Онтологические проблемы в творчестве Рюрика Ивнева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Кучин Владимир Петрович

  • Кучин Владимир Петрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 175
Кучин Владимир Петрович. Онтологические проблемы в творчестве Рюрика Ивнева: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2021. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кучин Владимир Петрович

Введение

Глава 1. Становление системы онтологических взглядов Рюрика Ивнева в контексте модернистских течений Серебряного века

1.1. Влияние творчества В.Я. Брюсова на эволюцию философско-эстетических воззрений Рюрика Ивнева

1.2. Лирические произведения Рюрика Ивнева в свете художественных достижений А.А. Блока

1.3. «Вечные» вопросы бытия в поэзии И.Ф. Анненского и Рюрика Ивнева

1.4. Природа и человек в поэзии С.А. Есенина и Рюрика Ивнева

Глава 2. Философско-религиозные искания в творчестве Рюрика Ивнева

2.1. Восприятие Бога, христианства и отображение его в лирике

2.2. Онтологические категории «душа», «жизнь», «смерть» в оценке Рюрика Ивнева

Глава 3. Пути и перепутья любви в запечатлении Рюрика Ивнева

3.1. Любовные потрясения и своеобразие их воплощения в лирике

3.2. Общечеловеческий аспект темы любви: ценностные ориентиры и обобщения

Глава 4. Поэт и общество в художественном сознании Рюрика Ивнева

4.1. Вариации мотивов личности и толпы

4.2. Рюрик Ивнев о назначении творческого дара

Заключение

Список литературы

161

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические проблемы в творчестве Рюрика Ивнева»

Введение

Многие представители русской литературы ХХ века получили известность не только на родине, но и во всём мире. Среди них есть и те, чьё творчество осталось неизвестно широкому кругу читателей. Одним из таких можно назвать Рюрика Ивнева (псевдоним1 Михаила Александровича Ковалёва (1891-1981)), поэта, мемуариста, публициста, переводчика, который был знаком со многими выдающимися личностями своего времени, с кем вёл активную переписку, участвовал в поэтических вечерах и диспутах, посещал литературные салоны. Его стихотворения, критические статьи, заметки посвящены И.Ф. Анненскому, Ф. Сологубу, В.В. Иванову, К.Д. Бальмонту, М. Горькому, М.А. Кузмину, В.Я. Брюсову, М.А. Волошину, А.А. Блоку, А. Белому, К.И. Чуковскому, Н.А. Клюеву, В. Хлебникову, А. Кручёных, И. Северянину, Н.Н. Асееву, Ю.К. Олеше, Б.Л. Пастернаку,

О.Э. Мандельштаму, М.А. Булгакову, В.В. Маяковскому, В.Г. Шершеневичу, С.А. Есенину, И.Э. Бабелю, М.М. Зощенко, Е.А. Евтушенко, В.Э. Мейерхольду, К.С. Петрову-Водкину, С.Ю. Судейкину, С.Ю. Витте, В.И. Ленину,

л

А.В. Луначарскому, Ф.Э. Дзержинскому, С.М. Кирову и др .

1 Об истории появления псевдонима поэт вспоминал: «Книга уже была в типографии, а я никак не мог найти подходящего красивого и звучного псевдонима. Ну кто, скажите, станет читать стихи какого-то там Михаила Ковалёва, ещё смеяться будут, не родственник ли он тому гоголевскому майору Ковалёву... Но ничего путного придумать не мог. Завтра уже был последний срок перед тиражированием, а я по-прежнему в затруднении. Так, огорчённый, и лёг спать ни с чем. А ночью мне приснилась моя книга. Я взял её, перевернул и увидел название «САМОСОЖЖЕН1Е», а выше фамилию автора «РЮРИКЪ ИВНЕВЪ». Проснулся, записал, а потом снова уснул, а утром сообщил эти данные в типографию. Так родился этот псевдоним» (Ивнев Рюрик. Жар прожитых лет. СПб.: «Искусство-СПб», 2007. С. 138).

2 Можно отметить следующие статьи: «Две встречи с Горьким» (Ивнев Рюрик. У подножия Мтацминды. М.: Советский писатель, 1981. С. 23-26), «О Михаиле Кузмине» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. С. 95-114), «Первая встреча с Валерием Брюсовым» (Там же. С. 256-261), «В гостях у Волошина» (Ивнев Рюрик. По ступеням воспоминаний. Орёл : Издательство «Картуш», 2016. С. 286-289), «Александр Блок на берегах Невы» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. С. 5-18), «Воспоминания о Н.А. Клюеве» (Ивнев Рюрик. Избранное. М.: Издательство «Правда», 1988. С. 545-557), «Велимир Хлебников в Петербурге и Астрахани» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. С. 114-127), «О Велимире Хлебникове» (Ивнев Рюрик. По ступеням воспоминаний. Орёл : Издательство «Картуш», 2016. С. 283-285), «Две встречи с Николаем Асеевым» (Ивнев Рюрик. Избранное. М.: Издательство «Правда», 1988. С. 557-560), «Рыцарь без панциря (Ю. Олеша)» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. 279-283), «Борис Пастернак» (Там же. С. 261-266), «Осип Мандельштам» (Там же. С. 230-248), «Об Осипе Мандельштаме» (Ивнев. Рюрик. По ступеням воспоминаний. Орёл : Издательство «Картуш», 2016. С. 280-283), «О Владимире Маяковском» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. С. 127-

На протяжении всей жизни Рюрик Ивнев пробовал себя в разных литературных областях — прозе, публицистике, драматургии, исторических хрониках, переводческой деятельности.

Творческое наследие исследуемого автора составляет несколько сборников стихотворений («Самосожжение» (лист 13 — 1913 г., лист 24 — 1914 г., лист 35 — 1916 г., исправленное и дополненное издание6 — 1917 г.), «Пламя

7 о о

пышет» (1913) , «Золото смерти» (1916) , «Солнце во гробе» (1921) , «Моя страна» (1943)10, «Избранные стихотворения» (1945)11, (1974)12, «Стихи» (1948)13, «Избранные стихи» (1965)14, «Память и время» (1969)15, «Тёплые листья» (1978)16, «Часы и голоса» (1978)17), книг прозы («Несчастный ангел»

1 о 1 п лл

(1917) , «Любовь без любви» (1925) , «Открытый дом» (1927) , «Герой

91 99

романа» (1928) , «У подножия Мтацминды» (1973) ), перевод поэмы Низами

136), «Четыре выстрела в четырёх друзей — Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича» (Ивнев Рюрик. Четыре выстрела в четырёх друзей — Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича. М.: Имажинисты, 1921. 31 с.), «О Сергее Есенине» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. С. 19-95), «Письма Сергея Есенина» (Ивнев Рюрик. По ступеням воспоминаний. Орёл : Издательство «Картуш», 2016. С. 328-330), «Воспоминания о Всеволоде Мейерхольде» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. С. 199-229), «Вместе с Луначарским» (Там же. С. 169199), «Встреча с Ф.Э. Дзержинским» (Ивнев Рюрик. В вихре революции. События глазами поэта. М.: Вече, 2017. С. 286-291) и др., — записи в дневнике Ивнева (Ивнев Рюрик. Дневник: 1906-1980. М.: Эллис Лак, 2012. 880 с.) и некоторые главы из его мемуаров «Жар прожитых лет» (Ивнев Рюрик. Жар прожитых лет. СПб.: «Искусство-СПб», 2007. 574 с.) [Список имён расположен в хронологическом порядке по дате рождения — В.К. ].

3 Ивнев Рюрик. Самосожжение (откровения). Книга I, лист 1. М.: «Звено», 1913. 16 с.

4 Ивнев Рюрик. Самосожжение (откровения). Книга I, лист 2. СПб.: «Петербургский Глашатай», 1914. 16 с.

5 Ивнев Рюрик. Самосожжение (откровения). Книга I, лист 3. Петроград: Очарованный странник, 1916. 16 с.

6 Ивнев Рюрик. Самосожжение. Книга стихов 1912-1916. Петроград: Книгоиздательство «Фелана», 1917. 104 с.

7 Ивнев Рюрик. Пламя пышет. М.: Книгоиздательство «Мезонин поэзии», 1913. 16 с.

8 Ивнев Рюрик. Золото смерти. М.: Центрифуга, 1916. 14 с.

9 Ивнев Рюрик. Солнце во гробе. М.: Имажинисты, 1921. 29 с.

10 Ивнев Рюрик. Моя страна. Тбилиси: «Заря Востока», 1943. 47 с.

11 Ивнев Рюрик. Избранные стихотворения. Тбилиси: «Заря Востока», 1945. 80 с.

12 Ивнев Рюрик. Избранные стихотворения. М.: «Художественная литература», 1974. 400 с.

13 Ивнев Рюрик. Стихи. Тбилиси: «Заря Востока», 1948. 64 с.

14 Ивнев Рюрик. Избранные стихи. М.: «Художественная литература», 1965. 202 с.

15 Ивнев Рюрик. Память и время. М.: Советский писатель, 1969. 151 с.

16 Ивнев Рюрик. Тёплые листья. М.: Советский писатель, 1978. 183 с.

17 Ивнев Рюрик. Часы и голоса. М.: Советская России, 1976. 204 с.

18 Ивнев Рюрик. Несчастный ангел. Петроград: Дом на Песочной, 1917. 202 с.

19 Ивнев Рюрик. Любовь без любви. М.: «Современные проблемы» Н.А. Столляр, 1925. 270 с.

20 Ивнев Рюрик. Открытый дом. Л.: Мысль, 1927. 287 с.

21 Ивнев Рюрик. Герой романа. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928. 293 с.

22 Ивнев Рюрик. У подножия Мтацминды. М.: Советский писатель, 1973. 295 с. и Ивнев Рюрик. У подножия Мтацминды. М.: Советский писатель, 1981. 287 с.

Л -5

«Семь красавиц» (1959) . После смерти Рюрика Ивнева его архиводержатель и наследник Н.П. Леонтьев продолжил издание стихотворений поэта

9/1 9 ^ 9

(«Стихотворения» (1982) , «Избранное» (1985) и (1988) , «Образ, временем

97 9 Я

сожжённый» (1991) , «Мерцающие звёзды» (1991) , «Стихи о любви» (2008)29), прозы («Богема» (2006)30, (2018)31, «Смятение» (2016)32),

33

публицистики («В вихре революции. События глазами поэта» (2017)), дневника («Дневник: 1907-1981» (2012)34), мемуаров («Жар прожитых лет» (2007)35, «По ступеням воспоминаний» (2016) , «Серебряный век.

37

Невыдуманные истории» (2017) .

Актуальность исследования творчества Рюрика Ивнева обусловлена отсутствием комплексного научного изучения поэтических и прозаических произведений поэта, его дневников и мемуаров, являющих собой синтез разных течений русской литературы ХХ века. Кроме того, рассмотрение масштабного наследия поэта проведено в углублённом историко-литературном контексте, в русле формирования его творческой личности под непосредственным воздействием художественных достижений эпохи рубежа веков. Такой комбинированный подход знаменателен в современном литературоведении.

Научная новизна заключается в том, что творчество Рюрика Ивнева, интерес к которому только начинает появляться в литературоведении, впервые становится предметом специального научного изучения, посвящённого системному исследованию поэзии, мемуаров и дневника. Впервые

23 Низами. Семь красавиц / пер. Рюрика Ивнева. Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1959. 396 с.

24 Ивнев Рюрик. Стихотворения. М.: «Современник», 1982. 157 с.

25 Ивнев Рюрик. Избранное. Стихотворения и поэмы (1907-1981). М.: Художественная литература, 1985. 759 с.

26 Ивнев Рюрик. Избранное. М.: Правда, 1988. 576 с.

27 Ивнев Рюрик. Образ временем сожжённый. М.: Современник, 1991. 157 с.

28 Ивнев Рюрик. Мерцающие звезды. М.: Советская Россия, 1991. 112 с.

29 Ивнев Рюрик. Стихи о любви. М.: «Эксмо», 2008. 349 с.

30 Ивнев Рюрик. Богема. М.: Вагриус, 2006. 507 с.

31 Ивнев Рюрик. Богема. М.: ПРОЗАиК, 2018. 573 с.

32 Ивнев Рюрик. Смятение. Орёл: Картуш, 2016. 390 с.

33 Ивнев Рюрик. В вихре революции: события глазами поэта. М.: Вече, 2017. 349 с.

34 Ивнев Рюрик. Дневник: 1906-1980. М.: Эллис Лак, 2012. 880 с.

35 Ивнев Рюрик. Жар прожитых лет. СПб.: «Искусство-СПб», 2007. 574 с.

36 Ивнев Рюрик. По ступеням воспоминаний. Орёл: Картуш, 2016. 446 с.

37 Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. 320 с.

обосновывается влияние творчества известных художников слова и теоретиков литературы Серебряного века — В.Я. Брюсова, А.А. Блока, И.Ф. Анненского, С.А. Есенина — на развитие онтологического сознания Ивнева; посредством анализа текстов выявляются категории бытийного «наполнения», свойственные его лирике; определяется достойное место поэта в ряду русских деятелей культуры XX века.

Для выявления особенностей художественного восприятия жизни Рюриком Ивневым необходимо отметить важнейшие онтологические категории в творчестве поэта, как это делают некоторые исследователи при изучении художественного наследия того или иного писателя и поэта. Так,

Т.В. Дорофеева в диссертационном исследовании «Архитектоника ранних книг

10

А.А. Ахматовой "Вечер", "Чётки", "Белая стая"» (2011) акцентирует внимание на следующих категориях в лирике А.А. Ахматовой: страдания, грех, смерть, память, время, творчество, любовь и пр., — заявляя, что они отражают динамическую целостность картины мира автора. Для этого, по мнению исследователя, нужно проследить эволюцию сущностных воззрений поэта.

Анализ изменения взглядов художника на основополагающие проблемы и установление связи бытийных категорий с творчеством автора предполагает использование важнейшего онтологического подхода к изучению художественного текста в литературоведении — метода «онтологической поэтики», который появился в постсоветском литературоведении и в настоящее время активно разрабатывается.

В литературоведении данный термин был впервые использован Л.В. Карасёвым в 1993 г. в статье «Гоголь и онтологический вопрос». Сам метод автор обозначает как «интеллектуальную стратегию, ориентированную на выявление в тексте так называемых «неочевидных структур», стратегию, которую можно назвать онтологической поэтикой или иноформным анализом

38 Дорофеева Т.В. Архитектоника ранних книг А.А. Ахматовой «Вечер», «Чётки», «Белая стая»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01/Татьяна Владимировна Дорофеева. М., 2011. 26 с.

текста» . Л.В. Карасёв подчёркивает, что изучается «специфичный слой или уровень повествования, который скорее восстанавливается, реконструируется,

40

нежели реально присутствует в материи текста»40.

Согласно «Литературной энциклопедии терминов и понятий», онтологическая поэтика — «метод герменевтического анализа текста, направленный на раскрытие связи личностного бытия автора с общекосмическим бытием, отражённой в художественном произведении и формирующей его метафоро-символическую и сюжетно-образную

41

структуру» .

Автор энциклопедической статьи А.Л. Цуканов замечает, что «онтологическая поэтика сосредоточивает своё внимание на тех символических формах, которым автор произведения мог придать смысл основных и вечных

42

вопросов человеческого существования»42.

Как утверждалось раннее, данный подход к изучению художественного текста находит дальнейшее развитие: появляются научные исследования, статьи, монографии, связанные с разработкой этого подхода. Каждый учёный-литературовед по-своему трактует и дополняет данное понятие.

К примеру, Н.А. Шогенцукова расширяет границы употребления термина «онтологическая поэтика». «Истинная литература <...> — это всегда постижение <...> основополагающих принципов существования человека, общества, космоса», и одной из её важнейших характеристик являются «формулы бытия»43, — заявляет учёный. При этом она делает справедливое примечание: «Литература не пользуется тем аппаратом величин, с помощью которого осуществляется формулирование конечных выводов наукой. Язык литературы — иной. Он, как и язык Священного писания, основан на условных

39 Карасев Л.В. Флейта Гамлета. Очерк онтологической поэтики. М.: Знак, 2009. С. 7.

40 Карасев. Л.В. Онтологическая поэтика (краткий очерк) // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 2005. С. 92.

41 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 694.

42 Там же. С. 694.

43 Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М.: Наследие, 1995. С. 4.

формах. Они могут быть большей или меньшей степени открытости, но в любом случае они должны быть найдены и расшифрованы. Откровение не даётся открытым текстом»44. Задача её исследования состоит в изучении не только семантического плана, а также и художественного, то есть более глубокого рассмотрения поэтики текста. Своё внимание при анализе литературовед акцентирует на «мифе, символе, гротеске, аллегории, времени / пространстве, сюжете, композиции, стиле, точке зрения, интертекстуальности, номинологии, цвете, нумерологии, пейзаже, ритме, метафоризме»45. Основы бытия соотносятся в равной степени как с духовными сущностями, так и с материальными.

Е.А. Трофимов, в свою очередь, соотносит с онтологической поэтикой духовные начала, некие указания в тексте на наличие в повседневности божественного. Задача его работы — выявление «обусловленности поэтического <...> верой и богословием»46. Данный подход скорее определяет мироощущение автора, его взгляды на некоторые аспекты жизни, чем реконструирует художественный текст с помощью онтологической поэтики.

Интересное понимание и трактовку метода предложил В.П. Раков. Он ориентирует наше внимание на выявление рационального и иррационального в сущности стиля. Согласно теории учёного, важнейшей чертой модернизма является «сочетание в тексте риторико-классической ясности, с одной стороны,

47

и элементов деструкции и смысловой тёмнотности с другой»47. В художественном тексте важно не только сказанное, но и то, что «залегает в глубинах молчания»48.

В.П. Океанский иначе рассматривает метод онтологической поэтики. Его подход можно охарактеризовать как «смещение акцента на инвариантные

44 Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М.: Наследие, 1995. С. 4-5.

45 Там же. С. 22.

46 Трофимов Е.А. Метафизическая поэтика Пушкина. Иваново: ИвГУ, 1999. С. 28.

47 Раков В.П. «Неизреченное» в структуре стиля М. Цветаевой // Вопросы онтологической поэтики. Потаённая литература: исследования и материалы. Иваново: ИвГУ, 1998. С. 88.

48 Раков В.П. Релятивистская поэтика Серебряного века (подступы к проблеме) // Потаённая литература: исследования и материалы. Иваново: ИвГУ, 2000. Вып. 2. С. 82.

структуры художественного мировидения»49. Метод онтологической поэтики нацелен на то, чтобы выявить как форму, так и способ раскрытия в тексте особенностей мировосприятия автора. Понимая под онтологией «собранность сущего в бытии», В.П. Океанский заявляет об «онтологизме самого слова», а поэтику понимает как «морфологию бытия, структурную выстроенность слова»50. Центральное место в его разработках по онтологической поэтике занимает «языковой светомир, превосходящий и авторскую волю, и словарную семантику» и раскрывающий «целокупный и первичный опыт человеческого «бытия-в-мире»51.

Для Н.П. Крохиной, последовательницы В.П. Океанского, предметом онтологической поэтики становится «тип бытийной ориентации писателя»52.

В научной работе будут проанализированы онтологические категории в лирике Рюрика Ивнева, непосредственно связанные с формированием мировоззренческих позиций поэта, динамикой его взглядов на «вечные» вопросы бытия и особенностью запечатления их в поэтических произведениях.

Предметом исследования послужило отражение философско-эстетических поисков Рюрика Ивнева в его творчестве.

Объектом диссертационного исследования являются поэтические тексты, дневниковые записи и мемуары Рюрика Ивнева, опубликованные как при жизни, так и после смерти автора.

Целью данного исследования является раскрытие онтологических доминант творчества Рюрика Ивнева в стихотворениях, дневниковых и мемуарных записях поэта.

49 Цит по.: Житенев А.А. Онтологическая поэтика и художественная рефлексия в лирике И. Бродского: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01/Александр Анатольевич Житенев. Воронеж, 2004. С. 4.

50 Океанский В.П. Метафизика русского слова // Потаённая литература: исследования и материалы. Иваново: ИвГУ, 2000. С. 116.

51 Океанский В.П. Метафизика культуры: проблемы теории и истории. Иваново: ИвГУ, 1998. С. 15.

52 Крохина Н.П. О типах бытийной ориентации писателя (к проблеме онтопоэтики и онтомышления) // Потаённая литература: исследования и материалы. Иваново: ИвГУ, 2000. С. 164.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) обосновать применение понятия «онтологическая категория» к произведениям Рюрика Ивнева;

2) рассмотреть становление творческой индивидуальности Рюрика Ивнева в контексте эпохи Серебряного века;

3) показать сходство взглядов бытийной проблематики Рюрика Ивнева и поэтов начала ХХ века (В.Я. Брюсова, И.Ф. Анненского, А.А. Блока, С.А. Есенина);

4) выявить основные онтологические темы и мотивы в поэзии Рюрика Ивнева;

5) определить, как эволюция мировоззрения Рюрика Ивнева проявилась в его творчестве;

6) раскрыть особенности образной структуры, метафорических рядов, символики в стихотворениях поэта.

7) изучить дневниковое и мемуарное наследие в контексте прояснения онтологического мышления Ивнева.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составили труды учёных в области истории и теории литературы: М.Л. Гаспарова, Н.А. Богомолова, В.М. Жирмунского, Л.А. Смирновой, В.Ф. Маркова, И.В. Петрова, Л.В. Карасёва, Н.А. Шогенцуковой, В.П. Ракова, С.Л. Тюкиной, В.П. Океанского, Н.П. Крохиной, Е.А. Трофимовой, а также работы, посвящённые изучению творчества Рюрика Ивнева: Г.Г. Исаева, Е.В. Тарышкиной, Т.М. Колядич, И. Мяновской, А.Е. Белых, Г. Маквея, М.В. Новиковой, М.В. Саратовой и др.

Целью и задачами настоящей работы предопределено комплексное использование следующих методов: герменевтического анализа текста, сравнительно-исторического метода, биографического подхода к изучению литературного произведения, метода онтологической поэтики.

Степень разработанности темы исследования. В науке о литературе только начинается активное изучение творческого наследия Рюрика Ивнева, несмотря на то что при жизни поэта некоторые исследователи о нём писали. Литературовед начала ХХ века А.К. Закржевский в монографии «Рыцари безумия (Футуристы)» (1914) дал следующую характеристику поэзии Ивнева: «В Рюрике Ивневе зажигается религия футуризма, в нем надрывная и пытающая "осанна!", в нем мост между сегодня и завтра, воздвигнутый над костром страданья и исступленногооргиазма духа!.. Эго самый талантливый, потому что самый живой и горящий духом певец футуризма — и если бы у них было больше таких огненных и неистовых поэтов, — они бы зажгли огнем

53

неугасимым и возрождающим нашу гнилую литературу»53.

Профессор русской литературы Калифорнийского университета В.Ф. Марков в монографии «История русского футуризма» (1968) не оставил своим вниманием талантливого экспериментатора: «Поэзия Ивнева восходит к Александру Блоку и Михаилу Кузмину. Он — один из немногих русских поэтов-мужчин, стихи которого напоминают стихи Ахматовой. <...> Ивнева болезненно влекло к страданиям, и не только к своему собственному, но и к чужому («Гибель кучера»). Ритмы разговорной речи в акцентном стихе (так называемом дольнике) и стихотворные строки разной длины не могут не привлечь к себе внимания исследователей русской поэзии, зато встречающиеся порой необычные рифмы и неологизмы выглядят данью репутации футуриста»54.

Немецкий славист В. Казак в работе «Лексикон русской литературы XX века» (1996) так оценил вклад Рюрика Ивнева в мировую поэзию: «В советскую литературу Ивнев вошёл в тени имажинистов. Его значение <для западной славистики> как в поэзии, так и в прозе невелико»55.

53 Закржевский А.К. Рыцари безумия (Футуристы). Киев : тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1914.С. 154-155.

54 Марков В.Ф. История русского футуризма / пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. СПб.: Алетейя, 2017.С. 97-98.

55 Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.: РИК «Культура», 1996.С. 164.

Значительной работой в изучении поэтического наследия Рюрика Ивнева стала монография Е.В. Тырышкиной «Формирование читательской реакции в лирике модернизма (В. Маяковский, Р. Ивнев)» (2013 г.)56. Литературовед определила основные мотивы любовной лирики Рюрика Ивнева 1910-1920-х гг. и проанализировала стихотворения «Так вот она, смертельная любовь...» (1919), «Шерстяные иглы смерти...» (1920), «Короткого, горького счастья всплеск...» (1921), выявив механизмы коммуникации, помогающие иначе взглянуть на поэтический текст. Несколько статей Е.В. Тырышкина посвятила творчеству Ивнева. Так, в работе «К вопросу о коммуникации в неклассической

57

художественности (на примере лирики В. Маяковского и Р. Ивнева)» (2010) выявляются особенности читательского восприятия некоторых стихотворений поэта, в научном исследовании «"Ночная чайная" Рюрика Ивнева: в модусе

58

жертвы» (2018) рассматривается уникальность поэтического языка Ивнева в стихотворении «Ночная чайная» (1924).

Британский учёный Гордон Маквей в статье «Рюрик Ивнев: биографические материалы и иконография» (2011)59 представляет биографию писателя, используя уникальные неопубликованные архивные материалы.

Польский литературовед Иоанна Мяновска к 120-летию Рюрика Ивнева написала статью «Забытый Рюрик Ивнев и его "драгоценная достоверность" о прошлом, себе и своих современниках» (2012)60, в которой она сделала подборку воспоминаний поэта о досоветском литературном процессе.

Владивостокский поэт, прозаик, переводчик, литературовед А.Е. Белых в 2013 году в журнале «Дальний Восток» опубликовал статью «Ситуация "Рюрик

56 Тырышкина Е.В. Формирование читательской реакции в лирике модернизма (В. Маяковский, Р. Ивнев): монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 165 с.

57 Тырышкина Е.В. К вопросу о коммуникации в неклассической художественности (на примере лирики

B. Маяковского и Р. Ивнева) // Russian Literature. 2010. Т. 68. № 3-4. С. 521-532.

58 Тырышкина Е.В. «Ночная чайная» Рюрика Ивнева: в модусе жертвы // Филология и человек. 2018. № 4.

C. 125-135.

59 Маквей Г. Рюрик Ивнев: биографические материалы и иконография // Современное есениноведение. 2011. № 17. С. 14-51.

60 Мяновска И. Забытый Рюрик Ивнев и его «драгоценная достоверность» о прошлом, себе и своих современниках // Полилог. Студия неофилософии. № 2. 2012. С. 131-142.

Ивнев". К 120-летию со дня рождения»61, где одним из первых дал комплексную оценку всему творчеству Рюрика Ивнева, определив основные мотивы, темы и проблемы в его творчестве.

Несколько статей о творчестве Рюрика Ивнева написал профессор Астраханского государственного университета Г.Г. Исаев, отмечавший, что «поэтическое творчество Рюрика Ивнева первых лет ХХ в. (1907-1917) не было по достоинству оценено его современниками, но привлекало внимание текущей литературной критики и затем очень редко литературоведения последующих лет»62. Работа «Лирический герой Рюрика Ивнева в "Самосожжении"» (2016)63 посвящена анализу некоторых стихотворений первого поэтического сборника Рюрика Ивнева, в статье «Поэт и критика» (2017)64 учёный систематизирует и оценивает критические отклики на творчество Ивнева, в исследованиях «Авторские стратегии в сборнике стихов Рюрика Ивнева "Солнце во гробе"» (2017)65, «Текст и контекст книги лирики Рюрика Ивнева "Солнце во гробе"» (2017)66 и «Солнце и луна в художественной картине мира книги Рюрика Ивнева "Солнце во гробе"» (2018)67 внимание литературоведа уделено анализу и интерпретации разных уровней поэтического сборника 1921-го года. В статьях «Судьба России и проблемы гуманизма накануне и во время революции в дневнике Рюрика Ивнева 1906-1925 годов» (2017)68, «Интертекстуальность

61 Белых А.Е. Ситуация «Рюрик Ивнев» // Дальний Восток. 2013. № 2. С. 198-227.

62 Исаев Г.Г. Поэт и критика // Гуманитарные исследования. 2017. №1(61). С. 26.

63 Исаев Г.Г. Лирический герой Рюрика Ивнева в «Самосожжении» // Проблемы риторики, поэтики и стилистики в современном информационном обществе. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет». 2016. С. 48-52.

64 Исаев Г.Г. Поэт и критика // Гуманитарные исследования. 2017. № 1(61). С. 26-32.

65 Исаев Г.Г. Авторские стратегии в сборнике стихов Рюрика Ивнева «Солнце во гробе» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 3. С. 433-442.

66 Исаев Г.Г. Текст и контекст книги лирики Рюрика Ивнева «Солнце во гробе» // Гуманитарные исследования. 2017. № 2(62). С. 41-50.

67 Исаев Г.Г. Солнце и луна в художественной картине мира книги Рюрика Ивнева «Солнце во гробе» // Современные исследования в филологии, лингводидактике и журналистике : Сборник научно-методических статей конференции «Современные исследования в филологии, лингводидактике и журналистике» (г. Астрахань, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», 26-27 мая 2017 г.) / Составители З.Р. Аглеева, Л.Ю. Касьянова. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет». 2018. С. 127-133.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кучин Владимир Петрович, 2021 год

Список литературы I. Источники

1. Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. — Л.: Советский писатель, 1959. — 672 с.

2. Ахматова А.А. Собрание сочинений : В 6 т. — М.: Эллис Лак, 1998. — Т. 3. — 768 с.

3. Ахматова А.А. Собрание сочинений : В 6 т. — М.: Эллис Лак, 2001. — Т. 5. — 800 с.

4. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений : В 7 т. — М.: Книжный клуб Книговек, 2010. — Т. 6. — 624 с.

5. Библия, или книги Священного писания Ветхого и Нового завета, в русском переводе, с параллельными местами и указателями церковных чтений. — М.: ФГУП «Печатный Двор», 2003. — 1280 с.

6. Блок А.А. Собрание сочинений : В 8 т. — М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — Т. 1. — 716 с.

7. Блок А.А. Собрание сочинений : В 8 т. — М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — Т. 2. — 467 с.

8. Блок А.А. Собрание сочинений : В 8 т. — М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. — Т. 5. — 800 с.

9. Блок А.А. Собрание сочинений : В 8 т. — М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. — Т. 7. — 544 с.

10. Блок А.А. Собрание сочинений : В 8 т. — М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. — Т. 8. — 772 с.

11. Брюсов В.Я. Собрание сочинений : В 7 т. — М.: Художественная литература, 1973. — Т. 1. — 672 с.

12. Брюсов В.Я. Собрание сочинений : В 7 т. — М.: Художественная литература, 1975. — Т. 6. — 656 с.

13. Высоцкий В.С. Стихи и песни. — М.: «Искусство», 1989. — 254 с.

14. Гёте И.В. Фауст. Трагедия. / Пер. с нем., объяснит, прим., вступ. статья А.Л. Соколовского. — М.: «Мартин», 2007. — 416 с.

15. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений : В 15 т. — М.: Русская книга, 2003. — Т. 7.

— 528 с.

16. Гумилёв Н.С. Памяти Анненского // Полное собрание сочинений : В 10 т. — М.: Воскресенье, 1998. — Т. 2.— 344 с.

17. Есенин С.А. Полное собрание сочинений : В 7 т. — М.: «Наука» — «Голос», 1995. — Т. 1. — 672 с.

18. Есенин С.А. Полное собрание сочинений : В 7 т. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — Т. 7. — Кн. 1. — 560 с.

19. Ивнев Рюрик. Богема. — М.: Вагриус, 2006. — 507 с.

20. Ивнев Рюрик. Богема. — М.: ПРОЗАиК, 2018. — 573 с.

21. Ивнев Рюрик. В вихре революции: события глазами поэта. — М.: Вече, 2017.

— 349 с.

22. Ивнев Рюрик. Герой романа. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928. — 293 с.

23. Ивнев Рюрик. Герой романа. — СПб.: ООО «Полиграф», 2011. — 763 с.

24. Ивнев Рюрик. Дневник: 1906-1980. — М.: Эллис Лак, 2012. — 880 с.

25. Ивнев Рюрик. Жар прожитых лет. — СПб.: «Искусство-СПб», 2007. — 574 с.

26. Ивнев Рюрик. Золото смерти. — М.: Центрифуга, 1916. — 14 с.

27. Ивнев Рюрик. Избранное. — М.: Правда, 1988. — 576 с.

28. Ивнев Рюрик. Избранное. Стихотворения и поэмы (1907-1981). — М.: Художественная литература, 1985. — 759 с.

29. Ивнев Рюрик. Избранные стихи. — М.: «Художественная литература», 1965.

— 202 с.

30. Ивнев Рюрик. Избранные стихотворения. — М.: «Художественная литература», 1974. — 400 с.

31. Ивнев Рюрик. Избранные стихотворения. — Тбилиси: «Заря Востока», 1945.

— 80 с.

32. Ивнев Рюрик. Как победить Германию? — Петроград: Издание б-ки бывш. Пестовской, 1913. — 16 с.

33. Ивнев Рюрик. Любовь без любви. — М.: «Современные проблемы» Н.А. Столляр, 1925. — 270 с.

34. Ивнев Рюрик. Мерцающие звезды. — М.: Советская Россия, 1991. — 112 с.

35. Ивнев Рюрик. Моя страна. — Тбилиси: «Заря Востока», 1943. — 47 с.

36. Ивнев Рюрик. Несчастный ангел. — Петроград: Дом на Песочной, 1917. — 202 с.

37. Ивнев Рюрик. Несчастный ангел: Роман, пьеса, рассказы. — СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2014. — 492 с.

38. Ивнев Рюрик. Образ временем сожжённый. — М.: Современник, 1991. — 157 с.

39. Ивнев Рюрик. Открытый дом. — Л.: Мысль, 1927. — 287 с.

40. Ивнев Рюрик. Память и время. — М.: Советский писатель, 1969. — 151 с.

41. Ивнев Рюрик. Пламя пышет. — М.: Книгоиздательство «Мезонин поэзии», 1913. — 16 с.

42. Ивнев Рюрик. По ступеням воспоминаний. — Орёл: Картуш, 2016. — 446 с.

43. Ивнев Рюрик. Самосожжение (откровения). Книга I, лист 1. — М.: «Звено», 1913. — 16 с.

44. Ивнев Рюрик. Самосожжение (откровения). Книга I, лист 2. — СПб.: «Петербургский Глашатай», 1914. — 16 с.

45. Ивнев Рюрик. Самосожжение (откровения). Книга I, лист 3. — Петроград: изд. Очарованный странник, 1916. — 16 с.

46. Ивнев Рюрик. Самосожжение. Книга стихов 1912-1916. — Петроград: Книгоиздательство «Фелана», 1917. — 104 с.

47. Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. — М.: Издательство «Э», 2017. — 320 с.

48. Ивнев Рюрик. Смятение. — Орёл: Картуш, 2016. — 390 с.

49. Ивнев Рюрик. Солнце во гробе. — М.: Имажинисты, 1921. — 29 с.

50. Ивнев Рюрик. Стихи о любви. — М.: «Эксмо», 2008. — 349 с.

51. Ивнев Рюрик. Стихи. — Тбилиси: «Заря Востока», 1948. — 64 с.

52. Ивнев Рюрик. Стихотворения // Новый журнал для всех. — 1915. — № 9. — С. 37-38.

53. Ивнев Рюрик. Стихотворения. — М.: «Современник», 1982. — 157 с.

54. Ивнев Рюрик. Тёплые листья. — М.: Советский писатель, 1978. — 183 с.

55. Ивнев Рюрик. У подножия Мтацминды. — М.: Советский писатель, 1973. — 295 с.

56. Ивнев Рюрик. У подножия Мтацминды. — М.: Советский писатель, 1981. — 287 с.

57. Ивнев Рюрик. Часы и голоса. — М.: Советская России, 1976. — 204 с.

58. Ивнев Рюрик. Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича. — М.: Имажинисты, 1921. — 31 с.

59. Маяковский В.В. Про это. — М.-Петроград: Гос. из-во, 1923. — 44 с.

60. Низами. Семь красавиц / пер. Рюрика Ивнева. — Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1959. — 396 с.

61. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. — М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2016. — 1311 с.

62. Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах. — М.: Проспект, 2018. — 432 с.

63. Тютчев Ф.И. Так, в жизни есть мгновения... // Полное собрание сочинений. Письма :В 6 т. — М.: Издательский центр «Классика», 2003. — Т. 2. — 640 с.

64. Шаламов В.Т. Воспоминания. — М.: Олимп : Астрель : АСТ, 2001. — 384 с.

II. Литературоведческие работы

65. Агапкина Т.А. Символика деревьев в традиционной культуре славян: сосна // Славянский мир в третьем тысячелетии. Межкультурный и межконфессиональный диалог славянских народов. М.: Институт славяноведения РАН, 2011. — С. 379-387.

66. Алексеева Л.Ф. Значение Серебряного века для литературного процесса в Советском союзе и Русском зарубежье // Словесное искусство Серебряного

века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения») : сборник статей по итогам II международной научной конференции (г. Москва, МГОУ, 22-23 января 2016 г.) ; сост., под общей редакцией Л.Ф. Алексеевой,

B.Н. Климчуковой, С.В. Крыловой. — М.: ИИУ МГОУ, 2016. — С. 7-15.

67. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Общ. ред. Оболенской С.В.; Пер. с фр. Ронина В.К. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1992. — 528 с.

68. Бахтин М.М. Анненский (Записи лекций М.М. Бахтина по истории русской литературы Р.М. Миркиной) // Собрание сочинений : в 7 т. — М.: «Русские словари», 2000. — Т. 2. — 800 с.

69. Белых А.Е. Ситуация «Рюрик Ивнев» // Дальний Восток. — 2013. — № 2. —

C. 198-227.

70. Богомолов Н.А. Основы теории стиха. Краткое введение в стиховедение / Уч. пос. для студентов-журналистов I курса по курсу «Основы теории стиха». — М.: МГУ, 2004 г. — 59 с.

71. Большакова О.Н. Анализ стихотворения Р. Ивнева «Секунды любви» // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 16-1. — С. 165-166.

72. Венгеров Н. Рюрик Ивнев. Самосожжение // Летопись. — 1916. — №1. — С. 416-417.

73. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. — М.: «Фортуна Лимитед», 2000. — 352 с.

74. Гребенская Е.П. Анималистическая образность в творчестве С. Есенина и П. Васильева // Современное есениноведение. — 2007. — №6. — С. 169-176.

75. Жирмунский В.М. Введение в метрику. Теория стиха. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1975. — 664 с.

76. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока // Вопросы теории литературы: статьи 1916-1926 гг. — Л.: «ACADEMIA», 1928. — С. 190-268.

77. Жиц Ф.А. С. Есенин. Стихи (1920-1924) // Красная новь. — 1925. — № 2. — С. 282-283.

78. Закржевский А.К. Рыцари безумия (Футуристы). — Киев.: тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1914. — 163 с.

79. Заяц М.С. «Подлинное искание красоты» (штрихи к творческому портрету Иннокентия Анненского) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2019. — Том 12. — Выпуск 6. — C. 21-25.

80. Зинин С.И. По следам трагедии: из истории литературной полемики 1926 года вокруг первой пьесы о Сергее Есенине // Современное есениноведение. — 2009. — №11. — С. 42-52.

81. Исаев Г.Г. Авторские стратегии в сборнике стихов Рюрика Ивнева «Солнце во гробе» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2017. — Т. 22. — № 3. — С. 433-442.

82. Исаев Г.Г. Интертекстуальность дневника Рюрика Ивнева // Интертекстуальность художественного дискурса : Материалы Всероссийской научной конференции «Интертекстуальность художественного дискурса» (г. Астрахань, АГУ, 20 апреля 2018 г.) / Под редакцией Е.Е. Завьяловой. — Астрахань: ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» (Астрахань). — 2018. — С. 139-142.

83. Исаев Г.Г. Исповедальное начало в дневнике Рюрика Ивнева 1906-1921 годов // Norwegian Journal of Development of the International Science. — 2018. — № 16-3. — С. 50-56.

84. Исаев Г.Г. Лирический герой Рюрика Ивнева в «Самосожжении» // Проблемы риторики, поэтики и стилистики в современном информационном обществе. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет». — 2016. — С. 48-52.

85. Исаев Г.Г. Мотив любви в лирике Рюрика Ивнева // Гуманитарные исследования. — 2019. — № 4 (72). — С. 95-112.

86. Исаев Г.Г. Мотив смерти в лирике Рюрика Ивнева 1930-1980-х годов // Современные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков : Материалы V-ой Международной заочной научной конференции

«Современные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» (г. Астрахань, АГУ, 27 апреля 2018 г.). — Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич. — 2018. — С. 81-87.

87. Исаев Г.Г. Мотивы смысла жизни и счастья в лирике Рюрика Ивнева // Гуманитарные исследования. — 2019. — № 2 (70). — С. 103-114.

88. Исаев Г.Г. Неотрадиционалистская стратегия в лирике Рюрика Ивнева 19301970-х годов // Жанрово-стилевые искания в мировой литературе : Материалы Всероссийской научной конференции» (г. Астрахань, АГУ, 24-25 апреля 2020 года) / Составители А.А. Боровская, Т.Ю. Громова, Г.Г. Исаев, А.Д. Курилова, О.Е. Романовская, Л.В. Спесивцев. — Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет» (Астрахань). — 2020. — С. 139-144.

89. Исаев Г.Г. Поэт и критика // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 1(61).

— С. 26-32.

90. Исаев Г.Г. Публицистическая лирика Рюрика Ивнева // Гуманитарные исследования. — 2018. — № 1 (65). — С. 58-75.

91. Исаев Г.Г. Солнце и луна в художественной картине мира книги Рюрика Ивнева «Солнце во гробе» // Современные исследования в филологии, лингводидактике и журналистике : Сборник научно-методических статей конференции «Современные исследования в филологии, лингводидактике и журналистике» (г. Астрахань, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», 26-27 мая 2017 г.) / Составители З.Р. Аглеева, Л.Ю. Касьянова.

— Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет». — 2018. — С. 127-133.

92. Исаев Г.Г. Судьба России и проблемы гуманизма накануне и во время революции в дневнике Рюрика Ивнева 1906-1925 годов // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 4 (64). — С. 82-92.

93. Исаев Г.Г. Текст и контекст книги лирики Рюрика Ивнева "Солнце во гробе" // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 2 (62). — С. 41-50.

94. Исаев Г.Г. Художественное своеобразие лирики Рюрика Ивнева 1907-1917 годов // Norwegian Journal of development of the International Science. — 2017.

— № 4. — ч. 3. — С. 45-55.

95. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с.

96. Карасев Л.В. Гоголь и онтологический вопрос // Вопросы философии. — 1993.

— № 8.

97. Карасев Л.В. Флейта Гамлета. Очерк онтологической поэтики. — М.: Знак, 2009. — 208 с.

98. Карасев. Л.В. Онтологическая поэтика (краткий очерк) // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. — Вып. 1. — М.: ИФ РАН, 2005. — С. 91-114.

99. Колобаева. Л.А. Феномен Анненского // Русская словесность. — 1996. — № 2. — С. 35-40.

100. Колядич Т.М. Дневник Рюрика Ивнева как художественное целое // Текстологический временник. Русская литература ХХ века: Вопросы текстологии и источниковедения. — Кн. 3: Письма и дневники в русском литературном наследии ХХ век. — М.: ИМЛИ РАН, 2018. — С. 409-423.

101. Колядич Т.М. Реалии революционного времени в дневниках Р. Ивнева // Русская революция 1917 года в современной гуманитарной парадигме : Материалы XXII Шешуковских чтений (г. Москва, Московский педагогический государственный университет, 01 февраля 2017 г.) / Под ред. Л.А. Трубиной. — М.: МПГУ. — 2017. — С. 193-199.

102. Крохина Н.П. О типах бытийной ориентации писателя (к проблеме онтопоэтики и онтомышления) // Потаённая литература: исслед. и материалы. — Иваново: ИвГУ, 2000. — С. 161-169.

103. Кузьмина Д.А. Анализ стихотворения Р. Ивнева «Гроздья любви» // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 16-1. — С. 207-209.

104. Куликова Е.Ю. Художественная динамика и лейтмотив путешествия в лирике акмеистов // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. — 2011. — № 37 (252). — С. 57-60.

105. Кучин В.П. Драгоценная достоверность Рюрика Ивнева // Общеписательская литературная газета. — 2017. — №2 (87). — С. 16.

106. Кучин В.П. Духовные искания в поздней поэзии Рюрика Ивнева // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации : Сборник научных трудов по итогам международной научной конференции, посвящённой 75-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Войловой К.А. (г. Москва, 1 марта 2018 г.) / отв. ред. О.В. Шаталова. — М.: ИИУ МГОУ, 2018. — С. 169-175.

107. Кучин В.П. Духовные искания в ранней поэзии Рюрика Ивнева // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи : Сборник статей по итогам III Международной научной конференции «Смирновские чтения» (г. Москва, МГОУ, 29-30 июня 2018 г.) / сост. и ред. Л.Ф. Алексеева, В.Н. Климчукова, С.В. Крылова. — М.: ИИУ МГОУ, 2019. — С. 94-100 [Режим доступа — https://elibrary.ru/download/elibrary_38081568_56669595.pdf (Дата обращения: 01.06.2021)].

108. Кучин В.П. Личность и толпа в ранней поэзии Рюрика Ивнева // Утренняя заря : молодёжный литературоведческий альманах / ред.-сост. Т.А. Алпатова. — Вып. IV. — М.: ИИУ МГОУ, 2014. — С. 30-35.

109. Кучин В.П. Онтологические категории «душа», «смерть» в оценке Рюрика Ивнева // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации : Сборник научных трудов по итогам Международной научной конференции, посвящённой памяти доктора филологических наук, профессора Войловой К.А. (г. Москва, 27 февраля 2020 г.) / отв. ред. О.В. Шаталова; ред. колл. : Т.М. Фадеева, Е.Д. Звукова, И.А. Иванова, Т.В. Степаненкова. — М.: Диона, 2020. — С. 179-184 [Режим доступа —

https://elibrary.ru/download/elibrary_42845656_68861672.pdf (Дата

обращения: 01.06.2021)].

110. Кучин В.П. Пути и перепутья любви в зрелой лирике Рюрика Ивнева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. — 2018. — № 3. — С. 121-127 [Режим доступа — https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/12020 (Дата обращения: 01.06.2021)].

111. Кучин В.П. Раннее творчество А.А. Блока в восприятии Рюрика Ивнева // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («IV Смирновские чтения») : материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, МГОУ, 6-8 февраля 2020 г.) / отв. ред. В.Н. Климчукова; сост. Л.Ф. Алексеева, С.В. Крылова. — М.: ИИУ МГОУ, 2021. — С. 122-130 [Режим доступа — https://elibrary.ru/download/elibrary_44720824_28051583.pdf (Дата обращения: 01.06.2021)].

112. Кучин В.П. Рюрик Ивнев и Сергей Есенин: общность творческих концепций // Наука на благо человечества — 2019 : Материалы Международной научной конференции молодых учёных (статьи преподавателей и аспирантов) (г. Москва, МГОУ, Москва, 15-26 апреля 2019 г.) / отв. ред. Е.А. Певцова. М.: ИИУ МГОУ, 2019 С. 42-48 [Режим доступа — https://elibrary.ru/download/elibrary_41403359_96783425.pdf (Дата обращения: 01.06.2021)].

113. Кучин В.П. Стихотворения-молитвы в творчестве Рюрика Ивнева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. —2017. — № 3. — С. 77-83 [Режим доступа — https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/10718 (Дата обращения: 01.06.2021)].

114. Кучин В.П. Тема любви в раннем творчестве Рюрика Ивнева // Утренняя заря : молодёжный литературоведческий альманах / ред.-сост. Т.А. Алпатова. — Вып. V. — М.: ИИУ МГОУ, 2015. С. 49-53.

115. Кучин В.П. Философские мотивы зрелой лирики Рюрика Ивнева // Гуманитарные исследования. — 2018. — № 2(66). — С. 96-100 [Режим доступа — https://humanities.asu.edu.ru/files/2(66)/96-100.pdf (Дата обращения: 01.06.2021)].

116. Кучин В.П. Функции образа-символа огня в лирике Рюрика Ивнева // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи : Сборник статей по итогам II Международной научной конференции «Смирновские чтения» (г. Москва, МГОУ, 22-23 января 2016 г.) / сост., под общ. ред. Л.Ф. Алексеевой, В.Н. Климчуковой, С.В. Крыловой. — М.: ИИУ МГОУ, 2016. — С. 55-59 [Режим доступа — https://elibrary.ru/download/elibrary_27372993_93295266.pdf (Дата обращения: 01.06.2021)].

117. Лекманов О.А. Ивнев // Мандельштамовская энциклопедия : в 2 т. / [гл. ред. П.М. Нерлер, О.А. Лекманов]. — М.: Политическая энциклопедия, 2017. — Т. 1. — С. 270.

118. Леонтьев Н.П. Последний имажинист // Арион. — 1995. — №1 — С. 87-98.

119. Литвин Э.С. Валерий Брюсов // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 19801983. — Т. 4. Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917). / Ред. тома: К.Д. Муратова. — 1983. — С. 480-519.

120. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. — М.: НПК «Интелвак», 2001. — 799 с.

121. Лосский Н.О. Лев Платонович Карсавин // Вестник Русского студенческого христианского движения. — 1972. — № 104-105. — С. 254-270.

122. Маквей Г. Рюрик Ивнев: биографические материалы и иконография // Современное есениноведение. — 2011. — № 17. — С. 14-51.

123. Мандельштам Н.Я. Вторая книга: Воспоминания.— М.: «Издательство «Олимп», «Издательство Астрель» : «Издательство АСТ», 2001. — 512 с.

124. Марков В.Ф. История русского футуризма / пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Останина. — СПб.: Алетейя, 2017. — 440 с.

125. Марков В.Ф. Очерк истории русского имажинизма (1919-1927). — М.: Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. — 376 с.

126. Матвеевская Н.Г. История блудного сына как метасюжет лирики В. Брюсова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. — 2013. — № 1(2). — С. 185-189.

127. Михайлова Е.В., Лазовская А.И. Концепты «Родина» и «Природа» в языковой картине мира С. Есенина // Весшк Мазырскага дзяржаунага педагапчнага ушверсггэта iмя 1.П. Шамякша. — 2007. — №1. — С. 89-94.

128. Мяновска И. Забытый Рюрик Ивнев и его «драгоценная достоверность» о прошлом, себе и своих современниках // Полилог. Студия неофилософии. — № 2. — 2012. — С. 131-142.

129. Новикова М.В., Саратова М.В. Любовная лирика Рюрика Ивнева // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. — 2018. — № 3 (30). — С. 49-54.

130. Океанский В.П. Метафизика культуры: проблемы теории и истории. — Иваново: ИвГУ, 1998. — 60 с.

131. Океанский В.П. Метафизика русского слова // Потаённая литература: исслед. и материалы. — Иваново: ИвГУ, 2000. — С. 115-127.

132. Пастухов В.Л. Страна воспоминаний // Опыты. — 1955. — № 5. — С. 81-90.

133. Петров И.В. Акмеизм: поиски констант // Русская литература XX века: закономерности исторического развития. Кн. 1: Новые художественные стратегии : Монография / Отв. ред.: Н.Л. Лейдерман. — Екатеринбург: УрО РАН, Уро РАН, 2005. — С. 120-128.

134. Поэзия. Учебник / Н.М. Азарова, К.М. Корчагин, Д.В. Кузьмин, В.А. Плунгян и др. — М.: ОГИ, 2016. — 886 с.

135. Пяткин С.Н. «.Моей юности друг»: образ собаки в лирике С.А. Есенина // Научный диалог. — 2019. — № 11. — С. 215-226.

136. Раков В.П. «Неизреченное» в структуре стиля М. Цветаевой // Вопросы онтологической поэтики. Потаённая литература: исслед. и материалы. — Иваново: ИвГУ, 1998. — С. 87-101.

137. Раков В.П. Релятивистская поэтика Серебряного века (подступы к проблеме) // Потаённая литература: ис-след. и материалы. — Иваново: ИвГУ, 2000. — Вып. 2. — С. 77-97.

138. Русская литература XX века. 1890-1910 / Под ред. С.А. Венгерова; Послесл., подгот. текста А.Н. Николюкина. — М.: Республика, 2004. — 543 с.

139. Рюрик Ивнев // Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа Х1Х-ХХ веков : в 3 т. / сост. П. Фокин, С. Князева. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. — Т. 2. — С. 626-630.

140. Синова И.В. Самоубийства детей как социальная проблема на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина : История. — 2012. — №4 (том 4). — С. 29-36.

141. Синова И.В. Современный взгляд на детские суициды в Российской империи второй половины XIX - начала XX веков // Суицидология. — 2014. — №1 (14). — С. 63-71.

142. Сичихина А. Образ мечтателя в ранней поэзии В.Я. Брюсова // Культура и текст. — Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет. — 2011. — № 12. — С. 477-480.

143. Смирнова Л.А. Золотой сон души: О русской литературе рубежа XIX-XX вв. — М.: Водолей, 2009. 392 с.

144. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века: учеб. для студентов пед. ин-тов и ун-тов. — М.: Лаком-книга, 2001. — 384 с.

145. Тайлакова Е.С. Философские принципы В.Я. Брюсова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — М.: Научно-

информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». — 2012. — № 9. — С. 193197.

146. Тименчик Р.Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. — М.: Мосты культуры/Гешарим, 2017. — 776 с.

147. Трофимов Е.А. Метафизическая поэтика Пушкина. — Иваново: ИвГУ, 1999.

— 355 с.

148. Тырышкина Е.В. «Ночная чайная» Рюрика Ивнева: в модусе жертвы // Филология и человек. — 2018. — № 4. — С. 125-135.

149. Тырышкина Е.В. «Смертельная любовь» Р. Ивнева (к вопросу о знаковой и коммуникативной стратегии на «сломе» модернизма) // Чтение: рецепция и интерпретация : сборник научных статей: в 2 частях / отв. ред. Т.Е. Автухович. — Гродно : Издательство: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2011. — С. 31-37.

150. Тырышкина Е.В. «Шерстяные иглы смерти...» Р. Ивнева: дискурсивная стратегия (между текстом и телом) // Russian Literature. — 2007. — Т. 62. — № 2. — С. 229-239.

151. Тырышкина Е.В. «Короткого, горького счастья всплеск...» Р. Ивнева: принципы означивания и механизмы формирования читательской реакции // Швденний архив : Збiрник наукових праць. Филолопчш науки. — Вып. 40.

— С. 106-116.

152. Тырышкина Е.В. К вопросу о коммуникации в неклассической художественности (на примере лирики В. Маяковского и Р. Ивнева) // Russian Literature. — 2010. — Т. 68. — № 3-4. С. 521-532.

153. Тырышкина Е.В. Любовный аффект в ранней лирике Рюрика Ивнева // Slavica Wratislaviensia. — 2014. Т. 158. — № 11. — С. 237-247.

154. Тырышкина Е.В. Формирование читательской реакции в лирике модернизма (В. Маяковский, Р. Ивнев): монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. — 165 с.

155. Тюкина С.Л. О понятии «поэтическая онтология» // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 2002. — № 6.— С. 85-98.

156. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.

157. Шенгели Г. Техника стиха. Практическое стиховедение. — М.: Советский писатель, 1940. — 136 с.

158. Шершеневич В.Г. Листы имажиниста: Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996. — 526 с.

159. Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. — М.: Наследие, 1995. — 232 с.

160. Шошин В.А. Ивнев Рюрик // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги : биобиблиографический словарь : в 3 т. / Российская акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; [науч. ред. и сост. В.Н. Запевалов и др.].— М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 2. — С. 89-91.

161. Яковлев М.В. Религиозное откровение в поэзии А. Блока и М. Волошина : монография / М.В. Яковлев ; Государственный гуманитарно-технологический университет. — Орехово-Зуево: Издательство: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2013. — 184 с.

III. Диссертационные исследования и авторефераты

162. Дорофеева Т.В. Архитектоника ранних книг А.А. Ахматовой «Вечер», «Чётки», «Белая стая»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01/Татьяна Владимировна Дорофеева. — М., 2011. — 26 с.

163. Житенев А.А. Онтологическая поэтика и художественная рефлексия в лирике И. Бродского: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01/Александр Анатольевич Житенев. — Воронеж, 2004. — 18 с.

164. Куликова Е.Ю. Динамические аспекты пространства в лирике акмеистов: лейтмотивная поэтика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01/Елена Юрьевна Куликова. — Новосибирск, 2012 — 44 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.