Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Протасова, Лариса Иннокентьевна

  • Протасова, Лариса Иннокентьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 163
Протасова, Лариса Иннокентьевна. Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Улан-Удэ. 2007. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Протасова, Лариса Иннокентьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУРЯТСКОГО БАЛЕТА

1.1. Танцевальные народные традиции как истоки бурятского балета

1.2. Самодеятельное театрально-танцевальное творчество бурят (начало XX в.- 1940 г.).

ГЛАВА II

РОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУРЯТСКОГО БАЛЕТА

2.1. Первые профессиональные балеты (1949-1959 гг.).

2.2. «Во имя любви» и «Красавица Ангара» - вершина синтеза классического танца и народной хореографии.

ГЛАВА III

ЗРЕЛОСТЬ БУРЯТСКОГО БАЛЕТА

3.1. Рост профессионального мастерства балетной труппы (1960-е гг.).

3.2. Классическое и национальное в балетных спектаклях

1970-1990-х гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца»

Бурятский балет прошел большой путь в своем историческом развитии и художественном совершенствовании. Его изучение как феномена национальной культуры представляет собой сложную историко-культурную и искусствоведческую задачу. Однако процесс становления, этапы развития и современное состояние балетного искусства в Бурятии до настоящего времени не стали еще предметом специального исследования. В то время как достижения бурятского балета, признание его профессиональных успехов настолько весомы, что по своему высокому художественному уровню он приобрел значение национального феномена, отразившего процесс формирования национального самосознания.

В осмыслении этого феномена возрастающее значение приобретает проблема диалога, взаимодействия национального и общечеловеческого. В современном, тяготеющем к глобализации мире особую ценность приобретают противостояние культуры и искусства всему, что стирает различия, специфику и самобытность национального сознания, понимание того, что национально-самобытное искусство, выражая общечеловеческое, обогащает его особыми, неповторимыми гранями. Свидетельством этому являются важнейшие государственные документы, такие как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999), ряд документов ЮНЕСКО, осуществляемый под эгидой этой всемирной организации в России, ряд проектов и программ международного значения по сохранению самобытных культур нашей страны как части шедевров мирового наследия.

Вопрос о том, когда, в какой момент появился профессиональный балет в бурятском сценическом искусстве и кто практически возглавил движение от народного танца к классическому, - этот вопрос до последнего времени не занимал внимания исследователей, и в силу этого отмечен печатью общей неизученности. При подходе к этому вопросу необходимо серьёзное погружение в историю: в 30-е годы уже существует национальный театр, в недрах которого вызревает музыкальный театр. И зачинателем, лидером этого движения явился молодой режиссер с дипломом ГИ-ТИСа Г.Ц. Цыдынжапов. Он первый вывел на большую сцену бурятский народный танец, поставил первую музыкальную драму в драматическом театре, привлек к работе мастеров хореографии И.А. Моисеева, М.С. Ар-сеньева, Т.К. Глязер. Значительный вклад в становление классического балета в Бурятии внесли представители «русской классической школы» М.С. Арсеньев и Т.К.Глязер. Они явились основателями хореографического образования в Бурятии.

Усилиями художественной элиты в республике в 1939 году создается Музыкально-драматический театр. В 1940 году Бурятский театр выступил с творческим отчетом на Декаде литературы и искусства в Москве. Искусство далёкой республики за Байкалом стало неожиданным открытием для общественности, специалистов - критиков и искусствоведов Москвы. На первой Декаде хореографическое искусство было представлено национальными танцами в опере «Энхэ-булат батор», музыкальной драме «Ба-ир» и драме «Эржен». В дальнейшем перед театром ставится задача освоения не только классической европейской, но и создание национальной бурятской, сценической хореографии. Бурятскими композиторами осваиваются жанры танцевальной музыки. Наконец, появляются первые национальные балеты - «Во имя любви» Ж. Батуева и «Красавица Ангара» О. Книппера и Б. Ямпилова. Новая, зарождающаяся национальная хореография основана на сплаве народного и классического танцев, где народные танцы обогатились классическими образными средствами, а классический танец получил яркие самобытные черты.

Актуальность данной диссертации заключается в воссоздании картины рождения, становления и утверждения бурятского балета как профессионального искусства. В работе исследуется процесс профессионализации и развития балетного искусства Бурятии, заключавшийся в освоении традиций классического балета и проявлении самобытных народных художественных традиций. Этапы развития бурятского балета - от первых шагов балетной труппы Бурятии до создания национальных балетов с профессиональной бурятской музыкой и освоения бурятскими артистами мировой классической хореографии - передают как общие закономерности вызревания профессионального художественного творчества, так и историко-культурные, специфически-своеобразные особенности, повлиявшие на достижение зрелости, качественного роста в этом виде искусства. «Для вызревания этого сложного театрального жанра прежде уходили столетия, - писал искусствовед Н. Эльяш о развитии балетного театра в отдельных национальных республиках бывшего Советского Союза. - История мировой хореографии всех времен и народов еще не знала таких уплотненно-сжатых сроков. Но дело не только в этих сжатых сроках и невиданных до сих пор темпах развития. Речь идет и о сложной внутренней сущности этого процесса, его качественной стороне» (1).

В настоящее время назрела необходимость осмыслить, какие историко-культурные обстоятельства и внутриэстетические закономерности способствовали становлению и формированию профессионального бурятского балета, какие специфические национальные особенности оказывают влияние на качественный рост современного бурятского балета.

Степень разработанности проблемы. Становлению и формированию искусства балета в республике посвящены отдельные статьи Т.Е. Гер-гесовой, Ф.С. Иванова, С.Б. Доржиева, Б.Н. Васильева, но первой наиболее обстоятельной работой по истории молодого музыкального театра является статья Г. Бельгаева и Н. Моторина «Бурятский театр оперы и балета», опубликованной в сборнике «Искусство Бурятской АССР». Её авторы не ставили перед собой задач теоретического и искусствоведческого характера и сосредоточили внимание на фактах и хронологии развития бурятского балета. Это, скорее всего, справочно-информационная работа, весьма важная в своем плане. В 1964 году вышла книга П. Гуревича «Оперный театр Бурятии», осветившая период развития театра и в основном оперные спектакли. Автор, говоря о балете Бурятии, ссылается на труд И. Хабаевой «Артисты бурятского балета» (1959), первого профессионального бурятского балетмейстера, окончившего ГИТИС. И, действительно, книга дает сведения о балетном творчестве театра 40-50-х годов. Это первый труд, полностью посвященный балетному творчеству, в нем даны интересные портреты видных деятелей хореографического искусства этого периода. Определенную помощь в исследовании становления и развития профессионального балетного театра оказали публикации театроведа JI.A. Мартыненко, нар. арт. Б.Н. Васильева, беседы с деятелями балетного искусства засл.арт. РБ. К.Т. Семянниковой, засл. деят. иск. РБ З.Н. Тыжеб-ровой.

Большой вклад в исследование музыкальной культуры республики внес музыковед, кандидат искусствоведения, профессор О. Куницын. Ему принадлежат труды, посвященные творчеству бурятских композиторов, в которых дается анализ музыкальных произведений, не только оперных, но и балетных спектаклей, их симфонизации. Перу О.Куницына принадлежит и монография «Музыкальный театр Бурятии», посвященная истории становления и развития Бурятского академического театра оперы и балета в период с 1939 по 1987 годы.

Таким образом, существует определенный круг исследований, связанных с деятельностью Бурятского театра оперы и балета, а также ряд публикаций, в основном в периодических изданиях, посвященных его деятельности. Однако существующая литература не раскрывает основные проблемы становления профессионального балета Бурятии как целостного явления национальной художественной культуры, развивавшегося в непосредственной взаимосвязи с традициями русского балетного искусства. Кроме того, необходима систематизация историографических вопросов, которая поможет выявить роль бурятского балета в формировании национального художественного сознания, своеобразие становления бурятского балета и его деятелей, взаимодействие национального и классического в . лучших спектаклях бурятского балета.

Объектом исследования является бурятское хореографическое искусство.

Предмет исследования - бурятский балет от возникновения до современности.

Цель исследования - историко-искусствоведческий анализ процесса формирования и развития балетного театра Бурятии как слагаемого современного российского искусства балета в контексте взаимодействия русской школы классического танца и традиций бурятской национальной хореографии.

Основные задачи работы:

1) проследить этапы хореографического искусства бурят от истоков до наших дней;

2) проанализировать социокультурные и собственно-специфические предпосылки возникновения и становления балета Бурятии;

3) дать историко-искусствоведческий анализ классических и самобытных национальных произведений балета Бурятии, объяснить культурные и эстетические закономерности в создании национальных бурятских балетов;

4) определить и исследовать условия, способствовавшие развитию и росту профессионального мастерства деятелей бурятского балета.

Эмпирическая база. Работа осуществлена на основе следующих источников:

- литература, посвященная проблемам бурятской музыки, театра и хореографического искусства;

- литература по истории, этнографии, культуре и искусству Бурятии;

- отечественные публикации, посвященные хореографическому искусству;

- записи бесед автора с участниками отдельных этапов развития хореографического искусства): зарождения хореографического образования, создания балетной труппы театра, развития театра в военные годы, а также архивные материалы, в том числе отчеты о декадах бурятского искусства в г. Москве.

Методологической основой стали труды ведущих российских искусствоведов, в том числе балетоведов, таких как В.М. Красовская, Л.Д. Блок, А.Л. Волынский, Ю.И. Слонимский, Ю.А. Бахрушин, Б.В. Асафьев, И.И. Соллертинский, Ф.В. Лопухов, Г.Н. Добровольская, В.В. Ванслов, П. Карп и др.

Освещение вопросов развития бурятского балета не представляется возможным без трудов бурятских ученых - исследователей национальной культуры и искусства М.Н. Хангалова, А.И. Уланов, И.А. Манжигеева, В.Ц. Найдакова, В.Ц. Найдакова, И.Е.Тугутова, О.И. Куницына, Д.А. Николаева, В. Бабуевой, О.Б. Буксиковой, Д.В. Дугаржапова, обращавших внимание и на развитие народной хореографии.

За основу анализа взят методологический принцип - понимание классического балета как высшей формы танца. Ведущим методом исследования стал метод описания хореографического произведения с целью выявления его хореографической структуры и закономерностей развития хореографической драматургии. Также использован метод сравнительного анализа при сопоставлении одной и той же постановки разными хореографами, в разных театрах.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) впервые осуществлено историко-искусствоведческое исследование этапов развития балетного театра Бурятии, разработан подход, позволяющий трактовать репрезентацию данного национального феномена в каждом периоде его развития;

2) выявлены закономерности освоения школы русского балета бурятскими танцовщиками, сохранившими при этом свою национальную танцевальную культуру;

3) доказано, что фольклорные традиции могут стать необходимой формой для развития профессионального национального балета, его закономерностью, самой художественной практикой;

4) обоснован вывод о единстве национальных народных традиций и классического танца и специфическом проявлении этого единства на разных этапах развития бурятского балета.

Практическая значимость работы. Положения и выводы могут быть использованы в качестве лекционного материала для курсов балето-ведческого цикла в вузах и училищах культуры и искусств, хореографических училищах, как материал для будущих исследований в области балетоведения, в том числе как источниковедческая база для исследований, связанных с изучением хореографического искусства Бурятии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Бурятский профессиональный балет как явление национального музыкального театра не мог возникнуть без освоения традиций танцевальной культуры бурятского народа.

2. Создание первых самодеятельных и полупрофессиональных студий бурятских танцев потребовало выхода бурятской народной хореографии на большую сцену.

3. Первые профессиональные балеты стали результатом не только освоения классической хореографии с помощью русских педагогов-балетмейстеров, но и формирования национальной творческой интеллигенции, способной выразить новое художественное сознание.

4. Появление национальных бурятских балетов как органичного синтеза классического танца и народной бурятской хореографии стало эволюционным скачком в репрезентации зрелости национального самосознания бурят. Спектакль «Красавица Ангара» свидетельствовал о закономерности наступившего этапа обретения национальным искусством особого зрения, особой оптики эстетического сознания, выразившегося в сценарии, единстве музыкального и хореографического оформления, исполнительском мастерстве.

5. Неустанные поиски в решении проблемы современной темы в национальных балетах Бурятии не приводят к художественным открытиям, если в их сюжетах отсутствует проявление философских и мифопоэтиче-ских аспектов национальной действительности.

Апробация результатов отдельных положений нашла отражение в докладах и сообщениях на международных, всероссийских, региональных и республиканских научных мероприятиях: круглый стол «Балетная школа Бурятии сегодня: проблемы и перспективы развития» (Улан-Удэ, 2004); Всероссийская научно-практическая конференция «Хореографическое образование на рубеже XXI в.: опыт, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2005); международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию БРУКИ «Культура и образование: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2006); III международный симпозиум «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2006); Всероссийская научно-практическая конференция «Хореографическое искусство и образование в XXI веке: традиции, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2006); региональная научно-практическая конференция, посвященной 75-летию РЦНТ «Культурно-досуговая деятельность и народное художественное творчество» (Улан-Удэ, 2006).

Основные результаты и выводы по теме диссертации изложены в 8 публикациях, включая публикацию в журнале, входящем в перечень изданий ВАК, общим объемом 3,35 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Протасова, Лариса Иннокентьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бурятский балет еще сравнительно молод: ему нет и семидесяти лет. Он прошел сложные и трудные годы формирования и роста. Его летоисчисление началось с предвоенных лет. Трудности заключались в том, что у бурят в прошлом не было ни театра, ни профессиональной музыки, следовательно, не было установившихся художественных традиций. В начале организации музыкального театра, составной частью которого является балет, не было квалифицированных кадров. Заслуга основателей и деятелей бурятского музыкального театра Г.Ц. Цыдынжапова, П. Берлинского, М.С .Арсеньевав заключалась в том, что в своей работе они постоянно черпали из народного творчества все необходимые материалы, сюжеты, песенные мелодии, народные танцы, обращались к творческим методам и богатейшим традициям русского музыкального театра.

Нами подчеркивается важность программно-теоретических положений статьи В. Инкижинова «Проблемы бурят-монгольского театра», где автор правильно обосновал программу создания театра, увидел будущее в развитии театра. Это, прежде всего, поиск предпосылок в собственных традициях народа, это - опора на опыт современного русского театра, это -заимствование всего нового и передового в других театрах мира, воспитание и создание своих кадров.

Как было отмечено, бурятское балетное искусство берет своё начало в недрах драматического театра, который, в свою очередь, сформировался только под влиянием русского драматического театра. Надо заметить, что особенность бурятских драматических спектаклей была в том, что первое появление их на сцене было связано с музыкой, пением, танцем, в связи с чем появилась необходимость в оркестре. Постепенно создаются музыкальные драмы, на основе которых появляются первые оперы. И уже в декадных спектаклях 1940 года «Баир» и «Энхэ-Булат-батор» были поставлены бурятские танцы, и даже в музыкальной драме «Баир» был введён балетный театр «Цам».

Основателями профессионального хореографического образования были талантливые русские педагоги-балетмейстеры М.С. Арсеньев и Т.К. Глязер, которые заложили базу для бурятского балетного искусства. В военные годы были созданы первые профессиональные балеты, созданные на классической основе - «Бахчисарайский фонтан, «Тщетная предосторожность». Благодаря усилиям Г.Ц. Цыдынжапова появились в 1956 году после окончания Ленинградского хореографического училища им А.Я. Вагановой хорошо обученные профессиональные артисты, в будущем мастера балета и замечательные педагоги. Создаются шедевры классической хореографии известных маститых хореографов - «Лебединое озеро», «Раймонда», «Жизель», «Спящая красавица», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», работа с которыми над их постановками значительно подняли профессиональный уровень труппы.

Бурятское балетное искусство развивалось и развивается в синтезе классического танца и национальной хореографии. На основе освоения классического танца и изучения богатых национальных традиций, легенд, бурятского эпоса «Гэсэр» были созданы бурятские балеты «Во имя любви», «Красавица Ангара», «Цветы жизни», «Гэсэр», «Сын земли», «Лик богини».

Балет «Красавица Ангара» - доказательство высокого уровня зрелости бурятского искусства, зрелости национального самосознания бурят. Ведь этому этапу предшествовал этап овладения профессиональной техникой классического танца. А за ним закономерно должен был наступить этап обретения особого зрения, особой оптики эстетического сознания, выразившийся в создании наиболее сильных и значительных в художественном отношении произведений, сюжет которых насыщен философским и мифологическим аспектами национальной действительности. «Красавица Ангара» отразила национальное чувство, ощущение национального пространства, особенной связи человека с его этносом, его родиной.

Следующим этапом в развитии бурятского балета стало появление спектаклей на современную тему: «Свет над долиной», «Патетическая баллада», «Вечный огонь». Эти балеты недолго удерживались в репертуаре Бурятского театра оперы и балета. К сожалению, в последние годы в афише театра, кроме балета «Красавица Ангара», нет равных ему по художественным достоинствам национальных бурятских балетов.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что существующая проблема создания национальных балетов не может быть решена прежде всего из-за отсутствия интересного либретто, национальной музыки, хорошей драматургии и, что существенно, отсутствия национальных кадров балетмейстеров. Долголетие балета «Красавица Ангара», который создан при совокупности этих слагаемых, укрепляет нашу мысль. Однако, и этот балет на современном этапе требует реставрации.

Деятельность создателей балетных спектаклей в 70-80-е годы позволяет утверждать, что бурятский балет сумел достичь нового взлёта, завоевать новые достижения, свидетельствующие о периоде своей зрелости, сумел пережить трудное переходное время - начало 90-х годов XX века, сохранить творческий потенциал и профессиональный уровень труппы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Протасова, Лариса Иннокентьевна, 2007 год

1. Абашеев П.Т. Всегда чувствовал его заботу / П.Т. Абашеев // Г.Ц. Цыдынжапов: материалы и воспоминания (к 100-летию со дня рождения). Улан-Удэ: Изд-во «Республиканская типография», 2005.

2. Абызова Л. Симфония жизни / Л. Абызова. СПб., 2000. 395 с.

3. Асафьев Б. О балете / Б. Асафьев. Л.: Музыка, 1974. 283 с.

4. Бахрушин Ю.А. История русского балета Ю.А. Бахрушин. М.: Просвещение, 1977.

5. Белинский В.Г. Собр. соч. Т. 3 / В.Г.Белинский. М.: Госполитиздат, 1948. 546 с.

6. Белинский В.Г. О театре / В.Г. Белинский. М.: Детская литература, 1982. 93 с.

7. Бельгаев Г. и Моторин Н. Бурятский театр оперы и балета / Г. Бельгаев, Н. Мо-торин // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

8. Бельгаев Г., Хогоева Н. Народная артистка СССР Лариса Сахьянова / Г. Бельгаев, Н. Хогоева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1979.

9. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность / Л.Д. Блок. М.: Искусство, 1987. 502 с.

10. Ю.Богданов-Березовский В. Статьи о балете / В. Богданов-Березовский. Л.: Советский композитор, 1962. 205 с.

11. Буксикова О.Б. Традиционные игры бурят / О.Б. Буксикова. М.-Улан-Удэ: Изд-полиграфич. комплекс ВСГАКИ, 2004. 137 с.

12. Ванслов Б. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / Б. Ванслов. М.: Искусство, 1971. 303 с.

13. Ванслов Б. Статьи о балете / Б. Ванслов. Л.: Музыка, 1980. 190 с.

14. Васильев Б.Н. Жемчужина бурятской хореографии / Б.Н. Васильев // Бурятия. 2004. 17 авг.

15. Васильев Б. В танце вся жизнь / Б. Васильев // Бурятия. 2005. № 191. 14 окт.

16. Вечеслова Т. О том, что дорого / Т. Вечеслова. Л.: Советский композитор, 1984. 200 с.

17. Волынский А.Л. Статьи о балете / А.Л. Волынский. СПб.:«Гиперион», 2002. 393 с.

18. Глебов И. (Б. Асафьев). «Лебединое озеро» / И. Глебов. Л., 1934.

19. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы / Т.Е. Гергесова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974.112 с.

20. Гуревич П. Оперный театр Бурятии / П. Гуревич. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964.

21. Добровольская Г. Танец, пантомима, балет / Г. Добровольская. Л.: Искусство, 1975. 124 с.

22. Добровольская Г. Федор Лопухов / Г. Добровольская. Л.: Искусство, 1976. 317 с.

23. Евментьева Л. Записки балерины / Л. Евментьева. Л., 1991. 160 с.

24. Захаров Р. Слово о танце / Р. Захаров. М.: Молодая гвардия, 1977. 159 с.

25. Золотницкий Д. Аскольд Макаров / Д. Золотницкий // Ленинградский балет сегодня. Л-М.: Искусство, 1967. С. 37-76.

26. Иванов Ф.С. Бурятские танцы / Ф.С. Иванов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. 160 с.

27. Иванова Е.Ф. Душой исполненный полет / Е.Ф. Иванова. Улан-Удэ, 2006.

28. Ивашнев В., Ильина К. Ростислав Захаров / В. Ивашнев, К. Ильина. М.: Советская Россия, 1982.239 с.

29. Известный и неизвестный Валерий Инкижинов: жизнь и творчество. Улан-Удэ: Изд-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2003. 346 с.

30. Ильичева М. Пробы героики / М. Ильичева // Аскольд Макаров. JL: Искусство, 1984.

31. Ильичева М. «Тщетная предосторожность» в Петербурге / Ильичева М. СПб.: Академия рус. балета им. А.Я. Вагановой, 2001. 288 с.

32. Искусство Бурят-Монгольской АССР. М.-Л.: Искусство, 1940.

33. Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

34. Карп П. Балет и драма / П. Карп. Л.: Искусство, 1980. 241 с.

35. Карп П. Младшая муза / П. Карп. М.: Детская литература, 1986. 190 с.

36. Королева Э. Ранние формы танца / Э. Королева. Кишинев: Изд-во «Штиинца», 1977. 137 с.

37. Кочетов А. К возникновению бурятского танца / А. Кочетов // Бурят-Монгольская правда. 1935. № 82. 9 апр.

38. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / В. Красовская. М., Л.: Искусство, 1958. 309 с.

39. Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века / В. Красовская. Л.: Искусство, 1963. 548 с.

40. Красовская В. Статьи о балете / В. Красовская. Л.: Искусство, 1967. 268 с.

41. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. 1: Хореографы / В. Красовская. Л.: Искусство, 1971. 526 с.

42. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. 2: Танцовщики / В. Красовская. -Л.: Искусство, 1972. 456 с.

43. Красовская В. История русского балета / В. Красовская. Л.: Искусство, 1978. 216 с.

44. Красовская В. Западноевропейский балетный театр от истоков до середины XVIII века / В. Красовская. Л.: Искусство, 1989. 294 с.

45. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра / В. Красовская. -Л.: Искусство, 1981.

46. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Преромантизм / В. Красовская. Л.: Искусство, 1983. 430 с.

47. Красовская В.М. Балет сквозь литературу / В.М. Красовская. СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005.424 с.

48. Кремешевская Г. Наталия Дудинская. Л.-М.: Искусство, 1964. 96 с.

49. Куницын О. Композиторы Бурятской АССР / О. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980.104 с.

50. Куницын О. Музыкальный театр Бурятии / О. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988.254 с.

51. Куницын О. Музыка советской Бурятии / О. Куницын. М.: Советский композитор, 1990.216 с.

52. Куницын О. Жигжит Батуев: очерк жизни и творчества / О. Куницын. Улан-Удэ: Уч.-методич. центр образования, 1995. 114 с.

53. Куницына И., Куницын О. Музыка советской Бурятии / И. Куницына, О. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1968.111 с.

54. Ленинградский балет: словарь-справочник. Л.: Советский композитор, 1968. 259 с.

55. Лепешинская О. Замечательные танцы / О. Лепешинская // Бурят-Монгольская правда. 1940. 19окт.

56. Львов-Анохин Б. Мастера Большого балета / Б. Львов-Анохин. М.: Искусство,1976.

57. Манжигеев И. Бурятский ёхор / И. Манжигеев. Улан-Удэ: Бурят, книж. изд-во, 1985.36 с.

58. Мариус Петипа/М. Петипа. Л.: Искусство, 1971. 444 с.

59. Матханов В. Первый принц бурятского балета / В. Матханов // Бурятия. 1992. 4 нояб.

60. Моисеев И. Рождение танца / И. Моисеев // Бурят-Монгольская правда. 1940. № 247. 23 окт.

61. Музыка и хореография современного балета. М.: Музыка, 1982.

62. Мясин J1. Моя жизнь в балете / Л. Мясин. М.: Изд-во «Артист, режиссер, театр», 1977. 365 с.

63. Найдаков В.Ц. Бурятская драматургия / В.Ц. Найдаков. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

64. Найдаков В.Ц. Бурятское драматическое искусство / В.Ц. Найдаков. Улан-Удэ, 1962. 276 с.

65. Найдаков В.Ц. Из театральной хроники Улан-Удэ / В.Ц. Найдаков. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1978.118 с.

66. Найдакова В.Ц. Бурятский советский драматический театр / В.Ц. Найдакова. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. 276 с.

67. Найдакова В.Ц. Бурятский драматический театр от возникновения до 1979 года / В.Ц. Найдакова. Улан-Удэ, 1981. 284 с.

68. Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии / В.Ц. Найдакова. Улан-Удэ, 1997.

69. Найдакова В.Ц. Бурятский академический театр драмы последняя четверть XX в. / В.Ц. Найдакова. - Улан-Удэ: Изд-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2002. 310 с.

70. Найдакова В.Ц. Лариса Сахьянова / В.Ц. Найдакова. Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2003.

71. Национальная хореография: проблемы и перспективы развития. Улан-Удэ: Изд-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2002. 191. с.

72. Николаева Д.А., Буксикова О.Б. Танцевально-игровая культура бурят Прианга-рья: учебно-методич. пособие / Д.А. Николаева, О.Б. Буксикова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2001.

73. Образцов С.В. Подлинно народное искусство / С.В. Образцов // Бурят-Монгольская правда. 1940. № 248. 24 окт.

74. Плеханов Г.В. Искусство и литература / Г.В. Плеханов. М.: ОГТЗ, 1948. 124 с.

75. Поляновский Г. 70 лет в мире музыки / Г. Поляновский. М.: Советский композитор, 1977. 368 с.

76. Протасова Л.И. Роль сценической практики в профессиональном обучении учащихся / Л.И. Протасова // Балетная школа Бурятии сегодня: материалы круглого стола. Улан-Удэ, 2004. С. 14-20.

77. Протасова Л.И. Бурятскому хореографическому училищу 45 лет / Л.И. Протасова // Вестник Бурят, гос. хореогр. училища. - Улан-Удэ, 2007. С. 5-15.

78. Протасова Л.И. Бурятский балет в 1970-е годы / Л.И. Протасова // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. 6: Филология. 2007/7. С. 54-59.

79. Рославлева Н. Майя Плисецкая / Н. Рославлева. М.-Л.: Искусство, 1966. 124 с.

80. Ртищева Н. Эскизы о балете / Н. Ртищева // Байкал. 1979. № 6.

81. Санжеев Г.Д. Песнопения аларских бурят / Г.Д. Санжеев // Записи колллектива востоковедов. Т. III. Л., 1929.

82. Скрынникова Т.Д., Батомункуев С.Д., Варнавский П.К. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (советский период) / Т.Д Скрынникова, С.Д. Батомункуев, П.К. Варнавский. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, науч. центра СО РАН, 2004.216 с.

83. Слонимский Ю. Балетные строки Пушкина / Ю. Слонимский. Л.: Советский композитор, 1968. 259 с.

84. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века / Ю. Слонимский. Л.: Искусство, 1974. 182 с.

85. Советские балеты. М.: Советский композитор, 1995. 316 с.

86. Советский балетный театр. М.: Искусство, 1976. 376 с.

87. Соколов-Каминский А.А. Советский балет сегодня / А.А. Соколов-Каминский. -М.: Знание, 1984.151 с.

88. Соллертинский И.И. Какой же балет нам, в сущности, нужен? / И.И. Соллертин-ский // Жизнь искусства. 1929, № 40.

89. Суриц Е. Начало пути / Е. Суриц // Советский балетный театр. М.: Искусство, 1976.

90. Суриц Е. Хореографическое искусство 20-х годов / Е. Суриц. М.: Искусство, 1979. 358 с.

91. Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят / И.Е. Тугутов. Улан-Удэ, 1989.

92. Угрюмов Н.П. Бурятская национальная профессиональная музыка / Н.П. Угрю-мов // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

93. Уланов А.И. Бурятские улигеры / А.И. Уланов. Улан-Удэ, 1968.

94. Уланова Г.С. Рождение профессионального балета / Г. Уланова // Правда. 1959. 7 дек.

95. Хабаева И.М. Артисты бурятского балета / И.М. Хабаева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

96. Хангалов М.Н. Собр. соч. Т. 1 / М.Н. Хангалов. Улан-Удэ, 1958.

97. Хогоева Н.А. Лариса Сахьянова / Н.А. Хогоева. Улан-Удэ: 1979. 28 с.

98. Ходорковская Л. Бурят-моногльский театр. Очерк истории / Л. Ходорковская. -М.: Искусство, 1954. 235 с.

99. Чернова Н. От Гельцер до Улановой / Н. Чернова. М.: Искусство, 1979.191 с.

100. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / Я. Штелин. СПб.: «Союз художников», 2002. 319 с.

101. Шумилова Э.И. Правда балета / Э.И. Шумилова. М.: Искусство, 1976. 152 с.

102. Эльяш Н. Два бурятских балета / Н. Эльяш // Советская культура. 1959. 5 дек.

103. Эльяш Н. Пушкин и балетный театр / Н. Эльяш. М.: Искусство, 1970. 343 с.

104. Эльяш Н. Балет народов СССР / Н. Эльяш. М.: Знание, 1977. 168 с.

105. Эльяш Н. Большой вечер бурятского балета / Н. Эльяш // Правда Бурятии. 1979.12 мая.

106. Эльяш Н. Интернациональное и национальное в советской хореографии / Н. Эльяш // Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе: сб. науч. трудов. М„ 1980. С. 14-23.

107. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков / М. Эпштейн. М.: Советский писатель, 1988.

108. Яблочкина А.А. Радостное солнечное искусство / А.А. Яблочкина // Бурят-Монгольская правда. 1940. № 248. 24 окт.

109. Dean В. and Carell V. Dust for the Dancers / B. Dean, V. Carekk. Sydney, 1956. P. 40-41.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.