Архитектура города Рыбинска конца XVIII - начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Емельянова, Мария Сергеевна

  • Емельянова, Мария Сергеевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 212
Емельянова, Мария Сергеевна. Архитектура города Рыбинска конца XVIII - начала XX веков: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ярославль. 2004. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Емельянова, Мария Сергеевна

Введение.

Глава I. Формирование архитектурного облика уездного города:

Рыбинск конца XVIII - первой половины XIX веков

1.1 Архитектура как градостроительная компонента

Рыбинска

1.2 Тенденции классицизма в формировании городской среды Рыбинска

1.3 Храмы периода классицизма 68 Выводы

Глава II. Развитие архитектурного облика уездного города:

Рыбинск второй половины XIX - начала XX веков

2.1 Социокультурные основания жанровой дифференциации архитектурных сооружений

2.2 Стилевые доминанты архитектурного облика Рыбинска как целостного градостроительного феномена

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектура города Рыбинска конца XVIII - начала XX веков»

Культурные процессы в Верхневолжье в период с конца XVIII века по начало XX века имели разнообразные художественные выражения. Одним из них является архитектура. Эволюция в области архитектуры и градостроительства есть знак и симптом глобальной общекультурной динамики, захватившей русскую провинцию, - и вместе с тем эта эволюция представляет собой самодостаточный предмет научного интереса.

Эта работа посвящена тенденциям в архитектуре конца XVIII - начала XX веков в одном из самых заметных, значительных городов Верхневолжья, Рыбинске. В период конца XVIII - начала XX веков происходит формирование «исторического ядра» городов, на основании которого можно судить о своеобразии российской архитектуры указанного периода. Рыбинск относится к числу таких городов. И в то же время он обладает явными самобытными чертами культурного развития. Специфична и провинциальная рыбинская архитектура.

Актуальность исследования связана с тем, что художественная культура русской провинции конца XVIII - начала XX веков, привлекая внимание философов, культурологов, искусствоведов, художников, выступает как ориентир в поиске новых путей культуры, искусства и жизни на новом рубеже - рубеже тысячелетий. Осмысление закономерностей развития провинциальной культуры является важнейшим условием развития регионального самосознания, элементом современного культурного самоопределения.

Сегодня самобытность русской культуры осознается как особого рода ценность. Искусство русской провинции осмысляется как необходимая составная часть российской художественной культуры. В этом своем качестве оно вызывает острый интерес теоретиков и практиков искусства, общества в целом. Не в последнюю очередь это относится и к архитектуре. Учет закономерностей ее развития и высших достижений, понимание важности и значимости архитектурной традиции в провинциальном городе имеют существенное значение в современном осмыслении культурного развития, формирования новой городской среды XXI века.

Актуальность исследования связана также с тем, что в современной социокультурной ситуации заново определяется роль русской провинции как хранителя традиций в сфере духовности и культуры, и, в частности, в архитектуре, а также как создателя культурных новаций. В связи с этим современная провинция остро нуждается в осознании себя как носителя традиции и генератора оригинальных форм и смыслов.

Цель исследования - выявление типологических особенностей формирования архитектурного облика провинциального города Рыбинска в период конца XVIII - начала XX века. Этим обусловлены задачи исследования:

1. Выявить особенности архитектуры как градостроительного компонента Рыбинска в период конца XVIII - начала XX века;

2. Рассмотреть стилевые доминанты архитектурного облика Рыбинска периода конца XVIII - начала XX века;

3. Обозначить социокультурные основания жанровой дифференциации архитектурных сооружений;

4. Раскрыть особенности интерпретации идей барокко, классицизма, эклектики и модерна на провинциальной почве Рыбинска.

Проблема исследования состоит в установлении внутреннего движения формы и стилей в процессе складывания архитектурного облика Рыбинска.

Объектом исследования является архитектурный процесс в крупном уездном городе в период с конца XVIII по начало XX века.

Предмет исследования - архитектура Рыбинска конца XVIII - начала XX веков.

Хронологические рамки исследования определены историческим периодом становления русской провинциальной архитектуры Нового времени.

Рыбинск получил статус уездного города во время городской реформы XVIII века, что характерно для центральной части России. Город совмещает качества самобытности и типичности. Он многими чертами похож на старые русские города, но обладает и явным «лица необщим выраженьем», схватываемым уже при первом знакомстве с городом.

Провинциальная архитектура имеет ряд особенностей, обусловленных как объективными причинами: государственными реформами в области градостроения, экономическими возможностями и потребностями заказчиков, особенностями климата и предшествовавшего архитектурного ландшафта, так и субъективными: вкусами заказчиков, особенностями эстетического восприятия, грамотностью и талантом архитекторов. Рыбинская архитектура рассматривается с точки зрения ее становления и развития, а также художественных особенностей, в сравнении со столичной. Это связано с тем, что провинциальная архитектура имела своеобразие, которое является неотъемлемой составной частью развития российской архитектуры указанного периода; без изучения этих особенностей невозможно представить российскую архитектуру.

Материал исследования - здания - памятники архитектуры- периода конца XVIII - начала XX веков в Рыбинске. Следует подчеркнуть, что это здания и существующие в настоящее время, и утраченные, чей внешний облик и другие особенности были восстановлены нами по документам и свидетельствам. Адреса памятников даются с указанием современных топонимов.

Источниками исследования, обеспечившими возможность рассмотрения архитектуры Рыбинска конца XVIII - начала XX веков в аспекте особенностей развития архитектуры, являлись документы из Государственного архива Ярославской области и Рыбинского филиала Государственного архива Ярославской области; материалы Рыбинского историко-архитектурного музея-заповедника; собрание почтовых открыток и фотографий Рыбинска конца XIX - начала XX века, принадлежащее автору диссертации; непосредственно памятники архитектуры, доступные эмпирическому изучению.

Теоретико-методологическая база исследования включает в себя совокупность культурологических и искусствоведческих методов' анализа культурно-художественных памятников. К методам, используемым в исследовании, относятся типология в диахроническом и синхроническом ракурсе, сравнительный анализ, искусствоведческие методы анализа архитектурных памятников. При анализе культурного контекста и духовного смысла культурных памятников использован герменевтический подход. Ориентиром в исследовании являются идеи и подходы специалистов по истории русской культуры, в том числе в ее провинциальном аспекте (Е.В. Анисимова, Н.П. Анциферова, О.С. Евангуловой, Е.А. Ермолина, Т.С. Злотниковой, В.Н. Козлякова, Б.И. Краснобаева, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, П.Н. Милюкова, С.Н. Овсянникова, Н.К. Пиксанова, М.Г. Рабиновича, A.A. Севастьяновой, Б. А. Успенского); культурологов и социологов (М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.Г. Ионина); искусствоведов (Е.А. Борисовой, A.B. Иконникова, Т.П. Каждая, Л.Е. Кертмана, Е.И. Кириченко, В. Паперного, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, М.В. Стовичек, Т.В. Юрьевой).

В процессе разработки темы было пройдено несколько взаимосвязанных этапов исследования. На первом этапе (2001-2002 годы) проводился сбор эмпирического материала по теме исследования, осуществлялась работа с первичными источниками (фонды ГАЯО, РФГАЯО, музея, отдела мэрии города Рыбинска по реконструкции исторической части города) определялись методологические и методические подходы к проблеме. На втором этапе (2002-2003 годы) проводился анализ научно-методической литературы; производилась классификация материала; определялась гипотеза исследования. На третьем этапе (2003-2004 годы) проводилось обобщение результатов исследовательской работы, литературное оформление диссертации.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

- специфика провинциальной архитектуры проявляется в Рыбинске во временном отставании в развитии по сравнению со столичной, а также в своеобразной интерпретации художественных принципов, определявших архитектурный облик города в тот или иной период развития;

- сравнительно недолгое время существования города и изначальное отсутствие административных функций, а также своеобразие природного ландшафта обусловили своеобразие градостроительной композиции города Рыбинска;

- активное экономическое развитие Рыбинска в первой половине XIX века обусловило доминирование классицизма как стиля, актуального для той эпохи и в итоге сильнейшим образом повлиявшего на архитектурный облик города в целом;

- характерной чертой архитектурной среды Рыбинска стало особое значение строительства храмов соборного типа и определение градостроителями собора в качестве центральной точки городской среды, что обусловило сакральный акцент в организации городского пространства;

- специфика архитектуры Рыбинска обусловлена локализацией в относительно небольшом пространстве и относительно небольшом временном промежутке черт барокко, классицизма, эклектики и модерна;

- социокультурную уникальность застройки и типологическую выявленность архитектурных доминант в Рыбинске определило местное купечество как основной заказчик, привлекавший к работе столичных архитекторов: К.И. Росси, А.И. Мельникова, A.B. Иванова и др.

Степень разработанности проблемы определяется в нескольких аспектах:

1. История русской культуры конца XVIII- начала XX веков привлекает к себе особое внимание исследователей с 60-х годов XX века, хотя философское осмысление данного периода истории русской культуры в социокультурном, эсхатологическом и жизнестроительном аспектах было начато еще поздними современниками (Н.П. Анциферов, H.A. Бердяев, П.Н. Милюков, Н.К. Пиксанов, Г.В. Флоровский и др.). Распространенными при исследовании русской культуры являются искусствоведческий и культурологический подходы, направленные в том числе и на выявление основных особенностей художественной культуры данного периода как системы феноменов эстетического порядка (Б.Ф. Егоров, Е.А. Ермолин, И.Н. Ионов, И.В. Кондаков, Б.И. Краснобаев, Ю.М. Лотман, В.В. Познанский, Г.Ю. Стернин, Н.И. Яковкина). Большая часть исследований базируется на материале столичной культуры или материале крупных городов, ставших в период конца XIX - начала XX веков центрами регионов. В них анализируются общие для всей русской культуры тенденции развития, с минимальным учетом особенностей различных регионов российской провинции, В частности, уездных русских городов.

2. История культуры провинциальных городов Северного Верхневолжья (в частности Рыбинска) рассматривается в работах, раскрывающих содержание как историко-художественных процессов (исследования Г.К. Вагнера, Ю.Я. Герчук, В.А. Гречухина, М.И. Домшлак, C.B. Чугунова), так и общекультурные тенденции и константы (работы В.Н. Козлякова и A.A. Севастьяновой). Все названные авторы рассматривают различные политико-экономические и конкретно искусствоведческие аспекты культуры городов Северного Верхневолжья, не касаясь особенностей развития провинциальной архитектуры Рыбинска конца XVIII - начала XX века, которым посвящено данное исследование.

3. В исследованиях, посвященных теории и истории градостроительства, большое внимание уделяется историческим и современным принципам формирования городской среды, их взаимодействию,, противоречиям, их проявлениям в среде того или иного города. Особого внимания заслуживают теоретические работы К. Зитте, A.B. Иконникова, B.JI. Глазычева, В.Т. Шимко посвященные проблемам градостроительства.

4. В работах по теории и истории архитектуры рассматривается «стиль эпохи» - конкретные проявления того или иного архитектурного стиля в период его наибольшей актуальности - что предполагает синхроническое рассмотрение архитектурного стиля в контексте городской среды. В данном исследовании используется термин «архитектурная среда», предполагающий не только наличие в городской среде какого-либо отдельно взятого архитектурного стиля эпохи, но и взаимодействие более поздних стилей со средой, созданной более ранними, то есть диахронический подход. Используемый термин «архитектурная среда» позволяет также включить в рассмотрение одну важную составляющую понятия «городская среда» -архитектурный ландшафт - и более четко проследить вклад различных архитектурных стилей в формирование городского ландшафта. Понятие «архитектурная среда» конкретно применимо к градостроительной ситуации эпох барокко, классицизма, эклектики и модерна, так как позволяет выявить градостроительную и ландшафтообразующую роль рассматриваемых стилей в Рыбинске. .

5. История архитектурных стилей барокко, классицизма, эклектики и модерна подробно рассматривается в работах Е.А. Борисовой, B.C. Горюнова, И.Э. Грабаря, Н.Ю. Гуляницкого, Г.К. Вагнера, Б.Р. Виппера, Т.П. Каждан, Б.М. Кирикова, В.В. Кириллова, Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовского, А.Л. Лунина, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стер ни на, где представлен европейский и русский столичный архитектурный материал, творчество столичных архитекторов барокко, классицизма, эклектики и модерна. Основное внимание в исследованиях уделяется тенденциям общеевропейского барокко, классицизма, эклектики и модерна и особенностям заимствования и адаптации этих направлений в России. Для анализа особенностей русского барокко, классицизма, эклектики и модерна выбираются наиболее значительные города (столицы, центры регионов), где имело место первичное заимствование западных идей архитектурного барокко, классицизма, эклектики и модерна, или центры развития оригинальных национальных идей в русле общеевропейского стиля.

6. Архитектура Рыбинска рассматривалась краеведами Л.М. Марасиновой, A.B. Михайловым, Г.Б. Михайловой, С.Н. Овсянниковым, H.A. Петуховой с точки зрения истории отдельных зданий, а также с привлечением элементов искусствоведческого анализа, однако отдельного труда, посвященного становлению и специфике архитектуры Рыбинска, нет. Н.Б. Борисовым и Л.М. Марасиновой была создана книга-путеводитель «Рыбинск, Мышкин, Пошехонье: архитектурно-художественные памятники XVII - XIX вв.», в которой с учетом искусствоведческих позиций рассматриваются некоторые здания Рыбинска. Однако в книге не осмыслен в общекультурном контексте процесс становления и развития рыбинской архитектуры, ее специфика, а также не упоминаются многие памятники, являвшиеся ключевыми в городском ансамбле. Кроме того, эти авторы заявляют о том, что изначально не претендуют на сугубую научность в своей популярной книге.

На защиту выносятся следующие положения:

- архитектура Рыбинска развивалась в русле русской провинциальной архитектуры, однако имела ряд особенностей, обусловивших своеобразие его облика;

- наиболее яркий этап развития архитектуры связан с периодом классицизма, причинами чего были присвоение Рыбинску статуса уездного города и региональный экономический подъем, в силу чего классицизм стал доминантой архитектурного облика Рыбинска;

- характерной чертой Рыбинска стало выделение как сакрального центра городской среды Спасо-Преображенского собора;

- эклектика и каменный модерн в Рыбинске проявились в большей части неярко, однако деревянный модерн стал одним из наиболее важных элементов в архитектурном ансамбле города;

- максимально влияло на характер городской застройки в Рыбинске купечество, являясь доминирующим в жизни города сословием;

- наиболее важную роль в градостроительном развитии Рыбинска сыграли здания, которые проектировались в Рыбинске столичными архитекторами (К.И. Росси, А.И. Мельников, А.В. Иванов).

Научная новизна исследования состоит в том, что

- впервые рассмотрены типологические черты архитектурного облика провинциального города Рыбинска конца XVIII - начала XX веков;

- в качестве целостного процесса изучена специфика развития архитектуры Рыбинска указанного периода в контексте развития русской архитектуры;

- выделены своеобразные, отличительные особенности градоформирования Рыбинска.

Теоретическая значимость исследования определена тем, что

- осмыслена проблема генезиса архитектуры Рыбинска в контексте развития русской архитектуры;

- определены специфические характеристики архитектуры Рыбинска периода конца XVIII - начала XX веков;

- обобщен значительный эмпирический материал по архитектуре в городе Рыбинске;

- осмыслены специфические особенности архитектурных стилей барокко, классицизма, эклектики и модерна в зависимости от целеустановок архитектора и заказчика;

- раскрыты градостроительные функции барокко, классицизма, эклектики и модерна в уездном русском городе Рыбинске.

Практическая значимость исследования заключается в том, что диссертация дает возможность использования собранных материалов в работах по систематизации памятников архитектуры России и отображает подход к культуре научной школы кафедры культурологии ЯГПУ имени КД.Ушинского, на которой проводилась данная работа; выработаны принципы изучения специфики градоформируюгцего и ландшафтообразующего принципов уездного города Рыбинска. Произведена попытка создания сводной таблицы, содержащей сведения о памятниках барокко, классицизма, эклектики и модерна в Рыбинске. Содержащийся в исследовании материал по архитектуре уездного города Рыбинска может быть использован в современной образовательной деятельности в процессе изучения русской провинциальной культуры и в целом, дисциплин культурологического и искусствоведческого циклов.

Личный вклад состоит в том, что были изучены и систематизированы с точки зрения архитектурных особенностей и культурных функций архитектурные памятники Рыбинска конца XVIII - начала XX веков, как сохранившиеся и перестроенные, так и несохранившиеся. Представление об архитектурной среде Рыбинска было введено в контекст истории русского зодчества.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры культурологии ЯГПУ имени К.Д.Ушинского; на региональных и международных научно-практических конференциях в 2000-2004 годов: Вторые Алмазовские чтения (региональная научно-практическая конференция, Ярославль, 2002 год), Церковь и общество (международная научная конференция, Ярославль, 2003 год), Культурный ландшафт и архитектурная среда городов Верхневолжья (региональная научная конференция, Ярославль, 2003 год), посвященных проблемам истории и теории культуры; вопросам функционирования исторической архитектурной среды в современных условиях; изучению культурной среды городов русской провинции; на научных чтениях им. К.Д. Ушинского ЯГПУ (2001-2004 годов). Материалы исследования использовались в педагогической работе автора в средних школах № 3, 30 города Ярославля и в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, четырех приложений. Приложения содержат: 1) краткую справку о конструировании русского города периода конца XVIII -начала XX веков, 2) список источников, 3) перечень памятников в Рыбинске; 4) иллюстративный материал.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Емельянова, Мария Сергеевна

Выводы

Архитектура Рыбинска второй половины XIX века отличается разнообразием. В постройке купеческих особняков по-прежнему оставались живы старые традиции классицизма. Это обусловливалось как консервативными вкусами самих владельцев, считавших классицистический особняк наиболее репрезентативным, так и творческим кредо тогдашнего городского архитектора П.А. Уткина. Однако появляются и абсолютно новые тенденции. Фоновая застройка центральных улиц доходными домами и гостиницами, совмещенными с магазинами, вписывалась в прежнюю архитектурную среду, благодаря применению все тех же приемов. Архитектор допускает свободу в компоновке различных элементов фасада. Нарушается прежний ритм окон, не выделяется композиционный центр, однако большинство доходных домов Крестовой улицы практически не отличаются друг от друга, сложно говорить об их своеобразии. Традиции барокко не прижились в декоративном оформлении фасадов. Вообще, пышность не является характерной чертой рыбинской эклектики. Рустовка, различная форма оконных проемов и чередование их ритма, сложные наличники и филенки различной формы - вот набор приемов, используемых архитекторами Рыбинска второй половины XIX века.

В частом строительстве наблюдается переход к московскому типу усадьбы. Особняк ставится боковым фасадом на красную линию улицы или же вовсе скрывается за служебными постройками. Стремление к интимности, закрытости частной жизни отразилось в новых приемах формирования улицы. Появляется новый тип жилого дома: каменный этаж надстраивается деревянным. Компоновка разных строительных материалов, невозможная в начале века, свидетельствует о большей свободе архитектурных решений. Такая надстройка помогала без лишних затрат расширить жилое помещение до необходимых размеров.

Город был тесно связан с Петербургом и ориентировался в своих художественных вкусах на столицу. Появление Государственного банка, точной копии одного из питерских зданий, не случайно. Кроме того, продолжилась, сложившаяся еще в период классицизма, тенденция привлечения к строительству ключевых в городском ансамбле зданий столичных архитекторов. Подтверждением тому могут служить здания Сретенской церкви, новой биржи, городского театра.

В Рыбинске нашли отражение модные «кирпичный» и «русский» стили в различных своих вариантах, разнообразив застройку города, они стали интересными акцентами в «образцовой» классицистической среде города.

Русский стиль проявил себя в основном в храмовой архитектуре (Софийский монастырь, Спасская церковь и т.д.), хотя они не являются архитектурными акцентами города. Ключевым зданием для городского ансамбля стала новая биржа проекта столичного архитектора A.B. Иванова.

Что касается «кирпичного» стиля, то он представлен в промышленном варианте. Для нового в Рыбинске типа зданий как нельзя более подходил «кирпичный» стиль, подразумевавший предельную функциональность, продуманность деталей, необходимых для производственных зданий.

Модерн пришел в Рыбинск в начале XX века. Он не принес существенных перемен в архитектурный облик Рыбинска, за исключением ансамбля на Красной площади, где предложено оригинальное решение, связанное с формой площади. Основная масса каменных построек приобретает лишь некоторые черты модерна в виде декоративных элементов, введения нового окна и ризалита, что изменяет композицию фасада и т.п. Наиболее интересными оказываются деревянные здания. В них наряду с новыми композиционно-пространственными чертами содержаться традиционные для деревянного зодчества приемы. Деревянные особняки в большинстве своем были похожи на сказочные домики с многочисленными башенками, ажурным кружевом резьбы.

Заключение

Поиски новых решений в области градостроительства привлекают к истории провинциальной архитектуры все большее внимание. Ученью и архитекторы пытаются найти новые решения в реконструкции исторических центров городов с сохранением старой застройки. Существуют попытки вписать новые здания в сложившийся организм «старого города», что получается не всегда удачно и негативно отражается на современной градостроительной ситуации многих провинциальных городов России, в частности, Рыбинска. Невнимание к архитектурным памятникам ведет к их утрате. Старый центр Рыбинска практически полностью разрушен. С каждым годом исчезает все большее количество памятников конца XVIII - начала XX веков. Полностью утрачен деревянный модерн города, составлявший одну из наиболее интересных сторон своеобразия архитектурного облика.

Между тем изучение градостроительной ситуации конца XVIII - начала XX веков дает множество решений вопроса сохранения и бережного отношения к существующему городскому ансамблю.

Утрата архитектурных памятников происходит быстрыми темпами, облик некоторых памятников теряет прежний вид и планировку, из-за отсутствия бережного отношения к ним со стороны новых владельцев.

Изучение провинциальной архитектуры с точки зрения особенностей формирования архитектурного облика отдельного города поможет сохранению и восстановлению старой застройки этого города.

Провинциальная архитектура конца XVIII- начала XX веков проходит те же этапы становления, что и столичная, однако для провинции характерны свои особенности. Она отставала во временном и качественном развитии от столичной, что во многом было обусловлено объективными историческими причинами. У каждого города на основании общих принципов формировался индивидуальный архитектурный облик. Рыбинск также обрел свои особенности.

Его судьба схожа со многими другими городами, получившими статус города во время реформ Екатерины И. Особенности рельефа и отсутствие каменной застройки позволили сформировать четкую продольно-поперечную сеть улиц, минуя радиальную систему планировки. С одной стороны, это сообщило Рыбинску ясный геометризированный облик (необходимое условие классицизма), с другой, лишило возможности восприятия с разных точек зрения архитектурный и сакральный центр - Спасо-Преображенский собор. Собор издревле играл важную роль в формировании города. Он был его центром с раннего этапа развития тогда еще слободы. Менялся облик собора, однако место нахождения его оставалось неизменным. Четкая выделенность сакрального центра является отличительной чертой архитектуры Рыбинска.

Застройка города начала складываться в период классицизма, пришедшего с некоторым опозданием в сравнении со столицей. Пик расцвета классицизма пришелся на 1800-1830-е годы - годы экономического подъема города, поэтому большее число памятников, имеющих историческое и художественное значение, появилось в период классицизма. Социальное лицо города - купечество определяло тип застройки. В основном, это двухэтажные дома двух функциональных типов: особняк и городская усадьба, построенные по «образцовым» проектам, широко распространенным в то время и обязательных для воспроизводства. Использование «образцов» должно было сделать провинциальные города похожими друг на друга, однако этого не происходило.

Стремление купечества выстроить дом не хуже, чем у соседа привела к тому, что город выбирал для себя ограниченное количество «образцов», которые с небольшими изменениями образовывали архитектурный облик города. Рыбинск выбрал себе среди многочисленных проектов и чертежи К.И. Росси, сделанные специально для создающегося города. Здания, построенные по его проектам, стали своеобразными акцентами в фоновой застройке.

Наиболее яркими образцами классицизма стали Спасо-Преображенский собор и Крестовоздвиженская церковь, положившие начало строительству храмов соборного типа. Возведенные ректором Академии художеств А.И. Мельниковым, они являются своеобразными архитектурными акцентами города. В целом, облик города создавался не губернскими архитекторами, как это было, например, с Ярославлем, Угличем, Ростовым, Даниловым и другими городами Ярославской губернии, а столичными, что является существенной отличительной чертой Рыбинска.

В начале XIX века сложилась относительно единообразная моностилистическая городская застройка, обусловленная единообразием приемов стиля классицизм. Моностилистизм постепенно начинает разрушаться лишь к середине века с приходом эклектики. Однако эклектика в рыбинской архитектуре не проявила себя достаточно ярко. Скромные фасады зданий нового типа (доходные дома, гостиницы и т.п.) практически не выделяются на фоне классицистической застройки. В основном эклектика свелась к применению различных форм руста и различным ритмом окон, а также четко выделенным горизонтальным членением зданий.

Классицизированность эклектики была обусловлена как консервативностью эстетических предпочтений самих застройщиков, так и деятельностью городского архитектора П.А. Уткина, воспитанного на идеалах классицизма.

В период эклектики продолжается тенденция к привлечению столичных архитекторов для строительства в городе. Ключевые здания театр и новая биржа, спроектированные A.B. Ивановым и В.А. Шретером соответственно, явились новыми акцентами в архитектурном ансамбле города. Однако, не смотря на развитие кирпичного и «русского» стилей, облик города по-прежнему оставался классицистическим.

Вообще четкая, последовательная ориентация художественных вкусов рыбинских застройщиков на Петербург прослеживается во все периоды развития архитектуры Рыбинска. Подтверждением тому может служить как правильная продольно-поперечная сетка улиц, складывание относительно однородной архитектурной среды с ярко выраженными акцентами в ансамбле города (напомним, акценты создавались петербургскими архитекторам), так и придание значительной роли зонам панорамного восприятия со стороны реки.

В начале XX века «новый стиль» - модерн начинает постепенно проявляться в архитектурной среде города. Он сосуществовал с эклектикой и был во многих случаях понят именно с позиций эклектики, т.е. не на уровне новых конструктивных и художественных решений, а на уровне декоративных приемов. Однако деревянный модерн некогда составлял своеобразие архитектурного облика города. Основой своеобразие стало сочетание традиций деревянного зодчества с элементами «русского» стиля и приемами самого модерна.

Перспективы дальнейшего исследования архитектуры провинциальных городов конца XVIII - начала XX века и выявление специфики их архитектурного облика данного периода связаны как с расширением географии исследования, так и с изучением влияния рассматриваемых стилей на развитие последующего архитектурного процесса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Емельянова, Мария Сергеевна, 2004 год

1. Азаркин Н.М. Монтескье. - М, Юридическая литература, 1988,- 126 с.

2. Аксаков И.С. Письма из провинции. М, 1991. - 541 с.

3. Алешина Л.С., Ракова М.М., Горина Т.Н. Русское искусство XIX начала XX века. - М., 1972. — 101 с.

4. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. - 495 с.

5. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Гравюры на дереве А.П. Остроумовой.- СПб, 1922. 228 с.

6. Арагон Л. Откуда я родом // Над Сеной и Уазой: Франция глазами французских писателей / Сост. и авт. предисл. Т.В. Балашова. М.: Прогресс, 1985. С. 336-392.

7. Араухо И. Архитектурная композиция. М.: Высшая школа, 1982. - 208 с.

8. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М, 1990. - 339 с.

9. Архитектура гражданских и промышленных зданий /Под ред. Гуляницкого Н.Ф.; в 5 т, т. 1 История архитектуры, М.; Стройиздат, 1978.-255 с.

10. Архитектура русской усадьбы /РАН СН НИИ теории архитектуры и градостроительства/ Бондаренко И.А., Бусева-Давыдова И.Л, Гуляницкий Н.Ю. и др.; М.: Наука, 1998.-332 с.

11. П.Бадялов A.B. Архитектурное творчество гражданских архитекторов в Санкт-Петербурге второй половины XIX начала XX веков. - М., 1987. -147 с.

12. Бахтин М.М. Собрание сочинений / М.М. Бахтин. М.: Русские словари: Языки славянской культуры. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. -2003.-955 с.

13. Бартенев И.А. Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 257 с.

14. Белецкая Е.А, Крашенинникова Н.Л, Чернозубова Л.Е, Эрн И.В. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв.- М.: Госстройиздат, 1961. 204 с.

15. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1.-541 с. Т. 2.-508 с.

16. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л, 1973. 254 с.

17. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. - 62 с.18. Библия.

18. Благородство и щедрость «темного царства» (из истории рыбинского купечества) / Сост. А.Б. Козлов. Рыбинск, 1991. - 51 с.

19. Борисевич Г.В. Предметный ансамбль древнерусского жилища // Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер - архитектура -среда. -М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 140- 161.

20. Борисов Н.С., Марасинова JI.M. Рыбинск, Мышкин, Пошехонье: архитектурно-художественные памятники XVII-XIX вв. М., 2001. - 236 с.

21. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М.: Наука, 1979. - 320 с.

22. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1999. -314 с.

23. Борисова Е.А. Архитектура и город // Социальные и идейно-эстетические принципы русской художественной культуры второй половины XIX века. С.303-304.

24. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. -М., 1971.-239 с.

25. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1994. - 360 с.

26. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский неоклассицизм. М., 2002. - 287 с.

27. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. (Опыт для типологии памятников древнерусской архитектуры). М.: Наука, 1990 г. 255 с.

28. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987 г. 287 с.

29. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., Искусство, 1974 г. 267 с.

30. Вагнер Г.К. Чугунов C.B. По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980.

31. Вагнер Р. Избранные работы. -М.: Искусство, 1978. 695 с.

32. Виноградова Т. Рыбинск в планах и картах // Памятники Отечества, № 34, 1995. С. 90-93.

33. Виноградова Т. Городские усадьбы старого Рыбинска // Архитектура истроительство России. Ежемесячный иллюстрированный научно-практический журнал. М,- № 11, 1990. С. 28-32.

34. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978. - 231 с.

35. Всеобщая история архитектуры / Под ред. Максимова Н.П. В 12-и томах. Т. 6.-М., 1968.-568 с.

36. Всеобщая история архитектуры / Под ред." Баранова Н.В. В 12-и томах. ■Т.10.-М„ 1972.-592 с.

37. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века. М.: Стройиздат, 1990. -286 с.

38. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М.: Наука, 1988.-228 с.

39. Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. Художественные памятники Верхней Волги. -М., 1976.- 143 с.

40. Глазычев B.JI. Зарождение зодчества. М.: Стройиздат, 1983. - 126 с.

41. Гольдзамт Э. У. Моррис и социальные истоки современной архитектуры. -М., 1973.-174 с.

42. Гольденберг П., Гольденберг Б. Планировка жилого квартала Москвы XVII, XVIII и XIX вв. М., Л., 1935. - 182 с.

43. Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры: опыт культурологического анализа. СПб., 1997. - 138 с.

44. Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. М., 1996.- 286 с.

45. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. СПб., 1994. - 360 с.

46. Грабарь И.Э. История русского искусства. В 6 тт. М., 1909.

47. Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1-969. - 423 с.

48. Градостроительство Московского государства XVI-XVII веков / НИИ теории и градостроительства: Под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого. М.: Стройиздат, 1994. - 317 с.

49. Гримм Г.Г. Архитектура перекрытий русского классицизма. М.: Изд-во всесоюзной академии архитектуры, 1939. - 214 с.

50. Гречухин В.А. По реке Сить. М.: Искусство, 1990. - 150 с.

51. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971. - 286 с.

52. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. - 359 с.

53. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М.: Просвещение, 1985. - 256 с.

54. Евангулова О.С. Город и усадьба второй половины XVIII века в сознании современников. Русский город. - Вып. 7. - М. - 1984. С. 172 - 188

55. Евсина H.A. Архитектурная теория в России XVIII века. М., 1975. - 262 с.

56. Евсина H.A. Архитектурная теория в России второй половины XVIII -начала XIX века. М., 1985. - 256 с.

57. Евсина H.A. Русская архитектура в эпоху Екатерины II: Барокко -классицизм неоготика. - М.: Наука, 1994. - 219 с.

58. Егоров Б.Ф. Из истории русской культуры. T. V (XIX век) М., «Языки русской культуры», 1996. - 848 с.

59. Ермолин Е.А. Большая игра: ярославский театральный стиль // Ярославль многоликий. 2000. - №2. С.41-44.

60. Ермолин Е.А. Культура у власти: наместник-новатор и парадоксы ярославского культурного расцвета 1778-1788 гг. // Русская провинция и мировая культура. Ярославль, 1993. С. 54-55.

61. Ермолин Е.А. Культура Ярославля: исторический очерк. Ярославль, 1988.-58 с.

62. Ермолин Е.А. Логика. региональной культурной истории и ритмы региональной культуры в России // Методология региональных исторических исследований. Российский и заруб еловый опыт. Сборник. СПб., 2000. С.29-32.

63. Ермолин Е.А. Региональное Возрождение и культурный контекст: Ярославль как «русский рай» (к проблематике Ярославского Возрождения) // Региональная история в российской и зарубежной историографии. 4.1. Рязань, 1999. С. 69-71.

64. Ермолин Е.А. Русская Флоренция. Проблема регионального культурного Возрождения ХУП века // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. Материалы регион, науч. конф. Ярославль, 2000.1. С. 136-139.

65. Ермолин Е.А. Символы русской культуры. X XVIII вв. - Ярославль, 1998.- 115 с.

66. Ермолин Е.А. Ярославец как культурный тип (опыт реконструкции культурного мифа) //Ярославская старина. 1997. №4. С. 24-32.

67. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI XVII столетиях. I о вое ибирс к. 1992. - 240 с.

68. Записки о России маркиза де Кюстина. М.: СП Интерпринт, 1990. - 144 с.

69. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. Т.1. Философия культуры. М., 1996. - 670 с.71.3итте К. Художественные основы градостроительства. М.: Стройиздат, 1993.-255 с.

70. Злотникова Т.С. Человек хронотоп - культура. Ярославль, 2003. - 172 с. 73.Зодчие Санкт-Петербурга: в 3 кн. /Сост. Исаченко В.Г. - СПб.: Лениздат. . 1998,- 1068 с.

71. Иерусалимский Ю.Ю. Архитектурный облик русских городов второй половины XIX века // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. Материалы регион, науч. конф. Ярославль, 2000. С. 152-153.

72. Иконников А.В. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды. М.: Советский художник, 1985. -336 с.

73. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990. - 384 с.

74. Иконников А.В. Формирование городской среды. М., 1973. - 65 с.

75. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986. - 286 с.

76. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. 174 с.

77. Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX в.в. М.: Советский художник, 1976. 286 с.

78. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV-XVII в.в. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1966. -272 с.

79. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. - 280 с.

80. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX начала XX века. - М.: Просвещение, 1995. -320 с.

81. Исаченко В.Г., Оль Г.А. Федор Лидваль. Лениздат, 1987. - 94 с.

82. История русской архитектуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Госиздат по строительству и архитектуре, 1956. 614 с.

83. Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко: к 300-летию основания Санкт-Петербурга. СПб.: Стела, 2001. 207 с.

84. Каганов Г.З. К поэтике обитаемого пространства // Человек. 1995. - № 4 С. 37-52.

85. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997. - 319 с.

86. Каталог почтовых карточек, открытых писем с видами старого города Рыбинска / Сост. Ю.М. Сутягин. Рыбинск, 1991 - 298 с.

87. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917). -М., 1987.-304 с.

88. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб.: Изд-во «Журнал «Нева», 2003. - 512 с.

89. Кириллов В.В. Архитектура и градостроительство Подмосковья (картина развития с XIV в. до 1917 г.). Русский город (проблема городообразования). - Вып. 3. - М. - 1980. С. 120 -239.

90. Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна» / В.В. Кириллов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 110 с.

91. Кириллов В.В. К проблеме изучения древнерусского города XVГXVII вв. // Русский город: исследования и материалы. Вып. 7. М.: МГУ, 1984. С. 4-40.

92. Кириллов В.В. Русский город эпохи барокко (культурный и эстетический аспект). Русский город. - Вып. 6. - М. - 1983. С. 127 - 162.

93. Кириллов В.В. Становление пластически-пространственной системы модерна в архитектуре русского города в конце ХЕК начале XX века // Русский город. - Вып. 9. - М. - 1990. С. 122 - 144.

94. Кириченко Е.И. Архитектурные ансамбли Москвы 1830-1860-х годов // Архитектурное наследие. 1976. - № 24. С. 3.-19.

95. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М.:1. Искусство, 1986. 344 с.

96. Кириченко Е.И. Интерес неоклассицизма. 1900-1910 г.г. // Декоративное искусство СССР. 1972. - №2. С. 28-34.

97. Кириченко Е.И. «Метрополь» энциклопедия русского модерна // Наше наследие. - 1995. -№ 35-36. С. 154-164.

98. Кириченко Е.И. Неклассические тенденции в русской архитектуре эпохи классицизма. // М.Ф. Казаков и архитектура классицизма. М., 1996. С. 142- 162.

99. Кириченко Е.И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф. Шехтеля (рубеж XIX XX вв.) // Архитектурное наследство. -М.: Стройиздат. Вып. 34. С. 246-254.

100. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-х 1910-х годов. - М., 1978. -399 с.

101. Кириченко Е.И. Федор Шехтель. М., 1973. - 141 с.

102. Кириченко Е.И. Русский стиль: Поиски выражения русской самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII начала XX века. - М., 1997.-432 с.

103. Кириченко Е.И., Нащокина М.В. Градостроительство России середины XIX начала XX века. - М., 2001. - 298 с.

104. Коваленская H.H. История русского искусства XVIII века. М., 1962. -185 с.

105. Коваленская H.H. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. -М., 1984.-703 с.

106. Козляков В.Н. Служилый «город» Московского государства XVII века (от Смуты до Соборного уложения).- Ярославль, 2000. 208 с.

107. Козляков В.Н., Севастьянова A.A. Культурная среда провинциального города // Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественнокультурная среда. М.: МГУ, 1998. - С. 125-202.

108. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X начала XII в. (Византийское наследие и становление самостоятельных традиций). - М.: Наука, 1987. - 320 с.

109. Кондаков И.В. Культура России. Часть 1. Русская культура: краткий очерк истории и теории. Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., испр. - М.: «Книжный дом «Университет», 2000. - 360 с.

110. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI XVII столетиях. - М„ 1993. - 397 с.

111. Косточкин В.В. Русское оборонительное зодчество к. XIII- начала XVI веков. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. 287 с.

112. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVTII века. М.: Просвещение. 1987. 319 с.

113. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XIX начала XX веков.-М., 1972.-335 с.

114. Кудрявцев М.П. Москва Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994. - 256 с.

115. Лейбошиц Н.Я. Материалы к творческой биографии А.И. Мельникова // Архитектурное наследие. 1959. - № 9. С. 27 - 34.

116. Лелина В. Мир петербургского модерна // Нева. 1993. - № 1. С. 239246.

117. Лепахин В.В. Икона и иконичность. СПб., 2002. - 400 с.

118. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.-414 с.

119. Лисовский В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX начала XX века. - Л., 1976.-216 с.

120. Лисовский В.Г. Памятники архитектуры «национального стиля» в городах Верхнего Поволжья // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Тезисы докл. II регион, науч. конф. Н.Новгород - 1992. С. 74 -75.

121. Лисовский В.Г. И.А. Фомин. Л.: Лениздат, 1979. - 158 с.

122. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Л.:1. Наука, 1982. 370 с.

123. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., Искусство, 1974 407 с.

124. Лосев А.Ф. Проблема символа в реалистическом искусстве. М., 1995. -300 с.

125. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994. - 288 с.

126. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927. - 396 с.

127. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века). - СПб.: Искусство, 1994. - 399 с.

128. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблема семиотики города // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 тт. Т. 2. Таллинн, 1992. - 480 с.

129. Мастера архитектуры об архитектуре. В 3 тт. М., 1972.

130. Маров В.Ф. Ярославль: Архитектура и градостроительство. -Ярославль, 2000. 216 с.

131. Мидан Ж.-П. Модерн. Франция. М., 1999. - 172 с.

132. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура». Т. 1, 1993. - 520 с. Т. 2, ч. 1, 1994 - 496 е.; ч. 2, 1994 -416 с. Т. 3, 1995 - 480 с.

133. Мир русской усадьбы: Очерки. М.: Наука, 1995. - 294 с.

134. Михайлов А.В. Постройки С.А. Воротилова в г. Рыбинске // IX Золотаревские чтения. Материалы научной конференции. Рыбинск. 2002. С. 43-46

135. Михайлов А.В. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покров. Рыбинск, 1998. 52 с.

136. Михайлова Г.Б. Усадьба Петровское и род дворян Михалковых в истории Рыбинского края. Рыбинск: Рыбинский музей-заповедник, 2000. -56 с.

137. Михайлова Г.Б. Усадьба «Тихвино-Никольское» и ее основатель ярославский помещик Н.И. Тишинин. Рыбинск: Рыбинский музей-заповедник, 2001. - 51 с.

138. Москва и сложившиеся русские города / НИИ теории и градостроительства: Под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого. М.: Стройиздат,1998. 440 с.

139. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М.: Искусство, 1982. - 192 с.

140. Нащокина М. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. М., 1999. - 316 с.

141. Ненарокомов М. Ностальгия по . // Огонек. 1992. - № 10. С. 27-39.

142. Обзор и отчет по сооружению памятника Александра II в г. Рыбинске в память 50-тилетия освобождения крестьян от крепостной зависимости за 1910 1914 гг. - Рыбинск, 1915. - 88 с.

143. Овсянников С.Н. Работы архитектора А.И. Мельникова для Рыбинска // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. М.: Наука, 2001. С. 570 -580.

144. Овсянников С.Н. Работы архитектора П.А. Уткина в собрании рыбинского музея-заповедника, и особенности его творческой манеры // IX Золотаревские чтения. Материалы научной конференции. Рыбинск, 2002. С. 93-96.

145. Овсянников С.Н. Убранство домовой церкви при Тюмено-Баскаковском приюте в Рыбинске. Создание и судьба // VII Золотаревские чтения: тезисы докл. науч. конф. Рыбинск: Рыбинское подворье, Рыбинский музей-заповедник, 1998. С. 61-63.

146. Овсянников С.Н., Петухова H.A. Проектирование биржи в Рыбинске и участие в нем петербургских зодчих // Петербургские чтения 97. Материалы энциклопедической библиотеки. СПб, 1997. С. 162- 167.

147. Овсянников С.Н., Шакирова JIM. Модерн в архитектуре Рыбинска // VIII Золотаревские чтения: тезисы докл. науч. конф. Рыбинск, 2000. С. 51 -53.

148. Орлов А. Исторический очерк кладбищенского храма Всех Святых за рекой Коровкой г. Рыбинска Ярославской епархии (с основания храма до освящения). Ярославль, 1914-36 с.

149. Очерки русской культуры XVIII века. 4.4. / Под ред. Б.А. Рыбакова. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 382 с.

150. Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурнаясреда. M., Изд-во Московского ун-та, 1998. - 348 с.

151. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. - 280 с.

152. Паперный В. Культура Два. М.: Новое литературное обозрение, 1996. -382 с.

153. Пикасанов Н.К. Три эпохи. Екатерининская. Александровская. Николаевская. Темы библиография - вопросники. - СПб., 1913. - 83 с.

154. Пилявский В.И., Тиц A.A., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры.- Л.: Стройиздат, 1984. 512 с.

155. Петербург и другие новые российские города / НИИ теории и градостроительства: Под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого. М.: Стройиздат, 1995.-404 с.

156. Петухова H.A. История Рыбинского женского Софийского монастыря. «Русский голос», Рыбинск, 1992. 52 с.

157. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры: первая половина XIX в. / В.В. Познанский. М.: «Мысль», 1975.- 223 с.

158. Портер М.А. Где эта улица?: Справочник-путеводитель по городу Рыбинску. Рыбинск, 1995. - 114 с.

159. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в российской империи и на Афоне.- СПб.: "Воскресение", 1994. 460 с.

160. Пунин А.Л. Идеи «рациональной архитектуры» в теоретических воззрениях русских зодчих второй половины XIX начала XX века.: Автореф. дис. канд. арх. - Л., 1966. - 32 с.

161. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М.: Просвещение, 1987. -319 с.

162. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII начала -XIX в. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 223 с.

163. Красовский М. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. СПб.: Сатис, 2002. -284 с.

164. Крылов А. Историко-статистический ' обзор Ростово-Ярославскойепархии. Ярославль, 1861. 32 с.

165. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт. М.: Наука, 1978. - 328 с.

166. Рабинович В.И. Художественные проблемы архитектуры. М.: «Знание», 1972. - 32 с.

167. Разумовская И.М. Кострома. JL, 1989. - 206 с.

168. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб.: Стройиздат, 1993. - 285 с.

169. Романов Д.В. Рыбинск в судьбах замечательных людей. Рыбинск: Рыбинское подворье. 1997- 128 с.

170. Русская художественная культура второй половины XIX века / Под ред. В.Г. Кисунько, М.Н. Бойко, JI.3. Корабельншсова и др. М.: Наука, 1988. -364 с.

171. Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы / Под ред. J1.B. Иванова. Вып. 1 (17). -М,- Рыбинск, 1994.-239 с.

172. Русское искусство XVIII в. Материалы и исследования / Под ред Т.В. Алексеевой. М.: Искусство, 1968. -311 с.

173. Рыбинск. Альбом / Авт.-сост. Шиманская М.Г., Метелица С.И. М.: Инкомбук, 1998. - 304 с.

174. Рыбинск. Документы и материалы по истории города. Ярославль, 1980. - 440 с.

175. Савельев В.В. Градостроительная реформа Екатерины II: формирование приемов «регулярного» градостроительства и механизмы их осуществления (по материалам Тверского наместничества) Автореф. канд. искусствоведения. СПб., 2002. - 20 с.

176. Саликов Г.П. Один из взглядов на развитие городской среды // Памятники отечества. № 1 (9). М., 1984. С. 84-86.

177. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М.: изд-во МГУ, 1989. - 384 с.

178. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1993.-320 с.

179. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.,1989.-293 с.

180. Свиньин П.П. Рыбинск, богатейший внутренний порт России // Отечественные записки. 1826 - ч. 28 № 78 - с. 3-24, № 79 - с. 189-199.

181. Севастьянова А.А., Ермолин Е.А. Воспламененные к отечеству любовью. Ярославль 200 лет назад: культура и люди. Ярославль: Верхневолжское издательство, 1990. - 192 с.

182. Серебровский В. Что такое модерн? // Наука и жизнь. 1993. - № 2. С. 64-78.

183. Серов С.И. Пространство символики крестово-купольного храма // Человек. 1994. - № 6. С. 156 - 162.

184. Сморгунова Е.М. Город Кашин земной образ Небесного Иерусалима, или «Богословие в камне» // Русская провинция: миф - текст - реальность. -М„ СПб., 2000. С.368-384.

185. Соболева О.Ю. Региональные общественные организации на рубеже

186. XIX XX веков // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. Материалы регион, науч. конф. Ярославль, 2000. С. 176-179.

187. Соколов А.М. Основные понятия архитектурного проектирования. Л., 1976. - 192 с.

188. Солонцев М. Рыбинские соборные храмы и святыня их. Рыбинск: Фальк, 1879.- 103 с.

189. Спасо-Преображенский собор: Фотоальбом с картой Рыбинска. / Авт. текста А. Михайлов; ред.-сост. А. Серебряков. Рыбинск: Формат - принт, 2002. - 32 с.

190. Старый Рыбинск: История города в описаниях современников XIX

191. XX вв./ Под ред. Истоминой Э.Г. Рыбинск, 1993. - 332 с.

192. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997 - 824 с.

193. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. - М.: Советский художник, 1984. - 296 с.

194. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков. -М.: Искусство, 1970. - 293 с.

195. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988.-285 с.

196. Стовичек М.В. Архитектурная среда архитектурная среда русской провинции в эпоху модерна (Кострома, Рыбинск, Ярославль). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ярославль, 2001. - 172 с.

197. Тарановская М.З. Карл Росси. Л.: Лениздат, 1978. - 216 с.

198. Таруашвили Л.И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы: К вопросу о культурно-исторических предпосылках ордерного зодчества. М.: Языки русской культуры, 1998. - 375 с.

199. Тверской Л.М. Русское градостроительство до конца XVII века. Планировка и застройка русских городов, М.-Л., 1953. 215 с.

200. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. - 479 с.

201. Тиц A.A., Воробьев Е.В. Пластический язык архитектуры. М., 1986. -310 с.

202. Тубли М.П. Авраам Мельников. Л.: Стройиздат, 1980. - 144 с.

203. Тыдман Л.В. Изба, дом, дворец. Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 336 с.

204. Успенский Б.А. Избранные труды. В 2-х тт. Избранные труды, т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры, 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 368 с.

205. Флоровский Г.В. прот. Пути русского богословия. YEMCA-PRESS,1983. 600 с.

206. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. - 1992. -№ 4. С. 74-96.

207. Храмы Рыбинска. Фотоальбом / А. Михайлов, И. Петухова, С. Карамышев. Рыбинск: Формат, 2002. - 32 с.

208. Цубербиллер Е. Жилищный вопрос. Способы удешевить и улучшить наши дома. М., 1908. - 24 с.

209. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. М.: Высшая школа, 1990. - 223 с.

210. Шинкаренко Е.А. Зрелища и увеселения в Ярославле конца XIXначала XX веков // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. Материалы регион, науч. конф. Ярославль, 2000. С. 182-185.

211. Шуйский В.К. Карло Росси. СПб.: Стройиздат, 2001. - 223 с.

212. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1989. - 318 с.

213. Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 1861 1862 гг. - СПб., 1863. Ч. II. Ярославская губерния. - 144 с.

214. Эстетические проблемы советской архитектуры. JL, 1979. - 215 с.

215. Юрганов A.JI. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. - 448 с.

216. Юрьева Т.В. Отражение ментальности ярославца в городской храмовой архитектуре // Тезисы VIII-й конф. мол. уч. Ярославль, 2000. С. 218-219.

217. Юрьева Т.В. К вопросу о символике церкви Ильи Пророка в Ярославле // Сборник статей, посвященный 350-летию церкви Ильи Пророка в Ярославле. Ярославль, 2000. С. 15 -19.

218. Яковлев Д. Стиль модерн или превратности одной красивой утопии // Перспектива. 1991. -№ 2. С. 16-21.

219. Яковлев H.A. Михаил Шурупов. СПб., 2001. - 272 с.

220. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология» / Н.И. Яковкина 2-е изд., стереотип. - СПб.,-2002. - 547 с.

221. Яргина Э.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. - 366 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.