Обрядовая поэзия лакцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Мудунова, Гидаят Абакаровна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мудунова, Гидаят Абакаровна
ВВЕДЕНИЕ.1
ГЛАВА. X
Календарно-обрядовый фольклор лакцев.13
ГЛАВА XX
Семейно-бытовой обрядовый фольклор.62
ГЛАВА XXX
Обрядовая поэзия и лакская литература.115
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Традиционный песенный фольклор народов Дагестана в самодеятельном художественном творчестве2002 год, кандидат филологических наук Мугадова, Мариян Велихановна
Жанры и поэтика лакской народной лирической поэзии2005 год, кандидат филологических наук Аммаева, Асли Аммаевна
Обрядовая поэзия даргинцев: общее и локально-особенное2006 год, кандидат филологических наук Юсупов, Хизри Абдулмаджидович
Лирика народов Дагестана: взаимосвязи, типология и этническая специфика2005 год, доктор филологических наук Халилов, Халил Махмудович
Язык песенного фольклора лакцев2013 год, кандидат наук Абачараева, Мадина Мусаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обрядовая поэзия лакцев»
Обряды и обрядовый фольклор являются неотъемлемой частью народной культуры. Исторически обряды, праздники, обычаи всегда являлись одной из этнических характеристик, воспринимаемых народом как специфическое. Они вызывали большой интерес исследователей народного быта своей яркостью и самобытностью. В них проявляются изначальные представления народа о жизни, об окружающем мире, древнейшее художественное мышление, образ жизни и духовные интересы.
Календарные обряды и обрядовая поэзия давно привлекают внимание этнографов, историков, фольклористов и писателей. Обряды и обрядовая поэзия были тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека, порождались трудовой практикой и сопутствовали ей. Основным занятием горских народов Дагестана издавна были земледелие и скотоводство. Лакская календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древние взгляды на природу и попытка воздействовать на нее, сказались повседневные думы и заботы горцев о хлебе, об урожае, от которого зависела их жизнь и благополучие. В жизни патриархального горского аула обряды календарные, семейные и связанная с ними поэзия занимали существенное место.
Консервативные по своей природе обряды и обрядовая поэзия донесли до нас рудименты далекого прошлого. Они помогают понять и воссоздать особенности социальных институтов и семейных отношений в родовом и феодальном обществе. Необходимо отметить, что обряды и обрядовая поэзия дают материал для изучения народного мировоззрения и его верований. Можно сказать, что обряды и обрядовая поэзия - важный исто-рико-зтнографический и фольклорный источник.
Всестороннее глубокое изучение обрядов и обрядовой поэзии, анализ их зависимости от факторов и места поможет разрешению многих вопросов, касающихся происхождения тех или иных обычаев и песен, форм их бытования, их обусловленности этническим развитием и этнической спецификой, укажет на определенные этногенетические связи, позволит проникнуть в лабораторию творений народа - создателя обрядов и поэзии.
У разных народов в зависимости от характера хозяйственной деятельности в разное время на первое место выдвигались различные виды обрядовой поэзии. Семейная обрядовая поэзия в главных чертах у народов Кавказа, в том числе и у дагестанцев, почти однотипна. Но у разных народов Дагестана обрядовая поэзия при всей своей схожести имеет свои специфические особенности. У народов, у которых основным занятием было земледелие, естественно, наибольшее развитие получила аграрная обрядовая поэзия; у тех народов, которые были связаны в основном со скотоводством, на первый план выдвигается поэзия скотоводов; а у тех, которые были связаны в основном с охотой, доминируют охотничьи песни и т.д.
Так, например, в абхазском фольклоре календарно-земледельческая поэзия занимает незначительное место. Обряды, связанные с земледелием и скотоводством, как правило, не сопровождаются особыми, созданными специально для этого случая песнями или иными произведениями, а ограничиваются лишь молитвами, словесными формулами общего характера, произносимыми иногда жрецом, но чаще хозяином, главой семьи и обращенными к покровителям различных отраслей хозяйства.
Для абхазов, как и многих других горцев Кавказа, до недавнего времени охота оставалась одним из излюбленных занятий, а в глубокой древности она была несомненно основой всей хозяйственной деятельности1.
У лакцев, как у земледельческого народа, сильно развита календарная обрядность. Начиналась она с зимнего солнцеворота и кончалась осенним равноденствием.
В календарной и семейной обрядности песня была художественным объяснением коллективного действия обряда, была тесно связана с этим действием, без него не мыслилась и была непонятна. Без представления о внепесенных связях песни с обрядом нельзя решать вопрос о происхождении песенной символики и песенного параллелизма.
Лакские обряды и обрядовая поэзия оказали заметное влияние на произведения лакских писателей. В них мы то и дело сталкивались не только с обрядами, но и обрядовыми песнями и их образами.
Календарные и семейные обряды народов Дагестана, связанная с этими обрядами поэзия освещались в трудах историков, этнографов P.M. Магомедова, С.Ш. Гаджиевой, A.A. Алиева, С.С. Агашириновой, М.А. Агдарова, А.Г.Булатовой, М.М.
1 Салакая Ш.Х. Обрядовый фольклор абхазов // Фольклор и этнография (обряды и обрядовый фольклор). - Л.: Наука, 1974. - С. 19 -26.
Ихилова, S.A. Никольской, Б.М. Алимовой, К.Э. Курбанова и др.
Ценные сведения о календарных обрядах и свадебных обычаях народов Дагестана находим в коллективных трудах этнографов, фольклористов: «Семейный быт народов Дагестана в XIX - XX вв.», «Современная культура и быт народов Дагестана», «Быт сельского населения Дагестана (XIX - начало XX вв.)», «Календарь и календарные обряды народов Северного Кавказа», «Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа», «Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа», «Магическая поэзия народов Северного Кавказа», «Брак и свадебные обычаи народов в XIX - начале XX в.», «Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана» и др., изданных в разные годы ИИЯЛ ДНЦ.
Некоторые жанры календарной и семейно-обрядовой поэзии освещаются в работах Ф.И. Вагабовой «Формирование лезгинской национальной литературы» (Махачкала, 1970), С.Ш. Гад-жиевой и A.M. Аджиева «Похоронный обряд и причитания кумыков» (в книге «Семейный быт народов Дагестана в XIX - XX вв.- Махачкала, 1980), М.М. Курбанова «Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана» (Махачкала, 1986), его же «Душа и память народа» (Махачкала, 1996), З.А. Магомедова «Даргинская народная лирика»(Махачкала, 1983) и др.
Вопрос о жанрах обрядовой поэзии затрагивался в ряде исследований, но этот вопрос остался не в достаточной мере изученным. Нет еще конкретных трудов, детально разрабатывающих вопросы жанров обрядовой поэзии. Работа Х.М. Халило-ва «Региональная общность лирики народов Дагестана и Северного Кавказа», анализирующая и обрядовый фольклор в жанровом плане, существует в рукописи и ждет своего издателя. Нас интересует природа обрядовой поэзии, состоящей из двух разножанровых и разноплановых типа: календарно-обрядовой и семейно-бытовой обрядовой поэзии.
Первый тип обрядовой поэзии, можно сказать, носит коллективный характер. Второй тип, в котором принимает участие определенная группа людей - родственников, знакомых, приглашенных, - носит узкосемейный характер.
Обрядовый фольклор исследовался в трудах фольклористов A.M. Аджиева, Х,М, Халилова, С.М. Хайбуллаева, З.А. Магоме-дова,Ф.И. Вагабовой, A.M. Ганиевой, Ф.О. Абакаровой, Ф.З. Абакаровой, М.М. Курбанова1 и других. Но о влиянии жанров обрядовой поэзии на процесс возникновения и развития литературы нигде не говорилось. Проблема взаимодействия фольклора и литературы - сложна и многопланова, ее решение под силу лишь только коллективу исследователей. Мы обращаемся лишь к одному аспекту - взаимодействию фольклорной обрядовой поэзии и литературы. Проблема эта рассматривается в
1 Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании. -Махачкала, 1988; Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор. - Махачкала, 1996; Аджиев A.M. Кумыкская народная лирика. - Махачкала, 1984; Его же: Изучение кумыкского фольклора в школе. - Махачкала, 1981; Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. - Махачкала, 1970; Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. - Махачкала, 1976; Ее же: Общность и национальное многообразие» дагестанских календарно-обрядовых песен (зимне-весенний цикл) // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1988; Курбанов М.М. Душа и память народа (жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция). - Махачкала, 1996; Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. - Махачкала, 1990; Его же: Поэтика песенной лирики народов Дагестана. - Махачкала, 1991; Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика. - Махачкала, 1973; Халилов Х.М. Народы Дагестана // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1985; Его же: Общее и специфическое в календарной поэзии летне-осенней обрядности народов Дагестана // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1986. специальной главе диссертации на примерах творчества поэтов-импровизаторов и современных писателей-прозаиков, обратившихся к жанрам обрядовой поэзии.
Актуальность темы объясняется, в первую очередь, неразработанностью проблемы фольклорных жанров обрядовой поэзии лакцев. Актуальность избранной темы диктуется также и отсутствием в науке о лакской литературе и фольклоре исследований, разрабатывающих взаимосвязи фольклора и литературы на материале обрядовой поэзии. Изучение влияния лакского фольклора на развитие лакской литературы осуществлялось лишь частично. Газетные и журнальные статьи на эту тему ограничивались лишь показом тех или иных образов либо изобразительно-выразительных средств, взятых из фольклора тем или иным писателем.
Творчество отдельных писателей представляет благодатную почву для выявления особенностей влияния обрядового фольклора лакцев на творчество лакских поэтов и писателей.
Степень изученности. Теоретически в достаточной мере разработанной классификации жанров народного творчества до сих пор нет. Существующие в фольклористике названия и определения фольклорных жанров созданы или на основе критериев, принятых в литературоведении, или же с учетом собственно фольклорной специфики.
Лакский поэт и драматург Муэддин Чаринов народные песни делит на старинные песни (эпические) и частушки (шаммарду), но при этом понятие «жанр» им не использовано.
Попытка теоретически подойти к решению данной проблемы в дагестанской фольклористике содержится в работе Х.М. Халилова «Песенные жанры фольклора народов Дагестана»1. Он выделяет в дагестанской обрядовой поэзии следующие жанры: в земледельческой обрядовой поэзии - песни-заклинания, песни-величания, песни гадальные, песни-призывы; в свадебной обрядовой поэзии - величальные песни, песни-насмешки, песни-наставления, песни-загадки, свадебные плачи, прощальные песни.
Исследователь аварской народной лирики С.М. Хайбуллаев в аварском устно-поэтическом творчестве выделяет следующие песенные жанры: календарно-обрядовая поэзия, свадебные песни, колыбельные песни, песни-причитания, народная баллада, лирические песни2.
Фольклорист A.M. Ганиева в народной лирике лезгин выделяет следующие жанры: календарно-обрядовая поэзия, свадебные песни, плачи и причитания, четверостишия-манияр3.
Специально становлению и развитию жанров посвящена кандидатская диссертация A.A. Алихановой «Даргинская лирика»4. В работе автор, не выделяя обрядовые жанры, исходя из народных терминов, бытующих издавна, указывает на следующие жанры: «хабкуб», «далай», «деза», «какари (луала, чиллай)», «лайла (гардла далай)». «Хабкуб», можно сказать, соответствует лакскому термину «шамма» - четверостишия. «Далай» соответственно лакскому термину «балай» означает «песня». «Деза» - своеобразный жанр восхваления, соответствующий в
1 Халилов Х.М. Песенные жанры фольклора народов Дагестана // Жанры фольклора народов Дагестана. - Махачкала, 197 9. - С. 5-25.
2 Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика. - Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1973.
3 Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1976.
4 Алиханова A.A. Даргинская лирика. Автореф. дис. . канд. Филол. наук. - М., 1968. определенной степени термину «ода». «Какари» - даргинское название плача, причитаний. «Лайла» означает колыбельные песни.
A.M. Аджиев в работе «У золотых родников» отмечает аграрный характер кумыкских обрядовых песен, но, анализируя обрядовые песни вызывания дождя и солнца, он не определяет их жанр. Из числа весенних обрядов A.M. Аджиевым исследован праздник «Навруз-байрам», из осенних обрядов - «Гюдюрбай», который имеет и другие названия в различных микрорегионах кумыков. Из семейно-обрядовых песен внимание акцентируется на свадебных песнях-загадках, шуточных песнях, исполняемых сторонами то жениха, то невесты. Причитания названы исследователем жанром похоронной обрядовой поэзии, в котором проявилась специфика хозяйственной деятельности кумыков1.
В работе «Кумыкская народная поэзия» A.M. Аджиев, изучая кумыкское устное поэтическое творчество, говорит о размытости строгих жанровых границ причитаний, проклятий и благопожеланий.
Исследователь фольклора народов Дагестана З.А. Магомедов в труде «Поэтика песенной лирики народов Дагестана» обрядовую поэзию относит к числу древних видов фольклора, упоминает песни встречи весны, заклинания солнца, вызова дождя, а также останавливается на причитаниях, связанных с обрядом похорон1.
Изучая жанровую систему табасаранского фольклора и ее
1 Аджиев A.M. У золотых рудников. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991.
2 Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1983. историческую эволюцию, М.М. Курбанов выделяет в обрядовой поэзии табасаранцев циклы аграрный и семейно-бытовой. К последнему циклу исследователь относит похоронную и свадебную поэзию, причем нигде не называя рассматриваемые произведения жанрами2.
Из вышесказанного видны разнобой и отсутствие четкой, удовлетворительной классификации жанров дагестанской обрядовой поэзии.
При определении жанров обрядовой песни нам представляется необходимым учитывать не только формальные и содержательные признаки, но и их соотношения между собой (какие из них - главные, а какие - второстепенные), а также функции, выполняемые той или иной песней. Необходим учет не только внешних формальных признаков, но и так называемой тональной и интонационной музыкальной внутренней формы, внутренней структуры произведения, т.е. того, что вызывает у слушателя эмоции, чувства, мысли.
В нашей работе, в частности, сделана попытка дать по возможности полную классификацию жанров обрядовой поэзии лакцев на основе достижений предыдущих исследователей традиционной лирики устно-поэтического творчества народов Дагестана.
Объектом исследования являются, в первую очередь, произведения календарно-обрядового и семейно-обрядового характера. Нами проанализированы все имеющиеся публикации, что позволило выявить их научную значимость и своеобразие. Кро
1 Магомедов З.А. Поэтика песенной лирики народов Дагестана. - Махачкала, 1989.
2 Курбанов М.М. Душа и память народа. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. ме этого, мы обратили особое внимание на вопросы влияния обрядовой поэзии на устную и письменную литературу лакцев.
Особое внимание уделено изучению специальной научной литературы, посвященной теоретическим вопросам фольклористики и литературоведения.
Цель и задачи исследования. Целью нашей диссертации является выявление особенностей истоков духовной культуры лакцев, классификация жанров обрядовой поэзии, определение специфики их развития в историческом прошлом. Необходимость изучения обрядов и обрядовой поэзии диктуется и тем, что в условиях научно-технической революции жизнь быстро меняется, обряды исчезают, забываются. Так, например, обряд и обрядовая поэзия «Ходить козлами», «Забираться на твердую шкуру», «Делать сапа», «Ходить за подснежниками», «Ходить за черемшой» и др. зафиксированы со слов пожилых людей лишь в наше время. На основе изучения общетеоретических работ и исследования ключевых фольклористических и литературоведческих положений о традиционной духовной культуре мы осуществляем сравнительный анализ текстов фольклорных и литературных произведений с тем, чтобы определить роль фольклора в развитии литературы.
В диссертации сочетается конкретный анализ художественных текстов в их историческом освещении. Такой подход осуществляется как во всей работе в целом, так и в пределах каждой главы. Наше обращение к фольклорно-этнографическим материалам вызвано не только необходимостью их описания в связи с возможностью утери некоторых обрядов и связанных с ними произведений обрядовой поэзии, но и их вкладом в развитие авторского творчества на разных этапах литературного процесса.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды русских и дагестанских фольклористов и литературоведов (В.Я. Проппа, В.П. Аникина, Ю.Г. Круглова, Н.П. Колпаковой, A.M. Аджиева, Г. Г. Гамзатова, М.М. Курбанова, С.М. Хайбуллаева, Х.М. Халилова и др.).
Методологическая основа диссертации определена принципами историзма и художественной ценности произведений обрядовой поэзии и литературных произведений, испытавших влияние обрядов и обрядовой поэзии.
В нашей работе мы придерживаемся системного, комплексного анализа, позволяющего с наибольшей полнотой раскрыть проблему.
Научная новизна исследования. Впервые в науке о фольклоре освещается проблема жанров лакской обрядовой поэзии, ее идейно-художественные богатства, рассмотрены фольклорные истоки лакской литературы на материале обрядовой поэзии и на конкретных литературных произведениях.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные в процессе анализа материалы и выводы могут быть полезными при подготовке лекционного курса истории лакского фольклора и лакской литературы, спецкурсов, посвященных фольклору, в создании школьных и вузовских учебников по фольклору и лакской литературе, при проведении аналогичных исследований по тем же проблемам на материале других национальных литератур Дагестана.
Диссертация может быть использована в качестве учебного пособия в высших учебных заведениях и педагогических колледжах при изучении курса лакской литературы XIX и XX вв.
Настоящий труд дает некую модель анализа конкретной проблемы взаимодействия фольклора и литературы.
Апробация и публикации. Основные положения диссертации апробированы на итоговых научных сессиях профессорско-преподавательского состава университета (1990 - 1998 гг.)а на II Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», основные положения и выводы диссертационного исследования апробированы на заседании кафедры литератур народов России Даггосуниверситета. По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 8,5 печатных листов.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной специальной научной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Обрядовая поэзия агулов: жанры, обрядовый контекст, поэтика2020 год, кандидат наук Базиева Заира Магомеджалиловна
Локальные особенности обрядовой поэзии аварцев2002 год, кандидат филологических наук Сулейманова, Кавсарат Гасановна
Вокальный фольклор даргинцев: состав и специфика жанров2003 год, кандидат искусствоведения Абдуллаева, Эльмира Башировна
Аварская баллада: общее и локально-особенное2008 год, кандидат филологических наук Магомедова, Разият Мусашейховна
Свадебно-обрядовый фольклор кумыков и его сценическое воплощение: общенациональное и локально-специфическое2012 год, кандидат наук Моллаев, Абдул-Меджид Напаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мудунова, Гидаят Абакаровна, 1999 год
1. Симирдав представитель шамхальского, ханского рода.
2. Революция хьуннинсса лакрал шаэртурал язими назмурду. Махачкала, 1990. - С.138. - на лакском языке.2 Къардаш (тюрк.) брат.
3. Рукоп. Фонд ИИЯЛ. Ф.9, Оп.1, Д.435.
4. Халилов Х.М. Вербальная магия в поэзии лакцев // Магическая поэзия народов Северного Кавказа, Махачкала, 1989. - С. 76-96.
5. Закухъал Курди. Жямсса чичрурду. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. - С. 145. - на лакском языке.
6. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 107 с.
7. Абакарова Ф.З. О колыбельной поэзии Дагестана // Детская литература. 1977. - № 4.
8. Абакарова Ф.О. Благопожелания и проклятия в фольклоре даргинцев // Магическая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст.. Махачкала, 1989. - С. 145-155.
9. Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1996. - 263 с.
10. Абакарова Ф.О. Об истоках дагестанских колыбельных песен // Фольклор народов РСФСР : Сб. ст.. Уфа, 1983.
11. Абдурахманов A.M. Культово-тотемистические персонажи в фольклоре и обрядах народов Дагестана: Материалы и наблюдения // Культурная диаспора народов Кавказа: Генезис. Проблемы изучения: Сб. ст.. Черкесск, 1993. -С. 93-105.
12. Абдурахманов A.M. Традиции устного народного творчества в сатирико-юмористических рассказах народов Дагестана и Северного Кавказа // Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1986. - С. 741.
13. Абдуллатипов А-К.Ю. История кумыкской литературы (до1917 года). Махачкала, 1995. - 207 с.
14. Абдуллатипов А-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1979. - 57 с.
15. Абдуллатипов А-К. Ю. Эпические песни кумыков // Фольклор народов РСФСР: Сб. ст.. Уфа, 1976.И.Аджиев A.M. Изучение кумыкского фольклора в школе. Махачкала, 1968.
16. Аджиев A.M. Дальние дороги песни. Махачкала, 1977.
17. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971. - 45 с.
18. Аджиев A.M. Кумыкская народная лирика. Махачкала, 1984.
19. Аджиев A.M. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа. (Вместо введения) // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст.. -Махачкала, 1985. С. 3-25.
20. Аджиев A.M. О поздней трансформации кумыкских проклятий и благопожеланий // Лирическая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст.. Махачкала, 1989. - С. 155-159.
21. Аджиев A.M. У золотых родников. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1991. - 140 с.
22. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.
23. Акавов З.Н. Диалог времен. История кумыкской дооктябрьской литературы в зеркале современности. Махачкала, 1995.
24. Акбиев С.-М.Х. Верность дружбе. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1989. - 128 с.
25. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур: (Некоторыевопросы развития дагестанско-татарских литературных связей) . Махачкала, 1985. - 126 с.
26. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966. - 172 с.
27. Аминов М-3. А. Тенденция развития дагестанского стихосложения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. - 155 с.
28. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре // Русский фольклор. М.-Л., 1966.
29. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М., 1970. - 131 с.
30. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М. : Изд-во Московского университета, 1981. - 95 с.
31. Антология лакской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. - 535 с.
32. Асеков И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала, 1972. - 17 6 с.
33. Асеков И.Х. Проблема взаимосвязей народно-поэтического творчества и литературы Дагестана: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1973.
34. Аттал Али. Хьхьич1азаманнул макьан. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. - 60 с. - на лакском языке.
35. Аузинь И. Расширение горизонта // Вопросы литературы. -1977. № 6.
36. Ахлаков A.A. Героико-исторические песни аварцев. Махачкала, 1968. - 226 с.
37. Ахмедов С.Х. К вопросу о месте и роли фольклора и литературы народов Дагестана. Махачкала, 1986. - С. 42-52.
38. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. - 135 с.
39. Ахмедов С.Х. Обогащение жанровой системы дагестанской прозы // Жанры советской художественной прозы народов Дагестана. ~ Махачкала, 1987. С. 8-24.
40. Ахмедов С.Х. О современной лакской литературе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. - 64 с.
41. Ахмедов С.Х. О творчестве Ахмедхана Абу-Бакара // Грани таланта. Махачкала, 1984.
42. Ахмедов С.Х. Сокровища народные народу же // Дружба. -1970. - № 2. - на лакском языке.
43. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. -Махачкала, 1996. 280 с.
44. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. JI., 1973. - 356 с.
45. Базанов В.Г. Поэзия Печоры. Сыктывкар, 1943. - 75 с.
46. Башаев М. Бавцусса душ. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. - на лакском языке.
47. Борджанова Т.Г. К проблеме обрядовой поэзии // Калмыцкая народная поэзия. Элиста, 1984. - С. 77-97.
48. Брак и свадебные обычаи народов Дагестана в XIX начале XX в.: Сб. ст.. - Махачкала, 1986. - 141 с.
49. Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1988. - 188 с.
50. Булатова А.Г. Лакцы (XIX начало XX в.): Историко-этнографические очерки. - Махачкала, 1971. - 196 с.
51. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX в. - Л.: Наука, 1988. - 199 с.
52. Бутаев Д. Казикумух // Новое обозрение. ~ 1891. №2156, 2759.
53. Вутаев Д. Свадьба лакцев (казикумухцев) // Этнографическое обозрение. 1915. - № 2.
54. Бутаев М. Куркли смеется. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. - 247 с. - на лакском языке.
55. Вавилов Н.И. Опыт агрозкологического обозрения важнейших полевых культур. M.-J1., 1957.
56. Вагабова Ф.И. К вопросу об особенностях лезгинской народной песни // Ученые записки. Вып. 3. Махачкала, 1964.
57. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970. - 250 с.
58. Вагидов A.M. Восхождение к единству. -Махачкала: Дагуч-педгиз, 1991. 252 с.
59. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала. 1987. - 238 с.
60. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. -Махачкала, 1979. 272 с.
61. Вагидов A.M. Фольклор и зарождение даргинской литературы: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1972.
62. Велиев В.А. Жанры азербайджанского устного народного творчества: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Баку, 1972.
63. Выходцев П.С. Новаторство, традиции, мастерство. Л.: Советский писатель, 1973. - 336 с.
64. Габиев С. Лаки, их прошлое и быт // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 36. Тифлис, 1906.
65. Гаджиева C.III., Аджиев A.M. Похоронный обряд и причитания кумыков / / Семейный быт народов Дагестана в XIX XX вв.: Сб. ст.. - Махачкала, 1980. - С. 47-66.
66. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX -XX вв. М.: Наука, 1985. - 359 с.
67. Гаджиева С.Ш., Трофимова А.Г., Шихсаидов А. Р. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М. : Наука, 1964.
68. Гаджиев М.Г. Древнее земледелие и скотоводство в горном Дагестане // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980.
69. Гамзатов Г.Г. Взаимодействие литературы и фольклора: проблемы и суждения // Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1986. - С. 7-41.
70. Гамзатов Г.Г. Писатель и устно-поэтическая традиция (Проблемы и суждения) // Фольклор в современном мире ( аспекты и пути исследования). М. : Наука, 1991. - С. 113-130.
71. Гамазатов Г.Г. Фольклорное наследие в системе современной культуры // Традиции и современность. Махачкала, 1978.
72. Гамзатов Г. Г. Фольклорное наследие и современность // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 36. -1977. № 5.
73. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. - 420 с.7 0.Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала : Дагкнигоиздат, 197 6. 164 с.
74. Ганиева A.M. Общность и национальное многообразие дагестанских календарно-обрядовых песен (зимне-весенний цикл) // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст.. Махачкала, 1988. - С. 5-24.
75. Ганиева A.M. Роль магических функций в обрядовой поэзии лезгин // Магическая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст.. Махачкала, 1989. - С. 25-39.
76. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк. Махачкала, 1983. - 7 0 с.
77. Гашаров Г.Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература. -Махачкала, 1975. 216 с.
78. Гацак В.М, Фольклор и молдовско-русско-украинские связи. М.: Наука, 1975. - 232 с.7 6.Горький A.M. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 27. М., 1953.
79. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 319 с.
80. Гусейнаев А.Г. Воздействие фольклора на современную дагестанскую литературу / / Вопросы дагестанский литературы: Сб. ст.. Махачкала, 1969 - С. 133-175.
81. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. Махачкала, 1964. - 136 с.
82. Гусейнаев А.Г. Лики времени. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. - 148 с. - на лакском языке.
83. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М.: Наука, 1981. - 303 с.
84. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. -М., 1962. 206 с.
85. Джусойты Н.Г. Уходя от фольклора. // Вопросы литературы.- 1977. № 1.
86. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики.- Л.: Наука, 1978. 183 с.
87. Жанры фольклора народов Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1979. - 223 с.86.3акухъал Курди. Жямсса чичрурду. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. - на лакском языке. 87.Зульфукарова М.И. Дагестанская советская драматургия. -Махачкала, 1965. - 240 с.
88. Казикумухские (лакские) народные сказания // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3,4. Тифлис, 1870.
89. Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст.. Махачкала, 1988. - 160 с.
90. Календарь и календарные обряды народов Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1987. - 108 с.
91. Кассиев Э.Ю. Несколько слов о фольклоре // Дружба. 1953. № 3. - на лакском языке.
92. Ккурккуллал Щаза. Балайрду. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. - на лакском языке.
93. Кожинов В.В. Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. -М., 1964.
94. Колпакова Н.П. Лирика русской свадьбы // Лирика русской свадьбы. Л.: Наука, 1973. - 323 с.
95. Колпакова Н.П. Русская бытовая песня. М.-Л., 1962. -284 с.Эб.Котович В.Г. Археологические работы в горном Дагестане.Т.2. Махачкала, 1961. 97.Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. - М. : Hayка, 1972. 360 с.
96. Кравцов Н.И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. М., 1972.
97. Кравцов Н.И. Система жанров русского фольклора // Проблемы славянского фольклора. М., 1972.
98. Кравцов Н.И. Фольклор и литература // Взаимодействие литературы и фольклора. Душанбе, 1974.
99. Кравцов Я.И. Система жанров русского фольклора // Доклад на заседании научного совета по фольклору. М., 1969. - 44 с.
100. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М. : Высшая школа, 1982. - 272 с.ЮЗ.Кубилюс B.C. Формирование национальной литературы -подражательность или художественная трансформация? // Вопросы литературы. 1976. - № 8.
101. Кузьмичев И.К. Введение в теорию классификации жанров литературы // Ученые записки. Т.29. Горький, 1968.
102. Курбанов М.М. Душа и память народа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 224 с.Юб.Курбанов М.М. Магия в календарно-обрядовой поэзии табасаранцев // Магическая поэзия народов Дагестана. Махачкала, 1989. - С. 39-47.
103. Курбанов М.М. Эпические жанры табасаранского фольклора. Махачкала, 1995. - 96 с.
104. Лазутин С.Г. Русские народные песни. М.: Наука, 1965.
105. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X XVII вв.: Эпохи и стили. -Л.: Наука, 1973. - 254 с.
106. Луначарский A.B. Собрание сочинений: В8т. Т. 4. -М., 1964. 546 с.
107. Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. - 120 с.
108. Магомедов З.А. Поэтика песенной лирики народов Дагестана. Махачкала, 198 9. - 154 с.
109. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Из записных книжек историка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - 240 с.
110. Мамбеков Г.Х. Праздники и обряды адыгов, связанные с земледелием. // Ученые записки КЕНИИ. Нальчик, 1965.
111. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1979.Иб.Мижаев М.И. Магические функции в обрядовых жанрах адыгского фольклора // Магическая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст.. Махачкала, 1989. - С. 5-24.
112. Мижаев М.И. Мифология и обрядовая поэзия адыгов: Авто-реф. дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1973.
113. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. -Черкеск, 1973. 208 с.
114. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. 13. М. - Л., 1897 - 1924.
115. Миллер В.Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. М., 1892.
116. Миллер Н.Ф. Пушкин как поэт-этнограф. М., 1899.
117. Митрофанова В.В. Народная сказка о Ерше и рукописная повесть о Ерше Ершовиче // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 13. Л., 1972.
118. Мифология народов Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1984. - 188 с.
119. Мовчан П. Возвращение ради обновления // Вопросы литературы. 1978. - № 3.
120. Можейко З.Я. Календарно-песенная культура Белоруссии. -Минск: Наука и техника, 1985. 247 с.
121. Москвичев Г. В. К вопросу жанровой теории лирического рода литературы // Ученые записки. Т. 79. Горький, 1968.
122. Мудунов А. Оьттуву лархъсса ц1у. Ч. 1. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - на лакском языке.
123. Мудунов А. Оьттуву лархъсса ц1у. Ч. 2. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. - 279 с. - на лакском языке.
124. Налиев З.М. Адыги // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985.
125. Наука и жизнь. 1972. - № 12.
126. Омаров А. Как живут лаки // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4: Этнографические очерки. Тифлис, 1870.
127. Пашаев М-Х. Хабары про Акул-Али. Махачкала, 197 4.
128. Перетц В.Н. Современная русская народная песня. Спб., 1891.
129. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1988.
130. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М. : Наука, 1965.
131. Поэтика фольклора народов Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1981. - 182 с.
132. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. 1964. - № 4.
133. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская энциклопедия. М., 1964.
134. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. -143 с.
135. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. - 325 с.
136. Путилов В.H. Русская историческая песня. М.-Л., 1962.
137. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. 244 с.
138. Революция хьуннинсса лакрал шаэртурал язими назмурду. -Махачкала, 1990. на лакском языке.
139. Резанов В.И. К вопросу о новейших наслоениях в народной песне // Курский сборник. Вып. 6. Курск, 1907.
140. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР: Сб.ст.. М.: Наука, 1975. - 248 с.
141. Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст.. Махачкала, 1985. - 174 с.
142. Смирнов А. Иванушка-дурачок в художественной литературе // Русская мысль. 1908. - № 2.
143. Современный фольклор народов Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1983. 185 с.
144. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX начала XX в. - М. :Наука, 1979. 287 с.
145. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 197 6.
146. Степанов И.Л. Лирика Пушкина. М: Советский писатель, 1959.
147. Султанова Г.А. Революции посвящается. Махачкала, 1976.
148. Султанова Г.А. Традиционное и новое в театральном искусстве Дагестана. Махачкала, 1982.
149. Султанов К. Фольклор и классики // Литературный Дагестан. Махачкала, 1947.
150. Сумцов Н.Ф. Научное изучение колядок и щедривок. Варшава, 1887 .
151. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1959.
152. Томашевский Б.В. Стихи и язык: Филологические очерки. -М.-Л.: Гослитиздат, 1959. 471 с.
153. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - 496 с.
154. Трубицын П. О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX века. Спб., 1912.
155. Ттурч1иял Маммадай. Махачкала: Дагкнигоиздат, 197 9. -на лакском языке.
156. Услар П.К. Кое-что о словесности горцев // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1: Этнографические очерки. Тифлис, 1868.
157. Услар П.К. Лакский язык. Тифлис, 1890.
158. Фольклор и историческая действительность. Махачкала, октябрь 1976 г.: Тез. докл. Всесоюзной науч.-техн. конф. Махачкала, 1976.
159. Хабунова Е.Э. Свадебная обрядовая поэзия калмыков //Калмыцкая народная поэзия. Элиста, 1984. - С. 98-132.
160. Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. - 111 с.
161. Хайбуллаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966. - 60 с.
162. Хайбуллаев С.М. Поэтика аварской народной лирики. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967. - 85 с.
163. Халидова М.Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора. Махачкала, 1974. - 182 с.
164. Халидова М.Р. Отражение мифологических воззрений в легендах и преданиях народов Дагестана: Сб. ст.. Махачкала, 1979. - 207 с.
165. Халидова М.Р. Фольклоризм творчества Гамзата Цадасы // Вопросы дагестанской литературы: Сб. ст.. Махачкала, 1969. - С. 176-205.
166. Халилов Х.М. Вербальная магия в поэзии лакцев // Магическая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1989. - С. 76 - 96.
167. Халилов Х.М. Гъидайдихьу // Илчи. 1998. - 19 июня. -на лакском языке.17 6.Халилов Х.М. Жула аьдатру // Ц1убарз. 1997. - № 6.- на лакском языке.
168. Халилов Х.М. Лакские народные песни. Махачкала, 1970.- 209 с. на лакском языке.
169. Халилов Х.М. Лакские эпические песни. Махачкала, 1969. - на лакском языке.17 9.Халилов Х.М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 1959.
170. Халилов Х.М. Народы Дагестана // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985. - С. 48-49.
171. Халилов Х.М. Общее и специфическое в календарной поэзии летне-осенней обрядности народов Дагестана // Календар-но-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988. - С. 24-42.
172. Халилов Х.М. Поэт и фольклор // Дружба. 1958. - № 1. - на лакском языке.
173. Халилов Х.М. Свадебная обрядовая песня // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - С. 147168.
174. Халилов Х.М. Фольклор и литература // История Дагестана. Т. 2. М., 1968.
175. Хамицаева Т.А. Осетины // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985. - С. 128129.
176. Храпченко М. О прогрессе в литературе и искусстве // Вопросы литературы. 1970. - № 5.
177. Чалаев Ш.Р. 50 лакских народных песен. М., 1969. -270 с.
178. Чердынская свадьба. Пермь, 1969. - 246 с.
179. Чистов К. В. Фольклористика и современность // Русская фольклористика. М.: Высшая школа, 1971. - С. 398-404.
180. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI XIX веков. - М. : Наука, 1957.
181. Чурсин Г.Ф. Праздник «Выхода плуга» у горских народов Дагестана // Известия Кавказского историко-археологичес-кого института. Т. 5. Тифлис, 1925.
182. Шейн П.В. Великорусь в своих песнях, обрядах, сказках, легендах. Т.1. Спб., 1898-1900.
183. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка населения Северо-Западного края. Т. 1. Спб., 1887.
184. Эбаноидзе А. Не храм, а мастерская // Вопросы литературы. 1978. - № 5.
185. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. -Махачкала, 1994. 228 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.