Образование как объект философско-антропологического исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Хатанзейский, Константин Кимович

  • Хатанзейский, Константин Кимович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 157
Хатанзейский, Константин Кимович. Образование как объект философско-антропологического исследования: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2001. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хатанзейский, Константин Кимович

Введение

Глава I. Специфика философской антропологии образования

1. Образование в контексте социально - культурного развития личности

2. Роль философии в образовательном процессе

Глава II. Развитие философско-образовательной мысли в исторической ретроспективе

1. Причины кризиса в сфере образования

2. Философско-образовательная мысль в период античности

3. Сущность образовательной системы в средневековье

4. Философия образования в эпоху Просвещения

5. Система образования в контексте истории европейской философии XIX века

6. Влияние философии на процесс формирования личности в России XIX века

Глава III. Образование как феномен культуры XX века

1. Философия образования как процесс познания и освоения личностью ценностей культуры

2. Становление философского мышления в процессе обучения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование как объект философско-антропологического исследования»

Актуальность темы исследования. Россия XXI века переживает, возможно, самый динамичный период своей истории. Повороты и катаклизмы этого исторического времени постоянно создают нестандартные проблемные ситуации, требующие от людей принятия неординарных решений. Ситуация требует от человека гибкого мышления, способности к быстрой переориентации, к отказу от стереотипов в восприятии нового, нетрадиционного. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения людей.

Стратегической целью образования во все времена было воспитание знающих, социально и морально ответственных граждан. Роль философии в сфере образования заключается в развитии стратегии образования, обосновании способов и средств обучения и воспитания личности в соответствии с задачами, которые стоят перед обществом на данном этапе исторического развития.

Философия образования является частью философского знания, нацеленного на решение проблем в сфере образования; сегодня необходимость решения этих проблем выдвигается на первый план и требует специальной разработки. Возникновение философии образования как раздела философского знания во второй половине XX века во многом связано с анализом кризисных явлений в системе образования, что подчеркивается в официальных документах. Ученые пришли к выводу, что образование как один из элементов культуры нуждается в кардинальных изменениях.

Современная система образования по своему происхождению и значению ориентирована на получение учащимися информации в период обучения в школе. Образование понимается прежде всего как информированность, в то время как цель обучения - подготовить интеллект учащегося для решения неординарных проблемных ситуаций, поэтому в философии образования необходимо смещение акцента образовательной деятельности с усвоения учащимися знаний и информации на высвобождение творческого потенциала мышления, навыков самостоятельного, критического и обоснованного рассуждения.

С середины XX века, в период становления информационного общества, стали нарастать цивилизационные разрывы, которые вызвали негативные явления в динамике развития образовательного процесса: между ориентацией образования на усвоение большего объема знания и лавинообразным увеличением производимой информации; противоречия между поддерживающим образованием, рассчитанным на относительную стабильность ситуации, и быстро меняющимся усложняющимся социальным миром; несоответствие между установкой на профессионализацию, узкую специализацию и потребностью в целостном системном видении мира; наконец, проблемы, связанные с национальной спецификой образования и потребностью современного технологического развития в единых стандартах образования.

Само общество нерационально использует образовательную систему, так как исторические традиции, соображения престижа и материальных стимулов сдерживают прогресс образования. Инертность самой педагогической системы выражается в том, что есть запросы и потребности в обновлении, но система из-за консерватизма организации очень медленно меняет свой внутренний уклад.

Теория образования постоянно предлагает различные модели развития образовательных систем. Но для целостного охвата параметров системы образования и выделения приоритетов в развитии требуется участие философских дисциплин, и такой дисциплиной во второй половине XX века становится философия образования.

Философия образования - это исследование возможных и вероятных путей разрешения противоречий сферы образования в её неразрывной связи с комплексом социальных, культурных и политических проблем общества.

Можно перечислить кризисные явления, вызывающие беспокойство деятелей науки в сфере образования: появилось сомнение в безопасности результатов, которые мы получаем в ходе научно-технического прогресса; произошло изменение общей интеллектуальной установки в отношении к миру и обществу. В частности, в XX веке сформировалось отношение к образованию как к объекту социального проектирования; социальные интересы личности и общества в области образования не совпадают, в связи с этим появилось стремление индивидуума к свободной ориентации в материальном и духовном мире; постоянно растет объем информации и усложняется её оценка личностью. Со стороны государства наблюдаются попытки манипуляции сознанием с помощью средств массовой информации, и школа, как часть государственного аппарата, задействована в этом; существует необходимость в насыщении образования специалистами, так - как быстро меняется социальный заказ со стороны государства, происходит отток специалистов по причине слабого материального стимулирования.

Актуальными задачами философии в системе образования XXI века становятся:

- гармонизация отношений человека, природы и общества;

- внесение в образовательный процесс элементов духовности и свободной самодеятельности;

- определение способов формирования морально ответственных и социально приспособленных индивидуумов;

- осознание необходимости адаптации к жизни в условиях новой информационной среды.

Степень разработанности темы. Термин «философия образования» появился в европейской научной литературе во второй половине XX века, но еще в XIX веке философы начинают обсуждать прдблемы в сфере образования с точки зрения возможности влияния философии на образование. Русский философ В.В. Розанов в работе «Сумерки Просвещения», анализируя педагогическую практику своего времени, размышляет о необходимости влияния общефилософского мышления на сферу образования. Вопросы, поставленные в этой работе, являются коренными в деле совершенствования русской национальной школы.

В 1923 году вышла книга С.И.Гессена «Основы педагогики (введение в прикладную философию)» (Берлин. 1923). Автор, анализируя структуру системы образования, делает вывод о взаимосвязанности следующих понятий: цивилизация, образование, культура. Образование определяется прежде всего как культура индивидуума, а культура определяется как цель существования личности. Цель образования - способствовать развитию мышления всех, кто задействован в сфере образования. Еще до С.И. Гессена такие авторы как П.В.Соколов и К.Н.Вентцель высказываются по поводу исчезновения из образования идеи творчества, свободы, самобытного целого.

Во второй половине XX века Ф. Кумбс в работе «Кризис образования в современном мире (системный анализ)» (М. 1970), проанализировал кризисные явления в сфере образования и пришел к выводу о глобальном кризисе образования в масштабе планеты. С точки зрения этого исследователя, образование стало в современном мире нормативно-обязательным и формально-принудительным занятием. Оно стало процессом, дающим человеку готовые знания, в то время как задача обучения - воспитание индивидуального мышления и развитие навыков творческой деятельности. Подобные проблемы анализирует в своей работе «Философия и культура» Э.В.Ильенков. Причина кризиса образования, по мнению автора, заключается в разрыве между обучением и необходимостью развития творческого мышления, между образованием и культурой. Если культура является потенциальным средством реализации духовных сил человека, то для осознания культуры обучающимся нужна философия.

Осмысление проблем, входящих в сферу образования, начиная с философского анализа кризиса образования и заканчивая анализом форм и методов обучения в соответствии с целевыми установками образования, находит отражение у таких авторов, как Е.В. Бондаревская, Б.М.Бим-Бад, Г.В.Ильин, Н.С.Ладыжец, Л.М.Перминова, Г.Б.Корнетов, И.А.Колесникова и др. За последнее десятилетие вышли работы отечественных социологов, которые исследуют проблемы образования и их связь с социальными структурами (Г.Е.Збровский, И.А. Громов, Я. Нечаев, С.М. Косолапов, В.П. Подвойский и др.)

Основополагающие принципы и установки относительно влияния -философии на образование в ходе исторического процесса рассматриваются в зарубежной философии в трудах Дж. Брукера, Эд. Стоуна, Л.Климберга, А.Валлона, Р.Штейнера, В.Х. Килпатрика и др.

В современной отечественной литературе существует несколько точек зрения на определение философии образования. По мнению Б.С.Гершунского задача философии в сфере образования, обозначить и обосновать наиболее перспективные направления междисциплинарных исследований, наметить пути координации их результатов и временной синхронизации, совместимости и практического использования в педагогике. Н.С.Розов полагает, что необходим синтез общефилософских идей с проектами и программами реформ, практикой обучения и воспитания.

О проблемах этики и необходимости нового качества сознания которое, по его мнению, определяется образованием, размышляет О.В.Долженко, полагая что в общем виде философия образования призвана ответить на два вопроса: (1) В чем сущность образовательного процесса? (2) Каковы его основные цели и перспективы развития?

В последние годы накоплен большой опыт исследования проблем образования с точки зрения историко-философской и антропологической проблематики, можно сослаться на работы Ю.П. Тупталова, И. Савицкого, H.H. Пахомова, В.М. Розина, В.Н. Саготовского, В.Д. Шадрикова, В.Е. Шукшунова и др. В 2000 году вышла книга Л.М.Лузиной «Теория воспитания, философско-антропологический подход» (Псков. 2000), и в этом же году была опубликована монография В.А.Мосолова: «Воспитание в России (опыт парадигмального анализа педагогической мысли XI-XX веков.)» (СПб. 2000). Авторы этих работ анализируют философскую природу и теорию воспитания и размышляют о формировании мировоззрения человека.

Философская проблематика развития образования нашла свое отра--жение в работах А.А.Королькова, А.Ф.Малышевского, В.А. Мосолова, Н.С.Юлиной, В.С.Шубинского и др. Соглашаясь во многом с разработанными концепциями выше перечисленных авторов и учитывая в данной диссертации их идеи, автор все же считает, что еще нет обобщающих работ посвященных, функциональному значению образования в философской антропологии.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является исследование сущности образования в контексте развития философской мысли от античности до современности. Исторический аспект исследования в рамках теории развития общества от традиционной модели цивилизации к индустриальной и постиндустриальной позволяет выработать философ-ско-антропологический подход к построению концепции философии образования.

Под философско-антропологическим подходом подразумевается выявление смысла философской деятельности в сфере образования на уровне личности, анализ взаимоотношений образования с другими сферами человеческой деятельности.

Достижение основной целевой установки диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

- раскрыть роль философии в процессе формирования целостной личности;

- проанализировать историю развития образовательных систем, механизм их становления с точки зрения философии;

- вскрыть социокультурные детерминации и уяснить смысл образовательных ценностей культуры;

- выяснить степень воздействия на образовательный процесс различных философских течений (прагматизма, экзистенциализма, критического рационализма) и жизненность концепций, предлагаемых деятелями этих

- направлений.

Методология и источники исследования. Методологическими основаниями исследования выступили культурно-исторический и сравнительный метод, а так же аксиологический, социальный и антропологический подходы к категориям образования и культуры, в проблеме становления и развития философской мысли. В ходе исследования историкофилософских и антропологических проблем в сфере образования использовались идеи выдающихся европейских философов: Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Песталоцци, И. Канта, Ф. Ницше, B.C. Соловьева, К. Боннара, К. Ясперса, М. Хайдеггера, М. Вебера и др. Анализ исторических типов образовательных систем осуществлялся на основании не только трудов классиков западной и русской философии, но и работ современных авторов: Н.С. Ав-тономовой, B.C. Библера, А.Я. Гуревича, М.В. Кларина, Г.Г. Майорова, В.П. Соколова и др.

Научная новизна исследования отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Философия образования - это раздел философского знания, целью которого является метод разрешения проблем и противоречий в сфере образования, в ее неразрывной связи с комплексом социальных, культурных и других задач.

2. Анализ процесса эволюции образования показывает, что благодаря влиянию философии образование объединяется с наукой, и исторической целью философии в области образования становится развитие методологии образования.

3. Философия образования способствует выявлению сущности кризиса системы образования, под системой образования подразумевается связь элементов, создающих единство образовательной среды, т. е. пространство, в котором развивается личность.

4. Причина кризисных явлений в сфере образования заключается в разрыве взаимосвязи между образованием и условиями жизни общества. Кризис в образовании имеет причину происхождения - противоречие между потребностями социальной практики и невозможностью их удовлетворить применительно к целям и задачам обучения. Потенциал философской мысли, по поводу стратегии и развития образования в современном философско-антропологическом процессе, используется для прогнозирования, проектирования, программирования деятельности в сфере образования и становится центральной функцией философско-образовательной мысли.

5. Методологию исследования, которой пользуется философия образования можно представить как взаимодействие критической и позитивной рефлексии на основе предшествующих концептуальных построений, реальных запретов и изменений практики, обеспечивающих постоянство поиска оптимальных решений, допускающих возможность «согласования» исходных философских позиций либо сохранение их. специфики в понимании средств, методов и целей образовательного процесса.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в диссертации, способствуют общему развитию философии образования, обеспечивая возможность применения в системе образования комплекса философско-антропологических идей.

Результаты проведенного исследования в перспективе могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для исследований в области истории образования, истории философии, фило-- софской антропологии, социальной философии, философии культуры; в составлении и написании учебных пособий по курсу философии, культурологии, педагогики, эдукологии, а также спецкурсов по философии образования; в виде теоретико-методологической основы прикладных педагогических исследований в сфере изучения кризисных явлений в системе современного образования.

12

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Хатанзейский, Константин Кимович

Выводы по главе

1. В первой половине XX века складывается направление фило-софско-образовательной мысли, которая пытается осмыслить пути развития образования и достигнуть согласованности между усилиями общества и желаниями личности. Потому, что система образования не устраивала индивидуума, а общество в результате не получает то, что в идеале планирует как итог образования.

2. Какие стороны образовательной деятельности надо развивать -об этом размышляет Дж. Дьюи. Он исходит из того, что учащийся в процессе обучения должен приобрести способность к оригинальному мышлению, и проверить эту способность можно по мере достижения им успеха. Залогом успеха является личный опыт в реализации знаний, полученных в процессе образования. Дьюи выше всего ставит проблему развития рефлексивного мышления, дисциплинированный ум - вот что является основным результатом образования, в этом проявляется прагматизм Дьюи.

3. По другому представляет себе задачу развития мышления С. И. Гессен. Он считает, что образование - это окультуривание личности в процессе обучения. Необходимо вооружить учащегося таким методом рассуждения, чтобы, столкнувшись с проблемой, человек решал ее не только руководствуясь опытом и творческим мышлением, но, прежде всего, с помощью этике.

4. Все размышления по поводу развития мышления в процессе ■ получения личностью образования возникли в философии XX века в V связи с расхождением понятии^мораль и^наука.

Наукообразность мышления современного человека делает его практичным, рационально мыслящим, что отражается на восприятии личностью системы ценностей.

О противоречиях рационально-прикладного знания и творческого философствования как момента поиска истины пишет Л.Шестов. С точки зрения экзистенциалистов, в момент получения образования основное - это воспитание способности творчества, а затем уже дисциплины мышления. Элемент свободы должен присутствовать и в обучении, а выражается он в развитии творческого подхода.

5. Творчество начинается с самосознания себя человеком, с индивидуализации самого себя, т.е. осознания своей самоорганизации, как обозначил это Тейяр де Шарден: "В неповторимости того, что происходит внутри живого микромира".

6. Творческое мышление взаимосвязано с интуицией, когда в период получения образования упор делается на развитии фантазии, под- сознания, интуиции. Трудность заключается в том, что сам процесс организован так, что возникает, по определению Л. С. Выготского, проблема стереотипизации способов действия. Установки личности, в том числе мыслительные, могут превратиться в косные, низменные или лабильные стереотипы, неустойчивые образования.

7. Основное положение философско-образовательной мысли XX века можно сформулировать как смещение акцентов в переходе от идеи "знаний" к идее "ценностей", от идеи "образованного" человека к идее "человека культуры". Для этого сферу обучения надо сориентировать как приоритет развития духовных ценностей, творческого мышления.

Заключение

1. Философия образования - это отрасль философского знания, цель которой - выявление смысла образовательной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности. Задачу философии образования можно сформулировать как исследование основных процессов, детерминировавших логику развития образования и образовательной деятельности. Возникновение философии образования как раздела философского знания связано с анализом кризисных явлений в системе образования. Кратко можно указать следующие глобальные причины проблем в области образования, в современной истории человечества:

1.) На планете возник новый тип человеческих отношений (благодаря НТР человечество "сжалось" в рамках информационного и технологического пространства).

2.) Произошли качественные изменения в отношениях человек-природа. Экологические катастрофы и исчерпанность природных ресурсов в ближайшем будущем стали неотвратимой реальностью. В связи с этим, нужна новая модель образования, отвечающая императивам выживания человечества.

3.) В XX веке произошла историческая смена эпох мышления, и образование, в силу инертности своей структуры, медленно реагирует на это.

Современная ситуация требует от человека гибкого мышления, способности к быстрой переориентации, к отказу от стереотипов, к восприятию нового, нетрадиционного.

Однако существующие формы обучения не способствуют формированию таких качеств. Образование - является специфическим способом развития природных задатков и возможностей человека.

2. Образование - это часть жизни общества, поэтому развитие образования обусловлено социально-культурными переменами в обществе. Образование социально детерминировано, и общество желает, чтобы образованный человек стал таким, как того требует устройство общества. Общество имеет социальный идеал, в котором отражаются все особенности социальной организации.

В сфере образования социальную нагрузку, с нашей точки зрения, несет, прежде всего, понятие "просвещение".

Тут происходит расхождение в понятиях. Если мы переходим к объяснению социальных причин развития образования, мы перекладываем смысловую нагрузку с понятия "образование" на понятие "про- свещение". А эти предметы выполняют разные функции, хотя и являются частью одной системы. Функцией просвещения является методика воспитания, педагогика, т.е. следование социальному идеалу личности, а функцией образования - обучение и освоение нового в плане развития мышления. Образование - социальное явление, и в системе образования все взаимосвязано; происходит развитие способов мышления, самопознания человека, которое определяет личные творческие особенности и укрепляет собственное мировоззрение личности.

3. В исторической ретроспективе социальная детерминированность системы образования проявляется как реакция на решение кризисных ситуаций в жизни общества. Само понятие "система образования" можно считать состоявшимся с того исторического момента, когда происходит соприкосновение образования и философии. Именно под воздействием философии образование объединяется с наукой, и целью философской мысли в сфере образования становится систематизация категориального аппарата и развитие методологии образования. Процесс этот начинается в древнем мире с возникновением научных школ и развития понятийного мышления.

Систему образования можно считать сформировавшейся тогда, когда, появляются новые виды социальной деятельности (управление, учет, планирование), появляется школа как учреждение, цель которого - развитие знания, передача информации и подготовка государственного служащего. Эти учреждения и образуют систему образования, а динамика развития системы зависит от конкретной исторической эпохи и мировоззрения.

Для философского осмысления социальной обстановки человек выбирает соответствующие категории. Он выбирает то, что соответствует природе объекта, подлежащего исследованию, в соответствии с - социальным пониманием этого объекта. От категориального аппарата и его применения зависит миропонимание личности, а выбор способа мышления (это и является обучением) определяется исторической средой. Социальная ориентация влияет на отбор знаний и категорий применяемых в процессе обучения. Образование формирует тот способ мышления, который социально ориентирован на решение общественных проблем в момент кризиса, т.е. спецификация мышления связана с общественной деятельностью человека.

4. В основе философии образования находится направленность на обозначение проблем в сфере образования. Методологическое знание в области решения образовательных проблем имеет многоуровневый иерархический характер как по вертикали, т.е. от философских и общенаучных положений к частно-методологическим, так и по горизонтали, т.е. от методологических факторов через их анализ и обобщение к методологическим принципам. Так как происходит критический пересмотр существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала, можно сформулировать задачу философии образования как возможность с научных позиций проанализировать средства, предпосылки и принципы организации образовательной деятельности. Роль философии в области образования, определение стратегии и методологии образования. Исторически функция философии относительно образования - это обоснование способов и средств обучения и воспитания в согласии с мировоззрением эпохи.

На современном этапе функция философии образования как частной философской дисциплины - применение методов, способов и средств философии в деле планирования и качественного улучшения образования.

5. Основное положение философии образования можно сформулировать как эволюцию от идеи "образованного" человека к идее "человека культуры". Приобщаясь к культуре в процессе образования и обучения стратегии мышления, человек должен изменить свое восприятие культурных ценностей как изменение в человеческих потребностях и образцах поведения. Философское знание выступает как интегратор всей культуры, его же инструментальность зависит от избранного философского основания (идеалистическое, реалистическое, прагматическое, экзистенциальное и т.д.). Каждое общество как социальное образование характеризуется своей размеренностью и качеством социального пространства, в этом пространстве складывается механизм образовательной деятельности, адекватный этой размеренности, что и обусловливает обретение смысла культурной парадигмы общества, модернизируемой по ходу его развития. Смысл философии образования: в осуществлении философской рефлексии над теми точками культуры, которые допускают свою интерпретацию в категориях образования человека.

Культура и образование - как часть культуры - тесно связаны между собой, культуросообразность образования означает, что научное знание не должно преподноситься как абсолютное, инвариантное и независимое от ценностей культуры, но как выражение социально-исторических условий определенной культуры.

6. В процессе образования происходит формирование разума как стимула к самосовершенствованию личности. Роль философии в деле обучения заключается в том, что человек получает масштаб для измерения величины и качества знаний. Истинный смысл образования не в том, чтобы научить учащегося выбору мировоззрения, а суметь подготовить этот выбор, чтобы, имея свою точку зрения, он сделал свой вы- бор сам. Важно не подавлять интеллектуальную инициативу, а формировать ее у учащегося, т.е. желание иметь собственное мнение на жизненные проблемы и способность к критическому мышлению. Самое важное - помочь учащемуся последовательно переходить от конкретного мышления к использованию все более высоких способностей мышления. Однако, бесполезно пытаться достигнуть этого, давая обу

116 чающемуся формальные объяснения, основанные на логике, которая отлична от способов мышления самого учащегося, и объяснений, содержание которых ему недоступно. Понятия, которыми пользуется учитель, должны быть переведены на язык мысли учащегося. Проблема в том, что в процессе обучения порой дают знания, которые никогда не будут востребованы в жизни.

7. Причина кризиса образования в разрыве связей между обучением в школе и творчеством, между понятиями "образование'1 и "культура". Истинное образование - это вхождение в культуру, в значительной степени обучение навыкам самообразование, целью которого является освоение методике систематизации знаний, умение анализировать и прогнозировать свои действия.

Выход из кризиса предлагает философия образования, необходимо донести до общества понимание того, что мир знаний, а соответственно и мир образования не совпадает с миром научно-технического прогресса и с миром жизни. Давать образование - значит обучать искусству жизни. С точки зрения философии, образование можно оценить как особый творческий акт осмысления мира и себя в нем. Акт, дающий нам обобщенное, универсальное знание, которое может состояться только при условии свободы, прежде всего, свободы выбора.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хатанзейский, Константин Кимович, 2001 год

1. Августин Аврелий. Христианская наука или основания святой герменевтики и церковного красноречия . // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / 2е изд. перераб. Состав, проф. А. И. Пискунов. М.; Изд-во «Просвещение».1981 528 с.

2. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.; Изд-во «Наука».; 1988.-210 с.

3. Аристотель. Соч., т.1. Метафизика. Соч. в 4-х томах.; АН СССР,. Ин-т ф-ии. / Ред. и авт. предисл. З.Н. Микеладзе.; М ; Изд-во «Мысль».; 1979 687 с.

4. Аристотель. Этика. Соч. в 4х.,т.2 / Ред. 3. Н. Микеладзе. М.; Изд-во «Мысль». 1979,- 687 с.

5. Баткин J1.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности: Проблемы и люди. ; М.; Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-т.; 1995 -446 с.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / Примечания С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова ; 2е изд. ; М.; Изд-во «Искусство».; 1986,- 444 с.

7. Белый А. Ритм и деятельность: Красная книга культуры. ; М.; Изд-во. «Искусство».; 1989.- 416 с.

8. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат.; 1991, - 412 с.

9. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология И. Канта сегодня. ;М.; Изд-во «Рос. откр. ун-т.» ; 1994.- 48 с.

10. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.; М.; Изд-во «Наука»; 1973.- 270 с.

11. Бондаревская E.B. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности.; Ростов на Дону. ; РГПУ ; 1995.32 с.

12. Боргош Ю. Фома Аквинский. Перев. с польск.. 2е изд.; М.; Изд-во «Мысль» 1975 183 с.

13. Валлон А. От мысли к действию. Очерк сравнительной психологии. Пер. с франц. / Общ. ред. проф. А. Н. Леонтьева.; М.; Изд-во «Иностр. литер.»; 1956.- 238 с.

14. Введенский А. О мистицизме и критицизме в теории познания В. Соловьева // Философские очерки./ Под общим руковод. Е.А. Лец-кого.; Прага.; Изд-во «Пламя»; 1924.- 238 с.

15. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой о воспитании и обучении. ; М.; Изд-во Акад. пед. наук РСФСР.; 1953 144 с.

16. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности.(Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания). Т.2.// Соч. в 2х т.; М.; Книгоизд-во К. И. Тихомирова. Кузнечный мост. 191 1 653 с.

17. Вессель К.Ф. Педагогика в философии и на практике. М.; Изд-во «Наука»; 1975,- 110 с.

18. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. / т.2. Глав, ред. А. В. Запорожец .; М.; Изд-во «Педагогика»; 1982 487 с.

19. Гегель Г. В. Ф. Философия духа. //Энциклопедия философских наук. Т. 3.; Издат-во «Мысль»; М.; 1977. -39 с.

20. Гегель Г. В. Ф. Философская проподевтика. В 2х т. Сост., общ. ред. А. В. Гулыги. , т. 1 ; М. ; Изд-во «Мысль» ; 1972-1973. -668 с.

21. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. Т.З. / указ. источ.; 1977 471 с.

22. Гегель Г.В.Ф. Философия природы. // собр. соч. в Зх т. / Отв. ред. Е.П. Ситковский. Ред. коллегия : Б.М. Кедров и др. т. 2.; М.; Изд-во «Мысль»; 1975,- 675 с.

23. Гельвеций К.А. Об уме // Избр. пед. соч. Пер. с франц. ; М; Изд-во «Соцэкгиз»; 1938 398 с.

24. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. Готтенген.; М.; 1806-482 с.

25. Герцен А.И. Избр. произв. в Зх т. / Составитель В.А. Путинцев. т. 1.; М.; Изд-во «Дет. литерат.»; 1971 496 с.

26. Гершунский B.C. Образование в III тысячелетии: гармония знания и веры.; М.; Изд. « Московский психолого-социальный институт.» ; 1997,- 80 с.

27. Гершунский B.C. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) .; М. ; Изд-во «Совершенство»., 1998 г.- 190 с.

28. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.; Берлин.; Изд-во «Слово».; 1923.- 419 с.

29. Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х томах. Пер. с лат. и англ. . / Ред. В. В. Соколова, т.1. ; М. 1965 583 с.

30. Грякалов A.A. Структурализм в эстетике (критический анализ ). / Мин. высш. и сред, образов. РСФСР; JL; Изд-во ЛГУ.; 1989 -173 с.

31. Громов И.А. Скворцов В.Н. Стельмашук Г.В. Социология. СПб.; Изд-во ЛОПИ; 1995-200с.

32. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. / 2е изд. неправ, и допол.; М.; Изд-во «Искусство».; 1984 350 с.

33. Гусев С.С. Пушканский Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации./ РАН.; СПб.; Изд-во «Наука».; 1994 -152 с.

34. Давыдов В.В. Основные проблемы исследования учебной деятельности. //Современное состояние и перспективы развития обучения. / Под ред. A.M. Аронова и Б. И. Хасана .; Красноярск.; Изд-во «Прогресс».; 1990.- 87 с.

35. Данилов М.А. Дидактика Ушинского./ Под ред. Е. Н. Медынского.; М.-Л.; Изд-во Акад. пед. наук РСФСР.; 1948.- 172 с.

36. Демков М.И. История западноевропейской педагогики. М.; Типография И.Д. Сытина.; 1912 495 с.

37. Дидро Д. Мысли к объяснению природы Пер. с франц. // Избр. пед. соч. в 2х т. / Составитель, редактор Д. Н. Кузнецова, т.1. ; М.; Изд-во « Мысль»; 1986,- 590 с.

38. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов./ Ред. и авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев.; М. ; Изд-во «Мысль» 1986, 571 с.

39. Дистервиг А. Руководство к образованию немецких учителей.// Избр. пед. соч./Составитель В. А. Ротенберг.; М; Изд-во «Учпедгиз»; 1956 374 с.

40. Добролюбов H.A. О значении авторитета в воспитании // Избранные философские произведения. / Общ. ред. В. Ф. Козьмина. ;М.; Изд-во « Педагогика».; 1986 346 с.

41. Долженко О. В. Бесполезные мысли или еще раз об образовании // Философия образования для XXI века./ Указ. источ.

42. Долженко О.В. Бесполезные мысли. //Философия образования для XXI века / Под ред. H.H. Пахомова Ю.Б. Тупталова. М. ; Изд-во «Логос»,. 1992,- 140с.

43. Долженко О.В. Очерки по философии образования .; М.; Изд-во «Компания Кворум. Промо-медиа.» 1995 239 с.

44. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.Пер. с англ. ; Берлин.; Государ. изд. РСФСР; 1922.-191 с.

45. Дюркгейм М. Социология, ее предмет, метод предназначения. -М. ; Изд-во «Канон».; 1995. 349 с.

46. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики.; М.; Изд-во «Учпедгиз».; 1940 472 с.

47. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Педагогические взгляды А.И. Герцена.; М.; Изд-во «Учпедгиз».; 1962 192 с.

48. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.II, часть 1. / Составитель А. В. Поляков.; Л.; Изд-во «Прометей»; 1991.- 345 с.

49. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования.// Педагоги-ка.;1997.- № 5

50. Ибн Сина (Авицена). Избранные философские произведения: ^Перевод с арабского и фарси дари =Отв. ред. М.С. Асимов. - М.: Изд-во «Наука»,; 1980,- 551с.

51. Идеи эстетического воспитания. Античность. Средние века. Возрождение. т. 1.// Антология в 2х т. / Составитель В. П. Шестаков.; М.; Издат-во «Искусство».; 1973,- 407 с.

52. Информационный бюллетень. Официальные документы в образовании. Январь.2001 г., №3.,М., Федеральная целевая программа «Одаренные дети.» (2001-02г.)

53. Ильенков Э.В. Философия и культура. / Отв. ред. А. Г. Новохать-ко. М. ; Политиздат.; 1991. - 462 с.

54. Ильин Г. Народное образование в свете тенденции демократизации. //Альма Матер. 1996,- № 2.

55. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. / Отв. ред. A.M. Руткевич. М.; Полит, издат., 1990, - 414 с.

56. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. . ;Петроград ; Изд-во Петроград, типография М.М. Стасюкевича.; 1915 -462 с.

57. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки Перев.с нем.. / Примеч. О.Ю.Бойцовой; М.; Изд-во «Прогресс» ; 1993.- 236 с.

58. Кант И. Трактаты и письма. // Памятники философской мысли.; М.; Изд-во «Наука».; 1980,- 709 с.

59. Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации^ Перевод с англ. ; М.; Изд-во «Работник Просвещения».; 1930.87 с.

60. Кларин М.В. Метафора и ценностные ориентации педагогического сознания. // Педагогика. ; 1998,- №1.

61. Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания// Педагогика,; 1998.-№1.

62. Климент Александрийский. Педагог, т. 1. // Антология педагогической мысли христианского средневековья, в 2х т. / Составл. и общая ред. В. Г. Безрогова. О. И. Варьяш.; М.; Изд-во «Аспект Пресс».; 1994.- 400 с.

63. Клинберг J1. Проблемы теории обучения пер. с нем. ; М.; Изд-во «Педагогика» ; 1984.- 256 с.

64. Коменский Я.А. Великая дидактика. Т. 1.Собр. соч. в 2х т. / Под ред. А.И. Пискунова и др.; М.; Изд-во «Педагогика»; 1982 656 с.

65. Константинов H.A., Медынский E.H., Шабаева М.Ф. История педагогики./ 5е. Изд. доп. и перераб. М.; Изд-во «Просвещение». 1982.- 447 с.

66. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. / Рос. акад. образования,. Ин-т теоретич. педагогики и международ, исследов. в образовании.; М. ; Изд-во «Наука».; 1993.135 с.

67. Корнетов Г.Б. Педагогические традиции Западной цивилизации: начало становления Свободного воспитания. Вып. 3;М.;Изд-во РОУ.;1993 222 с.

68. Косарева J1.M. Социальный генезис науки нового времени (Философский аспект проблемы). Отв. ред.Л. А. Микешкин ; А. Н. СССР. М.; 1989.-155 с.

69. Красновский A.A. Педагогические идеи Н.И. Пирогова.; М.; Изд-во «Учпедгиз»; 1949.-196 с.

70. Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность.; С-Пб.; Изд-во «Крис-мас».; 1995.-19 с.

71. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ) ^Перевод с англ. С.Л. Володиной и др.=/ Под ред. Г.Е. Ско-рова. М.: Изд-во «Прогресс», ; 1970 - 261 с.

72. Кун Т. Структура научных революций. / Общ. ред. С.Р. Мику-линского. 2е изд; М.; Изд-во «Прогресс»; 1977.- 300 с.

73. Л. Шестов. Гегель или Иов. По поводу экзистенциальной философии Киркегорда // Человек как философская проблема: Восток-Запад./ Отв. ред. Н. С. Карабаев.; М.; Изд-во УДН.; 1991 279 с.

74. Ладыжец Н. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Удмурт. Гос. Универ,- ;Ижевск.; Изд. Нижегородского ун-та. 1992.- 231 с.

75. Локк Дж. Мысли о воспитании. Пед. соч. Перев. с англ. / Под ред. проф. И. Ф. Свадковского ; М.; Изд-во «Учпедгиз».; 1939 -380 с.

76. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М.; Изд-во «Мысль».: Российский откр. унив.; 1993.- 943 с.

77. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.Л. Платон, Аристотель. ; М.; Изд-во «Молод, гвард.» ; 1993 383 с.

78. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика.; М.; Изд-во «Мысль»,; 1979.- 431 с.

79. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. / Под. ред. Б.А. Чагина.; Л.; Изд-во «Наука» ; 1982.- 269 с.

80. Мамардашвили М. Быть философом это судьба. //Как я понимаю философию./ Общ. Ред. Ю.П. Сенокосова. 2е изд., - М., Изд-во «Прогресс».,1992 - 114 с.

81. Матюнин БТ. Нетрадиционная педагогика.; М.; Изд-во «Прогресс»; 1994,- 140 с.

82. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. / Ред. и примеч. Б. В. Бирюкова. ; М.; Изд-во «Прогресс»; 1973,- 406 с.

83. Монтень М. О воспитании детей // Размышления и афоризмы французских моралистов ХУ1-ХУШ вв.Перев. с франц. / Состав, и вступит, статья Н. Жермунской. Л .; Изд-во «Художеств. Литерат.». 1987- 576 с.

84. Мосолов В.А. Воспитание в Росии (опыт паранального анализа педагогической мысли Х1-ХХв.) СПб., 2000-300с.

85. Мур Дж. Принципы этики. Общ. ред. И.С. Нарского . ; М.; Изд-во «Прогресс», ; 1984.- 326 с.

86. Наторп П. Философия как основа педагогики. Пер. с нем. ; М.; Изд-во H. Н. Клочкова; 1910-106 с.

87. Некрасова E.H. Проблема человека в русском экзистенциализме (этический аспект) // Человек как философская проблема. Восток-Запад./ Отв. ред. Н. С. Карабаев.; М.; Изд-во УДН.; 1991 279 с.

88. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель. // Избранные произведения./ Состав. К. А. Свасьян. М.; Изд-во «Прсвещение».; 1993.-571 с.

89. Орлов C.B. Теория развития и современная наука.; Пермь.; Изд-во Пермского ун-та.; 1992 179 с.

90. Песталоцци И.-Г. Как Гертруда учит своих детей. Пер. с нем. т. 2.II Избр. пед. произв. в Зх т./ Под. ред. М.Ф. Шабаевой. ; М.; Изд-во «Акад. пед. наук РСФСР; 1963,- 563 с.

91. Петров М.К. Перед "Книгой Пироды". Духовные леса и предпосылки научной революции XVII века // Природа. 1978. № 8

92. Писарев Д.И. Избр. пед. соч./ Составитель В.В. Большакова, отв. ред. Э.И. Моносфон.; М.; Изд-во «Педагогика»; 1984,- 367 с.

93. Платон. Государство. Т. 4. // Собр. соч. в 4х. т./

94. Платон. Законы, т. 2. Собр. соч. в 4х т./ Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. ; перевод с древнегреч. ;АН СССР, Ин-т ф-ии.; М. ; Изд-во «Мысль»; 1990 862 с.

95. Платон. Менон. Соч. т. 1.соб. соч. в 4 т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. перев. с древнегреч. АН СССР,. Инст-т ф-ии.; М.,; Изд-во «Мысль»; 1990- 862 с.

96. Полани М. Личностное знание: На пути к пост-критической философии. ^Перевод с англ. М. В. Гнедовский и др.= Общ. ред. В.А. Лекторский, В.И. Аршинова. М.: Изд-во «Прогресс»,; 1985, - 344 с.

97. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания.: Избр. раб.Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. В. Н. Садовского.; М.; Изд-во «Прогресс»; 1983 605 с.

98. Прохоров А., Розин В. О глубинной концепции образования. //Альма Матер. 1990.-№ 5,6.

99. Психология и педагогика. Учеб. Пособие. / Под ред. Радугина A.A.; Изд-во ;« Центр»; М.; 1997,- 207 с.

100. Рахман Д. Дж. Локк, его учение о познании, праве и воспитании./ С предисловием Л. И. Аксельрод (Ортодокс); М.; Изд-во «Червоний Шлях» ; 1924,- 182 с.

101. Рейнвольд Н.И. Психология личности.; М.; Изд-во «Универ-т дружбы народов.» 1987,- 196 с.

102. Розанов В.В. Сумерки просвещения. Собр. соч. / Состав. А. В. Ломоносова и А. Н. Никлюкина. Под общ. ред. А. Н. Никлюкина,-М.; Изд-во «Республика»; 1999- 463 с.

103. Розанов В.В. Сумерки просвещения./ Составитель В. Н. Щербаков.; М.; Изд-во «Педагогика»; 1990 -620 с.

104. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепции, основные темы и направления изучения. // Философия образования для XXI века. / Под ред. H.H. Пахомова, Ю.П. Тупталова. М.; Изд-во «Логос», ; 1992, - 140 с.

105. Розов Н. Ценности и образование (Вехи истории европейской мысли). // Вест. высш. шк. 1991.- № 12.

106. Розов Н.С. «Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего».// Философия образования для XXI века. / под ред. Н. Н. Пахомова и Ю.Б. Тупталова.; М. ; Изд-во «Логос» ; 1992 140 с.

107. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М. ; Изд-во «Наука». 1993 183 с.

108. Романов К.В. Духовная безопасность как проблема выбора и веры. // Русская культура и образование. (Материалы и разработки по философии и педагогике культуры). Выпуск 7.; С-Пб.; Изд-во СПб. ГУПМ.;1997.-79 с.

109. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. // Пед. соч. в 2х т. Пер. с фр. . / Под ред. Г. И. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. т. 1 ; М; Изд-во «Педагогика» ; 1981 653 с.

110. Селиванов В.В. Мышление как личностный процесс. / Смоленский гуманит. универ.; Смоленск.; Изд-во СГУ.; 1995 47 с.

111. Сергейчик Е.М. Научное знание в системе образования // Новая стратегия гуманитарного образования в меняющемся мире. / Мат-лы науч. конф. Под ред. Б.И. Липского, Е.М. Сергейчик ; С-Пб; Изд-во СПб ДУ.; 1995 56 с.

112. Сергейчик Е.М. Философская рациональность как основа осмысления исторического процесса. С-Пб ГУ; Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук.; 1997.

113. Соколов П. История педагогических систем. / Изд. 2е. исправ. и допол.; Петроград.; Изд-во B.C. Клестова.; 1916,- 709 с.

114. Солдатов A.B. Иванов В.Г. Проблема мироздания в науке и культуре./ С-П государ, универ. СПб.; Изд-во СПбГУ.; 1994 183 с.

115. Соловьев B.C. Оправдание добра // Библиотека этической мысли.; М.; Изд-во «Республика»; 1996 479 с.

116. Спенсер Г. Система синтетической философии.// Собр. соч в 7 т. / Пер. под ред. Н. JI. Тиблена. т.2. ;М.; Типогр. Н. Неклюдова.; 1867 144 с.

117. Степин B.C. Специфика научного познания. М.; Изд-во «Наука»; 1983 -181 с.

118. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. / Респуб. центр гуманитар, образования.; М. ; Изд-во «Высшая школа».; 1992.-188 с.

119. Стельмашук Г.В. Русская философия и культура. Учеб.пособие. СПб., 1999-199 с.

120. Стрельченко В.И. Проблема человека в истории науки и философии. // Сб. науч. трудов. ЛГПИ им. Герцена. / Отв. ред. В.И. Стрельченко и др.; Л ; Изд-во ЛГПИ.; 1990 161 с.

121. Тейяр де Шарден. Феномен человека. / Ред. М. Брук ; М.; Изд-во «Наука».; 1987 -239 с.

122. Толстой Л.Н. Общий характер яснополянской школы. // Полн. собр. соч. т.8. Педагогич. Статьи. 1860 1863./ Ред. Н. М. Мендельсон, В. Ф. Саводник. ;М.; Изд-во «Терра».; 1992 - 634 с.

123. Трясков А. М., Хилтунен Е.А. Монтесори школа.; М.; Изд-во «ИНСОФТ»; 1992,- 14 с.- 128. Тульчинский Г.Л. Культура, образование, логика // Новые стратегии гуманитарного образования в меняющемся мире. / Мат. науч. конф. / Указ. источ.

124. Федотов Г.П. Абеляр. Т. 1. /Собр. Соч. в 12 т. ; М.; Изд-во «Мар-тис»; 1996 347 с.

125. Философия :Учебник для вузов/Г.В.Стельмашук, В.И.Стрельченко,В.Н.Скворцов и др., Под ред. Г.В.Стельмашука. -Изд. 2е перераб. СПб, ЛГОУДимиздат,2001. -320 с.

126. Философия для детей. / Отв. ред., сост. и автор гл.1 Н.С. Юли-на).; М.; Изд-во ИФРАН,.; 1996,- 237 с.

127. Философия, культура и образование ( материалы круглого стола) //Вопросы философии.; №3; М; 1999.

128. Фребель Ф. Воспитание человека. Избр. соч. т. 1. ; М ; Изд-во К. И. Тихомирова.; 1906 326 с.

129. Фромм Э. Бегство от свободы.Перев. с англ. ; М.; Изд-во «Прогресс» 1995-235 с.

130. X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия.// Мыслители XX века. / А.Н.СССР. Ин-т фил-ии ; М.; Изд-во «Наука»; 1991- 405 с.

131. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления Пер. с нем. . // Мыслители XX века. М.; Изд-во «Республика».; 1993 447 с.

132. Хайдеггер М. Европейский нигилизм . // Проблема человека в западной философии : Переводы / Составитель П.С. Гуревич ; Общ. ред. Ю. Н. Попова. ; М. ; Изд-во «Прогресс»; 1988 552 с.

133. Харчев А.Б. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.; Изд-во «Политиздат». 1990.- 220 с.

134. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. (Очерки развития пед. теории ). Пер. с нем .; М. ;Изд-во «Педагогика»; 1979.-158 с

135. Цветаев И.В. Из истории высших школ Греции и Рима. М. ; Изд-во Универ. типограф. (Совет Императ. Москов. универ.); 1908.- 142 с.

136. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.; Изд-во «Высшая школа».; 1981,- 374 с.

137. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.; Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов.; 1993,- 181 с.

138. Шацкий С. Толстой педагог.// Пед. соч. в 4х т. / Т.З. Под ред. И.А. Капрова.; М.; Изд-во «Просвещение»; 1964,- 476 с.

139. Шварцман К.А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций. М.; Изд-во. «Политиздат». 1989,- 207 с.

140. Школа диалога культур (идеи, опыт, проблемы).// Сбор. ст. под ред. Библера B.C.; Кемерово ; Изд-во «АМЕФ»; 1993 414 с.

141. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.Пер. с нем. / Отв. ред. И.С. Нарский, Б.В. Мееровский ; М.; Изд-во «Наука»; 1992 -671 с.

142. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность.// Библиотека этической мысли.; М.; Изд-во «Республика»; 1992.-448 с.

143. Штайнер Р. Философия свободы: Основные черты современного мировоззрения: Плоды душевного наблюдения по естественнонаучному методу. Калуга: Духовное познание.; 1994, - 249 с.

144. Шубинский B.C. Проблемы начального философского образования. М.; Изд-во «Знание».; 1984.- 80 с.

145. Щученко В.А. История философии в контексте истории культуры: учебное пособие для аспирантов и студентов вуза культуры./ СПб. Государ, ин-т культуры.; СПб; 1993 77 с.

146. Ясперс К. Идея университета. Пер. с нем. ; М; Изд-во «Соцэк-гиз» 1949 81 с.

147. Ясперс К. Смысл и назначение истории : перев. с нем..; М.; Изд-во. «Политиздат.»; 1991 527 с.

148. Bourdien P;Passeron I. Reproduction in education, society and cul ture. London., Sage., 1977-198p.

149. Parelius A.P. The Sociology of Education. London., 1978-120p.

150. Freire P. Pedagogy of the oppressed. New York. 1972-13 lp. 1 56. Wilson i. Moral Thinking.London., 1963-21 lp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.