Любительское музицирование как этап допрофессионального освоения фортепианного искусства в Китайской Народной Республике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Яо Вэньцзяо
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат наук Яо Вэньцзяо
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты развития любительского музицирования как этапа допрофессионального освоения фортепианного искусства в КНР
1.1 Исторические этапы становления фортепианной педагогики и специфика компонентов допрофессионального освоения фортепианного искусства в Китае
1.2 Психолого-педагогические основы и условия развития любительского музицирования как этап допрофессионального освоения фортепианного искусства
1.3 Основные теоретические проблемы допрофессионального освоения фортепианного искусства в контексте развития любительского музицирования в Китайской Народной Республике
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению методики допрофессионального освоения фортепианного искусства в контексте развития любительского музицирования в Китайской Народной Республике
2.1 Диагностический инструментарий по выявлению уровня допрофессионального освоения игры на фортепиано музыкантами-любителями
2.2 Основные направления работы на формирующем этапе эксперимента по внедрению методики допрофессионального освоения фортепианного искусства
2.3 Реализация и проверка эффективности авторской методики допрофессионального освоения фортепианного искусства в контексте развития любительского музицирования в Китайской Народной Республике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
184
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Освоение методики комплексного анализа музыкальных произведений студентами-бакалаврами из Китайской Народной Республики в классе фортепиано2023 год, кандидат наук Юе Цзин
Фортепианное исполнительское искусство Екатеринбурга: История и современность2004 год, кандидат искусствоведения Горбовец, Людмила Осиповна
Формирование культуры ансамблевого музицирования на традиционных инструментах в вузах Китая2023 год, кандидат наук Цзян Ицюнь
История фортепианно-дуэтного исполнительства в России: конец XVIII- начало XX века2014 год, кандидат наук Осипова, Людмила Александровна
Исполнительские и педагогические принципы Фредерика Шопена и их реализация в фортепианном обучении в Китае2021 год, кандидат наук Ши Явэнь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Любительское музицирование как этап допрофессионального освоения фортепианного искусства в Китайской Народной Республике»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сложившаяся к настоящему времени в Китае система музыкального образования в области обучения игре на фортепиано представляет собой уникальный по своей динамичности феномен, который за свою относительно короткую и стремительную историю развития обрел статус подлинного национального достояния. За прошедший век король европейских музыкальных инструментов завоевал любовь многих граждан нашей страны, фортепианная педагогика и исполнительское искусство стали необъемлемой частью культурного имиджа Китая. Рояль прочно закрепился в культурной жизни страны, стал неизменным спутником в быту современного жителя Поднебесной, а умение играть на нем — маркером образованности и высокого социального статуса. В этой связи следует отметить важность совершенствования существующей системы начального музыкального образования в направлении увеличения значимости допрофессионального обучения и любительскому музицированию в целом, что создавало бы благоприятные условия для вовлечения в фортепианное исполнительство самых широких слоев населения.
Систематическое любительское музицирование на фортепиано представляет собой действенный ресурс для выявления одаренных музыкантов, поддерживает устойчивый спрос на фортепианное искусство в социуме, формирует заинтересованную аудиторию для публичных выступлений профессиональных пианистов, а также способствует повышению общей музыкальной культуры современного китайского общества. Следовательно, любительское музицирование является важнейшим этапом допрофессионального освоения фортепианного искусства. Допрофессиональное музыкальное образование, осуществляемое на уровне общего и дополнительного образования (в студиях, частных музыкальных
школах — в отличие от колледжей и вузов, обеспечивающих профессиональную подготовку), понимается как обучение игре на фортепиано с целью развития широкого спектра художественно-эстетических способностей личности, а также распространения любительского музицирования как безусловно позитивного социокультурного явления в целом 1 . Это, в свою очередь, представляется особо значимым для повышения уровня ориентированной на широкий охват обучающихся фортепианной педагогики.
Соответственно всестороннее изучение процесса допрофессионального освоения фортепианного искусства как важнейшего компонента развития любительского музицирования в Китае является насущной проблемой современной педагогики музыкального образования. Для эффективного решения этой проблемы необходима разработка педагогических условий, всесторонняя методическая поддержка любительского музицирования в области фортепианного исполнительства с учетом личностных запросов, индивидуальных целевых и психологических установок, а также исполнительских способностей обучающегося.
Существующая в современном Китае слабая дифференциация допрофессионального фортепианного образования по уровням овладения навыками игры на инструменте приводит ко многим негативным последствиям, среди которых следует выделить смешение критериев массовости и мастерства; не разработанность репертуарной стратегии и образовательных маршрутов для любителей фортепианного искусства, учитывающей их личностные и социокультурные потребности;
1 Относительно терминологических дефиниций близких по содержанию понятий «допрофессиональная» и «предпрофессиональная» подготовка необходимо отметить, что второе является фонетическим аналогом международного термина «pre-professional training» и предполагает углубленное освоение определенного навыка на начальном этапе профессиональной карьеры или же для поступления в профильные вузы. В исследовании используется понятие допрофессиональной подготовки как более соответствующее сфере любительского музицирования, а также отвечающее следующим характеристикам: «Допрофессиональная подготовка носит интегративный характер и осуществляется в процессе всех основных видов познавательной и созидательной деятельности учащихся» (см.: Психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2006. С. 203).
недостаточную эффективность всего педагогического процесса приобщения детей к игре на фортепиано. При этом необходимо отметить, что сама мотивация к освоению навыков игры на фортепиано у обучающихся формируется в существенно отличающейся от профессионального образования социальной и психолого-педагогической ситуации. Изначально обучающиеся ориентированы в основном на фортепианное искусство, как на досуговое занятие, приятное времяпрепровождение, но не как на упорный, ежедневный и достаточно затратный по времени труд, необходимый для подготовки профессионального исполнителя.
В работе осуществлен ситуационный подход к допрофессиональному освоению фортепианного искусства, предполагающий ориентацию на системно организуемые педагогические ситуации досугового времяпрепровождения, способствующие формированию мотивации к игре на фортепиано как любительскому музицированию. Это не означает отказ от профессиональных требований к обучающимся — речь идет об особых педагогических технологиях, формирующих как мотивацию на дальнейшее профессиональное обучение, так и любовь к фортепианному исполнительству как досуговому времяпрепровождению у тех обучающихся, которые, в силу разных причин, не стремятся к профессиональной карьере.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования диктуется острой необходимостью разрешения существующих противоречий между:
- востребованным педагогическим сообществом запросом на методическое обоснование специфики обучения игре на фортепиано в сфере допрофессионального музыкального образования и отсутствием подобных научных разработок деятельности педагогов-пианистов;
- потребностью в создании системы научно-методического обеспечения развития любительского музицирования как этапа допрофессионального образования и отсутствием такой системы в сложившейся музыкально-педагогической практике КНР;
- необходимостью всестороннего изучения процесса любительского музицирования и обучения игре на фортепиано в допрофессиональном образовании и отсуствием исследований данной направленности в качестве необходимого условия совершенствования соответствующей музыкально-педагогичекой деятельности;
- потребностью в комплексном подходе к выработке у обучающихся навыков игры на фортепиано в допрофессиональном образовании на основе взаимосвязи обучения, просвещения, музыкального воспитания, исполнительской практики и отсутствием систематической реализации обозначенного подхода в учебном процессе;
- выявлением педагогического, организационного, художественного потенциала любительского музицирования на фортепиано в качестве ресурса совершенствования допрофессионального образования и недостаточным использованием этого потенциала в современной музыкально-педагогической практике КНР.
В соответствии с обозначенными противоречиями была сформулирована проблема исследования, суть которой заключается в необходимости исследования педагогических условий процесса развития любительского музицирования как этапа допрофессионального освоения фортепианного искусства в современном Китае.
Степень разработанности темы. Формирование и развитие системы музыкального образования в области обучения игре на фортепиано в КНР постоянно привлекает внимание исследователей, в первую очередь, китайских ученых. Фортепианное искусство и образование подробно проанализировано в диссертациях и статьях Ван Пэйюань, Ли Сюй, Лу Миндэ, Лю Гэ, Лю Цин, Сюй Вэймин, Сяо Чаожань, Хоу Юэ, Цзин Ли, Чжэн Ли, Чэнь Го, Ян Бохуа и др. Исследователи уделяют пристальное внимание различным аспектам учебного процесса, однако оставляют практически не изученным достаточно обширную область любительского музицирования, которая также прошла
достаточно интенсивный путь развития; слабо развита также научно-методическая литература в этой области.
Широкий круг проблем, связанных с профессиональным фортепианным образованием детей в Китае, затронут в трудах Ван Аньчао, Ван Синь, Ван Сюйян, Ван Фан, Ди Пэн, Ли Сяо, Ли Цзин, Фань Ин, Хуан Сяодун, Чжан Ся и др. Авторы рассматривают отдельные стороны фортепианной педагогики: проблемы фортепианного исполнительства, историю развития музыки для детей, учебный репертуар, творчество китайских композиторов и др. Организационно-педагогическим условиям обучения в классах фортепиано музыкальных школ Китая посвящены исследования Ван Хань, Ли Цзюньюй, Мо Хань, Ни Хунцзинь, У Чэнчжу, Фу Сяося и др.
Однако системного подхода к изучению допрофессионального музыкального образования в Китае пока не сложилось. Сами авторы не ставили целью всесторонне изучить механизм любительского музицирования на фортепиано и разработать соответствующие методы обучения пианистов, направленные на повышение интереса детей к любительскому исполнительству. Недостаточно раскрыты в педагогическом процессе пианистов-любителей возможности органичного сочетания таких необходимых составляющих, как формирование технических навыков игры на фортепиано, изучение основных теоретических и исторических положений, применение полученных знаний, навыков и умений в ситуации концертно-исполнительской практики. На периферии научных интересов находится и такой важнейших фактор педагогического процесса, как обусловленные конкретной образовательной и социокультурной ситуацией индивидуально-личностные особенности юных пианистов, оказывающие существенное влияние на уровень допрофессионального освоения искусства игры на фортепиано.
Недостаточная разработанность обозначенных проблем в теории и методике педагогики музыкального образования в области обучения игре на фортепиано, а также необходимость их изучения обусловили выбор в качестве
объекта исследования учебный процесс допрофессионального освоения фортепианного искусства в детских музыкальных образовательных учреждениях Китайской Народной Республики.
Предметом исследования стали педагогические условия повышения эффективности допрофессионального освоения фортепианного искусства в КНР.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация авторской методики допрофессионального освоения фортепианного искусства в КНР в контексте развития любительского музицирования.
Задачи исследования:
- проанализировать этапы становления системы музыкального образования в области обучения игре на фортепиано в контексте специфики компонентов допрофессионального освоения фортепианного искусства в Китае;
- изучить педагогические условия развития любительского музицирования как этапа допрофессионального освоения фортепианного искусства;
- исследовать основные теоретические и методические проблемы допрофессионального освоения фортепианного искусства с точки зрения развития любительского музицирования в КНР;
- разработать диагностический инструментарий (критерии) выявления уровней допрофессионального освоения обучающимися комплекса музыкально-исполнительских навыков в области игры на фортепиано;
- разработать и научно обосновать систему эффективных педагогических условий для допрофессионального освоения фортепианного искусства;
- внедрить и экспериментально апробировать авторскую методику допрофессионального освоения фортепианного искусства в контексте развития любительского музицирования в КНР;
В соответствии с гипотезой исследования, процесс допрофессионального освоения фортепианного искусства в контексте развития любительского музицирования станет значительно более успешным, если:
- в процесс обучения фортепианному искусству как один из его важнейшех и неотъемленых компонентов будет интегрировано практическое музицирование во всем многообразии его видов и форм;
- методическое обеспечение допрофессиональной фортепианной подготовки выйдет на уровень комплексной, систематической стратегии, организующей как отдельные аспекты обучения (теоретический, практический, психологический, общехудожественный и т.д.), так и музыкально-образовательный процесс в целом;
- специфика компонентов допрофессионального образования будет коррелировать с определенными уровнями любительского музицирования и инициировать направления дальнейшего совершенствования музыкально-педагогических технологий в области обучения игре на фортепиано;
- будут реализованы педагогические условия поэтапного формирования у обучающихся навыков игры на фортепиано музицирования в допрофессиональном образовании;
- в организации учебного процесса будут использованы возможности структурированного взаимодействия исполнительского, когнитивного, эмоционального, мотивационного и мировоззренческого аспектов формирования навыков любительского музицирования на фортепиано на уровне допрофессионального образования.
Методология исследования. В соответствии с данной гипотезой и задачами применялись следующие исследовательские методы: анализ и изучение научных и методических изданий в области фортепианной педагогики; педагогическое наблюдение (непосредственное, открытое, проблемное); анкетирование; опрос; многокомпонентная психолого-педагогическая диагностика обучающихся; педагогическое моделирование
учебного процесса, направленного на формирование устойчивых навыков любительского музицирования.
Методология диссертационного исследования определялась современными достижениями как российских, так и китайских ученых в области педагогики музыкального образования, музыкознания, психологии творческой деятельности, философии, этики, социальной и культурной антропологии, и включала в себя:
- интегрированный и модернизационный подход в образовании (В. П. Борисенков, Ван Ангуо, Го Синь, Гуань Цзяньхуа, О. В. Гукаленко, Ли Цзюньюй, В. Я. Благовещенский, Су Цзюнь, Сяо Бин, Фу Сяо и др.);
- методологическую подготовку музыканта-педагога (Э. Б. Абдуллин, И. С. Аврамкова, В. И. Андреев, Т. А. Колышева, В. В. Краевский, Ли Биндэ, Ма-Да, Е. В. Николаева и др.);
- культуросозидательный аспект феномена любительского музицирования (Б. В. Асафьев, В. А. Кириллов, Д. К. Кирнарская, Л. А. Рапацкая, С. В. Ренне, И. А. Хвостова, Е. Н. Яковлева и др.).
Особое значение для процесса допрофессионального освоения практических навыков игры на фортепиано любителями музыкального искусства приобретает просветительская деятельность, расширяющая представления о возможностях инструментального исполнительства как особого вида творчества. В этой связи нельзя не отметить работы китайских педагогов и исследователей, уделявших особое внимание широкому художественно-эстетическому контексту фортепианного образования в контексте современной культуры КНР. Это такие авторы как Ван Хань, Го Синь, Лю Минхуэй, Хань Мо, Хоу Юэ, Цзян Вэйцян и др.
Теоретической базой исследования послужили музыковедческие работы, раскрывающие онтологические основы музыкального искусства (А. С. Клюев, Г. А. Орлов, А. С. Соколов, В. Н. Холопова, Т. В. Чередниченко и др.); музыкально-педагогические труды, посвященные вопросам содержания допрофессиональной и профессиональной подготовки пианистов
(И. С. Аврамкова, Л. С. Майковская, Т. Г. Мариупольская, Е. В. Николаева, Н. А. Терентьева); современные научные подходы к музыкально-образовательному процессу: теория развития творческой личности (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, Г. Д. Гачев, Б. Д. Критский, Цзямэй Лу, Г. М. Цыпин и др.), формирование интерпретационных качеств исполнителя (Е. Г. Гуренко, Н. П. Корыхалова, М. Д. Корноухов и др.), просветительство как важнейший компонент музыкальной и музыкально-образовательной деятельности (С. В. Ручимская, Е. Н. Шумилова, Е. Н. Яковлева и др.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Одной из актуальных педагогических проблем, определяющих возможность дальнейшего совершенствования системы фортепианного образования как важнейшей составляющей современного академического музыкально-образовательного пространства КНР, является развитие любительского музицирования как формы повышения эффективности допрофессионального этапа обучения музыкальному искусству, обеспечение его многоэтапности и комплексности. При этом, процесс формирования навыков игры на фортепиано в любительском музицировании имеет свою специфику и, соответственно, особую взаимосвязь основных компонентов обучения, которые необходимо учитывать в педагогической деятельности и использовании конкретных музыкально-педагогических технологий.
2. Любительское инструментальное музицирование выступает важной составляющей современного академического музыкально-образовательного пространства Китая во взаимодействии исполнительского, когнитивного, эмоционального, мотивационно-деятельностного и рефлексивно-мировоззренческого ценностного аспектов формирования навыков игры на фортепиано, которое должно осуществляться на каждом уровне допрофессионального обучения юных музыкантов.
3. Педагогическими условиями повышения уровня любительского музицирования на допрофессиональном этапе освоения фортепианного искусства в Китае являются:
- сочетание на занятиях практического обучения навыкам игры на фортепиано и комплексной историко-теоретической подготовки (основы истории и теории европейского и китайского музыкального искусства в сопоставлении их базовых положений, знакомство с историей фортепианного искусства, шедеврами фортепианной литературы, творчеством выдающих мировых пианистов и т.д.), способствующей формированию способности к глубокому осмыслению исполняемого музыкального материала, повышению уровня общей музыкальной культуры, развитию мотивации к практическому музицированию;
- освоение специального учебного репертуара, созданного китайскими композиторами с целью успешного усвоения обучающимися норм и правил европейского музыкального искусства на основе их сопоставления с близкими, привычными и понятными для детей принципами традиционной структурно-семантической организации музыкального материала;
- реализация методики допрофессионального обучения фортепианному искусству, состоящей из последовательно сменяющихся друг друга форм взаимодействия учащихся на индивидуальных и групповых занятиях, в ситуациях непосредственного публичного музицирования как основы практического освоения навыков игры на фортепиано, направленного на формирование взаимосвязи рационального, эмоционального и двигательного компонентов, осознанного отношения к их проявлениям, опору на широкую социальную и личностную значимость приобретаемых в инструментально-исполнительском классе умений;
- использование соответствующего педагогической ситуации историко-культурного и духовно-нравственного континуума (произведений классической китайской поэзии и живописи, мировой художественной культуры, а также воспроизведение норм традиционной этики социального взаимодействия в педагогическом процессе), что позволит обучающимся в дальнейшем успешно реализовывать навыки практического музицирования
в ситуациях публичного выступления и сохранить мотивацию к игре на фортепиано при любом профессиональном выборе в дальнейшем.
4. Основу авторской методики повышения уровня любительского музицирования обучающихся составляет практика поэтапного освоения фортепианного искусства, каждый из которых характеризуется своим содержанием:
- овладение элементарными техническими приемами, теоретическими знаниями и начальную исполнительскую подготовку;
- освоение базовых теоретических знаний об игре на фортепиано: общие алгоритмы технического мастерства в сочетании со знанием истории фортепианного искусства, теории и истории музыки, культурного контекста осваиваемых музыкальных произведений, выработку обобщенных навыков исполнения, позволяющих совершенствовать те или иные технологические компоненты исполнительства и практически реализовывать полученные теоретические знания;
- разнообразная концертно-исполнительская деятельность при включении в нее элементов первого и второго этапа, позволяющая достигать художественной завершенности фортепианного исполнительства.
5. Оценка уровня вовлеченности обучающихся в практику любительского музицирования выстраивается на основе диагностики взаимодействии исполнительского, когнитивного, эмоционального, мотивационного, мировоззренческого аспектов как основы допрофессионального освоения игры на фортепиано. Критериями является освоение начальных исполительских навыков, помание содержания произведения, эмоционально-субъективное воприятие исполняемого, наличие целостной интерпретации, осознание эстетической ценности музыкального искусства, значимости собственных исполнительских навыков, престижа принадлежности к определенной социальной страте (музыкантов-любителей в широком понимании), потребость в творческой самореализации
и нравственно-эстетическом самосовершенствовании посредством фортепианно-исполнительской деятельности.
Научная новизна исследования:
1. Осуществлено научное обоснование разработки педагогических условий поэтапного формирования навыков игры на фортепиано в процессе допрофессионального образования.
2. Выявлены основные компоненты допрофессионального обучения, соответствующие различным уровням формирования комплекса музыкально-исполнительских навыков в области игры на фортепиано.
3. Разработана актуальная практико-ориентированная авторская методика формирования навыков игры на фортепиано в сфере допрофессионального образования.
4. Исследованы возможности комплексного подхода в единстве исполнительского, когнитивного, эмоционального, мотивационного и мировоззренческого аспектов формирования навыков игры на фортепиано у музыкантов-любителей в сфере допрофессионального образования.
5. Выявлены основные векторы дальнейшего развития допрофессионального фортепианного образования в Китае на основе педагогических стратегий, подходов и методик по формированию навыков игры на фортепиано в контексте феномена любительского музицирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором разработана авторская методика повышения уровня любительского музицирования обучающихся, сформулированы педагогические условия для поэтапного формирования навыков игры на фортепиано в учебных заведениях допрофессионального образования; уточнена дидактика процесса допрофессионального обучения, соответствующего различным уровням освоения фортепианного исполнительства; выявлены теоретические взаимосвязи исполнительского, когнитивного, эмоционального, мотивационного и мировоззренческого аспектов формирования навыков игры на фортепиано в сфере допрофессионального образования; осуществлено
теоретическое обобщение основных направлений дальнейшего развития допрофессионального фортепианного образования в Китае на основе инновационных педагогических стратегий, подходов и методик.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: предложена функциональная структура учебных занятий, обеспечивающая успешное формирование комплекса музыкально-исполнительских навыков в области игры на фортепиано в сфере допрофессионального музыкального образования; разработаны соответствующие методические рекомендации по организации системы заданий и работе над учебным и концертным репертуаром в процессе овладения искусством игры на фортепиано; определены основные методические подходы по формированию устойчивого навыка любительского музицирования в области фортепианного искусства.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Достоверность диссертационного исследования достигнута благодаря:
- соотнесению концептуальных и методических подходов с наиболее перспективными тенденциями допрофессионального фортепианного образования в Китае;
- согласованности методологии исследовательской работы с целями и задачами, объектом и предметом диссертации;
- анализу собственной педагогической деятельности в соответствии с темой исследования;
- апробации основных положений исследования в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные теоретические положения, ход и результаты исследования зафиксированы в авторских публикациях в журналах списка ВАК, обсуждались и получали одобрение на Международных научно-практических конференциях («Искусство. Педагогика. Культура». СПб., 2019-2020). Внедрение результатов исследования проводилось на базе частных
фортепианных студий города Баотоу ( ^ Ш, Бао^п) провинции Внутренняя Монголия2.
Структура диссертации: работа содержит введение, две главы (шесть параграфов), заключение, список литературы (171 источника на русском, английском и китайском языках) и приложения.
2 На настоящий момент в Баотоу функционирует более 60 частных музыкальных студий, обучающих игре на фортепиано. Для внедрения результатов исследования были выбраны четыре образовательные организации с длительной историей существования и стабильными учебными результатами: фортепианная студия «Фуга» (ВШй¥), фортепианная студия «Канон» ( Школа игры на фортепиано «Шуберт» (^ЙЙ^Я^^К), Школа игры на фортепиано «Черные и белые клавиши» (^ЙЙЯ^К).
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано2017 год, кандидат наук Ли Хай (КНР)
Китайская фортепианная исполнительская школа на современном этапе2024 год, кандидат наук Се Хэн
Воспитание музыкального мышления обучающихся старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано2018 год, кандидат наук Ли Хай
Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов2019 год, кандидат наук Хань Мо
Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития2009 год, кандидат искусствоведения Хоу Юэ
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Яо Вэньцзяо, 2022 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, Б. М. Целковников. 2-е изд., исправ. и доп. - Москва: Академия, 2006. - 272 с.
2. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: учеб. для муз. вузов. В 3 ч. Ч. 1-2 / А. Д. Алексеев. - 2-е изд., доп. - Москва: Музыка, 1988. -414 с.
3. Алексеев, А. Д. Русские пианисты: очерки и материалы по истории пианизма. Вып. II. / А. Д. Алексеев; под ред. А. Николаева. - Москва: Музгиз, 1948. - 314 с.
4. Альшванг, А. Советские школы пианизма / А. Альшванг // Советская музыка. - 1938. - № 10/11. - С. 91-103.
5. Асафьев, Б. В. Антон Григорьевич Рубинштейн / Б. В. Асафьев // Советская музыка: сборник 6. - Москва: Советская музыка, 1946. - С. 3-11.
6. Асафьев, Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе / Б. В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / под ред. С. М. Орлова. - 2-е изд. - Москва: Советская музыка, 1973. - С. 48-49.
7. Базиков, А. О некоторых противоречиях в системе музыкального воспитания / А. Базиков // Искусство в школе. - 2003. - № 1. - С. 9-13.
8. Бай Шуо. Об обучении преподаванию группового цифрового электрического пианино - исследование реформы обучения фортепиано в высших учебных заведениях // Журнал Ляонинского педагогического колледжа (издание Social Science). - 2001. - № 2.- С. 103-104.
9. Барбан, Е. Кисин Евгений / Е. Барбан // Контакты: собрание интервью. - Санкт-Петербург: Академия, 2006. - С. 385-386.
10. Баренбойм, Д. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность / Л. А. Баренбойм. В 2 т. Т. 2. - Ленинград: Музгиз, 1962. - 492 с.
11. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство: ст. и очерки / Л. А. Баренбойм. - Ленинград: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974. -336 с.
12. Баренбойм, Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн: история жизни и деятельности. - Москва: Музыка, 1982. - 277 с.
13. Баренбойм, Л. А. Эмиль Гилельс: творч. портр. артиста / Л. А. Баренбойм. - Москва: Сов. композитор, 1990. - 261 с.
14. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А. Баренбойм. -Ленинград: Советский композитор, 1979. - 352 с.
15. Березняк, А. В. Коммуникативная компетентность как компонент подготовки учителя музыки: на материале работы в классе фортепиано: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. В. Березняк. - Москва: Моск. пед. гос. ун-т, 2007. - 20 с.
16. Беркман, Т. А. Н. Есипова. Жизнь, деятельность и педагогические принципы / Т. Беркман; под ред. Г. М. Когана. - Москва: Музгиз, 1948. - 144 с.
17. Бертенсон, Н. Есипова Анна Николаевна: очерк жизни и деятельности / Н. Бертенсон; Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - Москва: Музгиз, 1960. - 150 с.
18. Блох, О. А. Проблемы музыкального образования / О. А. Блох // XX век: проблемы культуры: сб. науч. ст. / науч. ред. Т. Г. Киселева. - Москва: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2002. - С. 138-145.
19. Браудо, И. А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - Москва: Классика, 2001. - С. 25-26.
20. Быстрова, И.М. К вопросу истории развития педального фортепиано // В сборнике: Музыкальная культура и образование межвузовский сборник научных трудов. - Санкт-Петербург:
Российский государственный университет им. А. И. Герцена, 2010. - С. 231240.
21. В классе А. Б. Гольденвейзера: сб. ст. / сост. Д. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. - Москва: Музыка, 1986. - 214 с.
22. Ван Аньчао. Исследования истории китайского раннего фортепианного образования // Журнал Университета Вейнан. - № 1. - 2009. -С. 21-22.
23. Ван Сюйян. Анализ развития преподавания фортепиано в многоуровневом музыкальном образовании // Современные коммуникации. -№ 13. - 2018. - С. 186-187.
24. Ван Фан. Предварительное изучение многоуровневого режима обучения фортепиано // Е Хай. - 2016. - № 6. - С. 93-94.
25. Вань Синь. Размышления о многоуровневом режиме обучения игре на фортепиано в обычных колледжах // Художественное образование. -№ 8. - 2008. - С. 42-58.
26. Вебер, К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России. 1884-1885 / К. Э. Вебер. - Москва: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885. - 124 с.
27. Воскресенский, М. Оборин артист и учитель / М. Воскресенский // Л. Н. Оборин: статьи, воспоминания: к семидесятилетию со дня рождения. - Москва: Сов. композитор, 1977. - С. 147-162.
28. Вульфов, Б. 3. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании / Б. 3. Вульфов // Гуманизация образования. 1994. - № 2. - С. 4350.
29. Вэй Тингэ. Возникновение и развитие фортепианной музыки в Китае // Музыкальные исследования. - 1983. - № 2. - С. 32-35.
30. Гаккель, Л. Е. Для музыки и для людей / Л. Е. Гаккель // Рассказы о музыке и музыкантах. - Ленинград; Москва: Музгиз, 1973. - С. 124-150.
31. Гаккель, Л. Е. Я не боюсь, я музыкант / Л. Е. Гаккель. - Санкт-Петербург: Северный олень, 1993. - 176 с.
32. Галушка, В. Н. Электронное фортепиано в учебном процессе музыкальных учебных заведений: деградация или модернизация? /
B. Н. Галушка // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции / отв. ред. О.В. Немкова. - Москва: Наука, 2016. -
C. 340-348.
33. Гат, Й. Техника фортепьянной игры / Й. Гат / пер. с венг. - Москва: Музыка, 1967. - 244 с.
34. Гнесина, Е. Ф. Фортепианная азбука. Учебное пособие / Е. Ф. Гнесина. - 2-е изд. доп. - Москва: Планета музыки, 2018. - 32 с.
35. Голешевич, Б. О. Особенности педагогики общего музыкального образования / Б. О. Голешевич. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2011. -198 с.
36. Голешевич, Б. О. Эвристические основы педагогики общего музыкального образования: моногр. / Б. О. Голешевич. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2009. - 272 с.
37. Гольденвейзер, А. Б. Статьи, материалы, воспоминания / сост. Д. Д. Благой. - Москва: Совет. композитор, 1969. - 448 с.
38. Гольденвейзер, А.Б. О музыкальном искусстве. - Москва: Музыка, 1975. - С. 57-60.
39. Горбунова, И. Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда / И. Б. Горбунова // Вестник Герценовского ун-та. - 2007. - № 1 (39). - С. 47-51.
40. Гордон, Г. Б. Эмиль Гилельс: за гранью мифа / Г. Б. Гордон. -МОСКВА: Классика-ХХ1, 2007. - 349 с.
41. Горлинский, В. О педагогическом консерватизме, узкой специализации и некоторых других проблемах современной музыкальной педагогики / В. Горлинский // Искусство и образование. - 2003. - № 2 (24). -С. 43-52.
42. Горностаева, В. Станешь ли ты артистом? / В. Горностаева // Советская культура. - 1969. - 29 апр. - С. 4.
43. Гофман, И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - Москва: Музгиз, 1961. - 224 с.
44. Григорьев, В. Ю. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением / В. Ю. Григорьев // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики / сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик и др. - Новосибирск: Типография № 6, 1987. - С. 25-37.
45. Григорьев, Л. Яков Флиер / Л. Григорьев, Я. Платек // Музыкальная жизнь. - 1969. - № 8. - С. 8-11 (серия: Беседы с мастерами).
46. Гуляева, Е. Г. Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке // Царскосельские чтения. -2013. - № 18. - С. 292-295.
47. Давидович, В. Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979. - 263 с.
48. Дай Байшен. История эволюции фортепианных инструментов (Часть II) // Фортепианное искусство. - 2009. - № 10.- С. 29-34.
49. Дай Байшэн. История эволюции фортепианных инструментов (Часть I) // Фортепианное искусство. - 2009. - № 9. - С. 37-41.
50. Дельсон, В. Татьяна Николаева / В. Дельсон // Советская музыка. - 1961. -№ 7. - С. 88-90.
51. Ди Пэн. Развитие подхода к обучению фортепиано по многоуровневой системе // Северная музыка. - 2017. - № 37 (19).- С. 135-136.
52. Дядченко, М. С. Инновационные компьютерные технологии в музыкальном образовании / М. С. Дядченко // Инновационные проблемы педагогического образования: сб. науч. тр. - Таганрог, гос. пед. ин-т; отв. ред. Л. А. Дурьянова. - Таганрог, 2005. - С. 147-152.
53. Дядченко, М. С. Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков: автореф. дис. канд.
искусствоведения / М. С. Дядченко. - Ростов-на-Дону: Рос. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2006. - 26 с.
54. Е Бо. Анализ концепции и метода группового обучения на электрическом пианино // Журнал Чанчжоуского технологического института (издание по общественным наукам). - 2007. - № 1.- С. 74-76.
55. Ершова, Н. А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: дис. канд. психол. наук / Н. А. Ершова. - Москва: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1987. - 204 с.
56. Зак, Я. Исполнители просят слово / Я. Зак // Советская музыка. -1957. - № 3. - С. 57-61.
57. Зак, Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов / Я. Зак // Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. - Москва: Сов. композитор, 1968. - Вып. 2. - С. 81-99.
58. Зауэр, Э. Кто меня сделал музыкантом / Э. Зауэр // Вопросы фортепианного исполнительства / сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. - Москва: Сов. композитор, 1976. - Вып. IV. - С. 11-27.
59. Землянский, Б. Я. О музыкальной педагогике / Б. Я. Землянский; сост. и науч.-текстолог. подгот. О. Дворниченко. - Москва: Музыка, 1987. -142 с.
60. Зимин, П. История фортепиано и его предшественников. - Москва: Музыка, 1968. - 325 с.
61. История фортепиано и пианино [Электронный ресурс]. - URL: http://старина.москва^hto-takoe-fortepiano-i-ego-istoriya
62. Камаева, Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев. - Москва: Классика XXI, 2006. - 95 с.
63. Китайские пианисты в начале нового столетия: техническое мастерство и проблемы интерпретации // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление
карьерой: Сб. статей / Сост. А. В. Крылова; Ред. А. Я. Селицкий. - Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. - С. 302-312.
64. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студентов вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва: Academia, 2005. — 175 с.
65. Корыхалова, Н.П. Играем гаммы. - Санкт-Петербург: Композитор-Санкт-Петербург, 2003. - 84 с.
66. Кременштейн, Б.Л. Воспитание самостоятельности обучающегося // в классе специального фортепиано. - Москва: Музыка, 1966. - 120 с.
67. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр (Академия), 2002. - 192 с.
68. Кушнарев, Х. С. Статьи. Воспоминания. Материалы / сост. Ю. Н. Тюлин. - Москва; Ленинград: Музыка, 1967. - 155 с.
69. Левочко, Л. А. Воспитание навыков педализации [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/vospitanie-navikov-pedalizacii-v-klasse-fortepiano-1307942.html.
70. Ли Сяо. Многоуровневое и трехмерное моделирование продвинутых талантов фортепиано - пересмотр учебной программы по фортепиано и реформа структуры учебной программы // Фортепианное искусство. - 1997. - № 5.- С. 34-35.
71. Ли Цзин. О многоуровневом обучении игре на фортепиано студентов разных возрастов // Журнал Первого педагогического колледжа Хунань. - 2003. - № 3.- С. 99-101.
72. Либерман, Е. Я. Работа над фортепианной техникой. - Москва: Музыка, 1971. - 144 с.
73. Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. - Москва: Музыка. 1988. - 236 с.
74. Лин Цзюнь. О построении и видении инновационного режима обучения фортепиано // Журнал образовательного колледжа Кайфэн. - 2015. -№ 35 (07). - С. 117-118.
75. Лободина, Е. И. Доклад - методическое занятие: Работа над звукоизвлечением в классе специального фортепиано [Электронный ресурс]. -URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/10/22/rabota-nad-zvukoizvlecheniem-v-klasse-spetsialnogo.
76. Лю Сяолу. Анализ истории китайской фортепианной музыки // Журнал Университета Чифэн (издание по китайской философии и социальным наукам). - 2016. - № 37 (05). - С. 213-215.
77. Лю Сяолун. 60 лет развития китайского фортепианного искусства // Фортепианное искусство. - 2009. - № 5. - С. 34-35.
78. Лю Яньчэнь. Детская фортепианная педагогика в современном Китае // Научное мнение. - 2017. - № 5. - С. 50-55.
79. Любомудрова, Н.А. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. - Москва: Музыка, 1982. - 143 с.
80. Мазель, В. Х. Музыкант и его руки; Физиологическая природа и формирование двигательной системы / В. Х. Мазель. - Санкт-Петербург: Композитор, 2002. - 180 с.
81. Мальцев, С.М. Метод Лешетицкош. - Санкт-Петербург: ВВМ, 2005. - 224 с.
82. Мастера советской пианистической школы: очерки / под ред. А. Николаева. Вып. 1. - Москва: Музгиз, 1961. - 238 с.
83. Мастера советской пианистической школы: очерки / под ред. А. Николаева. Вып. 2. - Москва: Музгиз, 1962. - 264 с.
84. Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: материалы Всерос. науч. конф. - Краснодар: Краснодар, гос. акад. культуры, 1997. - 131 с.
85. Мильштейн, Я. Жизнь как яркое озарение: к 60-летию со дня рождения Розы Тамаркиной / Я. Мильштейн // Музыкальная жизнь. - 1980. -№ 6. - С. 15-16.
86. Мильштейн, Я. И. Генрих Нейгауз / Я. И. Милынтейн // Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. - Москва, 1988. -С. 207-239.
87. Мильштейн, Я. И. Константин Николаевич Игумнов / Я. И. Милынтейн. - МОСКВА: Музыка, 1975. - 471 с.
88. Мильштейн, Я. Самый животрепещущий вопрос для исполнителей / Я. Мильштейн // Советская музыка. - 1981. - № 7. - С. 50-52.
89. Мищенко, Н. К. Работа над аппликатурой на занятиях по специальности фортепиано с обучающимися в младших классах [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/Hbrary/2017/02/12/appHkatora-v-rabote-nad-fortepiannymi.
90. Монсенжон, Б. Рихтер: диалоги, дневники / Бруно Монсенжон; пер. с фр. О. Пичугин. - Москва: Классика-ХХ1, 2003. - 480 с.
91. Музалевский, В. И. Русское фортепианное искусство: XVIII -первая половина XIX века / В. И. Музалевский. - Ленинград: Музгиз, 1961. -319 с.
92. Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы: материалы науч.-практ. конф., 4-5 марта 2003 г. / науч. ред. Е. И. Максимов. - Москва: Изд-во МГУКИ, 2003. - 156 с.
93. Музыкальная педагогика. Исполнительство.: сб. ст. Вып. 1-2 / Моск. гос. ун-т культуры. - Москва: Изд-во МГУК, 1998. - 229 с.
94. Музыкальная педагогика. Исполнительство: сб. ст. Вып. 3 / Моск. гос. ун-т культуры. - Москва: Изд-во МГУК, 1998. - 103 с.
95. Музыкальная педагогика. Исполнительство: сб. ст. Вып. 4 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва: Изд-во МГУКИ, 1999. - 126 с.
96. Музыкальное исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учеб. пособие / сост. Г. М. Цыпин. - Белгород: Белгор. обл. тип., 2007. - 412 с.
97. Музыкальное исполнительство и педагогика: история и современность: сб. ст. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. -Москва: Музыка, 1991. - 238 с.
98. Натансон, В. А. Прошлое русского пианизма (ХУШ начало ХЕХ): очерки и рассказы / В. А. Натансон. - Москва: Музгиз, 1960. - 290 с.
99. Натансон, В. А. С. Е. Фейнберг (1890-1962) / В. А. Натансон // Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. - Москва: Сов. композитор, 1969. -С. 3-29.
100. Наумов, Л. А. Под знаком Нейгауза: беседы с Катериной Замоториной / Л. А. Наумов. - Москва: Антиква, 2002. - 336 с.
101. Наумов, Л. Н. Композиторское и исполнительское для меня неразделимы / Л. Н. Наумов // Советская музыка. - 1987. - № 9. - С. 47-57.
102. Нейгауз, Г. Г. Дневник последних лет / Г. Г. Нейгауз // Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. - Москва: Сов. музыка, 1975. - С. 67-83.
103. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. -Москва: Музгиз, 1958. - 301 с.
104. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г. Нейгауз; послесл. Я. И. Мильштейна. - 4-е изд. - Москва: Музыка, 1982. - 300 с.
105. Нейгауз, Г. Г. Святослав Рихтер / Г. Г. Нейгауз // Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. - Москва, 1975. - С. 236-240.
106. Нейгауз, Г. Г. Яков Зак (11 февраля, Большой зал консерватории) / Г. Г. Нейгауз // Советская музыка. - 1959. - № 4. - С. 140-142.
107. Никитина, В. М. Двадцать педальных прелюдий С. М. Майкапара: методическая работа / В. М. Никитина [Электронный ресурс]. - URL: http ://dmuz-kiz.ru/DswMedia/ nikitina.pdf
108. Ню Дун Ян. Черты генезиса фортепианного искусства Китая // Весщ беларускай дзярдаунай акадэми музыю. - 2008. - № 12. - С. 122-125.
109. Омельченко, Е. П. Методическая работа «Позвольте детям играть детским звуком» / Е. П. Омельченко [Электронный ресурс]. - URL: https://docplayer.ru/69174247-Metodicheskaya-rabota-pozvolte-detyam-igrat-detskim-zvukom-prepodavatel-po-klassu-fortepiano-dshi-3-omelchenko-evgeniya-pavlovna.html
110. Основные аспекты работы над кантиленой в классе фортепиано [Электронный ресурс]. - URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6072.
111. Пан Хунюй. О современном состоянии и мерах развития образования китайских пианистов // Популярная литература. - 2018. - № 22. -С. 230-234.
112. Прокофьев Г. П. Формирование музыканта-исполнителя / Г. П. Прокофьев. - Москва: Сов. музыка, 1956. - 135 с.
113. Протасова, Н. Г. История фортепианного искусства: учебное пособие / Н. Г. Протасова. - Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного института культуры, 2012. - 31 с.
114. Розанов, И. В. От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / И. В. Розанова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2002. - 356 с.
115. Ройзман, Л. Вопросы фортепианной педагогики / Л. Ройзман, М. Фейгин. - Москва: Музыка, 1967. - 436 с.
116. Се Хэн. Проблемы фортепианной педагогики в Китае // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2016. - № 179. - С. 109-113.
117. Син Ин. Многоуровневая эстетика аккомпанемента фортепианной песни Шуберта // Журнал педагогического института Янчэн (издание по гуманитарным и социальным наукам). - 2016. - № 36 (06). - С. 85-86.
118. Спинет [Электронный ресурс]. - URL: https:// eomi .ru/keyboard/ spinet/.
119. Сунь Тинтин. Проблемы преподавания фортепиано в дошкольном образовании и направления совершенствования // Промышленно-технический форум. - 2014. - № 13 (03). - С. 182-183.
120. Сюй Бо. Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: исполнительские достижения и система обучения // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2011. - № 1 (8). - С. 57-68.
121. Сюй Бо. Китайские пианисты сегодня - проблемы стилистики интерпретации // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. научных трудов ОГИИ. Вып. 9 / сост. и науч. ред. В. А. Логинова. - Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2011.- С. 257-262.
122. Сюй Бо. Современные китайские пианисты - проблемы исполнительской стилистики // Музыка в современном мире: наука, педагогика, искусство: Тезисы VII международной научно-практической конференции 28 января 2011 г. - Тамбов: Государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, 2011. - С. 67-70.
123. Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: дис. ... канд./искусствоведения: 17.00.02. - Ростов-на-Дону, 2011. - 149 с.
124. Ся Е. Сборник древнекитайской музыкальной истории. - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 1989. - 102 с.
125. У Ицин. Исследование подхода преподавания групповых уроков цифрового пианино // Хуан Чжун (Журнал Уханьской музыкальной консерватории, Китай). - 2007. - № 4. - С. 89-91.
126. У Сяона. Конструкция и мышление инновационной модели преподавания фортепиано // Хуан Чжун (Журнал Уханьской консерватории музыки, Китай). - 2009. - № 1. - С. 182-185.
127. Финь Ин. Музыкальное воспитание и обучение в Китае // Модернизация профессиональной подготовки будущего учителя музыки в фортепианном классе: сборник статей // сост. Ю. Б. Новоселова, Е. С. Полякова, И. Ф. Чернявская (и др.). - Минск, БГПУ, 2012. - С. 61-64.
128. Фролкин, В. А. Мировая музыкальная педагогика в эпоху глобализации (Восток-Запад: кросс-культурные перспективы) / В. А. Фролкин // Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: III Международная научно-практическая очно-заочная конференция, 19-20 апреля 2011 года. - Нижневартовск, 2011. - С. 9-18.
129. Хазанов, П. А. Интеграция курса фортепиано с специальными дисциплинами в процессе подготовки музыкантов-исполнителей / П. А. Хазанов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №2 4. -С.146-149.
130. Хоу Юэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Санкт-Петербург, 2009. - 183 с.
131. Ху И. О развитии искусства ансамблевой игры на двух фортепиано в Китае // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 43. - С. 169-174.
132. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. - Санкт-Петербург: Академия, 2009. - С. 20-42.
133. Хуан Сяодун. Анализ плюралистического режима обучения университетского фортепиано // Популярная литература. - 2012. - № 13.-С. 262-268.
134. Хуан Ци. Интеграция мультимедийных условий и преподавания фортепиано // Наука и образование Вэньхуэй (середина сезона). - 2014. -№ 12.- С. 129-130.
135. Цай Цуйхуа. Исследования по созданию разнообразных моделей обучения игре на фортепиано // Художественное образование. - 2010. - № 4.-С. 48-53.
136. Цзю чихун. История фортепьяно сконцентрирована здесь -дополнительная нота итальянской «Rickeyne Piano Art Exhibition» // Народная музыка. - 2006. - № 5.- С. 68-69.
137. Цихен Ван. Особенности современной системы образования в Китае // Научные стремления. - 2016. - № 2 (18). - С. 37-46.
138. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Цыпин. -Москва: «Академия», 1999. - 192 с.
139. Чан Янь. Комплексный анализ построения и мышления инновационной модели обучения фортепиано // Журнал Института образования Цзямусы. - 2014. - № 4.- С. 67-69.
140. Чжан Гочжун. Анализ истории и современного положения китайской фортепианной музыки // Музыка времени и пространства. - 2016. -№ 8. - С. 26-27.
141. Чжан Ибо. Проблемы и их причины в образовании фортепиано // Голос Желтой реки. - 2018. - № 20.- С. 74-75.
142. Чжан Минчжао. Формирование и развитие китайской фортепианной культуры. - Пекин: Изд-во Хуале, 1996. - 20 с.
143. Чжан Ся. Многоуровневая система образования и трехмерная концепция обучения фортепиано // Журнал Университета Хуайхуа. - 2007. -№ 11. - С. 71-72.
144. Чжан Чи. Эволюция истории фортепиано // Музыкальная жизнь. -2008. - № 7.- С. 40-41.
145. Чжан Яньнань. Развитие китайской фортепианной музыки и фортепианное образование: взгляд с высоты птичьего полета на историю обоих: дисс. - Шанхайская консерватория музыки, 2010. - 53 с.
146. Чжоу Вэйминь. Исследования и размышления о некоторых проблемах преподавания фортепиано в Китае // Китайская музыка. - 2012.-№ 4. - С. 159-165.
147. Чжоу Вэйминь. История и развитие китайского фортепианного образования //Китайская музыка. - 2010. - № 2. - 144-150.
148. Чжэ Сяоянь. История и развитие китайского фортепианного образования //Северная музыка. - 2017. - № 37 (03). - С. 2-4.
149. Чурбанова, О. Г. Работа над аппликатурой в классе фортепиано: методическая разработка [Электронный ресурс] / О. Г. Чубарова. — Режим доступа http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=9241 (дата обращения: 10.02.2021).
150. Чэн Вэй, Бао На. Обзор уроков игры на фортепиано в дошкольном образовании за последние пять лет // Журнал Университета Чифэн (естествознание). - 2015. - № 31 (05). - С. 270-271.
151. Чэнь Сюй. Создание китайской фортепианной музыки и ее развитие // Музыкальные исследования. - 2001. - № 4. - С. 96-103.
152. Ши Дунган. Многоуровневое совершенствование талантов фортепиано - дискуссия о реформе структуры классной комнаты на уроках фортепиано в педагогическом колледже // Журнал педагогического колледжа Цзыгун. - 2000. - № 2.- С. 58-60.
153. Шульпяков, О. Ф. Проблема единства «художественного» и «технического» в теории и практике музыкального исполнительства / О. Ф. Шульпяков // Музыкальная психология и психотерапия: науч.-метод. журн. для музыкантов, психологов и психотерапевтов. - 2011. - №2 (март -апрель). - С. 44-65.
154. Шэн Лулу. Профессиональное музыкальное образование во время культурной революции // Журнал Нанкинского университета искусств (издание «Музыка и перформанс»). - 2008. - № 3. - С. 11-13.
155. Юй Цзяолинь. Анализ проблем и методов реформирования в современном обучении фортепиано // Образовательно-педагогический форум. - 2013. - № 2.- С. 27-28.
156. Хвостова, И. А. Социально-педагогические условия развития любительского музицирования в контексте культурной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ирина Алексеевна Хвостова. — Тамбов, 2000. — 197 с.
157. Ренне, С. В. Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Софья Владимировна Ренне. — Санкт-Петербург, 2005. — 225 с.
158. Психолого-педагогический словарь / Сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2006. — 925 с.
159. Ян Мэн. Наследование и развитие китайской фортепианной культуры. - Пекин: Издательство Хуале, 1996. - 13 с.
160. Чжао, Сяошэн. Путь фортепианного исполнительства / С. Чжао. — Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2007. — 436 с. ISBN 7807510633 (M0Ä. ЩШШ^Ш. 2007 436 Ж. ISBN 7807510633)
161. Фан, Хексин. Теория обучения игре на фортепиано / Х. Фан. — Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2008. — 319 с. ISBN 9787807511496 2008 319. ISBN 9787807511496).
162. Чжоу, Гуанжэнь. Искусство обучения игре на фортепиано Чжоу Гуанжэня / Г. Чжоу. — Пекин: Центральная консерватория музыкального издательства, 2007. — 652 с. ISBN 7810962027 (МГ£. МГ^ШЩШ^^. ЖШЖ. 2007 652 Ж. ISBN 7810962027).
163. Чен, Тин. Теория и метод обучения игре на фортепиано / Т. Чен. — Пекин: Китайское книжное издательство, 2021. — 228 с. ISBN 97875006875639. (ШШ. ШЩШШШ^Ш. 2021
228 Ж. ISBN 97875006875639).
164. Ван, Цичжан. О фортепианном исполнительском искусстве / Ц. Ван. — Пекин: Народное музыкальное издательство, 1963. — 334 с. ISBN 9787103008720 i1963 334 Ж. ISBN 9787103008720).
165. Burred, J. J. The Acoustics of the Piano [Электронный ресурс]. -URL: https://www.jjburred.com/research/pdf/burred_acoustics_piano.pdf.
166. Different Piano Types [Электронный ресурс]. - URL: https://www.musikalessons.com/blog/2016/07/different-piano-types/>
167. Fine, L., Gilbert, D. R. The Piano Book: Buying and Owning a New or Used Piano. - 4th ed. - Jamaica Plain, MA: Brookside Press, 2001. - 462 р.
168. Giordano, S., Nicholas, J. Physics of the Piano. - Oxford, United Kingdom: Oxford University Press, 2010. - 280 р.
169. History of piano [Электронный ресурс]. - URL: http://pianonet.com/all-about-pianos/history-of-the-piano/.
170. Nicholas, G. The Invention and Evolution of Piano [Электронный ресурс]. - URL: https://acousticstoday.org/wp-content/uploads/2016/01/The-Invention-and-Evolution-of-the-Piano- 1.pdf
171. Powers, W. The Piano: The Pianofortes of Bartolomeo Cristofori (1655-1731) // Heilbrunn Timeline of Art History. The Metropolitan Museum of Art. - New York: The Metropolitan Museum of Art, 2003. - Р. 146-178.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Репертуарный список произведений китайских композиторов для допрофессионального освоения игры на фортепианного в порядке возрастания сложности
(на русском и китайском языках)
год обучения композитор название произведения
первый год обучения Ли Чунгуан Игрушки
ЫД
Дин Сюэдун Свяжи рыжую веревку
Т^Ж
Ду Ясюн Маленькая капуста
шшш ФЙШ
Ли Инхай Панда
шшш шш
Сянь Синхай Приходи в феврале
^ЛМ^ к
Тан Ран Прогулка
пт
Луо Хуйжун Я учусь у тебя
Дин Шандэ Петух с тростниковыми цветами
РШП
Ли Цюнь Счастливых праздников
ш
Дин Шандэ Скакалка
ът
народный напев в переложении Ван Чжэня Малая гора Имэн
^ММЖШ
Дин Шандэ Танцы лягушек
ТШШ тшт
Ду Ясюн Падение в воду
шшш шукл
народный напев в переложении Вэнь Вубея Гора Мерлина
х&шш
Сиань Синхай Песня о продаже газет
шшм шж
второй год обучения Шэнь Цзяньго Жасмин
&ЖШ жшж
Ли Чунгуан Песнь пастуха
Чен Хундо Песня о любви Кандин
Ш^ШШ
Сяо Шусянь Блуждающие огни
шш ШТ
Дин Шандэ Первый синьцзянский танец
Ш-ШШШЙ
Дин Шандэ Прятки
ишш
Ли Жусин Сбор чая Шунь
народный напев в переложении Хэ Пэйсюня Лян Шаньбо и Чжу Интай
ЩШМ&Ш
Мако Нанниван
цщ шшт
народный напев в переложении Сяо Сяоцзюня Танец цветов у окна
шшш ЩШШ
Дин Шандэ Песнь пастуха
УШШ А ШШ
Чжу Юй Надежда Красной Армии
Ван Минь Бархатный цветок
тш
народный напев в переложении Чжэн Цяо Весенняя река, цветок, лунная ночь
шшнш
Ши Фу Вариации народных песен Шэньси
третий год обучения Шэнь Чуаньсинь Играя в лошадей
тш жцй
Чжу Цзяньэр Детская игра
шч ш
Ван Цзяньчжун в переложении Сюй Миня Река Люян
тшщ
Сунь Илинь Выбери чай и брось на тарелку
жшш
Ван Цзяньчжун в переложении Вэй Дунмина Разноцветные облака в погоне за луной
Хэ Лютин Пастух Пикколо
шшп А
Цзян Юхэн Три аллеи цветущей сливы
ШнЫ /
Ван Цзяньчжун Вышитая золотая табличка
^ШФ тш
Чжу Ванхуа в переложении Ван Цзяньчжуна Небеса в освобожденном районе
5.ШФ&Ш ШШЖШЛ
Ду Минсинь Танец водяной травы
КЛШ
Ду Минсинь Коралловый танец
ШЩ'Ъ тшш
Сунь Ицян Летучее зерно
Чжу Ванхуа Луна в двух источниках
ШФ
Хэ Лютин Колыбельная
шшп тшш
Лу Венгу Осенняя луна над Пинху
«МЛ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.