Особенности альтернативности развития общества: социально-философский подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Аверина, Наталия Вадимовна

  • Аверина, Наталия Вадимовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Таганрог
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 163
Аверина, Наталия Вадимовна. Особенности альтернативности развития общества: социально-философский подход: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Таганрог. 2011. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Аверина, Наталия Вадимовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА

§ 1. Методологические и концептуально-семантические аспекты концепции альтернативности развития.

§ 2. Альтернативность развития в социальных трансформациях.

§ 3. Фактор времени в альтернативности сценариев развития общества.

ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ

РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА.

§ 1. Специфика вероятностной оценки альтернативности общественного развития.

§ 2. Альтернативность и случайность в поливариативном развитии социума.

§ 3. Роль социального субъекта в предпочтении и выборе альтернатив.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности альтернативности развития общества: социально-философский подход»

Актуальность темы исследования. Проблема альтернативности действительно стала предметом достаточно серьёзного исследования в нашей стране в середине 80-х годов XX века. В рамках синтеза социально-философских и исторических исследований возникла необходимость создания целостной и адекватной динамической картины мира, в которой были бы выстроены чёткие субординационно-координационные отношения между такими динамическими понятиями и категориями, как «возможность», «случайность», «вероятность», «альтернатива», «тенденция», «перспектива» и так далее. Возникает иная мировоззренческая парадигма, связанная с философией нестабильности, когда специальный анализ следует проводить не только в отношении локальных хронологий, присутствующих в рамках общественного развития. Необходим системный анализ переходов между последовательностью социальных событий или исторических фактов, что приводит к комплексному анализу конкретного кризисного периода в контексте общественного развития. Локальные исследования социальных процессов с позиции аналитического подхода трансформируются в принятие стратегических решений, связанных с анализом проблемы альтернативности в русле подобных процессов.

Актуальность изучения альтернативных сценариев развития общества непосредственно связана с необходимостью комплексного изучения вариантов развития социальных событий и процессов, а также исторических событий и фактов. В процессе подобного исследования появляется своеобразный диалог между информацией различных сегментов исторического процесса с точки зрения их осмысления социальным субъектом. Исследование, связанное не только с исторической альтернативностью, но и с альтернативностью развития социума, с поиском тех ключевых моментов, которые определяют саму альтернативность, является прерогативой современных исследований, обусловленных социально-философским осмыслением развития социума, его движением по прогрессивному пути развития.

В рамках поиска парадигм развития социально-гуманитарного знания проблематика исторической альтернативистики или ретроальтернативистики определена семантическими представлениями о тех вопросах, которые действительно возникают при конструировании динамических систем, отражающих развитие социума. Общая методологическая основа альтернативного подхода к развитию социума связана с признанием и постулированием того, что существует тенденция общественных трансформаций, которая основывается на социально-экономических условиях развития общества и инициирует возможность определённого исторического действия. Это вызывает необходимость создания моделей, применение которых позволит получить адекватное представление об изучаемых событиях или комплексах событий, которые и наполняют исторический или социальный процесс. Социальное моделирование, коррелирующее с отображением альтернативных тенденций развития социума, всегда имеет степень вероятности реализации подобных альтернатив. Оно связано с категорией случайности, которая является неотъемлемой частью формирования соответствующего понятийного аппарата.

Основу существующих подходов к концептуальным аспектам альтернативности составляет представление о значимости случайности не только в рамках общего развития социума, но и в рамках тех альтернатив, которые при этом выделяются. Случайности играют важную роль в построении концептуально-семантического поля, в котором соотносится между собой ряд концептов и категорий, отражающих процессуальный характер социальной действительности.

Для адекватного конструирования социального развития и определения сценариев будущего развития достаточно серьёзную роль играет теория рационального выбора. В русле данной теории намечаются не только основные пути, связанные с выбором различных альтернатив, определением комплексов социальных событий, которые соотносятся с этими альтернативами, но и показываются некоторые алгоритмы, по которым происходит не только выбор и предпочтение самих альтернатив, но и их своеобразная оценка с позиции степени реализуемости.

Проблема предпочтений в контексте системного анализа развития социума с выходом на его возможные сценарии в будущем времени, связана с приоритетной ролью социального субъекта, который не только даёт предварительные варианты альтернатив социального развития, но и, руководствуясь теорией рационального выбора, определяет наиболее адекватные сценарии развития будущего, имеющие наиболее высокую вероятность реализации.

Идеи перехода от актуального мира с определенным набором намеченных альтернатив к возможным мирам, связанным с прохождением через эти альтернативы в будущее время, в современной литературе считаются актуалистским подходом к решению общей проблемы. Между тем, в рамках подобной позиции ряд вопросов остается открытым, так как существуют иные варианты представления сегмента будущего времени.

В аналитической философии истории имеются интересные идеи, предполагающие возможность существования теории «открытого будущего». Сущность теории заключается в том, что все существующие возможности альтернативного развития в рамках функционирования социума могут быть так или иначе осуществлены. Подобные идеи связаны с ситуацией, которую принято называть «несвершившаяся история». Аналитический подход к рассмотрению альтернатив социального развития с концептуальных позиций предполагает обращение к таким понятиям, как «реальность», «фактичность», «возможность», «актуальность», «случайность».

Актуальность определяется и тем, что воображение человека позволяет «достраивать» сегменты будущего с позиции получения наиболее достоверной картины. Подобные сценарии рассматриваются в контексте различных исследовательских программ. Причём не только с учётом человеческого воображения, но и в рамках направления, связанного с получением комплекса эффективных действий креативным социальным субъектом. Он конструирует то будущее время, которое не просто определяется длящимся настоящим и вытекает из него через ряд альтернатив или тенденций, а вполне возможно, наступит через какой-то период времени. Это достаточно интересная проблема, которая в современной социально-философской литературе практически развития не получила. При этом неразработанными остаются вопросы соотнесения альтернативности социального развития с социальной синергетикой.

Степень разработанности темы исследования.

Историко-философские источники и современные исследования в области социальной философии указывают на то, что системный анализ проблемы альтернативности в социальном развитии широкого распространения не получил. Правомерно отметить тот факт, что философы, обращавшиеся к исследованию концепции альтернативистики, нередко использовали систему динамических категорий при исследовании общефилософских и социально-философских аспектов проблемы. Концепция альтернативистики предполагает с общетеоретической позиции выход на метаисследования с использованием концептуального аппарата и терминологии ряда дисциплин, связанных как с социальной философией, так и с историей. Историческая ретроспектива показывает, что идеи Аристотеля и Лейбница во многом повлияли на формирование подобной концепции альтернативного подхода к социальному и историческому развитию. Отметим, что фундаментальные основания концепции альтернативистики можно соотнести с концепцией возможных миров, которая сформулирована Г. Лейбницем в рамках методологии, связанной с признанием логически возможных миров.

Теоретические источники, оказавшие влияние на формирование концепции альтернативистики, связаны с именами И. В. Бестужева-Лады,

Л. М. Баткина, М. А. Васильева, А. Я. Гуревича, А. Туровского, А. Н. Данилова, В. П. Данилова, И. Д. Ковальченко, Р. Карнапа, С. Крипке, Ю. В. Павленко, С. Б. Переслегина, А. Тойнби, П. Ю. Уварова, Р. Фогеля, Н. Фоменко, Я. Хинтикки, Н. Я. Эйдельмана, С А. Экштута.

Специфике роли фактора времени в исследовании альтернатив системного развития большое внимание уделяли Е. П. Аксенова,

A. М. Анисов, 3. Аугустинек, И. Валлерстайн, И. Н. Данилевский,

B. Дильтей, А. С. Карпенко, М. Крессвелл, Я. Лукасевич, В. Ньютон-Смит,

B. И. Пернацкий, В. В. Попов, Р. Томасон, Н. Н. Трубников, Ч. Хэмблин, А. Хемберстоун, В. П. Яковлев. Методологические аспекты нашли отражение в работах В. Виндельбанда, Г. фон Вригта, X. Г. Гадамера, И. А. Гобозова, Н. Я. Данилевского, И. Т. Касавина, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, Р. Коллингвуда, В. А. Лекторского, К. Манхейма, Б. Г. Могильницкого, К. X. Момджяна, А. В. Оболонского, К. Поппера, Н. С. Розова, Д. Э. Харитоновича.

Исследованием корреляции альтернатив и социальных событий занимались В. В. Алексеев, А. Б. Бочаров, И.М. Ерёменко, Г.И. Зверева, Т. Зелдин, Р. Зидер, Г. Зиммель, Т. X. Керимов, Р. Козелек, А. В. Полетаев, И. М. Савельева, Е. М. Сергейчик, Е. В. Соколова, В.К. Финн, К.В. Хвостова, Л. А. Штомпель.

Изучению альтернатив в контексте теории рационального выбора уделили внимание следующие мыслители: Н.С. Автономова, М. Вебер, Э. Гидденс, У. Дрей, А. Г. Здравомыслов, М. Олсон, В.В. Попов, В. Н. Порус, А.Л. Никифоров, Г. И. Рузавин, Г. Саймон, В. С. Стёпин, М. Фармер, М. X. Хаджаров, А. Шаститко, Р. Швери, В. С. Швырёв, Б.С. Щеглов.

Рассмотрению соотношения альтернативности и случайности в социальном развитии посвятили работы: О. Ф. Больнов, Р. Будон, П. С. Гуревич, М. С. Каган, С. П. Капица, А. С. Карпенко, В. И. Каширин,

C. П. Курдюмов, Ю. М. Лотман, Н. В. Пилипенко, В. И. Пржиленский, Ю. В. Сачков, Г. Н. Хон, М. А. Чешков, В. А. Шуков, М. Эпштейн.

Исследованием проблемы предпочтений в рамках альтернативности социального развития занимались такие учёные, как Л.И. Бородкин, Л.Н. Гумилев, H.A. Бердяев, И.Н. Ионов, A.B. Коротаев, Ю.В. Павленко, А. Тоффлер, Э. Трельч, Ф. Фукуяма, Д.Э. Харитонович, Г.В. Эрлих.

В социальной философии вопросы, связанные с ретропрогнозированием и альтернативистикой, нередко синтезируются в рамках социо-синергетического подхода к альтернативистике. Синергетический подход к концепции альтернативистики осуществили в своих работах следующие учёные: Л. И. Бородкин, В. П. Бранский, С. Д. Пожарский, В. С. Булдаков, К. X. Делокаров, Е. Н. Князева, Г. Г. Малинецкий, О. А. Музыка, И. Пригожин, М. В. Сапронов, И. Стенгерс, Е. Топольский, Г. Хакен.

Проведённое исследование вносит вклад в современную концепцию альтернативности в социальном развитии с позиции использования концептуального аппарата современной социальной философии с акцентом на динамические понятия и категории. Список литературы, представленный в диссертации, содержит теоретические источники и практические результаты конструктивного подхода к формированию концепции альтернативности социального развития.

Объект исследования: поливариативность и нелинейность социально-исторических процессов.

Предмет исследования: специфика альтернативности в социальном развитии.

Цель исследования: раскрыть роль альтернативности в моделировании общественного развития.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие основные задачи:

- представить философские основания и теоретико-познавательные аспекты концепции альтернативности;

- исследовать особенности определения альтернативных тенденций социального развития;

- установить основные темпоральные характеристики, определяющие структурные особенности альтернативности;

- изучить особенности синтеза рационального выбора альтернативных вариантов развития социума и рациональных предпочтений социального субъекта;

- рассмотреть специфику корреляции альтернатив и случайностей в социальном развитии;

- проанализировать ситуации эффективности выбора оптимальных вариантов реализации альтернатив в контексте теории рационального выбора.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские методы и принципы исследования, т.е. историзма, конкретности, системности, всесторонности, единства конкретного и абстрактного, логического и исторического в социальном познании, а также такие социально-философские методы, как аналогия, моделирование, сравнительно-исторический и историко-ретроспективный. В соответствии с целью и задачами работы используются компаративистский анализ и междисциплинарный синтез. Применяются методы концептуально-семантического анализа, социального проектирования и социальной прагматики. Общая стратегия исследования основывается на концепции социально-философского анализа трансформирующегося общества с учетом альтернативных тенденций его развития. Существенное влияние на качественное содержание работы оказали труды зарубежных авторов — Р. Арона, Д. Бёрджесса, Г. фон Вригта, А. Данто, Э. Дюркгейма, С. Крипке, Р. Козелека, А. Хамберстона, Я. Хинтикки. В диссертации использованы материалы, принадлежащие И.В. Бестужеву-Ладе, И.Н. Данилевскому, Б.Г. Могильницкому, A.B. Полетаеву, В.В. Попову, Е.М. Сергейчику, И.М. Савельевой, К.В. Хвостовой, Б.С. Щеглову.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой многоплановое исследование, включающее историко-философские, концептуально-семантические, теоретические и методологические вопросы. Исследование проведено в познавательном поле социальной философии, теорий времени, предпочтений и рационального выбора. Научная новизна определяется результатами, которые были получены в ходе решения поставленных задач:

1. Выявлены философские основания и теоретико-познавательная роль альтернативности в социальном развитии.

2. Представлены особенности определения альтернативных путей социального развития, различающихся вероятностью своей реализации.

3. Установлены и описаны основные темпоральные характеристики «направленность», «ветвление», «связность», «антисимметричность», необходимые для адекватного представления альтернативности социального развития.

4. Продемонстрированы особенности синтеза рационального выбора альтернативных вариантов развития социума и рациональных предпочтений социального субъекта в контексте их значимости, эффективности, полезности и степени вероятной реализации.

5. Раскрыты особенности соотношения альтернатив и случайностей в формировании будущих сценариев развития социума в контексте теории рационального выбора.

6. Показано, что эффективность выбора оптимального варианта развития общества непосредственно зависит от способности социального индивида определить наилучшие альтернативные пути развития современного социума.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на публичную защиту, можно резюмировать в следующих тезисах:

1. Конструирование альтернатив развития социума предполагает принятие за основу не локального актуального мира, а рассмотрение подобного альтернативного конструирования с позиции отношения к кризисным или переходным ситуациям социально-исторического процесса. При этом учитываются тенденции общественного развития, которые обозначают сферу альтернатив, перспектив и тенденций, образующую сегмент будущего времени. Исследование альтернативных тенденций и перспектив развития социума связано с использованием, как понятия события, так и случайности в рамках отображения трансформаций социума.

2. Существует проблема выбора пути конкретного варианта реализации исторического процесса, локальных форм, сроков решения различных задач, которые возникают перед социальным субъектом. Отказ от сослагательного наклонения означает толерантное отношение ко всему случившемуся в прошлом. Поэтому исторический процесс в подобном варианте представляет социальному субъекту возможность не только выбора тенденций и перспектив дальнейшего социального развития, но и требует от учёного-философа переосмысления и оценки реализовавшегося варианта, то есть состоявшейся альтернативы и тех альтернатив, которые не реализовались.

3. Исследования в области моделирования социальных процессов показывают, что реально существует ограниченная сфера альтернатив, являющихся теми сценариями, по которым пойдёт социальное развитие после кризисного или нестабильного этапа в развитии социума. Социальный индивид имеет определённые внутренние интенции относительно процесса моделирования, связанные с его мировоззрением, исследовательскими возможностями; он имеет конкретные установки в рамках прогнозирования наиболее оптимального выбора относительно «наилучшей» альтернативы.

4. Теоретическими основаниями рационального решения социального субъекта выступает получение результата, который оценивается как с позиции его адекватности, так и эффективности. Рациональное решение деятельностного субъекта предстаёт в совокупности альтернативных действий, ведущих к результату, соответствующему изначально поставленным целям и задачам. В рамках концепции предпочтений социального субъекта относительно альтернативных действий, связанных с определением спектра возможных сценариев развития общества, предполагается, что пропедевтической основой подобной деятельности является выбор стратегий и методов, способных обеспечить не только эффективность проводимых исследований, но и результативность как реализацию предпочтений, которые определены в качестве наилучших в контексте ряда других предпочтений.

5. Синтез темпоральных структур по отношению к различным кризисным ситуациям в общественном развитии является приоритетным с точки зрения методологии рассмотрения исторических и социальных процессов. Появляется контекст поиска адекватных альтернативных путей не только прохождения тенденций через сферу длящегося настоящего, но и через определённые промежутки времени, в которых они мысленно не являются оценёнными, но получат подобную оценку через конкретный период времени и сформируют сегмент будущего времени.

6. Вероятностные оценки, связанные с риском, не освобождают социального субъекта от ответственности за выбор альтернативы действий, но они позволяют улучшить и адекватно оформить программу действий социального субъекта посредством расширения выразительных средств используемого языка или уточнения логической формы человеческих умозаключений. Признание альтернативности социального процесса означает своеобразное конструирование социальной реальности с позиции существования не только альтернатив, которые наиболее вероятно реализуются в будущем, но и оснований, связанных с переходными периодами и нестабильными ситуациями в рамках трансформирующегося социума.

Научно-практическая значимость исследования. Выводы и результаты настоящей работы имеют практическое применение при использовании концепции альтернативности в определении путей, тенденций и перспектив социального развития реализации в сфере социальной философии, истории, социологии и экономики. Они значимы при исследовании философских проблем методологического характера, связанных с конструированием и моделированием социального развития с учётом альтернативных тенденций развития социальных процессов в современном трансформирующемся обществе. Они могут быть использованы при подготовке и чтении учебных курсов по социальной философии, истории и философии науки, методологии исторического исследования, для методологического обеспечения таких учебных дисциплин: «Философия», «История», «Социология» и «Культурология». Содержание настоящей диссертации может быть применено при разработке и чтении специальных курсов, проведении спецсеминаров по таким направлениям, как модели социального развития, социально-историческое моделирование, методология социологического исследования, теория рационального выбора, теория предпочтений и оценок, альтернативистика и ретроальтернативистика, социальное прогнозирование и проектирование.

Апробация исследования. По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на конференциях различного уровня, в том числе: Международной научной конференции «Ценности и оценки: проблемы философии и науки» (Смоленск, 2009); Международной научной конференции «Современные направления научных исследований» (Екатеринбург, 2010); Международной научной конференции «Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества» (Москва, 2010); Международной научной конференции «Национальная философия в контексте современных глобальных процессов» (Минск, 2010); теоретических семинарах кафедры философии Бердянского государственного педагогического университета и кафедры философии Таганрогского государственного педагогического института, при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2011) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.2.1.3.9223. Научный руководитель проекта - доктор философских наук, профессор В.В. Попов.

14

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Аверина, Наталия Вадимовна

Основные выводы и результаты диссертационного исследования представляются как следующие:

1. Необходимость выбора одного или нескольких возможных решений, либо необходимость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающимися возможностями существует на любом этапе исторического развития. В контексте рассуждений относительно альтернативности развития исторического и социального процесса стало модным использовать концепт «виртуальная история». Если в недалёком прошлом под виртуальным понималось нечто «возможное» или «воображаемое», то есть то, что не состоялось, а возможно и нереальное, то в настоящее время с развитием компьютерной техники, позволяющей конструировать виртуальные миры, наука выступает против того, чтобы действовал принцип относительно того, что «история не знает сослагательного наклонения». Комплексный подход к различным социально-философским источникам или к историософским исследованиям позволяет утверждать, что учёные никогда не отрицали наличие альтернатив, поскольку каждый из них рассматривал процесс развития в рамках конкретного исторического периода или исторической эпохи и всегда предполагал, что то, что произошло и реализовалось-случилось именно потому, что нечто другое как раз не реализовалось.

2. Рассматривая различные варианты альтернативности социальных процессов, происходящих в трансформациях социума относительного будущего и предполагая некоторые тенденции его развития с позиции аналитического подхода, исследователь постулирует, что социальный субъект выдвигает конкретный проект по его реализации. Подобный проект будет реализовываться посредством набора альтернатив и тенденций, которые представляются социально-определёнными. При этом подразумеваются весьма интересные схемы развития социальных и исторических процессов, касающиеся перехода от длящегося настоящего к тенденциям, что связано с операцией актуализации в рамках динамических категорий.

3. Исследуя альтернативные варианты социального развития, исследователь может более адекватно разобраться во всём многообразии представлений и идей социальных субъектов, которые обращались к альтернативным вариантам развития истории предыдущих периодов. В этой связи вполне естественно осмысление и переосмысление тех вариантов социального и исторического развития, которые существовали и которые либо получили развитие к настоящему времени, либо этого развития не получили. В герменевтическом варианте подхода к проблеме происходит своеобразное переживание тех социально-философских или исторических источников, которые отражают ту эпоху, в которой эти альтернативы существовали.

4. Правильное представление об альтернативных вариантах развития в прошлом, их осмысление в настоящем, позволит избежать ошибок в отношении прогнозирования различных альтернативных сценариев в будущем. Это является серьёзной проблемой, так как теории социального прогнозирования и социального проектирования во многом построены на степени вероятности реализуемости комплексов социальных событий, что является весьма значимым, так как кризисные и нестабильные ситуации современного социума вполне естественно вызывают и инициируют ряд таких альтернатив, которые возможно и не имеют под собой достаточно веских оснований для реализации.

5. Моделирование социальных процессов будет осуществляется в рамках выбранной локальной темпоральной концепции с учётом определённой темпоральной структуры. Последняя предполагает специфическую темпоральную референцию, набор базовых и производных темпоральных характеристик, которые будут не только отражать различные сегменты развития социального процесса, но и предполагать анализ его структурных особенностей, установление источников и условий развития этого процесса, а также комплекс проблем, связанных с направленностью развития подобного социального процесса в будущее время. Исследователь сталкивается с такими трансформациями общественного развития, которые предполагают рассмотрение структурных особенностей социального процесса, позволяющие говорить о его альтернативности относительно будущего времени.

6. Рассмотрение проблем альтернативного развития истории, альтернатив развития современного социума и представление этих альтернатив относительно будущего связано с понятием события. Последнее предполагает представление о структуре событий, комплексе событий, выявлении онтологического статуса событий, выяснении концептуальной позиции данного понятия в определённой системе понятий, связанных с динамической системой категорий, отражающих реальную действительность.

7. Рациональное принятие альтернативных сценариев будущего связано с теорией рационального выбора и основывается на том, что социальный субъект сознательно выбирает конкретную альтернативу развития социума, обозначает различные его сценарии, и в рамках теории рационального выбора принимает решения, относительно той альтернативы, которая и представит тенденции социального развития, что сформирует определённый сегмент будущего времени. Предполагается, что социальный субъект осознанно руководствуется теорией рационального выбора и принимает решения, которые направлены на выбор наилучшей и наиболее эффективной альтернативы с позиции предпочтения, которое по отношению к подобным альтернативам даст спектр альтернатив, имеющих наилучшие шансы для реализации.

8. Рассматривая социальный процесс, как процесс, который предполагает развитие в результате цепочки переходов от одного социального события к другому следует отметить, что формируется определённая хронология событий внутри социальных процессов. Поэтому необходимо не только рассматривать в рамках моделей социальных процессов социальные события с точки зрения наполненности их социальными фактами или явлениями, но и с позиции значимости и общезначимости конкретных событий. Иногда исследователю приходится допускать уместные идеализации, касающиеся того, что, анализируя социальные процессы, он на различных альтернативных путях их протекания выделяет действительно тождественные периоды и пытается произвести определённое сопоставление того множества событий, которое в этих периодах содержится.

Диссертация представляет собой достаточно широкие перспективы работы в обозначенном направлении, ближайшими из которых могут быть следующие:

1. В социально-философском контексте перспективными видятся варианты прогнозирования социального моделирования альтернативного развития, которые представляются иногда социальному субъекту как обладающие наибольшей вероятностью успеха, нередко обладают также наибольшей вероятностью провала.

2. В рамках последующих научно-исследовательских проектов, связанных с исследованием альтернатив, необходимо дать представление о возможностях моделирования нереализованного варианта развития исторических событий и процессов как основной части исследовательского проекта в русле конкретного социально-философского исследования или локальной методологии исторического исследования.

3. Достаточно интересным представляется исследование, если любые альтернативы, которые попадают в поле зрения того или иного исследователя, сочетается с другими альтернативами. Это сочетание не всегда является сочетанием, о котором можно говорить с синтетической позиции. Наоборот, в большей степени, дискурс идёт если не о противоречащих или взаимоисключающих между собой альтернативах, то нередко о том, что рассматривается комплекс альтернативных сценариев развития общества как комплекс таких альтернатив, которые являются противоположными друг другу. И в этом смысле весьма интересен семантический аспект, связанный с изучением тех высказываний, которые описывают процессы, коллерирующие с альтернативными тенденциями развития, т.е., в данном случае, речь заходит об установлении истинности так называемых контрфактических высказываний.

4. Представляется интересным обращение к ситуации, когда вероятностный подход к проблеме альтернативных тенденций в трансформациях развития социума предполагает рассмотрение вопросов, связанных с различными интерпретациями самой вероятности в контексте общей проблемы. Поэтому достаточно интересной представляется проблема персоналистской интерпретации вероятности, которая связана с идеями выбора социальным субъектом альтернативы и принятием им решения относительно своего выбора. Как результат подобного выбора возникает «рабочая» альтернатива развития социума и вырабатываются сценарии, с которыми связывается сегмент будущего времени в отношении возможных состояний развития социума в будущее.

5. Достаточную значимость и перспективность имеет исследование, связанное с тем, что ситуации кризиса или ситуации нестабильности, как это не парадоксально, создают весьма существенные стимулы для поиска социальным субъектом определённых стратегически оправданных и конструктивных решений в отношении трансформации преобразований реально существующего социума с выходом на те локальные процессы, которые в нём происходят. В этой связи, конечно, перед социальным субъектом постоянно будет возникать проблема поиска определённого выбора пути оптимального развития социума по отношению к его будущим альтернативным вариантам реализации.

6. Достаточно важным и перспективным представляется анализ ситуации, когда социальный субъект как исследователь должен, в большей степени, опираться на цель исследования, на те фрагменты теории социального выбора, которые не только соотносятся с этой целью, но и соответствуют задачам самого исследования. Следует учитывать различные факторы, которые могут повлиять на то, что данная альтернатива будет являться не только вполне достоверной, но и осуществиться в будущем. Дискурс заходит о том, чтобы не только правильно выбрать модальные и эпистемические концепты, но и те факторы, которые непосредственно влияют на конструирование альтернатив в рамках соотношения аналитического и вероятностного подходов к построению сценариев будущего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Аверина, Наталия Вадимовна, 2011 год

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.,2001. 304 с.

2. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. 160 с.

3. Аксёнова Е. П. История: закономерное развитие или хаос альтернатив? (Методологические заметки) / Москв. Гос. Ун-т коммерции. М., 2000.

4. Алексеев В.В. Прошлое на службе будущего (к вопросу о возможности прогнозирования на основе исторического опыта) // Математическое моделирование исторических процессов. М., 2007.

5. Анисов A.M. Проблема познания прошлого // Философия науки. Вып. 1.-М., 1995.

6. Анисов A.M. Феномен времени // «Credo», 2000, №6.

7. Антология экономической классики в 2-х томах — М., 1992.

8. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М., 1978—1983.

9. Арон Р. Избранное: Введение в вфилософию истории. М.-Спб., 2000.

10. Аскин Я.Ф.Философский детерминизм и научное познание. М., 1977.

11. Ахиезер A.C. Философские основы социальной культурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. №9. С. 12-19.

12. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984. С. 79.

13. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.,1986. С. 108-109.

14. Башляр Г. Научный рационализм. М. СПб., 2000. 395 с.

15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995.

16. Бергсон А. Собр. соч. В 4-х т. Т.1. М., 1992.

17. Бердяев НА. Смысл истории. М., 1990. 175 с.

18. Бестужев-Лада И. В. Ретроальтернативистика в философии истории // Вопросы философии. 1997. №8.

19. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. С. 81-82.

20. Бородкин Л.И. История и хаос: модели синергетики в дискуссиях историков // Историческое знание и интеллектуальная культура. М., 2001.

21. Бородкин Л.И. История, альтернативность и теория хаоса // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000.

22. Бородкин Л.И. Бифуркации в процессах эволюции природы и общества: общее и особенное в оценке И. Пригожина // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер», 2002, №29.

23. Бочаров A.B. Проблема альтернативности исторического развития: историографические и методологические аспекты: автореф. . к. ист. н. Томск, 2002.

24. Бочаров А.Б. Альтернативная история в контексте естественнонаучной парадигмы: версия системного анализа // Фигуры истории, или «общие места» историографии. СПб., 2005. С. 7-18.

25. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетическая философия истории // «Общественные науки и современность». М. 2006 г., №1.

26. Брод ель Ф. История и общественные науки: историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977. С. 115-130.

27. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения/Пер. с фр. М.М. Кириченко; научн. ред. М.Ф. Черныш. М., 1998. - С. 93 -94.

28. Валлерстайн И. Время и длительность: в поисках неисключенного среднего// Философские перипетии. ХГУ, 1998. С.186-197.

29. Васильев М.А. Религиозные дилеммы Руси в 980-е годы: опыт альтернативно-исторического анализа // Славяноведение. 2000. № 6.

30. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 722 с.

31. Виндельбанд В. Прелюдии. М., 2007. 400 с.

32. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. М. 2010.34. фон Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. М., 1986.

33. Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. Пер. с нем / Общ. ред. и вступ.ст. Б.Н.Бессонова. М., 1998.

34. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Рациональность на перепутье. М., 1999. т.1. С. 5-27.

35. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе // Культурология. XX век: Антология. М., 1995.

36. Гегель Г.В.Ф. Философия истории (лекции по философии истории). Гегель Г.В.Ф. сочинение в 14 томах/ перевод с немецкого. М., 19291958. т.8.

37. Гемпель К. Функция общих законов в истории // Логика объяснения. М., 1998, С. 16-31.

38. Гивишвили Г.В. Философия гуманизма. М., 2009. 496 с.

39. Гобозов И.А. Социальная философия. Издание 2. М., 2010. 352 с.

40. Гольбах П.А. Система природы, или законах мира физического и мира духовного // Хрестоматия по философии. /Сост. П.В. Алексеев, A.B. Панин. М., 1997. С. 407.

41. Гребениченко С.Ф. Технология обнаружения ситуаций альтернативности в процессах исторической эволюции. М., 1995.

42. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет // Вопросы философии. 1997. № 9.

43. Гулидов А.И., Наберухин Ю.И. Новые подходы к интерпретации аристотелевской проблемы будущей истинности // Философия науки. 1997. № 1 (3). С. 16-23.

44. Гумилёв Л. Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

45. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. №4. С. 51-62.

46. Гуревич А.Я. История культуры: бесчисленные потери и упущенные возможности // Одиссей. Человек в истории: История в сослагательном наклонении? М., 2000.

47. Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. М., 2009. 200 с.

48. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М., 1999.

49. Данилевский И. Н. Соблазн альтернативы // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000.

50. Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. Минск, 1998. 137 с.

51. Данилов В.П. Падение советского общества: коллапс, институциональный кризис или термидорианский переворот? // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год. М. «Логос». 1999. С. 11-27.

52. Данто А. Аналитическая философия истории. М., 2002. 289 с.

53. Дилигенский Г.Г. Историческая динамика человеческой индивидуальности // Одиссей 1992. 1994. С. 79-108.

54. Дорофеев Д.Ю. Ретроспектива и перспектива в историческом и временном опыте человека // Метафизические исследования. 1997. №2. С. 129-142.

55. Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке // Философия и методология истории. М., 1977. С. 41.

56. Дудник С.И., Солонин Ю.Н. Парадигмы исторического мышления XX века. СПб., 2001.

57. Дюркгейм Э Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 24-31.

58. Зверева Г.И. Морфология социальной истории // Социальная история: проблемы синтеза. М., 1994. С. 35-45.

59. Зелдин Т. Социальная история как история всеобъемлющая // THESIS. 1993. вып. 1.С. 154-162.

60. Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального»//THESIS. 1993. вып. 1. С. 163-181.

61. Зиммель Г. Проблема исторического времени // Философия культуры. Т.1.М., 1996. С. 517, 521.

62. Ивин A.A. Основы логики оценок. М., 1970.

63. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2010. 808 с.

64. Ионов И. Н. Исторический субъект и альтернативы социальной деятельности // Анналы. №3. Донецк, 1992.

65. Каган М.С. И вновь о сущности человека. // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. ст. Вып. I / Под ред. Б.В.Маркова, Ю.Н.Солонина, В.В. Парцвания. СПб., 2001. - С. 49.

66. Канке В.А. Формы времени.-Томск,1984.-267с.

67. Кант И. Сочинения в 6-и т. М., 1964-1966.

68. Кант И. Критика чистого разума. М., 2010. 736 с.

69. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003. 288 с.

70. Карнап Р. Вероятность и индуктивная логика. 1979. С. 574.

71. Карпенко A.C. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990.200 с.

72. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. СПб., 1999.

73. Каширин В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. Ставрополь, 1998. - С.50.

74. Келле В.Ж.; Ковальзон М.Я. Теория и история: проблема теории исторического процесса. М., 1981. 317 с.77.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.