Особенности архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах (на примере города Самары) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Кандалова Алла Дмитриевна

  • Кандалова Алла Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 270
Кандалова Алла Дмитриевна. Особенности архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах (на примере города Самары): дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». 2022. 270 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кандалова Алла Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАСТРУКТУРЫ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ КАК ПРОСТРАНСТВ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ «АРХИТЕКТОР - ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО»

1.1. Медиатехнологии как инженерно-технологический, экономический и социокультурный ресурс современного города

1.2. Этапы эволюции международного и отечественного опыта архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах

1.3. Теоретические основы интеграции медиатехнологий в архитектурно-планировочную структуру города

1.4. Классификация общественных медиапространств в крупнейших городах

Выводы по главе

ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕДИАСРЕДЫ ГОРОДА. ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАЕДИНИЦЫ ГОРОДСКОЙ СТРУКТУРЫ

2.1. Архитектурно-градостроительные предпосылки интеграции медиатехнологий в архитектурно-пространственную структуру города (интерьер здания, архитектурный объект, площадь, улица, квартал, район)

2.2. Архитектурно-коммуникативная среда как пространство социального производства в городах

2.3. Принципы формирования медиаструктуры общественных пространств в городах

2.4. Теоретическая модель формирования медиаединицы городской структуры

(МЕГС)

Выводы по главе

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ

3.1. Особенности начального этапа формирования МЕГС в крупнейшем городе

3.2. Теоретическая модель архитектурно-пространственной трансформации

городской среды на основе МЕГС

3.3. Особенности начального этапа медиализации общественных пространств

российского города в период 1990-2010 гг. (на примере г. Самары)

3.3. Формирование основных узлов каркаса в архитектурно-градостроительной практике в период 2010-2020 гг. (на примере

г.Самары)

3.5. Рекомендации по вероятностным сценариям интеграции системы МЕГС в архитектурно-планировочную структуру российского города (на примере г.

Самары)

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

147

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах (на примере города Самары)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В XXI веке жизнь человека прочно связана с современными технологиями. Распространения технологий в городе как явление представляет собой целый комплекс процессов, контролирующих взаимоотношения человека с городской средой и создающих новый формат обратной связи. Поскольку цифровые медиаресурсы в современном мире больше не имеют ограничений, классическое городское пространство уступает место «радикально открытым» многомерным ансамблям, которые способствуют социальному общению нового уровня. Динамика современной городской жизни влечет за собой повсеместное распространение средств коммуникации в городе, что является важным аспектом актуальности исследования.

Медиапространство представляет собой широкое понятие коммуникационной инфраструктуры, включающей в себя архитектурные объекты, имеющие в своей структуре цифровые включения, а также характеризует сбалансированную городскую среду, функционально и пространственно насыщенную цифровыми медиаресурсами.

Современный этап мирового экономического развития способствует проникновению высоких технологий в жизнь города. Развитие медиатехнологий и их внедрение в городскую среду влечет за собой процесс спатиализации средств массовой коммуникации и способствуют стиранию региональных и национальных границ. Процесс слияния городской среды с медиатехнологиями приводит к становлению новой целостной социально-пространственной среды XXI века. Благодаря насыщению архитектурно-пространственной среды города электронными и цифровыми медиа, в частности разного рода светодиодными экранами, медиафасадами, интерактивными площадками, формируется медиасреда, что, как следствие, предоставляет возможность городу стать более открытым, информативным и композиционно привлекательным. Динамика развития современных городов дает толчок к возникновению предмета

медиаархитектуры, как новой научной дисциплины, что является еще одним важнейшим аспектом актуальности исследования

Выделение этапов развития средств визуальных коммуникаций в архитектурной среде городов, в период перехода от индустриального к постиндустриальному типу развития мирового сообщества, определяет важнейшие преобразования, влияющие на социальное производство города. Анализ международного и отечественного опыта реализации медиапространств, поэтапного внедрения медиаресурсов в среду города, становления медиакаркаса и структуры размещения его элементов, дает возможность проследить динамику развития качества архитектурно-пространственной среды города в связи с появлением медиаархитектурных объектов.

Изучение сферы медиализации города имеет важное значение, так как с учетом анализа мирового опыта внедрения медиатехнологий в городскую среду, становится очевидна необходимость формирования системы представлений об архитектурно-планировочной организации общественных пространств крупнейших городов с использованием медиатехнологий, на базе основного элемента - медиаединицы городской среды (МЕГС). Это понятие характеризует архитектурно-пространственные объекты, близкие по своей социальной и формообразующей роли к заявленной теме.

Внедрение современных технологий в архитектурно-пространственную среду города влечет за собой не только динамичный процесс становления новых визуальных образов медиаархитектуры, который является характерной чертой цифрового пространства, но и является необходимостью для формирования новейших узлов связующего каркаса медиаструктуры городской среды. Изучение новейшего зарубежного и отечественного опыта архитектурного формирования медиапространств, а также этапов его эволюции, позволит в будущем полнее реализовать архитектурно-пространственный потенциал крупнейших российских городов - региональных столиц. Цифровизация города такого уровня обладает масштабным потенциалом. На примере города Самары, который является экономическим, техническим, культурным и научно-образовательным центром,

можно проследить за динамикой процесса медиализации архитектурной среды одного из крупнейших городов России. Актуальность исследования представляется высокой.

Степень разработанности проблемы. В основе исследования лежат работы, посвященные исследованию современного постиндустриального (информационного) общества, теории градостроительства, архитектуры, вопросам урбодизайна и благоустройства устойчивой городской среды.

Проблемы формирования современной архитектурной среды и градостроительной организации общественных пространств были рассмотрены в работах И.А.Бондаренко, Ю.П.Бочарова, А.Л.Гельфонд, В.Л.Глазычева, А.Э.Гутнова, Э.В.Даниловой, М.В.Дуцева, Е.С.Жданова, С.С.Жуйкова, А.В.Иконникова, П.В.Капустина, А.В.Крашенинникова, Е.А.Кудаевой, И.Г. Лежавы, Н.Ф.Метленкова, С.М.Михайлова, С.В.Норенкова, В.А.Опарина, О.В.Орельской, Г.А.Птичниковой, Л.П.Холодовой, Р.Р.Шангареева, Д.О.Швидковского, М.В.Шубенкова, З.Н.Яргиной, Р.Вентури, Дж.Джейкобс, Л.Корбюзье, Р.Колхаса, С.Маккуайра, Д.Стивенсона, Р.Пьяно и других.

Исследованиям городской среды, в том числе и с формированием визуальных информационно-коммуникативных технологий, в

постиндустриальном городе были посвящены работы И.А.Азизян, Л.С.Ахмедовой, И.А.Добрицыной, М.В.Дуцева, А.В.Ефимова, С.М.Михайлова, А.С.Михайловой, Г.А.Птичниковой, А.Н. Теряговой, О.В. Черничкиной, архитектурной группы "AG4", Р.Анадола, Т.Ито, М.Кастельса, Р.Клокера, М.Маклюэна, С.Маккуайера, Ф.Мойзеса, А.Люрса, Д.Понти, К.Пол, А.Росси, Б.Чуми, П.Кука (Архигрэм) и другие.

Вопросы технологий освещения и светового дизайна городского пространства, а также принципы освещения рассмотрены в работах И.Н.Бутыревской, Д.В.Бахарева, Н.М.Гусева, А.И.Дамского, Р.А.Насыбуллиной, Л.Н.Орловой, Н.В.Оболенского, В.А.Самогорова, Н.И.Шепеткова, и других.

Организация внутренних и внешних пространств, а также вопросы формирования границ и проблемы адаптации человека при перемещении в

пространстве были затронуты в исследованиях и работах А.В.Филина, З.Цилински, Д.О.Швидковского, Ф.Баккардта, Р.Бартерса, П.Вирилио, Р.Вентури, П.Кука (Архигрэм), Э.М.Климова, Ф.Киттлера, Дж.Ланье, А.Лефевра, М.Маклюэна, К.Ратти, С.Сассен, К.Пол и других.

Региональные особенности формирования городской среды рассмотрены в работах Е.А. Ахмедовой, Т.В. Вавилонской, А.Н.Герасимова, А.Г.Головина, Т.В.Караковой, В.Г.Каркарьяна, Ю.М.Корякина, Л.В.Кудерова, Н.А.Лекаревой, С.А.Малахова, В.Л.Пастушенко, Т.Я.Ребайн, Е.А.Репиной, В.А.Самогорова, А.К.Синельника, М.В.Солодилова, Ю.В.Храмова, И.Н.Яковлева и других.

Образцы современных объектов, спроектированных совместно со светохудожниками и инженерами, были представлены архитектурной группой "AG4", Ф.Гери, Т.Ито, Р.Колхасом, Ж.Нувель, Б. Чуми, Н. Фостером, Д.Фишером, архитектурным бюро К. Химмельблау, бюро SANAA и другими.

Философско-исследовательские проблемы коэволюции современного общества и технологий затрагивались Ю.Б.Боревым, В.И.Вернадским, М.С.Каганом, Н.Н.Моисеевым, С.В.Норенковым, Б.В.Раушенбахом, А.А.Шестаковым, В.Беньямином, Р.Бартесом, П.Вирильо, Г.Зиммелем, М.Кастельсом, ЛеКорбюзье, М.Маклюэном, А.Лефевром, У.Митчеллом, Б. Стиглером, С.Сассен, Э.Тоффлером, Н.Негропонте, М.Фуко и другими.

Исследования, посвященные проблемам применения цифровых технологий в искусстве рассмотрены в работах М.В.Дуцева, Л.Мановича, Е.В.Сальниковой, Р. Анадола, Р.Лосано-Хеммера, У.Митчелла, К.Пол, З.Цилински и др.

Исследования по психологии зрительного восприятия рассмотрены в работах И.Д.Артамоновой, А.Демшиной, В.П.Зимченко, А.В.Иконникова, А.Г. Раппапорта, В.А.Филина, Я.Чернихова, В.Гропиуса, А.Лооса, Ф.Л.Райта, К.Элларда и других.

Целью исследования: выявление особенностей архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах (на примере г. Самары).

Задачи исследования:

1. Изучить этапы эволюции развития медиаплатформ, определить предпосылки формирования и развития объектов и пространств, насыщенных цифровыми ресурсами в городской среде.

2. Классифицировать медиапространства и медиаобъекты на основе анализа не менее чем 100 объектов из международного и отечественного опыта архитектурного формообразования в крупнейших городах.

3. Предложить понятие медиаединицы городской структуры (МЕГС) и разработать теоретическую модель МЕГС в крупнейшем городе.

4. Определить базовые принципы архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах.

5. Выявить особенности и разработать теоретическую модель архитектурного поэтапного формирования медиапространств на основе МЕГС в крупнейших городах (исследовать начальный этап на примере г. Самары).

Объект исследования - архитектурно-планировочная структура медиапространств в крупнейшем городе.

Предмет исследования - принципы и особенности архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах.

Границы исследования:

Хронологические границы исследования связаны с появлением медиаресурсов в крупнейших городах (с середины Х1Х века по настоящее время). Географические границы исследования - крупнейшие города мира, наиболее детально изучается начальный этап формирования медиапространств на примере г. Самары. Типологические границы исследования представлены примерами городов, зданий и сооружений, интегрированных в архитектурном пространстве с медиатехнологиями.

Гипотеза исследования заключается в том, что на определенном этапе развития сущностных сил человека и в процессе эволюции медиаплатформ, информационные ресурсы выходят из интерьеров зданий в городское пространство и включаются в архитектурное формирование целостных

архитектурно-технологических феноменов - медиаединиц городской структуры (МЕГС) - интегрирующих архитектурно-пространственные формы зданий и городскую среду с непрерывно-транслируемыми сложно-организованными потоками информации, обеспечивающими открытый диалог горожан и их взаимодействие в процессе социального производства в городском сообществе.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. На материале теоретических трудов, представлений архитекторов и исследователей смежных областей знания, изучена эволюция и выделены этапы эволюции медиаплатформ («электрификация и кинематограф», «философия ноосферы», «кибернетика и цифровое искусство», «медиатехнологии и виртуальная реальность»); выявлены предпосылки архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах, насыщенных цифровыми ресурсами (технико-технологические, архитектурно-стилистические, метафизические, художественно-эстетические).

2. Разработана классификация медиапространств по функционированию: стационарные и пространственно-временные; классификация медиапространств по интенсивности информации; классификация медиаобъектов по композиционно-планировочным методам реализации на основе художественного языка.

3. Предложено и введено в научный обиход понятие МЕГС (медиаединица городской структуры), как отдельный подвид архитектурно-пространственной формы, обладающей чертами объекта, акцентной характеристикой которого является положение формы в пространстве по отношению к зрителю; разработана теоретическая модель МЕГС.

4. Обоснованы базовые социальные принципы архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах, такие как: демократизация, гуманизация, открытость (трансляция), информатизация, цифровизация, коммерциализация, идентичность, корпоративность; а также архитектурно-пространственные: принцип функциональной насыщенности;

принцип экологической устойчивости; принцип безопасности; принцип визуального разнообразия.

5. Выявлены и систематизированы особенности архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах и предложена теоретическая модель поэтапной трансформации городской среды на основе МЕГС (детальное исследование начального этапа выполнено на примере г. Самары).

Методика исследования основана на комплексном изучении натурного, текстового, графического, иллюстративного материала в отечественных и зарубежных архитектурно-строительных изданиях, сайтах Интернет. Методика исследования также включает: историко-эволюционный анализ возникновения, становления и развития медиапространств в городах; сравнительный анализ этапов эволюции архитектурного формирования медиапространств в различных городах мира; теоретическое моделирование медиаединиц городской структуры МЕГС и поэтапной трансформации городской среды на основе МЕГС; натурные, социологические, графоаналитические исследования в процессе изучения начального этапа архитектурного формирования медиапространств в г. Самаре.

Практическая ценность и реализация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы как в экспериментальном проектировании, так и в практической деятельности по формированию городских медиапространств. Отдельные фрагменты исследования могут найти применение в учебных лекционных курсах об истории этапов внедрения современных технологий в архитектурно-пространственную среду крупнейших городов мира; о роли информационных технологий XXI века в формировании общественных пространств постиндустриального города.

Положения, выносимые на защиту:

- этапы эволюции медиаплатформ и предпосылки архитектурного формирования и развития объектов и пространств, насыщенных цифровыми ресурсами в крупнейших городах;

- классификации медиапространств и медиаобъектов на основе анализа международного и отечественного опыта;

-принципы архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах;

- теоретическое моделирование - Теоретическая модель медиаединицы городской структуры МЕГС (1) и Теоретическая модель поэтапной трансформации городской среды на основе МЕГС (2);

- натурные, социологические, графоаналитические исследования начального этапа архитектурного формирования медиапространств в г. Самаре.

Апробация и внедрение.

По теме диссертации опубликовано 10 научных статей, в том числе 3 статьи в изданиях, входящих в перечень ВАК, 1 статья в ведущем рецензируемом научном издании, входящем в международную базу цитирования Web of Science.

Основные гипотезы исследования были представлены в процессе научной деятельности по следующим направлениям:

- материалы по теме исследования ежегодно докладывались на научных конференциях с 2016 г., в том числе международных, таких как «Устойчивое развитие городской среды» 2016 г., «Поволжские мегаполисы» 2017 г., «Российский мегаполисы-новое качество жизни» 2021 г. и других.

- в виде подготовки материалов для лекционных занятий «Медиатехнологии в архитектуре» для студентов АСА СамГТУ, обучающихся по направлениям «Архитектура» и «Градостроительство».

- в научно-исследовательской работе «Развитие и особенности формирования медиапространств в городах Поволжья» для областного конкурса «Молодой ученый» (отмечена дипломом победителя областного конкурса «Молодой ученый 2018»).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из двух томов: первый том состоит из текстовой части (162 стр.), включающей оглавление, введение, три главы с выводами по каждой из них, заключение, словарь терминов,

библиографический список (190 источников); второй том (111 стр.) включает 25 таблиц, 3 приложения.

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАСТРУКТУРЫ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ КАК ПРОСТРАНСТВ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ «АРХИТЕКТОР - ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО»

В первой главе «Этапы формирования медиаструктуры городских пространств как пространств коммуникации в системе «архитектор - городское сообщество» анализируются медиатехнологии, включаемые в архитектурно-пространственную среду крупнейших городов в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному типу развития мирового сообщества, анализируются ключевые примеры международного и отечественного опыта архитектурного формирования медиапространств в крупнейших городах, рассматриваются этапы развития медиакультуры в целом и предпосылки начала процесса архитектурного формирования медиапространств в городской среде, предлагаются разработанные классификации и терминологический аппарат. 1.1. Медиатехнологии как инженерно-технологический, экономический и социокультурный ресурс современного города.

По причине того, что пространство современного города насыщается глобальными средствами коммуникации, функции городского пространства социального взаимодействия претерпевают изменения под воздействием новой логики. Эпоха информационного общества диктует условия к развитию новейшей архитектуры в условиях сосуществования и слияния реальности и виртуального мира, созданного и поддерживаемого компьютерами и сетевыми коммуникациями [89]. Переход архитектуры в цифровую (дигитальную) стадию способствует бескрайним возможностям для эксперимента, а также заставляет пересматривать философские и антропологические основания самой профессии [35]. Интерес исследователей, направленный на изучение в XXI веке идеи информационного пространства, предполагает выделение отдельной категории коммуникационной инфраструктуры, образующей медиапространство.

Для более глубокого понимания и раскрытия темы исследования, стоит начать с определения понимания теории биосферы и ее перехода в новое

состояние. Первым раскрыл понятие «биосферы» великий русский ученый В.И. Вернадский, считавший, что биосфера - это организованная сфера планеты, которая находится в контакте с жизнью. Работа российского ученого началась в 1919 году, а уже в 1926 году вышла в свет его книга «Биосфера». В.И. Вернадский писал: «Лик планеты - биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно» [20]. Переход биосферы в новое состояние В. И. Вернадский изучал как закономерный этап приспособления человечества: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера» [20]. В период с 1922 по 1923 год В.И. Вернадский читал лекции в Сорбонне, его идеи подхватил французский математик и философ Э. Ле Руа, который начал работать над концепцией, описывающий переход биосферы в новое состояние, когда определяющим фактором ее развития является разум человечества и в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел в 1927 г. понятие ноосферы. Термин «ноосфера» (греч. noos - разум, sphaira - сфера, шар), в дословном переводе означает - «сфера разума». Однако основоположником данной теории все же следует считать В.И. Вернадского, предвидевшего планетарный масштаб человеческой деятельности в ноосфере, нарушающей законы природы. Еще в 1926 году В.И. Вернадский отметил, что XX век вносит со все увеличивающейся интенсивностью коренные изменения в миропонимание нового времени, а в 1932 году был убежден, что происходит величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетие, человечество только начинает приходить к осознанию особой неодолимой мощи свободной научной мысли, величайшей творческой силы [20].

Позднее вклад в становление теории о ноосфере внес французский геолог и палеонтолог П. Тейяр де Шарден. Основные идеи были представлены в трактате «Le Phénomène humain» (фр. Le Phénomène humain - Феномен человека) в 19381940 гг. «Феномен человека» - философская теория, согласно которой, всякой

материи присуща некая внутренняя энергия, имеющая психическую природу и проявляющаяся на уровне человека как сознание. Парадокс человека: почти никаких изменений в физическом строении, но великая сознательная эволюция. Именно это начало служит движущей пружиной эволюции, основным направлением которой является развитие психики, сознания, а также параллельное усложнение материальных форм [121]. «Это - состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека. Как новая небывалая на планете геологическая сила» [20]. Эту единую систему П. Тейяр де Шарден рассматривал как гармонию, носящую глобальный характер. Достижение этой гармонии Н.Н. Моисеев впоследствии назовёт коэволюцией, то есть такое изменение образа жизни людей, который согласовывал бы их потребности с возможностями сохранения биосферы в том ключе эволюции, который породил феномен человека [80].

Итак, ноосфера представляет собой сферу, где происходит взаимодействие природы и общества, в которой продуманная человеческая деятельность становится катализатором развития. В дальнейшем промышленная революция и технический прогресс приводят к созданию искусственной среды обитания -техносферы. В экологическом энциклопедическом словаре дано следующее определение этого понятия: «Техносфера (греч. techne - искусство, мастерство и sphaira - сфера, шар) - часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества» [160].

Конвергенция современных технологий в научной, социокультурной, экономической сферах предъявляет новые требования к административному аппарату города, осуществляемому управление его развитием, формированием и поддержанием высоко комфортного качества городской среды [54].

С учетом понимания определений биосферы, ноосферы и техносферы, развитие отрасли медиатехнологий следует рассматривать как междисциплинарную сферу разумной человеческой деятельности и исследовать как комплекс позиций - инженерно-технологической, экологической,

экономической, социологической и культурологической.

Инженерно-технологический аспект развития отрасли медиатехнологий определяет основу для дальнейших возможностей развития медиапространства. Медиатехнологии сегодня становятся важным компонентом коммуникации как в рамках презентации новых идей, так и в качестве полноценного компонента объекта. Тенденции в области архитектуры смещаются в сторону «интеллектуальных» зданий, которые с помощью интегрированной гибкой электроники, автоматически реагируют на изменение условий окружающей среды [159]. Далее рассмотрена история создания ключевых инженерно-технологические инструментов, а также даны базовые характеристики современным технологиям, которые служат основой для современного развития инженерно-технологической отрасли. Каждая из новых технологий — это медиум, посредством которого у человека возникает новый взгляд на привычные вещи, в том числе и на городскую повседневность (табл. 5).

Светодиоды. История появления светодиодов началась в 20 веке. Известно, что первое упоминание об излучении света твёрдотельным диодом произошло в 1907 году, эксперимент был проведен британским ученым Генри Раундом. В 1923 г. наш соотечественник О.В. Лосев, проводя радиотехнические исследования, заметил свечение, испускаемое некоторыми полупроводниковыми детекторами [165]. Первый светодиод промышленного назначения (красный светодиод) был разработан в 1962 году для фирмы General Electric. Работу над ним вел Н. Холоньяк в Университете Иллинойса, в дальнейшем работу продолжил его студент Дж. Крафорд, который увеличил яркость красного светодиода в 10 раз и тем самым разработал первый в мире жёлтый светодиод в 1972 году. В 1976 году Т. Пирсол создал первый в мире высокоэффективный светодиод высокой яркости для телекоммуникационных применений, специально адаптированный к передаче данных по волоконно-оптическим линиям связи [101]. Важным событием для последующего развития световых технологий послужила разработка в 1980-х годах органического светодиода (OLED). В начале 1990-х Исама Акасаки, работавший вместе с Хироси Амано в университете Нагоя, изобрели технологию

изготовления синего светодиода (LED), которую впоследствии стали применять в наружном ночном освещении и в дизайне помещений [169]. Ученым была присуждена Нобелевская премия по физике в 2014.

Видеомэппинг (3D mapping) (англ. video — видео и англ. mapping — отражение, проецирование). Э. Хухтамо описывает тип рекламы волшебных фонарей (или «Stereopticon», как было известно в США), который использовал технологию проекции слайд-шоу для проецирования на стороны зданий, витрин магазинов, крыш и бортов гужевых повозок. Эта форма ранней проекционной рекламы является очевидной ранней формой цифровых рекламных щитов.

Технология проекционного мэппинга стала известна в 1960-е годы. Хотя отмечается, что еще в 1898 году состоялся показ кинорекламы компании Dewar's, которую спроецировали на фасад здания на площади Херальд в Нью-Йорке. Первый задокументированный публичный показ состоялся в 1969 году в честь открытия нового аттракциона «Призрачное поместье» в Диснейленде. Таким образом был зарегистрирован первый патент в данной области - «Apparatus and method for projection upon a three-dimensional object» (Устройство и способ для проецирования на трёхмерный объект) [161]. Следующее применение технологии произошло в 1980 году, ей воспользовался художник Майкл Наймарк. В 1990 году технология проекционного мэппинга стала изучаться в университете Северной Каролины со студентами [161].

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кандалова Алла Дмитриевна, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азизян, И.А. Вертикаль и горизонталь в социальном измерении архитектуры, или не вернуться ли в утопии? / И.А. Азизян // Academia. Архитектура и строительство. - 2009. - №. 2. - С. 30-33.

2. Антюфеев, А.В. Линейный город. Градостроительная система «Большой Волгоград»: монография / А.В. Антюфеев, Г.А. Птичникова. - Волгоград: ВолгГТУ, 2018. - 196 с.

3. Артамонов, И.Д. Иллюзии зрения / И.Д. Артамонов. - М.: «Наука», 1969.

- 300 с.

4. Аурели, П.В. Возможность абсолютной архитектуры / П.В. Аурели; пер. с англ. - М.: Strelka Press, 2014. - 304 с.

5. Ахмедова, Е. А. Медиатехнологии в современном городе / Е. А. Ахмедова, А. Д. Кандалова // Градостроительство и архитектура. - 2016. - № 3(24). - С. 44-48. -DOI 10.17673

6. Ахмедова, Е.А., Развитие архитектурно-планировочной структуры города Самары в 1920-2000 годы / Е.А. Ахмедова, Е.П. Борсова //Архитектура и строительство России. - 2016. - №. 4. - С. 12-21.

7. Ахмедова, Е.А. Эстетика архитектуры и дизайна / Е.А. Ахмедова; СГАСУ. -Самара, - 2007. - 432 с.

8. Ахмедова, Л.С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города 2009: дис. ... канд. арх. - Нижний Новгород, 2009.

- 172 с.

9. Ахмедова, Л.С. Особенности формирования нового образа города в контексте развития информационного поля городской среды / Л.С.Ахмедова // Приволжский научный журнал. - 2009. - №1. - C.109-116.

10. Барт, Р. Camera lutida. Комментарий к фотографии / Р. Барт. - М.: Ад Мар-гинем, 2016. - 192 с.

11. Бирюков, Б.В. Машина и творчество: Результаты, проблемы, перспективы / Б.В. Бирюкова, И.Б. Гутчин. - М.: Радио и связь, 1982. - 100 с.

12. Брук, Д., История городов будущего / Д. Брук; пер. с англ. - М.: Strelka

Press, 2014. - 436 c.

13. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511 с.

14. Бондаренко, И.А. Архитектурно-градостроительная наука как основание инновационного творчества / И. А. Бондаренко // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2016 году: сборник научных трудов РААСН / Российская академия архитектуры и строительных наук. - М.: Издательство АСВ, 2017. - С. 50-53.

15. Бочаров, Ю.П. Инновационная деятельность и ее роль в развитии российских регионов / Ю. П. Бочаров, Н. Р. Фрезинская // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2017 году: сборник научных трудов Российской академии архитектуры и строительных наук. - М.: Издательство АСВ, 2018. - С. 316-323.

16. Булгакова, Е.А. Современные технологии в решении архитектуры медиафа-садов / Е.А. Булгакова, А.Р. Забегина // Вестник Московского информационно-технологического университета. - Московского архитектурно-строительного института. - 2018. - №. 4. - С. 21-28.

17. Бутыревская, И.Н. Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства: специальность 05.23.21 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности»: дис. ... кандидата архитектуры / И.Н. Бутыревская. - Нижний Новгород, 2013. - 157 с.

18. Бекон, Ф. О достоинстве и преумножении наук / Ф. Бекон // Соч.: в 3 т. -М., 1971.

19. Вавилонская, Т.В. Инновационные технологии в популяризации архитектурного наследия (Самарский опыт) / Т. В. Вавилонская // Архитектура и строительство России. - 2021. - № 4(240). - С. 30-39.

20. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1989. - 261 с.

21. Вирилио, П. Стратегия обмана / П. Вирилио // Информационная бомба. -

М., 2009. - С.40 - 45.

22. Вирильо П. Машина зрения / П. Вирилио. - СПб.: Наука, 2004. - 100 с.

23. Вентури, Р. Уроки Лас-Вегаса: забытый символизм архитектурной формы / Р. Вентури, Д.С. Браун, С. Айзенур. - М.: Стрелка, 2015. - 100с.

24. Галкин, Д.В. Цифра и клетка: (не)органический синтез // Художественный журнал «Природное и цифровое». - 2016. - №96. - С. 73-81.

25. Галкин, Д.В. Понять интерактивность: кибернетика в зеркале эстетики / Д.В. Галкин // Гуманитарная информатика. - 2009. - № 5. - С. 47-59

26. Гельфонд, А. Л. Принцип смены функциональных приоритетов в формировании общественных пространств / А. Л. Гельфонд // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции. - Москва: Московский архитектурный институт, 2016. - С. 98-102.

27. Гельфонд, А. Л. Музейно-выставочный каркас современного города. Реальное и виртуальное / А. Л. Гельфонд // Архитектура во времени и пространстве: Материалы международной научно-практической конференции. - Минск: Белорусский национальный технический университет, 2021. - С. 5-8.

28. Глазычев, В.Л. Урбанистика / В.Л. Газычев. - М.: Европа, 2008. - 100 с.

29. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры: Лицо города / А.Э. Гутнов, В.Л Глазычев. -М.: Молодая гвардия, 1990. - 350 с.

30. Гутчин, И.Б. Кибернетические модели творчества / И.Б. Гутчин. - М.: Знание, 1969. - 63 с.

31. Данилова, Э. В. От постмодернизма к метамодернизму: новый поворот в архитектуре / Э. В. Данилова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство: сборник статей 78-ой всероссийской научно-технической конференции. - Самара, 2021. - С. 238-243.

32. Демшина, А.Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект / А.Ю.Демшина. - СПб: Астерион, 2010. - 320 с.

33. Джекобс, Д. Смерть и жизнь больших американских городов: пер. с англ. Л.Мотылева / Д. Джекобс. - М.: Новое издательство, 2011. - 460 с.

34. Добрицына, И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: автореф. дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.01/ Добрицына Ирина Александровна. - М., 2007. - 332 с.

35. Добрицына, И. А. Новые проблемы архитектуры в эпоху цифровой культуры / И.А. Добрицына // Academia. - 2013. - № 4. - С. 42-53.

36. Дуцев, М. В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре: монография / М.В. Дуцев. - Нижний Новгород, 2013. - 233 с.

37. Думнова, Э. М. Философия и архитектура в современном социокультурном пространстве/ Э.М. Думнова // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. -

2015. - №. 4. - С. 65-75.

38. Енютина, Е.Д. Особенности художественного подхода к формированию современной городской среды: дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20 / Енютина Екатерина Дмитриевна. - Нижний Новгород, 2015. - 217 с.

39. Есаулов, Г.В. «Умный» город в цифровой экономике / Г. В. Есаулов // Academia. Архитектура и строительство. - 2017. - № 4. - С. 68-74.

40. Есаулов, Г.В. «Умный город» как модель урбанизации XXI века / Г.В. Есаулов, Л.Г. Есаулова // Градостроительство. - № 4. - 2013. - С. 27-31.

41. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды / А.В. Ефимов, Г.Б.Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т.Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев. - М.: Архитектура-С, 2006. - 504 с.

42. Жданов, Е.С. Простейшие геометрические формы в концепциях формообразования в архитектуре XX -XXI веков / Е. С. Жданов // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: материалы международной научно-практической конференции: сборник статей, Москва, 04-08 апреля 2016 года. - М.: Московский архитектурный институт (государственная академия),

2016. - С. 250-253.

43. Жуйков, С.С. Динамика развития цветосветовых взаимодействий в архитектуре / С. С. Жуйков, М. С. Ворошнина, А. В. Швец, Л. П. Холодова // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. -

2017. - Т. 1. - С. 45-51.

44. Зинченко, В.П. Формирование зрительного образа / В.П. Зинченко. - . М.: МГУ, 1969. - 332 с.

45. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г.Зиммель. - М.: Strelka Press, 2017. - 266 с.

46. Игнатенко, Ю. В. Города будущего: история и реальность / Ю. В. Игнатенко // Чтения молодых ученых: Материалы международной научно-практической конференции. - Пятигорск: Северокавказское издательство МИЛ, 2015. - С. 129136.

47. Иконников, А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальности: в 2 т. Том I. / А.В. Иконников. - М.: «Прогресс-Традиция», 2001, - 656 с.

48. Иконников, А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды / А.В. Иконников. - М.: Советский художник, 1985. - 336 с.

49. Иконников, A.B. Функция, форма, образ в архитектуре / A.B. Иконников. -М.: Стройиздат,1986. - 288 с.

50. Иньшаков, А. Н. О будущем в творчестве Эль Лисицкого/ А.Н. Иньшаков // Искусствознание. - 2018. - №. 4. - С. 180-219.

51. Ито, Т. Образ архитектуры электронной эпохи / Т. Ито // Библиотечное дело. - 2010. - №. 23. - С. 13-14.

52. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - Petropolis, 1996. - 310 с.

53. Капустин, П.В. Век тотальной редукции / П.В. Капустин // Проект Байкал. -

2019. - № 59. - С. 32-39.

54. Каракова, Т.В. Противостояние идеи «умного города» и бытовой урбанизации / Т. В. Каракова // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. -

2020. - № 3(31). - С. 30-35.

55. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну /Н.Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2005. - 448 с.

56. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ.; ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

57. Кастельс, М. Власть коммуникации / М. Кастельс. - Litres, 2020. - 592 с.

58. Кастельс, М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и

обществе / М.Кастельс. - М: У-Фактория, 2004. - 240 с.

59. Касьянов, Н.В. «Биоцифровое» архитектурное формообразование //Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2011 г. - 2012. - С. 159-164.

60. Крашенинников, А.В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды: монография / А.В. Крашенинников. - М.: КУРС, 2020. - 210 с.

61. Крашенинников, А.В. Макро-пространства городской среды //Architecture and modern information technologies. - 2016. - №. 3(36). - С.20-23.

62. Колин, Э. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / Э. Коллин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 85 с.

63. Корбюзье, Л. Архитектура XX века / Ле Корбюзье; пер с фр. В.Н. Зайцев, В.В.Фрязинов. - М.: Прогресс, 1977. - 301 с.

64. Коробов, Д.М. Применение информационных технологий в продвижении / Д.М. Коробов // Рекламный вектор-2020: smart-коммуникации. - 2020. - С. 39-43.

65. Колхас, Р. Нью-Йорк вне себя / Р. Колхас. - М.: Strelka Press, 2013. - 320 с.

66. Кудаева, Е.А. Медиатехнологии в архитектуре новейшего времени // Наука, образование и экспериментальное проектирование. - 2017. - С. 403-404.

67. Лежава И.Г. Будущее города. Творческая трибуна архитектора / А.Э. Гут-нов, И.Г. Лежава. - М.: Стройиздат, 1977. - 127 с.

68. Лефевр, А. Производство пространства / А. Лефевр. - М.: Strelka Press, 2015. - 630 с.

69. Лекарева, Н.А. Новое значение городских публичных пространств / Н. А. Лекарева, А. Ю. Заславская // Градостроительство и архитектура. - 2018. - Т. 8. -№ 2(31). - С. 130-134.

70. Любимова, А.А. Образование в сфере медиатехнологий в архитектурном пространстве / А.А. Любимова // Приволжский научный журнал. - 2000. -№3(31). - С.146-152.

71. Маклюэн, М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Ма-

клюэн; пер. с англ. В. Г. Николаева. - М.: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2014. - 462 с.

72. Маккуайр, С. Медийный город / С. Маккуайр. - М.: Strelka Press, 2017. - 388 с.

73. Маккуайр, С. Геомедиа / С. Маккуайр. - М.: Strelka Press, 2017. - 266 с.

74. Малахов, С.А. Ручное и цифровое - два метода формообразования в архитектуре и дизайне: сравнение приоритетов и задачи интеграции / С.А. Малахов // Архитектура и дизайн в цифровую эпоху. - 2021. - С. 188-194.

75. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке: монография / М.К. Мамардашлвили, А.М. Пятигорский, Ю.П. Сенокосов // М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 224 с.

76. Манович, Л. Язык новых медиа / Л. Манович. - М.: Ad Marginem, 2018. -402 с.

77. Метленков, Н.Ф. Время экспериментов / Н. Ф. Метленков // Архитектура и строительство России. - 2021. - № 1(237). - С. 2-3.

78. Михайлов, С. М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект / С. М. Михайлов // Дизайн-ревю. - 2009. - № 1-4. -С. 10-28.

79. Михайлов, С.М. Городской дизайн - Дизайн города (эволюция методов организации предметно-пространственной среды) / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова // Архитектура и строительство России. - 2018. - №4 (228). - С. 54-61

80. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 351 с.

81. Насыбуллина, Р.А. Формообразование пространства средствами естественного света в современной архитектуре / Р.А. Насыбуллина // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. - 2017. - С. 254-257.

82. Норенков, С.В. Архитектоника и синархия: концептуальное проектирование и моделирование: монография. Ч. 1 / С. В. Норенков; Нижегор. гос. архитектур. -строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2005. - 268 с.

83. Оболенский, Н.В. Вклад в развитие электротехники / Н. В. Оболенский //

Крым, Алушта: Издательство «Знак», 2018. - С. 328-330.

84. Орельская, О.В. Актуальные вопросы изучения новейшей отечественной архитектуры / О.В. Орельская // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2017 году. - 2018. - С. 149-156.

85. Орлова, Л.Н. Современный взгляд на создание энергетически эффективной световой среды / И.Н. Бутыревская, Л.Н. Орлова // Великие реки. Труды научного конгресса: в 3 т. 2016. - С. 216-218.

86. Оруэлл, Дж. 1984 / Дж. Оруэлл. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 318 с.

87. Пол, К. Цифровое искусство / К. Пол. - М.: Ад Маргинем. 2017. - 135 с.

88. Пруденко, Я. Д. Экология и творчество в эпоху новых медиа. Художник-медиа-зритель / Я.Д. Пруденко // Studia culturae. - 2013. - №. 15. - С. 117-122.

89. Птичникова, Г. А. К новой эстетике города: медиаархитектура как часть визуальной среды / Г. А. Птичникова // Социология города. - 2021. - № 3. - С. 5-16.

90. Птичникова, Г.А. Информационно-технологическая модель общественного пространства современного города / Г. А. Птичникова, О. В. Черничкина // Градостроительство и архитектура. - 2019. - Т. 9. - № 2(35). - С. 53-60.

91. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Рау-шенбах. - Пальмира, 2020. - 314 с.

92. Ратти, К. Город завтрашнего дня: Сенсоры, сети, хакеры, и будущее городской жизни / К. Ратти. - М.: Института Гайдара, 2017. - 248 с.

93. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 224 с.

94. Рыбчинский, В. Городской конструктор. Идеи и города / В. Рыбчинский. -Litres, 2017. - 250 с.

95. Сальникова, Е.В. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы / Е.В. Сальникова. - М.: Прогресс-Традиция, 2017. -552 с.

96. Самара - Куйбышев: Хроника событий. 1586-1986 гг. / под ред. Я.Г. Пыляв-

ского. - Куйбышев: Кн. Изд-во, 1985. - 368 с.

97. Самогоров, В.А. Архитектурный путеводитель. Самара 1920-1940 / В.А. Самогоров, А.К. Синельник, В.Л. Пастушенко. - Екатеринбург: TATLIN, 2018 -288 с.

98. Сапрыкина, Н.А. Новые подходы к формированию инфо-пространства будущего как отдельной категории архитектурной среды / Н.А. Сапрыкина // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №. 1 (42). - С. 317-340.

99. Саския, С. Город как призма для социальной теории: новые исследовательские перспективы / С. Сассен //Антиномии. - 2013. - Т. 13. - №. 4. - С. 74-100.

100. Сноу, Ч.П. Две культуры. Сборник публицистических работ / Ч.П. Сноу. -М.: Прогресс, 1973. - 146 с.

101. Соловьева, Н.И. Новые возможности в проектировании светильников с использованием Led-технологий / Н.И. Соловьева // Всероссийская научно-техническая конференция: Машиностроительные технологии. - 2013.

102. Стиглер, Б. Разум и глупость в цифровую эпоху / Б. Стиглер; пер. с франц. // Логос. - 2013. - № 3 (93). - С.178-187.

103. Фуко, М. Другие пространства / М. Фуко // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. - М.: Праксис, 2006. С. 191-204.

104. Филин, А.В. Что для глаз хорошо, а что - плохо / А.В. Филин. - М.: ТАСС-реклама, 1997. - 320с.

105. Флюссер, В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2008. - 146 с.

106. Цилински, З. Археология медиа / З. Цилински. - М.: Ad Marginem, 2019. -384 с.

107. Цилински, З. Набрасывать и выявлять. Аспекты генеалогии проекции/ З. Цилински. - СПб.: Эйдос, 2013. - 63 с.

108. Чубарь, П.И. Визуальный и медиальный повороты сквозь призму осмысления современной культуры / П.И. Чубарь // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2016. - № 1(5). - С. 5-7.

109. Холодова, Л.П. Динамика развития цветосветовых взаимодействий в архитектуре / С. С. Жуйков, М. С. Ворошнина, А. В. Швец, Л. П. Холодова // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - 2017. - Т. 1. - С. 45-51.

110. Шангареев, Р.Р. Парадигмальные параметры архитектуры постиндустриального общества / Р.Р. Шангареев, Н.Ф. Метленков // Архитектура и строительство России, 2015. - № 11-12. - С.34-41.

111. Швидковский, Д.О. Искусство и наука в формировании жизненной среды человечества / Д. О. Швидковский // Пространство и Время. - 2011. - № 3(5). - С. 9-19.

112. Щепетков, Н.И. Световой дизайн города / Н. И. Щепетков. - М.: Архитек-тура-С, 2006. - 320 с.

113. Щепетков, Н.И. Физика света в архитектуре будущего / Н.И. Щепетков // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №. 1(54). - С. 248-260.

114. Шпенглер, О. Закат Европы. Образ и действительность / О. Шпенглер. -Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - 304 с.

115. Шубенков, М.В. Некоторые аспекты внедрения биоподобных технологий в градостроительстве / М. В. Шубенков // Геоурбанистика и градостроительство: теоретические и прикладные исследования: сборник статей / отв. ред. А.Г. Махрова. - М.: Географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2021. - С. 114-125.

116. Яргина, З.Н. Эстетика города / З.Н. Яргина. - М.: Стройиздат. - 1990. - 366 с.

117. Эко, У. Функция и знак. Семиология архитектуры / У. Эко. - СПб.: Петрополис, 1998. - 246 с.

118. Эйзенштейн, С. М. Избранные произведения: в 6 т./ С.М. Эйзенштейн. -М.: Искусство, 1964. - т. 2. - 566 с.

119. Urban Screens Reader / Editet by S. McQuire, M. Martin and S. Niederer. - Amsterdam: Institute of Network Cultures, 2009. - 288 p.

120. The virtual dimension: architecture, representation, and crash culture / Edited by

J. Beckmann. - Princeton Architectural Press, 1998. - 350 p.

121. De Chardin, P. T. The human phenomenon / P.T. De Charden. - Sussex academic press, 1999. - 238 p.

122. Friedberg, A. Virilio's screen: The work of metaphor in the age of technological convergence / A.Friedberg // Journal of Visual Culture. - 2004. - Vol. 3. - №. 2. - pp. 183-193.

123. Hammet, F. Virtual reality / F. Hammet. - NY: Palgrave Macmillan, 1993.

124. Inside the smart home / Editet by R. Harper. - London; NY: Springer, 2003. -262 p.

125. Heim, M. The metaphysics of virtual reality / M. Heim. - NY: Oxford University Press, 1994.

126. Ito, T. Blurring Architecture / T. Ito. - Charta, 1999. - 240 p.

127. Kronenburg, R. Flexible: architecture that responds to change / R. Kronenburg. -London: Laurence King, 2007. - 240 p.

128. Kronenburg, R. Spirit of the Machine: Technology as an Inspiration in Architectural Design / R. Kronenburg. - London: Wiley-Academy, 2001. - 240 p.

129. McQuire, S. Visions of Modernity: Representation, Memory, Time and Space in the Age of the Camera / S. McQuire. - Sage, 1997. - 288 p.

130. McQuire, S. Rethinking media events: large screens, public space broadcasting and beyond / S. McQuire // New Media & Society. - 2010. - Vol. 12. - №. 4. - pp. 567582.

131. Castels, M. The Informational City / M. Castels. - Oxford, Cambridge: Blackwell, 1989. - 402 p.

132. Castels, M. The Network Society: A Cross-Cultural Perspective / M. Castels // International Sociology, Sage. - 2007. - Vol 22(2). - pp. 213-230

133. New Media: a critical introduction / Editet by Martin Lister, Jon Dovey, Seth Giddings, Iain Grant, Kieran Kelly. - New York, 2009. - 446 p.

134. Mitchell, W. J. T. What Is Visual Culture? / W. J. T. Mitchell. - Princeton, NJ: Princeton Institute for Advanced Study, 1995. - pp. 207-217.

135. The role of context in media architecture / Edited by Moere A. V., Wouters N. -

Proceedings of the 2012 International Symposium, 2012. - pp. 1-6.

136. Negroponte, N. Being digital / N. Negroponte. - Vintage Books, 1997. - 272 p.

137. Negroponte, N. Hack out the useless extras / N. Negroponte // New Scientist. -2004.

138. Negroponte, N. Toward a theory of architecture machines / N. Negroponte //Journal of Architectural Education. - 1969. - Vol. 23. - №. 2. - pp. 9-12.

139. Redhead, S. Toward a theory of critical modernity: The post-architecture of Claude Parent and Paul Virilio / S. Redhead // Topia: Canadian Journal of Cultural Studies. - 2005. - Vol. 14. - pp. 37-56.

140. Buchanan, P. Renzo Piano: poet of technology/ P. Buchanan //Architectural design. - 2015. - Vol. 85. - №. 2. - pp. 88-93.

141. Sassen, S. Global networks, linked cities / S. Sassen. - Routledge, 2002. - 36 p.

142. Sassen, S. The global city: Introducing a concept / S. Sassen // Brown J. World Aff. - 2004. - Vol. 11. - 27 p.

143. Sassen, S. The impact of the new technologies and globalization on cities / S. Sassen // The City Reader. - Routledge. - 2015. - pp. 706-714.

144. Sassen, S. Reading The City in A Global Digital Age / S. Sassen // New Jersey: Rutgers University Press. - 2003. - pp. 15-30.

145. Scheerbart, P. Glass architecture / P. Scheerbart. - Hardcover, 1972. - 127 p.

146. Schnadelbach, H. Mixed Reality Architecture: a dynamic architectural topology / H. Schnadelbach; A. Penn; P. Steadman // 6th International Space Syntax Symposium.

- 2007.

147. Arcagni S. Screen city / S. Arcagni. - Bulzoni, 2012. - 133 p.

148. Thomsen, C.W. Mediaarchitecture / C.W. Thomsen // Defining Positions, A + U.

- 1994. - № 01 (280). - pp. 80-87

149. Townsend, A. Smart cities: big data, civic hackers and a quest for a new utopia / A. Townsend. - New York: W.W.Norton & Company, 2013.

150. Tscherteu, G. Mediaarchitecture / G. Tscherteu. - Vienna: Media Architecture Group, 2009.

151. Virilio, P. The Information Bomb / P. Virilio. - London, N.Y.: Verso, 2005. -

145 p.

152. Virilio, P. The Lost Dimension / P. Virilio. - N.Y.: Semiotext (e), 1991. - 152 p.

153. Ruby, A. Architecture in the Age of its Virtual Disappearance / A. Ruby // The Virtual Dimension: Architecture, Representation and Crash Culture. - 1993. - pp. 178187.

154. Zellner, P. Hybrid space: new forms in digital architecture / P. Zellner. - London: Thames & Hudson, 1999. - 191 p.

155. Zielinska-Dabkowska, K. Critical perspectives on media architecture / K. Ziel-inska-Dabkowska // Media Architecture Biennale 2014: World Cities. - 2014. - pp. 101-108.

156. Электронные ресурсы

157. Алексеева, З. Судьба Советских неоновых вывесок / З. Алексеева // StrelkaMag.ru. - URL: https://strelkamag.com/ru/article/sovetskie-neonovye-vyveski-8-istorii-o-sokhranivshikhsya-atributakh-proshlogo (дата обращения 09.10.2021).

158. Два «дома-книжки» на Новом Арбате используют для трансляции рекламы [Электронный ресурс] // Москва Центр.т. - URL: https://caoinform.moscow/dva-doma-knizhki-na-novom-arbate-ispolzuyut-dlya-translyatsii-reklamyi/ (дата обращения 09.10.2020).

159. Долгова, А. Подключить лампочку к интернету /А. Долгова // StrelkaMag.ru. - URL: https://strelkamag.com/ru/article/lighting-design-collective (дата обращения 09.10.2020).

160. Захарова, М. Умные пленки из ETFE / М. Захарова // ftorpolymer.ru. - URL: https://www.ftorpolymer.ru/ (дата обращения 09.10.2021).

161. Заласевич, Я. Невыносимое бремя техносферы / Я. Заласевич // unesco.org. -URL: https://ru.unesco.org// (дата обращения 09.10.2020).

162. Максимов, Д. Видеомэппинг и его виды / Д. Максимов // mapping3d.ru. -URL: mapping3d.ru/videomapping-i-ego-vidy // (дата обращения 09.10.2020).

163. Птичникова, Г.А. Эстетика медиаархитектуры / Г.А. Птичникова // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-mediaarhitektury (дата обращения

01.02.2021).

164. Рубрика «Медиафасады» [Электронный ресурс] // Bdm News Портал новостей. - URL: https://www.bdmnews.ru/media-facades/ (дата обращения 09.10.2020).

165. Сайфуллина, А.Ф. Хронология развития экологических подходов в архитектуре и градостроительстве / А.Ф. Сайфуллина, И.А. Фахрутдинова // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. -URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5726-2012-12-28-14-55-12 (дата обращения 01.02.2021)

166. Синий светодиод - самый молодой [Электронный ресурс] // Le-Diod. ru. -URL: https://le-diod.ru/vidy/sinij-svetodiod/ (дата обращения 09.10.2020).

167. Социология города [Электронный ресурс] // ПостНаука.ру. - URL: https://postnauka.ru/faq/59648 (дата обращения 09.10.2020).

168. Социалистическая компьютеризация [Электронный ресурс] // DataArt.ru. -URL: https://museum.dataart.com/ru/history/glava-3-sofialisticheskaya-komp-yuterizafiya (дата обращения 09.10.2020).

169. Технологии виртуальной и дополненной реальностей [Электронный ресурс] // digitech.ac.gov.ru. - URL: https://digitech.ac.gov.ru/technologies/virtual_and_augmented_reality_technologies (дата обращения 09.10.2020).

170. Фоменко, А. Русский фотоавангард / А. Фоменко // Наше наследие. - URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka78 1 04.php

171. Хайман, Э. Архитектура полей: живые стены и цифровые города / Э. Хай-ман // Theory&Practice.ru. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/1478-arkhitektura-poley-zhivye-steny-i-tsifrovye-goroda (дата обращения 09.10.2020).

172. «Цветное стекло разрушает ненависть»: прозрачная архитектура в действии [Электронный ресурс] // Пространством. - URL: httpsV/www.prostranstvo.media/czvetnoe-steHo-razrushaet-nenavist-prozrachnaya-arhitektura-v-dejstvii/ (дата обращения 09.10.2020).

173. Цифровые медиа: чем отличается эффективность каналов коммуникации [Электронный ресурс] // Nielsen.ru. - URL:

https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/cifrovye-media-chem-otlichaetsya-effektivnost-kanalov-kommunikacii/ (дата обращения 09.10.2020).

174. Чумакова, В.П. Роль Герберта Маршалла Маклюэна в социологии медиа и формировании научного направления «медиаэкологии» / В.П. Чумакова // Электронный научный журнал «Медиаскоп». - URL: http://www.mediascope.ru/1695 (дата обращения 01.02.2021).

175. Что такое медиакультура? [Электронный ресурс] / Что такое медиакультура? - URL: https://ifap.ru/library/book045.pdf (дата обращения 01.02.2021).

176. Anadol Refik [Электронный ресурс] // refikanadol.com. - URL: /https://refikanadol.com / (дата обращения 01.02.2021).

177. AT&T Discovery District [Электронный ресурс] // momentfactory.com. - URL: https://momentfactory.com/work/destinations/public-spaces/att-discovery-district (дата обращения 01.02.2021).

178. Bobrich, M. Video screens in the USSR (historical perspective) / M. Bobrich // Screens magazine.ru. - URL: http://www.screens.ru/en/2006/3.html (дата обращения

09.10.2020).

179. Connecting Cities [Электронный ресурс] // connectingcities.net. - URL: http://connectingcities.net/ (дата обращения 01.02.2021).

180. Events [Электронный ресурс] // Media architecture institute.ru. - URL: /https://www.mediaarchitecture.org/our-projects/ (дата обращения 01.02.2021).

181. History of Times Square [Электронный ресурс] / Times Square. The Official website. - URL: https://www.timessquarenyc.org/history-of-times-square (дата обращения 01.02.2021).

182. Junte, J. How Media Architecture Is Shaping Our Cities - And With It Our Lives / J. Junte // Archdaily.com. - URL: https://www.archdaily.com/959178/how-media-architecture-is-shaping-our-cities-nil-and-with-it-our-lives (дата обращения

01.02.2021).

183. Lozano-Hemmer Rafael [Электронный ресурс] // lozano-hemmer.com. - URL: https://www.lozano-hemmer.com/ (дата обращения 01.02.2021).

184. Media Architecture: Past, Present, and Future [Электронный ресурс] // Fong & Chan Architects.ru. - URL: http://www.fca-arch.com/insights/2019/1/23/media-architecture-in-2019 (дата обращения 01.02.2021).

185. Mediamesh & Illumesh: for transparent LED media facades [Электронный ресурс] // gkd-group.com. - URL: https://www.gkd-group.com/ (дата обращения 01.02.2021).

186. Projects [Электронный ресурс] // Media architecture institute.ru. - URL: /https://www.mediaarchitecture.org/our-projects/ (дата обращения 01.02.2021).

187. Sila sveta: project [Электронный ресурс] // silasveta.com. - URL: https://ru.silasveta.com/work (дата обращения 01.02.2021).

188. Tomitsch M. Fed Square's New Digital Experience Initiative / M. Tomitsch // mediaarchitecture.org. - URL: https://www.mediaarchitecture.org/fed-squares-new-digital-experience-initiative/ (дата обращения 01.02.2021).

189. Wouters N. Digital media are changing the face of buildings, and urban policy needs to change with them / N. Wouters // CNN Style. - URL: https://edition.cnn.com/style/article/digital-media-are-changing-the-face-of-buildings/index.html (дата обращения 01.02.2021).

190. Who invented cinema? [Электронный ресурс] / scienceandmediamuseum.org. -URL: https://www.scienceandmediamuseum.org (дата обращения 01.02.2021).

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет»

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА САМАРЫ)

Специальность 2.1.11 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

На правах рукописи

Кандалова Алла Дмитриевна

Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Том II

Научный руководитель: д. арх., проф. Ахмедова Елена Александровна

Самара - 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАСТРУКТУРЫ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ КАК ПРОСТРАНСТВ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ «АРХИТЕКТОР -

ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО».......................................................................................................4

Таблица 1. Структурная схема 1 главы............................................................................................5

Таблица 2. Эволюционная модель развития медиатехнологий (предпосылки развития)..........6

Таблица 3. Международный опыт формирования медиапространств в крупных городах......14

Таблица 4. Отечественный опыт формирования медиапространств в крупных городах.........23

Таблица 5. Современные используемые медиатехнологии в городе..........................................32

Таблица 6. Медиаискусство в городской структуре.....................................................................40

Таблица 7. Медиатехнологии как форма подачи архитектурного материала............................48

ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕДИАСРЕДЫ ГОРОДА. ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИА ЕДИНИЦЫ ГОРОДСКОЙ СТРУКТУРЫ........................................................53

Таблица 8. Структурная схема 2 главы..........................................................................................54

Таблица 9. Медиатехнологии «на здании»....................................................................................55

Таблица 10. Медиатехнологии «в здании»....................................................................................63

Таблица 11. Медиаплощадь............................................................................................................68

Таблица 12. Медиаулица.................................................................................................................73

Таблица 13. Медиаквартал..............................................................................................................76

Таблица 14. Медиарайон.................................................................................................................78

Таблица 15. Теоретическая модель формирования медиа единицы городской структуры (МЕГС)..............................................................................................................................................79

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ.............................................83

Таблицы 16. Структурная схема 3 главы.......................................................................................84

Таблицы 17. Особенности начального этапа формирования МЕГС в г. Самаре.......................85

Таблицы 18. Динамика образования МЕГС в г. Самаре..............................................................94

Таблицы 19. Экспериментальный форэскизный проект на территории бывшего завода имени Масленникова в г. Самаре.............................................................................................................101

Таблицы 20. Использование МЕГС в районе массовой типовой астройки 1970 - 1980 гг.....102

Таблицы 21. Последовательный вариант поэтапного формирования медиапространств в городской среде..............................................................................................................................103

Таблицы 22. Параллельный вариант поэтапного формирования медиапространств в городской среде..............................................................................................................................104

Таблицы 23. Узловой вариант поэтапного формирования медиапространств в городской среде.................................................................................................................................................105

Таблицы 24. Сетевой вариант поэтапного формирования медиапространств в городской среде ..........................................................................................................................................................106

Таблицы 25. Теоретическая модель трансформации города с помощью МЕГС (интегрированный вариант поэтапного формирования медиапространств в городской среде) ..........................................................................................................................................................107

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................108

Приложение 1. Акт о внедрении результатов научно-исследовательской работы в учебный процесс............................................................................................................................................109

Приложение 2. Благодарственное письмо...................................................................................110

Приложение 3. Диплом победителя областного конкурса «Молодой ученый»......................111

1 ГЛАВА

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАСТРУКТУРЫ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ КАК ПРОСТРАНСТВ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ «АРХИТЕКТОР - ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО»

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА 1 ГЛАВЫ

Предпос*»1Лки формирования и развития пространств, насыценнькцифровыми ресурсам и

Т©<ни ко- техноло т ч е с* ие

Зволкция международного

"Электрификация и кинематограф'

][

ософия и ноосфер^'

] [

"Кибернетика и цифровое искусство"

планировочнье м

>1 реализации и

е художественного я

Анализ архитектуры как икгерфей«

Политическая реакция

Физическая реакция

Идеал отческая реакция

Принципы формирования медиаструктуры общественньсх пространств в городах

м едиапространств

I Архитектур но-градостроительные I В контексте архитектурного т.»»,»,,,«»»™»«

| В контексте градостроительного

В контексте масштаба р

В контексте времени (

В контексте содержания

-I Ингенерно-технологические особенности 1-р 8 контексте икс ен ер но-конструктивных решений 1

! ! 1- В контексте безопасности

- Особенности социального производства — В контексте социальной значимости

фактора

В контексте выразительности композии^онно-художестеенного языка

Социальнь 1е принципьI

Идентичность

Информатизация

Принцип функци<

насыщенности

Принцип безопасности

Принцип визуального разно об рз;

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОИ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ МЕГС

■4

4 4

Таблица 1

1 "Г

Русскии физик-экспериментатор В В Петпов

о; п

вдохновившись

-г исследованиями 'альвани и Вольта, ПТ-1/П1_| п и < 0.

элект{ эическую дугу и О Ь- ж ш 1

1

предположил, ^ НТО 1 Ш ШЙ 1

в иудущем ее 1/ЮЖНП 6\/ЛРТ и № 1а м ■

использоват ь "для ш

с )свещения темных 1 1

покоев. 1

ш

1

■ шв

о ■ см со

С а X о 00 гч 00

о

и электрификация и кинематограф J

1- юд •отфви ■ 1 К ■ 13 £ и ■ т и № У

■■■ИРЕ ■■■■■■ Идея «инфс прост* »рмационног )анства» А

О

■ Н мШШ.'М'&Ш чР О

1 Щ' || .' 1 V ■ИИ1 ! '/ Т

тшш я к I У н и И Щк

■■» .. 3 £ ■

■ ш т и

1 НнмЛН II в. До н.э. римский 0 Цицерон мысленно з< темы своей речи на с отдельных комнат заг ратор - К _

зписываг тенах —

ородногс 1

дома, а потом произнося речь, как бы переходил из одной

— комнаты в другую. В основе этой техники лежит понимание к

того, что наша память развертывается в поостоанстве.

электрификация и кинематогра

А. И. Шпаковский Осветительная

Иллюминация Московского кремля, посвященная второй годовщине со дня

Санкт-Петербург "Литейный мост"

установка, включающая 11 дуговых ламп с оригинальными регуляторами. Она Освещение Красной пл. при коронации Александра II.

Был сформирован электротехнический отдел, вошедший в состав Русского технического общества.

коронации Александра

"Двадцатое

столетие.

Электрическая

жизнь."

Альбер

Робида

Хрустальный дворец

Джозефа Пакстона

Первый кинотеатр, Париж.

вВШКШ

»яанияаг "«»!'**«>

РАДИО

Первый

многоцветный электрический знак с элементами

светодинамики

Эль Лисицкий «Бегун в город'

Кинетическая

скульптура Ласло Мохой

НАУКА

Первый в мире

цифровой

компьютер

ЕЫ1АС

«Вращающиеся стеклянные пластины (Точная оптика)» Марселя Дюшана

Стеклянный павильон

Бруно Таут

"Стеклянная архитектура' монография Шеербарта

Пьер Теияр де Шарден "1_е РИёпотёпе Ьитат"

/ Э. Ле Руа Концепции перехода биосферы

в новое состояние.

кибернетика

• шише-]»]:

Первые

сгенерированные

компьютером

изображения.

«Квадратура

Гаусса»

Майкл Нолл.

Анри Лефевр

Право на город'

1969 г. Был

создан

прообраз

интернета

ARPANET.

Идея экрана с точки зрения гетеротопии. Мишель Фуко

О со со 00

со со со со

о> О) О) о>

вое искусство ви

Возникла важная идея в области компьютерной технологии и культуры:

информационное пространство и «интерфейс»

Были введены в обращение термины «гипертекст» и «гипермедиа»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.