Основные стилевые тенденции в голландской архитектуре конца XVI - XVII вв.: на примере жилой застройки Амстердама тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Кравчунас, Мария Борисовна

  • Кравчунас, Мария Борисовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 320
Кравчунас, Мария Борисовна. Основные стилевые тенденции в голландской архитектуре конца XVI - XVII вв.: на примере жилой застройки Амстердама: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2011. 320 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кравчунас, Мария Борисовна

Содержание.

Введение.

Глава 1. Архитектура Голландии в XVII веке: конструктивные и функциональные аспекты.

§ 1. Экономическое и политическое развитие Нидерландов в XVI - XVII вв. и их влияние на городское строительство.

§ 2. Градостроительное развитие Амстердама.

Глава 2. Архитектура жилых домов в Амстердаме.

§ 1. Застройка частных городских приусадебных участков в Амстердаме XVI -XVII вв.

§ 2. Конструктивные особенности и структура жилых домов в Амстердаме XVI-XVII веков.

§ 3. Общие характерные приемы устройства и оформления фасадов зданий в Амстердаме XVI - XVII вв.

Глава 3. Интерьер и городского дома в Амстердаме XVII века.

§ 1. Особенности экстерьера и интерьера бюргерских домов Голландии в XVII веке.

§ 2. Фарфор в интерьере бюргерского дома.

§ 3. Мебельное убранство бюргерского дома в XVII веке.

§ 4. Интерьер бюргерского дома в картинах голландских художников XVII века.

§ 5. Иностранные влияния на голландский интерьер XVII века.

Глава 4. Черты национальной и региональной специфики в архитектуре Амстердама XVI - XVII веков.

§ 1. Ранний тип фасада жилого дома в Амстердаме XV - п. п. XVII века.

§ 2. Развитие ренессансного направления (-1615 — 1665). Творчество Хендрика де Кайзера.

§ 3. Классицистическая линия в архитектуре Амстердама. Якоб ван Кампен

§ 4. Архитектура жилого дома в Амстердаме в середине XVII века. Филипс Фингбоонс и Юстус Фингбоонс.

§ 5. Развитие «строгого» стиля. Элиас Боуман, Даниэль Штальпет, Андриан Дортсман.

Глава 5. Опыт классификации стилевых направлений в архитектуре Амстердама XVI - XVII веков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные стилевые тенденции в голландской архитектуре конца XVI - XVII вв.: на примере жилой застройки Амстердама»

Актуальность темы. Изучение истории архитектуры Северных Нидерландов XVI — XVII веков представляется особенно интересным с точки зрения определения4 основных направлений стилевой эволюции на примере жилой застройки Амстердама.

В сравнении с пышной блистательной архитектурой Италии и Франции XVI - XVII веков, архитектурные достижения. Голландии на первый взгляд могли бы показаться не столь эффектными и значительными. Но подобное суждение было бы несправедливым:

XVII1 век — пора, когда возникают национальные государства, равно как и национальные школы В" искусстве. В Голландии это эпоха бурного развития во всех областях художественного творчества; а также формирование мощной школы, оказавшей влияние на всё искусство данного периода.

Это время, когда в Нидерландах работали такие видные архитекторы как Хендрик де Кейзер, Якоб ван Кампен, Филипс и Юстус Фингбоонс и др., создавшие замечательные памятники, достойные занять подобающее место в ряду лучших произведений архитектуры того времени.

Памятники- архитектуры Нидерландов ассоциируются со знаменитой триадой Витрувия: «Польза, прочность, красота».

И действительно, главным принципом архитектуры Голландии, выработанным сложными • природно-климатическими условиями и связанным с ними дефицитом площадей- для строительства (северные Нидерланды отличались зыбкими, болотистыми почвами), было преобладание функционального начала: В- силу названных обстоятельств остро стояла и проблема* прочности оснований сооружений, когда требовались немалые усилия дляг проведения целого комплекса инженерных работ, чтобы сделать строительство возможным.

Критерии красоты в архитектуре Голландии, как и в других странах, эволюционировали вместе со сменой исторических, политических и культурных условий, определявших стилевые тенденции в строительстве.

Имея тесные торговые связи почти со всеми европейскими странами, «пропуская через себя» огромное количество иностранцев, Голландия во многом опережала развитие культурной жизни всего мира. Голландцы имели возможность путешествовать вместе со" своими торговыми судами, бороздившими все водные пути земного шара, и были знакомы с культурами разных стран (Илл. 2). Таким образом, Нидерланды, находились в тесном культурном взаимодействии со всем цивилизованным миром того времени, воспринимали и ассимилировали многие тенденции и влияния; в том числе и со стороны Англии, Франции, Германии и Италии.

В XVII веке в Северных Нидерландах изменения в социальном и политическом устройстве общества,, ставшие результатом победы буржуазной революции и провозглашении. Республики Соединенных провинций, главенствующее место в которой принадлежало сильнейшей из всех — Голландии, находят своё отражение, прежде всего, в городской гражданской архитектуре. Общественные процессы оказывали непосредственное влияние на строительство и светский характер застройки.

Эволюция» стиля в архитектуре Северных Нидерландов совершалась на почве сильных национальных, сохранившихся от средневековья, традиций и очень во многом зависела от вкусов и требований, заказчика. Именно поэтому, несмотря на множественные внешние влияния, жители Нидерландов сохраняли самобытность национальной культуры, которая, принимая на свою' благодатную почву различные течения и тенденции, поглощала их и создавала каждый раз новую собственную трактовку стиля, направления. Между тем, несмотря на преобладание национальных традиций, архитектура Нидерландов в. цел ом активно воспринимала внешние влияния; взаимодействуя с европейскими традициями и общими стилевыми тенденциями в искусстве. Своё отражение в ней находят и Ренессанс, и Барокко, и Классицизм;

О стилевой эволюции, в голландской архитектуре конца XVI — начала XVII веков можно говорить на основе анализа,жилой застройки Амстердама:

Недаром для Нидерландов Амстердам олицетворял собой силу и гордость, духа всей; страны. Обстоятельства его строительства;. требовавшие необыкновенного упорства и трудолюбия со стороны его обитателей, характер застройки, в котором преобладают не храмовые сооружения, а. общественные, торговые и жилые здания; состав; горожан, включавший в себя людей разных национальностей; веры; взглядов? и убеждений, — всё это суммирует самое типичное, что отличает голландские города от европейских и противопоставляет Северные Нидерланды Европе.

Чтобы понять, каково было отношение голландцев к своей стране,, её независимости, укладу жизни, и, наконец, к своему правительству, стоит взглянуть на Ратушу Амстердама, построенную Якобом ван Кампеном (1648 - 1655),. оказавшую огромное влияние нал архитектуру европейских стран. В* архитектурном образе этого здания- выражено чувство гордости,, которое испытывали граждане маленькой республики; бывшей исключением среди; абсолютных монархий Европы, её: окружавших,, республики- и торгового города Амстердама в частности, возвысившегося, чтобы стать, наиболее значительным торговым, коммерческим- центром в мире. Характерно, что коммерческая метрополия построила такое дорогое во> всех отношениях здание именно для своего правительства, а не для: церкви. Традиция сооружения монументальных ратуш издавна существовала в Нидерландах. Они олицетворяли величие, вольность и богатство торговых городов. Ратуша в Амстердаме по своим размерам превосходила все подобные строения Европы того времени. Она была построена из камня; очень дорогого для Голландии материала, привозившегося издалека, так как страна не имела собственных месторождений. Каменная облицовка, а также принципы классицизма, создававшие впечатление строгости и торжественности, как нельзя лучше сочетались с идеей величия, заложенной в программе этого сооружения.

В Амстердаме, как и в других городах, характер построек определялся особенностями политического устройства и нуждами горожан. Возводилось много зданий общественного назначения — рынков, бирж, торговых рядов, складских помещений, домов коммерческих компаний, а так же госпиталей и приютов, для престарелых. Начало XVII столетия — это время, когда богатевшее за счёт выгодной торговли и банковских операций голландское бюргерство стало вкладывать значительные средства в строительство своих домов, располагавшихся рядами, вдоль узких улиц и широких каналов. Именно в жилых домах городского патрициата находит отражение всё разнообразие и богатство стилевых направлений в архитектуре этого периода. Строгая, функциональность, обусловленная ограниченностью площадей, формирует индивидуальный образ застройки голландских городов в это время.

Актуальность диссертации «Архитектура жилого дома в Амстердаме XVI - XVII веков» видится в новизне предлагаемого аспекта изучения архитектуры Северных Нидерландов XVI — XVII веков с позиции* выявления основных тенденций стилевой эволюции в голландских постройках. В связи с имеющимся недостатком литературных источников по данному вопросу на русском языке, уместно обратиться к систематизации и анализу стилистических особенностей и планировочных решений, а также творческих приёмов- ведущих архитекторов данного периода, основываясь на материале жилой застройки Амстердама.

Степень изученности темы. К сожалению, исследование стилевых направлений, в жилой архитектуре Амстердама XVII века, как, впрочем, и голландской^ архитектуры, этого периода в целом, не получило широкого освещения в отечественной искусствоведческой литературе.

В согласии со всем складом голландской жизни, далёкой от больших монументальных начинаний, - пишет М.В. Алпатов во «Всеобщей истории искусств», - лучшие художественные достижения Голландии лежали в области станковой живописи», в то время как «скульптура и архитектура не играли большой роли в развитии голландского искусства XVII века»1. Подобной, точки зрения придерживаются и другие специалисты, занимающиеся искусством Голландии XVII столетия.

Очевидно, что существующий круг исследований на русском языке, посвященных истории' западноевропейского искусства, не позволяет получить исчерпывающие сведения о развитии голландской архитектуры этого периода. Когда речь идет об искусстве Италии, Франции или Германии XVII столетия, авторы говорят обо всех видах искусства, включая живопись, скульптуру и архитектуру. Между тем, наберется едва ли десяток томов об искусстве Голландии того же периода, где бы наряду с изобразительным искусством говорилось об архитектуре.

В начале нашего столетия изучению архитектуры Нидерландов XVII века уделялось мало внимания, хотя интерес к архитектурному наследию других европейских стран был велик.

Так, в начале XX века издаётся целый ряд общих работ по истории искусств российских и зарубежных авторов. В» их числе — «История архитектуры» (1907) Опоста Шуази , где речь в основном шла об искусстве Франции и Италии. В том- же году П.П. Гнедич издаёт свою «Историю о искусств», носившую общий характер, где в главе, посвященной Нидерландам, он рассказывает о стране, народе, климате, традициях, иллюстрируя всё это гравированными произведениями голландских художников; он подробно останавливается на фигурах известных живописцев, ни словом " нё~ обмолвившись об" архитектуре. В "«Историй архитектуры» Б.Ф. Флетчера4, вышедшей в Петербурге в 1913 году, как и в

1 Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. — М.-Л.: Искусство, 1948. - С. 203

2 Шуази О. Всеобщая история архитектуры. - М.: ЭКСМО, 2008.

3 Гнедич П.П. История искусств. Зодчество, живопись, ваяние. - СПб.: Изд. А.Ф. Маркса, 1907. Т.2

4 Флетчер Б. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. — СПб., 1913 -1914

Истории искусств» К. Байэ5, переизданной в 1914 году, а так же и в относящейся к концу 20-х годов XX. века «Истории искусств всех времен и народов»- перед авторами не стояло задачи изучения развития-архитектурных традиций Нидерландов.

В современном отечественном; искусствознании} . изучение западноевропейского * искусства XVII века не потеряло научной актуальности. Подтверждением* тому служит наличие большого количества статей и специальных изданий;, авторы которых, как правило, признают ведущую роль Нидерландов в контексте развития европейского искусства этого периода. Между тем, по; сравнению с: началом века, в отношении изучения^ архитектуры Голландии ситуация мало изменилась.

Тем не менее, в числе появившихся^ последние два^ десятка лет работ существуют некоторые, содержащие достаточно цельный обзор голландского зодчества? XVII века. Среди них — две книги из серии «Малая история искусств»: «Западноевропейское искусство XVII века» И*Е. Прусс и «Искусство Голландии XVII века» Е.И. Роттенберга8. Кроме того, перу Е.И. Роттенберга принадлежит обширная; статья об- искусстве Голландии в трехтомной «Истории искусств стран Западной Европы»9 под редакциейА.Д; Чегодаева, где он уделяет внимание эволюции архитектуры. К тому же, обзор эволюции? голландского зодчества можно ■ найти в седьмом томе «Всеобщей истории архитектуры», под редакцией A.B. Бунина, в:статье О.И. Брайцевой «Архитектура Голландии- конца XVI — первой половины XIX века»1 Между тем, углублённого анализа творчества ведущих архитекторов, а также их произведений почти не встречается.

5 Байэ К. История искусств. Живопись, скульптура, архитектура. - СПб, 1914

6 История искусств всех времен и народов. - Л.: ПЛ. Сойкин, 1929. Книга 5

7 Прусс И.Е. Малая история искусств. Западневропейское искусство XVII века. — М.: Искусство, 1974

8 Ротенберг Е.И. Малая история искусств. Искусство Голландии XVII века. - М.: Искусство, 1971

9 История искусства стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века / Под ред. А.Д. Чегодаева. -М.: Искусство, 1980. Т. 1-3

10 Всеобщая история архитектуры Т.5-7 / Отв. Ред. A.B. Бунин.— М.: Изд. Литературы по строительству, 1969

Интерьеру голландского жилого дома XVII века посвящена глава в книге Н.Ю. Бирюковой11 о прикладном искусстве западной Европы XVII — XVIII веков.

К сожалению, основная» масса изданий по истории искусства XVII века в разделах, касающихся голландского искусства этого периода, сосредотачивает свое внимание на эстетических, философских и социально-экономических проблемах и, в первую очередь, в живописи. В то же время архитектура, переживающая небывалый до тех пор расцвет, остаётся в тени и удостаивается лишь мимолетных упоминаний^

Таким> образом, современная отечественная литература не может предложить достаточно- полного исследования развития архитектуры - в. Голландии XVII века.

Иначе дело обстоит в зарубежной научной литературе, в особенности в голландских искусствоведческих трудах.

В первой половине XX века зарубежом выходят два значимых труда по истории голландской архитектуры. Один из них, книга «Old Houses in Holland» C.P. Джонса, изданая в 1913 году, содержит исследование жилого дома в Голландии-XVI — XVII веков. Автор рассматривает городские, а также сельские здания, их структуру и интерьер. Выделяя общие черты характерные для страны в целом, он лишь вскользь обращается ^ зданиям Амстердама, в то время как его жилая архитектура именно в этот период даёт большое многообразие конструктивных и стилистических решений.

В первой четверти XX века в Голландии в известном издательстве Martinus Nijhoff выпускается трёхтомник Ф. Фермёйлена «Handboek tet de

13

Geschiedenis der Nederlandsche Bouwkunst» . Издание представляет уникальный исторический и фотографический материал. Недаром именно этот труд становится- настольной книгой* исследователей голландской

11 Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII - XVIII вв. - JL: Искусство, лен. отделение, 1972

12 Jones R.S. Old Houses in Holland. - London, Paris, New York: The Studio LTD, 1913 1

Vermeulen F.A.J. Handboek tet de Geschiedenis der Nederlandsche Bouwkunst. Dl. 1-3. — Gravenhage 1928- 1931 архитектуры. Помимо схем и таблиц в тексте, каждый из трёх томов сопровождается отдельным альбомом иллюстраций.

Во второй половине XX века было издано достаточно много интересных с научной точки зрения трудов по голландской архитектуре и декоративному убранству голландского дома XVI — XVII веков:

Так, традиции декоративного оформления голландских домов посвящена книга «Nederlandish Scrolled Gables of the XVI and XVII centuries»14, написанная в 1978 году Хенри-Расселом Хитчхоком, где автор делает попытку проследить источники влияний на орнаментику щипцов фасадов в XVI - XVII веках.

Интересным, и полезным- источником представляется монография английского автора В. Кайпера (W. Kuyper), вышедшая в 1980 году, «Dutch Classicist Architecture»15, который исследует англо-голландские влияния и связи в архитектуре Северных Нидерландов XVI — XVII века. Примечательно, что автор пишет о голландской архитектуре и садах в рамках исследования об англо-голландских отношениях с 1625 по 1700 год, о влиянии английской архитектуры эпохи классицизма на голландскую архитектуру XVII века.

В 1993 году вышел двухтомник «Bouwen in Amsterdam»16, изданный на основе архивных материалов и документов о раскопках и реставрации-зданий в Амстердаме, где суммированная Занткайлом (HJ. Zantkuijl) информация освещает развитие конструктивных особенностей, строительства со- дня основания Амстердама до XVIII века. Двумя годами позже это исследование было дополнено и доработано. В результате появилась книга «Huisen in

14 Hitchcook H.-R. Nederlandish Scrolled Gables of the XVI & XVII centuries. - New York: University Press, 1978

15 Kuiper W. Dutch Classicist Architecture & A Survey of Dutch Architecture, Gardens and Anglo-Dutch Relatins from 1625 to 1700. - Delft University Press, 1980

16 Zantkuijl H.J. Bouwen in Amsterdam Vereniging Vrienden van de Amsterdamse Binnenstad Gemeentrijk buren Monumentzorg / Gemeentearchief Amsterdam: Architecture & Natura, 1993

17 • • •

Nederland. Amsterdam» , ставшая результатом совместной работы Занткайла и нескольких других голландских специалистов по искусству и архитектуре.

Интересно выделить еще один вид научной литературы по исследуемой теме — монографии, посвященные голландским садам. В 1943 году в Гааге вышла, книга Анны Бейнфей (Anna Beinfait) «Oude Hollandsclie Q, • *

Tuinen» (Старые голландские сады) . История садового искусства Северных Нидерландов, представленная? в книге, охватывает период с 1500 по 1750 годы.

Большую главу о приусадебных участках в Голландии; XVII века, можно найти: в книге В. Кайпера (Kuyper W.) «Dutch Classicist Architecture andj A Survey of Datch Architecture, Gardens and Anglo-Dutch Relations from 1625 to 1700», о которой мы. уже писали выше. Автор даёт много качественных оценок стилевым; и конструктивным: особенностям садового искусства Голландии; Между тем Кайпер в основном сосредотачивается: на загородных усадьбах Северных Нидерландов, а о городских участках упоминает лишь вскользь, не останавливаясь на конкретных примерах. Главной чертой? его« подхода стало рассмотрение садового искусства через

I . призму характерных архитектурных приёмов того или иного периода.

Также среди всего, многообразия научной литературы по истории архитектуры. Голландии« XVI — XVII веков, не менее важны исследования непосредственно по истории Голландии. История? становления Амстердама как европейского экономического и? торгового центра* XVII века подробно прослеживается сотрудниками; Исторического музея- Амстердама Рене Кйстемакер и Ролофом ван Гел дером. В основу этого богато иллюстрированного альбома «Amsterdam the Golden Age 1275 — /795»19 легли

17 Huisenin Nederland. Amsterdam: Architectuuristorische verkenningsn aan de hard bezit van de Vereninging H. De Keyser prof. Dr Ir. R. Meischke, dr. Ing. H.J.Zantkuijl ing W Raue, drs. R.T.E.E. Rosenberg. - Amsterdam: Waanders Uitgevers, Zwolle Verenigning H, De Keyser, 1995

18 Beinfait A. Oude Hollandsche Tuinen - Hague, 1943

19 Kistemaker R, Gelden van R'. Amsterdam the Golden Age 1275 — 1795. - New York: Abbeville Press Publishers, 1983 материалы богатейшей коллекции амстердамского исторического музея, а также опыт предшествующих исследований других авторов, таких как Боксер (С. R. Boxer)20, Халей (К. Н D. Haley)21 и др.

Богатый иллюстративный материал для сравнения даёт большое количество иностранных путеводителей по Амстердаму, изданных в большом количестве в 1980-1990-х годах. Среди них следует отметить лл путеводитель «Amsterdam Architecture. А Guide» , изданный в 1992 году. I

Для изучения внутренней обстановки бюргерского дома превосходным документальным материалом могут служить картины голландских живописцев XVII века, таких как Питер Янсенс, Питер де Хох, Ян Вермеер, Эмануэль де Витте, чьи работы достаточное количество раз воспроизводились как в зарубежных, так и отечественных изданиях.

Таким образом, все вышеуказанные труды могут служить ценным источником информации для изучения жилого бюргерского дома в Амстердаме XVI - XVII веков. Но общий характер отечественных исследований не позволил авторам подробно остановиться на творчестве ведущих голландских архитекторов XVI — XVII веков. Что же касается жилого городского дома, то он удостаивается лишь мимолётного < упоминания; и как' отдельное направление в общем процессе развития архитектуры почти не рассматривается. В зарубежной, а в особенности в голландской литературе изучение архитектуры патрицианского дома занимает важное место, при этом городской дом изучается как самостоятельное явление в нидерландской архитектуре; в целом эти работы богаты фактическим и иллюстративным материалом, основанным на архивных исторических документах и могут служить ценным источником информации для изучения жилого бюргерского дома в Амстердаме XVI — XVII веков.

20 Boxer C.R. The Dutch Seaborne Empire, 1600 - 1800. - London, 1965

21 Haley K.H. The Dutch in the 17 th century. - London, 1972

22 Amsterdam Architecture. A Guide / Editor - Guus Kemme. - Amsterdam: Uitgeverij Thoth, 1992

Однако, тема изучения основных стилевых направлений в архитектуре Голландии XVI — XVII веков на примере застройки Амстердама представляется новой и актуальной не только на фоне недостатка информации по этому вопросу в отечественном искусствоведении. Отдельного издания * о стилевой эволюции амстердамского патрицианского дома не было-до сих пор и в зарубежной литературе.

В свете новизны предлагаемого^ аспекта изучения архитектуры Северных Нидерландов' с точки зрения выявления основных тенденций эволюции стилей в4 голландских постройках XVIГ века, и имеющегося* недостатка литературных источников по данному вопросу, уместно было бы применить метод, сравнения! творческих пpиeмoвí ведущих архитекторов этого времени, а также внешних стилистических особенностей и планировочных решений; основываясь на материале жилой застройки Амстердама:

Целью настоящего исследования стало рассмотрение процесса* стилевой эволюции голландской архитектуры конца- XVI — XVII веков, с опорой на анализ жилой застройки Амстердама. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Осветить особенности градостроительных тенденций в Нидерландах на примере Амстердама.

2. Охарактеризовать жилой дом в Амстердаме как определенный архитектурный тип. Рассмотреть особенности планировки городского участка, структуру и особенности внутреннего убранства жилого дома в Амстердаме XVI — XVII веков.

3. Определить степень влияния личности архитектора на формирование стиля в жилой архитектуре Амстердама в изучаемый период. Дать краткую характеристику творчества ведущих голландских архитекторов XVI - XVIГвeкoв.

4. Выделить и классифицировать основные стилевые тенденции в архитектуре Амстердама XVI - XVII веков.

5. Определить, место и значение голландского жилого дома в общем процессе развития североевропейской архитектуры.

Объектом исследования является жилой дом в Амстердаме XVI — XVII веков.

Предмет исследования - стилевая эволюция голландской архитектуры конца XVI - XVII веков в совокупности конструктивных, функциональных и эстетических аспектов на примере жилой застройки Амстердама.

Хронологические рамки исследования (XVI — XVII века) совпадают с периодом, бурного развития экономики и культуры Нидерландов, создавшим предпосылки для роста населения и, в частности, активного строительства в Амстердаме.

Методология и методы исследования:

1. Сравнительно-исторический метод, опирающийся на всесторонний анализ и систематизацию доступных материалов.

2. Структурно-типологический метод, в основу которого положена классификация фасадов жилых домов в Амстердаме XVI — XVII веков по стилевым признакам и составление на, этой основе стилевых рядов, отражающих развитие архитектуры в этот период.

Методологическая особенность, работы заключается в системном подходе, позволяющем рассматривать жилой патрицианский дом через призму развития стилевых направлений в архитектуре Голландии XVI — XVII веков.

Системный анализ жилой застройки Амстердама периода расцвета дает возможность проследить формирование стилевых особенностей городской архитектуры Нидерландов XVI — XVII веков, и показывает, что данный период представляет научный интерес именно насыщенностью и причудливым соединением приёмов и мотивов разных архитектурных стилей.

В связи с этим, важной частью работы явился альбом изображений жилых зданий Амстердама XVI - XVII веков, а) представленных в хронологическом порядке, б) структурированных по стилевому признаку.

Научная новизна исследования.

Проблема; поставленная в диссертации (изучение структуры, а так же особенностей развития стиля городского жилого дома в Амстердаме XVI — XVII веков) до настоящего времени не получила достаточно полного освещения в отечественной литературе.

На теоретическом уровне обобщаются материалы, посвященные истории формирования городского патрицианского дома в Амстердаме XVI — XVII веков, опубликованные в отечественною и зарубежной литературе и дополняются материалами архивной работы автора в Нидерландах.

На фактологическом уровне уточняются особенности формирования городской застройки Амстердама, связанные с геоклиматическими условиями местности, определившими дефицит площадей под застройку, и как следствие, планировку, как частного городского участка, так и форму, и планировку жилого дома в Амстердаме XVI — XVII веков:

Практическое значение работы^заключается в том, что-изложенные в диссертации материалы по истории жилой архитектуры Амстердама XVI — XVII века дают основательную базу для дальнейшего изучения^ истории голландской- жилой архитектуры и градостроительства. Фактический материал диссертации может быть использован, при подготовке пособий и вузовских курсов по истории европейской архитектуры XVI - XVII веков.

На защиту диссертации выносятсяхледующие положения'. 1. Выявление и обоснование факторов формирования архитектурнопланировочных и интерьерных особеностей бюргерского дома в Амстердаме XVI - XVII вв., которые находились в тесной зависимости от географических, природных и климатических условий Северных Нидерландов и бытовых потребностей голландцев.

Обоснование роли личности архитектора процессе формирование стиля в голландской городской архитектуре; выявление специфики творческого метода авторов на основе анализа произведений и стилистических приёмов ведущих мастеров в Амстердаме XVI -XVII веков.

Обоснование полистилистичности в городской архитектуре Амстердама' XVI — XVII вв.: параллельное существовование стилевых направлений, что представляется характерным признаком развития стиля в голландской архитектуре XVII века. Выявление и анализ основных стилевых направлений в городской архитектуре Амстердама XVI - XVII.

Первая' тенденция — объединяет дома, в которых четко прослеживается сочетания национальных корней со средневековой архитектурой.

В архитетуре зданий, представляющих вторую тенденцию, мотивы маньеризма и барокко накладываются на традиционные строительные и декоративные приёмы, сохранившие черты готической архитектуры.

Третью тенденцию, можно было бы охарактеризовать, как «ортодоксально-ренессансную» тенденцию, когда архитекторы обратились к итальянской архитектуре эпохи Возрождения. Четвёртая тенденция развивает более строгие классицистические приёмы.

Пятая тенденция представляет сочетание барочных мотивов с ренессансно-классицистическим ордером.

Архитектурное наследие как историчский источник изучения повседневной жизни голландского бюргерства. Сохранившаяся архитетура, планировка и интерьеры жилых домов XVI — XVII вв. в Амстердаме позволяют изучить и реконструировать обыденную жизнь голландского бюргера до мельчайших деталей.

6. Рассмотрение интерьеров голландского жилого дома XVI — XVII вв. на примере живописных произведений и образцов прикладного искусства того времени.

Диссертация (объём текста 168 стр.) состоит из введения, четырёх глав и заключения. Основной текст дополняется приложениями с биографиями ведущих архитекторов, примечаниями, списком литературы (132 названия), списком иллюстраций и альбомом (180 илл.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Кравчунас, Мария Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избранная тема — изучение жилого бюргерского дома, а также систематизация стилевых направлений в жилой архитектуре Голландии XVII, века — до сих пор не была, предметом специального исследования в отечественной практике. В этом убеждает анализ литературы, из которого видно, что изучение голландской архитектуры XVII века в. целом и архитектуры Амстердама в частности отодвигается на второй план или вообще отсутствует в большинстве изданий по истории искусства этого периода, или. имеет общий;, поверхностный характер. Между тем, на сегодняшний день в распоряжении исследователей имеется ряд гравированных изданий XVII и XVIII века, а также обширный фотоматериал, дающие возможность , говорить о типологии зданий и стилевой эволюции в голландской архитектуре Х\У1 века;

Для. рассмотрения конструктивных особенностей и структуры патрицианского дома в Амстердаме, а также систематизации и классификации стилевых направлений-в архитектуре Голландии XVII века, в работу были включены материалы современной искусствоведческой литературы, а так же фотографии; опубликованные в различных изданиях.

История Амстердама богата событиями, определившими1 его усиление и расцвет в, конце XVI — XVII века, когда город становится торговой и финансовой столицей всей Европы. Это период формирования социальных, а также экономических условий, в которых стал возможен расцвет строительства. Недаром XVII век отмечен большим количеством градостроительных мероприятий в Амстердаме, вызванных быстрым ростом населения. Особый интерес для исследования представляет процесс планирования и расширения города, связанный с проведением ряда сложных гидротехнических мероприятий. Немаловажную роль в развитии архитектуры играло возросшее благосостояние амстердамского патрициата, богатевшего за счег выгодных банковских и торговых операций. В XVII веке характер городской застройки формировался, прежде всего, под влиянием социального заказа, что даёт возможность говорить о развитии рынка в области строительства. Наиболее распространённым типом здания в Амстердаме становится частный, патрицианский дом, многочисленные примеры которых позволяют исследовать основные принципы строительства конца XVI - XVII веков:

Природные условия северных Нидерландов повлекли за собой развитие гидротехники в регионе. Анализ методов укрепления грунта для закладки основания под фундамент жилого городского дома в Амстердаме позволяет говорить, о разнообразии конструктивных и инженерных решений в этой области. Вместе с тем, формирование принципов планирования городского участка, а также рассмотрение внутренней структуры жилого дома, его интерьера и обстановки на основе живописных произведений голландских художников XVII века, даёт возможность дополнить представление о жилом амстердамском доме, как архитектурном типе.

На фоне традиционных строительных приёмов в архитектуре Амстердама XVI - XVII веков не может не поражать богатство декоративных решений фасадов жилых домов. Характер ритмической организации с большими оконными проёмами и маленькими-промежутками между ними не позволял декоративно обогатить фасады. Поэтому элементы орнаментального и скульптурного оформления, в основном концентрируются на вытянутом щипце. И здесь решающие влияние оказывают вкусы заказчика, его положение в обществе и размеры, кошелька. Между тем, нельзя* забывать и о склонности голландцев к традиционализму, который проявляется как в планировании зданий, так и в их декоре. Последствием тесных контактов Амстердама с европейскими странами стало взаимное влияние во многих областях, в том числе и в архитектурном декоре. Но, несмотря на силу воздействия внешних традиций, голландские города сохраняют свой нецовторимый облик. Школа архитектуры Амстердама воспринимает многие иностранные влияния, но прежде чем усвоить, перерабатывает их, придавая им национальную окраску.

В XVII веке на смену безымянным строителям-подрядчикам приходят архитекторы-художники, каждый из которых обладал собственным характерным почерком, обозначившим этапы развития голландской архитектуры того времени. Поэтому рассмотрение вопроса о национальной и региональной специфике в архитектуре Амстердама конца XVI - XVII веков опирается на анализ творческой, деятельности наиболее известных нидерландских архитекторов. Можно вполне определённо утверждать, что каждое из таких имён, как Хендрик де Кейзер (1565 - 1621), Якоб ван Кампен (1595 - 1657), Филипс (1607 - 1678) и Юстус (1620 - 1698) Фингбоонсы, Даниель Штальперт (1615 - 167-6), Адриан Дортсман (1663 — 1682) и Элиас Боуман (1636 — 1686), характеризует то или иное направление в архитектуре рассматриваемого периода. Поэтому большое внимание было уделено анализу наиболее значимых произведений этих архитекторов. Таким образом, удалось наглядно показать конструктивные и декоративные приёмы, свойственные разным стилевым направлениям конца XVI — XVII веков.

Процесс рассмотрения материала в хронологическом порядке выявил важную особенность амстердамской архитектуры, состоящую в параллельном существовании нескольких стилевых направлений в одних и тех же временных рамках. Чтобы представить эти тенденции более наглядно, в работе была предпринята систематизация материала по стилевым признакам и на этой основе были сформированы и терминологически определены стилевые направления. Каждое из них было обозначено соответствующим буквенным индексом.

Первое направление объединяет дома, чьи кирпичные фасады с ярко выраженным ярусным членением и ступенчатыми щипцами во многом наследуют средневековым принципам строительства. Здания, представляющие второе направление, развивают другую традицию, сосуществующую с первой тенденцикй и тоже имеющую в своей основе национальные корни. Основоположником этого направления считается Хендрик де Кайзер; Во втором направлении мотивы маньеризма и барокко накладываются на традиционные строительные и декоративные приёмы, сохранившие черты- готической архитектуры. Третье направление можно было бы охарактеризовать, как «ортодоксально — ренессансное», чьим источником послужили / итальянские архитектурные трактаты и увражи, имевшие широкое распространение в Голландии того времени. Постройки, наиболее полно характеризующие данное направление; принадлежат Якобу ван Кампену. Если третье направление восновном;ориентировалось на облик итальянского- палаццо;, то« четвёртое: развивает более строгие классицистические приёмы. В; частности: на? первый/ план, выступает мотив треугольного классицистического: фронтона; заменившего традиционный щипец; а также распространяется: введение колоссального ордера на фасадах жилых, домов. Пятое направление, представляющее сочетание барочных мотивов с ренессансно-классицистическим ордером; наиболее полно воплотилось в творчестве:Филипса Фингбоонсаг

Анализ; составленных «стилевых рядов» показывает не только характерные черты каждого направления;, но- и позволяет говорить об эволюции внутри каждой' тенденции, а также о силе влияния! национальной традиции в Голландском зодчестве.

В результате произведённого анализа застройки: Амстердама XVII: века можно сделать вывод, что архитектура Голландии этого периода не даёт единого стиля в строгом смысле этого слова. Между тем, можно говорить о ряде: параллельно существовавших стилевых направлений, что само по себе представляется характерным признаком развития стиля в голландской архитектуре XVIIвека.

Говорить о сильном влиянии средневековой голландской архитектуры на архитектуру европейских государств не приходится, так как Нидерланды развивали общеевропейскую средневековую традицию. Между тем, совпавший с расцветом экономики подъём в архитектуре выдвинул Голландию на передовые позиции. Как известно исследователям истории архитектуры, голландцы были первыми протестантами, ставшими строить' большие храмы и начавшими экспериментировать с крестовым, циркульным и протяжённым планами сооружений. Основываясь на ретроспективном обзоре европейской архитектуры можно предположить, что не только зрелый голландский классицизм 1630 — 1670 годов* создал образцы, например, для английской архитектуры, но и ранний стиль, Хёндрика де Кайзера (1565 — 1621), и более поздний строгий стиль 1670 - 1700 годов могли быть интересными для'заимствования. Особенно сильное влияние на архитектуру северной» Германии, Англии и Скандинавии оказал голландский, классицизм Якоба ван Кампена (1595 — 1657). Проекты построек Филипса Фингбоонса (1614 - 1678), а так же Элиаса Боумана (1635 - 1686) и Адриана Дорсмана (1663 — 1682)' приведённые в известном издании «ОгасМепЬоек] е», могли использоваться как лондонскими архитекторами, так и строителями. Дании и северной Германии.

Слава Голландии как передовой державы долго оставалась привлекательной^ для* многих европейских стран. В XVI — начале XVII века она всё ещё оставалась, пожалуй, одной из самых прогрессивных стран не только в торговой, финансовой сфере, но и в области градостроительства и городского хозяйства. Даже утратив былое влияние в экономической и политической жизни Европы, государство торговцев и мореплавателей ещё долго сохраняло свой блеск и престиж торговой метрополии, оставаясь синонимом всего прогрессивного. И в конце XVII, и в XVIII веке на Голландию ещё оглядываются в поисках рациональных решений в сфере политики, финансового (банковского), административного и коммерческого опыта. Помимо этого Нидерланды дали богатый материал для заимствований в области строительства (облик и устройство голландских городов того времени были на высоте), разработки новых инженерных и агротехнических приёмов.

На основании изложенных в исследовании материалов, в ходе рассмотрения городского жилого дома XVI - XVII веков в Голландии, на примере застройки Амстердама, делаются следующие выводы.

1.Природные условия; северных Нидерландов повлекли за собой развитие: гидротехники; в регионе, определили формирование структуры Амстердама с дефицитом* площадей и плотной застройкой* Эти факторы, безусловно; лежат в основе формирования: строительных приемов, а также типа жилого дома в Амстердаме XVI — XVII веков. Анализ методов укрепления* грунта для« закладки основания под фундамент жилого городского дома в Амстердаме позволяет говорить, о разнообразии конструктивных и инженерных решений в этой области.

2. Вместе с тем; формирование принципов планирования) городского участка, а также рассмотрение внутреннего .устройства жилого дома, его интерьера и обстановки на основе живописных произведений голландских художников XVII века, даёт возможность сформулировать понятие жилого амстердамского дома, как особого в европейской архитектуре тех лет и судить о его роли в контексте развития европейского жилого дома:

3. В XVI - XVII веках из ряда других смежных строительных специальностей выделяется профессия архитектора, предполагавшая специальное художественное и инженерное образование. Личность архитектора начинает играть ведущую роль в процессе формирование стиля. Анализ произведений ведущих архитекторов этого периода (Хендрика де Кёйзера, Якоба ван Кампена, Филипса Фингбоонса, Юстуса Вингбоонса, Элиаса Баумана, Адриана Дортсмана) позволяет охарактеризовать творческий метод авторов, а также проследить развитие стилистических приемов в архитектуре Амстердама XVI — XVII веков.

4. В результате произведённого; анализа на основании застройки Амстердама XVII века можно сделать вывод, что архитектура Голландии этого периода не даёт единого стиля; в строгом смысле этого слова. Между тем, можно говорить о ряде параллельно существовавших стилевых направлений, что само по себе представляется характерным признаком развития стиля в голландской архитектуре XVII века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кравчунас, Мария Борисовна, 2011 год

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 2. Искусство эпохи Возрождения и Нового времени. — М., Л:: Искусство, 1948 412 с.

2. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Изд. АХ СССР, 1963. 425 с.3:Архитектурно-строительный словарь на четырех языках. Под ред. Л. Тышинского. Warszawa: Wyd-wa naukowc techniczne, 1963. - 492 с.

3. Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI XVII веках. - М.: Иностранная литература, 1949. — 394 с.

4. Байэ К. История искусств. Живопись, скульптура, архитектура. — СПб.,1914. 263 с. Издательство?

5. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII — XVIII вв. Л.: Искусство, 1972. - 239 с.

6. Борисовский Г.Б. Красота и польза в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1975. -Т. 1.-129 с.

7. Бунин A.B. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс. — М.: Всесоюзная Академия Архитектуры, 1935. — 232 с.

8. Бунин A.B., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Т.

9. М.:' Стройиздат, 1979 - 425 с.

10. Бэкон, Ф. О садах // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. — Т. 2. — М.: Мысль, 1972.-582 с.

11. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 805 с.

12. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. — СПб.: Грядущий день, 1913. — 164 с.

13. Винер Е. Н., Ребок М. В. Книги по архитектуре, изданные в XVII — XVII веках на русском, итальянском, латинском, немецком и др. языках. — Л:, 1957.- 12 с.

14. Всемирная история. / Под. ред. М.М. Смирина, И .Я. Знаткина, А С. Самойло, С.Д. Сказкина, В.И. Шункова. — М: Изд. Социально-экономической литературы, 1958. Т. 4. — 824 с.

15. Всеобщая история архитектуры. / Отв. ред. A.B. Бунин. — М.: Изд. литературы по строительству, 1966 — 1977. Т. 5 686с.

16. Искусство XVII — VIII вв. // Всеобщая история искусств. Т. 4. - М.: Искусство, 1963. — 479 с.

17. Гартман К.О. Стили от ренессанса и до наших дней. — Рига: Наука и жизнь, 1915. 157 с.

18. Гершензон-Чегодаева Н.М. Классическое искусство запада. Сборник статей. М.: Наука, 1973. - 273 с.

19. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество, живопись, ваяние. Т. 2. Эпоха Возрождения. Италия, Нидерланды. Испания. Германия. — СПб.: Изд. А. Ф.Маркса, 1907. 685 с.

20. Голлербах Э.Ф. Искусство эпохи возрождения и Нового времени История искусства всех времен и народов. Кн. 5. Л.: П. П. Сойкин, 1929.- 280 с.

21. Дживелегов А.К. Средневековые города Западной Европы. — СПб.: Изд. акционерного общества «Брокгауз и Эфрон», 1902. — 248 с.

22. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение. Страны Западной Европы XVII — VIII в. — М.: Искусство, 1989.-318 с.23. 23.Доброклонский М.В., Никулин H.H. Искусство Голландии XVII века

23. История искусства зарубежных стран XVII — XVIII веков. Под ред. В.И. Раздольской. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 199 с.

24. Знамеровская Т.П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве.- Л.: Общество Знание РСФСР, 1975. 39 с.

25. Из истории классического искусства Запада / Сб. статей. Всесоюзный НИИ искусствоведения Министерства культуры СССР. Под ред. М.Я. Либмана. М.: Искусство, 1980. - 223 с.

26. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. — М.: Искусство, 1985.-175 с.

27. Иконников A.B. Эстетические проблемы архитектуры. — М.: Знание, 1970.-48 с.

28. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции и Англии. XIV XV века. М.: 1994.-459 с.

29. Искусство стран и народов мира. Краткая Художественная энциклопедия. М., 1962 - 1981. Т. 1-5.

30. История искусств от Возрождения до начада XX века. / Под ред. А. Д. Чегодаева. 1,2,3 тома. -М.: Искусство, 1975.

31. История искусства зарубежных стран XVII XVIII веков. / Под ред. В. И. Раздольской. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 199 с.

32. История искусства стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века / Под ред. А.Д. Чегодаева. М.: Искусство, 1980. Т. 1 - 3.

33. История средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. — М.: Высшая школа, 1977.-Т. 2.-335 с.4

34. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2 Эстетические учения XVII XVIII веков ред. сост. В.П: Шестаков. — М.: Искусство, 1964. - 835 с.

35. Кожин H.A., Сидоров A.A. Архитектура средневековья. М.: Гос. Арх. издательство СССР, 1940. - 168 с.37. • Кохно Б.И. Садово-парковое искусство. — JL: Общество «Знание», 1980. -36 с.

36. Краут Ф., Мейер Фр. Плотничные и столярные работы при внутренней отделке зданий. СПб.: изд. Г. В. Гольстена, 1901. - 208 с.39. 38.Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XVII — XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. -JI.: Искусство, 1988.-231 с.

37. Курбатов В.Я. Сады и парки. СПБ.: Издательство Товарищества М. О. Вольф, 1916.-732 с.

38. Лебедев B.B. Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры. -М.: Стройиздат, 1993. 254 с.

39. Лившиц H.A. и др. Искусство XVII века. Италия. Испания. Фландрия. Голландия. Франция. Исторические очерки. М.: Искусство, 1964. - 408 с.

40. Лихачёв Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. — Л.: Наука, 1982. 343 с.44. 43.Лозинский С.Г. История Бельгии и Голландии в Новое время. -СПб.: Брокгауз и Эфрон, б. г. 194 с.

41. Лозинский С.Г. Средние века. Очерк социально-экономической жизни средневековья. — Пг.: Просвещение, 1922. — 191 с.

42. Моран Анри, де История прикладного искусства от древних времён и до наших дней. М.: Искусство, б. г. - 578 с.

43. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. М.: Стройиздат, 1989. — 350 с.

44. Паппе A.M. Голландская бытовая живопись. Городской быт. Л.: Издательство комитета популяризации художественных изданий при ГАИМК, 1927.-35 с.

45. Прусс И.Е. Малая история искусств. Западноевропейское искусство XYII века. М.: Искусство, 1974. - 383 с.

46. Ренессанс, Барокко, Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV — XVII веков. Сб. статей. М.: Наука, 1966.-348 с.

47. Розенберг A.B. Подвал, его устройство, использование и осушка. — Л.: Академия художеств, 1925. 61 с.

48. Розенталь Р., Ратуха Ч. История прикладного искусства нового времени. Перевод с английского Д. В. Сильвестрова. М.: Искусство, 1971.-223 с.

49. Роттенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVIII века. Памятники мирового искусства. — М.: Искусство, 1971. 104 с.

50. Ротенберг Е.И. Малая история искусств. Искусство Голландии XYII века. -М.: Искусство, 1971. 235 с.

51. Ротенберг Е.И. Реалистические основы голландского искусства эпохи расцвета: автореф. дисс. / МГУ. М., 1956. - 16 с.

52. Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XYII — XIX веков. Эстетические и теоретические предпосылки. М.: Стройиздат, 1987.-190 с.

53. Свистунов С. Очерк по истории голландской философии. СПб: 1992.59 с.

54. Серебрянный JI.P. Нидерланды: традиции и современность. М.: Наука, 1990.-159 с.

55. Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. — JL: Изогиз, 1933. — 570 с.

56. Соколов В.В. Голландская философия // Философская Энциклопедия. Т. 2. -М.: Мысль, 1983. 750 с:

57. Соколов В.В. Европейская философия XVI XVII веков: учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1984. — 448 с.

58. Типы сельского жилища в странах зарубежкой Европы. М.: Наука, 1968.-376 с.

59. Тэн И. Философия искусства. Пер. Н. Соболевского. JL: Изогиз, 1933. -159 с.

60. Фехнер Е. Ю. Голландская жанровая живопись XVII века. — М.: Искусство, 1979. — 264 с.

61. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова, 6-е издание. М.: Изд. Политической литературы, 1987. — 560 с.

62. Флетчер Б.Ф. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. Вып. 2. Средневековая архитектура. — СПб.: 1912. 460 с.

63. Флетчер Б.Ф. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. Вып. 3. Архитектура возрождения в Западной Европе и архитектурные стили Востока. СПб.: 1914. — 716 с.

64. Фукс Э. Иллюстрированная энциклопедия йравов. Буржуазный век. — М.: Республика, 1994.-441с.

65. Хейзинга И. Осень средневековья. — М: Наука, 1988. — 540 с.

66. Шрамкова Г.И. Искусство Возрождения. Италия, Нидерланды, Германия, Франция. — М: Искусство, 1977.— 336 с.

67. Шуази О. Всеобщая история архитектуры. М.: ЭКСМО, 2008. - 704с.

68. Юсупов Э.С. Словарь терминов: архитектуры. СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994.— 431 с:

69. Якимович А.К. Барокко и духовная культура XVII века // Советское искусствознание. — 1976 (2). Вып. 1. — с. 109.

70. Amsterdam. Amsterdam, 1993. - 348 с.75. Amsterdam. 1987. - 450с.

71. Amsterdam Architecture. A Guide. Editor Guus Kemme. — Amsterdam: Uit-geverij Thoth, 1992. - 850 c.

72. Barbour V. Capitalism in Amsterdam; in the XVI Ith century; Baltimore, 1950.-395 c.

73. Beinfait A. G. Oude Hollandsche Tuinen Hague, 1943. - 650 с

74. Beinfait A. G: Oude Hollandsche Tuinen Hague, 1943. - 720c. .

75. Beward in het Hart Gemeente. -Amsterdam: 1965.-210 с n

76. Boxer C. R. The Dutch: Seaborne Empire, 1600 1800. - London: 1965. -431 c.

77. Burke G. L. The making of Dutch towns. A study in urban development from the tenth to the seventeenth centuries. London, 1956. - 390c.

78. Christensen A. E. Dutch Trade to the Baltic about 1600. The Hague, 1941. -540c.

79. Doelman Ben de Baat Heir is Amsterdam. Utrecht: Bruna, 1959. - 350 c.

80. Een Amsterdams Grachtenboekje uit de Zeveintiende Eeuw (introduction by LH. van Eeghen). — Amsterdam, 1963. 55 с. с ил.

81. Elias J: E. De Voedschap van Amsterdam, 1578 1795. - Haarlem, 1903 -1905.- 198 c.

82. Ewerbeck Franz Die Renaissance in Beigen und Holland. Leipzig, Seeman, 1891.-380 c.

83. Fockema Andreae S. J., Kuile E. H. ter, Hekker R. C. Duizend Jaar Bouwen in Nederland, Vol. 2. Amsterdam, 1957. - 725 c.

84. Fouguet P: Vues d Amsterdam, (гравированные таблицы XVIII век). 50 с.

85. Fremantle К. The Baroque Town Hall of Amsterdam Utrecht: Haentijens Dekker & Gumbert, 1959. - 450 с.

86. Gauldie, R. Walking Amsterdam London: New Holland (Publishers) LTD, 1996. - 160 с. сил.

87. Grachtenboek van Caspar Philips een Hendrick in Beperkte Oplage. -Amsterdam: Uitgeverij minerva, 1967. 540 c.

88. Haley К. H. D. The Dutch in the XVIIth century London: 1972. - 290 c.

89. Heyden A. van der. The glory of Amsterdam. An explorers guide. -Amsterdam. & Brussels: Elsevier, 1975. — 650 c.

90. Hitchcook H.-R. Nederlandish Scrolled Gables of the XVI & XVII centuries -New York: University Press, 1978. 865 c.

91. Holland: Oxford: Phaidon, 1987. - 275 c.

92. Janse H. Building Amsterdam. Amsterdam: De Brink, 1994. - 96 с. с ил.

93. Jones Sydney R. Old Houses In Holland. London, Paris, New York: The Studio LTD, 1913. - 152 с. с ил.

94. Kistemaker R., Gelder R. van. Amsterdam the Golden Age 1275 1795. -New York: Abbeville Press Publishers. - 1983. - 280 с. с ил.

95. Kleijn К., Smit J. Amsterdam, Monumenten en grachtenpanden. -Amsterdam: Atrium, 1993. — 75 с. с ил.

96. Korniss Peter Amsterdam. Album. Budapest: Corvina, 1987. - 560 c.

97. Kuyper W. Dutch Classicist Architecture & Gardens and Anglo-Dutch Relations from 1625 to 1700. Delft: Delft Uni-versinu Press, 1980. -615 c.

98. De Nederlandse Monumenten 1975. - 530 c.

99. Lambert A. M. The Making of the Dutch Landscape; an Historical Giogra-phy of the Netherlands. London-New Yourk: 1971. - 458 c.

100. Мак G. Amsterdam. The Brief Life of the City. London: The Harvill Press, 1999.-338 c. сил.

101. Meischke R. Amsterdam, Burgerweeshuisi, van Geschiedenis en Kunst, etc. -TheHague.-410 c.

102. Meischke R. Het klassicisme van 1620 160. - Assen, 1967. - 350 c.

103. Morren T. Het Huis Honselaarsdijk. Leiden, 1909. - 198 c.

104. Murray J. J. Amsterdam in the Age of Rembrandt. Norman, 1967. - 390 c.

105. Neurdenburg E. Hendrik de Keiser, Beeldhouwer en Bouwmeester van 110. Amsterdam. Amsterdam, 1929. - 450 c.

106. Ozinga M. D. De Nederlandse Bouwkunst van het onstaan der Republiek tot de tijd van Prins Willem III. Zeist-Antverp: Kunstgeschidenis der Nederlan-den, 1964.-598 c.

107. Pevsner N. A Dictioary of Architecture. — London: 1975. 767c.

108. Price J. C. Culture and Society in the Dutch Republik during the XVIIth Century. London, 1974. - 565 c.

109. Post Pieter. Architecture. Leiden: 1715. - 380 c.

110. Regin D. Traders, artists, burgers; a cultujral history of Amsterdam in the XVIIth century. Assen, 1976. - 470 c.

111. Rosenberg J., Kuile E. H. ter, Slive S. Dutjch Art and Architecture, 1600 -1800. Amsterdam: Harmonthworth, 1966. - 358 c.

112. Roest L. De Dolphin Herrezen (The Reburth of the Dolphin) Amsterdam: 1967.-575 c.

113. Salomon de Bray Architectura Moderna ofte Bouwinge van Onsen Tyt introduction E. Taverne. Davaco Publishers, Soest: 1971. - 870 c.

114. S ekler E. F. Wren and his Place in European Architecture. London, 1928. -659 c.

115. Slothouwer D. F. Amsterdamsche Hüize, 1600 1800. - Amsterdam, 1928. -367 c.

116. The Golden Age. The XVTI-th century, in the Amsterdam Historical Museum. Amsredam Historisch Museum: 1993. - 32 c. c hji.

117. Thiel P. J. J. van Hundred golden Memories. Rijksmuseum. Amsterdam. -Amsterdam: Rijksmuseum-Stichting, 2000. 118 c. c hji.

118. Vermeulen F. A. Jl Handboek tet de Gescniedenis der Nederlandsche Bou-wkunst. Dl. 1-3. Gravenhage, 1928 - 1931. - 497 c:

119. Vier Eeuwen Herengracht, Geveltekeningen van alle Huizen aan de Gracht, Twee Historische Overzichten. en de Beschrij genaars en Bewoners. -Amsterdam: Genootsch, 1935:-297c.

120. Viruly A. & Schölte H. Birds-eye view of the Netherlands. Amsterdam: Van Holkema, 1992. - 75c.

121. Wattjes J. G., Warners F. A. Amsterdams Bouwkunst en Stadsschoon 1306 1942, 3-d revised edition. - Amsterdam, 1948. - 545 c.

122. Witkamp P. H. Amsterdam in schetsen. Amsterdam, 1862. - 270 c.

123. Yerburg F. R. Old Domestic Architecture of Holland: 1924. - 395 c.

124. Zantkuijl H. J: Bouwen in Amsterdam. Vereniging Vrienden van de Amster-damse Binnenstad Gemeentrijk buren Monurrientzorg. Gemeentearchief Amsterdam. Amsterdam: Architectura & Natural, 1993. - 757 c. c hji.

125. Zantkuijl H. J., Hettema C, Horst A. J. van,der, Fischer P. Erf en tuin in Oud Amsterdam. De ontwikkeling van het omjsloten erf en de stadstuinen in de binnenstad. Amsterdam: Amsterdams Historisch Museum, 1982. - 95 c.

126. Zo Groeide Amsterdam: 1275 1975. - Amsterdam: Cloeck en Moedigh bv., 1990.-375 c.

127. Houten E. van Grachtenboek — reprint of 1662. -355 c.1. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

128. Карта исторического центра Амстердама.

129. Торговые маршруты и водные пути в Северных Нидерландах около 1450 года.

130. Карта Амстердама 1544 года.

131. Карта расширения Амстердама 1612 года.

132. Карта расширения Амстердама 1655 года.

133. Карта расширения Амстердама 1795 года.

134. Состав почв в районе Амстердама.

135. Тип фундамента, применявшийся в начале XV века.

136. Ростверковый фундамент, использовавшийся в XV веке для больших построек с кирпичными стенами.

137. Ростверковый фундамент с обвязкой из обтесанных балок, скреплённых "в ласточкин хвост", использовавшийся в XV веке для больших построек с кирпичными стенами.

138. Фундамент из свай, скреплённых попарно. Применялся со второй трети XVII века.

139. Деревянный каркас дома, характерный для построек в Амстердаме XV XVI веков.

140. Балка потолка опирается на деревянную консоль.

141. Тип средневекового окна с застеклённой верхней частью и ставнями внизу, использовавшийся до конца XVII века.

142. Окно "французского" образца с подъёмной нижней частью.

143. Бегинхоф (Ве§іп1ю£) 34, начало XV века.

144. Бегинхоф (Begmhof) 34, начало XV века. Деревянный каркас. Зидайк (геесіук) 1, 1544,18. "ШАер§еп"

145. Зидайк (геесіук) 1,1544, "Неї Aepgen", разрез

146. Сэйнтанненстраат (Біпі Аппепзіхааі:) 12,1565.

147. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 14, Wapen van Riga/ "Leeuwenburg", 1605.

148. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 14. Wapen van Riga/ "Leeuwenburg", 1605. До реставрации

149. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 14. Wapen van Riga/ "Leeuwenburg", 605. Разрез.

150. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 14. Wapen van Riga/ "Leeuwenburg", 1605.

151. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 14, Wapen van Riga/ "Leeuwenburg", 1605. Деталь интерьера.

152. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 249 "Дом на трёх каналах", примерно 1610. Главный фасад

153. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 249 "Дом на, трёх каналах", примерно 1610. Боковой и задний фасады.

154. Раппенбург (Rappenburg) 13, 1614.

155. Раппенбург (Rappenburg) 13, 1614. План и разрез.

156. Раппенбург (Rappenburg), 13, 1614. Интерьер.

157. Раппенбург (Rappenburg), 13, 1614. Интерьер, альков.

158. Ньювебрюгстег (Nieuwebrugsteeg), 13, 1618.

159. Блумграхт (Bloemgracht), 87-89-91, 1642.

160. Херенграхт (Herengracht) 81, 1625.

161. Сингел (Singel), 83-85, 1652

162. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal),40, Ons' Lieve Heer op Solder ("Our Lord in the Attic"), 1661/63.

163. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal), 40, Ons' Lieve Heer op Solder ("Our Lord in the Attic"), 1661/63, интерьер

164. Хендрик Де Кайзер (1565-1621).

165. Хендрик Де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (Keizersgracht) 123, "Дом с головами", 1622. Главный фасад.

166. Хендрик Де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (Ке1гег5§гасЬ1) 123. "Дом с головами", 1622. Задний фасад.

167. Хендрик Де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (Ке1гег8§гас111) 123. "Дом с головами", 1622. Детали главного фасада.

168. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (Ке12ег8§гасМ) 123, "Дом с головами", 1622. Лепной декор главного фасада.

169. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (Ке12ег8дгасЫ) 123. "Дом с головами", 1622. Рисунок главного фасада.

170. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (К^е^гасЫ:) 123. "Дом с головами", 1622. Рисунок главного фасада. Рисунок из ОгасМепЬоек

171. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (К^е^гасЫ:) 123, "Дом с головами", 1622, Чертёж заднего фасада до реконструкции правого щипца.

172. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (Ке1ге^гас111;) 123, "Дом с головами", 1622. Чертёж главного фасада.

173. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (Ке12е^гас1и) 123, "Дом с головами", 1622. План.первого этажа.

174. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (Ке12ег8§гасЫ) 123, "Дом с головами", 1622. Портал из белого песчаника, рисунок.

175. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (К^ге^гасЫ;) 123, "Дом с головами", 1622. Портал из белого песчаника

176. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (Ке12е^гасЫ;) 123, "Дом с головами", 1622. Камин в большом зале.

177. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Кайзерзграхт (К^ге^гасЬ!) 123, "Дом с головами", 1622. Входная дверь.

178. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Одезайдз Форбургвол (0ис1е2цс18 УоогЬиг§\уа1) 57, Бе весгоопёе Е.аер, 1615.

179. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Одезайдз Форбургвол (ОиёегусЬ УоогЫщ*\уа1) 57, Бе Оесгоопёе Иаер, 1615.

180. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 57, De Gecroonde Raep, 1615. Лепной декор фасада.

181. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 57, De Gecroonde Raep, 1615/

182. Сингел (Singel) 140-142, Vergulde Dolphijn, 1600, Architectura Moderna.

183. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Сингел (Singel) 140-142, Vergulde Dolphijn, 1600.

184. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Сингел (Singel) 140-142, Vergulde Dolphijn, 1600, главный фасад.

185. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Сингел (Singel) 140-142, Vergulde Dolphijn, 1600. План нижнего этажа.

186. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Сингел (Singel) 140-142, Vergulde Dolphijn, 1600. До реставрации

187. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Сингел (Singel) 140-142, Vergulde Dolphijn, 1600. Во время реставрации

188. Ворота Agnietenkapel. 1571.

189. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Херенграхт (Herengracht), 170-172, 1617, "Дом Бартолотти". Главный фасад.

190. Хендрик де Кайзер (1565-1621). Херенграхт (Herengracht), 170-172, 1617, "Дом Бартолотти". Современный план дома.

191. Якоб ван Кампен. (1595-1657).

192. Якоб ван Кампен (1595-1657). Ратуша Амстердама, 1648-1665.

193. Якоб ван Кампен (1595-1657). Дом Коймансов, 1625. План.

194. Якоб ван Кампен (1595-1657). Дом Коймансов, 1625.

195. Якоб Ван Кампен (1595 -1657) Оудебрюгстег (Oudebrugsteg) 7, 1638.

196. Филип Вингбоонс (1614 -1678). Херенграхт (Herengracht) 168, 1638. Дом Майкла По.

197. Филип Вингбоонс (1614 1678). Херенграхт (Herengracht) 168, 1638. Проекты дома Майкла По из Grachtenboek

198. Филип Вингбоонс (1614 1678). Херенграхт (Herengracht) 168, 1638. Проект дома Майкла По.

199. Филип Вингбоонс (1614 1678). Херенграхт (Herengracht) 168, 1638. Дом Майкла По.

200. Филип Вингбоонс (1614 1678). Херенграхт (Herengracht) 168, 1638. Дом Майкла По. Интерьер.

201. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal)239, 1634.

202. Филип Вингбоонс (1614 1678). Кайзерзграхт (Keizersgracht) 319, 1639. Дом Даниеля Сойера.

203. Филип Вингбоонс (1614 1678). Кайзерзграхт (Keizersgracht) 319, 1639. Дом Даниеля Сойера.

204. Броуверзграхт (Brouwersgracht) 218,1650.

205. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 187, 1663.

206. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 187, 1663. Детали фасада.

207. Рокин (Rokin) 145, 1642/43

208. Рокин (Rokin) 145 147, 1642/43. План.

209. Рокин (Rokin) 145 -147, 1642/43.

210. Рокин (Rokin) 145 -147, 1642/43. Проект фасадов

211. Филип Вингбоонс (1614 1678). Проект дома Ианна Хайдекопера, 1639. Сингел (Singel) 548.

212. Филип Вингбоонс (1614 1678) Проект участка дома Иоана Хайдекопера (loan Huydekooper), 1639, на канале Сингел 548.

213. Филип Вингбоонс (1614 1678). Дом Николаса Сойера, 1640. Первый проект (сверху), Осуществлённый проект (внизу). Не сохранился.

214. Филип Вингбоонс (1614 — 1678) Кловениерзбургвол (Kloveniersburgwal) 95. Проект дома Иоанна Поппена, 1642.

215. Филип Вингбоонс (1614 1678). Кловениерзбургвол (Kloveniersburgwal), 95. Проект дома Иоанна Поппена, 1642.

216. Филип Вингбоонс (1614 — 1678). Проект фасада с каннелюрами, около 1648 года.

217. Филип Вингбоонс (1614 1678). Херенграхт (Негег^гаЫ:) 364 - 370, СготЪоиЙншеп, 1660 - 1662.

218. Филип Вингбоонс (1614 1678). Херенграхт (Herengraht) 390 - 392, 1665.

219. Филип Вингбоонс (1614 — 1678). Проект дома Де Хааса, 1671.

220. Филип Вингбоонс (1614 — 1678). Проект дома Де Хааса, 1671. Современный вид.

221. Юстус Вингбоонс (1620/21 1698). Дом братьев Трип на канале Кловенирсбурхвол (К1оуепіег8Ьиг§\уа1), 29, 1660 - 1662.

222. Юстус Вингбоонс (1620/21 — 1698). Дом братьев Трип на канале Кловенирсбурхвол (КІОуепіегзЬш^аІ), 29. 1660 1662. Дымовая труба в форме мортиры

223. Юстус Вингбоонс (1620/21 1698). Дом братьев Трип на канале Кловенирсбурхвол (К1оуепіег8Ьш^\уа1), 29, 1660 - 1662. Проект фасада.

224. Юстус Вингбоонс (1620/21 1698). Дом братьев Трип на канале Кловенирсбурхвол (КІоуепіегБЬш^аІ), 29, 1660 - 1662. План участка дома братьев.

225. Юстус Вингбоонс (1620/21 1698). Дом братьев Трип на канале Кловенирсбурхвол (КІоуепіегвЬш^аІ), 29, 1660 - 1662. План первого этажа.

226. Юстус Вингбоонс (1620/21 1698). Дом братьев Трип на канале. Кловенирсбурхвол (К1оуепіег8Ьи^\уа1), 29, 1660 - 1662. Интерьер коридора.

227. Юстус Вингбоонс (1620/21 1698). Дом братьев Трип на канале Кловенирсбурхвол (КІоуепіегзЬш^аІ), 29, 1660 - 1662. Плафон парадного зала второго этажа.

228. Юстус Вингбоонс (1620/21 1698). Дом братьев Трип на канале. Кловенирсбурхвол (Kloveniersburgwal), 29, 1660 - 1662. Пилястры, обрамлявшие камин

229. Блумсграхт (Bloemgracht) 89, 1642 "De Steeman", "De Zeeman", "De Landman".

230. Блумсграхт (Bloemgracht) 89, 1642. "De Steeman", "De Zeeman", "De Landman". Фотография 1947 года.

231. Блумсграхт (Bloemgracht) 89, 1642. "De Steeman", "De Zeeman", "De Landman". Задний фасад

232. Блумсграхт (Bloemgracht) 89, 1642. "De Steeman", "De Zeeman", "De Landman". План.

233. Блумсграхт (Bloemgracht) 89, 1642. "De Steeman", "De Zeeman", "De Landman". Разрез.

234. Блумсграхт (Bloemgracht) 89, 1642. "De Steeman", "De Zeeman", "De Landman". Интерьер.

235. Адриан Дортсман (1635 — 1682). Проект дома Сикса, 1666. Херенграхт (Herengracht) 619.

236. Адриан Дортсман (1635 — 1682). Кайзерзграхт (Keizersgracht) 674 672, 1671.

237. Адриан Дортсман (1635 — 1682). Кайзерзграхт (Keizersgracht) 674 672, 1671, Проект.

238. Адриан Дортсман (1635 1682). Херенграхт (Herengracht) 456, 1671. Утрачен.

239. Адриан Дортсман (1635 — 1682). Херенграхт (Herengracht) 623, 1674.

240. Адриан Дортсман (1635 1682). Амстел (Amstel) 216, 1672, (из Danckerts' Grachtenboekje).

241. Элиас Бауман (1635\6 — 1686). Проект португальской синагоги, прим. 1671.

242. Элиас Бауман (1635\6 1686). Проект португальской синагоги, главный фасад, прим. 1671.

243. Элиас Бауман ( 163 5\6 1686). Амстел (Amstel) 226 -224, 1672.

244. Элиас Бауман (1635X6 — 1686). Синтантонисбреерстраат (Sint Antoniesbreerstraat) 69, De Pinto House, 1680.

245. Первое направление. I. Одезайдз Форбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 14, 1605. "Burcht van Leiden".

246. Первое направление. II. Клаес Адриаенс Одезайдз Форбурхвол (Oudezijdz Vooburgwal) 249/ гримбургвол (Grimburgwal)/ Одезайдз Ахтербургвол (Oudezijds Achterburgwal), 1610. "Дом на трёх каналах".

247. Первое направление. III. Ньювебрюгстег (Niewebrugsteeg) 13/ Сэйнт Олофспорнт (St.Olofspoort), 1618. "In de Lompen".

248. Второе направление. I. Хендрик де Кёйзер (1565-1612). Сингел (Singel) 140-142, 1600. "Vergulde Dolphijn".

249. Второе направление. II. Хендрик де Кейзер (атрибуция). Оудехугстраат (Oude Hoogstraat) 24, 1605. "Oostindisch Huis" (Дом Ост-Индской компании").

250. Второе направление. III. Хендрик де Кейзер (1565-1612). Сингел (Singel) 423, 1606. "Bus of Tuighuis".

251. Второе направление. IV. Хендрик де- Кейзер (атрибуция). Одезайдз Форбургвол (Odezijdz Vooburgwal) 22, начало XVII века. "Int Slodt Egmondt".

252. Второе направление. V. Хендрик де Кейзер (1565-1612). Одезайдз Форбургвол (Oudezijdz Vooburgwal) 57,1615. "Gecroonde Reap".

253. Второе направление. VI. Хендрик. де Кейзер (1565-1612). Херенграхт (Herengracht) 170-172, 1617. "Дом Бартолотти".

254. Второе направление. VII. Херенграхт (Herengracht) 120, 1615. "Coningh van Denemarken".

255. Второе направление. VIII. Питер де Кейзер (1595-1676). Кайзерзграхт (Keizersgracht) 123, 1622. "Huis met de Hoofden" ("Дом с головами").

256. Третье направление. Якоб ван Кампен (1595-1657). Кайзерзграхт (Keizersgracht) 177, 1624. "Goymanshuizen" ("Дом Коймансов").

257. Четвёртое направление. I. Хаарлемстраат (Haarlemmerstraat) 75, 1615. "Дом Ост-Индской Компании".

258. Четвёртое направление. II. Якоб ван Кампен (1595-1657). Йоденбреерстраат (Jodenbreestraat) 4-6, 1633. "Rembrandthuis". ("Дом Рембрандта").

259. Четвёртое направление. III. Якоб ван Кампен (атрибуция). Оудебрюгстег (Oudebrugsteeg) 7, 1638. "Accijnshuis".

260. Четвёртое направление. IV. Филипс Вингбоонс (1614-1678). Оудезайдз Ворбургвол (Oudezijds Voorburgwal) 316, 1655. "Ladder Jacobs".

261. Четвёртое направление. V. Элиас Бауман! (1635X6 1686). Оинтантонисбреерстраат (St. Antonies Breestraat) 69, 1671. "Pintohuis".

262. Четвёртое направление. VI. Юстус Вингбоонс (1620/21-1698). Кловенирзбургвол (Kloveniersburgwal) 29, 1662. "Trippenhuis" ("Дом братьев Трип").

263. Пятое направление. I. Филип Вингбоонс (1614-1678). Херенграхт (Herengracht) 168, 1638. "Witte Huis".

264. Пятое направление. II. Филип Вингбоонс (1614-1678). Кайзерзграхт (Keizersgracht) 319, 1639.

265. Пятое направление. III. Филип Вингбоонс (1614-1678). Сингел (Singel) 460, 1662. "Odeon".

266. Пятое направление. IV. Филип Вингбоонс (1614-1678). Херенграхт (Herengracht) 364-370, 1662. "Cromhouthuizen".

267. Пятое направление. V. Филип Вингбоонс (1614-1678). Оудетурфмаркт (Oude Turfinarkt) 145, 1642. "Дом Свилинка" (P.J.Sweelinck).142. "Семь добродетелей" (деталь). "Накорми голодного", 1500. Райксмузей, Амстердам

268. Карта Корнелиса Антониса, 1544 г. Сады в окрестностях Старого и Нового Монастыря.

269. Карта Корнелиса Антониса, 1544 г. Сады на каналах Херенграхт и Кайзерзграхт.

270. Оудекеркенсплейн (Oudekerksplein) (ок. 1560 — 1590 гг.).

271. Сад при городском доме. Гравюра. XVII век. Из книги С. van de Passe "Hortus floridus".

272. Питер де Хох (1629 1683). "Семья у беседки", 1660.

273. Питер де Хох (1629 1683)". "Садовый Домик".

274. Питер де Хох (1629 1684). "Женщина, пьющая с двумя мужчинами", 1658. Национальная галерея, Лондон.

275. Питер де Хох (1629 1684). "Хозяйка и служанка", ок. 1660. Государственный Эрмитаж.

276. Питер де Хох (1629 — 1684) "Читающая женщина с ребёнком", 1622 -1666. Современное местонахождение не известно.

277. Питер де Хох (1629 1684). "Мальчик, передающий женщине корзину в дверях", 1600 - 1663. Wallace Collection, Лондон.

278. Ян Вермеер (1632 — 1675) Письмо, 1666. Райксмузей, Амстердам.

279. Эмануэль де Витте (1616/17 — 1692) "Женщина, играющая на клавесине", Dienst Versreide Rijkskollekties.

280. Питер Янсенс Элинга (1632 — 1682). "Читающая женщина". Stadel Institute,Франкфурт.

281. Корнелис де Ман (1621 1706). "Игроки в шахматы" 1670. Szepmuveszeti Muzeum, Будапешт.

282. Корнелис де Ман (1621 1706). "Меняла" (The Gold Weigher), 1670 -1675. Частная коллекция, Монреаль.

283. Питер де Хох (1629 1684). "Двор с беседкой и пьющими людьми". 1658. Частная коллекция Великобритания.

284. Питер де Хох (1629 1684). "Мать, шнурующая корсет рядом с колыбелью", 1661 - 63, Gemäldegalerie, Берлин.

285. Питер де Хох (1629 1684). "Женщина, пьющая с солдатами", 1658, Лувр, Париж.

286. Питер де Хох (1629 1684). "Женщина, качающая ребёнка", 1658 - 60, Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско.

287. Питер де Хох (1629-1683). Буфетная.

288. Питер де Хох (1629 1683). Посланник.

289. Питер де Хох (1629 1683). Интерьер.

290. Интерьер голландского дома.

291. Буфет из черного дерева и слоновой кости. Райксмузей, Амстердам

292. Голландский буфет. Музей Клюни, Париж

293. Кровать. XVII век, Голландия.

294. Стулья. Райксмузей, Амстердам.

295. Стулья. Райксмузей, Амстердам.

296. Хогстратен. Больная дама. Райксмузей, Амстердам.

297. Ян Стен. Устричный пир. Гаага

298. Я. Кедик. Интерьер. Брюссель.

299. Г. Терборх. Урок музыки. Национальная галерея, Лондон.

300. Ян Венике. Интерьер. Брюссель.

301. Г. Метсю. Завтрак. Картинная галерея, Дрезден.

302. Маро. Интерьер спальни и кровать.178. Маро. Зеркала.179. Маро. Часы.

303. Питер Ван Норт. За шитьем. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.