Понятие ничто и принцип негативности в гегелевском абсолютном идеализме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор наук Протопопов Иван Алексеевич

  • Протопопов Иван Алексеевич
  • доктор наукдоктор наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 428
Протопопов Иван Алексеевич. Понятие ничто и принцип негативности в гегелевском абсолютном идеализме: дис. доктор наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2015. 428 с.

Оглавление диссертации доктор наук Протопопов Иван Алексеевич

Введение

Глава I. Понятие ничто и принцип негативности духа в общем замысле гегелевской системы

1.1. Понятие ничто и принцип негативности духа как абсолютного субъекта научного познания

1.2. Негативность в виде принципа самости и для себя бытия субстанции как абсолютного субъекта в Феноменологии

1.3. Логический принцип негативности духа, осуществляющего себя в форме абсолютной идеи

Глава II. Понятие ничто и негативность как принцип осуществления бытия в «Науке логике» Гегеля

2.1. Ничто как непосредственная негативность понятия и отрицательная природа бытия сущего

2.1.1. Бытие и ничто вообще: непосредственное единство тождества и различия

2.1.2. Реальность и отрицание в наличном бытии сущего

2.1.3. Негативность в наличном бытии сущего и понятие отрицания отрицания

2.2. Негативность ничто как природа сущности всего сущего и суть бытия в виде опосредствующей себя негативности понятия

2.2.1. Сущность как рефлексия в самой себе и понятие ничто

2.2.2. Негативность как единство противоположностей у Гегеля и понятие ничто в философии Канта

2.2.3. Понятие негативности и принцип противоречия у Гегеля

2.2.4. Принцип отрицательного единства ничто и бытие сущего, мыслимое как реальная действительность

2.3. Проблема бытия и понятие о сущем в спекулятивной Логике Гегеля

2.3.1. Виды бытия и понятие о сущем в Логике Гегеля

2.3.2. Понятие о бытии как полагании в философии Канта и Гегеля

2.3.3 Бытие как простое начало всего мыслимого сущего и абсолютная действительность

понятия

2.3.4. Объективность как бытие сущего и бытие само по себе в сфере понятия

2.4. Абсолютная негативность ничто как конститутивный принцип понятия, осуществляющего себя в виде субъекта самого бытия

2.4.1. Негативность как онтологический принцип понятия, мыслимого в виде субъекта в определениях всеобщего, особенного и единичного

2.4.2. Идея блага как абсолютная негативность понятия, лишенная в себе непосредственной действительности

2.4.3. Абсолютная идея как единый с самим собой безусловный субъект бытия, мыслимого в форме объективности

Глава III. Понятие ничто и негативность как принцип реализации духа в виде высшего сущего и абсолютного субъекта гегелевской системы

3.1. Переход от Логики к реальной философии в гегелевской системе и проект позитивной философии у Шеллинга

3.2. Негативность и природа всеобщего разума, выражающего собственное бытие духа. Гегелевская система как абсолютный идеализм

3.2.1. Понятие абсолютного идеализма в «Науке логике» и «Феноменологии духа»

3.2.2. Дух как сознающая себя моральная самость и высшее сущее

3.2.3. Самореализация всеобщего духа в отрицательном единстве разумной самости -совесть

3.3. Негативность всеобщего духа как высшего сущего в его объективном бытии. Государство

3.3.1. Государство как осуществление божественной субстанции в виде сознающего себя реального субъекта в единстве его понятия и действительности

3.3.2. Принцип негативности и становление всеобщей самости объективного духа в государстве как абсолютном субъекте всемирной истории

3.4. Негативность как собственная самость и основание бытия абсолютного духа в виде высшего сущего

3.4.1. Абсолютный дух в форме представления. Религия откровения

3.4.2. Негативность и абсолютный дух как высший субъект философского понятийного самопознания

Заключение

Список литературы

413

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Понятие ничто и принцип негативности в гегелевском абсолютном идеализме»

Введение

С именем Гегеля связан сам образ философии, познающей различные области бытия в высшей форме разумного диалектического мышления. Выступая новым типом философии по отношению ко всей предшествующей метафизике, а также объединяя в себе классические формы постижения бытия с понятием полагающего себя в процессе познания субъекта, гегелевский абсолютный идеализм обусловил формирование главенствующих современных направлений философского, исторического и общественного знания. Гегелевская система с момента ее создания не испытывала недостатка во внимании, являясь предметом постоянного интереса в различных философских исследованиях, однако, определяющий для нее в целом принцип негативности, вопреки его общей актуальности, остается во многом неосмысленным, а его связь с ее общепризнанными диалектическими и спекулятивными положениями философии Гегеля недостаточно раскрытой.

Общая ограниченность многих исследований гегелевского идеализма связана, прежде всего, с тем, что принцип негативности не рассматривается в них целостным образом в соответствии с собственным замыслом его системы и в сущностном соотнесении с понятием ничто, выступающим онтологическим истоком этого принципа. Принцип негативности зачастую связывается только с формальной структурой диалектики, без выявления ее онтологических предпосылок, а понятие ничто определяется не как самостоятельный предмет исследования, который обусловливает основные формы гегелевского спекулятивного мышления, а как пустое по содержанию, непосредственное отрицание, которое снимается в своей неопределенности в процессе логического развития. Определяющим моментом понятия, связанного в гегелевской системе с принципом негативности, раскрывающего конкретный смысл содержательно понимаемого ничто, выступает то, что понятие через отрицательное соотношение с самим собой, полагает действительное бытие всего мыслимого сущего. В этом отношении негативность имеет у Гегеля различные значения, имеющие одно и то же онтологическое основание в понятии.

Негативность или отрицательность представляет собой в этом отношении у Гегеля не просто существенную идеальную форму понятия, она выражает процесс развития понятия в его абсолютном тождестве с действительностью. В современных исследованиях, предметом которых выступает понятие ничто, оно понимается обычно как имеющее ближайшее отношение к человеку, его положению в мире, тем самым, выявляется значение негативности как основополагающей структуры его бытия. Однако предпосылки для подобного

осмысления ничто применительно к человеческой природе, остаются во многом нераскрытыми и непроясненными. При данном понимании бытия человека, хотя и подразумевается, что ничто вовсе не представляет собой только мысленное отрицание всего сущего, выступающее простой его противоположностью, не учитывается, однако, что оно имеет определенное отношение к бытию всего сущего. При осмыслении проблемы человеческого существования в различных направлениях современной философии упускается то, что чем в большей мере человек пытается выступить в своем мышлении и конкретной деятельности действительным основанием своего бытия и всего остального мыслимого им сущего, тем в большей мере он сталкивается с ничто, как с истинной, но совершенно неосмысленной им сущностью бытия вообще.

Понятие ничто и принцип негативности для гегелевской философии, в которой они определялись положительным образом, являются в этом отношении решающими для понимания бытия вообще, и только на этом основании, для осмысления собственного бытия человека. Гегелевская Логика как философия понятия вовсе не является при этом некоей отрицательной, как считал, например, Шеллинг, она выступает философией соотносящейся с собой негативности, через которую ничто мыслится как существенная и утвердительная определенность бытия вообще. Бытие, выступающее подлинным основанием всего существующего, раскрывается в гегелевской Логике через такую абсолютную негативность, которая выражает не только отрицательную природу бытия сущего, но основание и сущность самого бытия. Философская система Гегеля с ее определяющим для бытия сущего принципом негативности зачастую трактуется в различных современных исследованиях только как онто-теологическая в совершенно одностороннем смысле, подразумевающем, что она представляет собой опыт мышления, обращенного не к бытию самому по себе, но к высшему представляющему сущему.

Это сущее как абсолютный, создающий себя субъект, выступает основанием всего остального представляемого им сущего. Данная, инициированная во многом М. Хайдеггером традиция истолкования философии Гегеля существенным образом связывает всю историю западной философии с забвением вопроса о бытии, которое обусловливает саму возможность господствующего в ней понимания бытия только как сущности сущего. Тем не менее, вопрос о бытии практически никогда не соотносится в современных исследованиях с восходящим к ранним кантовским работам, а также развиваемым в «Науке логике» Гегеля понятием о бытии как полагании, которое выступает определяющим основанием всего сущего, независимо от

возводимой в Феноменологии и «Философии духа» абсолютный статус человеческой субъективности.

У Гегеля в логическом понятии или абсолютной идее осмысливается вовсе не только все сущее в его бытии, но, прежде всего, сущность самого бытия и бытие как оно есть в самом себе и для себя. Тем не менее, именно это понятие о бытии преобразуется затем в его «Философии духа» в понятие наличной действительности или объективности высшего сущего, которое реализует себя как абсолютный божественный субъект. В исторической перспективе гегелевская философско-теологическая концепция абсолютного субъекта выступает в данном отношении единым основанием тех противоположных друг другу интерпретаций его системы в правом и левом гегельянстве, согласно которым она воспринималась, с одной стороны, как утверждающая средствами спекулятивной диалектики личностное бытие Бога в его вечном самосознании, а с другой, - как отрицающая его субстанциальное и самостоятельное бытие по отношению к абсолютному самосознанию человеческой субъективности.

Негативность, мыслимая исходя из положительным образом понимаемого ничто, выражает собой, согласно Гегелю, не внешнее отрицание какого-либо предмета в мышлении, подразумевающее его небытие, но положительную определенность бытия каждого сущего, соотносящегося с другим сущим. Поэтому ничто не может быть истолковано только как логическое отрицание какого-либо определения сущего, выступающего его прямой противоположностью. В этом отношении гегелевская концепция ничто, понимаемого в виде абсолютной негативности, восходит к платоновской идее небытия, обладающего положительной определенностью отрицания, связанного с категорией иного. Природа небытия как иного по отношению к бытию выражается у Платона через отрицание, которое подразумевает не отсутствие отрицаемого им сущего или его определенности, но такую его собственную определенность, благодаря которой оно существует само по себе. Ничто, через обращение к которому Гегель онтологически определяет структуру негативности существенным образом обосновываются им, прежде всего, как принцип определенной негации или соотносящегося с собой отрицания, исходя из развития форм которой раскрывается становление понятия в его тождестве с бытием.

Существует большое количество работ посвященных гегелевской философии, как за рубежом, так и в отечественной традиции, в которых всесторонне изучены ее общее построение, внутренняя систематика, освещены вопросы ее исторического смысла и происхождения. В частности, в философской литературе уделялось большое внимание

анализу ее диалектического метода, положению о противоречии, спекулятивному положению о тождестве мышления и бытия, логическим особенностям учения о понятии, а также конкретному историко-философскому содержанию самой системы. Среди основных работ связанных с первоначальным освоением содержания гегелевского учения, определением его главных особенностей, уяснением его места и значения в мировой философии следует выделить произведения К. Розенкранца, К. Гешеля, К. Михелета, А. Тренделенбурга, К. Фишера, Р. Гайма.

Более поздние исследования, связанные с развитием различных течений неогегельянства, а также с общим процессом осмысления гегелевского наследия принадлежат Ф. Бредли, Д. Мак-Таггарту, Д. Керду, Б. Бозанкету, С. Кьеркегору, В. Дильтею, Р. Кронеру, Г. Глокнеру, Б. Кроче, А. Кожеву. Ж. Ипполиту, А. Валю, М. Хайдеггеру, Г-Х Гадамеру, Т. Адорно, Г. Маркузе, О. Пеггелеру, Ф. Бенуа, Д. Лукачу, Э. Блоху и т. д. В отечественной традиции, представленной в истории русской философии, значительный вклад в изучение гегелевской системы внесли такие мыслители как В. С. Соловьев И. А Ильин, П. И. Новгородцев, В. С. Соловьев. В советский период, в многочисленных исследованиях, посвященных гегелевской философии, анализировалась ее идеалистическая природа рассматривались основные спекулятивные принципы, разрабатывались проблемы соотношения системы и диалектического метода; большое внимание уделялось раскрытию взаимосвязи логического и исторического, методу восхождения от абстрактного к конкретному, а также анализу главных особенностей его диалектической логики в отличие от принципов метафизического и формально-логического мышления. Среди авторов данного периода необходимо выделить таких мыслителей как И. Тавадзе, К. С. Бакрадзе, В. С. Библер А. Л. Доброхотов, П.П. Гайденко, К. И. Гулиан, А. В. Гулыга, М.А. Лифшиц, Э. В. Ильенков, А. Н. Каримский, В.Н. Кузнецов, И. П. Нарский, В. С. Нерсесянц, Н. Ф. Овсянников, А. П. Огурцов, Т. И. Ойзерман.

Гегелевский принцип негативности в исследованиях советского периода интерпретировался, как правило, в соответствии с тем подходом, который предложил Ф. Энгельс, в виде одного из трех основных законов диалектики, наряду с двумя другими законами перехода количественных изменений в качественные и основного диалектического закона о единстве и борьбе противоположностей. Однако в силу преобладания традиции идеологически ориентированного диалектического материализма, самостоятельное осмысление конкретных положений гегелевской системы было затруднено. Начиная с восьмидесятых годов прошлого столетия, в отечественном гегелеведении наметились

продуктивные изменения, вызванные обращением к гораздо более широкой источниковедческой базе, а также использованием новой методологии, в которой учитывались последние достижения западной исследовательской традиции. Эти тенденции нашли свое отражение в произведениях Н. В. Мотрошиловой, М. К. Мамардашвили, М. Ф. Быковой, А. В. Кричевского, Ю. В. Перова, К. А. Сергеева, Я. А. Слинина. Д. В. Масленникова и др. Тем не менее, проблема негативности нашла лишь частичное отражение в данных исследованиях.

Отдельное место, среди отечественных мыслителей, которые стремились к адекватному пониманию собственного замысла гегелевской системы, через анализ принципа соотносящейся с собой негативности занимает Е. С. Линьков. Ему принадлежит глубокое спекулятивное осмысление гегелевского понятия негативности как отрицательности, выступающей абсолютным принципом развития духа, раскрывающегося в форме единства мышления и бытия. Одним из немногих современных отечественных исследователей, уделяющих серьезное внимание исследованию значения понятия ничто и принципа негативности в гегелевской Логике, является А. И. Тимофеев. Он рассматривает понятие ничто у Гегеля как сущность отрицания или содержательное отрицание в чистом виде. Ничто понимается им такого рода отрицательное понятие, которое позволяет мыслить в единстве все другие менее общие моменты отрицательного в гегелевской философии. В современных западных исследованиях мы находим всесторонний анализ и истолкование принципа негативности у таких авторов как М. Вольф, Д. Хенрих, С. Розен, К. Дюзинг, А. Саллермин, В. Хесле, М. Баум, М. Ротхар, А. Кожев, Ж. Ипполит, А. Валь, М. Хайдеггер, Г. Киммерле, В. Йешке, Б. Тушлинг, Х.-Ф. Фулда и др.

Основные принципы истолкования гегелевских спекулятивных положений у данных авторов связаны с тем, что основанием для взаимно противоположных определений, а также источником развития содержания мышления в его единстве с бытием в гегелевской системе выступает негативность. В современном гегелеведении спекулятивным источником гегелевской диалектики считается, как правило, именно принцип негативность, противоречие же трактуется как раскрытая в своих моментах рефлективная структура этого принципа. Наиболее развернуто этот подход представлен в немецком гегелеведении у Д. Хенриха, К. Дюзинга, М. Вольфа, В. Хесле, М. Баума. Понятие отрицания, негативности, раскрывающееся в виде рефлективной структуры противоречия, как считает знаменитый немецкий исследователь Д. Хенрих, субстантивируется и превращается в гегелевской философии из формы мышления и высказывания в онтологическую форму действительной взаимосвязи

всего сущего. Операция отрицания, согласно Хенриху, мыслится Гегелем во всяком выказывании как самостоятельная, поскольку только через отрицание создается конституция всего, того что обладает действительным бытием.

Хенрих утверждает, что природа отрицания раскрывается в гегелевской Логике в сфере рефлексии и рефлективных определений сущности, в которых отрицание понимается как непосредственное и опосредованное самоотношение негативности в форме тождества, различия и противоречия. При этом рефлексию он понимает как главный источник спекулятивного метода самопознания мыслящего себя понятия у Гегеля. Хенрих критически рассматривает гегелевское обоснование бытия как начала всей Логики и связанные с ним положения о единстве бытия и ничто, выявляя ключевую роль в них такого рода негативности, которая должна относиться сама по себе вовсе не к логике бытия, но к логике сущности. К. Дюзинг рассматривает в качестве основного структурообразующего принципа гегелевской философии идею субъективности. Эта идея не сводится, как он считает, к конечным формам субъективного человеческого сознания, противополагающего себе бытие сущего в виде представляемых наличных объектов, но выражает самосознание бесконечного субъекта, обосновывающего себя через тождество мышления и бытия и обладающего в самом себе абсолютной объективностью.

Свою основную задачу, по мысли Дюзинга, Гегель усматривал в отношении идеализма Канта, Фихте и Шеллинга в систематическом развитии теории субъективности на спекулятивно-онтологическом уровне. Спекулятивная логика, развивающаяся в виде системы диалектически взаимосвязанных категорий, реализует в этом смысле понятие бесконечной субъективности, которая осмысливается как абсолютная и мыслящая себя в единстве с полагаемым ею действительным бытием. Субъективность при этом понимается онтологически как абсолютное единство негативности понятия, которое полагает себя в своем отрицании, будучи единством своих противоположных определений. Дюзинг, в отличие от Хенриха, считает, что определения рефлексии в сфере сущности, включая определение противоречия, являются несамостоятельными, частными конститутивными элементами самодвижения таких определений понятия как всеобщее, особенное и единичное.

М. Вольф, внесший серьезный вклад в исследование гегелевского принципа противоречия, считает, что основанием для взаимно противоположных определений и источником противоречия у Гегеля выступает негативность. Она понимается им логико-рефлексивный субстрат, который полагает себя в противоположении самому себе и остается тождественным себе через разрешение этого противоречия. При этом М. Вольф утверждает,

что основополагающее для гегелевского учения о противоречии понятие негативности подготовила ранняя кантовская теория реальных противоположений. Обе теории, как он считает, объединяет то, что они исходят из положения, согласно которому негативность несводима к логическому отрицанию. Другой немецкий исследователь М. Ротхар считает, что смысл гегелевского понятия противоречия заключается внутри сущностно-логической фигуры отрицающей себя негативности, которая, в конечном счете, тематизируется Гегелем как самопротиворечивость и нетождество с собой.

Подобно Хенриху, Ротхар приходит к выводу о том, что основная фигура гегелевского мышления - это рефлексия в инобытии в самое себя или бытие у себя в ином абсолютного. Тождество абсолютного с самим собой имеет в этом смысле процессуальный характер сущностно-отрицательного единства, которое конституирует в самом себе негативное единство тождественности и инаковости. Особое место в современных исследованиях гегелевской философии занимает М. Хайдеггер. Мы находим у него глубокое осмысление природы ничто и принципа негативности по отношению к бытию вообще. Он видит в ничто не только изначальный способ раскрытия нашего бытия по отношению ко всему сущему, но считает, что безосновное, не имеющее никакого отношения к сущему ничто или негативность раскрывает основание присутствия самого бытия в его существе. Обращаясь к теме ничто у Гегеля, Хайдеггер сводит его, однако, только к непосредственному неопределенному понятию, которое выражает абстрактную негативность непосредственного бытия.

При этом, ориентируясь исключительно на положения гегелевского феноменологического учения о сознании, Хайдеггер считает, что конкретная негативность в Логике Гегеля, понимаемая как соотносящаяся с собой отрицательность, выражает только сущность абсолютной субъективности человеческого самосознания, познающего бытие сущего в виде противополагаемой ему объективности представляемых объектов. Данный абсолютный субъект, определяемый онто-теологически, выступает основанием бытия всего остального сущего лишь постольку, поскольку он как высшее сущее есть основание или причина себя самого, о чем утверждал еще Спиноза. Тем самым данный субъект, как считает Хайдеггер, есть высшее сущее, обладающее самим бытием, а гегелевскую Логику следует понимать не просто как онтологию, но онто-теологию, выражающую собой сущность метафизики вообще.

Хайдеггер считает, что понятие действительности в Логике Гегеля не может выражать присутствие бытия в его существе, поскольку нацелено на раскрытие всего сущего для такого разума, в мышлении которого отсутствует различие между бытием и сущим. Согласно Х-Г.

Гадамеру, гегелевская логика объединяет традиционную доктрину категорий как основных понятий разума, конституирующих объекты действительности, с чистыми определениями субъективной рефлексии. Гегель возвращает в этом отношении изначальную объективную функцию понятию формы, которым оно обладало в аристотелевской метафизике и в тоже время систематически выводит все возможные определения мышления из движения самоотрицания негативности абсолютного субъекта.

Американский исследователь А. Саллермин, рассматривающий принцип диалектического противоречия в виде онтологического принципа бытия вещей и считает, что именно противоположность бытия и ничто образует то изначальное противоречие, которое делает возможным все последующее ее развитие. Другой американский философ С. Розен в своем исследовании «Введение в науку мудрости» считает, что форма отрицания отрицания или абсолютной негативности, являющаяся универсальной структурой гегелевской системы, задействована уже в самом начале развития Логики в положении о тождестве бытия и ничто и разрешении их противоречащего самому себе единства в становлении.

При этом негативность или отрицательность как определяющий принцип становления, происходящего из единства бытия и ничто, представляет собой абсолютную непосредственную негативность, относящуюся к ничто, в отличие от положительности бытия как начала всего становящегося сущего. Значение принципа негативности в отношении общей концепции гегелевской системы глубоко раскрывается во французском неогегельянстве у Ж. Ипполита и А. Валя. Согласно их положениям, абсолютное у Гегеля существует, лишь в негативном разделении самого себя и в движении преодоления этого разделения, в тождестве сторон противоречия. Абсолютное является самому себе в форме абсолютной противоположности, в которой оно рефлектирует в самое себя через свое отрицание, и в качестве такой соотносящейся с собой негативности, абсолютное представляет собой Дух.

А. Кожев интерпретирует гегелевские положения о негативности только как относящиеся к человеческому бытию. В соответствии с его концепцией, человек, воплощая в себе негативность ничто, осуществляет себя через отрицание тождественного себе бытия и преобразование всей налично-сущей природы. Негативность, понимаемая у Гегеля в онтологической области как ничто, ничтожествует, согласно Кожеву, в бытии в качестве действия субъективности чистого я. Понять абсолютное как субъект, в гегелевской системе означает для французского мыслителя, - понять его в качестве включающего в себя негативность и осуществляющегося в виде созидательного я. Попытку деструкции гегелевских положений относящихся к негативности понятия, исходя из общего

марксистского представления о гегелевской диалектике как отраженной формы противоречивых общественных отношений, мы находим у Т. Адорно. Отстаивая определяющий для подлинной негативной диалектики принцип «нетождества», невыразимый понятийными средствами, он считает, что гегелевское положение об отрицании отрицания ликвидирует всякое жизненное действительное отличие в бытии, его внутреннюю негативность и подчиняет все сущее мнимой логической субъективности, обладающей позитивностью тождественного.

Продуманный анализ ключевых положений гегелевской диалектики и основных принципов его спекулятивного мышления мы находим у другого представителя франкфуртской школы Г. Маркузе. Он считает, что отрицательное у Гегеля составляет качество диалектического разума и характеризует основной спекулятивный метод познания. Понятие отрицательного означает в гегелевской системе отрицание устойчивых, неподвижных рассудочных категорий, а также отрицательный, неистинный характер той реальности, которая обозначается этими категориями. В этом аспекте, существование вещей принципиально негативно, поскольку отрицание, содержащееся в каждой вещи, определяет само ее бытие. Принцип негативности раскрывается в гегелевской системе в движении самого бытия сущего, в силу которого оно приходит к своей истинной действительности. В то же время, такое обнаружение всего сущего в его бытии через его собственную негативность основывается в гегелевской Логике, согласно Маркузе, на раскрытии сущности самого бытия в его различных формах и приведении его к той высшей форме понятия, в которой бытие само для себя присутствует как всецело тождественное с мышлением.

Заслуживающую внимания интерпретацию гегелевского понятия негативности мы находим в марксистской традиции у Э. Блоха. Основное достижение Гегеля он видит в понятийном определении природы негативности и ничто. Он считает, что если до Гегеля понятие ничто в его различных формах не совпадало с вовлеченным в исторический процесс отрицанием, а само ничто понималось как внешняя антитеза бытия в качестве неопосредованного и не связанного с мировой диалектикой, то в гегелевской философии его негативность определяется как приводящая в движение все сущее. Сущность диалектики проявляется у Гегеля как плодотворное раздвоение, продуктивно раскрывающее сферы различия и уничтожающее все достойное исчезновения. Тем не менее, гегелевское понятие негативности, согласно Блоху, выступает не позитивным итогом развития абсолютной идеи, но понимается скорее как ограниченный принцип ее опосредования с собой в инаковости и конечности.

Целью диссертационного исследования выступает раскрытие значения понятия ничто и принципа негативности в гегелевской системе абсолютного идеализма, что предполагает выявление ее предметного содержания и анализ основных спекулятивных принципов. Принцип негативности рассматривается в диссертации целостным системным образом в соответствии с собственным замыслом гегелевской системы и в сущностном соотнесении с понятием ничто, выступающим онтологическим истоком этого принципа. В связи с этим разрешаются следующие важнейшие задачи: раскрывается структура положения о тождестве бытия и ничто в начале Логики, которая обосновывается через спекулятивный принцип негативности, выступающий в виде непосредственного единства тождества и различия.

В диссертационном исследовании используется системный историко-философский метод интерпретации гегелевской системы в соединении с герменевтическим анализом ее положений, позволяющий выявить ее предпосылки и определяющие основания. Главным условием использования этого метода является целостное рассмотрение понятия ничто и проблемы негативности в гегелевской системе, ориентированное на раскрытие ее собственного замысла и ключевых диалектических принципов. Рассмотрение данной темы в диссертации методологически связано с исследованием изначальных онтологических оснований гегелевской философии, обеспечивающих возможность мыслить ее спекулятивную структуру, раскрывающую процесс становления мыслящего себя понятия в его абсолютном тождестве с действительностью.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Протопопов Иван Алексеевич, 2015 год

Список литературы

1. Адорно Т. В. Негативная диалектика / Т. В. Адорно. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.

2. Александров А. А. Проблема человека в философии Гегеля / А. А. Александров -Екатеринбург: издательство Уральского госуниверситета, 2004. - 475 с.

3. Антипин Н.А. Диалектика Гегеля в интерпретации Дж. Мак-Таггарта / Н. А. Антипин. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. лесотехн. акад., 1998. - 127 с.

4. Антипин Н. А. Критическое отношение К. Поппера к диалектике Гегеля / Н. А. Антипин. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. лесотехн. Акад., 2000. - 21 с.

5. Аристотель Метафизика / Аристотель // Соч. в 4 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - С.65-367.

6. Аристотель О душе / Аристотель // Соч. в 4 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - С. 371-448.

7. Асмус В. Ф. Научные доклады высшей школы / В. Ф. Асмус // Философские науки. - 1970, № 5. - С. 92-101.

8. Асмус В. Ф. Учение Гегеля о правах и пределах формального мышления / В. Ф. Асмус // Вопросы философии. -1970. № 8. - С. 25-34.

9. Бакрадзе К. С. Система и метод Гегеля / К. С. Бакрадзе // Избранные философские труды в 3 т. - Т. 2. Тб.: Изд-во тбилисского университета, 1973. - 464 с.

10. Батай Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай. - СПб.: Аксиома, 1997. - 336 с.

11. Баум М. Заметки по вопросу об отношении системы и диалектики у Гегеля / М. Баум // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. - С. 187-199.

12. Бауэр Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем / Б. Бауэр. - М.: Соцэкгиз. - 1933. -140 с.

13. Беме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении / Я. Беме. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. - 415 с.

14. Беме Я. О тройственной жизни человека / Я. Беме. - СПб.: Изд-во '^ръ", 2007. - 428 с.

15. Бережной Н. М. Гегель и Маркс о родовой сущности человека / Н. М. Бережной // Карл Маркс и современная философия. - М.: Институт философии, 1999. - С. 282-290.

16. Блох Э. Тюбингенское введение в философию / Э. Блох. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 1997. - 396 с.

17. Болдырев И. А. Диалектика бытия и ничто в «Науке логике» Гегеля: основные черты спекулятивного метода / И. А. Болдырев // Вестник Московского университета - М.: Изд-во МГУ, 2006. - Серия 7. - Философия. - №3. - С. 3-10.

18. Бур М. Ирлиц Г. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы / М. Бур, Г. Ирлиц. - М.: Прогресс, 1978. - 327 с.

19. Быкова М. Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М. Ф. Быкова, А. В. Кричевский. - М.: Наука, 1993. - 272 с.

20. Быкова М. Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля / М. Ф. Быкова. - М.: Наука, 1996. - 238 с.

21. Быкова М. Ф. Гегель - философ модерна? / М. Ф. Быкова // Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном. - М.: Республика, 2000. - С. 84 -102.

22. Быкова М. Ф. «Феноменология духа» как набросок новой концепции субъективности / М. Ф. Быкова // Гегель Г. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - C. 453-486.

23. Валь Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля / Ж. Валь. - СПб.: Изд-во Владимир Даль, 2006. - 334 с.

24. Вейль Э. Гегель и государство / Э. Вейль. - СПб.: Изд-во Русский Миръ, Владимир Даль, 2009. - 283 с.

25. Визгин В. П. Понятие метода в философии Гегеля / В. П. Визгин // Философские исследования. - М.: 1999, - № 3. - С. 140-148.

26. Виль Р. Закон как категория гегелевской философии духа / Р. Виль // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. - С.53-280.

27. Виндельбанд. В. История новой философии. От Канта до Ницше в 2 т. / В. Виндельбанд. -М.: Терра-Книжный клуб; Канон-пресс-Ц, 2000. - 496 с.

28. Власов А. Д. Словарь по философии Гегеля. Т. 1. «Феноменология духа» / А. Д. Власов. -М.: МИФИ, 1997. - 540 с.

29. Власов А. Д. Словарь по философии Гегеля. Т. 2. «Наука логики» / А. Д. Власов. - М.: Заря, 2000. - 674 с.

30. Волков Г. Н. Сова Минервы / Г. Н. Волков - М.: Изд-во Молодая гвардия, 1973. - 256 с.

31. Володин А. И. Гегель и российская мысль XIX века / А. И. Володин. - М.: Мысль, 1973. -304 с.

32. Вольф М. К вопросу о гегелевском учении о противоречии / М. Вольф // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. - С.145-165.

33. Гайденко П. П. Является ли гегелевский монизм одним из источников пантеизма и имперсонализма / П. П. Гайденко // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. - М.: Республика, 2000. - С. 31-45.

34. Гайм Р. Гегель и его время / Р. Гайм. - СПб.: Наука, 2006. - 391 с.

35. Гаман И. Г., Якоби Ф. Г. Философия чувства и веры / И. Г. Гаман, Ф. Г. Якоби. - СПб., 2006. - 487 с

36. Гегель Г. Лекции по истории философии: в 3 кн. / Г. Гегель - СПб.: Наука, 1994. - Кн. 2. -423 с.

37. Гегель Г. Лекции по истории философии: в 3 кн. / Г. Гегель - СПб.: Наука, 1994. - Кн. 3. -582 с.

38. Гегель Г. Лекции о доказательстве бытия Бога / Г. Гегель // Философия религии в 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1977. - С. 337-499.

39. Гегель Г. Лекции по философии истории / Г. Гегель. - СПб.: Наука, 2005. - 480 с.

40. Гегель Г. Лекции по философии религии / Г. Гегель // Философия религии в 2 т. - Т. 2. -М.: Мысль, 1977. - С. 5-337.

41 . Гегель Г. Изложение онтологического доказательства / Г. Гегель // Философия религии в 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1977. - С. 490-499.

42. Гегель Г. Иенская реальная философия / Г. Гегель // Работы разных лет в 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1972. - С. 285-387.

43. Гегель Г. Наука логики / Г. Гегель. - СПб.: Наука, 1997. - 800 с.

44. Гегель Г. Наука логики в 3 т. / Г. Гегель. - Т. 1. - М.: Мысль, 1970. - 501 с.

45. Гегель Г. Наука Логики в 3 т. / Г. Гегель. - Т. 2. - М.: Мысль, 1971. - 248 с.

46. Гегель Г. Наука логики в 3 т. / Г. Гегель. - Т. 3. - М.: Мысль, 1972. - 371 с.

47. Гегель Г. Политические произведения / Г. Гегель. - М.: Наука, 1978. - 439 с.

48. Гегель Г. Наука логики / Г. Гегель // Энциклопедия философских наук в 3 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1975. - 452 с.

49. Гегель Г. Феноменология духа / Г. Гегель. - М.: Наука, 2000. - 495 с.

50. Гегель Г. Философия духа / Г. Гегель // Энциклопедия философских наук в 3 т. - Т. 3. -М.: Мысль, 1977. - 471 с.

51. Гегель Г. Философская пропедевтика / Г. Гегель // Работы разных лет в 2 Т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1971. - С. 7-209.

52. Гегель Г. Философия права / Г. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

53. Гегель Г. Философия природы / Г. Гегель // Энциклопедия философских наук в 3 т. - М.: Мысль, 1975. - Т. 2. - С. 695.

54. Гегель Г. Эстетика в 4 т. / Г. Гегель. - М.: Искусство, 1968-1975.

55. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии / Г. Гейне // Соч. в 10 т. - Т. 6, М.: Худ. лит, 1958. - С. 94-139.

56. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. - М.: Рольф, 2001. - 416 с.

57. Гулыга А. В. Гегель / А. В. Гулыга. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 271 с.

58. Декарт Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1989. - Т. 1. -С.297-422.

59. Декарт Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1994. -Т. 2. - С. 3-73.

60. Делез Ж. Различение и повторение / Ж. Делез. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

61. Деррида Ж. Колодец и пирамида: введение в семиологию Гегеля / Ж. Деррида // Поля философии. - М.: Академический Проект, 2012. - С. 95-138.

62. Длугач Т. Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность / Т. Б. Длугач. - М.: ИФ РАН, 2002. - 222 с.

63. Доброхотов А. Л. Кант о бытии: Трансфигурация темы / А. Л. Доброхотов // Избранное. -М.: Территория будущего, 2008. - С. 269-284.

64. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 248 с.

65. Дюзинг К. Идеалистическая история самосознания в гегелевской концепции феноменологии духа / К. Дюзинг // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. - М.: Канон+, 2010. - С. 220-237.

66. Дюзинг К. Силлогистика и диалектика в спекулятивной логике Гегеля / К. Дюзинг // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. - С. 199-223.

67. Жижек С. Устройство разрыва: параллаксное видение / С. Жижек. - М.: Европа, 2008. -516 с.

68. Жовтун Д. Т. Гегелевская логика в контексте западноевропейской цивилизации / Д. Т. Жовтун // Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном. -М.: Республика, 2000. - С. 55-65.

69. Зелены И. Рассудок и разум в гегелевской «Науке логики» и в материалистической диалектике / И. Зелены // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. - С. 224-241.

70. Зелинский В. К. Гегель и государство абсолютного субъекта / В. К. Зелинский // Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном. - М.: Республика, 2000. - С. 305-321.

71. Иващук О. Ф. Субстанция и субъект в «Феноменологии духа» и «Науке логике» Гегеля / О. Ф. Иващук // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. - М.: Канон+, 2010. - С. 275-285.

72. Ильенков Э. В. Диалектика идеального / Э. В. Ильенков // М., 2009. - Логос - №1. - С. 363.

73. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории / Э. В. Ильенков. - М.: Либроком, 2011. - 328 с.

74. Ильин И. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / Ильин И. -СПб.: Наука, 1994. - 541 с.

75. Йешке В. Об условиях возможности философии религии после эпохи Просвещения / В. Йешке // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - С. 44-60.

76. Йешке В. «Самосознание духа» философии религии Гегеля в историческом контексте / В. Йешке // Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном. - М.: Республика, 2000. - С.113-133.

77. Ипполит Ж. Логика и существование / Ж. Ипполит. - СПб.: Владимир Даль. - 2006. - 320 с.

78. Кант И. Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога / И.Кант // Соч. в 8 т. - Т. 1. - М.: Чоро, 1994. - С. 383-498.

79. Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Соч. в 8 т. - Т. 4. - М.: Чоро, 1994. - С. 373-565.

80. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Сочинения на немецком и русском языках. -Т. 2. Ч. 1. - М.: Наука, 2006. -1081 с.

81. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч. в 8 т. - Т. 5. - М.: Чоро, 1994. -414 с.

82. Кант И. Логика / И. Кант // Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - С. 319-445.

83. Кант И. Новое освещение первых принципов метафизического познания / И. Кант // Соч. в 8 т. - Т. 1. - М.: Чоро, 1994. - С. 261-313.

84. Кант И. Опыт введения в философию понятия отрицательных величин / И. Кант // Соч. в 8 т. - Т. 2. - М.: Чоро, 1994 С. 41-85.

85. Кант И. Основоположения метафизики нравов / И. Кант // Соч. в 8 т. - Т. 4. - М.: Чоро, 1994. - С. 153-246.

86. Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Соч. в 8 т. - Т. 6. - М.: Чоро, 1994. -С. 5-222.

87. Каримский А. М. Философия истории Гегеля / А. М. Каримский. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

- 270 с.

88. Кармышев Г. П. Логика Гегеля / Г. П. Кармышев. - Алма-Ата: Наука, 1972. - 332 с.

89. Кастильо М. Разум и чувство в теологических сочинениях молодого Гегеля 1793-1796 годов / М. Кастильо // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - С. 158-166.

90. Киммерле Г. Разность и противоположность. О соотношении диалектики и мышления дифференций / Г. Киммерле // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. -С. 102-117.

91. Киссель М. А. Гегель и современный мир / М. А. Киссель - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1982.

- 152с

92. Коган Л. А. Из истории русского гегельянства / Л. А. Коган // Историко-философский ежегодник. - М.: Наука, 1995. - С. 130-144.

93. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля / А. Кожев // Введение в чтение Гегеля. - СПб.: Наука, 2003. - С. 657-717.

94. Кожев А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. - СПб.: Наука, 2003. - 792 с.

95. Коротких В. И. Метод «Науки опыта сознания и рождение «Феноменологии духа» / В. И. Коротких // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. - М.: Канон+, 2010. - С. 172-195.

96. Коротких В. И. Феноменология духа и проблема структуры системы философии в творчестве Гегеля. / В. И. Коротких. - М.: Инфра-М, 2011. - 383 с.

97. Коцюба В. И. К вопросу об онтологическом доказательстве (С.Л. Франк - И. Кант) / В. И. Коцюба // Знание и парадигма в истории мировой философии. - М.: Росспэн, 2001. - 543 с.

98. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «философским крохам» / С. Кьеркегор. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 680 с.

99. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

100. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУШ-начала XIX века / В. Н. Кузнецов - М.: Высшая школа, 1989. - 480 с.

101. Кэрд Э. Гегель / Э. Кэрд. - М.: Либроком, 2011. - 352 с.

102. Лабарьер П. Ж. Гегелевская «Наука логики» «в себе и вне себя самой»: структура и рефлексивное движение / П. Ж. Лабарьер // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. - С.79-91.

103. Левит К. От Гегеля к Ницше / К. Левит - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 672 с.

104. Линьков Е. С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга / Е. С. Линьков. -Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1973. - 112 с.

105. Линьков Е. С. Лекции разных лет. - Т. 1. / Е. С. Линьков. - СПб.: Грант Пресс, 2012. -494 с.

106. Линьков Е. С. Становление логической философии / Е. С. Линьков // Гегель Г. В. Ф. Наука логики. - СПб.: Наука, 1997. - С. 5-17.

107. Лифшиц М. О Гегеле / М. Лифшиц. - М.: Изд-во Grundrisse, 2012. - 304 с.

108. Лосурдо Д. Логика, политика и социальный вопрос: «правое» и «левое» крыло гегелевской школы / Д. Лосурдо // Судьбы гегельянства. - М.: Республика, 2000. - С. 252-271.

109. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач. - М.: Прогресс, 1991. - 417 с.

110. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества / Д. Лукач. - М.: Наука, 1987. - 616 с.

111. Мамардашвили М. К. К критике гегелевского учения о формах познания / М. К. Мамардашвили. - М.: Высшая школа, 1961. - 191 с.

112. Макаров В. В. Отношение спекулятивной философии Гегеля к принципу непосредственного знания / В. В. Макаров // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - С. 166-172.

113. Малинин В. А. Диалектика Гегеля и антигегельянство / В. А Малинин. - М.: Мысль, 1983. - 240 с.

114. Маркс К. Капитал Т. 1 / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 23. - М.: Политиздат, 1960. - 784 с.

115. Маркс К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс // Экономическо-философские рукописи 1844 года. - М.: Академический проект, 2010. - С. 50-243.

116. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Экономическо-философские рукописи 1844 года. - М.: Академический проект, 2010. - C. 303-359.

117. Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс // Экономическо-философские рукописи 1844 года. - М.: Академический проект, 2010. - C. 388-473.

118. Маркузе Г. Разум и революция / Г. Маркузе. - СПб.: Владимир Даль, 2000. - 541 с.

119. Масленников Д. В. Природа логического в немецкой философии / Д. В. Масленников. -СПб.: СПб акад. МВД России, 1997. - 167 с.

120. Масленников Д. В. Оценка философии религии Гегеля в современной западной философии / Д. В. Масленников // Структура и методология современной зарубежной философии: проблемы исследования и преподавания. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - С. 27-28. 121 . Молчанов В. И. Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант / В. И. Молчанов // Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. - М.: РГГУ, 1998. - С. 70-82.

122. Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики»: Формирование принципов системности и историзма / Н. В. Мотрошилова. - М.: Наука, 1984. - 348 с.

123. Нарский И. С. Категория противоречия в «Науке логики» Гегеля / И. С. Нарский // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. - С. 117-135.

124. Нерсесянц В. С. «Философия права»: диалектика объективного духа / В. С. Нерсесянц // Философия Гегеля: проблемы диалектики / В. С. Нерсесянц. - М.: Наука, 1987. - С. 287-295.

125. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля / В. С. Нерсесянц. - М.: Юрист, 1998. - 352 с.

126. Ницше Ф. Соч. в 2 Т. / Ф. Ницше. - Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - 810 с.

127. Ницше Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. - М.: Культурная Революция, 2005. - 880 с.

128. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве / П. И. Новгородцев. - СПб.: Алетейя, 2000. - 355 с.

129. Нуржанов Б. Г. Аналитический обзор исследований гегелевской диалектики в современной западной философии / Б. Г. Нуржанов. - Алма-Ата: Наука, 1990. - 75 с.

130. Нуржанов Б. Г. Диалектика Гегеля: бытие и свобода / Б. Г. Нуржанов. - Алма-Ата: Гылым, 1992. - 184 с.

131. Нуццо А. Диалектический разум и антагонистическое противоречие (конфликт необходимости - понимание и природа террора) / А. Нуццо // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. - М.: Канон+, 2010. - С. 313-333.

132. Овсянников М. Ф. Гегель / М. Ф. Овсянников. - М.: Мысль, 1971. - 222 с.

133. Ойзерман Т. И. Кант и Гегель / Т. И. Ойзерман. - М.: Канон +, 2008. - 520 с.

134. Ойзерман Т. И. Философия Гегеля: проблемы диалектики / Т. И. Ойзерман. - М.: Знание, 1956. - 48 с.

135. Пеггелер О. Гегель и немецкий романтизм сегодня / О. Пеггелер // Судьбы гегельянства. М.: Республика, 2000. С. 322-334.

136. Перерва В. В. Этические взгляды Гегеля / В. В. Перерва - М.: Знание, 1988. - 64 с.

137. Перов Ю. В. Лекции по истории классической немецкой философии / Ю. В. Перов. -СПб.: Наука, 2010. - 531 с.

138. Перов Ю. В., Сергеев К.А., Слинин Я. А. Очерки истории классического немецкого идеализма / Ю. В., Перов, К. А. Сергеев, Я. А. Слинин. - СПб.: Наука, 2000. - 672 с.

139. Пионтковский А. А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория / А. А. Пионтковский. - М.: Паимс, 1993. - 480 с.

140. Платон Софист / Платон // Соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1993. Т. 2. - 528 с.

141 . Плотников Н. С. Новое исследование о гегельянстве / Н. С. Плотников // Вопросы философии. - М.: 1993, № 3. - С. 151-154.

142. Погосян В. А. Проблема отчуждения в «Феноменологии духа» Гегеля / В. А. Погосян. -М.: Прогресс, 1970. - 142 с.

143. Погосян В. А. «Феноменология духа» Гегеля как спекулятивная логика «в действии» / В. А. Погосян // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. - С. 281-287.

144. Поппер К. Что такое диалектика? / К. Поппер // Вопросы философии. - М.: 1995. - №1 -С. 118-138.

145. Протопопов И. А. Проблема существования Бога и вопрос о бытии в философии Канта / И. А. Протопопов. - СПб.: Изд-во ГУАП, 2100. - 652 с.

146. Пунтель Л. Б. Рассудок и разум в гегелевской «Науке логики» / Л. Б. Пунтель // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М.: Наука, 1987. - С. 241-252.

147. Пушкин В. Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке / В. Г. Пушкин. - СПб.: Лань, 2000. - 448 с.

148. Райзингер П. Спекуляция и эмпирия у Гегеля - мезальянс? / П. Райзингер // Судьбы гегельянства. - М.: Республика, 2000. - С. 66-83.

149. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

150. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания / В. С. Соловьев // Соч. в 2 т. - Т. 2.

- М.: Мысль, 1988. - С. 139-289

151. Соколов В. В. Философия Гегеля / В. В. Соколов. - М.: Изд-во МГУ, 1959. - 68 с.

152. Спиноза Б. Соч. В 2 т. / Б. Спиноза. - СПб.: Наука, 1999.

153. Сузо Г. Книжица Истины / Г. Сузо // Экхарт М. Трактаты. Проповеди. - М.: Наука, 2010.

- С. 223-243.

154. Тавадзе И. О рациональном и мистическом в «Науке логике» Гегеля / И. Тавадзе. - Тб.: Сабчота Сакартвело, 1971. - 217 с.

155. Тимофеев А. И. Исследование оснований бытия человека в классической немецкой философии / А. И. Тимофеев. - СПб.: ГУАП, 2000. - 262 с.

156. Тимофеев А. И. Учение о человеке в философии Гегеля / А. И. Тимофеев. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 2008 - 203 с.

157. Тренделенбург А. Логические исследования Ч. 2. / А. Тренделенбург. - М.: Либроком, 2011. - 538 с.

158. Тушлинг Б. Объективный дух: диалектика капитала у Гегеля, диалектика у Маркса / Б. Тушлинг // Судьбы гегельянства. - М.: Республика 2000. - С. 193-219.

159. Фейербах Л. К критике философии Гегеля. / Л. Фейербах // Избранные философские произведения в 2 т. - Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 53-97.

160. Фейербах Л. Основные положения философии будущего / Л. Фейербах // Избранные философские произведения в 2 т. - Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 134-205.

161. Фейербах Л. Сущность христианства (1841) / Л. Фейербах // Избранные философские произведения в 2 т. - Т. 2. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 7-406.

162. Фома Аквинский Сумма против язычников / Фома Аквинский. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. - 584 с.

163. Фома Аквинский Сумма Теологии. - Ч. 1. / Фома Аквинский. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2006 - 576 с.

164. Фихте. И. Г. Опыт нового изложения наукоучения / И. Г. Фихте // Соч. в 2 т. - Т 1. -СПб.: Мифрил, 1993. - С. 547-562.

165. Фихте И. Г. Назначение человека / И. Г. Фихте. - Минск: Попурри, 1998. - 480 с.

166. Фихте И. Г. Наставления к блаженной жизни / И. Г. Фихте. - М.: Канон+, 1997. - 400 с.

167. Фихте И. Г. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения; Наукоучение 1805 г.; Наукоучение 1813 г.; Наукоучение 1814 г. / И. Г. Фихте. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 619 с.

168. Фишер К. История новой философии в 8 т. / К. Фишер. - СПб.: Издание Д. Е. Жуковского, 1902-1910.

169. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - СПб.: Наука, 2002. - 450 с.

170. Хайдеггер М. Время и Бытие / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. -С. 391-407.

171. Хайдеггер М. Гегель и греки / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. -С. 381-391.

172. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.

173. Хайдеггер М. Тождество и различие / М. Хайдеггер. - М.: 1997. - Гнозис; Логос, 1997. -64 с.

174. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 192-221.

175. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 16-27.

176. Хинске Н. Между Просвещением и критикой разума / Н. Хинске. - М.: Культурная революция, 2007. - 296 с.

177. Хенрих Д. Понимание Гегеля / Д. Хенрих // Философия Гегеля: проблемы диалектики. -М.: Наука, 1987. - С. 296-301.

178. Хесле В. Гении философии нового времени / В. Хесле. - М.: Наука, 1992. - 223 с.

179. Хеспе Ф. Кантовская телеология и гегелевское понятие субъективности / Ф. Хесле // Кантовский сборник. - Вып. 17. - Калининград: 1993. - С. 29-42.

180. Хоркхаймер М. Адорно Т. Диалектика просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. -СПб.: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.

181. Хюнинг Д. Критика Гегелем философии Просвещения в «Феноменологии духа» / Д. Хюнинг // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. - М.: Канон+, 2010. - С. 333-350.

182. Хоффманн Т. С. «Глубина духа достоверно знающего себя самого». Функция и понятие религии в первом главном произведении Гегеля / Т. С. Хоффманн // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. - М.: Канон+, 2010. - С. 211-439.

183. Чанышев А. Н. Трактат о небытии / А. Н. Чанышев // Философия и общество. - №1. - М., 2005. - С. 5-15.

184. Чижевский Д. И. Гегель в России / Д. И. Чижевский. - СПб.: Наука, 2007. - 411 с.

185. Шеллинг Ф. О возможности формы философии вообще / Ф. Шеллинг // Ранние философские сочинения. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 3-27.

186. Шеллинг Ф. О Я как принципе философии / Ф. Шеллинг // Ранние философские сочинения. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 27-105.

187. Шеллинг Ф. К истории новой философии / Ф. Шеллинг // Соч. в 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1989. - С. 387-561.

188. Шеллинг Ф. Философия мифологии в 2 т. / Ф. Шеллинг. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013.

189. Шеллинг Ф. Философия откровения в 2 т. / Ф. Шеллинг. - СПб.: Наука, 2000-2002.

190. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения / М. Экхарт. - М.: Политиздат, 1991. -192 с.

191. Экхарт М. Трактаты. Проповеди / М. Экхарт. - М.: Наука, 2010. - 438 с.

192. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1977. - 483 с.

193. Энгельс Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1953. - 328 с.

194. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - Т. 21. - М.: Госполитиздат, 1961. - С. 269-317.

195. Юм Д. Соч. в 2 т. / Д. Юм - М.: Мысль, 1966.

196. Angern Е. Freiheit und System bei Hegel / Е. Angern. - Berlin, NY.: De Gruyter, 1977. -290 s.

197. Baum M. Die transzendentale Deduktion in Kants Kritiken Interpretationen zur Kritischen Philosophie / M. Baum. - Köln: Univ. Diss. - Köln, 1975. - 270 s.

198. Baum М. Metaphysischer Monismus bei Hölderlin und Hegel / M. Baum // Hegel-Studien. -Bd. 28 - Bonn: 1993. - S. 81-141.

199. Bradley F. Appearance and reality / F. Bradley. - Oxford: Clarendon Press, 1966. - 422 p.

200. Brauch R. Hegels «Wissenschaft der Logik»: Untersuchungen zum Verhältnis von Logik und Ontologie / R. Brauch. - Tübingen: Bubner, Rüdiger, 1986. - 320 s.

201. Fink E. Hegel. Phänomenologische Interpretationen der "Phänomenologie des Geistes"/ E. Fink. - Frankfurt am Main: 1977. - S. 186

202. Fulda H.-F. Das Problem einer Einleitung in Hegels "Wissenschaft der Logik" / H.-F. Fulda. -Frankfurt am Main: V. Klostermann, 1965. - 378 s.

203. Gadamer H.-G. The Idea of Hegel's Logic / H.-G. Gadamer // Hegel's Dialectic. - New Haven: Yale University Press, 1976. - 118 p.

204. Gretic G. Das Problem des absoluten Wissens in Hegels Phänomenologie des Geistes / G. Gretic. - Zagreb: Inaug. Diss. Zagreb, Liber, 1975. -128 s.

205. Haering Th. L. Hegel. Sein Wollen und sein Werk / Th. L. Haering. - Leipzig, Berlin: Published by Leipzig Teubner, 1929. -785 s.

206. Hartmann N. Die Philosophie des deutschen Idealismus. I. Teil. Fichte, Schelling und die Romantik. II Teil / N. Hartmann. - Hegel, Berlin: De Gruyter, 1960. - 392 s.

207. Hartmann N. Platos Logik des Seins / N. Hartmann. - Berlin; New York: Giessen, 1909. -512 s.

208. Dilthey W. Die Jugendgeschichte Hegels / W. Dilthey. - Berlin, Reimer, 1905. - 81 s.

209. Düsing K. Das Problem der Subjektivität in Hegels Logik / K. Düsing. - Hegel-Studien. Beiheft 15. - Bonn: 1976. - 371 s.

210. Düsing K. Hegel und die Geschichte der Philosophie / K. Düsing. - Darmstadt, 1983. - 272 s.

211. Düsing K. Ontology and Dialectic in Hegels Thought / K. Düsing // The Dimensions of Hegel's Dialetic. - NewYork: Edited by Nectarios G. Limnatis, 2010. - P. 97-122.

212. Düsing K. Die Teleologie in Kants Weltbegriff / K. Düsing. - Kant-Studien. Ergänzungsheft 96.

- Bonn: 1968. - 243 s.

213. Hegel G.: Samtliche Werke. Jubilaumsausgabe in 20 Banden. In neuer Anordnung herausgegeben von Hermann Glockner / G. Hegel. - Stuttgart: Frommann Verlag 1927 ff. (3. Aufl. 1958).

214. Hegel G. Wissenschaft Der Logik. Teil 1, 2. / G. Hegel. - Berlin: Akademie-Verlag, 19711972.

215. Hegel G. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften / G. Hegel. - Hamburg: Meiner 1991.

216. Heidegger M. Vom Wesen der menschlichen Freiheit. Gesammtausgabe. Bd. 42. / M. Heidegger. - Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1997. - 320 s.

217. Heidegger M. Hegels Phänomenologie des Geistes. Frankfurt Gesammtausgabe. Bd. 32. / M. Heidegger. - Frankfurt am Main: V. Klostermann, 1980. - 243 s.

218. Heidegger M. Hegel's concept of experience / M. Heidegger. - New York: Harper & Row 1970. - 155 p.

219. Heidegger M. Die Negativität. Eine Auseinandersezung mit Hegel aus dem Ansatz in Negativität. Gesamtausgabe. Band 68. / M. Heidegger. - Frankfurt am Main: V. Klostermann, 1993.

- 154 s.

220. Heidemann D. H. Kant und das Problem des metaphysischen Idealismus / D. H. Heidemann. -Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1998. - 268 s.

221. Heinrichs J. Die Logik der «Phänomenologie des Geistes» / J. Heinrichs. - Bonn: Bouvier-Verl, 1974. - 558 s.

222. Heiss P. Wesen und Formen der Dialektik / P. Heiss - Köln: Kiepenhauer & Witsch, 1959. -191 s.

223. Henrich D. Der ontologische Gottesbeweis. Sein Problem und seine Geschichte in der Neuzeit / D. Henrich. - Tübingen: Mohr, 1960. - 274 s.

224. Henrich D. Formationsbedingungen der Dialektik. Über die Untrennbarkeit der Methode Hegels von Hegels System / D. Henrich // Revue Internationale de Philosophie 36 (1982): N 139-140. -139-162 s.

225. Henrich D. Formen der Negation in Hegels Logik / D. Henrich // Seminar: Dialektik in der Philosophie Hegels Frankfurt/Main 2.Aufl., 1989, S. 213-229

226. Henrich D. Hegel im Kontext / D. Henrich. - Fr. M.: Suhrkamp Verlag, 1971 . - 211 s.

227. Henrich D. Identität und Objektivität Eine Untersuchung über Kants transzendentale Deduktion / D. Henrich. - Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1976. - 225 s.

228. Hyppolite J. Genesis and Structure of HegeLs «Phenomenology of Spirit», trans. S.Chermak and S.Heckman / J. Hyppolite. - Evanston, 1974.

229. Hosle V. Hegels System: Der Idealismus der Subjektivität und das Problem der Intersubjektivität / V. Hosle. - Hamburg: Meiner, 1987 Bd 1. - 275 s.

230. Kant I. Der einzig mögliche Beweisgrund zu einer Demonstration des Daseyns Gottes / I. Kant // Werke in zwölf Bänden. - Band 2. - Frankfurt am Main: 1977. - 621 s.

231. Kimmerle H. Zur theologischen Hegelinterpretation / H. Kimmerle // Hegel-Studien. Vol. 3. -Bonn: 1965. - S. 356-369

232. Kroner R. Von Kant bis Hegel. Bd. 2. / R. Kroner. - Tubingen: Verlag von J. C. Mohr, 1924. -526 s.

233. Longuenesse B. Hegel's Critique of Metaphysics / B. Longuenesse. - Cambridge: University Press, 2007. - 246 p.

234. McTaggart J. E. A Commentary on Hegel's Logic / J. M. E. Mc Taggart. - Cambridge: University Press 1910. - 311 p.

235. McTaggart J. E. Studies in Hegelian cosmology / J. M. E. Mc Taggart. - Cambridge: Cambridge University Press, 1918. - 292 p.

236. McTaggart J. E. Studies in Hegelian dialectic / J. E. Mc Taggart. - Cambridge: Cambridge University Press, 1922. - 232 p.

237. Peperzak A. Selbsterkenntnis des Absoluten: Grundlinien der Hegeischen Philosophie des Geistes / A. Peperzak. - Stuttgart: Frommann-Holzboog, 1987. - 181 s.

238. Peperzak A. Philosophy and politics. A comment on the Preface to Hegels Philosophy of Right / A. Peperzak. - Dordrecht: Nijhoff, 1987. - 144 p.

239. Pippin B. P. Hegel's Idealism / B. P. Pippin. - Cambridge.: Cambridge University Press, 1989. -327 p.

240. Pöggeler O. Heidegger und Hegel / O. Pöggeler // Hegel-Studien. - Bonn: 1990. Bd. 25. - S. 139-160.

241. Rockmore T. Human nature and Hegel's; critique of Kantian ethics / T. Rockmore // Philosophy and social criticism. - Chestnut Hill: 1981. - Vol: 8, № 3. - P. 267-282.

242. Rosales A. Transzendenz und Differenz. Ein Beitrag zum Problem der ontologischen Differenz beim frühen Heidegger / A. Rosales. - Köln: Thesis/dissertation 1966. - 298 s.

243. Rosen S. Hegel. Introduction to the science of wisdom / S. Rosen. - London: 1974. - 200 p.

244. Rosen, S. The question of being: A reversal of Heidegger / S. Rosen. - New Heaven, London: Yale University Press, 1993. - 344 p.

245. Rosen M. Hegel's Dialectic and its Criticism / M. Rosen. - London, New York: Cambridge University Press. - 190 p.

246. Rosenkranz K. G. W. F. Hegel's Leben / K. Rosenkranz. - Berlin: Duncker, Humblot, 1844.

247. Rothhaar M. Metaphysik und Negativität: eine Studie zur Struktur der Hegelschen Dialektik nach der "Wissenschaft der Logik" / M. Rothhaar. - Tübingen: Univ. Diss., 1999. - 216 s.

248. Röd W. Der Gott der reinen Vernunft. Die Auseinandersetzung um den ontologischen Gottesbeweis von Anselm bis Hegel / W. Röd. - München: Beck, 1992. - 239 s.

249. Sarlemijn A. Hegel's Dialectic / A. Sarlemijn. - Dordrecht: Reidel, 1975. - 189 p.

250. Schmitt G. The concept of Being in Hegel and Heidegger / G. Schmitt. - Bonn: Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1977. - 192 p.

251. Schubert A. Der Stukturgedanke in Hegels «Wissensschaft der Logik» Konigstein / A. Schubert // Ts.: Hain, 1985. VI. - 286 s.

252. Taylor C. Hegel / C. Taylor. - Cambridge: Cambridge University Press. - 580 p.

253. Theunissen M. Sein und Schein. The Kritische Funktion der Hegelschen Logik / M. Theunissen.

- Frankfurt: Suhrkamp, 1970. - 502 p.

254. Jaeschke W. Vernunft in der Religion / W. Jaeschke. - Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 1986. - 478 s.

255. Westphal M. History and Truth in Hegel's Phenomenology / M. Westphal. - New Jersey; London: Humanities Press, 1979. - 256 p.

256. Wolff M. Der Begriff der Widerspruch. Eine Studie zur Dialektik Kants und Hegels / M. Wolff.

- Konigstein: Hain, 1981. -178 s.

257. Wood A. Hegel's ethical thought / A. Wood. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. -293 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.