Формирование мировоззрения молодёжи в условиях демократизации общества: опыт Таджикистана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Хусайнов, Ахмаджон Курбонович

  • Хусайнов, Ахмаджон Курбонович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2007, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 169
Хусайнов, Ахмаджон Курбонович. Формирование мировоззрения молодёжи в условиях демократизации общества: опыт Таджикистана: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2007. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Хусайнов, Ахмаджон Курбонович

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Понятие мировоззрения и изменение его содержания в процессе развития общества.18

2. Сущность мировоззрения, его важнейшие черты и социальные функции.35

3. Закономерности, противоречия и факторы формирования мировоззрения молодежи.49

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

1. Социально-политические условия возникновения и факторы формирования мировоззрения молодежи.70

2. Формирование политических взглядов молодежи на уровне демократических требований.96

3. Взаимодействие религиозного сознания и процесса формирования, мировоззрения молодежи в контексте приоритета общечеловеческих ценностей.115

4. Место и роль мировоззрения в формировании политической культуры молодежи.132

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование мировоззрения молодёжи в условиях демократизации общества: опыт Таджикистана»

Актуальность проблемы. Таджикистан, вступая в XXI век, надеется создать демократическое и гражданское общество. Процесс этот исторически длительный, но направлен на укрепление позиции личности, ограничение государственного принуждения и утверждения справедливого социального порядка. Осуществление такой стратегической цели во многом зависит от политики, которая вырабатывает формы и определяет средства для их достижения. Однако, политика служит благу общества только в том случае, если есть граждански развитая личность, понимающая перспективы социального развития и собственное место в этом процессе.

Формирование самостоятельного и ответственного за свои поступки гражданина, знающего свои права и свободы, возможности влияния на власть требует, прежде всего, чтобы член общества имел твердое мировоззрение, высокое политическое сознание и политическую культуру. Формирование идейной убежденности каждого члена общества поможет привить ценности демократической культуры новым поколениям, которые и будут создавать свободное общество.

Среди сложного, многогранного комплекса проблем, которые отчетливо появились в нашей стране, формирование мировоззрения занимает особое место. Формирование мировоззрения молодежи - насущная потребность нашего общества, Поэтому разработка проблем формирования мировоззрения приобретает актуальное теоретическое и практическое значение. Особенно в условиях демократизации общественной жизни, включая в себя процесс раскрепощения сознания человека, в качестве приоритетного направления теоретической мысли выдвигает задачу исследования проблем, противоречия и закономерностей формирования мировоззрения людей.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что нынешняя ситуация нашего общества объективно требует нового подхода к теоретическому анализу мировоззрения как сложного и противоречивого социального феномена. Этот новый подход, с одной стороны должен исходить из того, что в процессе демократизации общественной жизни утверждается плюрализм мировоззрения, связано с тем, что переломный характер нашего времени, в котором мы живём, сложные социальные и международные коллизии, глобальные проблемы остро ставят вопрос о выработке правильной системы взглядов на мир и отношения человека к миру, осознания взаимосвязанности всего человечества. И в этих условиях значительно повышается социальный статус мировоззрения, усиливается его роль в духовной жизни общества и человека.

Практика всех социальных революций, в том числе происходящих изменений в современных условиях, убедительно показывает, что без перелома в общественном сознании, без изменения мышления людей нельзя добиться качественного обновления общества. В свою очередь, исследование диалектики общего и особенного в формировании мировоззрения классов и социальных слоев создаёт возможность учёта приоритета общечеловеческих ценностей. На наш взгляд, такой анализ крайне важен сейчас, когда общественно-политическая ситуация в Таджикистане требует консолидации всех прогрессивных общественных сил - нации, классов, социальных групп и слоёв населения Республики.

Как переломить устаревшие стереотипы мышления, психологические привычки людей - этот вопрос волнует сегодня весь прогрессивный потенциал нашего общества. Сложные экономические, социально-политические и духовные ситуации нашей Республики в современных условиях требуют внимательного теоретического рассмотрения связи между сознанием и мировоззрением людей и их практической деятельностью. Это требует повышения роли и значения мировоззрения и духовной жизни Республики Таджикистана.

Актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, потребностями дальнейшего совершенствования теории мировоззрения, необходимостью конкретизации его места и роли в духовной жизни нашего общества; анализом специфики и качественных черт их взаимосвязи и взаимодействия; во-вторых, наша страна вступила в новый этап своего развития - этап демократизации, качественного преобразования всех сфер духовной жизни общества. Решение этих задач возможно лишь при условии активизации человеческого фактора, идейной основной которого является мировоззрение; в-третьих, глубокие перемены в обществе требуют соответствующих перемен во взглядах ,так как без перелома в мировоззрении, общественном сознании, без изменений в психологии и мышлении мы не можем преодолеть критические состояние нашего общества. Поэтому формирование мировоззрения людей в духе современности, повышение социальной активности молодёжи в создании гуманного и демократического общества, устоявших стереотипов - это сегодня один из мощных факторов перехода нашего общества в качественно новое состояние; в-четвёртых, мировоззрение молодёжи ныне формируется в условиях беспрецедентного развёртывания в области науки и техники революционных преобразований, которые характеризуются неоднозначными последствиями. Следующие друг за другом крупные открытия вызывают ломку устаревших представлений. Поэтому для того, чтобы верно сориентироваться в сложных процессах, порождённых научно-технической революцией, важно иметь солидный мировоззренческий кругозор, подразумевающий и широту взглядов, и способность проникать в противоречивую суть происходящего; в-пятых, актуальность данной проблемы определяется тем, что в современных условиях вопрос о тенденциях дальнейшего возрастания роли и значения мировоззрения в духовной жизни нашего общества становится в один ряд с конкретными социально-экономическими и духовными задачами. В осуществлении этих задач велика роль и значение мировоззрения как методологической, так и идейно-теоретической основы общества.

Названные факторы обуславливают чрезвычайную актуальность проблем формирования мировоззрения. В свою очередь, данное обстоятельство определило важность анализа сущности и структуры мировоззрения; выявление путей и средств его утверждения в сознании молодёжи на нынешнём этапе развития общества.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы по вопросам теории и практики формирования вышло в печати большое количество монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, где рассматривается анализ соотношения мировоззрения и философии, мировоззрения и политики, мировоззрения и идеологии, мировоззрения и морали, мировоззрения и сознания, мировоззрения и традиций, мировоззрения и религии и другие аспекты данной проблемы.

В трудах известных учённых стран СНГ, таких как: М.Б.Митина, М.Б. Кедрова, М.П. Иовчука, А.Г. Спиркина, В.В. Бобенко, B.JI. Василенко, М.К. Капрова, B.C. Овчинникова, М.С. Ковалёва, В.Г. Платонова, В.А. Медведева, В.Ф. Черноволенко, В.А. Черняка, В.Г. Афанасьева, А.И. Анишенко, М.Г .Гака, В.В. Журавлёва, Ж.М .Абдильдина, М.С .Аженова, И.Т .Фролова, М.Я .Ковалзона и др., в свете задач демократического строящегося общества рассматриваются социально-политические, духовно-идеологические, нравственные, эстетические, национальные, интернациональные, патриотические, юридические и другие аспекты мировоззрения в духовной жизни общество.

За последний период очень редко издавалась литература по проблемам мировоззрения. Поэтому мы были вынуждены в настоящем исследовании использовать литературу 80-90-х годов. Существенный вклад в развитие внесли и те исследователи, которые хотя и не ставили перед собой задачи непосредственного изучения проблемы формирования, мировоззрения, но тем не менее они проанализировали целый ряд социальных явлений и зависимостей, теснейшим образом связанных с процессом формирования мировоззрения членов общества.

Среди таких трудов в первую очередь следует назвать работы Т.И.Ойзермана, А.С.Богомолова, П.Г.Лященко, М.А.Акапова. Н.В.Столетова. В.С.Семенова, А.И. Щербинин, Н.С .Гуревич, Ю.Т .Волков и других авторов1, не только раскрывающих сложную взаимосвязь объективного и субъективного факторов в развитии общества, но и научно обосновывающих те характерные черты и свойства поведения и, соответственно, сознание членов нашего общества, которые делают возможным нормальное функционирование этого общества, реализацию его закономерностей.

Исследование собственно сознания является важнейшей теоретической предпосылкой для успешного изучения мировоззрения. Проблемы сознания, его природы, структуры, социальные факторы его развития в трудах ученых исследованы с различных сторон. Общефилософское рассмотрение сознания содержится в работах Э.Ф.Володина, Б.А.Грушина, В.В.Лазарева, А.И.Новикова, В.А .Щегорцев2 и других.

При всём внимании научной мысли к мировоззрению, признании его особого места в сознании и акцентировании значения целенаправленного

1 Ойзерман Т.Н. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль. 1982: Богомолов

A.С., Ойзерман Т.Н. Основы теории историко-философского прогресса. М.: Мысль, 1983; Ляшенко П.Г. Формирование человека как личности. JI. : Изд-во Ленинградского университета, 1984; Столетов Н.В. Становление личности. М. :Мысль. 1987; Семенов

B.C. Диалектика развития социализма. М. .Мысль, 1987; Щербинин А.И. - Политическое образование. М.: "Весь мир", 2005; Гуревич С.Н. Философия культуры. М.: Mola -BENE, 2001; Волков Ю.Т., Кадария Ф.Б. - Социология молодежи. Ростов-на-Дону, "Финикс", 2001 и др.

2 Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Издательство МГУ, 1982; Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат,1987; Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М.: 1986; Новиков А.И. Классовый подход и новое мышление. Л.: Лениздат, 1988; Политическая культура: Модели и реальность. М,: 1990 и др. формирования мировоззрения в процессе нравственного воспитания, при неоспоримых успехах этого процесса, непосредственному изучению мировоззрения, его сущности, взаимосвязи с другими видами сознания, его исторической и диалектической динамики посвящён целый ряд работ. В качестве основных исчерпывающе представляющих степень современной научной исследованности мировоззрения, следует назвать работы А.С. Тонких, В.И. Дрыгина, П.В. Алексеева, В.И. Шинкарука, А.И. Лященко, М.Г. Ашманиса, А.В. Мяювицкого, Н.В. Попова, С. Джумагулова, Р.А. Арцишевского, B.C. Буянова, М.Топсона, И.Т. Ильинский1 и др.

В названных работах исследуются диалектическая и историческая природа мировоззрения в системе общественного сознания, соотношение мировоззрения с философией, наукой, идеологией, раскрываются социальные функции мировоззрения.

Однако во всех указанных работах анализируются вопросы формирования мировоззрения в целом, следовательно, особенности процесса формирования данной проблемы освещаются в общих чертах. Они написаны на основе общего материала, поэтому у них не хватает широких теоретических обобщений, рассматривающих особенности проявления общих закономерностей формирования, мировоззрения людей в той или иной стране СНГ. Тем не менее, вышеназванные работы оказали определённую помощь диссертанту в исследовании закономерностей и

1 Тонких А.С. Научное мировоззрение; понятие, структура, функции. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1980; Дрыгин В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981; Шинкарук В.И., Ляшенко А.И. Гуманизм диалектико-материалистического мировоззрения. Киев: Политиздат Украины, 1984; Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига: Зинашне, 1984; Мяювицкий А.В., Попов Н.В. Коммунистическое мировоззрение и формирование нового человека. Киев: Политиздат Украины, 1984; Джумагулов С. Философия с мировоззрение нового человека. Фрунзе, 1985; Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986; Буянов B.C. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. М.: Политиздат, 1987; Топсон М. - Философия религии. М.: Торговый дом Гранд. 2001; Ильинский И.Т. Формирование европейского сознания молодого поколения. София, 1993 и др. противоречий мировоззрения молодежи и особенностей их проявления в условиях Таджикистана.

За последние годы руководителями и ученными Таджикистана немало сделано в области обобщения опыта работы Республики Таджикистан по идейному воспитанию молодежи. Весьма ценными являются работы Э.Ш.Рахмонова, И.Ш. Шарипова, М.К.Гафаровой, М.Гулахмедова, В.Набиева, Т.Рахмонова, А.Махмадова, З.Тураева, А.Имомова, Р.Комилова, Махмадали Нурали, Н.Давлятова, К.Джалилова1, Р.Олимова, А.Ашурова, А.Шамолова, Т.Бозриковой и др.

Однако, несмотря на это, остаётся еще много нерешенных проблем и дискуссионных вопросов по проблемам и противоречиям процесса формирования мировоззрения, требующих дальнейшего исследования и освещения. Так, анализ имеющейся литературы показал, что ещё недостаточно глубоко исследованы проблемы и противоречия процесса формирования мировоззрения в условиях Таджикистана.

Опыт работы Республики Таджикистан, как и других Республик Средней Азии и Казахстана по формированию мировоззрения людей отличается разнообразием форм, методов, средств, обусловленных специфическими и историко-этнографическими особенности развития этого многонационального региона.

Особая актуальность и недостаточная изученность вышеназванных вопросов определили интерес к ним автора, были им учтены при выборе

1 Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Душанбе: Ирфон, 1997; Рахметов Э. Молодёжь - будущее суверенного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1997; Рахмонов Э. Молодёжь -будущее нации. Душанбе: Ирфон, 1998; Шарипов И.Ш. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 1983. Гафарова М.К. Женщины Советского Востока. Душанбе: Ирфон, 1987; Рахмонов Т. Политическая культура современного общества и тенденции его развития. Куляб: Изд-во Сада, 1995; Махмадов А., Тураев 3. Политические режимы. Душанбе, 1998; Имомов А. Конституционно-правовые проблемы развития Республики Таджикистан. Душанбе, 1998; Комилов Р., Н.Мухамадали. Фарханги мухтасари чахонбини. Душанбе, «Пайк», 2002; Давлатов Н. Компромисс идеологии. Душанбе «Тамаддун», 2003, №7; Джалилов К. Идеология молодежной политики. Бизнес и политика, 2003,7 февраль. - С.2 и др. направлений исследования. Диссертант при этом, разумеется, исходя из того, что более или менее полное рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями формирования мировоззрения молодёжи на примере Таджикистана в рамках одной работы не представляется возможным. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных общественных наук, целых научных коллективов. На основе анализа всех вышеуказанных, взятых в своей совокупности источников диссертант предпринял попытку исследовать особенности проявления закономерностей формирования мировоззрения молодежи на примере Республики Таджикистан. Эти и другие проблемы, требующие теоретического и практического осмысления, обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Изучить в комплексе особенности формирования мировоззрения молодежи в Таджикистане, основываясь на анализе практического и теоретического материала. В соответствии с главной целью, в исследовании решается ряд конкретных и взаимосвязанных задач, среди которых выделим следующие:

- исследовать категорию мировоззрения, изменение его содержания в процессе развития общества, определить понятия мировоззрения, показать различные типы мировоззрения в истории общества;

- раскрыть социальную сущность мировоззрения и его роль в развитии духовной жизни общества, выявить механизм взаимосвязи объективных условий и субъективных факторов, влияющих на формирование мировоззрения;

- вскрыть общие закономерности и специфику особенностей формирование мировоззрения в условиях Таджикистана, показать диалектику общего и особенного, взаимосвязь общего и региональных моментов формирования мировоззрения; и

- рассмотреть демократизацию общества как важный фактор формирования мировоззрения, преодоления отчуждённости человека от общечеловеческих и духовных ценностей. В этом аспекте раскрыть сущность современной модернизации ислама, стремящегося к укреплению и усилению влияния идеологии ислама и национальной обособленности, исследовать причины переплетения религиозных и националистических пережитков;

- исследовать взаимосвязь становления духовой жизни общества и формирования мировоззрения молодёжи; определить место политической сознательности и идейной убеждённости в системе мировоззрения личности;

- раскрыть специфические формы проявления противоречия и негативных явлений в нашей стране и их отрицательное влияние на процесс формирования мировоззрения молодёжи;

- исследовать влияние социально-политических и духовных факторов превращения мировоззрения в личную идейную убеждённость молодого человека; диалектика тенденции дальнейшего возрастания роли и значения мировоззрения в духовной жизни общества.

Объектом исследования диссертационной работы является процессы, сознания и формирование мировоззрения молодежи в условиях демократизации общества в Таджикистане.

Предметом исследования является научный анализ социально-политических и идеологических факторов возникновения, исторические условия формирования мировззрения молодежи Таджикистана. Важным моментом исследования является прослеживание особенностей формирования мировоззрения различных категории таджикской молодежи.

Научная новизна исследования - состоит в следующем: ещё нет специальных работ, посвящённых формированию мировоззрения молодёжи в условиях Таджикистана. В работе предпринята попытка восполнить этот пробел.

В отличие от других исследовании в диссертации впервые сделана попытка выявить общие и специфические особенности формирования мировоззрения. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней:

- проанализирован уровень развития политического сознания, характерные классовые аспекты отдельных форм общественного сознания в дореволюционный период Таджикистана, выявлены основные социальные факторы, тормозившие формирование мировоззрения; исследовано влияние социально-освободительной борьбы таджикского народа накануне Октября на закономерности пробуждения мировоззрения, выявлено основное содержание мировоззрения этой эпохи;

- подвержены анализу объективные условия и субъективные факторы формирования мировоззрения ранее отсталого народа, общие и специфические закономерности, вытекающие из них;

- показаны уровень и содержание политического сознания основных классов и социальных групп Таджикистана, а также место и роль каждого из них в демократическом процессе;

- проведен анализ места возникновения процесса формирования мировоззрения в системе закономерностей нового общества;

- показано возникновение и формирование мировоззрения в условиях Таджикистана, проанализированы особенности социально-политических, экономических и духовных предпосылок формирования мировоззрения молодёжи;

- впервые проведён научный анализ процесса формирования мировоззрения молодежи в Таджикистане, обосновано, что это исторически уникальное явление.

- проведен научный анализ процесса преодоления устоявшихся стереотипов, выразившихся в стремлении искусственно форсировать процесс формирования мировоззрения людей под влиянием мощного механизма административно - командной системы, политикой и идеологией застоя;

- в сравнении со своими предшественниками диссертант значительно расширил предмет исследования, включив в него и такие аспекты идеологической работы, которые до сих пор не подвергались анализу. В ней освещается теоретический аспект идеологической работы по разработке научных основ в деле формирования мировоззрения, впервые дана целостная характеристика борьбы против негативных явлений, консервативных тенденций последних лет в Таджикистане. Выявлены социально-экономические корни появления и становления бюрократизма, догматизма, консерватизма, коррупции, взяточничества и других негативных явлений в обществе, сформулированы практические рекомендации для преодоления этих антиподов общечеловеческой морали.

Диссертация явилась первой научной работой в области политической науки, в которой обобщён опыт идеологической работы Таджикистана по формированию мировоззрения молодёжи Республики условиях демократизации общества.

Методологическая основа диссертации. Настоящая работа является теоретическим исследованием объективной обусловленности научного характера формирования мировоззрения молодёжи в условиях Таджикистана. Методологической основой работы является диалектический анализ духовных явлений. Чтобы выявить действительные позиции теории мировоззрения, понимание природы и сущности, его структуру и функции мировоззрения как общественное явление, представляющие совокупность идей, оценок, целей, воззрений, отражающих общественные отношения через призму философских, социально-политических, политико-правовых, морально-этических и эстетических взглядов тех или иных социальных классов.

Объектом исследования являются прежде всего те уровни различных сторон жизни общества и отдельных составляющих его социальных общностей, прежде всего классов, которые делают возможным и необходимым формирование мировоззрения. Соответственно предметом исследования являются особенности проявления закономерностей и противоречивые процессы формирования мировоззрения молодежи в Таджикистане.

Постановка и анализ в диссертации ряда новых теоретических проблем разработка методологии и методики их исследования открывают возможности для расширения фронта изучения процесса формирования мировоззрения и повышения его роли в духовной жизни общества.

Настоящее исследование позволяет выработать единую методику учета и оценки тех объективных условий, в которых осуществлялось прежняя практика, определившая особенности нынешнего состояния мировоззрения, молодежи Таджикистана.

В методике основными были тщательный тестологический анализ, сравнение источников, проводимые на диалектической методологической основе. Работа осуществлена на основе изучения общечеловеческого идейного наследия, использования обширного круга философских, экономических, социологических и психологических исследований.

В диссертации использованы труды ученых стран СНГ. Также использовании анализы идеологических явлений в нашем обществе за несколько последних лет.

В диссертации широко использованы материалы центральной, республиканской, областной и районной печати, текущих архивов Министерства образования Республики Таджикистан, Министерства культуры Таджикистана, ряда промышленных предприятий, учреждений, Центрального статуправления Таджикистана и др.

Диссертантом, с целью глубокого ознакомления с процессом формирования мировоззрения молодёжи, в период своего исследования проведены собеседования с многими представителями рабочих, крестьянства, интеллигенции, служащих городов и посёлков Таджикистана.

Все материалы дали автору возможность связать теоретические положения с практическими задачами по проблемам формирования мировоззрения молодёжи.

Теоретическая и практическая ценость диссертации. Исследование места мировоззрения в системе духовной жизни общества в Таджикистане имеет фундаментальное значение как в плане общечеловеческих ценностей, так и в конкретизации социально-демократических функций мировоззрения в обществе.

Теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что формирование у молодежи мировоззрения осуществляется на основе комплекса философских, социально-политических, психолого-педагогических знаний. Это требует глубокой разработки общетеоретической и методологической основы проблемы, которая опиралась бы на учёт накопленного положительного опыта идеологических учреждений Таджикистана по формированию у молодежи мировоззрения.

В этой связи в диссертации выявляются функции мировоззрения в системе идейно-теоретических знаний личности, в утверждении её активной жизненной позиции, всесторонне осмысливается проблема оценки культурного наследия прошлого в аспекте обогащения интеллектуального потенциала нашего общества.

Практическая ценность нашего исследования имеет принципиальное значение в формировании политической сознательности молодёжи. В этой связи на переднем крае идеологической работы, как важнейшая социально-политическая проблема идейного воспитания молодёжи стоит формирование мировоззрения. Мировоззрение выступает как теоретическая и методологическая идейная основа в борьбе с негативными явлениями в сознании и поведении людей.

Теоретические выводы нашего исследования имеют особое значение в борьбе с международным терроризмом и исламским фундаментализмом.

Сформулированные в диссертации положения позволяют вполне мобилизовать идеологический потенциал мировоззрения, способствовать процессу возвышения духовных и нравственных ценностей Республики Таджикистана, дают возможность выявить позитивную закономерность осуществления принципа свободы совета, недопустимость возбуждения вражды и ненависти на религиозной основе в нашем обществе.

Вместе с тем, теоретические выводы диссертации дают возможность более эффективно поднять уровень повышения политической сознательности молодёжи, формирования мировоззрения и социальной активности людей в реализации социально-экономических задач в Республике Таджикистан.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем анализе проблем формирования мировоззрения, раскрытия специфики духовно-идеологической жизни Таджикистана.

Тем самым, выводы нашего исследования могут послужить исходной базой для дальнейшего исследования проблемы соотношения мировоззрения с другими гуманитарными общественными науками. Некоторые разделы диссертации уже используются кафедрой философии и политологии Таджикского государственного педагогического университета им.К.Джураева. Материалы диссертации могут найти применение в практической деятельности в системах воспитания.

Апробация работы. Тема исследования обсуждена и утверждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева и включена в план координации АН Республики Таджикистан. Диссертация выполнена на кафедре политологии ТГПУ им. К.Джураева, где обсуждена и рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражены в статьях и тезисах докладов, опубликованных в научных изданиях и периодической печати. Исследование также апробировалось в научных выступлениях и докладах на конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. К.Джураева.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Хусайнов, Ахмаджон Курбонович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели чрезвычайно сложную и в то же время наиболее актуальную для современных условий проблему формирования мировоззрения молодёжи. Процесс формирования взглядов, убеждений, мировоззрения и мышления молодёжи развивается как единое диалектического целое на всём протяжении конкретно-исторических условий развития общества.

Данное исследование посвящено одной из актуальных проблем -современности - формированию мировоззрения молодого поколения Республики Таджикистан. В настоящей работе изучаются, главным образом, предпосылки возникновения социально-политических, экономических и духовных факторов становления закономерностей формирования мировоззрения молодого человека. В работе рассматриваются понятия, сущность, важнейшие черты, социальные функции мировоззрения и его роль в духовной жизни нашего общества. Вместе с тем подробно освещаются особенности формирования мировоззрения молодёжи в условиях Таджикистана. Автор на конкретном материале убедительно показывает отрицательное влияние негативных явлений и противоречий на процесс формирования мировоззрения.

Исследуя данную проблему, мы подошли к выводу, что формирование мировоззрения - одна из важнейших закономерностей строительства демократического общества. Победа этого мировоззрения во взглядах всех людей, зависит от зрелости его объективных и субъективных предпосылок, от степени активности субъективного фактора в реализации научно обоснованных планов развития и совершенствования нашего общества.

Мировоззрение является стержнем духовной жизни общества, фундаментом нравственности человека. Она даёт возможность познавать реальный мир во всём его многообразии, во всей сложности и противоречивости, помогает правильному пониманию тенденции исторического развития, придаёт человеческой деятельности целеустремлённость.

Рассматривая исторические этапы возникновения, социальную сущность, освещая основные социально- политические, экономические, духовные предпосылки, показывая закономерности и особенности формирования мировоззрения молодёжи в условиях совершенствования демократического общества в данной работе, можно перейти к следующему заключению.

Исторический опыт доказал, что мировоззрение возникло в глубокой древности человеческого общества, как наивно-материалистическое воззрение. Затем в связи с процессом развития общества оно вытеснялось на основе исторических событий и влияния социально-политических факторов, развивался и формировался до мировоззрения всех членов общества.

На основе исследования данной проблемы можно утверждать, что возникновение и формирование мировоззрения является результатом объективного процесса исторического развития общества.

С победой октябрьской революции в нашей стране произошёл переворот в общественной жизни и общественном сознании людей. Новый общественный строй ликвидировал эксплуататорские классы, коренным образом изменил классовую структуру общества. В стране уничтожена эксплуатация человека человеком.

Революционное преобразование духовной жизни общества явилось одним из культурно-идеологических факторов формирования мировоззрения молодёжи. В результате чего, для формирования молодого поколения в мировоззренческом направлении в стране появились следующие условия: в короткий исторический срок в стране была ликвидирована неграмотность населения. В условиях нашего общества сформировалась новая народная интеллигенция-проводник и распространитель мировоззрения среди народных масс.

В нашей стране созданы объективные и субъективные предпосылки для решения задач по формированию мировоззрения. В Таджикистане широко развёртываются образование и культура, которые открывают путь каждому индивиду для развития своих творческих сил, что является основой индивидуальной свободы. «.Речь идёт о создании для всех людей условий жизни, при которых каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую правду.»1. Новое общество действительно создало все необходимые условия для того, чтобы каждый мог развивать свои способности и таланты.

В Таджикистане невиданно развивалась система народного образования. В деле формирования мировоззрения молодёжи в Таджикистане уделяется особое внимание повышению эффективности роли литературы, искусства, радио, телевидения, печати, театра, кино, культурно-просветительских очагов и ряду других идеологических воздействий.

Анализ социально-политических факторов в данной работе показывает. Что в государстве Таджикистан с первых дней политической деятельности приняты все меры, использовались самые различные формы, средства и направлялось их влияние на формирование мировоззрения молодёжи республики. Повышение политической сознательности, формирование мировоззрения у молодого поколения было и остаётся главной первостепенной идеологической работой в условиях совершенствования демократического общества.

Проблема формирования мировоззрения молодёжи полагает многогранную деятельность и настоятельно требует совершенствования системы идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, её материально-политического, трудового и нравственного воспитания, их всесторонности, комплексности. В.И.Ленин с большим уважением относился к работникам идеологического фронта, высоко ценил их труд.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения., Т.2. -С.554.

Действительно выдержанных принципиально и способных пропагандистов очень немного (и чтобы стать таким, надо порядочно научиться и набрать опыта), и таких людей надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо»1. Особенно в условиях Таджикистана требования к личности по формированию мировоззрения молодёжи повышаются.

Решение насущных социально- экономических и идейно- политических проблем будет способствовать стойкости, и тем самым повышению эффективности и качества формирования мировоззрения в каждом трудовом коллективе. Создание здоровой морально- психологической атмосферы, действенной нормы нашей демократии в каждом коллективе является могучим фактором формирования мировоззрения молодёжи.

Конечно, круг вопросов, затронутых в работе, не исчерпывает всего их многообразия. Тем не менее, без глубокой и всесторонней разработки этих вопросов невозможно эффективное практическое совершенствование системы идейного воспитания молодёжи и особенно процесса формирования мировоззрения. Следует отметить, что за последние годы в определённой степени социально- политический анализ проблем формирования мировоззрения молодёжи нашёл отражение в работах многих авторов стран СНГ, а также учёных из других стран. Однако, многие проблемы, в том числе особенности формирования мировоззрения молодёжи республики Таджикистан, нуждаются в дальнейшем исследовании.

На каждом конкретном историческом этапе развития демократического общества жизнь выдвигает всё новые и более сложные задачи, решение которых зависит от активизации социального творчества людей, их высокой сознательности и твердых убеждений в будущее. В условиях совершенствования демократического Таджикистана развернувшаяся работа по развитию и обогащению общественного сознания и психологии людей, по утверждению нового мышления, борьба с косностью и рутиной в теории и

1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 7. С. 15. практике, курс на глубокое усвоение идей и концепций, суть происходящих перемен выдвигает задачи коренного изменения сознания, психологии и мировоззрения, преодоления негативных явлений, всех устаревших традиций, обычаев, отживших понятий и представлений, вредных взглядов, чуждых застарелых догм. В этих условиях мировоззрение формируется в антиподами общечеловеческих ценностей. Все эти проблемы мало разработаны в условиях Таджикистана и требуют дальнейшего исследования.

Мы предприняли попытку дать анализ духовной жизни общества и раскрыть ущерб, упущения, нарушения и одностороннюю деятельность идеологической работы в условиях административно- командной системы в нашей стране.

Таджикский опыт показал, что выработанная система идеологической деятельности партии в период культа личности, тоталитаризма и застоя формировалась настолько, что всё больше вступала в противоречие с исторической действительностью, догматизированная идеологическая работа не выдержала испытание нашего времени. Наиболее яркое проявление кризисного состояния, в котором оно пребывает, видится в следующем:

- теоретические работы обществоведов в своем большинстве не удовлетворяют потребности общества в осмыслении происходящих в стране и мире перемен, исторического прошлого, в определении перспектив общественного развития, пути разрешения вставших перед человечеством противоречий;

- в обществе утвердилось теоретическое сознание, которое состоялось в своей основе ущербными, односторонними, догматическими, нечетническими воззрениями, несопоставимыми с реальной жизнью, сделалось невосприимчивым ко всему передовому, нестандартному в теории, подвергало это нестандартное преследованию на официальном уровне: Л

- при декларировании господства в общественном сознании научного мировоззрения, которое не стало фактически сутью индивидуального сознания большинства людей:

- общественные с провозглашаемой высокой сознательностью, активностью людей в обществе распространились социальная апатия, политическое равнодушие, тенденция работать «от и до», негативное отношение к любим проявлением творчества:

- расцветала показуха, когда, к примеру, принимались обязательства и столь же легко не выполнялись, прокламировались мнимые достижение во всех сферах общественной жизни:

- вся административно-командная система оказалась пронизанной тотальным унижением достоинства человеческой личности -при том, что именно человек является высшей ценностью общежития и общества.

Научный анализ социально-политической и духовной жизни общества позволяет говорить о следующих причинах кризисного состояние идеологической деятельности. Провозглашенный приоритет классовых ценностей вступил в противоречие с реальной жизнью, ибо в научном понимании диалектических законов в единстве общечеловеческого и классового, приоритет должен принадлежать первому. В сфере идеологии утвердился монополизм на истину, показано идейное единодушие. Жёсткий политический детерминизм в теории окончательно вытеснил мировоззренческий плюрализм. Идеологическая работа ориентирована на некого абстрактного человека.

Главенствующими оказались представления о жизни не такой, какая она есть, а какой её хотелось бы видеть. Кроме того идеологическую оттеснила на второй план организационная работа, так, что даже установился некий приоритет организационных форм, что в свою очередь вызвало утверждение формализма в духовной жизни общества. В результате идейные и нравственные потери не могли не стать неизбежными: общественное сознание отражало деформацию и застой в политической, экономической, социальной жизни общества.

Исходя из вышеизложенного анализа и с целью эффективности решения задач особенности формирования мировоззрения молодёжи Таджикистана в современных условиях, нам хотелось бы предложить следующие

РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Прежде всего необходимо учитывать особенности нынешнего сложного состояния нашего общества, изменение социальной структуры и политических институтов общества, рост недовольства людей, оживление религии, её модернизацию, оживление и углубление современной идеологической работы по борьбе с вышеперечисленными негативными явлениями и другие острые проблемы. Здесь, на наш взгляд, процесс формирования мировоззрения молодёжи надо осуществлять систематически, последовательно, целенаправленно, нужно дифференцированно подходить к каждому молодому человеку, необходимо учесть, что борьба против проявлений всех форм реакционной идеологии в условиях Таджикистана настоятельно требует конкретности, доказательности, наступательности всех средств и арсеналов идеологического воздействия. Эффективность этой борьбы будет в том случае, если мы на научной основе глубоко и всесторонне раскроем реакционную сущность исламского фундаментализма, экстремизма, наркобизнеса, терроризма и ряда других форм и течений реакционной идеологии.

2. С целью эффективности процесса формирования мировоззрения молодёжи в Таджикистане необходимо усилить практическую деятельность духовно-идеологических институтов: с помощью печати, радио, телевидения, культурно-просветительных учреждений и других средств раскрыть реакционную сущность и вредность чуждой идеологии, дать своевременный и доказательный отпор, разоблачить все и всякие ухищрения враждебной пропаганды в современных условиях.

3. Процесс формирования мировоззрения молодёжи происходит в упорной борьбе с негативными явлениями. Поэтому в докладах и выступлениях на теоретических и практических конференциях, на лекциях, беседах, на уровне государственных, молодёжных и других общественных организаций следует убедительно, наглядно показать несостоятельность и вредность в нашем обществе негативных явлений, тоталитаризма, бюрократизма, догматизма, консерватизма, взяточничества, коррупции и других антиподов общечеловеческой морали. Ведь эти негативные явления только препятствуют и противоречат процессу формирования мировоззрения молодёжи.

4. Процесс формирования мировоззрения молодёжи - целостный процесс, предполагающий взаимодействие всех факторов, прежде всего, взаимосвязь обучения, труда, воспитания. Они должны быть непрерывны и осуществляться в школе, в трудовом коллективе и по месту жительства, здесь, на наш взгляд, следует учесть то обстоятельство, что в процессе формирования мировоззрения надо нацеливать внимание молодёжи на взаимосвязь и задачи и на цель каждого человека с задачами и целями трудового коллектива и общества в целом.

5. На наш взгляд, новый подход к вопросам формирования мировоззрения молодёжи даёт возможность вооружить каждого человека глубоким знанием теории, современными выводами естественных наук, умело использовать всё формы, методы и средства идейного влияния на них, вовлечь их в активную деятельность во всех сферах социальной жизни. Мы считаем, что при планировании идейно-воспитательной работы государственными, молодёжными, профсоюзными и другими общественными организациями необходимо учесть специфические особенности состава коллектива в той или иной форме идейно-воспитательной сферы.

6. С целью эффективности процесса формирования мировоззрения молодежи на наш взгляд, в первую очередь преодолеть застой в теории и практике идеологической работы, пересмотреть отношения к духовной жизни народа решительно отказаться от догматического подхода к объяснению явлений действительности и сосредоточить всю прогрессивную силу республики на формировании в сознании каждого члена молодого поколения остроты переживаемого момента его переломного характера. В этой связи, на наш взгляд, проблема формирования мировоззрения у молодежи носит критический характер. Следовательно решение формирования молодежи мировоззрения требует индивидуального подхода и конкретной оценки.

7. В области духовно-нравственного развития наступления на бюрократизм означают возрождение общечеловеческих традиций и критериев духовной жизни, творчески использовать и развивать основные принципы мировоззрения, освоить и развивать новое политическое мышление, нетерпимо относиться к проявлениям догматизма, мещанской морали, социального иждивенчества и служебных злоупотреблений.

По нашему мнению в Таджикистана надо создать обстановку сопоставления взглядов и мнений, решительно преодолевать мелочную опеку, пережитков командного стиля в руководстве процессом формирования молодёжи.

Намеченные здесь рекомендации и предложения, разумеется, не могут исчерпать всего многообразия средств формирования мировоззрения молодёжи. Оно утверждается в сознании молодёжи не непосредственно, а складывается под воздействием общих социальных и конкретных условий жизни, труда и быта каждого молодого человека, зависит от его образования, профессиональной подготовки, ценностных ориентаций, нравственности и т.д. Важно, чтобы все компоненты мировоззрения созревали как прогнозируемый, закономерный и естественный процесс, а нестихийно. Всё это даёт эффективные возможности решению задач проблемы формирования мировоззрения молодёжи в условиях Таджикистана.

С помощью вышеназванных выводов, рекомендаций и предложений, на наш взгляд, можно эффективно решать проблемы формирования мировоззрения молодёжи республики Таджикистана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Хусайнов, Ахмаджон Курбонович, 2007 год

1. Абащин С. Исламский фундаментализм в Средней Азии: причины распространения, прогнозы на будущее. // Центральная Азия и Кавказ, 2002, №2 (20).

2. Абдувахидов С. Пережитки, их природа и преодоление. //Коммунист Таджикистана, 1988, №6. -С.82-84.

3. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение.(Союз марксистско-ленинской философии и естествознания). -М.: Политиздат, 1983.-367с. (над чем работают, о чём спорят философы).

4. Асадуллоев Р.Н. Молодёжь в процессах демократизации общественной жизни страны (на примере Республики Таджикистан). Душанбе, «Сарпараст», 2004. 142 стр.

5. Арухов З.С. «Ваххабизм и духовенство в политической структуре общества». Махачкала, 2002.

6. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: Содержание, причины, пути преодоления. Харьков, 1987. - 149с.

7. Ахмедов А.Ф. Ислам в погоне за веком. -М.: Политиздат; 1988. 79с.

8. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. -М.: Политиздат, 1985. 240 с.

9. Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рижский политехнический институт им. А.Я.Пельше. Рига.: Зинатне,1984. -235с.

10. Ашуров Г.А. О некоторых методологических вопросах просветительства в социально-философской мысли таджикского народа, //известия Академии наук Таджикской ССР. Серия: философия, экономика, правоведение. Душанбе, 1986; №1. -С.3-11.

11. Бабаджанов Б.О. О деятельности «Хизб-ут-тахрир ал Ислами» в Узбекистане. С.2001.

12. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. Минск: Беларусь, 1983.-334 с.

13. Бабаков В.Г., Семёнов В.М. Социальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М.,1996.- 70 с.

14. Бабаханов М. Курсом дружбы и пролетарского интернационализма. Душанбе.: Ирфон, 1986. -12 с.

15. Багдасаров К.А., Еськов А.А. Идеологическая борьба и политическое воспитание личности. Ашхабад.: Илим, 187. -58с.

16. Баталов А.А. К философской характеристике практического мышления. //Вопросы Философии, 1982, №4. -С.66

17. Бестужаев- Лада И.В. Человеческий фактор: его сущность и пути активизации. //Научный коммунизм, 1988, №4. С.42-50.

18. Бурлацский Ф.М. Новое мышление: Диалог и суждения о технической революции и наших реформах. 2-е издание, доп. -М.: Политиздат, 1989. -431 с.

19. Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии. //Социально-политический журнал, 1996. №№ 1,2,3.

20. Букин В.Р. Формирование научного мировоззрения. -Л.: Знание, 1983.-31 с.

21. Буянов В.Ю. Некоторые факторы формирования коммунистического мировоззрения. //Политическое самообразование, 1985, №3. -С. 10-17.

22. Буянов В.Ю. Научное мировоззрение: социально- философский аспект. -М.: Политиздат, 1987. -208 с.

23. Винников М.И., Димитрук А.А. Идеологическое противоборство и воспитание личности. -Минск, 1984. -118 с.

24. Волков Ю.Т., Кадария Ю.Т. Социология молодежи». Ростов на-Дону «Финикс», 2001, 57 с.

25. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. -М.: Издательство Московского университета, 1982. -174 с.

26. Газарян В.Г. Социальные факторы развития отношений коллектива. -Душанбе.: Дониш, 1986. -236 с.

27. Гафарова М.К. Женщины Советского Востока Душанбе.: Ирфон, 1987.-128 с.

28. Гафарова М.К., Фомина В.А. Общественное сознание. -Душанбе: Ирфон, 2001.-142 с.

29. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя, средневековая история. -Душанбе: Ирфон, 1999. -704 с.

30. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. -М: Политиздат, 1982. -255 с.

31. Гулямов М.Г. Погосов А.В., Асадов Б.М. Неотложные состояния алкогольной интоксикацией. -Душанбе.: Ирфон, 1987. -240 с.

32. Гусейнов О.М. Формирование общих моральных ценностей советского человека. //Научный коммунизм, 1985, №6. -С.52-59.

33. Граденкова Ю. Новая идеология семьи и её особенности в России. //Общественные науки и современность. 1997, №2.

34. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987. -368 с.

35. Давлятов Н. Компромисс идеологии. Душанбе: «Тамаддун», 2003, №7.

36. Джалилов К. Идеология молодежной политики. «Бизнес и политика», 2003. Т.2. -С.2.

37. Джумагулов С. Философия и мировоззрения нового человека. Фрунзе, 1985. -140с.

38. Евтушенко А.И. Философия и коммунистическое мировоззрение. Историко-методологические вопросы единства материализма и диалектики. Киев: Наукова думка, 1980. -255с.

39. Жарикова. А.А. Особенности развития политической культуры молодёжи в современных условиях: Вестник БГУ. 1992, -№1, серия 3.

40. Житенев В.А. Воспитание политической культуры. -М.: Политиздат, 1983. 64с.

41. Зломонов Л., Уманский Л. Наши права: политические и экономические гарантии. -М.: Политиздат, 1984.- 255с.

42. Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Мировоззрение и активная позиция. Л.: Знание, 1983. - 32с.

43. Искандаров Б.И. Победа Бухарской народно-демократической революции 1920г. -В кн.: Таджикская Советская Социалистическая Республика.- М.: Союзполиграфпром, 1984. С.94-95.

44. Ильинский И.М. Формирование европейского сознания молодого поколения. София, 1993, стр. 16-25

45. Карпухин О.И. «Влияние человека: Историко-социологический взгляд». Москва-Барнаул: Пикет, 2000.-150 стр.

46. Калмыков В.Человек и общество: проблемы гуманизации общественной жизни.// Социально-политические науки, 1991, №11.

47. Киселёв В.П. Негативные явления, пережитки прошлого, сущность, причины, пути преодоления. М.: Мысль, 1987. С.333-347.

48. Климович Л.И. Книга о Коране, её происхождении и мифологии. -М.: Политиздат, 1986. 270с.

49. Конфликты и согласие в современной России (социально-философский анализ). -М., 1998.-160с.

50. Конституция Республики Таджикистан. -Душанбе: Ирфон, 1994.-80с.

51. Козиков И.А. Диалектика социальной и научно-технической революции. -М.: Мысль, 1987. -190с.

52. Козлов В.А., Хлевнюк О.В. Начинается с человека. Человеческий фактор в социалистическом строительстве: итоги и уроки 30-х годов. -М.: Политиздат, 1988. 253с.

53. Криленко Г.Г. Мировоззрение и формирование ценностных ориентаций личности. М.: Знание, 1983.-40 с.

54. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. -М: Высшая школа, 1990-142 стр.

55. Коузер JT.A. Основы конфиликтологии./ учебное пособие. Перевод с англ. А.А.Карашевского и М.В. Сорокина. -СПБ «Светлячок», 1999.192 с.

56. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. -М.: Наука, 1987.-137 с.

57. Ленин В.И. О пролетарской культуре.//Полн.собр.соч. Т.41,С.336-337.

58. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма./УПолн.собр. соч. Т.45.,-С, 23-33.

59. Ленин В.И. Задачи союза молодёжи.//Полн.собр.соч. Т.41. -С.299-318.

60. Ленин В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения.//Полн. собр. соч. Т.23. -С.125-136.

61. Ленин В.И. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросу 26 июля.//Полн. собр. соч. Т.41.-С.241-247.

62. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении.//Полн. собр. соч. Т.41.-С.17-58.

63. Ленин В.И. Странички из дневника.//Полн. собр. соч. Т.45.-С.363-368.

64. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового.//Полн. Собр. Соч. Т.40.-С.314-316.

65. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся?//Полн. собр. соч. Т.2.-С.505-550.

66. Ленин В.И. О характере и значении новой политики с либералами. //Полн. собр. соч., Т.21.-С.359-365.

67. Лутфуллоев М. Эхёи педагогикаи ачам. Душанбе: Дониш, 1997.-149с.

68. Ляшенко П.П. Формирование человека как личности. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. -120с.

69. Марек К. Экономико-философские рукописи 1844.//К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., Т.42.-С.41-74.

70. Маркс К. К критике Гегелевской философии права. Введение. //К. Маркс, Фридрих Э. Соч., 2-е изд., Т. 1. -С.414-429.

71. Маркс К. Нищета философии: ответ на «философию нищеты» г-на Пурудона. //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд., ТА. -С.65-185.

72. Маркс К., Энгельс Ф. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. //Соч. 2-е изд., Т.З. -С. 7-544.

73. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. //Соч.2-е изд.,Т.З.С. 15-78.

74. Маджидов Р., Рахимов А. Сущность модернизации ислама в современных условиях //Коммунист Таджикистана, 1988,№2. С.76-82.

75. Маслов В.А. О сущности бюрократизма в условиях социализма. //Научный коммунизм, 1988, №3. -С.9-16.

76. Махкамов К.М. За оздоровление всех сфер общественной жизни. //Коммунист Таджикистана, 1986. -С.9-26.

77. Механизмы торможения: истоки, действия, пути преодоления. -М.: Политиздат, 1988. -288 с.

78. Межуев В.М. Культура и история. -М., 1977. -150с.

79. Мел Томпсон «Философия религии». Москва «Торговый дом. Гранд», 2001,382 с.

80. Мишин Р. И. Изменение отношения к противоречиям социализма и формирование нового мышления. //Научный коммунизм, 1987, №5. -С.8-17.

81. Набиев Р. От бесправия к полноправию. // Коммунист Таджикистана., 1987, №4. -С.59-63.

82. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1986г.: Юбилейный статистический ежегодник: -М.: Финансы и статистика, 1987 г. -766с.

83. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1987 году. Душанбе, 1988. -272с.

84. Науменко JI.K. Диалектика противоречий развивающегося социализма. //Политическое самообразование, 1987, №7. С.3-17.

85. Науменко JI.K. Новое политическое мышление. // Социально-политические науки, 1990.№10.

86. Новиков А. Н. Классовый подход и новое мышление. -Л.: Лениздат, 1988.-С. 175.

87. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества (опыт анализа понятий). -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1978. 100 с.

88. Общее Соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 1997. -56 с.

89. Пардаев С.А. «Воспитание молодёжи в духе национального сознание». Вестник. ТГПУ. Душанбе, 1998., №5

90. Планетарная идеология новое мировоззрение.-М., 1996. 150с.

91. Политическая психология. Москва «Академический проект», 2003. 859с.

92. По пути становления демократического и правового общества Душанбе.: Шарки озод., 1996. 135с.

93. Политология: Учебное пособие для вузов (сост. и ответ. Редактор А.А.Радугин. М.: Центр, 1999. -224с.

94. Поляков К.И. Арабский Восток в России. Проблема исламского фундаментализма. Москва «УР СС», 2001. 155с.

95. Рахмонов Э.Ш. Опираясь на волю народа. -Душанбе: Таджикистан, 1993.-56 с.

96. Рахмонов Э.Ш. По пути единства и созидания. -Душанбе: Ирфон., 1996. -56с.

97. Рахмонов Э.Ш.Таджикистан на пороге будущего. -Душанбе: Шарки озод., 1997. -24с.

98. Рахмонов Э.Ш. Молодёжь будущее суверенного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1977. -48с.

99. Рахмонов Э.Ш. Молодёжь- будущее нации Душанбе. Ирфон, 1998.-96с.

100. Рахмонов Э.Ш. Душанбе город дружбы и братства. -Душанбе: Ирфон,1998.-32 с.

101. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая: От арийцев до Саманидов. -Лондон, -240с.

102. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан на пороге XXI века. -Душанбе: Шарки озод., 2001.-64с.

103. ЮЗ.Рауфи А. Экономические основы национального единства. -Душанбе: Шарки озод, 1988. -52 с.

104. Рахимов Ч.Х. Укрепления нормативно-правовых и кадровых основ государственной молодёжный политики на местах. Душанбе: РИА. «Статус» 2001с,- 85стр.

105. Ю5.Руткевич М.Н. Становление социальной однородности: социализм, опыт, проблемы, перспективы. -М.: Политиздат, 1982. 334с.

106. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Лениздат, 1987. - 156с.

107. Сайфуддинов. Г.А. Сущность политической культуры её структура и социальные функции труды молодых ученых- Душанбе. 2005.180 стр.

108. Саидбаев Т.С. Ислам и общество: опыт истор. социологического исследования. 2-е изд. дополн. -М.: Наука, 1984. -303с.

109. Сабытов В.Ф. Формирование политической культуры личности. -М.: Московский рабочий, 1987. 205с.

110. Самойленко В.Ф. Формирование научного мировоззрения важная задача идейно-воспитательной работы. - М.: знание, 1981. - 64с.

111. Ш.Самиев А. Историческое сознание и идеология обновления. //Коммунист Таджикистана, 1988, №9. С.40-44.

112. Спиркин А.Г. Мировоззрение, его структура, жизненный смысл и пути формирования. В кн.: Молодёжь, её интересы стремления, идеалы. -М.: Мысль, 1989. -С.139-175.

113. Спиркин А.Г. Основы философии, (учебное пособие для вузов) М.: Политиздат, 1988. - 592с.

114. Степанов Р.Н. Ислам в современном мире. -JL: Знание, 1985. 17с.

115. Столетов В.Н. Становление личности. М.: Мысль, 1987. 336с.

116. Струков Э. Непременное условие нравственного прогресса социализма. //Политическое самообразование. 1984, №12, -С.37-44.

117. Тадевосян Э.О. О новом политическом мышлении в национальном вопросе. //Политическое самообразование, 1988, №13. -С.84-92.

118. Тонких А. С. Научное мировоззрение, понятие, структура, функции. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1980. 148 с.

119. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: мысль, 1980 - 271 с.

120. Уледов А.К. Взаимосвязь идеологии и общественной психологии. В кн.: Духовная сфера социалистического общества. - М.: Мысль, 1987. - С. 45- 67.

121. Философский энциклопедический словарь. Москва: «ИНФРА-М», 2002, 576с.

122. Философский словарь (под ред. И.Т.Фролова 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 509 с.

123. Фомин В.Н. Формирование коммунистической убеждённости личности. Киев.: Наукова думка, 1983-107 с.

124. Фомина В.А. Роль нравственного сознания в воспитании советского человека. //Научный коммунизм, 1980, №4. С. 59-66.

125. Формирование коммунистической мировоззрения учащихся средствами искусства. Пособие для учителя, (сост. И.Л.Любинский, под ред. Э.И.Моносзона). М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

126. Формирование научного мировоззрения как комплексная проблема. -Алма-Ата: КазПИ, 1987. 149 с.

127. Фаттоев С. Рохи сулх бебозгашт аст. Душанбе: Шарки озод. 1998. -34с.

128. Хидирова М.У. Политические идеологии современного мира. Душанбе. «Ирфон», 2006с. 94 стр.

129. Чорубкашов С. Что важно для общества. //Коммунист Таджикистана, 1988, №3. -С.61-65.

130. Шарипов Б.Ш. Нравственная культура социалистического общества. -Душанбе: Ирфон, 1986. 160 с.

131. Шарипов С.Ш. Нетрудовые доходы и закон. Душанбе: Ирфон, 1989. -224 с.

132. Шарипов А. Высшее образование в Таджикистане. Душанбе: Шарки озод, 1995 - 107с.

133. Шарипов А. Международные связи высших учебных заведений Таджикистана. Душанбе.: Дониш, 1999, - 64 с.

134. Шарипов А. Исторический опыт подготовки специалистов в системе высшего образования Таджикистана (1946-1995 гг.) Душанбе.: Дониш, 2000. 240с.

135. Шинкорук В.И, Яценко А.И. Гуманизм диалектико-материалистического мировоззрения. Киев: Политиздат Украины, 1984, 255с.

136. Штракс Г.М., Штракс Г.М. Диалектика формирования научных убеждений. М.: Изд-во Московского университета, 1986.-168с.

137. Шукуров М.Р. Развёртывание культурной революции за ликвидация неграмотности \\Таджикская советская социалистическая республика. -М., 1984.-е. 113-114.

138. Щегорцев В.А. Политическая культура: модели и реальность. М., 1990.

139. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. \\К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.2-е изд., Т.21.С.269-317.

140. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства с исследованиями Льюиса Г.Моргано.\\ К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., Т.21.-С.23-178.

141. Юнусов С. Религия и политика: традиции и современность. \\Коммунист Таджикистана, 1988.-22 июля.

142. Яковлев А.И. Эффективность идеологической работы. -М.: Мысль, 1984.-304 с.

143. Яценко А.И. Практика познание - мировоззрение: мировоззренческое содержание принципов философского и исторического материализма. Киев: Наукова думка, 1980. -270с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.