Особенности формирования политического сознания молодежи в современных условиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ирисметов, Бахтияр Махмудович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ирисметов, Бахтияр Махмудович
оглавление
Стр.
введение.;
Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
исследования политического сознания
Раздел П. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Раздел Ш. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
список использованной литературы
Приложение * I
Приложение #2
Приложение №3
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Деятельность Компартии Узбекистана по формированию классового сознания студенческой молодежи в условиях развитого социализма1984 год, кандидат исторических наук Ибрагимов, Нариман Фезылович
Социально-философский анализ идей интернационализма в социалистическом общественном сознании1984 год, доктор философских наук Коммунаров, Сергей Николаевич
Особенности формирования политического сознания молодежи в условиях зрелого социализма1984 год, кандидат философских наук Бугаков, Михаил Михайлович
Революция в общественном сознании как проблема исторического материализма1984 год, кандидат философских наук Ясис, Станисловас Аугустович
Формирование мировоззрения молодёжи в условиях демократизации общества: опыт Таджикистана2007 год, кандидат политических наук Хусайнов, Ахмаджон Курбонович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности формирования политического сознания молодежи в современных условиях»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изменения в политической, экономической и других сферах общественной жизни стран СНГ предполагает переход от управления на основе приказов и волевых распоряжений к регулированию общественных отношений на основе норы права. Становление гражданского общества и правового государства и соответствующих им политической системы и политичес-ских отношений нуждается в определенных духовных предпосылках. Важнейшей из них является политическое сознание субъектов исторического процесса, среди которых важное место принадлежит молодежи.
Политические взгляды и представления молодых людей оказывают значительное влияние на характер и направленность их участия в политической жизни общества. Вместе с тем, в процессе осуществления политических и иных реформ их политическое сознание изменяется, становятся все более многогранными формы участия в реформировании общественных, прежде всего политических отношений.
Именно в связи с тем, что от уровня политического сознания зависит участие молодежи в политических и экономических процессах, в преобразовании общества, различные политические силы проявляют большой интерес к проблеме формирования этого компонента духовной жизни, стремятся различными средствами воздействовать на разум и чувства молодого поколения.
В силу указанных причин представляется чрезвычайно важным исследовать особенности формирования политического сознания молодежи в современных условиях, выявить наиболее существенные факторы, влияющие на этот процесс.
Актуальность проблемы политического сознания молодежи в
нынешних условиях обусловлена и тем, что личность молодого человека, формируясь под воздействием совокупности различных обстоятельств, испытывает на себе как положительное, так и отрицательное их воздействие. Зто требует исследования соотношения роли объективных предпосылок воспитания молодежи и целенаправленной идеологической работы по выработке у нее активной жизненной позиции, высокой политической сознательности и социальной ответственности за свою деятельность и поступки.
Особую актуальность проблема формирования политического сознания приобретает в суверенных государствах Центральной Азии и, в частности, в Республике Узбекистан, где повышение уровня политического сознания, политической культуры и образования тормозятся господствующим положением ислама в сфере семейного быта, незанятостью части населения, остатками родовых и общинно-патриархаль-ных отношений, шариатеко-одатскими предписаниями, лежащими в основе воспитания подрастающего поколения. Важной проблемой в этих государствах является влияние ислама на политическое сознание молодежи в условиях подъема религиозной волны.
Степень научной разработанности проблемы
Социально-философские исследования, посвященные непосредственно политическому сознанию, немногочисленны.
Проведенный диссертантом анализ показал, что наиболее интенсивно исследование политического сознания осуществлялось с конца 50-х до начала 70-х годов. В "застойные" годы наблюдается ослабление интереса к этой форме общественного сознания. Политические процессы, начавшиеся в нашей стране с середины 80-х годов, вновь активизировали научно-исследовательскую работу.
Политическое сознание чаще всего рассматривается в работах,
посвященных анализу общественного сознания. Их авторами являются Арефьева Г.С., Бойков В.З., Биккенин Н.Б., Бурдина А.И., Воронин A.A., Грушин Б.А., Демичев В.А., Журавлев В.А., Келле В.Ж., Ковальзон М.Я., Козлова H.H., Красин А.Н., Лашина М.В., Межу-ев В.М., Москвичев Л.И., Титов В.А., Толстых В.И., Тощенко Ж.Т., Уледов А.К., Хорин И.С., Яновский Р.Г. и другие.
В разработку проблем непосредственно политического сознания внесли определенный вклад Бессонов Б.Н., Бурлацкий Ф.М., Гаджи-ев К.С., Дилигенский Г.Г., Иванов В.Н., Шестопал Е.Б. и другие.
В работах Блинова Н.М., Леванова Е.Е., Ожегова Ю.П., Шере-ги Ф.Е., Мшвениерадзе В.В. и других политическое сознание рассмат ривается в диалектической взаимосвязи с политической культурой. В такой же связи политическое сознание анализируется в работах зарубежных авторов Альмонда А., Верби Г., Дениса Д., Истона Д., Ласвелла X., Маслоу А., Пауэлла В., Шаран П. и др.
Плодотворно исследуют проблему политического сознания молодежи и ее политической культуры такие авторы, как Блажнов Н.М., Блинов Е.А., Боровик B.C., Бестужев-Лада И.В., Комаров Е.Г., Ха-липов В.У?., Плаксий С.И., Титма И.Х. и другие.
Политическое сознание нашло отражение в диссертациях Гуляева М.Н., Глинчикова А.Г., Котовой H.H., Невар С.Ф., Окунцова Б.П. Щегорцова A.A., Явчуновской P.A. и других.
Для исследования избранной нами теш особенно важна та часть литературы, в которой индивидуальное и общественное сознание, включая политическое, рассматриваются с учетом специфики стран Центральной Азии и Казахстана. Значительны^ интерес в этом плане представляют работы Абдильдина Ж.М., Абишева А., Агзамходжаева А. Гаибова Г.Г., Махмудова Т.М., Нурматова М.И., Саидкасымова С., Туйчиева Б.Т., Туленова Ж.Т., Уразаева С., Шарипова Т.Ш., Шер-
мухамедова С.Ш., Юнусова Э.Ю., Юсупова Э.Й., Якубова Ш.Я. и других.
Можно констатировать, что последние три десятилетия были высказаны интересные научные мысли относительно сущности политического сознания, его структуры, функций и других аспектов. В то же время их разработка могла бы быть более глубокой, если бы исследователи имели возможность в годы застоя адекватно отражать политические реальности, формировать соответствующие взгляды и представления, разрабатывать механизмы внесения их в сознание людей с целью активизации личностного фактора демократизации общества. К сожалению, вместо глубокого познания реальных тенденций (прогрессивных или регрессивных) в развитии политического сознания усилия нередко затрачивались прежде всего на обоснование предпочтительности своего подхода к анализу общественного сознания и критику инакомыслящих. При этом, как нам представляется, не всегда адекватно использовались некоторые понятия. Так, понятие "классовое сознание", "национальное сознание", "мировоззрение" приобрели чрезмерно политизированный характер.
Нельзя не заметить также, что, как правило, авторы анализировали массовое политическое сознание в условиях СССР как единого геополитического образования, не уделяя должного внимания специфике республик и регионов. Создавалось впечатление, что на всей территории бывшего Советского Союза у молодежи были одинаковые проблемы, ценностные ориентиры, несмотря на имевшиеся различия в общественной и политической жизни.
Таким образом, несмотря на значительный вклад наших и зарубежных ученых в разработку проблемы политического сознания и его формирования у молодежи,процесс модернизации общества, качественные изменения, происходящие в странах СНГ и имеющие объ-
ективный для молодого поколения характер, требуют нового осмысления этой проблемы с обязательным учетом специфики отдельных стран и регионов. Все эти обстоятельства предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Основной целью диссертационного исследования является анализ особенностей формирования политического сознания молодежи в современных условиях с учетом перемен, происходящих в странах СНГ, и особенно - в Республике Узбекистан.
В соответствии с поставленной целью диссертант ставит перед собой задачи:
- осуществить анализ сущности и структуры политического сознания, сформулировать идеи, которые будут положены в основу исследования реальных процессов формирования политического сознания молодежи;
- исследовать в общетеоретическом плане социальные факторы формирования политического сознания молодежи;
- проанализировать наиболее существенные изменения в объективных условиях жизнедеятельности молодого поколения стран СНГ в связи с современной модернизацией общественной жизни и их влияние на политическое сознание молодежи.
Методологической и теоретической основой исследования является прежде всего диалектический метод познания, включающий в себя конкретно-исторический подход, системный метод, структурно-функциональный анализ.
Автор опирался также на работы зарубежных и отечественных философов и политологов, в которых анализируются основные тенденции развития социально-философских представлений по исследуемой проблематике.
Эмпирическая база исследования
В диссертации использованы материалы конкретного социологического исследования и опроса общественного мнения, проведенных Центром зтнополитических исследований при Ферганском Государственном Университете при участии автора, законодательные акты Республики Узбекистан, материалы Госкомстата, текущего архива Союза Молодежи Узбекистана, а также периодической печати.
Определенным подспорьем в работе над диссертацией явились личные наблюдения автора, в течение ряда лет занимавшегося общественной работой с молодежью.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
- при анализе сущности политического сознания преодолевается широко представленный в литературе вульгарно-экономи-ческий и абсолютизированный классовый подходы;
- уточняется взаимосвязь политических отношений и политического сознания, ее зависимость от конкретно-исторических условий той или иной страны;
- осуществляется в общетеоретическом плане комплексный анализ факторов, детерминирующих политическое сознание молодежи;
- анализируется воздействие проводимых в странах СНГ наиболее существенных преобразований на политическое сознание молодежи, вычленяются некоторые особенности этого процесса;
- выявляются особенности формирования политического сознания молодежи Республики Узбекистан под влиянием протекающих в специфических условиях социально-экономических и политических преобразований;
- разработаны практические рекомендации государственным учреждениям и общественным организациям по совершенствованию механизмов политической социализации молодежи и реализации государственной молодежной политики в Республике Узбекистан.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические выводы и предложения автора могут найти применение при выработке и реализации государственной молодежной политики на областном и региональном уровнях, создании Союзом Молодежи политической программы накануне выборов в Олий маджлис. Они могут использоваться в преподавании отдельных тем философии, политологии в высших учебных заведениях, при подготовке актива молодежных организаций, в деятельности средств массовой информации по формированию политического сознания молодежи.
Апробация результатов исследования . Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов Института молодежи "Молодежь и современный мир" (г.Москва, Институт молодежи, 1991 г.); на 2-х Региональных философских чтениях молодых ученых и аспирантов Средней Азии и Казахстана "Философия, Культура, Человек" (г.Ташкент, ИПК ТашГУ, 1991 г.); в семинарах и конференциях, организованных Ферганским Государственным Университетом и ЦК Союза Молодежи Узбекистана (1991 г., 1992 г.). Рекомендации соискателя направлены в Комитет по делам молодежи Верховного Совета Республики Узбекистан. По теме исследования опубликовано три работы.
Диссертация обсувдалась на заседании кафедры социальной и политической философии Института молодежи (г.Москва), на котором была рекомендована к защите.
Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Влияние особенностей формирования политического сознания молодежи в современных условиях предполагает теоретический < анализ исходных понятий, прежде всего, политического созна-
ния, его сущности и структуры, формулирование положений, имеющих методологическое значение.
Поскольку политическое сознание является одной из составляющих более широкого понятия - общественного сознания, представляется целесообразным предварительно рассмотреть это более широкое понятие. Как мы полагаем, такой подход позволит глубже уяснить специфику политического сознания, его сущностные характеристики.
Как известно, общественное сознание - это духовная сторона исторического процесса, целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни и формы сознания
При социально-философском анализе общественного сознания наибольшую значимость имеют два аспекта¡гносеологический и «, социально-философский. Вццеление этих аспектов обусловлено
существованием двух основных видов связи между общественным бытием и общественным сознанием. Первый - общественное сознание имеет познавательную сторону, так как является субъективным отражением общественного бытия. Из этого и вытекает требование гносеологического анализа. Второй вид связи
См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1989 г -С.434.
выражает социальную обусловленность общественного сознания общественным бытием, что придает процессу отражения социальную направленность и влияет на содержание отражаемого.
Иными словами, гносеологический аспект исследования позволяет раскрыть в основном движение от общественного бытия к общественному сознанию, происхождение идей, взглядов, чувств, настроений и т.п., а социально-философский - движение от общественного сознания к бытию людей, реализацию идей, взглядов, чувств, настроений в материальной и духовной жизни общества.
Гносеологический и социально-философский подходы применимы не только к исследованию общественного сознания в целом, но и отдельных его форм: политического, правового, морального, эстетического сознания и других.
Как мы уже отмечали, в литературе много внимания уделяется анализу общественного, в том числе и интересующего нас политического сознания. Но из этого вовсе не следует, что названные социально-философские категории рассмотрены достаточно полно, а все непосредственно связанные с ними проблемы решены окончательно и не нуждаются в дальнейшем исследовании. Как справедливо отмечает К.С.Гаджиев, "преждевременно говорить о сколько-нибудь удовлетворительном решении проблемы типологизации форм общественного сознания. Это, естественно, верно и в отношении политического сознания, его границ, системообразующих характеристик, составных элементов, соотнесенности с другими формами или сферами общественного сознания и т.д.
^ Гаджиев К.С. Политическое сознание или политическая культура - Кентавр, октябрь-декабрь 1991тС.21.
В нашей литературе представлены различные подходы и неодинаковее понимание сущности политического сознания. Так, авторы монографии "Общественное сознание и его формы", подчеркивая особое место политического сознания среди форм общественного сознания, отмечают, что в нем наиболее выпукло, непосредственно проявляются экономические отношения и классовые интересы, что эта форма общественного сознания непосредственно затрагивает сферу государства и власти, охватывают область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами и оказывает не только активное воздействие на экономику, борьбу и взаимоотношение классов, но и формирующее влияние на другие формы общественного сознания ^. Можно сказать, что такое понимание сути политического сознания является наиболее распространенным, однако не во всем безупречным. Вызывает возражение, в частности, мысль о непосредственной зависимости политического сознания от экономических отношений и классового интереса, что означает не что иное как дань традиции, не вполне согласующееся с современными, уточненными представлениями о месте и роли экономических отношений и классовых интересов в развитии общеетвенного, в том числе политического сознания. На самом же деле политическое сознание зависит прежде всего от реального процесса политической жизни, политических отношений. Оно зависит и от экономических отношений, но не непосредственно, а опосредованно, т.е. при значительном влиянии органов власти и управления на эти отношения. Что касается ут-
См.: "Общественное сознание и его формы". - М., ГЭ86.-С.73-- 74.
верждения о зависимости политического сознания от классового интереса, то оно представляется неточным, потому что эта форма общественного сознания зависит и от общенационального интереса, а также интересов различных социальных групп.
Некоторые наши исследователи чрезмерно расширительно толкуют политическое сознание. Так, Э.Я.Баталов пишет: "Расширение сферы политического интереса противоборствующих социальных сил, переплетение в реальной жизни собственно политических вопросов с нравственными, религиозными, философскими ведут к изменению предмета политического сознания. В его поле попадают теперь не только вопросы, имеющие непосредственное отношение к процессу властвования, то есть к "участию в делах государства", управления, собственности, распределения дохода, равенства, но и вопросы, имеющие на первый взгляд лишь косвенное отношение к миру политики, связанные с внутренней жизнью личности и имеющие религиозно-нравственный характер. В целом, можно сказать, что в качестве предмета политического сознания сегодня выступают чуть ли не все стороны жизнедеятельности общества и личности"^/. Аналогичной точки зрения придерживается Г.И.Вайнштейн. По его мнению, специфичность политического сознания заключается в его "чрезвычайно тесной переплетенности с другими сферами" Он утверждает, что "для понимания взглядов, касающихся непосредственно сферы политики, чрезвычайно важно анализировать
' Современное политическое сознание в США. - М. , 1980.,"?. 18-19.
^ Вайнштейн Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. - №., 1990.-С ,13.
также представления людей в других сферах общественной жизни - весь комплекс социально-психологических явлений, связанных и с миром экономики, и с нравственной жизнью общества, и с повседневным существованием людей во всем его многообразии"
Столь широкое толкование политического сознания по существу означает отождествление его с общественным сознанием. Конечно, политическая жизнь, политические процессы испытывают на себе влияние всей системы общественных отношений, но это не дает основания не видеть специфики политического сознания, его отличия от других форм общественного сознания. Нам представляется, что здесь мы имеем дело с неточной интерпретацией того реального факта, что политика государства, политических партий и общественных организаций может охватывать все стороны жизни общества, всю систему общественных связей и вызывать определенное отношение членов общества к ней, позитивное или негативное. Последние могут участвовать в политической жизни общества, выдвигая, скажем, не непосредственно политические, а экономические или социальные требования, но при условии, что они адресуются тому или другому элементу политической системы. Люди могут осуждать поступки политических деятелей, с точки зрения нравственности, оценивать с этой точки зрения решения и практические действия органов власти и т.д. Получается таким образом, что политическое сознание действительно связано со всеми сферами общественной жизни, с повседневным существованием людей во всем его
Вайнштейн Г1.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. - М., 1990.- 'С. 13.
многообразии, но оно должно адекватно интерпретироваться с учетом влияния политических институтов на различные сферы жизни общества.
В некоторых работах политическое сознание отождествляется с идеологией и содержание его таким образом сужается. По мнению, например, В.В.Мшвениерадзе, "современное буржуазное политическое сознание является важнейшим компонентом буржуазной идеологии в целом" Б.А.Чагин также называет поли-
2/
тическое сознание "главным компонентом идеологии" ' . По нашему мнению, при всей важности политического сознания его роль в жизни общества не следует преувеличивать и, тем более, сводить все его содержание к идеологии: оно включает в себя не только идеологический, но и другие компоненты.
Таким образом, нам представляется неправомерными и чрезмерно широкое, и чрезмерно узкое понимание политического сознания, вульгарно-экономический и абсолютизированный классовый подходы к его определению.
Справедливости ради следует отметить, что в последнее время стали появляться публикации, в которых дается определение, свободное от некоторых недостатков, на которые мы указали выше. Так, А.И.Соловьев полагает, что "политическое сознание - наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию она охваты-
Мшвениерадзе В.В. Современное буржуазное политическое сознание. ~М., 1981,-С. 9.
Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. - М., I982.~C.I4.
I/
вает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные, рациональные и подсознательные, одним словом - все представления гравдан, опосредствующие и очеловечивающие их объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами общества и государства"^. По мнению К.С.Гаджиева, политическое сознание можно рассматривать как самостоятельную и особую форму общественного сознания, исходя из того, что "основной костяк, его сердцевину составляют установки, ориентации, ценности, стереотипы, относящиеся к политической системе, к системе власти и властных отношений, государственному управлению, политическим институтам. Таким категориям, как свобода, справедливость,
равенство, демократические принципы, авторитаризм, тоталитаризм,
о/
социализм, права человека и т.п."
Понимание политического сознания А.И.Соловьевым и К.С.Гаджиевым, как мы видим, выгодно отличается от воспроизведенных ранее определений. Политическое сознание отражает объективные явления политической жизни, прежде всего, реально существующие политические интересы и политические отношения, и вместе с тем активно воздействует на них. В зависимости от предмета отражения, а также способа отражения и предмета обратного воздействия политическое сознание и выступает е качестве самостоятельной формы общественного сознания.
Отражение осуществляется в форме понятий (категорий),
Соловьев А.И. Политическое сознание. В кн.: "Основы политологии". ~М., 1992, "С. 151.
Гаджиев К.С. Политическое сознание или политическая культура. "Кентавр", октябрь-декабрь, 1991,-С.199.
1/ 2/
идей, учений, теорий, а также социальных чувств, представлений, настроений, волевых устремлений и т.п. Определяющую, решающую роль играют теоретические, систематизированные знания, они-то и составляют сущность политического сознания. Политическое сознание в целом следует рассматривать как систему политических теорий, учений, идей, взглядов, чувств и т.п., связанных с политической сферой общества, политическим положением определенных его слоев, социальных групп, как феномен духовной культуры, в котором отражается и от которого в немалой степени зависит политическая жизнь общества.
По нашему мнению, следует преодолеть недооценку воздействия политического сознания на политическую жизнь общества, политические отношения. Оно не просто оказывает обратное воздействие на политическое бытие. Политическое сознание, особенно идеология наиболее влиятельных политических партий или групп может оказывать определяющее воздействие на формирование политической системы общества, ее функционирование на характер политических отношений. Именно такую роль играла политическая доктрина бывшей КПСС в бывшем СССР.
В основе современных радикальных изменений в политической системе, политической жизни российского общества также лежат предварительно отработанные, основательно осмысленные политические представления и цели определенной группы людей, занятой прежде всего в органах исполнительной власти. Для реализации этих представлений разработана программа действий, включающая в себя использование различных средств, включая военные. Можно ли в приведенных двух случаях ограничиться скромной формулой, что политическое сознание оказывает обрат-
ное воздействие на политическое бытие? Думается, что нет. Все это позволяет утверждать, что в конкретных исторических условиях; той или иной страны, на том или ином этапе ее развития политическое сознание, особенно политическая идеология могут выступить в качестве фактора, в значительной мере определяющего политические отношения и характер политической системы общества.
В этой связи представляет интерес следующая мысль Маркса: "... Все человеческие отношения и функции, в какой бы форме и в чем бы они ни проявлялись, влияют на материальное производство и более или менее определяющим образом воздействуют на него". Это значит, что определяющую роль могут играть среди других и политические отношения. Поскольку последние относятся к категории идеологических отношений, т.е. предварительно проходящих шерез сознание людей, очевидно, что политическое сознание тем более может играть определяющую роль в системе политических отношений. Именно такой логический вы- -вод можно сделать из приведенной выше мысли Маркса.
Рассмотрение структуры политического ооэа&шя также предполагает анализ структуры общественного сознания. Есть основания говорить о существенных расхождениях в трактовке разными исследователями структуры общественного сознания.
Авторы книги "Очерки политической психологии" пишут, что общественное сознание выступает как единство психологии и идеологии ^. Такого взгляда придерживался Г.М.Г'ак .
^ Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии, - №., 1990»-£.8-9.
Г'ак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. - М., 1960г С. 116.
А.К.Уледов говорит о сферах общественного сознания и относит к ним общественную психологию, рассматривая ее как массовое сознание, а также идеологию и науку Н.Н.Биккенин выделяет два уровня общественного сознания: обыденно-практический
- 2/
и идеолого-теоретическии ' .
Однако преобладающей является точка зрения, согласно которой в общественном сознании выделяются общественная психология и общественная идеология. Многие ученые, стремясь преодолеть недооценку социально-психологической стороны сознания, подчеркивают, что можно и нужно говорить об идеологической и общественно-психологической сферах политического, правового, нравственного и других форм общественного сознания и выделять в их структуре политическую, правовую, нравственную, эстетическую, мировоззренчески-философекую, религиозную 3/
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение2009 год, доктор политических наук Храмцова, Флюра Ибрагимовна
Диалектическое единство знаний и убеждений в политическом сознании общества развитого социализма1984 год, кандидат философских наук Веретюк, Александр Алексеевич
Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях: Социально-философский анализ1998 год, доктор философских наук Лутовинов, Владимир Ильич
Политическое сознание российского общества в условиях глобализации: Социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Наседкин, Владислав Иванович
Формирование идейно-нравственного облика советской молодежи в условиях развитого социализма1984 год, доктор философских наук Чариев, Анвар
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ирисметов, Бахтияр Махмудович, 1993 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Монографии, книга, брошюры, статьи
1.1. Азимова Н.Х. Факторы, способствующие воспроизводству религии в регионах традиционного распространения ислама. -
- Андижан, 1987. -126 с.
1.2. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. -М.: Высшая школа, 1991. - 583 с.
1.3. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологиии исследования общества как целостной системы. - Новосибирск: Наука, 1988. - 256 с.
1.4. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации человека и общества. - М.: Наука, 1979. - 174 с.
1.5. Арефьев Г.С. Общество. Познание. Практика. - fa.: Мысль, 1988. - 204 с.
1.6. Анщенкоев А.И., Уледов А.К. Методологические вопросы общественных наук. - к.: Вып.2, Изд-во МГУ, 1971. - 83 с.
1.7. Андреева Г.М. Социальная психология. - ïv..: МГУ, 1980. -415с.
1.8. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личноети/£оц. иследования. - М,, Вып.3.,1970. - 53 с.
1.9. Анисимов C.B. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Ьысль, 1988. - 255 с.
1.10. Аристотель. Сочинения в 4 томах. - М., Т.4.,1984.- 725 с.
1.11. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание//Социологические исследования. - 1990. -
- № 7. - 49 с.
1.12. Бабий Л.Г. Культура общения как важнейшее средство формирования нового человека// Проблемы философии. -Киев:
Наук.думка, 1987.Вып.1973.-С.76.
1.13. Бакшановский В.И., Согомонов Ю.В. Политическая этика: дух соперничества и сотрудничества// Философские науки. -1991. - №12. - С. 3-15.
1.14. Б^ллеретрем Карл Граф. Власть и мораль//Основные проблемы политической этики //Философские науки - 1991. -№8. - С.94-107.
1.15. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. - Харьков: Выща школа, Харьковский госуниверситет. - 1988.- 147 с.
1.16. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. - М.: Наука, 1990.
1.17. Баталов Э.Я. Специфика политического сознания. Социальные функции политического сознания рабочего класса// Общественные науки. - 1981. - №3. - С.104-108.
1.18. Баталов Э.Я. Перестройка сознания - императив истории// Общественные науки. - 199I. - №5. - С.66-83.
1.19. Баталов Э.Я. Политическая культура как социальный феномен // Вестник МГУ. - 1990. - Сер. 12. - Jfö.- С.68-74.
1.20. Бусхофф Г. Теория систем как теория политики. Исследования политической теории как основополагающей дисциплины политической науки. - 1975. - 285 с.
1.21. Бартольд В.В. Теократический идеал и светская жизнь в мусульманском государстве. - М., - Соч. Т.6. - 1966.
1.22. Бердяев H.A. О назначении человека // В кн. мир философии. - к.: Политиздат. - 1991. - С.491.
1.23. Белинский В.Г. ПСС. - м., 1956. - T.I0. - 312 с.
1.24. Биккенин Н.Б. Политическое сознание//В кн. Общественное сознание и его формы. - М. -1986. - С.76.
1.25. Бондаренко Л.И. Основные этапы становления сознания // Логическое и историческое в генезисе сознания. - Киев: Вища школа. - 1974. - 224 с.
1.26. Боровик B.C. Социальные механизмы взаимоотношения интересов и политической активности советской молодежи -
-М., - 1990. - С.80.
1.27. Белов Г.А. Развитие политических отношений в условиях перестройки. - МГУ. -1989.
1.28. Барг М.А. Эпохи идеи. Становление историзма. - М.:Наука, 1987. - 848 с.
1.29. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - №.: Изд-во МГУ, 1968. - 288 с.
1.30. Буржуазная философия XX века. - М.: Политиздат, 1974. -
- 335 с.
1.31. Биккенин Н.В. Общественное сознание и его формы. - М., 1986.
1.32. Бергсон"А. Собрание сочинений. - С-Петербург, 1913. - С.II.
1.33. Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощенко Ж.Т. Общественное сознание и перестройка. - №.., 1990. - 164 с.
1.34. Вайнштейн Г.И. кассовое сознание и социальный протест
в условиях современного капитализма. - к.: Наука, 1990. -
- С.169.
1.35. Вебер М. Наука как призвание и профессия // В кн. Самосознание европейской культуры в современном обществе. -
- М.: Политиздат, 1991. - С.130-153.
1.36. Великонский И.С. Культура как полагание смысла "Одиссей", 1989, Человек в истории. - М., 1989. - С. 17-20.
1<ЛГ\
-
1.37. Вехи. Интеллигенция в России. Сб.ст. 1909-1910 гг. -М.: Молодая гвардия, 1991. - 462 с.
1.38. Викеров Ф.Ф. Современное состояние исследований по проблеме противоречий // Философские науки. - 1885. -№2. - С.52.
1.39. Вятр Е. Социология политических отношений. - №., 1979.-258 с.
1.40. Василевецкий А., Пономарев В. Ислам и политипеская борьба в странах СНГ'. - М., 1992. - 140 с.
X.4I. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М.: Наука, 1990. - 240 с.
1.42. Гаджиев К.С. Политическое сознание или политическая культура? // Кентавр, 1991, октябрь-декабрь. - С.14-25.
1.43. Гадамер X.TV Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1989. - С.704.
1.44. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. - U., I960. - С.116.
1.45. Горячева А.И. 0 некоторых категориях социальной психологии. (К вопросу о структуре общественной психологии)// В кн.: "Проблемы общественной психологии". - М., 1965. -
- С. 196- 294.
1.46. Горячева А.И., Макаров М.Г'. Общественная психология. -
- М., 1988. - С.170.
1.47. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. - М.: Политиздат. -
- 1982. - С.225.
1.48. Гавадов А. Нации и национальные отношения // Социально-политические науки. - М., 1991, - №1.
1.49. Г'озман Л., Зткин А. От культа власти к власти людей// Нева - 1989. - №7. - С.156-179.
1.50. Гольдентрихт С.С. Общественное бытие, социально-методическая практика созидания. - М., 1979'.'
1.51. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. - IV!.: Политиздат, 1989. - С.383.
1.52. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987. - 368 с.
1.53. Гордев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. --М.: Прогресс, 1982. - С.312.
1.54. Диалектика исторического процесса. Сборник научных трудов (отв.ред. Туленов Ж.Т.) - Ташкент, Ташкентский госуниверситет, - 1989. - 193 с.
1.55. Дубинин И.И., Гуслякова Л.Г. Динамика обцденного сознания. - Минск: Изд-во Университетское, 1985. - С Л35.
1.56. Демидов А.А. Политическая деятельность: функциональный анализ факторов детерминации (под ред. Федосеева А.). -
- Саратов: Изд-во Саратовского госуниверситета, 1987. -
- 138 с.
1.57. Демидов А.И. Гласность и политическая культура// Философские науки. - 1989. - №3. - С.3-8.
1.58. Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание: механизм их взаимосвязи. - Кишинев, 1969. - С. 138--139.
1.59. Дилигенский Г.Г. Главный вопрос о власти // Новое время. - 1990. - №1. - С.35-36,
1.60. Денисов В.В. Политика и мораль (0 классовом содержании и направленности этики)// Вопросы философии. - 1986.-
- №5. - С.88-100.
I.61. Доброхотов JI.И., Комаровский B.C. Идеологическое про-тивоборс TBO. — iVi. : Советская Россия. - 1988. - 219 с.
1.62. Дробижева Л.м. Национальное самосознание и динамика культуры // Нация и культура. - Таллин:3эст раамат ,
1985. - С.63.
1.63. Дубровский Д.И. Стратегия перестройки, проблемы сознания // Философские науки, 1985. - №3 . - С.2.
1.64. Завьялова М.П., Расторгуев В.И. Единство и преемственность сознания. - Томск: Изд-во Томского университета - 1988. - С.208.
1.65. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. - М.: Политиздат, 1990.
1.66. Журавлев Б.В, Основные закономерности развития коммунистического сознания. - Ростов-на-Дону, 1966. - С.12.
1.67. Журавлев В.В., Котельников Г.А. Духовный прогресс и развитие человека при социализме. - М : Молодая гвардия, 1989. - 276 с.
1.68. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. - to.: Наука, 1980. - 176 с.
1.69. Здравомыслов А.Г. Новое видение социализма и процесс политизации массового сознания // Советское государство и право. - 1989. - №6. - C.1I0-II8.
1.70. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.
1986. - С.169.
1.71. Иванов В.А. Политическая психология. - М.Философское общество СССР. - 1990. - С.218.
1.72. Идеологическая работа и социальное творчество масс: тенденции и задачи перестройки массового сознания. -
-М.: Мысль, 1989. - С.218.
1.73. Иванов Б.Н. Новое политическое мышление и массовое сознание// Социально-политические науни. - 1990. - №8. -
- С. 3-9.
1.74. Иванов В.Н. Утверждение нового политического мышления// Социологические исследования. - 1991. - №2. - С.3-12.
1.75. Ищенко Н.П. Социальное становление советской молодежи.;'
- Киев: Вища школа, 1989. - С.199,
1.76. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных от-шений. -к.: Политиздат, 1988. - С.319.
1.77. Кант И. Соч. в 6 томах. - М., 1965. - Т.4.-Кн.1. - 544 с.
1.78. Каримов И.А. Узбекистан - собственный путь обновления.-Ташкент: Изд-во Узбекистан, 1992.
1.79. Каримов И.А. Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения. - Ташкент: Изд-во Узбекистан, 1993. - С.23.
1.80. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура: методологические проблемы. - М.: Юридическая лит., 1983. -
- С. 23*:.
1.81. Кейзеров Н.М. Общественные интересы и политическая культура // Государство и общество. Советская ассоциация политических наук. Ежегодник-1984. - М.: Наука, 1985. -
- С.42-52.
1.82. Келле В.Ж. Структура общественного сознания. - М.: Знание, 1964. - С.48.
1.83. Керимов Д.А. Философские проблемы права. - М.: Мысль, 1972. - С.470.
1.84. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. - М.: Мысль, 1986. - 332.
1.85. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. -М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.
1.86. Кирвель Г.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции. - Минска: Изд-во Университет, 1989. - 193 с.
1.87. Келле В.Ж., Ковальдон М.Я. Формы общественного сознания. -- М.: Политиздат, 1989. - С. 261.
1.88. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 1989. - С.283,
1.89. Коган Л.Н. Категория "культуры" в системе категорий исторического материализма. Проблема систематизации ка-горий исторического материализма. - Челябинск, 1988.
1.90. Козлова H.H. Социализм и сознание масс (социально-филс-софские проблемы). - М.: Наука, 1989. -'С.160.
1.91. Козлов H.H. Сознание масс как симптом состояния общества// Философские науки, 1984. - №4. - С.105-109.
1.92. Козлова H.H. К анализу общественного Сознания // Философские науки, 1984. - №4. - С.25-30.
1.93. Кукса Л.П. Общественное сознание: сложные взаимосвязи с практикой// Коммунист, 1989,- № 10. - С.52.
1.94. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки, 1991. - №12. - С.41-52.
1.95. Кузьмин Э.Л. Демократия: некоторые вопросы теории, методологии и практики. - М.: Юрид.лит., 1986. - С.246.
1.96. Кукушкина Е.И. , Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. - М.: Политиздат, 1989. - С.246.
1.97. Козлова Н.М4, Межуев В.М., Толстых В.И. Общественное
сознание: результаты и перспективы исследования// Вопросы философии, 1977. - №10.
1.98. Купцов В.И. Образование в современном мире // Свободная мысль, 1991. -№16. - С.70-81.
1.99. Левицкая С.А. Трагедия свободы// Социологические исследования, 1991. - №4. - С.129-150.
I.IG0. Комаров Е.Г. Политическая культура молодежи. - М., 1986. --С. 24.
I.I0I. Левичева В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения.
Социологический очерк. - М.; Знание, 1989. - 63.
1.102. Леман Э. Политическое общество. Макросоциология политики: Колумбийский университет., 1977. - 247 с.
1.103. Любомирова И.В., Межуев В,к., Михайлов В.Г., Толстых В.И. Перестройка сознания или сознательная перестройка// Вопросы философии, 1989. - №4. - С.28.
1.104. Луков В.А. Молодежное движение в социалистическом обществе. Вопросы теории и практики. - М>: Молодая гвардия, 1987. - 227 с.
1.105. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М.: Наука, 1980. - С.359.
1.106. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении// Полн.собр. соч.. Т.З. С.17-58.
1.107. Ленин В.И. К вопросу о национальной политике // Полн. собр.соч. Т.25. С.64-72.
I.IC8. Ленин В.И. Новый подъем // Полн.собр.соч, T.I3. С.70-75.
1.109. Ленин В.И. К событиям дня// Полн.собр.сочТ.13. С,365-367.
1.110. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии// Полн.собр.соч. T.I8. С. 7-384.
1.111. Ленин В.И. Государство и революция// Полн.собр.соч. Т.33. С. 11-20.
I.112. Ленин В.И. О государстве // Поли.собр.соч. Т.39. С.64-84.
I -113. Ленин В.И. О междунарородном и внутреннем положении Советской республики// Поли.собр.соч. Т.40. C.I-I6.
1.114. Леонтьев A.A. Деятельность,Сознание, Личность. - М.: Политиздат, 1975. - С.304.
1.115. Лукач Д.К. К антологии общественного бытия. - М,: Прогресс, 1991. - С.410.
1.116. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - К.: Прогресс, 1990. - С.368.
1,1X7. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии (пер. с англ.). - М.: Космос, 1916. - С.281.
1.118. Майн Н.Э. Принцип активности и проблемы субъективного в общественной жизни// Социальная активность городского населения. - М., 1984. - С.74.
1.119. Материалы Кабинета Министров РУ №86 от 16.02.1993 г.
1.120. Материалы текущего архива ЦК Союза Молодежи Узбекистана, 1992.
1.121. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии// Фил ос офы в с о времени ом ми ре. - М.,1982. - С.65-66,
1.122. Москаленко В.В. Социализация личности (Философский аспект). - Киев, 1986. - С. 18-19.
1.123. Мшвениерадзе В.В. Философия политической культуры. -- М., 1989. - С.68.
1.124. Мшвениерадзе В.В. Политический идеал или форма политического сознания. - М., X989.-C.3I2.
1.125. Мшвениерадзе В.В., Фролов И.Т., Лилов А. и др. Философия и политика в современном мире. -М., 1989.
1.126. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах К-. Маркса// Вопросы философии, 1966. ~ №6. - С.19-20.
1.127. Мйркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т.2. С.45; 105; 134; 92; 438 ; 561-562; Т.З. С.182-186; Т.4. С.459;Т6. С.П6-
- 117; Т.7. С.36,86, 7; Т.8. С.6,79,119-120; 122-123; ТЛ2. С.717-718; ТЛ7. С.210; Т.18. С.271; Т.19. С.169; Т.20. С.493; Т.21. С.307-308; Т.22. С.318-319.
1.128. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. -М.: Наука, Х989.
1.129. Мамут Л.С. Политический процесс//Советское государство и право, 1982. -tf6.-C.5I.
1.130. Меликян 0. Жить б Узбекистане легче// Независимая газета, 1993, 2 ноября.
1.131. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. - М.: Наука, 1990. - 222 с.
1.132. Новчук М.Т., Коган Л.Н. Современная политическая культура. - М., 1990. - С.35.
1.133. Нарзикулов Р. Двуликий Янус в сердце Азии: некоторые итоги 70-летнего развития среднеазиатских республик в составе СССР// Восток, 1991,
1.134. Ожегов Ю.П. Политическая культура молодежи. - М., 1981.-
- 64 с.
1.135. Общественная психология и коммунистическое воспитание. Сб.статей. - М.: Изд-во ЫГУ, 1987. - ИЗ с.
1.136. Общественное сознание и его формы. - М.: Политиздат, 1986. - 367 с.
1.137. Опыт словаря нового мышления. - М.: Прогресс, 1989. - 560с.
1.138. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1976. -
- 108 с.
1.139. Перестройка и нравственностьО.атериалы круглого стола)/ Вопросы философии, 1991. - JP7. - С.3-24.
1.140. Политическая борьба и политический выбор масс (Результаты социологического анализа. Экспресс-информация// Инф. бюллетень Ш АОН при ЦК КПСС. - М., 1990. - 142 с.
1.141. Политический процесс и политическое сознание( Анализ взаимоотношения политики, власти, идеологии (под ред. Мшвениерадзе В.В.). - М.: Наука, 1981. - С.153.
1.142. Политические процессы и политическое сознание. - Инс-ститут философии, 1986. - С,128.
1.143. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.П.
- С.207.
1.144. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.-G.48.
1.145. Поляков С.П. Традиционализм в современном в современном среднеазиатском обществе. -М.: Знание, 1989.
1.146. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснование общей теории. - М: мысль, 1985. - 252 с.
1.147. Плахов В.Д. Тенденции и общество. (Опыт философско-социологического исследования). - М, 1982. - С.113.
1.148. Попова И.М. Ценностные представления и "парадоксы" самосознания// Социологические исследования, 1984. - №4,-
- С.36.
1.149.
Разумович H.H. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. - М.: Наука, 1989. - С.240.
1.150. Рубинштейн С.Д. Принципы и пути развития психологии. -М.: Изд-во АН СССР, 1959.
1.151. Руткевич А. Проблемы истины в сфере политического со-
Общественное сознание и перестройка. - Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1988. - 4.1. - С.23-29.
1.166. Тугаринов В.П. Философия сознания. - М.: Мысль, 1971. --С.197.
1.167. ТУйчиев Б.Т. Методологический анализ формирования и развития политической культуры в условиях демократизации современного общества. - Ташкент, 1991.- С.211.
1.168. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. - М.: Мысль, 1985. - С.268.
1.169. Уледов А.К. Перестройка и сознание. - М.: Мысль, 1988.-- С.107.
1.170. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. - М.: Мысль, 1968. - С.324.
1.171. Хорин И.С. Специфика политического сознания в условиях перестройки. - М., 1990 . - С.12.
1.172. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. - Л.: Наука, 1982. - С.314.
1.173. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. - М,, 1978.,- С.77.
1.176. Щегорцев A.A., Щегорцов В.А. Советская молодежь: Эволюция политических взглядов. - М., 1990. - С.10-12.
1.177. Щегорцов A.A. Политическое сознание молодежи: состояние. тенденции развития// Общественное сознание и молодежь. - М., 1989. - С.29.
1.178. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. - М., 1990, - С.8-9.
1.179. Шаран П. Сравнительная политология. - М., 1992. - 155с.
1.180. Энгельс Ф. и Маркс К. К критике политической экономии//
знания. В кн.Новый мировой порядок и политическая общность. - M.I983. - С.128-135.
1.152. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социоло-гического исследования. - М., 1990. - С.20.
1.153. Сапожников Н.М. Структура политического сознания. - Минск: Изд-во Наука и техника, 1969. - №1. - С.71.
1.154. Семенов Л.И. Молодежная политика. - М.: Молодая гвардия, X99I. - 346 с,
1.155. Сознание как категория материалистической диалектики. -- Л., 1989.- С.97-98.
1.156. Сухарева O.A. Ислам в Узбекистане. - Ташкент, 1990,. -С.135.
1.157. Средняя Азия: Исламский фактор? (Аналитический вестник^// Информационное агенство"Постфактум," 1991.
1.158. Социальная психология классов. Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом мире. - №., 1985.-С.8.
1.159. Стереотипы в общественном сознании (социально-философские аспекты). - М., 1988.
1.160. Современное политическое сознание в США. - М., 1980. -С.20.
1.161. Саидкасымов С. Национальные процессы. Нация и личность// Философские науки, 1990. - №8. - С.57-61.
1.162. Сахаров А.Д. Правовое государство и правосудие // 4 Человек и закон, 1989. - №4. - С.3-8.
1.163. Тард Г. Законы подражания. - С.-Петербург, 1892. - С.152.
1.164. Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь. - М., 1983. - C.I8.
1.165. Тощенко В.Ж. Общественное сознание: сознание и теццен-ции развития в современных условиях// Ленинские чтения.
Соч. 2-изд. Т.13. С.488-48V.
1.181. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. Т.21. С.317.
1.182. Яновский Р.Г. Формирование общественного сознания в духе перестройки // Ленинские чтения. Общественное сознание и перестройка. - М., 1988. - ЧЛ. - С.6-22.
2. Научные издания и диссертации
2.1. Бабин Ю.М. Особенности взаимодействия политической и правовой идеологии в социалистическом обществе: Дисс,... канд.филос.наук. - М., 1981.- 174 с.
2.2. Бородин И,Б. Личность как субъект политики. - М., 1990. --СЛ65.
2.3. Григоренко Л.К. Специфика политизации сознания студент-ческой молодежи в современных условиях: Дисс... канд. филос.наук. - Ы., 1993. - 138 с.
2.4. Горбачев В.Г. Противоречие политического сознания советского общества: Дисс... канд.философ.наук. - Брянск, 1991. - 124 с.
2.5. Глинчикова А.Г. Политическое сознание современного рабочего класса. - Ы., 1990. - 112 с.
2.5. Гуляев Л.Н. Формирование политического сознания молодежи на современном этапе перестройки. - М., 1990. - 130 с.
2.6. Калиновская Л.Д. Политическая культура как фактор демократизации советского общества: Дисс... канд.филос.наук. -Киев, 1990 . - 108 с.
2.7. Лашина М.В. Политическая сфера жизни общества и ее специфика: Автореф.дисс...канд.филос.наук. - М., 1972 . - 225,
2.8. Лавров И.В. Проблемы онтологии сознания. - М., 1991. -137с.
2.9. Невар С.Ф. Диалектика становления политической зрелости молодежи в условиях обновления социализма. - №., 1190. -152 с.
2.10. Окунцов Б.П. Политическое сознание рабочего класса как объекта социологического и философского анализа в условиях перестройки . - М., 1990. - 138 с.
2.IX. Юнусов А.Х. Методологические основания исследования структуры общественного сознания. - М., 1990. - 112 с.
2.12. Ввчуновская P.A. Формирование политического сознания
молодежи (социально-философский анализ). - М., 1983. - 132с.
3. Справочные энциклопедические издания
3.1. Психология. Словарь (под общ.ред. Петровского A.B., Ярос-славского М.Г.1,2-ое изд.испр-е и доп-е. - М.: Политиздат, 1990.
3.2. Философский словарь (под общ.ред. Фролова И.Т.),6 -е изд. перераб. и дошш.- М: Политиздат, 199I. - 430 с.
3.3. Философский энциклопедический словрь. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 521 с.
3.4. Политология. Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во московского коммерческого университета, 1993. - 431 с.
3.5. Основы политологии. Краткий словарь. - М.: Изд-во МГУ, ТОО "ИНШТКХ", 1993. -12 с.
4. Периодические издания и печать
4Л. Аргументы и факты. - 1988. - № 8. Как мы представляем себе демократию и гласность. Авт. Маслова 0.
4.2. Известия. - 1989., 16 декабря.
4.3. Независимая газета - 1993, 2 ноября.
4.4. Журнал "Коммунист", 1987., №4. - С.95.
4.5. Правда. - 1993., 3 ноября.
4.6. Правда Востока. - 1992. - № 130, I сентября. Приветствие народу Узбекистана.
4.7. Деловая жизнь - М., 1992. - С.8. Узбекистан - вчера, сегодня, завтра. - № 12.
4.8. Основы политологии. Ы'У (под ред. Пугачева В.И.) - М.: Знание., 1992. - 256 с.
4.9. Коммунист Таджикистана - 1989., - №5. - С.75.
4.10. Народное слово - 1992, № 156, 9 декабря.
5. Зарубежные издания
5.1. Pue and Verba, Politicai Culture and Political development, 1966, p.8
- n Almond GA. Powell B.G. Comprative Politics: Adevelopmental Apprach,
0 * ^ • Boston, 1966, p.12
¿(3f Almond GA. Verba S. The civil culture, Boston, 1965, p.17
5 4 Rose and Dogan (eds) European political culture and politics: A deader, 1971, p.l
5 ^ 5 , Strauss L. Political philosophy: Six essays
Ed. with anintrod by Gildin H.- Indianapolis;
N.Y.: Pegasus, 1975 - XXI, 250 p. - (Ser.: Traditions in philosophy)
Bibliogr.: p.239-247
5.6. Benigsen A., Broxup M. The Islamic to the Soviet State - New York, 1983 Central Asia: 120 Yers of Russian Rule, Ed by Edward AUworth -New York, 1989
5.7. The Post - Soviet Nations - New York, 1992
p. D Taheri A. in a Red Sky. The Future of Islam in the Soviet Union -London, 1989
5 9 Darrell PJiammer. The USSR. The Politics of Oligarchy - Boulder and ' London,1986
5,10,Lewis Bernard The Political Language of Islam - Chicago, 1980
5 XI Donald S. Carlise. The Uzber power elite: 'Polixfuro and Secretariat (1982-1983)
5.X2.Boris ZJRumer. Soviet Central Asia: A Tragic Experiment, Boston, 1989
5.I3.Vaacor Roi" The Islamic Influence on Natinalism in Soviet Central Asia" Problems of Communism, 1990
p. 1A WJ>. and Zelda K. Coates. Soviets in Central Asia -
0.14»ny. Grenwood Press, 1969
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.