Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Квашнина, Людмила Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Квашнина, Людмила Николаевна
Введение 4
Глава 1. Образование и религиозно-нравственное воспитание 12-73 на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках как предмет историко-педагогического исследования. 1.1. Государственные и религиозно-нравственные основы 13-28 отечественного образования в ХУШ-Х1Х веках. . Идея взаимосвязи общего образования и религиозно- 29-43 нравственного воспитания в истории отечественной педагогической мысли ХУШ-Х1Х веков.
1.3. Динамика развития общеобразовательной школы на 44-72 Архангельском Севере (ХУШ-Х1Х вв.).
Глава 2. Историко-педагогический опыт развития образования 73-130 и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках.
2.1. Провинциальная педагогическая историография как 73-92 источник изучения историко-педагогического опыта развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУ1П-Х1Х вв.
2.2. Влияние системы духовного образования на развитие 93-113 общего образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках.
2.3. Религиозно-нравственное воспитание в образователь- 114-130 ном пространстве Архангельского Севера ХУШ-Х1Х веков.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX-начале XX веков2004 год, кандидат педагогических наук Заозерская, Светлана Владимировна
Деятельность Русской православной церкви по духовному воспитанию населения Оренбургской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Андреева, Юлия Сергеевна
Формирование нравственно-эстетических ценностей у учащихся церковно-приходских школ и женских учебно-воспитательных заведений России на рубеже XIX-XX вв.2004 год, кандидат педагогических наук Володзько, Юлия Геннадьевна
Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в церковно-приходской школе России второй половины ХIХ в.1999 год, кандидат педагогических наук Чупахина, Наталья Леонидовна
Развитие педагогической мысли на Архангельском Севере во второй половине XVIII века2007 год, кандидат педагогических наук Смягликова, Елена Альбертовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках»
Актуальность исследования.
Развитие педагогики предполагает обращение к опыту прошлых поколений и его историко-педагогическое осмысление. В современных условиях важной является проблема установления оптимального соотношения между сохранением того ценного педагогического опыта, который был накоплен предыдущими поколениями, и активным поиском путей развития отечественной школы. Значение национальных ценностей образования как аксиологических приоритетов раскрывается в работах М.В.Богуславского, З.И.Васильевой, В.И.Додонова, Н.М.Конжиева, Г.Д.Кирилловой, В.Г.Пряниковой, З.И.Равкина и др.
В историко-педагогической науке в последнее время в рамках аксиологической концепции отмечается значимость и необходимость изучения исторически сложившегося регионального опыта развития образования и воспитания (З.И.Равкин). Развитие регионального образования осуществляется на фоне общероссийских тенденций и традиций, оно воплощает в себе прежде всего социально-экономическую и культурно-историческую специфику конкретного региона. Историко-педагогический опыт региона позволяет выявить и рассмотреть характерные особенности развития образования в четко выделенных географических и исторических рамках, раскрыть сильные и слабые стороны образовательно-воспитательного процесса на местах. Региональные исследования обогащают историко-педагогическую науку как фактологически, так методологически.
Региональный историко-педагогический опыт включает в себя особенности организации школьного дела, плодотворные педагогические идеи замечательных просветителей, примеры их жизни и деятельности, просвещенческую работу директоров народных училищ, руководителей учебных заведений региона, подвижнический труд конкретных педагогов, просветительскую деятельность представителей русской православной церкви.
В конце XX столетия отечественная наука вновь пришла к признанию значимости религии в культуре и истории человечества. Реальностью современной жизни становится открытие воскресных церковных школ, православных лицеев и гимназий, издание массовыми тиражами религиозной литературы. Сегодня вне зависимости от отношения к вере и церкви важно понять смысл и значение этих явлений. Одним из условий понимания современного состояния является обращение к истории, к российским традициям образования и воспитания. В связи с этим важнейшим аспектом в историко-педагогической науке становится изучение религиозно-нравственного воспитания в дореволюционной России на фоне развития духовного и светского образования.
Новые теоретические представления о характере и особенностях взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания нашли отражение в работах Н.Н.Барковой, Е.П.Белозерцева, Б.С.Гершунского, И.Ф.Гончарова, Э.Д.Днепрова, О.Е.Кошелевой, Г.Б.Корнетова, Л.А.Кудаевой, В.М.Кларина, В.А.Мосолова, Н.Д.Никандрова, В.М.Петрова, А.И.Пискунова и других.
Одной из центральных проблем, вокруг которой ведутся оживленные дискуссии, является осмысление значимости религиозно-нравственного наследия для образования и воспитания. В современной педагогической науке существуют различные подходы к решению данной проблемы. Так, Б.М.Бим-Бад, Б.С.Гершунский считают, что религиозно-нравственное наследие лишь дополняет, но не заменяет собой научное мировоззрение. За использование в современной практике образования и воспитания религиозно-нравственного наследия в том или ином виде выступают такие видные ученые как Е.П.Белозерцев, Н.Д.Никандров,
М.Г.Тайчининов, В.Ю.Троицкий и др. Группой ученых во главе с З.И.Равкиным религиозно-нравственное наследие рассматривается в качестве одного из источников национальных ценностей образования.
Как показывает анализ диссертационных исследований, в последние годы учеными изучаются такие проблемы как «Традиции и современное состояние православного воспитания» (Т.В.Склярова);, «Мировоззренческая подготовка учителя к работе с учащимися в области духовно-художественной литературы» (Н.Г.Плахова), «Изучение истории религий как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации» (В.Л.Ширяев), «Подготовка учителя к оптимизации взаимодействия с верующими детьми» (Т.Н.Мельников), «Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе» (И.В.Кошмина) и др.
Своеобразие Архангельского Севера отмечалось в работах, посвященных изучению Архангельской губернии в экономическом, историческом, статистическом, географическом, этнографическом, физическом, нравственном и других отношениях, такими исследователями как А.Пошман (1802г.), И.Пушкарев (1845г.), И.Ф. Штукенберг (1857г.), Н.Козлов (1865г.), Э.Реклю (1883г.) и другими. Исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития Архангельского Севера представлена в работах М.М.Богословского, Т.А.Бернштам,
М.М.Громыко, А.Я.Ефименко, А.В.Камкина, П.А.Колесникова,
А.А.Куратова, А.И.Копанева, Г.Г.Фруменкова и других. В историко-педагогическом аспекте состояние школьного дела на Архангельском Севере рассмотрено А.В.Смирновым, В.П.Соловьевой, П.Т.Синициной, Ф.Ф. Шперком и др. Различные аспекты образовательно-воспитательной практики Архангельского Севера нашли отражение в исследованиях Г.В.Аверкиевой, Т.С.Буториной, Л.М.Бирюковой, А.Г.Гмырина,
Л.С.Малик, Т.В.Молодцовой, И.Ф.Поляковой, Л.Р.Таракановой, С.С.Щекиной.
Неисследованной остается проблема состояния регионального образования в целом в ХУШ-Х1Х веках, не систематизированы архивные материалы по этому вопросу, не изучено состояние духовного образования, роль духовенства в развитии образования, взаимосвязь общего образования и религиозно-нравственного воспитания в историко-педагогическом контексте.
Выбор темы нашего исследования «Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в ХУ1П-Х1Х веках» обусловлен значимостью изучения исторически сложившегося регионального историко-педагогического опыта, потребностью осмысления ценностных аспектов взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания, необходимостью актуализации историко-педагогических источников по этой проблеме для использования конкретного педагогического наследия в реформировании современной региональной образовательной системы.
Объект исследования - состояние образования на Архангельском Севере в XVIII- XIX веках.
Предмет исследования - процесс развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках.
Цель исследования - выявить и проанализировать характерные особенности развития образования и религиозно-нравственного воспитания на историко-педагогическом материале Архангельского Севера ХУШ-Х1Х веков.
Задачи исследования: 1. Охарактеризовать сущность государственных и религиозно-нравственных основ отечественного образования в ХУШ-Х1Х веках на основе анализа историко-педагогической литературы и законодательных актов.
2. Проанализировать проблему значимости религиозно-нравственного воспитания в системе общего образования в педагогической теории XVIII-XIX веков.
3. Проследить взаимосвязь общего образования и религиозно-нравственного воспитания на фоне развития духовного и светского образования на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках.
4. Изучить и обобщить историко-педагогический опыт развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках.
Хронологические рамки исследования охватывают XVIII- конец XIX веков, в соответствии со становлением и развитием отечественной системы образования на началах государственности.
Источники исследования - архивные документы: фонды Российского государственного исторического архива (РГИА) № 730, 733, 802, 803; фонды Государственого архива Архангельской области (ГААО) № 28, 63, 73 ; публикациии «Архангельских губернских ведомостей», «Архангельских епархиальных ведомостей», «Известий Архангельского общества изучения Русского Севера»; государственные акты, законы, положения, решения, философская, историческая, историко-педагогическая литература по проблеме исследования,
Методы исследования - изучение, отбор, систематизация, интерпретация историко-педагогических материалов, контент-анализ основных источников, структурный и системный анализ.
Методологической базой исследования является концепция циви-лизационного подхода к историко-педагогическому процессу, философские идеи рассмотрения изучаемых явлений и фактов в контексте конкретного исторического времени, идеи о социальной обусловленности воспитания и образования, о взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и анализе проблемных вопросов истории образования и педагогической мысли в контексте регионального историко-педагогического опыта Архангельского Севера ХУШ-Х1Х веков; в характеристике взаимосвязи общего образования и воспитания и религиозно-нравственного воспитания на разных этапах развития отечественного образования ХУШ-Х1Х веков; в попытке анализа влияния системы духовного образования на общее образование и нравственное воспитание народа. Религиозно-нравственное воспитание охарактеризовано с просветительско-бытовой и государственно-образовательной позиций. Дано определение понятию провинциальная педагогическая историография,, проанализирована провинциальная педагогическая историография Архангельского Севера ХУШ-Х1Х веков.
На защиту выносятся следующие положения:
• Отечественная система образования ХУШ-Х1Х веков строилась на государственных и религиозно-нравственных основах. Государственность находила свое выражение в образовательных реформах, законодательно регламентировавших развитие образования в стране. Традиционному религиозно-нравственному воспитанию, основы которого сформировались в культуре Древней Руси на просветительно-бытовых началах, в XVIII веке была задана государственно-образовательная направленность развития.
•В педагогической теории и практике ХУШ-ХГХ веков разрабатывалась и реализовывалась идея взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания. Под религиозно-нравственным воспитанием понимается процесс овладения системой религиозно-нравственных представлений, которые становятся базовым элементом мировоззрения и нравственной регуляции поведения личности.
•В ХУШ-Х1Х веках на Архангельском Севере сформировалась образовательная традиция, ядром которой являлась идея ценности знания. Изначально она реализовывалась в стремлении поморов к грамотности, а в последствии - к образованности, к приобретению светских практически полезных знаний. Данная традиция отражала взаимосвязь общего образования и религиозно-нравственного воспитания, общественный характер народного образования, относительно широкое проникновение грамотности в крестьянскую среду, в женское просвещение.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания исто-рико-педагогического образования в педагогических учебных заведениях при разработке общих и специальных курсов; в системе повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин, учителей общеобразовательных школ и школ инновационного типа, в педагогических классах общеобразовательных школ.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1995 - 1999 годов. На первом этапе (1995-1997гг.) осуществлен анализ философской, исторической и историко-педагогической литературы, законодательных актов, материалов периодической печати прошлого века, изучено состояние образования в России в ХУШ-Х1Х веках, рассмотрены архивные материалы по проблеме исследования, находящиеся в фондах ГААО и РГИА. На втором этапе (1997-1998гг.) на основе архивных материалов и изученной литературы выделены основные тенденции процесса развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках. На заключительном этапе (19981999гг.) оформлялись и апробировались результаты исследования.
Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования докладывались на Ломоносовских областных педагогических чтениях (г.Архангельск, 1997, 1998), на областной научно-практической конференции, посвященной 60-летию образования АО ИППК РО и методической службы области (г.Архангельск, 1998), на X Ломоносовских чтениях Поморского государственного университета (г.Архангельск, 1998), на международной научной конференции «Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран» (г.Архангельск, 1998), на международной конференции «Истоки: 2000 лет христианству» (Архангельск, 1999), на Четвертых Ио-анновских образовательных чтениях (Архангельск, 1999), в «Школе педагога-исследователя» АО ИППК РО, на заседании кафедры педагогики ПГУ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Теория и практика национального образования на Архангельском Севере в последней четверти ХIХ в. - 90-х гг. ХХ в.2001 год, доктор педагогических наук Сковородкина, Ирина Зосимовна
Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России2011 год, доктор педагогических наук Дивногорцева, Светлана Юрьевна
Общественно-политическая деятельность православного приходского духовенства Европейского Севера в конце XIX - начале XX вв.2009 год, кандидат исторических наук Рягузов, Сергей Сергеевич
Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского2006 год, кандидат педагогических наук Шевчук, Сергей Васильевич
Православное духовное образование в Архангельской и Холмогорской епархии в XVIII - начале XX вв.2011 год, кандидат исторических наук Санакина, Татьяна Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Квашнина, Людмила Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное нами исследование посвящено выявлению и анализу характерных особенностей развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках. Решение основных задач исследования позволило обобщить полученные результаты и сформулировать следующие выводы.
Государственные и религиозно-нравственные основы определяли характер и облик российской системы образования ХУШ-Х1Х веков. Традиционному религиозно-нравственному воспитанию, сформировавшемуся в культуре Древней Руси на просветительно-бытовых началах, была задана в начале XVIII века государственно-образовательная направленность развития.
В ХУШ-Х1Х веках образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере формировалось и развивалось в рамках общероссийского историко-педагогического процесса. В то же время на развитие образования и воспитания оказали существенное влияние при-родно-географические, • социально-экономические и культурно-истрические региональные особенности.
Характерным для Архангельского Севера в исследуемый период являлось сравнительно широкая распространение грамотности среди крестьянского населения. Суровые природно-климатические условия, малое плодородие почв вынуждали северного крестьянина заниматься торгово-промысловой деятельностью. Это способствовало появлению у поморов потребности в овладении грамотой не только ради чтения церковной литературы, что было, несомненно, очень важно, но и для успешного ведения хозяйственной деятельности. Грамотность сопровождалась книгов-ладением. Идея ценности знания и книги, сформировавшаяся в русле религиозно-нравственного воспитания постепенно вбирает в себя светскую книгу и светское знание. Изначально обучались грамоте в частных домашних вольных школах у мастеров грамоты и у местного духовенства. Традиционно процесс обучения грамоте сопровождался религиозно-нравственным воспитанием учащихся, которое строилось на просветительно-бытовых началах, когда высшее церковное учение применялось к повседневной жизни человека. Под религиозно-нравственным воспитанием мы понимаем., процесс овладения системой религиозно-нравственных представлений, которые становятся базовым элементом мировоззрения й нравственной регуляции поведения личности.
Процесс развития государственной системы школ на Архангельском севере шел довольно медленно. Наибольший количественный приходится на вторую половинуХ1Х века. К этому времени народ начинает стремиться уже не к простой грамотности, а к образованности. Появляется потребность в понимании книжного чтения и газет.
Многолетняя деятельность светских и духовных учебных заведений в Архангельске и уездных городах способствовала формированию провинциальной интеллигенции, не только светской, но и церковной. Это были преподаватели учебных заведений, врачи, священники, чиновники. Их деятельность оказывала влияние на развитие массового педагогического сознания.
С 60-х годов XIX века на Архангельском Севере заметно возрасло общественно-педагогическое движение за открытие «правильных» государственных школ на селе. Северноекрестьянство становится той силой,, которая взяла на себя организацию и содержание школ. Особое место в борьбе за школу занимало нравственное отношение общества к школьному делу. Прежде всего оно было связано с пожертвованиями, благотворительностью, которые понимались в религиозно-нравственной традиции. Формы проявления благотворительности были разнообразны.
Для развития образования на Архангельском Севере характерна довольно рано проявившаяся тенденция развития женского образования, что определялось особой ролью женщины в поморской семье.
Самым распространенным типом школы на Архангельском Севере была начальная школа. Первоначально, как правило, учителями в эти школы назначались приходские священники. Православное духовенство внесло заметный вклад в развитие и распространение начального образования в крае. Оно выступало организатором и носителем религиозно-нравственного воспитания. В образовательно-воспитательной практике шел процесс взаимодействия просветительно-бытового и государственно-образовательного начала в религиозно-нравственном воспитании. Духовенство не могло не согласовывать свои организационно-канонические принципы с традициями волостной автономии, укладом жизни и менталитетом северного крестьянства.
Совершенствование системы духовного образования способствовало развитию общеобразовательного культурного уровня приходского духовенства, что в свою очередь влияло на общее и нравственное просвещение народа.
В целом, развитие образования, духовного и светского, стало фактором социокультурного развития Архангельского Севера. Изменились умственные запросы народа, развились экономические интересы, окрепло гражданское самосознание, но сохранилась ориентация на духовность и нравственность, сформировавшаяся под влиянием религии, как приоритетные ценности образования и воспитания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Квашнина, Людмила Николаевна, 1999 год
1. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник МГУ. Серия 7.Философия. - 1998. № 4. - С.3-17.
2. Аверкиева Г.В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя: Автореф. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1996.-20с.
3. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и воспитания. Октябрь 1997 / Под ред. З.И.Равкина. М.Д997. - 370с.
4. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э.Д.Днепрова, О.Б.Кошелевой. М., 1986.-230с.
5. Алешинцев И. История гимназического образования в России: XVIII-XIX век. Спб.Д912. - 346с.
6. Андреева Е.А. Духовное образование в женских епархиальных училищах // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного воспитания. М.Д998. - СД9-21.
7. Антонов Н.Р. Последний момент реформы преподавания Закона Божьего в русской средней общеобразовательной школе: Критико-педагогический очерк. СПб., 1906. - 87с.
8. Антология педагогической мысли России ХУШв. / Сост. И.А.Соловков. М.Д985.- 479с.
9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. /Сост. П.А.Лебедев. М., 1987. - 558с.
10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. - М., 1990. - 603с.ч/ 11. Арсеньев Н. Дело любви. О духовной и религиозной традиции русской семьи // Социум. 1995. № 6. С.21-31.
11. Атлас Архангельской епархии, состоящий из 30-ти карт. Архангельск, 1890.
12. Ахаткин 3. Полный систематический указатель статей и заметок об Архангельской губернии, помещенных в неофициальной части Архангельских губернских ведомостей за 1869-1881 гг. Архангельск, 1883.-76с.
13. Ахаян Т.К. Педагогические очерки к построению курса «История образования» СПб., 1996. - 71с.
14. Базанов А.Г., Казанский Н.Р. Миссионеры и миссионерские школы на Архангельском Севере. Архангельск, 1936. - 75с.
15. Баркова H.H. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая пол. Х1Х-начало ХХвв.) // Педагогика. 1998. №2. С.70-75.
16. Бирюкова JIM. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка: Автореф. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1995.-22с.
17. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.,1996. - С.55-73.
18. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. № 3. С.30-35.
19. Белов В. Описание Архангельской губернии для народных училищ: родиноведение. Архангельск, 1897. - 82с.
20. Берлинских В.А. Русская провинциальная историография второй пол.Х1Х века. Москва - Киров, 1995. - 395с.
21. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX вв.: Этнографические очерки. JI.,1983. - 233с.
22. Бурцев Е. Из документов Архангельской духовной семинарии. М., 1900. - 62с.
23. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. 1989. № 7. С.111-116.
24. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. Архангельск, 1994. -223с.
25. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века: Автореф. . д-ра пед. наук. Л.,1990. - 52с.
26. Варфоломеев Л.А. Сибирцевы семья архангельская. - Архангельск, 1996.-149с.
27. Васильева З.И. Единство воспитания и обучения школьников. Л., 1980.-36с.
28. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.,1988. -137с.
29. Верюжский В. Афанасий, епископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии. СПб.,1908. - 683с.
30. Владимирский-Будано|5 М. Государство и народное образование в России XVIII века. Ярославль, 1874. - 325с.
31. Воронов A.C. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715-1828 год включительно. СПб.,1849. - 202с.
32. Воронов A.C. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Савост-Петербургского учебного округа с 1829-1853г. -СПб.,1854,-314с.
33. Вощиков Н.Я. Библиографический указатель статей, помещенных в газете «Архангельские губернские ведомости» по вопросам истории, экономики, культуры и быта населения Архангельской губернии за 1838-1915 годы. М., 1974-75гг. - 93с.
34. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России. М.,1954. - 302с.
35. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. № 2. С.49-57.
36. Горохова Е.Г. Наказы крестьян русского Севера в Уложенную Комиссию 1767-1768 гг. как исторический источник. Автореф. . канд. истор. наук. -М., 1982. - 27с.
37. Гопгуляк Л.Д. Становление и развитие земской концепции народного образования в дореволюционной России 1865-1917: На материалах Пензенской губернии: Автореф. . канд. пед. наук. Казань, 1995. -22с.
38. Григоревский С.М. Открытие уездного и приходских училищ в Архангельской епархии (К истории духовного просвещения Архангельского края) //Архангельские епархиальные ведомости. 1905. № 13 -С.475-487; № 14 -С.519-526.
39. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. - 274с.
40. Громыко М.М. Православие в жизни русского крестьянина // Живая старина. 1994. № 3. С.3-5.
41. Громыко М.М., Кузнецов С.В., Буганов A.B. Православие в русской народной культуре: направление исследований // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С.60-68.
42. Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1909. -144с.
43. Днепров Э.Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования (по материалам дореволюционной России) // Советская педагогика. 1986. № 1. С. 107-114.
44. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М.Д998. -464с.
45. Духовно-учебные заведения // Энциклопедический словарь,- Репринтное воспроизведение Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. 1890. Т. 21. -М„ 1991. С.268-270.
46. Егоров С.Ф. Развитие педагогической теории в России конца XIX -начала XX веков // Советская педагогика. 1982. № 6. С. 90-96.
47. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк. -М., 1987. 150с.
48. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.,1983. - 352с.
49. Ефименко А.Я. Крестьянское землевладение на крайнем Севере // Исследования народной жизни. -М.,1884. С.183 -382.
50. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Труды этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Том XXX. М.,1877. - 276с.
51. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России.-М.,1978. 160с.
52. Зайцев В.А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм. -Архангельск, 1983. -208с.
53. Зайцев B.B. Через послушание к свободе? Волгоград, 1996. - 102с.
54. Заринский М. Иерархи Архангельские и Холмогорские // Справочная книжка Архангельской губернии на 1852 год. Архангельск,!853.1. С.156-192.
55. Заринский М. Архангельская духовная семинария // Архангельские губернские ведомости. 1847. № 10,11. С. 145-147.
56. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.,1996. -272с.
57. Зеньковский В.В. Педагогика. М.,1996. - 153с.
58. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. -Казань, 1881.-806с.
59. Иванов И. Указатель законов об учебных заведениях. С учреждения оных в России до настоящего времени; и вообще о народном просвещении. СПб.,1830. - 315с.
60. Иисус Христос и его ученики: Антология гуманной педагогики. М., 1996.-224с.
61. История педагогики сегодня. / Под ред. Воронцовой В.Г. СПб.,1998. - 179с.
62. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие для пед. университетов / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. -М.,1997. 304с.
63. Камкин A.B. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992. - 164с.
64. Камкин A.B. Общественная жизнь северной деревни XVIII века: Пути и формы крестьянского общественного служения. Вологда, 1990. -96с.
65. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Петроград, 1915. - 540с.
66. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. -704с.
67. Каптерев П.Ф. О религиозном воспитании // Воспитание и обучение. 1908. № 4. С.106-133.
68. Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М.,1886. - 244с.
69. Кизеветтер A.A. Роль Северного края Европейской России в истории русского государства. Исторический очерк. Вологда,1919. - 66с.
70. Кизель Н.К., Мазюкевич В.И. Историческая записка Архангельской Ломоносовской гимназии: 1811 1911. - Архангельск, 1912. - 501с.
71. Кириллов А. Архангельское епархиальное женское училище: Краткий исторический очерк. 1863 1896. - Архангельск, 1896. - 79с.
72. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX в. М.,1996. - 124с.
73. Ключевский В.О. Два воспитания // Сочинения в 9-ти томах. Т.9. -М.,1990. С.5-28.
74. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн. 3 М.,1997. - 558с.
75. Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования до эпохи реформ Александра II. М., 1910. - 240с.
76. Козлов В.П. Колумбы российских древностей. М.,1985. - 174с.
77. Козлов Н. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Архангельская губерния. СПб., 1865.-344с.
78. Козмин Н.Д. Краткий исторический очерк развития церковных школ Архангельской епархии: 1884- 1909г. // Архангельские епархиальные ведомости. 1909. №21.-С. 683-689; №22,- С.721-726; № 23-24 -С.757-763; 1910.-№ 1. - С.5-12; № 2.-С.51-57.
79. Колесников П.А. Северная деревня в XV- первой половине XIX века. -Вологда,1976,-414с.
80. Колесников П.А. История Европейского Севера СССР феодальной и капиталистической эпох в дореволюционной и советской историографии // Вопросы аграрной истории. Вологда, 1968. - с.465 -500.
81. Кологриев В.Е. (1778-1867) крестьянин посада Ненока // Русский библиографический словарь Кнаппе-Кюхельбекер. - СПб., 1903. -С.74.
82. Комарова И.И. Научно-историческая деятельность статистических комитетов // Археографический ежегодник за 1986 год. М.,1987. - С. 85- 96.
83. Константинов H.A., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953. - 272с.
84. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994. - 139с.
85. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного ис-торико-педагогического процесса. М., 1994. - 265с.
86. Корнилов И.П. О поощрении уездных и приходских учителей к собиранию местных сведений // Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб., 1902. - С.295- 304.
87. Корольков А. В очеловечивание в образовании // Русская духовная философия.-СПб.,1998 с.72-125.
88. Кошелева O.E. Душевное строение в Древней Руси // Свободное воспитание. -М.,1992. Вып.1. -С.56-64.
89. Кошелева O.E. Заметки об историко-педагогическом исследовании // Советская педагогика. 1991. №6. С.56-64.
90. Кошелева O.E. О роли и значении педагогических традиций // Исто-рико-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов и выступлений. М., 1993. - С.49-51.
91. Кошкина Е.А. Русская педагогическая терминология первой четверти XVIII века: Автореф. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997. - 20с.
92. Крестинин В.В. Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей // Новые ежемесячные сочинения. 4.XVIII., декабрь. 1787г. - С.20-49.
93. Крестинин В.В. Об употреблении над детьми мужеского пола власти родительские и власти учительския, по старинному воспитанию Двинского народа // Новые ежемесячные сочинения. 4.VII. -1790. -октябрь. С.27-44.
94. Кудаева JI.A. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика. 1998. № 8. С.69-74.
95. Кузькин-Леонтьев С. К открытию школ в селах Архангельской губернии//Известия АОИРС. 1919. №5-6.-0.112-117.
96. Кукушкина Л.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки по истории-книжной культуры XVI-XVII веков. Л., 1977. - 223с.
97. Куратов A.A. Источниковедение истории и культуры Архангельского Севера: Учебное пособие к спецкурсу. Архангельск, 1992. -128с.
98. Латынина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало XX века): Учебное пособие. М., 1998. - 584с.
99. Лихачев Б.Т. Школа и церковь: новые отношения? // Педагогика. 1991. С.33-37.
100. Лихачев Д.С. Предварительные итоги тысячелетнего опыта // Книга беспокойств. М„ 1991. - С.237 - 259.
101. Ломоносов М.В.: Антология гуманной педагогики. М., 1996.- 224с.
102. Люкс Л. Евразийство // Вопросы философии. 1993. № 6. С. 105133.
103. Материалы для истории словено-латинской школы в Холмогорах // Архангельские губернские ведомости. 1869. № 58, 59, 60, 61.
104. Мельников Т.Н. Подготовка учителя к оптимизации взаимодействия с верующими детьми: Автореф. . канд. пед. наук. -М., 1997. 18с.
105. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры: В 3-х т. Т.2, ч.2. Искусство. Школа. Просвещение. -М., 1994. -496с.
106. Минина Т.С. Тихая моя родина, или Емецк и его округа. Северодвинск, 1991. - 160 с.
107. Миропольский С.И. Исторический очерк обязательного обучения в России // Обязательность обучения в России. СПб.,1883. - 286с.
108. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейшего до нашего времени. 4.2. СПб., 1899. - 605с.
109. ИЗ.Морозов П. Феофан Прокопович как писатель // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1880. Март. С.72-133.
110. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности). -СПб.,1996. -212с.
111. Народное образование в Архангельской губернии: Из дел канцелярии начальника губернии // Архангельские губернские ведомости. 1868. № 37.-С. 3.
112. Пб.Нафанаил, епископ. Руководство по управлению и ходу духовного для девиц училища в г. Архангельске. Архангельск, 1864. - 48с.
113. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. / Под ред. З.И.Равкина. М., 1996. -295с.
114. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания: вторая половина XIX 90-е гг. XX вв. / Под ред. З.И.Равкина. -М.,1997.-411с.
115. Никандро.в Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. 1997. № 3. С.3-10.
116. Никандров Н.Д. Воспитание и религия // Советская педагогика. 1991. №12.-С. 51-56.
117. Обзор Архангельской губернии: 1885 г. Архангельск, 1886. - 35с.
118. Обзор Архангельской губернии: 1890 г. Архангельск, 1891. - 49с.
119. Основы православного образования в России // Педагогика. 1995. № 3. С,74-81.
120. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. Э.Д.Днепрова М., 1989.-479с.
121. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. Первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф.Шабаева. -М.,1973. 608с.
122. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И.Пискунов. М., 1976. - 600с.
123. Памятная книжка для Архангельской губернии на 1862 год. Архангельск, 1862. - 260с.
124. Панич Т.В. Лечебник Афанасия Холмогорского // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. Тезисы докладов. -Сыктывкар, 1990. С.64-65.
125. Пашкина Н.К. Роль церковно-приходской школы в утверждении православной идеологии в России (конец XIX начало XX вв.): Ав-тореф. . канд. истор. наук - СПб.,1991. - 19 с.
126. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. / Сост. П.В. Алексеев. М.,1993. - 288с.
127. Пилацкий К. Б. Краткое историческое обозрение Архангельской гимназии // Отчет по Архангельской губернской гимназии за 1872/3 учебный год, с приложением краткого исторического обозрения. -Архангельск, 1873. с. 1 -19.
128. Подробное историческое описание Архангельской епархии // Любопытный месяцеслов на лето от Рождества Христова.1795. М.,1795. - С.1-180.
129. Постельс А.Ф. Отчет по обозрению гимназий Петрозаводской, Архангельской, Вологодской и др. СПб., 1863. - 56с.
130. Попов H.A. П.П.Чубинский на Севере. Архангельск. 1914. - 14с.
131. Пошман А. Архангельская губерния в хозяйственном, коммерческом, историческом, топографическом, статистическом, физическом и нравственном обозрении с полезными на все оные части замечаниями. Т. 1. СПб., 1802. -194с.
132. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебный справочник. -М., 1994, 94с.
133. Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. Т.1. Книга 2. Архангельская губерния. СПб. 1845. - 149с.
134. Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований // Педагогика. 1994. №1. С.89- 96.
135. Рачинский С.А. Сельская школа. -М., 1991. 176с,
136. Реклю Э. Россия европейская и азиатская. Т.1 СПб., 1883. - 512с.
137. Рождественский C.B. Очерки по истории систем народного образования в России в конце XVIII-XIX в. Т.1. - М., 1912. - 630с.
138. Российская модернизация: проблемы и перспективы. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. № 7 С.З- 39.
139. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И.Клибанов М., 1989.-719с.
140. Святецкий. Положение начальных школ на Севере // Известия АО-ИРС. 1912. № 2. С.49 - 53.
141. Севастьянова A.A. Русская провинциальная историография второй пол. XVIII в.: Автореф. .д-раистор. наук. СПб., 1993. - 37с.
142. Семевский В.И. Сельский священник во второй пол. XVIII в. // Русская старина. 1877. T.XIX. С.501-538.
143. Сибирцев И.М. Исторические сведения из церковно-религиозного , быта г. Архангельска в XVII и первой половине XVIII века. Архангельск, 1894. - 128с.
144. Сибирцев М.И. Историческая записка об Архангельской духовной семинарии, читанная в собрании семинарии 12 декабря 1877 года // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1878. №5. -С. 189-202.
145. Синицына П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период): Учебное пособие. Архангельск, 1996. - 142с.
146. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания: Автореф. канд. пед. наук. -М.,1995. 16с.
147. Смагина Г.И. Екатерина II о воспитании и образовании внуков. -СПб., 1994.-39с.
148. Смирнов A.B. Педагогические взгляды В.В.Крестинина // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда,1970. - С.594-606.
149. Смирнов A.B. К истории зарождения сельских школ и сельскохозяйственных учебных заведений на Севере России // Вопросы аграрной истории. Вологда,1968. - С. 263-278.
150. Смирнов A.B. Школа и педагогическая мысль на Севере России в XVIII веке: Автореф. . канд. пед. наук,- М.,1961. 16с.
151. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIXb. M.,1954. - 310с.
152. Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV-XVII вв.// Педагогика. 1998. № 6. С.61-71.
153. Собрание педагогических статей о преподавании Закона Божьего протоиерея Дмитрия Соколова, отпечатанных (1861-1888г.) в различных повременных изданиях. СПб.,1900. - 383с.
154. Современные проблемы истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И.Равкина. Том 2,- М.,1994. 140с.
155. Соколов Д.П. Исторический очерк преподавания Закона Божьего в светских учебных заведениях // Воспитание и образование. 1888. № 4-5. С.4-174.
156. Соллертинский С.А. Дидактическое значение Священной истории в круге элементарного образования: Опыт историко-критического исследования. СПб.,1883. - 370с.
157. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 15-ти кн. -М., 1963. Кн. 11 (т.21-22). - 648с.
158. Справочная книга по Архангельскому городскому общественному управлению. 1870-1910 гг. Архангельск, 1910. - 722с.
159. Статистическое изображение городов и посадов Российской империи по 1825 год. СПб., 1829. - 95с.
160. Стеклов Е. Школьный апостол //Педагогика. 1998. № 2. С.64-70.
161. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.,1991. -367с.
162. Сулимов B.C. Очерки по истории народного образования Западной Сибири. Тюмень, 1995. -55с.
163. Сушко A.B. Духовные семинарии в России: до 1917 г. // Вопросы истории. 1996. № 11-12. -С.107-114.
164. Сысоева Е.К. К истории начального образования в России в первой четверти XIX в. (Училищный устав 1804 г.: идеи и их реализация) //
165. Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1998. № 5. -С. 14-29.
166. Торжественное открытие Ломоносовского училища в деревне Дени-совка 3 окт.1868г. Архангельск,!868. - 27с.
167. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. С. 3 - 7.
168. Труды Архгубстаткомитета за 1865 год. Архангельск, 1866.
169. Тюрин В.Г. Архиепископ Макарий исследователь культуры Русского Севера // Религиозная жизнь Архангельского Севера: История и современность. - Архангельск, 1997. - С. 160 - 166.
170. Указатель статей, помещенных в неофициальной части Архангельских епархиальных ведомостей за первые 25 лет их существования с 1888 по 1912 гг. Архангельск, 1915. -312с.
171. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия // Педагогические сочинения: В 6 т. Т.З / Сост. С.Ф.Егоров. - М.,1989. - 512с.
172. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С.Ф.Егоров. - М., 1989.-С. 358-363.
173. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6т. Т.1 / Сост. С.Ф.Егоров. - М., 1989. - С.27-57.
174. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. М., 1995. - 160с.
175. Хомяков Д.А. Православие как начало просветительно-бытовое, личное и общественное. М., 208с.
176. Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы. М.,1992. -119с.
177. Чарушин A.A. Народная грамотность. Запросы деревни на книгу // Известия АОИРС. 1915. № 10. С.346 - 355; № И. - С.394 - 405.
178. Человек и мир в культуре России XVIII века / Отв. ред. А.И. Есюков. -Архангельск, 1997. 199с.
179. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923.-148с.
180. Чубинский П.П. Несколько слов о народном образовании. Архангельск, 1868,- 16с.
181. Чубинский П.П. Список статей, помещенных в Архангельских губернских ведомостях по истории, географии, этнографии и статистике губернии. С 1838 по 1 января 1865 гг. Архангельск, 1866.
182. Шаляпин С.О. Религиозная ситуация на Русском Севере в исторической ретроспективе (XIII-XIX вв.) // Религиозная жизнь Архангельского Севера: История и современность. Архангельск, 1997. - С.6-22.
183. Шапкина А.П. Петербургская школа в первой половине XIX века: Автороф. . канд. истор. наук. JL, 1984. - 18с.
184. Шаповалов В. О категориях культурно-исторического процесса в России // Свободная мысль. 1993. № 6. С. 68 - 78.
185. Ширяев B.JI. Изучение истории религий как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации: Автореф. . канд. пед. наук. СПб., 1995. - 19с.
186. Шмеман А. Исторический путь православия. Париж, 1989. - 388с.
187. Шпак А.Н. Роль губернских статистических комитетов в развитии книжного дела в русской провинции // Книга: Исследования и материалы. Сб. LUI. M., 1986. -С.160 - 167.
188. Шперк Ф.Ф. Краткий очерк истории народного образования в г. Архангельске. Архангельск, 1905. - 95с.
189. Шперк Ф.Ф. Страничка из моих скитаний по белу свету. Архангельск, 1903. - 72с.
190. Шперк Франц Федорович (Фридрихович) // Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. 1903. Т. 39.-М., 1991.-С.827.
191. Штукенберг И.Ф. Статистические труды. Ст. 1. Описание Архангельской губернии. СПб., 1857. - 70с.
192. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье XVIII-XIX веков: Авто-реф. .канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997. - 18с.
193. Экономцев И. Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лиху-дов // Православие, Византия, Россия. М.,1992 - 233с.
194. Юдин A.B. Русская народная духовная культура. М.,1999. - 331с.
195. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ПСЗРИ).
196. ПСЗРИ: 1720-1722. СПб., 1830. - Т. VI. - № 3718. Устав Духовной Коллегии-С.315-346.
197. ПСЗРИ: 1762-1765. СПб., 1830. - Т. XVI. - № Ц716. Инструкция, данная комиссии о церковных имениях. - С. 117-124.
198. ПСЗРИ: 1784-1788. СПб.,1830. - T.XXII. - № 16421. Устав народным училищам Российской Империи. - С. 646-662.
199. ПСЗРИ: 1802-1803. СПб., 1830. - Т. XXVII. - № 20334; № 20346. -О заведении в семинариях обучения медицинским наукам. - С. 204205.
200. ПСЗРИ: 1802-1803. СПб., 1830. - Т. XXVII. - № 20597. Предварительные правила народного просвещения. - С.437-442.
201. ПСЗРИ: 1808-1809. СПБ., 1830. - Т. XXX. - № 23122. Доклад об усовершенствовании духовных училищ. - С. 368-395.
202. ПСЗРИ: Собр. 2-е. СПб., 1830. - Т. Ш. - № 2502. Устав гимназий и училищ уездных и приходских. - С. 1097-1127
203. ПСЗРИ: Собр. 2-ое. СПб., 1867. - Т. XXXIX. - № 41068. Положение о начальных народных училищах. - С.613 -617.
204. ПСЗРИ: Сбор. 2-е. СПб.,1867. - Т. XXXIX. - № 40557. О преобразовании уездных училищ: Холмогорского, Шенкурского и Мезенского и приходского Пинежского и учреждении женского приходского училища в Кеми. - С. 86-87.
205. ПСРИ: Собр. 2-е. СПб., 1867. - Т. XXXIX - № 41472. Устав гимназий и прогимназий. - С.167-179.
206. ПСЗРИ: Собр. 2-ое. СПб., 1873. - Т. XXXXIII. - № 46271. Устав епархиальных женских училищ. - С.254-261.
207. ПСЗРИ: Собр. 3-е. СПб., 1887. - T.IV. - № 2318. Правила о церков-но-приходских школах. - С. 372-374.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ.
208. РГИА. Ф.730, оп. 2, д. № 1029. В комиссию об учреждении училищ из Архангельского Приказа общественного призрения. Историческая записка. - 23 л.
209. РГИА. Ф.730, оп. 2, д. № 1036. Ведомость о состоянии школ Архангельской губернии за вторую половину 1800 г. с исторической запиской. -10 л.
210. РГИА. Ф. 802, оп. 9, д. № 7. По отчету Статского советника Керк-ского о проведенной им в 1870 г. ревизии духовно-учебных заведений архангельской епархии.
211. РГИА. Ф. 802, on. 9. Отчеты IV. Раздел 1. Ежегодные отчеты по духовно-учебным заведениям Архангельской епархии. 1878/79; 1879/80; 1880/81; 1881/82 учебный годы.
212. РГИА. Ф. 803, оп. 10, ед. хр. 1. Отчет о состоянии церковноприходских школ Архангельской епархии за 1884/85; 1885/86; 1886/87; 1887/88; 1888/89; 1889/90; 1891/92 учебный годы. -л. 9-16.
213. РГИА. Ф. 803, оп. 16, д. № 177. Ведомость Архангельского Епархиального училищного Совета о церковных школах Архангельской епархии. 1903. Приложение к годовому отчету. - л.29.
214. РГИА. Ф. 809. оп. 9. д. № 20. О ревизии в 1885 году действительным статским советником Зинченко духовно-учебных заведений архангельской епархии.
215. РГИА.Ф.733. оп.117. д. № 71. Отчет Министерства Народного Просвещения за 1802г. - л.2. - Ведомость о числе народных училищ, пансионов, учителей и учеников. 1802г.
216. Фонд № 61 «Директор народных училищ Архангельской губернии»1786- 1919гг )
217. ГААО. Ф. 61, оп. 1,ед.хр. 1.-57 л.
218. ГААО. Ф. 61, оп. 2, д. №12.
219. ГААО. Ф. 61, оп. 2, д. №514.
220. ГААО. Ф. 61, оп. 1,д.№489.
221. Фонд № 73 « Архангельская духовная семинария» ( 1799- 1920гг)
222. ГААО. Ф. 73, on. 1, д. №685.-12л.
223. ГААО. Ф. 73, on. 1, д. №804.-16 л.
224. ГААО. Ф. 73, on. 1, д. № 505. 21 л.
225. ГААО. Ф. 73, оп. 1, д. № 301.
226. ГААО. Ф. 73, оп. 1, д. № 284.
227. ГААО. Ф. 73, оп. 1,д.№317.
228. ГААО. Ф. 73, оп. 1, д.№ 269.
229. ГААО. Ф. 73, оп. 1, д. № 489.
230. Фонд № 28 « Архангельский епархиальный училищный совет»1885 1919гг)230. ГААО. Ф. 28,оп. 2,д.№13.
231. ГААО. Ф. 28, оп. 1, д. № 160.
232. ГААО. Ф. 28, оп. 2, д. № 36.
233. ГААО. Ф. 28, оп. 1,д.№225.
234. ГААО. Ф. 28, оп. 1, д. № 10.
235. ГААО. Ф. 28, оп. 1, д. № 203.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.