Развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Поплёвина, Вера Александровна

  • Поплёвина, Вера Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 290
Поплёвина, Вера Александровна. Развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Тамбов. 2013. 290 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Поплёвина, Вера Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретико-методические особенности развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды

1.1. Деятельность клубных объединений любителей моды как предмет социально-культурного исследования

1.2. Педагогический потенциал клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников

1.3. Определить приоритетные направления деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды

2.1. Изучение социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности участников клубных объединений любителей моды в процессе творческой деятельности, основанной на моде

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды»

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях информационного общества развитие творческой активности личности приобретает особую значимость в контексте воспитания творческой индивидуальности, способной к генерированию идей, быстрому и эффективному решению поставленных задач и преодолению трудностей, нестандартному мышлению и самореализации. Развитие творческой активности способствует существенным преобразованиям в социуме, проявляющимся через: формирование творческой локальной среды и обновленного социально-культурного имиджа территории; развитие местных досуговых сообществ, обеспечение их интеграции и диалога; инвестирование ресурсов социально-культурной деятельности в разработку и продвижение инноваций, а также поддержание конкурентоспособности, мобильности и качества социально-культурного обслуживания; формирование оптимального уровня социально-культурной коммуникации; установление «обратной связи» между производством и потреблением в сфере досуга.

Приоритетным направлением стимулирования инициативы и творчества масс становится оптимизация деятельности клубных любительских формирований. Развитие любительского творчества привело к созданию нового типа досуговой общности - клубного объединения любителей моды, основанного на интегративном (по содержательной направленности и видам) творчестве, важнейшими признаками которого являются современность, актуальность, престижность и востребованность.

Проблематика развития творческой активности любительских объединений получила поддержку со стороны властных структур: на федеральном и региональном уровне разрабатываются и реализуются законодательные и нормативные акты, целевые программы, концепции, проекты, стимулирующие развитие творческой активности В частности, существенное значение в контексте данного исследования имели: федеральные законы РФ «Об образовании в Российской Федерации, «Об общих принципах организации мест-

ного самоуправления в РФ», «Об общественных объединениях»; «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций» в Российской Федерации до 2015 г., Положение о клубном формировании учреждения культуры; региональные концепции, целевые программы и стратегии развития инновационной деятельности.

Проблематика развития творческой активности участников любительских объединений представляет значительный интерес и для научной общественности. За последнее время прошли различного уровня научно-практической конференции и круглые столы, посвященные стимулированию творческой активности, развитию творческого потенциала и самореализации личности в современном обществе (Пенза, 2013 г., Новосибирск, 2012 г., Белгород 2011 г., Санкт-Петербург 2013 г., Москва 2012 г. и др.).

Современная отечественная и зарубежная практика социально-культурной деятельности, также характеризуется широким распространением клубных объединений, содержательную основу функционирования которых составляет интегративное по характеру творчество в сфере техники, проектных технологий, дизайна, актуального, мультимедийного и декоративно-прикладного искусства, искусствоведения, инициативной добровольческой деятельности, связи с общественностью, предпринимательства и т.п., условно обозначенное нами как творчество, основанное на моде. Педагогический процесс клубных объединений любителей моды отличается самым широким диапазоном инновационных форм, методов, средств, направленных на создание, изучение, популяризацию и музеефикацию артефактов, связанных с модой, разработку и реализацию собственных творческих проектов. Творческая активность участников клубных объединений любителей моды минимально регламентирована и поэтому представляет большие возможности для реализации их творческого потенциала любителей.

Степень научной разработанности проблемы исследования была конкретизирована на основе обобщения опыта изучения проблемы развития творческой активности участников клубных объединений, любителей методы в различных гуманитарных отраслях знаний.

Основные подходы к проблематике досуга содержатся в классических социологических теориях Т. Веблена, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Такие ученые, как Ж. Дюмазедье, Л.А. Гордон, А.И. Пригожин, А.Б. Мискевич,

B.Д. Патрушев в своих научных исследованиях дали определение досуга и сформировали ряд научно-обоснованных подходов (культурологический, деятельностный и др.) к изучению свободного времени.

Развитие творческой активности личности в социально-культурной сфере нашло свое отражение в трудах Т.И. Баклановой, Г.М. Бирженюка, JI.C. Жарковой, A.C. Каргина, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Б. Шарковской, М.А. Швецова, В.М. Чижикова, Д.В. Шамсутдиновой и др.

Изучению проблем формирования творческой направленности личности в клубных объединениях посвящены работы по философии (Г.А. Давыдова, Н.М. Морозовой, В.Ф. Овчинникова, А.Т. Шумилиной); психологии (Д.Б. Богоявленской, JI.C. Выготского, B.C. Матюхина, Я.И. Пономарева,

C.JI. Рубинштейна) педагогике (B.C. Шубинского, Г.И. Щукина).

Проблемам формирования разновозрастного коллектива посвящены труды О.С. Газмана, И.З. Гликмана, М.С. Когана, Я.Л. Коломинского, В.В. Кумарина, A.C. Макаренко, A.B. Мудрика, В.М. Никитина, Л.И. Уман-ского. Особенности функционирования клубных объединений отражены в исследованиях B.C. Садовской, Е.И. Смирновой.

Всестороннему рассмотрению феномена моды посвятили свои научные труды Д. Дишер, Е. Исолани, А. Ключарев, Н. Страхов. Социально-психо-логический подход к изучению механизмов моды нашел отражение в исследованиях М.Н. Зеленецкого, Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Поршнева, Е.Т. Соколова. Культурно-исторический подход к анализу моды реализовали в своих исследованиях Я. Бурхард, A.A. Васильев, Г. Вейс, Ф. Готтенрот, Е.В. Кирее-ва, А.Л. Креберт, М.Н. Мерцалова, E.H. Оленин, Ф.М. Пармон, Т.К. Стриженова, Э. Тиль. Антропологические теории моды представлены в работах 3. Фрейда, Э. Фрома, П. Нистрома и др. Комплексный анализ моды представлен в работах В.И. Толстых, М.Н. Топаловой, Л.И. Ятиной. Экономический под-

ход к изучению моды продемонстрировали В. Зомбарт, JI.H. Жилина, В.И. Краснов, Р.Б. Фишман, Н.Т. Фролова.

Подход к моде как социокультурному явлению, и механизму социальной, культурной регуляции отстаивали в своих исследованиях: Н. Блумер, А.Б. Гофман, Ю.Ф. Гизатулина, O.JI. Кузьмук, JI.A. Масалкова, З.Б. Элькина. Моде и клубным объединениям посвятили свои диссертационные исследования И.А. Александрова, Л.В. Архипова, С.А. Вангородская, М.И. Галитбаро-ва, Т.А. Гришаева, М.В. Грусман, JI.A. Дергунова, И.Г. Добросмыслова, Л.В. Елинер, A.A. Ипатова, Л.В. Кокорева, A.C. Куликова, Т.Л. Макарова, Н.Ю. Масленцева, А.Л. Мильман, К.Ю. Михалева, Т.Н. Нагорских, Е.В. Не-стеренко.

Однако, несмотря на столь значительный научный интерес, проблематика развития творческой активности участников клубных объединений, любителей моды не получила глубокого и систематического рассмотрения.

Изучение научной литературы, а также анализ существующего опыта социально-культурного воздействия на творческую личность участников клубного объединения любителей моды позволили выявить следующие противоречия между:

- потребностью общества в стимулировании творческой активности, самостоятельной инициативы и самореализации личности и недостаточным использованием ресурсного потенциала клубных объединений любителей моды в развитии социально значимой продуктивной досуговой деятельности;

- стремлением участников клубных объединений любителей моды к деятельному участию в реализации творческих инициатив и проектов, основанных на моде и доминированием в учебно-воспитательном процессе любительских формирований традиционных, репродуктивных, недифференцированных педагогических подходов;

- признанием профессионалами социально-культурной деятельности высокого педагогического потенциала клубных объединений любителей моды и отсутствием целостного теоретико-методического обоснования воспитательного воздействия, стимулирующего творческую активность участников.

Наличие указанных противоречий позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методические особенности развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.

Объект исследования: развитие творческой активности участников любительских объединений.

Предмет исследования теоретико-методические подходы к развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды.

Цель исследования: обоснование организационно-педагогических подходов к развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды.

Задачи исследования:

1. Обосновать сущность и специфику деятельности клубных объединений любителей моды.

2. Конкретизировать педагогический потенциал клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников.

3. Определить приоритетные направления деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников.

4. Обосновать социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.

5. Разработать и апробировать модель и программу развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды будет целенаправленным и более эффективным, если:

- теоретически обоснованы возможности клубных объединений любителей моды как субъекта развития творческой активности участников;

- осуществлены целенаправленные популяризация и продвижение клубных объединений любителей моды, развивающих творческую инициативную деятельность, основанную на моде;

- определен комплекс организационно-педагогических условий развития творческой активности любителей моды в процессе образовательно-просветительной, исследовательской, художественно-творческой, проектно-конструкторской, социально-инициативной и рекреационной деятельности, основанной на моде;

- реализована система технологического обеспечения развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды посредством разработки соответствующего программно-методического и дидактического обеспечения, с использованием комплекса индивидуализированных интерактивных, эвристических и диалоговых методов педагогического воздействия.

Методологической основой исследования явились: концептуальные положения теории личности (A.B. Мудрик, P.C. Немов, A.B. Петровский и др.); теории деятельности (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Л.С. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Элыконин и др.); теории активности (М.С. Каган, В.В. Столин, В.Л. Хайкин и др.); социально-педагогические и психологические концепции социальной активности личности (Л.П. Буева, И.С. Кон, A.B. Мудрик, В.А. Сластнин и др.); концепции социально-культурного развития личности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов и др.).

Методы исследования. Для осуществления цели, поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы: теоретические (теоретический анализ социологической, философской, культурологической, психолого-педагогической, исторической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение творческих программ и творческих проектов, основанных на моде участников клубных объединений любителей моды; систематизация эмпирических данных, полученных в процессе исследования); эмпирические (включенное наблюдение, методика экспертных оценок социально-культурной активности в процессе творческих проектов, тестирование, анкетирование, интервью с участниками и руководителями клубных объединений любителей моды; изучение и обобщение педагогической практики развития творческой активности участников клубных объединений; конста-

тирующий и формирующий педагогические эксперименты; математические (количественная и качественная обработка полученных данных).

Базами исследования являлись: клубное объединение «Искусница» г. Воронежа и клубное объединение «Техника модного творчества» на базе ателье-студия «Модистка» г. Тамбова, а также профильные досуговые объединения, действующие в Воронежской, Московской, Пензенской и Тамбовской областях.

В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 610 человек: 560 - в социологическом исследовании и 50 - в эксперименте.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2013 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2009-2010 гг.) — поисково-теоретическом — изучалась и анализировалась научная литература и публикации периодической печати по исследуемой проблеме, собирался фактографический материал, отражающий особенности формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды; были определены: цель, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, выявлены сущность и специфика деятельности клубных объединений. Разрабатывалась педагогическая модель и обосновывались социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.

На втором этапе (2010-2012 гг.) - опытно-экспериментальном — были осуществлены констатирующий и формирующий эксперименты, разработана программа развития творческой активности участников клубного объединения любителей моды и осуществлена ее успешная апробация.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) - обобщающем — были подведены итоги исследования: осуществлялась проверка достоверности данных, обобщение, анализ и интеграция результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов, определение дальнейшего направления исследований и внедрение в практику полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. На основе теоретического анализа литературных источников и методической документации определены сущность и специфика деятельности клубных объединений любителей моды как особой формы социально-культурной общности, тяготеющей к инновационным интегративным видам активности, основанным на социальных трендах мира моды, актуальности, современности, престижности, востребованности.

2. Обоснован педагогический потенциал клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников, обусловленный мобильным, вариативным, личностно ориентированным характером педагогического процесса, обеспечивающим саморазвитие, самореализацию, самоопределение, социализацию и социальную адаптацию личности, включенной в коллективную добровольную, инициативную, эмоционально насыщенную деятельность по созиданию новых социокультурных ценностей.

3. Выявлены приоритетные направления деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников, предполагающие проектирование особой социально-культурной среды досу-говой общности, включение участников в систему творческого воспитания и творческой деятельности, способствующие формированию особой интегра-тивной характеристики, проявляющейся в инициативных, инновационных, созидательных действиях личности, отличающейся свободой, продуктивностью и мастерством.

4. Конкретизированы социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, предполагающие масштабное комплексное продвижение их деятельности; разработку целостного инновационного технологического обеспечения, комплексную диагностику индивидуальных личностных особенностей; целенаправленное формирование сплоченного коллектива клубного объединения любителей моды.

5. Разработаны и экспериментально апробированы модель и программа развития творческой активности участников клубных объединений любителей

моды ориентированные на эффективное самосовершенствование и самореализацию личности в условиях многоплановой образовательно-просветительной, художественно-творческой, проектно-конструкторской и социально-инициативной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- положения теории социально-культурной деятельности дополнены систематизированной информацией о сущности, специфике деятельности и педагогическом потенциале клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников;

- проведенное исследование расширяет научные представления о куль-туротворческих технологиях социально-культурной деятельности за счет обоснования сущности содержания и форм организации творческой деятельности, основанной на моде;

- разработан критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни для оценки эффективности процесса формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды;

- предложенная педагогическая модель может послужить основой для разработки творческих проектов и программ создания клубных формирований любителей моды, а также стимулирования творческой активности населения в сфере досуга.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе диссертации данные обосновывают эффективное формирование творческой активности участников клубных объединений любителей моды в процессе творческой деятельности, основанной на моде.

Разработанная и апробированная программа деятельности клубного объединения любителей моды реализована в практике работы соответствующих досуговых общностей. Ее внедрение позволило достичь устойчивых позитивных результатов по оптимизации качественных и количественных показателей развития творческой активности личности, что свидетельствует о перспективности использования указанной методической разработки в практике социально-культурной деятельности.

Материалы исследования также могут быть использованы:

- в деятельности государственных органов управления культурой при разработке региональных и федеральных программ развития социальной инициативы и творчества населения;

- в учебном процессе среднего и высшего профессионального образования в области социально-культурной деятельности, социального воспитания и социальной работы при разработке базовых и вариативных теоретических курсов, практических занятий, творческих проектов, отражающих технологическую специфику работы клубных объединений любителей моды;

- в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы культуры и социального обслуживания населения, при реализации программ, отражающих инновационные подходы к созданию клубных объединений любителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Положение о сущности и специфике деятельности клубных объединений любителей моды - особой формы социально-культурной общности, отражающей чрезвычайное разнообразие интересов и тяготение участников к инновационным интегративным видам активности, основанным на социальных трендах мировой моды, актуальности, престижности, востребованности. В указанных клубных объединениях культивируется особый вида творчества, основанного на моде, предполагающий синтез и взаимодействие различных типов (авторская, исполнительская, импровизаторская, создание новых технологий деятельности) и видов (художественная, исследовательская, техническая, проектно-конструкторская, социально-инициативная, экономическая и др.) продуктивной деятельности.

2. Положение о педагогическом потенциале клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников. Педагогический процесс указанных досуговых общностей отличается мобильностью, вариативностью, личностно ориентированным подходом и направлен на саморазвитие и самореализацию участников посредством включения в коллективную добровольную, инициативную, эмоционально насыщенную деятель-

ность, обеспечивающую высокую эффективность освоения знаний, умений и практических навыков в области творчества, основанного на моде; всестороннее развитие, самоопределение, социализацию и социальную адаптацию личности в процессе созидания новых социокультурных ценностей.

3. Положение о приоритетных направлениях деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников, предполагающих проектирование особой социально-культурной среды, включение участников в систему творческого воспитания и инициативной творческой деятельности, характеризующейся инновационностью, продуктивностью, свободой фантазии и мастерством.

4. Социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, включающие масштабную комплексную деятельность по популяризации, пропаганде и продвижению работы клубных объединений любителей моды; разработку целостного технологического обеспечения, основанного на использовании достижений педагогической инноватики; реализацию профильных практико-ориентиро-ванных программ развития творческих способностей; осуществление комплекса диагностических процедур, выявляющих индивидуальные личностные особенностей и творческий потенциал; целенаправленную работу по формированию сплоченной, эффективно взаимодействующей досуговой общности клубного объединения.

5. Модель развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, представляющая собой организационно-педагогический комплекс целевого, технологического и критериального блоков, направленный на стимулирование саморазвития и самореализации личности в процессе социально значимой, самостоятельной инициативной интеллектуально насыщенной по содержанию и эмоционально привлекательной по форме творческой деятельности, основанной на моде.

6. Авторская программа «Техника модного творчества», ориентированная на развитие творческой активности клубного объединения любителей моды, представляющая собой образовательно-воспитательный комплекс, ин-

тегрирующий различные направления и формы учебно-творческой, исследо-вательско-коллекционной, просветительской, социально-инициативной, проектной деятельности, основанной на моде.

Достоверность и обоснованность основных выводов, сформулированных в диссертационной работе, обеспечиваются: опорой на современные достижения философских, социологических, культурно-исторических, психологических и педагогических наук; длительным характером исследования, положительными результатами эксперимента, применением совокупности методов и принципов, адекватных задачам и предмету данного исследования; репрезентативностью полученных в ходе проведения экспериментальной работы результатов социологического опроса, интервью, тестированием, а также повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента, свидетельствующих о положительной динамике; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; подтверждением гипотезы исследования; внедрением результатов исследования в практику деятельности учреждений социально-культурной сферы, основанной на моде.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы исследования и внедрение результатов по данной проблеме осуществлялись на протяжении всей работы в следующем направлении.

Промежуточные итоговые результаты исследования обсуждались на городских методических объединениях педагогов г. Тамбова, семинарах, научно-практических конференциях «Державинские чтения» (2010-2011 гг.); научных конференциях преподавателей и аспирантов (г. Тамбов 2010-2011, 2011-2012); на международных научно-практических конференциях в разделах «Педагогика» и «Педагогические инновации» (Белгород (2010), Москва (2012), Прага (2012) и София (2012), Багульма (2012)).

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Поплёвина, Вера Александровна

Выводы по второй главе

В данной главе представлены результаты констатирующего и формирующего экспериментов.

Технология констатирующего эксперимента предполагала проведение социологического исследования, направленного на конкретизацию отношений респондентов к различным аспектам деятельности указанных досуговых общностей. В качестве методов исследования были применены анкетный опрос и интервьюирование. Экспериментальная работа осуществлялась в два этапа. В задачи первого этапа входили: конкретизация отношения респондентов к моде; выявление степени включенности респондентов в творческую деятельность, основанную на моде; рассмотрение организационных особенностей и перспектив развития клубных объединений любителей моды. Задачи второго этапа заключались в выявлении различных аспектов деятельности клубных объединений любителей моды; конкретизации педагогического потенциала клубов в развитии творческой активности участников; выявлении социально-психологических факторов развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды; определении характера воздействия реализуемых клубными объединениями любителей моды культурно-досуговых программ на развитие творческой активности участников. Опрос проводился в Воронежской, Московской, Пензенской и Тамбовской областях (выборочная совокупность составила 560 человек).

В ходе опроса был выявлен уровень развития творческой активности у населения и участников клубных объединений любителей моды, города и области, которой недостаточно высок, о чем свидетельствуют результаты проведенного нами анкетирования: констатирующие отсутствие базового уровня знаний о моде и творчестве, основанном на моде, и целей творческой деятельности.

Для преодоления недостатка знаний в области моды и творчества, основанного на моде, для становления творческого мышления, формирования навыков, опыта и прогнозирования своей деятельности в творчестве, основанного на моде, необходимо проводить с участниками клуба целенаправленную педагогическую работу.

Также по проведению констатирующего эксперимента стало возможным сформулировать социально-культурные факторы развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, предполагающие масштабную комплексную популяризацию и продвижение деятельности; разработку целостного инновационного технологического обеспечения, осуществление серии диагностических процедур, выявляющих индивидуальные личностные особенности и творческий потенциал; целенаправленное формирование сплоченного коллектива клубного объединения любителей моды.

Для эффективного развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды был проведен формирующий эксперимент, для проведения которого была разработана педагогическая модель и учебно-воспитательная программа. В структуре модели выделены целевой, технологический и критериальный блоки, при интеграции которых повышается эффективность творческой активности в процессе образования и воспитания через творчество, основанного на моде. Целевой блок позволил выдвинуть цель и задачи, внешние и внутренние факторы формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды, а также их принципы и функции. В технологическом блоке были выявлены организационно-педагогические условия развития творческой активности участников, предполагающие масштабную комплексную популяризацию и продвижение деятельности; разработку целостного инновационного технологического обеспечения, осуществление серии диагностических процедур, выявляющих индивидуальные личностные особенности и творческий потенциал; целенаправленное формирование сплоченного коллектива клубного объединения любителей моды. Для успешной реализации этих организационно-педагогических факторов представлен весь арсенал соответствующих средств, методов и форм.

Эффективность развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, определялась конкретными результатами, оцениваемыми посредством критериального аппарата, включающего комплекс критериев (деятельностный, эмоционально-ценностный, мотивацион-ный, коммуникативный и когнитивный), параметров, показателей и уровней (высокий, средний и низкий).

Апробация модели осуществлялась посредством внедрения комплексной авторской программы в деятельность клубного объединения, осуществленного с 2010 по 2013 г. Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, каждая из которых включала по 25 испытуемых. Контрольная группа работала на базе клубного объединения «Искусница» г. Воронежа, экспериментальная - в клубном объединении «Техника модного творчества», действовавшего на базе ателье-студии «Модистка» (г. Тамбов).

Эксперимент проводился в три этапа (диагностический, формирующий, контрольный), каждый из которых заканчивался проведением замеров основных показателей эффективности развития творческой активности участников клубных объединений. Они осуществлялись посредством серии тестов и опросников. Внедрение педагогической программы в творческие клубные объединения любителей моды позволило выявить эффективность ее использования. Результатом деятельности участников в ходе реализации данной программы стали: вовлечение их в самостоятельную творческую деятельность, формирование активной жизненной позиции, способность самостоятельно принимать решения, касающегося деятельностного подхода к творческим проектам, основанным на моде.

Таким образом, эксперимент подтвердил правильность выбранной нами методики поэтапного развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, через активизацию личностного потенциала участников эксперимента в творческо-преобразовательной социально-инициативной деятельности.

Заключение

В соответствии с завершением проводимого нами исследования необходимо выделить наиболее существенные аспекты диссертации.

Рассмотрены и систематизированы основные подходы; выявлены сущность и содержание деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников; обоснован педагогический потенциал творческой деятельности, основанной на моде.

Важнейшей задачей педагогического руководства клубным объединением любителей моды является обеспечение творческого характера деятельности и творческого развития личности участника. При этом предметом деятельности становится мода - особого рода социально-культурное явление. В работе проанализированы основные подходы к пониманию данного явления (эстетический, культурно-исторический, социологический, психологический, социально-психологический, психоаналитический, экономический, социокультурный (мода как механизм социально-культурной регуляции, основанный на господствующих в данное время в данной общности эталонах, стандартах, нормах, являющихся ориентиром жизнедеятельности; средство внедрения новых социально-культурных форм и способ адаптации к ним в изменяющемся мире). Кроме того, в ходе теоретического анализа выделены функции моды; социальные, экономические, эстетические, психологические, социально-культурные. Важнейшей закономерностью ее развития моды является цикличность. Мода позиционирована как универсальный механизм постоянного обновления общественной жизни, который действует на основе утверждения нового в жизни социума, помогающий развить творческий потенциал отдельных его членов посредством создания клубных объединений любителей моды.

Основными задачами деятельности творческих клубных объединений любителей моды являются: создание условий для развития индивидуальных творческих способностей, формирование у участников клуба потребности в саморазвитии и самореализации в процессе творческих проектов; разработка и реализация образовательных программ развития творчества, основанного на моде, обеспечивающих высокую эффективность освоения знаний, умений и навыков в области моды; формирование у участников гражданских и нравственных качеств; формирование у участников творческого мировоззрения, а также комплекса специальных знаний в области творчества, основанного на моде; обучение практическим навыкам творческой деятельности, основанной на моде; развитие мотивации личности к познанию и творчеству, основанных на моде, посредством реализации творческих проектов; обеспечение условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда участников; создание условий для развития самостоятельной гармонично развитой творческой личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям социума.

Указанные организационно-педагогические особенности позволили выделить специфические функции клубных объединений любителей моды: обеспечение положительного настроя путем реализации творческих потребностей в позитивных эмоциях, развлечениях в процессе подготовки и реализации творческих проектов, а также участия в досуговых программах, основанных на моде; совершенствование и оптимизация ценностных отношений, потребностей, знаний, умений и навыков творческой деятельности, основанной на моде; обеспечение отдыха участников клубного объединения в процессе творческой деятельности, основанной на моде; всестороннее гармоничное развитие личности в процессе реализации творческих проектов; обеспечение возможности удовлетворения широкого спектра познавательных потребностей в творческой деятельности, основанной на моде; реализация гедонистических потребностей участника в процессе коллективной деятельности по реализации творческих проектов; предоставление каждому участнику клубного объединения и творческому коллективу в целом условий для самовыражения, самодеятельности, самоутверждения, самовоспитания в процессе реализации творческих проектов, основанных на моде; организация общения по интересам в процессе изучения вопросов теории и истории моды, а также творчества, основанного на моде.

Реализация указанных функций содержательных направлений и форм благоприятно сказывается не только на самих участниках, но и на окружающем микросоциуме. Клубные объединения любителей творчества предоставляют возможность широкого приобщения людей к разнообразным видам и формам досуга и способствуют росту удовлетворенности качеством культур-но-досугового обслуживания.

При рассмотрении творческой активности участников клубных объединений дана операционализация понятий таких, как «творчество», «творческая деятельность», «творческая активность», а также обоснованы содержательные и педагогические факторы, способствующие эффективной работе объединений любителей, к которым отнесены наличие информационно обогащенной, разнообразной, нерегламентированной, познавательной среды; раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей; наличие форм творческого поведения; мотивационное управление наличии гибкой диагностической системой взаимосвязи «преподаватель-участник клуба»; высокая организация и взаимообусловленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие творческих способностей; комплексный подход к выявлению и развитию творческих способностей участников клуба. Указанные особенности и факторы составляют основу педагогического процесса развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.

Проведена опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности участников клубных объединений любителей мод, включающая комплекс констатирующего и формирующего экспериментов, связанных с обоснованием социально-культурных условий, а также разработкой и апробацией педагогической модели и программы.

Представлены результаты констатирующего эксперимента, технология которого предполагала проведение социологического исследования, направленного на конкретизацию отношений респондентов к различным аспектам деятельности клубных объединений любителей моды. В качестве методов исследования были применены анкетный опрос и интервьюирование. Экспериментальная работа осуществлялась в два этапа. В задачи первого этапа входили конкретизация отношения респондентов к моде; выявление степени включенности респондентов в творческую деятельность, основанную на моде; рассмотрение организационных особенностей и перспектив развития клубных объединений любителей моды. В задачи второго - выявление различных аспектов деятельности клубных объединений любителей моды; конкретизация педагогического потенциала клубов в развитии творческой активности участников; выявление социально-психологических факторов развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды; определение характера воздействия реализуемых клубными объединениями любителей моды культурно-досуговых программ на развитие творческой активности участников. Опрос проводился в Воронежской, Московской, Пензенской и Тамбовской областях (выборочная совокупность составила 560 человек).

В ходе исследования было установлено, что респонденты с достаточным интересом относятся к вопросам развития моды и творческой деятельности, основанной на моде, как привлекательному и достаточно востребованному виду досуговой деятельности.

Вследствие констатирующего эксперимента стало возможным сформулировать организационно-педагогические факторы развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, предполагающие масштабную комплексную популяризацию и продвижение деятельности; разработку целостного инновационного технологического обеспечения, осуществление серии диагностических процедур, выявляющих индивидуальные личностные особенности и творческий потенциал; целенаправленное формирование сплоченного коллектива клубного объединения любителей моды.

Разработанная теоретическая модель развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды представлена в настоящем исследовании тремя взаимосвязанными блоками: целевым, технологическим и кретериальным.

Апробация модели осуществлялась посредством внедрения комплексной авторской программы в деятельность клубного объединения в ходе формирующего эксперимента, осуществленного с 2010 по 2013 г. в три этапа. Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, каждая из которых включала по 25 испытуемых. Контрольная группа осуществляла свою деятельность на базе клубного объединения «Искусница» (г. Воронеж), экспериментальная - в клубном объединении «Техника модного творчества» на базе ателье-студия «Модистка» (г. Тамбов).

Каждый этап эксперимента заканчивался проведением тестовых замеров, основных показателей эффективности развития творческой активности посредством адаптированных и авторских методик.

Первый, диагностический, этап эксперимента имел целью выявление начального уровня развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.

На втором, преобразующем, этапе эксперимента осуществлялась апробация модели посредством внедрения в деятельность клубного объединения «Техника модного творчества» комплексной авторской программы, рассчитанной на три года и направленной на развитие творческой активности участников. Основными разделами программы являлись «Содержательные направления развития творческой активности»; «Методическое обеспечение деятельности по развитию творческой активности»; «Организационно-управленческое обеспечение реализации программы». Программа предусматривала осуществление разносторонней образовательно-просветительной, культурно-досуговой и творческо-проектной деятельности с применением диалоговых интерактивных форм.

В процессе реализации экспериментальной программы осуществлена диагностика динамики развития творческой активности участников экспериментальной группы посредством адаптированных тестовых методик (И.Т. Мехрабиан, Т. Элерс, JI.B. Янковский, Ю.П. Платонов, A.A. Карелин, А.И. Алтунин).

Обобщение результатов тестирования по всем условно выделенным критериям выявило явное преобладание высокого и среднего уровней развития творческой активности.

Тем самым стало возможным констатировать позитивное воздействие внедренных педагогической модели и программы на развитие творческой активности участников клубного объединения любителей моды.

На третьем, контрольном, этапе формирующего эксперимента было проведено комплексное обследование участников экспериментальной и контрольной групп. Для этого вновь использовался авторский опросник, аналогичный примененному на диагностическом этапе эксперимента.

Контрольный этап исследования показал заметную положительную динамику развития творческой активности у участников экспериментальной группы в сравнении с контрольной.

Таким образом, эксперимент подтвердил правильность выбранной нами методики поэтапного развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды через активизацию личностного потенциала участников эксперимента в творческо-преобразовательной социально-инициативной деятельности.

Проведенная работа не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Таким образом, перспективы дальнейшей работы позволили наметить пути для дальнейшей разработки данной проблемы: изучение возможностей использования различных технологий социально-культурной деятельности в формировании творческой активности разновозрастных по составу коллективов; исследование потенциала проектных творческих технологий в оптимизации других психолого-педагогических характеристик развивающейся личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Поплёвина, Вера Александровна, 2013 год

Список литературы

1. Аброзе Е.А. Индустрия моды в условиях глобализации культуры: дис ... канд. культурологи. Санкт-Петербург, 2006.

2. Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.

3. Алпова Г.Н. Педагогика творчества: учеб. пособие. СПб., 1998.

4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1988. 236 с.

5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Издательство Казань, ун-та, 1996. 567 с.

6. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. М., 1997.

7. Аристова А.П.Активность учения школьников. М.: Просвещение.

С. 10.

8. Арсеньева 3. Мода и политика // Вечерний Петербург. ЦШХ: www.vppress.ru (дата обращения 06.10.2011)

9. АрхиповаЛ.В. Мода и ее влияние на спрос населения: дис. ... канд. экон. наук. М., 1977.

10. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. народное художественное творчество и его место в российской культуре. ШИХ: http://nhkt.narod.ru

11. Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 55.

12. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. — Пер. с фр., в ступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашникова, 2003. 512 с.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

14. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики формирования культурно-досуговых программ: учеб. пособие. СПб.: СПбГИК, 1992. 127 с.

15. Блуммер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 212.

16. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 27.

17. Богданова O.A. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации. Ростов н/д, 1990.

18. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. 96 с.

19. Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Политиздат, 1959. С. 347.

20. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С. 173.

21. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 440 с.

23. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. М., 1974. С. 389.

24. Бороннникова Г.А. Культурно-досуговые центры: учеб. пособие. Пермь: ПГИИК, 2006. 171 с.

25. Браже Т.Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития // Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых: колл. моногр. / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. - Изд. 2-е, доп. СПб.: ИОВ РАО, 2009. С. 52-108.

26. Бронгауз Ф., Ефрон И. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 960 е.: ил.

27. Брушлинский A.B., Воловикова М.И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. С. 84-96.

28. Букш С.А. Творчество как вид социальной деятельности: авто-реф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 1998. 23 с.

29. Бурхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 1996. 448 с.

30. Бухвалов В.А. Основы творческой деятельности. Рига: ПЦ "Эксперимент", 1998. 151 с.

31. Васильев A.A. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М.: Слово/ Slovo, 1998. 480 е.: ил.

32. Васильев A.A. Я сегодня в моде. 100 ответов на вопросы о моде и о себе. Изд.: Этерна, 2008.

33. Васильев A.A. «Вкус - врожденное качество» интервью. URLL: http:club.osinka.ru (дата обращения 13.05.2011)

34. Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 416-494.

35. Веблен Т. Теория праздного класса. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2001.

36. Веретейникова JT.K. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. Вып. № 1.2010.

37. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 240 с.

38. Воробьев Н.Е., Мизюрова Э.Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Монография. Волгоград: «Перемена», 2001. 184 с.

39. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

40. Газман О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М., 1992. 115 с.

41. Галитбарова М. И. Мода как феномен культуры: дис. ... канд. культуролог, наук. Челябинск, 2004.

42. Гизатулина Ю.Ф. Престиж как социокультурный феномен: авто-реф. дис. ... канд. соц. наук. М., 1994.

43. Гизатулина Ю.Ф. Социальные функции моды. Пермь, 1994.

44. Гладких В.В. Организация гражданско-патриотического воспитания молодежи на основе использования технологий социально-культурной

деятельности: монограф. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. 186 с.

45. Гликман И.З. По макаренковскому пути // Макаренко A.C. (опыт, изучение, применение). М., 1968. С. 117-155.

46. Гордон A.JL, Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972. С. 43-44.

47. Готтенрот Ф. Всеобщая история стиля и моды с древних времен. М., 2009.

48. Гофман А.Б. Семь социальных функций моды (из книги «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» (3 часть) поведения. - 4-е изд. испр. и доп. М.: КДУ, 2010. 228 с.

49. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - 4-е изд. испр. и доп. М.: КДУ, 2010. 228 с.

50. Гофман А.Б. Мода и обычай // Рубеж. 1992. № 3.

51. Гофман А.Б. Ценности в структуре моды // Социологическое исследование. 1980. № 4.

52. Гофман А.Б. Ценностные компоненты моды // Социальные и художественно-конструкторские проблемы формирования предметной среды жилища (Труды ВНИИТЭ. Сер. «техническая эстетика». Вып. 27). М., 1980. С. 60-74.

53. Грибкова Г.И. Педагогика досуга. М.: МГАКХИС, Изд-во учебной литературы и учебно-методических пособий , 2011. 59 с.

54. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. 512 с.

55. ГришаеваТ.А. Мода как феномен современной культуры: дис. ... канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2008.

56. Грусман М.В. Мода как феномен культуры и средство социокультурной коммуникации: дис. ... канд. культурологи. СПб., 2010.

57. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества М.: Знание, 1969, с. 49.

58. Дергунова JI.A. Мода в условиях массовой культуры: дис. ... канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 1998.

59. Дергунова JI.A. Мода как социальная технология. Учебное пособие. Шахты: изд-во Юр ГУЭС, 2004.

60. Дишер Ф.Т. Мода и цинизм. Спб., 1879. 30 с.

61. Долженкова М.И. Современные тенденции развития информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности (статья) // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. М.: МГУКИ , 2011. С. 49-59.

62. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 11. С. 83-88.

63. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

64. Ермилова Д. Ю. История домов моды : учеб. пособие / Д. Ю.

Ермилова. - М. : Академия, 2003. - 288 с.

65. Жаркова JI.C. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. Изд. 3-е, исп. и доп. М.: МГУКИ, 2003. 233 с.

66. Жилина Л.И., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитания личности. М.: Мысль, 1969.

67. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб: Изд-во СП6ГУП,1996. 320 с.

68. Зеленский М.Н., Соколов Э.В. Социально-культурные предпосылки формирования личности // Духовная культура развитого социализма и личности. Л.: ЛГИК, 1980. С. 9-21.

69. Зиммель Г. Мода // Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М.,

1996.

70. Зиммель Г. Психология моды: социологический этюд // Научное обозрение. 1901. № 5.

71. Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. 223 с.

72. Зиновьев А.К. Понятие моды // Декоративное искусство. 1973. № 8. С. 125.

73. Зомбарт В. Изменчивость потребления (из области теории моды). В кн.: Современный капитализм, т.2, 3-й отд., 17гл. М.: 1905. С. 338.

74. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. // Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.

75. Зомбарт В. Современный капитализм (теория капиталистического развития). М., 1905. 595 с.

76. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. На пороге гражданской зрелости / об активной жизненной позиции современного молодого человека). Л.: Лениздат., 1982. 176 с.

77. Исолан Е. Дама в штанах. Очерк по истории эволюции женского платья. Киев, 1912. 25 с.

78. Каменец A.B. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. М.: АПРИКТ, 1998. 41 с.

79. Каменец A.B. Клубы вчера, сегодня, завтра. М., 2001. 74 с.

80. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

81. Кант И.. Сочинения в 6-ти томах, т. 6, М., 1966, с. 489.

82. Караковский В.А., Полукаров В.В. Педагогика коллектива: Книга в газете. Глава седьмая // Учительская газета. 2005. 14 мая. С. 22.

83. Килошенко М.И. Психология моды: Теоретической и прикладной аспекты. СПб.: СПГУТ, 2001. С. 76, 128.

84. Киреева Е.В. История костюма. М.: Просвещение, 1976. 176 с.

85. Кириллова И.В. Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации личности. URLL: http://jurnal.org/articles/2007

86. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1995. С. 21-22.

87. Ключарев А. Несколько замечаний о современных модах и одежде. М., 1861.32 с.

88. Ковриженко М.К. Постмодернизм и реклама / Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI в.: социальные вызовы и альтернативы». В 2-х т. М.: Альфа-М, 2004. Т.1.

89. Козлова T.B. Костюм как знаковая система. М., 1980. С. 34.

90. Кокорева JI. В. Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития: Социологический аспект: дис. ... канд. социолог, наук. Екатеринбург, 2001.

91. Коломенский Я. Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986.

223 с.

92. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 323 с.

93. Комисаренко С.С. Клуб как социально-культурное явление. Исторические аспекты развития. СПб., 1997. 167 с.

94. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

95. Конева A.B. Мода как иное. Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001.

96. Кравчук П.Ф. Самоосуществление человека в творчестве // Личность. Культура. Общество: международный журнал социальных и гуманитарных наук, 2004. т. 3. вып. 2.

97. Краснов В.М. К вопросу о понятии моды // Научные труды МТИЛП. 1964. № 29. с. 3-29.

98. Краснов В.М., Басин Е.Я. «Гордеев узел» моды / Н.Т. Фролова // Мода: за и против / под ред. В.И. Толстых. М., 1973. С. 204-221.

99. Кребер А.Л., Клакхон К. Культура: Критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. М., 2000. №1(13).

100. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 289.

101. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ,

1990.

102. Кузьмук О.Л. Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды: на примере г. Москвы: дис. ... канд. социолог, наук. М., 2000.

103. Куликова A.C. Стиль жизни: мода и эстетика повседневности: дис. ... канд. философ, наук. М., 2010.

104. Кумарин В.В. Теория коллектива в трудах A.C. Макаренко. Киев, 1979. 232 с.

105. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. 2000. Т.П. Вып. 1(2). 288 с.

106. Лаврецова, C.B. Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга. СПб., 2004. 236 с.

107. Леонтьев А.Н Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

108. Леопарди Д. Мода и Смерть // Разговоры. Спб., 1888. С. 8-11.

109. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва. 2001.

110. Лоуэн А. Удовольствие: Творческий подход к жизни. DOC. М., Издательство «Психотерапия», 2008. 304 с.

111. Лучанкин А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. Екатеринбург : ИФиП УрО РАН, 1997. 396 с.

112. Любимова Т.Б. Мода и ценность // Мода: за и против [Сборник статей] Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М.: Искусство, 1973. 288 с.

113. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. 237 с.

114. Майер Г.В. Клубы по интересам. Продолжение традиций / Г.В.Майер, В.В.Жданов // Студенчество: диалоги о воспитании. 2003. - №4. — С. 1821.

115. Макарова Т.Л. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме: дис. ... канд. техн. наук. М, 2004.

116. Макарочкина Е.Ю. «Мотивация чтения» участница международной конференции «Читающий ребенок в современном мире» США, штат Нью-Йорк, г. Саратога Спрингс, 2006. URLL: http//center-pp/ru

117. Мамантов М.Э. Творческий проект. 28.10.2011. URLL: http://nvkl38.klasna.com

118. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

119. Маркс К. Сочинения. М., 1976. Т. 46, ч. 1. С. 476.

120. Масалкова JI.A. О некоторых закономерностях моды как социального явления // Вопросы теории и методов соц. исследований. М., 1980.

121. Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу; вступ. ст. Акулиной H.H. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.

122. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под общ. ред. Г.А. Белла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. 424 с.

123. Матюхина В. С. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984. 256 с.

124. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

125. Мегедь В.В. Формы поведения людей // МИК. № 7. 2003.

126. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1-4. М.: Академия моды, 1993.

127. Миронова М.В. Психология и социология чтения: Учебное пособие для студентов 3 курса специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». Ульяновск: УлГТУ, 2003. 67 с.

128. Мискевич А.Б. Человек в свободное время. Минск, 1989. С. 51.

129. Митина И.В. Понятие «стиль», генезис и эволюция // Гуманитарный и соц.-экон. науки. 2000. № 2..

130. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество: пути исследования и перспективы развития // Некоторые тенденции культурно-просветительной деятельности. М., 1984.

131. Михалева К.Ю. Молодежные субкультуры и высокая мода // Социология. 2005. 2. С. 119-130.

132. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Педагогика, 1979. с. 11.

133. Мосалев Б.Г. Досуг : методология и методика социологических исследований : учеб. пособие. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та культуры, 1995. 92 с.

134. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Психология, 1984. 187 с.

135. Нагорских Т.Н. Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры: дис. ... канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2009.

136. Немирова Л.Ф. Теория модного поведения: учебное пособие. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2009. 70 с.

137. Нестеренко Е.В. Мода как способ символизации социальных изменений и тенденции ее институциализации в современном обществе: на примере моды на женскую одежду: дис. ... канд. социолог, наук. М., 2005.

138. Нешина Е.Б. Феномен моды в условиях социокультурных трансформаций: от XVIII к XXI веку: дис. ... канд. культурологи. Саранск, 2007. 143 с.

139. Никитин В.М. Проблемы воспитания разновозрастного коллектива учащихся по месту жительства: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1974 36 с.

140. Оленин А.Н. Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян Траяна и русских до нашествия татар. СПб., 1832.

141. Ольшанский Д.В. психология масс. СПб.: Питер, 2001.

142. Орлова Э.А., Каменец A.B. Технологии формирования и реализации социокультурной политики // Ориентиры культурной политики. Информ. сборник. Вып. 6. М.: Министерство культуры РФ, ГИВЦ, 1996. -С. 3-74.

143. Пармон Ф.М. омпозиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. -

264 с.

144. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.

145. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Д., 1967. С. 156.

146. Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества. М.: Наука, 1978. 216 с.

147. Патрушев В.Д. Свободное время горожан 1986 и 1995 годах // Социс. 1997. № 7. С. 34-45.

148. Петров JI.B. Массовая коммуникация и культура: введение в историю и теорию; учеб. пос. СПб.: СПб. ГУКИ, 1999. С. 31.

149. Петров JT.B. Мода как общественное явление (анализ в социально-коммуникативном аспекте). Л.: Знание, 1974. 32 с.

150. Платон Федон, Пир Федр, Парменид / Общ. ред. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1999. 528 с.

151. Подласов И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.

152. Положение о клубном формировании учреждения культуры клубного типа на территории Тамбовского муниципального района: Постановление Совета депутатов Тамбовского муниципального района № 144/17 от 24 ноября 2010.

153. Поль Ионе. Мода, дух времени, массовое сознание // 50/50: опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. 560 с.

154. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303 с.

155. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека //Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1. С. 312.

156. Попов B.C. Формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в процессе социального партнерства. XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. Февр. 2011 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая, науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Издательский дом ТГУ Г.Р. Державина, 2011. 441 с.

157. Поршнев Б.Д. Социальная психология и история. М., 1956. С. 8788.

158. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983. 176 с.

159. Решение Коллегии Минкультуры РФ от 29.05.2002 N 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры « Примерное положение формировании культурно-досугового учреждения». URLL: http://zakonprost.ru (дата обращения 27.12.2012).

160. Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самостоятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4.

161. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946. 643 с.

162. Рубинштейном C.JI. Пути и принципы развития психологии, М.,

1969.

163. Садовский В.Н. Некоторые принципиальные проблемы построения общей теории систем. В кн.: Системные исследования. М., 1972. С. 46.

164. Сасыхов A.B., Стрельцов Ю.А. Основы клубовведения. Улан-Удэ, 1969.

165. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Природа. 1970.

№ 1.

166. Сепир Э. Особое значение этой функции моды придавал американский лингвист и культуролог (Sapir Е. Fashion // Encyclopaedia of the Social Sciences. N.Y., 1931. Vol. 6. P. 140).

167. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: вступ. ст. А.Е. Кибрин. М.: Прогресс, 1993.

168. Сестры Сорины. Язык моды, или Как понять человека по его одежде. М., 2000.

169. Сластенин В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

170. Слепцова А.О. Сущность культурологической концепции феномена талантливой личности. XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лыОбщерос. науч. конф. Февр. 2011 г. / отв. ред. Т.Г. Осад-чая, науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Издательский дом ТТУ Г.Р. Державина, 2011. 441 с.

171. Смирнова Е.И. Клубные объединения. Учебн. пособие для студентов институтов культуры. М.: Просвещение, 1997.

172. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1983.

173. Современная энциклопедия. Мода и стиль / гл. ред. В.А. Володин. М.: Аванта +, 2002. 480 е.: ил.

174. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. 176 с.

175. Спенсер Г. Начало социологии (обрядовые учреждения). С. 323.

176. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998.

177. Спенсер Г. Основание социологии. Т. 2. Спб., 1898. 707 с.

178. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: издательство «Ника-Центр», 1997. С. 328.

179. Степучев P.A. О предмете стилистики костюма // Художественное проектирование костюма. М.: МТИ, 1990. С. 18.

180. Страхов Н. Рассматриватель жизни и нравов. Спб., 1811. Ч. П. Ш. 136, 139 с.

181. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. Изд. 2-ое. М.: МГУКИ, 2003.

182. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. 2-е изд. М.: МГУКИ, 2003. 296 с.

183. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учебное пособие. М.: МГИК, 1991. 116 с.

184. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. М.: Сов. художник, 1972. 112 с.

185. Суркова JI.B. Формирование ценностных ориентаций школьников средствами культуротворческих технологий социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009. С. 62.

186. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании / Сост. и авт. вступ. статьи М.И. Мухин, Ред.-кол.: Н.Д. Ярмаченко (председатель) и др. Киев: Рад. Школа, 1983. 224 с.

187. Такер Э., Кингсвелл Т. История моды. М.: Издательства: ACT, ACTPEJlb, 2003.

188. Тард Г. Законы подражания. СПб.: Издание Ф. Павленкова, Типография и Литография С.Ф. Яздовского и К. Орловский пер., № 1. 1892. 371 с.

189. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. М.: Учпедгиз, 1953. 251 с.

190. Тернер В.У. Проблема известных классификаций в примитивных культурах // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972.

191. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГАКХИС, Изд-во учебной литературы и учебно-методических пособий, 2011. 75 с.

192. Тиль Э. История костюма. М., 1971.

193. Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. М., 1973.

194. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. М.: Полиграф участок ИСАИ СССР, 1991.

195. Торренс Е. Тест Е. Торренса: диагностика креативности. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2002.

196. Тремнер Е. Гипнотизм и внушение. Кишинев. 1991. С. 121-122.

197. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М: Просвещение, 1984. С. 29-31.

198. Туев В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах. Учебное пособие по курсу Социально-культурная деятельность. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. 87 с.

199. Уманский Л.И. Лутошкин А.Н. Психология и педагогика работы комсорга. М.: Мол. гвардия, 1984. 206 с.

200. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государст-

венной Думой 21 декабря 2012 года; Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N35, ст. 3506); Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». ...Настоящий Закон приводится с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. N 47; Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» ... Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до2015г.; Приложение N 2 к решению коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29 мая 2002 г. N 10 Примерное Положение о клубном формировании учреждения культуры-досугового учреждения.

201. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление: автореф. дис. ... кан. дис. Свердловск, 1990.

202. Фрейд. 3. Психоаналитические этюды. Мн.: Беларусь, 1991. 606 с.

203. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1986. 160с.

204. Фролова Н.Т. А в моде ли суть? (Опыт социально-психологического исследования вопросов моды) // Мода: за и против / под ред. В.И. Толстых. М, 1973. С. 204-221.

205. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя; пер. с англ. Д. Н. Дудинского. Минск: ООО «Попурри», 1998. 672 с.

206. Хайкин B.JI. Психология активности (характеристики и развитие). М., 2000.

207. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.

208. Хейзинга Й. Homo Iudens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С.

276.

209. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. И.Б. Гриншпун. М., 1997. 720 с.

210. Храпченко М.Б. Природа эстетического знака // Семиотика и художественное творчество. М., 1973.

211. Чижиков В.М. Маркетинговые модели социокультурного менеджмента // Актуальные проблемы социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2002. С. 69-90.

212. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 209 с.

213. Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003. 41 с.

214. Шанкин Ю.В. Управление социально-психологическим климатом в творческом коллективе. XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. Февр. 2011 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая, науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Издательский дом ТГУ Г.Р. Державина, 2011.441 с.

215. Шарковская Н.В. Психолого-педагогические основы активности личности: учеб.-метод. пособие. Астана: ЕАГИ, 2002. 84 с.

216. Швецова М.А. Стимулирование социально-культурной активности старшеклассников средствами самодеятельного туризма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 20 с.

217. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания: монография. М.: Высшая школа, 1978. С. 35.

218. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание,

1988. 80 с.

219. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа,

1989. 141 с.

220. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

221. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 306 с.

222. Элькина З.Б. Мода и ее социальная сущность: автореф. дис. ... канд. флософ. наук. JL, 1974.

223. Ярославова Е.Н. Факторы формирования познавательно профессиональной активности студентов.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 23 с.

224. Ятина JT. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 2. С. 4.

225. Ятина Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни: дис. ... канд. социолог, наук. СПб., 2001.

226. Ятина Л.М. Полистилизм: новый этап в развитии моды. URLL: http ://socnet. narod.ru

227. Blumer Н. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 5. P. 343.

228. Blumer H. Fashion : From Class Differentiation to Collective Selection // The Sociological Quarterly. 1969. Vol. 10, N 3. P. 289.

229. Blumer H. Society as Symbolic Interaction. Berkeley: University of California Press, 1969. P. 142.

230. Dreire J. Die Mode als betriwirtscha-fitliches Problem. Dusseldorf, 1957. 154 s.

231. Gofman A. Les eternels retours. Notes sur les cycles de mode // Revue europeenne des sociales, Tome XLII, 2004, № 129. P. 136-137.

232. Kroeber A.L., Richardson J., Thee Centuries of Women's Dress Fashion.

233. Morton G.M. The Arts of Costume and Personal Apperace. Univ. of Nebraska, 1964.

234. Nystrom P. Economics of Fashion. N.Y., 1928.

235. URLL: http://libsib.ru (дата обращения 03.10.2012).

23 6. URLL: http://mirtestoff.ru (дата обращения 12.11.12).

237. URLL: http://www.e-reading.org.ua (дата обращения 03.10.2012).

238. URLL: http://www.fashion-monitor.com (дата обращения 25.04.2011).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.