Художественное своеобразие чувашской приключенческой прозы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Савирова, Марина Петровна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Савирова, Марина Петровна
Введение.
Глава первая. Проблемы приключенческой прозы в критике и в литературоведении Урала и Поволжья.
1 раздел. Типологические и национальные особенности приключенческой прозы.
2 раздел. Проблемы эволюции приключенческой прозы в чувашском литературоведении и критике.
Глава вторая. Формирование приключенческих жанров в чувашской литературе.
1 раздел. Приключение в творчестве первых чувашских писателей (В.И.Лебедева, С.М.Михайлова и др.).
2 раздел. Приключение в творчестве писателей
Симбирской школы.
Глава третья. Развитие приключенческой литературы в 20-30-е годы XX века.
1 раздел. Военные приключения М.Н.Данилова-Чалдуна.
2 раздел. Формирование детективных жанров в творчестве М.Д.Трубиной.
3 раздел. Многообразие приключенческих жанров в литературе 30-х г.
Глава четвертая. Творчество Л.Агакова в контексте чувашской приключенческой прозы.
1 раздел. Детективы и военные приключения Л.Агакова.
2 раздел. Жанровая система чувашской приключенческой литературы 40-60-х гг.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова2006 год, кандидат филологических наук Осипов, Николай Николаевич
Динамика прозы Н.А. Некрасова: художественный метод и стиль, жанр и межродовые отношения2007 год, доктор филологических наук Шпилевая, Галина Александровна
Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика2001 год, доктор филологических наук Овчинникова, Любовь Владимировна
Проза М.Я. Козырева 1920-х гг.: Историко-литературный контекст, проблематика, поэтика2005 год, кандидат филологических наук Умрюхина, Наталья Владимировна
Историко-жанровое развитие комического в чувашской литературе2001 год, доктор филологических наук Метин, Петр Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное своеобразие чувашской приключенческой прозы»
Известно, что в последние 15-20 лет литературоведение стало искать новые пути. В этом смысле исключительно важно, например, учитывать изменившиеся отношения к таким областям чувашской художественной литературы, как фантастика, детектив, приключение и т.д. Среди современных читателей литературы стало очень много увлекающихся этими жанрами. Это нельзя считать случайным фактом, общество изменилось, изменились читательские интересы людей. Все это говорит о том, что роль приключений, фантастики и детектива в нашем обществе надо осознать по-новому. Именно такую цель в своей работе и ставит автор настоящей диссертации.
Актуальность избранной темы, как можно понять из сказанного, объясняется, таким образом, все более возрастающей ролью приключенческой литературы в обществе. Среди так называемых приключенческих жанров выделяются путешествия, детективы, фантастика, научная фантастика и т.д. По жанру они представляют различные по проблемно-тематическому и структурным признакам рассказы, новеллы, повести и романы. Они объединены общностью жизни героев, художественного оформления обстоятельств, способов сюжетосложения. Претворяя художественные идеи в национально-исторических условиях, мировая литература обрела такие постоянные и устойчивые формы, как французский рыцарский роман, англо-американский готический роман, русская лубочная повесть, современный триллер и др. Такой богатый опыт, накопленный мировой литературой, заставляет диссертанта внимательно изучать традиции чувашских литераторов в области приключений. Естественно, при этом необходимо обзорно осветить вопросы истории чувашских приключенческих произведений. Это, конечно, очень актуально. Но актуальность вопроса заключается и в том, что автор работы ставит цель изучать содержание приключений, включающих в себя сатиру и анекдот, повести воспитания и притчу, детектив и фантастику, и многое другое. Это заставляет автора внимательно исследован, особенности и типы приключенческих сюжетов, композицию литературных произведений. В целях осмысления эстетического своеобразия системы приключенческих жанров есть необходимость обратиться также к их сюжетно-композиционным особенностям, к тем или иным чертам героя, характеру ситуаций и обстоятельств. Из этого, конечно, рождается научно-методологическая база диссертационного труда.
Сюжетостроению, и в частности специфике авантюрного сюжета, и его роли в процессе жанрообразования в литературе и фольклоре посвящены труды таких выдающихся ученых, как А.Н.Неселовский, Д.С.Лихачев, М.М.Бахтин, Б.В.Томашевский, В.Я.Пропп, В.Б.Шкловский, А.Ю.Наркевич, Л.Е.Пинский и многих других. Они открывают тайну популярности приключения и среди любителей высокого классического искусства, и «низовых» читателей. Исследованиями этих литературоведов доказано, что приемы приключенческой прозы имеют огромную роль в эволюции прозаических жанров национальных литератур. Опираясь на Проппа, можно обнаружить плодотворные традиции национальной приключенческой литературы. Теоретические положения, высказанные В.Б.Шкловским, нацеливают исследования на главные моменты теории художественной прозы. В трудах А.Ю.Наркевича находим анализ собственно-приключенческой беллетристики. Именно эти труды легли в основу диссертации.
В чувашском литературоведении по вопросу о приключенческой прозе не было специальных исследований. Дело ограничивалось попутными замечаниями, высказанными о творчестве писателей в ходе создания истории литературы, изучения жанров романа, повести и рассказа. Среди них можно назвать монографии и статьи таких известных ученых Чувашии: М.Я.Сироткина, Г.Я.Хлебникова, В.Г.Родионова, В.П.Никитина, Г.И.Федорова, В.А.Абрамова и др. В них приключенческая литература рассматривается в контексте развития повествовательных жанров. Однако необходимость поставить вопрос о становлении и развитии приключенческих жанров в чувашской прозе, о художественном ее своеобразии давно назрела. Значительную помощь в разрешении поставленной проблемы оказывают работы татарских, башкирских, мордовских, марийских исследователей И.З.Нуруллина, С.Г.Сафуанова, Н.И.Черапкина, К.К.Васина и др.
Состояние изученности приключенческой литературы дает возможность выявить явления и процессы, сближающие различные национальные литературы, те или иные их формы. Рассмотрение их помогает лучше понять особенности приключенческих жанров. В поисках общих свойств не надо забывать и их национальную специфику, особенности стилей чувашской прозы.
Чувашские литературоведы и критики развитие приключенческих жанров связывают с небольшим кругом авторов, обычно с произведениями Л.Агакова и Д.Кибека (труды Ип.Иванова, Н.Иванова и др.). Первый преимущественно рассматривался как основоположник этого вида литературы, а его творчество воспринималось очень часто как детская литература или образец легкого чтения. При более широком рассмотрении вопроса обнаруживаются, что элементы приключенческой литературы есть в сочинениях В.Лебедева и С.Михайлова. Авантюрным героям уделял большое внимание Игн.Иванов, есть они и в некоторых повестях И.Юркина. Некоторые сведения об этом можно обнаружить в интересных работах В.Г.Родионова о творческой деятельности В.Лебедева, С.Михайлова и Игн.Иванова. В этих статьях много положительных и верных теоретических открытий. Его мысли позволяют диссертанту сделать выводы о том, что приключения в чувашской литературе имеют глубокие и крепкие корни. Черты приключенческой литературы можно заметить еще в букварных текстах И.Я.Яковлева. В этот ряд М.Я.Сироткин включает анекдоты, сказки, включенные в Буквари. Хотя в них нет развернутой картины авантюрного сюжета, все же заметна динамика приключенческой литературы.
Исследователь здесь специально не рассуждает о приключениях, но верно подметил его признаки в творчестве воспитанников Симбирской школы. Прошедшие школу И.Яковлева Н.В.Шубоссини и М.Д.Трубина внесли весомый вклад в создание произведений авантюрно-детективного характера. Поэтому представляется важным увидеть истоки чувашского приключенческого жанра уже в ранней чувашской литературе. Уже здесь замечаем, что приключение включает в себя и сказочные, и анекдотические сюжеты. Учет мыслей М.Я.Сироткина помогает заметно расширить круг исследуемых вопросов. Так, к авантюрным сюжетам, как можно понять из рассуждений исследователя, близко стоят не только анекдоты и сказки, но и нравоучительные рассказы и басни. Вот почему, наверное, Сироткин подводит читателя к мысли о том, что М.Трубина очень близко стоит к жанру приключений. Положительно и то, что проза ее открыто нравоучительна.
Приключение в мировой словесности имеет глубокие корни, оно восходит также к народным сказкам, эпическим преданиям. Так, в Европе разговор о них начинают с «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, библейских легенд. В России они появляются в преддверии нового времени в виде произведений, пересказанных на манер народных сказок, рыцарских романов и авантюрных повестей. Так, лубочные повести захватывают широкие читательские массы. Они удовлетворяли их эстетические потребности, жажду необычного, приобщали людей разных сословий-крестьян, ремесленников, купцов к грамоте и чтению. Исследуя «литературу народа», В.Б.Шкловский замечает: «. народ читал свою литературу: Жития святых, путешествия и лубочные романы - наследие рыцарских романов, также полные эротики и приключений, как и они, «начинал читать романы приключенческие» [148. С.63]. Таким образом, исследования показывают, что приключения - это явление очень широкое и многообразное. Эта литература доходила до отдаленных уголков России. Один из первых чувашских писателей С.Михайлов в автобиографии, например, пишет:
Теперь предстоит мне сказать о причине, побудившей меня выступить на литературном поле. В детстве я книг почти вовсе не читал. Кроме псалтыря, евангелия, священной истории и сказок наподобие «Еруслана Лазаревича» и «Бовы Королевича», покупаемых мною у офень на базарах. Но когда был я 18 лет, попадается мне в одном селе у священника «Путешествие Трифона Коробейника в Иерусалим, Египет и на Синайскую гору в 1583 год». А позже с женой «принялись читать книги духовные и светские»: «У тестя я прочитал «Полные анекдоты Петра Великого», «Потерянный рай», «Смерть Авелеву», «Тысячу и одну ночь» и прочие книги» [Там же. С. 354, 355]. Это замечание очень важное: «первописатель чуваш» понимал, как важно знать авантюрное содержание анекдотов. Такой анализ дает широкую картину становления приключенческих традиций. С.Михайлов как бы догадался, что корни их прячутся еще в сказках далекой древности. В этом отношении С.Михайлова надо рассматривать не только как прозаика, но и как исследователя традиций приключенческих жанров в чувашской и художественной словесности.
Методологической основой исследования являются исследования известных литературоведов, как В.Я.Пропп, Д.С.Лихачев, М.М.Бахтин, Б.В.Томашевский, В.Б.Шкловский, А.Ю.Наркевич, А.З.Вулис и др. Главными методами исследования избраны такие способы анализа, как сравнительно-типологическое и функциональное изучение литературы.
На материале чувашской литературы исследования в этом направлении велись такими исследователями, как Ю.М.Артемьев, Г.И.Федоров, П.Н.Метин, В.С.Эзенкин и др. Ю.М.Артемьев, например, детально анализирует прозу Дм.Кибека, он находит в ней сложные художественные переплетения нравственности, бескомпромиссного конфликта, сложных композиционных коллизий. Для Г.И.Федорова важно понять, как проза Л.Агакова связывается с особенностями его времени, с особенностями 30-х годов. По его мнению, Агаков является не основоположником детективной литературы, а одним из наиболее крупных ее представителей. Он разработал не только авантюрные сюжеты, но создал тип героического приключения. Для В.С.Эзенкина представили большой интерес повести И.Тукташа, М.Трубиной, рассказы М.Н.Данилова-Чалдуна и многих других.
Предметом анализа в диссертации являются произведения чувашских писателей XIX - 30-х годов XX века: В.Лебедева, С.Михайлова, Игн.Иванова, И.Яковлева, Н.Шубоссини, М.Данилова-Чалдуна, М.Трубиной, Л.Агакова и других авторов, внесших вклад в становление чувашской приключенческой литературы. Их рассказы, повести и поэмы являются объектом исследования в аспекте избранной проблематики диссертации.
Исследуются этапы становления и развития чувашской приключенческой литературы, произведения, написанные авторами XIX и XX веков. В этом обширном материале намечены основные узловые моменты. В советское время в 20-30-х годах таковыми являются произведения М.Н.Данилова-Чалдуна и М.Д.Трубиной.
Особое место уделяется рассказам, повестям и романам Л.Я.Агакова. Они являются большим достижением чувашской прозы, писатель в них сумел поднять приключенческую литературу на высокий художественный уровень. Творчество Л.Агакова рассматривается в контексте исканий чувашских писателей 50-60-х годов XX века для выявления его традиций в военном, героико-романтическом приключении, детективе. Его произведения стали вершиной развития чувашской приключенческой прозы.
Целью диссертации является уяснение особенностей становления чувашской приключенческой литературы, ее художественно-эстетического и воспитательного значения, специфической поэтики и сюжетных канонов. Сопоставительное и сравнительно-историческое изучение вопроса дает возможность выявить типологию приключенческих жанров в чувашской литературе.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в чувашском литературоведении ставится и решается вопрос о специфике жанрообразующих факторов приключенческой литературы, а также структуры и проявления их в художественной практике. Новым является и то, что впервые выявляются глубокие истоки чувашской приключенческой литературы, исследуется типология сюжета и типология героев, уясняется природа повествования в приключенческих жанрах. Диссертация также восполняет пробел в понимании национальных особенностей детектива, его связи с сатирой и юмором, притчей и басней.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволяют глубже понять историю литературы в целом. Они имеют и связь с постижением игровых особенностей детской литературы, могут быть использованы при разработке вузовских спецкурсов и спецсеминаров, а также истории национальной литературы.
Апробация исследования. Основные положения диссертации опубликованы в журнальных статьях, представлены в сборнике научных трудов аспирантов и молодых ученых ЧГУ им.И.Н.Ульянова.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Структура работы вытекает из логики постановки и путей решения поставленной проблемы. Основным композиционным принципом исследования является хронологическая последовательность в изучении жанровых форм и их разновидностей в чувашской литературе XIX - XX в.в.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Романы В. Т. Нарежного в контексте русской прозы конца XVIII - начала XIX веков2002 год, доктор филологических наук Рублева, Лариса Ивановна
Становление и развитие чувашской повести2002 год, кандидат филологических наук Абрамов, Валентин Александрович
Художественная проза С. Моэма в контексте английской литературы XIX - начала XX века: Слагаемые успеха2003 год, кандидат филологических наук Трикозенко, Ирина Витальевна
Концептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о Великой Отечественной войне2007 год, кандидат филологических наук Грузин, Владимир Владимирович
Роман Ч. Диккенса "Жизнь и приключения Николаса Никльби" как роман воспитания: проблемы жанровой поэтики2011 год, кандидат филологических наук Камардина, Юлия Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Савирова, Марина Петровна
Заключение
Исследование большого художественного материала в области приключенческой литературы, опыт его осмысления в национальном литературоведении и критике дает возможность сделать определенные выводы о своеобразии жанров чувашской приключенческой прозы, особенностей ее жанрового своеобразия.
1. Приключение, авантюрность сюжетов можно видеть уже в начальный период формирования чувашской литературы. Еще в произведениях В.Лебедева и С.Михайлова исключительный случай становится фактором развития занимательного и динамичного сюжета. Кроме того, разработка связанных с этим явлением характеров и конфликтов становится со временем исключительно важным для дальнейшего развития приключенческой литературы. Традиции эти хорошо проявляются потом в поисках М.Трубиной, Л.Агакова, Дм.Кибека и др. В них бытописание сочетается с изобретательным вымыслом писателя. В их произведениях этнографизм становится средством приключения.
2. Еще в этих произведениях хорошо видна тяга писателей к этнографизму, к изображению обрядового ритуала, к показу обычаев и нравов. Эти писатели внимательно изучали фольклорные образцы прозы: сказки, легенды, рассказы о старине и многое другое. Таким образом, исключительный случай еще на раннем этапе стал тесно связываться с этнографизмом. Со временем авантюрный сюжет стал хорошо виден в произведениях Хв. Уяра и М.Ильбека (например, авантюрное поведение Шахруна или Кандюка в эпизодах кражи земли или воды в романах «Тенета» и «Черный хлеб»).
3. Игн.Иванов и И.Юркин в своих повестях и рассказах достоверные события, дидактизм часто выражают через авантюрный сюжет. Они обычно завершаются смертью недостойных, порочных с точки зрения патриархальной морали людей и обретением счастья, материального и семейного благополучия положительных героев. В них есть и бытописание, и очерковость, есть и элементы случая - приключения. В этих рассказах нравоучение все же принимает и характер преувеличений. Однако повседневный быт чувашей остается существенным фактором. Все это показывает, что эти писатели достоверные и как бы документальные события и эпизоды постепенно украшали поэтикой сатиры, гротеска и выделением исключительных черт героев, их поступков. Таким образом, повседневный быт становится очень нужным для развития чувашской приключенческой прозы.
4. В этом отношении большой шаг вперед был сделан воспитанниками Симбирской учительской школы, здесь приключения в литературе стали приобретать совсем другие черты. И.Яковлев, созданная им Симбирская школа прозы дала большие импульсы для развития приключенческой литературы, в которой широко используется сказочность, басенно-притчевые средства, нравоучительные сюжеты и обстоятельства. В этот период формируется устойчивая литературная школа, что, конечно, сильно способствовало развитию приключений. Разбор этих произведений, особенно текстов Букварей, говорит, что приключенческая проза включает в себя и дидактические нравоучения. Поэтому неверно критиковать дидактику и нравоучение как недостаток художественной литературы. В авантюрных сюжетах они очень нужны для показа фантастико-приключенческого героя.
5. В советское время развитию военных приключений, детективов способствовала тема революции и колхозного строительства, противопоставление прошлого и будущего, белых и красных, врагов социализма и строителей новой жизни. В литературе 20-30-х годов преобладает узкоидеологическая ориентация, писатели не лишены были иллюзорно-утопических взглядов на жизнь. В изображении событий и героев они широко использовали с одной стороны гротеск, с другой -романтическую идеализацию. Однако сделаны были и некоторые достижения, особенно такими писателями, как М.Трубина. Ее повесть «Мучар» стала крупным шагом вперед, в ней писательница сумела соединить психологизм образа Мигали с приключенческим отображением поведения Мучара. Все это было подготовлено, конечно, усилиями таких литераторов, как Н.Шубоссинни («Фаворит»), И.Тукташ («Бычий Лог») и т.д. Достижения М.Трубиной надо объяснять тем, что в свое время в таком же направлении трудились такие писатели, как М.Н.Данилов-Чалдун, И.Тукташ. В их книгах читатель часто видит именно преувеличенно грубых и преувеличенно сильных, красивых героев. Наверное, М.Трубина чувствовала, что ей понятнее идеализированные положительные герои, понимала, что она выражала свое негативное отношение к героям отрицательным. Однако она, как прозаик, хорошо, конечно, понимала, что идеализация или же гротескизация героев мало соответствует задачам реализма. В этот период чувашская приключенческая проза стала восприниматься как явление, включающее в себя и сатиру, и бытопись, и этнографизм, и документальность, и многое другое. Она, таким образом, сформировалась как исключительно широкое и большое стилевое направление.
6. Творчество Л.Агакова в диссертации рассмотрено как своеобразный, вершинный этап в развитии чувашской приключенческой литературы. Его повести и романы поднимают ее жанры на высокий художественный уровень, и их можно считать образцовыми. В этой связи особо рассмотрена специфика его первой детективной повести «Однажды весной.». Система персонажей, сюжетосложение ее раскрывают главные особенности классического детектива. Здесь писатель достиг очень больших успехов.
Произведения Л.Агакова о Великой Отечественной войне являются образцами военных приключений. В них писатель разработал технологию героического приключения. В этом отношении надо отметить его роман «Надежда», такие рассказы, как «Песня все звучала», «Старик и 33», «Разведчик Джунгли» и многие повести - «Золотая цепочка», «В одном городе» и т.д. Во всех этих произведениях он разработал принцип «однажды случилось». И можно сказать, что его художественным открытиям следует ряд писателей-баталистов: Д.Кибек, Г.Краснов, С.Аслан и др.
Обзор наиболее значительных произведений чувашской приключенческой литературы выявляет общие закономерности в выборе героев, в строении сюжета, особенности пространственно-временной организации. Выявлялось и национальное своеобразие ее поэтики, преимущественно связанной с продолжением фольклорных традиций героизации, сказочности, притчевости.
Проанализированный в диссертации материал, полученные выводы позволяют предвидеть и обозначить и другие задачи. Это - изучение специфики каждого отдельного жанра (детектива, героического приключения и т.д.), выяснение типологии и содержательных сторон приключенческой литературы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Савирова, Марина Петровна, 2005 год
1. Абашев В.Н. Чувашская поэма / В.Н.Абашев. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964. - 148 с.
2. Абрамов В.А. Епле вилнё Тахтаман?.е: чавашсен детективла тата приключениллё поведё / В.А.Абрамов. // Самахпа санар сипечё. Ш.: Чав. патш. ун-чён изд-ви, 1998. - С. 43-46.
3. Абрамов В.А. Становление и развитие чувашской повести: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.02 /В.А.Абрамов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-т им. И.Н.Ульянова, 2002. - 19 с.
4. Абрамов В.А. Становление и развитие чувашской повести: учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. - 132 с.
5. Александров A.M. К вопросу о трансформации национального характера в литературах народов Поволжья / А.М.Александров. // Национальное и интернациональное в чувашской советской литературе и искусстве. Чебоксары, 1975.-С. 104-112.
6. Андреев Ю.А. О соотношении и эволюции художественного и научного познания / Ю.А.Андреев. // О прогрессе в литературе. Л., 1977. -С. 78-121.
7. Андреев Ю.А. Революция и литература: октябрь и гражданская война в русской советской литературе / Ю.А.Андреев. М.: Худож. лит., 1987.- 400 с.
8. Артемьев А.С. Пурна? чанлахёпе писатель асталахёшён / А.С.Артемьев. //Ялав. 1972. -№ 6. - С. 56-58.
9. Артемьев Ю.М. Становление социалистического реализма в чувашской литературе / Ю.М.Артемьев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975.-160 с.
10. Артемьев Ю.М. Проблемы и характеры в произведениях чувашской прозы / Ю.М.Артемьев. // Проблемы творческого метода в чувашской литературе. Чебоксары, 1979. - С. 61-97.
11. Артемьев Ю.М. Ытарайми пурнад тёсёсем / Ю.М.Артемьев. -Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1988. 128 с.
12. Артемьев Ю.М. Этем тивёдё / Ю.М.Артемьев. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1980. - 112 с.
13. Баранов В.И. Революция и судьба художника: А.Толстой и его путь к социалистическому реализму / В.И.Баранов. М.: Сов. писатель, 1983. - 456 с.
14. Барт Р. Избранные работы: семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Р.Барт. М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
15. Бучис А. Стилевые искания излишества или неизбежность?: (динамика стилевых течений) / А.Бучис // Единство: сб. ст. о многонац. сов. лит. - М., 1982. - С. 236-267.
16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исслед. разн. лет / М.М.Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 446 с.
18. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 445 с.
20. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М.Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. - 343 с.
21. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х г.г. / Г.А.Белая. М.: Наука, 1977. - 255 с.
22. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы / Г.А.Белая. -М.: Наука, 1983.-192 с.
23. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя // Белинский В.Г. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1976. - Т.1. - С. 159-180.
24. Богомолова З.А. Песня над Чепцой и Камой / З.А.Богомолова. М.: Современник, 1981. - 352 с.
25. Бритиков А.Ф. Эволюция научной фантастики / А.Ф.Бритиков. // О прогрессе в литературе. JL: Наука, 1977. - С. 209-238.
26. Бритиков А.Ф. Пафос космизации в научной фантастике / А.Ф.Бритиков. // Современный советский роман: филос. аспекты. — JL, 1979. -С. 225-241.
27. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы / Б.И.Бурсов. JI.: Сов. писатель, 1967. - 396 с.
28. Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня / Б.И.Бурсов. — JL: Лениздат, 1967. -312 с.
29. Ванюшев В.М. Расцвет и сближение: о типологии национального и интернац. в удмурт, и др. лит. / В.М.Ванюшев. Ижевск: Удмурт, кн. изд-во, 1980.-251 с.
30. Ванюшев В.М. Творческое наследие Г.Е.Верещагина в контексте национальных литератур Урало-Поволжья / В.М.Ванюшев. Ижевск: Удмурт, кн. изд-во, 1995. - 296 с.
31. Васильев А.В. Становление и развитие жанров в дореволюционной чувашской литературе XVIII-XIX в.в. / А.В.Васильев. // Чувашская литература: тенденции развития, стилевые поиски. Чебоксары, 1983. -С. 24-25.
32. Васин К.К. История и литература: о проблемах историзма в мар. лит.: ист.-литературовед. очерк / К.К.Васин. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1980.- 152 с.
33. Вахитов А.Х. Башкирский советский роман / А.Х.Вахитов. М.: Наука, 1978. - 160 с.
34. Ведерникова С.В. Фольклорные традиции в коми прозе: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.02 / С.В.Ведерникова; Чуваш, гос.ун-т им. И.Н.Ульянова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1995. - 23 с.
35. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н.веселовский. М.: Высш. шк., 1989.-406 с.
36. Введение в литературоведение: лит. произведение: основные понятия и термины: учеб. пособие для вузов / Чернец JI.B., Хализеев В.Е., Бройтман С.Н. и др.; Под ред. Чернец JI.B. М.: Высш. шк.; Академия, 2000. - 558 с.
37. Владимиров Е.В. Русские писатели в Чувашии / Е.В.Владимиров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. 172 с.
38. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы / Е.В.Владимиров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 200 с.
39. Владимиров Е.В. В русле времени / Е.В.Владимиров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. 232 с.
40. Владимиров Е.В. Обретение традиций / Е.В.Владимиров. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. 272 с.
41. Вулис А.З. В мире приключений: поэтика жанра / А.З.Вулис. М.: Сов. писатель, 1986. - 384 с.
42. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр / Г.Д.Грачев. М.: Сов. писатель, 1972. - 304 с.
43. Гачев Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д.Гачев. М.: Сов. писатель, 1988.- 448 с.
44. Горбунова Е.Н. Перед лицом новой действительности: заметки о лит. взаимодействии / Е.Н.Горбунова. М.: Сов. писатель, 1974. - 400 с.
45. Гулыга А.В. Принципы эстетики / А.В.Гулыга. М.: Изд-во полит, лит., 1987. - 288 с.
46. Горький A.M. Литературно-критические статьи / А.М.Горький. -М.: Гослитиздат, 1937. 720 с.
47. Горький A.M. О социалистическом реализме // Горький A.M. Собрание сочинений. М., 1953. Т.27. - С. 5-13.
48. Горький A.M. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре / А.М.Горький. М.: Сов. писатель, 1990. -400 с.
49. Дедушкин Н.С. «Сунарда халапёсем» пирки / Н.С.Дедушкин. //Сунтал.- 1938.- №9.- 32 с.
50. Дедушкин Н.С. Чувашская литература периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. / Н.С.Дедушкин. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1972. 156 с.
51. Дедушкин Н.С. Писатель-салтак / Н.С.Дедушкин. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1974. - 71 с.
52. Дедушкин Н.С. Чувашская литература периода Великой Отечественной войны / Н.С.Дедушкин. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1975. - 156 с.
53. Дедушкин Н.Г. Кундул уттипе / Н.С.Дедушкин. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1975. - 254 с
54. Димитриев В.Д. О чувашском ученом и писателе середины XIX С.М.Михайлове и его сочинениях о чувашах, марийцах и русских волжско-сурского края / В.Д.Димитриев. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 218 с.
55. Ермаков Ф.К. Путь к удмуртской прозы / Ф.К.Ермаков. Ижевск: Удмуртия, 1975.- 141 с.
56. Ершов Л.Ф. Память и время / Л.Ф.Ершов. М.: Современник, 1984. - 288 с.
57. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: избр. тр. Л.: Наука, 1977. - 407 с.
58. Зотов И.А. Мигулай Ильбек. Критико-биограф. очерк / И.А.Зотов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. -96 с.
59. История русского романа. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1964. - 643 с.
60. История татарской советской литературы. М.: Наука, 1965. - 578 с.
61. История русской литературы X-XVIII веков / под. ред. Д.С.Лихачева. М.: Наука, 1980. - 456 с.
62. История марийской литературы. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1989. - 432 с.
63. Иванов И. Халах чуне / И.Иванов. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1972.-151 с.
64. Иванов И.И. Кашни кёнекен хайён шапи: хальхи лит. тивёдё: наци лит. илемлёх традицийёсем: реализм идейисем аталанса пыни /И.И.Иванов. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1980. - 152 с.
65. Исаев М. Пролетари литературишён / М.Исаев. III.: Чав. кён. уйрамё, 1930. - 51 с.
66. Канюков В.Я. Трубина Мархви / В.Я.Канюков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1959.- 91 с.
67. Канюков В.Я. От фольклора к письменности / В.Я.Канюков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971.- 128 с.
68. Канюков В.Я. Мёнпур писателён ёдё / В.Я.Канюков. // Таван литература утамёсем. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1974. - С. 217.
69. Канюков В.Я. От фольклора к письменности. (Ранняя чуваш, лит. и нар. творчество): очерк лит.-фольклор. отношений / В.Я.Канюков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 128 с.
70. Канюков В.Я. Николай Васильевич Шупу^ынни: пурнадёпе пултарулахё динчен / В.Я.Канюков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1977. - 64 с.
71. Канюков В.Я. Писатель асталахё: ст. очерксем / В.Я.Канюков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1986. - 176 с.
72. Канюков В.Я. Развитие литературы и народные художественные традиции: пробл. лит.-фольклор. отношений / В.Я.Канюков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. - 192 с.
73. Канюков В.Я. Трубина Мархви: пурнадёпе пултарулахё динчен дырна очерк / В.Я.Канюков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1959. - 92 с.
74. Кожинов В.В. Происхождение романа / В.В.Кожинов. М.: Сов. писатель, 1963. - 439 с.
75. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе / В.В.Кожинов. М.: Современник, 1991. - 528 с.
76. Кузнецов И.Д. Чаваш культурипе литературин хашпёр ыйтавёсем тавра /И.Д.Кузнецов. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1961. - 196 с.
77. Кузьмин А. Художественная проза С.В.Эльгера / А.Кузьмин. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1962. 136 с.
78. Лебедев А.А. Вчерашние уроки на завтра: лит. полемика /А.А.Лебедев. М.: Сов. писатель, 1991. - 366 с.
79. Леонов Л. Слово о Горьком / Л.Леонов. // М.Горький. Собр. соч. В 16-ти томах. М., 1979. - Т. 1. - С. 3-18.
80. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С.Лихачев. // Вопр. лит. 1968. -№ 8.
81. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С.Лихачев. М.: Наука, 1979.- 360 с.
82. Луначарский А.В. Статьи о советской литературе / А.В.Луначарский. М.: Просвещение, 1971. - 567 с.
83. Макаренко А.С. О литературе / А.С.Макаренко. М.: Наука; Сов. писатель, 1956.- 284 с.
84. Многонациональный советский роман. М.: Наука, 1967.-308 с.
85. Микушев А.Г. На таежных просторах / А.Г.Микушев. -М.: Современник, 1986. 304 с.
86. Минокин М.В. Современная советская проза о подвиге народа / М.В.Минокин. М.: Просвещение, 1982. - 176 с.
87. Миннегулов Х.Ю. Татарская и восточная классика: вопр. взаимосвязей и поэтики / Х.Ю.Миннегулов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993.- 384 с.
88. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / С.М.Михайлов. Чебоксары, 1972. - 423 с.
89. Михайлов С.М. Собрание сочинений / С.М.ихайлов. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2004. 509 с.
90. Метин П.Н. Комическое в чувашской литературе / П.Н.Метин. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2000. 329 с.
91. Мранька Н. Уда дыру / Н.Мранька // Сунтал. - 1936. - № 5. -С.З.
92. Мусин.М. По координатам жизни: размышления о соврем, тат. прозе / М.П.Мусин. М.: Современник, 1976. - 256 с.
93. Наследия Ленина и наука о литературе. Л.: Наука, 1969. - 395 с.
94. Никитин В.П. Чувашский рассказ: учеб. пособие / В.П.Никитин. — Чебоксары, 1985.- 125 с.
95. Наркевич А.Ю. Приключенческая литература / А.Ю.Наркевич. // Краткая литературная энциклопедия. М., 1968. - Т. 5. — Стб. 973- 974.
96. Наркевич А.Ю. Детективная литературная энциклопедия. Т.2. / А.Ю.Наркевич. - М.: Сов. энциклопедия, 1964. - 1056 с.
97. Наркевич А.Ю. Дюма Александр (Дюма=отец) / А.Ю.Наркевич. // Краткая литературная энциклопедия М., 1964. - Т. 2. - Стб. 839 - 848.
98. Нуруллин И.З. Путь к зрелости: о зарождении и развитии крит. реализма в тат. лит. / И.З.Нуруллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1971. - 352 с.
99. Озеров В.М. Полвека советской литературы В.М.Озеров. М.: Сов. писатель, 1967. -496 с.
100. О партийной и советской печати: сб. док. М.: Изд-во Правда, 1954.-692 с.
101. О партийной и советской печати: сб. док. — М.: Изд-во Правда, 1972.- 464 с.
102. Павлов Н.С. Проблема конфликта в чувашской драматургии: крат, ист. обзор / Н.С.Павлов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 108 с.
103. Павлов Н.С. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики / Н.С.Павлов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970.- 148 с.
104. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы / М.Н.Пархоменко. — М.: Просвещение, 1978. 288 с.
105. Пархоменко М.Н. Роман семидесятых / М.Н.Пархоменко. М.: Худож. лит., 1987.-236 с.
106. Петрухин А. Рост национальной культуры и устнопоэтическое творчество чуваш / А.Петрухин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. - 120 с.
107. Пинский J1.E. Магистральный сюжет /Л.Е.Пинский. М.: Сов. писатель, 1989. - 416 с.
108. Пушкин А.С. Из статей заметок, писем, дневников / А.С.Пушкин. М.: Ставроп. кн. изд-во, 1978. - 672 с.
109. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы / Г.Н.Поспелов. М.: Просвещение, 1972. - 271 с.
110. Родионов В.Г. Игнатий Иванов: пултарулах портр., дырнисем. — Ш.: Чав. ун-чён изд-ви, 2001. 80 с.
111. Родионов В.Г. Революцичченхи чаваш литератури. 20-мёш ёмёрччен / В.Г.Родионов, А.В.Васильев. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1989. - 304 с.
112. Родионов В.Г. Культура чувашей средних веков. Древнетюркская литература / В.Г.Родионов. // Дореволюционная чувашская литература. -Чебоксары, 1989. С. 7-15. (На чув. языке).
113. Родионов В.Г. Чувашский стих: проблемы становления и развития / В.Г.Родионов. Чебоксары, 1992. - 224 с.
114. Родионов В.Г. Ашмарин Н.И. и проблемы анализа поэтического произведения / В.Г.Родионов. // Изв. нац. акад. наук и искусства ЧР. 1996. -№ 5. - С. 24-29.
115. Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления /
116. B.Г.Родионов. // Изв. нац. акад. наук и искусства ЧР. 2000. № 31. - С. 18-25.
117. Родионов В.Г. Чувашская литература (вторая половина XIX века): учеб. пособие / В.Г.Родионов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 248 с.
118. Родионов В.Г. Виктор Вишневский и этапы становления чувашской письменной культуры / В.Г.Родионов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. - 47 с.
119. Сафуанов С.Г. Межнациональные связи башкирской литературы /
120. C.Г.Сафуанов. М.: Наука, 1979. - 280 с.
121. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.- 509 с.
122. Сироткин М.Я. Очерки истории чувашской советской литературы / М.Я.Сироткин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. - 356 с.
123. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор / М.Я.Сироткин. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. 132 с.
124. Сироткин М.Я. Очерки истории дореволюционной чувашской литературы / М.Я.Сироткин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1967. - 233 с.
125. Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л.Толстого и «Тихого Дона» М.Шолохова / В.Н.Соболенко. М.: Худож. лит., 1986. - 206 с.
126. Сироткин М.Я. Очерки истории дореволюционной чувашской литературы / М.Я.Сироткин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1967. - 240 с.
127. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма / Б.Л.Сучков. М.: Сов. писатель, 1973. - 526 с.
128. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе / М.В.Урнов.- М.: Худож. лит., 1986. 384 с.
129. Фадеев А.А. За тридцать лет / А.А.Фадеев. М.: Сов. писатель, 1959.-242 с.
130. Федоров Г.И. Чаваш литератури: вёрену кён. Ватам шкулан 11-мёш кл. валли / Г.И.Федоров. Ш.: Чав. кён. изд-ви. 2003. - 272 с.
131. Федоров Г.И. Художественный мир Ф.Уяр / Ф.Уяр. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1991. - 176 с.
132. Федоров Г.И. Некоторые проблемы становления и развития повествовательных форм в ранней чувашской литературе / Г.И.Федоров. // Проблемы письменности и культуры: сб. ст. Чебоксары, 1992. - С. 52-53.
133. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1985 г.г. / Г.И.Федоров. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ин-та гуман. наук, 1996. -306 с.
134. Федоров Г.И. Санарла самах шыравё / Г.И.Федоров. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1996. - 224 с.
135. Федоров Г.И. Чаваш литератури (1945-1985 дулсем): вёрену пособийё / Г.И.Федоров. Ш: Чав. патш. ун-чён изд-ви, 2004. - 516 с.
136. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е.Хализеев. М.: Высш. шк., 1999.- 400 с.
137. Хлебников Г.Я. Чувашский роман / Г.Я.Хлебников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 211 с.
138. Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература / Г.Я.Хлебников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 183 с.
139. Хлебников Г.Я. Меслетпе асталах: ст. пуххи /Г.Я.Хлебников. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1984.-254 с.
140. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б.Храпченко. М.: Худож. лит., 1982. - 234 с.
141. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. // Храпченко М.Б. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1981.-Т. 3.-432 с.
142. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек // Храпченко М.Б. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1982. -Т.4. - 480 с.
143. Хузангай П. Книга дружбы / П.Хузангай. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966.-200 с.
144. Хузангай П. Аслалахпа чанлах / П.Хузангай. Ш.: Чаваш. кён. изд-ви, 1964. - 163 с.
145. Черапкин Н.И. В братском содружестве / Н.И.Черапкин. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. 384 с.
146. Черапкин Н.И. Притоки / Н.И.Черапкин. М.: Современник, 1973. -198 с.
147. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода // Собрание сочинений.-М.: Современник, 1974.-С. 300-315.
148. Чаваш совет литератури. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1972.512 с.
149. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков / В.Б.Шкловский. М.: Сов. писатель, 1953. - 324 с.
150. Шкловский В.Б. Избранное. В 2-х т. Т. 2. Тетива: о несходстве сходного; Энергия заблуждения: кн. о сюжете / В.Б.Шкловский. — М.: Худож. лит., 1983.-640 с.
151. Шкловский В.Б. Избранное. В 2-х т. Т. 1. Повести о прозе: Размышления и разборы / В.Б.Школвский. М.: Худож. лит., 1983. - 640 с.
152. Шкляев К.Г. На подступах к реализму / К.Г.Шкляев. Ижевск, 1979.- 184 с.
153. Штейн А. «Декамерон» Бокаччо книга о любви / А.Штейн. - М.: Худож. лит., 1993. - 256 с.
154. Щербина В. Герой перед лицом времени / В.Щербина. // Критика и время: Литературно-крит. сб. Л., 1984. - 336 с.
155. Эзенкин B.C. Путь к роману / В.С.Эзенкин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. - 93 с.
156. Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики (1917-1970) / В.С.Эзенкин. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. - 200 с.
157. Эйхенбаум Б.М. О прозе, о поэзии: сб. ст. / Б.М.Эйхенбаум JI.: Худож. лит., 1986.-456 с.
158. ЭлкерС.В. Сырнисен пуххи. LLL, 1964. - 5 т. - С. 370382.
159. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XX в. и национальные культуры / Р.Ф.Юсуфов. М.: Наука, 1970. - 423 с.
160. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период / Р.Ф.Юсуфов. М.: Наука, 1985. - 268 с.
161. Яковлев Ю.В. К проблеме экзистенциального страха в чувашской литературе // Вопросы истории и теории: сб. ст. Чебоксары, 1982. - С. 3751.1. ТЕКСТЫ
162. Агаков Л.Я. Однажды весной: повесть / Л.Я.Агаков. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1950. - 139 с.
163. Агаков Л.Я. Этем телейё: поведсемпе калавсем Л.Я.Агаков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1954. - 472 с. - Пер. загл.: Счастье человека.
164. Агаков Л.Я. Пёр хулара. Ылтан вачара / Л.Я.Агаков. -Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1958. 384 с. - Пер. загл.: В одном городе. Золотая цепочка.
165. Агаков Л.Я. Этем телейё / Л.Я.Агаков. Ш.: Чавашгосиздат, 1959. - 472 с. - Пер. загл.: Счастье человека.
166. Агаков Л.Я. Партизан Мурат / Л.Я.Агаков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1966. - 236 с.
167. Агаков JI.Я. Юманлахра дапла пулна / Л.Я.Агаков. -Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1970. 320 с. - Пер. загл.: Мальчик из Юманлыха.
168. Агаков Л.Я. Варда кёрленё чух: поведсем / Л.Я.Агаков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1973. - 456 с. - Пер. загл.: Когда гремела война.
169. Агаков Л.Я. Кёнекесем вутра дурална // Салтаксем: поведсемпе калавсем. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1975.- 382 с.
170. Агаков Л.Я. Солдатские дети: повесть / Л.Я.Агаков. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1976. -383 с.
171. Агаков Л.Я. Синичка. Повесть / Л.Я.Агаков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976.-383 с.
172. Агаков Л.Я. Салтаксем: поведсемпе калавсем / Л.Я.Агаков. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1975. - 384 с. - Пер. загл.: Солдаты.
173. Агаков Л.Я. Вырас каччи /Л.Я.Агаков. Ш.: Чав. кён. изд., 1980. - 181 с. - Пер. загл.: Русский парень.
174. Аслан С. Варман кайакёсем / С.Аслан, А.Григорьев. -Ш.: Чав. кён. изд-ви., 1974. 80 с. - Пер. загл.: Птицы лесные.
175. Аслан С. £ёр кисренет / С.Аслан, А.Григорьев. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1972. - 160 с. - Пер. загл.: Земля горит.
176. Вутлан И.Д. Асамат кёперё / И.Д.Вутлан. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1982. - 192 с. - Пер. загл.: Радуга.
177. Вутлан И.Д. £ул пёрре / И.Д.Вутлан. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1987. - 224 с. - Пер. загл.: Дорога одна.
178. Емельянов А.В. Катална уйах / А.В.Емельянов. Ш.: Чувашгосиздат, 1968. - 178 с. - Пер. загл.: Луна на ущербе.
179. Емельянов А.В. Ят / А.В.Емельянов. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1992. - 477 с. - Пер. загл.: Имя.
180. Ибрагимов Г. Рассказы / Г.Ибрагимов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. - 160 с.
181. Ильбек М. Черный хлеб / М.Ильбек. М.: Современник, 1972. - 304 с.
182. Кедров Н. Адапа аннёне хисепле, хавнах аван пуле // Дореволюционная чувашская литература. Ш., 1984. - С. 292-316. -Пер. загл.: Чти своих родителей, тебе же будет хорошо.
183. Кибек Д. (^амрак дын / Д.Кибек- Ш.: Чавашгосиздат, 1964. 265 с. - Пер. загл.: Молодой человек.
184. Краснов Г.В. Карач Иванов тата Берия /Г.В.Краснов. -Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1992. 512 с.
185. Краснов Г.В. Асамла далкуд / Г.В.Краснов. Ш.: Чавашгосиздат, 1966. - 84 с. - Пер. загл.: Волшебный родник.
186. Краснов Г.В. Индетри сасасем / Г.В.Краснов. Ш.: Чавашгосиздат, 1967. - 96 с. - Пер. загл.: Далекие голоса.
187. Краснов Г.В. Катак чёлём /Г.В.Краснов.- Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1972. 168 с. - Пер. загл.: Треснутая трубка.
188. Краснов Г.В. Кавак шевлесем / Г.В.Краснов. // Клич пионеров. 1989. - 10 окт. - 6 нояб. Пер. загл.: Голубые лучи.
189. Краснов Г.В. Сарамат пёкки / Г.В.Краснов. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1971. - 160 с. - Пер. загл.: Радуга на рассвете.
190. Краснов Г.В. Урапа динчен уксен / Г.В.Краснов. // Клич пионеров. 1987. - 8 сент. - 3 ноябрь. - Пер. загл.: После падения с телеги.
191. Лебедев В.И. Звериная ловля у симбирских чувашей / В.И.Лебедев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1999. - 22 с.
192. Паймен В. Вакар дырми: Рецензи / В.Паймен. // Трактор, 1933. Кн. 7.- С. 101-102.
193. Революцичченхи чаваш литературы. I т. (XX ёмёрччен) Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1984. 464 с. - Пер. загл.:
194. Дореволюционная чувашская литература.
195. Революцичченхи чаваш литератури. II т. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1988. - 432 с. - Пер. загл.: Дореволюционная чувашская литература.
196. Романов О. Ануш // Революцичченхи чаваш литератури. Ш.:: Чав.кён. изд., 1987. - С. 317-327.
197. Трубина М.Д. Собрание сочинений. Т.П. Чебоксары: Чув.кн.изд., 1975. - 304 с.
198. Трубина М.Д. Детство: повесть / М.Д.Трубина. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. - 191с.
199. Трубина М.Д. У тихой Заводи: повести / М.Д.Трубина. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988. 368 с.
200. Уяр X. Шурча таврашёнче. T.I. Таната. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1994. - 360 с.
201. Уяр X. Шурча таврашёнче. Т.2. Таркан. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1994. - 400 с.
202. Чулгась К.А. Сказки охотника / К.А.Чулгась. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989.- 71 с.
203. Ярандай Р., Сунтал М. Йёрсем духалмаддё. Алтар далтар шерпечё / Р.Ярандай, М.Сунтал. Ш.: Чав. кён. изд-ви, 1990. - 192 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.