Художественный мир поэта В.В. Бородаевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Михайлова, Ирина Петровна

  • Михайлова, Ирина Петровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Орел
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 161
Михайлова, Ирина Петровна. Художественный мир поэта В.В. Бородаевского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Орел. 2010. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Михайлова, Ирина Петровна

Введение.

1. Особенности мировоззренческих и творческих установок В.В. Бородаевского

1.1. Биографические предпосылки творчества.

1.2. Становление личности. На пути к поэзии.

1.3. Религиозные и философские искания В.В. Бородаевского.

1.4. Начало литературного творчества. Окружение поэта.

1.5. Курский период в жизни поэта В.В. Бородаевского.

2. Тематическое и художественное своеобразие творчества В.В. Бородаевского.

2.1. Философская лирика В.В. Бородаевского.

2.2. Религиозно-мистические мотивы в поэзии В.В. Бородаевского.

2.3. Тема любви в лирике поэта.

2.4. Тема природы в творчестве В.В. Бородаевского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир поэта В.В. Бородаевского»

Феномен русской культуры конца XIX начала XX веков, именуемый Серебряным веком, основан на глубинном единстве всех его творцов. Это был подлинный расцвет мысли и талантов, среди которых писатели И.Л. Бунин, JT.H. Андреев, И.С. Шмелев, М. Горький и Б.К. Зайцев, философы B.C. Соловьев, П.В. Флоренский, В.В. Розанов и Н.А. Бердяев, деятели музыкальной культуры С. В. Рахманинов, С.С. Прокофьев и А.Н. Скрябин, Ф.И. Шаляпин, драматические актеры В.И. Качалов и М.Н. Ермолова, балерины Т.П. Карсавина и А.П. Павлова, художники М.А. Врубель и В.А. Серов, режиссеры В.Э. Мейерхольд и К.С. Станиславский. Невозможно назвать всех. Но даже краткий перечень дает почувствовать, в какой атмосфере рождался и развивался Серебряный век русской поэзии. Философ Н.А Бердяев попытался охарактеризовать это культурное явление с позиции диалектики. Вот что ои писал по данному поводу в книге «Самопознание»: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Но все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения. Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности. Были возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости. Культурно-духовное движение того времени было своеобразным русским романтизмом, оно менее всего было классическим по своему духу»1.

Творцы Серебряного века были настолько масштабны в творческом отношении, художественно самобытны, что, даже объединяясь в те или иные эстетические группы и кружки, они вскоре рвали свои условные союзы, переписывали манифесты и декларации, расходились.

1 Бердяев Н.Л. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж, 1949 С. 345.

А.А. Блок ёмко определил особенности развития русской культуры на рубеже веков: «Россия - молодая страна, и культура ее - синтетическая культура. Русскому художнику нельзя и не надо быть «специалистом». Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте, тем более прозаик о поэте, и поэт о прозаике. Бесчисленные примеры благодетельного для культуры общения (вовсе не непременного личного) у нас налицо. Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры»1.

В этом «едином мощном потоке» особое место занимает поэзия, своими корнями уходящая во времена М.Ю. Лермонтова, Е.А. Боратынского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Поэзия рубежа веков представлена такими выдающимися авторами, как В.Я. Брюсов, А. Белый, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, И. Северянин, М.А. Кузмин, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и другие.

Однако эти поэты не были одиноки, их творческая жизнь проходила одновременно с большим числом авторов, имена которых не вошли в литературный «пантеон», не канонизированы историей литературы. Они имели недолгую литературную жизнь, но выдвигались в тот или иной период истории, имели определенный успех в читательской среде, в кругах любителей поэзии своего времени, без их произведений картина русской литературой жизни этой эпохи была бы неполной.

В современном литературоведении активно идет процесс возвращения отечественной культуре пока погребенных под вековой толщей времени созданий творческого духа. В этой связи все настойчивее заявляет о себе тенденция роста интереса к так называемым «второстепенным писателям». Имена В.В. Каменского, Н.М. Минского,

1 Блок А.А. Без божества, без вдохновения. Собр. соч. в 8 Т. М., 1962. Т.6. С. 175.

В.И. Кривича, В.И. Рудич, Б.А. Садовского, А.Д. Скалдина, В.А. Пяста, Б.К. Лившица и других становятся на свое историческое место и перестают служить только фоном для других имен. Анализ литературного творчества, мировоззрения, исканий таких авторов позволяет наиболее полно и объективно представить картину историко-литературного процесса, восполнить существующие в нем пустоты.

Данное исследование обращено к жизни и творчеству талантливого поэта Валериана Валериановича Бородаевского (1876 - 1923), одного из малоизвестных представителей Серебряного века русской поэзии. В дореволюционные годы у него вышли книги стихов: «Страстные свечи» (СПб., 1909), «Стихотворения. Элегии, оды, идиллии» с предисловием Вяч. Иванова (СПб., 1909), «Уединенный дол» (1914). Он также был представлен в «Антологии» издательства «Мусагет» (1911).

Стихи поэта можно было прочитать в журналах «Аполлон» 1910, кн. 7, «Вестник Европы» 1910, кн. 10, «Современник» 1912, кн. 4, «Русская мысль» 1913, кн. 9, «Русская мысль» 1914, кн. 2, в альманахе «На рассвете» 1910, в газете «День» 1917.

Первые же поэтические выступления В.В. Бородаевского относятся к концу 90-х годов XIX века: стихотворение «Странник. Подражание восточному», кн. «Недели» 1899, №6; стихотворение «Гимн заре (Из Риг-Веды)» кн. «Недели» 1900, №1^

Сборник «Страстные свечи», изданный в количестве 100 экземпляров, не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда прилавки книжных магазинов. Его заметил и одобрил такой влиятельный и взыскательный критик, как Вяч. Иванов: «Первины поэта редко позволяют ценителям поэзии вынести убежденный и убедительный приговор о новом даровании. Не завершительных достижений ищем мы в этих начальных опытах, но намечающихся возможностей будущего

1 «Неделя» - еженедельная политическая и литературная газета; издавалась в Санкт-Петербурге с 1866 по 1901гг.; с 1887 г. приобрела подзаголовок «Еженедельная газета с приложением ежемесячных «Книжек Недели», где публиковались романы, повести, стихи. развития. Поэтому естественно спросить себя, при оценке первой книги стихов, прежде о том, принадлежит ли она вообще искусству или вовсе чужда ему; если же поэзия причастна, - то какова степень зрелости художника»1.

В своем издательстве «Оры» в том же, 1909 году, Вяч. Иванов издает второй сборник стихов Бородаевского под названием «Стихотворения. Элегии, оды, идиллии» и в предисловии дает высокую оценку его дарованию: «Нельзя не расслышать в стихах Бородаевского «собственный», т.е. единственно данному поэту свойственный, собственно ему присущий тон. И впечатление этой своеобычности лирического тона тем ярче, что В. Бородаевский вообще чуждается какой бы то ни было манеры, т.е. преднамеренного применения типически выработанных внешних приемов изобразительности»2.

Вяч. Иванов отмечает, что форма стихов Бородаевского чаще всего привлекательна соединением обдуманности и решительности, своей емкостью, вескостью и своеобразною остротой эстетического действия, подчас же и счастливою новизной словесного и звукового изобретения; но поэт с равною свободой и мерой пользуется преданием и новшеством, не боясь быть заподозренным ни в зависимости от старых образов, ни в подражательности современникам, ни в литературном сектантстве, ни в эклектизме. Стихи подкупают своеобразием, искренностью и непосредственностью, они производят «живое впечатление выявляющейся самобытности» автора: «Это сочетание беспечной неразборчивости в наряде и позе с ясно выраженным стремлением к формальной законченности и даже утонченности в словесной передаче овладевшего душой (всегда до глубины ее) музыкального волнения - проистекает из всепоглощающего сосредоточения творческой энергии на лирическом содержании, которое, будучи, в пределах разбираемого собрания

1 Иванов Вяч. Предисловие// Бородаевский В. Стихотворения. Элегии, оды, идиллии. СПб., 1909. С. 3.

2 Там же. стихотворений, не только разнообразным (для значительной части их именно отличительна новизна замысла), но и как бы внутренне антиномическим, естественно приемлет разновидные формы»1.

Поэт Ю.Н. Верховский особо отметил оды Бородаевского, их «живописную красочную силу», «твердую выкован ность стиха», «архитектурную пропорциональность частей»2. После выхода книги стихов Бородаевского «Уединенный дол» С.М. Городецкий писал, что

Бородаевский «борется с создавшей его школой - символизмом - и з преодолевает его».

А один из мэтров русского символизма - В.Я. Брюсов - был настроен сдержанно, считая поэзию Бородаевского «недостаточно крепкой». Это видно из письма Брюсова к Вяч. Иванову от 11 мая 1911 года: «Вот жду, что ты исполнишь свое обещание и пришлешь для журнала стихов. Одно стихотворение Верховского, из числа переданных тобой, напечатано. Бородаевского стихи мне нравятся менее»4.

На это письмо Вяч. Иванов 28 мая того же года ответил: «Сожалею и удивляюсь, что ты не хочешь признать Бородаевского. Сила его дарования очевидна»3.

В.В. Розанов рецензируя сборник «Стихотворения. Элегии, оды, идиллии», отмечал, что «г-н Бородаевский прекрасно образован, обладает умеренным вкусом и страстным вниканием в чужое творчество. Вниканием вдумчивым, многолетним, тихим. Русская литература может ожидать от него со временем получить сборник изящных стихов»6.

Но более полную оценку творчеству Бородаевского в досоветский период литературы дал Н.С. Гумилев. Он, будучи не только выдающимся поэтом, но и тонким проницательным критиком, был ведущим автором рубрики «Письма о русской поэзии» в журнале «Аполлон» с 1909 по

1 Иванов Вяч. Предисловие// Бородаевский В.В. Стихотворения. Элегии, оды, идиллии. СПб . 1909. С 3.

2 Рчсские писатели. М., 1989. T.1.C.314

1 Русские писатели. Биографический словарь 1800- 1917. М., 1989. С.315.

4 Литературное наследие. Т. 85. М., 1985. С. 534.

1 Там же.

6 Розановская энциклопедия. М., 2008. С. 153.

1916гг. и не мог не заметить стихотворный сборник поэта, вышедший в издательстве «Оры». Гумилев увидел поэтическую одаренность автора, несмотря на то, что Бородаевский выступал в печати впервые, отметил, что «за его стихами стоят года раздумий, года упорной творческой работы. Ему есть что говорить, и он хочет сказать это как можно лучше. Отсюда изощренность его формы, ряд новых размеров и новых строф.

Почти каждое стихотворение написано по истинно художественным мотивам, открывает изломы души странной, насмешливой и испуганной. К его книге хочется поставить эпиграфом следующие строки из нее самой:

И зачем так холодно? И зачем так рано?

И зачем дороги снегом замело?

Как мистик, Бородаевский не знает благостного Христа солнечных полей Иудеи, ему дорог Христос русский, «удрученный ношей крестной», с губами слишком запекшимися, чтобы благословлять, этот Христос видит самые мучительные сомнения, самые темные грехи, и он прощает не потому, что любит, а потому, что понимает»1.

Говоря о поэзии Бородаевского, Н.С. Гумилев находит меткое определение, отчетливую и краткую формулу, живописную характеристику: «.в ней чувствуется знание многих метрических тайн, аллитераций, ассонансов; рифмы в ней то нежны и прозрачны, как далекое эхо, то звонки и уверены, как сталкивающиеся серебряные щиты»2. Но, как отмечает Н.С. Гумилев, глубокая неудовлетворенность миром и жгучая жажда иного не позволяет поэту сосредоточиться на своих образах, они бывают не всегда продуманы, обладают достаточно случайными чертами. И часто в самых высоких и красивых нотах его пения слышна дрожь приближающейся истерики.

Остается сожалеть, что многие важные положения в статьях Н.С. Гумилева о поэзии Бородаевского не развернуты, это объясняется

1 Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 83. Там же. срочным, журнальным характером работы. Подтверждение тому находим в воспоминаниях А.А. Ахматовой: «Заслуживают высокой оценки «Письма

0 русской поэзии», но эти очерки писались Н.С. в спешке, «на пороге типографии», как он тогда шутил»1.

Следует отметить, что современники оценивали личность Бородаевского и его творчество весьма разнообразно. Е.Ю. Кузьмина-Караваева в воспоминании «Встречи с Блоком» писала: «.опять мы, 26 ноября (1913г., Москва), вместе с Толстым у В. Иванова на Смоленском.

Народу мало, против обыкновения. Какой-то мне неведомый поэт, по имени Валерьян Валерьянович (потом узнала Бородаевский), с длинной, узкой, черной бородой, только что приехал из Германии и рассказывает о Рудольфе Штейнере»".

Е.А. Благинина, известная поэтесса, вспоминала о времени, когда в Курске, в 1920 году в частной квартире семьи Валлат на Мирной, 8 собирался кружок любителей литературы, «присвоивший себе громкое имя «Курский союз поэтов». Приходил в союз и Валериан Бородаевский. Молодежь смотрела на него как на зрелого мастера. В своих послеоктябрьских стихах В. Бородаевский сочетал с символической расплывчатостью и многозначностью элементы акмеистской изобразительности - «вещности»'. Упоминание об общении с Бородаевским встречается в дневниках М.М. Пришвина4, А.А. Ахматовой5, A.M. Ремизова6, Черубины де Габриак (Е.И.Васильевой)7.

Об общественной деятельности Бородаевского в досоветский период можно было прочитать в газете «Курский край» № 27 за 1917 год, а также, в «Журнале заседаний обновленного Курского губернского экстренного

1 Ахматова А.А. Воспоминания // Звезда. 1989. № 6. С. 73.

2 Кузьмина-Караваева Е.Ю. Избранное. М., 1991. С. 68.

3 Баскевич И.З. Курские вечера. Воронеж. 1979. С. 88.

4 Пришвин М. Дневник, весна 1917. История России 1917-1940. Сост. Мазур В.А. Екатеринбург, 1993. С. 29.

5 Ахматова А.А. Записные книжки. М., 1996. С. 29. в Обатнина Е.Р. «От маскарада к третейскому суду(«Судное дело об обезьяньем .хвосте» в жизни и творчес1ве A.M. Ремизова)» // Биографический альманах М., СПб.,1993. № 1. С. 448.

7 Купченко В.Г. Хроника жизни и творчества Е.И. Васильевой. М., Аграф 1999. С. 318. земского собрания». Эти материалы дают возможность увидеть и оценить активную жизненную позицию Бородаевского, когда он представлял Тимский уезд и был не только земским гласным, но и исполнял обязанности губернского земского комиссара. (В первой главе данной работы мы подробнее остановимся на общественной деятельности поэта).

Еще одна публикация о Бородаевском в местной прессе, к сожалению, уже после смерти поэта, относится к 1923 году: «Вчера вечером в доме санпросвещения состоялся вечер, посвященный памяти скончавшегося курского поэта В.В. Бородаевского. Вечер был устроен курским отделом всероссийского союза поэтов. Был заслушан ряд докладов о творчестве покойного и прочтены последние его произведения»1.

Личность и творчество Бородаевского становятся все более актуальными в современном культурном пространстве.

Упоминание о поэте можно найти в «Ежегодниках рукописного отдела Пушкинского Дома» за 1975-1976 гг., где говорится о письмах

О 'J

Бородаевского к A.M. Ремизову (1916)", об архиве Л.Я. Гуревич", где был обнаружен ряд стихотворений поэта, а также сообщение о встречах его с А.А. Блоком, Ф.К. Сологубом, Вяч. Ивановым и др.4

Следует отметить, что в конце XX начале XXI веков появляются новые публикации из творческого наследия Бородаевского, а также исследования его творчества. В 1980 году в альманахе «День поэзии» была впервые опубликована речь Бородаевского о Блоке, прочитанная им в Курском союзе поэтов в 1921 году. Проникновенно, образно автор описывает свои встречи с А.А. Блоком, рассказывает о том, какой неизгладимый след оставило общение с ним. Они познакомились на «башне» Вяч. Иванова. Бородаевский пишет о том, что внешность Блока сразу выделила его среди других. «Лицо античного характера под

1 «Курская правда».26.05.1923.

2 Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1975г. Л .,1975. С. 36.

1 Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1976г. Л .,1976. С. 27.

4 Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977г. Л., 1977. С. 155. волнистой шапкой волос казалось исключительно прекрасным. Лицо Блока, знакомое читающей России по акварели Сомова, - одно из тех лиц, которые не забываются: тонкий извив губ своим изяществом напоминал лица женщин да Винчи. Глаза говорили о жизни, и два резкие штриха под ними носили печать бессонных ночей»1.

Бородаевский рассказывает о своих уединенных беседах с Блоком, всегда искренних и задушевных. «В них преображался поэт. Его мысли, его слова приобретали плавное, вольное течение: становились как бы органическим продолжением его сокровеннейшей сущности, его благоуханной лирики»2.

Речь Бородаевского о Блоке изумительна по своей прямоте, искренности, ее отличает отточенность и выверенность слова, яркость и эмоциональность.

В 1981 году, в газете «Курская правда» появилась заметка Ю.А. Бугрова «Встречи Блока с курским поэтом», где впервые после долгого молчания было упомянуто имя Бородаевского. Позже в еженедельнике «Литературная Россия»4 опубликована статья того же автора «Певец курского края», в которой рассказывалось о судьбе поэта и его творчестве.

Из других изданий следует обратить внимание на «Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана»5, где сообщается о книгах Бородаевского с его автографами.

В 1989 г. была опубликована «Переписка А.Н. Толстого». Среди писем А.Н. Толстого из Парижа в 1908 году есть обращение его к отчиму А.А. Вострому: «Напиши также о Бородаевском, может, пришлет мне стихи»6. Это свидетельствует о близком общении Бородаевского с писателем в самарский период жизни. (Более полно материал представлен в главе первой).

1 Бородаевский В.В. Образ поэта// День поэзии. 1980. С. 23. Там же.

Курская правда». 24.03.1985. С. 3.

4 Литературная Россия. 28.03.1983. С. 24. Лесман М.С. Книги и рукописи в собрании Лесмана М.С. М., 1989. С.50.

6 Переписка Толстого А.Н. Т. 1. М., 1989. С. 132.

В недавнее время появились работы, обращающиеся к биографии поэта Бородаевского. Например, статья Ю.М. Гельперина в биографическом словаре "Русские писатели"1.

Наиболее глубоко проведено исследование жизни и творчества Бородаевского курским писателем, кандидатом исторических наук Ю.А. Бугровым. В 1991 году в его книге «Курские встречи», вышедшей в Воронеже, представлены сведения о поэте". В 2006 году Ю.А. Бугров в монографии «К уединенному долу. Жизнь и творчество поэта Валериана Бородаевского»"1 рассказывает о судьбе поэта, воскрешая его имя и творчество. Новизна материала делает монографию весомым вкладом в развитие истории литературы.

В январе 2007г. она была представлена на очередном международном семинаре по творчеству Вяч. Иванова и привлекла внимание участников, о чем свидетельствует письмо одного из организаторов, старшего научного сотрудника Института Мировой литературы РАН кандидата филологических наук А.Ю. Галушкина к Ю.А. Бугрову4.

Исследователь, желающий узнать более подробно о жизни поэта, может обратиться к рассказу внука поэта - А.Д. Бородаевского «Пропажа, или альбом моей бабушки»5.

M.JI. Гаспаров, анализируя поэзию 1890-1925 годов, обращался к творчеству Бородаевского, отмечая особенности стихотворений поэта: «Стихи его, тяжелые и напряженные, ориентируются на традицию философской лирики Ф. Тютчева и Е. Боратынского»6.

Н.В. Петрусенко впервые рассматривает поэзию Бородаевского через призму его религиозно-философских взглядов, отмечая, «что поэт, в

1 Гельперин Ю.М. // Русские писатели 1800 -1917: Биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 314 -315.

2 Бугров Ю.А. Курские встречи. Воронеж, 1991. С. 48-54. я Бугров Ю.А. К уединенному долу. Жизнь и творчество поэта Валериана Бородаевского. Курск, 2006.

Архив Бугрова Ю.А. Папка № 3.

1 Бородаевский А.Д. Пропажа, или альбом моей бабушки // Грани. 1991. № 160. С. 60 - 91.

6 Гаспаров М.Л. Русский стих 1890 -1925 годов в комментариях. М., 1993. С. 193. первую очередь, выражает в своих стихах свойственное ему трагическое мировосприятие. Именно оно, а также попытки автора сочетать символизм с классической традицией русской литературы, отличает его от других символистов. А потому можно констатировать, что забытый ныне поэт представляет собой оригинальное явление в рамках русского символизма, имея свои, непохожие ни на кого, стиль и мировосприятие»1.

Стихотворения Бородаевского не издавались после 1917 года, поэтому он перешел в разряд «забытых». В настоящее время наследие поэта вызывает интерес у исследователей, читателей, привлекает внимание личность Бородаевского, его литературное окружение.

В 2001 году вышла антология «Поэзия Серебряного века» в 3-х томах (под ред. Д.С. Лихачева, М. JL Гаспарова) включающая более ста имен поэтов конца XIX - первой четверти XX века, позволяющая представить творчество поэтов Серебряного века достаточно полными подборками стихов. В антологии творчество Бородаевского представлено двенадцатью стихотворениями из дореволюционных изданий. Это первая солидная публикация, сопровождающаяся биографической справкой3.

Стихи Бородаевского включены в антологии, представляющие своего рода лирический дневник эпохи: «Лирика Серебряного века» 4, «Рифма, обращенная к Богу»3, «Сонет Серебряного века», «Антология русской поэзии. Серебряный век»6.

В исследовании впервые вводятся в научный оборот и систематизируются рукописные материалы из российских архивов и частных собраний.

1 Петрусенко Н.В. В.В. Бородаевский - поэт символизма // Новый исторический вестник.

2001. № 3. С. 75. "" Поэзия Серебряного века. Т. 1. М., 2001. С. 179.

111оэзия Серебряного века. Т. 1. М., 2001. С. 179.

4 Лирика Серебряного века. СПб., 2004.

5 Рифма, обращенная к Богу. СПб., 2005. С. 57. Литология русской поэзии. Серебряный век. М., 2006. С. 1S6-188.

РГАЛИ:

Ф. 1458. Библиография В.В. Бородаевского, составленная Е.Я. Архиповым. Т. 1.

Ф. 273. Бородаевский В.В. Письмо Вяч. Иванова Бородаевским В.В. и М.А.

Ф. 1666. Бородаевский В.В. Письмо в редакцию газеты «День».

Ф. 418. Бородаевский В.В. Письмо Пругавину B.C.

Ф. 998. Письмо Бородаевского В.В. к В.Э. Мейерхольду.

Ф. 290. Письмо к И.И. Фуделю.

В рукописном отделе РГБ были изучены письма В.В. Бородаевского разным лицам, в том числе к М.А. Князевой (будущей жене) от 19041905гг., к которым были приложены стихотворения поэта, позже опубликованные, а также письмо А. Белого к В.В. Бородаевскому (1917), письма Ю.Н. Верховского к М.А. Бородаевской (1915), письма М.М. Замятниной (1910), Вяч. Иванова (1911), В.К. Ивановой (1911).

Пушкинский Дом:

Ф. 256. Письма Бородаевского к A.M. Ремизову.

Ф. 289. Письма к Ф.К. Сологубу.

В работе были использованы фонды Государственного архива Курской области, содержащие новые сведения о поэте и его семье:

Ф. 54. Курское губернское по земским и городским делам присутствия.

Ф. 39. Курская губернская земская управа 1865-1917.

Ф. 184. Курская казенная палата.

Ф. 239. Уездные земские управы Курской губернии 1865-1918.

Ф.Р - 62. Народный суд Курского уезда.

Ф.Р - 313. Курское губернское земельное управление.

Ф.Р - 685. Тимское уездное управление.

Ф.Р - 775. Курская губернская и уездные комиссии по лишению прав на землепользование и выселению бывших помещиков и крупных землевладельцев.

Ф.Р - 463. Курская губернская инспекция мест заключения.

Ф.Р - 1034. Лечебные учреждения г.Курска (Мурыновские заразные бараки).

Ф.Р - 2642. Домовые книги.

Благодаря внуку поэта А.Д. Бородаевскому и первому исследователю жизни и творчества Ю.А. Бугрову у нас появилась возможность работать с их личными архивами, а также с частью архива А.Г. Кепова.

Бородаевский удостоился публикаций в энциклопедических изданиях: «Русские писатели. Биографический словарь 1800-1917гг.» 1 «Курск. Краеведческий словарь-справочник»2, «Большая Курская энциклопедия»

В свое время поэт был включен в активную литературную коммуникацию: общался по литературным и религиозно-философским вопросам с широким кругом людей, авторитетных в литературном мире и общественной жизни конца XIX начала XX веков, в частности с А.А. Блоком, А. Белым, А.Н. Толстым, М.А. Кузминым, Ф.К. Сологубом, А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилевым и многими другими поэтами. Он стал близким другом Вяч. Иванова, поэта, философа, чьи идеи, говорившие об ущербности декадентства и формировавшие мысль об искусстве как выражении высшей универсальной истины, укреплявшие веру художника в свое сверхназначение и дававшие ему осознание религиозного смысла своего дела, получили в русском художественном сознании начала XX века огромный резонанс.

1 Русские писатели. Биографический словарь 1800-1917 гг. М., 1989. Т. 1. С. 314-315.

2 Курск. Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997. С. 49.

3 Большая Курская энциклопедия. Курск, 2004. Т. 1. С. 102.

Сблизившись с Бородаевским, Вяч. Иванов оказал значительное воздействие на его творчество, но и сам неоднократно давал высокую оценку стихам поэта. Кумирами Бородаевского в области философии были Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, Р. Штайнер1. Его поэтическое творчество, как мы покажем в дальнейшем, было тесно связано с философскими поисками.

На мировоззрение поэта огромное влияние оказала дружба с В.В. Розановым, которая прервалась только смертью мыслителя. Так, М.А. Бородаевская, жена поэта, с большим уважением относившаяся к В.В. Розанову, считала его крестным отцом религиозных поисков мужа. Воззрения В.В. Розанова, многочисленные беседы с ним об искусстве и литературе, христианстве способствовали тому, что Бородаевский начал искать веру себе по душе, ту веру, которая могла бы обессмертить человечество.

Эти поиски привели его к увлечению антропософией, учению, основанному Р. Штайнером (1861 - 1925). Немецкий философ конца XIX начала XX вв., основатель идеалистического учения о таинственных возможностях человеческого разума, стал одним из кумиров Бородаевского.

Штайнерианство было «самой тайной страстью» русской интеллигенции. Известно, что идеи Р. Штайнера и личное с ним знакомство оказали огромное влияние на мировоззрение и жизненную судьбу поэтов-философов М.А. Волошина и А. Белого, великого драматического актера М.А. Чехова, художника В.В. Кандинского, писательницы и художницы А.А. Тургеневой и др.

То, что Бородаевский попадает под гипноз антропософских идей Р. Штайнера, также свидетельствует о том, что он был плотью от плоти Серебряного века. Ему близка доктрина, которая сводилась к созданию

1 В некоторых источниках фамилия Штайнер пишется как Штейнер. мудрого человека», развитию по особой методике «тайных способностей», чтобы новый богочеловек господствовал над миром.

Религия и поиск себя в ней в определенные периоды были главенствующими в жизни Бородаевского. Это было отражением характерной особенности времени, отличающегося увлечением философией, поисками нового бога, смысла жизни, рецептов бессмертия.

Воззрения Бородаевского складывались под перекрестным влиянием B.C. Соловьева и Н.Ф. Федорова, К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова, потому в его поэзии отразился интерес к религиозно-философской проблематике. Позже он посвятит стихи своим духовным учителям, будет работать над книгой о религиозных взглядах К.Н. Леонтьева. В молодости Бородаевский как бы примерял на себя религии, находился в поисках своего Бога, но в зрелые годы вернулся в православие. (Подробно мы остановимся на этом вопросе в первой главе).

Вкус Бородаевского как поэта формировался под воздействием русской поэзии XIX века. Заметно влияние Е.А. Боратынского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Это проявляется в восприятии мира, стремлении к гармонии или ощущении утраты ее, в напряженной работе мысли и чувства. «Вышедшая в московском издательстве «Мусагет» книга стихов «Уединенный дол» (1914) закрепила за поэтом репутацию «неоклассика», развивающего традиции Тютчева и Боратынского»1.

В современном литературоведении интерес к творчеству поэта закономерен: он, действительно, талантливый, оригинальный поэт, мастер художественного слова, отразивший духовные настроения и искания эпохи. Как далеко не уводили бы порой философские искания Бородаевского, его творчество оставалось в русле общего развития русской поэзии конца XIX - начала XX вв. и обогатило ее яркими стихами.

Актуальность исследования определяется наметившимся в последние годы очевидным интересом к явлениям литературы «второго

1 Поэзия Серебряного века. T.l. М., 2001. С. 649. ряда», без учета и понимания которых невозможно составить адекватное представление о культурной эпохе Серебряного века.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что это первая монографическая работа, посвященная комплексному изучению творчества Бородаевского. Единственная к настоящему времени книга Ю.А. Бугрова «К уединенному долу. Жизнь и творчество поэта Валериана Бородаевского»1 носит чисто биографический характер. Историко-литературное осмысление его творчества до сих пор осуществлялось лишь в рамках словарно-энциклопедических статей. В исследовании впервые рассматривается творчество Бородаевского с учетом его религиозно-философских представлений. Автор впервые вводит в научный оборот и пытается систематизировать рукописные материалы из российских архивов и частных собраний.

Цель работы: определить место Бородаевского в литературно-общественном движении начала XX века, выявить и проанализировать особенности его мировоззренческих установок и поэтики.

Для достижения данной цели были определены следующие исследовательские задачи:

- изучить литературное окружение Бородаевского, определить роль этого окружения в формировании художественного мира и в творческих поисках поэта; осмыслить специфику религиозно-философских взглядов Бородаевского и их воплощение в его художественном творчестве;

- рассмотреть творчество Бородаевского с точки зрения его литературных связей с русской поэзией XIX века, рубежа XIX - XX веков; раскрыть идейно-художественное своеобразие творческого наследия Бородаевского.

1 Бугров Ю.А. К уединенному долу. Жизнь и творчество поэта Валериана Бородаевского. Курск, 2006.

Объектом исследования является творчество Бородаевского: стихотворные и прозаические произведения, философские статьи, эпистолярное наследие, представленное как единое целое.

Предметом исследования является художественный мир Бородаевского в контексте русской литературы XIX века, рубежа XIX - XX веков.

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили труды по теории поэтического текста (Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, М.Л. Гаспарова, Б.М. Гаспарова, Ю.И. Минералова), исследования по поэтике русского символизма и постсимволизма (З.Г. Минц, И.С. Приходько, И.Г. Минераловой), по теории поэтических жанров (К.Л. Долгополова, Ю.В. Манна), философии творчества (С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина), теории и истории литературы и культуры (С.О. Аверинцева, Д.С. Лихачева, Г.П. Федотова).

Основными методами исследования стали: биографический, историко-литературный, сравнительно-типологический. Использование данных методов позволяет создать целостную картину восприятия личности и творчества поэта Бородаевского.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования от общего к частному. Данное диссертационное исследование включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Михайлова, Ирина Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, можно заключить, что Бородаевский по характеру исканий и по характеру творчества был ярким, самобытным поэтом Серебряного века. Его лирика получила высокую оценку поэтов-современников, писателей, мыслителей, ценителей поэзии. Образованность поэта, сочетавшая гуманитарные знания со специализацией в сфере технических наук, выделяла его даже в кругу уникальных представителей русской культуры начала XX столетия.

В ходе проделанной работы установлены факты биографии, чрезвычайно важные для понимания характера поэта. Рассмотрены семейные традиции Бородаевских, уклад жизни, атмосфера усадьбы, являвшейся своеобразным «концентратом русской материальной и духовной культуры». Прослеживается становление личности Бородаевского в годы обучения в Курском реальном училище, Петербургском горном институте. Проанализировано его участие в литературной жизни России в период с 1908 по 1916 гг., а также общественно-политическая и литературная деятельность в Курской губернии с 1916 по 1923 гг., выявлено общение с широким кругом людей, авторитетных в литературном мире и общественной жизни конца XIX начала XX веков.

Для исследования мировоззрения Бородаевского важно понимание его религиозных взглядов, отношения к христианскому вероучению. Религиозность была для Бородаевского не модным, в духе времени, увлечением, а тем началом, которое позволяло ему обрести жизненную опору, и отвечала его представлениям о гармонии. Воззрения Бородаевского, формировавшиеся под перекрестным влиянием B.C. Соловьева и К.Н. Леонтьева, Н.Ф. Федорова и В.В. Розанова, нашли отражение в его философских статьях «О трагизме в христианстве», «О религиозной правде Константина Леонтьева». Бородаевский утверждал, что мир движется к апокалиптическому концу. Причиной этого он считал современное ему состояние мира, которое далеко от совершенства и вряд ли сможет к этому совершенству приблизиться. Таким образом, в качестве основополагающего начала миропонимания Бородаевского выступал трагизм в восприятии мира. Трагичным для поэта являлось и христианство, поскольку на земле не могут быть воплощены его высокие идеалы.

Увлечение Бородаевского философией, поиски истины вызвали интерес к антропософии. Учение Р. Штайнера и личное с ним знакомство имели определенное влияние на Бородаевского. После анализа трудов мыслителя, он уходит от идей антропософии и возвращается в Православие. Для русского религиозно сориентированного человека это было если не неизбежно, то вполне закономерно.

Тем не менее переходы от одной философской системы к другой не были связаны у поэта с мировоззренческими кризисами, они отражали характерные для его времени искания творческой интеллигенции, были связаны с его личными контактами и увлечениями.

Становление Бородаевского - прозаика и поэта происходило параллельно с эволюцией его религиозно-философских взглядов, поэтому его литературные произведения очень часто представляют весьма убедительные иллюстрации его исканий. Он размышлял о человеческом существовании то с позиции мистика, то с позиции православного христианина. Мы стремились показать, что без уяснения его религиозно-философских воззрений невозможно адекватное истолкование творчества.

В результате проведенного исследования пришли к выводу, что Бородаевский вошел в литературу как вполне сложившийся художник и мыслитель. Выявлено своеобразие усвоение традиций русской поэтической классики XIX века, сыгравшее определенную роль в становлении стилевой манеры Бородаевского. В творчестве преобладают синтетические черты: оно вбирает в себя достижения предшествующей литературы и в то же время связано с творчеством поэтов, современных Бородаевскому. Проведенное исследование позволяет утверждать, что поэзия Бородаевского, сочетавшая в себе реалистические традиции с художественными открытиями символизма, импрессионизма, создавалась на основе философско-эстети ческой концепции начала XX века и находилась в связи с общей духовной жизнью времени.

Главная особенность поэзии Бородаевского в том, что она является философской: почти все стихи, вне зависимости от того, чему они посвящены, всегда сводятся к рассмотрению глобальных проблем бытия. Ей присущи доминирующие тона символистского лиризма, такие как-пронзительное чувство тайны и духовная взволнованность, а также насыщение глубинных слоев образа религиозно-мистическим философским содержанием. В то же время в своих стихах Бородаевский отражает и православное восприятие мира: сознание греха и органическое стремление к покаянию, жажду делать добро, горькое смирение и взлеты к идеалу святости и жертвенности.

Любовная лирика поэта сочетает строгость формы с естественностью интонации. В ранней любовной лирике проявилась особенность творческой манеры Бородаевского - близость к импрессионизму. Любовь изображается как мистическое стремление к «несказанному, вечному, нежному». Но позже в любовной лирике появляется образ «земной женщины», также носящей и мистические черты, связывающие ее с мирами иными.

Тема природы - одна из основных в творчестве Бородаевского. Проведенный анализ показывает, что лирический пейзаж в поэзии А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и пейзажная лирика Бородаевского - одна из главных точек соприкосновения в их творчестве. Пейзажам Бородаевского присущ утонченный психологизм, но все-таки главное, что их отличает, - это конкретно-зрительная передача впечатлений от картин и явлений природы. Хотя много стихов посвящено типично земным явлениям, в них также присутствует Божественное начало: поэт представляет картины земного пейзажа, который постепенно перерастает в пейзаж метафизический, таким образом, демонстрируя соотношение земного и небесного, человеческого и Божественного. За красотой мира земного для поэта скрывается истинная красота мира Божественного.

Для поэзии Бородаевского характерна, «намекающая», намеренно неточная лексика, метафоры горних порывов и идеалов. В поисках лирических соответствий «несказанному» обращался к славянизмам, затейливо затрудненному синтаксису, неологизмам, необычным эпитетам. Одним из главных средств является не только словотворчество, по измененная функция лексики в её символической основе. Оригинальную семантическую окраску словам придает художественный контекст стихотворения. Насыщенность сравнениями в общей семантике двоемирия - одна из характерных черт поэзии Бородаевского, которая присуща художественной традиции того времени в целом.

Стиль поэта соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии, ощущение эпохи, сопереживание ее событиям, поиски своего места в них позволяют признать Бородаевского по-настоящему самобытным поэтом. В то же время следует подчеркнуть, что синтез элементов различных творческих систем в его наследии приводит, с одной стороны, к некоторой идейно-художественной непоследовательности, а с другой - свидетельствует о типичности творчества поэта, как литератора «второго ряда».

Дальнейшие исследования творчества, личности и поэтического окружения Бородаевского представляются достаточно перспективными.

153

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Михайлова, Ирина Петровна, 2010 год

1. Анненский И.Ф. Книги отражения. М., 1979.

2. Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. М.,1990.

3. Аникст М.А. и B.C. Турчин. Из истории русской усадебной культуры XVII XIX веков. М., 1979.

4. Антология русской поэзии. Серебряный век. М., 2006.

5. Антология. Поэзия Серебряного века. Т. 1. М., 2001.

6. Антология. Лирика Серебряного века. СПб., 2004.

7. Антология. Рифма, обращенная к Богу. СПб., 2005.

8. Ахматова А.А. Воспоминания // Звезда. 1989. № 6. С. 73.

9. Ахматова А.А. Записные книжки. М., 1996.

10. Ачкасова Г.Л. Любимый образ мой // Литература в школе. 2000.№. 8. С. 37.

11. Ачкасова Г.Л. Фет А.А.: Изучение жизни и творчества поэта в школе. Курск: КГУ. 1999.

12. Бальмонт К.Д. Горные вершины. Сборник статей, кн. 1. М., 1904.

13. Баскевич И.З. Курские вечера. Воронеж, 1979.

14. Безелянский Ю. 99 имен Серебряного века. М., 2007.

15. Бекетова М.Н. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1990.

16. Белый А. Начало века. М., 1990.

17. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.

18. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

19. Бердяев Н.А. Ивановские среды // Русская литература XX века. 1890 1910. Под ред. С.А.Венгерова. Т. III. кн. 8. М., 1916. С. 97 - 98.

20. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж, 1949.

21. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала века и журнал «Путь». С. 25.

22. Биографии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.2. М., 1992. С. 439.

23. Блок А.А. Записные книжки. М., 2000.

24. Блок А.А. Собр. соч. в 8-ми т., Т.6. М., 1962.

25. Блок А.А. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 1. М., 1962.

26. Боратынский Е.А. Стихотворения. М., 1976.

27. Бородаевский А.Д. Пропажа, или альбом моей бабушки // Грани. 1991. № 160. С. 65-91.

28. Бородаевский В.В. Образ поэта // День поэзии. 1980. С. 23.

29. Бородаевский В.В. О трагизме в христианстве // Русский вестник. 1903. №2. С. 617-620.

30. Бородаевский В.В. О религиозной правде Константина Леонтьева // Леонтьев К.Н.: pro et contra. Т. 1. СПб., 1995. С.253-460.

31. Бородаевский В.В. Страстные свечи. СПб., 1909.

32. Бородаевский В.В. Стихотворения. Элегии, оды, идиллии. СПб., 1909.

33. Бородаевский В.В. Уединенный дол. М., 1914.

34. Борщик Н.Д. История заселения южных территорий Курского края в XVII (на примере Суджанского уезда) // Курский край. 2006. № 5. С. 39 40.

35. Братство святой Софии. Материалы и документы. 1923 1939. Москва-Париж, 2000.

36. Брюсов В.Я. Дальние и близкие. М., 1912.

37. Брюсов В.Я. Литературное наследие. Т. 85. М., 1985.

38. Бубеннов М. Жизнь и слово // Молодая гвардия. 1981. № 5. С. 56.

39. Бугров Ю.А. Встречи Блока с курским поэтом // Курская правда. 14.04.1985. С. 4.

40. Бугров Ю.А. К уединенному долу. Жизнь и творчество поэта Валериана Бородаевского. Курск, 2006.

41. Бугров Ю.А. Курские встречи. Воронеж, 1991.

42. Бугров Ю.А. Певец курского края // Литературная Россия. 28.10.1983. С.12.

43. Бугров Ю.А. Стихи Бородаевского В.В. // Курские Епархиальные ведомости. 1991. С.2.

44. Бухштаб Б.Я., Фет. А.А. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.

45. Верховский Ю.Н. Струны. М., 2008. С. 830-831.

46. Волков А.А. Русская поэзия конца XIX начала XX века. Доокт. период. М., 1979.

47. Волошин М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М., 1991.

48. Ворович Б.И. Марьино: годы, события, люди. М., 2003.

49. Гаврюшин Н.К. По следам рыцарей Софии. М., 1998.

50. Гаман Р. Импрессионизм в искусстве и жизни. М., 1935.

51. Гаспаров М. Л. Русский стих 1890-1925 годов в комментариях. М., 1993.

52. Гельперин Ю.М. Бородаевский В.В.// Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. Т. 1. М., 1989.

53. Гоголь Н.В. Письмо Балабиной М.П. Переписка 2 Т. М., 1988 T.l. С.309.

54. Горький М. Разрушение личности // Очерки философии. СПб., 1909.

55. Горький М. Литература в школе. 2002. №. 3. С. 27.

56. Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., Т. 29. С. 88.

57. Гузик М.А., Зеликова Н.В. Учебный путеводитель по художественной культуре России. М., 2002. С. 193-232.

58. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990.

59. Гумилев Н.С. Стихи. Поэмы. Тбилиси, 1988.

60. Гуревич Л. Загадки Бальзака. М., 1996. С. 37.

61. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980.

62. Давыдов А.Н. Колокола и колокольные звоны в народной культуре // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 15.63. День. 1917. №2.

63. Долгополов Л.К. Поэзия русского символизма. Т. 2. Л., 1969.

64. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Л., 1972. Т. 24. С. 47.

65. Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома (на 1975г.). Л., 1976.

66. Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома (на 1976г.). Л., 1977.

67. Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома (на 1977г.). Л., 1978.

68. Жемчужный И.С. Об одном устойчивом романтическом альянсе в образно-поэтической системе А.А.Фета. // А.А.Фет. Проблемы изучения жизни и творчества. Курск, 1994. С. 84.

69. Журнал заседаний обновленного Курского губернского земского собрания. Курск, 1917.

70. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Л., 1989. С. 75.

71. Задонский Т. Творение иже во святых отца нашего Тихона Задонского; в 5 т. М., Т 1. 1899.

72. Зеньковский В.В. Братство святой Софии // Материалы и документы. 1923 1939. Москва-Париж, 2000.

73. Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1989. Т.2.

74. Иванов Вяч. Предисловие // Бородаевский В.В. Стихотворения. Элегии, оды, идиллии. СПб., 1909.

75. Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909.

76. Иванов В.И. Стихотворения и поэмы. Малая библиотека поэта. Л., 1976.

77. Иванов Г.В. Петербургские зимы // Серебряный век. Мемуары. М., 1999.

78. Иванов Вяч. Собр. соч. в 4т. Бруссель, 1987. Т. 4. С. 14.

79. Канунова Ф.З. Нравственно-философские искания русского романтизма (30-40 -е годы) и религия (к постановке проблемы) // Русская литература и религия. Новосибирск. 1997. С. 69.

80. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. М., 1978.

81. Книга памяти. Патриот. Т. 2. М., 1999.

82. Кобылин А.Н. Краткие сведения о художниках-уроженцах Курской губернии и других художниках, работавших в ней // Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. Курск, 1915. С. 46-47.

83. Кошелев В.А. Лирика Фета и русская «усадебная поэзия» // А.А. Фет. Проблемы изучения жизни и творчества. Курск, 1994. С. 35-36.

84. Кожинов В.В. Тютчев. М., 1994.

85. Криволапова Е.М. «Преодолеть без утешенья». Зинаида Гиппиус и ее время. Орел, 2006.

86. Крук И.Т. Поэзия Александра Блока. М., 1970.

87. Кузмин М. Избранные произведения. JL, 1990.

88. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Избранное. М., 1991.

89. Купченко В.Г. Хроника жизни и творчества Е.И. Васильевой. М., 1999.

90. Курская правда. 26.05.1923. С.2.

91. Курская правда. 29.11.2007. С. 3.

92. Курский Вестник. 23.10.2007. С. 2.

93. Курский краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997.

94. Курский край. 1917. № 27. С. 7.

95. Ладыженский М.В. Свет незримый. Из области высшей мистики СПб., 1912. С. 125.

96. Лебедев Е.Н. Тризна. М., 1985.

97. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция 1900-1917 годах. М., 1981.

98. Леонтьев К.Н.: pro et contra. Т. 1. СПб., 1995.

99. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане Ф.М. Достоевский и гр. Толстой. СПб., 1882.

100. Лесман М.С. Книги и рукописи в собрании ЛесманаМ.С. М., 1989. С. 50.

101. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец. Л.,1989.

102. Литературные портреты. Время Пушкина. Л., 1923.

103. Литературная жизнь России 1920-х годов. М., 2006.

104. Лукницкая В.К. Перед тобой земля. М., 1988.

105. Луначарский А.В.Собрание сочинений. Т. 1. М. 1963.

106. Майков А.Н. Письмо из Флоренции от 14 февраля 1859. // Русская старина. 1899. № 3. С. 15.

107. Маймин Е.А. А.А. Фет: книга для учащихся. М., 1989.

108. Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. М., 1990. С. 43.

109. Мережковский Д.С. Революция и религия // Мережковский Д.С. Гиппиус З.Н., Философов Д.В. Царь и революция. М., 1999. С. 187.

110. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века: Поэтика символизма. М., 2004.

111. Мочалова О. Голос Серебряного века. Поэты о поэтах. М., 2004.

112. Мы лов Е.Н. Сольва // Наше слово. № 27. 2001. С. 3.

113. Николюкин А.Н., Розанов В.В. // Русская мысль. М., 2006.

114. Обатнина Е.Р. «От маскарада к третейскому суду («Судное дело об обезьяньем хвосте» в жизни и творчестве A.M. Ремизова)». М., 1993. №1.С.448. Одоевцева И.В. На берегах Невы. М., 1967.

115. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1984. С. 304.

116. Озеров Л.А. Поэзия Тютчева. М., 1995.

117. Орлов В.Н. Александр Блок. Очерк творчества. М., Гослитиздат, 1956.

118. Орлов В.Н. Перепутья. М., 1976.

119. Орлов В.Н. Пути и судьбы. М., 1963.

120. Палиевский П.В. Импрессионизм // Краткая литературная энциклопедия в 8т. М., 1962-1975. Т. 3. СПб. С.112.

121. Переписка Толстого А.Н. Т. 1. М., 1989.

122. Песков A.M. Взгляд на жизнь и сочинения Боратынского // Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского / Сост. A.M. Песков. М., 1998.

123. Песков A.M. Боратынский A.M.: Истинная повесть. М., 1990.

124. Петербург и его жизнь. СПб., 1914.

125. Петрусенко Н.В. В.В. Бородаевский поэт символизма // Новый исторический вестник. 2001. № 3. С. 23-25.

126. Пешков В.П. «Моя печальная любовь.» Воронеж, 1974.

127. Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962.

128. Пигарев К.В. Мураново. М., 1970.

129. Пильняк Б. Встречи с прошлым. М.,1990.

130. Пришвин М. Дневник, весна 1917. История России 1917. Екатеринбург, 1993.

131. Полушин B.JI. Рыцарь Русского ренессанса //Литературный журнал День и ночь. 2001. №3. С.65.

132. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1992.

133. Поэзия Серебряного века. Т. 1. М., 2001.

134. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 Т. М., 1962. Т. 6. С. 370.

135. Решетинский В.Н. Куряне участники Отечественной войны // Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. Курск, 1915. С. 107.

136. Розанов В.В. Уединенное. М., 2006.

137. Розанов В.В. Опавшие листья. М., 2006.

138. Розановская энциклопедия. М., 2008. С. 153.

139. Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). М.: ИМЛИ РАН, 2001.

140. Сведенборг И. О небесах, о мире духов и аде. М., 1993.С. 6.

141. Соловьев B.C. Три силы // Соч.: В 2 т. М., 1989.

142. Соловьев B.C. Смысл любви // Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

143. Соловьев B.C. Письма в 3-х т. СПб.,1911.Т.З. С.119.

144. Спаров В. Рудольф Штайнер за 90 минут. М., «Артель-СПб». 2006.

145. Твардовский А.Т. Статьи и заметки о литературе. М., 1961. С. 37.

146. Тойбин И.М. Тревожное слово. Воронеж, 1988.

147. Толстой А.Н. Переписка. T.l. М., 1989. С. 132.

148. Толстой Л.Н. Письмо к А.А. Фету. М., Т.18. 1984. С. 566.

149. Трубецкой Е.Н. Умозрения в красках // Литература в школе. 2001. № 4. С. 17.

150. Тургенев И.С. Письмо от 21 мая 1861 г. // Полное собрание сочинений и писем. Письма. Т.4.

151. Турков A.M. А.Блок. М., 1976.

152. Тютчев Ф.И. Сочинения в 2-х томах. М., 1980.

153. Тютчев Ф.И. pro et contra. Личность и творчество в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2005.

154. Тютчев Ф.И. Письмо к Гагарину. М., Т. 2. 1980. С. 22.

155. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1913.

156. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., Мысль. 1982.

157. Фет А.А. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Л., 1986.

158. Фет А.А.Письмо к К.Р. от 12 июня 1890 г.

159. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.

160. Фризман Л.Г. Творческий путь Боратынского. М., 1968.

161. Штайнер Р. Искупление разума. СПб., 2004.

162. Штайнер Р. Очерк тайноведения. М., СПб., 2000.

163. Штайнер Р. Философия свободы. М., СПб., 2000.165.«Я лучшей доли не искал.» Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях. М., 1988

164. Архив Бородаевского А.Д. Дневник М.А. Бородаевской.

165. Архив Бородаевского А.Д. Удостоверение М 9. 1948 от 30 августа 1920.

166. Архив Бородаевского А.Д. Бородаевский В.В. У Ясной горы.

167. Архив Бородаевского А.Д. Бородаевский В.В. Записные книжки.

168. Архив Бугрова Ю.А. Папка № 3. Курский союз поэтов.

169. Архив Ю.А. Бугрова. Папка Е.А. Благининой.

170. Архив Бугрова Ю.А. Папка Спорт.1. РГАЛИ:

171. Ф. 1458. Библиография В.В. Бородаевского, составленная Е.Я. Архиповым. Т. 1.

172. Ф. 273. Бородаевский В.В. Письмо Вяч. Иванова Бородаевским В.В. и М.А.

173. Ф. 1666. Бородаевский В.В. Письмо в редакцию газеты «День». 163.

174. Ф. 418. Бородаевский В.В. Письмо Пругавину B.C.

175. Ф. 998. Письмо Бородаевского В.В. к В.Э. Мейерхольду.

176. Ф. 290. Письмо к И.И. Фуделю.1. Пушкинский Дом.

177. Ф. 256. Письма Бородаевского к A.M. Ремизову.

178. Ф. 289. Письма к Ф.К. Сологубу.

179. Государственный архив Курской области.

180. Ф. 54. Курское губернское по земским и городским делам присутствия.

181. Ф. 39. Курская губернская земская управа 1865-1917.

182. Ф. 184. Курская казенная палата.

183. Ф. 239. Уездные земские управы Курской губернии 1865-1918.

184. Ф.Р 62. Народный суд Курского уезда.

185. Ф.Р 313. Курское губернское земельное управление.

186. Ф.Р 685. Тимское уездное управление.

187. Ф.Р 775. Курская губернская и уездные комиссии по лишению прав на землепользование и выселению бывших помещиков и крупных землевл адельцев.

188. Ф.Р 463. Курская губернская инспекция мест заключения.

189. Ф.Р 1034. Лечебные учреждения г. Курска (Мурыновские заразные бараки).193. Ф.Р 2642. Домовые книги.

190. ЦГИА Ф. 23. ОП. 23. Д. 133.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.