Любительское музицирование как педагогическое явление в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кириллов, Виктор Александрович

  • Кириллов, Виктор Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 192
Кириллов, Виктор Александрович. Любительское музицирование как педагогическое явление в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2008. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кириллов, Виктор Александрович

Введение.

Глава 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В ГУ-ВЕРНЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ ХУШ-Х1Х веков.¿.:.

1.1. Исторические предпосылки возникновения гувернер-ского образования в России и особенности его развития в XVIII - XIX веках

1.2. Любительское музицирование как объективная реальность гувернерского образования России XVIII — XIX веков

Выводы по первой главе

Глава 2. РАЗВИТИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ В ГУВЕР-НЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

2.1. Особенности развития любительского музицирования как вида художественно-творческой деятельности

2.2. Сущность педагогического потенциала 95 любительского музицирования в гувернерском образовании

2.3. Пути реализации педагогического потенциала 124 любительского музицирования в гувернерском образовании современной России

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Любительское музицирование как педагогическое явление в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков»

Актуальность исследования. Ключевыми проблемами современного образования является изменение его целей, пересмотр содержания, потребность в качественно новых знаниях. Педагогическая наука видит пути обновления образования в его I индивидуализации, повышении роли личностно ориентированной направленности, развитии духовных способностей человека, в обеспечении необходимых условий для самоопределения и самореализации личности. В этой связи растет популярность домашнего образования, активно возрождается идея гувернерства.

История педагогической мысли свидетельствует о том, что гувернерское образование как процесс домашнего воспитания и обучения детей, получившее широкое распространение в России в XVIII - XIX веках, выросло из традиций семейного (домашнего) воспитания, зародившегося в эпоху разложения первобытнообщинного строя и прошедшего большой эволюционный путь (В.Н. Бочкарев, В.В.Вершинин, В.А. Жуковский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Костомаров, П.Ф. Лесгафт, A.A. Луцкевич, А.И. Пискунов, М.В.Сычев-Михайлов и др.). Особую значимость для разработки идеи гувернерского образования имеет накопленный современными отечественными теоретиками и педагогами-практиками опыт исследований данной образовательной сферы (М.О. Косвен, С.Е. Марченко, В.М. Петров, C.B. Сергеева, C.B. Трошина и др.). Эти исследования касаются широкого круга проблем гувернерского образования: социокультурных аспектов его становления, содержания и методики образовательной деятельности гувернера, педагогических условий повышения эффективности домашнего образования, профессиональной подготовки гувернера-воспитателя.

Одним из направлений педагогической деятельности гувернера является его работа по музыкальному развитию детей, что связано со становлением и развитием любительского музицирования. Исходя из имеющихся толкований, понятие «любительское музицирование» мы определяем как процесс добровольного обучения музыке, который носит не профессиональный, а любительский характер. Данный вид художественно-творческой деятельности подвергался изучению ранее, но не достаточно широко (В.И. Адищев, В.П. Оснач, И.А. Хвостова).

Значение любительского музицирования, по мнению ученых, состоит в том, что с одной стороны, такое музицирование ориентировано на становление личности ребенка, на развитие его эстетических чувств, эмоций, художественного вкуса и эмоционально-нравственных поступков, то есть на формирование музыкальной культуры ребенка как части его духовной культуры. С другой стороны, любительское музицирование способствует социальной адаптации детей в обществе, выявлению их художественных способностей и имеет существенное значение для музыкально-профессиональной мотивации. Все это особенно важно для формирования личности ребенка в условиях домашнего воспитания и обучения, осуществляемых специалистом-гувернером.

Несмотря на повышенное внимание ученых и практиков к гувернерскому образованию, специальное изучение вопросов становления и развития любительского музицирования в данном контексте не проводилось. Очевидно противоречие между значимостью любительского музицирования для гувернерского образования и отсутствием научно обоснованного подхода к развитию данного процесса.

Выявленное противоречие обусловило проблему настоящего исследования, которая состоит в историко-теоретическом обосновании роли любительского музицирования как педагогического явления в гувернерском образовании России.

Актуальность и проблема исследования способствовали определению его темы: «Любительское музицирование как педагогическое явление в гувернерском образовании России ХУШ-Х1Х веков».

Выбор хронологических рамок исследования объясняется историческим значением данного периода в развитии гувернерского образования и в формировании любительского музицирования.

В качестве объекта исследования выступает процесс развития гувернерского образования в России XVIII — XIX веков.

Предметом исследования является становление и развитие любительского музицирования в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков.

Цель исследования заключается в историко-теоретическом изучении зарождения и становления любительского музицирования в процессе гувернерского образования России XVIII - XIX веков и в определении пугей реализации его педагогического потенциала в современном домашнем воспитании и обучении детей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исторические предпосылки возникновения и особенности развития гувернерского образования в России, изучить процесс зарождения и становления в нем любительского музицирования.

2. Выявить и раскрыть историческую периодизацию становления любительского музицирования как объективной реальности гувернерского образования России XVIII - XIX веков.

3. Определить основные характеристики любительского музицирования как педагогического явления в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков.

4. Рассмотреть любительское музицирование как вид художественно-творческой деятельности, установить и охарактеризовать универсальные составляющие педагогического потенциала, определить его влияние на результаты гувернерского образования.

5. Изучить практику развития современного гувернерского образования и определить пути реализации в нем педагогического потенциала любительского музицирования.

Источниковедческую и теоретико-методологическую основу исследования составили:

• работы по истории России, истории и теории отечественного образования - И.А. Алешинцев, С.Д. Бабишин, Е.И. Баконина, В.И. Беляев, М.М. Богословский, М.В. Богуславский, A.A. Вербицкий, Г.Н. Волков, С.И. Гессен, Б.С. Гершунский, Г.Л. Ильин, В.О. Ключевский, Г.Б. Корнетов, В.В. Кузнецова, A.B. Луначарский,

A.M. Новиков, Н.И. Пирогов, В.А. Левин и др.;

• труды педагогов-классиков и современных педагогов-исследователей о роли и путях воспитания и развития личности ребенка - Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, В.В. Давыдов, И.Д.Демакова, М.Б. Зацепина, И.А. Зимняя, A.C. Макаренко,

B.А.Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.;

• исследования в области истории развития семейного воспитания и гувернерского образования, содержания и организации деятельности гувернера - П.Ф. Лесгафт, А. Лесгилье, Е.Г. Марковичева, О.С. Муравьева, Л.В. Пасечник, Т.В.Тимохина, В.Н. Шацкая и др.;

• работы по педагогической и музыкальной психологии — JI.JL Бочкарев, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.;

• труды по психологии творчества и одаренности — Д.Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева, А.Б. Брушлинский, Н.С.Лейтес, A.M. Матюшкин, A.A. Мелик-Пашаев, H.H. Николаев, Н.Ю. Синягина и др.;

• теоретические труды в области музыкальной педагогики -Э.Б. Абдуллин, Ю.Б.Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Л.А. Баренбойм, Т.С. Комарова, И.Н.Немыкина, A.A. Пиличаускас, В.Г. Ражников, E.H. Федорович, Г.М. Цыпин, Т.В. Челышева и др.;

• концептуальные идеи развития общего музыкального и художественного образования — Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.;

• исследования в области любительского музицирования, подготовки гувернера к данному виду художественно-творческой деятельности - В.И. Адищев, А.Н. Ганичева, И.А. Хвостова и др.;

• нормативно-правовая и программно-методическая документация.

Методы исследования: системный ретроспективный анализ исторической литературы, теоретический анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, систематизация и классификация, абстрагирование и синтез, изучение опыта работы гувернеров, в том числе по музыкальному развитию детей, педагогическое наблюдение, интервьюирование и беседа, сравнение и обобщение результатов гувернерской деятельности, интерпретационно-описательные методы (таблицы, схемы).

Экспериментальная база исследования: апробация результатов исследования осуществлялась путем непосредственной работы с детьми дошкольного возраста в семьях г.г. Москва и Мурманск, а также опосредованно через консультирование коллег-гувернеров, работающих в семьях Мурманской и Московской областей.

Этапы исследования.

Первый этап (2003 — 2004 гг.) — определение проблемы исследования и степени ее научной разработанности; осуществление ретроспективного анализа зарождения и развития гувернерского образования; теоретический анализ историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, характеризующей любительское музицирование как вид художественно-творческой деятельности; анализ исследований в области музыкальной педагогики, концепций общего музыкального и художественного образования; формирование научного аппарата исследования и его структуры и методики.

Второй этап (2005 — 2006 гг.) — осмысление историко-теоретических аспектов развития любительского музицирования в контексте проблемы исследования; определение основных научных положений, составляющих его новизну и теоретическую значимость; осуществление апробации основных научных положений исследования в гувернерской деятельности, в том числе в практике музицирования с детьми дошкольного возраста; установление возможности использования педагогического потенциала любительского музицирования и определение путей его функционирования в современном гувернерском образовании.

Третий этап (2007 год) — обобщение результатов исследования, формулирование его основных выводов и оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем проведен анализ историко-теоретического наследия в контексте изучаемой проблемы, изучены основные характеристики любительского музицирования в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков. Установлена и раскрыта историческая периодизация становления любительского музицирования как объективной реальности гувернерского образования. В качестве основных характеристик любительского музицирования в гувернерском образовании определено его развитие как вида художественно-творческой деятельности, универсальные составляющие его педагогического потенциала, положительное влияние любительского музицирования на результаты гувернерского образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем расширены теоретические представления о становлении и развитии любительского музицирования в гувернерском образовании России XVIII — XIX веков; выявлены, сформулированы и раскрыты универсальные составляющие педагогического потенциала любительского музицирования; определены пути развития любительского музицирования в современном гувернерском образовании.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении роли любительского музицировании в гувернерском образовании России, в определении влияния его воспитательного и образовательного потенциала на результат деятельности гувернера, в возможности экстраполяции основных характеристик любительского музицирования на современное гувернерское образование. Материалы могут быть полезны как для практической деятельности гувернера, так и для процесса его подготовки в специальных учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается исходными теоретико-методологическими позициями, подтверждена тщательным анализом историко-теоретических источников и соответствием методов исследования его предмету, цели, задачам и логике построения, подкреплена успешной апробаций в педагогической гувернерской практике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Любительское музицирование представляет собой педагогическое явление в гувернерском образовании России XVIII — XIX веков, становление которого осуществлялось в соответствии с тремя историческими этапами (пропедевтическим - зарождением, начальным - развитием, основным - расцветом), и было связано с психолого-педагогическими особенностями данного процесса.

2. Любительское музицирование в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков характеризуется:

• развитием как своеобразного вида художественно-творческой деятельности, направленной на формирование опыта эстетического отношения человека к действительности;

• универсальными составляющими его педагогического потенциала, имеющего особое значение в условиях социально-исторических преобразований в стране и состоящего в его воспитательных и образовательных возможностях;

• положительным влиянием на результаты гувернерского образования, а именно на: формирование мировоззрения обучающегося, развитие самостоятельности и эмоционально-нравственных качеств личности, создание условий для раскрытия творческих возможностей и т.д.

3. Любительское музицирование может реализовать свои воспитательные и образовательные возможности в практике современного домашнего воспитания и обучения детей при определении следующих путей, адекватных социально-историческим преобразованиям в стране: ориентации на характерные черты современного образования в целом; учете специфических качеств современного гувернерского образования; установлении соответствия программного содержания и организации занятий по музицированию государственным стандартам дошкольного и начального общего музыкального образования; наличии теоретико-педагогической базы занятий любительским музицированием; проведении специальной подготовки гувернера к осуществлению занятий по любительскому музицированию.

Апробация результатов исследования.

Ход и результаты исследования регулярно обсуждались на кафедре художественного образования АПК и ППРО; излагались на ежегодных междисциплинарных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей АПК и ППРО; докладывались на Региональных научно-практических конференциях в МГПУ (г. Мурманск) 11-12 апреля 2005 года и 2022 апреля 2006 года, на Международной научно-практической конференции в МГПУ (г. Мурманск) 28-30 марта 2006 года; отражены на страницах межрегионального сборника научных трудов ЛГПУ (Липецк, 2005 год).

Основные положения исследования отражены в авторских публикациях, нашли отражение в ходе личного участия автора в опытной педагогической работе в качестве гувернера, а также в процессе консультирования гувернеров — участников их апробации на базе Мурманского политехнического лицея, ГОУ СОШ № 36 г. Мурманска. Результаты исследования использовались в консультационной и семинарской работе на курсах в АПК и ППРО и

Мурманского областного института повышения квалификации работников образования.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. В основной текст диссертации включено пять таблиц. Общий объем диссертации 192 страницы. Библиография включает 217 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кириллов, Виктор Александрович

Выводы по второй главе

Любительское музицирование характеризуется в гувернер-ском образовании как вид художественно-творческой деятельности. Это связано с тем, что любительское музицирование рассматривается как деятельность и как художественное творчество.

Теоретический анализ показывает, что любительское музицирование, как любая деятельность, зависит от объективных и субъективных условий. Такие объективные условия, как поддержание семейного патриархального уклада; сохранение народных традиций, в том числе песенных; преемственность поколений в воспитании; распространение монастырского образования, в том числе церковного пения; развитие частного обучения и проникновение западной культуры, - составляли в России XVIII — XIX веков истоки зарождения любительского музицирования. В то время как субъективными условиями являлось расширение потребностей и интересов общества в образовании, а также необходимость раскрытия природных задатков и способностей населения, в том числе музыкальных.

Характеристика любительского музицирования как художественного творчества связана с адаптивным (осуществление традиционного подхода к творцу; автоматическое разучивание гувернера с учениками нескольких вокальных или инструментальных произведений; появление необходимости в развитии умений детей читать музыкальное произведение с листа, разбирать партитуры, играть в «четыре руки» и пр.) и креативным (установление сословной иерархической структуры любительского музицирования и музыкального образования; разделение музыкального искусства на церковное и светское; усиление домашней концертной и камерной направленности любительского музицирования; формирование слоев «просвещенных любителей музыки) типами поведения. Адаптивный и особенно креативный тип поведения оказывали воздействие на мотивацию творческой деятельности, благодаря чему личность накапливала опыт эстетического отношения к жизни (эстетических переживаний, сопереживания автору, эстетического отношения к окружающей действительности).

Следовательно, любительское музицирование в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков представляло собой психологический механизм «прорастания» сознания представителей Российского общества. Личностно-ориентированный и деятельно-творческий характер любительского музицирования обусловливал их развитие в цепочке: «творчество для себя» - «творчество самого себя» - «творчество для других», что свидетельствовало о наличие педагогического потенциала любительского музицировании. Сущность данного потенциала состоит в воспитательных и образовательных возможностях, положительно воздействующих на результаты деятельности гувернера.

Сущность педагогического потенциала любительского музицирования детерминируется характеристиками гувернерской среды как среды педагогического функционирования (социальным, пространственно-предметным и психодидактическим компонентами); социальными функциями музыки (преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной, эстетической) и воспитательной направленностью любительского музицирования как средства социализации личности (гуманистическим характером любительского музицирования, его развитием в условиях гувернерской среды как среды воспитания, эстетической ценностью любительского музицирования как объективной реальности гувернер-ского воспитания).

В результате историко-теоретического анализа становления любительского музицирования как педагогического явления гу-вернерского образования России XVIII — XIX веков определены пути реализации его воспитательных и образовательных возможностей в современных социокультурных условиях развития страны, к каковым отнесены: необходимость ориентации на характерные черты современного образования в целом; учет специфических качеств современного гувернерского образования; установление соответствия программного содержания и организации занятий по музицированию государственным стандартам дошкольного и начального общего музыкального образования; теоретико-педагогическая база занятий любительским музицированием; необходимость специальной подготовки гувернера к проведению данных занятий.

157

Заключение

В работе обоснована роль любительского музицирования в отечественном гувернерском образовании XVIII - XIX веков, изучены его основные характеристики и определены возможности реализации педагогического потенциала в современном домашнем воспитании и обучении детей.

Проанализировано и систематизировано историко-педагогическое наследие по проблеме становления и развития любительского музицирования в гувернерском образовании России. Посредством проведенного анализа определено, что, во-первых, гувернерское образование имело глубокие исторические корни. Во-вторых, оно возникло в России на основе объективных предпосылок, связанных с приоритетом семейного (домашнего) воспитания и обучения, с самобытностью народа, его традициями и обычаями, с развитием наравне с монастырским частного образования, с проникновением в Россию западной культуры.

Выявлено, что приоритетность и популяризация гувернерско-го образования в России были обусловлены его направленностью на сохранение и развитие национальных педагогических традиций, что влекло за собой расширение функций гувернера, ориентацию на использование труда отечественных гувернеров и гувернанток, повышение качества гувернерского образования.

Отмечено, что в рамках гувернерского образования возникло и стало распространяться любительское музицирование. Установлена и раскрыта историческая периодизация его развития. Выявлены его истоки, которые исходили из предпосылок гувернерского образования и составляли суть пропедевтического (зарождение -Х-ХУП вв.) этапа становления любительского музицирования в России.

Определены основные характеристики начального (XVIII в.) этапа, когда оно оформилось и активно развивалось. Выявлено, что этап развития отличался установлением сословной иерархической структуры любительского музицирования и музыкального образования; разделением музыкального искусства на церковное и светское; появлением новых музыкальных жанров (оперы, кантаты, сонаты, сюиты); усилением домашней концертной и камерной направленности любительского музицирования; появлением знатоков музыки и любителей театра.

Установлено, что для этапа расцвета любительского музицирования (XIX в.) было характерно следующее: противоречивость взглядов на музицирование; формирование слоев «просвещенных» любителей музыки и усиление ее воспитательной роли; зарождение профессионального музыкального образования (открытие первой русской консерватории).

В диссертации определено, что механизм функционирования любительского музицирования в гувернерском образовании связан с его основными характеристиками, имеющими психолого-педагогический характер.

Любительское музицирование рассмотрено в диссертации как вид художественно-творческой деятельности, зависящей от объективных и субъективных условий. Определен смысл адаптивного и креативного типа поведения в процессе любительского музицирования, выяснено их влияние на мотивацию творческой деятельности россиян.

Особое внимание уделено личностно-ориентированному и деятельно-творческому характеру любительского музицирования, которое обусловливало развитие и становление обучающегося в цепочке: «творчество для себя» (параллельно с другими занятиями) - «творчество самого себя» (средство самовоспитания) -«творчество для других» (проявление профессионализма).

Выявлено, что любительское музицирование влияло на переход российского населения от адаптивного типа поведения, связанного с использованием уже имеющихся ресурсов, к креативному типу поведения, характеризующемуся когнитивной, эмоциональной, мотивационной и коммуникативной активностью. Кроме того, оно становилось психологическим механизмом «прорастания» сознания представителей Российского общества, которое укладывалось в формулу - «чувственно-эмоциональные ощущения — наглядно-действенное мышление — рассуждающее мышление».

Исследована сущность педагогического потенциала любительского музицирования, под которой подразумеваются его воспитательные и образовательные возможности, положительно воздействующие на результаты деятельности гувернера.

Установлено, что педагогический потенциал любительского музицирования в гувернерском образовании детерминирован социальными функциями музыки, гувернерской средой как средой педагогического функционирования любительского музицирования, его воспитательной направленностью как средством социализации личности.

Обосновано влияние преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной и эстетической функций музыки на гуманистический характер любительского музицирования, его эстетическую ценность и развитие в условиях гувернерской среды как среды воспитания.

Выявлено, что гувернерская среда создает условия для осуществления воспитания, обучения и развития ребенка специалистом-гувернером в домашней атмосфере посредством любительского музицирования. В качестве таких условий рассмотрены со1 1 циальный, пространственно-предметный и психодидактический компоненты образовательной среды.

Определено, что воспитательная направленность любительского музицирования способствует социализации личности обучающегося, так как музицирование в гувернерском образовании имеет гуманистический характер, обеспечивается воспитательной целью и задачами, реализацией принципов воспитания, эстетической ценностью любительского музицирования.

Благодаря историко-теоретическому анализу становления любительского музицирования определены пути реализации его педагогического потенциала в современном домашнем воспитании и обучении детей.

На основании проведенного исследования сделан вывод о том, что любительское музицирование является объективной реальностью гувернерского образования России XVIII - XIX веков, характеризуется как вид художественно-творческой деятельности, обладающей педагогическим потенциалом и оказывающей положительное влияние на результаты гувернерского образования.

В исследовании получены следующие результаты:

Проанализировано и систематизировано историко-педагогическое наследие по проблеме становления и развития любительского музицирования в гувернерском образовании России.

2. Установлена и раскрыта историческая периодизация развития любительского музицирования в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков.

3. Выявлены основные характеристики любительского музицирования как педагогического явления в гувернерском образовании России XVIII - XIX веков I

4. Рассмотрены особенности развития любительского музицирования как вида художественно-творческой деятельности; ис | следована сущность педагогического потенциала любительского музицирования, выявлены его универсальные составляющие.

5. Определены пути реализации педагогического потенциала любительского музицирования в современном гувернерском образовании.

Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены. Цель достигнута. Проведенное исследование помогает разрешить противоречие между значимостью любительского музицирования для гувернерского образования и отсутствием историко-теоретического обоснования осуществления данного процесса.

Материалы исследования дают основания для дальнейшего изучения проблемы, в частности, для разработки теоретико-методических основ включения любительского музицирования в современное гувернерское образование.

162

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кириллов, Виктор Александрович, 2008 год

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. М.И. Ройтерштерна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.

2. Абоимова Н.В. Формирование педагогических традиций отечественной школы второй половины XX века на основе народного творчества: Дис. канд. пед. наук. — М., 2004. — 212 с.

3. Абызова E.H. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка, 1985. - 155 с.

4. Адищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX — начала XX века: теория, концепции, практика: Монография. М.: Музыка, 2007. - 344 с.

5. Адищев В.И. Теория и практика музыкального образования в российских школах закрытого типа (вторая половина XIX — начало XX века): Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2007. - 40 с.

6. Алешинцев И. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий XIX века // Журнал «Русская шкоа», СПб., 1908. — 86 с.

7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. 336 с.

8. Алиев Ю.Б., Белобородова В.К., Николаева Е.В. и др. Концепции музыкального образования школьников: Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1993. - 79 с.

9. Алперс Б.В. Актерское искусство в России. М.; Л.: Искусство, 1945. - Т. 1. - 550 с.

10. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

11. Антонова JI.B. Становление и развитие гимназического образования в Чувашии во второй половине XIX — начале XXI в.: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2005.- 224 с.

12. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для ст-тов пед. ин-тов по спец. 2110 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

13. Архивные материалы: из документов Московского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества, 1866 1884 гг.

14. Архивные материалы: Выписки из Русской музыкальной газеты за 1894 1896 гг.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — 2-е изд. Л.: Музыка. Ленингр. отд., 1973. -144 с.

17. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков. — М.: Изд. центр «Академия», 1996. 416 с.

18. Бабишин С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней Руси (X — первая половина XIII в.): Автореф. дис. докт. пед. наук. Киев, 1955. - 44 с.

19. Баконина Е.И. Из истории российского гувернерства // Домашнее воспитание. 2000. — № 4. - С. 16-18.

20. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.

21. Беляев В.И. История социальной педагогики. М.: Гарда-рики, 2007. - 255 с.

22. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 2 / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 400 с.

23. Богословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века. 2-е изд. Пг: Типография «Задруга», 1918. - 47 с.

24. Богоявленская Д.Б., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.Б. и др. Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.

25. Богуславский М.В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. - 182 с.

26. Бочкарев В.Н. Культурные запросы русского общества начала царствования Екатерины II по материалам законодательной комиссии 1764 г. Пг.: Типография П. Усова, 1915. - 75 с.

27. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. -М.: Классика-ХХ1, 2006. 352 с.

28. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

29. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.

30. Вершинин В.А. Аристократическое воспитание: история или современность? // Домашнее воспитание. 2000. - № 4. — С. 22—25.

31. Вершинин В.А. Дворянское воспитание как историческое наследие // Домашнее воспитание. 2001. — № 2. — С. 38-41.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. 168 с.

33. Ворожцова O.A. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: Институт психотерапии, 2004. 90 с.

34. Выготский JI.C. Детская психология / Сост. Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1984. - 433 с.

35. Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М.Г. Яро-шевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

36. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

37. Ганичева А.Н. Подготовка воспитателя-гувернера в системе среднего профессионального педагогического образования: Дис. канд. пед. наук. — М., 1996. 158 с.

38. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) / МО РФ, Челяб. фил. ИПО. Челябинск, 1993. - 240 с.

39. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. М.: Гос. комитет РФ по высш. образованию, 1995. — 384 с.

41. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм — их значение для современного образования // Вопросы философии. — 2002. — № 2. С. 175-180.

42. Гувернантка Мария Степановна // Вестник воспитания. — 1893. № 2. - С. 237-256.

43. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИН-ТОР, 1996. - 541 с.

44. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2000. - 44 с.

45. Ершова JI.B. Становление непрерывной системы этнохудо-жественного образования в России: теория и практика: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 2006. — 42 с.

46. Екатерина И. Наставление к воспитанию внуков. М.: Фонд развития отечественного книгоиздания, 1994. — 168 с.

47. Жирова H.A. Ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подготовки учителя: Дис. . канд. пед. наук. М., 2003. - 320 с.

48. Жуковский В.А. План учения Е.И. высочества, государя великого князя наследника цесаревича Александра Николаевича // Жуковский В.А. Поли. собр. соч.: В 12 т. Т. 9.-СПб., 1902.-С. 135-147.

49. Закон РФ «Об образовании» // Сб. международных и российских законодательных актов. М.: Новая волна, 1999. - С. 27—40.

50. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. Психическое развитие ребенка. 320 с.

51. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2006. 144 с.

52. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова H.A. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 82 с.

53. Иванов Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений / Предисл. А.О. Бороноева. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2002. - 212с.

54. Иванов С.А. Педагогические условия самореализации личности учащегося в системе непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 176с.

55. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

56. Ильин Г.Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. М., 1992. - 78 с.

57. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России Х1Х-ХХ вв.: Хрестоматия / Авт.-сост. М.А. Верб. — 2-е изд., доп. — Псков: ПОИПКРО, 2002. 220 с.

58. История педагогики: Учебное пособие для педагогических университетов / А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский и др. Ч. 1. М.: Книжно-журнальн. изд-во «Школа», 1995. - 231 с.

59. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2005. - 512 с.

60. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. / Рис. Г. Вольского. - М.: Детская литература, 1976. - 224 е.: ил.

61. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Сост. В.И. Викторов. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

62. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. (Статьи и выступления разных лет) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика». № 1. — М.: Знание, 1984. 64 с.

63. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

64. Кабалевский Д.Б. «Ровесники». Беседы о музыке для юношества. Переизд. М.: Музыка, 1987. - 126 с.

65. Кабалевский Д.Б. Поле деятельности огромное. // Музыка в школе. - 1988. - № 1. - С. 8-15.

66. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политическая литература, 1974. - 326 с.

67. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 384 с.

68. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1998. - 315 с.

69. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. 1 класс четырехлетней начальной школы // Программы для общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1994.-С. 1-11.

70. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

71. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1915. — 382 с.

72. Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. — 1993. -№ 1. С. 74-81.

73. Капустин Ю.Н. Музыкант, исполнитель и публика. (Социологические проблемы современной концертной жизни). Л.: Музыка, 1985. - 160 с. - С. 41.

74. Каргин A.C. Народная художественная культура: Учеб. пособие. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.-288 с.

75. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. М.: Изд-во Московского центра вальдорфской педагогики, 1995. - 272 с.

76. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 19871989. Т. 5: Курс русской истории. - 476 с.

77. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М.: «Мысль», 1995. - Кн. I. - 572 с. Кн. II. - 584 с. Кн. III. - 558 с.

78. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. - 208 с.

79. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: Дис. докт. пед. наук. М., 1998. - 358 с.

80. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. - 158 с.

81. Коменский Я.А. Материнская школа. М.: Педагогика, 1998. - 320 с.

82. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 22 т. М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656с. - Т. 2. - 576 с.

83. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся (Проект) / В.В. Алексеева, JLB. Горюнова, И.Г. Димова и др.; Под рук. Б.М. Йеменского // Искусство в школе. 1991. - № 1. - С. 8-15.

84. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления. М.: УРАО, 1992. - 196 с.

85. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: УРАО, 1993. - 108 с.

86. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 216 с.

87. Корчак Я. Правила жизни // Домашнее воспитание. 1998. - № 4. - С. 6-9.

88. Костина Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 2007. - 50 с.

89. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях. М.: Чарли, 1995. - 656 с.

90. Кошмина И.В., Алеев В.В. Духовная музыка: Россия и Запад (Программа для 1-4 классов). М.: Просвещение, 1994. - 61 с.

91. Кравченко K.JI. Индивидуальное обучение в фортепианных классах общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 1970. 214 с.

92. Кругликов В.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 24 с.

93. Кузьменко Д.П. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям. МНП за 1875 — 1909 гг. М.: Министерство народного просвещения, 1910. — 217 с.

94. Кузнецова В.В. Исследование национального образования России на основе философско-педагогических идей С.И. Гессена. Дис. канд. пед. наук. М., 2001. - 195 с.

95. Кунин H.A. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1983. - 130 с.

96. Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки: В 2 т. Т.1. От древнейших времен до середины XIX века. — 2-е изд. М.: Музыка, 1973. - 596 с.

97. Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной системы заданий: Автореф. дис. канд. пед. наук. Мурманск, 2006. — 17 с.

98. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. школа, 1991. - 224 с.

99. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.

100. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Физкультура и спорт, 1956. - 439 с.

101. Лесгилье А. Руководство для гувернеров и гувернанток. — 2-е изд. СПб.: Типография Неклюдова, 1870. - 310 с.

102. Луначарский A.B. Что такое образование? О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - 357 с.

103. Луцкевич A.A. Свод законоположений и распоряжений о частных училищах и домашнем обучении. Киев.: Типография И. Крыжановского и В. Авдюшенко, 1901. - 350 с.

104. Макаренко A.C. Воспитание гражданина / Сост. P.M. Бес-кина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

105. Макаренко A.C. О воспитании. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во политической литературы, 1990. 415 с.

106. Макарьевский Стоглавник // Труды Новгородской ученой архивной комиссии. Вып. 1. Новгород, 1912. - С. 1-135.

107. Марковичева ЕГ. Традиции семейного воспитания в Древней Руси IX—XIII веков: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 172 с.

108. Марченко С.Е. Социокультурные аспекты становления гу-вернерства в условиях вариантного образования в современной России: Дис. канд. социол. наук. — М., 2003. 138 с.

109. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. С. - 29-33.

110. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. - 208 с.

111. Медушевский В.В. Может быть, вернемся к истокам? // Высшее образование. 1988. - № 8. - С. 56-62.

112. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. 144с.

113. Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-сост. и авт. предисл. Н.Л. Фишман. — М.: Музыка, 1966.- 353 с.

114. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

115. Московская консерватория (1866—1966) / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — М.: Музыка, 1966. 726 с.

116. Мудрик A.B. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. - 96 с.

117. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков / Сост. текстов, пер. и вступ. ст. А.И. Рогова. М.: Музыка, 1973. - 224 с.

118. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. — СПб.: Нева, 2001. 221 с.

119. Мысли о воспитании: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты / Сост., авт. предисл. и введений к частям и разделам Н.И. Курапова. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1988. - 288 с. С.132.

120. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: Сб. статей. — М.: Музыка, 1980.- С.91 111.

121. Неменский Б.М. Культура Искусство — Образование: Цикл бесед. - М.: Центр «ХКО», 1993. - 23 с.

122. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие / Уральский пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. - 64 с.

123. Николаев H.H. Психология творчества: Учебное пособие / Под ред Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. - 277 с.

124. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.

125. Новиков A.M. Методология художественной деятельности.- М.: Эгвес, 2008. 72 с.

126. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. - 921 с.

127. О первоначальном обучении // Гувернантка. СПб., 1862.

128. Оснач В.П. Организационно-педагогические условия непрерывного профессионального музыкального образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 190 с.

129. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

130. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др.; Под ред. H.A. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

131. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII-первая половина XIX в. М.: Педагогика, 1973,- 605 с.

132. Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3 т. М.: МГУП, 2002.

133. Очерки русской культуры XVIII века: В 2 т. М.: Изд-во МГУ, 1987. - Т. 2. 1987. - 406 с.

134. Пасечник Л.В. Организационно-педагогические условия становления гувернерской системы образования в современной России: Дис. канд. пед. наук. Саранск, 2000. - 151 с.

135. Пасечник Л.В. Организационно-педагогические условия становления гувернерской системы образования в современной России: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саранск, 2000. - 23 с.

136. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова.- 2-е изд. — М.: Педагогика, 1988. 472 с.

137. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения // Песталоцци И.Г. Собр. соч. в двух томах. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1 386 с.

138. Петров В.М. ' Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и Средневековой Руси: Учебное пособие. — Орехово-Зуево, ОЗПИ, 1992. 81 с.

139. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.

140. Пиличаускас A.A. Познание музыки как воспитательная проблема: Научно-метод. пособие. М.: МИРОС, 1992. - 40 с.

141. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. - С. 438-451.

142. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

143. Полифункциональная модель образования: Лицей домашних воспитателей. Ч. 1. Л.: АПН СССР, НИИ непрерывного образования взрослых, 1991. - 76 с.

144. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. СПб.: Гос. тип., 1899. - Т. XV. - С. 187.

145. Положение о семейном (домашнем) образовании в Российской Федерации // Частная школа. 1994. — № 4. — С. 18.

146. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII начало XX века. - 2-е изд. - М.: Русское слово - PC, 2008. - 320 е.: ил.

147. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. докт. пед. наук A.A. Парамоновой. М.: Карапуз-Дидактика, 2004 . - 208 с.

148. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1—3 классы. — М.: Просвещение, 1985. 112 с.

149. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 4-7 классы. М.: Просвещение, 1985. - 172 с.

150. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

151. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2006. - 656 с.

152. Психология одаренности детей и подростков / Под ред Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.

153. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В 20 т. Т. 12: Критика. Автобиография. Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 575 с.

154. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998. - 68с.

155. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 96 с.

156. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: ЦАПИ, 1994. 141 с.

157. Разумный В.А. Творчество народов и современность. М.: ВНМЦ НТиКПР МК СССР, 1990. - 127 с.

158. Рапацкая Л.А. Художественная культура Древней Руси: Учебное пособие. — М.: Роспедагенство, 1995. — 106 с.

159. Реализация личностно ориентированной развивающей модели начальной школы: Материалы областной научно-методической конференции, 28 марта 2007 г. — Челябинск, 2007. 192 с.

160. Реан A.A., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

161. Риман Г. Музыкальный словарь / Пер. с 5-го нем. издания Б. Юргенсона, дополненный русским отделом под ред. Ю. Энгеля). — М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1901. 1531 е.: нот.

162. Розанов A.C. Музыкальный Павловск. Л.: Музыка, 1978. - 159 с.

163. Рубан Т.Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 25 с.

164. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

165. Рыцарева М. А. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество. Л.: Музыка, 1979. - 256 с.

166. Сергеева C.B. Частное образование в России. Поел, четверть XVIII первая половина XIX вв. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2000. - 159 с.

167. Серебренникова Ю.А. Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. - 21 с.

168. Смирнов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. Авторское издание. — М., 2005. 181 с.

169. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г Личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: Методическое пособие / Под ред. A.A. Деркача, И.В. Калиш. М.: Вузовская книга, 2001. - 131 с.

170. Соболева Г.Г. Россия в песне. Музыкальные страницы: Для детей среднего и старшего школьного возраста. 2-е изд. - М.: Музыка, 1980. - 207 с.

171. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. — СПб.: Питер-принт, 2006. 208 с.

172. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. — JL: Советский композитор, 1980. 294 с.

173. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушев-ский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.176. 100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. Л.: Музгиз, 1962. - 303 с.

174. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И.А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2004. - 480 с.

175. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие (Б-ка учителя) / Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика, 1990. 288 с.

176. Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века / Под ред. H.A. Константинова; АПН РСФСР. -М.: Знание, 1960. 255 с.

177. Таллин E.H. Воспитание музыкального художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во вне-класной работе по музыке: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990:- 16 с.

178. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

179. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. 335 с.

180. Теплов Б.М. О музыкальном переживании / Психологический институт РАО. Рукопись.

181. Тимохина Т.В. Содержание и методика образовательной деятельности гувернера с детьми дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. М., 2005. - 186 с.

182. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.; Л.: АПН РСФСР, 1948. 339 с.

183. Традиции. Культура. Образование: Научный сборник I / Под ред. А.Д. Червякова. М.: Центральное региональное отделение РАО, 1996. - 57с.

184. Традиции. Культура. Образование: Научный сборник II / Под ред. А.Д. Червякова. М.: Центральное региональное отделение РАО, 1996. - 65 с.

185. Трошина C.B. Гувернерство в домашнем образовании России в первой половине XIX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1995. 22 с.

186. Уроки народной культуры: традиционная одежда: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. О.В. Розова, H.A. Щербакова. -М.: Ладога-100, 2007. 208 с.

187. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Советский композитор, 1971. - 624 с.

188. Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб.: Ведомство учреждений императрицы Марии, 1884. - 346 с.

189. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - Т. 3: Педагогические статьи 1862-1870 гг. - 1948. -692 с.

190. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

191. Ушинский К.Д. Сжатый учебник педагогики // Ушинский К.Д. Соч. Т. 10. М.: АПН РСФСР, 1950. - 668 с.

192. Хвостова И.А. Любительское музицирование: теория, история, практика: Монография. Тамбов: Першина, 2004. - 209 с.

193. Хвостова И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. - 21 с.

194. Федорович E.H. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании: Дис. докт. пед. наук. — М., 1977. 353с.

195. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Дис. докт. филос. наук./ Челяб. гос. ин-т культуры. — Челябинск, 1984. 401 с.

196. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Дис. докт. пед. наук. М., 1977. - 407 с.

197. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1984. - 176 с. - С. 22.

198. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Советский композитор, 1988. - 384 с.

199. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

200. Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк: В 3 т. М.; Л.: Akademia, 1934-1936. - Т. 1: 1876-1878. - 643 с.

201. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: Дис. докт. пед. наук. — М., 2003. 421 с.

202. Чехов А.П. Переполох // Чехов А.П. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. М., Правда. Т. 5. - 1976. - С. 331-337.

203. Чудинов A.B. Французские гувернеры конца XVIII века: постановка проблемы // http://www.Bonne-int.com

204. Шадриков В.Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с. - С. 36.

205. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

206. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Сост. JI.H. Скаткин и др.; Под ред. Н.П. Кузина. М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 304 с. Т.2. - 414 с.

207. Шацкий С.Т. Работа для будущего. Документальное повествование: Кн. для учителя /В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин, М.Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1989. - 222 .

208. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя. М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.

209. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

210. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания: Пед. технология воспитания счастливого человека в школе. 2-е изд. - М.: Педагогический поиск, 2004. - 160 с.

211. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет. М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.

212. Яворский Б.Л. Сочинения: В 2 т. Т. 1: Статьи, воспоминания, переписка. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский композитор, 1972. - 711 е.: ил., нот.

213. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. - 248 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.