Обучение коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Сюй Минлу

  • Сюй Минлу
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 171
Сюй Минлу. Обучение коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». 2023. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сюй Минлу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОМУ ВОКАЛЬНОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КИТАЯ

1.1. Музицирование как понятие

в педагогике музыкального образования

1.2. Организация музицирования как коллективной формы обучения студентов педагогических университетов

1.3. Взаимосвязь пения и движения

в музыкальном образовании дошкольников

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОМУ ВОКАЛЬНОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КИТАЯ

2.1. Организация и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы по выявлению уровня готовности студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая

к коллективному вокальному музицированию

2.2. Методика обучения коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая

2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по выявлению готовности студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая к коллективному вокальному музицированию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из главных стратегических задач, сформулированных в государственном документе «Модернизация образования Китая до 2035 года», является повышение качества подготовки педагогов высшей школы, школьного и дошкольного образования. В данном документе особенное внимание уделяется приумножению китайских культурно-образовательных традиций и в то же время учету инновационных тенденций мирового образовательного пространства.

В подготовке педагогов дошкольного образования две эти тенденции проявляются в освоении студентами педагогических университетов образцов китайской культуры, способов обучения детей, имеющихся в народной китайской педагогике, а также во введении новых форм и технологий, успешно апробированных в мире для эффективного профессионального становления педагога дошкольного образования.

В содержании названной подготовки в Китае большое значение придается искусству: живописи, танцу, каллиграфии и, конечно, музыке. Среди множества видов музыкальной деятельности в подготовке педагога системы дошкольного образования огромное внимание уделяется вокальному обучению. В системах дошкольного воспитания различных стран именно музыка, а точнее пение, является тем инструментом, который позволяет активно развивать личность ребенка, знакомить его с музыкальной культурой, вовлекать в вокальное исполнительство, в игры («голосовые игры») и импровизации голосом.

Процесс вокальной подготовки в специализированных «музыкальных» вузах во всем мире осуществляется в индивидуальных формах. Хотя в последнее время педагоги и исследователи стали обращать внимание и на коллективные формы, которые стали особо востребованы в системе вокальной подготовки педагогов дошкольного образования. Авторы (S. Maury, N. Rickard, Van Dat Tran, Ю Цзяан, О. А. Калимуллина, И. Ю. Дьяченко) полагают, что коллективные формы образования, в том числе музыкального, способствуют сплочению студенческой группы, развитию музыкальных способностей студентов, формированию у них

положительного эмоционального состояния, а также взаимообучению тем или иным видам музыкальной деятельности.

В работах китайских авторов (Се Хуань, Ю Цзяан), рассматривающих содержание коллективного обучения на дошкольных факультетах педагогических университетов, подчеркиваются эффективность и инновационность такой коллективной формы. Практика показывает, что содержание коллективного обучения пению на дошкольных факультетах Китая, однако, нацелено только на обучение вокальному исполнительству, так как строится полностью на закономерностях специального вокального образования, реализующегося в консерваториях и музыкальных вузах. Хотя некоторые китайские педагоги (Фу Ц., Чен Ч., Тянь С., Цзю Ф., Сунь В.) отмечают необходимость включения в такие занятия у студентов дошкольных факультетов и методических знаний, в основном о специфике искусства пения, о природе пения, основных вокальных навыках, которыми должен владеть вокалист-исполнитель.

Анализ работ китайских (Чжан Ц., Се Х.) и российских авторов (И. Ю. Дьяченко, Р. Э. Ильясов) показывает, что коллективные формы обучения студентов музыке, в том числе при подготовке учителей начальных классов и педагогов системы дошкольного образования, связывают с понятием «музицирование», которое еще в начале ХХ века вошло в музыкальную педагогику благодаря системе музыкального воспитания К. Орфа. Сегодня в педагогических работах авторы раскрывают особенности обучения пению студентов в процессе вокального музицирования (А. С. Горбунов), ансамблевого музицирования (Чжан Ц.), вокального ансамблевого музицирования (Н. В. Слота, Г. И. Закизянова), музицирования в хоре (Т. Е. Незнанова), доказывая, что оно является коллективной формой подготовки и педагогов-музыкантов, и педагогов системы дошкольного образования.

Рассматривая содержание коллективного музицирования при обучении студентов, авторы (Р. Н. Карасанов, А. В. Курашевич, Е. Д. Легостаев) доказывают, что коллективное музицирование является необходимой формой профессионального обучения будущего педагога, т. к., обучаясь в вузе, приобретая умения музицировать, студент оттачивает свое исполнительское мастерство. Вместе с тем

умение музицировать дает возможность педагогу организовать данный процесс в детском творческом коллективе.

В Китайской Народной Республике авторы (Сюй Л., Ши И.) описывают особенности содержания обучения пению будущих педагогов системы дошкольного образования в педагогических колледжах и университетах. К числу таких авторы относят инновационность коллективных форм, указывая на необходимость введения в их содержание знаний о методике разучивания детских песен, о методах, способствующих формированию вокальных навыков, об особом песенном материале -народной китайской песне, включающей различного рода музыкально-ритмические движения.

Появляющиеся в последнее время в китайской педагогической литературе публикации о взаимосвязи обучения студентов пению с их вокально-исполнительской и методической подготовкой, однако, являются малочисленными, поэтому и методика коллективного вокального музицирования студентов дошкольных факультетов педагогических университетов не явилась пока еще предметом серьезных исследований китайских авторов.

В связи с этим выявляются следующие противоречия:

- на социально-педагогическом уровне: между требованиями совмещения традиционных и инновационных форм в подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования в Китае и недостаточной разработанностью теоретических оснований для реализации этого требования на дошкольных факультетах педагогических университетов;

- на научно-педагогическом уровне: между теоретической разработанностью вопроса реализации коллективных форм музыкальной подготовки студентов педагогических университетов в Китае и недостаточной разработанностью направлений по введению таких форм в вокально-педагогическую подготовку;

- на научно-методическом уровне: между разработанностью технологий введения форм коллективной музыкальной деятельности в содержание занятий на дошкольных факультетах педагогических университетов Китая и отсутствием

разработок по введению коллективного музицирования, позволяющего совмещать певческую и методическую подготовку студентов.

Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность анализируемой в данном исследовании проблемы, состоящей в поиске путей обучения коллективному вокальному музицированию в процессе музыкально-педагогической подготовки студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая.

В рамках указанной проблемы определяется тема исследования: «Обучение коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая».

Цель исследования: разработать и опытно-поисковым путем проверить успешность методики обучения коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая.

Объект исследования: процесс обучения коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая.

Предмет исследования: методика обучения коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая.

Для решения обозначенной цели была сформулирована следующая гипотеза: процесс обучения коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая будет успешным, если:

- в коллективное вокальное музицирование будут включены такие виды музыкально-художественной деятельности, которые способствуют воспроизведению и развитию традиций китайской певческой культуры;

- коллективное вокальное музицирование будет включать обучение и взаимообучение студентов, реализуемое в индивидуально-коллективных, групповых, мелкогрупповых (парных) формах;

- создать и внедрить методику, совмещающую формирование исполнительских навыков и методических знаний о певческой деятельности, о способах ее организации у детей дошкольного возраста.

Формулировка цели и гипотезы исследования позволила выдвинуть следующие задачи:

1. Сформулировать понятие «коллективное вокальное музицирование» применительно к теме диссертационного исследования.

2. В опоре на традиционные формы китайского музыкального фольклора определить виды музыкально-художественной деятельности, включаемые в процесс коллективного вокального музицирования студентов.

3. Выявить основные подходы и принципы организации коллективных форм музицирования в обучении студентов в педагогических университетах Китая.

4. Разработать содержание этапов методики обучения коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая.

5. Выделить критерии и показатели, демонстрирующие уровень готовности студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая к организации коллективного вокального музицирования.

6. Произвести опытно-поисковую работу по проверке результативности разработанной методики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения деятельностного подхода в образовании (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), концепция практико-ориентированного образования студентов в вузе (И. А. Климов, И. А. Вяткина, И. Г. Андреева, Л. В. Брыкова и др.), положения о коллективных формах обучения и взаимообучения в музыкально-педагогической подготовке (О. А. Калимуллина, А. М. Анищенко, Н. В. Бычкова, В. В. Волков, М. Н. Кореш-кова), идеи о содержательных аспектах музыкально-педагогической подготовки студентов дошкольных факультетов педагогических вузов (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, О. П. Радынова, Цзян Ю., Се Х., Цзе Ф.), положения о воплощении национальных китайских традиций в музыкальном образовании студентов

(Чжан Х., Гу Ц., Ду С., Дю Ц.), идеи по организации процесса музицирования, способствующего раскрытию творческого потенциала его участников в единстве музыки, движения, слова (Т. Э. Тютюнникова, Л. В. Виноградов, Дэн Ю., Пэн И. и др.)

Методы исследования. В процессе исследования были использованы:

- теоретические методы: анализ психолого-педагогических, музыковедческих исследований; обобщение и систематизация литературы по проблеме исследования;

- эмпирические методы: опытно-поисковая работа, анкетирование, творческое задание, статистическая обработка результатов исследования по критерию Манна-Уитни.

Этапы проведения исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось в течение 2019-2022 гг.

На первом этапе (2019-2020 гг.) осуществлялись анализ, обобщение и систематизация литературы по проблеме исследования; разрабатывалась концепция исследования.

На втором этапе (2020-2021 гг.) проводилось проектирование этапов опытно-поисковой работы, осуществлялись констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытно-поисковой работы, проводилось обобщение ее результатов.

На третьем этапе (2021-2022 гг.) осуществлялись обработка, анализ, обобщение результатов исследования, оформление материалов диссертации, формулирование ее выводов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Применительно к проблеме исследования сформулировано понятие «коллективное вокальное музицирование», трактуемое как форма обучения и взаимообучения студентов, в процессе которой формируются музыкально-исполнительские и методические знания по организации коллективного музицирования дошкольников в единстве таких видов деятельности, как пение, движение, декламация.

2. Определено, что процесс обучения студентов коллективному вокальному музицированию, включающий взаимосвязь пения, движения, танца и поэзии, воспроизводит и развивает китайские культурные традиции, воплощенные в песенно-

танцевальных формах, совмещающих пение и танец; театрализованных формах, совмещающих пение, танец и стихи, а также в таком фольклорном жанре, как детские стишки (потешки), исполнение которых предполагает переход от проговари-вания текста к его интонированию.

3. Разработана методика обучения коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая, состоящая из трех этапов:

- подготовительный: цель - формирование певческих навыков студентов и умений включать в пение двигательные активности (методы: вокализация, распе-вания с движением, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, декламация детских китайских стишков), освоение приемов и методов обучения детей пению (методы: ассоциативный, игровой, певческо-двигательный); формы обучения: коллективная, индивидуально-коллективная, включающие взаимообучение студентов; репертуар: классические вокальные произведения, песни для детей трехлетнего возраста;

- основной: цель - углубление исполнительской (методы: театрализация, танцевальная практика, «голосовая импровизация», вокализация детских китайских стишков, «беззвучное пение») и методической (методы и приемы: «пение по цепочке», «солист-хор», пение «по ролям», инсценировка песни) подготовки студентов к организации вокального музицирования детей дошкольного возраста; формы обучения и взаимообучения: коллективная, групповая, мелкогрупповая (парная); репертуар: классические вокальные произведения, популярные китайские песни, песни для детей 4-5-ти летнего возраста;

- заключительный: цель - проверка готовности студентов к вокальному музицированию (методы: ролевая игра, «предполагаемых обстоятельств») и его организации у дошкольников (творческое задание, аннотирование работы над детской песней); формы обучения и взаимообучения: групповая, мелкогрупповая (парная), реализуемые в обучении и в концертной деятельности; репертуар: классические вокальные произведения, популярные китайские и зарубежные песни, песни для детей шестилетнего возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Определены основные подходы для разработки методики обучения студентов коллективному музицированию на дошкольных факультетах педагогических университетов Китая: деятельностный, способствующий освоению знаний о вокальном исполнительстве, методики обучения детей дошкольного возраста и включения их в процесс коллективного вокального музицирования через активную певческую и методическую деятельность студентов на занятиях вокалом; прак-тико-ориентированный, способствующий формированию знаний, умений и навыков, востребованных в практике профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений и апробированных в процессе коллективного вокального музицирования.

2. Выделены принципы для разработки методики обучения студентов коллективному вокальному музицированию на дошкольных факультетах педагогических университетов Китая: индивидуализации обучения, способствующей выбору содержания обучения исходя из особенностей вокального развития каждого студента; единства художественного и технического, способствующего художественному воплощению студентом вокального материала с помощью пения, движения и слова.

3. Определено, что коллективное вокальное музицирование является формой обучения и взаимообучения студентов, реализуемой в таких ее видах, как индивидуально-коллективная, осуществляемая при демонстрации студентом навыка управления певческой деятельностью на коллективе всей студенческой группы; групповая, осуществляемая в процессе разучивания и представления исполнения детских вокальных произведений каждой группой студентов; мелкогрупповая (парная), осуществляемая в процессе самостоятельного освоения студентами детского песенного репертуара.

Практическая значимость исследования:

1. Определены критерии и показатели, позволяющие выявить готовность студентов к организации коллективного вокального музицирования: 1) сформирован-ность вокальных навыков; 2) сформированность умений совмещать в музицировании пение, движение и слово; 3) сформированность знаний о певческой

деятельности и способах включения детей дошкольного возраста в эту деятельность в процессе коллективного музицирования.

2. Составлена учебная нотная хрестоматия по коллективному музицированию для проведения занятий коллективным вокалом, включающая: классические вокальные произведения, китайские народные песни, детские китайские песни, массовые китайские и зарубежные песни.

3. Разработан алгоритм самостоятельных заданий для мелкогрупповой (парной) формы обучения, включающий: разучивание детской китайской песни, творческое задание по нахождению движений (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, элементы китайских танцев) и «детских стишков» к разучиваемой песне.

База исследования: факультет дошкольного образования института образования Чанчуньского педагогического (normal) университета, г. Чанчунь, КНР.

Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись на факультете дошкольного образования института образования Чан-чуньского педагогического (normal) университета, г. Чанчунь, КНР. В проведении опытно-поисковой работы принимали участие студенты Чанчуньского и Тунхуас-ского педагогических (normal) университетов КНР. Апробация и внедрение осуществлялись путем публикации материалов диссертации в сборниках научных трудов и конференций (13 публикаций), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (3 публикации). Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования Института искусств ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», на кафедре художественного обучения и исследований дошкольного факультета института искусств Чанчуньского педагогического (normal) университета, на международных и всероссийских (Москва, Казань, Екатеринбург, Пермь, Бийск) научно-практических конференциях.

На защиту выносится:

1. «Коллективное вокальное музицирование» в музыкально-педагогической подготовке студентов дошкольных факультетов китайских педагогических

университетов трактуется как форма обучения и взаимообучения студентов, в процессе которой формируются музыкально-исполнительские и методические знания по организации коллективного музицирования дошкольников в единстве таких видов деятельности, как пение, движение, декламация.

2. В коллективном вокальном музицировании развиваются китайские национальные культурные традиции: совмещение пения с танцами и стихами в песенно-танцевальных и театрализованных формах, а также в фольклорном жанре детских стишков, исполняемых детьми в виде декламации и пения.

3. Определены основные подходы и принципы для разработки методики обучения студентов коллективному музицированию на дошкольных факультетах педагогических университетов Китая: подходы - деятельностный, способствующий освоению знаний через активную певческую и методическую деятельность, прак-тико-ориентированный, способствующий освоению знаний, апробированных и востребованных в практике; принципы - индивидуализации обучения, способствующий выбору содержания обучения исходя из вокальных особенностей каждого студента, единства художественного и технического, способствующий освоению навыков певческой деятельности для решения задач художественного воплощения вокального материала.

4. Разработана методика обучения коллективному вокальному музицированию студентов дошкольных факультетов педагогических университетов Китая, состоящая из трех этапов:

- подготовительный: цель - формирование певческих навыков студентов и умений включать в пение двигательные активности, освоение приемов и методов обучения детей пению; формы обучения: коллективная, индивидуально-коллективная, включающие взаимообучение студентов; репертуар: классические вокальные произведения, песни для детей трехлетнего возраста;

- основной: цель - углубление исполнительской и методической подготовки студентов для организации вокального музицирования у детей дошкольного возраста; формы обучения и взаимообучения: коллективная, групповая,

мелкогрупповая (парная); репертуар: классические вокальные произведения, популярные китайские песни, песни для детей 4-5-ти летнего возраста;

- заключительный: цель - проверка готовности студентов к вокальному музицированию и его организации у дошкольников; формы обучения и взаимообучения: групповая, мелкогрупповая (парная), реализуемые в обучении и в концертной деятельности; репертуар: классические вокальные произведения, популярные китайские и зарубежные песни, песни для детей шестилетнего возраста.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической базой, включающей научные разработки в области методологии и методики музыкального образования студентов и детей дошкольного возраста в Китае; использованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его целям и задачам; личным участием автора в педагогическом эксперименте на факультете дошкольного образования института образования Чанчуньского педагогического (normal) университета, г. Чанчунь, КНР.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОМУ ВОКАЛЬНОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КИТАЯ

1.1. Музицирование как понятие в педагогике музыкального образования

Сегодня в педагогической практике как в Китае, так и в мире чрезвычайно актуальными стали коллективные формы обучения, в которых важным компонентом является взаимодействие участников образовательного процесса между собой, в процессе которого достигаются те или иные результаты образования. Данное взаимодействие реализуется в различных вариантах, в том числе и в группе при сменяемости состава пар взаимодействующих обучающихся. Такая форма образовательно-воспитательного процесса В. К. Дьяченко определяется как коллективный способ обучения (КСО). Данный способ сегодня востребован в образовательном пространстве России во многих сферах образования детей и юношества, в том числе и в тех, которые связаны с художественным и музыкальным образованием.

Коллективные формы или способы обучения интересуют не только педагогов, обучающих детей тем или иным наукам, но и учителей музыки в общеобразовательных школах и педагогов системы дополнительного музыкального образования в России, педагогов вузов и колледжей в Китайской Народной Республике и других странах.

В российском музыкальном образовательном пространстве авторы научных и научно-методических статей рассматривают возможности использования понятия «коллективное» в связке с понятием «музицирование». И такой ракурс рассмотрения музыкального образования в коллективе не является чем-то новым. Это понятие появилось и органично вошло в педагогический тезаурус в связи с ознакомлением отечественных и китайских педагогов с системой музыкального воспитания детей, разработанной австрийским педагогом К. Орфом. Идеи этого автора являются в настоящее время чрезвычайно популярными во многих странах мира, а система музыкального воспитания детей, разработанная К. Орфом и его

соратниками, постоянно развивается, включая особенные черты национальной музыкальной культуры определенной страны.

Термин «музицирование», однако, как определенное понятие встречался и встречается и в трудах российских ученых. Так, в частности, еще в начале ХХ века этот термин обнаруживается в работах Б. А. Асафьева. Ф. Ульмасов, анализируя множество работ различных авторов, указывает на идеи и положения тех российских исследователей, которые в опоре на позиции Б. А. Асафьева, трактовавшего музицирование как воспроизведение музыки и ее развертывание во времени, воплощенное в различных видах музыкальной деятельности, рассматривали понятие музицирования в том или ином ракурсе. Так, М. Г. Арановский [8], рассматривая музыку как определенное социальное явление, считает возможным ее бытие в практике музицирования. Ф. Ульмасов рассматривая позицию И. И. Земцовского, как и названный автор, представляет музицирование с позиций эволюции и становления одноголосного и многоголосного пения. Отметим, что И. И. Земцовский считал музицирование определенным единством творчества и исполнения, а основными формами музицирования - сольное и коллективное.

Термин «музицирование» в его элементарной трактовке, имеющейся в справочной литературе, определяется как исполнение музыкальных произведений дома «для себя», вне концертной формы. В этом толковании термин близок к форме любительского исполнения музыки [40]. Любительское музицирование определяется авторами [21; 82] как воплощение музыки музыкантом-любителем в свободное время. Другой аспект рассмотрения этого понятия - исполнение музыкантами произведений на концертах или в каких-либо других формах выступления и демонстрации своего исполнения. В этом понятии музицирование ассоциируется с содержанием такого понятия, как «исполнение», которое может быть представлено в определенном виде музыкальной деятельности: пении, игре на том или ином инструменте. Однако в педагогике музыкального образования сегодня термин «музицирование» все-таки ассоциируется, как уже указывалось, с системой музыкального воспитания К. Орфа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сюй Минлу, 2023 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова, А. И. Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством инсценирования песен / А. И. Акимова, О. В. Грибкова. - Текст : непосредственный // Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства : коллективная монография / Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, кафедра вокала и хорового дирижирования. - Москва, 2016. - С. 7-12.

2. Алексеева, Л. В. Шумовой оркестр в практике детского коллективного музицирования / Л. В. Алексеева. - Текст : непосредственный // Сохранение, изучение и популяризация наследия: опыт участия и векторы развития : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2019. -С. 170-173.

3. Алексеева, М. В. Особенности начального этапа обучения сольному академическому пению в ДМШ / М. В. Алексеева. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы теории и практики современного профессионального образования в сфере культуры : материалы всероссийской научно-практической конференции / Вологодский областной колледж искусств. - Вологда, 2019. - С. 68-71.

4. Андреева, И. Г. Концепция практико-ориентированного подхода к образованию в высшей школе / И. Г. Андреева, Л. В. Брыкова. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 5 (148). - С. 4-9.

5. Анищенко, А. М. Методическое сопровождение процесса организации коллективных способов обучения студентов колледжа на занятиях по композиции / А. М. Анищенко, Н. В. Бычкова, В. В. Волков. - Текст : непосредственный // Евразийский союз ученых. - 2020. - № 2-1 (71). - С. 8-13.

6. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ ; Астрель, 2007. - 58 с. - Текст : непосредственный.

7. Антонова, Л. В. Содержание этапов обучения академическому пению / Л. В. Антонова. - Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. -2019. - Т. 8, № 2 (27). - С. 17-20.

8. Арановский, М. Г. Музыка. Мышление. Жизнь. Статьи, интервью, воспоминания / М. Г. Арановский. - М. : Государственный институт искусствознания,

2012. - 440 с. - Текст : непосредственный.

9. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной педагогики / В. А. Багаду-ров. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1956. - 268 с. - Текст : непосредственный.

10. Баренбойм, Л. А. Музыкальное воспитание в XX веке. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Л. А. Баренбойм. - М. : Советский композитор, 1978. - С. 372. - Текст : непосредственный.

11. Барсова, Ю. А. Вокально-педагогические принципы М. Ю. Глинки / Ю. А. Барсова. - Л. : Музыка, 1967. - 65 с. - Текст : непосредственный.

12. Белоусенко, М. И. Базовые принципы вокальной педагогики в образовательном процессе / М. И. Белоусенко. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 9. - С. 172-175.

13. Берак, О. Л. Музицирование в дошкольном возрасте: традиции и новаторство / О. Л. Берак. - Текст : непосредственный // Общество, государство, право. -

2013. - № 3. - С. 1-2.

14. Боровинская, М. Н. Творческие задания как инструмент диагностики композиторских способностей учащихся в музыкальном колледже / М. Н. Боровин-ская. - Текст : непосредственный // Музыкознание в современном мире: темы, проблемы, тенденции развития : материалы участников III всероссийской конференции / Министерство культуры Российской Федерации, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. - 2021. - С. 393-400.

15. Бортновская, И. А. Идея применения практико-ориентированного подхода в подготовке педагогов дошкольного образования / И. А. Бортновская. -Текст : непосредственный // Научные труды Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского : материалы докладов психолого-педагогических

секций региональной университетской науч.-практ. конференции. Серия «Психологические науки». - 2018. - С. 155-159.

16. Брежнева, М. С. Основные задачи педагога на начальном этапе обучения пению / М. С. Брежнева. - Текст : непосредственный // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. - 2018. - № 15. -С. 241-245.

17. Ван, Цзюнь. Как интегрировать обучение танцам и музыке в классе / Ван Цзюнь. - Текст : непосредственный // Новый курс. - 2020. - № 07. - С. 135.

18. Ван, Яонань. Оценка и анализ чувств в танце «Цветок жасмина» / Ван Яонань. - Текст : непосредственный // Оценка художественного произведения. - 2017. - № 09. - С. 404.

19. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1968. - 415 с. - Текст : непосредственный.

20. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. : Просвещение, 1983. - 256 с. - Текст : непосредственный.

21. Виноградов, Л. В. Элементарное музицирование : учебный курс / Л. В. Виноградов. - М. : Полири, 2001. - 253 с. - Текст : непосредственный.

22. Воробьев, А. А. Перспективы музицирования на электрогитаре как одна из педагогических проблем современности / А. А. Воробьев. - Текст : непосредственный // Музицирование как фактор воспитания и оздоровления социума : материалы Международного научно-практического семинара. - Курск, 2020. - С. 169-173.

23. Вэй, Ли. Применение метода иерархического обучения на уроках вокальной музыки в обычных колледжах / Вэй Ли. - Текст : непосредственный // Голос Желтой реки. - 2019. - № 11. - С. 67.

24. Гайдай, С. Н. Роль технологий чтения с листа и эскизного музицирования в развитии самостоятельности музыканта / С. Н. Гайдай. - Текст : непосредственный // Художественное образование: традиции, тренды, перспективы : III Международная научно-практическая конференция / редакционная коллегия: Д. В. Сергеев, М. И. Гомбоева, Н. И. Козлов [и др.]. - 2014. - С. 142-148.

25. Гамаюнова, Н. Ф. Коллективная форма обучения в современном образовательном процессе / Н. Ф. Гамаюнова. - Текст : электронный // Научные исследования в образовании. - 2006. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kollektivnaya-forma-obucheniya-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse.

26. Глебов, И. Ценность музыки / И. Глебов. - Текст : непосредственный // De música. - Петроград, 1923. - С. 5-34.

27. Горбунов, А. С. Формирование музыкально-слуховых представлений младших школьников в процессе вокального музицирования / А. С. Горбунов. -Текст : непосредственный // Наука и образование в контексте культурных традиций : матер. науч.-практ. конференции. - Москва, 2018. - С. 90-99.

28. Гу, Цзяхуэй. Успешно интегрировать танец в обучение в музыкальном классе / Гу Цзяхуэй. - Текст : непосредственный // Репетиторство по композиции для учащихся начальных классов. - 2019. - № 06. - С. 28.

29. Давидчик, А. Б. Ансамблевое музицирование как средство формирования полифонического мышления начинающего пианиста / А. Б. Давидчик. - Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 15, № 39. - С. 271-274.

30. Дин, Кай. Уроки вокала / Дин Кай. - Пекин : Science Press, 2015. - 246 с. -Текст : непосредственный.

31. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М. : Музыка, 2000. - 368 с. - Текст : непосредственный.

32. Ду, Сяоцин. Об обучении пению в детских садах / Ду Сяоцин. - Текст : непосредственный // Образовательно-педагогический форум. - 2011. - № 07. -С. 63-64.

33. Дуань, Цзиминь. О методах дыхания и тренингах по преподаванию вокальной музыки / Дуань Цзиминь. - Текст : непосредственный // Музыкальное творчество. - 2009. - № 03. - С. 142-144.

34. Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах / В. К. Дьяченко. - М. : Народное образование, 2004. - 352 с. - Текст : непосредственный.

35. Дьяченко, В. К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса: о переходе к коллективному способу обучения / В. К. Дьяченко. -Усть-Каменогорск, 1992. - 182 с. - Текст : непосредственный.

36. Дьяченко, И. Ю. Умение музицировать как профессиональное качество учителей начальных классов / И. Ю. Дьяченко. - Текст : непосредственный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 163-155.

37. Дьяченко, И. Ю. Эволюция представлений о музицировании как педагогическом явлении / И. Ю. Дьяченко. - Текст : электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. -№ 77. - С. 283-288. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-muzitsirovanii-kak-pedagogicheskom-yavlenii (дата обращения: 20.11.2019).

38. Дэн, Юйшань. Ценностное применение метода обучения музыке Орфа в музыкальном образовании детей / Дэн Юйшань. - Текст : непосредственный // Журнал института образования Цзилинь. - 2021. - № 02. - С. 94-97.

39. Дю, Цин. Преимущества новой системы подготовки учителей музыки в учебных заведениях КНР по специальности «Музыкальное образование» / Дю Цин. - Текст : непосредственный // Искусство и культура. - 2017. - № 4 (28). -С. 91-96.

40. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии (БСЭ). Т. 17. - М. : Советская Энциклопедия, 1973. - 640 с. - Текст : непосредственный.

41. Заволжанская, И. Ю. Феномен «слышащей руки» пианиста и его проявления в музицировании по слуху на фортепиано / И. Ю. Заволжанская. - Текст : непосредственный // Интеграция образования. - 2010. - № 1 (58). - С. 87-90.

42. Закиязова, Г. И. Вокальный ансамбль как одна из форм коллективного музицирования / Г. И. Закиязова. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов IV Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 210-211.

43. Земцовский, И. И. Социальное и музыкальное. От форм музицирования к формам музыки / И. И. Земцовский. - Текст : непосредственный // Советская музыка. - 1981. - № 1. - С. 84-88.

44. Зильберг, О. П. Творческие задания в обучении музыкально--теоретиче-ским дисциплинам детей младшего возраста (на материале республиканских олимпиад) / О. П. Зильберг. - Текст : непосредственный // Музыкальное содержание: наука и педагогика : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - 2005. - С. 601-616.

45. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Зимина. - М. : Гума-нит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 304 с. - Текст : непосредственный.

46. Ильясов, Р. Э. Коллективное музицирование в ансамбле и оркестре как фактор повышения эффективности музыкального обучения / Р. Э. Ильясов. -Текст : непосредственный // Толерантность «оливковая ветвь» человечества на этапе исторического разлома. - 2016. - С. 196-199.

47. Калимуллина, О. А. Использование формы коллективного обучения астатическим практикам в условиях социально-культурной деятельности / О. А. Кали-муллина. - Текст : непосредственный // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы III международной научно-практической конференции. - 2008. - С. 159-161.

48. Камаева, Р. Ф. Особенности коллективного обучения игре на скрипке в развитии музыкально-творческих способностей детей / Р. Ф. Камаева, А. С. Зинну-рова. - Текст : непосредственный // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 7-10. - С. 50-56.

49. Карасанов, Р. Н. Методика формирования исполнительского мастерства будущих учителей музыки в условиях коллективного музицирования в оркестровом классе / Р. Н. Карасанов. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-2. - С. 207-213.

50. Квайдулов, Б. А. Творческие задания как средство развития музыкальных способностей младших школьников / Б. А. Квайдулов. - Текст : непосредственный // Ростовский научный вестник. - 2022. - № 4. - С. 64-65.

51. Климова, М. А. Использование технологии коллективного способа обучения как условие достижения предметных результатов в обучении математике

младших школьников / М. А. Климова, Я. В. Макарчук. - Текст : непосредственный // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования : сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / отв. редакторы Л. Х. Тургинекова, О. Е. Ефимова. - Абакан, 2021. - С. 113-115.

52. Корешкова, М. Н. Практико-ориентированный подход в подготовке будущих педагогов дошкольного образования / М. Н. Корешкова. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2015. - № 3. - С. 31-35. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-j ournal.

53. Корноухов, М. Д. Детское фортепианное образование в Китае - путь к музицированию / М. Д. Корноухов, В. Баохун. - Текст : непосредственный // Музицирование как фактор воспитания и оздоровления социума : материалы Международного научно-практического семинара. - Курск, 2022. - С. 13-18.

54. Красильников, И. М. Развитие способности учащегося к электронному музицированию / И. М. Красильников. - Текст : непосредственный // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности : матер. 1-й международ. межвуз. научно-практ. конф. Т. III / отв. ред. Р. В. Панкевич. - Екатеринбург : УрГПУ, 2001. - С. 59-61.

55. Крестова, И. С. Готовность будущих воспитателей детского сада к руководству самостоятельной музыкальной деятельностью детей / И. С. Крестова. -Текст : непосредственный // Образовательное пространство детства: Исторический опыт, проблемы, перспективы : сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции / под общей редакцией О. Б. Широких. - 2017. - С. 278-282.

56. Крестовская, О. С. Обучение пению учащихся музыкального колледжа на начальном этапе / О. С. Крестовская. - Текст : непосредственный // Мир культуры: искусство, наука, образование : сб. научных статей / сост. А. С. Макурина. - Челябинск, 2020. - С. 243-245.

57. Курашевич, А. В. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков студентов вуза в процессе ансамблевого музицирования /

А. В. Курашевич. - Текст : непосредственный // Весшк Вщебскага дзяржаунага унiверсiтэта. - 2009. - № 3 (53). - С. 42-45.

58. Курятова, Е. В. Практико-ориентированный подход в образовании студентов / Е. В. Курятова, Н. С. Кухаренко, А. О. Федорова // Теоретические и практические аспекты инженерного образования : матер. Всероссийской научно-методической конференции. - 2018. - С. 127-130.

59. Лаптева, В. А. Подготовка педагогов дошкольного образования к организации звукового пространства в ходе освоения дисциплины «Теории и технологии музыкального развития детей» / В. А. Лаптева. - Текст : непосредственный // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 4 (40). - С. 159-164.

60. Легостаев, Е. Д. Творческое музицирование как компонент профессиональной подготовки учителя музыки / Е. Д. Легостаев. - Текст : непосредственный // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы : материалы региональной научно-практической конференции / под ред. М. Л. Космовской (отв. ред.), З. И. Гладких, Е. Н. Кирносовой. - 2001. - С. 122-124.

61. Леонтьева, О. Т. Карл Орф / О. Т. Леонтьева. - М. : Музыка, 1984. -334 с. - Текст : непосредственный.

62. Ли, Ран. Исследование в преподавании групповых занятий по вокалу в дошкольном образовании / Ли Ран. - Текст : непосредственный // Чизи (первое и среднее). - 2015. - № 06. - С. 54-55.

63. Ли, Шуай. Профессиональное музыкальное образование. Орф и китайское дошкольное музыкальное образование / Ли Шуай. - Текст : непосредственный // Журнал Института образования провинции Цзилинь (Цзилинь). - 2018. -№ 07. - С. 30-31.

64. Ма, Кэ. Китайская народная песня / Ма Кэ. - Текст : непосредственный // О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов. Вып. 1. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1958. - С. 32-45.

65. Ма, Сяоюань. Исследование применения движений сценического тела в вокальном исполнении / Ма Сяоюань. - Текст : непосредственный // Музыка Севера. - 2016. - № 11 (22). - С. 196.

66. Маркелова, О. В. О коллективных способах обучения студентов средних специальных учебных заведений / О. В. Маркелова. - Текст : непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2016. - № 3 (37). - С. 209-213.

67. Медведева, Ч. Б. Деловая игра как метод интерактивного обучения студентов / Ч. Б. Медведева, И. В. Цивунина, Г. Ю. Климентова. - Текст : непосредственный // Вестник Казанского технологического университета. - 2021. - Т. 15, № 2. - С. 196-199.

68. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. -М. : Просвещение, 1987. - 87 с. - Текст : непосредственный.

69. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. -М. : Просвещение, 1987. - 95 с. - Текст : непосредственный.

70. Методика музыкального воспитания в детском саду : учебник по спец. «Дошкольное воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова [и др.] ; под ред. Н. А Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1982. - 271 с. - Текст : непосредственный.

71. Незнанова, Т. Е. Хоровое пение как вид любительского музицирования в сфере общего музыкального образования / Т. Е. Незнанова. - Текст : непосредственный // Научно-практические аспекты современного хорового искусства и образования : сборник статей по материалам II Всероссийской конференции / редактор-составитель М. А. Рычкова. - 2016. - С. 10-14.

72. Николаева, Е. В. Индивидуально-личностный подход к учащимся на начальном этапе обучения хоровому пению / Е. В. Николаева. - Текст : непосредственный // Музыкальное искусство и образование. - 2020. - Т. 8, № 2. - С. 140-160.

73. Ню, Цзюньи. Китайские народные песни при возжжении фонарей в провинции Хэнань / Ню Цзюньи. - Текст : непосредственный // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды : материалы Всероссийской

научно-практической конференции с международным участием. - Чебоксары, 2020. - С. 66-70.

74. Павлищева, О. П. Методика постановки голоса / О. П. Павлищева. -Москва ; Ленинград : Музыка, 1964. - 124 с. - Текст : непосредственный.

75. Пан, Ли. Применение метода обучения ритму тела на занятиях детского вокального коллектива / Пан Ли. - Текст : непосредственный // Грандиозный взгляд на искусство. - 2020. - № 11. - С. 123-124.

76. Пань, Чаншэн. Самая ранняя зрелая оперная форма в моей стране - Yuan Zaju / Пань Чаншэн. - Текст : непосредственный // Китайское учение и исследования. - 1985. - № 05. - С. 43-44.

77. Плоцкая, О. А. Метод творческих заданий как интегративный способ выработки компетенций, предусмотренных в ФГОСе / О. А. Плоцкая, Ж. Б. Иванова. - Текст : непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 12. - С. 143-145.

78. Пэн, И. Проблема освоения актуальных методик европейского и российского музыкального образования в процессе подготовки студентов из Китайской Народной Республики / Пэн И. - Текст : непосредственный // Научное мнение. -2020. - № 12. - С. 128-133.

79. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили ; Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с. -Текст : непосредственный.

80. Савин, А. А. Коллективное музицирование как метод музыкального обучения / А. А. Савин, В. А. Савина, М. А. Соболев. - Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. г. Казань, октябрь 2020. - Казань : Молодой ученый, 2020. - С. 70-73.

81. Се, Хуань. Предварительное исследование иерархической методики преподавания фортепианных групп для специальностей дошкольного образования в

колледжах / Се Хуань. - Текст : непосредственный // Сельское образование Китая. -2020. - № 04. - С. 24-25.

82. Селюкова, Т. А. Любительское музицирование как форма творческой деятельности / Т. А. Селюкова, Э. А. Селюков. - Текст : непосредственный // Инновационная наука. - 2016. - № 24 (14). - С. 175-176.

83. Синянская, Н. А. Традиционная народная музыки Китая от истоков до наших дней / Н. А. Синявская, Шуцзюнь Фу. - Текст : непосредственный // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2019 : сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции / отв. ред. А. А. Горохов. -2019. - С. 168-179.

84. Слота, Н. В. Целенаправленная активизация слухового контроля в процессе вокально-ансамблевого музицирования школьников / Н. В. Слота. - Текст : непосредственный // Гуманитарный вестник. - 2017. - Вып. 3, ч. 2. - С. 216-222.

85. Сорокатая, Е. А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов / Е. А. Сорокатая. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2015. -№ 6 (86). - С. 686-689. - URL: https://moluch.ru/archive/86/16230/ (дата обращения: 20.12.2022).

86. Сунь, Вэй. Исследования по преподаванию вокально-музыкального практического коллективного курса для специальностей музыкального образования в обычных университетах / Сунь Вэй. - Текст : непосредственный //Современная музыка. - 2018. - № 10. - С. 35-37.

87. Сунь, Вэй. Интерпретация развития Дацюй в династии Тан / Сунь Вэй. -Текст : непосредственный // Сверстники. - 2016. - № 03. - С. 185.

88. Сунь, Дуоинхуа. Исследования по применению ритма тела в обучении детей музыке / Сунь Дуоинхуа. - Текст : непосредственный // Популярная литература и искусство. - 2020. - № 10. - С. 174-175.

89. Сьюзан, Мори. Благополучие в классе: как эволюционный взгляд на человеческую музыкальность может повлиять на музыкальное образование / С. Мори, Н. Рикард. - Текст : непосредственный // Австралийский журнал музыкального образования. - 2016. - № 50 (1). - С. 3-15.

90. Сюй, Дунъянь. Рассказ о преподавании групповых занятий по вокалу в обычных колледжах / Сюй Дунъянь. - Текст : непосредственный // Журнал колледжа Чифэн (издание китайской философии и социальных наук). - 2015. - № 05 (31). - С. 219-220.

91. Сюй, Минлу. Содержание коллективного вокального обучения студентов в китайских педагогических университетах / Сюй Минлу. - Текст : непосредственный // Bulletin of the international centre of art and education. - 2021. - № 02. -С. 308-321.

92. Сюй, Минлу. Разработка методов и технологий коллективного вокального обучения студентов на дошкольных факультетах педагогических университетов Китая / Сюй Минлу. - Текст : непосредственный // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2022. - № 1 (82). - С. 53-57.

93. Сюй, Лихун. Дискуссия о повышении эффективности обучения вокалу в классе на примере высшего профессионального дошкольного образования / Сюй Лихун. - Текст : непосредственный // Журнал Фуцзяньского института образования. - 2017. - № 01 (01). - С. 70-72.

94. Сюй, Хао. Вокальная музыка / Сюй Хао, Лю Шиинь. - Пекин : Higher Education Press, 2014. - С. 217. - Текст : непосредственный.

95. Тан, Аймин. О многопрофильном преподавании вокальных музыкальных курсов для специальностей музыкального образования в обычных вузах / Тан Ай-мин. - Текст : непосредственный // Журнал Академии Хэчжоу. - 2006. - № 04. -С. 133-134.

96. Тарев, Б. В. Практико-ориентированный подход в подготовке студентов: анализ зарубежного опыта / Б. В. Тарев. - Текст : непосредственный // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2015. - № 4. - С. 36-44.

97. Толочкова, Е. В. Организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования : дис. ... канд. пед. наук / Толочкова Екатерина Витальевна ; Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2013. - 257 с. - Текст : непосредственный.

98. Тютюнникова, Т. Э. Элементарное музицирование - «знакомая незнакомка» / Т. Э. Тютюнникова. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 8. - С. 116-125.

99. Тютюнникова, Т. Элементарное музицирование с дошкольниками / Т. Тютюнникова. - Текст : непосредственный // Музыкальный руководитель. -2004. - № 2. - С. 2-11.

100. Ульмасов, Ф. О сольных и коллективных видах музицирования в контексте проблемы генезиса одноголосия и многоголосия / Ф. Ульмасов. - Текст : непосредственный // Вестник культуры. - 2015. - № 2 (30). - С. 21-30.

101. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / сост. Г. М. Орлова, С. И. Бекина. - М. : Просвещение, 1988. - 143 с. - Текст : непосредственный.

102. Фань, Сяосяо. Предварительное исследование реформы преподавания вокальной музыки для студентов старших курсов дошкольного образования / Фань Сяосяо. - Текст : непосредственный // Перспективы науки и техники. -2015. - № 03. - С. 163-164.

103. Фань, Цзе. Краткая дискуссия о значении традиционных народных песен в образовании детей младшего возраста / Фань Цзе. - Текст : непосредственный // Материалы Национального форума высокого уровня по образованию и педагогическим инновациям и развитию. - 2019. - Т. 6, № 06. - С. 41-42.

104. Фоменко, Е. А. Использование коллективного способа обучения в начальной школе на уроках музыки и во внеурочное время / Е. А. Фоменко. -Текст : непосредственный // Поиск. - 2018. - № 3 (63). - С. 24-28.

105. Фу, Цян. Как обновить форму и методику преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах в условиях новой эпохи / Фу Цян, Чен Чен, Тянь Сяогэ. - Текст : непосредственный // Голос Желтой реки. - 2014. - № 08 (15). -С. 78.

106. Хлад, Ю. И. Организация условий коллективного музицирования на свирели в общем и дополнительном образовании детей / Ю. И. Хлад. - Текст :

электронный // Педагогика искусства. - 2019. - № 3. - С. 147-153. - URL: http: //www. art-education.ru/electronic-j ournal.

107. Хэ, Сяоянь. Краткое обсуждение значения традиционных народных песен в дошкольном образовании / Хэ Сяоянь. - Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования в области образования. - 2019. - № 01. - С. 98-99.

108. Цзян, Лэхун. Микродискуссия о «разнообразии» группового занятия вокальной музыки в обычных колледжах / Цзян Лэхун, Се Тунъи. - Текст : непосредственный // Университетское образование. - 2015. - № 06. - С. 180-181.

109. Цзян, Хун. Рассказ о реформе и исследовании преподавания «игры, пения и танцев» в дошкольном профессиональном вокальном музыкальном классе / Цзян Хун. - Текст : непосредственный // Shenhua (Часть 2). - 2013. - №2 09. - С. 105.

110. Цзян, Цзюаньцюань. Дискуссия о преподавании группового курса вокальной музыки в Педагогическом университете / Цзян Цзюаньцюань. - Текст : непосредственный // Журнал Хунаньского университета науки и технологий. -2008. - № 10. - С. 234-236.

111. Цуй, На. Исследование методики обучения вокальной музыке детей в дошкольном образовании / Цуй На. - Текст : непосредственный // Музыка Севера. -2019. - № 03. - С. 159-161.

112. Цю, Фэн. О реформе вокально-музыкальной формы обучения музыкальной специальности в высших профессиональных колледжах / Цю Фэн. - Текст : непосредственный // Журнал Профессионально-технического колледжа Чжан-чжоу. - 2013. - № 04. - С. 71-74.

113. Чжан, Ли. Исследование стратегий обучения детей петь с удовольствием / Чжан Л. - Текст : непосредственный // Tianjin Education. - 2018. - № 03. -С. 46-47.

114. Чжан, Хайцзюнь. Прикладное исследование интеграции мультимедийных технологий и обучения музыке детей младшего возраста / Чжан, Хайцзюнь. -Текст : непосредственный // Tianjin Education. - 2019. - № 07. - С. 56-58.

115. Чжан, Хуапин. Особенности китайской народной песни и танцевальной музыки из цветочного барабана Фэнъян / Чжан Хуапин. - Текст : непосредственный // Народная музыка. - 2017. - № 02. - С. 16-18.

116. Чжан, Цин. Ансамблевое музицирование в китайской культуре и образовании / Чжан Цин. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1 (34). - С. 173-176.

117. Чжан, Цин. Идеи К. Орфа в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников в Китае / Чжан Цин. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 7. - С. 23-28.

118. Ши, Ифэн. Исследования новой модели преподавания вокальной музыки в пединституте / Ши Ифэн. - Текст : непосредственный // Северная музыка. -2010. - № 09. - С. 82-83.

119. Шнеерсон, Г. М. Музыкальная культура Китая / Г. М. Шнеерсон. -М. : Государственное музыкальное издательство, 1952. - 249 с. - Текст : непосредственный.

120. Юй, Пэнхуа. Роль детской песни в художественном пространстве Китая / Юй Пэнхуа. - Текст : непосредственный // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего : материалы VII Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 197-201.

121. Ю, Цзяан. Как повысить эффективность коллективного обучения игре на фортепиано в колледжах / Ю. Цзяан. - Текст : непосредственный // Драматический дом. - 2020. - № 10 (29). - С. 94-95.

122. Ю, Ян. О методике обучения детей вокальной музыке в дошкольном воспитании / Ю. Ян. - Текст : непосредственный // Популярная литература и искусство. - 2011. - № 09. - С. 236.

123. Яо, В. Любительское музицирование как этап допрофессионального освоения фортепианного искусства в Китайской Народной Республике : дис. ... канд. искусствоведения / Яо Вэньцзяо ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2022. - 211 с. - Текст : непосредственный.

124. Aycen, A. Orff schulwerk elementary music applications in interdisciplinary education in chair of primary school education / A. Aycen. - Text : direct // Procedia Social and Behavioral Sciences. - 2009. - No. 1. - P. 2546-2551.

125. Johnson, D. W. Social Interdependence Theory and Cooperative Learning: The Teacher's Role / D. W. Johnson, R. T. Johnson. - Text : direct // Teacher's Role in Implementing Cooperative Learning in the Classroom / ed. by R. M. Gillies, A. Ashman, J. Terwel. - New York, U.S.A : Springer, 2008. - P. 9-37. - http://dx.doi.org/10.1007/ 978-0-387-70892-8_1.

126. Marjan, Laal. Benefits of collaborative learning / Marjan Laal , Seyed Mohammad Ghodsi. - Text : direct // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. -Vol. 31. - P. 486-490.

127. Van, Dat Tran. Theoretical Perspectives Underlying the Application of Cooperative Learning in Classrooms / Van Dat Tran. - Text : direct // International Journal of Higher Education. - 2013. - Vol. 2, No. 4. - P. 101-115.

Анкета на русском и китайском языках

Уважаемый студент! Для того чтобы улучшить музыкальную подготовку на дошкольных факультетах университетов Китая, прошу вас ответить на некоторые вопросы.

1. Выбери два (только два) ответа на вопрос.

Чему надо научиться студенту в университете для того, чтобы правильно петь:

а) уметь использовать певческое дыхание;

б) знать ноты;

в) правильно стоять, не понимая плечи;

г) уметь петь громко и красиво.

2. Выбери один ответ на вопрос:

Как надо петь детям песню для того, чтобы дети поняли ее содержание:

а) громко;

б) четко произносить слова;

в) тихо;

г) слушать самого себя.

3. Выбери два ответа на вопрос:

Какие методы из перечисленных относятся к обучению детей пению?

а) хлопать в ладошки, отмечая ритм, при пении;

б) ассоциативный, когда ребенок подражает при пении какому-то действию;

в) движения с повтором кистей и поднятием рук, образующим полукруг, что помогает пению;

г) игровой, для освоения в игре тех или иных навыков.

4. Расставь по цифрам последовательность твоих действий для обучения детей пению. Какие-то действия можешь не указывать.

1. Показывать, как правильно брать дыхание.

2. Показать, как правильно стоять при пении.

3. Выучить слова.

4. Выучить мелодию со словами.

5. Эмоционально петь.

1.

б) »ШЙ^;

2.

б) ж^тт

г) 3.

а)

б)

в) • «АТ^оШ;

г) «ш- шт^жф^-^йй^.

1. м^пя^пж

2.

3.

4. жшга^ада

5. aw»®.

Результаты констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы по двум группам: контрольной и экспериментальной

Таблица 1

Результаты начального (констатирующего) этапа опытно-поисковой работы по контрольной группе

1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий

№ Имя студента 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 3 показатель (баллы) Общая сумма баллов Уровень

1 Ду Ичжуо 2 3 2 3 2 3 2 17 2,4 средний

2 Лю Тиньюй 3 2 3 2 3 3 2 18 2,5 высокий

3 Ли Ифэй 2 3 1 3 2 3 2 16 2,2 средний

4 Мэн Ютонг 3 2 1 3 2 2 1 14 2 средний

5 Ли Синьяо 3 2 1 3 2 3 3 17 2,4 средний

6 Ло Ин 2 3 1 3 2 2 2 15 2,1 средний

7 Лю Чаойи 1 2 1 1 2 2 1 10 1,4 низкий

8 Чжан Каннин 1 1 1 3 2 2 2 12 1,7 средний

9 Юань Цюцзюань 1 2 1 1 2 2 2 11 1,5 низкий

10 Пунцороб 2 2 1 2 1 1 1 10 1,4 низкий

11 Цай Джинай 3 2 1 3 2 2 1 14 2 средний

12 Ма Вэньцю 3 2 3 3 3 3 2 19 2,7 высокий

13 Пэн Лефэн 1 1 2 2 2 2 1 11 1,5 низкий

14 Лю Мяоянь 1 1 1 1 1 2 2 9 1,2 низкий

15 Ли Лин 1 1 1 1 2 1 1 8 1,1 низкий

16 Лю Хунъюэ 3 2 3 3 3 3 1 18 2,5 высокий

17 Чжэн Юньсинь 1 2 1 1 1 2 1 9 1,2 низкий

18 Лю Цзе 1 1 1 1 1 1 1 7 1 низкий

19 Цзэн Юньхан 3 3 2 3 3 3 3 20 2,8 высокий

20 Лю Юйси 1 2 1 1 1 2 2 10 1,4 низкий

21 Сун Юфань 2 1 1 1 1 1 1 8 1.1 низкий

22 Ян Лу 2 2 1 1 1 1 1 9 1,2 низкий

23 Мэн Юаньюань 2 2 2 2 2 3 2 15 2,1 средний

24 Сон Вэньхуэй 2 2 2 2 1 2 1 12 1,7 средний

25 Лан Суна 3 2 1 3 2 2 1 14 2 средний

26 Ли Цзясюань 3 2 2 2 2 3 2 16 2,2 Средний

27 Дуань Цзыцзин 1 1 2 1 1 1 1 8 1,1 низкий

28 Лэй Тяньюй 2 1 1 2 1 2 2 11 1,5 низкий

29 Чжэн Ханьчжан 2 2 2 3 2 3 3 17 2,4 средний

30 Цзян Ляньюй 2 3 3 3 2 3 3 19 2,7 высокий

31 Ян Ци 3 3 2 3 3 3 3 20 2,8 высокий

32 Чен Гайцинь 1 1 1 1 1 1 1 7 1 низкий

33 Ли Сян 1 2 1 1 1 2 2 10 1,4 низкий

34 Ю Чжихэн 3 2 2 3 3 3 3 19 2,7 высокий

35 Ван Яхуань 1 3 2 3 2 3 1 15 2,1 средний

36 Чжан Инсинь 1 1 1 1 1 1 1 7 1 низкий

37 Цуй Сики 3 2 1 1 2 2 2 13 1,8 средний

38 Лу бений 2 3 3 3 2 3 2 18 2,5 высокий

39 Лянцзя юй 3 3 2 2 3 3 2 18 2,5 высокий

40 Чжан Цинъи 3 2 3 3 3 3 3 20 2,8 высокий

Результаты начального (констатирующего) этапа опытно-поисковой работы по экспериментальной группе

1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий

№ Имя студента 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 3 показатель (баллы) Общая сумма баллов Уровень

1 Цай Пинъюань 1 1 2 1 3 2 1 11 1,5 низкий

2 Чен Ронг 2 1 2 1 1 1 1 9 1,2 низкий

3 Чен Сиюнь 3 2 2 1 2 3 2 15 2,1 средний

4 Чен Синьюй 1 1 2 1 1 1 1 8 1,1 низкий

5 Цуй Минхуэй 3 3 3 2 3 3 2 19 2,7 высокий

6 Донг Синьюй 1 1 1 1 2 1 1 8 1,1 низкий

7 Фан Мэнъюань 3 2 2 2 3 2 2 16 2,2 средний

8 Фэн Чэнчэн 1 1 2 1 2 1 1 9 1,2 низкий

9 Гуань Яньян 2 2 3 2 2 2 2 15 2,1 средний

10 Го Цихуэй 3 2 2 2 2 2 2 15 2,1 средний

11 Ху Юэмин 1 1 3 1 2 1 1 10 1,4 низкий

12 Цзян Тяньци 2 2 2 1 2 1 1 11 1,5 низкий

13 Цзяо Цзыци 1 1 2 2 2 1 1 10 1,4 низкий

14 Ли Цзиюань 2 3 3 3 3 3 2 19 2,7 высокий

15 Ли Луойи 2 1 3 2 2 3 2 15 2,1 средний

16 Ли Сивэй 1 1 1 2 2 1 1 9 1,2 низкий

17 Ли Юнин 1 2 1 1 1 2 1 9 1,2 низкий

18 Ли Юэ 3 3 3 2 3 2 2 18 2,5 высокий

19 Лин Дунмей 1 2 1 1 1 1 1 8 1,1 низкий

20 Лю Гэ 3 3 2 3 3 3 2 19 2,7 высокий

21 Лю Жуйцзя 2 1 2 1 1 2 1 10 1,4 низкий

22 Лю Вэй 2 2 2 2 2 2 2 14 2 средний

23 Лю Идун 3 3 3 2 3 2 3 19 2,7 высокий

24 Лю Юйхан 2 2 1 1 2 2 1 11 1,5 низкий

25 Лю Чжитун 3 3 3 2 2 3 2 18 2,5 высокий

26 Мэн Цинфэй 2 2 2 3 3 3 3 18 2,5 высокий

27 Мяо Юсинь 3 3 2 3 3 3 3 20 2,8 высокий

28 Мин Сюэруй 2 3 3 3 3 3 2 19 2,7 высокий

29 Цинь Хунъян 3 2 3 2 2 3 2 17 2,4 средний

30 Ронг Ронг 1 2 1 1 2 1 1 9 1,2 низкий

31 Си Сюй 2 2 2 1 2 1 2 12 1,7 средний

32 Сон Тяньхуэй 3 3 3 3 3 3 2 20 2,8 высокий

33 Сунь Имин 1 2 2 2 2 2 2 13 1,8 средний

34 Сунь Юин 1 1 1 1 1 3 1 9 1,2 низкий

35 Тан ди 1 3 2 1 1 1 1 10 1,4 низкий

36 Ван Пу 1 1 1 2 2 1 2 10 1,4 низкий

37 Ван Ци 1 1 1 1 2 1 1 8 1,1 низкий

38 Ван Шэнжэнь 2 3 3 3 3 2 2 18 2,5 высокий

39 Ван Су 3 3 2 3 3 3 3 20 2,8 высокий

40 Ван Сюэронг 2 2 3 3 2 2 2 16 2,2 средний

41 Ван Ичжу 2 1 1 2 3 2 2 13 1,8 средний

42 Вэнь Хань 1 2 2 2 2 2 3 14 2 средний

43 Сюй Хуань 1 1 2 2 2 2 3 13 1,8 средний

44 Ю Айли 3 2 1 2 3 2 2 15 2,1 средний

Результаты итогового этапа опытно-поисковой работы по экспериментальной группе

1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий

№ Имя студента 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 3 показатель (баллы) Общая сумма баллов Уровень

1 Цай Пинъюань 2 2 3 2 2 3 2 16 2,2 средний

2 Чен Ронг 2 2 3 2 2 3 3 17 2,4 средний

3 Чен Сиюнь 3 3 2 3 2 2 2 17 2,4 средний

4 Чен Синьюй 3 2 2 3 2 3 2 17 2,4 средний

5 Цуй Минхуэй 3 3 3 2 3 3 2 19 2,7 высокий

6 Донг Синьюй 2 2 2 2 2 2 2 14 2 средний

7 Фан Мэнъюань 3 2 2 2 2 3 3 17 2,4 средний

8 Фэн Чэнчэн 2 2 2 1 2 3 1 13 1,8 средний

9 Гуань Яньян 2 2 2 3 2 2 2 15 2,1 средний

10 Го Цихуэй 3 3 3 2 3 3 2 19 2,7 высокий

11 Ху Юэмин 2 2 3 2 2 2 3 16 2,2 средний

12 Цзян Тяньци 2 2 1 1 1 3 1 11 1,5 низкий

13 Цзяо Цзыци 2 1 2 3 2 2 2 14 2 средний

14 Ли Цзиюань 2 3 3 3 3 3 2 19 2,7 высокий

15 Ли Луойи 3 3 3 2 2 3 3 19 2,7 высокий

16 Ли Сивэй 1 2 2 3 3 2 3 16 2,2 средний

17 Ли Юнин 2 2 2 2 3 3 3 17 2,4 средний

18 Ли Юэ 3 3 3 2 3 2 2 18 2,5 высокий

19 Лин Дунмей 2 1 2 1 2 3 2 13 1,8 средний

20 Лю Гэ 3 3 2 3 3 3 2 19 2,7 высокий

21 Лю Жуйцзя 1 2 2 3 2 1 2 13 1,8 средний

22 Лю Вэй 3 3 2 2 3 3 3 19 2,7 высокий

23 Лю Идун 3 3 3 2 3 2 3 19 2,7 высокий

24 Лю Юйхан 2 2 3 2 2 2 3 16 2,2 средний

25 Лю Чжитун 3 3 3 2 2 3 2 18 2,5 высокий

26 Мэн Цинфэй 2 2 2 3 3 3 3 18 2,5 высокий

27 Мяо Юсинь 3 3 2 3 3 3 3 20 2,8 высокий

28 Мин Сюэруй 2 3 3 3 3 3 2 19 2,7 высокий

29 Цинь Хунъян 3 3 2 2 3 2 3 18 2,5 высокий

30 Ронг Ронг 3 2 1 3 2 3 2 16 2,2 средний

31 Си Сюй 3 2 2 3 3 2 2 17 2,4 средний

32 Сон Тяньхуэй 3 3 3 3 3 3 2 20 2,8 высокий

33 Сунь Имин 2 2 3 2 2 2 2 15 2,1 средний

34 Сунь Юин 1 2 1 3 2 3 1 13 1,8 средний

35 Тан ди 2 2 2 3 2 2 2 15 2,1 средний

36 Ван Пу 1 1 1 3 2 1 2 11 1,5 низкий

37 Ван Ци 2 2 3 2 2 2 2 15 2,1 средний

38 Ван Шэнжэнь 2 3 3 3 3 2 2 18 2,5 высокий

39 Ван Су 3 3 2 3 3 3 3 20 2,8 высокий

40 Ван Сюэронг 2 2 2 2 2 2 2 14 2 средний

41 Ван Ичжу 3 2 3 2 3 2 3 18 2,5 высокий

42 Вэнь Хань 3 3 3 3 2 2 2 18 2,5 высокий

43 Сюй Хуань 3 2 3 2 3 3 3 19 2,7 высокий

44 Ю Айли 3 3 2 2 3 2 3 18 2,5 высокий

Результаты итогового этапа опытно-поисковой работы по контрольной группе

№ Имя студента 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 1 показатель (баллы) 2 показатель (баллы) 3 показатель (баллы) Общая сумма баллов Уровень

1 Ду Ичжуо 3 2 2 3 3 2 2 17 2,4 средний

2 Лю Тиньюй 3 2 3 2 3 3 2 18 2,5 высокий

3 Ли Ифэй 2 2 2 3 2 2 2 15 2,1 средний

4 Мэн Ютонг 3 2 1 2 2 3 2 15 2,1 средний

5 Ли Синьяо 3 3 3 3 3 3 2 20 2,8 высокий

6 Ло Ин 2 2 2 3 2 2 2 15 2,1 средний

7 Лю Чаойи 1 1 1 1 1 1 1 7 1 низкий

8 Чжан Каннин 3 2 2 3 2 2 2 16 2,2 средний

9 Юань Цюцзюань 2 3 1 1 2 2 1 12 1,7 средний

10 Пунцороб 1 1 1 1 1 2 1 8 1,1 низкий

11 Цай Джин ай 2 3 2 3 2 2 3 17 2,4 средний

12 Ма Вэньцю 3 2 3 3 3 3 2 19 2,7 высокий

13 Пэн Лефэн 1 1 1 1 1 2 1 8 1,1 низкий

14 Лю Мяоянь 2 1 1 1 1 2 1 9 1,2 низкий

15 Ли Лин 1 1 1 1 2 2 1 9 1,2 низкий

16 Лю Хунъюэ 3 2 3 3 3 3 1 18 2,5 высокий

17 Чжэн Юньсинь 1 3 1 2 2 2 1 12 1,7 средний

18 Лю Цзе 1 1 1 1 2 2 1 9 1,2 низкий

19 Цзэн Юньхан 3 3 2 3 3 3 3 20 2,8 высокий

20 Лю Юйси 2 1 1 2 1 2 1 10 1,4 низкий

21 Сун Юфань 3 2 1 2 1 2 1 12 1,7 средний

22 Ян Лу 1 1 1 1 1 1 1 7 1 низкий

23 Мэн Юаньюань 2 2 3 3 3 3 2 18 2,5 высокий

24 Сон Вэньхуэй 3 3 2 3 3 3 3 20 2,8 высокий

25 Лан Суна 2 2 2 3 2 2 2 15 2,1 средний

26 Ли Цзясюань 3 2 2 2 2 2 2 15 2,1 средний

27 Дуань Цзыцзин 2 3 1 1 2 2 1 12 1,7 средний

28 Лэй Тяньюй 1 1 1 2 2 2 1 10 1,4 низкий

29 Чжэн Ханьчжан 2 2 3 2 2 3 3 17 2,4 средний

30 Цзян Ляньюй 2 3 3 3 2 3 3 19 2,7 высокий

31 Ян Ци 3 3 2 3 3 3 3 20 2,8 высокий

32 Чен Гайцинь 3 2 1 2 2 1 2 13 1,8 средний

33 Ли Сян 1 2 1 2 2 2 2 12 1,7 средний

34 Ю Чжихэн 3 2 2 3 3 3 3 19 2,7 высокий

35 Ван Яхуань 2 2 2 3 2 3 2 16 2,2 средний

36 Чжан Инсинь 1 2 1 2 2 1 2 11 1,5 низкий

37 Цуй Сики 2 2 3 3 2 3 3 18 2,5 высокий

38 Лу Бений 2 3 3 3 2 3 2 18 2,5 высокий

39 Лянцзя Юй 3 3 2 2 3 3 2 18 2,5 высокий

40 Чжан Цинъи 3 2 3 3 3 3 3 20 2,8 высокий

Подсчеты результатов на констатирующем этапе опытно-поисковой работы

по критерию Манна-Уитни

Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе

1 7 2

2 7 2

3 7 2

4 8 7

5 8 7

6 8 7

7 8 7

8 8 7

9 8 7

10 8 7

11 9 15

12 9 15

13 9 15

14 9 15

15 9 15

16 9 15

17 9 15

18 9 15

19 9 15

20 10 24

21 10 24

22 10 24

23 10 24

24 10 24

25 10 24

26 10 24

27 10 24

28 10 24

29 11 31,5

30 11 31,5

31 11 31,5

32 11 31,5

33 11 31,5

34 11 31,5

35 12 36

36 12 36

37 12 36

38 13 39,5

39 13 39,5

40 13 39,5

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.