Эстетика речи в творчестве актеров сценических и экранных искусств и образовательные стратегии в китайских театральных школах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Юй Ядун
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 220
Оглавление диссертации кандидат наук Юй Ядун
Введение
Глава первая. Особенности речевой эстетики артиста в театре и в кино
1.1. Проблема актерского творчества в современности
1.2. Актер в театре и актер в кино. Проблема «жизненности»
1.3. Актер и чувство речевой «свободы» на сцене и на экране
Глава вторая. Современные тенденции формирования эстетико-
речевого инструментария для актеров театра и кино
2.1. Методы и приемы искусствоведческого исследования речевой сценической эстетики в китайских театральных вузах и киношколах
2.2. Проблемы комплексного подхода в изучении речевого искусства китайским актером
2.3. Вопросы специфики речевого искусства актера игрового кино
Глава третья. Методические основы речевого творчества актеров
драматического театра и игрового кино
3.1. Междисциплинарное взаимодействие в речевом обучении
китайских драматических и киноактеров
3.2. Органическая сочетаемость действия и движения в речевом искусстве актера кино
3.3. Диалогический характер речевого творчества актера. Некоторые аспекты диалогического тренинга
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Теория и практика актерского тренинга в современной китайской театральной школе2009 год, кандидат искусствоведения Лю Лю
Современные и традиционные методы обучения сценической речи в китайской театральной школе: Из опыта преподавания в Шанхайской театральной Академии2005 год, кандидат искусствоведения Люй Янь
Значение театрально-педагогического наследия Вс. Э. Мейерхольда для воспитания современного актёра в Корее (к проблеме освоения русской актёрской методологии в корейском театральном образовании)2017 год, кандидат наук Квон Джунгтак
Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера2011 год, кандидат педагогических наук Ершова, Елена Вячеславовна
Значение театрально-педагогического наследия Вс. Э. Мейерхольда для воспитания современного актера в Корее: к проблеме освоения русской актерской методологии в корейском театральном образовании2017 год, кандидат наук Квон Джунгтак
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетика речи в творчестве актеров сценических и экранных искусств и образовательные стратегии в китайских театральных школах»
ВВЕДЕНИЕ
История высшего театрального образования в Китае исчисляется семью десятилетиями. За это время накоплен многообразный опыт подготовки драматических актеров, опыт, заметно отличающийся от воспитания молодежи для работы в спектаклях китайского традиционного театрального искусства. Но вместе с тем в драматических школах еще сильны методологические убеждения, связанные с приемами воспитания голоса и речи актеров музыкальной драмы. Одной из серьезнейших проблем речевого воспитания актеров драматического театра и игрового кино является привитие им неких базовых стандартных навыков, применимых в любом сценическом жанре, в любой роли, в любой киностилистике. До настоящего времени взгляды на методологию речевой подготовки современных актеров меняются сдержанно. По большому счету, как показывает практика, на уроках по сценической и экранной речи студенты должны заниматься не овладением усредненных навыков (постановкой звуков, интонаций, голоса, дыхания), а творчеством и художественными подходами к возникновению речевой экспрессии.
Принципиальное значение имеет также объединение усилий педагогов всех творческих дисциплин театральных и киношкол в воспитании личности будущего актера. Единение педагогов, принимающих участие в подготовке одной группы студентов, возникает редко. Для согласия необходима идея, требуется методологическая основа. В 1950-е — в первой половине 1960-х годов фундамент методологии виделся во внедрении в методы обучения реалистического направления драматического театра. Реализм был точкой отсчета сценической правды. В 1980-1990-е годы основное место в учебных аудиториях заняли многочисленные, чаще всего не совпадающие по идеям и целям направления театрального искусства, заимствованные в Европе, в США или в России. Эклектика в преподавании разобщила педагогов.
Существенно мнение известного режиссера и педагога Хао Жуна, положительно оценивающего то, что в последние десятилетия «в искусстве драмы расцвели сотни цветов и борются между собой сотни школ»1. Действительно, с оглядкой на мировую практику появились многочисленные концепции актерского мастерства, и театр вступил в пору своего расцвета, стали проводиться исследования привнесенных извне концепций драмы и междисциплинарных связей. Но вместе с тем — и в этом с Хао Жуном невозможно не согласиться — «почти полностью игнорируются изменения, касающиеся методологической и теоретической базы развития театра и театральной педагогики внутри страны»2. Большинство китайских театральных педагогов до сих пор блуждают в поисках некоего «универсального» метода преподавания актерского мастерства и совершенно не задумываются о методологической целостности. Часто и речевые педагоги пытаются, подобно древним алхимикам, создать «квинтэссенцию сценической речи», с легкостью добавляя в свой «эфир» самые яркие и блестящие элементы разнородных театральных систем. Подобные эксперименты в преподавании «актерского мастерства», «сценической речи», «сценического движения» нужны, а порой и просто необходимы, но все же важно, чтобы они были теоретически обоснованы и проверялись практическим применением, а не одними лишь домыслами или нередко меняющимися увлечениями.
Многие педагоги по сценической речи, напротив, неизменно обращаются к приемам и способам голосо-речевого воспитания актеров, укоренившимся в театральных школах в 1950-е годы . Суть этих методик сводится к поочередному, разрозненному овладению речевыми навыками, к механическому воздействию на голосо-речевые функции организма, к форсированному артикулированию звуков, слов, фраз, к неоправданному
1 См.: Хао Жун. Повторное обсуждение грамотности драматических актеров // Драма: [Журнал Центральной театральной академии]. Пекин, 2015. № 1. С. 93.
2 Там же.
См., например, учебные пособия: Чжан Хуа. Речевые искусства. Пекин, 2010; Лю Нин, Ван Су, Сан Юйян. Курс обучения языку драмы. Пекин, 2011.
усилению голоса, сопровождаемому искажением тембра, и к наигранности мелодических переходов в интонации, неподкрепленных смысловым содержанием и живыми эмоциями. Нам такой подход представляется малоперспективным и для киношкол, и для театральных вузов.
За последнюю четверть века вышли несколько теоретических трудов, в которых подробно и тщательно исследуется путь, пройденный режиссерами, актерами и театральными педагогами в становлении «нового» театра Китая4. Имеют неоспоримую ценность публикации, посвященные методологическим проблемам воспитания современного актера5. Реже, но все же появляются работы, рассматривающие теоретические и практические вопросы подготовки актеров игрового кино6. В ряде специальных изданий затрагиваются вопросы методики сценической речи7. Несомненную ценность
4 См., например, монографии основополагающего характера: Вань Вэйго. История китайского театрального искусства. Пекин, 1998; Е Чанхай. История изучения китайской драмы. Пекин, 2005; Чжоу Ибэ. История китайского театра. Хунань, 2007; Фу Цзинь. История китайского театра ХХ веке. Пекин, 2016.
5 Среди таких работ отметим наиболее заметные: Лян Болун, Ли Юй. Основы актерского искусства. Пекин, 2002; Лю Либинь. Преподавание актерского мастерства в китайских театральных академиях // Традиции и новаторство: Сб. статей. Пекин, 2006; Цзя Ичуань. О современном китайском драматическом образовании // Grand Stage. 2006. № 5; Гуань Ин. Методика тренировки творческой подготовки актера // Традиции и новаторство: Сб. статей. Пекин, 2006; Лю Либинь. Современная ситуация и будущее драматического образования // Четвертый международный симпозиум по изучению азиатского драматического образования. Пекин, 2009; Чжан Шэнцюань. Теория и практика драматического образования. Пекин, 2010; У Вэмин. Теоретическая концепция и драматическое образование // Материалы национального симпозиума по истории и теории драмы. Юньнань, 2010; Лю Либинь. Придерживаться принципов и методов создания реализма, а также осваивать и практиковать систему обучения эффективной науке // Художественное образование: Журнал. 2012. № 6; Хао Жун. Повторное обсуждение грамотности драматических актеров // Драма: [Журнал Центральной театральной академии]. Пекин, 2015. № 2.
6 См. наиболее значительные из этих работ: Чжу Дин. Поиски «нового китайского кино» (1976-1989): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1994; Сюй Вэйхун. Размышления об освобождении природы актера и формировании актерского мастерства // Традиции и новаторство: Сб. статей. Пекин, 2006; Чжао Ниню. Технология представления стиля жизни. Пекин, 2015.
См.: Чжао Пин, Ван Тинь. Художественное творчество декламации. Шанхай, 2001; Ко Полан. Драматическая речь в сценическом искусстве. Пекин, 2001; Сюй Лиин. Об изучении путунхуа в сценическом речевом обучении. Пекин, 2003; Люй Янь. Теоретические и методические основы педагогики сценической речи в театральной школе Китая: Лекция. СПб., 2006; Лю Нин, Ван Су. Техника сценической речи в актерском искусстве. Пекин,
представляет изданный в 2003 году сборник статей «О вокале, сценической
О
речи, танцевальной форме»8, в первом разделе которого с принципиальными научными идеями выступили известные речевые специалисты Сюй Пин, Чжоу Ханьвэнь, Оуян Юйцянь, Фэн Сицзюнь.
Неисследованной остается область методологии речевого искусства актеров игрового кино, хотя изредка и публикуются работы, отражающие некоторые специфические принципы подготовки киноактеров9. Повсеместно в Китае существует убеждение в тождественности процессов голосо-речевой подготовки актеров игрового кино и драматического театра и идентичности методологических подходов. Процессы обучения киноактеров технике и выразительности их голоса, дикции, дыханию, речевой ритмике, интонации, как правило, дублируют процессы тренировки актеров драмы10. Полемика относительно целесообразности использования одних и тех же технологий обучения «сценической речи» и «экранной речи» практически исключена.
В исследовании применяется рабочее понятие «экранная речь», то есть речь, относящаяся к искусству актеров игрового кино, телевизионных фильмов, дубляжа, озвучивания. Это понятие избрано по аналогии с определениями «сценическая речь», относящемуся к речи актеров драматического театра, и «вокальная речь», отражающему особую разновидность речи для передачи эмоционально-эстетической информации посредством певческого искусства оперных певцов и камерных исполнителей. Употребляемое в настоящем исследовании понятие «экранная речь» уравнивается с термином «киноречь», который чаще всего применяется в лингвистических исследованиях, и с понятием «речь актера
2013; Чан Лян. О базовом языковом обучении в преподавании театральных постановок в колледже // Художественное образование: Журнал. 2017. № 12.
О вокале, сценической речи, танцевальной форме: Сб. статей / Сост. Сюй Сян, Ляо Сянхун, Ма Гоцзюнь. Пекин, 2003.
9 Ху Аймин. Диалоги. Искусство интерпретации сценической речи в спектакле. Пекин, 2010; Чжан Цзиньхуэй. О сходстве и разнице между речью в драме и речью в кино и телевидения // Журнал Академии художеств НОАК. 2012. № 2.
10 См.: Фэн Сицзюнь. Основные навыки сценической речи кино и телевидения. Пекин, 1994; Вэй Йихуан. Использование кино- и телевизионного озвучивания в речевом обучении. Пекин, 2013.
игрового кино», принятым в работах по искусствоведению. Его также не следует смешивать с понятием «экранная речь», вошедшим в обиход научной литературы по культуре русской речи. В данном случае экранная речь определяется как разновидность речевого общения применительно к речи работников телевидения (дикторов, ведущих, тележурналистов, аналитиков и т. д.)11.
В диссертации исследуются вопросы специфики экранной речи. Выясняется, какими особыми голосовыми, речевыми навыками должны обладать актеры игрового кино и в чем состоит единство и различие в воспитании речи актеров театра и кино. Рассмотрение речевой подготовки актеров драматического театра и киноискусства ведется в контексте преподавания в театральных и киношколах учебной дисциплины «актерское мастерство». Этот аспект важен тем, что в среде китайских театральных педагогов не существует единого взгляда на проблемы воспитания современного театрального актера12.
Автор настоящего исследования убежден, что театральная педагогика в целом и, в неменьшей степени, речевая педагогика должны «устремлять взор» не только к истокам и важным переменам в методологии преподавания, но и к тому, что грядет в будущем на театральных подмостках, на съемочных площадках современного Китая. Ведь только изучая новейшие эксперименты китайских театральных деятелей и создателей кино, можно предположить те проблемы, которые будут актуальны в самое ближайшее время, и тем самым хотя бы минимально учесть возможность определения
11 См.: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003. С. 760761.
12
См. работу профессора Ван Яна «Современные принципы психологии и методика успешного преподавания» (Журнал Пекинской киноакадемии. 2007. № 2. С. 37-44), в которой автор, проведя анкетный опрос преподавателей на театральном факультете Шанхайской театральной академии, обнаружил, что различные методы обучения, которые в настоящее время применяются учителями из-за их противоположных взглядов, заставляют учащихся чувствовать себя в растерянности. Ван Ян видит решение этой проблемы в том, что педагоги актерского мастерства, сценической речи и сценического движения должны обращать внимание на научную природу методов обучения и придерживаться близких взглядов на процессы обучения студентов в театральной школе.
методологической базы для кино- и театральных школ, способной оперативно решать художественные и технологические задачи, связанные с воспитанием молодого поколения актеров. Именно такой взгляд прививал ученикам выдающийся российский режиссер В. Э. Мейерхольд, подсказывая им, что восприятие современности разумно «только при условии умения
13
заглядывать в будущее» . Даже устоявшиеся на протяжении веков театральные традиции неизбежно претерпевают изменения в зависимости от развития всех векторов культуры нации.
Актуальность исследования. Вузовское актерское образование в Китае развивается с начала 1950-х годов. Сменяются времена, преображается жизнь, ни на мгновение не замирает эстетика театра, развивается киноискусство. Но малозаметны перемены в педагогике сценической речи и не сформировались до сих пор принципы педагогики экранной речи актеров игрового кино. Не определена и эстетическая сторона «жизненности» сценической речи, естественности и правды речи на экране. Не вошли в практику работы речевых педагогов современные технологии речевого воспитания актеров театра и кино, нет еще и точного осмысления того, какие технологии следует признать современными, перспективными, а какие — не подходящими для китайской театральной и киношколы, для менталитета китайских актеров.
В китайских киношколах, на отделениях кино различных вузов обучение сценической речи ведется в основном по одной схеме — подготовки актеров драмы. Чаще всего специфика речи в кино — не учитывается. Существует определенный стереотип преподавания так называемой «сценической речи», точнее «речи актера для драматической сцены». На протяжении всего исследования указывается, что эта тема поднималась китайскими педагогами неоднократно и она вроде бы на слуху, но все это лишь намеки, недомолвки. Нет трудов, в которых в полной мере был бы отражен весь спектр проблем
13
Мейерхольд, В. Э. Лоскуты для костюма Арлекина. Мейерхольдовский сборник. Выпуск пятый. М., 2022. С. 585.
современного речевого воспитания экранных и драматических артистов, сочетаемости речевого обучения студентов для работы в театре и в кино.
Данное исследование призвано осветить специфические проблемы речевого обучения актера кино, выявить тенденции в преподавании речевых дисциплин в театральных и киношколах Китая, определить направления возможного развития методологии китайской экранной и сценической речи.
Объект исследования — искусство экранных и драматических актеров в китайских театральных школах в современном контексте.
Предмет исследования — речевая эстетика современного экранного и драматического искусства в китайских театральных школах.
Цель исследования — выявить и теоретически обосновать особенности речевой эстетики в искусстве экранных и драматических актеров в китайских театральных школах.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности речевой эстетики артиста кино и драматического театра, учитывая особенности актерского творчества в современности.
2. Проанализировать и обобщить искания педагогов китайской сценической речи и речи актеров игрового кино с начала 1990-х годов до настоящего времени в контексте художественной жизни театрального и киноискусства Китая.
3. Выявить тенденции формирования речевой сценической эстетики для актеров театра и кино.
4. Рассмотреть и проанализировать театральные системы, в различной степени определяющие принципы подготовки актеров кино и театра и влияющие на формирование методов воспитания экранной и сценической речи.
5. Определить суть понятий «творческая речь киноактера» и «творческая речь драматического актера»; исследовать проблему «жизненности» экранной речи и «свободы» сценической речи.
6. Осветить специфику и эстетические особенности речевого искусства актера кино и проблемы методологии воспитания экранной речи.
7. Раскрыть продуктивность влияния русского реалистического актерского искусства на драматический театр и на театральную педагогику Китая.
8. Установить перспективные направления эстетического развития искусства китайской сценической и экранной речи.
9. Определить методы и приемы подготовки студентов в области экранной и сценической речи, принятые в китайских киношколах и школах драматического искусства в настоящее время.
10. Выявить проблемы комплексного подхода в воспитании актера в театральной и киношколе и при формировании навыков китайской сценической и экранной речи.
11. Определить методологические принципы и методические направления по использованию современных технологий речевой подготовки драматических и киноактеров, опираясь на методологические разработки русских, европейских и американских театральных школ.
Гипотеза. Диссертация направлена на выявление методологических и эстетических особенностей речевого искусства на сцене и на экране. Автор исследования убежден в том, что имеются достаточные художественные различия в речевой практике актеров кино и драматического театра, которые непременно должны влиять на процессы речевого искусства. Воспитание сценической речи не может быть таким же, как обучение речи сугубо экранной, если учитывать эстетические различия театрального и киноискусства. В этом деле важно иметь в виду, что эстетика речевого сценического искусства не может быть такой же, как и эстетика речи сугубо экранной, а овладение навыками двух специализаций является для большинства китайских актеров непременным условием их успешной профессиональной карьеры.
Технологическое и творческое сближение и расхождение «сценической речи» и «экранной речи», их антагонизм по ряду позиций и их единение по
другим параметрам не получили еще теоретического обоснования и практических рекомендаций для продуктивной работы. Китайским актерам по итогам учебы в театральной или киношколе необходимо профессионально овладеть двумя формами речевой техники и выразительности — сценической речью и экранной речью.
Методологической основой исследования явились труды российских и китайских театральных педагогов, режиссеров кино и театра, касающиеся важнейших аспектов киноискусства, искусства сцены, педагогики актерского мастерства и сценической речи. Диссертант использует не только комплексный историко-теоретический подход, но и сравнительный анализ специфических черт речевого искусства драматических и киноактеров, а также метод сопоставления общности и специфики принципов театрального образования в Китае и России.
Теоретическую и практическую значимость исследования определяет решение вопросов, связанных с проблемой организации целостной системы подготовки актера в театральном и киновузе и обоснованием комплексного метода преподавания сценической и экранной речи, органического единства действия, движения и речи в искусстве актера и диалогического характера речевого творчества актера.
Степень научной разработанности темы. До настоящего времени тема специфического речевого творчества актера при создании художественных фильмов и сериалов, при озвучивании ролей в игровом кино в китайском кинопространстве в полном объеме не рассматривалась. Не имеется научно и методически выверенного обоснования методики преподавания искусства экранной речи и сочетаемости этих процессов с процессами преподавания сценической речи. Не раскрыты перспективы дальнейшего развития методологии речевого воспитания актеров театра и кино.
Научная новизна исследования. Впервые в наиболее полном объеме рассматриваются вопросы речевого воспитания актеров кино, определяются основные параметры методологии экранной и сценической речи,
сопоставляются методы подготовки актеров театра и кино, предлагаются возможные пути единого речевого обучения актеров драмы и кино, с параллельной специализацией искусства речи киноактера. Источники, на которые опирается работа:
— исследования по теории и истории китайского театрального искусства и литературы: работы известных китайских ученых Тхан Пэйшина, Юй Чуюйя, Тхан Тхо, Ма Чжожуна, Чжан Гэна и др.14 и выдающихся русских востоковедов акад. Н. И. Конрада, акад. В. М. Алексеева, акад. Т. Н. Федоренко, В. В. Малявина, В. Ф. Сорокина и др.15;
— литература по проблемам актерского творчества и театральной педагогики китайских теоретиков и практиков искусства музыкальной драмы и драматического театра — Мэй Ланьфана, Ан Куя, Юй Сяоюя, Ван Чаовэна16 и российских мастеров — К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, М. А. Чехова, С. В. Образцова, американских и европейских театральных
1 7
педагогов — Л. Страсберга, С. Адлер, С. Мейснера, Е. Гротовского и др. ;
14 См.: Тхан Пэйшин. История китайского театра. Пекин, 1982; Юй Чуюй. Театральная теория. Шанхай, 1985; Тхан Тхо. История традиционной китайской литературы. Пекин, 1980; Ма Чжожун. Китайская традиционная культура и китайский классический театр // Театральное искусство. Шанхай, 1990. № 2. С. 23-33; Чжан Гэн. Введение в театральное искусство. Пекин, 1981, и др.
15 См.: Конрад, Н. И. О понятии «литература» в Китае // Конрад Н. И. Избранные труды: Синология. М., 1977. С. 543-586; Алексеев, В. М. Китайская литература: Избранные труды. М., 1978; Федоренко, Н. Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1987; Малявин, В. В. Китайская цивилизация. М., 2000; Серова, В. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI-XVП вв.). М., 1990, и др.
16 См.: Мэй Ланьфан. Собрание о театре. Пекин, 1959; Мэй Ланьфан. Сорок лет на сцене. М., 1963; Ан Куй. О традиционном театре «Раокун». Пекин, 1993; Юй Сяоюй. Рассуждение о режиссуре традиционного театра. Пекин, 1993, и др.
17
См.: Станиславский, К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1955. Т. 3; Немирович-Данченко, Вл. И. О творчестве актера: Хрестоматия. М., 1984; Вахтангов, Е. Б. Документы и свидетельства: В 2 т. М., 2011. Т. 2; Чехов, М. А. Литературное наследие: В 2 т. М., 1995; Мейерхольд, В. Э. Лекции. 1918-1919. М., 2000; Образцов, С. В. Театр китайского народа. М., 1957; Львов-Анохин, Б. А. Беседы режиссера. М., 1972; Сулимов, М. В. Посвящение в режиссуру. СПб., 2004, и др.
— труды известных российских историков театра и театроведов
С. Л. Цимбала, Ю. М. Барбоя, Е. С. Калмановского, Н. В. Песочинского,
18
В. И. Максимова, Г. В. Титовой и др. ;
19
— исследования по теории и истории киноискусства ;
— публикации известных деятелей китайского, российского и мирового кинематографа20;
— научно-методическая литература по воспитанию голоса и речи ведущих педагогов сценической речи китайских театральных и киношкол21;
— работы по теории и истории культуры, искусства и литературы, философии Ю. М. Лотмана, Ж. Бодрийяра, М. М. Бахтина, Б. Брехта, У. Эко и др.22;
— научная и методическая литература по сценической речи педагогов Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ)23;
18
См.: Цимбал, С. Л. Театр. Театральность. Время. Л., 1977; Барбой, Ю. М. К теории театра. СПб., 2008; Калмановский, Е. С. Вопросы театральной терминологии. Л., 1984; Титова, Г. В. О Мейерхольде и других. СПб., 2017; Максимов, В. И. Театр. Рококо. Символизм. Модерн. Постмодернизм. СПб., 2013; Песочинский, Н. В. Актер в театре Мейерхольда // Русское актерское искусство ХХ века. Вып. 1. СПб., 1992. С. 65-152, и др.
19 Лю Шибин. Вековая история китайского кинопроизводства. Пекин, 2005; Шкловский В. Б. Тетива: О несходстве сходного. М., 1970; Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Ян Юаньин. Шесть поколений в столетии. Исследование генеалогии между поколениями китайских режиссеров // Современный фильм: Журнал. 2001. № 6, и др.
Тарковский, А. Лекции по кинорежиссуре. Л., 1989; Братья Васильевы. Собр. соч.: В 3 т. М., 1987. Т. 3; Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино. М., 1985; Юзефсон, Э. Роль. М., 2005; Юткевич, С. И. Кино — это правда 24 кадра в секунду. М., 1974; Герман: Интервью. Эссе. Сценарий / Книга А. Долина. М., 2018; Сокуров: Части речи: [Сборник]. Кн. 3. СПб., 2011; Копылова, Р. Д. Илья Авербах. Л., 1987; Эйзенштейн, С. М. Психологические вопросы искусства. М., 2002, и др.
21 Фэн Сицзюнь. Основные навыки сценической речи кино и телевидения. Пекин, 1994; Капанадзе, Л. А. Разговорная речь и киноязык // Русское сценическое произношение: Сб. статей. М., 1986; Го Болан. Художественное пособие по диалогу в драме. Пекин, 1982; Чжан Хуа. Речевые искусства. Пекин, 2010; Ху Аймин. Диалоги. Искусство интерпретации сценической речи в спектакле. Пекин, 2010; Лю Нин, Ван Су, Сан Юйян. Курс обучения языку драмы. Шанхай, 2011; Чжан Цзиньхуэй. О сходстве и разнице между речью драмы и
речью кино и телевидения // Журнал Академии художеств НОАК. 2012. № 2, и мн. др.
22
Лотман, Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998; Эко, У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб., 2018; Брехт, Б. Театр: В 5 т. М., 1965. Т. 5/2; Бодрийяр, Ж. Совершенное преступление. Заговор искусства. М., 2019; Булгакова, О. Голос как культурный феномен. М., 2015; Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
— литература по лингвистике, психофизиологии, психологии, фониатрии,
24
касающаяся вопросов воспитания голоса и речи ;
— интервьюирование китайских речевых педагогов об истории становления и возможных перспективах развития речевой педагогики.
Апробация работы. Автором опубликованы по теме диссертации пять научных статей в изданиях, рекомендованных ВАК: Речевая педагогика. Специфические аспекты речевого искусства в спектакле и в фильме // Специальное образование: Научно-методический журнал. 2020. № 2. С. 162171; Вопросы специфики речевого воспитания актеров в китайских театральных школах. Проблема «жизненности» // Вестник Кемеровского государственного института культуры. 2020. № 51. С. 176-184; Учение Конфуция «Лунь Юй» в тренинге по сценической речи «Диалог» // Культура и искусство. 2020. № 7. С. 59-65; Теоретические основы обучения актеров в театральных школах Китая // Педагогика и просвещение. 2020. № 3. С. 47-53; Актер и чувство речевой «свободы» на сцене и на экране // Философия и культура. 2020. № 7. С. 10-20.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Обучение сценической речи в театральной школе Монголии. тенденции и педагогические принципы2023 год, кандидат наук Ренчин Нацагдоо
Стиль сценической речи: на материале аудиозаписей2009 год, кандидат искусствоведения Попов, Андрей Валерьевич
Специфика сценической речи в драматическом театре Сирии: к проблеме освоения диглоссии сирийскими актерами2021 год, кандидат наук Алабдалла Нада
Танец в системе профессионального становления актера драматического театра в России2012 год, кандидат искусствоведения Лещинский, Антон Анатольевич
Особенности пластического искусства в драматическом театре Запада и Востока2006 год, кандидат искусствоведения Манзарханов, Эдуард Евгеньевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Юй Ядун, 2023 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература на русском языке
1. Аванесов, Р. И. Вопросы русского сценического произношения // Культура речи на сцене и на экране. - М.: Наука, 1986. - С. 5-21.
2. Автушенко, И. А. Сценическая речь и эмоциональный слух. - М.: ВГИК, 2012. - 122 с.
3. Актерское мастерство. Американская школа / Под ред. А. Бертоу; пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2021. - 503 с.
4. Актуальные вопросы преподавания сценической речи: Межвузовский сб. / Науч. ред. А. М. Бруссер. - М.: Изд. группа «Граница», 2013. - 480 с.
5. Алексеев, В. М. Китайская литература: Избранные труды. М., 1978. 595 с.
6. Алфёрова, Л. Д. Диалекты в сценической речи: Монография. - СПб.: СПбГАТИ, 2010. - 128 с.
7. Алфёрова, Л. Д., Галендеев, В. Н. Диалоги о сценической речи. - СПб.: СПбГАТИ, 2008. - 124 с.
8. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. - 456 с.
9. Арто, А. Театр и его Двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / Сост. В. И. Максимов. - СПб.: Симпозиум, 2000. -440 с.
10. Астафьева, Т. В. Новые технологии в современном постановочном процессе: на материале театрального искусства Санкт-Петербурга. 19902010 гг.: Дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2011. - 187 с.
11. Барба, Э., Саварезе, Н. Словарь театральной антропологии: Тайное искусство исполнителя. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010. - 320 с.
12. Барбой, Ю. М. К теории театра. - СПб.: СПбГАТИ, 2008. - 240 с.
13. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. -445 с.
14. Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино. - М.: Радуга, 1985. - 525 с.
15. Бодрийяр, Ж. Совершенное преступление. Заговор искусства. - М.: Группа компаний «РИПОЛ классик» / «Панглосс», 2019. - 348 с.
16. Братья Васильевы. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Искусство, 1981-1983.
17. Брессон, Р. Брессон о Брессоне: интервью разных лет (1943-1983), собранные Милен Брессон. - М.: Rosebud Publishing, 2017. - 336 с.
18. Брессон, Р. Заметки о кинематографе. - М.: Rosebud Publishing, 2017. -100 с.
19. Брехт, Б. Театр: В 5 т. - М.: Искусство, 1964. - Т. 5/2. - 564 с.
20. Брусникина, М. С. Вдохи и выдохи в ритмах театрального процесса // Речевое творчество актера: данность и предчувствие: Коллективная монография. - СПб.: РГИСИ, 2017. - С. 248-266.
21. Бруссер, А. М. Педагогические основы преподавания техники сценической речи: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 185 с.
22. Бруссер, А. М. Основы дикции: (практикум). - М.: Реглант, 2005. - 100 с.
23. Бруссер, А. М., Оссовская, М. П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии. - М.: Реглант, 2005. - 112 с.
24. Булгакова, О. Голос как культурный феномен. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 568 с.
25. Васильев, Ю. А. Дикция. Актуальное: Монография. - СПб.: РГИСИ, 2015. - 304 с.
26. Васильев, Ю. А. Сценическая речь: вариации для творчества. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. - 432 с.
27. Васильев, Ю. А. Сценическая речь: вариации для тренинга. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. - 342 с.
28. Васильев, Ю. А. Сценическая речь: движение во времени: Монография. -СПб.: СПбГАТИ, 2010. - 320 с.
29. Васильев, Ю. А. Сценическая речь: ритмы и вариации. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. - 416 с.
30. Васильев, Ю. А. Уроки сценической речи: магия импровизации. - СПб.: СПбГАТИ, 2015. - 280 с.
31. Вахтангов, Е. Б. Документы и свидетельства: В 2 т. - М.: Индрик, 2011. -Т. 2. - 688 с.
32. Винокур, Г. О. Русское сценическое произношение. - М.: ВТО, 1948. -84 с.
33. Волконский, С. М. Выразительное слово. - СПб.: Тип. Сириус, 1913. -215 с.
34. Воскресенская, И. Н. Звуковое решение фильма. - М.: Искусство, 1978. -126 с.
35. В мире китайской мудрости / Автор-сост. А. Г. Ушаков. - М.: Мартин, 2006. - 448 с.
36. Галендеев, В. Н. Метод физических действий К. С. Станиславского и глубинное порождение речи // Теория и практика сценической речи: Сб. науч. трудов. Вып. 2. - СПб.: СПГАТИ, 1992. - С. 8-23.
37. Галендеев, В. Н. Не только о сценической речи: Монография. - СПб.: СПбГАТИ, 2006. - 384 с.
38. Галендеев, В. Н. Сценическая речь — Школа — Театр: избранные работы о сценическом искусстве. - СПб.: РГИСИ, 2016. - 528 с.
39. Галендеев, В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. - Л.: ЛГИТМиК, 1990. - 148 с.
40. Галендеев, В. Н., Васильев, Ю. А. Разговор о случающемся и неслучающемся в педагогике сценической речи // Речевое творчество актера: данность и предчувствие: Коллективная монография. - СПб.: РГИСИ, 2017. - С. 10-43.
41. Галендеев, В. Н., Кириллова, Е. И. Групповые занятия сценической речью. Первый актерский курс. - Л.: ЛГИТМиК, 1983. - 60 с.
42. Герман: Интервью. Эссе. Сценарий / Книга А. Долина. - 3-е изд. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 360 с.
43. Гиренок, Ф. И. Абсурд и речь. Антропология воображаемого. - М.: Академический проект, 2012. - 237 с.
44. Гротовский, Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. - 348 с.
45. Добротворский, С. Н. Кино на ощупь: Сб. статей: 1988-1997. - Изд. 3-е. - СПб.: Сеанс, 2020. - 608 с.
46. Жинкин, Н. И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 278 с.
47. Жинкин, Н. И. Психолингвистика: Избранные труды. - М.: Лабиринт, 2009. - 287 с.
48. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. -158 с.
49. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 318 с.
50. Запорожец, Т. И. Логика сценической речи. - М.: Просвещение, 1974. -128 с.
51. Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. - М.: Интрада, 2001. -384 с.
52. Иртлач, С. Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. -Л.: ЛГИТМиК, 1990. - 101 с.
53. Искусство сценической речи: [Сб. статей]. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2007. -340 с.
54. Искусство сценической речи: Учеб. пособие. Вып. 2. - М.: ГИТИС, 2014. - 256 с.
55. Искусство сценической речи: Сб. статей. Вып. 4. - М.: ГИТИС, 2021. -178 с.
56. Камышникова, В. П. Звучание в движении // Искусство сценической речи: [Сб. статей]. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2007. - С. 177-200.
57. Капанадзе, Л. А. Разговорная речь и киноязык // Русское сценическое произношение: Сб. статей. - М.: Наука, 1986. - С. 222-225.
58. Кириллов, А. А. Театр и театральная система Михаила Чехова: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2008.
59. Кириллова, Е. И., Латышева, Н. А. Сценическая речь в театре кукол. -Изд. 2-е. - СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2014. - 156 с.
60. Коготкова, Т. С., Миськевич, Г. И. Многосерийный фильм — сериал (к появлению нового слова) // Культура речи на сцене и на экране. - М.: Наука, 1986. - С. 136-149.
61. Козлянинова, И. П. Произношение и дикция. - Изд. 2-е. - М.: ВТО, 1977. - 152 с.
62. Комарова, О. А. Дикция на основе ритмической организации слова. - М.: Изд-во Театрального института имени Бориса Щукина, 2019. - 126 с.
63. Конрад, Н. И. Избранные труды: Синология. - М., 1977. - 624 с.
64. Копылова, Р. Д. Илья Авербах. - Л.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1987. - 104 с.
65. Кох, И. Э. Основы сценического движения. - Л.: Искусство, 1970. -567 с.
66. Краткий словарь по эстетике. - М.: Политиздат, 1963. - 543 с.
67. Кузин, А. С. Речь сценическая, русская, осмысленная, выразительная // Речевое творчество актера: данность и предчувствие: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2017. - С. 481-494.
68. Кузнецова, А. М. Размышления по поводу. - М.: ГИТИС, 2012. - 168 с.
69. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 840 с.
70. Культура сценической речи: Сб. статей. - М.: ВТО, 1979. - 416 с.
71. Куницын, А. Н. О сценической речи // Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып. 2. - СПб., 2007. - С. 42-51.
72. Куницын, А. Н., Муравьев, Б. Л. Принцип тренировки фонационного дыхания в движении // Сценическая педагогика: Сб. трудов. - Л.: ЛГИТМиК, 1973. - С. 147-158.
73. Куракина, К. В. Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского. -М.: ВТО, 1959. - 104 с.
74. Латышева, Н. А. Воображение актера на уроках сценической речи // Сценическая речь в театральном вузе. - М.: ГИТИС, 2006. - С. 47-81.
75. Лепковская, Е. К. В Шанхайском театральном институте (Из опыта работы с молодыми китайскими артистами) // Записки о театре. 1960. -М.; Л.: Искусство, 1960. - С. 217-240.
76. Линклейтер, К. Освобождение голоса / Пер. с англ. Л. В. Соловьевой. -М.: ГИТИС, 1993. - 176 с.
77. Лисса, З. Эстетика киномузыки. - М.: Музыка, 1970. - 495 с.
78. Литосова, М. К. Актер и режиссер: Словарь профессиональных терминов и словосочетаний. - М.: ГИТИС, 2016. - 240 с.
79. Лотман, Ю. М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство-СПб», 1998. - 704 с.
80. Львов-Анохин, Б. А. Беседы режиссера. - М.: Сов. Россия, 1972. - 127 с.
81. Люй Янь. Современные и традиционные методы обучения сценической речи в китайской театральной школе: (Из опыта преподавания в Шанхайской театральной Академии): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2005. - 23 с.
82. Максимов, В. И. Театр. Рококо. Символизм. Модерн. Постмодернизм. -СПб.: Гиперион, 2013. - 367 с.
83. Максимов, В. И. Театр ХХ-ХХ1 веков. Теория. Режиссура. Критика. -СПб.: Чистый лист, 2019. - 280 с.
84. Максимов, И. Фониатрия. - М.: Медицина, 1987. - 282 с.
85. Малявин, В. В. Китайская цивилизация. - М.: АСТ: Астрель, 2000. -320 с.
86. Малявин, В. В. Сумерки Дао: культура Китая на пороге Нового времени. - М.: АСТ, 2019. - 560 с.
87. Матанов, Б. А. Игра как средство воспитания техники сценической речи // Сценическая педагогика. - Л.: ЛГИТМиК, 1971. - С. 159-179.
88. Мейерхольд, В. Э. Лекции. 1918-1919. - М.: О.Г.И., 2000. - 280 с.
89. Мейерхольд, В. Э. Лоскуты для костюма Арлекина. Мейерхольдовский сборник. Выпуск пятый. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2022. - 632 с.
90. Мерлин, Б. Актерское мастерство. Теория и практика / Пер. с англ. -Харьков: Гуманитарный центр, 2017. - 256 с.
91. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. - М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, 2002. - 592 с.
92. Мэй Ланьфан. Смотрю драму в стиле «куньцюй». «Пятнадцать тысяч монет» // Театр за рубежом. Вып. 1: Театр стран народной демократии. -Л.; М.: Искусство, 1958. - С. 115-119.
93. Немирович-Данченко, Вл. И. О творчестве актера: Хрестоматия. - 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1984. - 623 с.
94. Нехорошев, Л. Н. Драматургия фильма. - М.: ВГИК, 2009. - 342 с.
95. Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2010. - Т. 3. -692 с.
96. Образцов, С. В. Театр китайского народа. - М.: Искусство, 1957. - 379 с.
97. Панов, М. В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. - М.: КомКнига, 2007. - 456 с.
98. Песочинский, Н. В. Актер в театре Мейерхольда // Русское актерское искусство ХХ века. Вып. 1. - СПб.: РИИИ, 1992. - С. 65-152.
99. Петрова, А. Н. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981. - 191 с.
100. Петрова, Е. А. Концепция логосферы: определение и проблемы структурации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5. - С. 133-137.
101. Проблемы сценической речи: Сб. науч. трудов. - Л.: ЛГИТМиК, 1979. -165 с.
102. Прокопова, Н. Л. Обусловленность методической вариативности в преподавании сценической речи // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Сб. науч. трудов. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - С. 59-73.
103. Прокопова, Н. Л. Парадигмы сценической речевой культуры ХХ столетия: Монография. - Кемерово; М.: Издательское объединение «Российские университеты»: Кузбассвузиздат - АСТШ, 2008. - 263 с.
104. Прокопова, Н. Л. Становление современной школы сценической речи (из опыта санкт-петербургской театральной школы): Дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 1999. - 238 с.
105. Работа с текстом. Методология. Методика. Практика: Сб. статей. - М.: Граница, 2021. - 280 с.
106. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь / Автор-сост. В. П. Морозов. - М.: Когито-Центр, 2013. - 440 с.
107. Реформатский, А. А. Введение в языковедение. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 536 с.
108. Речевое творчество актера: данность и предчувствие: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2017. - 600 с.
109. Речь на сцене: Коллективная монография. - Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2021. - 192 с.
110. Роденбург, П. Присутствие. Как ощутить полноту жизни, наладить отношения и обрести свой голос. - М.: Ресурс, 2021. - 260 с.
111. Русское сценическое произношение: [Сб. статей] / Отв. ред. С. М. Кузьмина. - М.: Наука, 1986. - 238 с.
112. Савостьянов, А. И. Сценическая речь: Учеб. пособие. - М.: Экон-информ, 2008. - 159 с.
113. Саричева, Е. Ф. «Идите смело тем путем, по которому считаете нужным пойти...». - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. - 124 с.
114. Саричева, Е. Ф. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1955. - 251 с.
115. Саричева, Е. Ф. Сценическое слово. - М.: Сов. Россия, 1963. - 115 с.
116. Серова, В. А. Китайский театр и традиционное китайское общество (ХУ1-ХУ11 вв.). - М.: Наука, 1990. - 276 с.
117. Симонов, П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. - М.: АН СССР, 1962. - 140 с.
118. Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 1923-1929 гг. - М.: Логос-Альтера : Ecce homo, 2005. - 504 с.
119. Смирнова, М. В. Игровой тренинг и сочинение речевых импровизаций // Сценическая речь: прошлое и настоящее. - СПб.: СПбГАТИ, 2009. -С. 308-316.
120. Смирнова, М. В. Речевая характерность — помощь в трактовке образа // Искусство сценической речи. Вып. 4. - М.: Изд-во ГИТИС, 2021. - С. 4457.
121. Смирнова, М. В. Скороговорки в речевом тренинге. - Изд. 3-е. - СПб.: РГИСИ, 2018. - 130 с.
122. Сокуров: Части речи: [Сборник]. Кн. 3. - СПб.: Мастерская СЕАНС, 2011. - 620 с.
123. Соловьева, Л. В. Дао голоса: Голос как ваш инструмент. - М.: Добрая книга, 2012. - 317 с.
124. Станиславский, К. С. Собрание сочинений: В 8 т. - М.: Искусство, 1954. Т. 2. - 421 с.
125. Станиславский, К. С. Собрание сочинений: В 8 т. - М.: Искусство, 1955. Т. 3. - 502 с.
126. Станиславский репетирует: Записи и стенограммы репетиций. - М.: СТД, 1987. - 592 с.
127. Сторожук, А. Г. Основы голосоречевого тренинга для востоковедов-переводчиков: Учебник. - СПб.: Аничков мост, 2018. - 84 с.
128. Стрелков, С. Ю. Голос как бренд. - М.: ФЛИНТА, 2021. - 351 с.
129. Стрелков, С. Ю. Искусство озвучивать фильмы. - Изд. 7-е. - М.: ФЛИНТА, 2021. - 196 с.
130. Сулимов, М. В. Посвящение в режиссуру. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 576 с.
131. Сценическая речь: Учебник. - М.: ГИТИС, 2002. - 511 с.
132. Сценическая речь в системе Вахтанговской школы: Сб. статей и материалов. - М.: Граница, 2012. - 544 с.
133. Сценическая речь: история, теория, практика: Сб. науч. статей. - М.: Изд-во ГИТИС, 2022. - 236 с.
134. Сценическая речь. Опыт. Поиск. Методика: Сб. статей. - М.: Согласие, 2015. - 368 с.
135. Сценическая речь: прошлое и настоящее. Избранные труды кафедры сценической речи Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. - СПб.: СПбГАТИ, 2009. - 430 с.
136. Сценическая речь. Путь из аудитории на сцену. Вып. 1. - М.: Граница: Театральный институт имени Бориса Щукина, 2022. - 240 с.
137. Сценическая речь: Теория. История. Практика: Коллективная монография. - СПб.: СПбГАТИ, 2013. - 280 с.
138. Сюй Вэйхун. К проблеме взаимодействия восточной и европейской театральных культур: Шекспир и китайский театр: Дис. ... канд. искусствоведения. - СПб, 1995. - 181 с.
139. Таиров, А. Я. О театре. - М.: ВТО, 1970. - 603 с.
140. Тарковский, А. Лекции по кинорежиссуре. - Л.: Киностудия «Ленфильм», 1989. - 118 с.
141. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. - СПб.: СПбГАТИ, 2005. - 135 с.
142. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып. 2. - СПб.: СПбГАТИ, 2007. - 208 с.
143. Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып. 3. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2023. - 312 с.
144. Титова, Г. В. О Мейерхольде и других. - СПб.: РГИСИ, 2017. - 422 с.
145. Трахтенберг, Л. С. Мастерство звукооператора. - М.: Искусство, 1972. -192 с.
146. Три степени свободы. Музыка кино СССР. Альфред Шнитке / Автор-сост. О. Нестеров. - СПб.: Порядок слов, 2021. - 240 с.
147. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - 575 с.
148. Уорхол, Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2002. - 256 с.
149. Федоренко, Н. Т. Избранные произведения: В 2 т. - М.: Худож. лит., 1987. - Т. 1. - 510 с.
150. Фомина, Л. Л. Из опыта преподавания сценической речи в движении // Теория и практика сценической речи: Сб. науч. трудов. Вып. 2. - СПб.: СПГАТИ, 1992. - С. 106-116.
151. Фу Вэйфэн. История и опыт применения «системы» Станиславского в китайской театральной школе: Дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2009. 210 с.
152. Цимбал, С. Л. Театр. Театральность. Время. - Л.: Искусство, 1977. -263 с.
153. Черная, Е. И. Воспитание фонационного дыхания с использованием принципов дыхательной гимнастики «йоги». - М.: Граница, 2009. 146 с.
154. Черная, Е. И. Дыхание — внимание — слово // Теория и практика сценической речи. - СПб.: СПбГАТИ, 2007. - С. 108-123.
155. Черная, Е. И. Дыхание и ритм «говорящего» тела // Теория и практика сценической речи. - СПб.: СПбГАТИ, 2005. - С. 31-48.
156. Черная, Е. И. Основы сценической речи: фонационное дыхание и голос: Учеб. пособие. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2012. - 176 с.
157. Черная, Е. И. Сценическая речь классического восточного театра и ее уроки. - СПб.: Изд-во РГИСИ, 2016. - 308 с.
158. Чехов, М. А. Литературное наследие: В 2 т. - М.: Искусство, 1995. -Т. 2. - 588 с.
159. Чжу Дин. Поиски «нового китайского кино» (1976-1989): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1994.
160. Шахматова, Е. В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока. - М.: URSS, cop., 2012. - 173 с.
161. Шигапова, И. И. Речь в кино и на телевидении: анализ, ценностный аспект, вопросы обучения // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 11.
162. Шкловский, В. Б. Гамбургский счет: Статьи — воспоминания — эссе (1914-1933). - М.: Сов. писатель, 1990. - 544 с.
163. Шкловский, В. Б. Тетива: О несходстве сходного. - М.: Сов. писатель, 1970. - 376 с.
164. Штода, Н. Н. Сценическая речь и речевое богатство пьес А. Н. Островского. - М.: РА Аренс-Дизайн, 2008. - 240 с.
165. Эйзенштейн, С. М. Психологические вопросы искусства. - М.: Смысл, 2002. - 335 с.
166. Эйзенштейн, С. М. Стенограммы режиссерских семинаров. 1933-1935. -Тбилиси: Обшеств. изд-во Са. Га., 2019. - 357 с.
167. Эко, У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. - СПб.: Alexandria, 2018. - 432 с.
168. Юсефсон, Э. Роль. - М.: Baltrus: Новое издательство, 2005. - 149 с.
169. Юссон, Р. Певческий голос: исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. - М.: Музыка, 1974. - 263 с.
170. Юткевич, С. И. Кино — это правда 24 кадра в секунду. - М.: Искусство, 1974. - 327 с.
171. Язык и стиль средств массовой агитации и пропаганды (печать, радио, телевидение, документальное кино). - С.: Изд-во МГУ, 1980. - 256 с.
Литература на китайском языке
172. Алперс, Б. В. Актерское искусство в России / Пер. Сан Дексин. - Пекин: Изд-во Китайской драмы, 1985. ШШШ
173. Бао Хуйацяо, Линь Маоцань. Основные принципы экспериментальной фонетики. - Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2014. ШШШ^ <шт тпш.штт м^щш±2014¥9Яо)
174. Брунер, Дж. Процесс обучения / Пер. с англ. Шао Жуйчжэнь // Сборник сочинений Брунера по образованию. - Пекин: Народное просвещение, 1989. ( ш, шшъ, ш тшшшшт , лшт№*±,
1989¥о )
175. Бэйкэ Лоцзи, Ван Тяньцин. История эстетики как науки выражения и общей лингвистики. - Пекин: Изд-во социальных наук Китая, 1986. ( Ш
шфя, ^жфш^^ШШ& 19860)
176. Ван Лицзя. Сочинения по фонетике современного китайского языка ХХ века. - Пекин: Коммерческое изд-во, 2003.
шт -^тшш )
177. Ван Сяофэй. Исследование методов преподавания сценической речи в художественных вузах // Исследование учебных курсов. 2 декада октября 2015. - С. 242-243. (г&т ШШШ^. 2015 ¥ 10
Я. Ф^ТУ: 242-243о )
178. Ван Сяофэй. Как повысить эффективность преподавания сценической речи // Исследование учебных курсов. - 1 декада ноября 2015. - С. 228.
(МтШ^ПМй^Ш^Й^Ж. 2015 ¥ 11 Я . ±WJ. 228о )
179. Ван Цзюй-у. Исследование техник сценической речи в кино и телевидении: [Электронный ресурс]. - URL: http://kns.cnki.net/kcms/detail/42.1410.J.20181026.2022.027.html (дата обращения: 02.09.2023 Шо )
180. Васильев, Ю. А. Сценическая речь: тренинг и творчество / Пер. Сюй Вэйхуна и Со Сынкана. - Пекин: Китайское театральное изд-во, 2020.
395 с. ( «т^и® : Ш Ш, ШШШ ФВ
2020¥о )
181. Вверх по лестнице: тренинг речевых техник сценического искусства. -Харбин: Изд-во Харбинского политехнического университета, 2010. ( №
: т^гж®-шШш, 2010^)
182. Взгляд западных знаменитых режиссеров на понятия «режиссер» и «постановка». - Пекин: Изд-во Китайской драмы, 1992.
шш)) фв$ШЩШ*±, 1992^3^о )
183. Вэй Йихуан. Использование кино- и телевизионного озвучивания в речевом обучении. - Куньмин: Юньнаньский университет искусств, 2013. (тш, ^тгж^и , 2013^ )
184. Гао Цзяньпин, Гао Сяомэй, Чэн Шумин. История развития китайского языка. - Харбин: Харбинский инженерный университет, 2007. «ш®
185. Го Пулан. Драматическая речь в сценическом искусстве. - Пекин: Изд-во Китайской драмы, 1982, 209 с. ФВ^ШЩ Wfc.lt
Ж, 1982^о )
186. Горчаков, Н. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского / Пер. Сунь Вэйши, Чжан Шоушен. - Пекин: Изд-во Китайской драмы, 1982.
« ш, шж, штщ т^жмшштшт, ФВ^Ш ЩШ*±,
1982^о )
187. Дин Чумин, Жун Цзин. Учебный курс современной фонетики китайского языка. - Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2012. <(ШШ®®# тттш. ШШ 1ж±^щш^±2012щ2мшо )
188. Ду Гунхуань, Чжу Чжэминь, Гун Сюфэнь. Основы акустики. - Нанкин: Изд-во Нанкинского университета, 2001. (Ш^аР^ШШШШ^,
2001^3^Шо )
189. История китайской драмы наших дней / Гл. ред. Дун Цзянь, Ху Синлян. -Пекин: Изд-во Китайской драмы, 2008. ( {(ФВШШШШ!)) йШ, МШЖ Ф
190. История современной китайской драмы / Гл. ред. Чэнь Байчэнь, Дун Цзянь. - Пекин: Изд-во Китайской драмы, 1990. ( {(ФВШШШШ!))
ШШ ФВ$ШЩШ*±1990¥Шо )
191. Кристи, Г. В. Воспитание актера школы Станиславского / Пер. Ли Чжэнь. Пекин: Изд-во Китайской драмы, 1985. (&-ЙЖШ Ш , , ша М^Й^Ш^Ш^Й^)) , ФВ$ШЩШ*±, 1985¥о )
192. Кун Цзянпин. Курс «Основы экспериментальной фонетики». - Пекин:
Изд-во Пекинского университета, 2015. ШШ 1
193. Ли Гуанцзе, Гао Сяомэй. Исследование развития китайского языка. -Харбин: Изд-во Хэйлунцзянского университета, 2003. №
194. Ли Минь. Об основных элементах преподавания музыки и сценической речи // Вестник Центральной академии драмы. - 2007. - № 4 (126). -С. 26-32. (^ ш. Ф&^ш^и^т шШ)) 2007 ^^ 4 я
&Ш 126 Я: 26-32о )
195. Ли Фан. Комплексная система синтеза речи в китайском языке и управление ритмом. - Далянь: Даляньский технологический университет, 2007. 2007о )
196. Ли Цзиньвэй, Ли Цзиньюань. Искусство обучения музыки в Шэньсяне. -Шанхай: Хуадун, 2003. ( Ш*±, 2003о )
197. Ли Цзиньюнь. Психология театральной постановки. - Пекин: Изд-во мировой литературы, 2007. ( <(ШШ'Ш^)) 2007о )
198. Ли Юнхуа. К вопросу об истории западного театра. - Шанхай: Изд-во литературы и искусства, 1995. ( 1995о )
199. Линь Хунтун. Учебный справочник по актерскому мастерству. - Пекин: Изд-во китайского киноискусства, 2008. ( ФВ Щ^ЩШ
*±, 2008о )
200. Лю Вэй. Разработка практических знаний магистра по направлению обучения китайского языка как иностранного. - Пекин: Центральный
университет национальностей, 2016. (Я^.ШпВРШ^^^Ш^пЯЯё^Шр]. ф
^ 2016о )
201. Лю Ихуа. История древнекитайской политической мысли. - Тяньцзинь: Изд-во Нанкайского университета, 1992. фЩ^-. {(ФВ^ШвЖ ,
*^ЩШ±1992¥Жо )
202. Лю Нин, Ван Су. Техника сценической речи в актерском искусстве. -Пекин: Культура и искусство, 2013. Ш» .
2013¥= )
203. Лю Хунвэй. Внедрение сценической речи в преподавание исполнительского искусства // Вестник Пекинского института кино. -2015. - № 1 (122). - С. 152-155. (ЯШМ^ЖЯЯШЛ^те^т;
2015¥0Щ: 152-155о )
204. Лю Шибин. Вековая история китайского кинопроизводства. - Пекин: Китайский фильм, 2005. - 239 с. , ФВ^ЩЖ
±±, 2005¥о )
205. Лян Болун, Ли Юй. Основы театральных представлений. - Пекин: Изд-во центральной драмы, 2008. ( «ШШЙЙШШЙ^ ЭД, Ф^ШЩМ±,
2008о )
206. Ма Нин. Исследование демонстрации со стороны педагога в сценической речи в вузах // Исследование учебных курсов. - 2 декада октября 2015. -43 с. (Ц?. шшм» 2015 ¥ 10 я. ф^ту: 43о )
207. Ма Нин. Развитие и углубление преподавания сценической речи в рамках специальности «актерское мастерство» // Внешкольное образование. -3 декада августа 2014. - 71 с. (Ц ?. ШЛ.ФВК»^. Т^
ТУ .2014.08. - 71 р.)
208. Мастерство актера в терминах и определениях К. С. Станиславского / Ред. Л. Ф. Макарьев; сост. М. А. Венецианова; пер. Ша Цзин, Ли Чжэнь. - Пекин: Китайское театральное изд-во, 1990. - 504 с. (
шт» -,т щ^штштт, 1990¥, 504о )
209. Мо Сяовэнь. Сравнительное исследование преподавания сценической речи и музыки // Вестник Чжэцзянского университета коммуникации . -
2009. - № 3. С. 86-88. ^Ш^ит 2009^03
Я: 86-88о )
210. О вокале, сценической речи, танцевальной форме: Сб. статей / Сост. Сюй Сян, Ляо Сянхун, Ма Гоцзюнь. - Пекин: Изд-во Китайской драмы, 2003. 138. с. : «й^Я, №)) ; : ФВ $ ШЩШ*±, 1Ж, 2003¥о )
211. Полное собрание текстов тайцзицюань. - Пекин: Народная физическая
культура, 1988. АШФ^ЩШй 1988¥Шо )
212. Рао Даньюнь. Традиционный китайский метод обучения сценической речи для формирования у актера основных навыков речевого искусства // Театральное искусство. - Шанхай, 2020. - № 6. - С. 70-79. ФВ#
Ши 2020^6$, Р. 70-79о )
213. Сун Сяоюнь. Исследование преподавания и обучения базовым курсам сценической речи в драматическом представлении // Дом Театра. -2022. - № 21. - С. 30-32. даё, штт^пттш^-шшшп, шу :
2022 Р. 30-32о )
214. Сюй Лиин. Об изучении путунхуа в сценическом речевом обучении. -Пекин, 2003. шш^пт^Фтм^зк шш -.шяшт, 2011^6$,
Мй : 57-58о )
215. Сяо Цзюнь, Тао Ланьцинь. Декламация и сценическая речь. - Тайюань: Просвещение Шаньси, 1996. - 140 с. (М®, Ш^. т#ЩШ*±,
1996. - 140 р.)
216. Тан Маньчэн, Цзинь Хао. Методика преподавания китайского классического танца: тело и ритм. - Шанхай: Изд-во Шанхайской музыки, 2018. 2018¥7Яо )
217. Тан Пэйшэн. Сборник Тан Пэйшэна. - Пекин: Изд-во Китайской драмы, 2005. ( ШШ^Ш ФВ$ШЩШ*± 2005¥Шо )
218. Тань Сяомэй. Составление учебного пособия по фонетике для преподавания китайского языка как иностранного. - Чанша: Хунаньский педагогический университет, 2012. (ШШ.
2012о )
219. У Чжэньго. Языковые навыки и умения актера кино и телевидения. -Пекин: Изд-во китайского радио и телевидения, 2006. ( Шй5»
ШМВ, ФВГ»№ЩЖ±±, 200б¥о )
220. Фэн Сицзюнь. Основные навыки сценической речи кино и телевидения. -Пекин: Центральная театральная академия, 1994. (МШЩ^Ш, ^^ЩШШ, Ф^
^м^шмш^-^пшшшшш, т^вшт , фв^ж^КЩЖ, Ш1, 1994
¥о )
221. Фэн Сицзюнь. Осмысление преподавания сценической речи // Театральное искусство. - 1994. - № 2 . - С. 51.
1994(2): 51о )
222. Фэн Сицзюнь. Эпоха. Язык. Речь // Драма: [Журнал Центральной театральной академии]. - Пекин, 1995. - № 4. - С. 23-26. в^Ш^Ш.^
ЩМШ^Л.-^ЩШ^. 1995 (04): 23-26о )
223. Фэн Сицзюнь, Фан Вэй. Базовые техники сценической речи. - Пекин: Изд-во Китайской академии изящных искусств, 1994. - 782 с.
ФВ^Ж^КЩЖ±±, 1994. - 782 р.)
224. Фэн Юлань. Исторический очерк китайской философии. - Пекин: Изд-во Пекинского университета, 1996. (МЖ^ : , ЩЖ±±1996 ¥
Жо )
225. Ху Аймин. Диалоги. Искусство интерпретации сценической речи в спектакле. - Пекин: Китайское киноиздательство, 2010. - 404 с.
«^-ШФ^Ш , ФВ^ЩЖ.^Ж, 2010¥о )
226. Художественный мир Ши Хуэя. - Пекин: Изд-во китайского киноискусства, 2005. ( 2005о )
227. Цю Цзюньфан. Тело, ритм и мастерство в классическом танце. - Пекин: Центрально-китайский научно-технический университет, 2013.
Ш^, 2013¥8Яо )
228. Цюй Шивэй. Исследование фонетики дунсянского языка. - Ланьчжоу: Северо-западный университет национальностей, 2012.
ШЬКШ*^, 2012о )
229. Чжан Дай. Общий очерк китайской философии. - Пекин: Изд-во китайских социальных наук, 1994. (?Ш¥ : «ФВ^А» , Ш*±
1994¥Шо )
230. Чжан Дэюй. История театрального искусства. - Чаньчунь: Изд-во Цзилиньского университета, 2009. ( Ш^тм^)) 2009о )
231. Чжан Жэньли. Вопросы и ответы к экзамену по актерскому мастерству. -Пекин: Изд-во Китайской драмы, 2008. ( Ш-Ш, ФВ^ШЩ
Ш*±, 2008о )
232. Чжан Хайлань. Теория акустики. - Пекин: Изд-во высшего образования, 2007. ЖШШШ й^т#ЩШ*±2007¥3Яо )
233. Чжан Ханьчжу. Эстетическая картина. - Хэнань: Народное изд-во Хэнани, 1996. ( Ш^А» мтЛйЩШй, 1996¥о )
234. Чжан Хуа. К вопросу об учебных программах и педагогических методах. -Шанхай: Изд-во образования Шанхая, 2000. ( (Шё-т^)) ШФ, ±шт
Ш*±, 2000^11^о )
235. Чжан Хуа. Речевые искусства. - Пекин: Китайское киноиздательство, 2010. (ЖФ,«®и2Ж)) ,ФВ^ЩШ, 2010¥о )
236. Чжан Цзиньхуэй. О сходстве и разнице между речью в драме и речью кино и телевидения // Журнал Академии художеств НОАК. - 2012. - № 2.
с^тю 2012 ^^ 2 Яо )
237. Чжан Шаобай, Ван Юн, Хэ Ливэнь, Чэн Сефэн. Системное исследование современного состояния и перспектив нейролингвистического анализа китайского языка // Китайская наука: информационная наука. - 2015. -№ 45 (07) . - С. 849-868. Шт.т®т/ШМШ№тж-&Ш [Л.
Ф 2015, 45(07): 849-868о )
238. Чжан Шучжи. Акустический анализ взрывных начальных согласных и аффрикатов в китайской речи студентов из Тайланда. - Наньнин: Гуансийский педагогический университет, 2010. Ж
2010о )
239. Чжао Бин, Ван Цюнь. Художественное творчество декламации. -Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2008.
ЛйЩЖ±±, 2008¥о )
240. Чжоу Аньхуа. Общая теория театрального искусства. - Нанкин: Изд-во Нанкинского университета, 2005. ( ШЖ±^ЩЖ±±,
2005о )
241. Чжоу Тунчунь. Фонетика китайского языка. - Пекин: Изд-во Пекинского педагогического университета, 1989. (^ Ж±±
1989Жо )
242. Чжу Итин. История китайского традиционного этического мышления. -Шанхай: Изд-во Восточно-Китайского педагогического университета, 1992. даш : , т^Я*ЩЖ±1992¥Жо )
243. Чжэн Вэй. Некоторые методы изучения истории диалектов китайского языка — на примере диалектов группы «У» // Лингвистические науки. -2015. - № 14 (01) . - С. 25-46. да. иШШШ^ШШ^М&^^ШШЪ т
[Л]. гяШ^, 2015, 14 (01): 25-46о )
244. Чжэн Чжэн. Звук как актер: построение звукового театра и слуховой поворот современного театрального искусства // Театральное искусство. - Шанхай, 2023. - № 3. - С. 123-134.
2023¥Шт Р. 123-134о )
245. Чэнь Шаньхун. История китайской этики. Ханчжоу: Народное изд-во Чжэцзяна, 1991. «ФВМт^», Ш1ЛйЩЖ±±1991 ¥Жо )
246. Энциклопедия здоровья и цигун. - Тяньцзинь: Информационно-издательская корпорация Тяньцзиня, 2014. (^ ^ЩЖ
И 2014¥6ЯЖо )
247. Юань Хэ. Программа обучения древнекитайским танцам. - Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2004. : ^
ЩЖ±2004¥о )
248. Юй Вэйминь. Общая теория китайского драматического искусства. -Нанкин: Изд-во Нанкинского университета, 2009. : <(ФВ^й2 Жй Ш , тЖ*^ЩЖ±2009¥Жо )
249. Юй Цююй. История театральной теории. - Шанхай: Изд-во литературы и искусства Шанхая, 1983. ( 1983¥®0 )
250. Ян Ли. Словарь тайцзицюань. - Пекин: Изд-во Пекинского физкультурного университета, 2004. (!Ш : <Шй#»»
2004^о )
Литература на английском и немецком языках
251. Fitzmaurice, C. Breathing is Meaning // In The Vocal Vision / ed. by M. Hampton and B. Acker. - New York: Applause Books, 1997. - Р. 247-252.
252. Fitzmaurice, C. Structured Breathing // In VASTA Newsletter. - 2003. -Vol. 17. No 1.
253. Fitzmaurice C. Breathing Matters // Voice and Speech Review. - 2015. -Vol. 9. No 1.
254. Rodenburg, P. The Second Circle: How to Use Positive Energy for Success in Every Situation. - London: W. W. Norton & Company, 2008. - 288 p.
255. Schmidt, V. Mit den Ohren sehen: Die Methode des gestischen Sprechens an der Hochschule für Schauspielkunst Ernst Busch Berlin. - Berlin: Theater der Zeit, 2019. - 350 S.
256. Yule, A. Al Pacino: A Life on the Wire. - London: SP Books, 1992. - 276 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.