Ушв§к. Оран, 1984.
20.Ал-Фйр!)забЗдй. Ал-Булга фй Та3рйх А'иммати -л-Луга. Дамаск, 1972,
21 ,Ал-Хамаданй. Макамат 'Абй-л-Фадл Бадй* аз-Заман ал-Хамаданй. Бейрут,1973.
22.Ал-Ханафй. Макамат ал-Ханафй. // 0.Rescher. Beitrage zur Makaaien-Litteratur. Istanbul, 1913. P.3-115.
23.Ал-Харйрй. Макамат ал-Харйрй. Бейрут, 1968.
24.Ал-Хусрй. Захр ал-Адаб. Каир, 1953.
25. Ал-Дяахиз. Книга о скупых. М., 1965.
26. Шизнь и подвиги Антары. М., 1968.
27. Аль-Исфахани Абу-ль-Фарадм. Книга песен. М., 1980.
28. Книга Тысячи и одной ночи. Т. 1-8. М,, 1953-1959.
29. Ал-Ма'арри Абу-л-'Ала», Рисалат ал-Мала'ика. Л., 1932.
30. Ат-Танухи Абу Али аль-Мухассин. Занимательные истории и примечательные события из рассказов собеседников. М., 1985.
31. Усама ибн Мункыз, Книга назидания, М., 1958.
32. Аль-Хамазани Ахмад (Бади аз-Заман). Пять макам. Перевод А.Б.Халидова, // Восточная новелла. П., 1963.
33. Аль-Харири Абу Мухаммад аль-Касим. Макамы. -
Русские переводы макам аль-Харири в XIX веке. Золотая монета (Динарийская макама) Пер, Д.П.Ознобишина, Седьмая (Баркаидская) макама. Пер, Н.Г.Коноплева. Александрийская макама. Пер, И.Н.Холмогорова. // Восточный альманах, N 7. М., 1979. С.525-544.
34. Аль-Харири Абу Мухаммад аль-Касим, Макамы. Пер. В.М.Борисова, А.А.Долининой, В.Н.Кирпиченко. М.,1987.
35. Al-Hamadhani. Les seances de Haaadhani. - S.de Sacy. Chrestomathie arabe, iii. Paris, 1827,
36. Al-Hamadhani, al-Hariri. §ezatori Arabe (30 de maqanat). Antologare, traducere, studiu, introductiv, note si coientarii de Grete Tartler, Bucuresti, 1981.
37. Al-Hariri Abu Muhammad, The Assemblies of al-Hariri, Translated by T.Chenery and F. Steingass. London - Edinburgh, 1867 - 1898.
38. Al-Hariri Abu Muhammad. Makamat, or Rhetorical Anecdotes of al-Hariri. Translated from the Original Arabic by Th. Preston. London, 1850.
39. Al-Hariri Abu Muhammad. Les seances de Hariri publics en Arabe avec un commentaire choisi par Silvestre de Sacy. Paris, 1822.
40. Ibn Khallikan's Biographical Dictionary. Translated from the Arabic by MacGucken de Slane. Paris, 1843-1871.
41. The Maqamat of Badi' az-Zaman al-Hamadhani,translated from the Arabic with an introduction by И.Л, Prendergast. London, 1973,
42. Die Мадйшеп des Hamadhani. - 0,Rescher, Beitrage zur Maqamen-Litteratur, U, Leonberg, 1913,
43. Die Maqaifflen des Zaiakhshari. Aus dem Arabischen ubersetzt von 0.Rescher. - Beiträge zur Maqanien-Litteratur. Heft 6. firiefswald, 1913.
ИССЛЕДОВАНИЯ:
44. 'Аббуд M. Бадй' аз-3ам5н ал-Хамадани. Бейрут, 1954.
45. Ал-Бустанй Б, 'Удаба* ал-'Араб фй-л-А'сур ал-'АббЗсийя, Дар Марун 'Аббуд, 1979,
46. Дайф Ш. Ал-Макама. Каир, 1954.
47. йагй 'А. Ра'й фй-л-Макамат. Омман, 1985.
48. Ифаф Ра'ид. ТОахсийат Ибй Зейд ас-Саруджй фй Ма-камат ал-Харйрй. // Ас-Сакафат ал-Ватанийя. N 58. 1954. С.68-81.
49. Марзукй Р. Татаввур ал-Макама Шаклан ва Мадму-
• ' * ф
нан. // КадаЙа ал-Адаб ал-'Арабий. Тунис, 1978. С,299-335.
50. Ал-Муб5рак М. Муджтама' ал-Хамаданй мин хилал
Макаматихи. // Маджаллат Маджма' ал-Лугати-л-'Арабийя * *
би Димаик, N 44, Дамаск, 1969. С,47-69.
51. Муртада 'А, Фанн ал-Макама фй-л-'Адаб ал-'Арабий.
« *
Алжир, 1980,
52. Ас-Салихй А.М. Фанн ал-Макама бейна-л-Исалат
• г * • •
ал-'Арабийа ва-т-Татаввур ал-Кмсасий. Багдад, 1984.
53. Султан Дж. Фанн ал-Кисса ва-л-Макама. Дамаск,
* « ' I *
1963.
54. ТулаймЗт А. Ахл ал-Кудйа 'Абтал ал-Макамат фй-л-Адаб ал-'Арабий. Дамаск, 1963.
55. Фа'ур Н. Макамат Бадй* аз-Заман ал-Хамадани ва 'Алакатуха би 'Ахадйс Ибн Дурейд. Бейрут, 1983.
56. Хаммудй Х.Х, Ал-Макамат мин Ибн Фарис 'ила Бадй' аз-Заман ал-Хамаданй. Бейрут, 1985.
5?, Хасан М,Р. Асар ал-Макама фй Наи'ат ал-Киссати -л-Мисрийя ал-Хадйса. Каир, 1974.
58. Аш-Мак'а М. Бадй' аз-Заман ал-Хамаданй Ра*ид
ал-Киссати-л-'Арабийя. Бейрут, 1971.
* * *
59. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. 1990.
60. Бертельс Е.З. Суфизм и суфийская литература.-Избранные труды. Т.З. М., 1965.
61. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. М., 1984.
62. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
63. Габриэли Ф, Основные тенденции развития в литературах ислама, // Арабская средневековая культура и литература, М.,1978. С. 14-30.
64. Герхардт М. Искусство повествования. Литературное исследование "1001 ночи", М., 1984,
65. Гибб Х.А.Р. Арабская литература. М., 1960,
66. Гинзбург Л.9. О литературном герое. Л., 1979.
67. Гринцер П.А. Древнеиндийская проза, М., 1963.
68. Грифцов Б.А, Теория романа, М., 1927.
69. Грюнебаум Г.Э. Заметки о панегирическом описании города в арабской прозе. // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978. С. 143-149.
70. Грюнебаум Г.Э. Литература в контексте исламской цивилизации. // Арабская средневековая куль-
тура и литература. М,, 1978, С, 31-45,
71, Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусуль-манской культуры. М., 1981.
72. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры М.,1972.
73, Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной куль туры. М. 1981.
74. Долинина A.A. "Адаб нищих" по макамам ал-Хама-дани и ал-Харири. // Востоковедение 12. Филологические исследования. Л., 1986. С, 126-133,
75. Долинина A.A. Коранические цитаты и реминисценции в "Макамах" ал-Харири. // Ислам: религия, общество, государство. И., 1984. С. 156-161.
76. Долинина A.A. Принцип каноничности в сюжетах и композиции макам аль-Харири. // Тезисы докладов III Всесоюзной конференции семитологов, Тбилиси, 19??, С. 25-27.
77, Долинина A.A. Реализация канона в сюжетах и композиции макам ал-Харири. // Проблемы арабской культуры. И. 1987. С, 30-37.
78, Дроздов В.А. Суфийская лирика Фахр ад-Дина Ира-ки как отражение вольнолюбивых тенденций иранского суфизма. // Вестник Ленинградского университета. Серия 2. Вып. 4. 1989. С. 108-113.
79. Желоховцев А.Н. Хуабэнь - городская повесть средневекового Китая. М., 1969.
80, Нирмунский В.И. Средневековые литературы как предмет сравнительного литературоведения. // Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979.
С. 158-173.
81. Ибрагимов Н. Арабский народный роман. М., 1984.
82. История всемирной литературы. Т.2. М., 1983.
83. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.
84. Крачковский И.Ю. Арабская поэзия. // Избранные сочинения. Т.2. М.-Л., 1956. С. 246-265.
85. Крачковский И.Ю, Арабская поэзия в Испании. // Избранные сочинения, Т.2. М.-Л., 1956. С.470-523,
86. Крачковский И.Ю. Арабская поэтика в IX веке, // Избранные сочинения, Т.2. М.-Л.» 1956. С.360-372.
87. Крачковский И.Ю. Ибн ал-Му'тазз. "Китаб ал-ба-ди"\ // Избранные сочинения. Т.,. М.-Л.» 1960.
88. Крачковский И.Ю. Ал-Мутанабби и Абу-л-Ала. // Избранные сочинения, Т,2. М,-Л.,1956. С.63-115.
89. Крымский А.Е. Арабская поэзия в очерках и образцах. М.,1906.
90. Куделин А,Б. Классическая арабо-испанская поэзия, М., 1973.
91. Куделин А,Б. Средневековая арабская поэтика, М, 1983.
92. Лихачев Л.С. Развитие русской литературы в Х-ХУП вв. Л., 1973,
93. Лотман Ю.М. Структура художественного текста, И,, 1970,
94. Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М., 1975.
95. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа, М.,1986.
96. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М. ,1990.
97. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1983.
98. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.,1973.
99. Михайлов А.Д. Средневековые французские фарсы, М. ,1981.
100. Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М.,1986,
101. Пелла 18. Вариации на темуадаба. // Арабская среденевековая культура и литература. М.,1978, С. 60-76,
102. Пинский Л.Е, Реализм эпохи Возрождения, М.,1961.
103. Плутовской роман. М.,1989.
104. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.,1969.
105. Рифтин Б.Л, Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974.
106. Родионов М,А. Ал-Мутанабби: поэт в исламском обществе X века. // Ислам: религия, общество, государство.
М.,1984. С. 149-155.
107. Роузентал Ф, Торжество знания. М.,1978.
108. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.,1987,
109. Сухочев A.C. От дастана к роману. М.,1971.
110. Томашевский Б,В. Теория литературы (Поэтика). Л.,1925.
111. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977.
112. Фаблио, М.,1971,
113. Ал-Фахури X. История арабской литературы. Т.1-2. М.,1959-1961.
114. Фильштинский О. История арабской литературы. X-XUIII века. М.,1991.
115. Фролов Д.В. Классический арабский стих. М.,1991.
116. Фролова E.fi. Рационализм в арабо-мусульманской философии. // Рационалистическая традиция и современность, М.,1990, С.3-22.
11?, Фролова 0.6. Поэтическая лексика арабской лирики, Л,,1984,
118. Халидов А,Б, Арабские рукописи и арабская рукописная традиция, М.,1985,
119. Иаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция, М., 1979,
120. Шидфар Б.Я. Ан^далусская литература, М., 1970.
121. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы. М.,1974,
122. Иидфар Б.Я. Развитие арабской худояественной прозы. // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. М,,1988, С, 72-95.
123. Allen Н, The English Novel, London,1971.
124. Arberry A,J. Sufism, An Account of the Mystics of Islam. London,1990.
125. Arberry A.J. The Seven Odes. The First Chapter in Arabic Literature. London - N.-Y., 195?.
126. Beeston A.F.L, Al-Hamadhani, al-Hariri and the Haqama Genre. // The Cambridge History of Arabic Literature: Abbasid Belles-Lettres, Caibridge, 1990. P. 125-135.
127. Beeston A.F.L, The Genesis of the Maqamat Genre. // 3AL. 2, 1971. Leiden.
128. Beeston ft,F.I. Parallelism in Arabic Prose. // JAL. 5. 1974. Leiden.
129. Blachere R. Al-Hamadhani. EI (2). Uol.4.
130. Blachere R. Étude sémantique sur le nom naqäma. // Analecta. Damascus, 1975. P. 61-69,
131. Blachère R., Masnou P. Al-Hamadhâni, choix de Maqamât, Paris, 1957.
132. Bosworth C.E. The Medieval Underworld, the Banü Sasân in firabic Society and Literature, Leiden,1976.
133. Brockelmann C. Makama, EI (2). Uol.6,
134. Brockelmann C. Maqaia. EI (1). Uol.3.
135. Brockelmann K. Geschichte der Arabischen Litteratur. Bd. 1-2. Weimar, Felber, 1898-1902.
136. Brockelmann K. Geschichte der Arabischen Litteratur. Suppl.-Bd.l-3. Leiden, Brill. 1937-1942.
137. Crussard E. En lisant "Hariri". Tunis,1923.
138. Dolinina A.A. Einige Bemerkungen zur Entwicklung des Maqamengenres. // Uerse and Fair Sex. Utrecht,1993. P.l-7.
139. Drory R. The Acceptance of the Maqama in Arabic Literature, // Studies in Arabic and Comparative Poetics. Tel-Aviv,1992,
140. Dumas Ch, Le he'ros des Maqamat de Hariri: Abou Zeid de Serudji. Alger, 1917.
141. Gibb H.A.R, The Legacy of Islam. London,i960.
142. De la Grania F. Maqäraas i risalas Aadalusas. Madrid,1976.
143. Gründriss der Arabischen Philologie, B.2. Wiesbaden,1987.
144. Huart C, Les Se'ances d'Ibn Naqiya. // Journal Asiatique, 10-eme série, vol.XII. 1908. P.435-454.
145. Jareer Abu Haidar. Maqamat Literature and the Picaresque Novel. // JAL 5. Leiden, 1974, P.1-10.
146. Kilito A. Le genre "seance". // Studia Islamica, XII. 1976. P. 25-48.
147. Kilito A. Les seances. Paris, 1983.
148. The Life and Works of Jahiz. London - Berkley - Los-Angeles,1969.
149. Mattock J.N. The early history of the Maqama, // JAL 15. Leiden, 1984. P. 1-18.
150. Malti-Douglas F. Maqamat and Adab: "Al-Maqaia al=Madiriyya" of al=Hamadhani. // JAOS, 1985. P.421-435.
151. Mez A, Abulkâsem, ein bagdâder Sittenblld. Heidelberg, 1902.
152. Monroe J.T. The Art of Badi' al-Zanan al-Hamadhani as Picaresque Narrative. Beirut,1983.
153. Mubarak Z. La Prose Arabe au IU-e siècle de 1 'He'gire. Paris, 1931.
154. Nemah H, Andalusian Maqamat.// JAL 5. Leiden. 1974. P. 83-92.
155. Nicholson R.A. A Literary History of the Arabs. Cambridge,1930.
156. Nicholson R.A, Studies in Islamic Poetry. Cambridge,1921.
157. Nykl A.L, Hispano-Arabic Poetry and its Relations with the Old Provencal Troubadours. Baltimore,1946.
158. Palencia G, Historia de la literatura
arabigo-espariola. Madrid, 1964.
159. Parker fi,A. Literature and the Delinquent. Edinburgh,196?.
160. Pelayo M. Ûrigenes de la novella. Madrid, 1961,
161. Pella Ch. fil-Hariri. El Cl). Uol.4,
162. Renan E, Les seances de Hariri - Essais de joorale et de critique. Paris, 1859.
163. Richards D.S. The Maqamat of al-Hamadhani.// JAL 22. Leiden,1991.P. 89-99.
164. Richards D.S, The Rasa'il of Badi' al-Zaman al-Hamadhani.// Arabicus Felix, Oxford,1991. P. 142-162.
165. Rosenthal F. Humor in Early Islam. Philadelphia,1956.
166. Rowson E.K, Religion and Politics in the Career of Badi* al-Zaman al-Hamadhani. // JAOS 10?. 198?. P.653-673.
167. The Theory of the Novel, ed. by J. Halperin. New-York - London,1974.
168. Uernet 3. Literatura arabe. Barcelona,1962.
169. Wild S. The Tenth Maqama of Ibn Naqiya. // Resumes d'Union Européenne des Arabisants et Islamisants. Utrecht,1990.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.