Организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Толочкова, Екатерина Витальевна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 257
Оглавление диссертации кандидат наук Толочкова, Екатерина Витальевна
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие любительского гитарного музицирования как педагогическая проблема.
1.1 Развитие любительского гитарного музицирования в отечественной и зарубежной практике социально-культурной деятельности
1.2 Организационные особенности развития любительского гитарного музицирования в современных социально-культурных условиях
1.3 Сущность и специфика самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обоснованию организационно-педагогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования
2.1 Изучение организационно-педагогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования
2.2 Результаты апробации модели и программы самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования
Заключение
Список литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Социально-педагогические условия развития любительского музицирования в контексте культурной деятельности2000 год, кандидат педагогических наук Хвостова, Ирина Алексеевна
Любительское музицирование как этап допрофессионального освоения фортепианного искусства в Китайской Народной Республике2022 год, кандидат наук Яо Вэньцзяо
Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы2008 год, кандидат педагогических наук Верещагина, Ирина Михайловна
Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры2005 год, кандидат искусствоведения Ренне, Софья Владимировна
Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности: Методика погружения в специальность1998 год, кандидат педагогических наук Марков, Владимир Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования»
Введение
Актуальность исследования. Всесторонняя поддержка самореализации личности обозначена в качестве одной из стратегических целей государственных концепций и целевых программ, направленных на развитие культурного потенциала населения. Ряд основополагающих документов в области национального развития, культуры и образования, социальной, молодежной политики, таких как «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [228], «Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2020 года» [258], «Основы законодательства российской федерации. О культуре» [261] подчеркивают необходимость формирования условий максимально возможной самореализации личности населения в социально значимых видах деятельности и признают приоритетную роль культуры в развитии и самореализации личности.
В качестве одного из механизмов стимулирования населения к самореализации государственные структуры рассматривают совершенствование системы социально-культурной деятельности, организацию досуга и массового художественного воспитания. Стремление к самореализации личности в процессе любительской творческой деятельности предполагает развитие субъектности, осознание личностью своего места в макросреде общественных отношений в целом и творческой среде любительского коллектива, в частности.
Любительское гитарное музицирование представляет собой вид творческой деятельности, непосредственно связанной с самореализацией личности. В ходе исторического развития во многих странах мира этот вид досуговой деятельности приобрел массовый характер, сформировалась разветвленная структура международных, объединений, интегрирующих многочисленные сообщества любителей. Особое распространение в России гитарное музицирование получило с конца 50-х годов XX века, вместе с развитием молодежного туристического досуга и появлением клубов
авторской песни. До сих пор данный вид любительской музыкальной деятельности остается актуальным и занимает ведущие позиции в досуговой сфере.
Проблематика изучения самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования находится в центре интересов
с
научной общественности, о чем свидетельствуют материалы прошедших за последние пять лет научно-практических конференций разного уровня в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Праге, Тамбове, Самаре и других городах. Социологические, психологические и педагогические аспекты самореализации личности в условиях любительских объединений рассматриваются в недавно изданных монографиях М.С. Бережной, А. А. Дерка, P.A. Зобова, В.Н. Келасьева, В.В. Одинцова и других.
Вместе с тем организационно-педагогические подходы к самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования нуждаются в особом научном осмыслении, ориентированном на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в профильных досуговых объединениях.
Степень разработанности проблемы. Проблеме развития личности посвящены многочисленные исследования (А.Г. Асмолов, Г.А. Берулава, JI.M. Митина, А.Б. Орлов, А.Р. Фонарев и др.). Их анализ позволяет выделить один из основополагающих принципов психологического сопровождения организации образовательного процесса: принцип личностного развития. Социально-философский анализ предмета исследования осуществляется с опорой на базовые понятия, концепции и выводы научных трудов отечественных и зарубежных философов, политологов, социологов, культурологов, психологов. Это труды Л.М. Баткина, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, Г.П. Выжлецова, В.В. Давыдова, О.Г. Дробницкого,
A.Г. Здравомыслова, P.A. Зобова, Э.В. Ильенкова, А.К. Исаева,
B.Н. Келасьева, В.Е. Кемерова, JI.H. Когана, И.С. Кона, Т.А. Коростылевой, В.А. Кувакина, Ю.Н. Кулюткина, А.Ф. Лосева, А.Г. Москаленко,
H.B. Мотрошиловой, H.C. Розова, В.Н. Сагатовского, Г.С. Сухобской, В.П. Тугаринова, И.Т. Фроловаи др.
Важное значение имеют работы в области теории социально-культурной деятельности, позволяющие выявить особенности самореализации личности (М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, И.В. Бестужев-Лада, А.Ю. Бутов, P.C. Гарифуллина, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, М.Е. Дуранов,
A.Д. Жарков, A.C. Каргин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников,
B.Е. Новаторов, Л.Ю. Сироткин, В.В. Туев, H.H. Ярошенко B.C. Цукерман и
ДР-)
Анализ научной литературы и диссертационных исследований показал, что специальных исследований проблемы самореализации личности в области любительского гитарного музицирования не было проведено. В то же время широко исследуется проблема и особенности процессов самореализации личности в деятельности молодежных и детских объединений в работах Г.М. Ващенко, H.A. Козловой, М.И. Рожкова, E.H. Сорочинской, Г.К. Чернявской.
Вопросы самореализации личности в условиях образовательных учреждений рассматриваются в исследованиях Ф.У. Базаевой, O.A. Блощинского, O.A. Блоха, A.A. Борисовой, Е.В. Гущиной, Л.Х. Жаппуевой, С.А. Иванова, А.К. Киселева, А.Н. Кузнецовой, И.В. Кулагиной, A.C. Петелина, А.И. Прядкиной, С.Ю. Свешникова, Е.Д. Тарадай.Педагогические условия самореализации личности в учреждениях дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности представлены в работах М.З. Галеевой, М.В. Грищук, Л.К. Игнатьевой, М.Г. Квиткова, Н.Г. Крыловой, Е.М. Могалюк, A.B. Павлинова, О.С. Парц, С.П. Романенковой, Е.Ю. Умяровой. Самореализация личности в процессе музицирования является предметом исследования Г.И. Батыршиной, М.А. Васильева, Е.Г. Гуляевой.
В историческом музыкознании проблемы любительского музицирования
рассматривались в трудах А.Д. Алексеева, Б.В. Асафьева, Т.Н. Ливановой,
5
В.И. Музалевского, JI.A. Рапацкой, В.А. Натансона; теоретико-методологическое рассмотрение проблемы любительского музицирования представлено в исследованиях Г.И. Андрюшенкова, М.К. Бурьяк, В.Л. Власенко, И.В. Денежко, И.Ю. Дьяченко, С.И. Дорошенко, Л.О. Горбовец, С.С. Естемесовой, O.A. Калимуллиной, М.Т. Картавцевой, Е.А. Касмицкой, О.П. Кеериг, В.А. Кириллова, А.Ю. Любомудровой, E.H. Михеевой, Л.Э. Муртазиной, H.A. Огарковой, Н.Ю. Омельянюк, В.В. Расстрыгина, C.B. Ренне, Е.Л. Рыбаковой, Т.Н. Саниева, О.В. Слуевой, Я.Ю. Смирнова, В.И. Строкова, О.В. Тарасова, И.А. Хвостовой.
Различным аспектам гитарного музицирования посвящены работы отечественных и зарубежных авторов (Б. Вольман, В.Р. Танеев, H.H. Дмитриева, М. Иванов, H.A. Иванова-Крамская, К.В. Ильгин, В.П. Машкевич, В.М. Мусатов, A.A. Петропавловский, В.И. Попов, В.А. Русанов, М.А. Самохина, A.A. Скрынников, А.Ф. Хуссейн Ахмед, Э. Шарнассе, A.B. Ширялин, М.С. Яблоков)
Тем не менее, несмотря на значительные научные достижения, остается нерешенной проблема исследования, состоящая в выявлении организационно-педагогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Решение данной проблемы состоит в разрешении противоречий между:
- потребностью общества в формировании социально активной творческой личности и отсутствием научно обоснованных технологий педагогического сопровождения процесса ее самореализации в сфере любительского гитарного музицирования;
- признанием педагогической общественностью существенных потенциальных возможностей самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования и отсутствием соответствующего обоснования на уровне теории и технологии социально-культурной деятельности;
- потребностью объединений любительского гитарного музицирования в оптимизации и модернизации педагогического процесса и отсутствием его адекватного современным требованиям информационно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения.
Цель исследования состоит в обосновании организационно-педагогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Объектом исследования является самореализация личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Предметом исследования являются организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Гипотеза исследования состоит в том, что оптимальная самореализация личности в процессе любительского гитарного^музицирования возможна на основе: Ч^у/^^444-^^^7^
- обоснования и систематизации педагогических подходов к любительскому гитарному музицированию как особому феномену в развитии социально-культурной деятельности;
- определения сущности, специфики и содержательных направлений самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования
- обоснования организационно-педагогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования;
- разработки модели и программы самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования;
- конкретизации критериального аппарата, характеризующего параметры, показатели и уровни самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили выделение следующих задач исследования:
1. На основе обобщения теоретико-методических подходов к развитию любительского гитарного музицирования в отечественной и зарубежной практике социально-культурной деятельности конкретизировать приоритетные формы, методы и средства организации педагогического процесса в данной сфере, а также специфику их реализации на различных этапах исторического развития.
2.Выявить организационные особенности развития любительского гитарного музицирования в современных социально-культурных условиях.
3.Определить сущность и специфику самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
4.Обосновать организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
5.Разработать и апробировать модель и программу самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ научной литературы, методической документации, публикаций периодической печати и средств массовой коммуникации по проблеме исследования; обобщение организационно-педагогического опыта, анализ, систематизация, классификация, сравнение, схематизация, педагогическое моделирование;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа), тестирование, изучение результатов творческой деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), изучение продуктов творческой деятельности, методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования. Констатирующий
эксперимент проводился в виде виртуального социологического
исследования в сети Интернет среди целевой аудитории, а также с
применением квотной выборки в учреждениях социально-культурной сферы,
на мероприятиях гитарного творчества (340 человек). Он охватил участников
8
из Саратовской, Московской, Ленинградской, Тамбовской, Нижегородской, Самарской, Воронежской, Пензенской и других областей. Формирующий эксперимент проводился на базе МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого» (г. Балаково), AHO «Центр культуры и детского творчества «Дисплей»» (г. Балаково), МБУ «Центр комплексного обслуживания детей и молодежи «Молодежная инициатива»» (г. Балаково), МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» (г. Балаково),
МБОУ ДОД«Детская музыкальная школа № 7» (г. Саратов) в период с 20102013 гг.
Организация исследования. Эмпирическое исследование самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования осуществлялось в три этапа в период с 2009 по 2013 гг. На каждом этапе,в зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования.
Первый этап (2009 год) включал осознание проблемной ситуации, постановку исследовательской проблемы, анализ научной литературы, формирование теоретических и методологических подходов к исследованию, выбор экспериментальной базы, определение целей и задач, выдвижение гипотезы, разработку теоретической модели педагогического сопровождения самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
На втором этапе (2010 - 2012 гг.) разрабатывалась авторская анкета для определения степени и мотивационных аспектов включения любительской аудитории в различные виды гитарного музицирования, проводился опрос и анализ результатов констатирующего эксперимента. В ходе формирующего эксперимента осуществлялась диагностика личностных характеристик участников и состояния развивающей среды любительского объединения; разрабатывалась и реализовывалась авторская педагогическая программа «Мой остров - гитара»; осуществлялось обобщение результатов
диагностического, преобразующего и контрольного этапов исследования.
9
На третьем этапе (2012 - 2013 год) проводился анализ и обобщение результатов, полученных за период активной экспериментальной работы, проверка гипотезы и степени реализации поставленных целей и задач, публиковались данные исследования, корректировался текст диссертации.
Методологическую основу исследования составили:
- базовые положения деятельностного подхода психологической науки к структуре познавательных действий человека и формированию личности;
- гуманистическая система психолого-педагогических воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу развития и проявление всех способностей;
- личностно-ориентированный подход в педагогике, определяющий сущность обучения и воспитания как процесс индивидуального саморазвития, способствующего самореализации личности;
- культуросообразный педагогический подход теории воспитания, представляющий человека как уникальный мир культуры, а формирование личности через взаимодействие с системой культурных ценностей;
- положения концепции экзистенциализма, акцентирующие внимание на уникальности, свободе и ответственности личности.
Теоретическую основу исследования составили идеи субъектной активности личности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна; социально-философские (H.A. Бердяев, С.И. Гессен, М.С. Каган, СЛ. Франк, М. Хайдеггер) и психологические (А. Маслоу, A.B. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл) концепции личности и ее потребностей; теории формирования и саморазвития личности в условиях досуговых объединений и молодежных организаций (Т.Н. Бакланова, И.П. Иванов, A.C. Макаренко, Е.И. Смирнова, В.А. Сластенин и др.); положения о сущности процесса музицирования (Д.К. Кирнарская, Г.Г. Нейгауз, A.A. Николаев, Г.М. Цыпин), концепции педагогической и музыкальной психологии (Л.Л. Бочкарев, Л.С. Выготский,
Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, и др.).
10
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
- положения истории социально-культурной деятельности дополнены авторской периодизацией развития любительского гитарного музицирования с уточнением сложившихся организационно-педагогических подходов и выявлением вариативных форм любительского гитарного музицирования, что способствует пониманию специфики эволюции и перспектив развития данного вида досуговой деятельности.
- положения теории и методики социально-культурной деятельности конкретизированы информацией о сущности и специфике самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования;
- положения теории и методики организации любительского творчества дополнены обоснованием организационно-педагогических условий самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования;
- разработан критериальный и предложен диагностический аппарат, которые могут быть использованы для оценки эффективности самореализации личности в условиях деятельности любительского объединения гитарного музицирования;
- разработаны теоретическая модель и программа самореализации личности в процессе гитарного музицирования, которые могут послужить основой для дальнейших проектных разработок в области педагогики народного художественного творчества.
Полученные в ходе исследования данные могут служить базой для дальнейших теоретических разработок для создания условий самореализации личности в процессе любительского художественного творчества.
Научная новизна результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, заключается в том, что в нем:
На основе обобщения исторического опыта и теоретико-методических подходов к развитию любительского гитарного музицирования в
отечественной и зарубежной практике социально-культурной деятельности, проведен сравнительно-сопоставительный анализ и предложена авторская периодизация развития любительского гитарного музицирования, а также конкретизированы доминирующие содержательные тенденции, формы, методы и средства организации педагогического процесса, характерные для функционирования досуговых объединений данного типа.
Обоснованы организационные особенности развития любительского гитарного музицирования в современных социально-культурных условиях, включающие классификацию принципов, функций и форм организации, а также основных структурных компонентов, признаков и характеристик педагогического процесса, свойственных данному виду досуговых объединений.
Определены сущность и специфика самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Конкретизированы организационно-педагогические условия
самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования, предполагающие создание разветвленной сети объединений любителей, стимулирование в них самоорганизационных процессов и творческой активности, а также оптимизацию учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование общности единомышленников, индивидуально-личностное развитие и психолого-педагогическую поддержку музыкантов-любителей.
Разработаны и апробированы модель и программа самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования, направленные на самоактуализацию, творческое самоутверждение, максимально полное раскрытие индивидуальных художественно-творческих и духовно-нравственных качеств, формирование ценностных ориентаций и потребностей личности в творческой активности, творческом взаимодействии и достижениях в сфере гитарного музицирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы позволят расширить представления о специфике и закономерностях самореализации личности и могут быть использованы в процессе преподавания теории и методики организации любительского творчества. Апробированная в ходе эксперимента авторская программа «Мой остров - гитара» может стать содержательной основой учебно-воспитательного процесса любительских объединений гитарного музицирования и учреждений дополнительного образования.
Материалы исследования также могут быть использованы:
- в деятельности государственных органов управления культурой при разработке региональных и федеральных программ развития самодеятельного творчества населения;
- в учебном процессе среднего и высшего профессионального образования в области социально-культурной деятельности, социального воспитания и социальной работы при разработке теоретических и практических занятий в рамках базовых и вариативных курсов, творческих проектов, отражающих технологическую специфику работы любительского объединения гитарного музицирования;
- в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы культуры, образования и социального воспитания при реализации программ, отражающих инновационные подходы к созданию клубных объединений любителей.
Достоверность научных результатов и основных выводов
обеспечивается методологической обоснованностью теоретических
положений; выбором методов, адекватных предмету, цели и логике
исследования; целенаправленным анализом реальной педагогической
практики и педагогического опыта, комплексным характером и корректной
организацией опытно-экспериментальной работы и возможностью ее
повторения; обработкой результатов методами математической статистики;
успешной апробацией разработанной автором организационно-
13
педагогической модели самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Положение о периодизации развития любительского гитарного музицирования в отечественной и зарубежной практике социально-культурной деятельности (1 этап (XIII-XIX вв.) - широкое распространение домашнего любительского гитарного музицирования; 2 этап (XIX в.) - становление организационных принципов и досуговых форм совместного гитарного музицирования; 3 этап (конец XIX - начало XX в.) -распространение массового музицирования в демократических слоях общества; 4 этап (XX в.) - активное формирование досуговых объединений гитарного музицирования локального, регионального и международного уровня, разработка системы информационно-методического обеспечения их деятельности); а также специфических особенностях педагогического процесса любительских объединений, свойственных развитию данного ;вида досуговой деятельности в аристократической (систематичность, многофункциональность, разветвленная самоуправляющая структура, параметры членства) и народной (спонтанность, массовость, связь с другими жанрами) среде.
2.Положение об организационных особенностях развития любительского
гитарного музицирования в современных социально-культурных условиях,
включающих классификацию сущностных (активные и относительно
активные виды музицирования), организационных (педагогически
организованные и стихийные, индивидуальные, групповые и массовые)и
функциональных (коммуникативная, социализирующая, образовательная,
информационно-просветительская, рекреационная, культуротворческая)
признаков, присущих формам организации любительского гитарного
музицирования; особенности формирования(по территориальному признаку,
стилистическим или инструментальным предпочтениям), приоритетные
формы творческого взаимодействия (фестиваль, концерт, мастер-класс,
14
джем-сейшн, ансамбль, форум, конкурс), организационные уровни учебно-воспитательной работы
(межличностный, групповой, учрежденческий, городской, региональный, всерос сийский, международный).
3. Положение о сущности и специфике самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Под самореализацией понимается специально организованная субъектом деятельность, целью которой является наиболее полное выявление, сбалансированное и гармоничное развитие, а также раскрытие своих способностей, талантов, потенций, возможностей, различных аспектов личности; удовлетворение жизненных амбиций, творческая состоятельность и готовность к самовыражению в сфере любительского гитарного музицирования на основе содеятельности и сотворчества с другими людьми. Специфика самореализации личности связана с осуществлением целенаправленного педагогического процесса, ориентированного на оптимизацию мотивационно-деятельностного, когнитивного, организационного, коммуникативного и эмоционально-ценностного компонентов развития личности, опирающегося на особые формы (встречи членов объединения, концертная деятельность, тематические и игровые вечера, «открытая сцена», фестивали, конкурсы, выездные лагеря) и методы (совместное музицирование, «коммуникативное погружение»)коллективной творческой деятельности.
4. Положение об организационно-педагогических условиях самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования, к которым отнесены:
• совершенствование информационно-методического обеспечения (посредством разработки планов, программ, учебных пособий и дидактических материалов) учебно-воспитательного процесса творческих коллективов и любительских объединений гитарного музицирования,
ориентированного на стимулирование творческой самоактуализации и самореализации участников;
постоянный мониторинг индивидуально-личностного развития, а также динамики психологических особенностей участников объединения гитарного музицирования, направленный на обеспечение целенаправленной психолого-педагогической поддержки, коррекции, и арт-терапевтическое воздействие;
создание досуговой общности увлеченных единомышленников и стимулирование активности участников объединения гитарного музицирования в разнообразных видах и формах познавательной, исследовательской, художественно-творческой, организационной и коммуникативной деятельности, основанной на оптимальном учете индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; развитие самоорганизационных процессов, а также создание в объединении гитарного музицирования мобильной системы самоуправления, интегрирующей участников, способствующей самореализации, социальной адаптации, проявлению инициативы и самостоятельности;
реализация программ, направленных на популяризацию и широкое распространение гитарного музицирования, продвижение творческого продукта любительского объединения гитарного творчества; создание его позитивного имиджа и обеспечение связи с общественностью на основе эффективного использования ресурсного потенциала средств массовой коммуникации;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения2011 год, кандидат наук Климов, Олег Михайлович
Педагогический потенциал клубных объединений любителей джаза в развитии художественного творчества молодежи2012 год, кандидат педагогических наук Денежко, Ирина Владимировна
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра2016 год, кандидат наук Героева Людмила Михайловна
Развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды2013 год, кандидат педагогических наук Поплёвина, Вера Александровна
Любительское музицирование как педагогическое явление в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков2008 год, кандидат педагогических наук Кириллов, Виктор Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Толочкова, Екатерина Витальевна, 2013 год
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. - М.: 1991. - 299с.
2. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации /Г. А. Аванесова. - М.: Аспект-пресс, 2006. - 235 с.
3. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Монография. - Санкт-Петербург: Педиатрии, мед. ин-та. - 1994. - 178 с.
4. Акимова М. К. Изучение креативности в зарубежной психологии // Психологическая диагностика: проблемы и исследования. / Под ред. K.M. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981. - С. 70-74.
5. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб.: Издательство ДНК, 2001. - 200с,
6. Аль Фатих Хуссейн Ахмед. Гитара в музыкальной культуре Судана. История становления и развития: Дис. канд. искусствовед. 17.00.02. - М., 1997.-288с.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Наука, 2001. -279с.
8. Апраксина O.A. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 13. - М., 1978. - С. 66-76.
9. Асмолов А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов.- М.: МГУ, 1990. -364с.
10. Афанасьев С.Л. Развитие музыкально-творческих способностей детей в клубном фольклорно-инструментальном ансамбле: Дис, канд. пед. наук: 13.00.05/Моск. гос. ин-т культуры. М., 1989. - 158с.
И. Байбородова J1.B., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997. - 356 с.
12. Байлук B.B. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности: В 2 кн. Кн. 1: Основы самопознания личности: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 570 с.
13. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работников культуры: Уч. пособие. - М.: Изд-во МГУ К, 1996. - 120с.
14. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: РХГИ, 1997.-464с.
15. Баткин J1.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989. - 272 с.
16. Бердяев H.A. О назначении человека / И.А.Бердяев. - М.: ACT Фолио, 2003.-383 с.
17. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Т.1- М.: Музыка, 1972. - 307с.
18. Берлиоз Г. Мемуары / Пер. О. Слезкиной. - 2-е изд. - М., 1961. -813 с.
19. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростка / Г.А. Беру лава. - Бийск: Научно-издательский центр Бийского пед. ин-та, 1993. -240 с.
20. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. / И.В. Бестужев-Лада - М.: Политиздат, 2004. - 231 с.
21. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие - М.: «Эксмо-Пресс», 2001. - 576 с.
22. Блох O.A. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: монография. -М.: МГУКИ, 2003. - 228 с.
23. Блох O.A. Эстетико-воспитательный процесс в музыкальных ансамблях: Учебное пособие. -М., 1988. - 131 с.
24. Бовкун В.В. Образ жизни современной молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. / В. В. Бовкун. - М.: Высш. шк., 1988. - 142 с.
25. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320с.
26. Боева JT.A., Волохов A.B., Фришман И.И. Время созидать. - М.: Дом детских общественных организаций, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007.
27. Божович JT. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
28. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 384 с,
29. Бочкарев Л. Л. Адекватность восприятия музыки в зависимости от психических состояний слушателей // Новые исследования в психологии. 1981. №2. С. 47-49.
30. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 352 с.
31. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве -М.: Педагогика, 1990. - 198 с.
32. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс,! 977. -412 с.
33. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности: моногр. / Л.П. Буева. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 267 с.
34. Вайсборд М.А. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. - М.: Советский композитор, 1989. - 208 с.
35. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Советский художник, 1966. - 118 с,
36. Варламов Д.И. Введение в проблему // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике. - Екатеринбург, 2000.-С.5-14.
37. Варламова Е. П., Михайлова Ю. Н. Жизненный путь как творческий акт // Психологические проблемы самореализации личности: Вып. 3 / Под
ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. - СПб.: СПбГУ, 1999. - С.37-50.
192
38. Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991, - 141с.
39. Видаль Робер Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией. - М.: Музыка, 1990. - 32 с.
40. Владиславлев А.Н. В поисках концепции // Вестник высшей школы. - 1989.-№6.-С. 48-50
41. Волохов A.B., Кочергин В.Н., Фринтман И.И, Система самоуправления в детских общественных объединениях. - H.H.: Педагогические технологии, 2007. - 87 с.
42. Вольман Б. Гитара в России: очерки истории гитарного искусства. -Л.: Музгиз, 1961.- 178с.
43. Вольман Б. Гитара и гитаристы. - Л.: Музыка, 1968. - 187 с.
44. Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века - М.: Музгиз. 1957. -293 с.
45. Выготский Л.С. Психология искусства / Под. ред. В.В. Иванова. 3-е изд. -М.: Искусство, 1986. - 573с.
46. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. / О.С. Газман // Новые ценности образования: забота, поддержка, консультирование: сб. ст. -М.: Инноватор, 1996. - С. 22 - 41.
47. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1976. -180с.
48. Танеев В.Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса: монография / В.Р. Танеев. - Тамбов: Першина Р.В., 2009. - 195 с.
49. Генварева Ю.А. Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы: учеб.-метод, пособие / Ю.А. Генварева. -Оренбург: ГОУ ВПО ОГПУ, 2009. - 97 с.
50. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, H.A. Костенчука. - М., 1995. С. 139 - 149.
51. Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психологических иеслед. / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. -239 с.
52. Деркач A.A., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития. Монография. - JVL: Московский психолого-социальный институт, 2010. - 223 с.
53. Дерманова И. Б, Коростылева JT. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - СПб.: СПбГУ, 1997. - С.20-37.
54. Дмитриева H.H. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / H.H. Дмитриева. - М., 2004. - 232 с.
55. Дмитриевский Ю. В., Колесник С, Н., Манилов В. А. / Гитара от блюза до джаз-рока - Киев; Музична Украша, 1986. - 96 с.
56. Долженкова М.И. Развитие самодеятельного художественного творчества в Тамбовском регионе (1918-1999). - Тамбов, 2000. - 185 с.
57. Дорфман Л. Я. Актуальные проблемы интегрального исследования индивидуальносш в непрофессиональной художественной деятельности // Проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. -Челябинск, 1989. - С. 4 - 23.
58. Дорфман Л.Я., Шайко Н.Э. Опросник по определению эмоциональных переживаний, возникающих под влиянием музыки // Проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве / Отв. редактор Л. Я. Дорфман. - Челябинск, 1989. - С. 135 - 150.
59. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2004. - С.7 - 17.
60. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Academia, 1996. - 224 с.
61. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер Ком, 1999.-368 с.
62. Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре / Пер. П. Ивачева. - Хабаровск, 1988. - 132с.
63. Дуранов М.£. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие / М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев. -Челябинск: Изд-во Чел ГУ, 1996. - 72 с.
64. Ерошенков ИЛ. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК, 1994. - 69 с.
65. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб,-метод. пособие / А. Д. Жарков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУК: Профиздат, 2002. - 287 с.
66. Заяицкий С. Сообщения Интернационального Союза гитаристов. -М.: Типо-литография A.B. Васильева и К., 1902. - 268 с.
67. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 128 с,
68. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. - М.: Гардарики, 2002. - 432 с.
69. Зобов P.A. Человекознание: самореализация человека: учебник / P.A. Зобов, В.Н. Келасьева; под общ. ред. В.А. Келасьева. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 461 с.
70. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М.: Педагогика, 1982. -80 с.
71. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Просвещение, 1992. - 206 с.
72. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. - М.: Музгиз, 1948. -152 с.
73. Иванова-Крамская H.A. Жизнь посвятил гитаре (воспоминания об
отце). - М.: Объединение «Тепломех», 1995. - 109 с,
195
74. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: «Питер», 2006. - 208 с.
75. Идинов И. А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): Автореф. канд. дис. Фрунзе, 1990.-26 с.
76. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 270с.
77. Ильгин К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / К.В. Ильгин. - СПб, 2003. - 140 с.
78. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - №2. - с.27 - 41
79. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / (Серия: Мастера психологии). - СПб.: «Питер»,, 2009. - 448 с.
80. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах / М. И. Имханицкий. - М.: изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. -351 с.
81. Инновационные технологии в учебных заведениях культуры и искусства: Материалы областной научно-практической конференции. // Составители P.A. Мухамедьяров, Н.В. Логутова, О.М. Занина. - Саратов: «Софит», 2007. - 120с.
82. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии: Автореф. дис. канд. наук: 09.00.11 / А.К. Исаев. - М, 1993. - 20 с.
83. Исаева И. 10. Досуговая педагогика: учебное пособие / И. Ю. Исаева; Рос. акад. образования, НОУ ВПО «Моск. психолого-социал. ин-т». - М.: Флинта: МПСИ, 2010.- 193 с.
84. Каган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъект, отношений / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 315 с.
85. Каган М.С. Социальные функции искусства. - Л.: Знание РСФСР Ленингр. орг., 1978. - 34 с.
86. Кадцын Л.M. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) / Учебное пособие. -Екатеринбург, 2006. - 424 с.
87. Как научить играть на гитаре / Сост. В. Кузнецов. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006. - 200с.
88. Как учат музыке за рубежом / (Серия «Мастер-класс»), сост., авт. предисл. Д. Дж. Харгривз, А.К. Норт. - М.: «Классика-ХХТ», 2009. - 208 с.
89. Калимуллина O.A. Развитие творческою потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05./ O.A. Калимуллина. - Казань, 2009. - 243 с.
90. Каменец A.B. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учеб. пособие. - М.: МГУ К, 1997. - 141 с.
91. Караковский В.А., Новикова Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.
92. Кемеров В.Е. Философская энциклопедия / В.Е. Кемеров. - М.: Патент, 1998.-657 с.
93. Киселева Т. Т. Теория досуга за рубежом: курс лекций. - М.: 1992. -163 с.
94. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-кулыурная деятельность: Учебник. -М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
95. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена. 1994. - 222 с.
96. Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. - Тюмень-Екатеринбург, 1992. - ок. 1300 с.
97. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. IV Междунар. науч.-практ. конф. 11-12 апр. 2009 г. / Ред. В.Р. Танеев, А.А.Пертопавловский; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова. Тампон, 2009.- 120с.
98. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. V Междунар. науч.-практ. конф. 10-11 апр. 2010 г. / В.Р. Танеев, редактор-составитель. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010 - 177 с.
99. Коган Т. Избранные статьи. - М.: Сов. композитор, 1985. - Вып.З. -184с,
100. Коган JI.H. Самореализация личности как социальный процесс / Л.Н.Коган // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе. - М.: Мысль, Изд-во 1983. - С. 3 - 34.
101.Козлин В.И. Методика формирования двигательных навыков игры на гитаре в работе с подростками: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 . - М., 1992. -232 с.
102. Козлов И.Ф. Педагогический опыт Макаренко / И. Ф. Козлов. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с,
103. Кон И. С. В поисках себя: личность и самопознание / И. С. Кон. - М.: Мысль, 1984.-226 с.
104. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. -254 с.
105. Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники: Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы / (Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена. - М.: Net2Net, 2008. - 336 с.
106. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности (Основные сферы жизнедеятельности): Дис, ... д-ра психол. наук: 19.00.01: - СПб., 2001. -398 с.
107. Коростылева Л.А. Тренинг самореализации личности // Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. - СПб., 1994. - С.56 - 73.
108. Кочубей Б.И., Новикова Е,В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
109. Краткий психологический словарь /' под ред. Петровского A.B.,
Ярошенко М.Т., издание второе. - Ростов на Дону: «Феникс», 1998. - 506 с.
198
110. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. - М.: Г1Б010Л М.А. Захаров, 2001. - 496 с.
111. Крылова Н.Б. Социокультурный аспект образования Н Новые ценности образования /' Н.Б. Крылова - М.: 1995. - Вып. 2. - С. 67 - 103.
112. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 288с.
113. Культура и рынок: современные тенденции. Сборник статей / сост. И. Хангельдиева. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009. - 224 с.
114. Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств / Т. Г. Васильева, Ю. Г. Волков, В. А. Волобуев и др.; Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998.-461 с.
115. Куприянов Б.В., Подобии А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. - Кострома: КПТУ, 1998. - 56 с.
116. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1981.-280 с.
117. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека /7 Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.-С. 156-176.
118. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / (Серия: Психодиагностическая серия). - М.: Смысл, 2006. - 22 с.
119. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИГЖ и Ф1Ж. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.
120. Личность: Внутренний мир и самореализация / Сост.: Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Ин-т образования взрослых РАО, 1996.-175 с.
121. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / Сост. A.A. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1995.-944с.,
122. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 128с.
123. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. - М.: Моск. школа полит, иссл., 2000. -416с.
124. Манилов В. Учись аккомпанировать на гитаре. - Киев: Музична Украша, 1990.-321 с.
125. Мартынов РТ. Музыка Испании: Монография. - М.: Сов. композитор, 1997.-360 с.
126. Мартынюк И. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. - Киев: Наукова думка, 1990. - 119 с.
127. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. / Абрахам Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
128. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь: изд. Перм. пед. ин-та, 1990. - 107 с.
129. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272с.
130. Мигина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб.-метод, пособие / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец; РАО МПСИ. - М.: Флинта, 2001. - 192 с.
131. Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре Киев. 2003.-248 с.
132. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. - СПб.: Алетейя, 2000. - 496с.
133. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А. В. Мудрик. - М.: Знание. 1983. - 96 с.
134. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников, М., Педагогика, 1997. -111 с.
135. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / сост. Г.М. Цыпин; Белгор. гос. ин-т культуры и искусств. - Белгород: Белгор. обл. тип., 2007. - 412 с.
136. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: Изд. центр Академия, 1997. - 456 с.
137. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: Сб.статей. - М.: Музыка, 1980. - С. 9 -
111.
138. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 4-е изд. - М.: Музыка, 1982. - 300 с.
139. Никитина Е.А. Самореализация школьника в учении: теория и практика: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Никитина. - Саратов, 2002. ~~ 235 с«
140. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - JT.: ЛГУ, 1989. - 217с.
141. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник / В.Е. Новаторов. - Омск: Алтайский государственный институт культуры, Омский филиал, 1992. - 182 с.
142. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1995. - С. 67 - 103.
143. Обухова Л,Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.-360 с.
144. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт руссого языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
145. Омельянюк Н.Ю. Педагогические основы деятельности литературно-музыкальных салонов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05./ Н.Ю. Омельянюк. -М., 1999.-167 с.
146. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М.: «Академия», 2002. - 272 с.
147. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности: Учеб. пособие / В. Я. Суртаев; Санкт-Петербург, гос. ин-т культуры. - СПб.: СПбГИК, 1992. - 80 с.
148. Остапенко A.A. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии // Завуч № 4, 1999. - С.84 - 118.
149. Петелин А. С. Музыкальное образование и воспитание: от истоков до современности: учебное пособие. - Воронеж: ВПТИ, 1997. - 246 с.
150. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: МГИК, 2000.-С.92-108.
151. Петропавловский A.A. Гитара в камерном ансамбле. - Нижний Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007. - 168с.
152. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Уч. пос. - М.: Владос, 1997.-384с.
153.Подласый И.С. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. уч. завед. - М.: Просвещ., Владос, 1996. - 432 с.
154. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалртна /7 Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. - Саратов: СГТУ, 2001. - С.125 - 133.
155. Попов В. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России. - Екатеринбург: Банк культ, информ., 1997. - 171 с.
156. Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. Коллективная монография / Бережная М.С., Семенов В.В., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н., Лиханова E.H., Гребенкин A.B.и др. - М., Компания Спутник, 2006. -346 с.
157. Проблемы самореализации человека: Учеб. пособие / Л. В. Рябова; Дон. гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 1993. - 85 с.
158. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология» / А. Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. -367 с.
159. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киятценко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. -М,: Издательский центр «Академия», 2003. - 368с.
160. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов; Отв. ред. Э.А.Голубева, Е.П.Гусева, В.А.Кольцова, О.Е.Серова. - М.: Наука, 2003. -379с.
161. Пути профессиональной и личностной самореализации человека: Учеб. пособие / Л. А. Коростылева, H. Е. Кравченко; Центр, ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов проф. образования. -СПб.: ЦИТТКПО, 1997. - 72 с.
162. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: Классика-XXI, 2004. - 140с.
163. Речменский Н. Массовые музыкальные народные инструменты. - М.: Музгиз, 1956. - 102 с.
164. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Карл Р. Роджерс : Пер. с англ. M. М. Исениной; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.
165. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебн.-методич. пособие. -М.: Владос, 2004. - 158 с.
166. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: «Питер», 2000. -712 с.
167. Рудь И.Д., Цуккерман И. И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия / Сост. И ред. М. Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 207 -229.
168. Русанов В.А. Гитара в России. Исторические очерки. - М.: тип. A.B. Васильева и К., 1901. - 63с.
169. Рябова Л. В. Проблемы самореализации человека: Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. -366 с.
170. Сагатовский В.Н. Философские основания педагогической деятельности // Вестник высшей школы. - 1987. - №1. - С. 22 - 32.
171. Самохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары: дие. ... канд. пед. наук: 13.00.02./ М.А. Самохина. -М., 2005. - 165 с.
172. Самусь Н. Русская семиструнная гитара: справ. - М.: «Композитор», 2003.-336 с.
173. Семенов В.В. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 165 с.
174. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату / Е.В. Сидоренко. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 336 с.
175. Скрынников A.A. Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. / A.A. Скрынников. -М., 1999. - 161 с.
176. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
177. Слуева О.В. Художественно-эстетическое развитие личности в оркестровом коллективе :на примере учреждений дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. / О.В. Слуева. - Казань, 2006. -201 с.
178. Смирнова A.A. Интерактивные технологии как ресурс развития социально-творческой активности участников самодеятельного объединения дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05./ A.A. Смирнова. - СПб., 2012. - 152 с.
179. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. - Л.: Просвещение, 1983. - 192 с.
180. Соловейчик С. Воспитание по Иванову. - М.: Педагогика, 1989. -352 с.
181.Сохор А. Социология и музыкальная культура. - М.: Советский композитор, 1975. - 202 с.
182. Стрельцов Ю. А. Методика воспитательной работы в клубе. - М.: Просвещение, 1979. - 95 с.
183. Строков В.И. Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности концертно-зрелищных учреждений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05./ В.И. Строков. - Тамбов, 2006. - 191 с.
184. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М,: Политиздат, 1985. - 254 с.
185. Сыров В. Н. Музыкальное любительство сегодня (из наблюдений) /У Любительство в художественной культуре: история и современность: Ученые записки ИУБиП. - Ростов на Дону, 2005. - №2. - С. 93 - 98.
186. Тарасов О.В. Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05./ О.В. Тарасов. - М., 2005. - 221 с.
187. Творческая самореализация личности как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. Коллективная монография/ Бережная М.С., Никитин О.Д., Фузейникова И.Н., Лиханова E.H., Гребенкин A.B. и др. - М.: ИХО РАО, Высшая школа консалтинга, 2007 - 363 с.
188. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с,
189. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980. - 160 с,
190. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 358 с.
205
191. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Минск.: Харвест, 2004. -384 с.
192. Хвостова И.А. Любительское музицирование: теория, история, практика. Монография. - Тамбов: Першина, 2004. - 209 с.
193. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А.Цукерман. - Рига: Эксперимент, 1997. - 276 с.
194. Цьтпин Г.М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1999.- 186с.
195. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. - М.: Сов. композитор, 1988. -381с.
196. Черватюк А.П. Музыкальное искусство и классическая шестиструнная гитара: исторический аспект, теория, методика и практика обучения игре и пению: монография. -М.: МГУКИ, 2002. - 159 с.
197. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. - М.: Педагогика, 1997. - 152 с.
198. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности: методол. проблемы: автореф дисс. д-ра филос. наук: 09.00.11. / Г.К. Чернявская. -СПб, 1994.-44 с.
199. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для ин-тов и уч-щ культуры / В. М. Чижиков; Моск. гос. ин-т культуры. - М.: МГИК 1991. - 142 с.
200. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней / Пер. с фр. С.Кудрявицкой. -М.: Музыка, 1991. - 87с.
201. Шерер Й. Техники креативности: как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею / Иири Шерер: пер. с нем. О. Гляйсснер. - М.: СмартБук, 2009.- 136 с.
202. Ширялин A.B. Поэма о гитаре. - М.: Молодежная эстрада, 1994. |6() с.
203. Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения: Метод.
пособие для культпросветработников / В. Н. Шкурин; Всесоюз. науч.-метод.
206
центр нар. творчества и культ.-просвет. работы. - М.: ВНМЦНТР1КПР, 1990. - 146 с.
204. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. - СПб.: «Союз художников», 2002. - 320 с,
205. Штурбина Н. А. Программа развития школы на 2006 - 2010 гг. «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе школы через организацию системы погружений» / Н. А. Штурбина // Управление школой (ПС). - 2007. - № 12. - С. 34 - 43.
206. Шумев JI. «Серебряные струны»: звуки, люди, годы. - М.: MKT, 2006.- 104 с.
207. Щетинин М.П. Погружение // Учит, газета. -1987. - 20 авг. - С. 3.
208. Юнисов М. Маскарады. Живые картины. Шарады в действии. Театрализованные развлечения и любительство в русской культуре второй половины XVIII - начала XX века. - Спб.: Композитор, 2008. - 304 с.
209. Adorno, Theodor W. Introduction to the sociology of music / Theodor W. Adorno; Trans - from the Germ, by E.B. Ashton. - New York: Seabure press, Cop. 1976.-233 p.
210. Amabile, Teresa. Growing Up Creative: Nurturing a Lifetime of Creativity. - Creative Education Foundation, 1992.
211. Appleby D.P. The Music of Brazil. - Austin: University of Texas Press, 1983.
212. Arnheim, Rudolph. Art and Visual Peception: A Psicholoy of the Creative Eye. - University of California, 1974.
213. Azpiazu J. de. The Guitar and Guitarists from Beginning to the Present Day. - London, 1960.
214. Burrows Т., ed. The Complete Encyclopedia of the Guitar. - New York: Schirmer Books, 1998.
215. Chapman R. Guitar. Music-History-Players. - New York: Dorling Kindersley, 2000. - 240 p.
216. Clarke E. F. Levels of structure in the organization of musical time // Contemporary Music Review. - 1987. - Vol. 2 (1). - P. 211 - 238.
217. Deci E. L., Ryan R. M Self-determination and intrinsic motivation in human behaviour. - Toronto, 1985.
218. Evans T. et M.A. Le grand livre de la guitare de la renaissance au rock. Musique. Histoire, Facture. Artistes. - Paris: Editions Albin Michel, 1979.
219. Marcuse S. Musical Instruments: A Comprehensive Dictionary. Garden Cit>. -N.Y.: Doubleday. 1964.
220. Maslow A.H. Toward a psychology of Being / A.H.Maslow. 2-nd ed. -MY.: Nostrand, 1968.-240 p.
221. Prat D. Diccionario de Guitarristas (Diccionario biográfico, bibliográfico, historico, critico de guitarristas, guitarreros). - Buenos Aires, 1934 (reprint 1988).
222. Sharp A. P. The story of the Spanish guitar. - London: Clifford essex music со., 1959.
223. Taylor C. W. Cultirating multiple creative talents in students // Sournal for the Education of the Giften. - 1985. - Vol. 8. - P. 187-198.
224. The new Grove Dictionary of music & musicians 6th ed. repr. - London: Macmillan Publishers Ltd., 1995.
225. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning. - 1965. - P. 663-679.
226. Vernon P. E. The structure of human abilities. N. Y.: Wiley., 1965. -410 p.
227. Wollach M. A., Kogan N. A new look of the creativity-intelligence distinction of Personality. - 1965. - V.33. -№ 3. - P. 348-369.
Электронные ресурсы:
228. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017
годы: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Доступ из слрав.-
правовой системы «Консул ьтантПлюс» URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=l 30516
208
229. Снопов В. Без Юрия Гагарина самарской школы могло бы и не быть // Час пик, 21 февраля 1998 г. URL: http://albomguitar.narod.ru/Statya.htm (дата обращения 20.10.2012).
230. Omni Foundation for the Performing Arts. URL: http://www.omniconcerts.com
231. The Federation of Guitar Societies. URL: http://www.federationofguitarsocieties.org.uk
232. Summer schools in Europe. URL: htlp://summerschoolsineurope.eu/
233. Фонд поддержки и развития детского и юношеского творчества «Планета талантов». URL: http://www.planetatalantov.ru
234. Некоммерческое партнерство «Дети России образованны и здоровы (ДРОЗД)». URL: http://www.Hn-дрозд.рф
235. Студия «Ваганты». URL: http://www.vaganty.ru (дата обращения 23.10.2013).
236. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь «Гитаристы и композиторы». URL: http://abc-guitar.narod.ru (дата обращения 21.09.2013).
237. Международный музыкальный фестиваль в Калуге «Мир гитары». URL: http://www.guitarworld-kaluga.ru (дата обращения 30.10.2013).
238. Московский клуб гитаристов «Серебряные струны». 2003. URL: http: //www. gui tarp I aye r. ru/ ol d/shum eev/an s .htm 1
239. Гитарный портал Кирилла Дудинского: Классическая гитара. Музыка, ноты, обучение, общение. URL: http://guitaiTeview.ru
240. GuitarPlayer.Ru: Ваш гитарный сайт. URL: http://forum.guitarplayer.ru
241. Terraguitar: Форум. URL: http://terraguitar.ru
242. ForumKlassica.ru. URL: http://www.forumklassika.ru
243. Исследование: количество пользователей социальных сетей // Новостной портал То Wave, 2 февраля 2012. URL: http ://www.towave. iWnews/issledovanie-kolichestvo-polzovatelei-
sotsialnykh-setei-v-rossii-vozroslo-na-10 .html (дата обращения 28.11.2013).
244. Baltimore Classical Guitar Society. URL: http://www.bcgs.org
245. Bloomington Classical Guitar Society. URL: http ^/www. bloomingtonclassicalguitarsociety.org
246. Boulder Guitar Society. URL: http://boulderguitarsociety.org
247. SIM Global Education. URL: http://www.simge.edu.sg
248. Société de Guitare de Montreal. URL: http://4vww.societedeguitaredemontreal.org/en/activite.asp
249. Фестиваль «Платформа». URL: http://135km.org/
250. Niibori Guitar Group. URL: http://www.niibori.conT/
251. Стахович M.А. Очерк истории семиструнной гитары // Якорь. -1858 г, размещено 05.10.2007.
URL: http://guitarcentre.ru/index.php?option=com_content&task=vie\v&id= 71&Itemid=70 (дата обращения 28.11.2013).
252. Фонд поддержки детского и юношеского творчества. URL: http://www.npufa.ru
253. Интернет-конкурс гитаристов «Blade-2003». URL : http ://www.guitarplayer.ru/old/konkurs/
254. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ, Гл.1, ст.З, ч. 2, п.7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
URL: http://base.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l 54793
255. Guitarchurch: Christian Guitar Club. URL: http://guitarchurch.com/guitar-camp
256. British Invasion: Boston Guitarfest VIII. URL: http://www.bostonguitarfest.org/2013/ygw/
257. Guitar society of Toronto. URL: http://www.guitarsocietyoftoronto.com/
258. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года годы: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. Ст. 7, п. 79. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=87685
259. Indiana International Guitar Festival and Competition. URL: http://blogs.music.indiana.edu/guitarfestival/
260. Randy Torres. ACCESS Guitar Club. URL: http://transilioncoalition.org/transition/section.php?pageld=69
261. Основы законодательства Российской Федерации. О культуре. 9 октября 1992 г. Я» 3612-1. Ст. ЗЗ.Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l 00272
262. The Orchestra of crafty guitarists. URL: httpi/VXvy^v.orchestraofcraftyguitarists.com/
263. Гитарная студия Александра Голубкова. URL: http://golubkov-studio.narod.ru/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.