Обучение сценической речи в театральной школе Монголии. тенденции и педагогические принципы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Ренчин Нацагдоо

  • Ренчин Нацагдоо
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 202
Ренчин Нацагдоо. Обучение сценической речи в театральной школе Монголии. тенденции и педагогические принципы: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств». 2023. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ренчин Нацагдоо

Введение

Глава 1. Истоки и особенности професионального театрального образования в Монголии

1.1. Фольклорные и религиозно-исторические корни драматического театра Монголии

1.2. Влияние русской театральной школы на формирование принципов монгольской театральной педагогики

1.3. Творческие и методические проблемы традиционных технологий преподавания монгольской сценической речи

Глава 2. Становление методологических основ обучения сценической речи монгольских актеров

2.1. Художественные и теоретические принципы монгольской школы

сценической речи

2.2 Современные методические приемы и способы речевого обучения

актеров в РГИСИ и МонГУКИ

2.3. Перспективные направления преподавания сценической речи для монгольских актеров

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение сценической речи в театральной школе Монголии. тенденции и педагогические принципы»

ВВЕДЕНИЕ

Задолго до появления профессионального театра Монголии в самобытной монгольской национальной культуре зарождались зрелищно-театральные, народно-обрядовые и фольклорные формы творчества. Получили широкое распространение народные театрализованные действа в жанре «одного актера», исполнявшиеся сказителями героических эпосов1, выступления сказителей-мастеров ^лгэрч-ереелч, магтаалч), на каждом представлении демонстрирующих импровизации гимнов благопожелания2, воспевания, восхваления3. Искусство сказителей, рассказчиков, певцов, танцоров насыщалось элементами театральности, было увлекательно и зрелищно. Вошли в кочевую жизнь монголов различные виды религиозного театра — шаманские пантомимы, буддийские обряды, литургические ритуалы, религиозные мистерии «цамы». Огромной популярностью пользовались танцы с масками, интермедии, торжественные пластические церемонии. Все это было близко народному духу, веками развивалось и укреплялось в творчестве монголов.

Современный монгольский театр органически связан с народним искусством — играми, развлечениями, зрелищами, творчеством сказителей, певцов, в которых ярко представлены театральные элементы и которые до сих пор питают творчество актеров национального театра. Не менее сильное влияние оказал на формирование профессионального театра страны, на

1 См.: Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. - М.: Наука, 1984.

О значении благопожеланий в монгольской культуре, об их эмоциональном воздействии см. основательную статью: Омакаева Э. У., Барлыкова Б. Х Благопожелание ЕР00Л / ЙЭРЭЛ: вербальный ритуал и текст в контексте свадебной обрядности ойратов Монголии и калмыков // Полевые исследования. Элиста, 2014. № 2. С. 37-48.

Анализ гимнов воспевания и восхваления СМ.: Владимирцов Б. Я. Образцы монгольской народной словесности (Северо-Западная Монголия). Л., 1926; Кульганек И. В. Монгольский поэтический фольклор: проблемы изучения, коллекции, поэтика. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010.

религиозно-историческое мышление монгольского народа, имеющий давние традиции монгольский религиозный театр.

Монгольский театр и в период своего профессионального становления, и в годы формирования собственной сценической школы был крепко связан с национальной культурой, с народным творчеством. Заметную роль в развитии культуры монгольской речи сыграло совершенствование речевого искусства драматических актеров. Театр стал хранителем и пропагандистом монгольского национального языка, литературной речи.

Актуальность исследования. В художественной практике современного театра и театральной школы Монголии не существует обобщающих теоретических работ по истории, современному состоянию монгольской сценической речи и проблемам речевого обучения в театральной школе. Нет публикаций, посвященных педагогической деятельности монгольских речевых педагогов, их теоретическим и методологическим взглядам. Данное исследование является первым опытом анализа зарождения, становления и развития методологии обучения монгольской сценической речи. В работе анализируется деятельность речевых педагогов Монголии в контексте с педагогических практик специалистов других стран в области сценической речи.

Современное развитие театра постоянно требует совершенствования актерского искусства, поисков путей сближения театра и театральной школы, в том числе введения в педагогику сценической речи прогрессивных технологий обучения, существующих в зарубежных актерских школах и, в частности, в российском театральном образовании. Вместе с тем требуется дальнейшее постижение национальной художественной практики и применение в методике речевого обучения актеров фольклорных и религиозно-исторических традиций монгольской культуры. Столь же остро стоит проблема подготовки педагогических кадров, способных продолжать и развивать достижения школы монгольской сценической речи. Исследование

этих процессов позволит выявить и проанализировать основные тенденции развития методологии обучения сценической речи на современном этапе.

Объект исследования — искусство сценической речи в драматическом театре Монголии и технологии его преподавания в монгольской театральной школе.

Тема исследования — педагогика сценической речи в театральной школе Монголии и перспективы ее совершенствования.

Предмет исследования — формирование принципов и приемов речевого обучения в театральной школе за 60 лет существования высшего актерского образования Монголии.

Цель работы — выявление и анализ тенденций развития методологии обучения сценической речи и определение новых путей развития учебной дисциплины «Сценическая речь» в нерасторжимом единстве ее творческих и технологических задач.

Научная гипотеза — становление монгольского драматического искусства связано с историческими корнями монгольской культуры, вбирающей в себя фольклорные традиции, различные элементы народного исполнительского искусства, эстетические ценности культовых религиозных представлений. Фольклорные и религиозно-исторические формы народного искусства оказали влияние на формирование самобытного речевого искусства актеров монгольского драматического театра и своеобразной «монгольской школы сценической речи». Многие процессы развития технологий речевого обучения актеров в российских театральных школах получают специфическое преломление в творческой деятельности монгольских речевых педагогов.

Задачи исследования: 1. Исследовать взаимосвязи фольклорных и религиозно-исторических форм творчества монгольской национальной культуры с современным театром и речевым искусством актеров Монголии.

2. Раскрыть особенности влияния русского театра на актерское искусство Монголии и методику работы монгольских речевых педагогов.

3. Определить этапы становления педагогики сценической речи, этапы формирования специфических черт речевого воспитания монгольского актера.

4. Проанализировать технологии современного речевого обучения актеров и приемы работы речевых педагогов Монгольского государственного университета культуры и искусства (МонГУКИ) и Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ).

5. Выявить перспективные направления совершенствования речевого мастерства актера и наиболее перспективные методы работы со студентами над сценической речью.

6. Сформулировать методологические принципы и наиболее продуктивные способы применения современных технологий речевого обучения драматических актеров в монгольской театральной школе.

Научная новизна. Впервые в монгольском театроведении исследуется история, теория и современное состояние одной из ведущих дисциплин театральной школы — «Сценическая речь». Прослеживается путь, который прошла речевая педагогика в Монголии с момента зарождения до настоящего времени. Выявлены причины обращения монгольской театральной школы к российскому опыту работы над сценической речью на основе системы Станиславского. Определяются возможные направления развития методологии речевой педагогики в монгольских театральных школах с использованием подходов к речевому воспитанию актера в российской театральной школе.

Научная значимость исследования заключается в следующем: 1. Исследованы и определены фольклорные истоки речевого искусства монголов; песенные, речевые, игровые, интонационные традиции, передающие «фольклорную энергию» сценической речи актеров драмы.

2. Установлены религиозно-исторические корни драматического театра Монголии, влияющие на «духовный историзм» современных актеров.

3. Впервые всесторонне изучено влияние русской театральной школы на формирование методологических принципов воспитания драматического актера в монгольской театральной школе.

4. Впервые исследованы исторические пути и теоретические принципы создания «Школы монгольской сценической речи».

5. Исследованы и установлены этапы формирования современной монгольской педагогики сценической речи.

6. Сформулированы методологические принципы и методы речевого воспитания актеров на основе взаимодействия монгольской и российской школы сценической речи. Установлены и теоретически обоснованы перспективы применения в учебном процессе современных технологий обучения импровизационности и вариативности с включением «игровой методики», «тренинга на основе восточных практик», «диалогического тренинга», «ритмомелодического тренинга сценической речи».

Методологической базой исследования являются работы монгольских и российских ученых по истории и теории фольклора, религиозного театра, культуры, искусства Монголии и монгольского языка; труды теоретиков и деятелей театра, публикации театральных педагогов по теории театрального искусства, методике и практике преподавания сценической речи.

Работа по поиску и анализу источников проводилась в монгольских и российских библиотеках и архивах. Особое место в изучении разносторонней жизни монголов и особенностей монгольской культуры по праву занимает русское монголоведение. В трудах Б. Я. Владимирцова, Г. Н. Потанина, А. В. Потаниной, А. М. Позднеева, Д. Банзарова, А. Д. Руднева, Б. Б. Барадийна4

4 См.: Владимирцов Б. Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов. - М.: Восточная литература, 2002; Владимирцов Б. Я. Работы по монгольскому языкознанию. -М.: Восточная литература, 2005; Потанин Г. Н. Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. - М.: Государственное издательство географической литературы, 1950; Потанина А. В. Монголия и Монголы: Очерк. - СПб.: Типо-лит. М. П. Фроловой, 1904; Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в

имеются материалы о народных диалогизированных песнях, об играх и развлечениях, обрядовых действах, о буддийских театральных мистериальных представлениях в Монголии XIX в.

В работах Г. И. Рамстедта, Б. Х. Тодаевой, Г. Д. Санжеева, Н. Н. Поппе5 представлены основные данные о монгольских наречиях и о системе халха-монгольского языка, принятого за основу сценического искусства Монголии.

Особенно ценны для монгольского театроведения работы академика Б. Я. Владимирцова о жанрах монгольских песен и манере их исполнения, о ярких театральных элементах в исполнительском мастерстве сказителей, певцов, рассказчиков, о происхождении тибетских и монгольских цамов6.

Существенное значение в разработке основных положений исследования имели труды монгольских ученых: академика Ц. Дамдинсурэна, И. Майжаргала, Ш. Бира, Э. Оуюн, Ш. Гаадамба, Д. Цагаана, Б. Лауфера, Г. Цэндоржа и др.

Монгольские и российские ученые Б. Зориг и В. Ц. Найдакова, Б. Ринчен, У. Хурэлбаатар, С. А. Кондратьев, А. В. Бурдукова, Г. А. Уварова, Г.

Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. - Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1993; Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов и другие статьи. - СПб.: Издано на средства частных жертвователей, 1891; Руднев А. Д. Мелодии монгольских племен // Записки Русского географического общества по Отделению этнографии. Т. 34. -СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1909; Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. - Верхнеудинск: Бурят-монгольское изд-во, 1926 и др.

5 См., например: Рамстедт Г. Д. Сравнительная фонетика монгольского письменного языка и халхаско-ургинского говора. - СПб.: Типография Академии наук, 1908; Тодаева Б. Х. Грамматика современного монгольского языка. Фонетика и морфология. - М.: Изд-во АН СССР, 1951; Санжеев Г. Д. Современный монгольский язык. - М.: Изд-во восточной литературы, 1960 и др.

6 Владимирцов Б. Я. Работы по литературе монгольских народов. - М.: Восточная литература, 2003.

См., например: Дамдинсурэн Ц. Жизнеописание лунной кукушки. - УБ.: Академия наук, 1962; Цагаан Д. Художественные работы Равжи // Обзор монгольской литературы. Т. III. - УБ.: Государственное изд-во, 1968; Гаадамба Ш. Основы литературной теории. - УБ.: Государственное изд-во, 1989; Цэндорж Г. Становление и развитие профессиональных музыкальных коллективов в МНР. - УБ.: Государственное изд-во, 1983 (все на монгольском яз.); Оюун Э. Народные истоки театрального искусства Монголов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1960; Майжаргал И. Становление и развитие современного монгольского драматического театра: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М. 1990; Лауфер Б. Очерк монгольской литературы. - Л.: Изд. Ленинградского восточного института, 1927.

И. Михайлов, Н. П. Шастина, П. М. Берлинский Л. Г. Скородумова дали в своих трудах ценные материалы о различных видах монгольского искусства и литературы дореволюционного и революционного периодов.

Важным аспектом исследования стало обращение к данным смежных наук — лингвистике, психолингвистике, медицине, психологии, физиологии. На отсутствие связей с наукой не просто так сетовал еще К. С. Станиславский: «Не наша вина, что область сценического творчества в пренебрежении у науки, что она осталась неисследованной...»9. За прошедшие десятилетия с того момента, как Станиславский поделился этой мыслью, многое переменилось. Кроме трудов Станиславского, появились важные работы, раскрывающие с позиций высокой науки некоторые механизмы актерского творчества в целом и сценической речи в частности. Среди авторов работ, укрепивших методологическую базу исследования, следует назвать российских ученых — психолога Б. Г. Ананьева, психофизика и психолога П. В. Симонова, лингвиста и психолога Н. И. Жинкина, фольклориста Б. Н. Путилова, лингвиста А. А. Реформатского, психолога Л. С. Выготского, французского исследователя голосообразования Р. Юссона, болгарского фониатра И. Максимова10 и др. Источники, на которые опирается работа:

8

См.: Кондратьев С. А. Музыка монгольского эпоса и песен. - М.: Советский композитор, 1970; Бурдуков А. В. В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. - М.: Наука, 1969; Уварова Г. А. Современный монгольский театр. 1921-1945. - М.; Л.: Искусство, 1947; Михайлов Г. И. Проблемы фольклора монгольских народов. - Элиста, 1971; Берлинский П. М. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан-Хурчи. Опыт анализа монгольского устного музыкально-поэтического творчества. - М.: Музгиз, 1933; Скородумова Л. Г. Монгольская литература Х1Х-ХХ веков. Вопросы поэтики. - М.: РГГУ, 2016; Зориг Б., Найдакова В. Ц. Монгольский театр: первая половина XIX в. -начало XXI в.: Краткий очерк. - М.; Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2006; Ринчен Б. Жанр в монгольском фольклоре. - УБ., 1959 и др.

9 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. - М.: Искусство, 1989. Т. 2. С. 42.

10 См.: Ананьев Б. Г. Теория ощущений. - Л.: ЛГУ, 1961; Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. - М.: АН СССР, 1962; Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 1958; Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. 1п шешопаш. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003; Реформатский А. А. Введение в языковедение. - М.: Аспект Пресс, 1996; Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968; Юссон Р. Певческий голос. - М.: Музыка, 1974; Максимов И. Фониатрия. - М.: Медицина, 1987.

— литература по теории и истории монгольского фольклора и религиозно-исторических истоков представлений народного театрального искусства;

— лингвистическая литература по монгольскому языку и монгольской письменности;

— литература по теории и истории монгольского театрального искусства;

— литература по проблемам актерского творчества и театральной педагогики;

— научно-методическая литература педагогов кафедры сценической речи МонГУКИ по воспитанию голоса и речи;

— научная методическая литература по сценической речи специалистов санкт-петербургской школы сценической речи (РГИСИ);

— литература по проблемам воспитания голоса и речи европейских и американских специалистов и о методологии и методике сценической речи в российской театральной школе;

— интервьюирование монгольских и российских речевых педагогов о возможных перспективах развития речевой педагогики.

Степень научной разработанности темы. Настоящее исследование является первым опытом теоретического обобщения и раскрытия процессов формирования научно-методической школы монгольской сценической речи. Большой фактологический материал о появлении первых драматических театров Монголии, о качестве сценической игры и речевой техники актеров 1920-1930-х гг. дается в трудах Г. А. Уваровой, Н. П. Шастиной, И. Майжаргала, Б. Сухээ, Н. Ганхуяга и др. исследователей, ценные материалы о речевом обучении актеров имеются в публикациях педагогов кафедры сценической речи МонГУКИ. Однако описание процессов становления монгольского речевого искусства и принципов обучения сценической речи студентов монгольских театральных школ предпринимается впервые.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования результатов

исследования в теории и практике сценической речи в театре и театральной школе Монголии. Эта возможность обусловлена следующими факторами:

— впервые исследуются истоки и история становления и развития методологии и технологий речевого обучения монгольских актеров на основе национальных традиций речевого искусства.

— впервые изучено влияние научно-практического опыта российской театральной школы (методологических и методических принципов голосо-речевой подготовки актеров в санкт-петербургской театральной школе) на развитие теории и практики монгольской сценической речи.

— впервые проанализированы этапы формирования современных научных основ преподавания сценической речи в МонГУКИ;

— впервые проведен сопоставительный анализ традиционных и современных методов речевого обучения актеров в монгольской театральной школе;

— определены современные тенденции и перспективные направления в совершенствовании способов и приемов речевого воспитания монгольских актеров, предложена концепция импровизационности и вариативности в педагогике сценической речи;

— впервые сформулированы методологические принципы обучения «сценической речи» в монгольской театральной школе;

Апробация работы. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре сценической речи РГИСИ. По теме диссертации автором опубликованы три научные статьи в изданиях, утвержденных ВАК: «Театр Данзанравжаа — первый центр монгольской театральной педагогики» (Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка». 2019. № 4), «Влияние русской театральной школы на становление методологических принципов театральной педагогики Монголии» (Вестник Кемеровского государственного института культуры. 2020. № 2), «Фольклорные и религиозно-исторические корни драматического театра Монголии» (Научный журнал «Художественное образование и наука». 2020. № 3). Также по теме диссертации опубликованы 10 статей в

изданиях Монгольского государственного университета культуры и искусств.

Основные положения диссертации были представлены в докладах, с которыми автор выступал на международных конференциях по сценической речи в Екатеринбурге (2017), в Санкт-Петербурге (2017, 2019), в Улан-Баторе (2019, 2020, 2023), в Кемерово (2021), Перми (2023) и аспирантских конференциях «Феномен актера: профессия, философия, эстетика» (СПб., 2019, 2020).

Теоретические и практические разработки, изложенные в диссертации, применялись автором: 1) в работе со студентами первого и второго актерских курсов МонГУКИ в 2020-2023 гг., 2) во время прохождения педагогической практики на первом и втором актерских курсах РГИСИ в 2018-2020 гг.

Структура диссертации. Вышесказанным определяется структура диссертационного исследования.

Работе предпослано настоящее Введение.

Далее следуют две главы:

Глава 1: Истоки и особенности профессионального театрального образования в Монголии.

Глава 2: Становление методологических основ обучения сценической речи монгольских актеров.

В каждой из глав содержатся три параграфа.

В Заключении суммированы основные итоги исследования.

Список литературы состоит из четырех частей: научные издания и специальная литература на русском языке; научно-теоретические издания и специальная литература на монгольском языке; диссертационные исследования по различным аспектам темы настоящей диссертации; неопубликованные материалы и интервью автора с монгольскими и российскими театральными педагогами.

ГЛАВА 1

ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ

1.1. Фольклорные и религиозно-исторические корни драматического театра Монголии

Искусство и творчество монголов зарождается с древних времен хунну11,

12 13

сяньби и жужань . Монголы в прошлом, в своей весьма самобытной истории национальной культуры, задолго до возникновения понятия «профессиональный театр» и до его организации в современной Монголии, реализовывали его как таковой и имели богатые зрелищно-театральные традиции в их народно-обрядовых и фольклорных формах.

Признаки актерского представления в магическом плане оставили свои следы в виде древних наскальных изображений. Конкретно театрализованный характер проявлялся в народных обрядах, обычаях, играх, некоторые из них приобрели довольно развитую художественную форму. Творчество сказителей, рапсодов, как наиболее отвечающее специфике номадической культуры, кочевого образа жизни и быта, явилось основой возникновения и дальнейшего развития приподнято-романтического стиля исполнительского искусства, впитавшего в себя национальную образность и тип эстетических отношений.

История развития театрального искусства Монголии тесно связана с устной народной литературой, с народными представлениями и играми, с

11 Хунну — древний кочевой народ III в. до н. э. — II в. н. э. Считается, что хунну были монголоязычными. Благодаря племенам хунну Монголия в 2016 г. праздновала 2225 лет своей государственности (см.: Гумилев Л. Н. История народов хунну. - М: АСТ; Астрель,

2010).

12

Сяньби — Древнемонгольские племена кочевников, жившие на территории Внутренней Монголии, говорившие на древнемонгольском языке и насчитывавшие более 50 кочевий (см.: Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. - М.: Наука, 1984. -С. 46-47).

13

Жужаньский каганат — раннемонгольское государство на территории современной Монголии и Северного Китая примерно с IV в. до середины VI в. Его государственной религией являлся шаманизм.

системой и особенностями школьного образования XVIII—XIX столетий и с деятельностью самодеятельного искусства после революции начала 1920-х гг. Именно оттуда берет начало современное монгольское театральное искусство.

К этим факторам следует отнести:

1. Театральные элементы в народных играх (народное театрализованное представление, имеющее многовековую историю и не связанное с буддизмом или какими-либо другими религиями).

2. Театрализованное представление одного актера (сказителей героического эпоса — Yлгэрч-ерeeлч, магтаалч, — сказителей-мастеров гимнов воспевания, восхваления), не связанное с религиозными истоками.

3. Виды религиозного театра (шаманские, литургические пантомимы — цамы14, танцы с масками).

4. Театр кочевников (театр Данзанравжаа).

5. Национальная драма, танцевальная школа (князя То-вана, князя Мичин-вана, князя Луу-джанжина Лувсандондов)15.

6. Китайский Ши-янзы.

7. Реалистическое театральное искусство СССР16.

В народных играх наиболее распространенными проявлениями театрального начала, популярными среди людей является способность

14 Цам представляет собой синкретическое единство религиозного ритуала и театрального искусства. Религиозная мистерия цам содержит в себе отчетливое театральное действие, театрализацию религии. Это явная религиозная мистерия с выходом масок, плясками, даже интермедиями, вносящими комический элемент в строгое действие. См. об этом, например: Ринчен Б. Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в Средние века: История и культура Востока. -Новосибирск: Наука, 1975. Т. З.

15 См.: Зориг Б., Найдакова В. Ц. Монгольский театр: первая пол. XIX в. - нач. XXI в.: Краткий очерк. - М.; Улан-Удэ.: ВСГАКИ, 2006; История монгольского театра.. - УБ.: МонГУКИ, 2015.

16 О влиянии русского театрального искусства на драматический театр Монголии см.: Ганхуяг Н. Формирование актерского и режиссерского мастерства в современном драматическом искусстве Монголии (На примере национального Академического театра драмы 1921-1965 гг.): дис. ... канд. искусствоведения. УБ., СУИС. 2001. С. 9.

общаться друг с другом с помощью загадок, пословиц и аналогий. Во время этих игр между сочинителями, исполнителями и слушателями существовали отношения длиною в жизнь, и проявление внутренних перемен в людях было самой простой формой театрального представления. «Наряду с этим существовала богатая народная традиция бытовых обрядов, игр, танцев, где

17

было много элементов театральности» , — отмечает исследователь Б. Сухээ. Устный фольклор играет важную роль в судьбе монгольского национального искусства. На протяжении веков сказы, основанные на древних историях, эпитетах, похвалах и посланиях, распространялись из уст в уста. Устные послания выражали счастье людей и их будущее благополучие, что является отражением благородных устремлений простых людей. Устные сочинения описывают прежнюю жизнь человека, а также содержат характерные образы, обогащенные волшебным монстром, говорящим на человеческом языке. Литературовед-исследователь Ш. Гаадамба описывает благословение как «пожелание», как одну из форм выражения поэтической стихии, отражающей мечты людей, их желания, надежды на будущее18. Традиционный и особенный вид устной поэзии монголов — это похвала. Похвала относится ко всем сторонам жизни и поведения, и все описывается в ней таким образом, что просто восхваляется. Гаадамба расшифровывает: «Похвала — это вид искусства, выражающий эмоции природы, общества и человечества в духе лирических настроений»19. Другой исследователь, С. Цэрэндорж, отмечает у монголов особый талант к импровизации, и именно устные импровизации стали творческой основой искусства пожелания, воспевания и восхваления20. Искусство сказителей, рассказчиков, певцов, танцоров наполнялось элементами театральности. Во многих видах искусства важны

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ренчин Нацагдоо, 2023 год

- 66 с.

143. Реформатский А. А. Что такое термин и терминология? - М.: АН СССР, 1959. - 14 с.

144. Реформатский А. А. Введение в языковедение. - М.: Аспект Пресс, 1996.

- 536 с.

145. Реформатский А. А. Русская фонетика в трудах В. А. Богородицкого (Тезисы доклада) // Проблемы фонетики. IV: Сб. статей. - М.: Наука, 2002. - С. 304.

146. Речевое творчество актера: данность и предчувствие: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2017. - 600 с.

147. Речь: Артикуляция и восприятие / Под ред. Л. А. Чистович. - М.; Л.: Наука, 1965. - 241 с.

148. Ринчен Б. Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в Средние века: История и культура Востока. - Новосибирск: Наука, 1975. - Т. 3. - С. 188-195.

149. Руднев А. Д. Лекции по грамматике монгольского письменного языка, читанные в 1903—1904 академическом году. Вып 1. - СПб.: Типо-лит. Б. Авидома, 1905. - 96 с.

150. Руднев А. Д. Материалы по говорам Восточной Монголии. - СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1911. - 258 с.

151. Руднев А. Д. Мелодии монгольских племен // Записки Русского географического общества по Отделению этнографии. - Т. 34. - СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1909. - С. 395-430.

152. Савкова З. В. Сценическая речь в терминах. Словарь. - СПб.: СПбГИК, 2012. - 64 с.

153. Санжеев Г. Д. Современный монгольский язык. - М.: Изд-во восточной литературы, 1960. - 104 с.

154. Санжеев Г. Д. Сравнительная грамматика монгольских языков. Т. 1. -М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 366 с.

155. Санжеев Г. Д. Сравнительная грамматика монгольских языков. Глагол. -М.: Изд- восточной литературы, 1963. - 266 с.

156. Сапожникова О. А. Творчество С. Буяннэмэхе в контексте становления монгольского театра в первой трети ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 12 (66): в 4-х ч. Ч. 4. - С. 46-48.

157. Саричева Е. Ф. Работа над словом. - М.: Искусство, 1956. - 96 с.

158. Саричева Е. Ф. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1955. - 251 с.

159. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. - М.: Советская Россия, 1963. - 115 с.

160. Саричева Е. Ф. Техника сценической речи: Учебник. М.; Л.: Искусство, 1939. - 108 с.

161. Саричева Е. Ф. Техника сценической речи: Учебное пособие. - М.; Л.: Искусство, 1948. 148 с.

162. Саричева Е. Ф. «Идите смело тем путем, по которому считаете нужным пойти...» / Составление, предуведомление и послеслесловие, подготовка текстов и комментарий Ю. А. Васильева. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. -124 с.

163. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. - М.: АН СССР, 1962. - 140 с.

164. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука: АН СССР, 1981. - 216 с.

165. Скородумова Л. Г. Монгольская литература XIX—XX веков. Вопросы поэтики. - М.: РГГУ, 2016. - 298 с.

166. Скородумова Л. Г. Монгольский язык. Самоучитель. - М.: Живой язык, 2019. - 224 с.

167. Сладкопевцев В. В. Искусство декламации. - СПб.: Изд. журнала «Театр и искусство», 1910. - С. 25-29.

168. Смирнова М. В. Игровой тренинг и сочинение речевых импровизаций» // Сценическая речь: прошлое и настоящее. - СПб.: СПбГАТИ, 2009. - С. 308-316.

169. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. - М.: Искусство, 1989. - Т. 3. -508 с.

170. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. - М.: Искусство, 1990. - Т. 2. -511 с.

171. Сухээ Б. Исторические корни развития монгольского театра // Мо^оНка-VIII: Сб. Статей. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. - С. 106—112.

172. Сценическая речь: Учебное пособие / Под ред. И. П. Козляниновой. -М.: Просвещение, 1976. - 336 с.

173. Сценическая речь: прошлое и настоящее: Избранные труды кафедры сценической речи Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. - СПб.: СПбГАТИ, 2009. - 432 с.

174. Сценическая речь. Теория. История. Практика: Коллективная монография. - СПб., 2013. - 280 с.

175. Театральный педагог Аркадий Кацман / Составитель Н. А. Колотова. -СПб.: Петербургский театральный журнал, 2015. - 352 с.

176. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып. 2 / Отв. ред. В. Н. Галендеев. - СПб.: СПбГАТИ, 2007. - 208 с.

177. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып. 3 / Отв. ред. Ю. А. Васильев. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2023. - 312 с.

178. Терминологический словарь по предметам речевого цикла / Научный руководитель и редактор доцент Г. С. Скударнова. - Кемерово: КГИК, 1995. - 120 с.

179. Титова А. А. Дикция и орфоэпия. М.: ГИТИС, 1981. 103 с.

180. Тодаева Б. Х. Грамматика современного монгольского языка. Фонетика и морфология. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 196 с.

181. Уварова Г. А. Современный монгольский театр. 1921-1945. - М.; Л.: Искусство, 1947. - 248 с.

182. Ферман М. Г. Дикция и орфоэпия. М.: [б. и.] 1964. 79 с.

183. Фильштинский В. М. Открытая Педагогика. - СПб.: Балтийские сезоны, 2006. - 368 с.

184. Фильштинский В. М. Театральная педагогика. Дни и годы. СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. - 560 с.

185. Фомина Л. Л. Из опыта преподавания сценической речи в движении // Теория и практика сценической речи: Сб. научных трудов. - СПб.: СПбГАТИ, 1992. - С. 106-116.

186. Хувсгул С. Действующие лица религиозной драмы Д. Равджи «Лунная Кукушка» // Мо^оНса^Ш: Сб. статей. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. - С. 81-86.

187. Цагаан Д. Творчество Д. Равджи в свете взаимосвязей монгольской литературы с индийской и тибетской литературами Пер. с монгольского Л. Г. Скородумовой // Литературные связи Монголии: [Сб. статей]. - М.: Наука, 1981. - С. 198-207.

188. Чарели Э. М. Массаж и гимнастика артикуляционно-дикционной системы // Хранитель тайн голоса. Памяти профессора Э. М. Чарели. Екатеринбург: Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, 2017. С 261-297.

189. Черкасский С. Д. Станиславский и йога. - СПб.: СПбГАТИ, 2013. - 110 с.

190. Черная Е. И. Дыхание и ритм «говорящего» тела // Теория и практика сценической речи. - СПб.: СПбГАТИ, 2005. - С. 31-48.

191. Черная Е. И. Дыхание — внимание — слово // Теория и практика сценической речи. Вып. 2. - СПб.: СПбГАТИ, 2007. - С. 108-123.

192. Черная Е. И. Сценическая речь классического восточного театра и ее уроки. - СПб.: РГИСИ, 2016. - 308 с.

193. Черная Е. И. Воспитание фонационного дыхания с использованием принципов дыхательной гимнастики «йоги». - М.: Граница, 2009. - 142.

194. «Шара Туджи» — монгольская летопись XVII века. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 199 с.

195. Шарафутдинова Н. С. О понятиях «терминология», «терминосистема» и «терминополе» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. - № 6 (60): в 3 ч. Ч. 3. - С. 168-171.

196. Шастина Н. П. Русско-монгольские посольские отношения XVII века. -М.: Изд-во восточной литературы, 1958. - 182 с.

197. Штода Н. Н. Сценическая речь и речевое богатство пьес А. Н. Островского. - М.: РА Арсис-Дизайн, 2008. - 240 с.

198. Шуринова Л. В. Андрей Платонов. «Возвращение». Опыт коллективного подхода // Теория и практика сценической речи. Вып. 2. - СПб.: СПбГАТИ, 2007. - С. 158-163.

199. Юссон Р. Певческий голос. - М.: Музыка, 1974. - 263 с.

200. Яцковская К. И. Народные песни монголов. - М.: Наука, 1988. - 254 с.

Литература на монгольском языке

1. Базаррагчаа М. Монгол хэлний авиа сэлгэх ёс. (Фонетический строй монгольского языка). - УБ.: Ардын боловсролын яамны хэвлэл, 1987. -184 с.

2. Батзаяа Г. Монгол хэл аялгуудын тогтолцоо. (Фонетический состав и система монгольского диалекта). - УБ., 2006.

3. Борейшо В. А. Монголын театрын тухай. (О монгольском театре). // Современная Монголия. - УБ. - 1938. - № 3 (28). - С. 75-90.

4. Буянтогтох Г. Нийтээр эзэмших монгол хэлний дурмийн лавлах. (Всеобщий грамматический справочник монгольского языка). - УБ., 2004.

5. Гаадамба Ш. Утга зохиолын онолын ундэс. (Основы литературной теории). - УБ.: Государственное из-во, 1989. - 279 с.

6. Гурван жил. (Три года). // Современная Монголия. - 1933. - № 1. 20 окт. -С. 55-60.

7. Даваа Б. ШYлгэлсэн зохиолд хийх уран бутээлч ажиллагааны зарим асуудал. (Некоторые аспекты работы над поэтическими произведениями. Поэма). // Искусство речи экранной и сценической. Сб. статей. МонГУКИ. - УБ., 2004. - С. 52-59.

8. Даваа Б., Ундармаа С. ЖYжигчний хэл яриан дахь угийн дуудлагыг хeгжYYлэх шинэ хандлага. (Новый подход к развитию произношения в речи актера). // Монгольская культура и искусствоведение. Т. XXII. - УБ.: МонГУКИ; СУСХ, 2017. - С. 264-275.

9. Дамдинсурэн Ц. Саран хехеений намтар. (Жизнеописание лунной кукушки). - УБ.: Академия наук, 1962. - 260 с.

10. Ефремов А. БНМАУ-ын театрын уран бYтээлийн зам (Творческий путь театра МНР) // Современная Монголия. - 1933. - № 1. 20 окт. - С. 47-54.

11. ЖYжигчний ажиллагаа хэмээх дэвтэр. (Тетрадь для актерской работы). Перевод Э. Оюун; отв. ред. Д. Шагдар. - УБ.: Гос. типография, 1942. - 98 с.

12. Искусство речи экранной и сценической: Сб. статей. - УБ.: МонГУКИ. 2004. - 86 с.

13. Координация профессиональной подготовки актеров: Сб. статьей / Науч. ред. Р. Уртнасан. - УБ.: МонГУКИ, 2007. - 92 с.

14. Лувсанвандан Ш. Орчин цагийн монгол хэлний гийгYYлэгч авианы тогтолцоо. (Современная монгольская фонетическая звуковая система согласных). - УБ.: МАН, 1979.

15. Монголын нэвтэрхий толь. (Энциклопедия Монголия). - УБ., 2000.

16. Монголын театрын дээд боловсрол - 60. (Высшее образование монгольского театра - 60 лет). - УБ.: МонГУКИ, 2017. - 180 с.

17. Монголын театрын тYYх. (История монгольского театра). - УБ.: МонГУКИ, 2015. - 876 с.

18.Меемее С. Монгол хэлний авиа ЗYЙ. (Фонетика монгольского языка). -УБ.: Гос. изд-во, 1979. - 198 с.

19. Надмид Ж. Орчин цагийн монгол хэлний ави ЗYЙ. (Фонетика современного монгольского языка). - УБ., 1993.

20. Сувд Н. СУИС-ийн профессорын цуврал бYтээл (Намсрайн Сувд. Серия работ профессора МонГУКИ) / Ред. Э. Сонинтогос, Б. Даваасурэн, Я. Сумъяа, С. Сарантуяа. - УБ.: Менхийн Yсэг, 2022. - 324 с.

21. Оюун Э. Говь нутаг дахь эртний "Саран хехее". («Лунная кукушка» в старой Гоби) // Современная Монголия. - 1969. - № 4 (135). - С. 14-15.

22. Оюун Э. Монгольские песни-пьесы. // Олон улсын монгол хэл бичгийн эрдэмтдийн анхдугаар их хурал. ШУАХ. (Первая международная конференция монгольских лингвистов). Т. II. - УБ.: Академия наук, 1961. - С. 57-105.

23. Оюун Э. Монгол ардын харилцаа дууны 3yk^c. (Из фонда монгольских народных песен-диалогов). // Studia Mongolica. T I. Fasc 6. - УБ., 1960. -44 с.

24. Оюун Э. Театрын урлагийн шинжийг хадгалсан зуйлийн тухай. (Кратко о том, что сохраняет характер театрального искусства) // Культура и литература. 1959 г. - № 45.

25. Тайз дэлгэцээс ярих урлагийн тулгамдсан асуудлууд. (Проблемные аспекты искусства речи на сцене и экране): Сб. статей. - УБ.: МонГУКИ. 2009. - 103 с.

26. Ринчен Б. Манай соёлын евеес. (Из нашего культурного наследия: Сборник статей). - УБ.: [б. и.], 1958. - 71 с.

27. Ринчен Б. Монгол ардын аман зохиол дахь терел зуйл. (Жанр в монгольском фольклоре). - УБ., 1959.

28. Сугар C. Найруулагч жужигчний урлагийн тэнхим. Товч туух. 1957-2007. (Кафедра мастерство актера и режиссера. Краткая история. 1957-2007.). -УБ.: МонГУКИ, 2007. - 77 с.

29. Тайз дэлгэцийн ярих урлаг: ИлтгэлYYДийн эмхэтгэл. Эмхэтгэсэн Р. Уртнасан (Искусство речи экранной и сценической): Сб. статей / Составитель Р. Уртнасан. - УБ.: Изд-во колледжа культуры, 2004. - 88 с.

30. Ундармаа С. Тайзны ярианы сургалтанд нутгийн аман яриаг хэрэглэх боломж. (Возможность использования местного устного произношения (диалектная речь) в обучении сценической речи). - УБ.: МонГУКИ, 2017.

31. Уртнасан Р. Изменение методологии обучения сценической речи // Искусство речи экранной и сценической. Сб. статьей. - УБ.: МонГУКИ. 2004. - С. 5-14.

32. Уртнасан Р. Системийн дэлхийд тYгэн тархсан тYYхийг эргэн судлаж, эргэцYYлэн бодоход. (Осмысление процессов распространения в мировом театре системы Станиславского) // К. С. Станиславский и современность: Сб. статей. - УБ.: СУИС, 2013. - С. 8-23.

33. Уртнасан Р. Ярих ур чадварыг хувь хYний дотоод эрчим хYчтэй уялдуулан хeгжYYлэх нь. (Развитие разговорных навыков в гармонии с внутренней энергией). // Координация профессиональной подготовки актеров: Сб. статей. - УБ.: МонГУКИ, 2007. - С. 37-42.

34. Уртнасан Р., Батсайхан Д., Нямсурэн Ц. Драмын урлагт хэрэглэдэг нэр томъёоны толь. (Словарь терминов, используемых в драматическом искусстве) / Под ред. Р. Уртнасан. - УБ.: МонГУКИ, 2010. - 44 с.

35. Уртнасан Р. ЖYжигчин бэлтгэх сургалтын III ангид Yзэх дасгалууд (Глава III. Действия и упражнения для обучения актера 3-го курса) // Сборник упражнений для уроков сценической речи / Научный ред. Р. Уртнасан. -УБ.: МонГУКИ, 2011. - 85 с.

36. Хувсгул С. Равжаагийн «Саран хохооний намтар» жужгийн «Горим»-ын эх бичгийн судалгаа (Изучение оригинального текста "Режим"-а пьесы Д. Равджи «Жизнеописание лунной кукушки»). - УБ., 2004.

37. Хурэлбаатар Л. Аварга могойн зулайн чандмань. («Чандмань» на макушках гигантской змеи). - УБ.: Академия наук. Институт языкознания, 2006. - 415 с.

38. Хурэлбаатар Л. Огторгуйн цагаан гарьд. (Белая Гаруда с небес). - УБ.: Академия наук. Институт языкознания, 1996. - 326 с.

39. Хурэлбаатар Л. Дорно дахины уран сайхны сэтголгээний сонгодог уламжлал ба монголын яруу найргийн онол (Классическая традиция восточного художественного мышления и теория монгольской поэзии). -УБ., 1993.

40. Хурэлбаатар Л. Равжаа судлалын арван эндуу (Десять заблуждений в исследовании Равджи) // Монголын уран зохиолын дээж. Билгийн толь II. Боть 6. - УБ., 1998.

41. Хурэлбаатар Y. Донровын Намдагийн намтар, уран бYтээл. (Донровын Намдаг: биография и творчество). - УБ.: СПМ, 2001. - 88 с.

42. Хутагтын амьлралып мочлог. Д. Равжаа (Жизненный цикл хутухты. Д. Равжаа). - УБ., 2003.

43. Цагаан Д. Д. Равжаагийн яруу найргийн зохиолын тойм (Обзор поэзии Равджи). - УБ., 1963.

44. Цагаан Д. Д. Равжаагийн уран бYтээл. (Творчество Д. Равжаа). // Обзор монгольской литературы. Т. III. - УБ.: Государственное изд-во, 1968. -236 с.

45. Цагаан Д. Д. Равжаагийн яруу найргийн цоморлог (Сборник поэзии Д. Равджи). - УБ., 1992.

46. Цолоо Ж. Орчин цагийн монгол хэлний авиан зуй. (Современная монгольская фонетика). - УБ.: МАН, 2008.

47. Цэндорж Г. БНМАУ-ын мэргэжлийн хегжмийн хамтлагуудын телевшил хегжил. (Становление и развитие профессиональных музыкальных коллективов в МНР). - УБ.: Государственное изд-во, 1983. - 70 с.

48. Цэрэндорж С. Урлагийн тухай холбоо гурван эргэцYYлэл. Урлагийн гэгээн ергеенеес. ИлтгэлYYДийн эмхтгэл. (Три мнения об искусстве // Из ставки святого искусства): Сб. статей. - М.: МонГУКИ, 2003. - С. 5-30.

49. Чимэд-Осор Д., Гомбодорж Г. ЖYжигчний ажиллагаа. (Работа актера).-УБ.: Государственное изд-во, 1946. - 58 с.

50. Шастина Н. П. Монголын театрын тухай найруулал. (Очерки монгольского театра). // Современная Монголия. - 1935. - № 3 (10). - С. 91- 106.

51. Ярих урлагт суралцах дасгалын хураамж (Сборник упражнения для уроков сценической речи) / Под ред. Р. Уртнасан. - УБ.: МонГУКИ, 2011. - 84 с.

Диссертационные исследования

1. Абзаев В. М. Мистериальный театр цам: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1990.

2. Алферова Л. Д. Проблема говоров в сценической речи: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2006.

3. Амгаланова В. Бурятская и монгольская драматургия национальных культур (1920-1940-е гг.): дис. ... канд. культурологии. - Улан-Удэ, 2002.

4. Бадамсурэн Я. Монголчуудын нутгийн аялгууг хэл хамгаалах хYрээнд судалсан нь. (Изучение монгольских диалектов в контексте защиты языка): дис. ... канд. филол. наук. - УБ., 2014. 81 с.

5. Бамбадоржийн А. Лексико-семантические особенности халхаского диалекта: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Улан-Удэ, 1994.

6. Васильев Ю. А. Речевое обучение актера национального театра в русской театральной школе: дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1983.

7. Ганхуяг Н. Монголын орчин Yеийн драмын урлагт жужиглэх, найруулах ур ЗYЙ телевшсен нь. (Формирование актерского и режиссерского мастерства в современном драматическом искусстве Монголии (На примере национального Академического театра драмы 1921-1965 гг.): дис. ... канд. искусствоведения. - УБ.: СУИС, 2001. 135 с.

8. Зориг Б. Рукопись диссертации «Некоторые вопросы актерского искусства монгольского театра». - УБ., 1994.

9. Люй Янь. Современные и традиционные методы обучения сценической речи в китайской театральной школе: дис. ... канд. искусствоведения. -СПб., 2005.

10. Майжаргал И. Становление и развитие современного монгольского театра: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1990.

11. Матанов Б. А. Игра как средство воспитания техники сценической речи: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Л.: ЛГИТМиК, 1971.

12. Музраева Д. Н. Тибетское повествовательно-дидактическое сочинение «Повесть о Лунной Кукушке» и его распространение в Центральной Азии: дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 1994.

13. Николайшвили В. К. Грузинская сценическая речь: автореферат дис. ... д-ра искусствоведения. - Л., 1984.

14. Оюун Э. Народные истоки театрального искусства монголов: дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1960.

15. Оюун Э. Народные истоки театрального искусства Монголов: автореф. ... канд. искусствоведения. - М., 1960.

16. Сухээ Б. Проблемы становления театра европейского типа в Монголии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2009.

17. Ходжаева Л. А. Работа над орфоэпией в узбекской театральной школе: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1958.

Неопубликованные материалы

1. Атармаа М. Использование монгольского фольклора в обучении сценической речи: Монография на соискание степени магистра по кафедре сценической речи. 1998. Научный руководитель Р. Уртнасан (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

2. Даваа Б. Некоторые аспекты работы над поэтическими произведениями. Поэма: Монография на соискание степени магистра по кафедре сценической речи. 2002 (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

3. Даваа Б. Современные тенденции обучения сценической речи: Доклад на 20-й юбилейной научной конференция кафедры сценической речи МонГУКИ «Сценическая речь вчера - сегодня - завтра. 2014 (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

4. Даваа Б. Обзор исследований по обучению сценической речи: Доклад на 25-й юбилейная научная конференция кафедры сценической речи МонГУКИ «Обучение и исследование актерского голоса и речи». 2019 (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

5. Даваа Б. Тайзны ярианы аман аялгуунд цогцоор хандах нь. (Целостный подход к устной интонации сценической речи). 2013 (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

6. Прокопова Н. Л. Из интервью Н. Ренчина 3 декабря 2019 г.

7. Протокол заседания кафедры сценической речи МонГУКИ от 11 февраля 2011 г. 12 с. (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

8. Пурэвдулам П. Возможности совершенствования обучения сценической речи на примере йоги: Монография на соискание степени магистра по кафедре сценической речи / Научный руководитель Р. Уртнасан (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

9. Ундармаа С. Возможности использования диалектной речи в методике обучения сценической речи: Монография на соискание степени магистра по кафедре сценической речи. 2018 / Научный руководитель Б. Даваа (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

10. Уранчимэг У. Из беседы с Н. Ренчином 20 июля 2019 г.

11. Уртнасан багшийн хичээлийн талаарх еерийн дурсамжаас. Из личных воспоминаний диссертанта об уроках Уртнасан в 2001-2004 гг.

12. Уртнасан Р. Программа обучения методологии и методики сценической речи для магистрантов (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

13. Уртнасан Р. Взаимодействие музыки и поэзии (2000): Статья (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

14. Уртнасан багштай хийсэн ярилцлага. 2019.12.23. (Уртнасан Р. Из интервью Н. Ренчина 23 декабря 2019 г.).

15. Уртнасан багштай хийсэн ярилцлага. 2018.07.26. (Уртнасан Р. Из интервью Н. Ренчина 26 июля 2018 г.).

16. Уртнасан багштай хийсэн ярилцлага. 2018.08.05. (Уртнасан Р. Из интервью Н. Ренчина 5 августа 2018 г.).

17. Энхсайхан Г. Тайзны ярианы хичээлийн хетелбер. (Программа по дисциплине «Сценическая речь». 2015) (хранится на кафедре сценической речи МонГУКИ).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.