Ономастическое пространство как проявление языковой личности автора: на материале произведений С.Н. Сергеева-Ценского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Гончарова, Наталия Александровна

  • Гончарова, Наталия Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 189
Гончарова, Наталия Александровна. Ономастическое пространство как проявление языковой личности автора: на материале произведений С.Н. Сергеева-Ценского: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Тамбов. 2007. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гончарова, Наталия Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

Имена собственные в художественной литературе и методы их изучения.

1.1 Об именах собственных в художественной литературе: краткий обзор научных исследований.

1.2 Социальный характер имени как одна из возможностей создания художественно! о образа.

1.3 Социальное поле имени.

1.4 Ономастическое пространство и его значение для понимания языковой личности автора как создателя художественного образа.

1.4.1 Объем ономастического пространства в произведениях С.Н.Сергеева

Ценского.

1.4.2 Структура антропонимов как способ отражения взаимоотношений персонажей и отношения к ним автора.

1.5 К проблеме языковой личности автора.

Выводы к Главе 1.

ГЛАВА II.

Ономастическое пространство в произведениях

С.Н.Сергеева-Ценского: микрополе «мужской антропонимикон».

Выводы к Главе II.

ГЛАВА III.

Ономастическое пространство в произведениях

С.Н.Сергеева-Ценского: микрополе «женский антропонимикон».

Выводы к Главе III.

ГЛАВА IV.

Ономастическое пространство произведений

С.Н.Сергеева-Ценского как проявление его языковой личности.

4.1 Индивидуальная языковая система как совмещение общего и индивидуально-специфического.

4.2 Объем именника в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского.

4.3 Имя как средство оценки персонажа в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского.

Выводы к Главе IV.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ономастическое пространство как проявление языковой личности автора: на материале произведений С.Н. Сергеева-Ценского»

Имена и названия являются неогъемлемой часгыо формы художественного произведения, слагаемыми стиля писателя, средствами, создающими художественный образ. Они могут и нести ярко выраженную смысловую нагрузку, и обладать скрытым ассоциативным фоном, и иметь особый звуковой облик. Имена способны передавать национальный и местный колорит, отражать историческую эпоху, обладать социальной характеристикой. Они могут звучать как просьба или приказ, как упрек или одобрение, как пощечина или ласка. Личное имя - это опознавательный знак человека, зеркало, отражающее его во всем многообразии, своего рода, запись личностного «я».

Изучение ономастики связано с решением многих лингвистических проблем, в число которых входят и такие лингво-стилистические аспекты, как 1) реально существующие имена и имена выдуманные (в фольклоре, литературе и т.д.); 2) стилистика имен, действительно существующих и придуманных писателями.

Эти проблемы затра1ивала еще А.В.Суперанская, обращая внимание на то, что успешное изучение перечисленных вопросов невозможно без параллельного решения таких, как 1) связь имени с его носителем; 2) имена, созданные данным народом и принадлежащие ему лишь по традиции употребления; 3) имена в официальном и неофициальном употреблении; 4) возрастные изменения имен; 5) типы социальных отношений между людьми и влияние этих взаимоотношений на формы и способы номинации (кейго); 6) табу и эвфемизмы в именах [6:10].

Проблема ономастикона художественною текста имела к себе необоснованно малое внимание, хотя, бесспорно, имя собственное занимает одно из важнейших мест в струюуре произведения, в создании и передаче читателю художественного образа, преде швляя собой немаловажную часть сюжетной, тематической и стилистической линии произведения. Литературная антропонимика, как составляющая литературной ономастики, является отражением истории и культуры общества, а также психологических и социальных аспектов его развития; выражае1 индивидуально - авторский взгляд писателя на социальное устройство, ввиду того, что имя социально [111:38].

Именно поэтому ошибочность, неточность в именовании персонажей настораживает читателя: правдиво ли само повествование? Называя, казалось бы, первые попавшиеся на ум фамилии, писатель, однако, называет только такие, которые могут носить крестьяне (Воловик, Чуванов, Кочетыгов, Бузырь, Фролов, Силин и т.д.), или помещики (Арапов, Стерлингов, Озеров, Оленин и т.д.), или представители интеллигенции (Лебедянцева, Ландышева, Уточкина, Лебедев, Лебеденко, Доброе, Яблочкин и т.д.) Делается это с той целью, чтобы мы - читатели - поверили в реальное сущеспювание этих людей. Небрежность автора в избрании имен для своих героев може1 сообщить произведению гротескный характер. Дело в том, что в дореволюционной России произошло по многим социальным, историческим и культурным причинам закрепление определенных имен в определенной социальной среде [59]. Подобное социальное «закрепление» фиксируется в памяти языконосителя и, несомненно, позволяет определить реальность/ нереальность имен, бытующих в художественном произведении и соотносимых с тем или иным персонажем. Однако, если бы задача писателя сводилась только к тому, чтобы дать своим героям фамилии, имена и отчества, достаточно распространенные в том кругу, к которому они принадлежат, эти фамилии, имена и отчества так не срослись бы для нас с персонажами, носящими их. Поэтому главная цель С.П.Сергеева-Ценского - использовать не значимые фамилии, а фамилии характерные. Конечно, надо учитывать, что ни один из образов не покрывается характеризующим его именем, потому что образы Сергеева - Ценского всегда шире смыслового значения фамилии или имени.

Изначально имени co6ciвенному в языковой системе не придавалось большого значения, поскольку считалось, что оно либо предельно номинативно и конкретно, либо, напротив, ослаблено в своем значении. Трудно было представить себе имя в роли чет-то значшельного, имеющего существенный вес в обычной жизни человека, и почти невозможно было увидеть в этой малой величине необыкновенно важной составляющей художественного образа героя литературного произведения. Такой взгляд на ономастику, к счастью, уже в прошлом. В деле развития ономастики как самостоятельной науки проделана огромная работа как видными ономастами: А.В.Суперанской,

A.В.Сусловой, В.А.Никоновым, В.Н.Топоровым, так и этимологами: М.Фасмером, Е.П.Карновичем, В.О.Максимовым; грамматистами: Е.Куриловичем, Т.Н.Кондра1ьевой, Е.П.Поляковой; лексикографами: Н.А.Петровским, Н.В.ГГодольской, П.М.Тупиковым; лингвистами-историками: С.Б.Веселовским, Б.О.Унбегауном, Л.В.Успенским, В.Д.Бондалетовым,

B.К.Чичаговым; философами: П.А.Флоренским, И.П.Смирновым, А.Ф.Лосевым.

Исследование и функционирование имен в текстах художественных произведений дасг богатейший материал, если принимать во внимание некоторые новые теоретические положения, которые появились за последние годы в лингвистической литературе и, как нам кажется, теснейшим образом связаны с решением тех лингво-сгилистических и социолингвистических проблем, на важность которых в свое время указывала А.В. Суиеранская. Она утверждала, что «стилистика имен ос1ается совершенно неясной, если не будут ясны социальные отношения, вызвавшие к жизни ту или иную форму имени» [6:10].

Выяснить эти социальные отношения, по нашему мнению, в должной мере могут помочь теоретические положения, выдвинутые В.И. Болотовым и нашедшие свое воплощение в теории «социальных полей» имени [18]. Разработанная В.Н. Топоровым теория «ономастическою пространства», вбирающего в себя объем онимов, их структуру и мировоззренческий аспект [189], позволит приблизиться к решению такой сложной проблемы, как «психология человека, дающего и воспроизводящего имя» [6:10]. И все это, безусловно, связано с таким понятием, как «языковая личность» автора художественного произведения.

Несомненно, языковая личность автора должна проявиться в выборе способов именования персонажей для выражения социальных отношений между ними, что во многом способствует полному воплощению художественного образа. А это есгь не что иное, как «социальное поле» имени.

Языковая личность авюра неминуемо должна быть связана с объемом антрополексем, их структурой и ееiественностыо/искуссценностью происхождения, равно как и с тем мировоззренческим аспектом, который является одним из составляющих такою поняжя, как «ономастическое пространство».

Исходя из того, что автор является тким же членом языкового сообщества, как и его читатели, и имее1 определенный опыт, непосредственно связанный со знанием тех социальных отношений, которые в данном обществе вызывают к жизни ту или иную форму имени, несомненную важность для исследования имеет выбор писа1еля.

Настоящая работа направлена на изучение ономастического пространства как неотъемлемой части формы художественною произведения, как средства создания художественного образа, а 1акже как слагаемого стиля писателя и индивидуально-авторской языковой картины мира на материале произведений С.Н.Сергеева-Ценско1 о.

Материалом послужила система антрополексем, как именных и фамильных, так и прозвищных, в произведениях C.I I. Cepi еева-I {енского, в которых предстает Россия на ешке двух политических эпох. Писатель по праву мог гордиться широким диапазоном своего пюрчества: жизнь крестьян, рабочих, солдат, офицерства, дея1елей искуссгва, ишеллшенции, исторические судьбы России в прошлом и настоящем, портреты великих людей, образы детей - все это можно найти на страницах ею произведений.

Особенной яркостью красок (нличаются сцены военных будней, взаимоотношений солдат и офицерства, реалистические каршны сражений. Известны многие произведения С.Н.Серюева-Ценского, описывающие столкновение двух Россий: уходящей и нарождающейся («Преображение России», «Львы и солнце», «Бабаев», «Севастопольская страда», «Сад» и др.). Одной из возможностей, позволяющих писашлю выразить свое отношение к своим героям, является выбор личных имен, в котором отражается индивидуальность автора, его восприятие мира и связанный с dihm мировоззренческий аспект.

Актуальность данною исследования состоит в том, что оно выполнено в рамках антропоцентрического направления в языкознании в аспекте изучения идиостиля писателя, в нем переосмыслено отношение к функционированию имен собственных в художес1 венной литературе, открывающее новые возможности изучения не юлько 1ексга художественною произведения, но и языковой личности писателя.

В ономастическом аспекте язык C.II. Сергеева-Ценского практически не изучен, хотя некоторые дру! ие стороны его языковой индивидуальности были исследованы тамбовскими учеными.

Между тем, как показал маюриал, антропонимика Сергеева-Ценского представляет собой богатейший и интереснейший источник описания и изучения.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней исследование антро-полексем произведений одною автора ведется на уровне исследования ономастического пространства. Кроме тою, делается попытка осмыслить языковую личность писателя, привлекая теорешческие положения «социальных полей», так как объем и структура ономасшческого пространс1ва произведений в некоторой степени зависят oi особенностей писателя как языковой личности, которая в своем творчестве используе1 определенные онимы для отражения индивидуального видения окружающей действительности.

Объект изучения - ашроиолексемы, формы антронолексем и варианты именования, использованные писателем для персонажей своих произведений.

Предмеюм исследования является преломление характерных черт языковой личности автора в ономастическом пространс1ве ею произведений.

Материалом для анализа послужило Собрание сочинений С.Н.Сергеева-Ценского в 12 томах (Москва, 1967), а именно: 50 рассказов, 8 повестей и 17 романов. Всего проанализировано 13 социальных групп персонажей и 1.963 антрополексемы.

В основе диссертационною сочинения лежат следующие методы лингвистического исследования: дескриптивный (описательный) метод, предполагающий последовательное описание антропонимов художественных текстов (представлен приемами наблюдения над языковыми фактами, интерпретации и обобщения); структурный мегод - исследование морфемной или словообразовательной структуры ашроионимических единиц; компонентный, функциональный, статистический и тгимолсиический анализ ашрополексем в тексте; синхронный срез.

Теоретическая значимое м> исследования заключается в выявлении возможностей изучения ономастического пространства произведений определенного писателя с целыо обращения к его языковой личности, что представляет интерес для лингвиста в сфере познания языка художественной литературы и значительно расширяе1 фаницы изучения имен собственных вообще и в художественных текстах в частности.

Практическая значимосп» сосюиг в том, что собранный и классифицированный материал дае! бо1атую основу для составления словаря языка Сергеева-Ценского, а также може1 использоваться при проведении семинаров по русскому языку по 1ворчес1ву С.Н.Сергеева-Ценского и при изучении таких разделов языкознания, как «Ономастика», «Ономасиология», «Социолингвистика», «Лингвокраеведение».

Цель работы: выявил, через ономастикой, представленный в произведениях писателя, его языковую личное ib.

В соответствии с поставленной целью предусмафивается решение следующих задач:

- произвести компонентный анализ антропонимических моделей именования, встречающихся в произведениях C.I I. Сергеева-Ценского;

- классифицировать ашрононимические единицы по социальным полям;

- осуществить анализ мужского и женского ономастиконов в параметре социальных полей, взяв за основу гриименность русского традиционного именования человека;

- проследить, как проявляется языковая личность писателя в построении ономастического иространава ею произведений.

Теоретические положении, выносимые на защиту:

1. Личное имя как языковой знак связано с этнографическим, социологическим, историческим и кулыурным фоном жизни человечества. В передаче этой информации важную роль играют модели именования, которые являются одним из главных признаков плана выражения содержательной сущности языкового знака антропонимическою типа.

2. Языковая личность писателя формируется как с помощью языковых средств различного типа, 1ак и с помощью системы онимов, вводимых им в произведения.

3. Ономастикон писа1еля - это отражение общерусского ономастикона, его фрагмент, возникший как сумма фактов, освоенных в результате языкового опыта писателя как личности.

4. Социальное поле собственною имени отражается на бытовании этого имени в человеческом коллективе. Именование людей в разных социальных классах (дворянство, купечество, интеллигенция, крестьянство) имеет разноплановый характер, что подчеркивает влияние социальной значимости человека в конкретном сообществе, помогает автору выявить типы социальных отношений между персонажами и во мнотом способствует раскрытию интенции автора.

5. Реальное бытование личного имени в вариантах употребления напрямую зависит от традиций, приняшх в социуме, что отражено в произведениях С.Н. Сергеева-Ценскою.

6. Мировоззренческий аспект как один из составляющих ономастического пространства находит свое отражение в выборе способов именования героев сообразно тому опыту, коюрый сложился у автора как языковой личности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в докладах на международной научной конференции «Русский язык и славистика в наши дни» (Москва, 2004), на Всероссийской научной конференции «Язык как система и деятельность» (Ростов-на-Дону, 2005), а также преде твлены в 5 публикациях.

Струшура работы. 11редла1 аемая диссертация состоит из Введения, четырех Глав, Заключения и Приложения. Библиография представлена 227 наименованиями. Объем исследования составляет 189 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Гончарова, Наталия Александровна

Выводы к Главе IV.

Создаваемый художественный образ напрямую соотнесен с языковой личностью автора. Жанр, стиль произведения, его идейная наполненность, мотивировка, глубина и точность отражения действительности являются внутренним раскрытием духовности писателя, его субъективного мировосприятия и его языковой личности. Можно применять различные методы изучения творчества писателя (био1рафический, формальный, социологический и др.), суть открываемой при этом глубины ею языковой личности останется неизменной. Аргументом здесь можег послужить то, что ни одна личность не рождена, не воспитывается и не существуй вне социума (семьи, знакомых, друзей, соседей, коллег). Личность социальна. На нее непрерывно воздействуют все факторы, посредствам коюрых живет сообщество людей.

Писатель, пропуская через свое сознание все явления окружающей его действительности, воплощает их в своем словесном творчестве, являя читателю тем самым свою сугубо индивидуальную картину мира. Даже в сказках отражается реальность, а в произведениях серьезной реалистической литературы тем более. У С.Н.Сергеева-Ценского, как и у любого другого писателя, есть некие общие закономерности творчества (стиль, фразео1ворчество, выразительные средства языка, ономастическое пространство), которые едины и гармоничны именно с его карiиной мира и именно с его языковой личностью.

Антропонимы в его произведениях - это лаконичный, точный, реалистичный способ отражения действительности, содержащий одновременно и элемент субъективного, и элемент объективного восприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращаясь к художественному наследию Сергея Николаевича Сергеева-Ценского, мы руководствовались не только тем, что пюрчество этого замечательного писателя тесно связано с Тамбовским краем и активно изучается на кафедрах Тамбовского государственного университета, но и тем, что огромен его художественный мир, богат язык, сильны формы воздействия на читателя. Сергеев-Ценский не просто чувствует красоту, силу и точность русского слова, но и видит в слове его глубокие потенциальные, скрытые резервы, которые можно использовать, обыграть, заставить работать в 'юм или ином контексте, отражать нужную писателю идею. Манера его письма индивидуальна и неповторима. В ней гармонично сочетаются гибкость языка и энергетика слова, соразмерность описательности и изобразительности. Талант этого автора - в умении устранять «препятствия» в цепи писатель-чигагель-смысл. Отвечая этой цели, построена и вся ономасшческая система ею произведений.

Антропонимикон Сергеева-Ценского богат и разнообразен. Он ценен и как определенный исторический срез, и как дополнительный фон к образам действующих лиц.

Имя играет важную роль в формировании восприятия характера персонажа и всей ценностной канвы произведения. Чтобы заставить читателя поверить в истинность описываемых событий, автор должен придать правдивый характер не только каждому отдельному штриху окружающей героев действительности, но и их именам. Для эюго можно использовать этимологию имени и фамилии. Наличие значения, подтекста отмечено и применительно к некоторым обычным индивидуально - личным именам. Знание этимологии наиболее распространенных имен не было в России редкостью: церковные календари («святцы») постоянно сообщали соответствующие сведения. В фамилию своего героя писатель может привнести характеристику его образа жизни, манер поведения, внешности, привилет ированного положения или, напротив, нужды, лишений. Так, веселая, краснощекая медсестра имее1 фамилию Бублик, а ее худая, «бескровная» подруга - Ъолева («Преображение России»), увесистый человек «с сизым носом» посш фамилию Ливень, а экономист, страдающий тиком, - Моргун («Искать, всегда искать!»), суровый полицмейстер - Сердюков («Обреченные не гибель»), а дотошный мелкий чиновник - Ящик («Воинский начальник»). Однако фамилии - настолько интересные слова, что мы не можем остановиться лишь на их лексическом плане. Такой анализ фамильных антрополексем прост и нагляден. Он дает значительную информацию для историков, этнографов, социологов.

Больший интерес вызывают другие имена и фамилии; те, что не угадываются с первою шага, не прозрачны настолько, чтобы быть явными в своем подтексте. Автор может «затенять» значение тех слов, при помощи которых он придумывает фамилию, применяя устаревшие слова, вышедшие из употребления, диалектные слова. Талантливый писатель, имея возможность выбора способов и моделей именования своих героев, следует некоторым правилам этого выбора: имена и фамилии персонажей должны быть стилистически верны и точны, должны отвечать всему духу, целям, идее произведения, должны нести характерный колорит, а иногда и какое-либо особое значение. Любой вид человеческой деятельности, как и связь человека с окружающей средой, духовная и материальная стороны жизни, взаимоотношения людей в разные эпохи - все это отражено в фамилиях. Следовательно, можно сказать, что фамилии могут служить историческому исследованию жизни народа в не меньшей степени, чем другие памятники культуры и быта, литературы и языка. Если по отдельным разрозненным фамилиям трудно определить всю их ценность, то, собранные в значительном количестве и должным образом интерпретированные, они иллюстрируют многие черты русскою быта. Но значение изучения фамилий не исчерпывается констатацией реалий прошлого. Та огромная юридическая роль, которую шрают фамилии в обществе при идентификации личности, показывает, как важно не только историческое и социологическое, но и лингвистическое изучение фамилий. Только тщательное исследование всех элементов именования героя литературною произведения позволяет делать полные выводы об авторском замысле. Может ли читатель представить себе, чю Кузьму Бесстыжева зову г Кузьмой Стыдновым («Львы и солнце»), Модеста Гавриловича - Иваном Гавриловичем («Дифтерит»), Павлика Каплина - Романом Рыбиным («Обреченные на 1ибель»), Пантелеймона Дрока - Ванькой Сивоконем («Маяк в тумане»), Петра Невредимова - Веней Митрофановым («Пушки выдвигают»), или Анну Ознобишину - Ниной Морозовой, а ее сестру Машу - Анной («Печаль полей»), Мушку - Катей («В грозу»), а Варвару ~ Евгенией («Севастопольская страда»), I Гредставить себе это трудно, а в некоторых случаях даже невозможно. И не только потому, что читатели свыклись с тем, чю этих действующих лиц зовут гак, а не иначе. Дело еще и в том, что Сергеев-Ценский удивительно метко умел находить именно те имена, отчества и фамилии для персонажей, которые для них настолько органичны и естественны, что представляются единственно возможными. Имя как бы сливается с тем, кому оно дано.

Какими же принципами руководствовался С.Н. Сергеев-Ценский, выбирая имена своим героям? Внимательный анализ убедил нас в том, что на разных этапах своего творческого пути в зависимости от идейной концепции произведения, в зависимости от жанрового решения, в зависимости от места персонажа в сиаеме образов писатель по - разному подходит к поискам имен для своих героев.

Художес1 венная ашропонимика играет немаловажную роль не только в изучении текста литературного произведения, но и в изучении языковой личности писателя. В представленной работе мы осущеспшли комплексный анализ именника С.Н. Cepi еева-Ценского-писателя, используя при этом прием наблюдения над фактами языка (антроиолексемами), интерпретируя и обобщая полученную информацию.

Не последнее место в канве работы занимают такие аспекты ономастического исследования, как исторический, устанавливающий связь между появлением и функционированием имен и эпохой; лексикографический, подразумевающий описание имен собственных в специальных ономастических словарях; этнографический, исследующий этническую историю и процессы, влияющие на бытование имен; логический, выясняющий соотношение имени с именуемым; а также особенно ак1уальный в литера1урной ашрононимике психологический аспект, занимающийся выявлением того воздейспшя на человека, которое имеет имя собственное при его функционировании в речи, при наречении данным именем данного носителя, при раскрытии образа мыслей и чувств имядателя.

Отметим, что ономастическое пространство рассматривалось нами в системе произведений писателя, в контексте и конкретных речевых ситуациях, что несомненно свидетельствует о том, что на первое место выносятся проблемы ономастического пространства конкретного писагеля в параметрах социальных, т.е. в связи с распространением того или иною антропонима, его форм и вариантов в каждой конкретной социальной группе людей. В соответствии с этой задачей мы

- предусматривали и осуществили всесторонний разбор всех существующих моделей именования человека (однокомпонен гных, двукомпонентных и трехкомпонентной), рассмотрев их отдельные стороны, свойства и составные части;

- классифицировали ономастические единицы художественных произведений на 13 социальных ipynn;

- распределили все зафиксированные варианты именования по социальным полям, учитывая общественный уклад и взаимоогношения людей в социуме;

- произвели анализ мужского и женского антрононимиконов в параметре социальных полей, выявив основные их свойства и индивидуальные особенности.

На основании выводов, полученных в ходе исследования, установлено, что языковая личность писателя отражается а) в объеме ономастического пространства его произведений, б) в фактах отнесения различных антропонимов и форм к различным социальным слоям персонажей, в) в соотношении реальной картины мира (объективное авторское мировидение) и создаваемой писателем языковой картине мира (субъективное авторское осмысление действительности).

ОБЩИЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ сводятся к следующему:

1. Имя собственное (оним) имеет прочную связь с материальной и духовной жизнью народа. Видоизменяясь под действием обычаев, традиций, быта и культуры этого народа, оно несет на себе ряд важнейших функций (назывную, различительную, выделительную). Очевидно, чю естественное развитие общества, как единой структуры, и социальных классов, как элементов этой структуры, неразрывно связано с последовательной трансформацией ономастической системы. Содержательная сущность онима имеет богатое внутреннее значение и информативно сообщается с деятельностью и мышлением, как отдельной личности, так и общества в целом, а процесс изменения социального статуса носи1еля имени неизбежно влече1 за собой и видоизменение онима. 11апример, одноименный вариант Андрей (студент в контексте общения с друзьями) изменится сначала в триименный Андрей Владимирович Веселое (в контексте самоназывания при трудоустройся), а затем в дву-именный Андрей Владимирович (преподаватель в кошексте общения с учениками).

2. Именование людей, принадлежащих разным социальным классам и прослойкам, имеет разноплановый xapaKiep. Результаш всестороннего глубокого анализа яилкового материала, конкретных речевых ситуаций и антропонимических форм, наглядно показывают, что существование дифференциации имен бесспорно. Причем дифференциация эта может быть как грамматико-стилистическо! о (Сан Саныч), так и эмоционально-экспрессивного (Серега, Кирюша) характера и проявляться, как в составе антроионимикона (дворянства, крестьянства, интеллшенции), гак и в частоте упофебления одних и тех же антрополексем, встречающихся в социальных группах (например, в именнике прислуги зафиксировано 5 героинь с именем Федосья, а в именнике интеллигенции это имя не встречается, или же в именнике крес1ьянок имя Лукерья встречается 5 раз, а в именнике помещиц ни разу). Эта тенденция свойственна как мужскому, так и женскому именникам. Таким образом, помимо идентификационной, антропонимы выполняют и социальную функцию.

3. Русская триименная форма именования наиболее редкая среди всех других. Использование триименности зафиксировано, в основном, в контексте представления (презентации) человека. В речи, в процессе общения эта форма практически не употребляется, чю вполне оправданно, 1ак как она сугубо официальна, документальна. Однако, хотя триименная формула и редкость, она не является полным исключением. В социальном иоле крестьян она не зафиксирована, тогда как в среде помещиков встречается 10 раз. Объяснением этому может быть то, что крестьянство последним из классов приобрело фамилию как полноправное официальное продолжение имени. Этот процесс не являлся результатом естественного развития антропонимической системы, а был следствием развивающихся социальных потребностей общества. Это еще одно подтверждение авторского объективного описания и интерпретации реальной картины социального усфойства.

4. Языковая личность является слагаемым воспитания, образования, деятельности, интересов, привычек, черт характера индивида. Кроме того, к типологическим факторам, имеющим влияние на формирование языковой личности, относится и индивидуальная манера освоения, осмысления и передачи реальной картины мира. Писатель, как творец произведения, правомерен избирать любые формы передачи своего сугубо личностного восприятия действительности. На выбор таких форм могут воздействовать религиозные, социальные, политические, психологические и другие воззрения писателя. Преподать художественную картину мира так, чтобы она была понятна и близка читателю и не была в отрыве от реальности - одна из задач, стоящих перед автором и одна из важнейших целей творимого им произведения. Те или иные антропонимы, составляющие все антропонимическое пространство произведений С.Н. Сергеева-Ценского, берут на себе функцию передачи читателю идейного замысла автора.

5. Материал исследования показал, что любой агпроионим (имя, отчество, фамилия, прозвище) предоставляет огромное количество информации о носителе, что, несомненно, дает возможность считать все ан грополексемы говорящими. Экстралингвистическое значение любого имени включает фактор известности имени, информацию, которую оно несет, его специальные ономастические функции, стилистическую и эстетическую значимость, социальную прикрепленноегь и эмоциональную окрашенность. Поэтому следует по-иному трактовать проблему так называемых «говорящих» (значащих) имен, традиционно рассматриваемых в художественной лигературе в качестве вида поэтического имени, семантически прозрачного, созданного авюром для характеристики объекта номинации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гончарова, Наталия Александровна, 2007 год

1. Алефиренко, Н.Ф. О природе ономастической семантики // Ономастика Поволжья: Тезисы докладов. V1.I Межд. конф. Волгоград, 8-11 сент. / Oib. ред. В.И.Супрун. - Волгоград: Перемена, 1998. - С. 165-168

2. Альтман, М.С. О фамилии Калашников в «Песне» Лермонтова // Рус.лит. 1964. - №3. - С.73-74.

3. Алыман, М.С. Достоевский. По вехам имен / М.С.Альтман. Саратов: Изд-во Саратовского универсигега, 1975. - 280 с.

4. Аникина, М.Н. Лишвострановедческий анализ русских антропонимов (Личное имя, отчество, фамилия). Дисс. канд.филол. наук. М., 1988. - 165 с.

5. Андреева, Л.Н. Струкгурно-сематпические особенности ашономасии / Л.Н.Андреева. М.: Уч. зап. I Московскою пед. н-ia ин. яз., 1964. - С.26 -45.

6. Антропонимика. Сб.статей / Отв. ред. В.А.Никонов, А.В.Суперанекая. -М.: Наука, 1970.-360 с.

7. Анциферов, Н.И. Грибоедовская Москва // А.С.Грибоедов, 1795-1829. Сб.статей / Под ред. И.Клабуновскою и А.Слонимскою. М., 1946. С. 150 -183.

8. Артеменко, E.II. Наблюдения над стилистическим использованием собственных имен в драме Л.Н.Толстого «Власть гьмы» / E.II. Артеменко // Мат-лы по русско-славянскому языкознанию. Вып.З. Воронеж, 1967. С. 125 -132.

9. Бабенко, А.И. К вопросу о личных именах в комедии Аристофана «Ахар-няне» / А.И.Бабенко // Вопросы литературоведения и языкознания. Львов, 1994. - С.227-233.

10. Балухашй, С.Д. Ранний Чехов / С.Д. Балухашй // А.П.Чехов: Сб.статей и материалов. Вып.1. Росгов-на-Дону, 1959. - С.7 - 94.

11. Баскаков, Н.А. Русские фамилии поркскою происхождения / Н.А.Баскаков. М.: Главная редакция восючной литера1уры изд-ва «Наука», 1979.-279 с.

12. Белинский, В.Г. Ничто о ничем, или огчет г. Изда1елю «Телескопа» ах последнее полугодие русской литературы // В.Г.Белинский. Полное собр. соч. в 13 т. Т.2. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. - С.7 - 50.

13. Белов, С.В. Имена и фамилии у Достоевского // Русская речь. 1976. -№5.-С.30-31.

14. Бем, А. Личные имена у Досгоевскою / А.Бем // Сборник въ чесгь на проф. Л.Милегичъ (1863-1933). София, 1933. - С. 409-434.

15. Бердяев, Н.А. Философия пюрчесгва, кулыуры и искусства / Николай Бердяев. М.: Искусство, 1994. - 544 с.

16. Боборыкин, В.П. Прообразы и образы / В.П.Боборыкин // Современная литература и вопросы мастерства. Вып.2. М., 1961. С.250 - 275.

17. Болотов, В.И. К вопросу о значении имен собственных / И.В.Болоюв // Восточнославянская ономастика. М.: Наука, 1972. - С.333-345.

18. Болоюв, В.И. Лингвистический статус имени собственною и ею функционирование в тексте // Ономасшка. Имя и кулыура / Ин-т -миологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. Вып. 25. Книга 1. 4.1. М.: КМИИЭиА РАН, 1993. - 107 с.

19. Бондалетов, В .Д. Динамика личных имен в XX веке // Личные имена в пошлом, настоящем и будущем: Проблемы антропонимики. М.: Наука, 1970. С.91-105.

20. Бондалетов, В.Д. Русский именник прежде и геперь: К сопосгавителыго-диахроническому изучению состава и употребительности личных имен /

21. Бондалетов В.Д. // Русская ономастика: Республиканский сборник научных трудов. Рязань: Рязан.пед.ин-т, 1977. С. 17-39.

22. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика / В.Д.Бондалеюв. М.: 1 ^освещение, 1983.-224 с.

23. Бродский, H.J1. «Евгений Онегин», роман А.С.Пушкина / Н.Л.Бродский. -М.: Рус.лиг., 1964.-415 с.

24. Бруева, Е.М. Собственные имена персонажей в скажах П.П.Бажова «Малахитовая шка1улка» / Уч. зап. Горьковскою ун-ia. Серия филол. Вып.59. Вопросы лексиколог ии и сiилистики. Горький, 1960. - С. 103 - 111.

25. Будагов, Р.А. Писатели о языке и язык писателей / Р.А.Будагов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 280 с.

26. Вартаньян, Е.А. В честь и по поводу / Э.А.Вартаньян. М.: Сов.Россия, 1987.-144 с.

27. Введенская, Л.А., Колесников, Н.Г1. От собственных имен к нарицательным / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. 2-е изд. испр. и дон. - М.: Просвещение, 1989.- 143 с.

28. Веселовский, С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прошища и фамилии / С.Б. Веселовский М.: Наука, 1974. - 382 с.

29. Виноградов, В.В. О художественной прозе / В.В.Виноградов. M.-JI.: Государственное изд-во, 1930. - 190 с.

30. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В.Виноградов.- М.: Гослитиздат, 1959. 655 с.

31. Виноградов, В.В. Проблема авторства и теория стилей / В.В.Витки радов.- М.: Гослитиздат, 1961. -614 с.

32. Виноградов, В.В. Поэтика и ее отношение к лингвистике и теории литературы // Вопросы языкознания. 1962. - №5. - С.З - 23.

33. Вино1 радов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Полика / М.: Изд-во Академии наук СССР. 1963,256 с.

34. Виноградова, Н.В. Имя литературного персонажа: Материалы к библиографии / Н.В.Вино1радова // Литературный ickct: проблемы и меюды исследования. Вып.4-Тверь, 1998.-С. 157 197.

35. Волкова, 1I.A. Где люди живут, такое «имя» и носяг // Русская речь.1987. №6. - С.98 - 102.

36. Вороничев, О.Е. Об устаревших фактах ономастики // Русский я ил к в школе. 2001.-№1.-С.70-73.

37. Восточнославянская ономастика. Сборник статей / Oib. ред. А.В.Суперанская. М.: Наука, 1972. - 367 с.

38. Гавриленко, М.А. собственные имена и формы их уиофебления в речи крестьянских персонажей у М.Горького / М.А.Гавриленко // Уч.*ап. Горьков-ского пед. ин-та. Серия филол. наук. Выи. 68 Вопросы языка и стиля. Горький, 1967. - С.59 - 70.

39. Гей, Н.К. Искусство слова. О художественности лигера1уры. М.: Наука, 1967.-364 с.

40. Гиляревский, Р.С., Старостин, Б.А. Иностранные имена и названия в русском тексте: Справочник / Р.С. Гиляревский, Б.А.Стростин. 2-е изд. исир. и дон. - М.: Международные отношения, 1978. - 240 с.

41. Глазьев, В.Н. Воронежская антропонимия XVII века как исюрический источник // Исторические записки. Выи.1 Воронеж, 1996. - 65 с.

42. Горбаневский, М.В. В мире имен и названий / Михаил Горбаневский. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Знание, 1987. - 208 с.

43. Горбаневский, М.В. Ономастика в художественной литературе: Филологические эподы / М.В.Горбаневский. М.: Изд-во ун-та дружбы народов,1988.- 88 с.

44. Даль, В.И. Пословицы русского народа. Сборник В.Даля / В.И.Даль. М.: Гослитиздат, 1957.-991 с.

45. Даль, В.И. Толковый словарь живаю великорусскою языка: в 4 т. / В.И.Даль. М.: Русский язык, 1999.

46. Дмитриев, В.Г. Придуманные имена (рассказы о псевдонимах) / В.Г.Дмифиев. М.: Современник, 1986. - 255 с.

47. Дмитриева, Л.И. Антропонимические фамилии на территории Уме1скою района Тамбовской области / Л.И.Дмитриева // Наш край Тамбовский. Тамбов: Изд-во Тамбовского краеведческого общества, 1991. - С.82-86.

48. Дмитриева, Л.И. К проблеме знаковой сути атиропонима/ Л.И.Дмифиева // Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Держа-винские чтения. Вып.2. Филология. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1996. - С.50-51.

49. Дмитриева, Л.И. Имя собственное: Лексическое значение и информативная ценность / Л.И.Дмифиева // Лексическая и грамматическая семашика. Материалы Республиканской научной конференции. Ьелюрод, 1998. - С.22-24.

50. Дмифиева, Л.И. Картотрафирование фамилий Тамбовской области / Л.И.Дмитриева // Материалы к лингво-фольклорному агласу Тамбовской области. Выи.1.- Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. С.9-15.

51. Дмитриева, Л.И. Социологический аспект в антропонимике (на примере фамилий Тамбовской области) / Л.И.Дмитриева // Вестник Тамбовскою унта. Серия Гумани гарные науки. Тамбов, 2001. С. 15-16.

52. Дмитриева, Л.И., Щербак, А.С. Нестандартные фамилии Тамбовской области / Л.И.Дмифиева, А.С.Щербак СПб.: Филолог, фак. СПбГУ, 2004. - 40 с.

53. Дмитриева, Л.И., Щербак, А.С. Ономастика Тамбовской области: опьп энциклопедии / Ч. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. - 113с.

54. Дмитриева, Л.И., Щербак, А.С. Ономастика Тамбовской области: опьп энциклопедии / 4.2. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - 97с.

55. Добролюбов, Н.А. Собр.соч.: в 3-х i. Т.1 / Н.А.Добролюбов. М.: ГИХЛ, 1950.-С.66.

56. Добролюбов, Н.А. Черты для характеристики русскою простонародья // Добролюбов, П.А. Собр. соч.: в 9 т. Т.6. -M.-JL, 1963.С.221 -288.

57. Достоевский, Ф.М. Бесы: роман в 3-х частях / Ф.М.Достоевский. Минск: Народная асвета, 1990. - 684 с.

58. Ефимов, А.И. Стилистика художес1 венной речи / А.И.Ефимов. М: Просвещение, 1961. - 262 с.

59. Жаилова, 3.11. Стилистические функции имен собственных в «Мерпзых душах» Н.В.Гоголя / 3.11. Жаплова // Уч. зап. Азербайджанскою пед. ин-ia русского языка и литературы. Серия филол. Вып.З. 4.1. Баку, 1957. - С.88 -126.

60. Зинин, С.И., Степанова, А.Г. Имена персонажей в художественной литературе и фольклоре / С.И.Зинин, А.Г.Степанова // Антропонимика. М.: Наука, 1970.-С.330-354.

61. Зощенко, М.М. Избранное: в 2-х т. Т.1 Рассказы и фельеюны. IIobccih / Мих. Зощенко: Л.: Худ.лит., 1978. 528 с.

62. Иванова, Т.А. «Звала Полиною Прасковью.» // Русская речь. 1993. -№6. - С.3-9.

63. Ивашко, В.А. Как выбирают имена / В.А.Ивашко. 2-е и *д. дон. - Минск: Высшая школа, 1988. - 240 с.

64. Историческая ономастика / Отв. ред.А.В.Суперанская. М.: Наука, 1977. - 123 с.

65. Исследования но славянскому языкознанию / Под ред. В.II. Гудкова. -М.: Изд-во МГУ, 1984.- 174 с.

66. Казначей, И.М. Замечания о разговорно-просюречных формах собственных имен лиц и их стилистичеком использовании в стихотворных произведениях А.Твардовского / И.М. Казнадзей // Науч. зап. Глух1вською пед. 1н-та. Выи. 1. Т. 1. Глухов, 1960. С.43 -48.

67. Калакуцкая, Л.П. Фамилии. Имена. Огчеава: Написание и склонение / Л.П.Калакуцкая. М.: Толк, 1994. - 100 с.

68. Калинкин, В.М. Ономастическая перифраза как проблема поэшки co6ci-венных имен (на материале творчества А.С.Пушкина) / В.М.Калинкин // Восточноукраинский лингвистический сборник / Ред. Е.С.Оши. Выи.4. -Донецк: Донеччина, 1998. С. 107-129.

69. Калинкин, В.М. Теоретические основы поэтической ономастики /

70. B.М.Калинкин // Авгореф. дисс.докт.филол.наук. Киев, 2000. -37с.

71. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личнос/ь / Ю.Н.Караулов. М.: Наука, 1987.-265 с.

72. Карнович, Е.П. Собр.соч.: 4 т. Т.2. Приложения. С. 438-655 / Е.П.Карнович. М.: Терра, 1995. - 656 с.

73. Карпенко, Ю.А. Русская антропонимика. Одесса: Одес.гос.ун-г, 1970. 42 с.

74. Карпенко, М.В. Ономастика в художесгвенной литературе / М.В.Карпенко // Ономасшка. Проблемы и меюды. М.: Наука, 1976.1. C.169-188.

75. Карпенко, Ю.А. Имя собственное в художес1 венной лиiepaiype // Научный доклад высш. шк. Филолог, науки. 1986. - №4. - С.34-40.

76. Карпенко, Ю.А. Специфика имени собственного в литературе // Onomastika. Т. XXXI, 1986. С. 6-22.

77. Карпенко, Ю.А. «Реквием» Ахматовой и собственные имена // Вторые Ахмаювские чтения. Тезисы докл. и сообщ. Одесса: Одес.юе.ун-i, 1991. -С.57- 66

78. Келесхаева, О.Д. Имя собственное и художественный кошексг / О.Д.Келесхаева. Владикавказ, 1998. - 106 с.

79. Кнаппова, М. Языковые аспекты функционирования личных имен / Ми-лослава Кнаппова // Ономастика и граммашка: Сб. статей / Oib. ред. Л.11.Калакуцкая. М.: Наука, 1981.- С.66 -78.

80. Кожевникова, Н.А. Заметки о собственных именах в прозе Андрея Белою / Н.А.Кожевникова // Ономастика и грамматика: Сб. сшей / Oib. ред. JI.II. Калакуцкая. М.: 11аука, 1981.- С.222 - 256.

81. Ковалев, Г.Ф. Инструкция но собиранию региональною ономастическою материала // Край Воронежский: история и традиции. Воронеж, 1996. -С.64-65.

82. Ковалев, Г.Ф. Ономастические эподы: Писатель и имя / Г.Ф.Ковалев. -Воронеж: BIT 1У, 2001. 275 с.

83. Ковалев, Г.Ф. Писатель. Имя. Текст / Г.Ф.Ковалев. Воронеж: ВГУ, 2004. -340 с.

84. Ковалев, Г.Ф. Писатель и имя. Аспекты изучения собственных имен в художественном произведении / Г.Ф. Ковалев. Донецьк: Горл1вка, 2005. - 22 с.

85. Колоколова, Л.И. Имена собственные в раннем творчестве А.П.Чехова: Литературно-художественная антропонимика / Л.И.Колоколова. Киев: Киевский юс. ун-т, 1961. - 36 с.

86. Комментарии к памятникам художественной литературы / Под ред. Н.Л.Бродскою и Н.П. Сидорова. Вып.5. М.: Худиздат, 1933. - 134 с.

87. Кондакова, Ю.В. Принципы инфернальной ономастики в художественных мирах Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова // Эволюция форм художественною сознания в русской литературе (опыты феноменолотическою анализа). -Екатеринбург, 2001. 44 с.

88. Кондратенко, Г.И. Наблюдения над употреблением личных имен в Брянской области / Г.И.Кондратенко // Личные имена в прошлом, настоящем ибудущем. Проблемы антропонимики: Сб.статей / Отв.ред. В.А.Пиконова. -М.: Наука, 1970. -С. 99- 116.

89. Кондратьева, Т.Н. Собственные имена в поэзии Н.А.Некрасова как средство художественного изображения России 40-70 rr.XIX века / Т.Н.Кондратьева // Уч. зап. Елабужского пед. ин-га. Елабуга, 1959. - С.79 -102.

90. Кондратьева, Т.Н. Ломоносов о собственных именах как сгилисшческом средстве / Т.Н.Кондратьева // Очерки по истории русского языка и литерагу-ры XVIII века (Ломоносовские чтения). Вып. 1. Казань, 1967. С. 97 - 115.

91. Кондратьева, Т.Н. Собственные имена в русском эпосе / Т.Н.Кондра1ьева / Под ред. Р.Х.Субаевой. Казань, 1967. - 247 с.

92. Кондратьева, Т.Н. Русские словари личных собственных имен как ономастический источник / Т.Н.Кондратьева. Казань, 1969. - 62 с.

93. Кондратьева, Т.Н. Метаморфозы собственною имени: Опыт словаря / Казань: И зд-во казанскою университета, 1983. 110 с.

94. Крюкова, И.В. Пограничные разряды ономастики в современном русском языке. Дисс. .канд.филол. наук. Волгоград: ВГПУ, 1993. - 177 с.

95. Кузина, М.А. Имя собственное и поэшческий мир (О.Манделышам и Б.Пасгернак) / М.А.Кузина // Русская филология. Вып.6. Tapiy, 1995. -С. 12-17.

96. Куприн, А.И. Яма: Повесть / А.И.Куприн. М.: Худ.лиг., 1993. - 288 с.

97. Курилович, Е. Положение собственного имени в языке // Курилович Е. Очерки по лингвистике. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. - С.251-266.

98. Кюршунова, И.А. Славянская антропонимия Карелия в связи с реконструкции лексики донационального периода. Дисс. . канд.филол. наук. Вологда, 1994.- 172 с.

99. Литвина, А.Ф., Успенский, Ф.Б. Выбор имени у русских князей в XXVI веках: Династическая история сквозь призму антропонимики /

100. A.Ф.Литвина, Ф.Б.Успенский. М.: Индрик, 2006. - 1000 с.

101. Лихачев, Д.С. От историческою имени лигерагурною героя к вымышленному / Д.С.Лихачев. М.: Изд-во AII СССР, ОЛЯ, 1956. - 277 с.

102. Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы ашропонимики: Сб.статей / Отв.ред. В.А.Никонова. М.: Наука, 1970. - 343 с.

103. Лосев, А.Ф. Философия имени / А.Ф.Лосев. М.: МГУ, 1990. - 269 с.

104. Лотман, Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий / Ю.М.Лотман. Л.: Просвещение, 1983.-416 с.

105. Луначарский, А.В. О Горьком / А.В.Луначарский. М.: Худ. ли i., 1975. - 157 с.

106. Лыков, А.Г., Чабанец, Т.А. Русское личное имя собственное // Филол. науки. 1999.-№1.-С. 15-21.

107. Магазаник, Э.Б. Ономапоэтика, или «Говорящие имена» в литературе / Э.Б.Магазаник. Ташкент: ФАН УЗССР, 1978. - 148 с.

108. Макаренко, Г.С. Сергей Николаевич Сергеев-Ценский: Краткий криги-ко-библиографический очерк / Г.С.Макаренко. Симферополь: Крымизда1, 1961.-52 с.

109. Максимов, В.О. Толковый словарь российских фамилий // Рус. речь. -2004. №3. - С.69-77.

110. Маслова, В.А. Когнитивная л иш вис гика: Учебное пособие /

111. B.А.Маслова. Минск: Изд-во Минского гос. пед. ун-га, 2004. С.50).

112. Машбиц-Веров, И.С. Поэмы Маяковского / И.С.Машбиц-Веров. Куйбышев: КГТ, 1960.-311 с.

113. Медведева, Н.В. Антропонимия Прикамья первой половины XVII века в динамическом аспекте (на материале переписных документов по вотчинам Строгановых). Дисс. .канд.филол.наук. Пермь: Г1ГУ, 1999. - 148 с.

114. Морозова, И.Б. Грамматический феномен обращения как выражение направленного психологическою воздействия на коммуникаша / Морозова И.Б. // Межрегион, конф. Теория и практика речевой коммуникации: Тезисы докладов. М.: МаксПресс, 2004. - С.96-98.

115. Мурясов, З.И. Антропонимы в словообразовательной системе языка // Вопросы языкознания. 1982. - №3. - С.62-73.

116. Намиюкова, Р.Ю. Паши имена: Словарь-справочник личных имен / Р.Ю. Намитокова. Майкоп, 2000. - 196 с.

117. Намитокова, Р.Ю. Ретиональная ономастика: Учебно-меюдическое пособие / Р.Ю.Намитокова. Майкоп, 2005. - 70 с.

118. Наумова, О.В. Антропонимическая система Тамбовской области (по материалам деловой письменности 18-19 вв.). Дисс. .канд.филол. наук. -Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. 167 с.

119. Никонов, В.А. Личное имя социальный знак // Наука и релшия. -1967. - №7. - С.38-39.

120. Никонов, В.А. Личные имена в современной России // Вопросы языкознания. 1967. - №6. - С. 102-111

121. Никонов, В.А. Имена персонажей / В.А.Никонов // Полика и стилистика русской литературы / Отв. ред. М.П.Алексеев. Л.: Наука, 1971. - 285 с.

122. Никонов, В.А. Имя и общество / В.А.Никонов. М.: Наука, 1974. - 189 с.

123. Никонов, В.А. Ищем имя / В.А.Никонов. М.: Сов. Россия, 1988. - 128 с.

124. Никонов, В.А. География фамилий / В.А.Никонов / Oib. ред. С.И.Брук. -М.: Наука, 1988.- 192 с.

125. Никонов, В.А. Словарь русских фамилий / В.А.Никонов / Coci. Е.Л.Крушельницкий. М.: Школа-Пресс, 1993. - 224 с.

126. Овчинникова, Е.Л. Современный русский ономасгикон: начальные лапы формирования (на материале онимическою шиаса ребенка о г года до десяти лет). Дисс. . канд. филол. Наук. Волю1рад: ВГПУ, 1997. - 159 с.

127. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русскою языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожеюв, Н.Ю.Шведова / РАН. Инт русскою языка им. В.В.Виноградова. -4-е изд. дон. М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

128. Окорокова, Т.И. Динамика личных имен в Авюзаводском районе г.Горького / Т.И.Окорокова // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики: Сб.статей / Отв.ред. В.А.Никонова. М.: Наука, 1970.-С. 79-98.

129. Ономастика: Типология. Стратиг рафия. М.: 11аука, 1988. - 264 с.

130. Ономастика в кругу гуманигарных наук: Mai-лы межд. науч. конф, Екатеринбург, 20-23 сент. 2005 г. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-ia, 2005. -28 с.

131. Ономастика и i-рамматика: Сб. статей / О г в. ред. Л.П.Калакуцкая. М.: Наука, 1981.-273 с.

132. Ономастика и норма: Сб. статей / Отв. ред. Л.П.Калакуцкая. М.: Наука, 1976.-255 с.

133. Ономастика Поволжья: Тезисы докладов VIII Межд. конф., Волгоград, 8-11 сент. 1998 г. / Отв. ред.В.И.Супрун. Волгоград: Перемена, 1998. - 69 с.

134. Ономастика: Типология. Стратиграфия. Сб.сгатей / АН СССР Ин-г языкознания / Отв. ред. А.В.Суперанская. М.: 11аука, 1988. - 163 с.

135. Орлов, М.М. Язык Н.Г.Помяловского / М.Орлов. Рос юв-на-Дону: Изд-воРГУ, 1959.-250 с.

136. Отин, Е.С. Словарь коннотагивных собственных имен / Е.С.Отин. -Донецк: Ю1 о-Вос i ок, 2004. 412 с.

137. Петровский, Н.А. Словарь русских личных имен / Н.А.Петровский. -М.: Советская энциклопедия, 1966. 384 с.

138. Плукш, П.И. С.Н.Сергеев-Ценский (Жизнь и творчество) / П.И.Плукш. М.: Просвещение, 1968. - 279 с.

139. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В.Подольская / Отв.редактор А.В.Суперанская. 2-е изд. нерераб. и дои. М.: Наука, 1988.- 192 с.

140. Полякова, Е.Н. Из истории русских имен и фамилий: Киша для учащихся / Полякова Е.Н. М.: Просвещение, 1975. - 159 с.

141. Поцепня Д.М. Проза А.Блока: Стилистические проблемы / Д.М.Поцення / Ленинградский гос. ун-г им. А.А.Жданова. Межкафедральный словарный кабинет им. проф. Б.А.Ларина. М.: Изд-во Ленишрадскот ун-та, 1976. - 136 с.

142. Ройзензон, Л.И., Подгаецкая, И.М. Исследования но русской иоличе-ской ономастике (обзор литературы послевоенного периода) / Л.И.Ройзензон, И.М.Подгаецкая // Onomastika. Ч. 1. Wroclaw - Warszawa - Krakow, 1966. -С.365 - 379.

143. Россиев, II.A. Силуэты (листки из записной книжки), IV-VI / Исторический вестник. 1909. - №7. С.403 - 423.

144. Роспонд, С. Перспективы развития славянской ономастики // Вопросы языкознания. 1962. - №4. - С. 19-24.

145. Руделев, В.Г. Воспоминания о Черной земле: Истории слов, имен и народов / Владимир Руделев. Тамбов, 1994. - 132 с.

146. Русская ономастика и ономастика России. Словарь / Под ред. О.Н.Трубачева. М.: Школа-пресс, 1994. - 288 с.

147. Рылов, 10.А.Антропонимы как часть языковой каргины мира / Ю.А.Рылов // Межрегион, иссл-ния в обществ, науках. Эссе о социальной власти языка. Воронеж, 2001. - С. 180-186.

148. Санжаревский, И.И., Титаренко, В.А. Исюрия, методология и технология исследования проблем общества и личноеiи в социологии / Санжаревский И.И., Титаренко В.А. Тамбов: Изд-во ОГУП «Тамбовская гииог рафия «Пролетарский светоч», 2002.-432 с.

149. Селищев, A.M. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ // А.М.Селищев. Избранные труды. М.: 11аука, 1968. С.97-128

150. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. Соч.: в 12 т. / С.Н.Сергеев-Ценский. М.: Правда, 1957-1967.

151. Слонимский, А. Л. Мастерство Пушкина / А.Л.Слонимский. 2-е ищ. испр. - М.: ГИХЛ, 1963.-527 с.

152. С.Н.Сергеев-Ценский в жизни и гворчестве: Воспоминания современников. -Тамбов, 1963. 192 с.

153. С.Н.Сергеев-Ценский и современноегь: Материалы всероссийской научной конференции языковедов и литературоведов, посвященной 130-легию со дня рождения С.Н.Сергеева-Ценского. Тамбов: Першина, 2005. - 148 с.

154. Словоупотребление и стиль М.Горького. Описание семантико-стилистической системы писателя: Сб. статей / Отв. ред. Л.С.Ковтун. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968.- 194 с.

155. Слышкин, Г.Г. Аксиология языковой личности и сфера наивной лингвистики // Слышкин Г.Г. Воронеж, 2001. - С.87 - 90.

156. Смирнов, И.П. Самозванство и философия имени / И.П.Смирнов // Звезда. 2004. - №3. - С. 197 - 202.

157. Смирнова, Т.Г. Фамилии Тамбовской обласги в ашроионимической системе языка. Дисс. . канд.филол. наук. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. - 155 с.

158. Соловьев, B.C. Литературная критика / В.С.Соловьев. М.: Современник, 1992.-421 с.

159. Солоник, Н.В. Между нами чьи-го имена // Русская речь. 1987. - №5. -С.142-145.

160. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Фердинанд де Соссюр / Отв. ред. В.Е.Беспалов. Пер. с фр. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-га, 1999. - 426 с.

161. Социальная власть языка: сборник научных трудов / Воронеж, межрегион. ин-т обществ, наук, Воронеж, гос. ун-т. Воронеж, 2001.

162. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н.Кожиной. М.: Флитпа: Наука, 2003. С. 96).

163. Стрыгин, В.А. Антропонимика в «Переписной книге Воронежского уезда 1646 года» // Край Воронежский. Воронеж, 1999. Вып. 3. - С.44-52.

164. Судавский, A.M. Имена русских // Русская мысль. 1993. - №3 - С. 5054.

165. Суперанская, А.В. Как Вас зовут? Где Вы живете? / А.В.Суиеранская. -М.: Наука, 1964.-94 с.

166. Суперанская, А.В. Ударение в собственных именах в современном русском языке / А.В.Суиеранская. М.: Наука, 1966. - 360 с.

167. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственною / А.В.Суперанская. М.: Наука, 1973. - 366 с.

168. Суперанская, А.В. Теоретические проблемы ономастики. Дисс. .док. филол. 11аук. М., 1974. - 197 с.

169. Суперанская, А.В. Имя через века и сграны / А.В.Суперанская. - М.: Наука, 1990, 190 с.

170. Суперанская, А.В. Крещение Руси и первые русские календарные имена // Наука и жизнь. 1990. - №10. - С. 128 - 133.

171. Суперанская, А.В. Еликонида: Календарные и народные формы имен // Наука и жизнь. 1991. - №2. - С.96 - 101.

172. Суперанская, А.В. Женские имена // Наука и жизнь. 1991.- №7. - С. 77-78

173. Суперанская, А.В. Имя и культура// Паука и жизнь. 1991. - №11. - С. 79 - 85.

174. Суперанская, А.В. От имени к фамилии // Наука и жизнь. 1993. - №9. -С.104- 109

175. Суперанская, А.В. Словарь русских личных имен / А.В.Суперанская / РАН Ин-т языкознания. М.: ACT, 1998. - 528 с.

176. Суперанская, А.В. Фамилии, образованные от ирозвищ // Наука и жизнь. 2003. - №10. - С.88 - 89.

177. Суперанская, А.В., Суслова, А.В. Современные русские фамилии / А.В.Суперанская, А.В.Суслова. М.: Наука, 1981. - 176 с.

178. Супрун, В.И. Имена и именины / Супрун В.И. Вол!отрад: KoMHiei по печаш и информации, 1997. - 176 с.

179. Супрун, В.И. Ономастическое иоле русскою языка и ею художественно-эстетический потенциал. Дисс. .док. филол. наук. Волгоград: Перемена, 2000.-172 с.

180. Сурова, Н.В. Стилистическое назначение личных имен и фамилий в ранних рассказах А.П.Чехова / Н.В.Сурова // А.П.Чехов, сб. ст1ей и материалов. Вып.4. Ростов-на-Дону, 1967. С.258 - 270.

181. Суслова, А.В. Словник современных русских фамилий // Русская речь. 1996. - №1. - С.69 - 76.

182. Суслова, А.В., Суперанская, А.В. О русских именах / А.В.Суслова, А.В.Суперанская. 2-е изд. исир. и дои. - JI.: Лениздат, 1991. - 220 с.

183. Тарковский, Р.Б. Календарные русские имена в басенном рассказе Крылова // Вопросы языкознания. 1983. - №2. - С.69 - 77.

184. Ташицкий, В. И. Место ономастики среди других гуманитарных наук // Вопросы языкознания. 1961. - №2. - С.З - 12.

185. Тименчик, Р.Д. Имя литературного персонажа // Русский язык. 1992. -№5. -С.25 - 27.

186. Топоров, В.Н. Из области теории юпономасгики // Вопросы языкознания. 1962. - №6. - С.З - 13.

187. Топоров, В.Н. О палийской топономастике // Ономастика Восюка. Исследования и материалы. М.: Наука, 1969. 284 с.

188. Топоров, В.Н. Имя как фактор кулыуры (На злобу дня) / В.Н.Топоров. Всесоюзная науч.- пракгич. Конф. «Исюрические названия -памятники культуры». - М.: Наука, 1989. - 278 с.

189. Топорова, Т.В. Культура в зеркале языка: древнем ерманские двучленные имена собственные / Т.В.Топорова. М.: Школа «Языки русской кулыуры», 1996.-253 с.

190. Тупиков, Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен / Н.М.'Гупиков. М.: Языки славянских культур, 2005. - 1032 с.

191. Тынянов, Ю.С. Проблема стихотворного языка: Сгагьи / Ю.Тынянов. -М.: Советский писатель, 1965.-303 с.

192. Угрюмов, А.А. Русские имена / А.Угрюмов. Вологда: Обл. гииогр. Книжное изд-во, 1962. - 120с.

193. Удовенко, С.А. Ономастическое пространство «Поэмы без героя» А.А.Ахматовой / С.А.Удовенко // Ономастика и диалектная лексика. -Свердловск: СОПРА, 1990. 79 с.

194. Унбегаун, Б.О. Отчества на -ич и их отношение к русским фамилиям // Исследования по славянскому языкознанию. Сборник в честь С.Б. Берншгей-на. М., 1971. С.283 285)

195. Унбегаун, Б.О. Русские фамилии: Пер. с анг. / Б.О.Унбегаун / Общ. ред. Б.А.Успенского. М.: Прогресс, 1989.-443 с.

196. Успенский, JI.B. Ты и твое имя. Имя твоег о дома (расска зы об именах) / Лев Успенский. Л.: Дет. лит., 1972. - 576 с.

197. Успенский, Ф.Б. Имя и власть: выбор имени как инструмент династической борьбы в средневековой Скандинавии / Ф.Б.Успенский. М.: >йыки русской культуры, 2001. - 144 с.

198. Устьянцева, O.IO. Антропонимия прозы М.А.Булгакова (на материале романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Maciep и Маргарит») // Дисс.канд.филол.наук. Воронеж, 2002. - 188 с.

199. Фамилии Тамбовской области. Словарь-справочник. Вып.1 / Coci. Го-лузо JI.B., Голузо И.Г., Дмитриева Л.И., Щербак А.С. / Под общей ред. Л.И. Дмитриевой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998. - 159 с.

200. Фамилии Тамбовской области. Словарь-справочник. Вып. II / Сост. Голузо Л.В., Голузо И.Г., Дмитриева Л.И., Щербак А.С. / Под общей ред. Л.И. Дмитриевой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. - 163 с.

201. Фамилии Тамбовской области. Словарь-справочник. Вып. Ill / Coci. Голузо Л.В., Голузо И.Г., Дмитриева Л.И., Щербак А.С. / Под общей ред. Л.И. Дмитриевой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. - 163 с.

202. Фамилии Тамбовской области. Словарь-справочник. Вып. IV / Coci. Дмитриева Л.И., Щербак А.С. / Под общей ред. Л.И. Дмитриевой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.- 160 с.

203. Фамилии Тамбовской обласш. Словарь-справочник. Выи. V / Coci. Дмифиева Л.И., Щербак А.С. / Под общей ред. Л.И. Дмитриевой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.- 147 с.

204. Фамилии Тамбовской области. Словарь-справочник. Вып. VI / Coci. Дмитриева Л.И., Щербак А.С. / Под общей ред. Л.И. Дмифиевой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.- 157 с.

205. Фамилии Тамбовской области. Словарь-справочник. Вып. VII / Сост. Дмитриева Л.И., Щербак А.С. / Под общей ред. Л.И. Дмитриевой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.-151 с.

206. Фамилии Тамбовской области. Словарь-справочник. Вып. VIII / Сост. Дмитриева Л.И., Щербак А.С. / Под общей ред. Л.И. Дмитриевой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003.-151 с.

207. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х i. Пер. с нем. / Фасмер М. 4-е изд. стереотип. - М.: ООО «Издательспю Асгрель», 2004.

208. Федоаок, Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь / Юрий Федосюк. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Дет. ли г., 1981.- 239 с.

209. Формановская, Н.И. Нужно ли человеку отчее i во? // Рус. речь. 2004. -№5. - С.67-76.

210. Холодов, Е. Г. Мастерство Островскою / Е. Холодов. 2-е изд. -М.: Искусство, 1967. - 543 с.

211. Храпченко, М.Б. Горизонты художественною образа / М.Б. Храпченко. -М.: Худ. лит., 1982.-334 с.

212. Храпченко, М.Б. Творческая индивидуальность ниса1еля и рашише литературы / М.Б.Храпченко. М.: Худ. лиг., 1977.-446 с.

213. Чичагов, В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий (Вопросы русской исторической ономастики 15-18 вв.) / В.К.Чичаюв.- М.: Гос. учебно-педаюг. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1959. 128 с.

214. Шайкевич, А.Я. Русские личные имена XX в. (по материалам загса Фрунзенского района г.Москвы) / А.Я. Шайкевич // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы антропонимики: Сб.сгатей / Отв.ред. В.А.Никонова. М.: Наука, 1970. - С. 117 - 134.

215. Шаталов, В.М. Горьковские имена (на магериале ранних расскаюв М.Горького) / В.М.Шаталов // Программа и тезисы науч. конф., посвященной столетию со дня рождения М.Горькою. 8-12 апр. Л., 1968. - С.69 - 71.

216. Шварцкопф, Б.С. О социальных и эстетических оценках личности // Ономастика и норма. М.: Наука, 1976. 255 с.

217. Шейнина, Е.П. О чем говорят фамилии у Островскою // Русская речь. -1983. №2. - С.27-28.

218. Щаницин, В.А. Народные личные имена / Вадим Щаницин. М.: Прометей, 1989.- 65 с.

219. Шевцов, И.М. Подвиг богатыря (О Сергееве-1 венском) / И.М.Шевцов. -Тамбов: Тамбовское книжное изд-во, 1960. 446 с.

220. Шевцов, И.М. Орел смотрит на солнце (О Сергееве-Ценском) / И.М.Шевцов. М.: Молодая гвардия, 1976. - 318 с.

221. Щерба, JI.B. Языковая система и речевая деятельность / Л.В.Щерба. -Л.: Наука, 1974.-428 с.

222. Щегинин, JI.M. Переход собственных имен в нарицагельные как способ расширения словарного состава языка (на материале английских фамильных имен): Автореф. канд. дисс. М., 1962. - 17 с.

223. Щетинин, Л.М. Слова, имена и вещи: Очерки об именах / Л.М.Щетинин Ростов-на-Дону, 1966. - 222 с.

224. Язикова, Ю.С. Проблема реконструкции языковой личности // Русисгика сегодня. Отделение литературы и языка Российской академии наук Ин-i русског о яз. РАН им. В.В.Виноградова. №1 2002. - 287 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.