Ономастическое пространство поэзии А.Т. Твардовского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Никитина, Наталья Викторовна

  • Никитина, Наталья Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 226
Никитина, Наталья Викторовна. Ономастическое пространство поэзии А.Т. Твардовского: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Смоленск. 2006. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Никитина, Наталья Викторовна

Введение.

Глава 1. Основные проблемы изучения имени собственного.

1. Ономастика как наука об именах собственных в современном освещении.

2. Основные аспекты в изучении имени.

2.1. Имена собственные и имена нарицательные: проблема значения.

2.2. Лексический фон имени собственного.

3. Современные направления ономастических исследований.

4. Понятие об ономастическом пространстве и ономастическом поле

5. Функции имени собственного в языке и речи. 6. Онимы в художественном тексте: проблемы и перспективы исследования.

7. Специфика роли ядерных онимов в организации ономастического пространства художественного текста.

7.1. О роли онима - заглавия художественного произведения.

7.2. Роль имен персонажей (реальных - вымышленных).

7.3. Роль топонимов в организации ономастического пространства текста.

Выводы. ф

Глава 2. Ономастическое пространство поэзии А. Т. Твардовского

2.1. Обзор поэзии А. Т. Твардовского с ономастических позиций.

2.2. Онимы-заглавия и их роль в текстах А. Т. Твардовского.

2.2.1. Общая характеристика онимов-заглавий.

2.2.2. Классификация антропонимов-заглавий по составу.

2.2.3. Классификация топонимов-заглавий по составу.

2.2.4. Роль онимов-заглавий в тексте.

2.3. Онимы в художественном тексте.

2.3.1. Онимы в поэме "Страна Муравия". ф 2.3.2. Онимы в поэме "Василий Теркин".

2.3.3. Онимы в поэме "Дом у дороги".

2.3.4. Онимы в поэме "За далью - даль".

2.3.5. Онимы в лирике А. Т. Твардовского.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ономастическое пространство поэзии А.Т. Твардовского»

Исследование языковой личности писателя на современном этапе развития языкознания невозможно без изучения ономастикона, отражающего знания, которые автор использовал в ходе реализации творческого замысла. В художественных произведениях знания о мире природы, о человеке, о социуме, о культуре получают своеобразное преломление, и поэтому аспекты языковой личности раскрываются при антропоцентрическом подходе к исследованию такой единицы текста, как оним. Это связано с тем, «что писатель использует не только реальные исторические, географические, астрономические и другие имена собственные, обозначающие личностные, временные и пространственные вехи, но и создает, пополняя художественное пространство, так называемыми «литературными именами» - вымышленными единицами, тем не менее, принадлежащими его ономастикону» [Барковская 2005, 7 и др.].

Таким образом, актуальность темы обусловлена, в первую очередь, необходимостью тщательного изучения ономастикона лирики А.Т. Твардовского, одного из ведущих русских поэтов XX века, в русле антропоцентрического подхода в языкознании, поскольку антропоцентризм ставит человека, личность в центр Вселенной.

О роли А.Твардовского в нашей литературе сказано очень много. Но хочется привести слова известного его современника Константина Симонова: «Начну с того, бесспорного для меня факта, что на протяжении трех с половиной десятилетий, от выхода в свет поэмы «Страна Муравия» и до печатавшейся на рубеже шестидесятых - семидесятых годов лирики последних лет, все, сделанное Твардовским, в своей совокупности являет собой крупнейший вклад в нашу советскую поэзию. И я думаю, что мы вправе уже сегодня называть его <.> великим поэтом - столь неоспоримы масштабы сделанного им и масштабы его влияния на многомиллионного читателя, то есть в конечном итоге - на духовную жизнь общества».1

В русской литературе истинно народное и глубоко реалистическое творчество А.Т. Твардовского пользуется заслуженным признанием. Яркие сюжеты, оригинальный язык, духовность - главные черты таланта писателя, произведения которого вошли в сокровищницу русской национальной и мировой культуры. Однако правильное понимание и оценка творчества А.Т. Твардовского далеко не сразу сложились в нашей критической литературе. Это относится к самому раннему периоду - до «Страны Муравии», когда некоторые критики и литературные деятели обвиняли молодого поэта в «кулацких тенденциях». И уже после выхода «Страны Муравии» и даже после «Василия Теркина» появлялись статьи и высказывания, в которых поэту при® писывались крестьянская ограниченность, неумение видеть «черты нового, отличающие нашего колхозника от прежнего крестьянина, бойца Советской Армии от русского солдата былых времен» и так далее.

Для периода 40-50 годов наибольшее значение в установлении правильного взгляда на творчество А.Т. Твардовского имели работы В. Александрова и А. Тарасенкова, а также А.Макарова, В. Асмуса и других [см. Александров 1950; Тарасенков 1955]. Эти работы сыграли большую роль в правильном понимании и оценке творчества А.Т. Твардовского.

Объем литературы о Твардовском все увеличивался с появлением но-# вых произведений поэта. Критики единодушно отмечали общее значение творчества Твардовского в развитии народности и реализма советской поэзии [Буртин 1960, 1966; Македонов 1960; Маршак 1961, 1964; Исаковский 1968 и другие]. Значительна статья С.Я. Маршака о А.Т. Твардовском - «Служба жизни» [«Юность», 1964, № 9]. Здесь дана оценка и очень выпуклая характеристика всего творчества поэта: «Народ как бы заговорил о себе сам. Такова поэзия Твардовского. Сильная, полнокровная, не боящаяся грубой прозы жизни и в то же время необыкновенно сложная и тонкая.». Поэзия А.Т.

Симонов К. Об Александре Твардовском // А.Т. Твардовский. Собрание сочинений в шести томах. - М.: Художественная литература, 1976, т. 1. - С. 5.

Твардовского, как отмечал известный исследователь творчества поэта А. Ма-кедонов, «.поэзия многоголосья и многоликости людей и событий, лирико-эпической истории современности. Поэзия нового народа, ставшего сознательной исторической личностью, ответчиком за все на свете. Поэзия самого процесса становления такой личности во всем его «крутом и жестком поте». Отсюда - новый синтетизм художественного метода, новый тип стихотворений и поэм, с их жанровой свободой, нечувствительными переходами лирики в повествование и, наоборот, с их новым жанром свободного рассказа «с середины». Синтез лирического, повествовательного и драматического начала в поэзии. Синтез метафорического и точного, вплоть до «документальности», слова» [Македонов 1971, 26].

Одним из средств достижения такой «документальности» слова в авторских текстах А.Т. Твардовского, несомненно, являются имена собственные, так как позволяет более полно представить описываемые события, исторический фон, на котором они разворачиваются, т.е. передать реалии времени, колорит эпохи. Учитывая же ведущее место, отводимое автором в своем творчестве мотиву «Малой Родины» - всей Смоленщине, изучение имен собственных в его поэтическом творчестве становится особенно важным при рассмотрении регионального компонента.

Тема данного исследования является актуальной еще и потому, что в нем дается анализ роли онимов в организации ономастического пространства произведений А.Т.Твардовского (ранее этот вопрос исследователями не рассматривался) не только с целью их классификации, но и выяснения положения, занимаемого в системе ядро-периферия, а также определения той роли, которую играют онимы в отражении индивидуально-авторской картины мира.

Картина мира» - это целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, он возникает у человека в ходе всех его контактов с миром и представлений о мире. Если мир

- это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира - результат переработки информации о среде и о человеке [Цивьян 1990, 5]. Языковая картина мира предшествует концептуальной и формирует ее, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку. Именно в языке закрепляется общественно-исторический опыт - как общечеловеческий, так и национальный. Между картиной мира как отражением реального мира и языковой картиной мира как фиксацией этого отражения существуют сложные отношения: границы между ними «кажутся зыбкими, неопределенными» [Караулов 1976, 27].

Внечеловеческих и всечеловеческих картин мира не существует. В.И. Постовалова пишет: «в строгом смысле слова, существует столько картин мира, сколько имеется наблюдателей, контактирующих с миром» [Постова-Ф лова 1988, 32]. Но наибольший интерес представляет поэтическая картина мира, которая отражает объективную реальность через систему художественных образов, созданных автором.

Наиболее актуальным является вопрос о роли имени собственного в творчестве А.Т.Твардовского в свете двух основных подходов к этой проблеме, поскольку он традиционно остается дискуссионным. Противопоставление собственных и нарицательных имен существительных в современной русистике устойчиво [см.: Виноградов 1972; Касаткин, Клобуков, Лекант 1995; Розенталь, Теленкова 1976; Суперанская 1973 и другие]. В ономастике, ® с одной стороны, существует направление, условно именуемое «философским», преедставители которого, вслед за английским исследователем А. Гардинером, считают личные имена лишенными всякого «значения» и видят в них «псевдослова», фактически находящиеся «вне языка». По их мнению, личные имена играют единственную роль «указателей» (в прямом смысле слова), т.е. выполняют звательную функцию, определяя человека с исключительной целью указать именно на него среди всех остальных. Таким образом, считалось, что личные имена - слова «гипертрофированно номинативные», выполняющие только функцию идентификации, называющие ® предмет, но не несущие никакой информации о нем, обозначающие, но не значащие - обладают исключительно денотативной, почти дейктической функцией (подобно функции указательного местоимения) [Суперанская 1964; Галкина-Федорук 1956; Белецкий 1972; Ахманова 1969; Воронина 1995; Овчинникова 1997; Шарашова 1996 и другие], т.е., «обладая денота-цией, имена собственные не обладают сигнификацией» [Уфимцева 1974, 159]. Историческим фактором, повлиявшим на развитие асемантической концепции имени собственного, очевидно, оказалось известное высказывание К. Маркса, ставшее на долгие годы методологической опорой для многих ономастических изысканий: «Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если только знаю, что его зовут Яковом» [Маркс 1955, 107].

На недопустимость смешения различных видов информации, которую несет само собственное имя и его значение, указывает Н.И. Толстой: «Имя собственное несет некую, не для всех одинаковую информацию, «содержание», которую не следует путать со значением «семантика» [Толстой 1970, 200].

С другой стороны, имеется замечательно разработанное российской ономастикой лингво-прагматическое направление. Последнее рассматривает личные имена (ЛИ) как своего рода «классификаторы», т.е. элементы таксономии. Основной их функцией является указание на принадлежность индивида к предопределенным классам (семья, пол, род, место жительства и т.д.) [Реформатский 2004; Никонов 1974, 1988 и другие]. Определение и последующая интерпретация имени собственного с учетом критериев «выделение», «идентификация объекта» предлагается в трудах А.А. Белецкого (1972), О.Д. Митрофановой (1958), В.А. Никонова (1974), А.А. Реформатского (1959, 1967, 1986, 2004) и других. Вторая теоретическая позиция противостоит первой тем, что признает коннотативную силу потенциально всех имен собственных вообще и личных имен в частности. Имена собственные признаются такими же словами, как и любое имя нарицательное, и считаются полноправными элементами языка.

Более того, имена собственные в художественном тексте играют исключительно важную роль, поскольку помогают лучше раскрыть авторский замысел, передать авторское восприятие действительности. Авторское видение мира, писательский узус накладывает отпечаток, а часто даже диктует конструирование ономастической модели мира художественного текста, причем «она приобретает реалистический характер только в том случае, если ориентирована на общеязыковые коннотативные возможности собственных имен во всем их разнообразии, в определенную эпоху и в определенной авторской среде» [Михайлов 1988, 12]. Индивидуально-авторская картина мира в значительной степени субъективна и несет в себе черты языковой личности ее создателя. Это образная, «очеловеченная картина», в которой

• личность поэта представляется как отражение ее существования. Такая картина мира понимается нами как альтернатива миру реальному. «Это образ мира, сконструированный сквозь призму сознания и языка поэта, он является результатом его духовной активности» [Маслова 2004, 68]. Материальным выражением поэтической картины мира являются произведения поэта, их единое текстовое пространство.

Предметом настоящей работы являются имена собственные в поэтических произведениях А.Т.Твардовского. Прежде всего, это антропонимы (имена, фамилии, отчества людей) и топонимы (географические названия).

Последние представлены очень масштабно, поскольку география событий в творчестве поэта чрезвычайно широка (только в поэме «За далью - даль», например, свыше 80 топонимов). Помимо топонимов и антропонимов, встречаются и другие онимы, например, космонимы, зоонимы и другие.

Объектом исследования определяются все сложные языковые и вне-языковые процессы, организующие ономастическое пространство поэзии А.Т.Твардовского.

Источниками исследования являются тексты поэтических произведений А.Т.Твардовского - проанализированы стихотворения разных лет, по

9 эмы «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью - даль», «Дом у дороги» [Собрание сочинений в шести томах. - М.: Художественная литература, 1976-1983. Т. 1-6]. Общий объем текстов составил 1314 страниц.

Цель данного исследования - определить роль имен собственных в поэзии А.Т.Твардовского, их значение в реализации творческого замысла поэта, в отражении индивидуально-авторской картины мира.

Поставленная цель предполагает решение нескольких конкретных задач:

1) выбрать из текстов поэтических произведений А.Т.Твардовского все имена собственные, очертив, таким образом, текстовое ономастическое пространство;

2) распределить имена собственные по разрядам: антропонимы, топонимы, гидронимы, зоонимы, фитонимы, космонимы и т.д., учитывая специфику конкретного произведения;

3) расклассифицировать имена собственные по их месту, занимаемому в системе «ядро-периферия» ономастического поля;

4) дать этимологический и семантический анализ рассматриваемых в работе онимов;

5) отметить словообразовательные особенности имен собственных в поэтическом творчестве А.Т.Твардовского, обозначив наиболее традиционные способы образования фамилий и географических наименований;

6) определить роль имен собственных (рассматривая онимы всех разрядов) в построении литературного произведения, раскрытии индивидуально-авторской картины мира;

7) указать особое значение онимов-заглавий как важного средства реализации авторского замысла.

Рассмотрение ономастикона художественного текста чрезвычайно важно, так как позволяет не только с большей убедительностью анализировать другие уровни произведения, его эстетические и идеологические особенности, но и помогает в раскрытии художественного замысла поэта, в изучении его идиостиля.

В работе использована общепринятая в лингвистике и ономастике методология исследования, в том числе следующие методы исследования:

1. Метод комплексного анализа текста, предполагающий выборку, систематизирование ономастического материала, его классификацию и описание как отдельных групп онимов (антропонимов, топонимов, зоонимов и т.д.), так и всего ономастического пространства произведений автора.

2. Статистический метод, основанный на количественной стороне интерпретации материала исследования и заключающийся в простейшем подсчете количества имен и выделении наиболее употребительных из них.

3. Структурно-семантический метод, который базируется на изучении структуры имен собственных, выявлении их словообразовательных осо

• бенностей, а также обосновании теорий происхождения онимов и рассмотрении их значения в поэтических текстах А.Т.Твардовского.

4. Ареальный метод, связанный в основном с изучением топонимов (хотя применим и для других онимов), является одним из актуальных в изучении ономастического пространства поэзии А.Т.Твардовского, поскольку имеет место описание конкретных регионов (часто - Смоленского края)1.

Исследование проводилось методом фронтальной выборки из текста всех имеющихся в произведениях имен собственных. Критерий различия имени и апеллятива - формально-семантический: отбирались те слова, которые называют человека или являются наименованием местности или другого объекта и при этом пишутся автором с большой буквы (в соответствии с правилом написания собственных имен). Такой принцип отбора, в частности, лингвист В.П. Григорьев мотивирует следующим образом: «.читатель получает сигналы к некоторому объединению этих слов с общенормативными СИ (собственными именами), используемыми наряду с ними» [Григорьев 1976, 204]. Имена, называющие одного и того же персонажа, но имеющие различное звуко-графическое оформление, то есть варьирующиеся полностью или частично, считаются при таком подходе отдельными антропонима

1 Методы подробно описаны в книге «Теория и методика ономастических исследований». - М.: Наука, 1986. ми.

Собранный в ходе фронтальной выборки материал вошел в общий перечень онимов, а также использовался при составлении таблицы частоты употребления российских топонимов, таблицы самых популярных имен у Твардовского (см. приложения).

Научная новизна диссертации определена целями и задачами, которые представлены и последовательно решены в работе:

1. Впервые на материале поэзии Твардовского рассматривается ономастическое пространство как полевая структура и определяется роль этой структуры в создании индивидуально-авторской художественной картины мира.

2. Достаточную научную ценность имеет, во-первых, сам фактический материал, во многом впервые вводимый в научный оборот антропонимики как области знания.

3. Определяются ядерно-периферийные отношения онимов в свете получившей широкий научный резонанс известной работы В.И. Супруна.

4. В русле антропоцентрического подхода исследуется роль имени собственного в построении индивидуально-авторской картины мира с учетом личности поэта как уроженца Смоленского края.

Теоретическая значимость работы связана с тем, что результаты ис-ф следования представляют определенный интерес для дальнейшей разработки теоретических вопросов, касающихся роли имени собственного в художественном тексте. В частности, предлагается новый подход к определению роли онимов-заглавий в ономастическом пространстве поэтических произведений (на примере творчества А.Т. Твардовского).

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы для чтения общих и специальных курсов по ономастике, лексикологии, стилистике, лингвистическому анализу художественного текста, по истории литературы в высших учебных заведениях. Они будут способствовать более глубокому изучению лексического состава языка, с одной стороны, и новому взгляду на творчество А.Т.Твардовского с учетом роли онимов в художественном тексте произведений — с другой. Помимо этого, анализ ономастического пространства известнейшего смоленского поэта дает богатый материал для работы по лингвистическому краеведению.

Фактический материал может оказаться полезным для составления Энциклопедии А.Т.Твардовского, которая готовится к изданию на кафедре литературы Смоленского государственного педагогического университета, а также найти применение в школе при разработке регионального компонента на уроках русского языка и литературы, тем более, что региональное направление в последнее время играет все более значимую роль в образовательном процессе. «Лингвистическая часть «ономастической программы», как отмечал В.Д. Бондалетов, предусматривает работу над значением собственных имен (в отличие от нарицательных имен существительных), их основными разрядами, происхождением и этимологией некоторых личных имен, фамилий, а также топонимов, космонимов и других, структурой, словообразованием, орфографией, орфоэпией, их изменением (склонением), лексической и грамматической сочетаемостью» [Бондалетов 1983, 216]. При этом должны решаться и такие задачи, как развитие у учащихся логического мышления, стилистического чутья, эстетического вкуса, интереса к истории своего родного края. Многое в этом отношении может дать анализ использования ономастической лексики в произведениях А.Т.Твардовского.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Имена собственные в произведениях А.Т.Твардовского играют чрезвычайно важную роль при построении индивидуально-авторской поэтической картины мира, которая, в свою очередь, является отражением языковой картины мира, поскольку языковая картина мира и картина мира, реконструируемая на материале поэтических текстов одного автора, соотносимы.

2. Онимы в поэзии А.Т.Твардовского представлены практически всеми известными разрядами (антропонимы, топонимы, гидронимы, зоонимы, космонимы, астронимы, эргонимы, гемеронимы, геортонимы, прагмонимы и т.д.), однако антропонимическая и топонимическая лексика играет главную роль в художественных произведениях А.Т.Твардовского, что обусловлено ее эстетическими и идеологическими особенностями.

3. Антропонимы и топонимы в поэзии А.Т.Твардовского представляют ядро ономастического пространства, остальные - не столь многочисленные разряды - периферию. Каждый элемент ономастического пространства выполняет свои функции. Важную смысловую нагрузку, как правило, несут микротопонимы, нередко выступая в роли ключевого слова. Топонимы, гидронимы служат для определения географических границ разворачивающихся на их фоне событий, антропонимы называют главных действующих лиц и персонажей.

4. Имя собственное в качестве элемента художественного произведения у А.Т.Твардовского является одним из важных средств создания зрительного образа. Одновременно с этим ономы играют значительную роль в формировании идеи произведения в целом, поскольку точный выбор имени собственного во многом определяет смысловую и эмоциональную заданность текста.

5. Имя собственное-заглавие в произведениях А.Т.Твардовского становится концентрированным воплощением идеи произведения, формирует кон-цептуальность художественного текста. ф 6. Место рождения поэта, его «Малая Родина» находит прямое отражение в поэтических текстах и определяет выбор ядерных онимов.

Апробация результатов исследования. Автор принимал участие в пяти научных и научно-практических конференциях в Вязьме (2003, 2004), Смоленске (2003, 2005), Москве (2004). Основные положения диссертации излагались в докладах, прочитанных на конференциях «Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве» (Вязьма, 2003), «Экономическое и политическое развитие России на современном этапе» (Вязьма, 2004) и в сборниках научных трудов. Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры русского языка

Смоленского государственного педагогического университета, аспирантского семинара при этой же кафедре. Материалы и основные положения диссертации изложены в 8 публикациях.

В целом диссертационная работа обсуждалась на кафедре русского языка Смоленского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Никитина, Наталья Викторовна

Выводы

1. Имя собственное в художественных текстах А.Т. Твардовского - актуальная тема исследования, так как в художественном тексте наиболее полно реализуются функции имени собственного по шкале язык/речь: имена собственные призваны служить идентификаторами личностей персонажей, очерчивать то зримое пространство, на фоне которого протекают события, выполнять важную роль в раскрытии авторского замысла произведения и воссоздании индивидуально авторской картины мира.

2. Онимы в художественных текстах А.Т. Твардовского представлены всеми разрядами: к центру ядра ономастического пространства принадлежат антропонимы и гипокористики, а также топонимы, которые являются очень значимыми в творчестве поэта. К околоядерному пространству принадлежат гидронимами, периферия представлена онимами других разрядов: космонима-ми, астронимами, зоонимами, мифонимами, идеонимами, прагмонимами, фале-ронимами, хронимами и др.

3. Онимы-заглавия поэзии А.Т.Твардовского представлены преимущественно такими разрядами, как антропонимы, топонимы и гидронимы. Заглавия-антропонимы представляют собой все варианты трехчленной структуры, имеют соответствия в реальном именнике.

4. Заглавия-имена собственные представлены в поэтическом творчестве А.Т.Твардовского достаточно объемно (всего 51 наименование) и выполняют разнообразные функции в соответствии с положением о полифункциональности онимов. Онимы-заглавия («Страна Муравия», «Василий Теркин», «Катерина», «Ленин и печник», «Смоленщина», «Байкал», «На Ангаре» и др.) призваны служить знакообозначением главного действующего лица, определением пространственных отношений, на фоне которых разворачивается действие событий. Они не только являются одним из важных средств создания образа, но играют значительную роль в формировании идеи произведения в целом.

5. Рассмотрев имена собственные в текстах эпических произведений А.Т. Твардовского, мы можем с полным правом утверждать, что основные тенденции их употребления (в первую очередь — топонимов и гидронимов) приблизительно одинаковы как в лирике, так и в поэмах. Это объясняется тем, что главным и основным жанром в творчестве А.Т. Твардовского была поэма, а стихи воспринимаются как эскизы и наброски к поэмам.

6. Онимам в художественных текстах произведений А.Т. Твардовского принадлежит важнейшая роль по созданию богатого ономастического фона, кроме того, имена собственные содержат в себе важные особенности реализации национально-культурного компонента произведения. Эта особенность имени собственного связана с наличием у него лексического фона - комплекса исторических, национально-культурных, социальных и других ассоциаций, сопрягаемых носителем языка с языковой единицей. В лексическом фоне личного имени, который чаще всего и составляет национально-культурный компонент его семантики, содержится богатый страноведческий материал.

7. Поэтические произведения А.Т. Твардовского содержат имена собственные всех трех уровней фоновых знаний. К первому уровню, составляющему общечеловеческие знания, могут быть отнесены антропонимы Ленин, Сталин и другие, топонимы Москва, Берлин, Европа, Запад, Восток, Вселенная, Луна, Марс и т.д. Ко второму уровню фоновых знаний, содержащему знания общенациональные, общеязыковые, целесообразно отнести антропонимы Иван, Настасья, Тимофеевна, Петровна и другие, топонимы Ростов, Рязань, Тула, Вязьма и т.д. К третьему уровню, включающему знания региональные, можно отнести топонимы Ельня, Сычевка, Бизюки, Рибшево гидронимы Лучеса, Угра, микротопонимы Борки, Желтая горка, Белая горка, Поле под дубами (имена, обладающие ассоциативно-культурным фоном прежде всего для жителей Смоленщины).

8. Имена собственные в творчестве А.Т. Твардовского, приобретая символическое значение, становятся выразителем оценки, значимой для разных языковых общностей в зависимости от статуса имени собственного. Так, имена, принадлежащие мировой культуре и истории, воспринимаются с одинаковыми коннотациями для любой коммуникативной ситуации (оппозиция Запад-Восток, характерная для произведений военного периода творчества поэта, где Запад - чужие, враги, Восток - свои, наши).

9. Антропонимы в поэзии А.Т. Твардовского выполняют важную функцию в реализации авторского замысла, построении индивидуально-авторской картины мира. Как правило, личные имена наполнены народной семантикой, в фамилиях известных личностей находит отражение определенный период истории страны, ощущается колорит эпохи. Антропонимы несут номинативную функцию и частично индивидуализирующую, но несомненным является их характеристическое свойство. Имена отражают динамику взаимоотношений писателя и времени, писателя и истории. Выбор ономастической лексики всегда обусловлен определенными целями, эта лексика несет национальный характер, она колоритна и разнообразна. В фамилиях представлена целая палитра исторических деятелей (Ленин, Сталин, Жуков, Конев, Рокоссовский и др.), что во многом показывает интересы поэта, раскрывает его мировоззрение, его оценку роли личности в истории.

10. Топонимы в поэтических текстах А.Т. Твардовского играют важную роль - ориентира в пространстве и часто во времени. Топонимы мы по праву относим к ядру ономастического пространства лирики А.Т. Твардовского - столь значимы они для всего творчества поэта. Топонимы дают представление об особенностях художественного пространства в произведениях А.Т. Твардовского, главное место в котором отводится темам «Малой Родины» поэта и «страны единой», сердцем которой является Москва. В употребляемых автором именах собственных аккумулируется его жизненный опыт, сведения о многих экстралингвистических данных.

11. Онимам периферийных разрядов принадлежит важная роль по созданию ономастического фона и воссозданию индивидуально-авторской картины мира. Наличие значительного количества онимов периферийных разрядов (фалеронимов, прагмонимов, космонимов и т. д.) свидетельствует о неравнодушии автора к окружающему миру, стремлении отразить в творчестве главные события жизни страны, запечатлеть самые важные этапы развития, передать колорит эпохи. Таким образом, онимы периферийных разрядов выполняют важную роль в построении ономастического пространства поэзии А.Т. Твардовского и реализации авторского замысла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение ономастики, ономастических единиц является одной из перспективных развивающихся отраслей языкознания. Особый интерес представляет исследование специфических особенностей имени собственного в художественном тексте, так как именам собственным принадлежит важная роль в создании поэтической картины мира. Поэтическая картина мира как система смыслов, образов и представлений, сформировавшихся в сознании автора и читателя при посредстве единиц формальной, содержательной, функциональной, «культурной», «эстетической» и «духовной» семантики поэтического текста отражается в текстах, созданных автором, и является важной составляющей концептуальной картины мира. Поэтическая картина мира является фрагментом концептуальной картины мира, отражённой в поэтических текстах и репрезентированной на основе языковой картины мира. Поэтическая картина мира представлена не просто организованной совокупностью лексических средств, но совокупностью лексических единиц с актуализированным, ассоциативно-обусловленным смыслом. Таким образом, исследование ономастикона того или иного произведения непосредственно связано с особенностями построения индивидуально-авторской картины мира. Плодотворность такого исследования возможна лишь при комплексном изучении системы собственных имен в творчестве одного писателя. Значимость такого подхода очевидна и определяется рядом факторов. Во-первых, в литературоведении укрепилось представление о художественном произведении (цикле произведений, совокупности произведений одного автора) как целостной писательской системе. Во-вторых, он позволяет раскрыть внутренние связи языковых единиц, участвующих в организации художественного текста. В-третьих, имена собственные неразрывно связаны с организацией человеческого общества, с отношениями входящих в него индивидов, отношениями людей, которые раскрываются в художественном тексте.

Реальная подсистема онимов получает отражение в художественном тексте. Принципы этого отражения определяют специфику художественного текста, требующего отбора наиболее типичного, показательного, характеризующего.

Ономастическое пространство художественного текста должно соответствовать ономастическому пространству реальной языковой системы и в то же время представлять ее в наиболее четком, концентрированном виде. Возможность такого представления определяется языковым мастерством писателя, его художественными позициями и степенью умения их реализации.

У А.Т. Твардовского осуществление исходных теоретических позиций требовало реалистического отражения сущности реальной системы имени собственного, и в то же время ей свойственен концентрированный характер отражения, который дает возможность передать читателям свое отношение к героям, используя онимы для соответствующего настроя адресата, подготавливая его к заданному восприятию персонажа и добиваясь адекватности такого восприятия.

Спецификой реальных имен собственных языка обуславливаются основные закономерности использования онимов в поэтическом творчестве А.Т. Твардовского. Они проявляются как в организации системы имен собственных произведений, так и в особенностях функционирования онимов, которые определяются целым рядом экстралингвистических причин, основными из которых являются авторские видение мира, знание ономастики, требования узуса литературного направления.

Совокупность всех ономастических единиц в поэтических текстах А.Т. Твардовского образует ономастическую систему, являющуюся составным компонентом структуры произведений. Системный подход к изучению ан-тропонимии поэтических текстов дает возможность исследователю оценить знание А.Т. Твардовским особенностей русской антропонимической лексики, а также умение с помощью имени персонажа раскрыть красоту, богатство, исключительную экспрессивность русских имен в широком смысле. В текстах произведений А.Т. Твардовского широко используется вариативность именования персонажей с целью передачи колорита народной речи, воссоздания реалий времени, выражающиеся, в частности, в использовании прозвищных именований, характерных для ситуации бытового общения: Никита Моргунок - Степка Грач («Страна Муравия») и др. Вместе с тем вариативное употребление антропонимов выполняет важную функцию в создании зрительного образа, передачи авторского и формировании читательского отношения к персонажу: Анна Сивцова - Анна - Анюта; Андрей - Андрейка («Дом у дороги»); Настя - Настенька («Страна Муравия») и др. Таким образом, комплексный анализ поэтических текстов А.Т. Твардовского показывает разнообразие вариантов и художественных нюансов индивидуализации лица с целью максимальной объективации и экспрессивного воздействия на читателя.

Функции передачи реалий времени и обозначения пространства, на фоне которого развиваются события, служит использование топонимической лексики, которая представлена в поэтическом творчестве А.Т. Твардовского весьма разнообразно. Реальное пространство в поэтических текстах не мифологизируется, но обычно используется с определенными коннотациями. Так, к числу самых частотных топонимов в творчестве А.Т. Твардовского относятся Россия (Русь), Москва, Смоленщина, Смоленск, Починок, Загорье. Как правило, каждый из них имеет постоянные значения: Россия - это «Родина», «мать», «богатый природный край», «общий дом». Москва - это «столица свободной нашей земли», «сердце Родины», «главная святыня», «матушка», «славная»; Смоленщина, Смоленск, Починок, Загорье - «Малая Родина», «детство», «память». Характерно, что эти топонимы относятся к числу самых частотных на протяжении всего творчества поэта.

Большое значение при исследовании системы имен собственных произведений писателя имеет анализ ядерно-периферийных отношений ономастического пространства. Как уже отмечалось, ядро ономастического пространства поэтического творчества А.Т. Твардовского представлено антропонимами, сходными с ними по выполняемой функции в произведении гипо-користиками и топонимами. Следует подчеркнуть, что именно у А.Т.Твардовского топонимы настолько значимы, что также могут быть отнесены к ядру ономастического пространства. Онимы других разрядов относятся к периферии. Каждый из них призван выполнять свою функцию в реализации авторского замысла и воссоздании индивидуально-авторской картины мира.

Важная роль в выполнении этой задачи отводится онимам-заглавиям, представленным в поэтическом творчестве А.Т. Твардовского весьма убедительно (51 наименование). Они призваны «сигнализировать», о чем будет говориться в произведении, в пределах какого географического пространства будут развиваться события. Имена собственные-заглавия как бы настраивают читателя на определенно заданную волну, подготавливая к восприятию художественного текста.

Имена собственные-заглавия в поэтическом творчестве А.Т. Твардовского представлены преимущественно такими разрядами, как топонимы, антропонимы и гидронимы. Каждый оним выполняет свою функцию в соответствии с положением о ядерно-периферийных отношениях в ономастическом пространстве.

Онимы в творчестве А.Т. Твардовского выполняют важнейшую роль в раскрытии творческого замысла произведения, создании зрительного образа, в формировании идиостиля писателя, убедительно доказывая положение о том, что имена собственные обладают всеми теми же свойствами, что и нарицательные (хотя вопрос о функциях имени собственного традиционно остается спорным).

Логика работы А.Т. Твардовского над именем собственным убеждает нас в том, что поэт строил свой ономастикон сознательно, мотивированно, так как налицо не только стремление к передаче реалий времени, колорита эпохи, но и создание ярких поэтических образов. Вместе с тем А.Т. Твардовский поднимается до высочайшей степени обобщения, создавая типических героев, его персонажи зачастую становятся своеобразным символом эпохи.

Таким образом, ономастическая система А.Т. Твардовского пополняет наше представление об общих особенностях его творчества, его понимании действительности и способах ее отражения в художественном тексте, демонстрируя, вместе с тем, перспективность исследований в данном направлении применительно к изучению ономастического пространства художественного текста в целом.

190

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Никитина, Наталья Викторовна, 2006 год

1. Акаткин В. Александр Твардовский: Стих и проза / Под науч. ред. А.Абрамова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 214 с.

2. Акаткин В. Дорога и память: О Твардовском. Воронеж: Центр.-чернозем. кн. изд-во, 1989. - 192 с.

3. Акаткин В. Ранний Твардовский: Проблема становления. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. - 210 с.

4. Александров В. Три поэмы Твардовского о «Стране Муравии», «Василии Теркине» и «Доме у дороги» (1946-1950) // Люди и книги. - М.: Советский писатель, 1950. - 288 с.

5. Алексеева О.А. Имена в лирике В. Набокова: Организация авторского культурного пространства // Материалы юбилейной конф., посвященной 60-летию филол. ф-та ВГУ. Вып. 1. Языкознание. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2002. - С. 9 -13.

6. Алешина Л.В. Ономастическое пространство идиостиля Н.С.Лескова (на материале инновационных онимов и деонимов). Орел: Изд-во Орловского ун-та, 2000. - 76 с.

7. Амелин Г., Мордерер В. А вместо сердца пламенное мот // Поэтика. История литературы. Лингвистика: Сб. к 70-летию В.В. Иванова. М.: Языки славянской культуры, 1999. - С. 73 - 82.

8. Аникина М.Н. Выявление национально-культурного компонента русских антропонимов // Русский язык за рубежом. М.: Русский язык, 1992. -№ 3. - С. 101 - 103.

9. Апресян Ю.Д. Избранные труды в 2-х томах. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 767 с.

10. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. - С. 38 - 68.

11. Апресян Ю.Д. Формальная модель языка и представление лексикографических знаний // Вопросы языкознания, 1990. № 6. - С. 123 - 140.

12. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). М., Наука, 1973. - 383 с.

13. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотация // Логический анализ языка. Культурные концепты. -М.: Наука, 1991. С. 21-31.

14. Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка. / Язык о языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 2000. - 624 с.

15. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. -М.: Наука, 1998.-341 с.

16. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.-896 с.

17. Баевский B.C. Смоленский Сократ // Македонов А.В. Эпохи Твардовского, Баевский B.C. Смоленский Сократ, Илькевич Н.И. «Дело» Ма-кедонова. — Смоленск: Траст-Имаком, 1996. — С. 179-219

18. Барковская Ю.В. Мифологические и христианские имена собственные в поздних текстах Н.С. Лескова: Дисс. канд. филол. наук. М., 2005.-195 с.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 446 с.

20. Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания (ономастика). -Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1972. 212 с.

21. Бем А. Личные имена у Достоевского // Сб. въ честь на проф. Л.Милетичъ. София, 1933. - С. 396 - 408.

22. Бирилло Ж. Национально-фоновая специфика семантики личного имени // Национально-культурный компонент в тексте и языке: Материалы II Междунар. науч. конф. 7-8 апреля 1999 г. В 3 ч. Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та. - С. 14 - 16.

23. Блумфилд Л. Язык. М.: Прогресс, 1968. - 607 с.

24. Болотнова Н.С. Задачи и основные направления коммуникативной стилистики художественного текста // Вестник ТГПУ: Гуманитарные науки (филология). Томск: Изд-во Томского гос. пед ун-та, 1998. - № 6. -С.6-8.

25. Бондалетов В.Д. Русская ономастика.: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

26. Бондалетов В.Д., Романова Т.П. Наименование предприятий и учреждений в первое советское десятилетие // Ономастика Поволжья: Материалы Седьмой конф. по ономастике Поволжья. М.: Флинта, 1997. -С. 189-196.

27. Бондаренко А.В. К теории функциональной грамматики // Проблемы функциональной грамматики. М.: Наука, 1985. - С. 16-29.

28. Бояринова JI.3. Вариантообразующий потенциал односложных личных имен // Культура и письменность славянского мира: Сб. материалов науч. конф. 24 мая 2002 года. Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пед. ун-та, 2002. - Т. 1. - С. 122 - 125.

29. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 576 с.

30. Буртин Ю. Из наблюдений над стихами Твардовского // Вопросы литературы. 1960. - № 6. - С.48 - 50.

31. Буртин Ю. Стихи читателей «Василия Теркина» // Литературное наследство. Т. 78. Кн. 1. - М., 1966. - С. 536 - 601.

32. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От названий к именам. Ростов-на-Дону: Феникс, 1955. - 534 с.3435,3637,38,39,40,41,42,43,44,45,46,

33. Введенская JI.A., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. -М.: Просвещение, 1989. 143 с.

34. Вендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М.: Индрик, 1998. - 288 с.

35. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. — М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

36. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. Пер. с англ. /Под. ред. Т.В. Булыгиной. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.-780 с.

37. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Наука, 1982. Вып. 23. - 612 с. Виноградов В.В. О художественной прозе // О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 369 с.

38. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1972. - 614 с.

39. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки.-2001.-№ 1.с. 107-112.

40. Воробьев В.Т. Идейное содержание и художественные особенности поэм А.Твардовского // Одесский пед. ин-т иностр. яз. Обл. лекцион. бюро. Одесса, 1957. - С. 65 -71.

41. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: РУДН, 1997.-331 с.47

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.