Онтологический и логический аспекты проблемы представления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Панасенко, Олег Анатольевич
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат наук Панасенко, Олег Анатольевич
Оглавление
Введение
Глава 1. Предел самопознания субъекта представления
1. 1 Единство логоса и представления
1. 2 Предельное единство содержания
1. 3 Абсолют как универсальное средство представления
1. 4 Субъект и его самость
1. 5 Правило превращения содержания в представление
Глава 2. Предел самоотрицания субъекта представления
2. 1 Исторические основания общей типологии подходов к представлению
2. 2 Динамика отношений главных родов содержания и их представления
2. 3 Взаимосвязь собственных категорий субъекта
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Самость как предмет философского анализа2005 год, кандидат философских наук Герман, Ольга Николаевна
Понятие ничто и принцип негативности в гегелевском абсолютном идеализме2015 год, доктор наук Протопопов Иван Алексеевич
Философская система Г. Х. Ф. Краузе и краузизм1999 год, кандидат философских наук Сизова, Галина Борисовна
Онтологический статус воображения: современные философские тенденции2016 год, кандидат наук Ильинова, Надежда Александровна
Представление субъекта в новоевропейском дискурсе1998 год, кандидат философских наук Николаев, Никита Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологический и логический аспекты проблемы представления»
Введение
Актуальность темы исследования. Общее направление и главная цель выносимой на защиту диссертации определяются тем положением, что наука о представлении, учитывающая все многообразие его определений и объясняющая их единство, невозможна там, где осуществляет себя субъект представления, также как наука о вещах невозможна там, где взаимодействуют сами вещи.
Бесспорно, что форма научно-теоретического познания отличается от всех способов духовно-практического освоения действительности именно тем, что определяется не условиями содержания, а условиями его представления, не объектом, а внешним ему субъектом. Поэтому место науки не в историческом потоке ее предмета, а на берегу реки времени. Также бесспорно, что теоретическое познание переходит от фрагментарных восприятий явлений к целостному умозрению сущности своего предмета. Эти особенности научно-теоретического познания являются достоянием внешней точки зрения, которая предполагает полное и необратимое исключение субъекта познания из предмета познания.
Между тем, дискуссии о сущности представления и истине его субъекта всегда ограничиваются кругом таких жизненно-значимых предметов, с которыми субъект себя идентифицирует, за которые он себя принимает. Это - исторические по своей фактуре, но непреложные по характеру предметы отношения представляющего к себе - его самости: живое тело, душа, Я и др. Поэтому безраздельной монополией на постановку и решение проблемы представления обладает в философии не отстраненный научно-теоретический, а жизненный духовно-практический способ освоения интересующего нас содержания.
Вместе с тем особенность нынешней ситуации заключается не просто в культурном плюрализме и совместном существовании разных самостей субъекта представления, но в том небывалом прежде обстоятельстве, что философия располагает не разрозненными фрагментами, а полностью исчерпавшим себя многообразием всех допустимых воплощений и явлений этого субъекта.
Дальнейшее экстенсивное развитие знаний о субъекте за счет расширения круга его жизненно-значимых образов оказывается невозможным.
В связи с этим насущной задачей становится переход от явлений к сущности представляющего: от форм его духовно-практического освоения на точку зрения его научно-теоретического познания. Поскольку сущность представления достигается лишь в результате такого перехода, приоритетное значение получает не понятие представления, а понятие науки о представлении.
Мы исходим из того убеждения, что научно-теоретическое познание представления не является исключением из общего правила и также требует устранения своего субъекта из предмета познания. Как следствие, оно не может быть самопознанием этого субъекта. С другой стороны, наука о представлении сама является представлением, а значит, результатом действия тех же, в конечном счете, причин и законов, что и ее предмет. Поэтому не может быть двух разных субъектов представления. Субъект представления как предмет познания и субъект представления как источник познания - это один и тот же субъект.
Противоречие между требованием исключить субъект представления (чтобы избежать самопознания) и требованием сохранить тот же субъект (чтобы осуществить это исключение и избежать подмены предмета) обусловлено природой научно-теоретического познания, а значит, принадлежит субъекту представления и заключено в нем самом. Отсюда с очевидностью вытекает, во-первых, что внутреннее противоречие субъекта не может быть решено никем, кроме него самого. Во-вторых, что наука о сущности представления невозможна в обход решения этого противоречия, и, в-третьих, что способ его решения совпадает со способом превращения субъекта в предмет научного познания
Подчеркнем, что превращение субъекта в предмет научного познания есть результат его самопреобразования, самодеятельности и самоизменения.
Из признания внутреннего противоречия субъекта прямо вытекает характер того самопреобразования и самоизменения, которое приводит от исторических явлений субъекта и форм его духовно-практического освоения к научно-теоретическому познанию его сущности. С учетом того, что переход к сущности
всегда предполагает устранение субъекта из предмета познания, единственным способом решения противоречия может служить не обоснование исторических явлений субъекта в качестве его сущности, не самополагание и самоутверждение субъекта, а, наоборот, его полное и необратимое самоотрицание.
Таким образом, самоотрицание - это непременное условие и единственный способ превращения субъекта представления в предмет научного познания.
Исходя из этого, полному и необратимому исключению подлежат все результаты осуществления субъекта и все его исторические воплощения. Сюда относятся и такие предметы, с которыми субъект представления себя идентифицирует, за которые он себя принимает: все его самости. Причем, полнота исключения должна быть исчерпывающей, а его необратимость обеспеченной.
Актуальность заявленной темы связана с тем, что современные подходы к представлению полностью игнорируют внутреннее противоречие субъекта, ограничиваясь признанием какой-то одной из его сторон. Следствием становится либо такое исключение субъекта, которое сводится к его точечному устранению и оставляет в силе все результаты его осуществления (К. Поппер [106], М. Фуко [139], Ж. Деррида [38], А. Бадью [9]), либо признание, что адекватный способ познания субъекта - это его самопознание (классическая философия).
В результате не только классическая, но и современная философия ставит проблему субъекта представления в обход и помимо решения задачи его полного и необратимого самоотрицания. Исчерпывающее исключение исторических образов субъекта не признается условием и способом его преобразования в предмет научного познания. Место всеобщего самоотрицания занимают процедуры, приводящие, так или иначе, к утверждению новых явлений субъекта [120].
Выяснение предпосылок, которые уводят от задачи самоотрицания субъекта, а значит, обусловливают ограниченность существующих подходов к представлению, приводит к пониманию способов преодоления этой ограниченности. Продуктивность такого понимания предполагает его целостность, которая требует рассмотрения проблемы перехода к научно-теоретическому анализу субъекта представления в единстве ее онтологического и логического аспектов.
Онтологический аспект концентрирует в себе исторический опыт постановки проблемы представления, в то время как логический аспект сообщает этому опыту такую форму, которая допускает преодоление его ограниченности.
Главным идеологическим препятствием на пути такого преодоления выступает герменевтическая, феноменологическая и экзистенциалистская абсолютизация историзма и временности, в свете которой не время является принадлежностью бытия, а наоборот, бытие всецело принадлежит времени. В результате конечность, ограниченность и относительность приобретают всеобъемлющий характер, что лишает всякого смысла любую попытку выхода за их рамки.
Историческая актуальность превращения субъекта представления в предмет научного познания обусловлена в первую очередь углублением противоречия между беспрецедентной всеобщностью категории представления в области содержания современного сознания, с одной стороны, и отсутствием у этого сознания такого критерия представления, который не сводился бы к историческим образам субъекта представления, имеющим частный характер, с другой.
Отсутствие универсального критерия неизбежно приводит к тому, что современное всевластие представления, не затронувшее, разве что, предмет естествознания, теряет всякую связь с превращением содержания в предмет науки о мышлении и становится утверждением небывалого прежде, но такого же ограниченного критерия представления. Мировоззренческое значение такой постановки вопроса состоит в противодействии социоцентризму современной культуры, который превращает общество в очередной образ субъекта представления.
Таким образом, актуальность заявленной темы и избранного направления диссертационного исследования определяются насущными потребностями развития научно-теоретического знания и необходимостью опираться в оценке современной социокультурной ситуации на надежные результаты научных разработок.
Степень научной разработанности проблемы. Переход от единой и всеобщей первопричины к специфическому и отдельному субъекту представления начинается с разведения источников телесного и бестелесного родов существования, осуществленного Платоном, и завершается в философии Нового времени
(Декарт, Гоббс, Локк и др.), противопоставившей законы вещей самих по себе, с одной стороны, и источник их представления, с другой. Однако в дальнейшем субъект представления окончательно овладевает источником бестелесного рода существования и поэтому сам превращается в начало разумной упорядоченности содержания (Кант). В конечном счете, такой субъект становится предельным безусловным единством, совмещающим в себе исчерпывающие и специфические условия представления как такового (Фихте, Шеллинг, Гегель).
Существующие подходы к постановке и решению проблемы представления имеют исторический характер и различаются в своей основе по тем предметам, которые утверждаются в значении субъекта. Главные из таких предметов - это разумная душа (Платон), космический Ум (Аристотель), сверхсущее Единое (Плотин, Прокл), внемировая Личность (Августин, Ф. Аквинский и др.), человеческое Я (Декарт, Кант, Фихте), Абсолютный дух (Шеллинг и Гегель).
Философия выработала четыре главные идеи, которые определяют подходы к решению проблемы представления. Исходной является идея космической природы сознания, когда оно признается способностью отдельных разумных форм, будь то «идея тела» (человеческая душа) или «форма всех форм» (космический Ум) и рассматривается как продолжение и проявление разумной организации Космоса в его целом. Следующий этап - это идея божественной природы сознания. Бесконечный субъект совпадает с началом вещей и их разумной упорядоченности, но пребывает вне мира. Конечная человеческая душа («искра божья») обладает свободой воли, но не является автономным источником представления. Возникновение естествознания предполагает новую «мыслящую субстанцию»: человеческое Я. Признание объективной реальности порождает стремление найти сознание в качестве свойства, функции или отношения вещей природы. Этим тенденциям соответствует идея человеческой природы сознания, допускающая как натурализм, так и субъективизм в его понимании. Во второй половине XIX века усилиями Фейербаха, Конта, Маркса, Дюркгейма и др., которые сделали исходным пунктом своих учений не индивидуальную, а родовую сущность человека, отношений между людьми, взятые в их совокупности, предстали как особая социальная реальность. В
итоге антропологизм философии XVII - XVIII веков был потеснен социоцентрист-ской философией XX века с ее идеей общественно-исторической природы сознания. Здесь сознание понимается как идеальный компонент и исторический результат практической деятельности и общественных отношений людей. Выдающуюся роль в разработке и утверждении идеи общественной природы сознания сыграла отечественная философия (Л. С. Выготский, К. Р. Мегрелидзе, Э. В. Ильенков и др.).
В работах Н. С. Автономовой, К. С. Бакрадзе, П. П. Гайденко, А. Ф. Лосева, К. А. Свасьяна, И. В. Стекловой и др. показано, что способы познания сущности субъекта представления всегда основывались на специфических особенностях различных исторических воплощений этой сущности и ими же ограничивались.
Тем не менее, начиная с античного платонизма и заканчивая феноменологией Э. Гуссерля, восхождение к сущности субъекта понимается как переход от многообразия имеющегося содержания к его всеобщему единству. Вместе с тем стратегией обоснования любого явления субъекта в качестве его сущности всегда выступает его утверждение в значении всеобщего единства содержания.
Также общезначимо, что всеобщее единство не сводится к всеединству, а существует обособленно и отдельно от остального содержания, выступая его безусловным началом. Как правило, сущности высшего начала принадлежит необычная структура: «различие в тождестве с собой». Такое различие воплощают в себе Ум Аристотеля, Субстанция Спинозы, Я Фихте, Идея Гегеля. Преемником традиции раздвоенных в себе начал стал диалектический материализм (Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. М. Деборин, Б. М. Кедров и др.).
Полнота самоотрицания требует распространения «методического сомнения» Декарта с области вещей на область исторических воплощений субъекта представления. Это предполагает, что субъект «радикального сомнения», признаваемый классической философией, никак не сводится к своим историческим са-мостям (Я и т. д.), поскольку утверждает себя как субъект их отрицания.
Отрицание исторических образов субъекта, которые полагаются философией в значении всеобщего единства содержания, равносильно всеобщему отрицанию этого содержания. Поэтому самоотрицание подразумевает не только то, что
исключаются предметы, с которыми субъект себя отождествляет, но и то, что истинный субъект, еще отсутствующий как предмет науки о нем, уже существует и утверждает себя в качестве субъекта всеобщего отрицания.
Итак, философия располагает: а) пониманием субъекта как совокупности специфических условий представления, имеющих всеобщий характер, б) исчерпывающим многообразием исторических воплощений субъекта представления, в) способом восхождения от явлений субъекта к его сущности, г) признанием субъекта началом всеобщего отрицания, д) формулой предельного единства имеющегося содержания. Нерешенная проблема заключается в том, что критическое преодоление отдельных самостей субъекта приводит не к устранению познающего из предмета познания, а к утверждению новых самостей. Такой путь самоотрицания и основанное на нем самопознание оказываются ограниченными по своей всеобщности и не обеспеченными в своей необратимости.
Ввиду этого постановка проблемы условий, способа и средств всеобщего и необратимого перехода от явлений субъекта представления к научному анализу его сущности становится актуальной и приобретает новаторский характер.
Методологические принципы исследования. Теоретической основой диссертации служат классические и современные исследования по онтологии и философии сознания. Определяющее значение имеют работы В. Ф. Асмуса, К. С. Бакрадзе, Н. А. Бердяева, П. П. Гайденко, А. Я. Гуревича, И. И. Гусевой, И. И. Ев-лампиева, Э. В. Ильенкова, И. А. Ильина, Л. Г. Ионина, А. В. Койре, А. В. Кричев-ского, В. А. Лекторского, Ф. М. Лосева, В. И. Молчанова, М. К. Мамардашвили, Г. Г. Майорова, Т. П. Матяш, Л. А. Микешиной, Ф. Т. Михайлова, Л. К. Науменко, С. П. Поздневой, В. С. Соловьева, В. Б. Устьянцева, С. Л. Франка, и др. Эмпирическую основу работы составляет накопленный в истории философии опыт постановки и решения проблемы познания субъекта представления.
Эмпирическую основу работы составляет накопленный в истории философии опыт постановки и решения проблемы познания субъекта представления.
Для решения исследовательских задач диссертации используются следующие методы. Метод сравнительного анализа оснований различных подходов к
представлению. Метод исторического анализа отношения всеобщих родов содержания и их представления. Метод восхождения от конкретных образов субъекта представления к его абстрактным категориям. Метод логического анализа всеобщих категорий субъекта представления в их взаимосвязи.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает познавательный переход от явлений к сущности субъекта представления: от форм его духовно-практического освоения на точку зрения его научно-теоретического познания. Предмет исследования составляют условия, которые обеспечивают всеобщий и необратимый характер такого перехода, способы и средства его осуществления, а также те требования, которым должен удовлетворять конечный результат самоотрицания субъекта представления.
Гипотеза исследования. Главным условием и способом преобразования субъекта представления в предмет научного познания является его всеобщее и необратимое самоотрицание. Всеобщий характер отрицания достигается благодаря переходу от различий, стороной которых вступают исторические образы субъекта представления, к предельному единству имеющегося содержания. Необратимость перехода требует неуклонного осуществления субъекта представления в качестве субъекта всеобщего отрицания. Конечным результатом самоотрицания выступают универсальные категории процесса самопознания субъекта, превращенные из атрибутов его самостей в критерий субъекта как такового.
Цели и задачи исследования. Предлагаемая работа носит конструктивный характер. Ее цель - определить направление и способ перехода от самопознания к научному познанию субъекта представления, выяснить требования, которым должен отвечать результат познавательного самоотрицания субъекта. Общей задачей диссертации является научно-методологическое обеспечение полноты и необратимости перехода от явлений к сущности субъекта, выяснение онтологических оснований и логических предпосылок такого перехода.
Поставленная цель требует решения следующих исследовательских задач:
1. Определить пространство осуществления, а также главные условия необратимости и всеобщности процесса самоотрицания субъекта представления.
2. Отыскать действительный предельно всеобщий компонент содержания современного сознания и выяснить его отношение к остальному содержанию.
3. Показать несостоятельность принципа «различия в тождестве» в качестве решения проблемы всеобщего единства и субъекта современного сознания.
4. Обосновать: а) исторический характер всех имеющихся предметов, с которыми субъект современного сознания себя идентифицирует и которые становятся предметами его отношения к себе, б) несостоятельность всех предпринятых попыток утвердить такие предметы в качестве субъекта их представления.
5. Руководствуясь положением о неустранимом характере различия представления и его содержания, выяснить необходимость, условие и способ превращения компонентов содержания в признаки и формы представления.
6. Рассмотреть главные особенности современного сознания и возможность их использования в качестве оснований типологии подходов к представлению.
7. Раскрыть способы осуществления, главное направление, характер и значение процесса взаимоотношения всеобщих родов содержания современного сознания, с одной стороны, и субъекта их представления, с другой.
8. С помощью исторического и логического анализа выявить всеобщие категории субъекта представления и определить их собственную взаимосвязь.
Научная новизна исследования:
1. Проблема представления ставится как проблема науки о представлении. Показано, что способом перехода к научно-теоретическому познанию субъекта представления является полное и необратимое отрицание его исторических явлений, осуществляемое путем достижения предельного единства содержания
2. Вопрос о природе такого единства решается в прямой связи с проблемой единства исторических форм разумности, логоса и представления, что обусловливает преобразование всеобщих компонентов содержания в универсальные средства его представления и полностью исключает их превращение в абсолют.
3. Установлено, что предельно общий принцип, каким располагает современное сознания, принцип «различия в тождестве с собой», играет опосредствующую роль в представлении всего отличного от него содержания, выступает
общим способом его упорядочения, но не является условием представления себя самого, а значит, не является субъектом современного сознания.
4. Проблема представления ставится, исходя из положения о недопустимости сведения субъекта представления к историческим предметам его отношения к себе. Показана несостоятельность всех попыток такого сведения.
5. Выявлены условие и способ превращения компонентов имеющегося содержания в признаки понятия представления. Найдено единое основание общей типологии подходов к постановке и решению проблемы представления.
6. Установлено, что динамическим единством современного сознания является процесс взаимоотношения всеобщих родов его содержания, с одной стороны, и субъекта их представления, с другой. Выяснено, что сущностью этого процесса выступает превращение родов содержания в роды представления.
7. Определен круг неустранимых категорий субъекта представления и путем логического анализа выявлен способ их собственной взаимосвязи.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Решение вопроса об истине представления и сущности его субъекта предполагает переход с позиций их жизненно-практического освоения на точку зрения научно-теоретического познания. Способ такого перехода обусловлен противоречием между требованием исключить субъект познания из того предмета, в который преобразуется субъект представления, с одной стороны, и необходимостью сохранить сущность субъект в качестве предмета познания, с другой. Решением противоречия является осуществление субъекта познания как субъекта самоотрицания. Исключению подлежат компоненты представляемого содержания, которые выступают в значении субъекта и форм его существования. Любые другие способы перехода к сущности субъекта неизбежно остаются формами его духовно-практического освоения и неизменно приводят к утверждению новых исторических явлений субъекта в качестве его сущности.
2. Всеобщий характер самоотрицания достигается благодаря переходу от различий, стороной которых вступают исторические образы субъекта, к предельному единству содержания, способному выступать в значении разумности как та-
ковой. Необратимость самоотрицания не допускает сведения субъекта к предметам, с которыми он себя идентифицирует, и требует его непрерывного осуществления как субъекта отрицания. Непрерывность отрицания предполагает точку зрения всеобщей отрицательности. Процесс отрицания протекает не в вещах и не вне вещей, а в особом измерении их всеобщего единства, где вещи обретают собственную определенность и выступают в формах своего наличия.
3. Всеобщие компоненты содержания принадлежат измерению всеобщего единства вещей. Они - не безусловные начала, а принципы наличия остального содержания: общие способы его упорядочения и универсальные средства представления. К неизбежной абсолютизации всеобщих компонентов приводит натурализация категорий, выражающих сущность наличия, таких как бытие, и всеобщих принципов наличия, таких как «различие в тождестве с собой». Это превращает их в свойства и законы, принадлежащие самому содержанию, а их опосредствующую роль в представлении - в способность порождать бытие.
4. Предельным единством содержания современного сознания выступает не какой-то отдельно взятый компонент, будь то безусловное начало, принцип или всеобщий закон, а динамика отношений, которые складываются между всеобщими родами содержания, с одной стороны, и субъектом их представления, с другой. Формой проявления и способом осуществления всеобщего динамического единства становится экспансия категории представления на область всеобщих родов содержания, что превращает их в роды представления. Ведущую роль в этой тенденции играет открытие и утверждение новых самостей субъекта представления в качестве условий и критериев представления. Другой способ участия в той же тенденции - это превращение родов содержания в признаки и роды представления посредством совмещения их собственных условий с условиями их представления. Действительную основу различия, а значит и типологии существующих подходов к представлению образуют не принципы философских партий, но: а) открываемые и используемые критерии представления, в значении которых неизменно выступают самости субъекта, б) два допустимых способа участия во все-
общей динамике содержания - в отношениях всеобщих родов содержания современного сознания и субъекта их представления.
5. Пределом самоотрицания субъекта на почве условий и в рамках содержания современного сознания, становятся категории, играющие определяющую роль во всеобщей динамике содержания. Это неотъемлемые категории субъекта представления: всеобщий предмет и его условие, представление всеобщего предмета, или представление вообще, и условие такого представления. Субъект представления - это единство собственных категорий и условие их взаимосвязи. Поэтому уникальная взаимосвязь четырех категорий, выявленная в ходе исторического и логического анализа, дает критерий искомой сущности субъекта.
Научно - практическая значимость диссертации состоит в том, что она не только фокусирует внимание на главной из нерешенных проблем философии, не только определяет методологию, направление и средства ее решения, но и сама является практическим осуществлением самоотрицания субъекта в пределах тех возможностей, какими располагает современное сознание. Положения исследования могут использоваться для обсуждения таких вопросов как проблема абсолюта, бытия, трансцендентного, идеального и других.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Методологическая роль принципа отрицания в научном познании1984 год, кандидат философских наук Мусабеков, Есен Турманович
Генеалогия отчуждения2003 год, доктор философских наук Парцвания, Вахушти Важаевич
Диалектика всеобщего, особенного, единичного: реконструкция становления "я" как понятийной формы2006 год, доктор философских наук Иващук, Ольга Федоровна
Конструктивная устойчивость в научной картине мира: философский анализ2010 год, доктор философских наук Шарипов, Марат Рашитович
Трансцендентальный метод в философии истории2009 год, кандидат философских наук Ломоносов, Александр Геннадиевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Панасенко, Олег Анатольевич, 2013 год
Список литературы
1. Абдильдин, Ж., Касымжанов, А., Науменко, JI.K., Баканидзе, М. Проблемы логики и диалектики познания / Ж. Абдильдин, А. Касымжанов, JI.K. Науменко, М. Баканидзе. — АН Казахской ССР, Алма-Ата, 1963. — 385 с
2. Августин Блаженный, О Граде Божием / Августин Блаженный. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - Кн. 11, гл. XXVI. - С. 550 - 551.
3. Автономова, Н.С. Рассудок— Разум — Рациональность / Н.С. Автономова.— М.: Наука, 1988. —287 с
4. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - С. 117 - 120, 314 - 322.
5. Айер, А.Д. Язык, истина и логика / А.Д. Айер. - М.: «Канон+». РООИ «Реабилитация», 2010. - 240 с
6. Аристотель, Метафизика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. Т. 1 / Акад. Наук СССР. Ин-т философии. Сер. Философское наследие. - М.: Мысль, 1975. - С. 63 - 367.
7. Асмус, В.Ф. Декарт / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2006. - 335 с
8. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2005. - 439 с
9. Бадью, А. Манифест философии. Перевод с французского: В.Е. Лапицкий / А. Бадью. - С-Пб.: «Machina», 2003. - С. 58 - 60.
10. Бакрадзе, К.С. Метод и система философии Гегеля / К. С. Бакрадзе // Сочинения: в 2 т. Т. 2. - Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1973. - 463 с
11. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев. - Приложение к журналу «Вопросы философии». - М.: Издательство «Правда», 1989. -С. 68 - 123.
12. Беркли, Дж. Трактат о принципах человеческого знания / Д. Беркли // Сочинения. - М.: Мысль, 1978. - С. 149 - 247.
13. Бескова, И.А. Феномен сознания / И.А. Бескова, И.А. Герасимова, И. П. Меркулов. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - С. 293 - 321.
14. Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта). Ответственный редактор Мотрошилова H.B. - М.: ЦОП Института философии РАН, 1997. - 181 с
15. Бирюков, Б.В., Верстин, И.С. Дискуссия о прелогическом мышлении: 30-е годы XX века / Б.В. Бирюков // ВФ, № 11. - 2011. - С. 106 - 116.
16. Блаженный Августин. Против академиков. Пер. и комм. О.В. Головой / Августин.
- М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. - 192 с
17. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. — М.: Наука, 1990. —С. 145-158.
18. Бродский А.И. Тайна диалектической логики. Гегелевская диалектика в советской России [Электронный ресурс] / А.И. Бродский // Русская и европейская философия: пути схождения. Сборник материалов конференции. - Режим доступа: http:// anthropolo gy.ru/ru/texts/brodsky/ruseur_08 .html.
19. Бруно Д. Светильник тридцати статуй [Электронный ресурс] / Д. Бруно // Философские науки, 1976 - № 3. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/16/3/bruno_5.htm
20. Быкова, М.Ф., Кричевский, A.B. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М.Ф. Быкова, A.B. Кричевский; Рос. АН Ин-т Философии. - М.: Наука, 1993.-С. 208.
21. Быстрых H.JI. Разум в мировоззрении постмодернизма: автореф. дис. ... канд. филос. н.: 09.00.01 / Быстрых Наталья Леонидовна. - Омск: 2001. - 16 с
22. Вазюлин, В.А. Логика «Капитала» К. Маркса / В.А. Вазюлин. - М.: СГУ, 2002.
- С. 260 - 269.
23. Виттгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. - М.: Иностр. лит.,1958. - 131 с
24. Гарнцев, H.A. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) / H.A. Гарнцев. - М.: МГУ, 1987. - С. 160.
25. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайден-ко. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с
26. Гайденко, П.П. Философия Фихте и современность / П.П. Гайденко. - М.: Мысль, 1979.-С. 57 и др.
27. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - Перевод с немецкого Г.Г. Шпета. - М.: Наука, 2000. - 495 с
28. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1. Наука логики / Г. В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1975. - 452 с
29. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 3. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1977. - 471 с
30. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984.-350 с
31. Гегель и проблема предмета логики / Философия Гегеля и современность. Ред. Коллегия: JI. Н. Суворов (отв. ред). - М.: «Мысль», 1973. - Гл. IX. - С. 120 - 144.
32. Гобозов И.А. Социальная философия. Социоцентризм в исследовании человека и его сущности [Электронный ресурс] / И.А. Гобозов // Сайт: Библиотека "Полка букиниста".- Режим доступа: http://society.polbu.ru/gobozov_socialphilo/ch59_i.html.
33. Гуссерль, Эд. Логические исследования. Т. II (1). Перев. с нем. В.И. Молчанова / Эд. Гуссерль // Собрание сочинений. - Т. 3 (1). - М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. - С. 398, 411 и др.
34. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 332 с
35. Гуссерль, Эдмунд [Электронный ресурс] / Сайт «Википедия». - Режим доступа: http ://ru. wikiquote .or g/wiki/Г уссер ль.
36. Декарт, Р. Сочинения. В 2-х т. / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - С. 348 - 353.
37. Декарт, Р. Сочинения . В 2-х т. / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1994. - Т. 2. - С. 3 - 72.
38. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. Пер с франц.. сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: ИГ Прогресс, 2000. - С. 416 - 420.
39. Диакон А. Декарт исторический против Декарта легендарного: к проблеме понятия субстанция в картезианской философии / А.Диакон. - М.: "Книга", 1991. - 17 с
40. Диалектическая логика: Общие проблемы. Категории сферы непосредственного / Под ред. Ж.М. Абдильдина. - Алма - Ата: Наука, 1986. - 400 с
41. Дионисий Ареопагит О небесной иерархии. Глава 1 и 2 [Электронный ресурс] / Дионисий Ареопагит. - Режим доступа:
http ://magister .msk.ru/libr ary /bible/comment/areopag/ areopagl .htm
42. Дубровский, Д.И. Новое открытие сознания? (По поводу книги Джона Серла «Открывая сознание заново») / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. - 2003. -№7.-С. 92-111.
43. Дубровский, Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность / Д.И. Дубровский. - М.: Канон+, 2002. - 368 с
44. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюрк-гейм. - М.: «Канон», 1995. - С. 231 - 243.
45. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. В 2 ч. Ч. 1. / И.И. Евлампиев. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с
46. Жаров, А.Н. Трансцендентное в онтологических структурах философии и науки / С.Н. Жаров. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2006. - С. 48 - 64.
47. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания [Электронный ресурс] / В.П. Зинченко, // Сайт «Наша библиотека. Психология». - Режим доступа: http://npolit.narod.ru/lib/lib_psh_zin0001.html
48. Зинченко, В .П., Мамардашвили, МК. Проблема объективного метода в психологии / Зинченко В. П, Мамардашвили М.К. // Вопросы философии. -1977. - №7. - С. 109 -125.
49. Зотов, А.Ф. Эмпириокритицизм [Электронный ресурс] / А.Ф. Зотов // Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. - ИФ РАН. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/3538.html.
50. Ибн Сина (Авиценна) Книга знания / Ибн Сина // Избранные философские произведения. - М.: «Наука», 1980. - С. 104 - 105.
51. Ильенков, Эвальд Васильевич [Электронный ресурс] / Сайт «Википедия». -Режим доступа: http://m.wikipedia.org/wiki/KfibeHKOB.
52. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Логос. - 2009. - № 1.-С. 3-62.
53. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. - 2 изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 320 с
54. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т. / И.А. Ильин. - СПб.: Наука, 1994. - 542 с
55. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие / Л.Г. Ионин. - изд., 3-е, перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос»,
2000.-С. 117-118.
56. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, A.A. Кротова и Д.В. Бугая. - M.: Академический Проект: 2005. - С. 214 - 215, 285 -288, 296 - 298.
57. История философии. Учебник для высших учебных заведений / Ответственные редакторы: В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2001. - С. 140 - 143, 275 - 185.
58. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Сочинения: в 6 т. Т. 3 / Акад. Наук СССР. Ин-т философии. Сер. Философское наследие. - М.: Мысль, 1964. - 799 с
59. Каратини, Р. Введение в философию / Р. Каратини. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. -С. 300-305.
60. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка [Электронный ресурс] / Р. Карнап // «Вестник МГУ», сер. 7 «Философия». - № 6. - 1993. -С. 11—26. - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/carnap/01.html.
61. Князева, E.H. Телесная природа сознания / E.H. Князева // Телесность как эпистемологический феномен. - М.: ИФ РАН, 2009. - С. 31 - 54.
62. Койре, А.О Влиянии философских концепций на развитие научных теорий. Пер. с фр. Я. Ляткера / А.О. Койре // Очерки истории философской мысли. -М.: Прогресс, 1985. - С. 12 - 26.
63. Колесников, A.C. Становление проблемы субъекта: от Декарта до современной философии / A.C. Колесников // Формы субъективности в философской культуре XX века. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 10 - 25.
64. Курган, А. Тайна феномена дежа вю: опыт феноменологического анализа Глава третья. Происхождение дежа вю [Электронный ресурс] / А. Курган // Комсомольская правда. - 2005 г. - 13 сентября. - Режим доступа: http://www.gumer.iiifo/bogoslov_Buks/Philos/kurg/index.php.
65. Лаврухина, И.М. Трансцендентное: концептуальные версии в культуре / И.М. Лаврухина. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2007. - 224 с
66. Лаэртский, Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэртский. - 2-е изд. - М. : «Мысль», 1986. - С. 339 - 340, 343 - 348.
67. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - Пер. с фр. Вяч.Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 107 - 146.
68. Лекторский, В.А. Субъект, Объект. Познание / В.А. Лекторский. -М.: Наука, 1980. - 358 с
69. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и не классическая / В.А. Лекторский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 173 - 184.
70. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии / В.И. Ленин // Поли. собр. соч., т. 18. - М.: Издательство Политической литературы. - С. 147 - 157.
71. Лиотар, Ж.-Ф. Феноменология. Перевод с французского и послесловие Б. Г. Соколова / Ж.-Ф. Лиотар. - СПб: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2001. - С. 10 - 37.
72. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж.. Локк // Сочинения в 3-х т. -Т. I. - М.: Мысль, 1985. - С. 78 - 582.
73. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1989. - 204 с
74. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм / А. Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1980. - 766 с
75. Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, A.A. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев, A.A. Тахо-Годи. - М..: Мол. гвардия, 1993 - 383 с
76. Майданский, А.Д. Декарт и Спиноза о природе души: «мыслящая субстанция» или «идея тела»?/ А. Д. Майданский // Психология и философия: возвращение души. - Москва, 2003 - С. 76 - 91.
77. Майданский, А.Д. Как разлагалась мысль / А.Д. Майданский // Логос. - 2009. -№ 1.-С. 175-183.
78. Майоров, Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические / Г.Г. Майоров. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 108 - 110.
79. Макеева, Л.Б. Рудольф Карнап / Л.Б. Макеева // Философы двадцатого века: Сборник. Науч. ред. А.М. Руткевич (отв.), И.С. Вдовина; Ин-т философии РАН. -М.: Искусство, 1999. - С. 79 - 92.
80. Мамардашвили, М.К. Анализ сознания в работах Маркса / М.К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С. 295 - 314.
81. Мареев, С.Н., Мареева, Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие / С. Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2004. - С. 341 -342, 425 - 436, 444 - 448.
82. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. - Предисл. Ф. Энгельса. Пер. И.И. Скворцова-Степанова. - Т. 1. - М.: Политиздат, 1973. - С. 80 - 93.
83. Материализм / Новая философская энциклопедия. В четырех томах // М.: Мысль, 2003. - Т. 2. - С. 507 - 508.
84. Матяш, Т.П. Диалектика Гегеля и догмат Троицы / Т.П. Матяш // Инновационные подходы в науке. - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 38 - 53.
85. Матяш, Т.П. Сознание как целостность и рефлексия / Т.П. Матяш. - Издательство Ростовского университета, 1988. - С. 7 - 8.
86. Микешина, Л.А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования / Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, 2005. - С. 27 - 44.
87. Михайлов, Ф.Т. Загадка человеческого Я / Ф.Т. Михайлов. - М.: Политиздат, 1976. - 285 с
88. Молчанов, В.И. Исследования по феноменологии сознания / В.И. Молчанов. -М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 456 с
89. Нарский, И. С. Иммануил Кант / И.С. Нарский. - М.: Мысль, 1976. - 208 с
90. Науменко, JI.K. Монизм как принцип диалектической логики / Л.К. Науменко. - Алма - Ата : Наука, 1968. - 325 с
91. Немесий Эмесский О природе человека [Электронный ресурс] / Немесий Эмесский. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/05/l/nemesl.html
92. Никулин, Д.В. Единое и многое / Д.В. Никулин // История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995 - С. 204 - 207.
93. Плотин О бессмертии души [Электронный ресурс] / Плотин // Вопросы философии.— 1994.— №3. - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/vopros/48.html.
94. Ойзерман, Т.И., Главные философские направления (Теорет. анализ ист. - фи-лос. процесса) / Т.И. Ойзерман. - 2-е изд., доработ. - М.: Мысль, 1984. - 303 с
95. Ориген О началах. Книга первая. Глава 7. О телесных и бестелесных существах [Электронный ресурс] / Ориген. - Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/origenus/arche.htm
96. Отрешко, Н.Б. Определение концепта «социальная реальность» в социальной науке и социальной теории: от моно- к метадисциплинарному подходу / Н.Б. Отрешко. - Вопросы социальной теории. - 2008. - Том II. Вып. 1 (2). - С. 176 - 191.
97. Павлов К.А. Проблема самообоснования разума в классической и современной философии / Павлов Константин Александрович: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03 Москва, 2004 - 129 с
98. Панасенко, O.A. Динамика отношения главных родов содержания и их представления в истории европейской философии / O.A. Панасенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 66 - 72.
99. Панасенко, O.A. К понятию трансцендентного / O.A. Панасенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: философия. - № 1 (3). -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та. - С. 76 - 88.
100. Панасенко, O.A. К проблеме представления / O.A. Панасенко // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология, культурология. - Научный журнал № 1 (4). - С. 19-23.
101. Панасенко, O.A. К проблеме тождества мышления и бытия / O.A. Панасенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. №1. - Издательство Воронежского государственного университета, 2010. - С. 154 - 157.
102. Панасенко, O.A. Рефлексия как абстракция условий наличия: монография / O.A. Панасенко. - Воронеж, 2009. - С. 54 - 134.
103. Петров, В .Б. Логическое устранение матафизики: Т. Гоббс и Р. Карнап // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: философия. -1997. - № 2. - С. 74 - 82.
104. Плотин. О благе или едином. Пер. М. А. Гарнцева / Плотин // Логос, 1992. -№3.-С. 213-228.
105. Подорога, В.А. Точка зрения [Электронный ресурс] / В.А. Подорога // Новая философская энциклопедия: в 4 т. - ИФ РАН. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/3538.html.
106. Поппер, Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход / K.P. Поппер. - Пер. с англ. Д.Г. Лахути. Отв. ред. В.Н. Садовский. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. - С. 108 - 118,154 - 161.
107. Порфирий Подступы к умопостигаемому [Электронный ресурс] / Порфирий // Chelovek, 2005. - No. 001. - С. 86-100. - Режим доступа: http://dlib.eastview.com/browse/doc/8359513.
108. Проблемы онтологии и гносеологии. Формы бытия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.progl0.narod.ru/glaval_3.htm.
109. Пугачева, Л.Г. Эволюция разума человека как эпистемологическая проблема / Л.Г. Пугачева. - М.: Товарищество науч. изд. КМК, 2008. - 413 с
110. Пятигорский, A.M. Три беседы о метатеории сознания (совместно с М. К. Мамардашвили) / A.M. Пятигорский // Избранные труды. - М.: «Языки русской культуры», 1996. - С. 61 - 107.
111. Разинов, Ю.А. «Я» как объективная ошибка. - Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. - 262 с
112. Рассел, Б. Человеческое познание: Его сфера и границы / Б. Рассел. - К.: Ника-Центр, 2001. - С. 178 - 189, 450 - 462.
113. Рациональность как предмет философского исследования. Отв. ред. Б.И. Пружинин, B.C. Швырев. - М.: ИФ РАН. - 1995 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://philosophy.ru/iphras/library/rationality.html
114. Риккерт, Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания, 2-е изд. / Г. Риккерт - Киев, 1904. - С. 8 - 45.
115. Римское право. Учение о вещах [Электронный ресурс] / Юридическая Интернет-библиотека. - Режим доступа: http://yuridlit.narod.ru/ll/01/chl4.html
116. Руднев, В. Венский Кружок: Энциклопедия логического позитивизма // Логос. - 2001. - № 4. - С. 137 - 146.
117. Садыков Р.Г. Парадигма природы и разума в средневековой исламской философии: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.03 / Садыков Рауф Гайсинович. - СПб.: 2008 - 40 с
118. Свасьян, К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика / К.А. Свасьян. - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1987. - 208 с
119. Секст Эмпирик. Три книги пирроновых приложений / Секст Эмпирик // Сочинения в двух томах. Общ. Ред. А.Ф. Лосева. Пер. с древнегреч. - Т. 2. - М., «Мысль», 1976. - С. 214 - 239.
120. Семенов, В.Е. Нисхождение в совершенный мир (Трансцендентальная редукция в метафизике Платона, Августина, Декарта, Канта) / В.Е. Семенов. - Вопросы философии. - № 11.- 2011. - С. 126 - 137.
121. Сенека Луций Анней Нравственные письма к Луцилию. Письмо LVIII [Электронный ресурс] / Луций Анней Сенека // Сайт «Электронная библиотека ModernLib.ru» -Режим доступа: http://modernlib.ru/books/seneka_luciy/nravstvennie_pisma_k_luciliyu/read.
122. Серл, Д. Открывая сознание заново / Д. Серл. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с
123. Соколов, В.В. Философия духа и материи Рене Декарта / В.В. Соколов // Декарт, Р. Сочинения. В 2-х т. / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1994. - Т. 1. - С. 3 - 76.
124. Соловьев, B.C. Сочинения: в 2 т. / В. С. Соловьев. - М.: Мысль, 1988. - Т. 1. -С. 757-831.
125. Соловьев, B.C. Сочинения: в 2 т. / В. С. Соловьев. - М.: Мысль, 1988. - Т. 1. - 892 [2] с
126. Соловьев, B.C. Сочинения: в 2 т. / B.C. Соловьев. - М: Мысль, 1988. - Т. 2. -С. 447-456.
127. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - С. 359 - 618.
128. Столяров, A.A. Понятие бытия и проблема сущности и существования / А.А Столяров. // История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995 - С. 337 - 341.
129/. Тарасов, А.Г. Декарт о природе души: «мыслящая субстанция» или «идея тела»? / А.Г. Тарасов // Научные Ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - Изд-во: Белгородский государственный университет, 2007. - Т. 9 (2). - С. 24 - 30.
130. Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент Против Гермогена [Электронный ресурс] / Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. - Режим доступа: http ://www .tertullian .org/russian/germogen_rus .html
131. Тождества закон / Философская энциклопедия. В 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1970. - Т 5. - С. 237.
132. Тулмин, Ст. Человеческое понимание / Ст. Тулмин. - М.: «Прогресс», 1984. - 328 с
133. Фейербах, J1. Сущность христианства /JI Фейербах.-М.: Мысль, 1965.-414с
134. Философская энциклопедия. В 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1964. -Т. З.-С. 457-464.
135. Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею [Электронный ресурс] / Филон Александрийский // Сайт «Библиотека Руслана Хазарзара». - Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/philo/opificio.htm
136. Фихте, И.Г. Основа общего наукоучения / И.Г. Фихте // Сочинения: в 2-х т. Т. 1. - СПб.: Мифрил, 1993. - С. 65 - 337.
137. Фихте, И.Г. Ясное, как солнце сообщение Широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию. Репринт с издания 1937 года / Фихте И.Г. - М.: "Тетра", 1993. - С. 87.
138. Франк, СЛ. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания / СЛ. Франк // Предмет знания. Душа человека. - СПб.: Наука, 1995. - С. 35 - 416.
139. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. - М.: Прогресс, 1997.-С. 487.
140. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503, [9] с
141. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер. - Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. Ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 261 - 313.
142. Хоцей, A.C. Основная ошибка философии. Детерминизм и свобода воли. Замечания по поводу взглядов Томаса Куна / A.C. Хоцей. - Казань: Изд-во «Дом печати», 2003.-С. 112-124.
143. Шеллинг, Ф.В.Е. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Е. Шеллинг // Сочинения: в 2-х т. - М.: Мысль, 1987. - Т. 1. - 637 с
144. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. Перевод Ю. И. Айхенвальда / А. Шопенгауэр // Собр. соч. в пяти томах. - Т. I. - М.: "Московский Клуб", 1992. - С. 11.
145. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Поворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / Ф. Энгельс. - М.: Политиздпт, 1978. - С. 38.
146. Энгельс, Ф Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс, К. Маркс // Избранные произведения: в 3 т. - М.: Политиздат, 1983. -Т. З.-С. 371-415.
147. Юлина, Н.С. Что такое физикализм? Сознание, редукция, наука [Электронный ресурс] / Н.С. Юлина // Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания. - М.: ИФ РАН, 2006. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/page51933581.htm.
148. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении: Пер. с англ. / Д. Юм. - М.: Издательская группа «Прогресс, 1995. - С. 32 - 41.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.